Патриотизм в системе ценностей современной молодежи. Патриотизм в современном российском обществе. Рекомендованный список диссертаций

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2006 г. Выпуск 3. С. 80-86

ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В.Б. Орлов, В.И. Лесняк

Чем дальше двигается общество по пути рыночных преобразований и более приближается к человекоцентристской модели образования, тем явственней проступает у определенной части общества недооценка государственных приоритетов, в ряду которых стоит и патриотизм.

Так, выявляя педагогический смысл обновленного понятия «патриотизм», современный автор Г. А. Коновалова пишет: «Патриотизм в его традиционном понимании как любовь к Родине и как идеологически ангажированное чувство, предполагающее доминирование общественных интересов над личными, личностное самопожертвование, ощущение собственного «я» деталью огромной государственной машины, - все это ушло в прошлое вместе с советским временем» .

Анализируя эту сентенцию, выскажем твердое убеждение, что любовь к Родине была, есть и будет сердцевиной патриотизма. Что касается патриотизма как идеологически ангажированного чувства, заметим, что это чувство, прежде всего, без всякого ангажемента присуще каждому истинному гражданину, а во-вторых, до тех пор, пока существует государство, патриотизм будет выступать в качестве идеологического стержня. Чем более демократично общество и государство, тем большая роль отводится патриотизму. Без него не смогут существовать ни государство, ни общество, ни личности, составляющие нравственный и деятельностный континуумы данного общества. Хотя прежняя трактовка - «раньше думай

о Родине, а потом о себе» - и несколько потеснена в сознании россиянина другим пониманием: «Если я не для себя, то зачем я?», но в то же время каждый здравомыслящий человек вполне резонно задается вопросами: «Но если я только для себя, то зачем я живу?», «Что я смогу сделать в одиночку?», «Какая сила защитит мои права и свободы?». Мы не отрицаем, что приоритет личности, устремлений и интересов каждого человека в развитии общества, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо отражается в содержании основных нравственных понятий и понятия «патриотизм» в том числе. Однако пока существует страна, нужны и силы, оберегающие ее целостность и независимость. И в этом деле альтернативы патриотизму просто не существует!

Безусловно, новые реалии мира (глобализация, интеграционные процессы, создание единого мирового сообщества, информатизация, становление поликультурности и т.п.) и страны (распад СССР, возникновение СНГ, изменение границ и геополитического пространства Родины, переход к рыночным отношениям и попытка построить гражданское общество) подвергли трансформации общественное мнение части россиян относительно роли и места патриотизма в современном мире и России.

Некоторые россияне ошибочно полагают, что переход России к рыночным отношениям в эпоху нового общества, формирующегося под влиянием информатизации и глобализации, ведет к «единству человеческого рода», понимаемому зачастую абстрактно, вне связи с обострением терроризма на международной арене, без учета не изжитых из сознания антигуманных парадигм развития человечества. Такие западные доктрины развития, как приостановка научно-технического прогресса (идея «нулевого роста») для отдельных стран (аутсайдеров) во благо лидеров, признание неомальтузианской теории необходимости сокращения роста народонаселения Земли, превращение России в сырьевой придаток развитых стран и некоторые другие неопровержимо доказывают, что идеология космополитизма, по меньшей мере, абсурдна, если не сказать вредна, ибо антинародна по сути. Наличие внешней опасности и внутренняя нестабильность не позволяют отказаться от национального суверенитета, национальных традиций и культуры.

Резко растущая социальная дифференциация, как между различными странами, так и внутри отдельных стран, в сочетании с борьбой за ресурсы приводит к текущим локальным конфликтам и несет в себе высокую угрозу глобального потрясения. В этих условиях опасно скатиться и к национализму, ибо он ожесточает людей, затрудняет и приостанавливает процессы сотрудничества и кооперации стран и народов, и к космополитизму. Именно поэтому патриотизм выступает той золотой серединой, которая позволяет народам, населяющим Россию, уверенно жить и работать на исконно своих территориях.

В современных условиях патриотизм должен стать идеологией и государства, и гражданского общества, которое включает систему независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество включает различные группы и сообщества: семью, церковь, политические партии, профсоюзы и т.д.

В основе гражданского общества лежит не только частная собственность, позволяющая гражданам сохранять экономическое достоинство, но и все другие формы собственности: государственная, коллективная, муниципальная и т.д.

Условиями функционирования гражданского общества выступают: социальная свобода, демократическое социальное управление, существование политической деятельности и дискуссии, властность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению, наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его права на существование.

Существование гражданского общества, его формирование невозможны без появления новых общественных индивидов - граждан, имеющих равные гражданские права и соответствующие качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллективах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто гражданской основе. Гражданственность является той новой социальной основой, которая должна питать патриотизм современного россиянина.

Это качество характеризуют такие показатели социальной зрелости, как: научное мировоззрение; уважение к чужой собственности; признание человеческой жизни главной земной ценностью; любовь к родине, природе, детям; преклонение перед женщиной - матерью; иммунитет к национальной и расовой розни, к разжиганию классовых антагонизмов; отрицание насилия как способа решения спорных проблем; религиозная терпимость, уважение религиозных чувств верующих; готовность к труду и осознание его как источника процветания человека и общества; отношение к учёбе как к важнейшему средству совершенствования личности; осознание важности гражданской активности для демократической трансформации России, как на региональном, так и на местном уровне и, прежде всего, патриотизм.

Итак, становление гражданского общества в России не только не отменяет, а, наоборот, объективно обусловливает актуализацию патриотического воспитания личности, подчеркивая его идейную и психолого-педагогическую значимость для граждан, что делает необходимым раскрытие сущности, показ наиболее эффективных форм работы, определение основ системы патриотического воспитания, выявление организационно-педагогических условий, оказывающих эффективное воздействие на защитника Родины, определение уровней воспитанности, системы руководства, анализ возможностей различных форм работы.

