Социальное государство как основа конституционного строя российской федерации. Конституционные основы общественного и государственного строя России

[ Основы конституционного строя России

Понятие конституционного строя и его основ

Конституционный строй – понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России. Достаточно подробное освещение этой проблематики содержится в темах 7–9. Характеристики же остальных групп основ конституционного строя приводятся ниже.

Конституционные характеристики российского государства

Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.

Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа) означает, что:

¾ во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;

¾ во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;

¾ в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.

Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.

Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.

По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:

¾ признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;

¾ закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;

¾ устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.

Формирование правового государства – сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество. Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству.

Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:

¾ во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;

¾ во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;

¾ в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.

Конституция РФ не дает конкретного, нормативно выраженного ответа на вопрос о разновидности республиканской формы правления в России. Российскую Федерацию часто называют президентской (или даже суперпрезидентской) республикой. Однако анализ конституционных норм, закрепляющих статус различных органов государственной власти (см. гл. 4–7 Конституции РФ), их взаимодействие между собой, позволяет сделать вывод, что, несмотря на особое положение Президента РФ в системе органов государственной власти, Основным Законом в России закреплена полупрезидентская (смешанная) республика. Именно такая смешанная форма республики является преобладающей формой правления в современном мире. Смешанная форма правления закреплена и для субъектов РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В дополнение к характеристикам, данным в ст. 1 Конституции РФ, ст. 7 провозглашает Россию социальным государством. В отличие от конституций ряда зарубежных государств (ФРГ, Франции, Турции, Испании и др.), в которых термин «социальное государство» закреплен достаточно давно, в российской Конституции это понятие употреблено впервые. Понятия социальной государственности и правовой государственности не могут противопоставляться, подлинное социальное государство может быть только правовым. Более того, социальное государство без правовой составляющей допускает в том числе и произвольное перераспределение национального богатства в пользу социально слабых, уравниловку, обширную систему льгот и привилегий. Это ведет к порождению иждивенческой идеологии населения, потере жизнедеятельной инициативы людей, возложению на государство обязанностей, которые надлежащим образом выполнить весьма сложно (прежде всего в силу неблагоприятной экономической ситуации).

Социальное же правовое государство стремится к созданию равных возможностей для всех членов общества, исключению регулирования общественных отношений с помощью привилегий, выступает гарантом и защитником прав, свобод и интересов не какой-то одной или нескольких социальных групп, а всех граждан, всего общества. Именно такой подход в социальной политике государства создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантируют удовлетворение социально-экономических потребностей, получение необходимых социальных благ.

Основные направления социальной политики Российской Федерации как социального правового государства конкретизированы в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты. Детализация этих направлений осуществляется в отраслевом законодательстве: гражданском, семейном, жилищном, трудовом, пенсионном, социальном и др. Непосредственна связь указанных положений и с социально-экономическими и культурными правами человека в Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ исходит из того, что обеспечение достойной жизни и свободного развития человека должно быть делом его ума, рук, инициативы и предприимчивости, а суть социальной правовой государственности состоит в том, чтобы создать для этого необходимые условия.

Рассмотренные выше конституционные характеристики российского государства дополняются положением ст. 14 Конституции РФ, провозглашающим Россию светским государством. Несмотря на особую, традиционно сильную роль Русской православной церкви в жизни российского общества, Конституция РФ устанавливает, что никакая религия в нашей стране не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства закреплен в отраслевом законодательстве, в частности в Законе РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» с изм. и доп. и Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с изм. и доп. В России нормативно закреплен принцип светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; религиозным организациям допустимо обучать детей религии в таких учреждениях только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

С рассмотренными характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др.

Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества. Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики. Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе.

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции; многообразие и равенство форм собственности.

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Отношения собственности – отношения гражданско-правовые, хотя институт права собственности, вне всякого сомнения, является комплексным, межотраслевым. Здесь можно вычленить, помимо собственно правового, философский, экономический, социальный, этический, нравственный, психологический и иные аспекты. Именно собственность определяет политическую, экономическую, социальную системы, духовную сферу жизни общества. Существуют вполне обоснованные взгляды на право собственности как на политическое право. Именно поэтому как принципиально важные (а во многом – революционные) следует рассматривать положения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Принцип неприкосновенности собственности в Российской Федерации нельзя трактовать как абсолютный: право собственности (и частной, и публичной) в любом современном цивилизованном государстве уже не рассматривается как «священное и неприкосновенное», как и всякое право, оно может быть ограничено. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Это положение требует разъяснения.

