Синайский полуостров монастырь святой екатерины. В монастыре св. Екатерины у горы Синай. Главные святыни монастыря

СИНАЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

Этот православный мужской монастырь расположен на юге Синайского полуострова - в оазисе Фанар, который называют «изумрудом Синая». Такое сравнение вызвано красотой цветущего края, оттененной суровым величием скалистых гор, обрамляющих его своими остроконечными вершинами. В нескольких десятках километрах от Фанара, между тремя отдельно стоящими горами - Хорив, Моисеевой и Святой Епистимии - и разместилась святая обитель. На территории монастыря находится Неопалимая Купина, в которой Господь явился Моисею: «И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! (Господи!)» (Исх. 3, 4).

Стремясь быть поближе к Богу и спасаясь от преследования римских язычников, монахи начали селиться на Синайском полуострове уже с III в. А в первой половине IV в. монахи обратились к равноапостольной царице Елене, матери императора Константина, ища ее поддержки. И в 330 г. по ее повелению возле Неопалимой Купины были возведены небольшая церковь в честь Божией Матери - на том самом месте, где рос «пылающий терновник», где Бог разговаривал с Моисеем и поведал ему 10 заповедей; и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников. Сам же монастырь был основан в царствование императора Юстиниана, который повелел соорудить вокруг церкви и башни мощные стены. Главный вход в монастырь был сделан с западной стороны, а над ним устроена бойница, через которую на нападавших можно было лить кипяток или кипящее масло. Сейчас этот вход закрыт, но слева от него есть другой, поменьше - им и пользуются в настоящее время.

Здесь растет Неопалимая Купина

Возводил монастырские стены архитектор Стефанос, который в северной части обители построил новую церковь, тоже посвященную Божией Матери. Часовня Неопалимой Купины, возведенная равноапостольной царицей Еленой, стало частью новой церкви, сооруженной из гранита в форме базилики. Над деревянными входными дверями сделана надпись: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117, 20).

Вдоль церкви было установлено 12 колонн - по числу месяцев, и над каждой колонной установлена икона с изображениями святых, память которых празднуется в данный месяц. Алтарь часовни Неопалимой Купины устроен не над мощами святых мучеников (как это обычно делается), а над корнями «несгораемого терновника». Для этого даже пришлось пересадить куст, и сейчас он растет в нескольких метрах от часовни.

Через несколько десятилетий после возведения церкви, тоже посвященной Пресвятой Богородице, была создана удивительная мозаика - Преображение Господне. Создателями ее были, видимо, сами монахи, и церковь стала называться «Преображение Христа Спасителя». А монастырь свое название получил в честь святой Екатерины, которая родилась в Александрии в княжеской семье.

«Она отличалась необыкновенной красотой и мудростью, овладела многими науками и знала несколько иностранных языков. Многие знатные юноши сватались к ней, но она пожелала избрать равного себе красотой и ученостью. А когда познакомилась с учением Иисуса Христа, то решила стать христианкой. Император Максимиан, плененный красотой и умом святой Екатерины, предлагал ей выйти за него замуж. Но девушка ответила отказом, потому что она - невеста Христова. Для состязания с ней император созвал всех ученых, но она одержала верх над ними и обратила в христианство 50 самых ученых язычников. Все они были сожжены, а святую Екатерину по повелению императора подвергли истязаниям: сначала ее били воловьими жилами, а потом привязали к колесу. Но случилось чудо - колесо распалось.

И посрамленный мудрыми советами и непоколебимой твердостью святой Екатерины, нечестивый мучитель после самых изощренных пыток повелел отсечь ей голову. Пред смертью святая Екатерина молилась, чтобы тело ее не досталось мучителям, и тогда по преданию ангелы перенесли его на гору Синай, где оно почивало более 200 лет, а потом монахи нашли мощи и перенесли их в обитель».

Монастырь, обнесенный высокими и крепкими стенами, представляет собой неправильный 4-угольник и больше похож на крепость, чем на иноческую обитель. Ворота ее в прежние времена всегда были заперты, т. к. монастырь не раз подвергался нападениям со стороны кочующих бедуинов. Нападали они и на паломников, направлявшихся в монастырь, но впоследствии энергичными действиями египетских властей это зло было прекращено.

Согласно преданию, в 625 г. монахи монастыря Святой Екатерины направили в Медину делегацию, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия охранной грамоты, выставленной в галерее икон, гласит, что мусульмане берутся защищать монахов. Монастырь был освобожден и от уплаты налогов, а легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца эту святую обитель посетил пророк Мухаммед, и это вполне вероятно. Так что, когда в 641 г. Синайский полуостров завоевали арабы, монастырь жил привычной жизнью.

