Роль выборов в политическом процессе - основы политологии. Роль выборов в политическом процессе. Функции выборов

Система выборов власти является одним из важнейших элементов современных политических систем. Выборы - это способ формирования по определенным правилам органов власти с помощью политической воли народа. Влияние выборов в современном обществе многообразно и проявляется в их важнейших функциях:

1) выражение и представительство интересов разных классов и слоев общества;

2) контроль за институтами власти. В результате выборов создается важнейший институт контроля за правительством -- парламент, а также оформляется оппозиция, предлагающая альтернативные проекты развития и следящая за выполнением законов;

3) интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли вокруг определенной политической платформы и ее лидеров;

4) легитимизация, стабилизация политической системы, а также конкретных политических институтов и лидеров;

5) функция расширения политической коммуникации, обратной связи между гражданами и властью;

6) функция управления народным недовольством, через выборы формируются надежды на решение проблем жизни и осуществляется перевод политических конфликтов в русло мирного урегулирования;

7) формирование политической элиты и лидеров, политической оппозиции, вовлечение граждан в политический процесс (социализация).

Эти функции выборов в разных странах проявляются по разному. Исход выборов определяется, с одной стороны, предпочтениями избирателей, а с другой - правилами подсчета их голосов. Достоинства и преимущества существующих избирательных систем сводятся к доказательству того, какое правительство предпочтительнее: сильное или более представительное, хотя существуют избирательные режимы, стремящиеся сочетать принципы представительности и эффективности власти. В конечном счете, в зависимости от исторических особенностей, содержания и однородности социокультурной среды, зрелости политической инфраструктуры избирательные системы в руках господствующих социальных сил превращаются в важные средства обеспечения политической стабильности и воспроизводства своей власти .

> Основные принципы избирательного права

Во время выборов должны соблюдаться демократические принципы избирательного права:

1. Всеобщность на право участия в выборах кроме нескольких категорий людей;

2. Равенство;

3. Тайна выборов, анонимность;

4. Прямое (непосредственное) голосование. Эти принципы были разработаны философами-просветителями. Однако следует подчеркнуть, что в полной мере эти принципы не соблюдались никогда, так как господствующие группы и классы всегда контролировали и контролируют выборы, используя при этом различные приемы и методы ограничения этих принципов. Чаще всего к ним относятся:

Различные цензы : имущественный, (обладание имуществом или доходом определенной ценности), оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока) гражданства), образовательный (например, знание государственного языка страны), возрастной ценз.

- изменение границ и численности округов . Это делается с тем, чтобы увеличить представительство более консервативных сельских районов за счет промышленных, центральных -- ущерб окраинных и т.д. Подобная тактика была широко распространена в США и даже получила особое название «джерримендеринг» по имени губернатора Массачусетса Э. Джерри, который в начале прошлого века выкраивал избирательные округа самой причудливой формы для обеспечения победы своим сторонникам.

Избирательное право бывает активным и пассивным

Активное избирательное право означает личное участие граждан в выборах на всех уровнях представительной власти. Оно может быть прямым, т.е. граждане сами выбирают депутатов, и косвенным, т.е. граждане выбирают выборщиков, которые уже выбирают депутатов. Подобным образом через двухступенчатые выборы избираются президенты США, Бразилии, Финляндии. Верхние палаты Индии, Малайзии и некоторых других государств.

В странах Запада длительное время существовал имущественный и целый ряд других цензов, не допускающих к выборам лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин (во Франции этот ценз был отменен только в 1944г., Италии и Японии - в 1945, Греции - в 1956, Швейцарии - 1971, Португалии - 1974г.), негров (в США последние ограничения на их участие в выборах сняты в законах 50-х - 70-х гг.). В 70-х гг. в большинстве развитых стран возрастной ценз для избирателей был снижен до 18 лет. Тем не менее, избирательное право предусматривает определенные требования к голосующим. Например, в США необходимо прожить в данной местности не менее 30 дней, в Канаде и Финляндии -- один год, в Норвегии -- пять лет. В некоторых странах (Аргентина, Бразилия) избирательных прав лишены военнослужащие.

