Таинственный голем - средневековый слуга и робот. Глава третья. Глиняный великан Глиняное чудище из праги 5 букв

Которого Бог создал из глины.

Согласно одной из гипотез, «голем» происходит от слова гелем (ивр. גלם ‎), означающего «необработанный, сырой материал» либо просто глина. Корень ГЛМ встречается в Танахе (Пс. ) в слове галми (ивр. גלמי ‎), обозначающем «моя необработанная форма». Уже в раннем идише слово гойлем приобрело переносное значение «истукан», «глупый и неповоротливый человек», «болван», перекочевавшее и в современный иврит.

Согласно другой гипотезе, слово происходит от древне-еврейского galam - он свернул, завернул.

Другой вариант происхождения слова: само слово пришло из ареала Персидской империи, из восточных легенд (урду گولیمار , индийские и прочие восточные языки). Пример: Пакистан. GOLI (bullet) and MAR (fire), слово - Голимар (процесс обжигания глины). В связи с увлечениями в Европе с конца XVII века восточными легендами и сказками и их переработкой.

Легенда

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и главным образом для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Исполнив своё задание, голем превращается в прах. Создание голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги, Махаралю Йехуде Бен Бецалелю. Голем будто бы возрождается к новой жизни каждые 33 года. Легенда эта относится к началу XVII века . Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, переступающая границы религиозного закона; недаром голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Отражение в культуре

Литература

Западноевропейская литература

В западноевропейскую литературу мотив голема вводят романтики (Арним , «Изабелла Египетская» ; реминисценции этого мотива можно указать у Мэри Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей»Гофмана и Гейне); для них голем - экзотический (немецкая романтика воспринимает очень остро экзотику гетто) вариант излюбленного ими мотива двойничества. В новейшей литературе известны два значительных произведения на эту тему: в немецкой - роман Густава Майринка , и в еврейской - драма Лейвика.

«Голем» Майринка по существу - социальная сатира на мессианизм . Он - символ массовой души, охватываемой в каждом поколении какой-то «психической эпидемией», - болезненно страстной и смутной жаждой освобождения. Голем возбуждает народную массу своим трагическим появлением: она периодически устремляется к неясной непостижимой цели, но, как и «Голем», становится «глиняным истуканом», жертвой своих порывов. Человек, по Майринку, все более и более механизируется жестокой борьбой за существование, всеми последствиями капиталистического строя, и он такой же обречённый, как и голем. Это глубоко пессимистическое произведение следует рассматривать как художественную реакцию на «освободительные идеи» империалистической бойни со стороны средней и мелкой буржуазии.

Легенду о глиняном чудище, созданном в Праге в конце XIV века, пересказал для детей нобелевский лауреат Исаак Башевис Зингер .

Русская литература

В русской литературе можно отметить роман Олега Юрьева «Новый Голем, или Война стариков и детей» , в котором големический миф используется для ядовитой цивилизационной сатиры: в романе, среди прочего, рассматриваются три варианта истории Голема, якобы похищенного нацистами (в целях создания «универсального солдата») с чердака Староновой синагоги в Праге. Герой романа, «петербургский хазарин» Юлий Гольдштейн, сталкивается со следами Голема (и с ним самим) и в Америке, и в Петербурге, и в Жидовской Ужлабине - Юденшлюхте, городке на чешско-немецкой границе, где во время войны проводились испытания «големического оружия».

К образу Голема (в качестве сравнения) нередко прибегает писатель и публицист Максим Калашников .

Поэзия

Более углублённо трактует голема еврейский поэт Лейвик. Голем для него символ пробуждающейся народной массы, её революционной, ещё неосознанной, но могучей стихии, стремящейся окончательно порвать с традициями прошлого; ей это не удается, но она возвышается над своим вождем, противопоставляет ему свою личную волю, стремится подчинить его себе. Философская углубленность образа выражается в том, что творение, насыщенное социальными потенциями, продолжает и хочет жить своей собственной жизнью и соперничает со своим творцом. Лейвик в своем «Големе» вышел за пределы легенды, расширил её, запечатлев в нём грозные предчувствия грядущих социальных катастроф, отождествив его с массой, которая больше не хочет быть орудием сильных и имущих.

Кинематограф

Легенда о Големе стала сюжетной основой для нескольких художественных фильмов. Среди них наиболее известны фильмы «Голем » () и «Голем: как он пришел в мир » () - последний, пересказывающий легенду о создании и первом бунте Голема, считается классическим киновоплощенем этого сюжета. Во многом благодаря выразительному исполнению роли Голема Паулем Вегенером , образ оживленного магией глиняного человека приобрел широкую известность, хотя впоследствии и был потеснен схожим по смыслу образом Чудовища , созданного Франкенштейном . В 1936 году фильм «Голем » снял Жюльен Дювивье .

Легенда о Големе легла в основу серии «Kaddish» 4-го сезона сериала «Секретные материалы ».

В СССР в 1950-е годы прошёл остроумный и зрелищный чешский фильм «Пекарь императора» (чеш. Císařův pekař, pekařův císař , , режиссёр Мартин Фрич), где голем тоже появляется и играет важную роль в развитии сюжета.

