Тема философия, ее предмет и место в культуре Философские вопросы в жизни современного человека. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрения. Древневосточная философия Мировоззрение как социокультурный феномен кратко

Философия - это исторически изменяющаяся система фундаментальных знаний о бытии, познании, человеке, отношении человека к миру.

Философия имеет большое значение как для отдельного человека, так и для общества в целом, поскольку является основой для выработки индивидуального и общественного мировоззрения.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в нем, влияющая на выбор целей деятельности и методов их достижения. В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания, ценности, убеждения.

Знания - это разнообразные сведения о действительности.

Убеждения - уверенность человека в истинности своих знаний, приверженность определенным идеям, способность и готовность к жертвам ради этих идей.

Ценности - это отношение человека к различным жизненным явлениям.

Мировоззрение может быть как научным, так и ненаучным, прогрессивным или консервативным, оптимистическим или пессимистическим и т. д. В каждую историческую эпоху формируется и существует господствующая форма мировоззрения . Например, в Древнем мире таковым было мифологическое мировоззрение, в Средние века доминировало религиозное мировоззрение, а в Новое время стало быстро набирать силу и укреплять свои позиции научное мировоззрение.

Мифология как исторически первая попытка человека понять мир и осознать свое место в нем характеризуется отсутствием грани между реальностью и воображением. Миф - фантастический рассказ, который объясняет происхождение какого-либо явления природы или общественной жизни ссылкой не только на естественные силы и закономерности, но и на сверхъестественные. В мифах отражены важнейшие мировоззренческие вопросы: о происхождении мира, человека, природы, о жизни и смерти, о судьбе, о добре и зле. Мифы санкционировали нормы поведения, утверждали определенную систему ценностей, воспитывали людей. Они тесно были связаны с обрядами, пересказывались в фольклоре, передавались с помощью танцев, музыки, песни.

С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре, хотя и сегодня различные ее элементы востребованы массовым сознанием и оказывают определенное влияние на современную культуру. Более поздние формы мировоззрения - религия и философия - унаследовали от мифологии те же вопросы, но искали ответы другими путями.

Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Религиозное мировоззрение в отличие от мифологического проводит четкую грань между естественным и сверхъестественным мирами. Для обеих форм мировоззрения характерна образно-эмоциональная, а не рациональная, понятийная форма восприятия и объяснения окружающей действительности.

Система мифологических и религиозных представлений в целом отвечала уровню развития и потребностям архаичных обществ. Однако переход к более сложным формам общественных отношений обусловил необходимость формирования философского мировоззрения.

Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно основано на знании, а не на вере либо вымысле, обращается к разуму, а не к чувствам. Древние мыслители, размышляя о мире и человеке, стали все больше опираться на логические рассуждения. Постепенно формировался собственный язык философии, вырабатывались четкие понятия и категории, складывалась целостная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.


Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения: мифология; религия; философия.

1. Мифология - форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются: очеловечивание природы; наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

2. Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

3. Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (Др. Индии, Др. Китаю, Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не объяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

^ 15. Специфика теории познания Дж. Локка

1. все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. 2. признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выдели три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид – интуитивное, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу.

Гносеология. Развивал учение о первичных (присущим вещам самим по себе) и вторичных качествах (появляющихся в сознании человека в результате воздействия на него внешних вещей). Учение о бытии . Признает сущ-е двух универсальных субстанций – материи, трактуемой механистически, и Бога, который может сообщить ей движение и способность к ощущению. Политика . Ему принадлежит идея разделения властей. Теория общественного договора, разрабатывает теорию конституционной парламентской монархии.

Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка: мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт; сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт - tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека - спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства - государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Понятие и структура мировоззрения, его исторические типы. Особенности философского мировоззрения. Мировоззрение это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности. Оно формируется у человека десятилетиями путемсложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения.

1. Знания –совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности –отношение людей к духовным явлениям или материальным объектам с точки зрения их важности и положительной или отрицательной оценки. Это наши представления о добре и зле.

3. Эмоции и чувства –личные переживания человека, вызванные внутреннимии внешними воздействиями, например, страх или радость.

4. Воля –способность к выбору цели деятельности и к концентрации усилий, необходимых для её осуществления. Она позволяет человеку претворять свои идеи в жизнь.

5. Убеждения –взгляды, принимаемые в качестве истины, соответс­твующие жизненным интересам человека и определяющие его позицию. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.

Исторические типы мировоззрения.

Мифология (от греч. mythos – повествование, сказание; logos – рассказ) – это мировоззре­ние, которое возникло в глубокой древности. Оно основано на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении. Мифы рассказывают о происхождении и устройстве мира, о богах и героях, о человеческой судьбе.

Религия (от лат.religio – набожность, святыня) – форма мировоззрения, основанная на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной.

Философия – научно-теоретический тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общие принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.

Особенности философского мировоззрения:

1. Рациональность – опора на разум человека. Это позволяет людям сознательно ориентироваться в мире.

2. Логичность – доказательство выдвигаемых положений . Они не просто утверждаются, а выводятся в логически упорядоченной форме.

3. Рефлексия – мышление, обращенное на себя, то есть мысль о мысли . Это позволяет находить ошибки, совершенствовать мышление.

4. Критичность – сомнение в правильности существующих теорий . Философия допускает критику любых идей, разрушает веру в догматы и постулаты.

5. Философия имеет развитый категориальный аппарат – систему самых общих, фундаментальных понятий.

Предметное самоопределение философии и ее геосоциокультурные типы. Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» упот­ребил древнегреческий математик и мыслительПифагор вVIв. до н.э. по отношению к людям, стремящимся к вы­сокой мудрости и правильному образу жизни.

Предметом науки называют ту часть действительности, которую изучает данная дисциплина. Но определить предмет философии сложно: он по-разному видится разными философами и в разное время. Это объясняется тем, что каждая историческая эпоха и каждый географический регион на первый план философских исследований выдвигает круг каких-то своих важнейших вопросов. В самом широком смысле предметом философии является целостное познание предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

В ходе развития философии сформировались ее основные типы. Географически выделяют западную и восточную философии . Первая возникла в Древней Греции. Экономическая и гражданская активность людей породила стремление к преобразованию, к совершенствованию окружающего мира. Это отразилось на особенностях древнегреческой философии. Для нее характерны научная рациональность, критичность, динамизм. Восточная философия связывается с культурами Древней Индии и Древнего Китая. Здесь человек с момента рождения включен в жесткую структуру норм и предписаний. Поэтому идеалом для людей выступает хорошее приспособление к обстоятельствам жизни и обращение активности на внутренний мир, а не на внешние обстоятельства. Это нашло выражение в традиционализме, внутренней сдержанности и некоторой догматичности восточной философии. Она не отказывается от религиозно-мифологических форм культуры, а продолжает постепенно развивать их в рамках философии.

