Владыка пантелеймон шатов где служит. Епископ пантелеимон (шатов) о создании христианской семьи. Таинство любви. Исповедь. Почему для прощения грехов нужен священник

– председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством города Москвы, духовник Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, духовник Православной службы помощи «Милосердие» – часто встречается с молодежью, в том числе и для бесед о браке и семье. На этих встречах поднимаются вопросы, особенно волнующие девушек и молодых людей: на каком фундаменте можно построить крепкую семью? как найти в этом мире любовь? как преодолеть одиночество? как выбрать будущего супруга? как противостоять искушениям современного общества? Об одной из таких встреч – публикуемый ниже материал. Владыка Пантелеимон сказал свое святительское слово о любви и радости, а затем ответил на вопросы присутствующих.

Общение со Христом и есть выход из безвыходной ситуации

Мы живем в такое время, когда семья разрушается. Разрушается, прежде всего, потому, что люди решили сами искать выход из тех проблем, которых сегодня так много в мире. Они повторяют ту ошибку, которую допустили в раю Адам и Ева. С ними был Бог. Они жили в Раю. Там не было зла, и Бог хотел, чтобы они стали богами по благодати. Но они послушались голоса злого духа, который соблазнил их предложением стать «как боги», вкусив запрещенный плод, нарушив заповедь Божию. Так злой дух обманом заставил первых людей самих искать путь к совершенству через плоды познания этого материального мира. Современные люди идут по тому же ложному пути Адама и Евы. Люди думают, что наука и экономика – главное для человека. Они пытаются решать проблемы, но проблемы только увеличиваются. И мы знаем, к чему в конце концов это приведет.

Семья разрушается, потому что люди теряют связь с источником любви – с Богом

Семья разрушается, потому что люди теряют связь с источником любви – с Богом. И если мы хотим, чтобы нашу жизнь устроил Бог, помог нам в этой жизни найти того, кто может быть нашим супругом, то мы должны обращаться за помощью к Богу.

Мы понимаем, что не каждый человек в современном мире может найти себе достойного спутника жизни. Но лучше не соединять свою жизнь с каким-то недостойным человеком, потому что иначе ваша жизнь будет еще хуже. Только Господь способен показать нам тот путь, который приведет нас к радости. Ведь мы все хотим радости и любви. А любовь возможна не только в браке.

Иисус Христос говорит о любви к людям. В Евангелии есть заповедь о любви даже к врагам. 2000 лет тому назад на Землю пришел Христос, жил с апостолами, умер на кресте, воскрес из мертвых, взошел на Небеса и остается с нами. В общении со Христом и решаются все проблемы. Это общение и есть выход из безвыходной ситуации, в которой находится человечество.

Люди, которые не знают, как решить семейные и другие проблемы в этой жизни, в общении со Христом находят все ответы. Я думаю, что если в вашей душе есть немирность, неспокойствие, безрадостность, то это не потому, что у вас нет семьи. Есть другая причина. Она, наверное, в том, что вы далеки от Бога. Вы не идете ко Христу, не хотите Его впустить в свое сердце, не хотите Его принять, соединиться с Ним в Таинствах Церкви.

Верующий человек не чувствует себя одиноким

Господь для того и пришел на землю, чтобы мы были не одни

Человек, который хочет создать семью, обычно жалуется на одиночество. В Библии сказано, когда Адам был сотворен Богом: «Нехорошо быть человеку одному» (Быт. 2: 18). Но Господь для того и пришел на землю, чтобы мы были не одни. Он сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Люди, которые любили и знали Христа, говорили: «То, чего мне недостает, возместит общение с Господом». Господь никогда не посрамлял эти надежды. Он всегда приходил и утешал, помогал и радовал тех, кто имел в этой жизни недостаток, но молился Христу.

Сотворение Евы

Блаженная Матрона была слепой, инвалидом, но она обрела благодать Божию и счастье в этой жизни. Мученики, которые страдали за Христа, иногда даже не чувствовали своих мук. Люди, которые раздавали всё, что было у них, и потому не имели ничего, владели всем миром, когда обретали Христа. «Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем», – говорит апостол Павел (2 Кор. 6: 10). Монахи, которые отказывались от всего, затворяли себя в тесных кельях и пещерах, даже закапывали себя в землю – получали ту радость, которую этот мир не может в себя вместить, которая не сравнима ни с какой другой радостью.

Главная проблема человечества в том, что люди мучаются из-за одиночества. Об этом вся современная литература, музыка, кино. Эту проблему рассматривают философы и журналисты. Они много пишут, рассуждают, как быть и что сделать, чтобы решить эту тяжелую проблему – избавить людей от одиночества.

Но в чем причина одиночества? Одиночество возникает именно потому, что душа не имеет общения с Богом. Какой же выход? Христиане знают, где выход. Выход состоит в обращении к Тому, Кто пришел на Землю и, не перестав быть истинным Богом, стал истинным Человеком, подобным нам, – во Христе Иисусе.

Когда Адам был в Раю, там был Бог. Но этот Бог, Который был в Раю, был не Богом воплотившимся, а Богом пребывающим. Адам каким-то образом видел Его. Но когда совершилось воплощение Бога – Бог пришел на землю и стал Человеком, – ситуация во всей Вселенной изменилась в корне.

Если не любишь Бога, как будешь любить человека?

Теперь мы не можем ссылаться на то, что у нас нет радости, на то, что мы одиноки, ведь с нами есть Христос, Который пришел на землю, мы можем иметь общение с Ним в церковных Таинствах. Вне этого общения ни один человек, ни семья, ни общество, ни всё человечество не могут иметь полноты радости. Потому что, если бы мы могли иметь радость без Христа, зачем Христу было бы становиться Человеком? Нет, альтернативных Христу источников радости и жизни не существует.

Иисус Христос дает нам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина в Евхаристии. Он умер за нас и готов умереть за каждого из нас снова, если это было бы нужно. Иисус Христос любит нас и будет любить так, как не может любить ни один человек, как не будет любить нас никакой отец, никакая мать, никакой жених, никакая невеста, никакой муж, никакая жена.

