Церковь флора и лавра село ям расписание. Флоро-лаврская церковь село ям. Роковой двадцатый век

Первое упоминание о Флоро-Лаврской церкви в Яме датировано началом XVII века. Храм был деревянным, до настоящего времени он не сохранился. Каменная церковь была построена в начале XIX века. В середине названного столетия здание было перестроено, средства на проведение строительных работ были пожертвованы прихожанами и другими благотворителями. Проект перестройки храма был разработан архитектором А. Елагиным.

В конце 80-х годов XIX века церковь была повторно перестроена (расширена) по проекту архитектора В. Крыгина. После окончания работ храм мог вместить до тысячи прихожан. Церковь была богато расписана, для храма изготовили вызолоченные иконостасы.

В начале 20-х годов XX века церковные ценности были конфискованы в пользу голодающих. Храм лишился всех серебряных и позолоченных изделий: двух крестов, четырех лампад, девяти риз с икон, двух чаш, двух звездниц и ряда других предметов церковной утвари. Был запрещен колокольный звон. Настоятель и вся его семья были лишены избирательных прав. В конце 20-х годов XX века настоятелем храма стал протоиерей Я. Савицкий, он служил в церкви до 1937 года. В настоящее время он причислен к лику святых.

В 30-е годы храм был закрыт. Спустя несколько лет была уничтожена колокольня. В начале 90-х годов XX века церковные двери вновь открылись для верующих. Первое богослужение состоялось в праздник Пасхи. В настоящее время церковь является действующей; при ней открыты две воскресные школы, одна из которых предназначена для детей, другая - для взрослых.

История. Флоро-Лаврская церковь впервые упоминается в писцовых книгах за 1627 г. Каменная церковь, крытая железом, появилась в селе 1819 г.

Окончательный архитектурный облик храма святых мучеников Флора и Лавра сложился во второй половине XIX в. на месте предшествующей, в результате двухкратной перестройки его трапезной части.

К 1855 г. по проекту Н. Н. Елагина были сооружены новая обширная трапезная и связанная с ней колокольня в два яруса.

Вторичная перестройка здания, начатая по проекту арх. В. Крыгина, завершилась в 1898 г.

К тому времени в церкви было два придела: во имя свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла. Внутри церковь была богато расписана, храм украшали три новых вызолоченных иконостаса. В 1889 г. стараниями церковного старосты В. С. Леонова при храме открыли женскую церковноприходскую школу.

В 1912 г. при активном содействии священника П. П. Колосова при храме создали Общество хоругвеносцев и попечительский совет по оказанию помощи семьям военнослужащих и бедным вдовам Домодедовской волости.

В 1916 г. к храму была приписана Покровская церковь, построенная в усадьбе 3. Г. Рейнбот-Резвой.

Там же была открыта в 1899 г. богадельня в двухэтажном деревянном доме, которая находилась под попечительством священника В. И. Востокова.

В советское время церковь закрыли, колокольню разобрали, священника протоиерея Ярослава Савицкого расстреляли.

Ныне он причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Богослужения в храме возобновились с Пасхи 1990 г.

Село Игумново на протяжении нескольких веков было вотчиной Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской области. В 1627 году здесь был монастырский двор, 9 дворов крестьян и один бобыльский. Деревянная церковь, построенная «клецки», стояла «без пения». В 1672 году на смену ей пришла новая деревянная церковь.

После секуляризации церковных земель село Игумново стало казенным.

Как сказано в «Ведомости о церкви Флоро-Лаврской Московской губернии Серпуховского уезда села Игумново», «каменная церковь построена в 1800 году тщанием приходских людей». Местное предание свидетельствует, что главным жертвователем был помещик сельца Саймоново, что в шести верстах от Игумново.

Освящена церковь была лишь в 1823 году, после того как был «иконостас позолочен, иконы написаны, стенное писание устроено благолепно».

