Виртуальное паломничество. Христианское паломничество и современный туризм Религиозное паломничество

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • К оглавлению: книга Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии .
  • Коротко о паломничестве.

    Паломничество - это приобщение к тысячелетней традиции духовной жизни Церкви, наиболее полно запечатленной в истории многочисленных монастырей Святой Руси. Если паломничество совершается с покаянным чувством, с желанием духовного обновления, то пребывание в святой обители позволяет мирскому человеку вкусить, хотя бы в малой мере, благодатные плоды «иной» (отсюда - «иночество») жизни, посвященной Богу, ради которой созидались монастыри.

    Паломничество - хождение или путешествие к святым местам с четко определенными духовными целями.

    Среди традиционных устремлений при совершении паломничества нашими предками можно назвать следующие: совершение религиозного обряда в особенном месте или участие в таковом (молитва , причащение , исповедь , соборование), вознесение молитв во святом месте;

    поклонение святому месту, храму, мощам , чудотворным иконам ; паломничество в чаянии религиозного просвещения, духовного совершенствования, духовного подъема;

    паломничество в чаянии получения благодати, исцеления духовного и физического, получения совета (например, в Оптину пустынь ходили за советом к старцам);

    паломничество во исполнение обета или во искупление грехов;

    паломничество в чаянии обретения потомства, ради брака;

    паломничество во укрепление духа перед принятием важных решений, перед бракосочетанием, путешествием, перед битвой за Веру и Отечество.

    При совершении паломничества (в отличие от туристической поездки) нужно, чтобы была возможность помолиться, отстоять Литургию, причаститься у святыни без спешки и суеты. Нередко паломники говорят, что молитва у святыни дает ощущение особенного духовного единения молящихся, ощущение благодати, радости духовной. Молитвенный опыт, обретаемый паломниками в приобщении к посещаемым святыням, является элементом духовного возрастания.

    Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорит: «Цель паломничества в том, чтобы, соприкоснувшись с действительностью, которая имела место столетия и даже тысячелетия тому назад, найти лучшие условия для молитвы».

    «Если вы просто поехали разведать новый монастырь, то это не паломничество, пусть даже и едут верующие люди. Ведь паломничество часто связано с подготовкой к исповеди, к причащению, с посещением богослужений.

    Одно и то же путешествие может стать и паломничеством, и туризмом. Человек едет просто так, а глядишь, душу его и затронет! А можно поехать даже на Святую землю и не думать о молитве. Но если человек едет с тем, чтобы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже паломничество. Это аскетика - от греческого „аскео", то есть „упражняюсь". Ведь, наверное, любой человек вам скажет, что самое трудное дело - это молиться».

    Паломничество изначально есть религиозный подвиг, подвиг аскезы. Человек оставлял свой надежный мир - дом, семью, деревню. Он становился «в путь шествующим» - беззащитным. Так было в мире, где закон нередко заканчивался на околице или у городских ворот, а в дороге часто действовал закон силы. Паломники шли в Иерусалим пешком, знали, что могут погибнуть, потому что пройти через мусульманские страны, не зная языка, - опасно. В Западной Европе в Средние века преступнику могли заменить суровый приговор на паломничество, в котором человек должен был преодолеть опасности, осознать греховность содеянного и вымолить прощение. В эпоху войн за Гроб Господень это было суровым испытанием.

    По своей духовной сути паломничество в некотором роде сродни монашеству. И там и здесь человек покидал дом и привычную жизнь, имея в виду душеспасительную цель . Паломник «ходит по стопам» Спасителя и Богоматери - такое стереотипное выражение широко использовалось в паломнических и агиографических текстах. Паломник, как и монах, должен был пройти между подстерегающими его соблазнами, каждый из которых способен уничтожить духовную пользу от паломничества .

    Паломничество - это труд, это факт биографии человека . Но между святыней и странником пролегает нелегкое испытание дорогой, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Здесь и преодоление собственных немощей и мирских искушений, стяжание смирения, испытание смирения, а подчас - испытание и очищение веры.

    В какой форме предпринять паломничество, каждый человек решает сам. Есть люди, предпочитающие ездить по святым местам самостоятельно . Духовная польза паломничества во многом зависит от обстоятельств жизни самого паломника, от состояния души, семейного положения, физических сил и других факторов. Кому-то хорошо пожить и потрудиться две-три недели в каком-то одном монастыре, а другим, наоборот, полезно отправиться в такое путешествие всей семьей, через два-три дня перемещаясь с места на место.

    Многие люди зрелого возраста приезжают с детьми. Все чаще среди паломников встречаются молодые люди , в том числе члены православных молодежных объединений.