В XI в. в нем была выстроена мечеть - чтобы расположить к себе менее веротерпимых правителей. При крестоносцах монастырь пережил период возрождения, а когда Египет подпал под власть Османской империи, у святой обители появился новый покровитель. Турецкие власти не посягали на права монахов и даже предоставили настоятелю монастыря особый статус. Покровительствовал обители Святой великомученицы Екатерины и Наполеон Бонапарт, о чем сказано в выставленной в галерее икон Декларации. Император французов дал средства на восстановление северного крыла монастыря, поврежденного в 1798 г. сильной бурей.

На территории монастыря разбит тенистый сад, который возделывается на почвах, привозимых на верблюдах с берегов Нила.

Соборный храм расположился в центре монастыря; своды его поддерживаются 16 мраморными колоннами, в каждую из которых вложены мощи святых угодников Божиих. Мраморный пол собора выложен мозаикой, и все внутреннее убранство церкви устроено с большим великолепием. Иконостас храма, изготовленный в XVII в. на Кипре, и придельные храмы украшены в соответствии со святостью данных мест.

Всего в храме Преображения Господня устроено пять приделов; главный из них - придел Неопалимой купины - устроен позади центрального алтаря на том самом месте, где Моисею явился ангел Господень в пламени огненном. Святое место явления Неопалимой купины покрыто серебряной иконой с чеканным изображением горящего куста и чудес Божиих, здесь совершенных. Икона, освещаемая множеством драгоценных неугасимых лампад, расположена на мраморном полу; над ней на четырех мраморных столбиках установлен престол, находящийся в полусферическом углублении в восточной стороне храма.

Богослужения в приделе Неопалимой купины священники из уважения к святыне всегда служат без обуви. И все верующие, приближаясь к этому месту, тоже благоговейно снимают обувь.

В алтаре соборной церкви, в белой мраморной раке, под балдахином покоятся мощи святых угодников Божиих и преславной великомученицы Екатерины. Честная глава ее украшена золотым венком, а на святой руке ее - обручальный залог (золотое кольцо); эти святыни хранятся в серебряной шкатулке, украшенной драгоценными камнями.

В приделе во имя Успения Пресвятой Богородицы, в пещере под спудом, покоятся мощи Исаака Сирина, Ефрема Сирина и многих других, убитых сарацинами на Синае и в Раифе. Здесь же находится и гробница святого Иоанна Лествичника, но вход в эту пещеру закрыт. Когда-то, согласно преданию, епископ Синайский захотел осмотреть пещеру и приказал открыть дверь в нее. Но дверь не поддавалась, а когда начали ломать ее, из пещеры исторглось пламя и обожгло лицо епископа. С тех пор больше никто не дерзал войти в пещеру, а устрашенный епископ, в память о свершившемся, приказал повесить над входом икону преподобных.

В другом приделе паломникам показывают место, где во время молитвы святых отцов потекло деревянное масло. Но как только один из служителей дерзнул продать частицу его посетителям, оно исчезло.

В 1871 г. монах Григориус построил звонницу; в ней было 9 различных колоколов - дар российских царей, а также деревянный колокол (талантон), который использовался до появления металлических.

Братия Синайского монастыря состояла из греков, болгар, молдаван и русских. Со временем число иноков стало сокращаться, и в конце XIX в. их было не более 50 человек. Игумен почти постоянно жил в Каире и в обители бывал редко; всеми делами монастыря управлял его наместник.

Синайский монастырь - общежительный. Все средства на свое содержание монахи получают из Каира; рыбу и финики им в изобилии поставляют из Раифы с собственного подворья, а маслины и фрукты - из монастырских садов.

На территории монастыря находится колодец с пресной водой - тот самый, у которого Моисей отдыхал после своего исхода из Египта. Здесь он отогнал пастухов, которые оскорбляли дочерей Иофора; напоил их овец, а потом женился на одной из дочерей Иофора - Сепфоре - и сделался его зятем.

В монастырском саду устроена братская усыпальница. В ней находятся мощи бывшего привратника обители - преподобного Стефана (в сидячем положении), а также частицы мощей двух братьев-царевичей, подвизавшихся в монастыре Святой Екатерины.