Если сейчас, когда вы живете одни, вы не имеете общения со Христом, если вы пренебрегаете Его любовью, если вы не отвечаете ничем на эту любовь, то как вы будете жить с человеком, подобным вам? У которого есть недостатки, который не будет любить так, как любит Христос? Подумайте об этом! Именно в этом причина всех неустройств: немирности и боли в вашей жизни. Именно от этого у вас пусто в душе, именно это – причина трагедии вашего одиночества. Источник же этой трагедии – ваш свободный выбор. Только вы решаете: идти ко Христу или отвергнуть его.

«Заведу ребенка»

Ребенок – не собачка, его нельзя “завести”. Ребенку нужна семья

Кто-то пытается и так побороть одиночество: решает родить «для себя» ребенка. Женщина думает: «Заведу ребенка. Подберу его отца по анализам крови, чтобы был здоровый, с нормальной наследственностью, и рожу от него ребенка». Это эгоизм. Эти женщины думают не о ребенке, которого хотят родить, а о себе. И семья им не нужна. Но ребенок – не собачка, его нельзя «завести». Ребенку нужна семья. И как расти ребенку без отца?

Отдайте любовь тем, кто нуждается в помощи

В то же время как можно говорить об одиночестве, когда так много людей нуждаются в помощи? Как много детей, которым нужна любовь! Есть семьи, где ребенка никто не любит. Есть детские дома, есть дети-инвалиды, которых никто не собирается усыновить или удочерить, взяв себе в семью. Отдайте им эту любовь, попробуйте это сделать не в мечтах, не в своих планах, а в жизни.

Некоторые люди говорят: «У меня есть любовь в душе, но эту любовь не на кого излить. Мне нужен человек, на которого я излила бы всю свою нежность, всю любовь, чтобы я заботилась о нем, готовила то, что он любит кушать, ухаживала…» Есть сосуды и для этой любви: бездомные, дети-сироты, больные в больницах, многодетные семьи, где у мамы не хватает любви и заботы на всех детей, одинокие престарелые, люди самых разных возрастов, самых разных положений. Очень много людей, которые нуждаются в любви. У нас есть сообщество добровольцев , которые помогают людям, нуждающимся в нашей помощи и любви.

Иногда слова: «Я одинок. Я бы хотел, чтобы у меня была своя семья», – на самом деле ложь, обман, прикрытие. Мы не умеем любить, радоваться. Мы не умеем верить в Бога. Но ищем себе какую-нибудь замену всему этому. Кому-то нужен наркотик, кому-то бутылка водки, кому-то компьютерная игра, а кому-то – семья. Но семья – это не шутка. Это серьезное дело.

Брак и физиологические потребности

Есть и еще проблема, о которой нужно сказать. Человек говорит: «Мне нужно создать семью, я не могу быть один, потому что мне нужно удовлетворять физиологические потребности». Человек не может обходиться без еды и без питья. Но человек вполне может жить и быть счастливым без «этого». «Это» совершенно необязательно человеку. Когда он научился «этому», насмотрелся всякой дряни, намечтался всякой гадости, тогда он, конечно, без «этого» не может жить. Но можно привыкнуть и навоз жевать, и тогда без навоза не будет никакой жизни.

Брак не для того, чтобы удовлетворять какие-либо “потребности”, а для того, чтобы учиться любви и жертвенно служить другим

Что же делать? Отвыкать от привычки! Если ты стал алкоголиком, то надо идти к врачу и излечиваться от алкоголизма. Если ты наркоман – есть центры, которые помогают освободиться от наркозависимости. Так же точно и от этой якобы потребности человек может и должен излечиться. В браке она будет вам только мешать. Брак не для того, чтобы удовлетворять какие-либо «потребности», а для того, чтобы учиться любви и жертвенно служить другим: супругу и детям.

Брак – это школа любви и целомудрия . Нецеломудренный человек, вступая в брак, оказывая потворство своим страстям, часто может стать даже худшим. Ему понадобится еще что-то, чтобы как-то свои страсти удовлетворять. Но это же какое-то скотство. Человек должен жить для души, для духа, он не должен потворствовать своему телу. Это причина совершенно не убедительная для вступления в брак.

Верующий человек вступает в брак для того, чтобы создать Малую Церковь, чтобы учиться любить, чтобы служить, учиться слушаться, смиряться, нести ответственность за другого, ухаживать, заботиться о ком-то. В этом заранее надо тренироваться. Может быть, Господь не дает вам любимого человека, пока вы еще не умеете так любить, пока у вас это только в мечтах.

Давайте будем учиться этому. Создадим такие курсы. Дадим каждому из вас по подопечному, которого вы будете любить, о котором будете заботиться: кому-то – ребенка, кому-то – бомжа, кому-то – какого-нибудь больного. Я понимаю, это смешно, может быть, звучит, немножко я утрирую, но в принципе так можно поступать.

И ваши близкие нуждаются в помощи: мама, папа, бабушка, дедушка, родственники. Вокруг нас очень много людей, которые нуждаются в помощи.

Живите радостно!

У нас у всех есть таланты. Кто-то может писать стихи, кто-то – играть на музыкальных инструментах или петь. Можно очень интересно жить на свете. Надо пользоваться этой возможностью – интересно жить, пока еще живем.

Надо выстроить график счастливой жизни, радостной жизни. Не нужно спешить угнаться за чем-то, не нужно спешить всё сделать. Нужно сделать жизнь радостной, такой, чтобы душа радовалась. Достичь это вам поможет Христос, Церковь. У Церкви есть опыт счастливой жизни.

Ну и один маленький практический совет: пораньше ложиться и пораньше вставать. Это важно, чтобы избежать уныния.

Утро – лучшее время для молитвы

“Душа, обновленная сном… сама собою просится, чтобы пустили ее туда, где вся ее отрада, – перед лицо Отца Небесного”

Если вы одиноки, вам обязательно надо молиться. Для этого надо утром пораньше вставать. Есть такое место в Евангелии, где говорится о том, как Господь утром, «встав весьма рано», вышел и удалился в пустынное место и там молился. Святитель Феофан Затворник говорит: «Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать молитве в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух, потому сама собою просится, чтобы пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца Небесного, в сообщество ангелов и святых».