Во-первых, речь здесь идет не о собственности в узком смысле слова, а об имуществе вообще, включая и имущественные права (например, заключенные в ценных бумагах, а также заработная плата, в том числе и неполученная, и т. п.).

Во-вторых, термин «решение суда» следует толковать расширительно, понимая под ним решение как таковое, т. е. процессуальный акт суда, рассматривающего гражданские дела, и приговор суда, рассматривающего дела уголовные (в частности, при применении конфискации имущества или штрафа).

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с банковских счетов налогоплательщиков – юридических лиц недоимок по налогам, об изъятии в административном порядке имущества, составляющего предмет контрабанды, не прошедшего надлежащего таможенного оформления, орудий совершения преступления, незаконного промысла, улова и т. п.

При оценке и разрешении подобных юридических коллизий нельзя обойтись без учета правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно высказывавшейся в ряде постановлений и определений. Конституционный Суд РФ подтвердил незыблемость конституционного положения о невозможности лишения кого-либо права на имущество (прежде всего права собственности) без судебного решения, признав неконституционность соответствующих положений оспариваемых нормативных актов (Таможенного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества, исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.]

1. Определение и структура общественного строя. Общественный строй (или устройство) - это исторически конкретная система общественных отношений, другими словами - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения ц обмена продуктов, характерными особенностями о6-Тцественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Что касается указанных факторов, обусловливающих общественный строй, то следует иметь в виду, что между ними и конкретными формами организации общества в той или иной стране зависимость не линейная. Изменения, например, в производственной сфере отнюдь не всегда немедленно влекут соответствующие изменения в той или иной подсистеме общественного строя. Обычно проходит какое-то время, изменения накапливаются, становятся устойчивыми, и лишь тогда можно обнаружить, что та или иная подсистема общественного строя стала в чем-то иной. Еще медленнее изменяются общественные традиции, которые подчас препятствуют своевременному изменению общественного строя, порождая противоречия и даже кризисы в общественной жизни. В таких случаях изменение общественного строя происходит лишь после преодоления кризиса.

Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Нс государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения^ Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц.

Эта деятельность исходит из определенным образом „ понятых общественных потребностей. Таким образом, форма общественного строя во многом определяется государством, следовательно субъективным факторомд Подчас государство используется для волюнтаристского преобразования общественного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на существо. Коммунистические эксперименты в ряде стран, в том числе, к сожалению, и в нашей, явственно продемонстрировали, насколько это опасно для соответствующего народа и даже для

всего человечества. Во всяком случае влиянием субъективного фактора объясняется то обстоятельство, что при более или менее сходных условиях жизни общества в разных странах мы тем не менее часто наблюдаем заметные различия в общественном строе этих стран.

Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:

а) экономические отношения,

б) социальные отношения (в узком смысле слова),

в) духовно-культурные отношения,

г) политические отношения.

Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих из отношений, отнесенных к другим группам. Но как грубый рабочий инструмент данная классификация может быть использована для характеристики специфики тех или иных отношений в обществе.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.

2. Общественный строй и конституционное право. Государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством правового регулирования общественных отношений - установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В современном демократически организованном обществе правовое регулирование опирается на конституцию и на иные источники права, имеющие конституционное значение. При отсутствии демократии или недостаточном ее развитии воздействие государства на общественный строй - исключительно или преимущественно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие нормативные акты, однако содержание их - нередко антиправовое, отражающее интерес лишь узкой правящей группы. Этот интерес может быть замаскирован, однако реализация его неизбежно вредит интересам общества и потому обязательно требует насильственных средств.

Отмеченная в главе I тенденция к социализации конституционного права находит свое выражение прежде всего в том, что консти-

128 Глава IV. Конституционно-правовые основы общественного строя

туции стали регулировать основы общественного строя более или менее целостным образом, то есть включать нормы, обращенные ко всем четырем вышеуказанным подсистемам общественного строя. Эти нормы в большинстве случаев не столько санкционируют или устанавливают определенные правила поведения субъектов конституционного права в их взаимньїх отношениях (не требующих зачастую государственного вмешательства), сколько провозглашают принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, обязывают государство в лице его органов, учреждений, должностньїх лиц действовать в этих сферах определенным образом.