В английском фильме 1966 года «Оно!» (It!) герой Родди МакДауэлла использует голема, привезённого в лондонский музей из Праги в корыстных целях. С помощью неограниченных физических возможностей голема он разрушал строения, убивал нежелательных в своей жизни людей и даже пытался добиться расположения девушки, которую любил безответной любовью. Оживить и подчинить голема своей воле герою удалось, когда он положил тому под язык древний свиток, хранившийся в тайнике в теле истукана. Голем, однако, в отличие от классической истории, хотя и не всегда выполнял приказы хозяина, но был верен ему до конца.

В российском сериале «По ту сторону волков II. Ключи от бездны», снятом Сергеем Русаковым в 2004 году. Осень 1947 года. Больше года прошло с того дня, когда была уничтожена банда Сеньки Кривого. Однако в Угольной Линии и её окрестностях снова начинают погибать люди. В милиции с ужасом обнаруживают, что отпечатки пальцев на орудии очередного убийства совпадают с отпечатками пальцев покойного Сеньки. На фоне развития событий проводятся попытки создания советскими учёными нового голема, как оружия нового поколения.

Идея о големе как «боевом роботе» была использована в полнометражном аниме «Slayers Great»(ответвлении аниме-сериала «Рубаки»).

Голема Элиса при помощи написанных мелом слов и нарисованных мелом печатей призывала Шелли Кромвель в аниме «Индекс волшебства»/«Магический индекс» (To Aru Majutsu no Index) с 20 серии 1 сезона и далее.

26 серия японского аниме "Soul Eater" была посвящена големам, их созданию и свойствам. Действие происходило в деревне Лоэв (Чехия), в которой проживали создатели големов(название деревни, вероятнее всего, является выдуманным).

Категории:

  • Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса
  • Персонажи фильмов
  • Каббала
  • Культура Праги
  • Вымышленное оружие
  • Голем
  • Иудаистическая мифология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Легенда о големе – одна из старейших и самых знаменитых городских легенд Праги. Сегодня в чешской столице можно найти множество сувениров, изображающих этого глиняного великана, а местные гиды с удовольствием проведут вас по улочкам Йозефова квартала и покажут наиболее интересные достопримечательности, так или иначе связанные с големом.


Свое начало легенда берет в XVI веке. В то время большая еврейская община Праги слишком часто стала подвергаться гонениям и погромам. По городу ходили жуткие слухи о том, что евреи во время своих праздников убивают младенцев и пропитывают их кровью традиционные лепешки. Более того, были известны случаи, когда особо нетерпимые граждане Праги специально подкидывали на улицы еврейского квартала трупы младенцев, а потом обвиняли жителей в содеянном преступлении.
Когда число погромов и лжеобвинений стало принимать угрожающий характер, верховный раввин Праги – Лёв бен Бецалель решил прибегнуть к крайней мере. Он отважился провести древний каббалистический ритуал и с помощью магии создать могущественного защитника для своих единоверцев.


Магический ритуал Бецалель провел ночью, на берегу Влтавы, в присутствии двух ближайших помощников. Сначала из влажной глины была вылеплена большая человекоподобная фигура, затем раввин и его помощники медленно обошли вокруг лежащей фигуры, а в заключение раввин вложил в рот голему шем – лист пергамента с начертанным на нем древним еврейским заклинанием, дарующим жизнь любому неодушевленному предмету.
После того, как ритуал был окончен, глиняный гигант встал на ноги и послушно отправился в город вслед за своим создателем.

Защитник и разрушитель

От обычных людей голем отличался гигантским ростом, коричневым цветом кожи и необычайной молчаливостью, он не мог разговаривать, так как во рту у него был пергамент. Днем великан помогал жене раввина по хозяйству, а ночью бродил по улицам еврейского квартала, оберегая покой его жителей. Иногда голем исполнял особые поручения хозяина, например, разыскивал сбежавших из общины вероотступников.
Жители других районов города быстро узнали, что у евреев появился могучий защитник. Нельзя сказать, что слухи о големе пошли евреям на пользу, но страх был сильнее ненависти, и нападения на их дома постепенно прекратились.


Голем старательно исполнял свои обязанности в течение недели, а в пятницу вечером Бецалель, обычно, вынимал у него изо рта шем и гигант застывал до утра понедельника. Делать это было необходимо, так как дух, заключенный в глиняную оболочку, мог попытаться вырваться наружу в священную субботу, когда, по еврейским законам, любое существо должно было обретать свободу.


Но однажды Бецалель, занятый каким-то неотложным делом, позабыл вовремя вынуть шем изо рта голема. Дух, оживляющий глиняного истукана, взбунтовался, в сам гигант, обезумев, начал крушить все, что попадалось ему на пути. Жертвами разбушевавшегося монстра стали несколько случайных прохожих и именно это натолкнуло перепуганных евреев решиться на противозаконный поступок – они ворвались в синагогу и потребовали от раввина немедленно прервать богослужение и утихомирить своего подопечного. Бецалель в то время читал 92-й псалом, и, прервав чтение, немедленно поспешил на помощь своей пастве.


