Лучшая православная литература. Что читать православному христианину? Ходит на службы так часто, как только возможно


Дорогой читатель! Перед тобой – не статья, а маленькое пособие, которое я составил по просьбе одного прихожанина. Он спрашивал: «Вот, я только начинаю свой путь в православной вере. Я не знаю, что читать? Каким авторам можно доверять, а каких – остерегаться. Не могли бы вы, батюшка, составить список авторов, которых вы рекомендуете для чтения?».

Я исполнил просьбу юноши. А потом давал эту памятку другим людям. И кому-то она очень помогла.

Сразу предупреждаю: это субъективное пособие. Не нужно придираться, если кого-то из достойнейших авторов я упустил из виду. Но все же, по-моему, эта памятка дает представление, что читать человеку, желающему познакомиться с Православием.

Самой главной книгой для христианина должно быть, несомненно, . Начинать читать Библию нужно с Нового Завета. Затем можно знакомиться с Ветхим Заветом. В отношении Нового Завета есть масса замечательных , да и сам он не труден для понимания. А вот Ветхий Завет без пояснений читать сложно. Самым лучшим пособием в этом вопросе будет прекрасный трехтомник протоиерея Александра Меня «Как читать Библию». Отец Александр сделал подборку самых важных ветхозаветных текстов (своего рода антология) и прокомментировал их. Эта работа доступна и в Интернет варианте.

В последнее время на книжном рынке появилось очень много различных книг православных авторов. И, конечно, нужно помнить, что не все они одинаково ценны. Среди этих книг есть совершенно неправославные по сути, есть те, в которых подлинное православное учение перемешано с оккультными или псевдонаучными представлениями. Об этом советую почитать прекрасную работу диакона Андрея Кураева: .

Некоторые верующие люди руководствуются таким принципом: они смотрят, есть ли на книжке надпись: Издано по благословению

Но этот гриф – Издано по благословению — не защищает от подделки. Я лично знаю издателей, которые цинично ставят этот гриф на всех своих изданиях, мол, все равно никто проверять не будет. Но должен сказать: есть гриф, который ставится на книгах, прошедших настоящую церковную цензуру на самом высоком уровне. Это надпись на титульном листе: Издательский Совет Русской Православной Церкви . Вот таких книг можно не бояться.

Я предлагаю вам список лучших православных авторов.

Для удобства я оцениваю по пятибалльной системе произведения авторов на предмет богословской сложности:

  • 1-2 – очень простые, доступные сочинения;
  • 3 – работы, написанные для массового читателя;
  • 4 – нужно читать внимательно, сосредоточенно, что-то может показаться непонятным;
  • 5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендую святителя Феофана Затворника ( , ), святителя Тихона Задонского, св. прав. Иоанна Кронштадтского ( , ), преподобного Серафима Саровского (), святителя. Игнатия Брянчанинова ( , ).

Арсеньев Владимир. Богослов. 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер ( , ). Литургист, богослов, историк. 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу -3-4. В других его работах есть неправославные мысли.

Василий (Кривошеин), архиепископ (). Богослов. 3-4.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. 4, 5.

Дворкин А. Специалист по сектам ( , ). 2,3,4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу 3.

Иоанн (Шаховской), архиепископ ( , ). Богослов. 3.

Иустин Попович, архимандрит ( , ). Прекрасный сербский богослов и писатель. 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. ( , ). Богослов. 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ (). Библеист. 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит (). Богослов, патролог. 3-4.

— Когда приходишь в православную книжную лавку, глаза разбегаются от обилия духовной литературы. Среди жизнеописаний святых отцов и их трудов стоят книги современных священников и монахов. С каких духовных книг или с каких авторов должен начинать чтение человек, который уже несколько лет пребывает в Церкви, знаком с азами церковной жизни, кое-что читал или слышал из святых отцов древности, но пока имеет все же поверхностные знания?

Отвечает настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов:

– На мой взгляд, начинать надо с прп. . Это убеждение основано на опыте двухлетнего преподавания предмета «святоотеческое чтение» в ПСТГУ. – образованнейший человек своего времени. У него была настолько сильная тяга к наукам, что он даже водой обливался, чтобы немножко прийти в себя от чтения – так глубоко он погружался в мир духовный и в мир известных в то время наук. В его творениях заметны «следы» широкого кругозора. Всем известен пример: чем ближе люди, стоящие на радиусах круга, к центру (а это пример из геометрии), тем ближе они друг к другу. И несмотря на глубокую древность (конец VI века), он умеет очень просто объяснить то, что кажется сначала трудным для понимания. В его изложении сложнейшие вещи выглядят простыми и ясными, и таким образом он закладывает мощную основу духовного развития каждого человека.

