2:7). «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр.2:7) и дам ему звезду утреннюю

Как-то раз я слушал одного проповедника, приводившего различные примеры того, как, по его мнению, мы должны преодолевать искушения. «Предположим, — говорил он, — что у вас проблемы с алкоголем. Вы подъезжаете к винному магазину и покупаете бутылку вина. Затем возвращаетесь в машину, открываете бутылку и подносите ее ко рту. И вдруг вы осознаете, что впали в искушение!»

Это точно!

Проповедник продолжал: «Предположим теперь, что вы страдаете наркотической зависимостью. Вы встречаетесь с наркоторговцем и покупаете у него пачку сильнейшего препарата. Затем возвращаетесь домой, достаете шприц, нагреваете смесь, и, едва только вы собрались воткнуть иглу, как вдруг понимаете, что впали в искушение. Что вы станете делать?»

Возможно, одной из наших самых больших проблем с искушением является то, что мы ждем момента, описанного этим проповедником, и только тогда пытаемся решать, как нам поступить. Но уже слишком поздно! Если грех зарождается в уме, в допущении того, что мы перестали доверять Христу и наша связь с Ним потеряна, значит искушение уже имело место и мы поддались ему намного раньше. Если грехами являются не только неправедные поступки, но также и неправедные мысли, намерения и желания (о чем мы уже говорили в предыдущих главах), тогда мы поддались искушению еще до того, как отправились в винный магазин или к торговцу наркотикам и. Искушение стало грехом в момент согласия с ним в мыслях. Планирование греха и его реализация на деле следовали за этим как неизбежный результат греха, который уже совершился.

В книге «Нагорная проповедь Христа» говорится следующее: «Когда человек впадает в тяжкий грех в момент искушения, он всего лишь обнаруживает и делает явным то зло, которое до поры до времени скрывалось от глаз в глубине его души. «Каковы мысли в душе его, таков и он»; ибо из сердца «источники жиз-ни» (Притч. 23:7; 4:23)».

Если вы провалились на экзамене по математике, причиной этого явилось то, что вы в свое время не радели об изучении таблицы умножения или пренебрегали каждодневным решением задач. Если вы вдруг обнаруживаете недостачу на вашем банковском счете, то в действительности проблема имела место тогда, когда при выписывании чеков вы или сложили, или вычли неправильно. Если вы тонете в самом глубоком месте плавательного бассейна, это происходит потому, что вы не научились держаться на воде, плавая на малой глубине.

Сильный использует всевозможные способы, пытаясь противостать греху в момент искушения. Слабый пробует те же приемы и находит, что все они одинаково бесполезны. Дело не в том, чтобы во время искушения найти правильные слова, или нужную молитву или подходящий псалом. Самое главное — обрести Источник силы, чтобы в момент искушения Дух Господень встал на вашу защиту.

Любая попытка выжать из себя правильное поведение в критический момент искушения приводит к сосредоточению внимания на себе, что и заводит нас в тупик. Единственный путь, благодаря которому можно противостать греху и дьяволу, — это взирание на Иисуса, а не на себя. Даже люди сильные обнаруживают: когда они отделены от Христа, все, на что они могут надеяться, — это управление своими поступками. Они не могут изменить желания своего сердца.

Когда Иисус подошел к Своим ученикам в Гефсиманском саду и нашел их спящими, Он сказал им: «Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22:46). Были ли они искушаемы в тот момент? Пожалуй, у них было искушение поспать. Но причиной их поражения во время искушений было то, что они пренебрегли доступной им силой свыше. И когда настал решающий момент, то именно из-за этого пренебрежения все они оставили Его и скрылись.

В Посланий к Евреям 4:16 мы находим совет приступать «с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Как часто мы лишь говорим об этом, вместо того чтобы благовременно приходить с дерзновением к престолу благодати. Действительно, Иисус всегда принимает нас, когда бы мы ни обратились к Нему, но только через стремление обрести Его милость у престола благодати сейчас мы будем иметь благодать для помощи потом, когда в ней возникнет необходимость. Он всегда предлагает прощение греха, но если мы будем избавлены от согрешения, то только потому, что приходим к Нему за Его силой прежде, чем возникнет искушение. Мы побеждаем благодаря тому, что учимся пребывать но Христе день за днем, каждый миг.