В утреннее время удобнее молиться, чем после, когда налягут на душу заботы дня. Но, к сожалению, эти слова были написаны тогда, когда ритм жизни был немножко другой. Вы, наверное, не согласитесь с этим. Вам, может быть, легче молиться вечером, чем утром. Но я по себе заметил, что утренние молитвы помню наизусть, а вечерние никак запомнить не могу: вечером голова устает. Некоторые молятся только вечером, а утром торопятся, только проснутся – и сразу по делам бегут… Но очень важно начать дела именно с молитвы. Утро – важное время для молитв.

Чтение с разбором

Нужно подумать и о том, что читать. Потому что не всё надо читать. Новости не надо читать! Не надо! Зачем погружать в это ум? Тем более что эти новости написаны людьми, которые хотят не рассказать о том, что происходит на самом деле, а сформировать наше однобокое мнение об этом событии, повернуть наши мысли в какую-то сторону. И пишут только страшное, так что кажется: уже конец всему! Зачем всё это читать? Вы и так про самое главное узнаете. Третья мировая война начнется – вам обязательно скажут, не расстраивайтесь!

Нужно читать хорошие книги , слушать хорошие книги – сейчас можно найти в интернете аудиозаписи книг. Составить реестр хороших книг и вечером что-нибудь хорошее почитать или послушать. Чтение хороших книг очень помогает стать счастливым.

Чтобы побороть одиночество, обязательно нужно что-то делать вместе: это может быть совместное служение какое-нибудь, занятия спортом, отдых, паломничества, походы… Нужно заниматься творчеством. Нужно заниматься спортом: тело должно работать. Нет времени на спорт, да просто снег покидать, когда он выпадет, подметать двор, если нет снега. Девушкам не стоит заниматься боксом, тяжелой атлетикой или в футбол играть – им подойдет тот спорт, который делает сильными и изящными.

Для мужчин – борьба, бокс, тяжела атлетика. Или в футбол погонять. Можно записаться на большой теннис, можно организовывать велопробеги…

Приходишь на Литургию грешным и нечистым, а уходишь святым

Самое главное в жизни – Литургия. Важно готовиться к Литургии, так молиться, так в ней участвовать, чтобы это было радостно – так радостно, как это было для святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорил: «Когда я не служу Литургию, я умираю». Он обличал современных ему людей в том, что они маложизненно участвуют в Евхаристии. Нужно любить Литургию, как любили ее святые.

Я себе жизни не представляю без Евхаристии. Это самый главный момент дня, самый главный момент в жизни моей. Это такая радость! Каждый раз она новая! Каждый раз по-новому ты слушаешь эти слова, повторяешь их, читаешь их. Приходишь на Литургию грешным, плохим, нехорошим, грязным, нечистым, с мыслями какими-нибудь нехорошими, а уходишь святым. Литургия очищает человека, делает в соединении со Христом другим. Христианин на Литургии воспринимает дар Духа Святого.

Основа духовной жизни – иметь духовника

У каждого должен быть свой приход, свой храм, свой духовник

У каждого должен быть свой приход, свой храм, свой духовник. Как выбрать духовника? Если человек живет в тайге, где мало священников, где мало храмов, там, наверное, это сделать сложно, но в Москве так много хороших священников.

В своем приходе должен быть духовник, или это не важно? В своем приходе! И лучше всегда одному духовнику исповедоваться. Одна мама должна быть или сколько? Учитель начальных классов всегда один, учитель по английскому тоже один. Если разные учителя, то разное произношение, разные методики преподавания. Конечно же, учитель должен быть один, одна мама, один папа, одна Родина, один духовник, одна Церковь, один Бог. Батюшки бывают единодушные, но все-таки дают разные рекомендации.

Основа духовной жизни – иметь духовника, духовного руководителя, учителя.

Недавно Архиерейское совещание приняло документ об участии верных в Евхаристии . В нем сказано, как сегодня миряне должны участвовать в Литургии. Там очень часто говорится: «Это должен решить человек со своим духовником». Как часто причащаться, как поститься, какое молитвенное правило к Литургии должно быть у человека? Если нет духовника, как это решить? Духовник нужен для того, чтобы научиться хотя бы немножко слушаться.

Уметь слушаться – важное качество для семейной жизни.

После своего слова владыка Пантелеимон ответил на вопросы присутствующих.

Перед тем, как идти под венец

– Какие чувства могут служить достаточным основанием для вступления в брак? Когда нет сильной любви, но есть привязанность, симпатия, уважение, это хорошее основание?

– Должны быть не только чувства, но еще и рассуждение. Сердце должно согласиться с умом. Ум должен согласиться с сердцем. Потому что неправильно говорится: «Сердцу не прикажешь», «Это сильнее меня» и подобное. Это очень опасно.

Когда ум и сердце согласуются, и родители дадут благословение, и духовник благословит, тогда через год можно думать о создании семьи

Когда ум и сердце согласуются, и родители дадут благословение, и духовник благословит, тогда через год можно думать о создании семьи. Может быть, и раньше, если духовник благословит.

– Как правильно строить отношения, чтобы влюбленность переросла в любовь?

– Я думаю, тут очень важно исполнять следующее правило: когда девушка начинает встречаться с молодым человеком и у нее возникают к нему чувства, она должна «держать ногу на тормозе». Она не должна давать этим чувствам развиваться. Потому что, пока он не предложил ей руку и сердце, она может очень ошибиться в его намерениях. Молодые люди переменчивы, разборчивы. «Рынок» невест большой, и они выбирают невесту не сразу.

Надо держать контроль над собой. В этом помогает молитва и исповедь.

Чтобы влюбленность переросла в любовь, нужны время и воля Божия. Влюбленность – это чувство, желание, которое ослепляет человека, когда человек не видит недостатков другого и руководствуется одним только сердцем. Влюбленность бывает разная. Случается, что влюбленностью называют просто тягу к человеку противоположного пола. Но это не влюбленность, это называется по-другому.

Надо постараться до вступления в брак увидеть в избраннике всё плохое, что в нем есть, чтобы понять, за кого ты выходишь замуж. Чтобы не получилось так: выходила за одного, а вышла за другого. А ведь назад дороги не будет: батюшка повенчал уже. Поэтому надо не спешить и увидеть всё трезво, реально: какой он? Когда постараешься увидеть его, тогда и может появиться любовь, которая такова, как о ней говорит апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 4–8).