Пассивное избирательное право -- это право быть избранным. Оно также предусматривает определенные ограничения и требования к претендентам на избрание. Причем цензы пассивного избирательного права обычно значительно жестче цензов права активного. Так, в Канаде в Сенат может входить только лицо, владеющее недвижимостью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента там, где он двухпалатный, особенно высок: в США и Японии -- 30 лет, во Франции -- 35, в Бельгии и Испании -- 40 лет. По законодательству ряда стран отдельные должностные лица (судьи, комиссары полиции, префекты и т.д.) не могут избираться в представительные органы власти в течение определенного времени, после того как они их покинули.

Равенство означает, что избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от принадлежности тому или иному человеку. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели примерно одинаковый вес при избрании депутата. В истории выборов этот принцип легко нарушается, например, с помощью «избирательной географии», т.е. такой раскройки территории страны на избирательные округа, что на стороне господствующей партии, в интересах которой она произведена, оказывается большее число округов с поддерживающими данную партию избирателями.

Тайна выборов -- решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа.

Прямое (непосредственное голосование) состоит в том, что избиратель непосредственно голосует за кандидата на замещаемую должность, за реального человека. В случае если граждане вбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые, (косвенные) выборы. Общеизвестно, что такая система практикуется при выборах президента США. Некоторые страны, например Франция, перешли в сравнительно недавнем прошлом от косвенных к прямым выборам главы государства -- президента. Этой, несомненно, более демократической формы выборов своих руководителей придерживается большинство других стран, включая и Россию.

1)Определение понятия выборы

2)Виды избирательных систем:

Пропорциональная

Мажоритарная

3)Субъекты РФ в которые могут проходить выборы:

На пост президента

На пост региональных деятелей

На пост глав местного самоуправления

Выборы в политические партии

4)Система избирательного процесса:

Избирательное право

Избирательный процесс

5)4 действия избирательного процесса:

Подготовительная

Выдвижение кандидата

Предвыборная агитация

6)Возрастные ограничения на выборах:

Право избирать наступает с 18 лет

Право избираться наступает:

а)в органы местного самоуправления с 21 лет

б)в органы регионального управления с 30 лет в)на пост президента РФ с 35 лет

7)Роль выборов политическом процессе в РФ


Политический процесс как совокупность видов политической деятельности субъектов

1. Понятие политического процесса как совокупности видов политической деятельности субъектов.

2. Субъекты политического процесса.

3. Стадии политического процесса: а)выявление и согласование интересов б)формирование цели и программы деятельности

в)реализация программы в деятельности социально-политических общностей г)контроль за реализацией. Оценка результатов, определение ответственности

4. Понятие и специфические черты политической деятельности:

а)ориентация действий на проблемы всего общества

б)использование политической власти как главного средства осуществления целей в)основным институтом решения проблем выступает государство

5. Политические компромиссы.

6. Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов:

а) Виды: революционная и реформаторская б) Формы политической борьбы

в) Политическая борьба как противостояние интересов политических субъектов

7. Основные тенденции в развитии политического процесса в современной России

Политическая система как целостный механизм осуществления политической власти и

Управления обществом

1) Структура политической системы и ее элементы

а)организационная (институциональная) сфера - государство, партии и общественно-политические движения

б)нормативная сфера - политические, правовые, нравственные нормы, ценности, обычаи, традиции...

в)культурно-идеологическая сфера - политическая идеология и культура г)коммуникативная сфера - информационные связи и политические отношения

2) Функции политической системы:

а)определение целей,задач,программ деятельности общества б)мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей

в)интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей

3) Типология политических систем:

Выборы в Гос. Думу РФ

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок проведения выборов в Гос. Думу РФ

а)Конституция РФ

б)ФЗ "О выборах депутатов Гос. Думы Федерального собрания РФ" в)ФЗ "О выборах"

2. Сущность пропорциональной избирательной системы:

а)партийные списки

б)пропорциональное распределение мандатов в соответствии с количеством полученных голосов в)заградительный барьер и его назначение

3. Основные принципы избирательного права в РФ

4. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Гос. Думы:

а)российское гражданство

б)достижение возраста 21 года

5. Результаты выборов 2007г. в Гос. Думу РФ

Роль СМИ в политической системе общества

1) Понятие о средствах массовой информации/ СМИ – четвертая власть в современной политической жизни./ СМИ – средства создания,


тиражирования и распространения информации.

2) Функции СМИ:

а) информационная (отбор и комментирование социальной информации);

б) экспертная (оценка и анализ политических событий и явлений);

в) политической социализации (приобщение людей к политическим ценностям и действиям);

г) представительство общественных интересов, мнений, позиций;

д) мобилизационная (побуждение и организация определенных политических действий).

