Святой праведный лазарь. Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе Св лазарь

В средние века проказа терзала всю Европу. Несчастные больные были вынуждены доживать свой печальный век в полной изоляции - заразиться было очень легко. Не обошла эта беда и воинственных крестоносцев: уже на территории Палестины появилось множество прокаженных, лечившихся в лепрозории за стенами Иерусалима. Здесь-то и начинается странная история странного ордена прокаженных рыцарей, наводивших на противника страх одним своим видом.

В 1098 году крестоносцы в Палестине основали один из самых необычных орденов за всю историю подобных организаций. Дело в том, что Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского изначально был самой обычной больницей для прокаженных.

Странные воины

Вообще-то, та самая больница находилась под юрисдикцией Греческой патриархии, на что и указали самозванным рыцарям представители Святого Престола. В ряды Ордена Святого Лазаря принимали лишь тех рыцарей, кто заразился проказой - в самом деле, на поле боя таким воинам бояться было уже нечего.

Непризнанные под крестом

До самого 1255 года Орден, следовавший «Уставу святого Августина», Святым Престолом признан не был. Однако, европейские короли благоволили к прокаженным, но не сломленным рыцарям: капитул ордена постепенно набирал силу на Святой Земле.

Третий крестовый поход

Основную часть времени Орден проводил в мирных трудах. Только после того, как Саладин захватил Иерусалим в 1187 году, рыцари Святого Лазаря начали принимать активное участие в боевых действиях. Сохранилось множество документов, согласно которым прокаженные рыцари неоднократно вступали в бои во время Третьего крестового похода.

Бойня при Форбии

17 октября 1244 года Орден вполне мог бы закончить свое существование. Битва при Форбии больше напоминала безжалостную резню: крестоносцы потерпели сокрушительное поражение, ну а Орден Святого Лазаря оставил на поле боя вообще всех рыцарей, способных сражаться - включая самого магистра.

Восставшие из пепла

Однако, орден сумели восстановить. Во время Второго крестового похода Людовик XVII наделил прокаженных храбрецов имуществом и доходами в Буаньи. Здесь, после изгнания крестоносцев из Палестины, и была основана новая резиденция Ордена.

Современные крестоносцы

Французы в 1608 году предпочли объединение с орденом Кармельской Богоматери - теперь госпитальеры величали себя Королевским орденом Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского. В таком виде орден существовал до самого 1830 года. Собственно, организация (уже вернувшая себе прежнее имя) существует и в наши дни. Орден Святого Лазаря имеет резиденции в 24 странах мира и занимается благотворительной деятельностью.

ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ. НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВОСКРЕСШЕМ ЛАЗАРЕ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ

Воскрешение Лазаря - величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же - не бедным. Судя по тому, что у него были слуги (Ин. 11:3), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (Ин. 12:3), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (Ин. 11:31, 33), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (Ин. 11:18), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (Ин. 11:53). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31)».

Святитель Амфилохий Иконийский

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь).

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» (Ин. 15:24)».

Митрополит Антоний (Храповицкий)


Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (Ин. 12:3). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».


Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886-911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.



Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью "Друг Христа", в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он - человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, - пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря - состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11:3). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11:11). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11:12), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (Ин. 11:13). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер» (Ин. 11:14).

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна... Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» (Ин. 11:4).

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии - выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.


Могила св. Лазаря в Вифании

Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) - это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения - арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря - ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?

Воскрешение Лазаря - это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин. 3:36); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

Сретенская Духовная Семинария

Лазарь Четверодневный

Константин Икономос, преподаватель

Ο Άγιος Λάζαρος, ο τετραήμερος

рака с мощами св. праведного Лазаря в Ларнаке

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И РАЦИОНАЛИСТЫ: Лазарь вырос в Вифании и был братом Марфы и Марии. Он был другом Иисуса Христа () Ин. 11,5, 36; Мф. 21, 17; Мк. 11, 11) и был воскрешен из мертвых Господом. Воскресение Лазаря с самыми подробными деталями описано в 11 главе Евангелия Иоанном Богословом. Многие рационалисты смотрят на повествование об этом воскрешении просто как на некий «символ духовного восстановления грешника » и ничего более.

Однако эти взгляды противоречат некоторым деталям при описании этого события в Евангелии, которые собственно говоря не оставляют никакого сомнения в авторитетности и несомненности его слов. Так город Вифания (15 стадий от Иерусалима), время (четырехдневный умерший), страх зловония, описание гроба, гробных пелен, эмоциональная реакция Господа, наличие саддукеев (которые не верят в воскресение) , а также и врагов Господа, которые хотели убить самого Господа Иисуса, представляют собой живое доказательство того, что Иоанн Богослов говорит о реальном и потрясающем событии.