На скалистой горе Хорив, к юго-западу от Синая, стоит небольшая церковь во имя Приснодевы Экономиссы. Пресвятая Богородица однажды явилась эконому монастыря и укрепила его в терпении, так как все монастырская братия уже в течение нескольких дней терпела голод. Не получая продовольствия из Каира, монахи уже решились было оставить обитель. Но вскоре после явления Божией Матери в монастырь прибыл караван с продовольствием. В память об этом чуде и была устроена церковь - на том самом месте, где Пресвятая Богородица явилась опечаленному эконому, вышедшему за пределы обители проститься с ее окрестностями.

Одной из достопримечательностей обители стала ее библиотека, в которой собрано около 3500 древних текстов на греческом, латинском, арабском и других языках. Специалисты считают, что по своей ценности (бесценности!) это собрание уступает только библиотеке Ватикана. Самый древний манускрипт библиотеки - «Синайский кодекс» V в. (с копией VII или VIII вв.). Прежде же в монастырской библиотеке находился еще более ценный «Синайский кодекс» - греческий манускрипт IV в. Но в 1865 г. немецкий ученый Тишендорф взял его от имени русского царя на время для изучения. «Синайский кодекс» доставили в Санкт-Петербург, и в монастырь он больше не вернулся.

Другим сокровищем Синайского монастыря является коллекция икон (2000), имеющих духовную, историческую и художественную ценность. Двенадцать древнейших из них написаны восковыми красками в период основания самой обители; а множество украшающих храмы лампад - дары монархов разных стран.

Ежедневно монастырь посещают многочисленные паломники и туристы. Многие из них поднимаются на священную гору, чтобы встретить там рассвет. Тропа в 2000 ступеней ведет на вершину, где рядом с молельней Моисея расположилась и мусульманская мечеть. Утром у стен монастыря начинают собираться паломники, приехавшие со всех концов света. Когда стихает разноязычный гомон, монах отворяет небольшую дверь, окованную железом, и все проходят в узкий монастырский дворик, ведущий к церкви.

Жизнь иноков этой обители мало зависит от внешнего мира и протекает словно в далеком прошлом. Каждое утро в 3 часа 45 мин. монахов будят удары монастырского колокола, который звонит 33 раза - по одному удару на каждый год земной жизни Иисуса Христа.

Синайский монастырь Святой великомученицы Екатерины принадлежит Греческой православной церкви и является автономной архиепископией. Архиепископа рукополагает Иерусалимский патриарх.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

«Кровь мучеников есть семя Христианства». Освящение храма святой великомученицы Екатерины Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Феодосий совершили освящение сего храма святой великомученицы

Житие и страдание святой великомученицы Екатерины В царствование нечестивого императора римского Максимина в городе Александрия жила девица, по имени Екатерина, происходившая из царского рода . Она была замечательно красива и славилась своею премудростью.

Глава V Как праведный брат Бернард Ассизский был послан Святым Франциском в Болонью, и как он основал там монастырь Святой Франциск и его спутники, призванные Богом нести Крест Христов в сердцах своих, свершать труды Крестные всеми жизнями своими, проповедовать его

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Синайский кодекс Тишендорф вернулся в Лейпциг в январе 1846 г. Он приехал в Европу не прямо из Синая, а сперва снарядил в Египте еще один караван и после ряда опаснейших приключений, которые вовлекли его даже в племенную междоусобицу, добрался в конце концов до Святой земли.

ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СИНАЙСКИЙ Краткое сведение о нем.Преподобный Нил происходил из богатой и знатной фамилии и, вероятно, еще тогда, как св. Златоуст был проповедником в Антиохии, был слушателем и учеником его. Знатное происхождение и личныя достоинства возвели его на

ПРЕПОДОБНЫИ ФИЛОФЕЙ СИНАЙСКИЙ КРАТКОЕ СВЕДЕНИЕПРЕПОДОБНОМ ФИЛОФЕЕ СИНАЙСКОМ.Преподобный отец наш Филофей был Игуменом словеснаго монашескаго стада, что на Синае, и получил от того прозвание Синайскаго. В какое время он жил и когда скончался, неизвестно. Настоящее,

Преподобный Нил Синайский Краткое сведение о преподобном Ниле Преподобный Нил происходил из богатой и знатной фамилии и, вероятно, еще тогда, как св. Златоуст был проповедником в Антиохии, был слушателем и учеником его. Знатное происхождение и личные достоинства возвели

Преподобный Филофей Синайский Краткое сведение о преподобном Филофее Синайском Преподобный отец наш Филофей был игуменом словесного монашеского стада, что на Синае, и получил от того прозвание Синайского. В какое время он жил и когда скончался, неизвестно. Настоящее,

МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ МАРИНЫ НА ОСТРОВЕ КРИТ За свою величину и необыкновенную красоту Крит еще в древности называли царем островов Средиземного моря. К тому же Крит является родиной древнейшей в Европе цивилизации - минойской, и это обстоятельство привлекает на остров

Синайский Пленум На третий месяц добрались сыны Израилевы до пустыни Синайской и встали табором вокруг горы. И тут Господь решил показать народу избранному силу свою. Сказал он Моисею (как всегда, с глазу на глаз): предупреди семя Израилево, что через три дня будет митинг,

Эпоха Екатерины II (1762–1796 гг.). Возведение армянского храма св. великомученицы Екатерины на Невском проспекте (1771–1780 гг.) Вступив на русский престол, Екатерина II (немка-лютеранка по своему первоначальному вероисповеданию) издала манифест от 4 декабря 1762 г. «О позволении

— один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.


Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния - более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу - здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).


Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

— в Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.


В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание


Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения


Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.


За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.


Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея — колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.


На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.


Рядом с садом, за монастырскими стенами, расп оложены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Монастырь Святой Екатерины — самый древний в мире христианский монастырь, находится в Египте, на Синайском полуострове на высоте 1570 метров, у подножья горы Синай.

Назван по имени святой Екатерины, замученной за проповедование христианской веры.

Монастырь Святой Екатерины основан в IV веке греческими монахами, рядом с капеллой Неопалимой Купины, возведенной в библейском месте вручения десяти заповедей Моисею. В VI веке монастырь построен заново как крепость.

Монастырь Святой Екатерины одно из самых почитаемых святынь православной церкви. И хотя он находится далеко за пределами нашей страны, истинные христиане все-таки там бывают, поклоняются и обращаются с молитвами и просьбами к Святой Екатерине, мощи которой находятся в этом святом месте.

Многие из наших соотечественников отдыхают на курортах Египта, в том числе и в Шарм Эль Шейхе. Конечно, теплое солнце, голубая вода бухты Наяма-бей, чистый песочный пляж и прочие курортные развлечения полностью занимают время.

Но мало кто из отдыхающих знает, что совсем не далеко от Шарм Эль Шейха, в долине, в оазисе Вади Фиран, между горами Моисея, Екатерины и Сафсафа, у подножья горы Моисея, или по библейскому горы Синай, на высоте 1570 метров, находится одна из наиболее почитаемый христианских святынь.

В III веке вблизи Неопалимой купины, в пещерах горы Синай стали селиться монахи отшельники. Они вели уединенный образ жизни и только в праздники собирались для совместного свершения богослужения около Неопалимой купины. Это место почитали не только монахи, но и высокопоставленные люди того времени.


Мать императора Константина святая Елена, по просьбе монахов, в 324 году приказала построить на этом месте небольшую часовню — капеллу, вокруг которой со временем обустроился монастырь, который так и был назван «Монастырь Неопалимой Купины». Обитателями монастыря были православные греки. Во многих писаниях он упоминается ещё как «монастырь Преображения». Так как монастырь часто подвергался набегам кочевых племен, византийский император Юстиниан I в 537 г преобразовал этот монастырь в настоящую крепость. Вокруг монастыря были возведены высокие крепостные стены с бойницами, а внутри, помимо монахов, разместился военный гарнизон защищавший святое место. В таком виде монастырь-крепость сохранился до нашего времени.


В те времена, когда происходили эти события, основной религией в Египте было язычество. Христианство только начинало свое вхождение в сознание людей. Пробивалось оно с большими трудностями. Поборники язычества, особенно императорская верхушка, их приближенные и языческие жрецы были ярыми противниками христианства и всячески преследовали проповедников христианской веры. Но, не смотря ни на что, познавшие и принявшие христианскую веру, иногда даже ценой своей жизни, несли её людям.

Одной их таких просветительниц была Доротея — дочь одного из знатных людей Александрии, родившаяся в конце III века. Красивая, умная и образованная девушка, познакомившись с монахом отшельником, узнала от него об Иисусе Христе и существовании истинной христианской веры. Она поверила в Иисуса Христа как Сына Божия и с радостью приняла эту веру, была крещена и нареклась Екатериной.