«Социалистические» конституции, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, в своих первых главах или разделах регулируют именно основы общественного строя (устройства). Это, с точки зрения их составителей, самое главное и основное в конституции, из чего вытекает все остальное, включая права и свободы граждан.

Так, в Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 года три первые главы именуются соответственно «Политика», «Экономика», «Культура». В Конституции Китайской Народной Республики 1982 года в главе I «Общие положения» сосредоточены нормы, регулирующие основы общественного строя (наряду с некоторыми другими нормами). Конституция Республики Куба открывается главой I «Политические, социальные и экономические основы государства».

В большинстве же конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод.

Например, Конституция Итальянской Республики 1947 года содержит нормы, регулирующие общественный строй, как во вводной части «Основные принципы», так и в части I «Права и обязанности граждан», главы которой именуются соответственно: «Гражданские отношения», «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения» и «Политические отношения», В этих главах наряду с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина записаны и соответствующие принципы государственной политики.

Так, ст. 35 гласит:

«Республика охраняет труд во всех его формах и проявлениях.

Она заботится о подготовке и профессиональном росте трудящихся.

Она содействует международным договорам и организациям, имеющим целью утвердить и урегулировать трудовые права.

§ 1. Понятие общественного строя

Она признает свободу эмиграции при условии выполнения обязанностей, установленных законом в общих интересах, и охраняет труд итальянцев за границей».

Сходным в принципе образом регулируются основы общественного строя Конституцией Испании 1978 года, в которой между прочим в части І «Об основньїх правах и обязанностях» помещена глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики», где формулируется целый ряд обязанностей публичных властей и государства по отношению к человеку и обществу. Кроме того, в Конституцию включена часть VII «Экономика и финансы», где также установлен ряд обязанностей публичных властей и государства в социально-экономической сфере.

Особенность Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года заключается в том, что наряду с регулированием отдельных сторон общественного строя и воздействия на него государственной политики в частях I и II, посвященных соответственно основным принципам и основным правам и гарантиям, она содержит часть VII «Экономический и финансовый строй» и часть VIII «Социальный строй», где довольно подробно урегулированы общественные отношения во всех четырех сферах, образующих в своей совокупности общественный строй. Так, в упомянутой части VIII регулируются такие группы общественных отношений, как социальная защищенность, образование, культура и спорт, наука и техника, социальная коммуникация, экология, брак и семья, статус индейцев.

Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя, то есть предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, духовно-культурные и политические общественные отношения. При этом полити-деские общественные отношения регулируются обычно более широко, чем остальные.

Рассмотрим теперь составляющие подсистемы этого института. В предыдущей главе мы уже касались целого ряда институтов, входящих в эти подсистемы, и торопливому читателю может показаться, что мы повторяемся. Например, о собственности говорилось там и будет идти речь в настоящей главе. Однако в предыдущей главе речь шла о праве человека быть собственником, а здесь мы говорим о собственности как институте гражданского общества, как компоненте его экономической системы, что представляет собой иной конституционно-правовой институт, нежели право собственности. Следует подчеркнуть, что нормы конституций, регулирую-

130 Глава IV. Конституционно-правовые основы общественного строя

щие основы общественного строя, включая принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, зачастую в судебном порядке не защищаются. В этом их принципиальное отличие от нередко сходных по содержанию норм, провозглашающих права и свободы.

15.03.2014

Нас всех в эти дни захлестывают эмоции. А еще мы, наподобие гордых птиц - стерхов? – устремляем свои взоры куда-то в даль, к чужим горизонтам. Давайте остановимся на секунду и посмотрим себе под ноги. В конце концов, для того, чтобы определить направления полета, надо прежде всего понять, где мы находимся в настоящую минуту.

Когда-то в школе, а затем в университете преподаватели истории предлагали начинать изучение целых разделов с определения - общественно-политического строя эпохи. Кому-то это нравится, кому-то нет, но без такого понимания предмет превращается в простой набор событий и фактов без всякой систематизации.

Можем ли мы с уверенностью сказать, при какой общественно-политической системе мы живем сегодня? Вот в этом и попробуем, как говорится, без истерик, спокойно и объективно разобраться.