3) Основные виды СМИ:

а) печатные (газеты, журналы);

б) аудиовизуальные (радио и телевидение);

в) электронные (сетевые ресурсы).

а) локальная;

б) национальная;

в) международная.

4) Общие принципы деятельности СМИ:

а) приоритетность, привлекательность темы;

б) сенсационность, экстремальность, неординарность темы;

в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях;

г) официальная информация.

6) СМИ в политической жизни РФ.

Разделение властей в РФ

1.Сущность принципа разделения властей.

2. Разделение властей и их функции. Основные положения теор. разделения властей.

3. Структура закнодат. власти в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) Федеральное собрание РФ

б) органы законодательной власти субъектов РФ

4. Структура исполнит власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) Президент РФ

б) Гос.Совет

в) органы исполнительной власти субъектов РФ

*председатель Сов.министров*правительство*

*заместители председателя*министры*

5.Структра судебная власть в РФ(гос.аппарат на фед.уровне)

а) конституционный суд РФ

б) Верховный суд РФ

в) Высший Арбитражный суд РФ

г) прокуратура

Механизм государственного регулирования экономики

1.Механизмы гос.регулирования

а)фискальная политика б)монетарная политика в)правовое регулирование

2.Взгляды ученых-экономистов о гос.рег. а)позиция монетаристов (Фридман) б)Кейнсианство (Джон Кейнс)

в)другие взгляды

3.Денежно-кредитная политика

4.Бюджетно-налоговая политика

5.Нужна ли рынку помощь государства?


Политическая власть как особый вид общественных отношений

1.Властные отношения как особый вид общественных отношений

2.Виды власти

3.Причины возникновения политической власти

4.Субъекты политической власти а)народ как источник власти

б)политические элиты в современном обществе в)политические лидеры

5.Средства и способы осуществления политической власти

6.Гос-во как носитель политической власти. Особенности гос-венной власти:

а)обязательность решения для всего населения б)вертикаль власти

в)легальность в использовании силы.

Современные политические идеологии

1)Роль идеологии в политической жизни

2)Основные политические идеологии XX века:

а)либеральная;

б)консервативная;

в)социалистическая и социал-демократическая;

г)идеология фашизма

3)Политическая идеология и политическое сознание:

а)политическая пропаганда

б)СМИ и их роль в современной жизни

4)Развитие политических идеологий в современном мире

Демографическая ситуация в современной России

1.Что такое демографическая ситуация в общем. А)понятие демографического кризиса. Б)современная демографическая ситуация.

2.Демографическая ситуация.

А)в прошлые века

Б) в современной России

3.статистика

А)соотношение мужчин и женщин

Б)соотношение между трудящимися и пожилыми.

4.Факторы воздействия на демографическую ситуацию. А)войны

Б)эмиграция

5.Ээконоческие кризисы, нестабильная соц. ситуация

А)проблемы неполных семей

Одинокие люди

Увеличение числа

Тенденции развития демографического кризиса

1.Более позднее рождение детей

2.Сокращение числа на одну семью

3.Соотношение мужчин и женщин

4.Увеличение числа разводов

5.Соц. политика направленная на улучшение демографической ситуации

А)материнский капитал

Б)пенсионная реформа

В)ипотека

Политическое участие

1. Понятие политического участия

2. Формы политического участия


а) опосредованное

б) непосредственное (прямое)

в) автономное участие;

г) мобилизационное участие.

3. Виды политического участия а) активное

б) инициативное в) пассивное г)поддерживающее

4. Мотивы участия избирателя в выборах:

а) интерес к политике;

б) политическая компетентность;

в) удовлетворение потребностей.

5. Политический абсентеизм.

Избирательная кампания в РФ

1. Избирательная система:

а) понятие «избирательная система»;

б) структурные компоненты избирательной системы;

в) понятие «избирательное право»;

г) этапы избирательного процесса;

д) типы избирательных систем.

2. Избирательная кампания:

а) понятие «избирательная кампания»;

б) этапы избирательной кампании.

3. Политические технологии избирателя

Политический режим (ПР)

1) Понятие ПР

2) Структура ПР а)лидер б)принадлежность власти

в)участие общества в политике

3) Классификация ПР а) Демократический б) Тоталитарный

4) Функции а)контроль б)регулирование в)управление

5) Роль ПР в жизни общества

Одним из элементов формирования и функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - политико-государственная власть. Политические выборы - это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

Президентские,

Парламентские,

Муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

Очередные,

Внеочередные,

Дополнительные.