Существует много поверий о её жизни. Но все они сходятся в том, что Екатерина была обручена с Христом и всю жизнь посвятила проповедованию христианской веры. Она даже пыталась обратить в христианство соимператора Византии Максимина. За отказ отречения от христианства Екатерина была подвергнута мучениям и казнена. Тело замученной Екатерины было захоронено в Синайских горах. Через три века монахи нашли ее останки и перенесли их в храм при монастыре. Екатерина была причислена к лику святых, а мощи её хранятся в монастыре до сих пор в главной монастырской церкви. Гора, где были найдены останки Святой Екатерины, с тех пор носит её имя. А в XI веке, когда о месте погребения Святой Екатерины узнало все христианское человечество, монастырь Неопалимой купины стал местом паломничества огромного количества верующих. И тогда монастырь Неопалимой купины в её честь переименовали монастырем Святой Екатерины.

Монастырь Святой Екатерины почитаем не только христианами, его святость признают и другие вероисповедания. Именно поэтому, за всю историю Египта в течение Новой Эры монастырь ни разу не был поврежден или разграблен. Когда Синайский полуостров захватили арабы, сам пророк Мухаммед покровительствовал монастырю. На территории монастыря была возведена мусульманская мечеть, которая стала сторожевым символом от набегов мусульман и практически спасла его от разрушения. Во времена крестовых походов, для охраны паломников, при монастыре был создан рыцарский орден Святой Екатерины, а самой в обители был сооружен католический храм. И даже когда в XVI веке Османская империя завоевала Египет, турецкий султан сохранил особое положение архиепископа Синая и не вмешивался в дела монастыря. В ХVIII веке, когда Египет был завоеван Францией, Наполеон Бонапарт в 1798 году приказал восстановить поврежденную северную часть монастыря, и сам оплатил все расходы.

За свое существование Монастырь Святой Екатерины перетерпел много бед. Не раз монастырь был на грани прекращения своего существования. В его сохранении большую роль сыграла Россия. Еще в 1375 году в связи с тяжелым положением Синайский монастырь обратился в Москву за милостынею для монастыря. В Московском кремле, в Благовещенском соборе с 1390 года хранится икона с изображением Неопалимой купины привезенная из монастыря Святой Екатерины в дар Русскому народу. И с тех пор Россия всячески поддерживала Монастырь Святой Екатерины, отправляя туда большие дары. А в 1558 году русский царь Иван Грозный, помимо даров, передал монастырю специально изготовленное златотканое покрывало на мощи Святой Екатерины, которое хранится в монастыре до сих пор. В 1559 году в Синайском монастыре побывало посольство Ивана IV Грозного. Вот так встречали в Синайском монастыре русских посланников.


В 1605 году, очень трудном для монастыря, за милостью русского царя в Москве побывал архимандрит синайский Иоасаф, который увез из России богатые дары. В благодарность с тех пор Русский царь считается вторым создателем Синайской обители. В 1619 году вместе с иерусалимским патриархом Феофаном, Иоасаф, будучи уже архиепископом Синайским, участвовал в молебне в Троице-Сергиевой лавре перед ракой Сергия Радонежского.

После этого Синайскому монастырю постоянно отсылались большие пожертвования от русских царей. А в 1630 году русским царём Синайскому монастырю была пожалована грамота на право постоянно, один раз в четыре года, приезжать в Москву за милостынею, которая оказывалась вплоть до революции 1917 года.


В 1687 году Синайская обитель обратилась к России взять монастырь под своё покровительство. От имени царей Петра и Иоанна и царевны Софьи монастырю была выдана грамота где было написано: «в призрение своё государское тое святую гору и монастырь пресвятыя Богородицы Неопалимыя Купины для единения нашея благочестивыя христианские веры принять изволили». Синайским монахам были вручены богатые дары, среди которых была серебряная рака для мощей святой Екатерины. Как утверждает летопись, рака была изготовлена на личные деньги царевны Софьи.

Практически все русские цари, начиная с XVII века, постоянно оказывали помощь монастырю Святой Екатерины, отсылая туда пожертвования, часто из личных сбережений. Так Российский император Александр II в 1860 году даровал монастырю золотую раку для мощей святой Екатерины, а в 1871 году, по его указу, для новой колокольни монастыря, в России было отлито девять колоколов.

Уже более 14 веков Монастырь Святой Екатерины является одним из самых известных и авторитетных просветительских и культурных центров христианства. Это центр Синайской церкви, которая помимо непосредственно самого монастыря имей несколько так называемых подворий. 3 из них находятся в Египте, а 14 за её пределами. В XIX — начале XX веков такие подворья были и на территории России, в Киеве, в Тифлисе и в Бессарабии.


Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. С 1973 г. по настоящее время это архиепископ Дамиан. И хотя резиденция архиепископа Синайского находится не в самом монастыре, а на монастырском подворье «Джувани» в Каире, большую часть времени он предпочитает проводить в монастыре. В его отсутствии монастырем управляет его наместник, так называемый «дикей», которого избирает монашья братия, а утверждает сам архиепископ.