И другая его черта – он пишет об этом с улыбкой, с очень тонким, легким юмором, невероятно ярким и живым языком и с подлинным христианским смирением. Для любого человека в любых обстоятельствах этот святой дает самую яркую, простую и светлую картину христианского подвига. Он с такой легкостью, никого не осуждая, писал, как ему трудно было в монастыре (ему, откровенно скажем, пакостили там), а он так спокойно, без всякой злобы пишет об этом, можно сказать, даже с улыбкой. И вот своей манерой изложения он ставит человека в должные рамки и в нужное состояние, он как бы настраивает человека, прокладывает ему духовную колею…

Читая «Жития святых» св. Димитрия Ростовского, вы участвуете в их жизни сами – это практическое погружение в жизнь святых. И вот это чтение было бы очень ярким и хорошим примером: как жили святые люди и как они чувствовали, как они свою жизнь вели, как они совершенствовались, как они из силы в силу восходили и как они умирали, – это тоже очень полезно.

Записал Алексей Реутский

Добрый день, дорогие наши посетители! Наверняка многие из Вас задаются вопросами, как задалась им Е. И. Таврина из г. Екатеринбурга — «Какие книги предпочительней? Что самое главное надо знать христианину?»

На эти вопросы отвечает известный богослов — протоиерей Александр Шаргунов.

К роме Священного Писания и молитвословов, житий святых, особенно близких к нам по времени и, конечно же, мучеников и исповедников Российских, важнее всего книги, предостерегающие нас от ложного духовного пути. Такие, например, как творения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, писания старца Силуана Афонского, письма игумена Никона (Воробьева), письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Потому что хуже всего - идти не в том направлении. В конечном счете - не к Богу, а к диаволу.

Однако одних трезвых и разумных наставлений недостаточно. Мне кажется, самое главное мы все знаем. То, что надо любить друг друга, - мы знаем. То, что надо любить, как Христос возлюбил нас, - мы знаем. Это - высший идеал, предлагаемый нам в Церкви Богом, и он должен быть началом и концом нашего восхождения. То, что самое ясное доказательство любви - жертвенность, самоотдача, - мы это знаем. И мы знаем также, что Христос дал нам образ. Чтобы доказать Свою любовь, Он отдал всего Себя даже до смерти.

Как много мы знаем о любви! Но проблема не в этом. Она - в осуществлении любви. Мы должны любить «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Вот самое великое дело, вот чего нам недостает. Мы искренне хотим любить наших ближних. Вне сомнения, мы стараемся достигнуть не меньшего, чем это. Но даже такая устремленность не мешает тому, чтобы в наших сердцах порой вспыхивала ненависть. Слишком часто нам приходится убеждаться в том, что от любви до ненависти - один шаг. Тот, к кому мы проявляем сегодня заботу и нежность, завтра может быть опасно ранен нами. Наверное, нам прежде всего необходимо разобраться, какого свойства наша любовь. Увы, наша любовь очень далека от постоянства и совершенства.

Мы ужасаемся росту зла и жестокости в окружающем нас мире. Мы видим повсюду небывалое обесценивание человеческой жизни, по существу торжество смерти. И мы знаем, почему это происходит: из-за умножения беззаконий охладевает любовь. Почему бы нам, глядя на это, не запечатлеть навсегда в нашей памяти и другие слова апостола любви: «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Не любить, отказываться от любви - значит сеять смерть. Не больше и не меньше. Как страшно, если только подумать!

Но и о другом - о самом главном - мы не должны забывать. Суть нашей веры - в том, чтобы свято хранить в себе эту истину и часто, как молитву Иисусову, как молитву мытаря повторять: любовь животворит. Дух животворит, сказано у апостола Павла. Значит речь идет о такой любви, которая изливается в сердцах наших Духом Святым (Рим. 5, 5). Ненависть убивает, а любовь делает мертвых живыми. Быть любящим значит быть живым. Быть любящим значит быть святым. Любовью, жизнью, святостью Бога, ставшего человеком - чтобы по дару Его, по приобщению Ему в Церкви святой, всежизненным покаянием в нашей нелюбви было дано нам увидеть Его и стать подобными Ему.

Прежде всего, всем изучающим веру нужно бывать на службе и участвовать в таинствах. О возникающих вопросах очень полезно личное общение с практикующим веру человеком – священником или благочестивым мирянином.