В ходе исторического развития, западноевропейская философия прошла ряд этапов. В зависимости от важнейших вопросов, находящихся в центре внимания эпохи, можно выделить следующие социокультурные типы философии:

1) античный космоцентризм (в центре внимания была природа);

2) средневековый теоцентризм (в центре философии – бог);

3) антропоцентризм эпохи Возрождения(в центре – сам человек);

4) наукоцентризм Нового Времени (поиск методов научного познания);

5) современный антропоцентризм (человек рассматривается во всех сферах его деятельности).

Основные разделы философии и их проблематика. Философское знание группируется в основные разделы, соответствующие важнейшим сферам бытия природы, человека и общества.

1. Философское учение о бытии – онтология , то есть рассуждения о мире, о его существовании и развитии.

Бытие имеет две взаимосвязанные характеристики – материю и сознание. Вопрос об их соотношении называют основным вопросом философии . Он имеет две стороны. Во-первых:что первично (то есть что выступает первоначалом мира) – сознание или материя ?Материалисты считают, что первична мате­рия, природа, а сознание возникает из материи, поэтому оно вторично.Идеалисты считают, что первично сознание, которое порождает материальный мир. Идеализм существует в двух основных разновидностях: а)субъективный идеализм – утверждает, что реальность сформирована нашим сознанием, а что находится за его пределами – неизвестно; б)объективный идеализм – полагает, что природа и человек порождены мировым духом (мировым разумом, идеей, Богом). Материальное или идеальное первоначало получило названиесубстанция .В зависимости от того, сколько субстанций признавалось, возникли философские направлениямонизма (единственное начало), дуализма (действие двух независимых начал: и материального и идеального) и плюрализма (множество субстанций).В настоящее время выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии (о добре и зле, о смысле жизни и т.д.).

2. Гносеология – теория познания. Она изучает возможности и способы познания человеком мира и самого себя. Здесь мы сталкиваемся со второй стороной основного вопроса философии:познаваем ли мир? Большинство философов считает, что мир познаваем, наши знания правильно отражают реальность. Это позициягносеологического оптимизма .Агностики же утверждают, что мир познать нельзя. Часть философов сомневается как в познаваемости, так и в непознаваемости мира – этоскептики .

3. Философская антропология – философское учение о человеке. Она рассматривает сущность и происхождение человека, проблемы становления личности, вопросы смысла жизни. Перечень проблем настолько важен, что зачастую из этой проблематики выделяют самостоятельные разделы –праксиологию (учение о деятельности людей) иаксиологию (учение о ценностях).

4. Социальная философия – раздел, изучающий общество . В нем рассматривается общество как целостная система, выявляются закономерности его функционирования и развития, обсуждаются проблемы и перспективы современной цивилизации.

5. История философии. Изучает развитие философии от древности и до наших дней, рассматривает различные философские теории, школы, направления.

Философия в системе культуры. Социальные функции философии. Философия тесно взаимодействует с другими формами духовной культуры – с мифологией, религией, искусством, моралью, наукой. Еще в древности сложился идеал единства Истины, Блага и Красоты.Искусство – это духовно-практическая деятельность людей, основанная на художественном восприятии действительности и преобразование мира на базе идеалов и представлений о прекрасном.Мораль – предписания и правила, которые существуют в виде негласных законов и выражают коллективные представления о добре и зле.Наука – это сфера человеческой деятельности, направленная на изучение действительности и система рациональных знаний о законах природы, общества, мышления.

Философия и религия исследуют схожие проблемы, стремятся пробудить в человеке лучшие качества, но религия базируется на догме, вере и эмоциях, а философия – на сомнениях, логике и разуме.

Философия и искусство отличаются вниманием к красоте и гармонии, рассказывают о своей эпохе, о волнующих человека вопросах. Но искусство идет через образное описание единичных и уникальных явлений, а философия проникает в сущность явления с помощьюлогических рассужденийо его всеобщих основах.

Философия и мораль , закладывают основы поведения и поступков людей с точки зрения добра и зла. Но нравственно можно поступать по-привычке, не задумываясь. Философия же, рассуждая о морали, всегда ищет главный принцип, закон, по которому люди должны жить.

Философия и наука отличаются рациональностью, системностью, логичностью. Но наука дает частное знание о мире, а философия – всеобщее. Научное знание объективно, не зависит от жизненного опыта ученого, а философия всегда содержит оценку, в ней выражены личные предпочтения и убеждения мыслителя. Наука опирается на опыт и эксперимент, философские теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть с помощью научного опыта. Наука переходит от одной решенной задачи к другой, а философские проблемы называются «вечными», поскольку каждое поколение философов решает их по-своему.

Функции философии:

1) мировоззренческая (философия влияет на формирование представлений о мире и месте в нем человека);

2) методологическая (выработка основных методов познания окружающей действительности);

3) критическая (вскрытие противоречий в реальном мире и человеческом знании, разрушение стереотипов и заблуждений);

4) прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития мира, общества, человека, познания);

5) интегративная (согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического, познавательного и ценностного).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СРСП № 2.

Древневосточная философия

Задание 1.

В чем проявляются социокультурные и мировоззренческие особенности древнекитайской и древнеиндийской философии?

Задание №2.

Каковы характерные особенности древнеиндийской философии? Почему Веды и Упанишады являются мировоззренчески-ценностными истоками философии Древней Индии?

Задание № 3.

Охарактеризуйте основные положения буддизма. В чем суть "четырех благородных истин"?

Задание № 4.

Составить таблицу некоторых важных понятий философии Древнего Китая. Поясните

Задание № 5.

Составить таблицу некоторых важных понятий философии Древней Индии

Задание 1.

В чем проявляются социокультурные и мировоззренческие особенности древнекитайской и древнеиндийской философии?

Древнеиндийская философия:

В начале II тысячелетия до н. э. на территорию Индии, где жило коренное население дравидов, пришли арийские племена, победа которых положила начало древнеиндийской цивилизации. К началу I тысячелетия до н. э. в долине Ганга образовались первые государства с особой структурой населения.

Жесткая сословно-кастовая система с верховенством жрецов. Основными элементами общества стали касты (варны): жрецы (брахманы), военная аристократия (кшатрии), земледельцы, ремесленники, торговцы (вайшьи), зависимые люди, слуги, рабы (шудры). Главенствующее положение заняли жрецы-брахманы, что определилось особенностями и ролью религии ариев.