ЛАЗАРЬ НА КИПРЕ: Лазарь после своего воскресения, около 30-33 г. по Р. Х. покинул Вифанию и пришел в Ларнаку на о. Кипр. Здесь он встретил апостолов Павла и Варнаву, когда он шел из Саламина в Пафос, и его рукоположили во епископа Церкви, которую он же сам и основал. Тридцать лет было святому Лазарю после его воскрешения Господом в Вифании, сообща об этом свт. Епифаний Кипрский говорит: «В предании мы находим, что тридцати лет был тогда Лазарь, когда его воскресил (Господь) и еще другие тридцать лет он прожил после воскрешения а затем преставился ко Господу».
За тридцать лет своего пребывания святого на епископской кафедре в Китии сообщает и прп. Феодор Студит в своем «Катехизисе». Народное предание гласит о том, что святой Лазарь все тридцать лет, которые он прожил после своего воскрешения, был серьезен и не смеялся, вовсе не потому что не имел благодати Божией, потому что среди тех благ, которые он подавал верующим Всесвятым Духом пребывают «радость, мир, долготерпение, кротость» (Гал. 5, 22), но потому что его глаза во время четырехдневного пребывания в аду узрели нескончаемое, вечное осуждение грешников. Также говориться, что он улыбнулся только один раз, когда он увидел некую женщину которая украла глиняный сосуд и это событие прокомментировал так: «Глина крадет пилон», то есть земляной человек крадет что-то сделанное из земли, не ведая того, что «день Господень, как тать приидет»(I Фес. 5, 2). Западное предание о том, что Лазарь был активным миссионером в Провансе и стал епископом Марселя датируется 12 веком.

КОНЧИНА СВЯТОГО: После своей второй смерти, которая наступила 16 октября, согласно Кавсокаливийскому кодексу, святой Лазарь был погребен в мраморной гробнице, которая согласно Константинопольскому синаксарию имела надпись: Лазарь четверодневный и друг Христа». В Кавсокаливийском кодексе под 16 октября соответственно сообщается, что необходимо особ праздновать столь великого святого, поскольку он был воскрешен Господом (точно также как и вложение перст апостолом Фомы в ребра Христа), поскольку они не являются просто праздниками святых, но господскими праздниками. 16 октября связано также с памятью обретения его честных мощей, которое произошло в царствование императора Льва VI Мудрого, в 890 г. по Р. Х. Это событие празднуется 17 октября. Воскресение же Лазаря празднуется как «Лазарева Суббота». С необыкновенной ревностью и любовью управлял святой Кипрской Церковью плоть до конца своей земной жизни.

Тропарь: Общее воскресение прежде твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы победы знамение носяще, Тебе яко победителю смерти вопием. Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне»

Церковь Святого Лазаря в Ларнаке на Кипре

После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка - туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

Первым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря , которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".


По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.









Храмовая икона Воскрешение св.Лазаря в храме в его честь. Ларнака, Кипр.


В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию — фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.




Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21—22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

перевод «Православного Апологета»2013 год


Орден святого Лазаря - самый закрытый военно-монашеский орден эпохи крестовых походов. Проказа - страшное проклятие средневековья - сплачивала братьев ордена крепче любых обетов и клятв, а жизнь и деяния несчастных оставались за мрачными стенами их обители...

Странноприимный орден св. Лазаря ведет свою историю со времен византийской провинции Палестина Прим (Palaestina Prima) (IV в. н.э), где впервые были предприняты действия для оказания благотворительной поддержки прокаженным. К тому времени проказа уже долгое время свирепствовала в Восточном Средиземноморье. Вероятно, это инфекционное заболевание распространилось из Египта.

Как свидетельствует Папирус Эберcа, эта хроническая, подтачивающая силы инфекционная болезнь была хорошо известна в Египте уже в XVI веке до н.э. Лукреций считал, что ее носителем являются воды Нила, в то время как Гален видел ее причину в несоблюдении правил гигиены при приготовлении пищи и во время еды. Болезнь распространилась по Иудее после Исхода и затем была занесена финикийскими морскими торговцами в Сирию и другие страны - отсюда и название, которое ей дал Гиппократ: «финикийская болезнь».

Распространению проказы по Западной Европе способствовали завоевательные походы римской армии. К заразившимся «финикийской болезнью» окружающие испытывали отвращение, поэтому больные были обречены жить изолированно от общества.


После того, как византийский император Константин Великий (306-337 гг. н.э.) пробудив интерес к Святой Земле, превратил Иерусалим в притягательную силу для христианских паломников, в IV веке св. Василием Великим в городе Птолемиада (Акра, Сен-Жан д’Акр, совр. Акко) для ухода за прокаженными был основан первый лепрозорий.

Подобное служение стало распространяться. Новые лепрозории были открыты в Иерусалиме, Вифлееме и Назарете. Монашеский орден, ответственный за лепрозорий в Птолемиаде, следовал василианскому уставу. владычество христиан в Святой Земле закончилось в 638 г. н.э., когда Иерусалим был завоеван халифом Омаром.
В результате его завоевательных походов Ближний Восток и Северная Африка пребывали под господством ислама более четырехсот лет.

Христианское паломничество начавшееся в IV в н.э. в период, последовоавший за падением Иерусалим, существенно уменьшилось, однако на рубеже тысячелетий поток пилигримов вновь возрос. Увеличение числа богомольцев потребовало открытие новых странноприимных домов в дополнение к тем, которые предоставлялись братьями-василианами прокаженным и прочим инфекционным больным.

Особый рост числа странноприимных домов, предназначенных для больных и неимущих паломников начался примерно с 1050 года, с организацией паломнического братства купцов из Амальфи, которые руководствовались бенедиктинским уставом.