«Здание каменное, - свидетельствует ведомость, - с таковою же колокольней, покрыта железами, тверда. Престолов в ней два: в настоящей во имя св. мучеников Флора и Лавра; в приделе холодном же во имя святителя Саввы Сербского, который устроен в 1807 г. купцом С. Олимпиевым».

В клировой ведомости за 1831 год сказано, что «причта положено издавна священник, дьячок и пономарь».

Церковь была закрыта в 1939 году, церковное имущество конфисковано, все ценное вывезено в Серпухов. Здание церкви использовалось под складские помещения различного назначения.

Благодаря стараниям тогдашнего настоятеля протоиерея Савелия Гаврилина сохранились особо почитаемые прихожанами большое деревянное распятие и ростовая икона архангела Михаила.

В 80-е годы XX века церковь была превращена в клуб.

С 1996 года в церкви были возобновлены богослуженияи. При церкви работают церковно-приходская школа и библиотека.

Престольный праздник села ежегодно отмечается 31 августа. Флор и Лавр на Руси почитаются как покровители домашнего скота, прежде всего лошадей.

В этот день лошадей рано утром кормили «в полную сыть» свежим сеном и овсом, мыли и чистили скребницей. Существовал специальный обряд - купание лошадей. Животных приводили к ближайшим рекам, озерам или другим водным источникам, где и совершалось торжественное омовение. Хозяева украшали лошадей и вели в пруд, а сами шли по берегу. После лошадям расчесывали гривы и хвосты, вплетали в них яркие ленточки или пестрые лоскутки кумача или ситца. Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило молебен с водосвятием.

После обедни совершалась так называемая «конная мольба»: священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой.

Традиция продолжается и сейчас. В день памяти мучеников Флора и Лавра в Игумново из окрестных сел и деревень съезжаются владельцы лошадей. После литургии и молебна настоятель храма совершает освящение животных.

Храм святых мучеников Флора и Лавра в селе Игумново — единственный в России, где имеется придел святителяСаввы Сербского . По этой причине в храм часто приезжают как проживающие в России сербы, так и паломники из самой Сербии.

