Права и роль женщины в православной церкви. Женщина в православной церкви. Бог не отходит от доброй души

Посвящая себя людям


Алла АЛЕКСЕЕВА
(Кишинев, Молдова)

То, что женщина должна быть хорошей матерью, хорошей женой, знают все сестры. Но каково предназначение женщины в церкви? Дух, живущий в нас, христианах, заставляет задумываться о том, что же должны делать сестры в общине.

Порой женское служение ограничивается группами молитвы и милосердия. Но есть четкий наказ от Господа, предназначенный женщинам. Каков же он?

"Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие" (Тит. 2:1-5).

Контекст заповеди

Основав церковь на Крите, апостол Павел оставил там Тита для наставления новообращенных и организации церкви. Тит сразу же столкнулся с противодействием: сатана пытался заразить ложным учением старейшин и покушался на благочестие. Апостол написал это послание Титу в подтверждение его полномочий и руководства. Он наставляет его в том, чему тот должен учить, как применять это учение к различным группам прихожан, точно изображая суть ситуации на Крите: "Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти" (Тит. 1:10-11). Апостол Павел заповедует Титу учить и стариц, чтобы те могли учить молодых жить так, чтобы Слово Божие не порицалось. Он заповедует вкладывать свои силы в обучение молодых женщин жить христоподобно.

Мы можем провести параллель между Критом и современным миром: и сейчас в церквях полно разномыслий, есть разводы, грехопадения. Много церквей с ложным вероучением. В общинах большое количество новообращенных, которых никто не учит, не наставляет, не ободряет. Отсюда — потери. Люди уходят, так и не поняв, зачем они приходили в церковь. Отсюда и утверждения типа: «Мне достаточно верить в душе», «Мне достаточно смотреть служение по телевизору». Но при этом нет личных взаимоотношений со Христом, с сестрами и братьями.

Так что же должна, что обязана делать духовно зрелая христианка в общине? Давайте рассмотрим первую часть заповеди, опустив то, что относится к мужчинам.

Повеление от Господа

Наказ, данный Титу, повелевает старшим женщинам обучать и наставлять младших: "… чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям".

Сьюзен Хант в своей книге "Духовное материнство" говорит: "В наше время старшие женщины остаются "запечатанными источниками", в то время как молодые ищут женщин, образец которых дан в притчах и которым они стремятся подражать. Ответ Господа решает обе эти проблемы.

Нет легкого пути решения проблемы воспитания женщин. Основа женского служения, как любого иного, заключается в построении межличностных связей. Это значит — женщина наставляет женщину. Это значит — старшие женщины заботятся о младших: обучают их, воспитывают, ободряют. Используя все богатство Священного Писания, они воплощают в жизнь древнюю традицию праведников: полное посвящение себя людям, а не программам, проектам или планам".

Кто такие «старицы»?

Некоторые толкования говорят о возрасте 60 лет и старше. Из послания Титу невозможно установить, каким должен быть возраст стариц. Но очевидно, это духовно зрелые женщины, что не имеет ничего общего с биологическим возрастом. Однако жизненный опыт именно старших женщин имеет большое значение для обучения и наставления: очень ценно то, что пережито. Невозможно научить тому, чего сам не пережил. Необходимо, если так можно сказать, пройти определенные ступени духовного роста, которые и дают духовный опыт, помогающий старшей женщине ободрять младшую.

Духовной матерью может быть женщина любого возраста. Например, Господь позволил мне стать духовной матерью для моей мамы: ей было 69 лет, а мне — 39. Духовной матерью моего отца я стала в 50 — ему было 78. Не всегда физическим возрастом определяется способность к духовному материнству. Только духовная зрелость может быть критерием возраста.

Помню наши взаимоотношения в период моего наставничества. И мама, и папа, как дети, задавали мне вопросы, которые были для меня очень простыми, потому что ответы на них мною были уже получены. Помню, как мама ждала меня с работы, чтобы посидеть рядом и послушать мои рассказы о Боге. Более месяца я провела с папой в больнице, и наши взаимоотношения после его покаяния были отношениями духовной матери и сына. Отец, как младенец, боялся остаться один в палате, очень переживал, когда у меня была необходимость отлучиться на часок.

В ободрение тем, у кого есть престарелые неверующие родители, хочу сказать: труд духовной матери может длиться до того момента, пока сердце не остановится. Доказано, что, находясь в коме, человек реагирует на слова, произнесенные в этом помещении. Когда моя мама неделю находилась в коме и ее посещали родственники, я им свидетельствовала о покаянии мамы, о вечной жизни, которая ждет ее. В это время она переставала стонать и «внимательно слушала». Врач реанимационного отделения на медицинской конференции, проходившей в Кишиневе несколько лет назад, рассказывала, что ее знакомая попала в отделение в состоянии комы. Она была из семьи верующих, но Христа не приняла. Несколько дней врач наблюдала за больной, переживала о ее участи в вечности. Наконец, она решила сказать умирающей о Спасителе. Каково же было ее удивление, когда она заметила, что аппарат, показывающий мозговую активность, стал реагировать. Когда врач замолкала, аппарат "успокаивался". Стоило начать говорить, как он снова "оживал". Неизвестно, приняла ли Христа эта умирающая, но она определенно «слышала» то, что ей говорили.

Духовными матерями могут стать и христианские писательницы. Например, для меня ею стала Эвелин Кристенсон, написавшая книгу "Господи, измени меня!" В трудные дни испытаний она утешала меня и учила доверяться Богу во всех ситуациях. Она научила меня, как расти духовно. Многое для себя я взяла из проповедей сестры Ольги Мокан, когда она проповедовала сестрам на конференциях. Казалось, что она проповедует именно на ту тему, которая волновала меня в тот момент. Много раз она помогала мне советами и просто теплым словом утешения и ободрения.

Какими должны быть старицы?

«… одевались прилично святым». В английском переводе: "Благочестивы в своем образе жизни". Благочестие подразумевает почитание, уважение, любовь и послушание. Вера и библейская система ценностей — основа благочестивого образа жизни. В немецком переводе звучит так: "…от пожилых женщин требуй, чтобы они вели такой образ жизни, который приносит Господу честь, … и во всем показывали хороший пример". Не правда ли, все предельно ясно и не требует толкований?

«… не были клеветницы». Дух осуждения и недовольства, сплетни, критика, неуправляемый язык не смогут оказать положительного влияния на ту женщину, которую мы опекаем. Благочестивая женщина "уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее" (Прит. 31:26).

«… не порабощались пьянству». Любая зависимость — это рабство. Благочестивая женщина должна быть свободна от вредных привычек. Нет нужды говорить, что дурные привычки лишают нас независимости, не позволяют нам жить упорядоченной жизнью во славу Бога. Самоконтроль — плод Духа Святого! Мы должны иметь зависимость только от Бога!

«… учили добру». С греческого: "прекрасное, похвальное, отличное".

Сьюзан Хант в книге "Духовное материнство" писала: "Единственно то добро, что производится Духом Святым в нас. Если не имеем Духа, то не можем производить добро, так как то, что человеческое, обязательно превратится во зло. Добро — это проявление благодати в нас и не имеет ничего общего с тем стандартом добра, которое изобрел мир".

Кто может стать духовной матерью?

Может показаться, что вы не достигли духовной зрелости, поэтому можно отмахнуться от духовного материнства. Но если вы стремитесь к росту в вере, к послушанию, то у вас достаточно сил и знаний, чтобы учить молодых. Не делая этого, вы обкрадываете Царство Божье. Кто знает, сколько женщин будут побеждены адом только потому, что вы не научили их жить в Духе и Истине?