В 1078 г. сельджуки захватили Иерусалим, но вскоре в 1093 году были вытеснены оттуда Фатимидами. Религиозная нетерпимость Фатимидов и их дурное обращение с христианскими паломниками послужили той искрой из которой разгорелось пламя Первого крестового похода под предводительством Годфруа де Булона. В 1099 г Святой Град был захвачен крестоносцами, которые основали Иерусалимское королевство.

Завоевание Иерусалима латинянами повлекло за собой реорганизацию странноприимных братств и орденов, которые действовали в Святом Граде. Братство василиан, ухаживающее за прокаженными, было преобразовано в католический орден святого Лазаря и перенесло свой лепрозорий за пределы города, к северо-западной стене напротив патриаршего квартала. орден принял Устав святого Августина и его устав был одобрен Папой Пасхалием II в 1115 г.

Лазаристы или лазариты продолжали нести странноприимное служение ухаживая за прокаженными и прочими инфекционными больными и, тем самым дополняя братьев ордена св. Иоанна которые оказывали поддержку больным и нуждающимся паломникам.

Но в отличие от больных, находящихся в госпитале св. Иоанна, которые были просто попавшими в беду путешественниками, прокаженные в лепрозории ордена св. Лазаря были обречены на жизнь в вечной изоляции от внешнего мира.

Cтепень отчужденности, которой подвергались прокаженные, была столь высока, что Третий Латеранский собор, собиравшийся в 1179 г. счел необходимым принять жесткие меры в отношении тех священнослужителей, которые не позволяли прокаженным, не допускаемым на общественные богослужения, иметь собственные церкви. Собор постановил, чтобы во всех местах компактного проживания прокаженных им было бы дозволено иметь собственную церковь, кладбище и священника.

Особенность таких пациентов потребовала организации, отличной от той, что была принята в Госпитале св. Иоанна. Лепрозорием руководил магистр, который почти неизменно был священником, которому подчинялись братья и сестры, ухаживающие за больными.

Пациенты лепрозория также считались братьями или сестрами приютившего их дома и жили по одному уставу, который объединял их с их духовными покровителями. Таким образом больные являлись полноправными членами конвента и принимали участие в управлении орденом.

Во время пребывания в Палестине и в дальнейшем, в течение первых двух столетий, последовавших после ух ода в Европу, члены ордена носили только простой крест из зеленой ткани, нашитый спереди на верхнюю одежду или рубаху, а также на левой стороне плаща.

Эта традиция поддерживается с начала XII века, когда братья Госпиталя св. Лазаря приняли этот символ, как знак отличия от братьев-рыцарей других орденов.

Два вновь образованных ордена (госпитальеры и лазариты) изначально имели одного магистра - Жерара ле Фондатье (Gerard le Fondateur).

В 1120 году, после его смерти магистром Госпиталя св. Лазаря был назначен ректор Госпиталя св. Иоанна Буайян Роже (Boyant Roger) (1120-1131); в то время как магистром Госпиталя св. Иоанна был назначен Раймон де Пюи (Raymond du Puy) (1120-1158/60).

Преемниками Буайяна были малоизвестные магистры - Жан(Jean) (1131-1153?), Бартелеми(Barthelemy) (1153?-1154?) и Итье (?1154-?1155). около 1155 года магистром был назначен Юг де Сент-Поль(Hughes de St.-Pol). В 1157 г. его преемником стал магистр Госпиталя св. Иоанна Раймон дю Пюи, управлявший Госпиталем св. Лазаря как суффраганом.

В 1123 г. Латино-Иерусалимское королевство внезапно оказалось перед лицом опасности со стороны халифа Египта аль-Амира. Эта угроза вызвала необходимость милитаризации военно-монашеских орденов, действовавших в Святой Земле. Вслед за орденом св. Иоанна, орден святого Лазаря, принял на себя военные функции и учредил класс братьев-воинов.

Несмотря на то, что его военная роль никогда не была столь же значительна, как роль ордена св. Иоанна и ордена Храма, рыцари ордена св. Лазаря все же внесли свой вклад в дело защиты Святой Земли.

В орден были приняты несколько братьев-рыцарей, не зараженных проказой, но в то же время и прокаженные рыцари всегда, когда это было необходимо, брали в руки оружие. В ордене также были и светские братья-сержанты, которых набирали из числа простолюдинов, больных проказой. Орденский отряд, вероятно принимал участие в битве при Хаттине в 1187 г.

Также имеются упоминания об участии лазаритов в трагической битве за Газу против хорезмийцев при Ла-Форби в октябре 1244, где орден понес тяжелые потери. В 1253 г. орден предпринял отчаянную атаку против мусульман Рамлы и был спасен от полного уничтожения только благодаря вмешательству Людовика IX Французского. Братья-воины также героически сражались во время последней осады Акры в 1291 г.

Орден также был вовлечен в столкновения между христианскими силами и соперничество между орденами. В 1258 г во время войны между генуэзцами и венецианцами в Сирии, рыцари святого Лазаря, приняв сторону венецианцев, присоединились к рыцарям Храма и рыцарям ордена св. Фомы Акрского против ордена св. Иоанна, который принял сторону генуэзцев. Между ними состоялось сражение. Рыцари святого Иоанна вышли победителями и перебили всех рыцарей трех орденов за исключением одного тамплиера.