Начало ее истории уходит в далекое прошлое, и сказать о нем что-либо определенное ныне невозможно. Однако, учитывая расположение села, можно предположить, что поселились здесь люди очень давно. Это подтверждают археологические исследования, проводившиеся в окрестностях сотрудниками Государственного исторического музея г. Москвы в 1995 году. На территории села Ям удалось выявить два селища, датируемых ХIII-ХVII вв. Одно из первых письменных свидетельств о селе относится к 1543 году, когда архимандрит Симонова монастыря жаловался великому князю Ивану Васильевичу на флоровских ямщиков, которые с крестьян принадлежавшего монастырю сельца Коробово «емлют по все дни под гонцы подводы многие и в том крестьянам от ямщиков чинитца нужа и обида великая». Видимо, уже в то время существовала и церковь, названная в честь святых мучеников Флора и Лавра, почитавшихся на Руси покровителями домашнего скота, а особенно лошадей.
По давней традиции, в день памяти святых 18/31 августа устраивался «лошадиный праздник», когда со всей округи к церкви сводили разукрашенных кумачовыми лентами, под расшитыми попонами и в лучшей сбруе коней, купали их в реке Пахре и в «Ямских озерках». В самой церкви, по обычаю, служили торжественный молебен, после которого священник кропил коней святой водой.
Сельская церковь до начала ХIХ века была деревянной. Таковой она упоминается в «Словаре Географическом Российского Государства», изданном в 1805 г. Видимо, достраивалась она, как Пахринская и Ермолинская, уже после Отечественной войны 1812 года.
Как каменная и крытая железом, она значится в клировых ведомостях за 1819 год. В 1855 году завершено строительство колокольни, а в 1860 году завершены работы в Никольском приделе.
В 1888 г. священник Иоанн Никитин, церковный староста московский купец, ранее бывший крестьянином д. Павловской, Василий Семенович Леонов, сельские старосты прихода Сергей Андреевич Шурыгин, Борис Иванович Михеев представили митрополиту Иоаникию новый план перестройки храма, составленный епархиальным архитектором
В. Крыгиным. В прошении о перестройке подчеркивалось, что по новому плану храм «с внешней стороны будет много величественнее, а по внутреннему устройству открытее, поместительнее, во всем удобнее», и средства и строительные материалы для перестройки имеются, а кирпич и камень старого храма будут употреблены на постройку нового.
В основном строительство храма было закончено в 1893 г., когда состоялось освящение правого Никольского придела, строительство предусмотренных проектом трех алтарных помещений, примыкающих к трапезе, и внутренняя отделка храма велись в последующие годы. В ходе отделки внутренние стены были покрыты штукатуркой и окрашены, а затем богато расписаны. Храм украсили три новых вызолоченных иконостаса. Перестроенная церковь могла принять одновременно до тысячи верующих. 12 июля 1898 г. освящен левый придел во имя апостолов Петра и Павла, а 23 августа - главный престол во имя св. мучеников Флора и Лавра.
Заслугой служителей церкви Флора и Лавра является и открытие в селе церковно-приходских школ. Первая школа здесь открыта удельным ведомством еще в 60-е годы ХIХ века. В 1868 году в ней обучалось 54 мальчика. Но после ее передачи земству она из-за нехватки средств закрылась, а дом, в котором она размещалась, был продан. Однако потребность в обучении ребятишек оставалась и с каждым годом возрастала.
Упадок храма начался в годы советской власти. В 1922 году из него изъяли 2 пуда ценной церковной утвари, в том числе серебряные кресты, чаши. В 30-е годы был запрещен колокольный звон, а в 1937 году арестовали и вскоре расстреляли в Бутово священника, протоиерея Ярослава Савицкого. Перед Отечественной войной разобрана колокольня, упразднено церковное кладбище, старинные могильные плиты которого использовали при закладке фундамента под колхозный свинарник. Позже были утрачены церковные главы, иконостас, уцелевшая утварь, ограда.
14 апреля, на Пасху 1990 года, состоялась первая служба в полуразрушенном здании храма во имя святых мучеников Флора и Лавра, которую возглавил настоятель храма протоиерей Валерий Ларичев. До этого в здании церкви много лет находился склад Мосэнерго, а позднее - кооператив по изготовлению колготок. Вход в здание был через алтарь, крыша протекала, устроен был второй этаж, где стояли станки и другое оборудование.
В период 1997–2004 гг. по оригинальному проекту иконописца Владимира Сидельникова было завершено устройство иконостасов всех трех приделов храма.
В 1997 году по проекту архитектора Алексея Неймана был воздвигнут крестильный храм во имя св. Иоанна Предтечи.
Трудами настоятеля, по образованию врача-психиатра и нарколога, при храме было организовано Братство трезвости во имя святых мучеников Флора и Лавра. В настоящее время строится здание братского корпуса и производственные мастерские.

ДОМОДЕДОВО, 23 июня 2017, ДОМОДЕДОВСКИЕ ВЕСТИ - Читателям Домодедовских вестей о работе музея уже подробно рассказывал наш корреспондент Александр Ильинский Александр продолжает знакомить жителей Домодедово с историей округа, и возрождения домодедовских святынь.

Время разбрасывать камни. И время их собирать

Село Ям известно с 17 века. Долгие века ямщики, золототкачи и другие работные и талантливые жители этого села, протянувшегося вдоль важного Каширского тракта, занимались четным трудом, воевали за свое Отечество, помогали больным и бедным под сенью куполов и крестов знаменитого Флоро-Лаврского храма. Пережив страшные безбожные годы село вновь живет, заново отстроив свой духовный центр и восстановив связь времен и поколений.