– Если нравится молодой человек, но у вас не всё так быстро получается, как хотелось бы, значит ли это, что он не твой человек, что он не предназначен тебе?

– Нет, не значит. Всякое может быть.

После того, как люди договорились, что они хотят вступить в брак, должен пройти год. И не надо ни в коем случае спешить

После того, как люди договорились, что они хотят вступить в брак, должен пройти год. И не надо ни в коем случае спешить: выбор жениха или невесты бывает раз в жизни! Очень важно не ошибиться!

– Правда ли, что у каждого человека есть свой суженый или суженая, то есть Богом предуготованный человек?

– У каждого есть Ангел-Хранитель – это точно. Для каждого, мне кажется, у Бога приготовлен духовник. Это я тоже могу свидетельствовать. А вот о суженом…

– Может ли Господь изменить Свой план о человеке?

– Вы помните историю о пророке Ионе и Ниневии (Ион. 1)? Пророк Иона был послан в город Ниневию, чтобы сказать жителям, что через три дня город будет разрушен за их грехи. И пророк не хотел пойти туда, потому что знал: Бог человеколюбив и может изменить Свой план. А если он предскажет то, что не исполнится, какой же он пророк? И Иона хотел убежать от Бога, но Господь так устроил, что он оказался в этом городе и сказал его жителям: «Ваш город будет разрушен». Они стали каяться, плакать, просить прощения у Бога. Господь их помиловал. Иона так расстроился! Ушел из этого города, сел под каким-то растением с большими листьями – и сидел там в унынии от того, что не исполнилось его пророчество. Тогда Господь послал червей, они съели это растение, и Иону стало палить солнце. Он еще больше опечалился. И Господь сказал ему: «Ты печалишься, что растение завяло? А ведь в этом городе столько детей, которые еще не выросли выше стремени коня, что же, Мне их не жалко разве? Если они покаялись – Я их должен простить».

Господь меняет Свои планы. Был план в отношении нашей Родины, что она будет предана католичеству за плохую жизнь людей, а цари у нас будут иноземцами. Но Господь внял молитвам Божией Матери и всех святых, изменилось Смутное время, Москва была освобождена от поляков, на русский трон был возведен царь Михаил, а на Патриарший престол – его отец. В русской истории наступило замечательное время.

Бог может менять Свои планы и относительно нас. Даже если для девушки не готов «суженый», но она готова к браку, Господь Иисус Христос увидит, что вот замечательная девушка – будущая многодетная мать, которая сможет воспитать святых детей – подчеркну: святых детей , – тогда Он создаст для нее мужа «из ничего», потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму.

А может быть и наоборот: для девушки уже готов «суженый», но она начинает себя вести безобразно: перестает в храм ходить, не причащается, живет без духовника, посты не соблюдает, смотрит всякую гадость, сидит всю ночь в интернете вместо того, чтобы помолиться Богу. И вот этот «суженый» находит себе другую. Или умер: у него разрыв сердца, под трамвай попал… План изменился. Господь может так строго наказать. Страшно? Простите меня. Поэтому старайтесь вести себя правильно.

– Как следует вести себя православной девушке, чтобы показать свою заинтересованность в понравившемся ей молодом человеке?

– Если человек православный, то нужно пойти к его духовнику. Если у него нет духовника – лучше с ним не общаться. Если есть духовник, можно поговорить с его духовником и сказать: «Так, мол, и так, мне нравится этот человек». Если духовник увидит, что вы хорошая девушка, он подскажет, намекнет молодому человеку – знаете, как может намекнуть только духовник. Он же тоже думает о своем чаде, о том, как устроить его жизнь.

– Если я до сих пор не научилась выбирать, как этому научиться?

– Надо молиться и спрашивать совета у духовника. Духовник подскажет, как выбирать. Я повторюсь: сердце и ум должны быть в согласии. Нужно выбрать хорошего человека. Он должен быть добрый, отзывчивый, смиренный, тихий, кроткий, мужественный, радостный… Я рисую идеальный образ? Нужно стремиться к тому, чтобы эти качества присутствовали. Чтобы не был пьяница или наркоман, чтобы не дрался. И чтобы не сидел всё время в интернете. И чтобы он был целомудренный – это тоже важно.

Можно ли молиться о супружестве?

– Когда прошу у Бога мужа, мне всегда почему-то становится стыдно, что я такая грешная и недостойная Божией милости и внимания и дерзаю у Бога что-то для себя выпрашивать. Это правильно или ложно?

Брак – это совсем не та радость, которую обычно представляют. Это подвиг! Это крест! Это очень трудно

– Конечно, ложно! Брак – это совсем не та радость, которую обычно представляют. Это подвиг! Это крест! Это очень трудно. И деток рожать трудно. Кто рожал, знает, каково это.

Просить Бога о браке и можно, и нужно. Тут ничего плохого нет. Брак – это крест, и выйти замуж – это хорошо.

– Я хожу в храм семь лет, ездила в паломничество, не получила просимое. Стоит ли продолжать молиться? Может быть, до Бога не доходит моя молитва? Не угодна или не так молюсь?

– Мне кажется, что нужно желание выйти замуж включить как бы в контекст всей своей жизни. Чтобы оно не было довлеющим. Можно этого хотеть – это естественно, это нормально, ничего плохого в этом нет. Но надо, чтобы жизнь этим не ограничивалась. Надо жить счастливо, свободно, радостно. Это желание можно высказывать Богу, но нельзя на нем зацикливаться. Вот просить Царствия Небесного – надо обязательно.

Каждое желание, высказанное Богу в молитве, должно заканчиваться прошением: «Господи, не моя воля будет, но Твоя – как Ты хочешь». Надо обязательно так молиться. А то можно добиться своего, а потом оказывается, что тебе это было не нужно и не полезно и против воли Божией.

– Вы говорите, что нужно быть радостным и счастливым, вне зависимости от того, получается ли создать семью. А не будет ли так, что человек опомнится ближе к 40–50 годам и поймет, что он жил радостно, а радости-то никакой в жизни теперь и нет. Что говорить близким, укоряющим тебя, что ты, уповая на Бога, беззаботен, не предпринимаешь активных действий для создания семьи?