Орден св. Лазаря продолжал расширять свои владения в Святой Земле и к 1142 г в дополнение к владениям возле Масличной Горы он приобрел церковь, монастырь и мельницу в Иерусалиме. К 1155 г орден приобрел дома в Тивериаде, Наблусе и Аскалоне, затем в Акре и вероятно в Кесарии. В дальнейшем орден приобрел еще два странноприимных дома для паломников в Армении.

Владычество христиан в Святом Граде закончилось после того, как силы христиан были отброшены от Иерусалима султаном Саладином после битвы при Тивериаде в октябре 1187 г. Орден святого Лазаря перенес свою штаб-квартиру в Акру, где ему была предоставлена в распоряжение башня Лазаря в северном пригороде Монмусаре.

В октябре 1253 г, продолжая содержать свой лазарет в Акре, орден перенес штаб-квартиру во Францию с разрешения папы Александра IV и короля Франции Людовика IX Святого, который вверил порт Эг-Морт защите ордена и даровал ему дом в Париже в 1262 г Папа Урбан IV наделил орден такими же привилегиями, какие были дарованы другим монашеским орденам.

Эти привилегии были подтверждены в 1264 г. В 1265 г папа Климент IV обязал белое духовенство принимать в Дома ордена всех без исключения прокаженных независимо от пола и статуса - мужчин и женщин, духовных лиц или мирян.

В апреле 1291 г сарацинская армия под предводительством султана ал-Ашраф Халила осадила Акру. Пять военно-монашеских орденов объединили силы во главе с магистром Храма Гийомом де Боже,.

Христианский гарнизон составляли приблизительно 14 000 пехотинцев и 700 рыцарей из которых больше половины были члены военно-монашеских орденов. Большинство рыцарей принадлежало к ордену Храма (приблизительно 240 тамплиеров) и к ордену святого Иоанна (приблизительно 140 госпитальеров).

Другие три военных ордена могли предоставить только 50 рыцарей (25 рыцарей святого Лазаря, 15 рыцарей-тевтонцев и 10 рыцарей ордена св. Фомы).

Рыцари святого Лазаря присоединились к рыцарям Храма в четвертом секторе обороны. Несмотря на храбрость защитников, последняя цитадель латинян пала под бешеной атакой сарацин. Все братья-воины ордена святого Лазаря, которые находились в Акре и погибли защищая город.

После вытеснения крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность, и в других европейских странах. Классическим примером уединённых убежищ, где лазариты продолжали заботиться о прокажённых, может служить остров Лазаретто в Венецианской лагуне. Национальные ветви ордена потеряли связь друг с другом, хотя каждая претендовала на прямое правопреемство со средневековым братством.

В 1572 году савойская ветвь ордена объединилась с Орденом святого Маврикия в Орден Святых Маврикия и Лазаря, который на сегодняшний день является династической наградой Савойского дома.

В 1608 году французская часть ордена вместе с орденом Кармельской Богоматери составили Королевский орден Кармельской Богоматери и Святого Лазаря Иерусалимского, который просуществовал до 1830 года.

Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

Госпитальная деятельность, которая отличается постоянными связями между тем, кто помогает, и тот кому помогают, сохраняет его первоначальное предназначение ориентированное к заботе о прокаженных.
Королевским декретом 1929 года Орден Маврикия и Лазаря был объявлен наградой за безупречную службу и заслуги перед государством, как на военном, так и на гражданском поприще.

В иерархии наград Итальянского королевства орден Маврикия и Лазаря занимал второе место после высшего ордена Благовещения

ЕСЛИ ВЫ ПОДХВАТИЛИ ПРОКАЗУ В 12 ВЕКЕ, ваша карьерная перспектива выглядела плачевно: вы годились разве что на роль пугала для непослушных детей. Люди не имели представления о причинах этой болезни, однако знали о её заразительности, поэтому прилагали все усилия к тому, чтобы изгнать прокажённых из общества. Больным были запрещены любые контакты со здоровыми людьми, их содержали в специальных местах - лепрозориях. Одним из таких мест и был лепрозорий имени Святого Лазаря в Иерусалиме, специализировавшийся на бывших рыцарях. Тамплиеры посылали туда бывших членов своего ордена и оплачивали их проживание.

Однако когда крестовые походы участились и османские орды постучались в иерусалимские двери (образно говоря), прокажённые рыцари решили, что не собираются сдаваться без боя. Вместо того, чтобы спокойно ждать смерти, они снова надели доспехи, взяли в руки свои палаши и вступили в бой.

Не сказать, чтобы рыцари Ордена Святого Лазаря были очень успешными в своих кампаниях, но это не означает, что они не были грозными противниками. Видите ли, куча разваливающихся на глазах парней, к тому же знающих о собственной неминуемой и скорой смерти, а также неспособные чувствовать боль из-за повреждения нервов, были, безусловно, мощнейшим психологическим (и биологическим) оружием. Орден прокажённых - какой прекрасный сюжет для Голливуда.