    Если вы решитесь неделю-две пожить в монастыре и получите на то благословение наместника, в этом случае надо приложить усилия к тому, чтобы ваша личная жизнь срослась с монастырской жизнью. Надо стараться посещать все службы, выполнять послушания. Такое пребывание в обители позволяет войти в ритм, который даже в психологическом плане благотворно влияет на мирского человека, позволяет успокоиться и попытаться без суеты и каждодневных забот осмыслить свою жизнь. Ведь в монастыре особая обстановка, особая духовная атмосфера, которую за два-три дня толком не почувствуешь.

    Мера и глубина воцерковления людей различна, различно и понимание ими смысла и значения паломничества.

    Среди приезжающих часто встречаются те, кто недавно переступил порог храма. Порой встречаются люди совсем нецерковные, движимые в большей степени любопытством. Если человек совершает поездку только ради любопытства - это уже не паломничество.

    Но, принимая людей, в том числе и туристов, иночествующие несут послушание - они открывают для многих людей мир веры . Иногда именно туристы, а не паломники, оказываются самыми благодарными слушателями и воистину переживают потрясение от знакомства с тем миром Веры, к которому они приближались с такой опаской. Но, конечно же, благоговейному отношению к святыне, деликатному поведению на территории монастыря большинство современных людей нужно учить. Поэтому все-таки нужно напоминать о разнице между паломничеством и туризмом.

    По сравнению с туристической поездкой в поездке паломнической отсутствует развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

    Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая . При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят себе духовников.

    Паломничество играет важную общеобразовательную роль . Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы , произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов.

    Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до XVIII в. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России .

    Если у вас небольшой опыт паломнических поездок, то могут потребоваться советы по разным вопросам.

    Следует указать несколько важных моментов.

    Хорошо согласовать поездку с приходским священником, взяв у него благословение на это благое дело.

    Он может ответить на возникающие вопросы в связи с паломничеством новоначальных христиан. Обратиться за помощью можно также в паломнический центр Рязанской епархии .

    Не стоит включать в поездку большое количество посещаемых мест, чтобы не устраивать «скоростные гонки» с целью «приложиться ко всем ико-ночкам и святынькам» вместо благоговейного паломничества. В период поездки спланируйте время так, чтобы можно было не спеша помолиться у святынь, побывать на Богослужении, осмыслить пережитое.

    Конечно же, надо найти время для подготовки к паломничеству . Такая подготовка - дело сугубо индивидуальное. Некоторые паломники постятся в течение недели перед богомольем, отказываются на время паломничества от мясной и молочной пищи, от суеты и праздных разговоров. Многие считают необходимым отказаться от употребления сигарет, спиртного, косметики. В большинстве случаев люди осознают, что паломничество связано с молитвенными усилиями . Для некоторых участников паломнических поездок они ценны возможностью общения с единомышленниками, близкими по духу людьми, которого не хватает в обычной жизни, чтением и обсуждением духовной литературы, общением с братией, чувством единения в вере.

    Если ваша цель - получить духовное подкрепление, почувствовать благодать, таинственным образом соприкоснуться с ней, то для этого нужен молитвенный настрой . При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним .

    Возрождению российского паломничества способствовал пример Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , который неоднократно посещал Святую землю и многие святые места как отечественного, так и вселенского Православия. Большое значение имели паломнические поездки В.В. Путина в его бытность Президентом РФ . Он первым в истории в качестве главы Российского государства посетил Иерусалим и Святую Гору Афон .

    Паломнические поездки помогают познать глубины Православия и его историю, способствуют воцерковлению и углублению веры, воспитывают человека в христианской традиции. Но особенно важно то, что путешествие к православным святыням способствует единению народа православного, связывая всех нас крепкими духовными узами с нашими славными предками, хранившими в чистоте Веру и Государство Российское .

    Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. У христиан паломничество началось с IV в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX–X вв.

    Что такое "паломничество"?

    Понятие "паломник" происходит от слова "пальмовник", что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или, в русской православной традиции, Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

    Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением «святыни». Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки.

    Из истории паломничества:

    В средние века на Западе пунктом отправления паломников служила Венеция. Паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду - калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п.

    Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. паломник мог быть направлен от целой общины за её счёт.

    В России паломничества в Святую Землю начались уже в первые времена русского христианства. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в «дружины». Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь, древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов костюм. К XII в. страсть к паломничеству до того распространилась, что церковная власть находила нужным сдерживать не в меру ревностных богослужителей.

    С половины XV в. в российском паломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние «паломники» полны жалоб и негодования на притеснения «срацын» и «злых арапов», а взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных.

    Хождения в Святую Землю возобновляются лишь во второй половине XVI в. Но чаще это, так сказать, «официальные паломничества», совершаемые людьми, которых посылало московское правительство на Восток с поручениями и милостыней. А с XVIII в. начинает преобладать новое, более сознательное и критическое отношение к Востоку.