– А какие активные действия вы можете предпринять? Вывесить свои фотографии во «ВКонтакте» или Фейсбуке и знакомиться со всеми подряд, кто пишет? Откликаться в интернете на все призывы познакомиться? Ходить в семейные клубы? Глазеть повсюду, покупать красивую одежду? Вести себя, как «современные девушки»: ходить в ночные клубы и бары? Как это – «активные действия»?

Упрекают вас, тогда скажите маме так: «Хорошо, мама, я согласна с тобой. Подскажи мне, что я должна делать».

Жить радостно всё равно можно. Если бы вы жили безрадостно до 40–50 лет, вы бы нашли себе мужа? Я не уверен. Так хоть порадовались в эти годы, тоже неплохо.

– Правильно ли я понимаю, что у Бога нужно просить смирения и терпения для семейной жизни, читать духовную литературу, избавляться от своих дурных качеств, жить церковной жизнью, стараться следовать заповедям…

– Да, всё правильно. Я еще раз повторяю свой тезис, что нужно научиться жить радостно, невзирая на то, в каком статусе вы сейчас пребываете.

– Стыдно ли не иметь семью к определенному возрасту? Как этого не стесняться?

Стыдно грешить, стыдно безобразничать, а быть чистой девушкой, радостно жить, служить другим, верить в Бога – какой же стыд?

– Конечно, не стыдно. Стыдно грешить, стыдно безобразничать, а быть чистой девушкой, радостно жить, служить другим, верить в Бога – какой же стыд? Это радость! Это – подготовка к вечной радости Царства Небесного!

«Красивая жизнь» вне брака

– Что можно сказать близким, одобряющим «красивую жизнь» – с дорогими подарками, дальними поездками – вне брака? Они аргументируют это тем, что можно до конца жизни просидеть в «старых девах»…

– Что объяснишь тем людям, которым грех кажется красивым, удобным, приятным и необходимым?! Тут ничего сказать нельзя. Можно только помолиться за них.

– Как поступить, если мужчина, утверждающий, что он тоже верующий, настаивает на интимных отношениях до брака?

– Надо сказать ему так: «Давай сходим к моему духовнику и спросим его. Если он благословит – я готова».

А вообще лучше не знаться с таким человеком. Ему нужна не счастливая семейная жизнь, а что-то другое. Надо быть осторожней.

Молодые люди должны быть с девушками очень строгими, такими, знаете, холодными. В компании со всеми вместе можно общаться, но так вот отдельно с кем-то близко сходиться, если нет намерения серьезных отношений, – нельзя.

Можно ли выйти замуж за язычника?

– Можно ли выйти замуж за язычника?

– Нет, нельзя.

Девушки иногда отзываются на предложения о замужестве людей нецерковных. Я им в этом случае говорю: «Хорошо, приходи с ним ко мне, мы побеседуем». И бывает, что нецерковный юноша соглашается на наши условия:

  1. ждать до венчания год;
  2. приходить на исповедь;
  3. читать Евангелие.

Надо постараться постепенно привести его к вере. Молиться за него. Он может стать православным. Я знаю такие хорошие семьи, где девушки обращали женихов, которые становились очень хорошими мужьями.

Но выходить замуж за человека нецерковного, неверующего – нельзя! Это будет грех. Тогда по правилам вас нужно будет лишить возможности причащаться Святых Таин. Вы отдали себя Христу, вы со Христом соединяетесь в Таинстве Причастия, вкушаете Его Тело и Кровь, и когда вы вступаете в такой брак, то вы душой и телом соединяетесь с человеком, который не знает Христа. Это неправильно с точки зрения Церкви.

– Если человек находится в длительной командировке больше года, как сохранить отношения?

– Мне кажется, в наше время это очень легко: общаться через скайп, интернет, телефонные звонки, смс-ки, фейсбук… Фотографироваться каждый день и посылать ему фотографии. И пусть он себя фотографирует. Но главное – молиться. Любовь как раз и проверяется такой разлукой. Если через год он вернется и так же будет пылать любовью или хотя бы в нем будет теплиться это чувство, тогда можно готовиться к свадьбе.

Духовник должен быть у каждого

– Обязательно ли иметь духовника?

– Обязательно! Я не знаю, как люди живут без духовника. У меня был период, когда у меня не было духовника, и, честно говоря, я просто унывал и был на грани отчаяния.

– Почему так необходимо, чтобы у обоих супругов был духовник?

– Потому что у них тогда будет меньше ссор. Духовник будет «третейским судьей» при их семейных разборках. Они его оба уважают, они прислушиваются к его словам. Лучше, чтобы у супругов был один духовник, но не всегда это, к сожалению, получается.

Повторю еще раз: духовник должен быть у каждого!

____________________________________________

Молебен о создании семьи проходит регулярно раз в месяц в храме царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. О дате очередного молебна вы можете узнать на ресурсах:

Шатов Аркадий Викторович.

Дата рождения: 18 сентября 1950 г. Дата хиротонии: 15 апреля 1979 г. Дата пострига: 17 июля 2010 г. День ангела: 9 августа Страна: Россия Биография:

В 1977 г. поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу во второй класс.

26 августа 1978 г. архиепископом Владимиром (ныне митрополитом Киевским и всея Украины) рукоположен в сан диакона. Перешел на заочное отделение МДС и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм с. Николо-Архангельское.

15 апреля 1979 г. на праздник Входа Господня в Иерусалим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Троицкой церкви в с. Голочелово Московской области. Переведен в 1984 г. вторым священником в Тихвинский храм г. Ступино, а в 1987 г. в Смоленский храм с. Гребнево.

В ноябре 1990 г. назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При храме было создано Свято-Димитриевское сестричество.

В 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было открыто Свято-Димитриевское училище сестер милосердия (учредители: правительство Москвы и Свято-Димитриевское сестричество), духовником училища стал о. Аркадий.

В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности приЕпархиальном совете г. Москвы. С 2005 г. является заместителем председателя Попечительского совета Больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41) избран викарием Московской епархии с титулом «Орехово-Зуевский».

17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя.