Давайте узнаем подробности истории этого «биологического оружия» …

Орден Святого Лазаря, третий по счету военно-монашеский орден, учрежденный в Святой Земле, был основан в Иерусалиме в эпоху Крестовых походов. Но первые упоминания о госпитале (странноприимном доме) Святого Лазаря относятся к периоду, предшествовавшему эпохе Крестовых походов, а именно — к 1130 г., когда госпиталь прокаженных, построенный с внешней стороны северной стены Иерусалима, был взят под свою опеку «франкскими» (западноевропейскими) странноприимцами (госпитальерами, госпиталариями), придерживавшимися Устава монашеского ордена августинцев и носившие августинское орденское облачение черного цвета безо всяких эмблем или отличительных знаков. По всей вероятности, он был учрежден на базе лепрозория (лечебницы для прокаженных), основанной греками и армянами еще до начала Первого Крестового похода (и находившейся, до прихода «латинян»-крестоносцев в Палестину с Запада под юрисдикцией греческой православной церкви). Госпитальеры Святого Лазаря, возможно, являлись членами Ордена Святого Иоанна, также носившими в первоначальный период своей истории черные августинские (или бенедиктинские) облачения безо всяких знаков отличия. Во всяком случае, первый глава (ректор) Ордена иоаннитов-госпитальеров, блаженный Герард (Жерар) традиционно считается также и первым главой Ордена Святого Лазаря. В пользу правильности данной версии говорит и следующее обстоятельство.

Правила (Уставы) военно-монашеских Орденов храмовников-тамплиеров и госпитальеров-иоаннитов предусматривали переход своих членов, заразившихся проказой (лепрой), из своих прежних Орденов в Орден Святого Лазаря.

Новое странноприимное братство в 1142 г. уже имело в Святом граде Иерусалиме собственную церковь, а с 1147 г. было известно под названием «Прокаженные братья Иерусалима» («Прокаженные Иерусалимские братья»). К 1156 г. относятся упоминания о существовании в Иерусалиме самостоятельного конвента (монашеской общины) Святого Лазаря. С 1157 г. в латинских хрониках упоминается уже не просто конвент, а Орден Святого Лазаря, в обязанности которого входила опека над прокаженными и уход за ними, а позднее — также защита паломников, отправлявшихся к Гробу Господню.

К этому времени Орден лазаритов имел страноприимницы-лечебницы в Тивериаде, Аскалоне, Акконе, Кесарии и Берите (Бейруте). Монахи Ордена Святого Лазаря содержали во всех основанных в Святой Земле государствах западных крестоносцев широко разветвленную сеть госпиталей (странноприимных домов) и церквей. Кстати, именно от названия Ордена Святого Лазаря происходит название «лазарет», означающее «больница» (по преимуществу военная). Покровителем Ордена был избран упоминаемый в Евангелиях Святой Лазарь «Четверодневник» (воскрешенный Иисусом Христом из мертвых на четвертый день после своей кончины), ставший впоследствии первым епископом Массилии (Марселя) и принявший вторичную смерть уже как мученик за Христа.

По мере усиления мусульманского натиска на «франкские» государства на Ближнем Востоке, все большее значение в деятельности членов Ордена Святого Лазаря (лазаритов) стало приобретать участие в вооруженной обороне христианских владений. Соответственно, все большую роль в Ордене Святого Лазаря стал играть военно-рыцарский элемент. Рыцари, вступавшие в Орден, не обязательно были прокаженными, но, видимо, постепенно заражались проказой, неся свою нелегкую воинскую службу в его рядах, а в перерывах между боями и походами ухаживая за больными. В Ордене Святого Лазаря состояли и «услужающие братья» (сервиенты или сержанты), набиравшиеся из числа прокаженных неблагородного происхождения. Рыцари Святого Лазаря облачались в черные плащи (мантии) с белой каймой и зеленым крестом (принявшим со временем характерную «мальтийскую» форму с «ласточкиными хвостами» на концах креста) и потому нередко именовались в хрониках и документах «рыцарями Зеленого Креста» — наряду с «рыцарями Белого Креста» (госпитальерами-иоаннитами, «рыцарями Красного Креста» (храмовниками-тамплиерами) и «рыцарями Черного Креста» (тевтонскими, или немецкими, рыцарями). Хотя исторически рыцари Ордена Святого Лазаря носили свои зеленые кресты на черном «августинском» (или «бенедиктинском») облачении, со временем, по мере развития правил геральдики (с принятием запрета накладывать металл на металл и эмаль на эмаль), на орденском гербе лазаритов зеленый крест стал изображаться не на черном, а на белом (серебряном) поле.

Как уже упоминалось выше, по соглашению, заключенному между Орденом Святого Лазаря и другими военно-монашескими Орденами, члены последних, заболевшие проказой, переходили в состав лазаритов (глава которых – Великий Магистр – по Уставу мог быть избран только из числе прокаженных; впрочем, подобное правило существовало не всегда и со временем было отменено). Как бы то ни было, хронистами было неоднократно засвидетельствовано, что, когда мусульмане в бою встречались с колонной прокаженных «братьев» (рыцарей и сержантов) Ордена Святого Лазаря, то предпочитали искать спасения в бегстве.

Вероятно, вид атакующих прокаженных воинов-монахов (особенно в открытых, без забрала, шлемах, или в шлемах с поднятым забралом) был слишком устрашающим для тех, кому предстояло встретиться с ними в бою лицом к лицу. К тому же известно, что прокаженные нечувствительны к физической боли, что также делало их особенно опасными противниками.