Ему удалось хитростью подобраться к бушующему гиганту и вырвать заветный пергамент у него изо рта. После того, как голем был обездвижен, раввин, как ни в чем ни бывало, вернулся в синагогу и вновь прочитал 92-й псалом, от которого его отвлекли.
После окончания службы Бецалель решил больше не искушать судьбу, и спрятал глиняного истукана посреди разнообразного хлама на чердаке синагоги. Чтобы ни у кого больше не возникло желания вновь оживить голема, раввин строго настрого запретил кому бы то ни было входить на чердак. Для верности, была даже разобрана лестница, ведущая наверх.


Говорят, что в XVIII веке, раввин Эзихиэль Ландау все же решился проникнуть на запертый чердак и посмотреть на голема. Перед тем, как подняться туда, он прошел сложный обряд очищения. Лишь после длительных приготовлений, в молитвенном облачении, раввин взобрался на чердак по приставной лестнице. Ученики, с любопытством ожидавшие его внизу свидетельствовали, что их учитель пробыл на чердаке всего несколько минут, а когда спустился, был бледен как мел и сильно дрожал. Своими впечатлениями от увиденного он ни с кем не поделился, но немедленно повторил приказ Бецалеля, повелев, чтобы никто даже не пытался проникнуть на чердак и потревожить покой голема.
Казалось бы, тут легенде и конец. Но она продолжила свою жизнь, и со временем обросла новыми подробностями.

Легенда жива

В 1920 году ослушаться приказа двух уважаемых раввинов прошлого осмелился один пронырливый журналист по имени Эргон Эрвин Киш. Тайно проникнув на чердак Староновой синагоги, именно так она теперь называется, репортер, к своему великому сожалению, не обнаружил там ничего, кроме старинного хлама и вековой пыли.
После этого в прессе развернулись бурные дебаты о том, что легенда о големе – это всего лишь старинная сказка, и ученые наперебой предлагали собственные рациональные версии ее появления. Однако, в поддержку того, что голем — не миф, среди жителей чешской столицы упорно ходит еще одна легенда, которая вполне объясняет отсутствие следов глиняного гиганта на чердаке синагоги.


Говорят, что однажды в синагоге прохудилась крыша, и для ее починки был вызван кровельщик. Латая дыру, он нечаянно заглянул через нее на тот самый чердак, где увидел глиняную фигуру голема. Все бы было ничего, но жена мастера оказалась потомком Бецалеля и в ее семье, как реликвию, хранили тот самый шем. Не сумев совладать с соблазном, кровельщик решился попробовать оживить глиняного истукана. Перед тем, как вложить ему в рот магический пергамент, мужчина обвязал голову голема железным обручем, но забыл о самом главном – дать великану задание. Неуправляемый голем начал вершить зло. После того, как великан задушил семерых ни в чем не повинных прохожих и чуть не спалил до тла знаменитую Золотую улицу, с неба вдруг спустилась ослепительно белая голубка. Птица ловко вырвала изо рта голема шем, и улетела в неизвестном направлении. Лишившийся животворящей силы голем упал, а внезапно начавшийся дождь полностью размыл глину, из которой он был сделан. Потому то и не нашел ничего на чердаке дерзкий охотник за сенсациями.


Вот так и закончилась поучительная история о мудром священнослужителе, его магическом детище и благих намерениях. К слову, голем, все таки, помог еврейской общине Праги. Погромы прекратились, а чуть позже император Рудольф II строжайше запретил своим гражданам подвергать гонениям евреев, живущих в чешской столице. В память о раввине Бецалеле и усмирении голема на службе в Староновой синагоге до сих пор дважды читают 92-й псалом.
Сам Лёв бен Бецалель умер в преклонном возрасте и похоронен на одном из кладбищ Праги. На его могильном камне выбита надпись, что именно здесь лежит тот самый творец голема. А еще говорят, что если оставить на могиле раввина записку с желанием – оно обязательно сбудется. Правда, стоит хорошенько подумать, так как даже самые благие желания, воплотившись в жизнь, могут принести не только счастье, но и большие беды.


А в Праге до сих пор верят, что каждые 33 года, на улицах Йозефова квартала можно встретить огромное человекоподобное существо из глины, которое внезапно появляется и исчезает прямо на глазах у прохожих.

Прошло еще двадцать лет. Приближался столетний юбилей Вардала. Что говорить, возраст весьма солидный даже для арзалов! Удивительно, но за эти годы Вардал почти внешне не постарел – ну разве, борода стала чуть длиннее, да морщин на лице прибавилось.

Но приближающийся праздник ничуть не радовал старого арзала. Да и как тут радоваться, если его любимая внучка за это время подросла только чуть-чуть! Сейчас она выглядела лет на двенадцать, не больше. Ее сверстники давно уже стали взрослыми, и многие переженились. Кое у кого даже появились дети. А Лили… Э-эх, да что тут говорить!

Хорошо еще, что жители Плакучих Ив были добрыми людьми. «Ну что тут поделаешь, – судачили они, глядя вслед Лили. – Не повезло бедняжке! Колдовство оно и есть колдовство. Видно, так и проживет Лили свой век девчонкой. Жаль, что Великий и Ужасный Гудвин улетел навсегда в свой небесный дворец. А наш новый правитель Страшила хоть и прозван мудрым, но все же он не волшебник. Жаль Лили, а еще больше жаль Вардала. Совсем старик с горя сходит с ума! Говорит, будто он помогал Гудвину строить Изумрудный город!»