В системе образования современной России с конца 90-х годов минувшего столетия наметилась тенденция исследования проблемы патриотического воспитания, хотя с начала 90-х годов, как отмечает В.В. Дьяченко, общая ситуация в стране отличается высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности, напряженности между всеми социальными явлениями и процессами. Во многих школах ликвидированы музеи боевой и трудовой славы. Практически не используется историко-культурное наследие регионов. В СМИ не прекращается пропаганда худших западных ценностей: насилия, секса, сатанизма, национализма, меркантилизма .

Современные проблемы героико-патриотического воспитания следует рассматривать в контексте другой, более глобальной проблемы - проблемы кризиса духовности.

Конец XX века стал для России очередным смутным временем. В научной и популярной литературе много говорилось об экономической и социальной составляющих системного кризиса российской культуры. Куда меньше внимания уделялось исследованию духовного кризиса. При

этом современного исследователя абсолютно дезориентирует традиционная трактовка духовной сферы жизни общества лишь как надстройки над экономическим базисом, которая, хотя и оказывает активное обратное влияние на другие сферы, играет все же второстепенное значение в общественном развитии. Отсюда расхожее мнение о том, что как только появятся положительные сдвиги в экономике - повысится и уровень духовности россиян. Но столь ли жестко связаны экономика и духовность? Ведь вряд ли можно признать США - лидера мировой экономики - самой высоконравственной, высококультурной страной.

В общественном сознании глубокой эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детские души через средства массовой информации и произведения культуры внушались не лучшие образцы массовой культуры, космополитизма. Сегодня россиянину, пишет В. А. Караковский, «внушается комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране» .

Настораживает то, что уже существуют радикальные, псевдопатриотические организации, которые пытаются оказать влияние на те категории населения, которые по тем или иным причинам не могут адекватно реагировать на происходящие социальные процессы. Именно поэтому здоровые силы нашего общества и государственные структуры проявляют особый интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания россиян, и, прежде всего, молодежи, тем более что патриотическая идея в истории России занимала ведущее место.

Патриотизм в России всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что основой народа и патриотического воспитания «является идея Родины, как национальный идеал, который особо важен для воспитания» .

В связи с глобальными социально-политическими преобразованиями в России прекратила свое существование действовавшая в свое время система идеологического воспитания граждан, а с ней и прежняя система советского патриотического воспитания. Поскольку были размыты ценности, скреплявшие духовное пространство советского общества, их место стали занимать активно пропагандируемые идеи сепаратизма и национализма. Отсюда - парад суверенитетов, появление очагов напряженности в разных районах страны. Тогда стала понятной опасность полной деидеологизации общества, которая была провозглашена в начальный период российских реформ частью правящей элиты. По сути, это означало разрушение духовного стержня общества, а значит и разрушение государственности.

Избавление от комплекса исторической неполноценности может обернуться и зачастую оборачивается ярым национализмом (вспомним, как зародилась в США философия негритюда). «Важно отметить, что границей, отделяющей патриотизм от национализма, является признание принципа приоритета общечеловеческих ценностей. Национализм не просто предполагает защиту собственного народа, любовь к своей стране, но и абсолютизацию этих интересов, стремление их реализовать любыми методами, игнорируя интересы других народов» .

Одним из путей преодоления национализма может стать обращение к религии как одной из наиболее древних форм общественного сознания, которая на протяжении многих столетий формировала базовые духовные ценности в обществе. При этом базовые духовные ценности приобретали сакральный смысл. Особое значение формирование таких ценностей имеет для воспитания защитника Родины. Большинство религий мира указывает на то, что защита веры, Отечества, народных традиций открывает человеку прямую дорогу к вечному блаженству. Православие в этом смысле не является исключением. Неслучайно некоторые российские полководцы причислены к лику святых. Символично и то, что в дореволюционное время воины шли в бой за Веру, Царя и Отечество. Вера стояла на первом месте. Однако попытка с помощью «кавалерийской атаки» овладеть полузабытой православной традицией отношения к Отечеству пока не возымела действия на сознание молодых россиян.

При этом отечественные средства массовой информации постарались выплеснуть все, что накопилось в годы застоя, ниспровергая при этом все, что было сделано и накоплено в советские годы, искажая исторические факты, иронизируя по поводу традиционной российской нравственности и духовности, открыто издеваясь над патриотическими чувствами народа. По сути дела СМИ стали готовить патриотов для других стран.

Непреходящий характер патриотизма, его значение в жизни народов и каждого человека, влияние на развитие определенного общества позволяет рассматривать его как социальнонравственную ценность. Обоснуем данную точку зрения подробнее.

Под ценностями понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества» .

Выделяют три формы существования ценностей: 1. Ценности как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием и содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Эти ценности могут быть общечеловеческими («вечными») и конкретно-историческими; 2. Ценности в объективированной форме (произведения материальной и духовной культуры, поступки людей, конкретно воплощающие этические, эстетические, политические и прочие общественно ценностные идеалы); 3. Личностные ценности, являющиеся одним из источников мотивации поведения. Эти ценности, социальные по своему характеру, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психическую структуру личности .

Личностные ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархическая система личностных ценностей, которая складывается в процессе деятельностного распредмечивания содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры.

Личностные ценности отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций, которые рассматриваются как моральные, эстетические, политические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта субъектом и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности.

Личностные ценности выступают в трех видах: ценности-нормы, ценности-цели и ценности-качества.

Патриотизм как ценность-качество должен выступать устойчивым элементом морального сознания и повседневного поведения личности. Это качество органически связано со многими другими, в частности, с героизмом. Единство и взаимопроникновение их заключается в том, что любая нравственная черта может быть выражена лишь посредством других, через другие черты.

В структуре личностных ценностей традиционно выделяют три взаимосвязанных компонента: когнитивный (познавательный), эмоциональный и поведенческий . Наряду с этими компонентами мы выделяем и интенциональный компонент, обеспечивающий освоение и присвоение полученного извне. Он связан с внутренним напряжением, активной мыследеятель-ностью и, в конце концов, служит важнейшей предпосылкой формирования волевого акта. Интен-циональный компонент обеспечивает проявление поведенческих реакций, в том числе и героизма.