Воинский контингент Ордена Святого Лазаря принимал участие в неудачной для армии Иерусалимского королевства крестоносцев битве с армией султана Египта и Сирии Салах ад-Дина при Хиттине (1187 г.). До нас также дошли сведения об участии вооруженного отряда лазаритов в неудачной для «латинян» битве при Газе (Ле Форби или Форбии) в 1244 г., в которой Орден Святого Лазаря понес тяжелые потери (по некоторым данным, он потерял в ней почти весь свой личный состав, как здоровых, так и прокаженных «братьев», во главе с Великим Магистром). После падения Иерусалима в 1243 г. Орден Святого Лазаря перенес свою штаб-квартиру в Аккон (Аккону, Акру, Аккарон, Екрон, Сен-Жан д’Акр, Птолемаиду, Птолемеис), разместив ее в башне Святого Лазаря, расположенной в северном пригороде Аккона — Монмусарде, оборона которого была поручена лазаритам.

В 1253 г. Орден лазаритов совершил неудачную военную экспедицию против мусульман в городе Рамле (Рамаллахе) и был спасен от полного уничтожения только благодаря вмешательству французского короля-крестоносца Людовика IX Святого.

Все «братья-рыцари» Ордена Святого Лазаря, участвовавшие в обороне Аккона от мусульман, погибли при взятии этого последнего оплота крестоносцев на побережье Святой Земли сарацинами в 1291 г.

В 1291 г., после падения Сен-Жан д’ Акра – последней крепости крестоносцев в Палестине – Орден Святого Лазаря был вынужден навсегда покинуть Святую Землю и перебраться сперва на остров Кипр, а затем — в Королевство Обеих Сицилий (Неаполитанско-Сицилийское королевство) и во Францию, где лазариты основали множество госпиталей и лазаретов. К этому времени лазариты полностью прекратили свою военную деятельность, продолжая нести свое госпитальерское служение вплоть до 1342 г. Со временем, вследствие уменьшения численности кавалеров и монахов, Орден Святого Лазаря был вынужден в 1490 г. подчиниться духовно-рыцарскому Ордену Иоаннитов (влившись со временем в его католическую ветвь, ныне более известную под названием Мальтийского Ордена).

Тем не менее, 4 мая 1565 г. папа римский Пий IV восстановил правовую и организационную самостоятельность Ордена Святого Лазаря. Однако, назначенному новым Великим Магистром лазаритов двоюродному брату римского понтифика, Джаннотто Кастильоне, не удалось восстановить прежнюю орденскую структуру, а в 1572 г. герцог Савойский Амедей добился от него признания своего сюзеренитета (верховной светской власти) над командорствами Ордена Святого Лазаря, существовавшими во владениях герцогов Савойских.

С давних времен небесным заступником и покровителем Савойской династии (первоначально — герцогской, а потом и королевской) считался Святой мученик Маврикий – древнеримский военачальник, предводитель Фиванского легиона, претерпевший мученическую кончину за Христа в 286 г., в период преследований христиан Императором Диоклетианом. «Меч Святого Маврикия», наряду со Святым копьем сотника Лонгина, относился к числу древнейших и главнейших святынь и коронационных инсигний («державных клейнодов») средневековой Священной Римской Империи.

В 1434 г. герцогом Савойским Амедеем VIII была учреждена монашеская община во имя Святого мученика Маврикия. Сам герцог, отрекшись от Савойского престола, вместе с несколькими бывшими придворными принял монашеский постриг, принес обеты нестяжания, целомудрия и послушания и поселился в основанном для этой цели монастыре. Позднее к ним присоединилось и некоторое количество братьев-рыцарей. Подобное развитие от чисто монашеской к духовно-рыцарской организации проделали многие западноевропейские Ордены(например, госпитальеры-иоанниты, тевтоны или упомянутые выше лазариты). Однако эта первая духовно-рыцарская ассоциация во имя Святого Маврикия, в силу ряда причин, просуществовала очень недолго. Впрочем, 10 сентября 1572 г. Орден Святого Маврикия был восстановлен специальной буллой римского папы Григория XIII. Апостольский престол особой грамотой подтвердил герцогу Савойскому Филиберту, что звание Великого Магистра лазаритов навечно закреплено за ним и за его преемниками на Савойском престоле. О непременном пострижении герцогов и других лазаритов в монахи речи в папской грамоте более не было, хотя определенные религиозные обеты и некоторый штат клириков были сохранены.

После этого Орден Святого Лазаря был объединен с династическим савойским рыцарским Орденом Святого Маврикия в единый новый Орден Святого Маврикия и Лазаря. 15 января 1573 г. папа римский утвердил новый знак объединенного ордена – белый «клеверный» крест Святого Маврикия, наложенный на зеленый, «мальтийской» формы, крест Святого Лазаря. Эмблема получилась достаточно замысловатой, но в истории военно-монашеской орденской символики случалось и не такое. Эта символика всегда отличалась большим разнообразием. В ней использовалась даже звезда, которую нередко считают чем-то изначально противоположным Кресту.

Так, эмблемой духовно-рыцарского Ордена Монжуа (или Богородицы Монжуа) долгое время являлась красная пятиконечная звезда! Ливонские рыцари Христовы (меченосцы) одно время носили на своих белых «цистерцианских» орденских облачениях над красным мечом красную же звезду — по одним сведениям, восьми-, по другим — шести- или даже пятиконечную. Красная звезда с синим кругом внутри звезды украшала орденское облачение рыцарей-»звездоносцев», и т.д. Как бы то ни было, Орден Святых Маврикия и Лазаря и по сей день является одним из старейших рыцарских Орденов Европы.

