Религия ацтеков: боги и богини ацтекской цивилизации. Ацтекская и майянская мифология Боги индейцев южной америки

В мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) - бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, их имена варьируются в зависимости от племен, у которых они засвидетельствованы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух(у киче) и др. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны. Даже в настоящее время многие коренные жители Центральной Америки верят, что сова кричит, предсказывая неизбежную смерть, согласно пословице в испанском языке: cuando эль-tecolote canta ... эль-indio muere (когда большая сова поет, индеец умирает).

Кавиль

Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут - топор-кельт. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. К примеру, имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Предметы, связанные с Кавилем - курильница, зеркало. В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока.

Камаштли

Камаштли (Camaxtli) - бог звёзд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы. Творец огня, он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод. Один из четырех богов, создавших мир. Отец Кетцалькоатля. Первоначально у чичимеков Камаштли был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля. Иногда в мифах он является синонимом Мишкоатля.

Кецалькоатль

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - “змея, покpытая зелёными пеpьями” или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат. Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 - 5 вв. до н. э. В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 - 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными - тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают.

Кецалькоатль.

Мифология Месоамерики, в том виде, в каком она сложилась к XVI в. (когда сюда прибыли европейцы), явилась результатом сложного синтеза нескольких, последовательно сменявших друг друга индейских культур. Первой высокоразвитой цивилизацией Центральной Америки считается цивилизация ольмеков, существовавшая в долине Мехико в XV-IV вв. до Р.Х. Все основные божества у них имели ягуароподобный облик, и именно ольмеки положили начало необычайно широкому распространению у индейцев Месоамерики культа ягуара. Тогда же сложились представления о некоторых других важных божествах, игравших огромную роль в позднейшие времена. Так ольмеки почитали Кецалькоатля (первые изображения этого популярного бога относятся к VIII в. до Р.Х.) и верили, что именно он принес им культуру маиса.

Во II в. до Р.Х. ольмеков сменяют сапотеки. Расцвет их цивилизации падает на первые века новой эры. Согласно мифам сапотеков, начало всем вещам дала универсальная божественная пара Косаана и Уичаана. При этом Косаана соотносилась с солнцем и небом, а Уичаана - с землей и водой. Большим почитание пользовался бог дождя и молнии Косихо-Питао (ему приносили человеческие жертвы, чаще детей, а изображали в уродливой маске, с широким ртом и раздвоенным языком). Также почитались бог кукурузы Питао-Кособи. (божество с хоботообразным носом; его символом служил початок кукурузы) и бог земледелия Питао-Шоо (его представляли в виде атланта, который держит на плечах небо).

В тоже время на территорию Месоамерики с севера проникли кочевые племена науа. Главным их центром был город Теотиукан, основанный в конце I в. нашей эры. (В годы расцвета число его жителей достигало 200 тыс. чел.; не позднее II в. здесь был сооружен гигантский храм-пирамида Солнца с длиной основания 210 м и высотой около 70 м; в VII в. город погиб, разрушенный завоевателями-тольтеками). Науа принесли в Центральную Америку культ божественного гермафродита Ометеотля и культ бога дождя Тлалока, о которых будет рассказано дальше.

В VII в. в долину Мехико переселились тольтеки. Их столицей стал город Толлан. Религиозные представления тольтеков послужили основой для всех позднейших мифологических систем. Верховным богом тольтеки признавали Тонакатекутли. Он и его жена Тонакасиуатль считались творцами мира. Они создали четырех сыновей: красного Тескатлипоку, черного Тескатлипоку, Кацалькоатля и Уицилопочтли. Кецалькоатль и Тескатлипока доставили с небес богиню земли Тлальтекутли, полную «во всех своих суставах головами и ртами, которыми она кусалась как дикий зверь, и прежде чем они спустились, уже была создана вода, которую неизвестно кто создал». Из тела богини братья сделали землю, из ее волос – деревья, цветы и травы, из глаз – колодцы, из рта – реки, из носа – долины гор, из плеч – горы. Затем был создан огонь и половина солнца. Наконец Кецалькоатль и Уицилопочтли сотворили человеческую пару, приказав мужчине пахать, а женщине – прясть и ткать. А когда боги увидели, что половины солнца недостаточно для освещения земли, тогда Тескатлипока сам стал солнцем, которое являлось солнцем первого мирового периода.

