Право и религия. Соотношение права и религиозных норм Как соотносятся право и религия исторические примеры

В научной и учебной литературе по теории государства и права существует множество дефиниций религиозных норм, что отражает многообразие авторских взглядов на понятие данного вида социальных норм. Приведем некоторые из них.

Е. И. Темнов: «религиозные нормы - правила, регулирующие поведение верующих, принадлежащих к той или иной конфессии».

В. И. Червонюк: «Религиозные нормы есть разновидность со­циальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру».

Н. В. Путило: «Религиозные нормы представляют собой пра­вила, которые распространяются на отношения человека с богом и на связанные с ними общественные отношения».

В. В. Оксамытный: «...нормы религии - совокупность принци­пов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни и действующих в отношении представителей определенного вероисповедания...».

С. Н. Кожевников: «Религиозные нормы - это нормы, регули­рующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций».

Как видно из приведенных определений, большинство авторов считают религиозные нормы правилами поведения, регулирующие отношения между людьми, исповедующими определенную конфессию с одной стороны и религиозными организациями, обществом, государством с другой.

Единство права и религиозных норм проявляется в том, что они, представляют собой общие правила поведения людей, носят сознательно-волевой характер, обладают формальной определенностью, системностью, служат критериями для оценки социально значимого поведения людей, соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений и др.

Различия права и религиозных норм обусловлены тем, что религиозные нормы по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе (язычество в первобытном обществе, христианство, ислам) или религиозных организациях («Свидетели Иеговы», «Белое братство», «Адвентисты Седьмого дня» и др.), по форме фиксации (внешнего выражения) закрепляются в священных книгах (Веды, Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд и др.), либо устной форме (шаманизм, язычество и т.п.); по степени обязательности религиозные нормы обязательны только для верующих, по способу обеспечения религиозные нормы обеспечиваются верой человека в Бога, мнением религиозной общины (священнослужителей), по характеру регулятивного воздействия действуют через установление сформулированных положений религиозных догм, по уровню требований, предъявляемых к поведению человека уровень требований религиозных норм значительно выше, чем у норм права, т.к. религия осуждает любые формы проявления лжи, клеветы, измены, насилия, тогда как право осуждает только наиболее опасные и тяжкие их проявления, по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение или ненадлежащее выполнение религиозных норм влечет за собой осуждение со стороны церкви и членов религиозной общины, в т.ч. наступление санкций, носящих духовно-нравственный (выполнение возложенных обетов, чтение молитв, отлучение от церкви) или физический характер (самоистязание, соблюдение наложенного поста, выполнение различного рода работ в пользу церкви или религиозной общины), предусмотренных в каждой конфессии.



Взаимодействие права и религии выражено в закреплении и защите правом социально значимых положений религиозных норм, таких как: «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и др., которые признаны обществом полезными и нарушение которых влечет за собой наступление юридической ответственности (например, предусматривается уголовная ответственность за убийство человека – ст.105 УК РФ, за кражу – ст.158 УК РФ и т.д.). В свою очередь, в странах, относящихся к религиозной правовой семье, право основывается на религиозных догмах. Так в большинстве исламских государств, где ислам является государственной религией, нормы мусульманского права основывается на Коране, Сунне, Иджме, Киясе и других религиозных источниках, при этом в странах Ближнего Востока немаловажное значение для юридической практики играют адаты – религиозные обычаи. Нарушение норм шариата (свода мусульманских правил) влечет за собой серьезные наказания, вплоть до смертной казни (например, в 1997 г. по решению шариатского суда Чеченской республики (Ичкерии) было расстреляно несколько человек, включая одну женщину – казнь проводилась публично и транслировалась по телевидению).

Таким образом, воздействие религии на право сильнее всего сказывается в теократических и клерикальных государствах, и это воздействие менее интенсивно в светских государствах, где органы государства отделены от церкви и ни одна религия не является государственной или общеобязательной. В атеистических государствах, где любые конфессии находятся под запретом, религиозные нормы вообще не оказывают никакого влияния на возникновение, развитие и функционирование права.

Российская Федерация является светским государством, поэтому в нашей стране провозглашается свобода совести и вероисповедания. В соответствии со ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»: Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Кроме того, правовые нормы устанавливают равенство религиозных объединений (следовательно и религиозных норм) перед законом, а также необходимость государственной регистрации религиозных объединений и их учредительных документов.

Противоречия между правом и религиозными нормам и в демократических государствах наступают, если нормы религии нарушают демократические права и свободы человека и гражданина, наносят вред интересам общества и государства (например, призывают к насилию, национальной или религиозной дискриминации, неподчинению законным требованиям органов власти и должностных лиц, и т.п.). В этом случае право запрещает существование подобных конфессий и деятельность соответствующих религиозных объединений.