    Продолжительные войны с Турцией во времена царствования Екатерины II (вторая половина XVIII в.) мало благоприятствовало паломничеству русских людей на Восток. Однако в XIX в. удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному его росту в Святую Землю. Немаловажную роль, конечно же, в этом сыграло учреждение в 1847 году в Иерусалиме Русской Духовной миссии.

    Куда отправляются паломники?

    Св ятыни Вселенского Православия – это прежде всего Святая Земля, причём не только Иерусалим, но и Вифлеем, Назарет, Хеврон и другие места, связанные с земной жизнью Спасителя. Кстати, Египет, который все привыкли рассматривать как место традиционного отдыха современных россиян, одновременно является одним из центров христианского паломничества. Здесь провёл первые годы жизни Спаситель вместе с Богородицей и праведным Иосифом, скрываясь от царя Ирода. Святое семейство в те времена жило и в Каире. Места эти всегда были очень почитаемы православными паломниками. В Египте в III–IV веках просияли подвижники благочестия, которые создали христианское монашество. Первые монашеские общины возникли именно там, в пустынях Египта. Важной составной частью Святой Земли являются Иордания, Ливан и Сирия, где также много святых мест, связанных с деяниями святых Апостолов и других Божиих угодников.

    Много святых мест Православия в Турции и Греции. Ведь территории этих государств свыше пятисот лет назад составляли основу православной Византийской империи. И по-прежнему столица империи, бывший Константинополь и нынешний Стамбул, является для всякого православного христианина святым городом. А главной святыней Греции считается Святая Гора Афон. Паломничество в это благословенное место не прекращалось никогда.

    В Италии для православных паломников два самых важных города – это Рим и Бари. Очень много православных святынь в Вечном городе. Всё-таки Церковь была едина целую тысячу лет, и за это время здесь просияло много Божиих угодников, которым православные люди до сих пор поклоняются. В первую очередь, конечно, святому апостолу Петру. А в Бари покоятся честные мощи святителя Николая Мирликийского, и туда, конечно, не зарастает тропа, проложенная русскими паломниками.

    Православные святыни находятся и в других крупных городах и столицах европейских стран. Например, многие Людмилы ездят в Прагу на поклонение честным мощам княгини мученицы Людмилы Чешской. В Париже также немало реликвий, в том числе – терновый венец Спасителя.

    В нашем Богом спасаемом Отечестве паломничество уже давно приобрело массовый характер во многих регионах. Сегодня очень много возрождается традиционных и народных форм паломничества. Например, многодневные крестные ходы к определённой святыне или от одной святыни к другой. Многие паломники приезжают в Москву и Санкт-Петербург. В Екатеринбурге возобновились крестные ходы к Царским мученикам. Практически в каждой епархии есть святыни, к которым направляются православные люди, проживающие в соседних городах и селениях. Огромную роль играют созданные более чем в 50 епархиях паломнические службы, которые организуют эту работу, направляют людей, благословляют, принимают, окормляют их в храмах, монастырях и приходах. К чудотворным иконамСпасителя и Божией Матери, к святым источникам, честным мощам Божьих праведников отправляются и поклоняются миллионы людей в России.

    Много святынь, которым поклоняются русские православные паломники, на Украине и в Белоруссии. Это прежде всего Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская Лавры, а также Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.

    Каждый из нас хоть раз в жизни слышал про паломничество. Множество людей, представителей одного вероисповедания, едут к священным местам, которые чтятся той или иной религией. Делают они это поодиночке или группами - неважно. Главное, иметь чистые намерения и покорное тело, а также душу, полную раскаянья, и сердце, отличающееся искренней верой. Паломничество - это стремление заблудших агнцев Божьих поклониться святым землям и городам.

    Немного истории

    Из глубоких древних, незапамятных времён пришёл в современный язык термин «паломничество». Это производное от слова «пальма». Ветви этого дерева привозили со священных территорий первые христиане, что отправлялись туда для получения благословения Всевышнего. Обычно ехали они во время великого праздника накануне Пасхи, который прославлял вхождение Христа в Иерусалим. В России и других он называется «Вербным воскресеньем». Но не стоит думать, что паломничеством занимались только христиане. Например, в древней Индии местные жители пару раз в году ездили на земли, где, согласно легендам, обитали те или иные божества. Таким способом они пытались впитать энергетику почитаемых существ, что осталась здесь в каждом камне и дереве. А в Греции паломники изо всех уголков страны ехали в Дельфы: в местном храме жила прорицательница Пифия, которая предсказывала судьбу от имени высших сил.

    Суть паломничества немного видоизменилась в Средневековье. Именно тогда оно стало таким, каким мы знаем его в наши дни. В период расцвета христианской религии люди начали массово отправляться в Иерусалим, чтоб посетить возведённый ещё при императоре Константине. В XV веке для путешественников из Европы разработали указатели и специальные маршруты: от реки Роны до берегов Иордана. Крестовые походы окончательно укрепили традицию паломничества на территорию Святой земли. Известно, что в наши дни около 200 миллионов людей ежегодно соблюдают обряд.

