Высшие ценности человека в обществе. Труд как одна из высших общественных ценностей. Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека: список примеров

Нравственность или мораль - это абсолютный критерий, с помощью которого регулируются взаимоотношения людей. Нравственные ценности являются высшими, так как они универсальны для различных обществ и социальных групп. Это те принципы, которые стоят выше всего остального, и по которым выверяют поступки в сложных или спорных ситуациях люди, руководствующиеся в повседневной жизни самыми разными шкалами мер и оценок. Основополагающий принцип морали: ”Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе”. Высшие нравственные ценности уравнивают людей в правах и становятся мерилом для всех и каждого. Нравственность - это внутренняя установка человека, побуждающая его к этичному поведению. Высшие нравственные ценности играют большую роль в жизни человека, и чтоб их лучше познать, можно посетить специальные , или специальные лекционные занятия.

  • Добро как противопоставление злу - это бескорыстное и искреннее стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим и себе. Человек просто изначально сознательно выбирает сторону добра, в дальнейшем развиваясь именно в этом направлении, координируя свои поступки с тем, что ассоциируется с добром.
  • Милосердие или сострадание предопределяет снисхождение к слабому, увечному, больному или даже просто несовершенному. Отказ от осуждения и готовность помочь, вне зависимости от степени его достоинств, - это милосердие.
  • Всеобщее счастье - это проекция собственного благополучия на человечество в целом, известное также как гуманизм. Противопоставляется человеконенавистничеству и эгоизму.
  • Спасение - это культивируемое разными религиозными и философскими учениями состояние духа, к которому человеку стоит стремиться, и ради которого имеют смысл нравственные поступки и уклад жизни.
  • Честность - еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека - это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи - ложь во спасение.

С помощью соблюдения нравственности человек может внутренне расти, совершая благородные поступки и самосовершенствуясь. Неважно, что для многих окружающих такое благородство и доброта кажутся бессмысленным и неоправданными. Для самого нравственного человека это единственный способ развиваться и подниматься на новый уровень своей духовной жизни.

Для всех, кто хочет подробно узнать, что такое высшие нравственности ценности человека, как соотносить их с основными жизненными ценностями, рекомендуется в Центре М.С. Норбекова

Духовная ценность – одна из высших потребностей человека, регулирующая процесс познания и самопознания личности. Богатство внутреннего мира дает уникальную возможность проявить индивидуальность: раскрыть природные способности, проявить таланты и дарования.

Духовные потребности людей что такое

Духовные потребности – стремление к познанию внутреннего мира через самосовершенствование. В поиске гармонии личность приобщается к науке, искусству, философии, религии.

В чем отличие от материальных потребностей

Духовные потребности человека, в отличие от материальных, не удовлетворяют личные нужды: голод, холод, меры безопасности. Удовольствие от наполнения внутреннего мира – моральное, преимущественно эстетического характера.

Разницу легко определить по мотивациям – причинам, склоняющим личность к решению вопросов. Материальные потребности появляются при непосредственных нуждах и являются тактической, сиюминутной стороной жизни. Силой духа движет не конкретная выгода, а любопытство. Желание познать неизведанное мотивируется надеждой на получение пользы в будущем.

Средства удовлетворения материальных запросов предметны, зависят от ресурсной базы. Единственным инструментом восполнения духовного потенциала выступает творчество.

Важно! В основе определения форм творческого самовыражения лежат коммуникация и познание.

Коммуникативная функция сознания способствует получению значимых средств информации из печатных, графических и аудио источников, включая непосредственное общение с носителем требуемой информации. Познавательная часть сосредоточена на переработке полученных сведений, удалении лишнего и усвоении актуальных данных.

Основные признаки духовных потребностей

Краткий список характерных особенностей духовных запросов включает:

  • возникают в сознании;
  • обладают относительным характером надобности, выбором способов для воспроизводства;
  • степень удовлетворения потребностей обусловлена наличием свободного времени, объемом накопленных богатств духа, желанием и возможностями человека участвовать в их реализации;
  • взаимосвязь субъекта и объекта построена на бескорыстности;
  • процесс реализации духовных нужд неограничен.

Духовная пища объективна по содержанию. Объяснить ее сущность помогают обстоятельства жизни людей и потребность познания внешней среды. Чем развитее цивилизация, тем заметнее действует закон «возвышения запросов», важнее для большинства индивидов обретение духовно-культурных ценностей. Одновременно необходимость в духовном развитии субъективна, предстает отражением внутреннего мира людей, социальной и личной сущности.

Виды духовных потребностей

Главные нужды в духовной сфере условно разделены на 2 части: одна – связана с накоплением духовного потенциала, вторая – его проявлением в обществе.