Становление Новой России

С чего начинается Родина? Если говорить о современной России, то скорее всего, мнения разделятся. Кто-то скажет, что день рождения страны - дата принятия Декларации о независимости, 12 июня 1990 года. Другие справедливо возразят, что еще целый год после этого события никакой независимой России не было и в помине - она оставалась одной из братских республик Советского Союза.

Возможно, с точки зрения логики, правильнее было бы определить, что стана родилась после августовского путча 1991 года, когда Союз распался. Но даже тогда - мало что изменилось. По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что до января 1992 года Россия жила по прежним стандартам - при пустых прилавках и старых ценах, с гиперинфляцией и все еще социалистической системой в своем фундаменте.

Может быть, рождение Новой России - результат столкновения президента Бориса Ельцина и Верховного совета в 1993 году, когда возник вопрос о принятии новой конституции и страна определила свой дальнейший путь?

На самом деле, правильного ответа на вопрос, в какой день родилась страна, которую мы знаем, просто не существует. Это происходило постепенно, шаг за шагом. Основой исторического момента было - противостояние прежней коммунистической системы и нарождающейся новой формации. Этапами борьбы явились путчи и референдумы, обращения Ельцина к народу и проваленный импичмент, танки в столице и многочисленные митинги.

На Красной площади

Более того, противостояние коммунистического прошлого и некоего будущего продолжалось и после 1993 года. Каждые последующие выборы превращались в интригу. В 1996 дряхлеющий Ельцин смотрелся героем - он продержался при инаугурации, а мы тогда засекли по секундомеру, ровно 16 секунд. Но при этом если бы он не смог победить на выборах, для России представлялся вполне возможным как минимум длительный период ленинского коммунистического реванша.

Нужно сказать, что новое поколение - конечно, сегодня уже с трудом себе представляет, кто такие большевики и что такое коммунизм. В начале девяностых это была вовсе не карманная партия, занимающая некоторое количество мест в парламенте, иногда требующая что-то «для людей» на словах и поддерживающая действующую власть и даже олигархов на деле.

Настоящий большевизм, если бы он победил в полной мере, как это было в истории и нашей страны, и других, обязательно начал бы с репрессий и с того, чтобы загнать народ в стойло. Но на самом деле, важно совершенно другое. Становление сегодняшней политической системы было построено на антикоммунизме , на разрушении коммунистических принципов Советского Союза. Запомним это, отложим на полочку своей памяти до тех пор, пока мы перейдем к определению сегодняшнего политического строя.

Возрождение и возвращение к традициям

На смену коммунистической идеологии в стране первым делом пришел… вакуум. Сейчас мало кто вспомнит, но в те годы “крышеванием” бизнеса занимались не полицейские и другие государственные структуры, а сколоченные наспех шайки - причем в каждом районе была своя.

Венчание

Следует отметить, что на самом деле, демократические ценности - по большому счету так и не привились. Власть металась из стороны в сторону, между рынком, народом и красными директорами, все еще сохранявшими свои позиции.

А если не уважение к собственности и личности вообще, то что же становится самым важным? Наверное, не случайно власть быстро поняла, что лучший вариант заполнить пустоту - православная религия. Причем источником средств для восстановления храмов в беднейшей стране стало тогда – без шуток!- право церкви беспошлинного ввоза сигарет и алкоголя.

Возвращение народу веры, возврат к традициям - в начале все это было тем, что должно было заполнить пустоту в душах бывших советских граждан. А сегодня это направление «государственной деятельности» пошло еще дальше - по всей стране действуют казачьи объединения. Церковь защищена законом от какой бы то ни было критики. Возрождаются и даже навязываются «семейные ценности». Иногда это принимает гипертрофированные и безграмотные формы - например антигейские законы, но в целом смысл ясен, и отметим это: еще одна черта нашего сегодняшнего общества - опора на возрождение нации и на традицонализм . Запомним и это свойство системы.

Национальная идея

Развал Страны Советских Социалистических Республик - серьезный удар по российскому самосознанию. Причем не только из-за сокращения империи. Параллельно с разделением, Россия потеряла производство, экономическую и военную мощь.

Ни для кого не секрет, что на определенном этапе территории заводов стали использоваться почти исключительно под конторы посреднических фирм. Можно сказать, что фабрики выпускают офисы, а на полях выращиваются – одни коттеджи.