Развитие Ордена Святого Лазаря во Франции (где он стал именоваться рыцарским Орденом Святого Лазаря Иерусалимского, или – что более точно – Иерусалимским Орденом Святого Лазаря) пошло своим собственным путем, отличным от пути развития одноименного савойского ордена. Он превратился в династический Орден французских королей, получил название «Ордена Пресвятой Богородицы Кармильской (от горы Кармил в Святой Земле)» и специально поддерживался, в частности, «королем-солнцем» Людовиком XIV, в качестве противовеса Ордену Святого Иоанна Иерусалимского. К 1696 г. французский Орден Святого Лазаря насчитывал в своем составе более 140 командорств и содержал собственную военно-морскую эскадру. Корабли французских лазаритов сражались с английскими пиратами. Французские рыцари Святого Лазаря носили белые полукафтанья с вышитым на груди оранжево-зеленым орденским крестом. В 1790 г. французский Орден Святого Лазаря Иерусалимского был, подобно своему главному сопернику и конкуренту — Ордену Святого Иоанна Иерусалимского — упразднен революционными властями Французской республики, а все его владения во Франции были конфискованы.

В 1798 г. французский король-изгнанник Людовик XVIII пожаловал Орденом Святого Лазаря Иерусалимского предоставившего ему политическое убежище в России Императора и Самодержца Всероссийского Павла I, после того, как тот, в качестве 72-го Великого Магистра Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, пожаловал пребывавшего в изгнании в столице Курляндии Митаве французского монарха Большим Крестом Ордена Святого Иоанна.

Что же касается нового объединенного савойского Ордена Святых Маврикия и Лазаря, то он унаследовал от древнего Ордена Святого Лазаря традиционную миссию опеки над больными (преимущественно над прокаженными, но не только). Поскольку объединенный Орден имел теперь не одного, а целых 2 небесных покровителей и заступников, то стал ежегодно отмечать не 1, а целых 2 орденских праздника (22 сентября – день Святого Маврикия, а 17 декабря – день Святого Лазаря). Этим орденом пьемонтский (сардинский) король (прямой потомок герцогов Савойских) наградил, между прочим, российского генералиссимуса А.В. Суворова, графа Рымникского и князя Италийского.

В 1839 г., в рамках системы орденских наград, сардинским королем, как Великим Магистром Ордена, была учреждена золотая Маврикиевская (Маврикианская) медаль за храбрость. Эту медаль получали также все пьемонтские солдаты, прослужившие в армии не менее 50 лет. Сходным образом в России обстояло дело с солдатской Аннинской медалью и солдатскими донатскими знаками отличия Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (павловской эпохи). Впоследствии статус пьемонтской Маврикиевской медали неоднократно менялся. Медаль пережила падение монархии в Италии и была сохранена для вооруженных сил Итальянской республики (впрочем, уже безо всякой связи с Орденом Святых Маврикия и Лазаря).

В 1848 г. было отменено существовавшее прежде, в качестве непременного условия для приема в Орден Святых Маврикия и Лазаря, требование обязательного подтверждения благородного (дворянского) происхождения кандидата. С тех пор орденом стали жаловаться и не дворяне.

После объединения Италии под скипетром монархов Савойской династии, поставленных историей во главе Сардинского королевства (Пьемонта), Орден Святых Маврикия и Лазаря сохранился в качестве одной из высших наград объединенного Итальянского королевства и даже получил владения, конфискованные после 1860 г. у Константиновского Ордена Святого Георгия (династического рыцарского Ордена Пармского великогерцогского дома и Королевского дома Обеих Сицилий) и у Ордена Святого Стефана (династического Ордена тосканских герцогов из австрийской династии Габсбургов). После объединения Италии Орден Святых Маврикия и Лазаря окончательно утратил свой изначально военно-монашеский характер. Все религиозные обеты, еще существовавшие для кавалеров-лазаритов, были отменены. Тем не менее, Орден Святых Маврикия и Лазаря не прекратил своей госпитальерской деятельности Он по-прежнему содержал лазареты-госпитали в гг. Люцерно, Ланцо, Валенце, Аосте и Турине.

Начиная с 1868 г., савойский Орден Святых Маврикия и Лазаря имеет 5 степеней (введенных явно под влиянием аналогичных степеней французского Ордена Почетного Легиона):

1) I степень – Кавалер Большого Креста (Cavaliere di Gran Crocе);

2) II степень – Великий (Большой) офицер (Grande Ufficiale);

3) III степень – командор, комтур или коммендатор (Commendatore);

4)IV степень – офицер (Ufficiale);

5)V степень – рыцарь, или кавалер (Cavaliere).

В годы правления дуче фашизма Бенито Муссолини (при котором итальянский король фактически «царствовал, но не правил»), Орденом Святых Маврикия и Лазаря были награждены, начиная с самого фашистского диктатора, почти все крупные сановники фашистской Италии и союзных с нею государств, в том числе гитлеровского «Третьего (Тысячелетнего) рейха». Когда же Муссолини был свергнут в результате дворцового заговора в 1943 г. и король назначил новым главой правительства маршала Бадольо, в «кавалеры Святых Маврикия и Лазаря» стали зачислять военачальников вчерашних стран-противниц Италии во Второй мировой войне.