Н.В. Ипполитова справедливо отмечает: «У каждого народа процесс формирования социальных, нравственных ценностей отражает национальные особенности, традиции, касающиеся путей социализации личности, проявляющиеся в культуре. Однако наряду со специфическими ценностями определенного народа или общества существуют и общечеловеческие ценности» . Названный автор выводит из диалектики взаимодействия национального и интернационального, на наш взгляд, весьма спорный результат: ценности определенного народа (общества) и общечеловеческие ценности, «взаимодействуя между собой, представляют взаимосвязь национального и интернационального, совокупность определенных фундаментальных национальных ценностей и соответствующих им норм. Они выражают общие интересы человечества и при этом не противоречат, а дополняют и развивают друг друга (курсив -наш, прим. В.О., В.Л).

На наш взгляд, не следует понимать общечеловеческое «как единство национального и интернационального, как сложный процесс взаимодействия общего и частного, объективного и субъективного факторов» .

Нам представляется, что общечеловеческие ценности носят интерсоциальный, интернациональный характер. Эту позицию разделяют В.И. Лешер, Н.М. Таланчук и другие ученые. Интерсоциальные ценности отражают большую степень обобщения, а, следовательно, лишены той национальной конкретики, которая может быть непонятна и даже чужда представителям иных наций и народностей. Скажем, можно ли понять и принять традицию людоедства некоторых африканских племен? Можно ли понять и принять традицию мужчин некоторых народов Севера, искренне и заинтересованно предоставляющих для любви своих жен дорогим гостям? Понять и объяснить можно: в первом случае - необходимостью питаться; во втором случае - стремлением избежать кровосмешения и получить жизнеспособное потомство. Оба явления имеют биологическую природу и диктуются тяжелейшими условиями существования и выживания. Однако принять данные ценности, интерсоциализировать их невозможно, ибо они противоречат таким общечеловеческим ценностям, как уважение чужой жизни, супружеская верность.

Характерной чертой патриотизма является его органическая взаимосвязь с уважением к другим народам, с признанием их достижений, стремлением узнать их историю, культуру, освоить их прогрессивный опыт. Поэтому патриотизм представляет собой сложное образование, содержательно отражающее совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей .

Итак, патриотизм в социально-педагогическом плане понимается как социально-нравственная ценность, выражающая единство человеческого рода, общность исторических судеб народов, населяющих планету, и в этом отношении позволяет возвыситься над социальной и этнической разобщенностью людей, сохраняя при этом национальные особенности каждого народа .

Главными объектами ценностного отношения человека-патриота выступает его любовь к Родине и верность Отечеству.

Проведенный нами контент-анализ более чем трех десятков определений патриотизма и патриотического воспитания позволил определить, иерархически выстроить и содержательно наполнить компоненты такого сложного структурного образования, каким является патриотизм (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты патриотизма Содержание

Эмоциональный Любовь к Родине, к родным местам, родному языку, родной природе; уважение к героическому прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, классовой розни; стремление к укреплению чести и достоинства Родины; уважение к силовым структурам; гордость (национальная; за достоинства страны)

Интеллектуальный Знание истории Родины, понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга

Интенциональный (потребностно- мотивационный; волевой) Готовность защищать Родину, служить ее интересам, умножать своим трудом достоинства страны; следование российским традициям, нравам, обычаям; сохранение прогрессивных традиций; верность Отечеству, общественному строю, сыновнему долгу; стремление ставить общественные интересы выше личных

Деятельностный Активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов; бережное отношение к собственности

Попытаемся с учетом вышеприведенного анализа описать структурные компоненты понятия «патриотизм», указанные в табл. 1.

Выделение эмоционального компонента обусловлено эмоционально-чувственным началом патриотизма. Это начало, прежде всего, проявляется в переживаниях в отношении «мое», а затем - «наше». Эти чувства и эмоции произрастают из хватательного рефлекса. Беря что-то, человек присваивает (делает своим) ранее чуждый (чужой, ничей и т.д.) объект. Не случайно так много авторов (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В. И. Ленин, П.М. Рогачев, А.В. Русецкий, М.А. Свердлин, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.), определяющих патриотизм через понятие «чувство». Наиболее сильным чувством в анализируемом компоненте является чувство любви к Родине.

Следующим компонентом в структуре патриотизма, который мы выделяем вслед за большинством исследователей, является интеллектуальный компонент. Он характеризует знания, взгляды, убеждения человека. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков.

В современных философских исследованиях отмечается, что человеческое поведение определяется взаимодействием внешних объективных условий и системы внутренней детерминации, которая включает в себя три основных подсистемы: потребности, субъективные возможности (способности, знания, умения, качества характера) и жизненная позиция (диспозиция, готовность). Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию. Подсистема потребностей задает модели потребного будущего и исходные импульсы к их реализации; подсистема возможностей дает средства для удовлетворения потребностей; а подсистема жизненной позиции осуществляет выбор предпочтительных потребностей и способов их удовлетворения и обеспечивает непосредственную готовность к определенному типу деятельности, определенного рода поступкам. В совокупности данные компоненты являются необходимыми и достаточными для обеспечения внутренней детерминации поведения . Именно внутренняя детерминация поведения выступает в качестве содержания ин-тенционального компонента патриотизма и героико-патриотического воспитания. А это означает, что знания, умения, навыки, полученные на когнитивной стадии воспитания, в процессе интенциональной стадии превращаются в идеалы, принципы, готовность к героикопатриотическому поведению, поступкам, действиям, которые осуществляются на праксиологической (деятельностной, практической) стадии.

Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе активной деятельности самой личности в процессе героико-патриотического воспитания и самовоспитания. Формы этой активности различны в разных сферах жизнедеятельности личности. Особое значение имеет деятельность, в процессе которой происходит интенсивный обмен социальным опытом и осваивается система данного общества. Выступая стимулятором активного жизненного проявления личности, ценности служат средством повышения продуктивности ее жизнедеятельности, возвышения ее нравственного потенциала. Человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки только в практической деятельности. Человек-патриот проявляет свою жизненную позицию в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент.