Наречен во епископа 20 августа 2010 г. в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Хиротонисан 21 августа за Божественной литургией в Спасо-Преображенском соборе Соловецкой обители. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

С декабря 2010 г. по 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 14) назначен на Смоленскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 161) включен в составПатриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства (с марта 2012 г. — Патриаршая комиссия).

Постановлением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 23) назначен Преосвященным Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, с освобождением от управления Смоленской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющимВосточным викариатством г. Москвы.

Вдовец, имеет четыре замужних дочери, 19 внуков.

Церковная благотворительность: итоги 2018 года и планы на 2019 год

Исповест је важнија од погружавања у воду

Епископ Пантелеимон: как молиться за погибших и пострадавших в Кемерове?

Беседа 7. Церковная жизнь православной семьи

Православные просветительские курсы

Заповедь о любви

Отношение Церкви к донорству

Вера «Милосердия»

Помочь помогающим

Помогать до и после рождения

О демографическом кризисе и защите жизни детей

О тайне радости

«Добро сильнее зла»

Корень всех человеческих грехов - в самолюбии

Тему об отношении к инвалидам нужно включить в курс религиозных культур и светской этики

Радость жизни нельзя заменить вином

Открытое письмо студентам ИГУМО, участвовавшим в круглом столе «Хэллоуин в России: за и против»

Если Бог есть Любовь, то и человек есть любовь

«Главная радость – это радость любви»

Епископ Пантелеимон: община сегодня - это как костер в тундре

Подвиг Христовой нищеты

Церковная благотворительность - дело профессионала или образ жизни христианина?

Возможен ли Бог в мире страдания

«"Бедная вера" не угрожает православию»

Смерть, которой ждут

Интервью с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном (Шатовым)

Епископ Пантелеимон о семье и браке: часть 2

Епископ Пантелеимон о семье и браке: часть 1

Таинство любви. Исповедь. Почему для прощения грехов нужен священник?

Таинство любви. Исповедь

Приемный ребенок: выбор сердца и разума

Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном

О жизни в браке, причинах сиротства и помощи семье

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: «Пусть нас считают дураками, безумцами и сумасшедшими»

Нам не дано выбирать свою смерть

Что Церковь может сделать для спасения семьи?

Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон: Служение ближнему - это лучшая проповедь

На молитвенном стоянии 22 апреля мы будем просить прощения у Бога за то, что случилось

Каждое письмо от отца Павла мы ожидали как Суда Божьего.

Воспоминания об отце Павле (Троицком)

Инвалиды души. Как творить добрые дела.
Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном (Шатовым)

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси(Шатов Аркадий Викторович)

В 1968-1970 годы проходил службу в армии

В 1971 году вступил в брак

В 1974 году принял крещение

В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы . С 2005 г. является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41) избран викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский

17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

18 июля 2010 г. на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры .

20 августа 2010 г. архимандрит Пантелеимон был наречен во епископа . 21 августа за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких .

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла, которое было объявлено на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 года, владыке Пантелеимону поручено окормлять приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

С 22 марта 2011 года член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 14) назначен на Смоленскую и Вяземскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 161) включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства в качестве заместителя председателя.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал № 23) освобожден от управления Смоленской епархии в связи с увеличением объема работы на должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Священный Синод постановил ему быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Восточным викариатством г. Москвы.

Является членом:

  • Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви;
  • Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан (под руководством Д. А. Медведева);
  • Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (под руководством О. Ю. Голодец);
  • Общественного Совета Департамента здравоохранения города Москвы.

Вдовец, четыре замужних дочери, 20 внуков.


интервью для историко-литературного журнала СТРАННИКЪ

Биография епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова)

Воспоминаниями о своем детстве владыка поделился в небольшом интервью, данном им в день приезда на Смоленскую кафедру корреспонденту пресс-службы администрации Смоленской области.

Родился будущий архиерей в Москве 18 сентября 1950 года в семье служащих.

«Моя бабушка, Мария Ефимовна, была из мещан города Смоленска. Отсюда был родом и мой дедушка. Моя мама родилась у них в 1923 году, - рассказал епископ. - Дедушка и бабушка были обвенчаны в Верхне- Георгиевской церкви. Скорее всего, в ней же было совершено Таинство крещения над моей мамой. Сам я летом бывал в Колодне, где жили мои дядя и тётя. Я купался в Днепре, собирал грибы в Смоленских лесах».

С 1968 по 1970 годы будущий епископ служил в Советской Армии. В 1971 году женился. В 1974 году принял крещение. В 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу на второй курс.

26 августа 1978 года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен в сан диакона. Перешёл на заочное отделение Московской духовной семинарии и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм села Николо-Архангельское.

15 апреля 1979 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил в сан священника и назначил отца Аркадия настоятелем Троицкой церкви в селе Голочелово Московской области.

В 1984 году его переводят вторым священником в Тихвинский храм города Ступино, а в 1987 - году в Смоленский храм села Гребнево.

В 1988 году закончил Московскую духовную академию заочно.

В 1990 году умирает его жена, и в том же году он получает назначение настоятелем вновь открывающегося храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Он участвовал в создании вечернего отделения сестёр милосердия при Первом Московском медучилище, которое в 1992 году было преобразовано в Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия, стал его духовником.

В 2002 году назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете города Москвы. С 2005 года является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского.

На 2010 год - настоятель Московских храмов святого благоверного царевича Димитрия при I Градской больнице, святителя Луки Симферопольского при Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и преподобного Серафима Саровского при Свято-Димитриевском детском доме.

5 марта 2010 года постановлением Священного Синода назначен председателем Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

31 мая того же года постановлением Священного Синода ему определено быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии.

17 июля 2010 года в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры во имя святого праведного Филарета Милостивого Патриархом Московским и всея Руси Кириллом пострижен в малую схиму и наречён в честь великомученика и целителя Пантелеимона, а 18 июля в Успенском соборе Лавры патриархом Кириллом возведён в сан архимандрита.

20 августа 2010 года в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря состоялось его наречение, а 21 августа в том же соборе за Божественной литургией - архиерейская хиротония, которую возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

29 сентября 2010 года для возрождения диаконического служения в Марфо-Мариинской обители владыке было поручено совершать богослужения в этой обители, наблюдать за духовной жизнью сестёр, принимать участие в решении текущих дел обители, он также вошёл в попечительский совет обители.