КЕЦАЛЬКОАТЛЬ. Самое популярное и знаменитое божество индейцев Центральной Америки. Первые его изображения датируются серединой I тыс. до Р.Х. В древности Кецалькоатль почитался ольмеками, затем играл видную роль в мифологии тольтеков, миштеков и ацтеков. Майя почитали его под именем Кукулькана. Имя Кецалькоатля переводят по-разному: «Пернатый змей», «Змей, покрытый зелеными перьями», «Птицезмей». (Слово «коатль» двусложное: «ко» означает змею, «атль» – воду; аллегорически имя бога должно провозглашать единство воздуха, земли и воды). В мифологии тольтеков Кецалькоатль - бог-творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, покровитель жречества и науки, правитель чудесного города Толлана. Его эпитетами были Эекатль (бог ветра), Шолотль (божество близнецов и чудовищ), Тлауискальпантекутли (божество Утренней звезды, то есть Венеры). Обычно Кецалькоатля изображали в виде бородатого человека в маске с огромными губами, или в виде змеи, покрытой перьями.
Особое значение в религии тольтеков играл культ Кецалькоатля, заимствованный ими у древних обитателей Месоамерики. В немалой степени его популярности способствовал один из верховных жрецов, живший где-то в IX в. и принявший имя бога. Предполагается, что жрец Кецалькоатль был незаурядным мыслителем и постарался создать более или менее завершенную религиозную систему единобожия. Суть ее очерчена в одном из тольтекских гимнов:
У них был лишь один бог,
И они считали его единственным,
Они взывали к нему,
Они молили его;
Его имя было Кецалькоатль.
Верховный хранитель их бога,
Его жрец –
Его имя тоже было Кецалькоатль…
Он говорил им, он проповедовал им:
«Один этот бог,
Его имя – Кецалькоатль.
Ничего не требует он,
Кроме змей, кроме бабочек,
Чтобы ты приносил ему,
Чтобы ты жертвовал ему».
Из последних строчек видно, что в новом культе от реальных человеческих жертв предполагалось перейти к символическим. В период правления этого верховного духовного и светского владыки тольтеки процветали, богатства их преумножались, росли их города, храмы. Продукты питания покупались за бесценок. Согласно легенде, так продолжалось до тех пор, пока жрец Кецалькоатль не стал старым и немощным. Тогда к нему явились колдуны, требуя возродить ритуальные жертвоприношения людей. Он отказался. Чтобы принудить его, колдуны обратили свои злые чары на его подданных. Тольтеки начали болеть и умирать. А верховному жрецу они дали выпить дурманящее зелье, от которого он стал совершать глупые и грешные поступки…
Эти события нашли свое отражение в мифах. Они повествуют, что добрый бог Кецалькоатль правил чудесным городом Толланом, который изображается как место изобилия и красоты: там росли самые огромные початки маиса, цветной хлопок и другие диковинные растения, стояли дворцы из бирюзы, нефрита и перьев кецаля. Но однажды в Толлан явился соперник Кецалькоатля – его брат Тескатлипока. Он убедил Кецалькоатля отведать октли – опьяняющий напиток из сока агавы. Пьяный Кецалькоатль совершил грех со своей сестрой. Протрезвившись, он понял, что потерял чистоту, и ушел в добровольное изгнание в страну Востока, где его тело было сожжено. А Тескатлипока наслал на Толлан многочисленные бедствия. Существовал и другой миф, согласно которому Кецалькоатль не умер, а удалился на плоте из змей в восточную заморскую страну Тлилан-Тлапаллан, обещав через некоторое время вернуться из-за океана.

Мифологическая история в данном случае оказалась удивительным образом переплетенной с реальной. В Х в. город Толлан (не небесный, а земной) был опустошен чумой и голодом. Большая часть тольтеков после этого переселилась на полуостров Юкатан, в земли майя. На их место пришли племена миштеков, также создавших высокую культуру. В XIII в. с севера вторглись ацтеки. (Их столицей стал, основанный в 1325 г. город Теночтитлан). В первой половине XV в., после упорных войн, ацтеки завоевали всю долину Мехико. Победители усвоили мифологию своих предшественников, и в том числе переняли их миф о Кецалькоатле. Когда в начале XVI в. с востока приплыли суда испанских конкистадоров, ацтеки, сохранившие древнюю веру, приняли их предводителя - бородатого Кортеса – за возвратившегося Кецалькоатля. Вследствие этого захватчикам поначалу не было оказано никакого сопротивления. Но, увы, - вместо ожидавшегося возрождения и процветания империю ацтеков ждало разорение и разрушение, а ее жителям довелось испытать болезни, массовые убийства, вымирание и упадок культуры.

Долина Мехико была не единственным очагом цивилизации в Месоамерике. Другим важным центром культуры стал полуостров Юкатан, заселенный в конце IV в. до Р.Х. племенами майя. Еще до новой эры на юге полуострова возникли богатые и многолюдные города. Самый знаменитый из них – Паленке, расцвет которого пришелся на VII – VIII вв. (В то время здесь было построено несколько замечательных храмов, отличавшихся особым изяществом и совершенством). Божественный пантеон майя был очень обилен и сложен. Большую роль в нем по традиции играли боги-ягуары, а главным небесным божеством считался владыка мира Ицамна.

ИЦАМНА. Очень древнее и глубоко почитаемое божество в мифологии майя. Его символом служила игуана. Считалось, что голова Ицамны образует землю, а туловище – небесный свод. Часто его изображали в виде небесного дракона, соединяющего в себе черты рептилии, птицы и ягуара. В человеческом облике его представляли в образе старика с беззубым ртом и морщинистым лицом. Ицамна олицетворял собой полезные и вредные дожди, а также почвенное плодородие. Его считали творцом мира, создателем письменности и основателем жречества. Изображениями Ицамны пронизано все искусство майя I –XIII вв.

ИШ-ЧЕЛЬ.В мифологии майя богиня Луны. Считалась женой Ицамны. Покровительствовала ткачеству, медицине и деторождению. В жертву ей приносили самых красивых девушек.

К сожалению, расцвет культуры майя оказался непродолжительным. В Х в. их страна подверглась нападению пришедших с севера тольтеков, во главе с энергичным предводителем Топильцином Кецалькоатлем. Под ударами тольтеков один за другим пали некогда цветущие города Копан, Ушмаль, Паленке, Тикаль. Бывшие хозяева этой земли, майя, частью покинули ее и ушли в иные места, частью попали в подчинение к завоевателям. Многие города опустели и заросли джунглями. В X –XIII в. центром страны майя сделался город Чичен-Ица, где утвердилась правящая династия тольтеков. Завоеватели принесли на Юкатан культ Кецалькоатля. На языке майя имя этого бога стало звучать как Кукулькан. Ему был посвящен главный и самый величественный храм Чичен-Ицы.