Снова приведу слова Сьюзан Хант: "Вам не обязательно быть выдающимся теологом, чтобы обучать, и духовная зрелость — это не достигнутая вершина. Это процесс вашего роста. И есть женщины, которые нуждаются в вас. Есть женщины с разбитой судьбой. Кто, как не духовно зрелая сестра, поможет научиться преодолевать трудности с Богом?" Кто, как не духовно зрелая сестра, поможет научить любить нелюбимого злого пьяного мужа? Кто, как не сестра, поддержит в момент смерти ребенка? Кто, как не старшая сестра, научит молодую мать ухаживать и воспитывать ребенка. Кто лучше сестры поймет новобрачную, разочаровавшуюся в своем «принце», поможет перенести все тяготы, связанные с беременностью и родами? Кто, как не старшая сестра, научит верной любви к мужу, не поддающейся разочарованию?

Женщины-христианки, наставляющие любить мужей и детей, могут вытянуть такие семьи из сферы риска в зону безопасности. Мудрая женщина поможет более молодой разглядеть положительные качества мужа и оценить их. Мудрая женщина поможет увидеть молодой свои эгоистические настроения, препятствующие правильным взаимоотношениям в семье. Она научит, как воспитывать детей в праведности. И тогда, когда трудно любить своих мужей и детей, она даст ей практический совет, как любить их, не взирая на поступки. Не обязательно, чтобы опыт старшей сестры был положительным, иногда отрицательный опыт тоже бывает хорошим уроком. Если брак старшей сестры распался, это не значит, что она не может быть духовной матерью. Также и женщина, не имеющая детей, может обладать мудростью в их воспитании. Женщины-христианки старшего возраста должны передать молодым понятие о красоте брака, выдержанного испытанием времени. Старшие женщины должны сказать молодым, что самое лучшее и действенное, что они могут сделать для своих детей, — это любить их отца. Этим они покажут детям, что такое преданность и в счастье, и в несчастье.

Почему женщины должны служить женщинам?

Женщины легко сходятся друг с другом потому, что Бог нас создал для налаживания отношений между людьми. Не надо быть слишком образованной, чтобы понять, что между мужчинами и женщинами есть разница. Сам Бог указывает на эту разницу: Он дал нам разные роли, Он сделал нас разными в физиологическом плане, а это накладывает на наши взаимоотношения определенные отпечатки и может вызвать некоторые проблемы.

Однажды наш преподаватель в библейском институте, объясняя нам, почему душепопечение должно производиться мужчинами среди мужчин и женщинами среди женщин, рассказал несколько историй падения душепопечителей, опекающих особ противоположного пола. Грань отношений между братом и сестрой может легко быть нарушена. Где гарантия, что взаимоотношения пастора с молодой женщиной не перейдут за грань дозволенного? Где гарантия чистоты взаимоотношений сестры, опекающей брата? Не говорю о том, что душепопечительские беседы должны проходить наедине, с глазу на глаз. При соблюдении всех правил святости в беседе с глазу на глаз есть ли гарантия, что кто-то из членов церкви не воспримет эти встречи превратно и имя Христа не будет ли при этом порицаемо?

Кроме того, есть женские проблемы, непонятные мужчинам. И наоборот. Однажды на женской конференции я произнесла "волшебную" фразу о носках под диваном. Женщины сразу закивали головами и заулыбались. Оказывается, проблема носков, заброшенных мужем под диван, — проблема не одной жены. Оказывается, эта проблема может стать трагедией, если супруги не окажут друг другу уважения и не уступят один другому. Не стану рассказывать о похожих взаимонепониманиях, это займет слишком много места и уведет нас от нашей темы. Итак, мужчины не всегда понимают женщин, женщины не всегда понимают мужчин. Поэтому апостол Павел и поручает женщинам учить женщин. А мужчины должны учить мужчин! И это не просто служение, а жизненно необходимая часть церковной жизни. И здесь не может быть оправданий типа: "У меня нет учительского дара".

Слово "обучать" в этом стихе с древнегреческого означает "вызывать здравое суждение, взывать к здравому рассудку, означает обучение, включающее выработку здравого суждения и благоразумия". То есть духовно зрелая женщина вступает в духовные взаимоотношения с молодой женщиной для того, чтобы ободрять, наставлять ее, снабжая всем необходимым для жизни во славу Божью.

Взаимоотношения учителя с учеником несколько формальны. Но взаимоотношения духовной матери и дочери исключают формализм. И в этом теплом, душевном общении друг с другом можно достигнуть больших успехов. Духовная мать должна быть готова впустить в свою жизнь духовную дочь. Отношения должны быть более глубокими и близкими, настолько, чтобы молодая женщина увидела на примере жизни старшей, как должно жить во Христе. Это могут быть и телефонные звонки, и изучение Библии вдвоем, и встречи дома, и в общественном месте… Какую бы форму ни принимали эти взаимоотношения, нужно помнить, что вера молодой сестры будет питаться и укрепляться за счет них.

Титу не было написано, что наставлением должны заниматься избранные, — это написано для всех. ВСЕ старицы должны быть научены здравому учению и наставлять молодых.

Метод обучения: "Делай, как я, делай лучше меня!"

Лучший метод обучения — это подражание. Пока старица не подчинит свою речь, свое поведение Господу, совершенно ясно, что ей невозможно учить молодую, как той строить свои отношения в семье и в церкви.

Критически настроенные, всегда осуждающие женщины способны разрушить любое общество.

Старица, как, впрочем, и любая христианка, должна изучать Писание: только оно сможет помочь упорядочить духовную жизнь, только Писание способно помочь нам увидеть свои недостатки и действовать в нас. Ведь Слово Божие "живо и действенно", оно не просто исторический текст или пособие по изменению личности и правил поведения.

Вникать в учение, молиться о себе и окружающих — вот секреты успешного обучения молодых христианок.

Здравое учение должно быть основой для отношений между старицей (зрелой женщиной) и женщиной молодой. Цель взаимоотношений — почитание Божьей истины. "Ты же говори то, что сообразно с здравым учением". "Здравый" означает надежный, здоровый. Здравость и точность — основание для обучения более молодых женщин. Апостол Павел хотел, чтобы христиане думали и действовали по-христиански.

Здравое учение оберегает и самих стариц от духовного младенчества, колебания, увлечения ложными учениями. Написано: "… дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения" (Еф.4:14). Старица, или духовная мать, имеющая в основании своей веры здравое учение, сможет своей твердостью в вере оказывать большое влияние на молодых сестер. Здравое учение поддерживает нас на пути следования за Христом. Оно дает нам возможность удержаться от законничества и от либерализма.

Как люди, имеющие привилегию называться христианами, мы не должны допускать в своем поведении ни того, что запрещено Словом, ни отступления от исполнения того, что предписано Словом, чтобы не осквернить нашего звания и Того, Кто нам дал это звание. Наше поведение может повлиять и на то, будут ли другие почитать Бога или будут хулить Его.

Джон Адамс, второй президент США, хорошо сказал: "Из всего, что я прочел по истории и руководству, как жить и вести себя, я вынес заключение, что поведение женщины было самым устойчивым барометром для выяснения уровня морали и добродетельности народа. Евреи, греки, римляне, швейцарцы, голландцы — все утрачивали свой гражданский дух и республиканские формы правления, когда пропадали и терялись скромность и добродетельность женщин".

Выводы

Не каждая женщина может родить ребенка, но каждая христианка способна исполнить более высокое призвание: призвание к духовному рождению и материнству.

Сам Господь призывает нас рождать, выращивать, ободрять и пестовать духовных детей. Единственно действенное духовное материнство то, что имеет основой знание истины и личный пример духовной матери.