    Основные виды и суть паломничества

    Верующие отправляются в опасный, длительный и тяжёлый путь не только ради молитвы и прощения за совершённые грехи. Часто их цель намного благородней: найти смысл жизни, познать своё предназначение, обрести благодать, показать преданность религиозным убеждениям. Иногда желания паломников абсолютно земные: попросить долгожданного малыша, исцелиться от болезни, избавиться от душевных страданий. В любом случае такое путешествие предполагает определённое отношение человека к действительности. Идея абсолютно проста: добровольно взять на себя трудности, принять тяжёлые условия дороги, провести некоторое время в ограничениях, чтоб достигнуть высшей цели. Это символизирует отказ человечества от материальных ценностей и физических удовольствий ради духовных и вечных идеалов.

    В зависимости от различных признаков выделяют виды паломничества. Это могут быть зарубежные и внутренние города или к священным местам в лоне дикой природы, добровольные и обязательные, индивидуальные и групповые, длительные или кратковременные путешествия. Кстати, что касается временного отрезка, то раньше, согласно с православными канонами, настоящим паломничеством считалась поездка, которая длилась не меньше 10 дней. Путешествия также могут совершаться в любое время года или быть приуроченными к конкретному празднику.

    География

    В последнее время новой психологической базой и географической направленностью отличатся паломничество: это не только поездка к святым местам, но и путешествие в оздоровительных целях. Поэтому представители разных конфессий отправляются на Восток, чтоб познать там новую для себя религию и секреты народного лечения, которыми так славятся эти земли. В Индии, Китае, Японии, Тибете и Непале они селятся при храмах: общаются с монахами, посещают с их разрешения богослужения, перенимают у них целебные практики. Например, в Дели и его округе очень популярна аюрведа - комплексная наука, специализирующаяся на омоложении, лечении организма. Направлено учение на восстановление гармонии человека и Вселенной, так как именно нарушение этого баланса провоцирует развитие физических и душевных недугов. Вместо этого многие туристы посещают Китай для занятий «цигун» - это комплекс дыхательных и двигательных упражнений, помогающих пополнить запас энергии и душевных сил. Цель таких поездок - не только помочь исцелиться, но и обогатиться нравственно и духовно.

    Что касается конкретно религии, то в наши дни основные места паломничества в мире такие:

    • Республики СНГ. Некоторые из них (Россия, Украина, Беларусь) являются центром православия.
    • Европа . Тут доминируют течения католицизма и протестантства.
    • Северная и Латинская Америка. Преобладает христианское верование.
    • Африка . Распространён ислам, но встречаются и христианские центры.
    • Азия . Ей присущ ислам, а также иудаизм и буддизм.

    На каждом континенте есть свои святые памятки, которые являются обязательными для посещения и просмотра.

    Христианское паломничество

    Более двух тысяч лет представители христианского мира желают увидеть Святую землю - Иерусалим. Тех, кто совершает православное паломничество, Гроб Господень манит и влечёт как никакое другое место на планете. Эта территория - колыбель всего христианства, переполненная красотой палестинских пейзажей, тайной ночных богослужений и дивной атмосферой сакральных памяток. Израиль - сам по себе священная страна. О нём мы узнаём уже с первых страниц Библии: на этой земле родился Христос, тут он взрослел, проповедовал и был казнён. Паломничество к Гробу Господню было распространено ещё во времена древней Руси. Но основоположницей современного направления по праву считается мать императора Константина, святая Елена. Будучи в преклонном возрасте, она отправилась сюда на поиски креста, на котором окончилась земная жизнь Иисуса. Открытие «истинного и честного» распятия неизменно связывают с этой исторической личностью.

    Религиозное паломничество всегда совершается по благословению церкви. Это не только поездка на Святую землю, но и постоянные молитвы, раскаянье, духовная работа над собой, очищение и смирение. Путь паломников обычно начинается в Негеве: бескрайние просторы пустыни ассоциируются с обликами патриархов и важными событиями из Ветхого Завета. В основе пути - посещение Иерусалима. Отсюда можно организовать туры в Галилею, Вифлеем, Иерихон, к Мёртвому морю и другим священным местам. Этот маршрут - условный. Каждый паломник может дополнить его другими интересными местами.

    Основные святые места

    Иерусалим - священный город не только для православия, но и для представителей иудаизма и ислама. С ним связано множество событий, в том числе рождение и смерть Христа. С каких же объектов начинать тут православное паломничество? Во-первых, обязательно следует посетить К сожалению, от него остались всего лишь руины - в том числе и знаменитая Стена Плача. Во-вторых, отправьтесь на Масличную гору и в Гефсиманский сад - тут Иисус молился перед тем, как был арестован. В-третьих, важно для паломников увидеть храм Страстей Господних: он построен в XX веке, но просто идеально воссоздаёт архитектуру тех времён, когда этими улицами ходил Христос.