Итак, патриотизм как ценность, качество личности проявляется на различных уровнях по-разному: на интеллектуальном (когнитивном) - как интерес к познанию истории Отечества, как знание Отечественной истории; на эмоциональном - как высшее моральное чувство; на интенциональном - как социально-нравственный принцип, как готовность встать на защиту Родины, на деятельностном (праксиологическом) - в поведении и деятельности по обеспечению правопорядка и охране личности, общества и государства

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дис. ...д-ра. пед. наук. - М., 2001. - 396 с.

2. Дьяченко М.И., Кандытович Л.А., Понаморенко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - М.: Российский архив, 1995.

3. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Дис. .д-ра. пед. наук. - Челябинск: ЧелГУ, 2000. - 390 с.

4. Караковский В.А. Стать человеком. - М., 1993. - 80 с.

5. Коновалова Г. А. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе: Дис. .канд. пед. наук. - Томск, 2003. - 197 с.

6. Культура жизни личности: Проблемы теории и методологии социально-психологического исследования /Л.В. Сохань, В.А. Тихонович, Е.А. Донченко и др. - Киев: Наукова думка, 1988. - 192 с.

7. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. Полн. Собр. Соч., Т. 37. - с. 188-197.

8. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

9. Рогачев П.М., Свердлин М. А. Патриотизм и общественный прогресс. - М.: Политиздат, 974. - 280 с.

10. Русецкий А.В. Художественная культура и военно-патриотическое воспитание. - Минск: Беларусь, 1980. - 126 с.

11. Социологический словарь /Сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульга. - Минск: Университетское, 1991. - 528 с.

12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина //Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.

1 /Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - С. 267 - 538.

13. Спурел Х. Патриотизм с биологической точки зрения. - М., 1914. - 71 с.

14. Философский словарь. /Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

15. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пос. - 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.

16. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель. - 1997. - № 1. -с. 3-10.

За последние полтора десятилетия российской истории, пожалуй, ни одна идеологическая ценность не подвергалась таким переосмыслениям, а следовательно, испытаниям, как патриотизм.

Характерной чертой перестроечного времени стало крушение различных догм и постулатов. Так была брошена в оборот и подхвачена интеллектуалами фраза: «Патриотизм – это чувство примитивное, оно есть даже у кошки». Предполагалось, что патриотизм - отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободное от прежних стереотипов.

Прошло некоторое время и в канун 50-летия Победы над фашизмом тем же интеллектуалам пришлось реанимировать патриотизм, как неотъемлемую составную часть российского менталитета. Оказалось, что без патриотизма невозможно построить новое сильное государство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможно выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке, росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможно улучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела.

Исторически формирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, на котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством и составляло вкупе Отечество.

Одной из ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, а не захвата чужих земель. "Да не посрамим земли Русской!" - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой истории Российской армии. С середины XIII века с утратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русской земли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Со второй половины XIV века клич "За землю русскую!" возродился в сочетании с другим "За веру православную!". Православие объединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя и одухотворяя эту борьбу.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В петровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельно господствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был рост национального самосознания складывающейся русской нации, что нашло свое выражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как "Отечество" и "патриотизм".

Отечество отождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на ней общностью населения, постепенно вырабатывалось представление "мы - россияне".

Понятие патриотизм наиболее точно определил Н.М.Карамзин: "Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях". Похожее определение дает В.Соловьев: "Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма". Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главных задач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за их решение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан с жертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи. Призыв "положить жизнь за Отечество" звучал в стихах Н.М.Карамзина, С.Н.Глинки, А.И.Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен в общественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей, а главным девизом россиян становятся слова "Бог, Царь и Отечество". С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского. "Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего...". , "Артикуле воинском", написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах.

История нашего государства - это история войн в его защиту. Поэтому стержнем государственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание, получив-шее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова, М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева и других.

В послеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношений в обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось, ослабля-лось, утрачивая национальные корни. Значительнее слабее стала преемственность поколе-ний, нарастали тенденции маргинализации населения, особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великих предков. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К.Жуков отмечал, что "не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг». общественная система не в состоянии оказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моменты судьбоносных испытаний.

Менталитет советского общества, хотя и содержал в себе многие общерусские ментальные черты, тем не менее, весьма существенно отличался от менталитета прошлых веков. Этому способствовало стремление власти ограничить влияние церкви, режим террора и насилия в стране, принижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения, культ личности. Этот период привел к образованию своеобразного и неповторимого менталитета "советского человека", по выражению Л.Н.Пушкарева "сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумываясь о последствиях".

В современное время в условиях господства эгоцентрически трактуемой либеральной идеи стала возможной общественная деморализация. А.И.Солженицин, характеризует следующим образом изменения в русском менталитете в новом Российском государстве: "...Рублево-долларовый удар 90-х годов по новому потряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты - оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление. "Нажива" стала новой идеологией. Разгромная, разрушительная переделка... - густо дохнула распадом в народный характер".

Перед Россией встала важнейшая задача - реализовать огромный духовно-нравственный потенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решения проблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должна постоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому в последнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, которая смогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнению А.Кивы "Национальная идея - это обруч нации. Как только он лопается, нация либо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвой какой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии".

Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнить пророческие слова В.В.Розанова: «Цивилизации гибнут от извращения основных добродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло».

Список литературы

Н.А.Баранов. Патриотизм в системе общероссийских ценностей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значение патриотизма в развитии современного общества

Т.С. Косенко, С.В. Камашев

Новосибирск

Идея патриотизма во все времена занимала особое место во всех важнейших сферах жизнедеятельности общества: идеологии, экономике, политике, образовании (обучении и воспитании), культуре, экологии и т. д.

Содержание и направленность патриотизма определяются духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные бедствия, войны и т. д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Современное общество находится на этапе выработки ведущей национальной идеи в России, которая, по мнению В.И. Лутовинова, "вселяет надежды определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи, выработку общероссийского патриотического идеала, способного вдохновить соотечественников на многотрудные и славные свершения во имя благосостояния и духовного преобразования Родины" .