Ну а сам монастырь это целый небольшой городок, включающий в себя более сотни построек. Но основой монастыря является храм Преображения. Храм построен из гранита в виде базилики с 12 колоннами, по числу месяцев в году. Между колоннами в специальных нишах хранятся останки святых, а над каждой колонной икона с их изображением. Стены и колонны, а так же кровля и даже надписи сохранились со времён Юстиниана. Иконостас и все внутреннее убранство сохранились с XVII — XVIII веков.


На апсиде храма находится древняя мозаика, изображающая Преображение Иисуса в окружении учеников, все это сохранено в неизменном виде с момента строительства храма.

Входные двери в храм выполнены из ливанского кедра искусными византийскими мастерами более чем 1400 лет назад. Над входом греческая надпись «Вот врата Господа; праведные войдут в них». А двери притвора сохранились со времен крестоносцев, с XI века. В алтаре храма стоят два ковчега с мощами святой Екатерины. За алтарем храма находится Часовня Неопалимой Купины. В часовне престол расположен над корнями Купины, а сам куст пересажен на несколько метров от часовни, где растет и поныне. Алтарь часовни не скрыт иконостасом и все паломники могут видеть место где росла Купина, это отверстие в мраморной плите, закрытое серебряным щитом. Паломникам разрешен вход в часовню, но только без обуви.

В монастыре есть еще 12 часовен, но отрыты они только в дни церковных праздников. Вблизи храма Преображения сохранился колодец пророка Моисея, из которого до сих пор берут воду, хотя в монастыре есть еще несколько колодцев со святой водой.


Достопримечательностью монастыря являются так же галерея древних икон, двенадцать их которых считаются самыми редкими. Они написаны еще в в VI веке. Кроме того, в монастыре существует огромная библиотека, в которой собраны несколько тысяч древних свитков, манускриптов, рукописей и книг на коптском, греческом, арабском и славянских языках. Большее количество хранится только в Ватикане.

За стенами монастыря находится сад и огород в котором растут овощи и различные плодовые деревья для монахов, живущих в монастыре. В саду есть так же оливковые деревья из которых здесь же делают оливковое масло для нужд монастыря. Ухаживают за все этим сами монахи. В сад из монастыря можно попасть по древнему подземному ходу.


Монастырь Святой Екатерины посещают ежедневно сотни паломников и туристов со всего света. При монастыре существует небольшая гостиница для паломников. Есть так же несколько церковных лавок, в которых можно приобрести церковные предметы, книги, свечи и сувениры. Туристы предпочитают останавливаться в гостиницах в небольшом городке Сент-Кэтрин расположенном вблизи монастыря, там есть несколько небольших ресторанчиков и магазинчиков и торговый центр.

Сюда можно приехать и самостоятельно на такси или на автобусе. Можно приехать и с экскурсией, которые предлагают во многих отелях как в Шарм Эль Шейхе, так и в любом другом городе. Время посещения монастыря в любой день с 9 до 12 часов. Нужно иметь ввиду, что одежда, для посещения монастыря, должна быть скромной, ни каких шортов и маек. Для женщин обязательно нужен головной платок и желательно одежда с длинными рукавами.

После службы верующих допускают к мощам Святой Екатерины, а на выходе каждому побывавшему у мощей дарятся скромные серебряные колечки с изображением сердца и надписью «Святая Екатерина».


Туристам обычно показывают только переднюю часть собора и Неопалимую купину. Однако к православным монахи относятся с большим вниманием. Некоторым позволяют посмотреть часовню Неопалимой купины, галерею и монастырскую библиотеку. Но в любом случае, если вы даже не все сможете увидеть, само посещение монастыря Святой Екатерины запомнится вам на всю жизнь. Храни вас Бог.

Неизгладимый след от поездки в Египет оставит особенное место — это храм Святой Екатерины в Египте. Именно о нем я хочу рассказать сегодня подробно.

Сразу дам вам знать, что мы организовываем поездки в Монастырь с профессиональным гидом. С программой таких поездок вы можете ознакомиться на моем сайте dahab-travel.ru:

Ведет экскурсии русский гид-краевед, бакалавр богословия, историк.