КУКУЛЬКАН. Один из самых сложных мифологических образов в пантеоне майя. К XVI в. в нем слились легенды об историческом лице – предводителе тольтеков (вторгшихся в Х в. на Юкатан), который считал себя имперсонатором Кецалькоатля, и тольтекские представления об этом божестве. Кукулькан почитался как бог ветра, податель дождей, бог планеты Венера. Изображался в виде змея с человеческой головой.

Впрочем, владычество тольтеков на Юкатане оказалось непродолжительным. В 1194 г. правитель города Майяпана по имени Хунак Кеель нанес тольтекам поражение и подверг Чичен-Ицу жестокому разгрому. Вскоре возникла новая централизованная держава с центром в Майяпане, просуществовавшая около двухсот лет. В 1441 г. она развалилась, а в 1485 г. Майяпан был заброшен жителями. К моменту прихода испанцев цивилизация майя находилась уже в глубоком упадке.

Окончательное оформление и завершение религиозные представления индейцев Центральной Америки нашли в мифологии ацтеков. Основной ее мотив – это вечная борьба двух начал (света и мрака, солнца и влаги, жизни и смерти). Мир, считали ацтеки, находится в состоянии неустойчивого равновесия, и для того, что бы космический порядок не нарушился, люди должны постоянно поддерживать божества и питать их человеческой кровью. Иначе – боги погибнут, а смерть богов означает всемирную катастрофу. И прежде в американских культах практиковались человеческие жертвоприношения (особенно у тольтеков), но у ацтеков они приняли необычайно широкие масштабы. Храмы их были поистине залиты человеческой кровью. Например, женщинам отсекали головы в осенние праздники, посвященные богине-Матери. Детей приносили в жертву богу дождя и плодородия Тлалоку. Мужчин убивали особенно часто. Ради богов жрецы истязали ее только обреченных на жертву, но и самих себя.

Ацтеки поклонялись огромному количеству богов, и пантеон их был очень обширен. Его возглавляли бог-творец Ометекутли, а также Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль, которые были его воплощениями.

ОМЕТЕКУТЛИ. Один из наиболее великих, древних и загадочных богов. У племен науа он почитался под именем бога-гермафродита Ометеотля. В гимне, посвященном ему, сказано:
Мать богов, отец богов, старый бог,
Распростертый в центре земли,
Заключенный в бирюзовую темницу.
Тот, который находился в водах цвета голубой птицы,
Тот, который скрыт облаками.
Старый бог, который живет среди теней из мира мертвых,
Господин огня и года.

В другом тексте содержится намек на то, что учение об этом боге разрабатывалось жрецом Кецалькоатлем:

И рассказывают, и говорят,
Что Кецалькоатль, взывая, делал своим богом
Нечто в глубине неба.
К той, у которой юбка из звезд, к тому,
Кто заставляет светиться вещи.
Госпожа нашей плоти, Господин нашей плоти;
Та, которая одета в черное,
Тот, который одет в красное;
Та, которая поддерживает землю,
Тот, который покрывает ее хлопком.
И туда обращал он свои призывы, как было известно,
По направлению к месту дуальности, месту
Девяти перекладин, из которых состоит небо…

Двойственная основа мира, соединение в верховном боге и женского, и мужского начала, позволяют предполагать дальнейшее порождение новых сущностей, новых богов. В данном тексте говорится о девяти небесах, но чаще всего их насчитывалось тринадцать, и на последнем находился владыка мира Ометекутли. У ацтеков главным его воплощением считались Тонакатекутли («Владыка нашего существования»), имевший жену Тонакасиуатль, которые являлись и творцами мира и первопредками людей.

Но главную роль играли не они, а четыре их сына: Уицилопочтли, Тескатлипока, Кецалькоатль и Шипе-Тотек. Согласно мифам ацтеков, Вселенная была создана Тескатлипокой на пару с Кецалькоатлем и прошла через четыре эпохи развития. Первая эра («Четыре ягуар»), в которой верховным божеством в образе солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда землю. Во второй эре («Четыре ветер») солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим солнцем стал бог небесных стихий Тлалок, и его эра («Четыре дождь») закончилась всемирным пожаром. В четвертой эре («Четыре вода») солнцем была богиня Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эра («Четыре землетрясение») с богом солнца Тонатиу также должна закончиться страшными катаклизмами.

О происхождении солнца у ацтеков имелось много мифов, наиболее распространенным был следующий. В начале настоящей пятой эры боги собрались, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костер, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец Нанауатль, страдавший от страшной болезни, кинулся в пламя, где начал «потрескивать, как жарящееся на угольях мясо». За ним последовал Теккистекатль, трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костер, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем – богом Тонатиу, Теккистекатль – луной – богом Мецтли. Первое время луна светила так же ярко, как солнце, пока один из раздраженных этим богов не бросил в нее кроликом.

ТЕСКАТЛИПОКА. В переводе имя этого бога означает «Дымящееся зеркало». Его атрибутами были зеркало, в котором он мог наблюдать все, что происходит на свете, и магическая палка с круглым отверстием в одном конце, через которое он мог видеть все сокрытое и тайное. Тескатлипока считался как благодетельным, так и зловредным божеством: он был одновременно и творцом мира и его разрушителем, глазом, видящим все в ночи, судией и мстителем за все злое, всезнающим и вездесущим, беспощадным и полным неожиданностей. Полагают, что первоначально Тескатлипока почитался как божество подземной стихии, вулканов и землетрясений, а также вулканического стекла (обсидиана), из которого изготовлялись ритуальные ножи для заклания жертв (ими производился глубокий разрез на груди обреченного, после чего жрец вынимал пульсирующее сердце, подносил его к своим губам и показывал Солнцу). Позже Тескатлипока выступает как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов и жрецов. Он также олицетворял зиму и север, ночное небо. Его изображали с черным лицом, покрытым желтыми поперечными полосами и называли «врагом», «капризным владыкой», «сеятелем разногласий». В мифах тольтеков и ацтеков Тескатлипока часто выступает противником или соперником Кецалькоатля и сотоварищем Уицилопочтли. Олицетворением бога становился наиболее совершенный, красивый юноша, который в течение года считался воплощением Тескатлипоки, но потом торжественно приносился в жертву.