Брахманистская религия и Веды. Религия индоариев получила название брахманизма, который позднее трансформировался в индуизм. Его идейную ткань составили следующие представления: а) весь мир, включая божества, сотворен, б) существует множество богов (от 33 до 3339) и других сверхъестественных существ, способных производить чудеса; в) посредством жертвоприношений брахманы способны направить могущество богов на поддержание жизни людей. Если в Китае главный обряд - это гадание как трезвое, рациональное искусство астролога-мудреца, то в Индии ведущий обряд жертвоприношения в силу своего мистического (греч. mystika - таинство) характера требует особой жреческой группы. Жертвоприношение является весьма сложной деятельностью, где надо знать множество гимнов-молитв, посвященных различным богам, и многообразие ритуальных правил, определяющих порядок жертвоприношения. На первых порах молитва и правила существовали в устной культуре. Позднее они были записаны и обрели: форму книги, названной Ведами (знание). Эта священная книга индусов включает весьма краткие словесные формулы молитв, заговоров, ритуальных действий. Вес это затрудняло осмысление, что и породило позднейшие надстройки истолкований. Такую интеллектуальную деятельность и монополизировали брахманы, став главной кастой общества.

Веды как исток всего мировоззрения, включая философию. Кастовое общество и брахманистская монополия на истину вызывали недовольство других слоев населения. Духовный кризис и "брожение умов" в VII-VI вв. до н. э. создали брахманистскую оппозицию из кшатриев, вайшьев и даже шудр. Так возникла типичная фигура шрамана, то есть странствующего аскета-проповедника. Постепенно у них возникли постоянные ученики и сформировались школы "искателей истины". Некоторые шраманы отрицали авторитет Вед, но многие из них предложили небрахманистские истолкования данного источника, выходя в сферу философии. Но даже еретики и реформаторы так или иначе исходили из того идейного богатства, которое сложилось в Ведах и в их позднейших истолкованиях. Итак, Веды получили сложную комментаторскую, религиозно-философскую надстройку, названную ведическими текстами. Позднее она стала питательной средой для образования других структур (эпические поэмы, классические философские системы).

Язык санскрита благоприятен для логики. У арийских племен сформировался весьма эффективный язык. Буквы санскрита разительно отличались от китайских иероглифов своей простотой (абстрактностью) и в силу этого сложились слова с достаточно определенными значениями. Из них легко строились последовательные цепочки мысли, вот почему все исследователи отмечают высокую логическую культуру Древней Индии.

Когда появились шраманские проповедники, то их деятельность породила культуру спора и дискуссии. Если для брахман авторитета Вед было вполне достаточно, то шраманы на первое место выдвинули требование логического обоснования. Каждый мог оспаривать выдвинутое мнение и учитель должен был уметь логически защитить свою точку зрения. Раннебуддийские тексты многократно описывают диспуты при дворе того или иного правителя. От их участников требовалась веская аргументация и последовательность выдвижения доводов, все это способствовало развитию теоретической науки и философии.

Сквозные мировоззренческие идеи.

При всем буйном многообразии различных учений в индийской культуре прослеживаются единые смысло-образы. Они не всегда универсальны, но тем не менее определяют общую канву мировоззрения.

Нематериальный Брахман определяет мировой круговорот.

Деление мира на высшие и низшие области началось в мифе и закрепилось религией. Во множестве богов выделились главных божества, сначала Индра, затем Ишвара. В "Упанишадах" возникла такая абстракция как Брахман-Атман, это нематериальная сила, абсолют, который ни от чего не зависит, определяя все остальное. Брахман творит путем собственных проявлений-трансформаций и его первое воплощение есть верховный бог Ишвара. Здесь используются метафоры паука, выпускающего и вбирающего в себя нить, и перевернутого дерева, корни которого подобны Брахману. Образ паука иллюстрирует представление о круге мировых изменений. Здесь есть два цикла: выход абсолюта в относительное путем перехода в низшие формы (боги, люди, животные, растения...) и возвращение его в чистую нематериальность и абсолютность.

Древнекитайская философия: конфуцианство - древнейшая этико-философская система, образ мышления и жизни, носящий прагматический характер. Основателем конфуцианства является Кун-цзы, или Конфуций, живший в 551-479 гг. до н. э. Главный источник учения - произведение "Лунь Юй" (Беседы и суждения). Это направление заложило глубокие основы китайского менталитета.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как сделать человека нравственным? Как создать совершенное общество? Каким должно быть государство и управление? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: * быть человеколюбивым и гуманным ("жэнь") - конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе; * слушаться старших по возрасту и по званию ("сяо"); * образованность и тяга к знаниям, уважение к носителям знаний ("бэнь"); * жить в обществе и для общества; * уступать друг другу;

* подчиняться императору; * сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. Главное в учении Конфуция - следование срединному пути ("кто мягко шагает - далеко идет").

2) Даосизм - основателем его считается Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (путь) - это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т.е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее, тем не менее, к полной свободе, счастью и процветанию. буддизм веда упанишада мировоззренческий

Тот же, кто не следует дао, обречен на гибель и неудачу. Вселенную, так же как и индивида, нельзя привести к порядку и гармонии искусственным образом, для этого нужно дать свободу и спонтанность развития их прирожденным внутренним качествам. Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего (соблюдает принцип недеяния), чтобы управлять страной; тогда она и ее члены процветают и находятся в состоянии спокойствия и гармонии. В дао все вещи равны между собой и все объединяется в единое целое: Вселенная и индивид, свободный и раб, урод и красавец. Мудрец, следующий дао, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая и принимая их неизбежность и естественность. Главное в жизни человека -- недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао.

2. Почему мудрость Востока органично сочетает религиозные, философские и мистические традиции?

Восточная философия пошла другим путем, не ограничиваясь поиском рациональных доказательств и не уходя от решения жизненно важных, фундаментальных вопросов. Восточное понимание философии как таковой включает в себя осознание глубин мироздания и человеческого "Я", что, в свою очередь, подразумевает исследование таких аспектов бытия, как сексуальность, созерцание, церемониал и правильное поведение. Именно это причудливое сочетание объектов исследования (с точки зрения западного менталитета) вызывает сомнения относительно правомочности употребления термина "философия" по отношению к восточной традиции. Иначе говоря, мудрость Востока (санскр. праджня) не следует рассматривать как предмет логических построений и умозрительных спекуляций без учета практики и интуиции. Праджня применима во всех сферах жизни. Однако последнее утверждение вовсе не означает отказ от логического анализа и эмпирических доказательств. Напротив, философские системы Востока и Запада имеют много общего. Если уж говорить о принципиальном отличии двух школ философской мысли, то восточная отличается большей универсальностью и компилятивностью. Иными словами, мудрость Востока органично сочетает религиозные, философские и мистические традиции.