Есть Библии, в которых слова Иисуса Христа выделены красным цветом. Если у вас есть такая Библия, то вы заметили, что в Деяниях и посланиях апостолов очень мало стихов, выделенных красным цветом, в отличие от четырех Евангелий. Написание Деяний и посланий апостолов было вдохновлено тем же Святым Духом, однако здесь повествование не ведется от лица Иисуса Христа. Ситуация меняется в Откровении, последней книге Библии. Здесь Христос опять говорит от Своего лица. Поэтому, в этом разделе я хотел бы обратить ваше внимание на некоторые истины из второй и третьей глав книги Откровения. В этих главах записано обращение к семи церквам в Малой Азии. Сам Иисус продиктовал апостолу Иоанну письма, которые повелел отправить этим церквам вместе со всей книгой. Удивительно, как мало внимания уделяется этим посланиям Иисуса. Я знаком с теорией, согласно которой эти послания Христа и вся книга Откровения относятся не к нам, а к будущим верующим, которым предстоит понять смысл написанного. Мы же можем не придавать особого значения этим посланиям и книге, поскольку они даны нам только для нашего осведомления. В третьем приложении этой книги я привожу аргументы, почему я считаю эту теорию ложной.

Продолжая тему самих посланий, хочу обратить ваше внимание на тот факт, что все семь писем заканчиваются обещанием для тех, которые побеждают . Давайте прочитаем эти обетования:

Откровение 2:7:
«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия».

Откровение 2:11:
«Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти».

Откровение 2:17:
«Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает».

Откровение 2:26-28:
«Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца , тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю».

Откровение 3:5:
«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его».

Откровение 3:12:
«Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое».

И Откровение 3:21:
«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его».

Удивительно, какие обещания были даны тому, кто побеждает, кто исполняет заповеди Христа, кто соблюдает дела Господни и претерпевает до конца. Однако многие люди считают, что им не нужно что-либо побеждать. Они убеждены в том, что все уже было сделано в далеком прошлом – в момент принятия веры. Они также полагают, что поприще веры не только стартовало в момент, когда они поверили, но и закончилось в тот же миг. Если бы это было правдивой действительностью, тогда Иисусу не нужно было бы говорить о тех, которые побеждают. Однако Господь настаивает на необходимости побеждать. Будут также и те, которые НЕ БУДУТ побеждать, лишаясь обещанных обетований.

Возьмем, к примеру, обещание, записанное в Откровении 3:5:

«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его».

Иисус обещал, что наши имена не будут удалены из книги жизни, если мы будем побеждать. Следовательно, наши имена будут удалены, если мы не будем побеждать. В книгу жизни внесены имена тех, которых ожидает вечная жизнь (Флп. 4:3). Они будут вечно обитать в новом Иерусалиме (Откр. 21:27). Те же, которые не будут внесены в книгу жизни, будут брошены в озеро огненное (Откр. 20:15). Другими словами, только те люди, чьи имена внесены в книгу жизни, получат вечную жизнь. Иисус дает понять, что в книгу жизни могут быть записаны новые имена, а также удалены имена тех, которые не стремятся побеждать, которые отступают. Таким образом, запись наших имен в книге жизни не означает, что она не может быть удалена. Каждый, кто не побеждает, отступает от веры и не раскаивается в этом (см. последующее изучение Евреям 6), не будет найден в книге жизни. Я знаю, что многие не желают слышать эту простую истину Божьего Слова. Лично я не готов игнорировать ее и стараться оправдать свою невиновность.

Спрашивает Алексей
Отвечает Виталий Колесник, 15.06.2011


Здравствуйте, Алексей!

При исследовании Библии лучше всего пользоваться принципом: Библия толкует сама себя. И прежде всего надо учитывать ближайший контекст. Слово "побеждающий" в послании семи церквам используется несколько раз, и как заключение звучит фраза: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его" ().