Возраст женщины — не помеха к исполнению роли духовной матери.

Когда мобилизуются материнские инстинкты женщин, служение утешения в церкви раскрывается в полную силу и мощь.

Давайте дадим себе слово следить за тем, чтобы ни одна из нас не могла сказать: "Я искала утешителей, но нет их".

Сам Бог сотворил семью, при этом жена была сделана из ребра Адама. В самом начале Библии сказано, что Бог создал единое целое из мужчины и женщины. (Бытие 1:27)

Некоторые христиане утверждают, что целью Божьего создания единого целого было рождение детей, но в Святом Писании написано, что Всевышний дал Адаму помощницу, чтобы не быть тому одиноким. (Бытие 2:18)

Православная Церковь рассматривает супружескую пару, как Свою частичку, созданную для демонстрации Божьей любви миру. Связанное на земле через Таинство венчания продолжает свой путь на Небесах, ведь супруги - одно целое, при этом четко определены обязанности жены перед мужем в православии и наоборот.

Православная семья

Божья семья - союз любви и верности

Православная пара обладает особым благословением высших сил на всю совместную жизнь, защиту и помазание на благополучие, рождение и воспитание детей после Таинства бракосочетания - венчания . У мужа особые обязанности в православной семье, которая построена по принципу Иисус - супруг - жена.

Если кто-то из супругов нарушает этот порядок, исчезает благословение. По Божьему повелению муж и жена наделены взаимными обязанностями, основанием для которых является вторая заповедь Христа (Матв. 22:39):

  • любить один другого Божьей любовью;
  • хранить верность друг другу;
  • взаимное уважение;
  • почитание родителей с обеих сторон, как основание продолжения рода;

Современный мир практически отрицает институт не только церковного, но и официального брака, не понимая, что при этом сожители, они не являются семьей, живут в блуде, а значит, грешат, на таковых нет защиты Бога.

Бог есть любовь, и Православная Церковь стоит на этом основании, поэтому христиане, осознавшие греховность своей жизни, могут в любой момент узаконить свой брак перед лицом Господа.

Таинство брака может быть совершенно над парой, оба члена которой крещены в православии и прошли определенную подготовку перед венчанием.

Важно! Никогда не поздно встать на венчальный платок и воцерковиться в Божьем храме . Только после венчания возникает христианская маленькая церковь, одна плоть перед глазами Создателя. (Матв. 19:6)

Как супруг, так и супружница обладают равными правами, они партнеры по жизни.

Чтобы стать одним целым, молодые супруги должны «обрезать пуповины» со старшим поколением. Уважать, почитать родителей - дело святое, но нельзя никому позволять руководить и верховодить, кроме самих молодоженов.

Церковный брак неразрушим, если пара живет по заповедям Божьим. Только грех, особенно блуд и прерлюбодеяние , в одночасье может разорвать завет, данный у алтаря.

Брачный союз

Церковь очень строго относится к повторному браку, ведь никто не отменял запрета Иисуса. (Матв. 9:9) Ранее считалось, что только кровное родство, о котором пара не знала раньше, бесплодие в течение 7 лет или смерть одного из супругов может стать причиной развода.

Сегодня каноны немного смягчились. В официальном документе нашей Церкви, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» изложен целый список причин, по которым брак может быть расторгнут. Но всегда нужно помнить, что для православного человека всегда лучше путь сохранения существующей семьи. И только если все способы испробованы и не принесли результата, может встать речь о разводе.

Семейная жизнь не строится на ощущении «бабочек в животе», это тяжелый путь. Союз, основанный на благословении Церкви и истинной любви, (1Кор. 13:4-9) переживет не одно десятилетие.

Гимн Любви, записанный апостолом Павлом, при выполнении всех его пунктов, поможет семейной паре в православии пройти все подводные камни супружеского пути.

Муж - глава семьи

В благополучных семьях мужчина четко осознает свою роль в семье. Если муж является главой семьи, как Иисус - Церкви, то мужчина будет ценить, уважать и опекать свою половинку, обеспечивая ее всем необходимым (1Кор. 11:1-3).

Каждому человеку Творец приготовил свое послание. Муж читает и выполняет то, что написано для него, а ему Иисус повелел любить супругу, как Христос любит Церковь, а вот о покорности написано для второй половинки.

В своем послании апостол Петр (1 Петра 3:1-7) четко расписал повеления семейным парам. Отношение мужа к жене в православии подразумевает:

  • равноправие во владении имуществом;
  • благоразумное отношение к своей половинке во всех вопросах жизни;
  • поддержание авторитета женщины;
  • защиту ее интересов и хранение доброй репутации.

Библия называет женщину в православии немощнейшим сосудом. Представьте мужчину, в сильные, мужественные руки которого Бог вложил тончайшую, изысканную вазу из хрусталя, это жена, мать детей, возлюбленная. Малейшее неловкое движение, удар, сильное сжатие и вместо чуда творения Творца - миллионы осколков.

Истолковывая слова Библии в свою пользу о том, что женщина должна покориться мужчине, и она не властна над телом, некоторые мужья превращают свою половинку в рабынь без голоса и права мыслить самостоятельно.

Женщина - хранительница очага. Она - огонек, нежный и теплый, охраняя который можно всегда жить в покое и уюте.

Статус главы в семье - быть подобием Иисуса Христа, а не рабовладельцем. Равноправный партнер в семье - супруга, у нее должна быть своя зона комфорта, личное мнение и, безусловно, свободное время для себя любимой. В народе говорят, что любимая женщина счастливая, а счастливая - всегда красивая.

Отношения между мужем и женой

У хорошего хозяина самая красивая подруга жизни, данная Богом, его половинка, царица, имеющая равную долю в правлении семьей.

Важно! Глава семьи, как Иисус Церкви, должен дать своей хозяйке все права по решению женских вопросов, поддерживая ее установки и правила.

Негоже царю и священнику дома приносить домой сплетни, сеять раздор и мелочно придираться к любой погрешности.

Лакмусовой бумажкой, тестом для отношения мужчины к своей половинке является Иисус и Церковь.

Может ли истинный христианин представить брошенную Церковь с детьми, не обеспеченную своим Женихом, который может Ей изменить?

Дом, подчиненный своим бытом законам христианства и наполненный духовной жизнью, примером которой является глава семейства, всегда будет под защитой Бога.

Верная жена - хранительница очага

Роль женщины в семье трудно переоценить. Вся Библия пропитана примерами жизни прародительниц рода человеческого, которые, так или иначе, влияли на историческое развитие человечества.

Многие святые жены оставили пример покорности, верности, мужества и послушания в истории человечества.

Великое доверие Богу, покорность, уважение мужа творят чудеса.

  • Православная жена относится к мужу, как к священнику своего дома, однако при этом она не опускается до роли уборщицы, кухарки, рабыни и домработницы.
  • Православная христианка - домостроительница, хранительница очага, берегиня рода.
  • Бог создал Еву из ребра Адама, не из руки или ноги, не из головы, а из кости, которая находится под сердцем.
  • У хорошей хозяйки, которая находится под обеспечением и защитой главы семьи, дом - полная чаша.
  • Божью Невесту - Церковь трудно представить неприбранной или голодной, так и мать, жена должна заботиться о доме.
  • Бог дал именно жене повеление кориться своему мужу (Еф. 6:1-4), а мужу - любить свою половинку. Каждый член семьи имеет свое послание от Творца, выполнение которого гарантирует счастливую семейную жизнь.
  • Многие женщины пытаются манипулировать своим телом, нарушая повеление Сущего на Небесах (1 Кор. 7: 3-5), где говорится, что жена не властна отказать мужу, ее тело во власти мужа. Только пост и молитва, а это более 200 дней в году, могут быть причиной уклонения от супружеских отношений.
  • Еще царь Соломон писал в Притчах, что мудрая жена устрояет дом, а сварливая разрушает его.
  • Женщины должны украшать себя не только внешне, красота православной христианки в покорности, миролюбии, благоразумии и уважении к своему мужу.
  • Православная жена никогда не позволит себе «вынести сор из избы». Все вопросы, разногласия, даже раздоры решаются не криком и укорами, а молитвой и советами духовных наставников.