Первую группу составляют:

  1. общение и наблюдение за подлинными и вымышленными героями из книг, спектаклей, кино;
  2. эстетическое удовлетворение от красивых пейзажей, художественных работ, музыкальных композиций;
  3. научно-познавательная деятельность, расширяющая границы мировоззрения;
  4. поддержание здоровья как фундамента для новых начинаний.

Ко второй группе относят потребности социального характера:

  1. Трудовая деятельность, способствующая материализации духовных запросов.
  2. Нравственные ориентиры, используемые для сопоставления собственных взглядов на ситуацию с общепринятыми идеалами;
  3. Патриотическая составляющая поступков, ориентирующая индивида на защиту и любовь к отечеству.

Последовательность реализации запросов обеих групп нельзя назвать линейной. Чаще она сопряжена с материальными нуждами и внутренним миром субъекта.

Потребность в познании

Человек, чувствующий необходимость узнавать новое, стремится разнообразить будни, расширяет кругозор через курсы, мастер-классы, литературные произведения. Природный интерес к внешним факторам побуждает людей принимать активные действия для повышения уровня знаний и способностей. Если потребность не удовлетворяется, личность замыкается и может отрицательно относиться к переменам.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – способность самостоятельно развивать разум, заботиться о личностном росте, воспитывать положительные качества личности. Процесс саморазвития является интеллектуальным, предполагает осознанность человеком собственного места в мире, мотивов, результатов деятельности. Одновременно процесс является волевым, зависит от конкретной ситуации и образа жизни индивида.

На этапе самосовершенствования важно проводить аналоги со вчерашним существованием. Осознание личностного развития положительно отражается на новых сферах жизни. Мечты становятся смелее, планы далеко идущими, появляется надежда на будущее. Для идеального самосовершенствования нужно четко определить цели.

Важно! Неуверенность и страх разрушительно действуют на исход событий. Не стоит оглядываться на других, люди свободны в выборе действий и желаний.

Любимое дело

Любимое дело заряжает энергией для самореализации, придает смысл действительности, вдохновляет на подвиги, помогает выразить индивидуальность. На пути к цели индивиды используют собственный талант, умственные и физические способности. Человек, посвящающий большую часть времени творчеству или бизнесу, по доброй воле не откажется от любимого дела.

Любовь и счастье

Любовь – доброта, дарующая людям положительные эмоции, и потребность осчастливить всех вокруг, наслаждаясь чужим счастьем как олицетворением собственных чувств. Потребность излучать любовь сильнее материальных нужд, статуса в обществе и успеха в бизнесе. Каждый человек желает чувствовать себя нужным и востребованным окружающими людьми. Одиночество наводит тоску и скуку, создает, прежде всего, ощущение внутренней пустоты.

Возможности удовлетворения духовных потребностей

Реализовать духовные качества помогут:

  1. Отдых на природе, путешествия. Наслаждаться красотой окружающего мира и восхищаться его многогранностью – нехитрый способ оставаться в гармонии с собой.
  2. Приобщение к искусству. Архитектура, музыка, художественная самодеятельность – существует множество путей для выражения духовных потребностей, их удовлетворения посредством культуры. Достаточно выбрать направление по душе, посещать выставки, музеи, театры. Хорошими примерами послужат чтение книг, прослушивание музыки великих композиторов.
  3. Поиск гармонии с собой. Психологи рекомендуют уделять по 10 минут в день на спокойную прогулку в безлюдном парке или медитацию. Важные ответы на интересующие вопросы даст внутреннее «Я». Остается только прислушаться.
  4. Уход за домашним питомцем. Активное взаимодействие человека с пушистым зверьком снижает напряжение, возвращает улыбку и помогает расслабиться. Защищая и оберегая слабых существ, личность становится сильнее.
  5. Занятия творчеством. Будь то неуклюжие поделки или произведения талантливого мастера, результаты творческих работ удовлетворяют духовный голод, осчастливливают личность.

Духовные потребности требуют трепетного внимания и долгой подготовки. Однако методом проб и ошибок, обучаясь и обжигаясь, человек способен найти оптимальные пути реализации. Результат приведет к устойчивой гармонии и пониманию того, что время и силы потрачены не напрасно.

Почему духовные потребности тяжелее удовлетворить

Духовные потребности создаются самим человеком, их сложно удовлетворить, поскольку нужно предварительно реализовать остальные нужды. Например, для получения знаний надо отыскать источники (литературу, веб-сайт), выучить и законспектировать материал. Дополнительной преградой становится поиск занятий по душе. Дело должно приносить не материальную, а духовную радость.

От духовных запросов зависит вид жизнедеятельности людей. Материальные нужды не остановят развитие сильных духовных натур. Примитив, грубость, мнимая многозадачность вытесняются более изысканными и тонкими вещами. Данный принцип является базой человеческого прогресса. О душе нужно помнить и постоянно стремиться к достижению новых высот.