Концлагерь в Гольяново

И вот тут вот перед действующей властью открывается не паханное поле идеи национального возрождения, реванша, постепенного возврата былого могущества.

Если еще несколько лет назад «Русские идут!» скандировал лишь определенный и в конечном счете узкий круг экстремалов, то сегодня этот лозунг - мало кого шокирует на каком-нибудь официальном мероприятии.

Одновременно можно отметить, что идея национального единства вплотную подошла к черте за которой начинается национализм. Пожалуй, даже перешла ее на государственном уровне - иначе как объяснить открытые летом 2013 года лагеря для мигрантов?

Самое интересное, что если сегодня провести опрос, поддержат ли граждане России повсеместное введение подобных учреждений, то нет сомнений, что большинство - не просто поддержит, но и будет призывать власть сделать это.

В итоге приходится признать, что национализм из разряда дурного тона и идеологии низших сословий постепенно становится составной частью взглядов истеблишмента, ответственного за принятие решений.

Это наиболее острый пункт анализа, поэтому несложно предположить: возрождения будут. Но спорить здесь, на самом деле, не о чем: на фотографии рядом изображен лагерь для мигрантов в Москве в Гольяново. Его создали не экстремисты, его, разумеется, открыло государственные органы власти. Еще есть по этому поводу вопросы?

Экстремизм и экстремисты

Если говорить просто, экстремисты нужны и используются там, где политические силы не могут действовать в открытую и в рамках закона. В украинском языке в последние годы появилось емкое слово «титушки» – своего рода провокаторы.

Государственный экстремизм

Не только когда группа молодых людей забрасывает тухлыми яйцами политика, но и когда группа выряженных в традиционные национальные костюмы избивает нагайкой певиц - это все одинаковый экстремизм.

Провокации движения «Наши» в супермаркетах, даже если нам вовсе не нравится покупать просроченные продукты - тоже экстремизм.

Когда власть хочет ввести войска для контроля ситуации в Крыму, но не желает признавать начало войны, – это экстремизм. Да, одураченные солдаты, чуть что не подпадающие даже под действия Женевской конвенции об обращении с военнопленными, без знаков отличия на чужой земле - это государственный экстремизм.

С каким-то экстремизмом государство жестко борется, какой-то считает допустимым, в в каком-то, давайте называть вещи своими именами, само участвует.

Есть ли закон, поощряющий полицейских избивать демонстрантов? Разумеется нет, официально государственная система подобные действия не поддерживает. Однако на практике она за них - и не особо наказывает. А это и есть - государственный экстремизм , также, как и любые другие проявления частной инициативы людьми как в форме так и без - для поддержания государственных идеологических целей. Запомним и эту характерную черту для нашего анализа сегодняшней политической системы.

Возрастающая роль государства

Пожалуй, мало кто станет спорить, что основной и главный участник российского общества - это государство. Именно оно определяет политику и основные направления развития экономики, устанавливает правила и нормы для общества.

Вряд ли можно найти хотя бы одну сферу деятельности, в которую не вмешивалась бы сегодня государственная система: образование и медицина, наука, предпринимательство, даже семья!

Более того, государство - не только регулятор некоторых отраслей экономики, но и прямой участник. Так, с одной стороны, Центральный Банк проводит кредитно денежную политику, определяет правила игры для банков. С другой стороны, такие крупнейшие банки страны с государственным участием, как Сбербанк, ВТБ и так далее - сами же и работают в этой сфере: аккумулируют средства, кредитуют, ведут расчеты.

А в других отраслях? Ни для кого не секрет, что основные предприятия нашей основной - сырьевой - отрасли находятся в руках государства: Газпром и так далее.

Такая идеология, когда главенствующая роль в обществе возложена на государство во всех сферах, научным языком называется этатизмом . Отложим этот пункт для нашего анализа также, как и другие.

Госкорпорации и корпоративизм

Основную и ведущую роль в экономике России играют государственные корпорации. У этих гигантов есть сразу несколько серьезных особенностей. Прежде всего, хотя формально они и принадлежат государству, на практике они действуют как акционерные общества. Во-вторых, при необходимости госкорпорации получают финансирование и поддержку вовсе не на рыночных условиях. В третьих, когда уже денежные средства освоены (а порой и просто присвоены), фактически проверить это ни Счетная палата, ни кто-то еще не может - достаточно пройти формальный аудит.