Молитвы о семье:

Красота христианки скрывается в ее сердце, наполненном милосердием, богобоязненностью, открытым для помощи людям и служению Творцу.

Поклонение мамоне в виде золота и драгоценностей не сделают женщину красивее, а только наполнение Плодами Духа Святого преобразует хозяйку дома в царицу своего господина.

Умение отвечать кротостью на грубость, послушанием на требовательность - главные показатели истинной христианки.

Именно мать является примером послушания для детей, а отец - любящим господином. Зная силу христианской покорности, Бог оказывает женщинам особое благоволение, называя их святыми, царицами.

Всевышний Творец призывает женщин кориться мужьям не из-за страха, а по любви к Божьим заповедям . В наполненных Божьим ведением семьях царит смирение и верность, покорность и терпение, забота и любовь, которые являются залогом воспитания детей, как истинных христиан.

Самая большая ошибка нерадивой супруги, пусть достигшей высоких постов в политике, бизнесе, является унижение мужчины, особенно при детях или других людях.

Во время венчания супруги дают обет жить вместе и нести свою любовь в богатстве и бедности, здоровье и болезнях.

Умение радовать один за другого, поддерживать друг друга, обуздывать свой язык, особенно это касается представительниц слабого пола, сторицей воздастся через годы, когда поседеют виски.

Совет! Мудрая жена никогда не ляжет спать в гневе, Всевышний подарил христианам мощное орудие - молитву, которая способно погасить любой раздор в сердцах, если там живет Иисус.

Видео об отношениях между мужем и женой в православной семье

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда в двадцать первом веке ставится вопрос о роли женшины в Церкви, то чаще всего имеется в виду собственно не роль-об этом проповедовал Сам Христос, и писал ещё Апостол Павел-но продолжающаяся проблема взаимоотношения полов в семье, в обществе и в Церкви. В церковном сознании эта проблема обычно выражена в том, что бородатые мужчины в чёрном обладают административной властью, которую женщине не дают, даже если она приклеит себе бороду и наденет чёрный халат.1 С точки зрения современной Западной светской культуры, к которой принадлежат не только жители Соединённых Штатов, но в довольно значительной степени и жители европейской части России,–налицо дискриминация Церкви против женщины, только за то, что она родилась женщиной. Поэтому кажется немного странным, что указывать женщинам на их место в Церкви пригласили меня-бородатого мужчину в чёрном, наделённого некоторой административной властью в своём приходе, то есть в малой части Церкви.

Что-ж, поделюсь с вами своим мнением: место женщины в церкви-с левой стороны, то есть с той стороны, с которой на иконостасе помещена икона Божией Матери. Впрочем, нужно заметить, что такое положение делает большую честь женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что когда предстоятель возносит молитву Богу как один из нас, то есть лицом на восток, то по его правую руку оказываются мужчины. Когда же из царских врат в благословении или через Святые Дары к нам исходит Сам Христос, то по Его правую сторону стоят именно женщины. Таким образом, если мы представим себе Христа, стоящего в царских вратах и отделяющего овец от козлищ (Мф. 25:32), то именно женщины стоят одесную, а мужчины-ошуюю (33).
Конечно, всё это сказано в полушутку, и вопрос о взаимоотношении полов в Церкви очень сложный, то есть сложенный из многих частей. Постараемся рассмотреть некоторые из них.

Введение: Несколько замечаний о Церкви и обществе

Не секрет, что общество-его философия, идеология, культура-оказывает огромное влияние на христианскую мысль. Проповедуя христианство в эллинистическом мире, Церковь пользовалась терминологией и методикой понятной эллинистическому обществу; существуя в рамках Римской Империи, Церковь богословствовала образами политическими и юридическими; столкнувшись с советским богоборчеством, Церковь искала пути противостояния; а живя в условиях современного материализма, Церковь полемизирует с ним, изоблечая его духовную нищету.

С другой стороны, Церковь-это не только наши небесные покровители, но и мы-вполне земные человеки, подверженные влиянию идеологии, пропаганды, духа времени, воспитания, различных заблуждений и модных философий. Мы не только выносим что-то из Церкви, но и вносим в неё, в её житие и в её мировоззрение. Это не всегда плохо. Представьте, что вам в трёхлетнем возрасте сказали бы, что ваш жизненный опыт исчерпан, что учиться теперь нужно только на примерах из жизни предыдущих поколений, и что к своим мыслям, переживаниям и личному опыту нужно относиться либо с недоверием, либо начисто их отвергать. Как это было бы абсурдно по отношению к отдельному христианину, также абсурдно было бы консервировать Церковь четвёртым или пятым веком, как банку солёных огурцов.

Однако, нужно помнить, что наши личные переживания не всегда могут быть мерилом всех вещей, и что велосипед стоит изобретать только после того, как мы познакомимся с уже существующими моделями, но не раньше того. Кажется, у диакона (ныне протодиакона) Андрея Кураева где-то есть очень поучительный пример. Он пишет, что мы никогда бы не подумали указывать нейрохирургу как именно оперировать на головном мозгу или пилоту современного реактивного самолёта какие именно кнопки ему нажимать. Но почему-то многие обыватели считают себя авторитетами в деле управления церковным кораблём и подвергают сомнению тот путь святости, которым вот уже два тысячелетия его ведут те люди, которых Господь поставил кормчими.

Нетрудно понять, что некоторые из современных претензий к Православной Церкви исходят из непонимания той задачи, которую Христос поставил перед Своей Невестой. Например, в задачи Церкви не входит установление всеобщего равенства полов, наций или сословий в рамках земной истории. Это вовсе не означает, что Церковь не может занять ту или иную позицию в отношении дискриминации, бесправия или рабства. Однако искоренение рабства земного не входит в прямые задачи Церкви, провозглашающей Христову победу над рабством греха, к которой одинаково может приобщиться и мужеский пол, и женский, и раб, и свободь (Гал. 3:28), и белокожий, и чернокожий христианин.

Церковь всегда совершенно и неукоснительно провозглашала благую весть, услышанную от Самого Господа-«исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). Но это не значит, что каждый член Церкви, даже из высокопоставленных, всегда был верен духу и букве Евангелия. Наша привязанность к земле слишком часто даёт о себе знать в нашем отношении к вещам небесным. Желая себе земных благ, мы и Христа представляем себе земным царём, забывая, что царство Его есть не от мира сего (Ин. 18:36). Добиваясь земного авторитета, мы и из Христа делаем какого-то тирана, забывая, что Он пришёл послужить, а не для того, чтобы Ему служили (Мк. 10:45). Наконец, стараясь подченить себе жену, «воздвигшую глас» (Лк. 11:27), мы слишком часто цитируем слова «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) и слишком редко «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (25). В таком извращённом «богословии» вовсе не вина Церкви, но вина нашей падшей природы. Хотя и есть такие произведения некиих священнослужителей, как «Домострой», но они не отражают собственно христианского понимания проблемы полов, а лишь указывают на современное автору положение вещей в обществе, причём автор «Домостроя» сознательно старался смягчить существуюшие нравы, указывая варварам на принципы евангельской любви. То есть, такие творения, как

О роли женщины в Церкви

«Домострой», представляют скорее социально-исторический интерес, нежели являются эталонами взаимоотношений между христианскими супругами.