3.Единый корень школ и течений китайской философии -- культура Дао, для которой характерно циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека. Каковы характерные черты такого понимания? Объясните: "Как ни расцветай, придется вернуться к своему пределу" (Лао-цзы).

Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу Лао-цзы (VI -- V вв. до н.э.) -- букв, "престарелый учитель". Собственное имя: Ли Эр. Даосизм -- вероятно, самое философское из всех китайских учений. Не случайно многие его мировоззренческие положения заимствовались другими школами. В целом проблематика даосизма посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа. Социально-философским и этико-политическим проблемам даосы не уделяют столько внимания, как конфуцианцы, легисты и монеты.

Центральная категория этой школы -- дао. Дао -- философское из всех китаиских начало и конец всех вещей, их первооснова учений, а также всекосмический закон. Дао "существует [вечно], подобно нескончаемой го бытия, а также нити". Дао существует само по себе, оно изучению человека как природного не является творением, так как даже существа "предшествует небесному владыке".

Представление о дао в даосизме диалектично. Ему постоянно приписываются противоположные свойства и характеристики. "Дао бестелесно". "Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы". Или: "Дао постоянно осуществляет недеяние". "Однако пет ничего такого, что бы оно пи делало". Кроме того, в "Дао дэ цзип" говорится о двойственности дао -- есть дао безымянное (или постоянное) и дао, обладающее именем. Первое дао в каком-то смысле более высокое. Оно -- причина мироздания и "матерь Поднебесной". Второе, которое является только отражением первого, проявляется в самом мироздании. Оно может содержать в себе прообразы вещей, которые "вскармливает" (оформляет?) дэ -- другое трансформированное состояние изначального дао.

В определенном смысле "безымянное дао" может соответствовать небытию, которое порождает бытие -- "дао с именем". Вообще в древнем китайском языке глагол "быть" не использовался. Поэтому отождествление понятий здесь условное. Но оно имеет под собой основания. Некоторые историки философии, па наш взгляд, совершенно справедливо усматривают смысловую взаимосвязь понятия "бытие" и некоторых аспектов термина "дао".

Человек в даосизме рассматривается преимущественно с природной точки зрения. Поэтому закономерно, что проблема продления жизни и даже достижения бессмертия в этом учении занимает центральное место. Исследование этой проблемы у даосов не только теоретическое. Они разрабатывают специальную практику продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательные упражнения, методики стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Данный аспект даосизма глубоко эзотеричен (сокровенен). Внешнему наблюдателю здесь трудно отделить зерна от плевел. Но, вероятно, достижения даосских магов в области геронтологии, медицины и в развитии сверхфизических способностей человека все же были значительны. Не только простолюдины, но и высшие чиновники и даже императоры отдавали должное мистическим познаниям даосов.

В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.

"Знающий людей благоразумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя -- могуществен".

Для китайского мировосприятия характерно циклическое понимание развития, общее для космоса, природы и человека. Все, что некогда возникло, должно в свое время исчезнуть, дабы возникнуть вновь в преображенном виде. Все и вся содержит в себе предел, некую критическую массу роста, границу, после достижения которой вектор движения неизбежно меняет свое направление на противоположное.

4. Какие общие принципы объединяют такие философские школы как конфуцианство, даосизм и моизм ?

Основной задачей всех философских школ заключалась в создании хорошо организованного и процветающего общества.

В центре внимания всех философских школ были проблемы создания хорошо организованного и процветающего общества.

Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюньцзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливость, верность, искренность и т.д.

Даосизм воплощает самую сердцевину восточной мысли, всегда требовавшей от человека обрести полноту своего бытия через самоустранение, явить глубину нежелания, которая таит в себе самое одухотворенное желание.

Моимзм разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы -- древнекитайский мыслитель Мо-цзы.

Что их отличает друг от друга? Для этого используйте графическую формулу "Пять духовных элементов диалектического (генетического) кода Дао":

Опираясь на эту формулу, объясните:

1) В чем заключается своеобразие философии конфуцианства? Почему до 1911 г. конфуцианство являлось государственной религией Китая? Какое место оно занимает в современном массовом сознании китайского государства?

На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают и разбил людей на три группы:

1) Распущенные

2) Сдержанные

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

1) Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

2) Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

3) Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:

1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечеств, так и для всей планеты в целом.

4) Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:

1) Управляющие

2) Управляемые

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

3) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежа II- I вв. до н.э. и до свержения монархии в 1911 г.) конфуцианство, являясь официальной идеологией Китайской империи, по существу выполняло в обществе те же функции, что и государственные религий в других культурах.

2) Какие принципы отличают школу даосизма ? Прокомментируйте афоризмы Лао-цзы:

"Дао" -- корень неба и земли. ("Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе".)

"Дао" -- мать всех вещей. (Безымянное Дао есть начало неба и земли, ибо постоянному Дао следует сама вселенная, которая, собственно и есть небо и земля.) "Дао" лежит в основе мира. Оно является "неопределенным", "бесконечным", "безграничным в пространстве и времени", "как хаосом, так и формой". (Язык, строго говоря, в этом случае оказывается неадекватным, потому что он немедленно предполагает, чем дао является, даже когда это делается путем отрицательных определений.)

" Кто знает меру, у того не будет неудачи". (Во всём должна быть "золотая середина", но чувство меры каждый определяет сам для себя. И здесь важно оценить правильно оценить свои возможности.)

" По себе можно познать других" (Можно причислить самого З. Фрейда, который через себя практиковал то, что нынче является первоосновой психодинамики.)

" Кто много обещает, тот не заслуживает доверия" (В большинстве обещания не исполняются).

" Будьте внимательны к своим мыслям -- они начало поступков" (Про мечту).

Сама психопрактика даосизма базируется на этих принципах - принципах неопределяемости, необъяснимости явлений, сути событий.

В основу учения были положены принципы естественности, не-деяния, опустошения сознания и бесстрастности.

3) Каково основное содержание моизма? Прокомментируйте следующие суждения Мо-цзы:

"Следование определенному методу -- залог успеха в начинаниях". (Мастеровые всех ремесел, чтобы сделать квадрат, применяют угломер; чтобы начертить круг, используют циркуль; чтобы сделать прямую линию, используют отбойный шнур; чтобы установить предмет вертикально, используют отвес.)