Обновление общественных отношений в современном обществе повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. Как отмечает Б.Т. Лихачев: "в сознании людей происходит переоценка нравственно-эстетических ценностей; возвращение к историческим духовно-нравственным истокам; освобождение от идеологической засоренности, давления идейных догм и стереотипов; уход от негативного в прошлом и противостояние не менее негативному в сегодняшней общественной жизни. Очевидно, что сегодня осуществляется не только социальное, но и духовное расслоение общества: одни живут воспоминаниями о прошлом, другие - находятся в состоянии активного поиска новых нравственных идеалов, третьи - "без руля и без ветрил", освободившись от всякой идеологии, руководствуются лишь циничной жаждой наживы и получения удовольствия" .

С одной стороны, падение духовно-нравственных ценностей в условиях социально-политической, социально-экономической нестабильности приводит к кризису национального самосознания, духовному вакууму и дефициту патриотических чувств, а с другой - процесс глобализации, в которую включена Россия, провоцирует рост космополитических чувств, характеризующихся приматом глобальных общечеловеческих приоритетов над чувством патриотизма. Все это ослабляет патриотические настроения .

В такой ситуации ведутся поиски выработки ведущей национальной идеи в России. В основу данной идеи в трудах многих отечественных мыслителей (в том числе в законодательных документах) излагаются различные точки зрения на патриотизм и гражданственность как стержневой компонент русской идеи, призванной служить объединению и упрочению русской нации, консолидации российского общества и государства. Считается, что данная идея может претендовать на роль духовно-нравственной и социальной ценности в современной России, так как идея патриотизма во все времена занимала особое место и во всех важнейших сферах деятельности общества - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Еще Я.А. Коменский подчеркивал, что патриотизм в человеке воспитывается на самых ранних ступенях его становления: сначала это любовь к родителям, своему дому, месту, где он родился, а затем - к Отечеству. Г. Гегель понимал патриотизм как стремление к общим целям и интересам государства. М.В. Ломоносов считал, что "воспитание человека-патриота, человека-гражданина, честного труженика должно стать целью педагогического процесса". Н.М. Карамзин писал: "любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорой патриотизма" .

Мы склонны считать, что проблема остается открытой в связи с тем, что ее решение видится посредством воспитания, но без концептуального учета содержания, уровней, условий формирования такого чувства. Необходимо говорить не просто о воспитании, а о последовательном многоуровневом формировании патриотизма в качестве рефлексивного чувства, предполагающего проецирование личностью социального, культурного, политического пространства посредством любви к Родине, своему Отечеству. патриотизм гражданственность общество национальный

Попытаемся раскрыть смысл данного чувства. Как известно, патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Так, русский философ А.Ф. Лосев считал, что любовь к Родине - это "любовь чистая и ясная, любовь идейная, любовь бескорыстная, которая готова на жертвы, но это потому, что нет любви без жертвы и подвига, нет любви без самоотверженности и самоотречения. Любовь к Родине открывает глаза человеку на то, что не видно ему обычно, что не видно никому чужому и что вызывает насмешку у равнодушных и сытых" . патриотизм гражданственность общества национальный

Термин "патриот" стал широко применяться в России с эпохи Великой Французской революции (1789 г.), но исторические корни патриотизма имеют давнюю многовековую традицию. На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Отечеству являлась предметом пристального внимания общественных деятелей, ученых, мыслителей, педагогов и др. В центре их внимания - духовный потенциал патриотической идеи: нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимание ее как идеи отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идеи равноправности народов, идеи морального долга перед обществом, идеи ответственности за судьбу Отечества. Таким образом, патриотизм понимается как одна из наиболее значимых ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, и как важнейшее духовное достояние личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, ее готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение и любовь к своему Отечеству, сопричастность к его истории, культуре, достижениям и ценностям.

И в современной трактовке определения "патриотизм" мы не увидим особых отличий. Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы; он предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранить ее характер и культурные особенности и идентифицировать себя с другими представителями народа; это источник формирования привязанности к родной земле, языку, традициям; патриотизм является составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии и т. п. . Таким образом, патриот - это личность, подчиняющая свою жизнь интересам Отечества.

Патриотизм понимается как "одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущей всем сферам жизни общества и государства, который является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении Родине" .

Говоря о патриотизме, следует упомянуть о таком понятии, как "гражданственность"; это интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с ее судьбой.

Таким образом, патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнедеятельности, одно из первоосновных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины XIX в. особое внимание обращалось на гражданское воспитание молодежи (например, К.Д. Ушинский выдвинул идею о введении учебного предмета патриотической направленности - "отечествоведение" ). В советской России воспитание было построено на основе коммунистической идеологии, большой акцент сделан на патриотическое воспитание. В начале 1990-х гг. в нашей стране произошел "кризис" воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. С начала XXI в. в Российской Федерации происходит возрождение системы гражданского и патриотического воспитания (военно-патриотическое, гражданско-патриотическое, поисковая деятельность, краеведение и др.), и важнейшим качеством гражданина-патриота выступает его способность успешно выполнять свои гражданские обязанности в мирное и военное время.

Известно, что с крахом Советского Союза русский народ оказался на историческом распутье. Развал советской системы образования и воспитания привел к тому, что молодое поколение, не усвоив ценностей патриотизма и коллективизма, стало формироваться на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, что вызвало массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Таким образом, новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой отсутствовала какая-либо идеология или система ценностей. Образовался идеологический вакуум, в который стали проникать всевозможные идейные ("безыдейные") течения и направления, направленные на разрушение основ русской государственности, национального самосознания - вековых нравственных ценностей.

Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она попадает в "ловушку" ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизма личности. Если общество не интересуют проблемы личности, то автоматически возникает реакция, не зависящая от личности - агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных проявлениях: терроризм, наркомания, алкоголизм, преступность и т. п. Человек в современной России, с одной стороны, стремится жить в обществе (по законам общества, следуя традиционным ценностям) и в то же время пользоваться достижениями науки и техники. Таким образом, в России столкнулись две системы ценностей - либеральная, сменившая социалистическую как ее антитеза, и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате увеличилось число людей, которые одновременно стремятся к противоположным ценностям. В современном обществе материальные ценности стали преобладать над моральными и духовными, человек зациклился на личном благополучии (приоритет отдается индивидуализму, предпринимательским способностям, культу потребления, богатству). Мы можем утверждать, что сегодня в российском обществе отсутствует гражданское самосознание, оставляет желать лучшего и морально-психологическое состояние граждан, поскольку отсутствует единая государственная политика в области патриотического воспитания.