В результате в основе экономики - малоэффективные государственные монстры - монополии, официальный бизнес которых - лишь одно из направлений деятельности. Тот же «Газпром» имеет свой интерес в средствах массовой информации, банковской сфере и так далее.

Но и частные корпорации - не могут действовать в России без слияния с государственными структурами. Ни для кого не секрет, что в итоге почти все крупные предприниматели в той или иной степени стремятся… оказаться сотрудниками государственных органов, даже тогда, когда приходится переписывать бизнес на родственников.

С другой стороны, проведение выборов, сохранение власти требуют немалых расходов, причем из негосударственных источников. И здесь мы наблюдаем - обратную тенденцию, когда государственные деятели, наоборот, финансируют свое избрание или сохранение позиций - за счет частных вкладов. Этакие инвестиции в будущий благоприятный климат.

Порой создается иллюзия - вроде бы, формально государство не при чем, но на самом деле - оно опять играет главную роль. Так получилось например с большинством каналов телевидения.

Более того, сама государственная власть - тоже своего рода корпорация, объединяющая близкий круг людей. Более того, эти внутригосударственные корпорации даже в той или иной степени конкурируют друг с другом. И иногда уступают место более сильным и влиятельным! Как это произошло например в Москве с корпорацией Юрия Лужкова и его приближенных.

Обобщив эту систему, ее можно назвать корпоративизмом, когда общественно-политическую жизнь определяют вовсе не люди, а крупные корпорации. А корпоративность - неотъемлемый признак нашего сегодняшнего строя.

Фундамент пирамиды - популизм

Группа людей, объединившись в корпорацию, становится распорядителем всех ресурсов и возможностей страны и общества. Что-то перетекает непосредственно через частные компании, что-то - с использованием государственных монстров. Как же такую систему создать и сохранить? Конечно, при помощи иллюзии заботы о стране и обществе.

Народный фронт

Никто не скажет, что нужна труба, что надоело перекачивать нефть и газ в Европу, каждый раз торгуясь с Украиной, что рыночные условия ухудшаются и время не терпит. А что услышит народ?

Обществу, как кусок мяса голодной собаке, выбрасывается идея, что надо срочно защищать русских, соотечественников на чужой вражеской земле. И вот уже весь народ воспылал под огнем телевизионного бреда ненавистью к заклятым врагам - вчерашним братьям и сестрам.

На самом деле, вранье появилось не сегодня и даже не вчера. На нем с самого начала строится существующая система. Представители власти восстанавливают одну больницу перед телеэкраном втихую закрывая сотни. Повышают зарплату одному учителю, сокращая по штату двух. Раз в год, как деды морозы, отвечают на вопросы зрителей из залов, раздавая щедрые дары - тем, кто случайно дозвонился, кому повезло.

Между тем за этой иллюзией в стране царствует ни с чем не сравнимая бедность, достойная развивающейся страны - типичного представителя третьего мира.

А ведь и не знают россияне, получающие ипотечный заем у государственного банка под 10-15 процентов, что тот же канадец платит 3-4% годовых! Что iPhone в США стоит не дороже 200 долларов, а остальное - стоимость дальнейшей поддержки и обслуживания.

Лет двадцать назад мы включали телевизор и видели, что у нас все плохо. Но - нам при этом было, куда стремиться. А сейчас - в «ящике» все хорошо, в отличие от жизни, но стремиться нам больше - в действительности не к чему.

Для жителей нашей страны шаг за шагом год за годом создается особая, виртуальная счастливая реальность. Имя которой - дешевый популизм . Не моргнув глазом власть апеллирует сегодня - к худшим проявлениям человеческой сущности - национализму, ущемленной гордости, жадности - ради пропаганды своих идей. А конечная цель – достижение вполне определенных, но скрытых от большинства коммерческих интересов.

Ставка на армию

Надо сказать, что экономика под руководством государства никогда в жизни и ни в одной стране мира хорошо не работала. Причем даже не потому, что государство не может нанимать эффективных менеджеров, а просто вследствие известного факта: только спрос и предложение, баланс цены могут правильно определить, что и в каком количестве следует производить.