Видео

ФИЛОСОФИЯ

Смысл жизни как высшая ценность человека*

А. Э. Воскобойников (Московский гуманитарный университет)

Voskoboinikov A. E. The Meaning of Life as the Supreme Value of the Person

Аннотация ♦ В статье рассматривается такое триединство, характеризующее понятие ценности, как значение, значимость и смысл. Автор, ссылаясь на Ф. Бэкона, показывает, что истину легче получить из ошибки, нежели из смешения понятий. Также бесспорно, что понятия важно анализировать не сами по себе, а в их «кровных» взаимосвязях.

Ключевые слова: ценность, значение, значимость, смысл, истина, философия, смысл жизни.

Abstract ♦ The article considers such trinity characterizing the concept of value as meaning, significance and sense. The author, referring to F. Bacon, shows that it is easier to receive the truth from a mistake than from a mixture of concepts. It is also indisputable that it is important to analyze concepts not in themselves, but in their "blood" interrelations.

Keywords: value, significance, importance, sense, truth, philosophy, meaning of life.

Значение задается взаимосвязями данного знака с другими знаками той системы, в которую он входит. Так, знак + обретает свое значение лишь в системе родственных знаков -, = и других. Знак!, оказываясь в разных знаковых системах, приобретает разное

Статья подготовлена для секции «Ценности российской цивилизации в современной культуре, экономике, политике», организованной кафедрой философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета и проведенной 17 октября 2016 г. в рамках IV Международной научно-практической конференции «Ценности и интересы современного общества». The paper was prepared for the panel "Values of Russian Civilization in Contemporary Culture, Economics, Politics", which was organized by the Department of Philosophy, Culturology and Politology at Moscow University for the Humanities and convened on October 17, 2016 within the framework of the 4th International research-to-practice conference "Values and Interests of Modern Society".

значение (он может быть знаком препинания, математическим знаком, предупреждающим знаком на автомобильной дороге).

Значимость выражает прагматическую роль знака, его ценность для «потребителя» (пример: значимость числа, принесшего лотерейный выигрыш). Именно значимость наиболее непосредственно связана с ценностью того или иного объекта.

Смысл задается теми значениями и значимостями, которые данный знак приобретает на надсистемном (метасистемном) уровне, когда сопоставляется с другими системами знаков. Смысл - это попытка заглянуть за пределы данной знаковой системы, соотнести ее с другими знаковыми системами, со всем миром знаков.

Что касается смысла жизни, то он обретается при органичном возвышении над нею самой, что позволяет избежать некой самодовольной замкнутости на саму себя.

Первейшая проблема аксиологии - сама специфика ценностей: желаемы ли вещи потому, что содержат ценностные свойства, или вещи приобретают ценностные свойства потому, что желаемы? Два распространенных диаметрально противоположных ответа таковы. Согласно «аксиологическому объективизму», ценности - важнейшие атрибуты объектов. Субъекту дано только переживать свое отношение к ним. В соответствии с «аксиологическим субъективизмом», напротив, ценности существуют лишь благодаря процессу их восприятия и переживания субъектом.

Более убедительна позиция, которая исключает односторонние крайности как объективизма, так и субъективизма. Она такова: в «чистом виде» ценность не существует ни объективно (сама по себе, без субъекта), ни субъективно (без объективных свойств, представляющих собой ее основу). Она появляется как результат специфического отношения субъекта и объекта. При более узком прагматичном подходе, скажем, в системологии категория ценности может трактоваться как критерий предпочтения.

Ценностное представление само может стать своеобразным объектом для новой оценки - оценки более высокого порядка. Ее способна произвести социальная группа, включающая субъекта исходного ценностного представления. Если некоторые ценности индивида не совпадают с ценностями социальной группы, в которую он входит, последняя к ним относится как к малоценным или совершенно неприемлемым и даже «инородным».

Нередко употребляют выражения «неразумная ценность», «ложная ценность», «мнимая ценность». Однако перечисленные термины избыточно «рационализируют» ценностные представления, затушевывая их эмоциональную составляющую. Уточним са-

му суть двойной оценки, т. е. «оценки оценки». Здесь возможны по крайней мере два варианта, зависящие от индивидуальной и социально-групповой оценки.

Вариант первый. Некая ценность кажется субъекту положительной или высоко значимой. Но социальная группа (особенно нормативная референтная группа) или общественное мнение оценивают эту ценность по-другому: как отрицательную или низко значимую для самого субъекта, т. е. такую, которая не сможет удовлетворить (несмотря на его ожидания) так называемые «разумные потребности».

Вариант второй. Некая ценность и на этот раз кажется субъекту положительной или высоко значимой, и она на самом деле способна удовлетворить его определенные потребности (а также помочь достигнуть определенных целей). Но социальная группа (или иные социальные инстанции) справедливо относится к самим этим потребностям и целям как социально вредным. В первом варианте ценностная ориентация не ведет к цели, поставленной субъектом и одобряемой обществом. Во втором - ведет субъекта к цели, но сама цель осуждается социумом.