Так, безо всякого «перехода», после «столпов» нацистской Германии, орденом Святых Маврикия и Лазаря были награждены польский генерал Владислав Андерс, командовавший 2-м польским армейским корпусом в составе британской 8-й армии под командованием генерал-лейтенанта сэра Оливера Лиза, высадившейся в Италии в 1943 г. 3-я и 5-я польские дивизии вошли в историю Второй мировой войны благодаря своему участию в боях за знаменитый бенедиктинский монастырь Монте-Кассино, оборонявшийся 1-й германской парашютно-стрелковой дивизией из состава 10-й германской армии под командованием генерала фон Фитингофа. После долгих, крайне ожесточенных и кровопролитных боев и ухода германских войск с оборонявшейся ими т.н. «линии Густава» полякам («с нашивками «Поланд» на английском хаки», как писал советский поэт и прозаик Константин Симонов в одном из своих стихотворений) удалось 17 мая 1944 г. захватить полностью разрушенный монастырь.

Орденом Святого Маврикия и Лазаря были награждены не только сам генерал Андерс, но и многие из его офицеров. Награждение было произведено по указу принца Умберто II в качестве «генерал-капитана Итальянского королевства» и Великого Магистра Ордена Святых Маврикия и Лазаря и всех королевских орденов Савойского дома за отвагу и мужество, проявленные ими в боях за Монте-Кассино. Принц Умберто до конца жизни продолжал претендовать на итальянский трон и – к вящему недовольству властей Итальянской республики, запретивших членам Савойского дома даже въезд в Италию! – награждал всех, кого считал достойными, Орденом Святых Маврикия и Лазаря, как и другими королевскими орденами и знаками отличия, пребывая в эмиграции в Португалии до самой своей смерти, последовавшей в 1983 г. Генерал Владислав Андерс и его офицеры в память о боях за Монте-Кассино, о которых польские бойцы сочинили даже известную песню «Алые (от польской крови — В.А.) маки Монте-Кассино», всегда надевали на встречах ветеранов и официальных мероприятиях свои орденские знаки Святых Маврикия и Лазаря.

Конечно, уважаемый читатель вправе задаться вопросом, способствовал ли престижу династического савойского Ордена тот факт, что им, почти сразу же после измены Итальянского королевства делу держав «Оси Берлин-Рим», верности которой итальянские «союзники» до этого неустанно клялись, и переходу на сторону стран антигитлеровской коалиции, были награждены в одночасье превратившиеся в новых друзей и соратников польские генералы и офицеры, хотя совсем недавно тем же самым орденом награждались бывшие германские союзники Италии. Интересно, какие чувства испытывал генерал Андерс, при мысли о том, что его имя было занесено Орденским канцлером (Cancelliere dell’Ordine) в список кавалеров Большого Креста Ордена Свяых Маврикия и Лазаря – сразу же за именами рейхсмаршала (имперского маршала» Третьего рейха) Германа Геринга и рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера. Впрочем, Андерс был выдающимся военачальником и самым известным польским генералом времен Второй мировой войны, так что его репутации ничего повредить не могло.

Вообще-то, история этой войны была богата подобными казусами. Так, в Королевстве Румынии (после его молниеносного перехода из стан союзников Гитлера в стан его противников и объявления войны Германии, разумеется!) король Михай Гогенцоллерн-Зигмаринген наградил высшим румынским военным орденом Михая Храброго немало советских генералов и офицеров (и продолжал награждать их этим орденом вплоть до своего формального «отречения», а фактического отстранения от власти коммунистами при поддержке СССР в 1947 г.!). А между тем, не кто иной, как упоминавшийся выше «имперский маршал» Герман Геринг был за пару лет перед тем награжден тем же самым королем румынским Михаем всеми тремя степенями ордена Михая Храброго, а германский генерал-фельдмаршал фон Манштейн – орденом Михая Храброго двух степеней! Впрочем, и сам король Михай умудрился, с ходу превратившись в «антифашиста», «защитника свободы и демократии» и пр., удостоился награждения советским Орденом Победы (из которого позднее, пребывая в изгнании в Лондоне, по собственному признанию выковыривал один бриллиантик за другим, чтобы обеспечить себе безбедное существование)!

В Итальянской республике (с 1946 г.) Рыцарский Орден Святых Маврикия и Лазаря, вместе с изгнанием Савойской династии, утратил статус государственной награды, оставшись Орденом итальянского Королевского Дома в изгнании. Тем не менее, госпитальерские структуры Ордена Святых Маврикия и Лазаря были сохранены на территории Итальянской республики – на том основании, что традиционно осуществляют гуманитарно-медицинские функции (наподобие аналогичных структур Мальтийского Ордена).

источники

http://www.proza.ru/2015/01/23/1684

http://voinstvo12age.narod.ru/index/0-8

http://www.templar.globalfolio.net/Epoha/voeno_monasheskije_ordena/Lazarj/orden_lazarja.htm

http://knight-spirit.mianie-system.org/orden-svyatogo-lazarya/

И еще немного интересной информации для вас о крестоносцах: вот , а вот . Вспомним еще кто такой и что это за . А вот конечно же Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Публикации по теме