И на самом деле, Вардал однажды не удержался и рассказал своим соседям историю постройки Изумрудного города. Со стариками такое случатся – порою им очень хочется рассказать молодым людям историю своей жизни. И молодежь Плакучих Ив поначалу выслушивала истории о долгих странствиях Вардала с большим интересом. Но когда Вардал поведал историю о том, как однажды Гудвин прилетел в Зеленую страну на воздушном шаре и стал строить Изумрудный город, молодежь стала смотреть на него как на полоумного. Да и как Вардал мог доказать то, что многие годы был первым министром у самого Гудвина? Никак. Разве бывшие первые министры живут в далеких деревеньках, в старых обветшавших домах? Нет, конечно, они должны иметь роскошные дома в столицах. А раз ничего этого у Вардала нет, то значит все его рассказы про дружбу с самим Гудвином – всего лишь глупая выдумка. Наверное, Вардал просто хочет лишний раз покрасоваться перед своими земляками – мол, вот какой я был значительной фигурой в молодые годы! Тьфу, даже слушать эти враки противно…

Конечно же, жители Плакучих Ив были не правы – Вардал ничего не выдумывал. Но доказательств своего славного прошлого у него на самом деле никаких не было. Ему нужно было только взять и поверить – а вот этого жители Плакучих Ив делать решительно не хотели.

До столетнего юбилея Вардала остался один месяц. Лили подготовила для деда большую праздничную программу. За многие годы она научилась еще лучше петь и танцевать. Но Лили очень тревожило, придут ли к Вардалу гости. Многие на самом деле считали, что старик сошел с ума. Что делать? Девочка днями напролет ломала голову, но не могла ничего придумать.

Наконец, она решила тайно уйти из дома (конечно, оставив деду записку!) и направиться за советом к правителю Страшиле. Может быть соломенный человек что-нибудь ей посоветует – ведь не зря же его прозвали Мудрым!

Всю ночь Лили не могла заснуть. Она ворочалась в постели, обдумывая свое будущее путешествие. Девочка очень смутно представляла, как дойти от Плакучих Ив до желтой дороги. Кажется, путь ей предстоял и далекий, и трудный, тем более что деревень арзалов в этой части Зеленой страны было очень мало. Зато когда она выйдет на желтую дорогу, дальше она уж никак не заблудится. Ведь всем известно, что желтая дорогая ведет прямо в Изумрудный город! Правда, ходили слухи, что в южной части страны водятся какие-то страшные звери, якобы перебравшиеся через реку из Голубой страны… Но мало ли что говорят в деревне?

Лили не смыкала глаз до самого рассвета. Но когда солнце стало подниматься из-за горизонта, сон все-таки сморил девочку.

Да так сильно, что Лили, как говорится, и пушкой нельзя было разбудить!

Через некоторое время деревня проснулась от страшного грохота. Все арзалы выбежали из своих домов и увидели, что на деревенской площади стоит огромный глиняный человек, уродливый и очень страшный. В руках гигант держал дубинку размером с дерево.

Вращая каменными глазами, великан крикнул громоподобным голосом:

– Здесь живет старик по имени Вардал?

От страха все попадали на землю. Наконец, один молодой рыбак ответил дрожащим голосом:

– Да, здесь. А зачем он вам нужен, уважаемый великан?

– Он нужен не мне, а королеве Корине, – рыкнул глиняный гигант. – Знайте же, ничтожные козявки, что недавно великая чародейка Корина завоевала Изумрудный город! Соломенное пугало по прозвищу Страшила в испуге бежал из города, и все арзалы признали Корину своей королевой. А вы признаете Корину своей королевой?

Гигант так взмахнул своей дубиной, что аж ветер засвистел. Одна из самых старых плакучих ив зашаталась и с грохотом упала на землю.

Староста деревни с трудом встал на ноги, низко поклонился и смиренно произнес:

– Да, мы признаем чародейку Корину своей королевой. Да здравствует великая Корина!

– Ура! Ура! Ура! – нестройно закричал сельчане, испуганно глядя на глиняного гиганта.

– Хорошо, – кивнул великан и опустил дубинку. – Тогда приведите сюда Вардала.

Кто-то из молодых парней немедля побежал к дому старика. Вардал вскоре пришел на площадь. Увидев глиняного гиганта, он удивился, но не очень. В своей долгой жизни он повидал и не такое!

– Это ты тот самый Вардал, который был первым министром у Великого и Ужасного Гудвина? – спросил великан, недоверчиво глядя на седобородого старика.

– Да, это я, – кивнул Вардал.

– Королева Корина хочет, чтобы ты немедленно пришел в ее дворец. Если ты откажешься, то мне велено разнести всю твою деревню в щепки!

И глиняный гигант угрожающе поднял свою дубину. Арзалы закричали от ужаса.

Вардал успокаивающе поднял руку.

– Не надо пугать моих односельчан. Я готов пойти в Изумрудный город.