ШИПЕ-ТОТЕК. Древнее божество Месоамерики. У тольтеков он считался красной ипостасью Тескатлипоки. Был связан с весенним обновлением природы, праздником урожая и дурманящем напитком октли. Кроме того почитался как покровитель золотых дел мастеров. Чаще всего Шипе-Тотека изображали в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине. На тожествах в честь него жрецы облачались в кожи, содранных с принесенных в жертву людей и торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных.

УИЦИЛОПОЧТЛИ. Древнее божество Месоамерики. Считался олицетворением голубого ясного неба, но иногда выступал как солнечное божество. В честь него ацтеки два раза в год устраивали пышные празднества, на которых приносили человеческие жертвы и после религиозных церемоний съедали огромное изображение Уицилопочтли, изготовленное из теста с медом.

ТЛАЛОК. В мифологии ацтеков бог небесных стихий, дождя, грома и молнии, который одновременно повелевал всеми съедобными растениями. Помимо главного небесного божества предполагалось множество других – мелких, местных тлалоков. Обиталищем Тлалока были горные вершины и небо над Мексиканским заливом – то пространство, где рождаются облака. Считалось, что в четырех углах его жилища находятся огромные кувшины, в которых он держит благодатные дожди, губительные ливни, засуху и болезни растений. Хотя по природе Тлалок был благодетельным божеством, в его власти находились наводнения, заморозки, засухи, удары молний. Обычно его изображали с глазами совы и клыками ягуара. Атрибутом Тлалока служил змееподобный посох, усеянный зубами – символ молнии. Возможно, одной из главных резиденций этого бога была гора близ города Теночтитлана, носившая его имя. Там была воздвигнута большая статуя Тлалока с углублением в голове, куда в процессе ритуальных церемоний складывали семена всех съедобных растений. Обряды в его честь совершались на глубоких омутах озера Тескоко. Поскольку культ Тлалока был необычайно популярен, сохранилось множество его изображений.

ЧАЛЬЧИУТЛИКУЭ.В мифологии ацтеков богиня пресной воды, озер, морей и рек, жена Тлалока, мать звезд. Изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент. Ее считали покровительницей путешествующих по воде.

ТОНАТИУ. В мифологии ацтеков бог солнца. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета, пламенными волосами и с солнечным диском за спиной. Считалось, что для поддержания своих сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождается душами принесенных в жертву воинов. Символом Тонатиу служил орел. Его культ был одним из самых важных в ацтекском обществе.

Для того, чтобы создать современных людей Кецалькоатль спустился в девятую преисподнюю за костями умерших в прежние эпохи. Зная, что бог мертвых Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кецалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Впопыхах он споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из Преисподней. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту. Он же, обернувшись черным муравьем, достал зерно кукурузы, благодаря которой люди могли питаться, расти и набираться сил.

МИКТЛАНТЕКУТЛИ. В мифологии ацтеков бог подземного мира и преисподней. Изображался в виде скелета или человеком с черепом вместо головы. Его спутниками считались летучая мышь, паук и сова.

ШИЧИКЕЦАЛЬ. В мифологии ацтеков богиня любви, плодородия, цветов, беременности, домашних дел. Обычно изображалась в виде молодой женщины с двумя косами или двумя пучками перьев. Ее считали женой многих богов, в том числе Тлалока.

ТЛАСОЛЬТЕОТЛЬ. Очень древнее и глубоко почитаемое божество. Имя этой богини переводится как «Пожирательница нечистот». В мифах ацтеков она выступает в разных ипостасях: богини земли и плодородия, сексуальных грехов и покаяния, владычицы ночи и прародительницы. Считалось, что, пожирая грязь, Тласольтеотль освобождает человечество от прегрешений. Ее символами служили метла или человек, поглощающий экскременты. На празднестве в честь Тласольтеотль убивали девушку, из ее кожи изготавливали накидку, которую набрасывал на себя жрец. Затем следовало символическое соединение богини с Уицилопочтли, выступавшем в этом ритуале как олицетворением Солнца

Религия ацтеков притягивает к себе внимание исследователей со всего мира и это объяснимо. Дело здесь даже не в самобытности, которой обладали боги ацтеков , (известный факт: мифология индейских цивилизаций Мезоамерики перекликается между собой) и не в их количестве (олимп, которым обладали ацтеки, пантеон богов этого народа, считается одним из самых многочисленных), а в особом отношении ацтеков к вере, в том, как индейцы почитали своих идолов. И действительно ацтеки, их религия не могли не вызвать интерес, что же это за вера, что требует бесконечных подношений и кровавых ритуалов жертвоприношения.

Религия ацтеков: строение вселенной и роль богов.