Многие исследователи книги Откровения считают, что данная фраза является ключом не только к посланию семи церквам, но и ко всей книге Откровение в целом. В Откровении 12 главе образно представлена вселенская битва между Иисусом и сатаной (переводится, как противник). Книга Откровение показывает нам, что конфликт, начавшийся на небе, переместился на землю, и что Иисус победил сатану как на небе, так и на земле. И наша битва, прежде всего духовная битва, состоит в том, чтобы принять чью-либо сторону, чтобы при Втором пришествии Иисуса стать победителями или проигравшими. Касательно то, можно предположить, что здесь речь идет так же об окончательной победе при Втором пришествии Иисуса (смотрите контекст стиха ). В говорится о "сокровенной манне", а если вспомнить Ветхий Завет, то манна подавалась Богом с неба, когда народ Божий ходил по пустыне, то есть Бог особым образом заботился о Своем народе, и даже в пустыне люди не имели нужды в еде. И Бог обещает дать победителю вкусить небесную, сокровенную манну, то есть Он обещает подарить человеку радостную жизнь согласно небесным законам.

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Имеющий ухо, да слышит . − Телесное ухо имеют все люди, духовное же приобретает только человек духовный; таковое, напр., имел пророк Исаия (8, 5) . Такому человеку, побеждающему искушения бесов, обещает дать вкушать от древа жизни , т. е. сделать причастником благ будущего века. − Под древом жизни иносказательно понимается жизнь вечная; а та и другая есть Христос, как о сем сказали Соломон и сей же Апостол в другом месте: первый, говоря о Премудрости, сказал, что она есть древо живота (Притч. 3, 18) , а последний говорит о Христе так: «Той есть истинный Бог и живот вечный» (I Иоан. 5, 20) . − Если желаем достигнуть онаго, то, молю вас исправим жизнь, и победим страсти. Ибо за труды, во всяком случае, воспоследуют награды, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свт. Мефодий Патарский

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

<…> неразумные впали в заблуждение, не поняв (что здесь говорится) о древе жизни , которое прежде произрастало в раю, а теперь для всех произрастила Церковь, которое приносит прекрасный и красивый плод веры. Этот-то плод мы и должны принести, пришедши в первый день праздника на суд Христов. Если мы не будем иметь такого плода, то не будем праздновать вместе с Богом и, по словам Иоанна, не будем иметь участия в воскресении первом (Откр 20:6) . Ибо древо жизни есть первородная из всех Премудрость. Она , - говорит пророк, - древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18) , и твердыня для тех, которые опираются на нее, как на Господа; древо, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое (Пс 1:3) : то есть учение и мудрость, доставляемая в надлежащее время приходящим к водам искупления. А тот, кто не уверовал во Христа, кто не познал, что Он есть начало и древо жизни, кто не может показать Богу кущу свою украшенною прекраснейшим из прекрасных плодов, как будет праздновать? как будет веселиться? Хочешь ли узнать прекрасный плод этого дерева? Посмотри на слова Господа нашего Иисуса Христа, как они прекраснее слов человеческих? Прекрасный плод произрос чрез Моисея - закон; но он не был так прекрасен, как Евангелие; ибо тот был только прообразом и тенью будущих вещей, а это - истина и благодать жизни. Прекрасен был плод пророков, но не так прекрасен, как возделываемый из этого (Евангелия) плод нетления.

Пир десяти дев.

Сщмч. Викторин Петавийский

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Апрингий

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Он говорил о делании Церкви и дал описание извращенности еретиков. Теперь, увещевая немощных к покаянию, Он обещает победившим награду за труд, так что, войдя в рай, они свободно могут есть от древа жизни , из-за которого Адам был извержен из рая, чтобы он не съел чего-либо от него. Поэтому Он говорит: которое посреди рая Бога моего , где дух вдыхает жизнь, где тайны являются в силе и где Бог производит плод древа жизни, вечный и неувядающий.