Гигант наклонился и опустил к земле свою огромную раскрытую ладонь. Вардал без колебаний взошел на нее.

Гигант осторожно поднял руку и посадил Вардала на свое широкое плечо. А затем повернулся и тяжело зашагал в сторону леса.

– Позаботьтесь о моей дорогой Лили! – успел крикнуть Вардал.

Сельчане долгое время растерянно стояли на площади. Наконец, староста почесал затылок и с вздохом сказал:

– Ну и дела! Выходит, Страшилу Мудрого прогнали из Изумрудного города. Теперь там правит какая-то чародейка Корина. Неужто она – злая колдунья?

Один из молодых парней усмехнулся.

– Уж точно, что не добрая волшебница. Сами видели, каков этот глиняный великан. Хорошо еще, что Вардал не стал артачиться, а не то от нашей деревни остались бы одни щепки!

– Верно! – поддержала его пожилая женщина, соседка Вардала. – Я всегда говорила, что мой сосед – хороший человек. А вы, особенно молодежь, над ним насмехались да издевались. Говорили, будто он придумал историю про то, как помогал строить Изумрудный город волшебнику Гудвину, а потом долгие годы был у него первым министром. А теперь оказалось, что все это правда! Стала бы королева Корина посылать своего слугу к нам деревню за каким-то обманщиком!

Сельчане согласно кивнули. Им было очень стыдно за то, что они так плохо относились к старому Вардалу.

Вам, дорогие ребята, об этом тоже стоит задуматься. Всегда ли вы хорошо относитесь к вашим бабушкам и дедушкам? Наверное, вам тоже иногда кажется, что они придумывают разные небылицы о своей молодости, о том, как они воевали, как строили города и заводы, как растили хлеб. Сейчас эти рассказы порою звучат как сказки. Но на самом деле это чистая правда!

И вот о чем еще вам стоит поразмышлять. Скоро вы вырастите, и вступите во взрослую жизнь. Перед вами откроются самые разные дороги. И когда-нибудь настанет время, когда у вас самих появятся свои дети и внуки. Будет ли вам что рассказать о том, что вы совершили в своей жизни? Добрые ли дела вы совершите, или натворите такое, о чем даже вспоминать будет стыдно? Все это зависит только от вас самих!..

Ну, а теперь снова вернемся в Плакучие Ивы. Постепенно сельчане стали приходить в себя от пережитого страха. И тогда они вспомнили про Лили.

– Бедняжка, да она же осталась совсем одна! – всплеснула руками одна сердобольная женщина.

Все побежали к дому Вардала. И остановились возле калитки, увидев, что на порог дома вышла только что проснувшаяся Лили.

Сладко зевнув, девочка потянулась и потерла заспанные глаза. А потом увидела, что возле ее дома собрались все жители деревни, и очень удивилась.

– Что случилось? – спросила Лили. – А где дедушка?

Староста смущенно кашлянул. Подойдя к девочке, он ласково погладил ее по плечу, А затем упавшим голосом рассказал о том, что произошло.

– Прости, Лили, что мы не верили старому Вардалу, – с раскаянием в голосе закончил он. – Мы были не правы! Теперь остается только надеться, что королева Корина хорошо отнесется к твоему дедушке. Наверное, она только хочет его о чем-то расспросить, а потом отпустит домой!

Лили гневно посмотрела на старосту.

– Ах, вы надеетесь… – презрительно молвила она и повернувшись, вошла в дом и захлопнула за собою дверь.

Через час Лили покинула Плакучие Ивы. Она оделась в походную одежду, а в руках держала корзинку с едой. Деревенский лесоруб в это время рубил высохшую сосну на опушке леса. Он видел, как она вышла за околицу и пошла через поле в сторону желтой дороги.

«Наверное, девчонка отправилась на поиски своего деда, – подумал лесоруб. – Э-эх, хорошо бы пойти вместе с ней! Но у меня жена, дети… Кто позаботится о них, если со мною что-то случится?

Да и разве с помощью топора да пилы справишься с чародейкой и ее слугами-великанами?»

И лесоруб вздохнул раз-другой, а потом поплевал на ладони и продолжил рубить старое дерево.

Со Средних веков Прага считалась мистическим городом. Мистика жива там и по сей день. Буквально в двух шагах от улиц, по которым идут толпы туристов, хранится одна из самых загадочных и страшных пражских тайн. Это голем - глиняный богатырь, созданный мудрецами древности для защиты от врагов.

Буквально в десяти минутах хода неспешным шагом от Староместской площади, главного туристического места Праги, расположено внешне довольно невзрачное двухэтажное здание, мимо которого многие проходят, не задерживаясь. Между тем это - Староновая синагога, на чердаке которой, по легенде, хранится тело голема. Этот глиняный великан, о котором повествуют средневековые легенды, был создан из глины мудрецами-каббалистами и призван защищать своих хозяев от гонении и преследований.

На чердаке пражской синагоги, возможно, лежат части глиняного истукана - самого страшного существа Средневековья

Разумеется, люди с рациональным складом ума не верят в то, что эти рассказы имеют под собой реальную основу. Но многие все же уверены в том, что если будет нужно, то голем оживет и выйдет на улицы современной Праги, чтобы исполнить приказ своих создателей. И все же не исключено, что за рассказами кроется вполне реальная информация о технологиях, которыми владели средневековые алхимики и каббалисты.