Важнейшую роль в системе ценностей играют высшие ценности, представленные как на личностном, так и на общественном уровне.

Не претендуя на фундаментальный онтологический статус, высшие ценности, тем не менее, обладают общечеловеческой обязательностью. Высшие ценностные представления имеют ярко выраженную синтетическую природу, одновременно включая в себя и этические, и эстетические, и рационально-логические аспекты и компоненты. Именно на высших уровнях ценностных представлений складываются убеждения и идеалы личности, формируются и осознаются ее жизненные позиции и цели деятельности, приобретает логически и эмоционально «выстраданный» характер смысл ^юизни. Высшие ценности не только аккумулируют богатый опыт прошлого, но и воспроизводят будущие перспективы. Становится все очевидней: чтобы мир перевернулся и стал абсурдным, не надо никакого «архимедова» рычага - достаточно, чтобы «перевернулась» система ценностей.

Порою подвергают сомнению саму возможность существования высших общечеловеческих ценностей, которые являются смысловым ядром как секулярного, так и религиозного гуманизма. Критические доводы иной раз опираются на социобиологические аналогии и генетическую предопределенность сценария «хищник - жертва». И в самом деле, скажем, у волков и зайцев - принципиально «несолидарные» жизненные ориентации.

То же самое, дескать, зачастую встречается в людских сообществах: невозможно гармонизировать взаимные отношения подсудимого и прокурора, жертвы и палача, нищего и олигарха, борца за свободу и тирана... Для того, чтобы убедиться, что это далеко не «то же самое», рассмотрим ситуацию в эволюционно-системном аспекте.

В развивающейся системе низший уровень структурной организации генетически первичен по отношению к высшему. Он детерминирует на первом этапе процессы возникновения и развития более высокого уровня, а также целостное поведение системы (имеется в виду внутрисистемная детерминации, а не внешняя, раскритикованная постмодернистами). Однако подлинное «созревание» более высокого уровня происходит тогда, когда для него начинается период внутриуравневой самодетерминации («causa sui»), период «самопорождения» («sui generis»). В результате постепенно начинает возрастать обратная внутрисистемная детерминация низшего уровня более высоким уровнем и влияние последнего на поведение системы в целом. Причем рассматриваемая детерминация нелинейного типа, т. е. она имеет характер не однозначной, а многозначной причинно-следственной зависимости («муль-тикаузальности»). К тому же картина усложняется тем, что на процесс развития влияют не только детерминистские, но и стохастические закономерности.

Тем не менее, в итоге постепенно возрастает значимость и определяющая роль не «диктата прошлого», а народившегося настоящего и зарождающегося в настоящем «зова будущего». Речь идет о целеполагании и целереализации, которые все более и более зависят от свободного выбора и творческой деятельности самих субъектов.

Благодаря эволюционному развитию в природных системах над физической необходимостью постепенно надстраивалась неосознаваемая биологическая целесообразность, а над ней со временем - осознанное целеполагание.

Это осознанное целеполагание постепенно восходило от уровня «осознанной необходимости» до уровня все более свободного творческого проектирования действительности.

Итак, естественная эволюция не устраняет фундаментальные чисто природные закономерности, на основе которых происходит развитие человеческого рода. Но они становятся своего рода трамплином для возникновения надприродных закономерностей и процессов. Все большую роль начинают играть не только природная целесообразность, но и социокультурное целеполагание. Не только инстинктивное поведение, но и творческая деятельность. Не только

генезис, но и телезис. Не только строгая запрограмированность, но и свобода. А это позволяет также совершенствовать и возвышать систему ценностей.

И хотя, конечно, в душе каждого человека добро со злом («бог» с «дьяволом») борется, не вызывает сомнений, что общая угроза способна сплотить людей, имеющих даже радикально противоположные ценностные ориентации. В наше время резко возрастает значимость такой объединяющей высшей ценности как выживание. То, что это универсальная ценность, подтверждают пророческие слова, звучащие сегодня особенно актуально, - спасутся все или не спасется никто.

Одним из связанных с гуманизмом понятий является понятие гуманности. Она может быть чертой характера, особенностью стиля жизни или практической деятельности. Чаще всего гуманность проявляется сравнительно локально. Но гуманизм как нравственный принцип должен быть универсальным. Либо его просто нет. Стало расхожим утверждение, что в гражданском обществе гражданин берет социальную ответственность на себя. Но это может быть «укороченная» ответственность, ограниченная интересами своего клана, класса, этноса. Подлинный гуманизм изначально универсален и взывает к универсальной ответственности. Конечно, существует различие между универсальными и общечеловеческими ценностями. Но в масштабах земной цивилизации эти ценности соразмерны и едины.