Мифология ацтекского народа фактически была основана на деяниях богов ацтеков, которые выступали как в качестве творцов мира, так и в качестве создателей цивилизации людей. Религия ацтеков оперирует сразу несколькими теориями зарождения жизни и появления вселенной. Согласно первой, за создание всего и вся отвечало два бога, два владыки религии ацтеков, находящихся в постоянном соперничестве и борьбе за власть, - Тескатлипока и Кетцалькоатль, причем Тескатлипока в легендах встречается сразу в нескольких ипостасях, Черный и Красный Тескатлипока. Божествами религии ацтеков было побеждено мифическое чудовище, из тела, которого впоследствии и была создана вселенная. После своего формирования, как говорит религия ацтеков, мир неоднократно перерождался - своеобразная теория эволюции, такая, какой ее видели ацтеки, боги этого народа. По ацтекской мифологии каждая новая эра, эпоха вселенной и Земли, какой ее задумали религия и боги ацтеков, сопровождалась гибелью старых и рождением новых людей, а вместе с ними растений и животных. Сегодня люди живут в пятую эпоху, а значит, в пятый раз в истории вселенной изменились имена богов у ацтеков, сами боги и окружающий мир.

Другая версия повествует о едином боге, Тлоке Науаке, ставшем творцом вселенной. Религия ацтеков говорит, что Тлоке Науаке создал море, небо и землю и разделил их на уровни, чтобы для всех его детей нашлось место во вселенной. Мир небес, согласно религии ацтеков, был поделен верховным существом на 13 уровней, подземное царство - на 9, а земля, территория людей, осталась нетронутой, лишь четыре могущественнейших сына Тлоке Науаке, первые боги-ацтеки , разошлись по четырем сторонам света, чтобы присматривать за творениями отца.

Впрочем, вне зависимости от гипотез, различных легенд и теорий, религия ацтеков и мировоззрение индейского народа были неразрывно связаны с культом богов, которых в общей сложности насчитывалось несколько десятков. Религия ацтеков, наследие ацтекской веры считается одним из богатейших во всем мире. На территории ацтекского государства располагалось около 40 тысяч построек, принадлежащих религии ацтеков, среди которых были и величественные храмы, и эпичные пирамиды. Огромнейшее влияние богов, религия ацтеков, власть жрецов и правителей, являвшихся представителями божественных сил на земле, - вот, что заставляло ацтеков возводить сооружения, удивляющие своей архитектурной мыслью.

Всевластные боги ацтеков: силы, на которых держался мир.

Ацтекский пантеон насчитывает бесчисленное количество богинь и богов. Однако, необходимо учитывать, что в их числе были если можно так сказать второстепенные существа, а именно локальные боги ацтеков, являвшиеся покровителями отдельных социальных групп, городов-государств и правящих династий. Кроме того, многие боги ацтеков имели различные воплощения, которые также обладали собственными культами.

Если говорить о главенствующих богах ацтеков, то здесь можно выделить несколько групп существ, среди которых наиболее могущественными считались так называемые древние боги, т.е. силы и воплощения стихий, ответственные за создания мира и людей. Не менее важное место занимала каста богов ацтеков нового поколения, в число которых входили подземные боги, боги, воплощающие собой стихии и боги ацтеков, заправлявшие тринадцатью уровнями небес. Важно, что вне зависимости от ранга и мифологической, которую занимали боги ацтеков в мифологических сказаниях и религии индейского народа, все существа и их культы требовали проведения кровавых обрядов жертвоприношения.

Религиозные верования и ацтеки: пантеон богов - творцов вселенной.

Тлоке Науаке - главное божество ацтекской веры. Бог - отец, бог - создатель мира. Ацтеки, пантеон богов, животные, природа - все это было создано верховным богом. Тлоке Нуаке являлся центром мироздания и являлся в некоторой степени уникальным божеством, как говорит религия, боги ацтеков и мифология древних индейцев, Тлоке Нуаке не нуждался в жертвоприношениях, он не зависел от почитания.

Не менее важным божеством ацтеков, пантеона богов являлся Тлалок. Согласно мифологии древних индейцев Тлалок - одно из древнейших существ, ответственных за управление природой, в частности стихией воды, дождем, громом, молниями и огнем. Кроме того Тлалок являлся богом плодородия, а соответственно относился к группе особо почитаемых божеств, ответственных за сельское хозяйство. На гравюрах, на которых видны боги ацтеков, изображение Тлалока обладает несколькими уникальными деталями, в частности в его руках всегда находилась либо погремушка в форме змеи, либо барабан, либо топор. Как говорит мифология, религия, боги ацтеков, культ Тлалока требовал жертвоприношений младенцев и дев.

Кетцалькоатль - один из трех всевластных существ ацтекской версии олимпа. Как говорили ацтеки, пантеон богов индейского мира, Кетцалькоатль - повелитель воды и ветра, отец, нарекший имена ацтекских богов, а также просветитель, даровавший людям науки и знания. Согласно ацтекской мифологии, ацтеки, пантеон богов и никакие другие существа без Кетцалькоатля не узнали бы, что такое искусство и научные знания. Культ этого божества нуждался в постоянных подношениях материальных ценностей: ремесленных изделий, драгоценных камней, образчиков искусства.

Корни культа “пернатого змея”, так переводится имя Кетцалькоатля, отходят в глубокую древность, а именно к 1-10 веку до нашей эры, когда большая часть существовавших индейских племен, да и европейских поселений поклонялась тотемным животным. Чертами, отличающими Кетцалькоатля от его коллег на изображениях, являлись яркое оперение, служившее украшением его одеяний, кетцаль, парящий вокруг бога или восседающий на его плече и посох, выполненный в форме змея и также украшенный яркими перьями птиц.