В современных условиях значение и удельный вес выборов в разных странах неодинаковы, что определяется не только количеством представительных органов, но и значением самих этих органов. Если, к примеру, в Великобритании выборными являются только нижняя палата парламента и органы самоуправления, то во Франции избираются президент, обе палаты парламента, органы местного управления.

Неодинакова роль выборов и в политическом процессе, которая во многом зависит от существующей политического системы государства, типа политического режима. Так, если в демократических государствах выборы имеют определяющее значение для стабильного функционирования политической системы, то в недемократических странах они не оказывают значительного влияния на политические процессы. Например, за 40 лет независимого развития Пакистана, где военные режимы постоянно сменяли друг друга, всеобщие выборы проводились только 4 раза (Конституционное право развивающихся стран. Основы организации государства.1992. С. 47). Неоднозначна роль выборов и в странах с различными партийными системами. В странах с однопарной системой или с системой одной доминирующей партии они в основном не приводят к власти новые политические силы. Незначительна политическая роль выборов и в государствах, где часть членов представительных органов избирается, а назначается.

В политологической литературе можно встретить утверждение, согласно которому выборы являются не более своеобразным политическим ритуалом, якобы не оказывающим решающего влияния на политические процессы государства. Они лишь создают видимость причастности к принятию политических решений. Подобное утверждение базируется на том, что выдвижение кандидата выборные должности является в основном прерогатива политических партий. Тем самым свобода выбора избирателей ограничена жесткими рамками: им предоставляется лишь право выбора между кандидатами, утвержденными конкурирующими партиями. И все же большинство ученых считают, что в демократических системах выборы - важнейшая составляющая механизма осуществления власти.

Сущность политических выборов проявляется в их функциях. В современных условиях среди политологов существует единое мнение по этому вопросу. К наиболее распространенным социально-политическим функциям выборов можно отнести следующие:

Смена власти мирным путем;

Осознание и представление различными социальными группами своих интересов, которые включают в свои предвыборные программы партии и отдельные кандидаты;

Легитимация и стабилизация политической системы, а бич числе законодательных, исполнительных и некоторых других структур власти;

Политическая социализация граждан, повышение их активности. В период выборов расширяется поток политической информации и пропаганды, что способствует росту политической грамотности и активности избирателей;

Рекрутирование политической элиты. В результате выборов обновляется состав правящей и оппозиционной элит, изменяется политический вес партий и их представителей;

Формирование эффективно действующей оппозиции, главной функцией которой является осуществление контроля за деятельностью правящей элиты.

I. Выборы - демократический механизм применения политических решений.

II. Избирательные системы.

1) избирательное право

2) избирательный процесс

III. Типы избирательных систем.

1) мажоритарная

2) пропорциональная

3) смешанная

IV. Функции выборов

V. Избирательные права граждан.

VI. Принципы избирательного права.

VII. Выборы в недемократических государствах.

VIII. Представительные органы власти.

Гражданское общество и правовое государство

1)Гражданское общество и правовое государство как достижение человеческой цивилизации.

2)Признаки правового государства:

Верховенство права

Зашита неотъемлемых прав каждого человека, прав и свобод человека и гражданина

Разделение властей

3)Гражданское общество- выражение и защита частных интересов и потребностей с помощью негосударственных общественных отношений и институтов

Местное самоуправление

Клубы по интересам, защита окружающей среды, центры дошкольного образования, общественные библиотеки и другие проявления гражданского общества

Гражданское общество и правовое государство- взаиморазвитие и взаимопомощь.

232 Осуществление власти в РФ 1.Полномочия президента РФ

а)вносит законопроекты в Государственную Думу

б)подписывает и обнародует федеральные законы

в)осуществляет руководство внешней политикой РФ

2.Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в подчинении президента РФ

а)министерства РФ

б)Федеральные службы

в)Федеральные агентства

3.Судебная ветвь власти - Суды

а)Верховный Суд РФ

б)Конституционный суд

в)Высший Арбитражный суд

Политическая Власть

1. Определение власти

2. Виды власти:

А) традиционная

Б)харизматическая

В)легальная

3. Субъекты полит. власти:

А) народ как источник власти

Б)политические элиты

В)политические выборы

4. Государство как носитель политической власти

5. Значение Политической власти в обществе

Государство как политический институт общества

1. Понятие государства

2. Сущность государства:

2.1. признаки

2.2 функции

2.3 механизмы

3. Формы государства

3.1 правления

3.2 территориального устройства

3.3 политический режим

Политические режимы

1) Форма государства: понятие, виды.