Следует признать главенство универсальных ценностей и интересов над всеми иными. Важнейшие характеристики универсальных ценностей таковы: они базовые, инвариантные, общечеловеческие.

Согласно гуманистическому учению, наиважнейшей высшей ценностью является сам человек, его жизнь, свобода, счастье, любовь, развитие его способностей и творческих потенций.

Человек не статический центр мироздания, как он долго полагал. Зато он «ось и вершина эволюции, что много прекраснее» (Тейяр де Шарден, 2002: 142). Важно осознать особую роль человека во Вселенной и его великую гуманистическую ответственность как за себя, так и за окружающий мир. Быть не центром величия, но центром ответственности - таково его высшее назначение: «Я свободен, следовательно, ответственность лежит на мне самом».

Одна из несомненных высших ценностей - идеал, как предельно совершенная форма существования чего-то возвышенного и желанного. Во времена не столь отдаленные начинающим стрелкам

(чтобы попасть в цель) рекомендовалось целиться немного выше нее. Идеал позволяет и нам, планируя достойное будущее, «целиться выше цели». Идеалы могут быть и индивидуальными и общественными. Жизнь людей, не устремленная (хотя бы в мечтах) к идеалу, теряет глубокий смысл. И не столь уж важно - где расположен этот идеал - в посюстороннем мире или «выше». Важнее, каков он. Одна из отличительных особенностей подлинного идеала как раз и есть его достаточная универсальность. А также то, что он одновременно не может кому-то нести добро, но кому-то - зло, кому-то дарить прекрасное, но кому-то - безобразное. Особенно важно искать какие-то общие основания в моральных ценностях сейчас, перед трагедией, грозящей всему роду человеческому.

Одна из важнейших высших ценностей - смысл жизни, который предстает системообразующим компонентом ценностных ори-ентаций.

Его утрата приводит к социальной аномии, порождает мировоззренческий агностицизм, нравственный цинизм или психическую фрустрацию.

Смысл жизни приоткрывается лишь тому, кто живет деятельно и полнокровно - не отрешенному от всего созерцателю, а деятелю, творчески преобразующему окружающий мир и самого себя. Смысл жизни невозможно объяснить. Вместо объяснений лучше всего его совместно выстрадать. Но попробовать дать какие-то наметки объяснения - вещь не лишняя. Человек обретает смысл своего существования не путем глубинного самокопания, а подключаясь к ценностно-смысловому полю всей культуры. Только так он способен осознать себя в едином социально-историческом процессе, свою сопричастность мировым событиям, найти свой путь творческой самореализации. Сочно и мудро звучит эта идея у А. П. Платонова в рассказе «Афродита»: «Одному человеку нельзя понять смысла и цели своего существования. Когда же он приникает к народу, родившему его, и через него к природе и миру, к прошлому времени и будущей надежде, - тогда для души его открывается тот сокровенный источник, из которого должен питаться человек, чтобы иметь неистощимую силу для своего деяния и крепость веры в необходимость своей жизни» (Платонов, 2012: 346).

1 Ценностная ориентация - это оценка целей, избираемых в процессе подготовки и осуществления действий, поведения, деятельности. Скажем, субъект оценки, оценивая предмет оценки, вырабатывает некое ценностное представление, которое и становится для него ценностной ориентацией. Ценностные ориентации формируют убеждения, а те, в свою очередь, побуждают к определенным поступкам и формам деятельности. Вообще говоря, это обратимые процессы взаимодействия.

Встречаются люди, которые никогда не искали смысл жизни. Они, как правило, инфантильны и беспечны. Встречаются люди, которые раз и навсегда нашли смысл жизни в чем-то вполне определенном и на этом успокоились. Но есть и такие люди, которые всю свою жизнь мучительно постигают ее таинственные основы и горизонты. Для них первичным смыслом жизни становится сам этот поиск.

Один из нравственных парадоксов: чем выше и дороже смысл жизни, тем больше он выходит за ее пределы и легче за него даже умереть.

Но с чего начать свое восхождение к высшему смыслу? «Начну с малого...», - может сказать себе человек. Забота о другом существе сразу наполняет жизнь значительным смыслом. Ведь переживание того, что ты кому-то необходим, - одна из предпосылок счастья. Сделай правильный (праведный) выбор и будь в ответе за него и свои деяния. Совершенствуй себя, становясь добрее, мудрее и творчески инициативней. Старайся отдавать больше, чем брать, но нисколько не кичись этим. Л. Н. Толстой своеобразно сравнивал человека с дробью. Сделай это чуть по-своему. В знаменателе весьма условно учти все то, что ты потребил или позаимствовал у других. А в числителе помести все то, что сам создал доброго и хорошего для окружающего мира, других людей, причем не только самых близких. Многие люди по этой простенькой арифметике не дотягивают до «единицы». Они так и не реализуют себя как личности. Именно таких людей имел в виду Э. Фромм, когда писал, что многие умирают, так и не успев родиться. Стремись оставить «чекан души», как говорил Саади, воплощаясь в кого-то и во что-то. Пусть это будет своеобразная реинкарнация, но содеянная самим собой. Итак, иди за тем, что зовет ввысь, как бы приподнимаясь над повседневностью и самим собой.