Но самое поразительное, пожалуй, не в том, что отпечаток нашей греховности лежит на околоцерковной литературе, а в том, что даже Священное Писание вынуждено принимать во внимание наше жестокосердие. Удивительный пример этому находим в диалоге Христа с законниками: «…как же Моисей заповедал..?-…Моисей по жестокосердию вашему позволил вам.., а сначала не было так… но Я говорю вам…» (Мф. 19:7-9). То есть, мы должны быть предельно осторожными, когда цитируем Писание, чтобы смотреть на Божественное откровение не через призму нашего эгоизма и жестокосердия, а глазами Самого человеколюбивого Источника этого откровения.

Женщина в Церкви

В православном вероучении проблемы полов просто нет, как не стоит в православии и вопрос о роли женщины в Церкви. Такого рода проблемы и вопросы привносятся в Церковь из общества и семьи людьми, живущими в обществе и семье. Повздорив с женой, например, мужчина может бросить в неё цитатой из послания Апостола Павла, что несомненно отразится на церковном самосознании как мужа, так и жены. А услышав по телевизору феминистические предупреждения о дискриминации против женщин, человек сознательно или бессознательно несёт их в Церковь, и начинает сравнивать Церковную жизнь-по крайней мере, такую, какую он видит-с гуманистическими, в том числе и с феминистическими, принципами. Кроме того, проблема часто усугубляется самими служителями алтаря, которые-кто в шутку, а кто и всерьёз-цитируют из Святых Отцов что-то вроде «Держись подальше от женщин и архиереев», забывая при этом упомянуть, что совет был дан вполне конкретным старцем-монахом вполне конкретному молодому послушнику и не является каким-то обобщающим принципом православного сознания.

Конечно, можно долго спорить о том, существует ли «отвлечённое» или «абстрактное» православие. Скорее всего, мы будем вынуждены сказать, что такового не существует, как не может обладать бытием невоипостазированный, отвлечённо-абстрактный человек. Как однажды сказал наш до-боли известный соотечественник Владимир Ильич Ленин: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».2 Однако, это вовсе не означает, что мы не можем рассматривать основополагающие вероучительные принципы православной веры, которые верны всегда, везде и для всех. И вот в православном вероучении мы не находим полемики полов. В отличие от некоторых других вероучений-таких, например, как индуизм3 или некоторые секты в исламе4-православие учит об абсолютном равенстве людей в их отношении к Богу, спасению и вечной жизни независимо от их пола, национальности, социального положения и т.п.

«Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Это, конечно не означает, что Павел себя самого уже не считал ни иудеем, ни свободным, ни мужчиной-каким-то транснациональным, бесполым, неопределённым существом. Совсем наоборот-Апостол понимал и принимал реалии земногобытия. Но бытие христианина, как и бытие Самого Христа, есть соединение несоединимого: земного и небесного, временного и вечного, праха и дыхания жизни (Быт. 2:7)-именно соединение, а не отвержение одного в пользу другого. Цель христианской жизни в православии есть обожение, то есть обожение всего нашего существа: «Содетелю мой; паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе» (из Благодарственных молитв по Святом Причащении; молитва 3-я). Христос пришёл всего человека исцелить (см. Ин. 7:23), а не убить тело, чтобы освободить душу, как-бы из клетки. И воскресение есть не воскресение душ только, но воскресение телес. Наконец, именно наше земное бытие задаёт нам уходящую в вечность траекторию, как именно земная жизнь Христа-с Его воплощением, служением, распятием и воскресением-принесла спасение миру.

Именно поэтому в церковном отношении к каждому человеку мы находим два элемента-земной и небесный. Небесный, равноангельный элемент выражается в том, что все в храме равно предстоят Богу, все равно участвуют в совершении Божественной Литургии, молитвенные правила для всех равны,5 все равно причащаются Телу и Крови Спасителя, посты для всех одни и вообще в вопросах спасения и обожения православие не знает различий между мужчинами и женщинами.

Однако, и земной элемент в Церкви тоже присутствует. Церковь, например, венчает браки только между мужчиной и женщиной, то есть признавая это существенное различие между людьми. Заметим, что венчание на брак-это не дань нашей падшей природе, некое насильственное внедрение социально-биологического элемента в жизнь Церкви, а совсем наоборот-освящение и восстановление Церковью того института, который был создан Творцом ещё до грехопадения первых людей (Быт. 1:27-28; 2:22).
Таким образом, утверждая равенство людей, Церковь одновременно утверждает их уникальность. Помня, что каждый человек есть воипостазированная природа, единство природы и уникальность ипостасей можно показать на примере Святой Троицы. Каждое Лицо Святой Троицы обладает единой Божественной природой, но различно и уникально в Своей ипостаси: Отец рождает, Сын рождается, Дух исходит; Отец не есть Сын или Дух, Сын не есть Отец или Дух, Дух не есть Отец или Сын. Причём установление иерархии внутри Троицы осуществляется через отношения Лиц внутри Самой Троицы, то есть через любовь, а не через некое превосходство природы или ипостаси Отца над природой или ипостасью Сына или Духа. Взгляните, например, на икону св. Андрея Рублёва «Троица»: хотя Отец и изображён во главе стола,6 в предвечном совете принимают участие все три Лица Святой Троицы, а решение принимает Сын.

Также и в отношении Церкви к мужчинам и женщинам иногда можно наблюдать некоторое «первенство чести» мужчин при абсолютном равенстве мужских и женских ипостасей и абсолютном единстве природы. Однако, честнейшая не только всех мужчин, но и херувимов, всё же женщина-Пресвятая Богородица, которую православие, в отличие от католицизма, почитает вполне и во всём подобной нам, кроме личного греха. С первенством чести мужчин иногда связывают невозможность в православии женского священства. Однако, считать, что священником в Церкви может быть только мужчина, было бы глубоко неверно.

Дело в том, что священство, согласно Апостолу Петру, принадлежит всем без исключения христианам: «Но вы–род избранный, царственное священство (ιερατευμα), народ святой, люди, взятые в удел…» (1 Пет. 2:9) То есть, иерей, стоящий у Святого Престола, не обладает и не может обладать тем, чем уже не обладает вся Церковь. Вне Церкви нет и не может быть священства, потому что священство-это неотъемлемое качество именно народа Божия. Это качество, вернее сказать, благодать, направляется и как-бы фокусируется на личности архиерея, а через него и на личности священника, но она не есть какое-то уникальное качество именно этой личности, она-уникальное качество Христа и Его Тела-Церкви.

Священство присуще Церкви, как Телу Архиерея-Христа. В определённом смысле можно сказать, что священство есть отношение Христа и Церкви. Вспомним что делает священник-он приносит и принимат жертву: «Пожри, владыко!-Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира…»7 Но жертва Христа принесена за всех нас, и все христиане принимают эту жертву, и самих себя отдают Христу, т.е. приносят себя в жертву своему Богу. Апостол Павел пишет: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:19-20). Таким образом, священство не есть что-то недоступное для женщин, но их неотъемлемое христианское призвание. Вспомним, что Литургия (гр.-«общее дело») совершается именно Церковью, а не одним священником, который в одиночку даже не может служить Литургии.8 В отличие, например, от синагоги, где для общественного служения нужен кворум именно из мужчин,9 в христианстве это двое или трое, собранные во имя Христа-независино от половой принадлежности молящихся.