Друг императора

Легенды о големах - истуканах, сделанных из глины и оживленных с помощью заклинаний, - встречаются в еврейском фольклоре с древних времен. Считается, что сделать голема может только праведный человек, никогда не отступавший от служения Богу. В узкую щель на месте рта рукотворному великану вкладывают бумажку с написанным на ней заклинанием. По другой версии, заклинание пишется на обожженном глиняном шарике. Победить голема можно, только полностью разрушив его глиняное тело или же исхитрившись вынуть из его рта заклинание. Тогда чудовище снова станет всего лишь глиняной фигурой.

Все это, конечно, фантазии. Но вот создание пражского голема приписывают совершенно конкретному человеку, в реальности существования которого не приходится сомневаться. Это крупнейший авторитет среди раввинов XVI века, ученый и философ по имени Йехуда Лёв бен Бецалель. Чаще его называют коротко: рабби Лёв. С 1597 года он являлся главным раввином Праги. А также был весьма сведущ в светских науках.

Известны его глубокие познания в математике. Кроме того, рабби Лёв дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге, который тоже жил в это время в Праге. Вообще, Прага во второй половине XVI века была одним из самых блистательных и совершенно точно самым загадочным городом Европы. Ведь тогда именно здесь располагалась столица Священной Римской империи.А правивший с 1576 года император Рудольф II превратил ее в настоящий чудо-город. Ученые, мистики и алхимики со всего света находили здесь приют и покровительство. Благодаря этому здесь совершались выдающиеся открытия и хранились великие тайны.

Помимо ума, рабби Лёв отличался довольно сильным характером. Рассказывают, что во время большого пожара, бушевавшего как-то в Праге, он сумел спасти библиотеку императора, не побоявшись лично броситься в огонь за драгоценными книгами. А в другой раз усмирил коня, взбесившегося под Рудольфом II прямо во время парада. Причем сделал это рабби Лёв, по легенде, с помощью одно-го-единственного слова, которое никто не расслышал. Правда это или нет, но практически все пражане были уверены, что раввин занимается так называемой «практической каббалой», то есть фактически магией. Именно поэтому, вероятно, его и считают создателем пражского голема.

Непослушный слуга

Несмотря на то, что сам рабби Лёв пользовался уважением со стороны императора и даже считался его другом, иудеям в Праге жилось нелегко. Как, впрочем, и во всей Европе. Благородные рыцари охотно занимали у ростовщиков-иудеев деньги, однако когда приходил срок отдавать долг, начисто забывали о своем благородстве. Одним из распространенных способов избавиться от надоедливого кредитора было выдвижение обвинений. Чем страшнее - тем лучше. В результате иудея бросали в тюрьму, а его должник мог считать себя свободным от всех обязательств.

Один из вариантов легенды о создании голема рассказывает именно такую историю. Ростовщик по имени Элиэзер был обвинен одним из своих должников в похищении ребенка для кровавого жертвоприношения. Казалось, спасти от казни его уже не может ничто. Но в последний момент якобы убитый ребенок был найден. Его принес в суд удивительный глиняный великан, созданный рабби Левом. Сам раввин изобрел способ оживить его или секрет поведал ему кто-то другой - разные версии легенды рассказывают о разном.

Когда слухи о диковине распространились по городу, император Рудольф II повелел бен Бецалелю явиться во дворец вместе с големом. Писатель Исаак Зингер так передает диалог, состоявшийся между императором и раввином:

«- С помощью такого исполина вы, евреи, могли бы завоевать весь мир. Откуда нам знать, что вы не завоюете остальные страны и не превратите нас в своих рабов?

Мы, евреи, отведали рабства в стране Египет и потому не желаем порабощать других. Голем - всего лишь временная помощь для нас в минуту особенно грозной опасности. Мессия же придет, когда евреи заслужат спасение благими делами.

Как долго может просуществовать это страшилище?

Ни днем дольше, чем в нем будет нужда».

Рабби Лёв был уверен, что полностью контролирует своего могучего слугу. И применять его силу планировал лишь для защиты соплеменников от притеснений. Но вскоре голем, получивший имя Йосеф, перестал его слушаться. Почему это случилось - говорят разное. То ли он влюбился в дочь раввина, а то ли просто задумался о том, кто он, зачем создан и имеет ли право на свободу воли.

Так или иначе, но он начал крушить все вокруг, и только при помощи хитрости создателю истукана удалось усмирить его. Затем рабби Лёв прочитал заклинание, которым он оживил Йосефа, задом наперед, и сознание покинуло глиняное тело. После этого его перенесли на чердак синагоги и завалили сверху богослужебными одеяниями и книгами. И с тех пор, по наши дни доступ на чердак Староновой синагоги строго запрещен непосвященным.