"При оценке человека необходимо рассматривать в совокупности его намерения и результаты действий".

"Только нравственная власть пользуется уважением".

"Бедность -- корень беспорядков в стране".

"Оценка не превращает ложь в истину и истину в неистину". (Оценка -- это выбор между полезным и вредным.)

Мои м зм (мо цзя) (–n‰Ж, пиньинь: mтjiв) -- древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы -- древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы.

4) В чем социально-этический смысл изречений Конфуция: "Напрасно обучение без мысли,

Опасна мысль без обучения". (Недумающий не обучит, замышляющий без знания предмета дела - опасен.)

"… что такое знание? Считай знанием то, что знаешь, и считай незнанием незнание. Это и есть знание".

"Что такое человечность? Это когда ведут себя на людях так, словно вышли встретить важную персону, руководят народом так, словно совершают важный жертвенный обряд; не делают другим того, что не хотят себе".

"Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица". (Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других.)

"Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке"? (Человек должен любить, давать радость).

Задание №2.

Каковы характерные особенности древнеиндийской философии? Почему Веды и Упанишады являются мировоззренчески-ценностными истоками философии Древней Индии?

Особенности древнеиндийской философии заключаются в проявлении повышенного внимания к размышлениям над познанием трансцендентного, в отличие от западного учения. Ввиду того, что вера заключается в вечно и циклически обновляющемся мировом процессе и не была создана история философии. Именно поэтому учение об обществе и эстетика - две отдельные науки. Главная отличительная черта учения "Древнеиндийская философия" заключается в непосредственном изучении процессов, которые происходят в сознании при соприкосновении с миром явлений и предметов.

В Ведах написаны философия Индии с древних времен. Упанишады представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания.

2)Философские школы Древней Индии многообразны. Проанализируйте их содержательный характер, опираясь на данную таблицу:

Ответьте на следующие вопросы:

Что различает школы миманса и локаяты? Миманса придает особое значение стороне Вед. А локаяты - неортодоксальная, отвергающая Вед.

1)Какие принципы присущи школам санкхья, ньяя, вайшешика? Что у них общего и в чем их существенные различия?

Общее : "Ортодоксальные" (астика) школы. Ньяя и вайшешика со временем образовали даже единую синкретическую школу, санкхья образует теоретическую основу для йоги как практической реализации умозрения санкхьи, пурва-миманса и веданта представляют собой системы, базирующиеся на экзегетике ведического текста (веданту даже иногда называют "уттара-мимансой", то есть "высшей мимансой", в отличие от "пурва-мимансы" - "предварительной мимансы"). Различия: Ньяя представляет собой почти исключительно логическую школу, занимавшуюся проблемами формальной логики и обслуживавшую интересы индийского полемического дискурса, в том числе и небрахманистского. Школа вайшешика занималась преимущественно вопросами натурфилософии и разрабатывала оригинальную систему атомизма. В решении большинства философских проблем вайшешики разделяли позиции найяиков. Санкхья (счет, исчисление) дуалистична и нетеистична (ниришваравада): дух (пуруша) и материя (пракрити) рассматриваются в ней как совершенно независимые и самостоятельные субстанции, а существование единого Абсолюта (как в личной, так и в безличной форме) отрицается.

2)Каковы в своей основе главные идеи веданты? Почему эта философская школа наиболее полно и систематически выражает религиозно-мировоззренческую суть брахманизма-индуизма?

Основные идеи веданты выражаются здесь главным образом в форме поэтических прорицаний и мистических интуиции просветленных пророков; 2) стадия систематизации, представленная "Брахма-сутрой", которая собирает, систематизирует и отстаивает идеи, высказанные на предыдущей стадии; 3) стадия разработки, представленная всеми произведениями -- от главных комментариев до тех идей и аргументов, которые приняли собственно философские формы, обращающиеся не просто к раннему авторитету, но также и к самостоятельным рассуждениям.

Веданта наиболее полно и систематически выражает философскими средствами суть брахманизма-индуизма. Центральное место здесь принадлежит категории "Брахман-Атман". Брахман обладает следующими всеобщими свойствами: а) высшая нематериальная божественная реальность (первичное чистое сознание со всеведением); б) абсолютная и бесконечная субстанция, которая не находится ни в одной точке пространства и пребывает везде. Брахман воплощает себя во вселенной и в то же время остается трансцендентным по отношению к ней (вездесущность - быть началом, основой и концом мира); в) творческая причина мира, все является продуктом и проявлением Брахмана (всемогущество); г) Брахман как всеобщее Я, чистое сознание и духовный свет; д) единая и не двойственная реальность, где нет множественности; е) Брахман вечен и постоянен среди всех изменений.

Задание № 3.

Охарактеризуйте основные положения буддизма. В чем суть "четырех благородных истин"?

Категорической же сам Будда считал лишь одну истину: мир устроен так, что человек в нем - страдающее существо. Следовательно, все, что нужно знать о существовании мира и человека - это, что они основаны на страдании. Страдание - конечная реальность существования. Основа буддийского вероучения - четыре "благородные истины".

Первая, "истина страдания", - истина об универсальности страдания, пронизывающего все телесно-душевное бытие человека.

Страдание обусловлено желанием: желанием наслаждения, желанием существования и желанием гибели. Это и есть вторая истина, "истина возникновения страдания".

Старость и смерть зависят от рождения. Рождение - причина, основание и источник старости и смерти. Однако рождение так же задано фактом предшествующего существования, как то - предшествующим ему. Эта цепь зависимых перерождений определяется совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека, то есть кармой.

Карма может быть благой (пунья карма) и дурной (папкарма), что обуславливает участь человека.

Человек, беспрерывно улучшая карму, может прервать цепь перерождений и достичь освобождение от страданий - нирваны. Об этом говорит третья истина ("истина прекращения страданий "): страдание можно прекратить, освободившись от желания.

Четвертая истина, "истина пути", гласит: путь к прекращению страданий восьмеричен. Восемь этапов ведут от сознания иллюзорности собственного я через милосердные деяния и совершенствование в нравственности к медитации, позволяющей достичь состояния просветления (бодхи), которое приводит к нирване.

2)Древнеиндийский философ Нагарджуна (ок. 113 -- ок. 213 гг.) впервые четко сформулировал один из парадоксов познания -- парадокс возникновения (парадокс новизны):

"Абсолютно нет вещей, нигде и никаких, которые возникают заново, будь то из самих себя, или из не-себя, или из обоих, или случайно…ни в какой-либо из отдельных причин, ни во всех них вместе не обитает предполагаемый результат. Как же можно извлечь из них то, что никогда в них не существовало? Формула "это бытие, которое возникает, теряет тогда всякий смысл".