    Вифлеем - ещё одна христианская святыня. На арабской территории расположен храм Рождества Христова. Он выстроен вокруг большого грота, в котором среди скота появился на свет маленький Спаситель. Что самое интересное - каждая христианская конфессия имеет своё место в этой церкви. Не забывайте и про посещение Назарета - Галилеи. Именно здесь Мария узнала от ангела, что вскоре станет матерью долгожданного Мессии. В этом же городе поселился немного подросший Иисус, который вернулся со своими родителями из Египта, где спасался от преследований Ирода. В Галилее он провёл всё детство и юность, совершил первые чудеса и нашёл верных последователей и учеников.

    Паломничество в Европу

    Первая страна, куда стоит отправиться, это, конечно, Италия. Её столица Рим - Вечный город, арена утверждения мирового христианства. Здешние православные и католические церкви - популярные места паломничества, ведь именно их стены хранят множество святынь, связанных с апостолами. Например, в соборе Святого Петра хранятся реликвии и мощи великого ученика и последователя Иисуса. Также здесь находятся могилы других верных последователей христианской церкви, не говоря уже о непревзойдённых шедеврах и памятниках мирового искусства. В другом итальянском городе - Лорето - обязательно посетите базилику, которую называют подлинным домом Марии. Согласно легенде, небесные ангелы, чтоб защитить мать Христа, несколько раз переносили её дом: в конечном счёте он оказался в Лорето.

    Третьим по значимости важным местом для паломничества считается Сантьяго-де-Компостела в Испании. В местном соборе расположена гробница святого Иакова, поэтому охрана дороги к этой реликвии была делом чести многих королей и Если же вы захотите совершить паломничество в монастырь, то обязательно выберите Афон. Святыня, расположенная на греческом полуострове, - одно из самых загадочных мест на планете, что окутано множеством легенд и мифов. Говорят, сама Мария проповедовала тут веру в Христа. С тех пор монахи, ушедшие от мирской суеты, живут и молятся на Афоне. А каждый человек, попавший сюда, чувствует особенную благодатную атмосферу, которой пронизан каждый клочок земли.

    Что посмотреть в России?

    В нашей стране расположено также множество святынь, в которых уставшая и заблудшая душа может найти приют, обрести покой, получить благословение. Русское паломничество начинается с Соловецкого архипелага, где находится известный монастырь - культурный и духовный центр Севера. В советское время его использовали для содержания заключённых, но после окончания того печального времени в эти стены вновь повернулся былой дух древности. Чтобы проникнуться священной атмосферой, в Соловках нужно прожить минимум неделю. Обязательно стоит побывать и в Троице-Сергиевой лавре - самом крупном монастыре России. Это не только сокровищница древнерусского искусства, но и памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Что касается Дивеевского монастыря, то его называют ещё одним земным уделом Богородицы. В XVIII столетии его под свою опеку взял иеродиакон Серафим, ставший впоследствии почитаемым русским святым. Здесь покоятся его мощи, обладающие чудодейственной силой. Не упустите возможности набрать целебной воды из источника на территории монастыря. Говорят, она помогает при любых физических и душевных недугах. Ещё один популярный у паломников монастырь - Псково-Печерская обитель. Он расположен в подземельях. Пещеры используют в качестве усыпальниц, так как останки людей тут не разлагаются. Рядом построена Успенская церковь, в которой хранятся чудодейственные иконы.

    Хадж в исламе

    Именно так называется паломничество мусульман. Его должен совершить хотя бы раз в жизни каждый представитель этой религии. Тех, кто прошёл нелёгкий путь, называют «хаджи». Для совершения путешествия мусульманин обязан достичь совершеннолетия, исповедовать ислам, быть психически здоровым и достаточно состоятельным, чтобы содержать не только себя во время паломничества, но и свою семью, оставшуюся дома. Во время хаджа ему нельзя курить, пить алкоголь, наслаждаться интимными отношениями, заниматься торговлей и так далее.

    Паломничество мусульман начинается с облачения человека в белые одежды, которые, будучи для всех одинаковыми, скрывают его общественный и социальный статус. Первым обрядом является обход вокруг Дома Аллаха - Каабы - главной святыни мусульман, расположенной в Мекке. После этого человек семь раз бежит дистанцию между священными холмами Марва и Сафа, после чего пьёт целебную воду из источника Зам-Зам. Только после этого он отправляется в долину Арафат, что раскинулась недалеко от Мекки. Кульминация обряда - непрестанные молитвы в этой местности. Ритуал сложный, так как паломник должен простоять неподвижно под палящим солнцем с полудня до заката. Выдержав испытание, он допускается к общей коллективной молитве. На следующий день человек направляется в другую долину - Мину. Тут он бросает семь камней в столб - символ Сатаны, берёт участие в обряде жертвоприношения и возвращается в Мекку для последнего обхода вокруг Каабы.