Средневековый механизм

Вполне возможно, что в виде легенды о глиняном защитнике иудеев до нас дошли сведения о смелых экспериментах, которые ставил в средневековой Праге математик и философ рабби Лёв. Быть может, ему действительно удалось создать какой-то механизм, подобный гигантскому роботу. Ведь механические фигуры, некоторые из которых управлялись сидящими внутри людьми, а некоторые двигались вполне самостоятельно, в средневековой Европе были известны. Их называли автоматонами, и, как правило, они использовались для украшения часов. Разумеется, они были достаточно скромных размеров. Известны были автоматоны и на Руси - по слухам, у Ивана Грозного был некий «железный мужик», выполнявший роль слуги.

Если рабби Лёв действительно создал гигантского робота и выпустил его на улицы средневековой Праги, то, разумеется, это происшествие не могло быть истолковано иначе, как проявление колдовства. В этом случае раввину не оставалось ничего другого, кроме как поскорее уничтожить свое творение,пока им вплотную не занялась инквизиция. И, может быть, на чердаке Староновой синагоги действительно хранятся какие-то детали, сохранившиеся от этого чуда техники? Увы, проверить это практически невозможно - экскурсии в синагогу пускают, но подниматься на чердак нельзя.

Легенда о големе пережила Средние века. Например, рассказывают, что во время Второй мировой войны один из солдат вермахта, оккупировавшего Прагу, вопреки запретам, поднялся на чердак. И действительно нашел там исполинское глиняное тело. Он ударил голема и увидел, как великан исчез, словно растворившись в воздухе.

Что же до рабби Лёва, то его прах покоится в Праге, на Старом еврейском кладбище, которое совсем недалеко от синагоги. Его могила является настоящим местом паломничества. Считается, что если оставить на надгробии записку с просьбой, то она обязательно сбудется. При этом мудрецы предостерегают, что это опасно. Ведь буквальное исполнение желания может принести не только счастье, но и горе. Подобное тому, которое познал сам рабби Лёв, не сумевший справиться с собственным творением.

Но в этот момент корзина пролетела над огромной плакучей ивой, что росла во дворе дома Вардала. Сильный ветер вдруг взметнул вверх ветви – и они зацепились за корзину. Шар повис над деревом.

Гудвин чертыхнулся и только хотел было выбросить мешок с песком на землю, как вдруг заметил Вардала.

Лили испуганно взвизгнула.

– Кто это, дедушка?

Вардал усмехнулся:

– Тот, кого ты так хотела увидеть. Этот лысый человечек и есть Великий и Ужасный Гудвин!

Лили завизжала еще громче, а затем опрометью бросилась в дом и захлопнула за собой дверь.

Гудвин очень удивился, увидев знакомое лицо.

– Вардал? Вот уж не чаял вас увидеть! Я слышал от слуг, что вы несколько лет назад ушли из Изумрудного города.

– Да, я решил вернуться в родные места, – кивнул спокойно Вардал. – Этот странный сухопутный корабль – мой дом, А девочка, которую вы только что видели – моя двоюродная внучка Лили. Кстати, она очень хочет вас повидать, Великий и Ужасный. Она даже собиралась пойти для этого в Изумрудный город.

Гудвин положил на дно корзины мешок с песком и рассмеялся.

– Увы, меня уже там нет! Видите ли, Вардал, я тоже очень соскучился по своей родине, и решил вернуться в свой небесный дворец… Тьфу, да что я говорю! Привык за двадцать лет обманывать всех и каждого. Видите ли, уважаемый Вардал, я совсем не волшебник, а самый обычный человек. И прилетел в край Торна я вовсе не с небес, и с Большого мира.

Вардал кивнул.

– Я догадался об этом. Не сразу, конечно, а после поражения вашей армии в войне с Бастиндой.

Брови Гудвина удивленно взметнулись.

– Вот как? Почему же вы не разоблачили меня перед другими арзалами?

– А зачем? – пожал плечами старик. – Разве им стало бы лучше жить после этого? Люди так устроены, что должны верить во что-то большое и светлое. Вы многое сделали для Зеленой страны, Гудвин, и мне бы хотелось, чтобы и дальше все арзалы почитали вас почти так же, как они почитают волшебника Торна.

Гудвин озадаченно почесал голову, а затем улыбнулся.

– А ведь правда – разве я был плохим правителем? По моему, совсем не плохим. К тому же, я оставил после себя замечательного преемника. Его зовут Страшила.

Вардал удивился.

– Никогда не слыхал о таком арзале. А кто он такой?

– Соломенное пугало.

– Пугало?!

Гудвин рассмеялся.

– Не беспокойтесь, мой друг. Этот соломенный человек даст сто очков вперед многим мудрецам. К тому же, у него есть верные друзья: Железный Дровосек и Смелый лев, а также гости из большого мира – девочка Элли и песик Тотошка. Ручаюсь вам, что все вместе они совершат много добрых и великих деяний для края Торна!

Но простите, ветер вновь усиливается. Мне пора улетать. Если бы вы знали, как я соскучился по своему родному Канзасу! Прощайте!

Действительно, ветер подул с новой силой. Корзина отцепилась от ветвей дерева и стала медленно подниматься. Гудвин воспользовался этим и наконец-то сбросил на землю мешок с песком – конечно так, чтобы тот случайно не упал кому-нибудь на голову.

Шар тотчас рванулся в синее небо и вскоре исчез.