Объясните, как Вы это понимаете. Как связаны между собой "старое" и "новое" (знание, вещи).

Жизнь движется спиралеобразно. Все то прошлое, которое у нас было, пересекается в будущем.

3)Раскройте содержание восьмеричного пути спасения человека от страданий, предлагаемого Буддой: правильное видение, правильная мысль и речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, внимание, сосредоточение. В чем их морально-нравственный смысл?

1). Правильное видение. Многие люди страдают из-за незнания истинной цели своего существования, из-за отсутствия или потери "маршрута" Своего Пути. В контексте буддизма правильное видение - это четыре благородные (арийские) истины: жизнь в мире полна страданий; есть причина этих страданий; можно прекратить страдания; есть путь, ведущий к прекращению страданий.

2). Правильная мысль. Изменить человека можно, лишь изменив его намерения. Однако только сам человек может принять или не принять в своем сердце решение. Путь самосовершенствования требует постоянной мыслительной решимости, внутренней дисциплины.

3). Правильная речь. Наши слова являются проявлением нашего "Я". Грубое слово - отражение грубости характера. Если запретить самому себе лгать, грубить, браниться - значит, можно воздействовать на свой характер, т. е. заниматься самопостроением своего "Я".

4). Правильное действие. Цель самосовершенствования - стать человечнее, сострадательнее, добрее, научиться жить в согласии с самим собой и другими людьми.

5). Правильный образ жизни. Следует вести такой образ жизни, который не требовал бы от вас нарушения ни одной из пяти заповедей. Это относится к выбору профессии, спутника (спутницы) жизни, друзей и знакомых.

6). Правильное усилие. Путь самосовершенствования требует постоянного усердия и трудолюбия. Духовный рост невозможен без волевого самопринуждения и нравственного анализа своих намерений, слов и поступков.

"Как дождь ворвется в дом с плохой крышей, так вожделения ворвутся в плохо охраняемый ум.

Но как дождю не ворваться в дом с хорошей крышей, так вожделениям не ворваться в хорошо охраняемый ум".

7). Правильное внимание.

"То, что мы есть сегодня, порождается тем, что мы мыслили вчера, а наши сегодняшние помыслы порождают нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь есть порождение нашей мысли".

Духовное самосовершенствование предполагает строжайшую дисциплину мышления. Наши мысли не "скакуны", несущиеся в бешеном галопе. Человек должен контролировать свое сознание и нести нравственную ответственность за его состояние.

8). Правильное сосредоточение. Огромное внимание обращается в буддизме на технику сосредоточенного созерцания - медитацию. Цель медитации - успокоение духа через переживание мистического единства данного человеческого существа с Космосом.

4) Как Вы понимаете данное суждение: "И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы" (Будда).

Самоуверенное суждение, ибо мудрый человек не выставляет себя на свет, поэтому блестит; он не говорит о себе, поэтому он славен; он не прославляет себя, поэтому он заслужен; он не возвышает себя, поэтому он является старшим среди других. (Лао-Цзы.)

Задание № 4.

Составить таблицу некоторых важных понятий фил ософии Древнего Китая. Поясните

"путь человека", то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок.

основное качество, обеспечивающее наилучший способ существования каждого отдельного существа или вещи.

гуманность, человечность, человеколюбие

выражающая идею универсальной дуализированное мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное

человек участвует в течении жизни как равный земле и небу.

выражает идею упорядочивающего начала, свойства, присущего всем вещам.

выражающая два оценочно расходящихся смысловых ряда: 1) разумность, ум, интеллект, мудрость; 2) изобретательность, хитроумие, стратагема.

"служить родителям согласно правилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им жертвы по правилам ли".

высшая божественная сила, распорядительница человеческих судеб, ниспосылающая на землю награды и кары.

обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания - пространственно-временные и двигательно-эволюционные - имеют пятичленную структуру.

Действие происходит внезапно и, как правило, достигает цели самым коротким путем, так как опирается на восприятие здесь и сейчас.

идею фундаментальной, континуальной, динамической, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции, которая лежит в основе устроения Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и движению.

Цзюнь-цзы

"гуманный человек"

Задание № 5.

Составить таблицу некоторых важных понятий философии Древней Индии

Философский смысл (определение).

незнание или "исходная омрачённость сознания", являющаяся корневой причиной "неподлинного восприятия мира" и противодействующая "постижению сущности бытия"

вечная, неизменная духовная сущность.

понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, "душу мира", первооснову всех вещей и феноменов

в трех основных эмоциональных состояних -- радости, страдании и безразличии, коим на онтологическом срезе соответствуют начала "освещения", "активности" и "препятствия".

духовное, вечное живое существо, душа.

совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка.

обряд, действие, деяние

"измерение", "обитель" или "уровень бытия".

особая сила (шакти), или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений

освобождение чувств

обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме

Пракрити

означающее изначальную природу, материальную первопричину Вселенной.

существо, из тела которого была создана Вселенная

круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой, одно из основных понятий в индийской философии: душа, тонущая в "океане сансары", стремится к освобождению (мокше) и избавлению от результатов своих прошлых действий (кармы), которые являются частью "сети сансары".

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Становление, развитие и преемственность течений философии Древней Индии и определение специфики восточной философии. Ведический период и его основные группы. Характеристика основных школ древнеиндийской философии: веданта, буддизм, санкхья, локаята.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Древнеиндийские религиозные тексты – веды. Основные идеи ведийского мировоззрения (брахман, атман, сансара, дхарма, карма, мокша). Комплекс идей буддизма. Четыре "благородные истины" философии буддизма. Школы йога и санкхья. Заповеди философии Будды.

    реферат , добавлен 04.01.2012

    Основные направления и школы древнеиндийской философии. Идея непостоянства элементов или "теория зависимого происхождения". Положение буддийской доктрины. Школы и направления древнекитайской философии. Противоречия между школами Восточной философии.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Особенности направлений древнеиндийской философии: брахманизм; философия эпического периода; неортодоксальные и ортодоксальные школы. Школы и направления древнекитайской философии: конфуцианство; даосизм; моизм; легизм; школа сторонников Инь и Ян.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2010

    Особенности возникновения и развития философии в Древнем Китае. Основные этапы развития философской мысли. Представление о мире и человеке в конфуцианстве и даосизме. Социокультурные истоки индийской философии. Основные положения буддизма, джайнизма.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2008

    Особенности деления философского знания на разделы. Роль индийской фиософии в развитии мировой культуры. Синтез западноевропейской и индийской философии. Социокультурные истоки и этапы развития индийской философии. Основные положения буддизма, джайнизма.