2. Евангелие – это Священное Писание христиан. Евангелие, или по-другому – Новый Завет – книга повествующая о учении Господа Иисуса Христа, написанная святыми апостолами в первые века христианства (немного менее 2000 лет назад.) Святая Церковь заповедует своим чадом (т.е. нам с вами) читать Евангелие и понимать его. Каждый крещеный человек должен быть знаком с учением Иисуса Христа, изложенном в 27-ми книгах Нового Завета. Евангелие входит в состав Библии. Кроме Евангелия (Нового Завета) Библия включает в себя еще и книги (главы) Ветхого Завета. К изучению книг Ветхого Завета (рассказывающих о жизни людей от сотворения мира до пришествия Господа Иисуса Христа) следует приступить позже, после того как вы будет знакомы с книгами Нового Завета.

3. Книга-хрестоматия о Православной вере для новоначальных «Закон Божий» – по таким книгам учатся в воскресных школах все новоначальные. Мы рекомендуем книгу «Закон Божий» авторов иеромонаха Иова (Гумерова) и его сыновей священников Павла и Александра. Впрочем, вполне «Закон Божий» любых других авторов (Слободского, Сысоева).

Книги с надписью на титульном листе «Издательский Совет Русской Православной Церкви» можно смело читать.

Надпись на титульном листе «Издано по благословению….» - не защищает от подделки.

Для удобства мы оцениваем сложность книги по пятибалльной системе:

1-2 – очень простые, доступные сочинения;

3 – работы, написанные для массового читателя;

5 – сложные богословские работы, без некоторой подготовки читать тяжело.

Во-первых, все сочинения святых отцов.

Из русских подвижников веры и благочестия рекомендуем книги: свт. Феофан Затворник («Четыре слова о молитве», «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»); свт. Тихон Задонский; св. прав. Иоанн Кронштадтский («В мире молитвы. Выборки из его писаний», «Святой Праведный Иоанн Кронштадский. Воспоминания современников.»), прп. Серафим Саровский («Преподобный Серафим Саровский. Житие. Серафимо-Дивеевские предания.»), свт. Игнатий Брянчанинов («В помощь кающимся», «Отечник», «Слово о смерти»).

Антоний (Блум), митрополит («Ступени», «Молитва и жизнь», «Радость покаяния», «Жизнь. Болезнь. Смерть», «Духовное путешествие. Размышление перед Великим постом», «Учитесь молиться»). Уровень сложности - 2,3.

Арсеньев Владимир. Богослов. Уровень сложности - 2,3,4.

Афанасьев Николай, протопресвитер («О церковном воспитании», «Экклизиология вступления в клир»). Литургист, богослов, историк. Уровень сложности - 3-4.

Булгаков Сергий, протоиерей. Богослов. Из его работ я рекомендую прежде всего книгу Православие. В других его работах есть неправославные мысли. Уровень сложности - 3-4.

Василий (Кривошеин), архиепископ («Ангелы и бесы в духовной жизни»). Богослов. Уровень сложности – 3,4.

Вениамин (Федченков), митрополит («Божии люди»). Автор книг о православной жизни, благочестии. Уровень сложности - 2,3.

Вознесенская Юлия. Современный писатель, автор замечательных популярных художественных романов. Уровень сложности - 2,3.

Глубоковский Николай. Библеист. Уровень сложности - 4,5.

Дворкин А. Специалист по сектам («Десять вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным»). Уровень сложности - 2, 3, 4.

Ельчанинов Александр, священник. Особенно рекомендую его книгу «Записи». Уровень сложности - 3.

Зеньковский Василий («Основы христианской философии», «На пороге зрелости-беседы с юношами о вопросах пола», «О религиозном воспитании в семье»). Богослов, философ. Уровень сложности - 3-4.

Иларион (Алфеев), епископ. Богослов, патролог. Для новоначальных христиан особенно рекомендую его книгу «Таинство веры». Уровень сложности - 2,3,4.

Иоанн (Шаховской), архиепископ («Апокалипсис мелкого греха», «Белое иночество»). Богослов. Уровень сложности - 3.

Иустин Попович, архимандрит («Христианство по учению преподобного Макария Египетского», «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский и устав его о скитской жизни», «Первородный грех, его причины и последствия»). Прекрасный сербский богослов и писатель. Уровень сложности - 3,4.

Каллист (Уэр), епископ. («Внутреннее царство», «Как читать Библию», «Сила имени»). Богослов. Уровень сложности - 3-4.

Карташев Антон. Церковный историк. Уровень сложности - 3-4.

Кассиан (Безобразов), епископ («Христос и первое Христианское поколение»). Библеист. Уровень сложности - 4, 5.