Ценности в жизни человека играют огромную роль .

Они определяют его мышление, руководят поступками.

У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.

Определение понятия и признаки

Что это такое?

Жизненные ценности — это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.

Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.

Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры , в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.

Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.

Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к , и понижению .

Список основных признаков :


Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом .

Роль

Составляющие личности

Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.

Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.

Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.

Предпосылки поведения

Одновременно ценности — это и мотивация человеческого поведения.

Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности — ведение правильного образа жизни , постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.

Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.

Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, и т.д.

В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам .

Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.

Как формируются?

Система ценностей начинает складываться в детском возрасте в процессе воспитания и жизнедеятельности. Изменить собственные взгляды и убеждения, будучи зрелой сформировавшейся личностью, практически невозможно. Основные факторы, влияющие на формирование внутренних установок:

Примеры

Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

Примеры жизненных ценностей:

  1. Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.

    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.

  2. Деньги . Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток — главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  3. Власть . Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.

Классификация в таблице

Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

Базовые, истинные ценности

Личностные

Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.

Отношения, семья

Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.

Общение, взаимопомощь.

Материальные ценности

Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.

Положение в обществе

Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.

Духовные ценности

Духовное развитие

Образование, самообразование, самопознание.

Второстепенные ценности

Развлечения

Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

Система ценностей у мужчин и женщин

Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе , а основной ценностью женщин — реализация в семье в качестве матери, жены.

Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами .

Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

Ценность человеческих отношений

Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид — существо социальное . Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения — дружеские, любовные, партнерские.

Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения , поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.

В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.

Наличие близких по духу людей рядом придает , наделяет положительными эмоциями.

Иерархия ценностей

У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей :

  • семья;
  • дети;
  • здоровье;
  • карьера;
  • деньги;
  • самореализация;
  • друзья;
  • развлечения;
  • общественное признание.

Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

Переосмысление

Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:


Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью. Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей — залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.

Есть вещи, которые играют огромную роль в жизни человека, определяют его мировосприятие, помогают принимать решения. Что это такое – жизненные ценности людей, как и зачем нужно составлять свою правильную ценностную иерархию, узнайте из этой статьи.

Что это такое

У каждого из нас есть своеобразные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, что более, а что менее важно, что допустимо, а что нет. Это комплекс убеждений, идеалов и принципов, которым мы следуем при совершении того или иного поступка. С помощью этих внутренних «стандартов качества» можно определить, что является самым значимым в вашей личной вселенной.

Эти координаты человек иногда устанавливает сам, полагаясь на пережитый опыт, а порой они приобретаются им извне с легкой подачи социума и прочно врастают в его мироощущение. Если индивид предаст свои базовые установки, он столкнется с внутриличностным конфликтом, что повлечет за собой состояние подавленности.

Определение понятия и признаки

Жизненные ценности – это своего рода абсолют, занимающий первичное положение в мировосприятии. Ими мы руководствуемся, ставя перед собой те или иные цели, через их призму оцениваем свои поступки, желания, а также поведение других людей. С их помощью мы расставляем приоритеты.

Чтобы стать ценностным ориентиром, существующее явление действительности должно получить эмоциональный отклик и рациональное объяснение своей значимости для конкретного человека. Поэтому навязать свою систему координат другому нельзя.

В процессе становления и развития личности ценности могут и наверняка будут меняться. В детстве на первый план выходят одни вещи, в юности иные, а во взрослом возрасте абсолютно противоположные. Приоритеты человека напрямую зависят от переживаемых им событий, влиянию на него определенных идей. Некоторые ситуации способны перевернуть сознание, посмотреть на свою жизнь под другим углом и полностью переосмыслить свою иерархию ориентиров.

Список основных признаков ценностных установок

  • Значимость. Они обладают весом и важностью в глазах того, кто ими владеет. Во что бы то ни стало владелец стремится их соблюдать и оберегать.
  • Осознаваемость. Как правило, люди отдают себе отчет в том, что для них важно. На основе этого понимания они выстраивают определенную модель поведения, которую подгоняют под существующие внутренние нормы и правила с помощью самоконтроля и самодисциплины.
  • Самодостаточность. Личные ориентиры не нуждаются в одобрении или советах окружающих.
  • Позитивный характер. Эти убеждения не воспринимаются индивидом, как обязанности. Они не тяготят, а вызывают лишь положительные эмоции.

Роль жизненных ценностей

Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.

Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.

Составляющие личности

Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.

Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.