Что же касается собственно епитрахили, то мы не знаем почему Христос воплотился в мужском теле,10 но было именно так, и все апостолы были мужчинами, и с первых дней христианства послушание священства даётся именно мужчинам, и при том, не всем. Это случилось вовсе не по каким-то социально-историческим причинам-христиане сломали довольное количество социальных норм древнего мира, и не потому, что в древнем мире не было женщин-жриц-их тоже было достаточно. Видимо, так изволися Святому Духу и апостолам, что они установили в Церкви институт именно мужского священства. Должен признаться, что кроме того, что уже было сказано, у меня нет более точного ответа на вопрос «почему?» Но существуют некоторые богословские домыслы, которые могут показаться интересными.

Так как глубокое богословское осмысление тайны творения не входит в цели данного доклада, ограничимся лишь самыми общими чертами. Может быть для кого-то это будет новостью, но первый богоустановленный порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной можно назвать матриархатом. «…*О+ставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт. 2:24). Помня, что у человека ещё небыло матери и отца, а только сотворивший его Бог, можно понять, что эти слова Творца суть родовое установление для будущих поколений. То есть, если Вася Петров и Маша Иванова решили стать одной плотью (ibid.), то Вася должен оставить свой род (отца и мать) и прилепиться к жене, к её роду, т.е. стать Васей Ивановым. Но всё же, динамика отношений между мужчиной и женщиной не должна была включать в себя элементы господства или какого-то превосходства.

На деле же получилось иначе. Ева не только нарушила Божию заповедь, не только без обоюдного согласия с Адамом решила вознестись над ним и стать «как боги» (Быт. 3:5), но и «причастила»11 после себя мужа, утвердив тем самым своё превосходство над ним.

Размышляя о наказании, последовавшем за грехопадением, нужно помнить, что Бог-не мстительный и злопамятный мучитель, но любвеобильный Врач, Который Сам взошёл на крест для нашего исцеление и спасения. Поэтому и наказание нужно понимать не как заслуженное мучение, а как лекарство. Каково лекарство-такова и болезнь. «Жене *Бог+ сказал: … к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). То есть, в самом грехе Евы, видимо, был какой-то элемент, который исцеляется послушанием мужу; и может быть поэтому Церковь традиционно возлагает бремя пастырства и священства не на женщину, а на мужчину. Впрочем, возможны и другие толкования этих мест из Священного Писания.

Однако, ещё раз повторимся: никакое толкование книги Бытия не меняет того факта, что роль женщины в Церкви-та же, что и роль мужчины-обожение. Почему же в алтарь пускают только мужчин? Это не совсем так. В алтарь вообще положено входить только священнослужителям. 69-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает всем мирянам-мужчинам и женщинам-входить в алтарь. То, что сейчас на приходах к служению в алтаре привлекают нерукоположенных мальчиков, говорит не о привилегированном положении мужчин, а о нехватке священнослужителей. Точно также к службе в алтаре привлекают и девочек до двенадцатилетнего возраста, то есть до начала их полового созревания и связанных с этим месячный кровоистечений. Женщины старшего возраста тоже могут получить благословение входить в алтарь. Хотя такая практика и редка на приходах, но она существует.

Наконец, ещё одной темой, которую хотелось бы затронуть, является роль женщины в семье. Апостол Павел говорит о таинстве брака, как о таинстве Христа и Церкви. Поэтому, исследование православного понимания брака может нам помочь глубже понять роль женщины в Церкви.

Женщина в семье

Самое распространённое мнение о взаимоотношениях мужчины и женщины базируется-и не без основания-на текстах из Священного Писания, читаемых во всеуслышание во время Таинства Венчания. Как уже отмечалось выше, упрощённое понимание того, что жёны должны повиноваться своим мужьям (Еф. 5:22), часто вызывает аплодисменты со стороны мужчин, но попробуем разобраться о чём именно пишет Апостол. Не окажется ли, что Апостол Павел духовнее нас, и что в своём понимании великой тайны Христа и Церкви мы ничем не искуснее древних иудеев, которые кивали головами своими, не понимая великой тайны нашего спасения (Мф. 27:39-43).

Говоря о повиновении женщин мужьям, Апостол Павел основывает этот принцип на том, что муж есть глава жены, как Христос есть глава Церкви (Еф. 5:23). Но какое это главенство? Такое ли, такое мы видим у некоторых «ревнителей» благочестия? Давайте рассмотрим соответствующие места из Священного Писания:
«…младенец родился нам-Сын дан нам; владычество на раменах Его…» (Иса. 9:6) Что такое «владычество на раменах Его»?-В переводе с церковнославянского это означает «на плечах», но не нужно думать, что это погоны или эпполеты-привычные нам знаки начальства. Вспомним что было на плечах Христа?-Он «нес крест Свой» (Ин.19:17), «Он понес на Себе грех многих» (Иса. 53:12). Это ли вид генералиссимуса в погонах?-«…нет в Нем ни вида, ни величия… Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его…» (Иса. 53:2-3).
Мирской начальник действует по принципу: «Придите ко мне все, кому я ещё ничего не приказал, и я дам вам обязанности». Христос же говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Кто больший в царстве мирском?-Тот, у кого погоны поблестящее, шапка повыше и свита помногочисленнее. Но, когда спросили Христа: «Кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них…» (Мф. 18:1-2)

«И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9:35).

«Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13:14).
Подобных цитат-множество; и все они указывают на очень существенное качество Христова главенства-оно вовсе не такое, к какому привыкли мирские начальники и вельможи. Поэтому и главенство мужа в семье может быть двоякое: главенство земное и главенство небесное. Эти два главенства вовсе не исключают друг друга и могут сосуществовать в одном и том же браке. Но необходимо помнить, что без Христова кенозиса, без истощания себя не может быть христианского брака-Таинства Христа и Его Церкви, а остаются лишь социально-финансовые отношения.

Конечно же, крестоношеное не относится к одним лишь мужчинам, как оно и не относится к одному лишь Христу. Путь Церкви, как и путь каждого из супругов, тоже лежит через отвержение себя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Посмотрим, как Апостол Павел намекает на то, кто главнее в супружеских отношениях: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1 Кор. 7:5). То есть, не по «хотению мужа» (Ин. 1:13), не по желанию «жены сварливой и сердитой» (Притчи 21:19), но по обоюдному согласию (συμφωνου).

Хотя мы и называем себя рабами Христовыми, но Он называет нас друзьями (Ин. 15:15) и полагает душу Свою за нас (13). Это означает, что рабство наше не есть рабство пленника, которого закабалил насильник, но рабство любящего сердца, которое Христос уловил Своей любовью. То есть, послушание жены, по-библейски говорящей своему мужу «господин» должно быть добровольным послушанием любви. Конечно, всё это может показаться недосягаемыми идеалами, но не нам ли сказано: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)?

Заключение

Итак, роль женщины в Церкви есть та же, что и роль каждого христианина, независимо от пола, нацональности, социального положения, состояния здоровья и т.д.-соработничество Христу в деле нашего спасения. В силу своих индивидуальных дарований женщина может выбрать административное служение в Церкви, быть богословом, иконописцем или начальником хора, стяжать равноангельное житие в монашеском звании или святость в высоком звании матери-но всё это лишь внешние выражения некоторых аспектов жизни христианина. Главное же-это «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петра 3:4). Потому что Тело Христово состоит не из администраторов, богословов или иконописцев, даже не из священнослужителей, но из христиан. И роль каждого христианина-мужчины или женщины-по слову преп. Серафима Саровского, «стяжание Духа Святаго Божия».