Третье божество всевластной троицы - Тескатлипока. Это божество являлось покровителем судьбы, созидателем и разрушителем мира. Мир ацтеков, пантеон богов - все, что было создано иными, могло быть разрушено по воле Тескатлипоки. Покровитель судьбы являлся воплощением земляной и воздушной стихии. По поверьям, в гневе Тескатлипока обрушивал на ацтекские земли землетрясения, ураганы и прочие ненастья. Ацтекские изображения богов показывают покровителя Тескатлипоку, как мудреца, с восседающим попугаем кетсалем на плече. Кроме того Тескатлипока был единственным богом, обладавшим двумя обличиями: Красный Тескатлипока и Черный Тескатлипока.

Тескатлипока не сразу стал одним из важнейших обитателей ацтекской версии олимпа. В свое время этот бог являлся духом покровителем воздушной стихии. Однако, уже в те времена его культ считался весьма уважаемым, что и отразилось на дальнейшей судьбе божества.

Уицилопочтли - одно из наиболее влиятельных божеств ацтеков, пантеона богов этого народа. Уицилопочтли - божество солнца и войны. В начале своего пути являлся племенным покровителем, впоследствии, когда менялись боги ацтеков, имена и сущности обитателей пантеона, поднялся на новую ступень, став одним из воплощений стихий. С культом этого божества связаны наиболее кровавые обряды и ритуалы ацтекского племени. Согласно мифологии, ацтеки, пантеон богов и Уицилопочтли в частности вели непрекращающуюся борьбу с силами тьмы, в которой высшим существам требовалась постоянная подпитка сил человеческой кровью и жизнями. Ацтеки, боги, изображения , представляющие их связь, наглядно демонстрируют, насколько кровавыми могли быть обряды. Жертвование сотен рабов, десятков дев и младенцев - лишь вершина айсберга.

Главные боги ацтеков были кровожадными, это ни для кого не секрет. Однако и в их рядах встречаются исключения, в частности бог Миктлантекутли, повелитель Миктлана. Миктлан - загробный мир в ацтекской мифологии, поделенный на девять уровней и Миктлантекутли в нем властитель самого глубокого, девятого, слоя преисподней. Несмотря на свой ужасающий статус, культ этого бога не требовал бесконечных жертвоприношений, согласно легендам, силы подземного бога пополнялись благодаря душам умерших, а не их крови.

Ацтеки, их религия и многочисленные локальные божества.

Омакатль - божество ацтекской мифологии, покровительствовавшее над праздниками и удовольствиями. Боги ацтеков, картинки, гравюры и слепки, изображающие их, показывают Омакатля как черно-белого человека, сидящего на корточках. В руках бога всегда находился жезл.

Уэуэкойтль - божество песен и танцев. “Почтенный старые койот”, так переводится имя божества, был одним из любимчиков ацтекского народа. И в правду, кто не любит танцы, песни и веселье.

Мишкоатль - одно из важнейших локальных божеств. У ацтеков, в их религии Мишкоатль являлся воплощением Млечного пути и звезд, в частности Полярной звезды. Этот бог считался покровителем астрономических знаний, кои в цивилизации ацтеков развивались жрецами. Имя бога переводится как “облачный змей”.

Атлауа - один из покровителей водной стихии, особо почитаемый в городах-государствах ацтекской империи. Считался покровителем лучников и рыбаков, ассоциировался с удочкой и стрелой.

Теккистикатль - старый бог луны в ацтекской мифологии. Несмотря на многие реформы и изменения, которые пережили , Теккистикатль продолжал оставаться почитаемым божеством. Уникальной чертой божества являлась голова в форме луны на изображениях.

Патекатль - у ацтеков, в их религии божество исцеления, целебных трав и знахарей. На немногочисленных изображениях Патекатль предстает в виде старца, смешивающего травы.

Камаштли - почитаемое божество ацтекской мифологии. Культ Камаштли покровительствовал над охотой, судьбой и удачей. Именно этому божеству читали молитвы древние охотники, перед тем как отправиться в лес на поиски дичи. Боги ацтеков с картинками, изображающими их - большая редкость. Вот и Камаштли практически не встречается на образчиках искусства индейского племени ацтеков.

Чантико - в ацтекской вере божество домашнего очага, уюта и вулканов. Ацтекские верования представляли Чантико как богиню двойственного настроения. В добрые дни она даровала счастье и тепло индейским семьям, в плохи - обрушивала на их головы землетрясения и извержения вулканов.

Это далеко не все боги и богини, которым поклонялись древние индейцы. Ацтеки, их религия обладают практически безграничным мифологическим наследием. Пантеон богов этой древней империи считается одним из наиболее многочисленных за всю историю человеческой цивилизации. Перечислить их всех не представляется возможным. К сожалению, знания о некоторых обитателях ацтекской версии олимпа исчезли навсегда во времена испанской конкисты.

В мифологии индейцев Центральной Америки божество, вобравшее в себя черты многих древнейших богов; в историческое время - главный бог племён науа и майя.

Он выступает и как бог ночи, покровитель разбойников, колдунов, жрецов; его эпитеты: "враг", "капризный владыка", "сердце гор", "сеятель разногласий" и др.

В ипостаси Иоалла-Ээкатль Тецкатлипока странствует ночью по улицам, разыскивая преступников, как Ицтли - олицетворяет жертвенный нож, как Чальчиутотолин - кровь жертвы, в ипостаси...

Боги Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов. Изначально, иерархия богов всякий раз получала переориентацию в зависимости от того, в какой район Древнего Египта переносили столицу, а с солнцем - Pa - отождествлялись главные местные божества.

В конечном счёте «социализация» египетских богов свелась к наделению наиболее значимых из них (Амона-Ра, Осириса, Гора) «регалиями» фараона, правящего в мире живых или в мире мертвых. Остальные боги превратились в их слуг или...