    реферат , добавлен 11.10.2011

    Философия как особый тип мировоззрения и структура общественного сознания. История индийской философской мысли. Школы Древнеиндийской философии. История возникновения и нравственный идеал буддизма. Значение даосизма в развитии философии Древнего Китая.

    реферат , добавлен 07.02.2010

    Социальная структура общества в Древней Индии. Особенности общения между кастами. Ведическая литература как источник информации о развитии древнеиндийской философской мысли. Характеристика школ индийской философии (ортодоксальных и неортодоксальных).

    презентация , добавлен 28.09.2015

    Предпосылки возникновения древневосточной философской мысли. Направления древнеиндийской философии: ведическая культура, ортодоксальные и неортодоксальные школы. Учения древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2011

    Метаморфозы во внешнем положении и социальном значении философии. История философии. Классические философские системы. Изучение древнеиндийской философии. Сущность китайского учения. Философские традиции индии, Китая и мира ислама. Учение середины.

1. Мировоззрение и его структура 2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское 3. Философия как способ рационального самоопределения человека 4. Структура и функции философского знания 5. Основные типы философствования 6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика

1. Мировоззрение и его структура Мировоззрение – это взгляды человека на мир, самого себя и свое место в мире, позволяющие ориентироваться в действительности. Два уровня в структуре мировоззрения: мироощущение – уровень первичного переживания действительности, который включает эмоции, чувства и представления; миропонимание – рациональный уровень мировоззрения, предполагающий осмысление и объяснение действительности. Он включает знания, убеждения и ценности.

Два рода компонентов в структуре мировоззрения: Прагматические (утилитарные) – связаны с удовлетворением необходимых потребностей и целерациональной деятельностью Непрагматические – связаны с особыми неутилитарными интересами человека (моральными, религиозными, эстетическими) В зависимости от сфер человеческой деятельности в структуре мировоззрения можно различать такие компоненты, как познавательные (научные и философские идеи), религиозные (например, верования), моральные (например, принципы и нормы поведения), эстетические (чувства и представления о прекрасном), политические и правовые (принципы и нормы, касающиеся регламентации общественной и государственной жизни) и др. Мировоззрение можно рассматривать на двух уровнях: индивидуальном и социальном. Для общества конкретной исторической эпохи существует базовый комплекс чувств и идей, разделяемых большинством его представителей.

2. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское Миф (греч. «сказ» , «сказание») – рассказ, повествование о первособытиях, участниками которых были герои, боги и другие необычные существа. Мифы передавали первый опыт самосознания. Мифы описывали важнейшие события, приведшие к установлению существующего порядка вещей, например, происхождение мира, социальных норм, ремесел, искусств, и т. п. Реальность, представленная в мифах – это самая «живая» , самая настоящая реальность.

Особенности мифологического мировоззрения синкретизм – неразделимое единство внутреннего и внешнего мира, разума и чувств и т. п. ; генетизм – объяснение сущности через происхождение; персонификация – олицетворение природных стихий, сил, принципов и т. п. связь с ритуалом: миф передается через коллективное символическое воспроизведение первособытий.

Религиозное мировоззрение опирается на веру в священное. Эта вера обязательно предполагает наличие сообщества верующих (общины или церкви) и проявляется в поклонении предмету веры (культе). Religio – святыня, благочестие, почитание. Religare – связывать. Религия – «связь человека с Богом» . Особенности религиозного мировоззрения: опора на веру в священное амбивалентность реальности, основанная на представлениях о священном и мирском. Все священное понимается как подлинное, самое значительное, абсолютное, а мирское – как ненастоящее, второстепенное, относительное; связь с культом – почитанием предмета веры, поклонении ему посредством ритуалов и обрядов

Исторически религиозные верования развивались от первичных до монотеистических Первичные верования: Анимизм (от лат. anima – «душа») – вера в души или духов, а точнее говоря, в особых двойников существ и объектов (например, в существование душ умерших или духов гор, рек, леса и т. п.); Тотемизм (от totem – «его род» на языке индейцев племени оджибве, священное существо) – вера в священное кровное родство с животным (или растением), которое почитается первопредком; Фетишизм (от португ. feitico – «амулет» , «волшебство») – поклонение вещам, вера в чудесные свойства вещей. Политеистические верования – многобожеские (древнеегипетские, древнегреческие, древнеиндийские, древнеславянские). Монотеистические религии признают одного единственного Бога (иудаизм, христианство, ислам). С появлением монотеизма религия становится универсальным типом мировоззрения.

Особенности философского мировоззрения рациональный характер: философское мировоззрение основано на размышлении, интеллектуальной деятельности; критический характер: предполагается конструктивное сомнение, когда нельзя ничего принимать на веру, стремление к ясному интеллектуальному усмотрению; рефлексивность: осмысление самого себя, направленность на самопознание; упорядоченность идей (системность): философское знание должно быть совокупностью связанных друг с другом идей, а философствование – последовательным и непротиворечивым; отвлеченность идей (абстрактность): философские идеи могут быть непосредственно не связаны с практикой; философствование – движение в сфере чистой мысли Философия – рационально-критический тип мировоззрения

Тип Мифология Религия мировоззрения базовая первичное вера способность синкретичное переживание (эстетическое чувство, А. Лосев) Философия разум содержание сказания о первособытиях положения рационально вероучения выработанные идеи форма проявления ритуал культ рассуждение

3. Философия как способ рационального самоопределения человека Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) – любовь к мудрости (стремление к истине). По преданию первым из известных нам мыслителей называл себя философом Пифагор (VI-V вв. до н. э.), вероятно, для того, чтобы его не почитали мудрецом или богом, а только любителем мудрости Философия это: Ø попытка постичь свое бытие как разумное целое (Гераклит, Парменид); Ø знание мироустройства, порядка мироздания («физики»: милетцы, пифагорейцы); Ø знание божественных вещей (Фалес, Платон, Аристотель); Ø искусство нравственной саморегуляции и достойной жизни (Семь мудрецов, Сократ, сократические школы); Ø социальная провокация речью и действием (киники)

Два истока философии v Индивидуальный исток – экзистенциальные проблемы (смысл жизни, принципы жизни, подготовка к смерти) Мудрость – «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (С. И. Ожегов). Мудрецом, по-видимому, может быть признан тот, кто знает, как правильно, достойно жить, как разрешать важнейшие проблемные ситуации. Философа отличает склонность к размышлению о самых важных для жизни вещах. К этому его приводит личностный опыт переживания временности и конечности своего бытия. Поскольку это свойственно не всем, опыт философа нетипичен (М. Мамардашвили) Философия амбивалентна: она невротична и она же – лекарство от душевного расстройства (Боэций: философия – «утешение») v Социальный исток – неудовлетворенность условиями существования (заведенным порядком вещей, ходом жизни). Философия – попытка увидеть и дать другим понять, что мир и жизнь могут быть другими. Философия – социальная критика.