Трактат на Откровение.

Тертуллиан

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Кем состязание проводится, как не тем, кто устанавливает венок и награды? Читай об объявлении такого состязания в Апокалипсисе; для этих наград Он призывает к победе особенно тех, которые действительно одержали победу при гонении, победив, когда сражались на деле не против плоти и крови, но против духов злобы. Итак, признай, что Устроитель состязаний и Судья, призывающий к награде, - один и тот же. Все, что достигается при гонении, - слава Бога, одобряющего и осуждающего, возвышающего и низвергающего.

О бегстве во время гонений.

Тиконий

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Побеждающему дам вкушать от древа жизни , то есть от плода крестного, который, как Он говорит, в раю Бога моего. А под раем можно понимать Церковь, ибо все было приведено в образ, и, по научению апостола, Адам тенью предшествовал Грядущему. Воистину, древо жизни - премудрость Божия, Господь Иисус Христос, Который был повешен на кресте, Который и в Церкви, и в духовном раю подает верным жизненную пищу и таинство Хлеба Небесного, о чем можете прочесть: Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18) .

Фрагменты.

Экумений

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия

Имеющий ухо , то есть послушный и повинующийся божественным законам, да слышит, что Дух говорит церквам. Он сказал Дух или потому, что под воздействием Духа возникли видения книги Откровения, или Христа назвал Духом, поскольку Он есть Бог и признается Богом, так же как Он [не] отвергает именования Сыном Человеческим, поскольку Он есть человек и признается человеком. Ибо по всеобщему утверждению, Божественность есть Дух, как сказал Сам Господь самаритянке: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине

«Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр.2:7).

Победа - вот, наверное, одно из самого желанного, вожделенного для сердца каждого человека. Мы хотим побеждать себя, своих внутренних и внешних врагов. Духовная жизнь представляет собой военное поприще, поле брани. С кем или чем призваны бороться христиане?

Церковь учит, что нашими врагами являются мир, плоть и диавол.

Под плотью имеется в виду наша природная склонность ко греху, страстность, повреждённость всех сил души, грубость тела. Наше сердце зачастую представляется гнездом, где змеи-страсти сплетаются в клубок, издавая омерзительное шипение. Невнимательный человек считает себя хорошим, чистым, внимательный и искренний - вынужден констатировать свою зависимость, подчинённость греховным стихиям своего естества. Нужно разделять понятия греха как единичного действия, страсти как расположенность, склонность к особого рода грехам и состояний как обобщённого направления духовной составляющей человека.

Святые Отцы, тонкие знатоки человеческих душ, просвещённые Духом Святым говорили, что в основе всех пороков лежит самолюбие, эгоизм, самость. Прекрасно иллюстрирует самость как замкнутость на самом себе изображение диавола на иконе Страшного Суда в виде дракона, пожирающего самого себя. Самость порождает три греховных корня - сластолюбие, своекорыстие и славолюбие, которые, в свою очередь, дают обильную поросль человеческих страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Мы все имеем в себе ростки этих греховных начал, которые по сути своей являются повреждёнными силами души. Однако, как учат нас богомудрые Отцы, у одних преобладают одни страсти, у других - иные. Кто-то чрезмерно вспыльчив, как сухое сено в жаркие дни. Кто-то мучается от духовной расслабленности, уныния. Кто-то страдает пристрастием к земному, материальным ценностям. Выявить в себе доминирующие страсти и начать борьбу с ними с помощью Божией - задача нашего духовного делания. Прежде всего, к ним должно быть приковано наше внимание, против них должен быть обнажён меч нашей молитвы. Так, рассудительный врач приступает сначала и в большей степени к лечению той болезни, которая наиболее всего мучит больного и угрожает его здоровью, является причиной прочих недугов. Кроме того, следует отметить, что задача борьбы со страстями не истребление их как таковых, а восстановление повреждённых сил души. Поэтому говорят о противоположных страстям добродетелях, о том, что борьба с первыми есть одновременно приобретение вторых.