2) Понятие политического режима.

3) Виды политических режимов и их особенности:

а) Тоталитарный полимтический режим (понятие, признаки);

в) Военный политический режим (понятие, признаки);

г) Демократический политический режим (понятие, признаки).

4) Политический режим в Российской Федерации и его особенности.

Политическое поведение

1.Понятие политического поведения.

2.Формы и виды политического поведения:

1)политическая деятельность представителей государственных органов

2)поведение представителей политических партий

3)поведение общественных движений

4)поведение простых граждан

3.Выборы - массовая форма политического участия

4.Отклоняющиеся формы политического поведения:

1)нормативные

2)протестные

5.Формирование культуры политического поведения через:

1)систему образования

Политическое лидерство

1.Понятие полит.лидерства

2.Полномочия полит.лидера

А)распоряжается метер.и финансовыми ценностями

Б)направляет волю,усилия людей

3.Качества полит.лидера

А)компетентность

Б)госуд.подход к делу

В)высокая аналитичность ума

Г)большая роботоспособность

Д)твердость принципов и убежений

4.Особенности полит.лидерства

А)заинтерес. В том,чтобы его поддерживали как можно больше людей

Б)может возд.на людей только при помощи СМИ и пропаганды

В)обязательно имеет помощников

А)коммуникативная

Б)интегративная

В)ориентационная

Г)мобилизационная

6.Виды лидерства

А)традиционное

Б)легальное

В)харизматичное

7.Политическое лидерство в РФ

Политические идеологии

1) Политические идеологии - проявление теоретического уровня политического сознания.

2) Формы представления политической идеологии:

а) социально-политические теории

б) политические программы

в) выступления государственных и политических деятелей

3) Основные политические идеологии:

а) либераризм

б) консерватизм

в) социал-демократия

Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Контрольная работа >Политология


Федеральное агентство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирская академия государственной службы»

Институт переподготовки специалистов

Кафедра

Политических наук и технологий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Политология

на тему: «Роль выборов в политическом процессе»

Выполнил: студент гр. 09304

Гусев В.В.

Проверила: Плясуля Г.И.

г. Новосибирск, 2011 г.

Введение...........................................................................................................3

    Понятие и социальные функции выборов..........................................4

    Виды выборов......................................................................................6

    Избирательные системы......................................................................8

    Понятие и структура избирательного процесса...............................12

Заключение..................................................................................................18

Список литературы.....................................................................................20

Введение

Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий.

Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культуру населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии.

Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов.

Актуальность данной работы состоит в том, что именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

1. Понятие и социальные функции выборов .

Выборы – непременный атрибут демократии, ее важнейшая характерная черта. Они представляют собой форму реализации избирательных прав граждан путем участия в избирательной кампании, в конечном счете, выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств 1 .

Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов 2 .

В демократических государствах законодательно закрепляется (с фиксированной периодичностью) выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм, определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов.

Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях. Выделяют следующие функции выборов 3:

    Формирование органов публичной власти – парламента, главы государства, правительства (в отдельных случаях), судебных органов, органов местного самоуправления.

    Выражение и представительство интересов различных социальных групп и слоев населения, электората.

    Включение граждан в политический процесс в качестве его субъекта, что для большинства граждан является единственной формой реального участия в политике.

    Легитимация власти как признание гражданами ее законности и права управлять, а также согласие подчиняться.

    Формирование политической элиты, т.е. приведение к власти (с максимальной вероятностью) лучших представителей общества.

    Контроль за институтами власти и воздействие на содержание политического курса.

Вышеназванные функции выборы выполняют лишь в том случае, если сами они организованы демократически. Выборы изначально призваны служить демократии, неразрывно связаны с ее общей концепцией и ценностями. Их главное социальное назначение – адекватно отражая мнение и волю граждан, обеспечить представительство основных общественных групп в органах власти, а также сформировать эффективное правительство 1 .

Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса 2 .

Продолжительность срока полномочий выбранного органа имеет важное значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходится учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов – 4-7 лет 1 .