Например, согласно ст. 239 УК РФ: «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»:

1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граж­дан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совер­шению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи,-

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч руб­лей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденно­го за период до одного года либо лишением свободы на срок до двух лет.

В антидемократических государствах, где религиозные нормы с их принципиальной позицией по вопросам противостояния злу, социальной несправедливости, уважительного отношения к человеку и его правам, семейным ценностям также вступают в противоречие с правом и правящим режимом, поэтому деятельность церкви может быть ограничена, либо вообще быть запрещена (например, СССР в 1920-30-е годы).

В заключение следует отметить, что право в системе социального регулирования взаимодействует не только с моралью, обычаем, религией, корпоративными нормами. Немаловажное значение в регулировании общественных отношений отводится политическим нормам , т.е. правилам поведения, регулиру­ющим отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания государствен­ной власти. В политике имеются свои традиции, принципы, требования, образцы поведения, образующие в совокупности определенный кодекс политической этики, которого должны придерживаться все добросовестные политики (соблюдение требований закона, морали, служение общественным идеалам, уважение представителей других политических партий, добросовестное исполнение гражданских обязанностей, высоконравственное поведение в личной и семейной жизни, безупречная репутация и т.п.). Однако на деле большинство политиков не может похвастаться безупречной репутацией и добрым именем (коррупционные, политические, семейные, личные скандалы), во время предвыборных компаний мы наблюдаем многочисленное использование хитроумных и невсегда законных приемов, способов, средств (от использования услуг имиджмейкеров и пустых обещаний избирателям до клеветы в адрес оппонентов и прямого подкупа избирателей). Это придает политике в глазах граждан достаточно «грязный» и сомнительный характер, что вызывает недоверие к институтам государственной власти, праву и законам в частности.

Кроме политических норм, некоторые авторы в качестве социальных норм и регуляторов общественных отношений рассматривают семейные нормы, военно-технические нормы (правила использования военно­служащими военной техники и боевого оружия), эстетические нормы, домовые обыкновения, деловые обыкновения и др. Однако, несмотря на большой спектр социальных регуляторов, именно правовые нормы, вне всякого сомнения, занимают главенствующее место в системе социальных норм и являются наиболее эффективным инструментом в регулировании общественных отношений.

Контрольные вопросы

1. Что следует понимать под социальным регулированием и ка­ковы его основные разновидности?

2. Что понимается под соци­альными нормами? Какие существуют социальные нормы, и какое место занимает право в системе социально-нормативного ре­гулирования?

3. Назовите основные черты индивидуального регулирования общественных отношений?

4. В чем состоит единство, различие, взаимодействие, противоречие права и морали?

5. В чем заключается единство, различие, взаимодействие, противоречие права и обычаев?

6. В чем выражается единство, различие, взаимодействие, противоречие права и корпоративных норм?

7. В чем проявляется единство, различие, взаимодействие, противоречие права и религии?

Глава 11. НОРМЫ ПРАВА

§1. Понятие и признаки нормы права

Как уже было рассмотрено в предыдущей главе, нормы права являются разновидностью социальных норм и наравне с нормами морали, нормами религии, обычаев призваны обеспечить регулирование существующих общественных отношений.

Учение о норме права (норма от лат. «norma» - «правило», «образец») является одним из основополагающих при изучении права, т.к. право, как уже было сказано выше, представляет собой совокупность норм и соответственно норма права является одним из ключевых его структурных элементов.

Существует множество определений нормы права, приведем некоторые трактовки данного понятия, встречающиеся в научной и учебной литературе по теории государства и права.

Так, например, О. Э. Лейст считает, что «Правовой нормой называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения».

Р. Т. Мухаев определяет норму права как «... правило пове­дения, которое определяет границы возможного, запрещенного и должного поведения индивида, организаций, государства».

По мнению В. К. Бабаева: «Юридическая норма (норма права) - общеобя­зательное веление, выраженное в виде государственного предписа­ния и регулирующее общественные отношения».

В. М. Сырых полагает, что «... норма права понимается как установленное государственными органами или должностными лицами властное предписание, обладающее свойствами нормативности, формаль­ной определенности и ясности».

С точки зрения А. С. Пиголкина: «Норма права - это установленное и обеспе­ченное государством правило поведения людей по отношению друг к другу, указатель того, какие поступки люди должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организационные основы и принципы регулирования человеческого поведения».

М. М. Рассолов дает следующее определение нормы права: «Норма права - это провозглашенное различными способами, очевидное для всех по результатам общественной практики и потому обязательное, руководящее начало построения устойчивых отношений между лицами с целью их самореализации путем примене­ния в конкретных делах данных от природы способностей».