Высокий уровень монополизации основных отраслей еще более усугубляет ситуацию: пропадает всякий стимул думать об улучшениях, о снижении издержек.

Затем, чтобы находить покупателей по завышенным ценам одной монополии мало - требуется еще и государственный заказ. И именно отсюда возникают идеи безумных по масштабам и затратам проектов - от Азиатско-Тихоокеанского форума с мостами и другими сооружениями до пресловутой олимпиады в Сочи. Не важно, что делать - главное, много тратить!

Мы можем быть уверенными, что следующей идеей хронического слива бюджетных средств станет модернизация армии.

Почему мировое сообщество до сих пор не дало по зубам России - просто и определенно, сразу, без раздумий и политического торга - за Крым? Потому что сдерживающим фактором оказалось наличие ядерного оружия. Но сколько его надо? Китаю достаточно 50 боеголовок. У России - в десятки раз больше. Казалось бы, безопасность гарантирована?

Мы практически все время - хотя бы на локальном уровне - с кем-то воюем. С одной стороны, конечно, может, и меньше, чем многие развитые страны. Но с другой - явно не как развивающиеся, заботящиеся о своей экономике.

Из года в год расходы на армию возрастают и возрастают - правда, сильнее она от этого не становится. Секрет, на самом деле, прост: милитаризм - одна из важных составляющих политической системы, сложившейся в нашей стране.

Наш кормчий

Ну и последнее, хотя, возможно, самое важное. Можно предположить удивление читателя - политическая статья и ни слова о Владимире Путине. Не будем распространяться о тоталитаризме, о том, что свободный выбор граждан нарушен самым изощренным образом.

Оставим иллюзии - никакой возможности просто и мирно переизбрать Путина - нет. В условиях, когда все телеканалы к выборам обслуживают интересы одного единственного кандидата, когда не согласных сажают уже даже не на 15 суток, а на более длительные сроки, когда шоу президента и премьера, решающих в интимной обстановке, кто на этот раз будет сверху, представляется народу как достойное политическое шоу…

В общем, давайте назовем вещи своими именами. И попробуем найти общее определение, которое устроит и оппозицию, и не обидит сторонников. Владимир Путин - не просто президент, он Вождь. Лидер нации, не правда ли? И вождизм - еще одна черта нашей политической системы.

Политическая система России

А теперь подведем итоги и соберем в единое целое элементы, характеризующие сложившуюся в России политическую систему. Вот эти черты, выведенные в одну колонку для наглядности:

  • антикоммунизм
  • традиционализм,
  • национализм
  • экстремизм,
  • этатизм,
  • корпоративизм,
  • элементы популизма,
  • милитаризм,
  • вождизм.

Правильно, мы выписали все рассмотренные понятия-признаки? Так что же это за политический строй, в котором присутствуют названные признаки?

Поздравляю: этот строй называется ФАШИЗМОМ . Не верите? Заходите в Википедию и смотрите определение, а особенно внимательно - раздел “Основные признаки фашизма”.

Хунвэйбины Путина

Нас дурят, когда показывают на русских националистов, “зигующих” и орущих «Слава России». Нас обманывают, показывая нам ролики с молодыми людьми, требующими «Москалей на ножи». Это не фашисты, это отморозки, играющие в зарницу - по сравнению с настоящим, государственным фашизмом, втихую ставшим преобладающей политической и экономической системой огромной страны, к тому же обладающей ядерным оружием.

А как же тот фашизм, с которым воевали наши деды? Да, а вот он - как раз и есть тот самый государственный фашизм, возникший в Италии, Германии и других странах в 30-х годах 20 века. Но мы знаем эту систему уже на последней стадии - когда внутренний крах экономики поставил того же Гитлера перед выбором - или честно признать себя банкротом, или обвинить во всем евреев и пойти покорять мир.

Фашизм в Италии и Германии начинался не с Освенцима и Дахау. Он начинался с национальной идеи возрождения, государственных заказов - на военную технику и на все остальное, необычайного всеобщего подъема и непоколебимой веры в великого вождя. С освоения и приращения национальных территорий. С видимости подъема производства и существенного роста уровня жизни самих немцев.

Но по счетам в конце концов приходится платить. Наступление на Европу и Россию было прежде всего - попыткой отсрочить, отложить окончательный расчет за все.