2. Виды выборов

Существуют различные классификации выборов 2:

    Прямые и косвенные выборы. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках (за редким исключением) и другие должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др.

    Всеобщие (общие) и частичные выборы. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

    Очередные и внеочередные выборы. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

С учетом формы государства и иных факторо в выборы могут быть разных видов:

1) по виду формируемых органов , выборы могут быть: Главы государства, парламента, в органы местного самоуправления и т.д.;

2) по форме проведения выборов : непосредственные, косвенные (через представителей, уполномоченных населением осуществить выборы в органы власти) и т. п.

В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:

а) общегосударственными (на всей территории государства), региональными (в субъекте Федерации) и местными (в муниципальном образовании);

б) полными (выборный орган избирается в полном составе) и частичными (избирается часть депутатов выборного органа взамен выбывших);

в) очередными (проводятся в установленный законом срок), повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и внеочередными (при досрочном прекращении полномочий выборного органа или должностного лица).

В зависимости от принципов избирательного права выборы могут быть:

а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением недееспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и не всеобщими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права по какому-либо необоснованному признаку - половому, религиозному, имущественному, социальному и др.);

б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избирателей) и неравными (принципы равных выборов наруша-ются);

в) прямыми (каждый избиратель голосует непосредственно за конкретного кандидата или кандидатов), косвенными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и многоступенчатыми (избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие - при трех ступенчатых выборах);

г) тайными (контроль за волеизъявлением избирате-лей не допускается) и открытыми (при открытом голосовании);

д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и несвободными (на волю избирателей оказывается давление).

По правовым основаниям выборы могут быть: законными и незаконными.

По факту избрания кандидатов: первичные и повторные .

По количеству граждан принявших участие в выборах: состоявшиеся и несостоявшиеся 1 .

3. Избирательные системы

Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти 2 .

Избирательная система является важнейшим и обязательным элементом любого демократического режима. Это объясняется тем, что демократия в обществе не может функционировать без полномочного представительства, формируемого для участия в управлении делами общества, а такое представительство может быть демократичным, если само общество участвует в его формировании.

Существует два основных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).

При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% + 1), и системы относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены лишь два кандидата, получивших наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума) 1 .

Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числу достоинств мажоритарной системы обычно относят:

    Сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. Это достигается за счет распределения парламентских мандатов в основном среди крупных партий-победителей, отсеивания мелких партий, которые обычно не в состоянии обеспечить своим кандидатам большинство в избирательных округах, а также побуждения партий к коалициям или слиянию еще до начала выборов;

    формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенных недостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.

Ещё одним видом избирательной системы является пропорциональная система, суть которой состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенные недостатки. Важнейший из них – относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же во многом разнородных по своим целям партий часто приводит к обострению противоречий между ними, к распаду межпартийных коалиций и правительственному кризису. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.

Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей крайне радикальных или даже экстремистских сил многие страны используют т.н. заградительные барьеры, или оговорки, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от двух (Дания) до пяти (ФРГ) процентов всех поданых голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования 1 .

В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного характера, в которых сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Например, в Государственную Думу РФ из 450 депутатов половина избирается по мажоритарной системе, а другая половина – по пропорциональной системе.

4. Понятие и структура избирательного процесса.

Подготовка и проведение выборов сопряжены с большим разнообразием политических мероприятий, характерных для этого особого периода в жизни общества. Их совокупность принято обозначать понятием «избирательный процесс». Он непосредственно проявляется в таких событиях, как собрания в трудовых коллективах по выдвижению кандидатов в выборный орган, сборе необходимого числа подписей граждан в случае самостоятельного выдвижения, митингах, встречах кандидатов с избирателями, выступлениях претендентов на выборную должность в средствах массовой информации и других 1 .

Избирательный процесс имеет свою логику, что выражается в последовательном решении задач подготовительного характера и непосредственно связанных с проведением выборов. Основными этапами избирательного процесса можно считать:

    Подготовительный.

    Выдвижение кандидатов.

    Соперничество претендентов, сопровождающееся агитационно-пропагандистской кампанией.

Строго говоря, лишь последние три этапа характеризуют непосредственно сам избирательный процесс. Однако подготовительный этап также оказывает важное влияние на все его стадии.

Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяет их подлинно демократический характер. Эта среда включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс, к ним относятся:

    Уважение в государстве прав человека. Это необходимо для того, чтобы избиратели и кандидаты чувствовали себя свободными, не подвергались разного рода угрозам, чтобы в обществе существовала атмосфера уважения личности, воли большинства и прав меньшинства.