    Мекка и Медина

    Это главные города паломничества для мусульман. Согласно Корану, в Мекке родился пророк Мухаммед, там он начал свою священную миссию - пророчество. Как уже говорилось, в этом городе находится Кааба - ритуальный камень, к которому съезжаются сотни тысяч мусульман ежегодно. Валун расположен во внутреннем дворе Большой Мечети - одного из главных исламских минаретов. Религиозная доктрина гласит: каждый верующий должен побывать на её территории. Обычно такое путешествие совершается в лунный месяц Зуль-Хиджжа. Мусульмане уверены, что паломничество и лишения - синонимы. Поэтому, несмотря на присутствие в Мекке множества комфортабельных отелей, они останавливаются в бедных палаточных лагерях, разбитых просто на сырой земле.

    Медина - ещё одно важное место для человека, исповедующего ислам. В переводе с латыни его название звучит как «лучезарный город». Его посещение входит в обязательную программу хаджа, так как именно здесь находится могила Мухаммеда. Кроме того, город стал первым населённым пунктом, в котором восторжествовал ислам. Здесь построена Большая Мечеть Пророка, вместимость которой достигает 900 тысяч человек. Оборудовано здание автоматической системой зонтиков для создания тени, а также современным кондиционированием и эскалаторами.

    Святые места буддистов

    Для представителей этой древней религии паломничество - это способ достичь высшего блаженства, вдохнув священный воздух на сакральных территориях. Они, кстати, находятся в Тибете, Китае, Бурятии, но наибольшее их количество всё-таки расположено именно в Индии - колыбели буддизма. Первое по всеобщей посещаемости место - дерево Бодхи, под которым, согласно легенде, любил медитировать Будда. Именно в тени зелёного насаждения он достиг величайшей Нирваны. Вторая важная памятка - город Капилавасту: в нём Будда провёл детство, познал все стороны неприглядного существования человека. И принял решение: отречься от цивилизации ради постижения путей спасения и священной истины.

    Паломничество по святым местам у буддистов не обходится без визита в Королевский дворец возле Патны. На холме, расположенном рядом, Будда рассказывал последователям о своём учении. Шикарные хоромы буквально окружены достопримечательностями. Рассматривая их, не забудьте и о последнем в списке, но не по значимости, месте, - Сарнатхе. Тут Будда прочитал свою первую проповедь. Паломники со всего мира съезжаются в Варанаси, чтоб сквозь века ощутить сакральные слова святого, наполненные вечной мудростью и глубоким жизненным смыслом.

    По историческому происхождению слово «паломник» основано на производном от латинского palma «пальма» и означает «носителя пальмы», или, иначе говоря, путешественника ко Гробу Господню, несущего из своего странствия пальмовую ветвь, в память тех ветвей пальмы – ваий, которыми встречал Господа народ при въезде в Иерусалим. В обиходной народной речи «паломничество» часто заменялось другим, более понятным словом – «богомолье».

    Паломничество, как пишет современный исследователь, «есть специально предпринятое путешествие для более полного и глубокого, чем в повседневной жизни, соприкосновения со святыней». Определенная духовно-нравственная причина подвигает человека пуститься в нелегкий и протяженный путь для встречи со святыней и стяжания благодати. Путника влечет желание приблизиться к источнику святости, но приближение невозможно без совершения труда пути, дороги, странствия. Прежде чем наступит момент достижения цели, предстоит нелегкое испытание дорогой. Дорога для паломника важна не только, и даже не столько, в ключе физических лишений, так же, как и церковный пост преследует в первую очередь не физиологические, а духовные цели. Путь паломника к святыне подобен духовной брани подвижника. Как воин духовный, выходит странник в путь, исполненный решимости и упования на Господа. Впереди его ждет встреча со святой реликвией, чудотворной иконой, мощами Божьего угодника. Но между святыней и духовным странником пролегает само странствие, полное трудов и лишений, терпения и скорбей, опасностей и невзгод. Путь богомольца географически петляет между городами и весями, но в духовном смысле он представляет собой восхождение в гору (по славянски – горе), ввысь, к небу – в преодолении собственных немощей и мирских искушений, в стяжании смирения, в испытании и очищении веры.

    Цель паломника – святыня, или, иначе говоря, некий объект духовного поклонения. Под общим понятием «святыня» подразумевается все, чему в православии принято воздавать честь почитания: святые реликвии – частицы хитона Господня, или Животворящего Креста; предметы, связанные с почитанием Божией Матери; святые и чудотворные иконы; мощи святых угодников; места, относящиеся к жизни и подвигам святых, их личные вещи; святые источники; обители; могилы святых людей, почитаемых Церковью... Все многоразличные предметы, имеющие отношение к святости и освященные этой принадлежностью, обладающие благодатью, находящиеся во многих местах нашей страны, становились целью паломничеств. Таким образом, вся территория России к началу XX века оказывается испещренной сетью паломнических маршрутов. Верующий люд, богомольцы шли в долгие странствия, минуя многие губернии, на поклонение древним и новым святыням; тянулись в те или иные знаменитые обители; посещали Божьих людей, старцев и подвижников благочестия...