22 марта 2011 года владыка Пантелеимон назначен епископом Смоленским и Вяземским. (Епископ имеет четырех замужних дочерей, одиннадцать внуков).


- Вы были сельским священником, хотелось бы больше узнать о жизни сельских пастырей. Расскажите о своем личном опыте.

Время, когда я служил в селе, для меня было, конечно, с одной стороны - временем тяжелым, а с другой - радостным. Я тогда не представлял, какие проблемы есть у священника городского, какие трудности есть у архиерея. Я не ценил того, что было тогда у меня. Это время былоначалом моего священнического служения. Я очень жалею о тех ошибках, которые сделал, когда был молодым священником. Я излишне строго относился к своим пасомым, много с них спрашивал. Это, конечно, мой грех, что я не был по-настоящему добрым пастырем. В прошлом не ценил время, которого было у меня в избытке, иногда не знал, чем себя занять, слишком мало читал, недостаточно и плохо молился. У меня тогда было мало опыта священнического, не было опыта служения, но время было, конечно, замечательное - мирное, тихое, спокойное.
Я служил в Подмосковье, в селе Голочелово. До этого села нужно было сначала ехать от Москвы на электричке, на автобусе, потом идти пять километров пешком, из которых 2,5 километра, по бездорожью. Дорога занимала около 5 часов. Сейчас ядо Смоленска добираюсь за это же время.

- Каково Ваше отношение к сельским священникам?

К сельским священникам я отношусь с большим уважением. Мне кажется, что сельские священники (я - увы! - был другим человеком) - люди очень добрые. Сельским священникам не нужно никуда спешить, у них мало народа, зато они могут уделить время любому приходящему, поговорить с ним, выслушать его. Я жду, когда смогу посетить сельские приходы, посмотреть, как живут сельские священники на смоленской земле. Это своего рода возвращение в мою молодость, в начало моей священнической жизни.

Считаете ли Вы, что священник должен стремиться уехать из села в город, что село может быть лишь только вехой на жизненном пути?

Я думаю, что настоящий священник должен стремиться к небу. Он должен свидетельствовать о Христе, чтобы помочь своим прихожанам, своим духовным чадам войти в Царство небесное. Был такой замечательный пастырь отец Павел Груздев, который часто повторял: «Сиди, лягушка, в луже, чтоб не было хуже». Священник должен служить там, где начал свое служение. Конечно, иногда есть нужда в изменении места службы по решению священноначалия, но самому стараться переехать, если не случилось чего-то экстраординарного, ни в коем случае нельзя.

Прежде чем задать вам этот вопрос, я должен извиниться, поскольку он касается вашего вдовства. Каково было Вам поднимать на ноги четырех детей, будучи приходским священником? Откуда Вы получали помощь? Были ли люди, которые Вам помогали?

Поднимать детей мне было не так тяжело, как могло бы быть, потому что у меня было много помощников. Одна женщина посвятила себя моим детям, очень много времени им уделяла, с ними занималась. Другие люди мне тоже помогали. У моих детей есть замечательный духовник - отец Владимир Воробьев, который и меня поддерживал в это трудное время.Я часто мысленно обращался к своей почившей матушке, мы с детьми всегда бывали на могилке у нее в памятные дни и всегда просили её помочь нам. Когда она умирала, люди спрашивали её: «Как же, матушка, не боишься умирать? На кого ты детей оставляешь?». Он отвечала, что оставляет на Матерь Божию. И вот её вера оказалась непосрамленной, потому что четыремои дочери выросли, трое замужем за священниками, одна замужем за врачом, который мне много помогает. У меня 11 внуков. Все мои дочери в память о маме своим первым дочерям дали её имя - София.

- Каких замечательных духовных людей на своем жизненном пути Вы встречали?

На моем жизненном пути было немало замечательных людей. Самой главной для меня была не личная встреча, но встреча письмами, с отцом Павлом Троицким. С ним меня познакомил о. Владимир Воробьев. Это замечательный святой XX века, абсолютно прозорливый исповедник веры Христовой, проживший долгий XX век, сидевший в лагерях, тюрьмах, начавший свою жизнь в Даниловом монастыре, окончивший свою жизнь в каком-то тайном месте, скрывший себя от людей, но очень много писавший писем. Письма от него получали: о. Владимир Воробьев, о. Дмитрий Смирнов, о. Александр Салтыков, матушка Иулиания Каляда, игумения Зачатьевского монастыря, о. Глеб Каледа, о. Александр Куликов, о. Валентин Асмус, наверное, и другие замечательные пастыри. Батюшкаруководил нашей жизнью, в письмах мы задавали ему вопросы. Благодаря своему дару, он иногда отвечал на письма, которые еще не получил. Отец Павел нередко предупреждал нас о каких-то сложностях, трудностях, его молитвами совершались удивительные чудеса. И вот эта встреча с ним помогла мне на моем священническом пути, дала мне правильные ориентиры, понимание того, что такое духовная жизнь. Если бы не отец Павел, который помогал мне выбрать правильный путь, наставлял, предостерегал от ошибок - не знаю, что было бы со мной.
Мы пытались найти отца Павла, зная название селения в Тверской областипо телеграмме, которую от него получил о. Всеволод Шпилер. Однако нам это не удалось. В письмах святой старец писал, что он хотел бы остаться неизвестным, как миллионы людей, которые скончались в XX веке. Видимо, это его желание пересиливает все наши усилия по выяснению места, где он похоронен.
Я, даже будучи священником, иногда колебался в вере, поскольку к ней пришел уже взрослым. Однако на все искушения я отвечал: «Если есть отец Павел - значит, есть Бог». Я сожалею, что так мало сделал из того, что он мне писал, что, зная такого великого святого, я сам остаюсь таким никчемным и грешным.
Кроме отца Павла, я знал таких замечательных людей, как о. Павел Груздев, о. Тихон Пелех. Знаком я, и с современными пастырями. Господь благословил меня дружбой с отцом Дмитрием Смирновым. Мой духовник - отец Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского православного университета, который мне очень много помогает в решении духовных вопросов. Когда стало ясно, что моей жене жить осталось немного, он пригласил нас с детьми к себе на дачу. Вся его семья окружила нас удивительной любовью и разделила с нами все скорби и трудности, связанные с болезнью и смертью матушки Софии.