На этот раз хочу начать свой рассказ с конца и сразу по пунктам выделить следующие не маловажные моменты, а далее уже поделюсь эмоциями, которые переполняют меня, находясь на этой земле. Итак:

Рекомендую заглянуть в маленький магазинчик, расположенный при храме, где можно купить на память о поездке медальоны, иконки, нательные крестики. И не торгуйтесь, хотя здесь стоимость на сувениры достаточно высокая — примите для себя это как пожертвование и дань уважения к этому месту.

Сэкономить вы сможете в городе: советую почитать статью, . Будет весьма полезно узнать.

Немного о христианском монастыре в Египте

Церковь Екатерины в Египте – единственная на Синайском полуострове, действующая с момента своего основания. Ее ни разу не закрывали, не разрушали. Легенда гласит, что после казни Максимином Святой Екатерины, ангелы унесли ее тело на наивысшую гору. Здесь проживали монахи, они и нашли мощи великомученицы .

Но не только мощи привлекают туристов. Святыней этого места еще является священный куст . Описание о нем можно прочитать в Ветхом завете.

Преимущественно осмотр начинается с колодца Моисея , передней части святыни и Неопалимой купины (обязательно загадайте здесь желание, говорят, оно сбывается непременно).

Далее находится библиотека монастыря и здание часовни. Всем отстоявшим службу монахи раздают колечки, абсолютно бесплатно, приносящие удачу, благополучие. Предполагается, что вы оставите на храм добровольно пожертвования.

Сама церковь Св. Екатерины имеет великолепное украшение из мрамора, мозаики. Увидев это великолепие, невозможно не восхититься. За алтарной частью базилики Преображения вы увидите древнейшие монастырские постройки, уходящими корнями в историю IV века. Попасть сюда можно только после окончания литургии.

На территории святилища имеется огромнейшая библиотека старинных рукописей (вторая по значимости после Ватиканской), прекрасный сад, двенадцать часовен, уникальная коллекция христианских икон, старинные колокола, предметы церковной утвари. Многие предметы имеют неоценимую историческую и художественную ценность. Имеется и мечеть, возведенная в Х веке.

Однозначно, стоит подготовиться к тому, что вы потратите на посещение храма целый день. Но уверенно утверждаю, вы об этом не пожалеете. Впечатления на всю жизнь!

Только представьте себе, здесь неизменно продолжается монашеская жизнь, все, так же как и 17 столетий тому назад. Неудивительно, что Южный Синай считается одним из значимых религиозных мировых центров.

Недалеко от храма вы увидите городок для туристов . Его возвели специально для обслуживания паломником и просто посетителей. Здесь имеются гостиницы различного класса, торговый центр, уютные ресторанчики. Всегда можно передохнуть, перекусить.

Взимание: по понедельникам достопримечательность не работает! Время экскурсии по монастырю – с 8 до 12 часов утра.

Восхождение на гору

Обязательно проделайте путь Моисея в Джебель-Муса. Экскурсия так и называется «Гора Моисея». Именно здесь Св. пророк получил скрижали с заповедями от Всевышнего.

У подножия горы и расположен храм Святой Екатерины, где неиссякаемые ручейки паломником смешиваются с туристами.

Высота горы — 2 285 метров. Синайские горы впечатлят вас необычным рельефом. Некоторые вершины гор имеют причудливые силуэты, формы. Если подниматься пешком, на это уходит примерно три часа. Не справитесь? Воспользуйтесь услугами бедуинов, предоставляющих для подъема верблюдов.

Восхождение на гору Моисея экскурсионными агентствами предлагается на закат и на восход солнца.

Место силы

Египетская земля – уникальное место. Здесь можно сочетать знакомство с удивительными достопримечательностями, древней культурой и великолепным активным отдыхом. Так, небольшой курорт Дахаб когда-то «зацепил» меня своей энергетикой, спокойствием, умиротворением. Сюда всем хочется возвращаться! Вернулась и я... Наверное, его волшебство объясняется новыми открытиями, которые можно совершить в самом себе, созерцая эти горы, море, небо...

Соприкоснувшись с многовековой историей человечества и самой планеты приходит осознание бренности бытия. Стоит только увидеть на склонах горы тысячелетние окаменелости, поднятые со дна океана, пройти путь Моисея, прикоснуться к святым мощам. А знакомство с изумрудными скрижалями... Когда Египетская земля упоминается в письменах людей Атлантиды.

А еще, Синай это один из энергетических центров Земли... но это отдельная тема для разговора 🙂

Люблю эту землю всеми фибрами души! Люблю до страсти – за осознания, которые на ней приходят, тайны, бедуинские костры, покой, легенды, свободу, близость небес.