Бог, где он обитает?
И как с ним общаться.

Эта работа может раздражать верующих, так пусть они этого не читают. Работа для тех, кто считает себя НЕВЕРУЮЩИМ. Необходимо восстановить представление о боге, как основе морали, на новом уровне науки и образовательного уровня общества.
Молитва -- это обращение к кому? Кто сотворил окружающий мир каждого из нас? Кто дарит нам жизнь, чувства и эмоции? Кто способен в раз лишить нас чувств и сознания? Кто воздействует на нас болью, болезнями? Кто может в...

"Бог и человек с точки зрения современной науки"

«Как физика, вообщем как человека, который всю свою жизнь служил строгорассудительной науке, а именно исследованию материи, меня с уверенностью нельзя воспринимать как экзальтированную натуру. Так вот, после моего изучения атома я скажу вам следущее: Материи как таковой нет! Все виды материи возникают и существуют благодаря только одной силе, которая приводит в колебания частицы атома и держит как крошечную солнечную систему их вместе... Итак...

“Бог тебя накажет”… “Не гневи Бога”… - эти и подобные им высказывания иные из нас часто посылают в адрес других людей. Не подозревая, что проблема, обозначенная этими словами, слишком серьёзна и заслуживает особого внимания. Ибо от того, каким представляется нам Творец и вообще Небесный мир с его “раем” и “адом”, зависит, какой мы наметим для себя и “план спасения”. А уж он напрямую повлияет на нашу загробную участь.

На сегодняшний день все верующие люди (священство, миряне, богословы и...

Обращаясь к Богам, мы не просим у них ни богатств, ни благ телесных – все это является тем необходимым, чем мы владеем по праву рождения Славянами. Человек, как проявление определенного Бога, имеет в себе Его силы, а следовательно, какие-то определенные качества, которые позволяют ему построить свою жизнь таким образом, чтоб удовлетворить все свои телесные потребности.

Если человек чего-то не может или чего-то не имеет, то необходимо помнить: мы для того и рождаемся, чтоб...

Здесь и Сейчас есть Жизнь, протекающая во всей своей полноте!

В одной маленькой точке Вселенной может раскрываться полнота всей Вселенной - вот это и есть могущество Жизни!

Ничего, кроме Света, нет, но, чтобы познать это, надо подняться над собой и взглянуть расширенным взглядом Души из себя – на себя – наблюдая...

Ищут люди... Ищут себя в ТАМ, хотя на самом деле все есть в ЗДЕСЬ, нет ничего где-то там - это обман ума. Жизнь всегда происходит в ЗДЕСЬ и жизнь всегда неразрывна, целостна...

«Есть Единый Бог, Вечный, Единственно Сущий; ничто не существует, кроме Него».

Бог для суфия - Бог любого вероисповедания и Бог всего. Имена Его не имеют значения. Аллах, Бог, Худа, Брахма или Бхагаван - все эти имена и многие другие - имена его Бога, и все же Бог для него пребывает по ту сторону преде¬ла, налагаемого именем.

Он видит сво-его Бога в солнце, в огне, в идоле, которому поклоняется секта, он узнает Его во всех формах Вселенной, в то же время зная, что Он превыше всех форм: Бог...

«Индейцы Майя верили в разных богов. Боги Майя сыграли важную роль в жизни индейцев. У всех Богов Майя были разные способности. Некоторые контролировали погоду, урожай, другие - властвовали в загробном мире. Чтобы умилостивить богов Майя , жрецы приносили человеческие жертвы в угоду им. Многие архитектурные сооружения были возведены в знак почтения к богам Майя

Мифология Майя

В мифологии майя , у богов и героев множество разных имен и обликов, истории о них рассказывались по-разному, сцены и фигуры в них менялись так быстро, что можно было сбиться с толку. Несмотря на кажущуюся путаницу, есть ощущение, что вселенная у майя была упорядоченной, а правильное поведение по отношению к богам играет важную роль в поддержании ее гармонии и равновесия.

Цивилизация Майя до сих пор остается одной из самых загадочных. Непонятно, зачем этим индейцам требовались их непостижимые познания в астрономии и астрологии. Города из храмов и пирамид ориентированы по сторонам Света. Орбиту Сатурна в Европе вычислили в XIX в., а индейцам о траектории движения этой планеты было известно в незапамятные времена.

Цивилизация майя процветала в Мезоамерике примерно с 300 г. до н.э. до раннего завоевания испанцами в 1500 г. В мифологии майя было много элементов общих с имеющимися в других цивилизациях региона. Но Майя разработали собственную вариацию мезоамериканского пантеона богов и богинь, придумали рассказы о них, образ вселенной и место в ней человека.

Поселения майя были сосредоточены в низине полуострова Юкатан в Мексике и в высокогорном регионе, простирающемся от современных штатов Табаско и Чьяпас в Гватемале. Майя господствовали в регионе в период с 300 по 900 гг. н.э. Историки называют это время их классическим периодом. В это время, майя строили огромные каменные города и церемониальные центры, такие как Тикаль и Паленке. После классического периода, тольтеки прибыли на Юкатан из центральной Мексики и в конце концов слились с майя. Их влияние чувствуется в позднем периоде цивилизации майя в Чичен-Ица и Майяпан.