Предпосылки поведения

Приоритезация внутренних убеждений – это основной мотив, определяющие поступки людей, образ жизни и направленность деятельности. В зависимости от того, что важно индивиду, он осознанно или неосознанно будет стремиться следовать этой парадигме, выстраивать вокруг нее свои желания и планы.

Каждый поступок личности является отражением ее ценностей. Зная, на что в первую очередь опирается человек, можно предугадать его реакцию на какое-либо явление, лучше понять его мотивацию. Все мы воспринимаем мир через призму уже существующих парадигм, которые сформировались на основе прошлого опыта, поэтому так сложно бывает услышать и принять позицию другого.

Как формируются

Фундамент формирования ценностных ориентиров закладывается еще в детстве. Ребенок, как губка, впитывает результаты его взаимодействия с миром, раскладывает происходящее по полочкам «хорошо», «плохо» с помощью ближайшего окружения (родителей и сверстников). Во взрослом возрасте гораздо сложнее изменить свои убеждения, повернуть вектор мышления в кардинально новом направлении. Поэтому так важно уделять внимание становлению личности в подростковом возрасте.

Что же влияет на возникновение тех или иных ценностей:

  • Процесс воспитания. На ранних этапах жизни именно родители являются для ребенка образцами, благодаря которым он понимает, как себя вести в конкретной ситуации, что приятно, а что нежелательно. Даже интересы формируются на основе базиса, закладываемого близкими. Взрослые демонстрируют детям своеобразные модели поведения, на которые они осознанно и неосознанно опираются в будущем.
  • Образовательные учреждения. Детский сад и школа играют не менее важную роль в жизни ребенка, чем семья. Получая новые знания и навыки от педагогов, школьники уже начинают понимать, что для них важно в большей, а что в меньшей степени.
  • Социальные нормы. Едва ощутив себя частью общества, мы сталкиваемся с определенными рамками и требованиями поведения, в которые соглашаемся вписываться, чтобы не вызвать осуждения.
  • Самопознание. Освоив этот инструмент развития личности, человек открывает для себя неограниченные возможности самоанализа. Они позволяют отделить свои взгляды от чужих, абстрагироваться от навязчивого влияния ценностных координат других людей.

Какие могут быть жизненные ценности

Общечеловеческие. Иначе они называются культурными. На основе этих представлений социумом формируются понятия о том, как надо поступать следует, а как - нет. В мироощущении индивида они образуются в процессе воспитания в семье.

К ним относят:

  • здоровье;
  • образование;
  • социальный статус;
  • любовь;
  • семейные узы;
  • детей;
  • развитие;
  • самореализацию.

Индивидуальные. Возникают с течением жизни. Это не просто убеждения, которые транслирует общественное сознания, а личные установки каждого человека.

Основные ценностные ориентиры

Классифицирую их по двум направлениям:

  • Материальное. Сюда входит все, что касается комфортной жизни, жилища, финансовой состоятельности.
  • Духовное. То, что нельзя ощутить с помощью органов чувств, но имеющее большой вес на уровне ментальном. Семья, друзья, карьера, любимое дело, образование, здоровье, красота и прочее.

Однако строго отделить одну категорию от другой практически невозможно. Так или иначе, они тесно переплетены и не могут существовать в отрыве.

Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека: список примеров

  • Активность.
  • Безмятежность.
  • Беспристрастность.
  • Благодарность.
  • Воодушевленность.
  • Жизнерадостность.
  • Гибкость.
  • Духовность.
  • Зрелищность.
  • Мечтательность.
  • Мудрость.
  • Надежность.
  • Независимость.
  • Обеспеченность.
  • Определенность.
  • Организованность.
  • Осознанность.
  • Откровенность.
  • Открытость.
  • Преданность.
  • Привлекательность.
  • Принадлежность.
  • Проактивность.
  • Решительность.
  • Скромность.
  • Стабильность.
  • Смелость.
  • Твердость.
  • Точность.
  • Умеренность.
  • Уникальность.
  • Финансовая независимость.
  • Хозяйственность.
  • Чувственность.
  • Щедрость.
  • Яркость.
  • Альтруизм.
  • Героизм.
  • Оптимизм.
  • Прагматизм.
  • Практицизм.
  • Профессионализм.
  • Реализм.
  • Баланс.
  • Богатство.
  • Гостеприимство.
  • Доброжелательство.
  • Любопытство.
  • Постоянство.
  • Совершенство.
  • Творчество.
  • Упорство.
  • Вера.
  • Власть.
  • Воображение.
  • Достижение.
  • Знание.
  • Исследование.
  • Наслаждение.
  • Образование.
  • Понимание.
  • Приключение.
  • Доверие.
  • Обилие.
  • Остроумие.
  • Открытие.
  • Правосудие.
  • Приятие.
  • Развитие.
  • Разнообразие.
  • Сочувствие.
  • Трудолюбие.
  • Удовольствие.
  • Хладнокровие.
  • Гигиена.
  • Глубина.
  • Дисциплина.
  • Самодисциплина.
  • Дружба.
  • Здоровье.
  • Комфорт.
  • Красота.
  • Логика.
  • Любовь.
  • Надежда.
  • Опыт.
  • Победа.
  • Поддержка.
  • Покой.
  • Польза.
  • Правда.
  • Простота.
  • Рост.
  • Самоконтроль.
  • Свобода.
  • Семья.
  • Слава.
  • Страсть.
  • Счастье.
  • Традиция.
  • Энергия.
  • Синергия.
  • Успех.
  • Чистота.
  • Юмор.