Киприан (Керн), архимандрит («Евхаристия»). Богослов, патролог. Уровень сложности - 3-4.

Клеман Оливье. Богослов. Уровень сложности - 3,4.

Концевич И. М. Исследователь русского старчества и святости. Уровень сложности - 2.

Кураев Андрей, диакон. Церковный публицист, богослов («Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир», «Ответы молодым», «Вызов экуменизма», «Наследие Христа. Что не вошло в Евангелие?»). Уровень сложности - 2,3.

Лосский Владимир («Очерк мистического богословия Восточной Церкви», «Догматическое богословие»). Богослов, очень высокого уровня. Уровень сложности - 5.

Льюис Клайв («Просто христианство»). Английский мыслитель. Очень яркие и полезные произведения. Уровень сложности - 2,3,4.

Мейндорф Иоанн, протопресвитер («Брак в православии»). Богослов, историк, патролог Уровень сложности - 3-4.

Мень Александр, протоиерей («Ответы на вопросы»). Богослов. Историк, библеист. Уровень сложности - 2,3,4.

Николай Велимирович (Сербский), епископ («Труды» - «Миссионерские письма», «Индийские письма»). Богослов. Уровень сложности - 3,4.

Паисий Афонский, схимонах («О семьи христианской», «Духовная борьба»). Это современный подвижник (умер в 1994г.). Все его книги, а также книги о нем рекомендую. Уровень сложности -3.

Софроний (Сахаров), архимандрит («Старец Силуан», «Видеть Бога как Он есть», «О молитве»). Богослов. Особеенно ценна первая книга – «Старец Силуан». Уровень сложности - 3,4.

Федотов Георгий. Историк. Особенно ценна его книга Святые Древней Руси. Уровень сложности - 3-4.

Флоровский Георгий, протоиерей («О смерти крестной»). Богослов. Некоторые его работы по сложности на 4, некоторые на 5.

Шмеман А., протопресвитер («Исторический путь православия», «Великий пост», «Православное Богослужение. Литургия»). Богослов. Уровень сложности - 2,3,4.

С надежной, что у вас все получится

священник Олег Барков.

Статья составлена на основе поста священника Константина Пархоменка «Что читать христианину»

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Православная литература — это не обязательно скучные морализаторские поучения о том, как жить. Предлагаем вниманию читателя пять интереснейших современных православных книг о вере и неверии, монастыре и мире, жизни и смерти, праведности и грешности, любви и ненависти и еще о многом другом.

«Несвятые святые»

Если вы еще не читали эту книгу, то в определенном смысле вас даже можно поздравить. Вас ждут 640 страниц увлекательного чтения. Сборник рассказов Тихона Шевкунова — это, несомненно, современный не только православный бестселлер, но и вообще всероссийский.

Первое издание появилось в 2011 году, а к началу 2016-го суммарный тираж его достигал уже свыше двух миллионов экземпляров. За это время осуществился перевод бестселлера на 13 иностранных языков.

О чем эта православная книга, за несколько лет обретшая такую популярность не только у русского читателя? Рассказы епископа Тихона Шевкунова — это книга о главном. О Боге и человеке, о вере и покаянии, о человечности и работе над собой, о монашеской жизни без купюр и украшений, о современной жизни Церкви и советских испытаниях веры.

До Тихона Шевкунова фактически ни один автор не изображал так правдиво и детально монашеские будни. Каждый рассказ читается на одном дыхании, написан легко и доступно даже далекому от Церкви человеку. В ней нет морализаторства и фарисейства, занудных поучений и скучных историй.

Если бы православная литература в большинстве своем напоминала «Несвятых святых», то стереотипов о скучных «поповских» письменах не существовало бы.

Автор, в свое время окончивший сценарный факультет ВГИК, пишет так, словно снимает кино. Перед нами и строгий наместник Псково-Печерского монастыря отец Гавриил, и улыбчивый старец Иоанн Крестьянкин, и строго-смиренный схиигумен Мелхиседек, и многие люди, удивительными путями искавшие Бога, — несвятые святые. Это книга-напоминание. О чем? О том, что каждый из нас призван к святости.

Судя по откликам в сети, для многих людей эта православная книга стала первой ступенькой на пути в Церковь.

«Флавиан»

Еще один пример качественной современной православной литературы — тералогия «Флавиан». Протоиерей Александр Торик показывает судьбы современных героев, так или иначе пришедших к Богу. Многие из них перед встречей с Богом наломали дров или упали на самое дно. И когда, казалось бы, надежды не осталось, они открывают для себя удивительный духовный мир, знакомятся с прекрасным священником — отцом Флавианом.