1 См., напр., Hopko, Thomas. Women in the Priesthood. Crestwood: Saint Vladimir’s Seminary Press, 1999.
2 Из работы «Что делать?» (1902). Перефраза цитаты из Георга Вильгельма Фридриха Гегеля «Лекции по истории философии» («Введение», 1816): «Если истина - абстрактна, то она - не истина». Ср. Н. Г. Чернышевский, «Очерки гоголевского периода русской литературы» (гл. VI): «Отвлеченной истины нет; истина конкретна».
3 В индуизме женщины стоят ниже на лестнице воплощений, чем мужчины.
4 Необходимо отметить, что, несмотря на очевидную дискриминацию против женщин в исламском мире, Коран всё-же утверждает равное предстояние мужчин и женщин перед Аллахом, и закон шариата предписывает равные наказания за преступления мужчинам и женщинам.
5 Хотя и существуют особые околоцерковные сборники молитв «Молитвослов воина», «Молитвослов женщины», но они ни как не выражают какого-то церковного выделения воинов или женщин из общей среды верующих. Церковные молитвенные правила и те пути, которые Церковь предписывает нам для нашей духовной пользы,–одни.
6 Не путать с центром композиции.
7 Из диалога диакона и священника во время проскомидии или чина Божественной Литургии св. Иоанна Златоустого.
8 Кроме отдельных случаев, когда в силу особых обстоятельств архиерей благословляет служить священнику одному.
9 Миньян: в традиционном иудаизме-кворум из десяти мужчин, необходимый для совершения общественного богослужения.
10 Хотя на эту тему существует множество богословских (и не очень) мнений.
11 Конечно, мы должны иметь ввиду таинственно-религиозный аспект грехопадения, а вовсе не то, что Ева подала Адаму на обед ворованные яблоки.

Глава 3. Женщины в церковной жизни Древней Руси 1. От княгинь до просвирен 2. Женщины и монахи и проблема женской исповеди 3. Место женщины в церковном пространстве Глава 4. Влияние Церкви на семью в Древней Руси 1. Борьба за моногамную семью 2. Церковь и заключение брака в Древней Руси 3. Защита имущественных прав женщин в допетровском законодательстве 4. Правила о разводах в Древней Руси 5. «О еже не звати жену госпожею» 6. «О злых женах» 7. Новые тенденции в законодательстве о браке Глава 5. Женщина в старообрядчестве 1. Правовое положение женщин в старообрядчестве 2. О браке староверов 3. Борьба правительства со скитами 4. Женщина-староверка в XX в.: ненаписанная страница истории Глава 6. Женские монастыри в России 1. Женские монастыри на Руси в XI-XVII вв. 2. Государственное законодательство о женских монастырях в XVIII – нач. XX в. 2.1. Законодательство и экономическое развитие 2.2. Женские общины и их правовое положение 2.3. Пострижение в монастырь 2.4. Законодательство о монастырских служителях и послушниках 2.5. Монастыри – место ссылки опальных 3. Внутренняя жизнь женских монастырей: государственное законодательство и монастырские уставы 4. Женское монашество и духовное руководство старцев 5. Благотворительная и просветительская деятельность женских монастырей и общин в синодальный период Глава 7. Активизация служения женщин в русской церкви в XIX – нач. XX в. и попытки восстановления чина диаконисс 1. Монастыри и возрождение чина диаконисс 2. Духовное сословие и проблема женского образования 3. Женщины в миссиях и на приходах 4. Общины сестер милосердия как вид женского служения в Церкви 5. Марфо-Мариинская обитель и ее служение Глава 8. Обсуждение положения женщин в Церкви в Предсоборном Присутствии и на Поместном соборе 1917–1918 гг. 1. Предложения о введении чина диаконисс в Предсоборном Присутствии 2. Обсуждение положения женщин в Церкви на Поместном соборе 3. Обсуждение вопроса о праве женщин входить в алтарь 4. Обсуждение вопроса о диакониссах в Отделе о церковной дисциплине Поместного собора 1917–1918 гг. Глава 9. Изменения в правовом статусе женщины в русской семье в XIX – нач. XX в. 1. Ужесточение бракоразводных норм в XIX в. 2. Изменения в положении женщины в семье 3. Церковь и процесс разрушения традиционной семьи в русском обществе 4. Попытки реформы бракоразводного процесса во второй половине XIX – начале XX в. 5. Революционное законодательство о расторжении браков и реакция Поместного собора 1917–1918 гг. 6. Обсуждение на Поместном соборе вопроса о расторжении церковных браков 7. Гражданский брак и наступление государственного атеизма на Церковь 8. Бракоразводные дела в переходный период от церковного брака к гражданскому Глава 10. Верующая женщина в советское время 1. Новая реальность: советское семейное законодательство 2. Судьба женского монашества в советское время 3. Жены и вдовы духовенства 4. В поисках общественных форм служения Глава 11. Обсуждение положения женщин в Церкви в XX в. 1. Протестантский вызов и православие в поисках ответа 2. Женщины в современной российской церковной реальности Заключение Приложения Приложение к главе 3 Приложения к главе 4 Приложения к главе 8 Приложения к главе 9 Приложение к главе 10 Примечания Список сокращений
Аннотация

В книге впервые в отечественной историографии рассмотрен правовой статус женщин в православии. Анализ памятников канонического права позволяет показать основы этого статуса. Авторы прослеживают место женщин в русской церковной истории вплоть до современности. Отдельной темой выделено влияние православия на институт брака и семьи в России. Впервые на основании широкого круга архивных источников рассмотрено правовое положение женских монастырей, их место в социальной жизни России. Изучению подвергся статус женщин в старообрядчестве: и прослежено его влияние на русскую культуру. В книге анализируются попытки восстановления чина диаконисе в русской церкви и впервые публикуются материалы Поместного собора 1917–1918 гг., относящиеся к этой теме. В исследовании рассмотрена деятельность верующих женщин в условиях гонений на , а также представлен ход международных дискуссий о месте женщин, активно развернувшихся в рамках межцерковного диалога в XX в.

Книга адресована историкам русской церкви, культуры, и всем, интересующимся историей православия в России и проблемами социальной и гендерной истории.

Введение

Эта книга не является историей православных женщин, в ней нет истории святых жен.

Она тем более не претендует на то, чтобы быть историей семьи в России. Она посвящена рассмотрению другого вопроса – статуса женщины в православии. О том, что постановка этого вопроса не просто оправдана, но и крайне необходима, свидетельствует обилие все новых публикаций и дискуссий на эту тему не только в России, но и во всем христианском мире. Теме правового положения женщин в православии посвящены два номера ежегодника «Kanon – Jahrbuch der Gesellschaft fur das Recht der Ostkirchen» 1 .

Русское общество приступило к обсуждению этой темы еще во второй половине XIX в., однако эти дискуссии были прерваны. Когда в XX в. «женский вопрос» стал на повестку дня европейских церквей, в СССР этой темы вообще не существовало. Здесь от лица православных женщин делались заявления о полном решении социальных вопросов в стране победившего социализма. Новый подъем православия и одновременно острый демографический кризис, наступивший со сменой социального строя, сделал крайне актуальным «женский вопрос».

Работа над книгой была начата с исследования документов Поместного собора Русской православной церкви 1917–1918 гг. Собранный материал лишь частично был представлен в книге: Е. В. Беляковой «Церковный суд и проблемы церковной жизни / Церковные реформы. Дискуссии в православной российской церкви начала XX века. Поместный собор. 1917–1918 гг. и предсоборный период». М., 2004.

В данной книге мы вновь обращаемся к материалам Поместного собора, потому что начатое на нем обсуждение было насильственно прекращено именно в тот момент церковной истории, когда оно могло дать реальные плоды.

Мы предприняли попытку дать и очерк истории правового положения женщин в Церкви. Разумеется, этот очерк не может претендовать на полноту, однако подобные обзоры намечают путь для дальнейших углубленных исследований.