    Для современного человека паломнические поездки являются одним из неотъемлемых атрибутов церковной жизни. Множество фирм, как церковных, так и светских, предлагают сегодня поездки к святыням России и зарубежья. Часто именно с такой поездки начинается знакомство человека с Православной Церковью. Но всегда ли это знакомство влечет за собой воцерковление? Как подготовиться к поездке, чтобы она стала настоящим паломничеством, а не занимательным путешествием? Об этом размышляет в своей статье настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).

    Сцена, ставшая привычной для многих священников. В храме ко мне подходит женщина и спрашивает: «Батюшка благословите в паломническую поездку к старцу». Отвечаю: «Бог благословит. А зачем Вы едете?» И часто не слышу вразумительного ответа. «Ну, все едут… Здоровья нет…. Исцелиться хочу, говорят, помогает» - вот самые распространенные мнения по этому поводу. Между тем каждый человек, отправляющийся в паломничество, должен задать себе два вопроса: что такое паломничество вообще и для чего лично я отправляюсь по святым местам? И постараться дать себе на них честный ответ.

    Поклониться святым местам

    Паломничество по святым местам представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение. С глубокой древности христиане отправлялись в странствие, чтобы увидеть места, связанные с земной жизнью Спасителя, помолиться у Гроба Господня. Также с первых веков христианства зарождаются и становятся местом паломничества верующих монашеские обители Палестины, Египта, Сирии. В дальнейшем появляются и получают известность другие места паломничества. Это и Рим, и Афон, и Бари, куда направляются паломники со всего мира.

    На Руси со времен Крещения паломничество также становится очень популярным. Русские люди совершают паломничество в Иерусалим и в другие святые места. Отсутствие современных средств передвижения делало такие путешествия подвигом, очень тяжелым и опасным для жизни паломника. Постепенно, возникают на Руси и становятся общеизвестными национальные святыни: Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавра, Валаам, Соловки и другие места, связанные с местами жизни и подвига святых отцов.

    Своего расцвета в России паломничество достигает в XIX веке. Тогда существовала, к примеру, благочестивая традиция посетить хотя бы раз в жизни Киево-Печерскую Лавру. Тысячи паломников самого разного общественного положения и материального благосостоянии отправлялись на богомолье в лучшем случае верхом на лошади, а чаще всего пешком с котомкой сухарей за спиной. Эти паломники не только сами приобщались к святыне, но и давали возможность многим людям узнать о святых местах. Во все века в русских людях жила любовь к странникам. Страннолюбие было особым родом благочестия, позволяющее не только послушать паломника, но и принять участие в его подвиге личным пожертвованием.

    Именно в это время достигает своего расцвета деятельность Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Стараниями начальника миссии архимандрита Антонина (Капустина) в собственность нашего Отечества приобретаются значительные участки земли в Палестине, где возводятся не только храмы и монастыри, но и вместительные гостиницы для паломников.

    Революция разрушила традиции паломничества в нашей стране. Монастыри и храмы были уничтожены, участки русской миссии за рубежом во многом утрачены, а русские люди на многие годы были лишены возможности беспрепятственно совершать паломнические поездки.

    В наши дни традиция совершать паломничества возрождается, множество людей отправляются как в общеизвестные, так и в малоизвестные монастыри. В этой сфере работают множество фирм, которые организуют и транспорт, и проживание, и посещение храмов. Но зачастую дух этих поездок кардинально отличается от тех, что совершались в прошлые века.

    И дело не в том, что изменились условия жизни и современный человек стал пользоваться скоростным транспортом. Если бы в древности была такая возможность облегчить передвижение, люди бы ее тоже использовали. Тогда ведь не все ходили пешком, кто-то ездил в повозках, которые тоже облегчали путь. В наши дни необходимость отдавать заработанную сумму денег за билет может восприниматься как эквивалент усилий древних паломников.

    Основное отличие, на мой взгляд, состоит в том, что в то время паломничество воспринималось как труд, как служение Богу. Христианин воспринимал и семью, и работу, и отношения с ближними как поприще, на котором человек должен чем-то жертвовать, терпеть какие-то тяготы, и через это духовно возрастать, становиться ближе к Богу. Широкую известность в прошлом столетии приобрела книга «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу», герой которой пешком прошел тысячи километров от центральной России до Сибири, посещая святые места. Безусловно, совершив такой подвиг, он иначе воспринимал свое паломничество, чем современный человек. А главным его приобретением в странствиях стали не приятные впечатления и памятные сувениры, а навык в молитвенном делании.