Осенью 1940 года село Ям на Старой Каширской дороге сотряс мощный взрыв. В домах сельчан посыпались стекла. Белая свеча колокольни Флоро-Лаврского храма поднялась на несколько метров вверх, а затем грудой кирпича осела на землю. Грибовидное облако пыли и дыма взлетело высоко в небо, как птица распахнуло крылья и так - в виде птицы - поплыло над Пахрой в облака. Люди, из дворов наблюдавшие за происходящим, тяжело вздохнули: «Улетала душа села». А меньше чем через год началась Великая Отечественная Война.

Священник Флоро-Лаврского храма Ярослав Савицкий был расстрелян еще в 1938 году. До этого, в начале двадцатых, были разграблены ценности, которые жители села по крупицам собирали в любимой церкви. Отняты земли храма, сброшены колокола, закрыты богадельни и школы. Вера - осмеяна, растоптана и запрещена. Многие верующие - отправлены в лагеря.

Даже лошадей, которые издревле определяли быт ямщитского села, вытеснили автомобили. Оставшиеся жители разбрелись. Им просто нечего в селе стало делать. Кто-то перебрался в Домодедово, кто - в Москву, а кто и еще дальше. К началу 80-х годов XX века село еще хирело, но жило. К началу девяностых от села Ям осталось одно название. И горстка стариков, доживавших там свой век. Казалось, что вместе с ними зримо уходило прошлое… Именно в это время в древнем селе появились энтузиасты, которые решили восстановить храм. А вместе с ним - историческую связь времен.

Связь времён

Первые документальные сведения о селе Ям содержатся в писцовой книге Ратуева стана Московского уезда за 1627 год. Они касаются храма, который изначально был его центром.

«Погост приходной на реке Пахре на Каширской дороге, - записано в ней, - а на погосте церковь Флора и Лавра деревянная. А в церкви и образы, и свечи, и книги. На колокольнице - колокола».

Кроме жителей погоста в приходе церкви тогда числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, сельца Горки Верхние и деревни Горки Нижние, деревень Старое и Новое Съяново, а также сельцо Пахрино. Само село Ям в разные годы принадлежало разным лицам. Среди них, например, князья Долгорукие. С XVII века его приписали к царствующей фамилии.

Храм при селе был с незапамятных времен. Село было ямщитским. Об этом говорит тюркское слово «ям» - дорожная, почтовая станция. Сеть таких станций была разбросана по всей Руси. Жизнь ямщиков была тяжелой, связанной с бесконечными русскими дорогами и главной «движущей силой» этих дорог - лошадьми. Своими небесными покровителями эти суровые и выносливые люди считали мучеников Флора и Лавра, которых даже на иконах предписывалось рисовать с этими благородными животными.

Мученики Флор и Лавр были родными братьями. Их жизнь относится ко II веку н э. Из Малой Ази и братья переселились в Иллирию (Сербия). По профессии братья-христиане были камнетесами. Поэтому они участвовали в постройке языческого храма, обратив во время строительства в христианство языческого жреца и его общину, сокрушили идолов, а также установили в храме крест. Храм, начатый как языческий, стал христианским. Римскому наместнику области это не понравилось. Он приговорил новообращенных к сожжению, а святых братьев приказал бро сить живыми в колодец и засыпать землей. После того как Римская империя стала христианской, мощи святых братьев были обретены нетленными и с торжественностью перенесены в Константинополь. По преданию, с открытием мощей мучеников в той области, где они пострадали, прекратился падеж скота. Поэтому они издревле почитаются, как покровители пастухов и коневодов. До сегодняшнего времени во многих музеях России хранятся замечательные иконы святы х мучеников с изображением лошадей.

Издревле храм Флора и Лавра был деревянным. Лишь с 1791 года сельчане задумались о строительстве каменного храма. Но реализовали свою задумку лишь к 1819 году. К тому времени село насчитывало 110 дворов и почти полторы тысячи жителей. По меркам того времени - это почти город. Сельчане жили зажиточно, а потому к храму любимых святых пристроили два придела, вызолотили резной иконостас, а храмовые иконы украсили серебряными венцами. С 1837 года началось обучение детей при храме грамоте, счету и Закону Божьему. Тогда же открыли богадельню, для кормления странников.