Записаться на консультацию

Это далеко не полный перечень существующих в мире ценностных ориентиров. Исходя из него вы можете составить собственную иерархию, добавив другие понятия.

Пирамида ценностей

Знаменитая схема А. Маслоу, описывающая человеческие потребности, может охарактеризовать и систему, по которой выстраиваются жизненные приоритеты. Фундаментом существования человека в целом является его биологическая составляющая. Есть мотивы, которые нам диктует физиология: иначе говоря, сложно рассуждать о вечном, когда ты голоден, замерз или испытываешь боль.

Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать комфортное пространство для жизнедеятельности.

Уже после этого возникают социальные потребности, необходимость уважения и признания, жажда познания и творчества, эстетические и духовные ценности.

Другая классификация ценностных ориентиров в таблице

Система ценностей у мужчин и женщин

Споры о гендерных различиях в настоящее время ведутся очень активно. Но сложно отрицать влияние исторических и биологических факторов на формирование ценностных представлений. По статистике, стремление в первую очередь построить карьеру, обрести высокий социальный статус и материальное благосостояние свойственно мужской части человечества. Женская физиология и психология подразумевает вынесение на передний план желания реализовать себя, как мать, жену.

Однако, если говорить не в общем, а в частности, все, что касается внутренних убеждений – вопросы сугубо индивидуальные.

Значимость человеческих отношений

Мы рождаемся существами биосоциальными. Это значит, что формирование личности без взаимосвязи с обществом попросту невозможно. В том или ином виде ориентированность на построение коммуникации, дружеских и любовных отношений есть у каждого. Она может по-разному и в различной степени выражаться, но обусловлена самой природой.

Иерархия ценностей

Выстраивание своей пирамиды приоритетов помогает в ситуации, когда необходимо сделать выбор между несколькими неоднозначными вариантами. Оно также позволит анализировать свое поведение, поступки и не допустить возникновения внутреннего конфликта.

Как определить свои жизненные максимы

Самая распространенная методика выявления личной ценностно-ориентированной системы – принцип сравнительного анализа. Для начала выпишите все, что имеет для вас значение. Не ограничивайте себя: воспользуйтесь приведенным выше списком и дополните его своими пунктами. Эта процедура может занять довольно много времени – не торопитесь. Самое важное – максимально полно обрисовать картинку вашего мировоззрения.

После этого отдохните и переключитесь на иной вид деятельности. Вернитесь к списку через несколько часов или даже дней (для чистоты эксперимента). Перечитайте его и выберите 10 наиболее значимых для вас моментов, а остальные просто перечеркните. Следующий шаг – сокращение получившегося перечня еще в два раза.

Когда перед глазами останется 5 самых ценных понятий, расставьте их по приоритетности. Для этого представьте, от чего вы ни за что не могли бы отказаться в пользу другого. В результате вы получите собственную иерархию ценностных установок. Вот он – ваш внутренний компас.

Как привить жизненные ценности в процессе воспитания

Первое, что нужно понять – даже не пытайтесь внушить чаду те или иные ориентиры, если ваше поведение противоречит словам. Основополагающим принципом формирования личности ребенка является личный пример. Именно модель поведения взрослых, с которой малыш, а затем подросток сталкивается ежедневно, на практике, закрепится в его подсознании. Поэтому, ругаясь на детей или требуя от них определенного образа мысли, задумайтесь – следуете ли вы сами тому, о чем говорите.

Переосмысление

Периодически ваша внутренняя система координат нуждается в корректировке. Такая необходимость возникает, например, когда вы сталкиваетесь с неразрешимым внутренним конфликтом.

Если у вас есть неудовлетворенность жизнью, собой, не устраивает происходящее вокруг (супруг, работа, окружение), нужно в срочном порядке понять, что к этому привело, и не забыли ли вы о своем внутреннем компасе. А может, ваши приоритеты просто изменились, а вы вовремя не сошли с проложенного ранее пути?

Поверхностно разобравшись в том, какие есть фундаментальные жизненные ценности у человека, запишитесь на мою и сделайте большой шаг к ощущению себя как цельной, самодостаточной личности.

Публикации по теме