Вардал ошеломленно смотрел ему вслед. Оказывается, за время его отсутствия в Изумрудном городе произошло много перемен. Правителем Зеленой страны стал какой-то соломенный человек по имени Страшила. Удивительно!

Лили робко выглянула из-за двери.

– Дедушка, волшебник улетел? – спросила она дрожащим голосом.

– Да, улетел, – кивнул Вардал. – Выходи, не бойся. И ты еще собиралась идти в Изумрудный город, трусишка.

Лили осторожно вышла на порог и тотчас посмотрела на небо, но шара уже и след простыл.

– Дедушка, а ты попросил великого Гудвина, чтобы он расколдовал меня? – с надеждой спросила она.

Вардал развел руками.

– Прости, внучка, но я очень растерялся. А когда вспомнил о тебе, ветер уже унес шар высоко в небо. Гудвин навсегда улетел из края Торна. Он решил вернуться к себе в Канз… э-э, в свой небесный дворец! А вместо себя он оставил править в Зеленой стране соломенного человека по имени Страшила.

Лили вздохнула.

– Ну, соломенный человек мне не поможет… У него, небось, и мозгов-то в голове нет! Ладно, пойдем домой, дедушка. Хочешь, я испеку твои любимые пироги с вишневым вареньем?

Глава третья

Глиняный великан

Прошло еще двадцать лет. Приближался столетний юбилей Вардала. Что говорить, возраст весьма солидный даже для арзалов! Удивительно, но за эти годы Вардал почти внешне не постарел – ну разве, борода стала чуть длиннее, да морщин на лице прибавилось.

Но приближающийся праздник ничуть не радовал старого арзала. Да и как тут радоваться, если его любимая внучка за это время подросла только чуть-чуть! Сейчас она выглядела лет на двенадцать, не больше. Ее сверстники давно уже стали взрослыми, и многие переженились. Кое у кого даже появились дети. А Лили… Э-эх, да что тут говорить!

Хорошо еще, что жители Плакучих Ив были добрыми людьми. «Ну что тут поделаешь, – судачили они, глядя вслед Лили. – Не повезло бедняжке! Колдовство оно и есть колдовство. Видно, так и проживет Лили свой век девчонкой. Жаль, что Великий и Ужасный Гудвин улетел навсегда в свой небесный дворец. А наш новый правитель Страшила хоть и прозван мудрым, но все же он не волшебник. Жаль Лили, а еще больше жаль Вардала. Совсем старик с горя сходит с ума! Говорит, будто он помогал Гудвину строить Изумрудный город!»

И на самом деле, Вардал однажды не удержался и рассказал своим соседям историю постройки Изумрудного города. Со стариками такое случатся – порою им очень хочется рассказать молодым людям историю своей жизни. И молодежь Плакучих Ив поначалу выслушивала истории о долгих странствиях Вардала с большим интересом. Но когда Вардал поведал историю о том, как однажды Гудвин прилетел в Зеленую страну на воздушном шаре и стал строить Изумрудный город, молодежь стала смотреть на него как на полоумного. Да и как Вардал мог доказать то, что многие годы был первым министром у самого Гудвина? Никак. Разве бывшие первые министры живут в далеких деревеньках, в старых обветшавших домах? Нет, конечно, они должны иметь роскошные дома в столицах. А раз ничего этого у Вардала нет, то значит все его рассказы про дружбу с самим Гудвином – всего лишь глупая выдумка. Наверное, Вардал просто хочет лишний раз покрасоваться перед своими земляками – мол, вот какой я был значительной фигурой в молодые годы! Тьфу, даже слушать эти враки противно…

Конечно же, жители Плакучих Ив были не правы – Вардал ничего не выдумывал. Но доказательств своего славного прошлого у него на самом деле никаких не было. Ему нужно было только взять и поверить – а вот этого жители Плакучих Ив делать решительно не хотели.

До столетнего юбилея Вардала остался один месяц. Лили подготовила для деда большую праздничную программу. За многие годы она научилась еще лучше петь и танцевать. Но Лили очень тревожило, придут ли к Вардалу гости. Многие на самом деле считали, что старик сошел с ума. Что делать? Девочка днями напролет ломала голову, но не могла ничего придумать.

Наконец, она решила тайно уйти из дома (конечно, оставив деду записку!) и направиться за советом к правителю Страшиле. Может быть соломенный человек что-нибудь ей посоветует – ведь не зря же его прозвали Мудрым!

Всю ночь Лили не могла заснуть. Она ворочалась в постели, обдумывая свое будущее путешествие. Девочка очень смутно представляла, как дойти от Плакучих Ив до желтой дороги. Кажется, путь ей предстоял и далекий, и трудный, тем более что деревень арзалов в этой части Зеленой страны было очень мало. Зато когда она выйдет на желтую дорогу, дальше она уж никак не заблудится. Ведь всем известно, что желтая дорогая ведет прямо в Изумрудный город! Правда, ходили слухи, что в южной части страны водятся какие-то страшные звери, якобы перебравшиеся через реку из Голубой страны… Но мало ли что говорят в деревне?

Лили не смыкала глаз до самого рассвета. Но когда солнце стало подниматься из-за горизонта, сон все-таки сморил девочку.

Публикации по теме