Подвожу итоги

Всем, кто воспринимает экскурсию в монастырь, как веселое развлечение (а большая часть людей так и делает), скажу: «Вы попросту потеряете свое время».

Сюда стоит ехать, что бы «насытиться» духовным, получить неоценимые переживания себя.

Хотя и охотники за редкими кадрами по достоинству оценят святые места. Единственное, храм внутри фотографировать запрещается. Да и монахи позировать не станут, не забывайте – это не пляжные аниматоры.

Поездка в храм Святой Екатерины ознакомит каждого с христианской частью египетской земли, неизвестной массовому туризму. Особенно порадует экскурсия любителей истории, а для верующих поездка станет уникальной возможностью посетить еще одно святое место на нашей планете.

Это одна из немногих поездок, объединяющих людей по интересам. Удивительно интересная, впечатляющая, насыщенная.

Всегда ваша, Крис. До новых встреч!

Вам будет интересно:

Во сколько обойдутся билеты в Египет: обзор цен и направлений перелета Развлечения в Дахабе и иллюзии о дешевом отдыхе в Египте

Лучшее место для виндсерфинга в Египте это курорт Дахаб! Какие книги стоит читать для саморазвития или что мне помогло лучше понять жизнь

Монастырь Святой Екатерины (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Путешествующие по Египту и особенно по Южному Синаю обязательно заглядывают в монастырь Святой Великомученицы Екатерины. Как известно, в сорокалетнем возрасте пророк Моисей покинул Египет и пришел к Синайской горе Хорив, где Бог явился ему в пламени неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе, чтобы уверовали в Него. Моисей исполнил это повеление. Дети Израиля подошли к священной горе, где получили заповеди Бога - первый закон, данный Богом Своему народу. Именно у подножия этой горы в 4 в. и был возведён знаменитый ныне женский монастырь Святой Екатерины.

Первоначально святыню Южного Синая назвали монастырём Преображения, или монастырём Неопалимой купины. С девятого же века он был переименован в монастырь Святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине 6 в.

Сейчас монастырь Святой Екатерины включает большой храм, украшенный мозаиками и мрамором, уже не один век вызывающих восхищение каждого, кто сюда попал. Это Базилика Преображения. За алтарной частью базилики располагается одна из древнейших монастырских построек, история которой восходит к 4 в. Часовня посвящена Благовещению Девы Марии. Пускают туда только после окончания литургии, и потом храм быстро закрывается.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную Моисею, «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

Каждому православному паломнику иеромонах монастыря Святой Екатерины дает серебряное колечко с изображением сердечка, в центре которого вензель «К».

Святой алтарь расположен над корнями неопалимой купины, а сама купина пересажена за стены храма. Это единственный куст такого рода в Южном Синае, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.

Помимо этого, в монастыре Святой Екатерины располагаются 12 часовен, разбит сад, есть трапезная и огромнейшая библиотека рукописей, которая по своей ценности считается второй после ватиканской. Так что приготовьтесь потратить на посещение монастыря Святой Екатерины весь день и не поленитесь побывать на церковной службе, будьте уверены - жалеть вам не придётся. Только представьте, монашеская жизнь непрерывно продолжается здесь с 4 в. и сейчас, как и 17 столетий назад, верующие приходят на богослужения, чтобы возносить свои молитвы к Всевышнему. Южный Синай десятки столетий остаётся одним из религиозных центров мира.

Служба начинается в монастыре в четыре часа утра и к восьми заканчивается. В двенадцать часов читаются часы и после этого выносятся для поклонения мощи Св. Екатерины - глава и рука.

Каждому православному паломнику иеромонах монастыря Святой Екатерины дает серебряное колечко с изображением сердечка, в центре которого вензель «К». Так Святая Екатерина, принявшая мученическую смерть за отказ отречься от веры, как бы каждому отдает свое сердце.

В 10 в. на территории монастыря Святой Екатерины была возведена мечеть.

Есть в монастыре Южного Синая и уникальные произведения искусства: более двух тысяч икон, среди которых много очень старинных, есть, конечно, среди них и русские иконы, мозаики 6 в., огромная коллекция рукописей. Монастырь Святой Екатерины никогда не был разорён, благодаря тому что в 6 в. был преобразован в крепость. А в 10 в. на территории монастыря была возведена мечеть. Как вы понимаете, шаг был политическим.

Неподалёку от монастыря специально для развития туризма был построен городок Сен-Катрин. Основное занятие жителей этого городка Южного Синая - обслуживать путешественников. Разумеется, здесь есть и рестораны, и торговый центр, и гостиницы разного класса.

Публикации по теме