Религия Майя

У религии майя много общего с другими мезоамериканскими религиями. Народы региона верили в одних и тех же богов, пересказывали одинаковые мифы, строили храмы в виде пирамид, практиковали гадание, интересовались астрономией. Также у этих народов была игра с мячом: команды соревновались в попадании мяча из твердой резины в каменное кольцо или обруч. Лишь боги и некоторые люди могли играть в эту игру. Иногда это был просто спорт, иногда священный ритуал. Ученые предполагают, что игроки, возможно, представляли борьбу света и тьмы, а мяч мог символизировать движение звезд по небу.

Божества майя

Представлен список основных божеств народа Майя: Апух Бог смерти и разрушения, насылания болезней, связывался с войной.

Апух был правителем Митнала или 9-го уровня подземного царства: самого глубокого и скверного в аду майя. У ацтеков этот бог отождествлялся с Миктлантекутли – ухмыляющимся богом смерти.

Апух любит ночное время и когда он крадется, это в самом деле страшно. Разлагающийся труп с головой совы – его любимое облачение. Еще на его жутком головном уборе глаза мертвых.

По какой-то причине Апух нередко носит колокольчики, привязанные к его волосам, но не для того, чтобы быть милым. Со своими жертвами он поступает очень жестоко.

Есть лишь один способ избежать его внимания. Истошный вой, вопль, стон, крик! Апух подумает тогда, что вами уже занялся кто-то из его меньших демонов. Он остановится за вашей дверью, вздохнет и пройдет мимо со зловещей улыбкой.

Апух – бог смерти и покровитель числа 10.

Он использует злую птицу Муана в качестве вестника недоброго.

До сих пор сохраняется легенда, что, когда сова визжит, рядом кто-то умрет.

Если слышите уханье, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до десяти. Чак Чак – рептилоид с клыками и довольно свисающим носом, а его волосы постоянно нечесаные.

Чак – бог дождя, грома и молний.

Чак играет важнейшую роль, отвечает за хороший урожай и рост культур.

Чак посылает дождь на землю, когда плачет и слезы текут из его больших добрых глаз.

Чак считается добрым богом, так как учил секретам земледелия, не беря ничего взамен.

Чак изображается в четырех цветах, символизирующих четыре угла мира: красный (восток), белый (север), желтый (юг) и черный (запад). Кинич Ахау Покровитель числа 4.

В этом аспекте он командует заболеваниями и контролирует засуху.

Иш-Чель Богиня деторождения у майя.

Лунная богиня беременных женщин.

Богиня-мать, специализирующаяся на беременности и родах.

Она изобрела ткачество и, будучи частично созданной из водопада, берет на себя ответственность за ливни.

Ее волосы змеевидные, они и есть змеи в действительности.

Если люди расстраивают ее, она может стать очень раздражительной.

Если вы видите ее в ее юбке из скрещенных костей, постарайтесь не попасться ей на глаза.

Хоть известна она, как лунная богиня, есть у нее также и аспект земли тоже.

Согласно некоторым источникам, она также является матерью бога Бакабса.

Иш-Чель – подруга Бога Солнца Ицамна, у нее красное, морщинистое лицо.

Она причастна ко всем ремеслам: ткачеству, акварели, приготовлению пряностей и т.д. Кабракан Бог гор, любит насылать землетрясения.

Сын бога ада Вукуб-какьюкса.

Горный гигант одержимый уничтожением. Но близнецы-герои Хунахпу и Шбаланкуэ остановили чинимый им беспредел, дав ему поесть отравленных птиц. Затем он был похоронен заживо. Это известно как игра птиц. Его брата-гиганта Зипакну постиг аналогичный конец. Ицамна Верховный бог сельского хозяйства и образования.

Сын солнечного бога-создателя Хунаб-Ку, принимал активное участие в развитии культуры майя.

Он принес в массы искусство сельского хозяйства и фермерства, изобрел книги и письмо.

Жаль, что образцы его изобретений не сохранились, но хоть немного сохранившихся изображений, сделанных майя – это уже что-то.

Рептилия с несколькими другими аспектами, для стихии Земли он зовется Ицам-Каб.

Ицамна имел мимолетную связь с Иксчел, что привело к рождению Бакабса.

В дневное время он Бог Солнца Киних-Ахав. В образе пернатого змея он Кукулькан, ацтеки отождествляли его с Кецалькоатлем. Вотан Бог войны и смерти у майя.

Также известен как, Старый черный бог войны.

Он такой древний, что никто толком не помнит, кто он, возможно он уже существовал, до начала времен.

Мы не знаем, черный ли он. Его лицо может быть окрашено в черный цвет, а может он просто занимается чисткой дымохода или слишком долго живет в пещере. Но, возможно, это дым от крепких черных сигар, которые он курит.

Вотан – бог барабанов, он изобрел соло на барабане. Эк-Чуах Бог какао и торговцев у майя.

Известен под именами Экхуан, Эк-Кхууах.

Глаза его с черной окантовкой, нос длинный и загнутый, большие губы.

Обычно он изображается темно-коричневым или черным, достаточно соответствующий образ, ведь он покровитель бобов какао. Эти вкусные темные бобы когда-то использовали в качестве валюты. Хун-Aпyи Шбаланкуэ Боги-герои. Хун-Aпyи - полубог.

Шбаланкуэ - Лунный бог, умелый игрок в игру с мячом.

Каждый день, когда солнце садится, он бросает звезды в темные пустые небеса. Это хорошая практика для метания. Камазотц Бог летучей мыши.

Имеет крылья и заостренные зубы.

Возможно, вампир.

У него есть свой дом летучей мыши в преисподней. Кавиль Кавиль – один из верховных богов пантеона.

Вызывает землетрясения, вероятно, бог грозы.

По всей видимости, связан с войной, так как топор-кельт всегда при нем.

Покровитель правящей династии самых больших городов.

Публикации по теме