Село разрасталось. К середине XIX века в нем было более двухсот дворов и двух тысяч жителей. Многие из сельчан занимались не только сельским хозяйством и извозом, но и золотопрядением. Были и те, кто работал на текстильных фабриках в Москве или нанимался кучерами в придворные конюшни. Сельчан брали охотно. Опыта у потомственных ямщиков было не занимать, они отличались любовью к лошадям и спокойным, трезвым характером. Некоторые жители села богатели и выходили в купцы, но не порывали связи с малой родиной. Поэтому неудивительно, что в начале 50-х годов храм начали перестраивать и расширять. Архитектор Елагин разработал проект, который и был завершен в течении десяти лет. Над селом поднялась новая колокольня, была перестроена трапезная часть и пристроены более обширные приделы. В освящении новой постройки принял участие знаменитый митрополит Филарет (Дроздов). При храме стараниями юродивого Ивана Степановича была построена каменная богадельня для женщин. Сестры богадельни посвящали свою жизнь Богу и служению больным и немощным. Именно из этого богоугодного заведения вырос впоследствии Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь,

Нет предела совершенству

Интересно, что на реставрации храма жители села не успокоились. Нет предела совершенству. Новая масштабная реконструкция началась всего через тридцать лет. Митрополиту Московскому Иоаникию был представлен новый проект, составленный архитектором Крыгиным.

Именно так - сельчане сами нашли архитектора, оплатили проект и положили его уже готовым и просчитанным до копейки на стол епархиального начальства. Митрополит подивился такому деловому подходу и дал разрешение на строительные работы. По сути храм разобрали по кирпичику, добавили строительных материалов и построили новый. Сделано это было в кратчайшие сроки. Стены храма стали толще и выше, появился центральный световой барабан, поставленный на четырех каменных столбах, а по углам сводов поместили четыре малых глухих барабана. Акустика храма сразу улучшилась в разы. И вместимость - тоже. В 1893 году состоялось торжественное освещение постройки.

«В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям, - сообщали «Московские церковные ведомости», - происходило торжество освящения одного из приделов перестраиваемого вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид… Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования».

Последующие годы велась отделка храмовых помещений. Церковь, которая теперь вмещала в себя до тысячи верующих, украсили тремя вызолоченными иконостасами и красивейшими росписями. Возле храма был построен приходской дом. Ширились дела благотворительности. Был создан совет попечительства о бедных. Создано Общество Хоругвеносцев, в уставе которого тоже предусматривалась помощь неимущим прихожанам. Прихожане заботились о вдовах и семьях, кормильцы из которых были призваны в армию. Особенно востребованным это стало после начала в 1914 году Первой мировой войны. Ширилось дело народного образования. На деньги благотворителей было выстроено здание женской церковно-приходской школы. А члены церковного притча преподавали не только в своем селе, но и в окрестных земских школах. В 1915 году приходу была приписана церковь, построенная на свои средства в усадьбе Горки местной помещицей Рейнбот-Резвой. Большой популярностью среди прихожан пользовалась благочестивая традиция августовских крестных ходов. Проводились они с иконой Иерусалимской Божией Матери, написанной в начале XVI века. Чудотворный образ специально доставлялся из Бронниц, на что еще в 1871 году было дано специальное разрешение.

К 1917 году в приходе церкви Флора и Лавра значилось уже 385 дворов и 2145 прихожан обоего пола. Москвичи активно строили дачи на красивых берегах Пахры и приходили в церковь. Приход считался богатым. Но этим богатством он щедро делился с больными и неимущими, бездомными и многодетными.