    А мы зачастую и паломничество, и все остальные сферы своей жизни воспринимаем, как средство приобрести лично для себя какую-либо выгоду, получить удовольствие, неважно чувственное, душевное или даже духовное. Потребительское, эгоистичное отношение к миру свойственно современному человеку. Чтобы вернуться к опыту древних паломников, нельзя плыть по течению, нужно сделать над собой усилие и постараться что-то изменить.

    Паломник или турист?

    Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

    Кто-то отправляется в монастырь, чтобы получить благодать Духа Святого, познакомиться с монашеской жизнью. А кого-то в паломничество влекут более приземленные цели: попросить и непременно получить материальных благ, здоровья, успеха в делах. Так развивается в современной церковной среде особый вид благочестия - так называемый «духовный туризм». К нему же относятся и поездки к известному или малоизвестному старцу, где за материальное вознаграждение люди надеются через внешние, полумагические действия получить гарантированный результат. Съездил ровно семь раз на отчитку или лечение копием и тебе гарантировано исцеление. Но возникает вопрос: а какова природа этого исцеления? Какие силы стоят за деятельностью этого целителя?

    Нельзя воспринимать духовную жизнь через призму материальных благ - здоровье, удачу или получение выгодной должности на работе. Это большая ошибка, ведь стремясь за материальным, можно не заметить большего, не оценить того духовного дара, который дает человеку Господь.

    Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество - это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

    Сегодня часто можно услышать, что многие люди начали свою церковную жизнь именно с паломничества. К примеру, съездили по рекомендации родных или знакомы в Дивеево и воцерковились. Но возникает вопрос: а на самом ли деле они воцерковились? Приняли они опыт и традиции Церкви, смирились ли перед ее правилами? Ведь сегодня наряду с церковными христианами, которые посещают богослужения, причащаются, исповедуются, существует среда так называемых околоцерковных людей. Они думают, что находятся в ограде Церкви, считают себя глубоко верующими людьми. Но при этом не участвуют в жизни Церкви, не исповедуются, не причащаются, либо делают это изредка для решения личных проблем. Из этой среды вырастает целое поколение христиан, которые не только по-своему воспринимают христианскую жизнь, но и проповедуют свое отношение, далекое от Евангелия и опыта Церкви, другим людям. Сегодня этому помогают еще и неограниченные возможности общения, как в реальной жизни, так и виртуальном пространстве, где люди обсуждают поездки, делятся своими соображениями, дают оценку церковной жизни, мало что о ней зная.

    Сегодня существует развитый бизнес, ориентированный на паломников. Организаторы поездок собирают всех желающих, кто может оплатить поездку. При этом никому не интересно, что в головах у этих людей, какой след поездка оставит в их душах.

    Между тем паломничество - это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи. Ведь и кусок хлеба можно съесть очень по-разному. К примеру, когда возрождалась Оптина пустынь, многие люди ехали туда не с паломническими турами, а своим ходом - на автобусах, поездах, да еще несколько километров приходилось идти пешком. И приезжали туда потрудиться во славу Божию, а не полюбоваться памятниками архитектуры. Наработавшись целый день на стройке или в поле, они воспринимали скудную монастырскую пищу как действительно ниспосланную Богом. Это бесценный опыт, и человек, который не приобрел его, не сможет по-настоящему оценить, что такое паломничество.

    Невозможно, да и не нужно закрывать паломнические службы или запрещать всем ездить в паломнические поездки. Но каждый христианин должен понять, чего ищет в этой поездке его сердце. Затем испросить благословения на поездку у священника, у которого он исповедуется. Не просто поставить перед фактом: «Благословите, я еду в монастырь или к старцу», - а попытаться более подробно объяснить причины своего решения. Священник сможет посоветовать, на что обратить внимание в обители, как себя вести, как подготовиться к этой поездке. Перед поездкой нужно почитать что-то об истории монастыря, о духовной жизни, о молитве. Безусловно, не только древние паломники, но и современные могут и должны стараться больше молиться в поездке, в том числе и Иисусовой молитвой. Тогда поездка превратится в настоящее паломничество.

    Если человек собирается в паломническую поездку в монастырь, очень важно постараться приобщиться к монашеской жизни, сокрытой от посторонних невнимательных глаз. Почему так популярны источники, сухарики, освященное маслице? Это лежит на поверхности и доступно без духовного труда. А монашеская жизнь, добродетели надо уметь рассмотреть, приложив духовный труд. Поэтому важно присмотреться, прислушаться, не поддаваться духу суеты, который часто возникает в паломнических группах. Даже если не удалось лишний раз искупаться в источнике, купить очередной сувенир в свечной лавке, это не страшно. Внимательный паломник может получить неизмеримо большую пользу для души.

    И последнее. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И не в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

    Публикации по теме