    Электоральная (гражданская) просвещенность избирателей. Она предполагает знание назначения и процедур выборов, основных политических партий, их программ и кандидатов, информированность и т.д.

    Демократический характер регистрации избирателей. Это означает, прежде всего, отсутствие любого рода дискриминации: по национальному, расовому, имущественному или какому-либо другому признаку. В большинстве демократических стран мира составлением списков избирателей занимаются местные органы власти, которые автоматически вносят в них изменения в связи с переездом гражданина на другое место жительства, достижением им избирательного возраста и т.п.

    Наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмотрения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и независимых органов контроля за соблюдением избирательного закона всеми участниками электорального процесса, в том числе членами избирательных комиссий. К этим органам относятся специальные (избирательные трибуналы) или общие суды, а в некоторых странах – избирательная прокуратура. Эффективность судебного контроля за выборами предполагает суровые санкции за противоправные действия: тюремное заключение, штрафы, отмену регистрации кандидатов или партий и т.п. 1

После проведения подготовительных мероприятий и официального назначения сроков выборов начинается избирательная кампания. Сам этот термин применяется по отношению, как ко всему государству, так и отдельным кандидатам или партиям. В первом случае избирательная кампания представляет собой комплекс организационных, политических, информационно-пропагандистских и агитационных мероприятий по непосредственному обеспечению избирательного процесса в государстве, во втором – систему мероприятий, направленных на успех конкретного кандидата или партии.

Первый шаг избирательной кампании - выдвижение кандидатов и (или) партий (движений). Существуют различные способы их выдвижения и регистрации:

    сбор подписей в поддержку кандидата или партии;

    предоставление регистрационного взноса или денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата определенной поддержки, например списка партийных активистов или членов группы поддержки;

    автоматическая регистрация кандидатов в случае занятия ими оспариваемых на предстоящих выборах постов.

Наибольшее распространение имеет выдвижение кандидатов партиями, общественными движениями и организациями, группами граждан, собравшими определенное количество подписей в их поддержку. Число подписей, необходимых для регистрации кандидата, зависит от уровня выборов (президентские, парламентские, региональные и т.п.), а также от особенностей избирательного закона страны. Большое число подписей, а также короткий срок их сбора могут служить серьезным препятствием для претендентов, представляющих малообеспеченные слои населения, которые обычно не обладают большими финансовыми (деньги), информационными (СМИ) и организационными (поддержка партии и (или) других организаций) ресурсами. Поэтому для обеспечения демократизма выборов процедура выдвижения кандидатов не должна быть чрезмерно сложной и дорогой и в то же время должна ограждать избирательную комиссию от претендентов, не пользующихся значительной общественной поддержкой. Слишком большое количество претендентов и депутатов может затруднять проведение выборов, дезориентировать избирателей и требует больших финансовых затрат со стороны государства 1 .

Выдвижение кандидатов завершается их регистрацией, после чего начинается агитационная (предвыборная) кампания. На этой стадии наблюдается максимальная активность конкурирующих партий и кандидатов, они получают широкие возможности убеждать избирателей в своих преимуществах с помощью СМИ, рекламы, наглядной агитации, непосредственного личного общения кандидатов и их доверенных лиц с гражданами в ходе многочисленных поездок по стране или электоральному округу. Агитационная кампания оказывает большое влияние на решения избирателей, во многом предопределяет успех или неудачу претендентов. Поэтому ее организации и проведению уделяется особое внимание.

Для ведения избирательной кампании и главным образом для ее агитационного этапа создается специальный штаб, куда обычно входят главный распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, координатор графика кампании, технический секретарь и помощники. К этому штабу примыкают доверенные лица, группа поддержки кандидата, группа социально-политологического обеспечения, состоящая из профессиональных политологов, социологов, психологов, юристов, имиджмейкеров (специалистов по политической рекламе), а также активисты-добровольцы и агитаторы, спонсоры кампании и некоторые другие ее активные участники.

Современные агитационные кампании обычно ведутся в соответствии с научными рекомендациями по четко разработанному плану, состоящему из таких основных элементов, как анализ и оценка политической ситуации и уязвимых для кандидата мест, стратегия, тактика и график кампании, структура управления ею и ее бюджет.