Предмет философии зависит от понимания ее природы Два понимания философии Философия – система фундаментальных знаний о мире, человеке и способах отношения человека к миру (классическое понимание) Философия – рассуждение о предельных основаниях опыта (неклассическое понимание философии как процесса) М. Хайдеггер: философия – это то, чем занимаются философы (т. е. философствование) Философствование – процесс живого размышления, речения и письма

4. Структура и функции философского знания Основные разделы философского знания онтология («учение о бытии» , о мире) антропология («учение о человеке») Предмет рассмотрения Проблемы мироустройства Проблемы специфики человека и человеческого существования гносеология Проблемы (эпистемология) познаваемости мира, («учение о знании» , способов, механизмов о познании) и целей познания социальная Проблемы истоков, философия (учение специфики, устройства об обществе и и развития общества и культуре) культуры Основные вопросы Что существует? Каковы начала бытия? Как устроен мир? Кто такой человек? Что отличает человека от других существ? В чем специфика человеческого существования? Познаваем ли мир? Как осуществляется познание? Зачем познается мир? Что такое общество и культура? Как они устроены? Как они развиваются? Как изменить общество?

Три основные функции философии: мировоззренческая, методологическая и социально-критическая. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия формирует у человека определенные взгляды на мир и самого себя. Методологическая функция состоит в том, что философия помогает определить основные способы и приемы познания и деятельности, способствуя формированию адекватного понимания познавательной активности и ее правильной оценки. Социально-критическая функция философии обеспечивает самооценку состояния общества и культуры, понимание основ общественной и культурной жизни, путей их развития и преобразования, .

5. Основные типы философствования С точки зрения культурно-географических различий можно различать восточную и западную философию. По национально-культурному признаку философия бывает немецкая, французская, русская и т. п. По культурно-историческим особенностям философию делят на классическую и постклассическую. Классическая философия охватывает период от древности до 30 -х годов XIX века и включает: античную философию (VI в. до н. э. -VI в н. э.); средневековую философию (II-XIV в.); философию эпохи Возрождения (XV-XVI в.); философию Нового времени XVII в. ; философию эпохи Просвещения (XVIII в.); немецкую классическую философию (XVIII – сер. XIX в.)

Постклассическая философия (с 30 -х годов XIX века по настоящее время) включает различные формы и направления: иррационализм XIX в. , позитивизм, феноменологию, герменевтику, структурализм, философию постмодерна и др. Философия бывает также академическая и неакадемическая. Академическая философия развивается в научных и образовательных учреждениях. Философствование здесь имеет характер научных исследований. Неакадемическая философия представляет собой литературу особого жанра и стиля, чаще всего эссеистику.

6. Проблема метода в философии. Метафизика и диалектика Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, каким способом размышления пользоваться. Способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы появились еще в древности, неклассические – оформились в ХХ веке. Основными классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др. Аристотель: все другие науки более необходимы, но лучше метафизики нет ни одной Диалектическое рассуждение с участием Сократа

Метафизика (от греч. meta ta physika – «после физики») – первоначально объединенные по смыслу фрагменты сочинений Аристотеля, помещенные Андроником Родосским (I в. до н. э.) после сочинения «Физика» ; основной философский труд Аристотеля. Предметом метафизики (или «первой философии») является исследование начал, сущностей, причин, конечных целей сущего. Такой характер предмета обусловлен попыткой рассмотреть «сущее как сущее» , само по себе, безотносительно к его конкретным проявлениям (в отличие от физики, изучающей конкретные проявления сущего). Поэтому метафизика – это «наука о сверхчувственном» , т. е. умопостигаемом. Метафизический метод отличают такие черты, как: обращение к абсолютным, предельным основаниям бытия; отвлечение от конкретных проявлений бытия; мышление о предметах в их неизменном виде; построение отвлеченных схем при помощи чистого мышления. Классическими примерами метафизических размышлений являются учения Платона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта и др. Так, например, Платон утверждал, что для каждой вещи существует своя вечная идея (первообраз). Декарт полагал, что есть неизменные универсальные правила размышления. Спиноза считал, что существует единая субстанция (основание мира), а Лейбниц постулировал наличие предустановленной мировой гармонии. Независимо от предмета рассмотрения речь шла о допущении существования чего-то сверхчувственного, вечного и неизменного.

Диалектика (от греч. dialektike – искусство вести беседу, спор) – первоначально умение мыслить противоположностями, усматривая в объектах и явлениях самые разнообразные связи и отношения. Начала диалектического мышления обнаруживаются еще у древних. Гераклит, говорит, что одно и то же различно и даже противоположно. Например, «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же – гибель и отрава» . Диалектическое рассмотрение реальности требует учитывать два основных принципа: принцип всеобщей связи объектов, явлений и процессов, реализующийся в усмотрении разнообразия отношений и противоположностей; принцип развития, учитывающий непрерывные, направленные и необратимые изменения в объектах.

Наиболее полную разработку и применение диалектического метода мы находим у Г. Гегеля и Ф. Энгельса. Гегель полагал, что развитие можно рассмотреть как переход от возникновения противоположностей к их снятию с переходом на новый уровень развития. Общая схема развития у Гегеля имеет вид логической схемы: тезис (начальное состояние объекта) – антитезис (отрицание начального состояния) – синтез (снятие противоположностей через отрицание отрицания, т. е утверждение нового состояния). Примерами диалектических триад могут быть следующие отношения между понятиями: «небытие ↔ бытие → становление» . В данном случае оппозиция небытия и бытия снимается в понятии становления как процесса перехода от небытия к бытию, и, таким образом, противоположности (бытие-небытие) выступают как моменты единого процесса (становления); «становление ↔ ставшее → изменение» . Теперь в качестве оппозиции становлению берется ставшее как отрицающее незавершенность становления. Оба момента (незавершенность и завершенность) синтезируются в понятии изменения как незавершенности, стремящейся завершиться.

Публикации по теме