Когда речь заходит о патриотизме современной молодежи, то обычно отмечают следующее: мало понимает и принимает "патриотизм" как ценность; не знает истории своего Отечества; слабо понимает, как применить "патриотизм" на практике; не знает традиционных ценностей и т. п. Так, молодым новосибирцам был задан вопрос о герое нашего времени. Результаты следующие: 82 % - не могут назвать конкретных героев, причем 37 % из них считают, что таких нет вообще, 36 % - не знают их, 9 % - думают, что герои есть, но не ведают, кто они . А если нет образцов для подражания, молодежь в замешательстве: с кого брать пример? Вот и ищут свои идеалы самостоятельно, чаще прибегая к СМИ, Интернету, искажающим их сознание. В этом нельзя винить только подрастающее поколение, это один из главных показателей кризисной ситуации современного общества и государства.

Отметим, что в настоящее время отсутствует комплексный анализ данной проблемы, имеются разрозненные концепции, но и они требуют всестороннего системного анализа.

Как известно, патриотизм можно сформировать только через процесс воспитания. Воспитание "человеческого в человеке" невозможно без укрепления чувства исторического достоинства, без обращения к нравственным основам и культурным традициям предшествующих поколений, поэтому патриотическое воспитание молодого поколения является задачей огромной значимости.

Таким образом, в современных условиях России, во-первых, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Ее реализация требует создания такой системы патриотического воспитания граждан, которая была бы способна консолидировать и координировать усилия различных институтов и государства в данном направлении. Во- вторых, в системе образования (двуединого процесса обучения и воспитания) необходимо сделать большой акцент на разъяснение и привитие подрастающему поколению патриотических ценностей, являющихся опорой в развитии и процветании Отечества; патриотизм не заложен в генах, это социальное качество и его предстоит сформировать. Вершиной патриотического воспитания является осознание человека себя как гражданина России, ему должны быть близки такие понятия, как Родина, Отечество, Отчизна. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, в знакомстве с историей, традициями, социальными условиями жизни своего народа и т. д.

Список литературы

1. Лутовинов В.И. Российский патриотизм: история и современность // Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы. - М. : АС-Траст, 2009. - С. 27-38.

2. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). - Самара: Самар. ин-т упр., 1997. - 84 с.

3. Головинов А.В. Воспитание патриотизма в философско-просветительском наследии Сибири // Философия образования. - 2008. - № 3 (24). - С. 142-148.

4. Лосев А.Ф. Родина // Русская идея. - М. : Республика, 1992. - 503 с.

5. Авдонин В.С. Исторический компонент в концепции патриотического воспитания. - Рязань, 1996. - 23 с.

6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М. : Педагогика, 1988. - Т. 1. - С. 194-257.

7. Оценка за патриотизм. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gazeta- licey.ru/content/view/115/1/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика макроидентичности России. Определение понятий национальной идентичности, идеи нации, национальной идеи. Индивидуальная идентичность - совокупность характеристик, сообщающих индивиду качество уникальности. Проекты национальной идентичности.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Узбекская модель развития создаваемого нового общества в Узбекистане. Развитие общества и созидательные идеи. Разрушение общества путём национализма, терроризма и экстримизма. Формирование идеи национальной независимости как историческая необходимость.

    презентация , добавлен 06.05.2016

    Понятие термина "национальность". Оценка исторического развития, современного состояния проблемы идеологии национального духа, "Русской идеи". Перспективы развития проблемы. Развитие идеи национального духа в трудах мыслителей. Самобытность русского пути.

    реферат , добавлен 28.05.2015

    Природно-космологический фактор и его воздействие на формирование естественного субстрата нации. Разделение идеи национального единства и идеи народного суверенитета в конституционно-монархических странах. Национальное своеобразие русского народа.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Условия формирования этноса. Основные черты и этапы формирования русской нации. Идея национальной духовности русской нации. Особые формы организации семьи. Формирование семьи как социального института общества. Основные функции семьи и их изменения.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Влияние государства на эволюцию социальной структуры общества. Социальная идентификация как фактор формирования патриотизма. Стратегическое партнерство государства и бизнеса. Социология налогов и понятие экономической выгоды в уклонении от их уплаты.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Национально-этнические, религиозно-конфессиональные и духовно-нравственные идеи в республике Дагестан. Использование традиций в развитии местного самоуправления как атрибут демократизации общества. Проблема построения гражданского общества в регионе.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Сущность и основное содержание понятия "патриотизм", оценка его роли и значения в обществе на современном этапе. Необходимость и значение патриотических настроений в независимом государстве как один из основных факторов его роста и развития в будущем.

    эссе , добавлен 09.10.2012

    Жизненный путь М. Хальбвакса. Жизнь и творчество С. Бугле. Идеи М. Хальбвакса как социолога периода первой половины ХХ века. Концепция эгалитаризма С. Бугле. Влияние объединения общества на эгалитарные идеи. С. Бугле и Французская социологическая школа.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2011

    Предмет и объект науки "Идея национальной независимости". Формирование национальной гордости, патриотизма и народолюбия. Национальная идея – потребность и гарантия сохранения своеобразия народа и его развития. Влияние разрушительных идей в обществе.

Д.ю.н. Воронцов С.А., Понеделков А.В., Вилков А.А.