Агитационная кампания, завершаясь за одни или несколько суток до голосования, оставляет избирателям возможность самостоятельно, без давления извне обдумать свой выбор и принять окончательные решения, которые они выражают непосредственно в день выборов. Голосование и подведение его итогов – кульминационный этап избирательного процесса. В этот период непосредственно выражается воля граждан, определяющая состав органов власти.

В наши дни голосование осуществляется с помощью избирательных бюллетеней. Основным местом голосования служат избирательные участки, хотя в некоторых странах, например в Швеции, разрешается голосовать дома и по почте. В одних государствах (Австрия, Австралия, Бельгия, Италия, ФРГ и др.) голосование рассматривается не только как право, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание или другие наказания. В других же странах (США) голосование – дело добровольное.

Сразу же после завершения голосования избирательная комиссия или другой специальный избирательный орган начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. В международной практике наиболее часто встречаются такие нарушения правил голосования и подсчета, как изготовление и учет лишних избирательных бюллетеней, прямая приписка голосов одному из депутатов, изъятие бюллетеней, поданных за неугодного кандидата, и др.

Для того чтобы предотвратить подобные фальсификации и обеспечить доверие граждан к результатам выборов, необходим надежный контроль за голосованием и подведением его итогов. Это обеспечивается формированием пользующейся доверием конкурирующих партий избирательной комиссии; использованием независимых, в том числе международных, наблюдателей; независимое параллельное подведение итогов голосования, которое могут осуществлять совместно или раздельно представители партий, СМИ, церкви, авторитетные отечественные или международные наблюдатели. Отсутствие надежного контроля за ходом и результатами выборов может превратить их в инструмент манипулирования, скомпрометировать их в глазах граждан, породить массовые протесты и обострить политическую ситуацию. Поэтому прозрачность выборов, предполагающая открытость всего избирательного процесса для наблюдения и контроля со стороны общественности, самих политических конкурентов и независимых наблюдателей,  важнейшее условие их демократичности 1 .

Заключение

Выборы представляют собой наиболее общую и простую форму участия граждан в политике. Всеобщее избирательное право, прямое и тайное голосование, открытая конкуренция между партиями за политическую власть во время выборов наряду со свободой слова, собраний, объединений, мнений, печати относятся к основам современной демократии.

Выборы – это повсеместно распространенное политическое явление, но их реальное значение в разных странах существенно различается. Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов.

К экономическим факторам относятся факторы владения собственностью, уровень зарплаты и материального благополучия, обеспечение занятости и т.д. Людям, обладающим собственностью, есть что терять и защищать, поэтому участие в выборах является для них непременным в условиях переходного периода. Однако в условиях стабильности благополучие, удовлетворенность положением может явиться также фактором неучастия.

К социальным факторам относятся такие условия, как наличие состоятельного «среднего класса», оседлость, устойчивость семейных отношений, уважение к своему труду. Духовные факторы формируют такие качества избирателей, как политическая зрелость, образованность, ощущение своей исторически-национальной общности, уважение к закону.

Психологические факторы включают в себя чувство коллективизма, сопричастности с делами общества, готовности к борьбе за достижение лучших условий жизни, сформированность активной жизненной позиции.

Среди политических условий, необходимых для демократических выборов, выделяют развитость гражданского общества с его структурными институтами, развитую многопартийность, устоявшуюся законодательную базу, исторические традиции.

Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях не-равноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в по-литических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов.

В условиях современных демократий выборы - их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

Список литературы:

    Буренко В.И., Журавлев В.В. Политология: Учебник. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 328 с.

    Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2006.- 358 с.

    Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2003. – 488 с.

    Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2006. – 511 с.

    Пиульский Е.В., Гончаров Н.Н., Цыганкова Л.И. Политология: Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2003. – 425 с.

    Политология. Энциклопедический словарь. – М.: Издательство Московского коммерческого университета, 2007. – 431 с.

    Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 610 с.

    Соловьев А.И., Пугачев В.П. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 552 с.

    Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 395 с.

    Органов политической власти, когда народ... , включение их в политический процесс может привести к дестабилизации политической системы. Разрушающий характер...

  1. Понятие политического процесса сущность и типология

    Реферат >> Политология

    Сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление... , нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве...

  2. Структура и особенности политического процесса в современной России

    Реферат >> Политология

    Власти и общества, проведение выборов и т.д. Содержание политического процесса в современной России составляет укрепление... для исполнения политических ролей . 8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений. ...

Публикации по теме