Владыка, жизнь преподносила Вам немало неприятных сюрпризов. Что Вы делаете, когда Вам бывает грустно или плохо?

Когда мне бывает грустно или плохо, я молюсь Богу. Это единственный способ выйти из всех трудных жизненных ситуаций, и, пройдя уже много испытаний и искушений, я могу сказать всем, что Бог никогда не оставляет нашу молитву без ответа. Я могу засвидетельствовать, что Бог всегда помогает, если ты просишь Его, если ты не отступаешь, если ты не перестаешь молиться, если ты борешься с возникающими соблазнами, если ты каешься, просишь Бога о помощи.

Вы являетесь руководителем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Расскажите о работе, которую Вы проводите

Работа заключается в том, чтобы поддержать все те благие добрые начинания, которые есть в нашей Церкви, все дела милосердия, которые совершаются у нас. Мы стараемся призвать к социальному служению как можно большее количество людей, стараемся исполнить все благословения священноначалия, Святейшего Патриарха.

- Владыка, расскажите о традициях празднования Пасхи и Рождества в вашем отделе?

У нас за последние двадцать лет сложились традиции празднования Пасхи и Рождества в Свято-Димитриевском больничном храме. В эти дни мы посещали больницы, социальные учреждения, детей-сирот, детей-инвалидов и много времени отдавали именно этому. Я думаю, что эта традиция должна быть и здесь, в Смоленске, потому что Святейший Патриарх навещает нуждающихся и страждущих, даже бездомным были розданы тысячи подарков от его лица, так что эти традиции надо обязательно возрождать.

Владыка, у каждого священнослужителя есть любимый святой отец, творения которого он любит больше всего читать. Творения какого святого отца Вы больше всего любите читать?

Чаще всего я читаю Авву Дорофея, он был сам начальником монашеской больницы. Его писания являются азбукой духовной жизни. Если в Лествице нас (людей недуховных) многое может соблазнить и многое может напугать, то у Аввы Дорофея можно читать все, и все, что он пишет, применимо не только к монашеской жизни, но и к жизни в миру. Поэтому это мой самый любимый из святых отцов.

- Владыка, нам хотелось бы узнать о Ваших музыкальных предпочтениях.

Я очень люблю Баха. Нравятся мне произведения других композиторов, Свиридова, Моцарта, Вивальди. Но все-таки никто, как Бах, так меня не радует.

Читать произведения писателей мне не всегда интересно, ведь жизнь богаче самого гениального творческого человеческого замысла.Описать то, что в жизни происходит, невозможно. В последнее время я очень люблю читать мемуары или дневники. Последние чаще, потому что воспоминания не всегда соответствуют действительности. На собственном опыте я убедился: ты пишешь совсем не то, что было на самом деле. Ты это понимаешь по-другому. Дневники же отражают настоящую жизнь.

Владыка, вы уже больше месяца находитесь на Смоленской кафедре, каковы ваши впечатления о нашем городе и области?

В Смоленске ритм жизни совсем не такой, как в Москве, люди здесь проще, добрее. Смоляне смиренные люди, более спокойные, общаться с ними гораздо легче, нет такого накала страстей. Конечно, всякое бывает и здесь, на Смоленщине. Везде есть и грешные, есть и святые, добрые люди.
Встречи с людьми светскими меня очень радуют. Среди них есть замечательные люди, верующие, православные, радеющие о спасении душ людей, о возрождении Смоленщины. Например, директор птицефабрики отдала свое помещение под храм. Таких людей, слава Богу, очень много.
Я сегодня в храме встретил женщину, которая подарила мне цветы, хлеб и соль. На мой вопрос: «Вы здесь староста?» - я получил ответ: «Я здесь никто». Я очень рад, что на Смоленской земле я встречаю таких смиренных людей.

- Спасибо, владыка, за интервью. Будем надеяться, что наши встречи станут регулярными. Храни Вас Господь!

Беседовал Константин Забелин

- (греч. Παντελεήμων всемилостивый) имя греческого происхождения. Мирское имя Пантелеймон. Иноязычный аналог Панталеон. Именины Православные (даты даны по григорианскому календарю): 22 января, 9 августа, 27 ноября, 29 ноября Католические: 27… … Википедия

Пантелеимон (греч. Παντελεήμων) мужское имя греческого происхождения, церковнославяская (православная) форма имени Пантелеймон. Носители, известные по имени Пантелеимон (†305) христианский святой, целитель; Пантелеимон (Долганов) (род.… … Википедия

Шатов русская фамилия. Известные носители Шатов, Владимир Сергеевич (1887 1943) партийный и советский работник, хозяйственный деятель, железнодорожник, эмигрировал в США. Шатов, Олег Александрович (род. 1990) российский… … Википедия

ОЦБСС РПЦ Адрес: 109004 г. Москва, ул.Николоямская, д. 57, стр. 7. Тип организации … Википедия

- … Википедия

Русская православная церковь … Википедия

Русской Православной Церкви ОЦБСС РПЦ Адрес: 109004 г. Москва, ул.Николоямская, д. 57, стр. 7. Тип организации … Википедия

В списке представлены ныне живущие архиереи Русской Православной Церкви (Московского патриархата). Епископат Русской Православной Церкви насчитывает (на 20 декабря 2012 года) 313 человек, из них 219 епархиальные архиереи, в том числе… … Википедия

В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

- (сокращённо ВЦС) исполнительный орган Русской православной церкви, действующий при Патриархе Московском и всея Руси и Священном Синоде Русской Православной Церкви. Возглавляется Патриархом и состоит из руководителей Синодальных… … Википедия

Книги

  • Что нужно знать об Исповеди , Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов). Автор книги, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), - глава Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, настоятель храма святого благоверного царевича…
  • Таинство Божественной любви. Беседы об исповеди , Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов). Предлагаемая книга содержит беседы и проповеди о Таинстве Исповеди епископа Орехово-Зуевского Пантелеймона (Шатова), главы Синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному…

Публикации по теме