В последние годы наблюдается возврат к традиционным базовым ценностям государства и общества, к проблемам формирования у российской молодежи гражданской позиции, внутренней потребности в духовно-нравственном совершенствовании, воспитании уважения к историко-культурному наследию народов, населяющих Россию. Приоритетным направлением реализации данных задач, на наш взгляд, являются образовательные технологии, направленные на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сегодня уже порядком подзабытое слово «патриотизм» снова звучит с самых высоких трибун. Так, в послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. Путин подчеркнул, что «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к исто-рии, традициям, культуре своей страны».
Согласно справочной и научной литературе, понятие «патриотизм» не имеет однозначного определения. В разные исторические и у разных народов идея патриотизма понималась соответственно уровню развития государства и общества. Неслучайно Н.Г. Чернышевский отметил, что «… употребляя священное слово «патриотизм», часто бывает необходимо определять, что именно мы хотим разуметь под ним» .
Слово «патриотизм» греческого происхождения. В широком смысле означает любовь к Отечеству. Но есть и другие трактовки этого термина:
- «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» (Новый иллюстрированный энциклопедический словарь, 2003);
- «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» (Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1978);
- «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» (Философский словарь, 1987);
- «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» (Большая советская энциклопедия, 1975);
- «любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение» (Педагогический энциклопедический словарь, 2002);
- «чувство любви к своей родине, к отечеству, готовность к его защите от врагов» (Краткий политический словарь, 1989);
- «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, за-боту о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям» (Российская педагогическая энциклопедия, 1993);
- «эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов» (Политология: энциклопедический словарь, 1993);
- «чувство любви к родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов» (Советская историческая энциклопедия, 1967) .
Практически все указанные выше определения подчеркивают направленность патриотизма на государство, территорию, народы, ее населяющие. Эту особенность отметил Г.Гегель, утверждавший, что «патриотизм основывается на сознании абсолютного государства. Такое умонастроение, готовность отдать свое достояние и жизнь ради целого в народе тем больше, чем больше отдельный человек может ради общего дела действовать по собственной воле и самостоятельно и чем больше доверия испытывает он к государству» .
При этом любое государство не может обходиться без ценностей как генераторов, вырабатывающих цели своего развития. Вопрос в ценностном выборе, механизмах трансляции ценностей обществу, открытом или скрытом их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления. Под высшими ценностями государства, как правило, понимаются желаемые со-стояния наиболее важных для его устойчивого существования и развития факторов.
Античные философы отводили патриотизму главную роль в системе нравственных обязанностей членов общества. При этом нравственная категория долга перед Родиной означала для них не только ее военную защиту, но и активное участие в государственном управлении. Подобный подход отнюдь не случаен, ибо любое государственное управление не может обходиться без активного использования базовых ценностей в качестве генератора целей своего развития. Проблема заключается в их выборе, механизмах трансляции обществу, открытом или завуалированном их характере, соответствии цивилизационным кодам нации, правовой форме закрепления, алгоритме обратной связи общества и государства. Базовые ценности весьма сложно сформировать искусственно и насильно навязать обществу, как это пытались сделать и в 1917 г., и в начале 90-х гг. прошлого века. Как показало время, нежизнеспособные элементы через короткий исторический период были отторгнуты обществом, ибо базовые ценности объективно формируются независимо от желания индивидов в процессе функционирования конкретного государства в конкретной политической обстановке.
При этом в мировой практике имели место случаи, когда базовые ценности закреплялись и транслировались обществу в форме нормативных правовых актов. Так, после террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. Президент США Дж. Буш подписал «Патриотический акт» (Акт 2001 г., сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требуемыми для пресечения терроризма и воспрепятствования ему), единогласно поддержанный Конгрессом США .
Данный акт значительно расширил права и возможности специальных служб в контроле за на-селением, что вызвало поток протестов со стороны либералов и поборников гражданских свобод. Но сферы конституционно охраняемых прав и свобод американцев закон не коснулся, так как предусматривал расширение спектра действий разведки и контрразведки по обеспечению национальной безопасности. Поэтому закон нашел понимание у большинства населения страны. Следует отметить, что национальная безопасность, которая характеризует степень (меру, уровень) защищенности жизненно важных интересов, прав и свобод личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз или степень отсутствия угроз правам и свободам человека, базовым интересам и ценностям общества и государства – один из центральных вопросов политологии и права. Таким образом, в современном научном дискурсе концепт национальной безопасности соотносится с безопасностью личности, бизнеса, государства и общества в целом. При этом национальная безопасность обеспечивается не только с помощью специальных служб. В числе существенных факторов национальной безопасности, как отмечено выше, особо выделяется патриотизм. Анализ современной политической ситуации в Российской Федерации со всей очевидностью диктует задачу активизации патриотического компонента, необходимость отражения ценностного позиционирования в официальных документах высшего государственного уровня. В этой связи значительно возрастает роль и значение культуры, так как именно в сфере культуры общество выявляет и закрепляет базовые ценности, а на государство ложится обязанность их поддержки и защиты. Негативные социокультурные процессы, имевшие место в последние десятилетия, стали одним из опасных источников угроз безопасности Российской Федерации, так как они ведут к разрушению культуры народа, снижению значения нравственных начал, утрате духовности, девальвации базовых ценностей. Фактически речь идет о кризисе культуры, который при непринятии должных мер в конечном счете неминуемо приведет к падению демократической власти, как это имело место на Украине.
Как известно, культура (от латинского cultura – воспитание, образование, развитие, почитание) – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях . Основная миссия культуры – формирование личности, деятельной сущности человека. Таким образом, кризис культуры может повлечь за собой серьезные проблемы, связанные с формированием личности и, как следствие, с обеспечением существования общества и государства. Большинство проблем, порожденных кризисом культуры, разрешить силовым путем невозможно. Эффективность их решения будет во многом зависеть от того, как государство и общество сумеют восстановить уважение к базовым ценностям.