Подошли ли мы сегодня к той черте, когда без попытки восстановить былое могущество СССР, то есть, в действительности, без агрессивной войны со всем миром мы уже не можем - не лопнуть, как простой мыльный пузырь?..

Выводы

Берлин, 1945.

В общем, пока нам рассказывают сказки, пугают ужасами фашизма он, на самом деле, уже здесь. Он в полной мере наступил. Еще не тот, который сжигал миллионы людей в крематориях, но уже тот, который строил Муссолини, Гитлер или Пиночет. Именно такая экономическая и политическая система.

Вопрос в том, что буде завтра. Сложно сказать, есть ли у нас выбор. Фашизм никогда не побеждает окончательно. Это тупиковая и отвратная ветвь эволюции. Фашизм не пройдет.

Но вопрос, чем он закончится в этой стране - возможно, в какой-то мере зависит от нас. Или, поздно или рано, нашу систему сравняют с землей, превратят в пепел как Берлин 1945 года и весь цивилизованный мир будет праздновать великую победу. Или мы соберемся с силами и сделаем сами - что-то еще. Чтобы избежать этого неминуемого будущего позора.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальное государство - такое государство, в котором государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный го­сударственно-правовой порядок обеспечивает всеоб­щую свободу, формальное равенство и господство права.

Социальная сущность РФ складывается из : 1) ограничений государственной власти РФ социаль­но-экономическими правами граждан РФ; 2) невме­шательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономи­ческой политики, ограничение монополий в эконо­мической деятельности, производстве.

Социальные гарантии в РФ устанавливаются в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, бла­госостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гаранти­рует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и мате­риальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных федеральными законами посо­бий и иных выплат может предоставляться как работаю­щим гражданам, так и не работающим (если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью, вдовством, старостью и т. д.).

Социальные пособия могут быть: 1) по времен­ной нетрудоспособности; 2) по безработице; 3) семьям, имеющим детей; 4) по беременности и родам. Социальная сущность российского государства на­прямую связана с правом каждого на социальное обеспечение.

Государственное социальное обеспечение - установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражда­нах государственные пенсии и социальные пособия.

Социальные выплаты устанавливаются для следующих категорий граждан: 1) пенсионеры (по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами -55лет); 2) нетрудоспособные (временно или постоян­но), инвалиды и т. д.; 3) потерявшие кормильца; 4) имеющие детей и др.

Невмешательство РФ в экономические отношения страны не означает полной свободы субъектов ры­ночных отношений. Конкуренция должна быть здо­ровой, запрещается установление в той или иной экономической сфере монополий, государство не должно оказывать поддержку какому бы то ни было субъекту экономических отношений, за исключени­ем случаев, установленных федеральными законами.


Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Под понятием «многопартийность» принято понимать один из конституционных принципов в организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выраже­нием более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).

Возникновение института многопартийности – один из важ­нейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общест­ва, является важным фактором укрепления демократической при­роды государства, обеспечения политических прав его граждан.

Принцип многопартийности означает также законность поли­тической оппозиции. Конституция РФ легализует мирное, нена­сильственное соперничество политических партий за участие в осу­ществлении государственной власти в установленных Конституци­ей РФ парламентских и иных формах.

Конституционно-правовой статус политических партий. ПП – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основные признаки политических партий :

1. Цель создания – участие граждан в политической жизни общества.

2. ПП – общественное объединение, имеющее индивидуальное членство.

3. ПП представляет собой группу физических лиц (часто только граждан государства), объединенных одной идеей, идеологией.

4. Власть завоевывается ПП конституционным путем, т.е. через выборы.

5. ПП в современных общества выполняют функции:

- представительство – выражение интересов определенных групп населения;

- социализация – вовлечение части населения в число своих членов и сторонников.

- идеологическая функция – разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы.

- участие в борьбе за власть – подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

- участие в формировании политических систем – их принципов, элементов, структур.

ПП действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Членами ПП могут быть только граждане России, достигшие 18 лет. Не вправе быть членами ПП иностранные граждане и лица без гражданства, граждане РФ, признанные судом недееспособными. Членство в ПП является добровольным и индивидуальным. Гражданин РФ может быть членом только одной партии.

ПП может быть создана на учредительном съезде ПП или путем преобразования в ПП общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за 6 мес. до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в ПП.

Публикации по теме