Перед нами семья Алексея и Ирины с их пятью приемными детьми (а перед этим были сплошные непонимания, пять абортов, развод и тяжелая болезнь Ирины), бесноватая девушка Катя, монахиня Серафима, заядлый атеист-профессор, при смерти принявший Бога и монашеский постриг, афонские старцы…

Православная книга написана живым языком, просто и постепенно знакомит с основами веры. Вместо длинного перечня грехов и рассказа о 20 мытарствах — проникновенная первая исповедь Алексея; вместо строгих описаний жизни на Афоне — запоминающиеся рассказы с прекрасными героями. И это еще далеко не все, что ждет читателя на страницах всех четырех книг. Как показывает опыт, если вы взяли в руки первую часть, то обязательно захотите почитать все остальные.

«Пасха красная»

Это повесть о жизни трех оптинских новомучеников — иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта. На Пасху 1993 года их убил полусумасшедший сатанист. На ноже было выгравировано 666. Нет, это совсем не яркая вспышка фантазии православного писателя. Все именно так и было.

Православная книга написана не какой-то безызвестной христианкой, проживавшей вблизи Оптиной пустыни. Автор повести Нина Павлова — писательница и драматург со стажем. Всеобщее признание среди читателей получила именно ее книга «Пасха красная».

Нина Павлова разносторонне показала жизнь трех советских парней, в определенное время пришедших от неверия к Богу.

Иеромонах Василий — в миру Игорь Росляков — журналист с образованием МГУ и мастер спорта международного класса, в свое время член сборной Советского Союза по водному поло. Ему пророчили отличную карьеру, но он оставил все и ушел в монастырь.

Леонид Татарников (инок Трофим) в миру никак не мог найти себе место. Не потому, что ленился работать или только и мечтал о монастыре. Бог постепенно готовил его к иночеству, закаляя скорбями, непониманием со стороны других. Но у монаха на все было главное оружие — любовь, неподдельная радость и искренняя улыбка.

Владимир Пушкарев (монах Ферапонт) пришел к Богу после знакомства с некой женщиной, пережившей клиническую смерть. По ее рекомендации прочитал некоторые православные книги: том сочинений Игнатия Брянчанинова, жизнеописание Иова Почаевского и поучения Силуана Афонского. С этим стартом, наивной верой, смирением и кротостью он и пришел в Оптину.

У каждого — своя удивительная судьба и дорога навстречу Богу. И с этим нас знакомит Нина Павлова.

«Отец Арсений»

Отец Арсений — советский священник, прошедший сквозь мрак лагерей, но не потерявший главные христианские добродетели — веру и любовь. Его главная проповедь — это собственный пример. Даже самые ожесточенные узники видят в нем особенного человека. В нечеловеческой системе он не теряет человеческое обличье.

Отец Арсений делится последним сухарем, ухаживает за безнадежно больным, не прогибается под систему, защищает парня-студента от «зеков». В холодном карцере при -40 его согревают вера и молитва.

Эта православная книга подойдет для тех, кто в мирской суете потерял духовные ориентиры, разуверился в людях и ожесточился. Читайте и думайте.

«Мои посмертные приключения»

Каждый человек наверняка задумывался над тем, а что же все-таки ждет его за гробом? Православная писательница Юлия Вознесенская в своей повести показала, как может выглядеть жизнь после смерти.

Что ожидает умершего? Как он будет проходить мытарства? Почему за каждый грех придется отвечать? Как родные могут помочь покойнику? Есть ли надежда на Царство Небесное?

Именно на эти вопросы дает ответы книга Юлии Вознесенской, так не похожая на типичные образцы православной литературы по этой теме. Повесть написана легко и доступно, поэтому подойдет даже для далекого от религии человека. Несмотря на художественный стиль и доступность восприятия, она основывается на учении Церкви или отдельных святых отцов и почти не содержит ляпов.

Книга Юлии Вознесенской совсем не похожа на морализаторские поучения в стиле «Покайтесь, а то гореть вам в аду!». Но вместе с тем читатель делает для себя определенные выводы: желает измениться, больше времени уделяет молитве за усопших, учится ценить каждый момент, а то завтра его уже может не быть.

Предлагаем вам также посмотреть спектакль-концерт «Несвятые святые» по книге архимандрита Тихона (Шевкунова):


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Существует ли деление на чистых и нечистых животных в православии? Принес ли нам изменения Новый Завет? Почему собакам запрещается входить в храм, а кошкам - нет? Всех ли зверей можно держать в доме или квартире? Какие обычаи приняты в других религиях? Что означает ритуальная нечистота?

Публикации по теме