Каждое общество исторически вырабатывало свой набор базовых ценностей. Однако до на-стоящего времени ценностные ориентиры наших соотечественников постигались в основном интуитивно или в философском ключе аксиологии, что породило идейную разноголосицу, а также дискуссию о патриотизме с преобладанием публицистической риторики. Как следствие, перед научным политологическим сообществом возникает задача анализа патриотического ценностного основания государственной политики Российской Федерации как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере.
Исследование значимости базовых ценностей для государства осуществляется в пространстве исторического времени. В качестве критериев оценки следует принять устойчивость и воспроизводство базовых ценностей по истечении определенного исторического периода. Самовоспроизведение базовых ценностей означает их родовую связь с существованием общества. Субъективная воля индивида может стать фактором изменения общественного сознания, ведущего к социальной дезорганизации, к появлению модели, которую Л. Гумилев определил понятием «химеры» . Так, в период предшествующий Первой мировой войне и последовавшими за ней революциями, патриотизм перестал быть базовой ценностью прежде всего для российской элиты того времени. Как отмечала современница указанной эпохи А. Тыркова-Вильямс, «это слово произносилось не иначе как с улыбочкой. Прослыть патриотом было просто смешно. И очень невыгодно. Патриотизм считался монополией монархистов, а все, что было близко самодержавию, полагалось отвергать, поносить ».
Рассуждая о проблемах, приведших к революции 1917 г., А.Солженицын писал, что «ее причины нельзя объяснить единой глупостью или единым низменным движением, природной склонностью к измене, задуманным предательством. Это могло быть только чертою общей моральной расшатанности власти… померкло национальное сознание («примитивный патриотизм») и образованный слой переставал усматривать интересы национального бытия. Национальное сознание было отброшено интеллигенцией – но и обронено верхами. Так мы шли к своей национальной катастрофе» .
Интересная черта истории – способность повторяться для тех, кто не делает должных выводов из трагического прошлого. Так, отсутствие патриотизма, предательство «верхами» национальных интересов своей страны привело к катастрофическим последствиям для постсоветской Украины.
В период строительства советского государства произошел возврат к базовым ценностям. Патриотизм стал основой национального единения, который помог стране выстоять в Великой Отечественной войне. Однако в 90-е годы, когда происходило разрушение советской идеологической парадигмы, обществом вновь овладела «химера» космополитизма. Сторонники глобализационных процессов стали считать путь унификации культур через разрушение национальных государств и цивилизаций объективным вектором развития миросистемы. Проповедуется коллаборационистский подход, суть которого заключается в бессмысленности сопротивления Российского государства и общества внешнему влиянию господствующих мировых сил.
Следует объективно признать наличие противоречий в формулировках идеологических постулатов по вопросу базовых ценностей в современной российской политике. Поиск путей их разрешения является в современной обстановке весьма актуальным. Сегодня патриотизм проявляется не в той степени, как это было в советское время. Однако возможность гордиться своей страной является та-кой же потребностью граждан России, как это было в прежние времена. Если в 90-е годы оценки молодым поколением собственной страны резко упали, то к 2010 г. число молодых людей, гордящихся Родиной, возросло: согласно опросу Фонда общественного мнения с 2006 г. по 2014 г. число россиян, считающих себя патриотами, выросло с 57 до 75 % . Заслуживает внимания тот факт, что в дейст-виях политических лидеров население желает видеть приверженность не только закону, правопорядку, справедливости, но и приверженность патриотическим ценностям (свыше 45 %).
Уровень патриотизма россиян с особой силой проявился в вопросе о вхождении Крыма в состав Российской Федерации. Президент России В. Путин в своем обращении к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации, руководителям регионов России и представителям гражданского общества подчеркнул, что «в сердце, в сознании людей Крым всегда был и остаётся неотъемлемой частью России. Эта убеждённость, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства, бес-сильны все драматические перемены, которые мы переживали, переживала наша страна в течение всего ХХ века. Твёрдость внешнеполитической позиции России основывалась на воле миллионов людей, на общенациональном единении, на поддержке ведущих политических и общественных сил. Я хочу поблагодарить всех за этот патриотический настрой. Всех без исключения. Но нам важно и впредь сохранять такую же консолидацию, чтобы решать задачи, которые стоят перед Россией» .
Результаты социологических исследований показывают, что сегодня большинство россиян считают себя патриотами России, уважают традиции и культуру своей страны, сохраняют память о своих предках, гордятся необъятными размерами своей страны и запасами полезных ископаемых. Мечтают видеть Россию ведущей мировой державой, богатой и процветающей страной .
Важным условием укрепления российской государственности является сохранение целостности страны и единства ее народов. Необходимым условием успешного решения этой задачи является формирование общероссийского и регионального патриотизма. По существу следует выработать исторически новый тип патриотизма, в котором традиционные культурные смыслы должны сочетаться с новыми аспектами, отражающими видоизмененную миросистему. Глобализация не отменяет национальные государства, но изменяет форматы коммуникаций между ними. Появление качественно нового типа мировой культуры ставит перед Российским государством задачу переформулирования содержательного понятия патриотизма от теоретического и общеизвестного «патриотизм – это лю-бовь к Родине» к действенному «патриотизм – это также служение Родине». Ведущую роль в решении данной задачи должно взять на себя политологическое сообщество.
Литература
1. Ежегодное Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 05.12.2014. Доступ: http://skuky.net/96248 Дата обращения: 20.04.2015.
2. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3. М., 1947.
3. Кудря А.Д. Понятие «патриотизм», его сущность и виды. Доступ: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=3284 Дата обращения: 25.05.2015.
4. Гегель Г. Работы разных лет. М., 1971. Т. 2.
5. USA PATRIOT Act of 2001 Доступ: http://itlaw.wikia.com/wiki/USA_PATRIOT_Act_of_2001 Дата обра-щения: 20.04.2015.
6. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М., 2003. 600 с.
7. Гумилев Л.Н. Этногенез в биосфере земли. М.: Мысль, 1993.
8. Тыркова-Вильямс А. Жизнь Пушкина. Том первый 1799-1824. // Доступ: http: lib.rus.ec/b/139691/read Дата обращения: 20.04.2015.
9. Солженицын А. Размышления над Февральской революцией // Российская газета (Федеральный выпуск). № 4303. 2007. 27 февраля.
10. О патриотизме. Сколько патриотов среди россиян? И кого можно считать патриотом? 23.04.2014. Доступ: fom.ru/TSennosti/11471 Дата обращения: 20.04.2015.
11. Обращение Президента Российской Федерации. 18 марта 2014 г. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 Дата обращения: 20.04.2015.
12. Россияне считают себя патриотами / Доступ: http://news.rambler.ru/14298506/ Дата обращения: 20.04.2015.

(С) Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3. С. 70-74.

Публикации по теме