Под «миром» следует понимать не собственно людей, нас окружающих, а совокупность страстей, пребывающих в секулярном обществе. Секулярным общество становится задолго до формального отмежевания от Церкви. Зачаток этого - в подмене целей и смыслов жизни, приоритетов и ценностей. Человеческие страсти, объединяясь, начинают сеять соблазн среди чистых душ, увлекая их своим духом от Господа. Мир желает всех людей отвратить от Бога, предлагая им маски, роли, сцену, стереотипы, иллюзии, наполняя сердца людей мыльными пузырями. Мир возводит собственных кумиров, олицетворяющих и воплощающих человеческие пороки. Посмотрите, что воспевает телевидение, о чём пишут светские газеты, какие песни передают радиостанции, о чём люди говорят и чему посвящают большую часть времени, и вы поймёте, что такое «мир». От христианина требуется отречение от мира. Опасное заблуждение считать отречение от мира лишь только делом монахов. Святой апостол Иоанн Богослов, обращаясь ко всем христианам, говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:15-17). Задача наша в том, чтобы находясь в мире, не принадлежать ему, как точно подметил один батюшка. Хотя, конечно, требуется и беречь свои чувства, чтобы падший мир не входил в наше сердце через них.

«Князем мира сего» называет Откровение Божие диавола. Падшие духи закалены в брани против человека. По словам преподобного Силуана Афонского, если бы не Господь, то один бес мог бы ногтём перевернуть всю Вселенную. Тёмные духи действуют на нас через мысли, склоняя нас к отступлению от Бога, через воображение, подменяя реальность обманом, через плоть, разжигая гнев или плотскую брань. Не достигнув успеха на этом фронте, враг использует против нас людей. Приходилось слышать множество рассказов о том, как вдруг резко менялись самые близкие родственники, когда какой-нибудь член семьи серьёзно приходил к Богу. Взрослые, рассудительные и доселе спокойные люди (уж точно не воинствующие безбожники) разрывали в приступе ярости иконы, кричали, хулили Церковь. Это довольно тяжёлое испытание, христианин призван терпением и любовью с молитвой преодолевать его. Тут нужно понимать, что именно лукавый часто подталкивает людей к подобным неадекватным поступкам, возбуждая приступы немотивированной злобы. Если собаку бьют палкой, она начинает её грызть, хотя ополчиться следовало бы на того, кто держит эту палку. Так святоотеческая мысль учит нас снисходить к ближним и обнаруживать действие падших духов.

О том, как вести эту многотрудную брань с миром, плотью и диаволом, мы можем подробно узнать из святоотеческих творений, таких, как «Невидимая брань», «Лествица», труды святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), «Указание пути ко спасению» еп. Петра (Екатериновского), «Учение святых отцов и подвижников Православной Церкви о борьбе с главными греховными страстями и о добродетелях» Г.И. Шиманского, «Современная практика православного благочестия» Н.Е. Пестова. В указанных книгах опыт православной аскетики (так называется наука побеждать на церковном языке) раскрыт наиболее систематично и последовательно. Стоит заметить, что готовых рецептов ищущий спасение в книгах не найдёт. Этот путь обретается каждым христианином в отдельности через практический опыт подвижничества, а не методом слепого механического копирования или мечтания о себе При обязательном условии основания этого опыта на Предании Церкви, он является личным, своеобразным и в чём-то неповторимым, как неповторима каждая человеческая душа. Нельзя бояться слов «подвижничество», «аскеза» и т.п. Стоит вспомнить известные слова преп. Симеона Нового Богослова, что человек, который не ставит целью своей жизни святость - еретик. Главным принципом в духовной брани является принцип синергии, соработничества человека и Бога, наших устремлений и благодати. Один подвижник верно подметил, что в Православии нет понятия «самосовершенствования». «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27), - говорит Священное Писание. Только силой Божией возможно побороть наших врагов, стяжать добродетели и этой силы мы должны напряжённо и постоянно искать, чтобы побеждать и победить. В этом состоит сущность христианской аскетики.

Публикации по теме