Роковой двадцатый век

Все резко изменилось с первых же лет советской власти. Русская церковь подверглась планомерному удушению со стороны безбожной власти. В частности у Флоро-Лаврского храма сразу отобрали землю и закрыли церковно-приходские школы. Приходскую Горкинскую церковь, еще до прибытия в Горки Ленина, спешно закрыли. В ней устроили клуб, в котором по недосмотру администрации очень скоро случился пожар. Здание полностью сгорело. В 1920 году охваченную Гражданской войной страну накрыла эпидемия тифа. Приходской священник Петр Колосов не боялся заразы и продолжил исполнять свой долг. Он причащал больных и отпевал умерших, оказывал помощь нуждавшимся и давал кров бездомным. Заразившись тифом, он скончался и стал последним священником, которого прихожане оплакали и похоронили за алтарем храма. Сменил его родной брат Константин Павлович Колосов, который после окончания Московской духовной семинарии некоторое время учительствовал в церковно-приходской школе села Ям.

В мае 1922 года уездной комис
сией по оказанию помощи голодающим из церкви изъяли все серебряные и позолоченные предметы общим весом два пуда. Священник и члены его семьи были лишены избирательных прав, колокольный звон запрещен.

«Учитывая ходатайство местного населения о закрытии церкви Флора и Лавра в с. Ям Подольского района и о передаче ее помещения под столовую местного колхоза и принимая во внимание пригодность для этого испрашиваемой церкви, - записал 1 марта 1930 г. в своем постановлении президиум Мособлисполкома, - названную церковь закрыть и здание ее после сфотографирования передать местному райисполкому под устройство столовой для колхоза»

Не лишне сказать, что до голодающих изъятые у храмов ценности так и не дошли. Зато Советское правительство дало многомиллионный заем турецкому диктатору Ататюрку, который воевал с православной Грецией. На эти деньги турки войну выиграли и выгнали из Малой Азии всех живших там православных христиан.

Но даже в условиях страшного давления со стороны государства верующие сопротивлялись закрытию храма еще десять лет! В тридцатые годы были объявлены «Безбожные пятилетки». Власть взялась за физическое уничтожение религии в СССР. Не обошло гонение и храм в Старом Яме. В стоящей на виду церкви, наконец, было запрещено совершать богослужения. Священника Ярослава Савицкого арестовали и после скорого суда расстреляли в подмосковном селе Бутово. В заключении погиб и церковный диакон отец Петр Минервин.

Возрождение святыни

В 1990 году началось церковное возрождение России. Люди сами, без подсказки «сверху» стали организовывать церковные приходы и восстанавливать разрушенные храмы. Был организован такой приход и в селе Ям. Власти возвратили верующим руины храма, колокольня которого была взорвана еще в 1940 году. Первая служба была отслужена в Великую Субботу 14 апреля в Никольском приделе Флоро-Лаврского храма, созданном трудами и заботами двух подвижников - блаженного Ивана Степановича и святителя Филарета. Сейчас главный престол в храме освящен во имя святых мучеников Флора и Лавра, левый - во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а правый посвящен святителю Николаю.

Ныне в храме святых Флора и Лавра вновь совершаются богослужения. Бессменным настоятелем храма и руководителем дружной общины с самого начала восстановления храма является игумен Валерий (Ларичев) - один из самых удивительных священников Городского округа Домодедово. (на фото правее - прим.ред)

При храме действует воскресная школа для детей, ведутся беседы со взрослыми, действует художественная студия и открыт уникальный музей Новомученников и Исповедников Российских. Отстроена колокольня, восстановлены интерьеры и росписи, в храм возвратились многие святыни, утраченные в лихие революционные годы. При храме создана богадельня для пожилых монахинь и функционирует паломнический центр. Словно магнит храм притягивает хороших и образованных людей. И если раньше жители старались перебраться в Москву, теперь наблюдается обратный процесс. Люди возвращаются. Детский смех снова звучит на улицах древнего села.

Над Пахрой плывет колокольный звон. Кажется, что вместе с храмом в село снова вернулась душа. Так оно и есть. А раз так, значит и у села Ям, и у всей нашей земли есть будущее. И вера, надежда и любовь в нашем народе никогда не оскудеют.

Публикации по теме