Сначала мы думали ограничиться рассмотрением статуса женщины только в Церкви, потому что удалось отыскать важный и во многом неизвестный материал о диакониссах. Не скроем, что первоначально сама постановка вопроса о диакониссах вызывала и у нас большие сомнения и связывалась в первую очередь с феминизмом, но выявленные исторические документы неожиданно для авторов показали совсем другое. За возрождением статуса диаконисс стоит проблема социального служения Церкви, расширения ее границ воздействия на общество, ее участия в жизни общества.

С темой диаконисс тесно связана и история женского монашества в России – тема, которая сейчас стала крайне актуальной в связи с новым ростом женского монашества. Впервые на основании архивных источников даются сведения о численности и благотворительности женских общин. Значительный материал о судьбе женского монашества в России еще предстоит осмыслить не только тем, кто вступает на этот путь, но и всему современному российскому обществу.

Конечно, многим покажется неожиданной глава о женщинах в старообрядчестве, но надо вспомнить, что старообрядческая субкультура оказывала сильное влияние на все русское общество, а в XIX в. происходил не только процесс сближения двух ветвей русского православия, но и влияние древнерусских культурных традиций, сохраненных в старообрядчестве, на русскую культуру в целом. Изучение старообрядчества дает материал, доказывающий, какую важную функцию выполняли женщины в сохранении и передаче религиозных традиций в условиях гонений.

Исследование показало, что нельзя христианское служение женщин сводить только к их деятельности в пространстве церковных зданий и монастырей, поэтому пришлось рассмотреть и вопрос о положении женщины в семье. В изложении этого вопроса мы не затрагиваем многих моментов, касающихся воспитательной роли женщины-матери – данная тема требует особого исследования, а также имущественных прав женщин, поскольку это особая тема, связанная не с только с влиянием христианства, сколько с историей сословий в России. Мы сосредоточили свое внимание на проблемах брака и развода, потому что именно в этой области, на наш взгляд, можно проследить влияние христианства на русскую традиционную культуру. Кроме того, вплоть до 1917 г. эта сфера контролировалась церковными институтами, изменения законодательства в этой области оказывали влияние на все состояние русского общества. Тема вытеснения церковного брака остается не исследованной в современной историографии, но она напрямую связана с проблемами современного общества.

Современный российский демографический кризис порожден в том числе и изгнанием христианских ценностей из русской семьи. Однако было бы наивно полагать, что возвращение к православию означает решение семейных проблем. Установка на «патриархальность» ставит множество вопросов, в первую очередь, перед женщинами, в социальном положении которых произошли кардинальные перемены. В нашем исследовании мы приводим данные о социальной поддержке семей на 2003 г. и не стали их менять. Они позволяют лучше оценить современное изменение в государственной политике по данному вопросу.

Рассматривая вопрос о хранении женщинами христианских ценностей, мы не могли не коснуться темы гонений и репрессий, которым подверглись верующие женщины в XX в. Это большая тема, которая еще ждет своих исследователей. Мы не ставили своей задачей собрать весь материал по этой теме, нам важно было показать, что без постановки этого вопроса невозможно понять ту историческую роль, которую сыграли женщины в судьбе русской церкви в XX веке.

Удивительно то, что церковные дискуссии XX в. о положении женщины-христианки в современном обществе, которые отнюдь не сводились к вопросу о женском священстве, до сих пор не востребованы в Русской православной церкви и прошли мимо наших современников, поэтому мы решились дать читателю представление о них.

Необходимо сказать слова благодарности нашим предшественницам и тем женщинам, которые решаются писать на «женские темы» в православии, потому что сама постановка этого вопроса требует мужественности. Авторы приносят благодарность фонду Макартуров и РГНФ, оказавшим поддержку в начальной стадии разработки темы.

Особая благодарность тем, кто взял на себя труд ознакомиться с работой на стадии ее подготовки: Е. В. Смирницкой, Т. А. Лаптевой, Н. А. Араловец, Н. М. Рогожину, а также сотрудникам Центра истории и церкви Института российской истории РАН Я. Н. Щапову, В. М. Лаврову, И. А. Курляндскому.

Часто в светской среде слышны возгласы о дискриминации женщин в Церкви, их зависимого положения, отсутствии самостоятельности и свободы в принятии решений. Насколько это соответствует действительности? Какова роль женщины в Церкви? Об этом рассуждают студенты Сретенской духовной семинарии.

Думаю, для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно конкретизировать само понятие Церковь. Если мы говорим о Церкви как о Богочеловеческом организме, с помощью которого верующие соединяются с Богом, то здесь у женщины такая же роль, как и у мужчины – жизнь во Христе, борьба со своими страстями и стяжание добродетелей для богообщения. Этому способствует благодать Святого Духа, даруемая людям в таинствах. С этой стороны женщины и мужчины равны, и те и другие будут иметь спрос на Страшном Суде, и те и другие получат воздаяние по своим делам.

Дева Мария удостоилась чести стать Матерью Бога, первыми узнали о Воскресении Христа именно жены-мироносицы, а у прп. Марии Египетской прп. Зосима просил благословения, хотя сам был священником

Часто в светской среде слышны возгласы о дискриминации женщин в Церкви, их зависимого положения, отсутствии самостоятельности и свободы в принятии решений. Возможно, что в Ветхом Завете это выражалось более ярко. Но в новозаветной истории мы видим, что Дева Мария удостоилась чести стать Матерью Бога, первыми узнали о Воскресении Христа именно жены-мироносицы, как не испугавшиеся никаких преследований, а, к примеру, у прп. Марии Египетской прп. Зосима просил благословения, хотя сам был священником! Все это показывает, что достижение святости в христианстве для женщин никак не ограничивается и зависит только от личного произволения жить богоугодной жизнью, а не от положения в обществе.

Святая Олимпиада диаконисса Если говорить о Церкви как о собрании верующих, то действительно здесь мужчина призван играть главную роль, а женщина должна быть его помощницей, что опять-таки не означает попрание ее прав, ее служение так же велико. Апостол Павел в одном из своих посланий пишет, что женщина спасается чадородием (см.: 1 Тим. 2:15), что значит не только рождением детей, присущим ей по естеству, но и воспитанием их в вере, благочестии и любви. И плоды такого служения действительно велики, от благочестивых родителей родилось немало великих святых.

Женщине не дается воля учить в Церкви, вместе с тем не запрещается проповедовать вне ее стен, об этом свидетельствуют примеры жен-мироносиц, равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, равноапостольной княгини Ольги и многих других

Пожалуй, единственное, что запрещается женщинам категорически, так это принятие священства. Это положение соблюдалось и соблюдается в Православной Церкви неизменно во все времена. Институт же диаконис, существовавший в первые века, лишь подчеркивает это ограничение, поскольку они были только служительницами, помощницами при крещении женщин и в ряде других церковных послушаний, но сами Таинств не совершали. Женщине не дается воля учить в Церкви, вместе с тем не запрещается проповедовать вне ее стен, об этом свидетельствуют примеры жен-мироносиц, равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, равноапостольной княгини Ольги и многих других.

В современной Церкви роль женщин возросла, они стали занимать многие административные должности, поют на клиросе, читают часы, кафизмы, что, к примеру, в дореволюционной России не существовало. Во многом, наверно, это обусловлено недостатком лиц мужского пола в Церкви, особенно после жестоких десятилетий богоборчества, но, возможно, что сейчас в принципе изменилось само время, сама ситуация и уже просто невозможно руководствоваться в полноте теми правилами, что существовали хотя бы 100 лет назад.

Публикации по теме