А. В. Мицкевич рассматривает в качестве дефиниции нормы права следующее определение: «Правовая норма - это общеобязательное правило социального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженное публично в формально-определенных предписаниях, обычно в письменной форме, и охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применения предусмотренных законом мер принуждения за правонарушения».

Однако большинство авторов учебников по теории государства и права, дают определение нормы права близкие в той или иной степени по своему смыслу и содержанию. В качестве примера такой дефиниции, приведем определение А.Б. Венгерова, который считает, что «Норма права - это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспе­ченное возможностью государственного принуждения, регулиру­ющее общественные отношения».

Данная формулировка нормы права вполне удобна для восприятия и, по мнению автора, может быть использована в качестве рабочего определения при изучении нормы права.

Исходя из рассмотренных трактовок понятия «норма права» можно выделить наиболее ее существенные признаки.

Признаки нормы права.

Нормативность. Данный признак сви­детельствует о том, что норма права рассчитана на применение не в конкретном (казуальном) случае, а в ряде сходных ситуаций, т.е. носящих общий (обобщенный) характер.

Общеобязательность. Данный признак указывает на необхо­димость соблюдения нормы права всеми участниками правоотношений и лицами попадающими в сферу ее действия.

Неперсонифицированность. Этот признак говорит о том, что норма права оказывает свое воздействие либо на всех лиц, либо на значительные группы людей, а не на конкретное лицо.

Системность. Данный признак показывает, что норма права не существует сама по себе (изолировано), а функционирует только в сис­темной связи с другими правовыми нормами, содержащимися в конкретной системе права.

Формальная определенность . Данный признак можно рассматривать как закрепление правовой нормы во внешне выраженной форме с соблюдением установленных формальных правил и процедур. Восприятие нормы права начинается после ее закрепления обычно в письменном источнике, имеющем офици­альный статус. Кроме того, определенность предполагает, что любой желающий может ознакомиться с нормой права, содержащейся в письменном официальном документе и узнать пределы действия нормы права, закрепленные в ней права и обязанности участников правоотношений, их ответственность и т.д. Однако стоит отметить, что данный признак присущ не всем правовым нормам, например, нормы правовых обычаев не обладают формальной определенностью и не выражены в письменной форме.

Многократность действия. Правовая норма рассчитана на неопределенное количество случаев, т.е. может быть реализована всякий раз, когда возникают соответствующие условия или обстоятельства, при этом не прекращает своего действия даже в случае ее исполнения.

Установление или санкционирование государством. Правовая норма устанавливается не произвольным субъектом правоотношений, а толь­ко компетентным, наделенным нормотворческими полномочиями: государством в лице его должностных лиц и органов государственной власти, либо государство санкционирует издание правовых норм органами и должностными лицами местного самоуправления, другими негосударственными организациями, народом (путем референдумов, собраний, сходов) и т. д.

Предоставительно-обязывающий характер. Данный признак указывает на то, что норма права, представляя одной стороне пра­воотношения определенное право, одновременно возлагает на другую сторону соответствующую обязанность.

Регулирование общественных отношений. Данный признак указывает, что правовая норма устанавливается или санкционируется государством с определенной целью – управление обществом, оказание воздействие на существующие общественные отношения для их упорядочения.

Обеспечение силой государственного принуждения. Правовые нормы, в случае их нарушения субъектами правоотношений, подле­жат защите со стороны государства с применением силовых методов и привлечением правонарушителей к юридической ответственности.

В юридической литературе можно встретить упоминание и о других признаках правовой нормы, например, таких как: общность; отвлечение от признаков индивидуа­лизации; находится под охраной государства; моделирование общественных отношений; отражает и закрепляет типичность социальных процессов, явлений, связей как следствие их повторяемости; властность, логичность; ясность; стабильность, государственно-властная обеспеченность; микросистемность, связь с государством и др. Однако при более тщательном рассмотрении, мы можем увидеть, что они являются авторскими вариациями уже вышеназванных признаков, либо являются производными от них.

На основании приведенных нами признаков можно сформулировать следующее определение нормы права.

Норма права есть нормативное, системное, общеобязательное, формально определенное правило поведения предоставительно-обязывающего характера, установленное либо санкционированное государством с целью регулирования общественных отношений, обеспеченное силой государственного принуждения.

На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром. Фетиш-первоначальный объект религиозного отношения, наделяемый сверхчувственными свойствами. Фетишизм связан со стремлением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи заклинаний. Постепенно складываются новые религиозные организации и отношения. Получает развитие теология(учение о боге).

Маркс утверждал, что «религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм». Однако «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия» (проф. Е.А. Лукашева).

Религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени.

Характер взаимодействия права и религии были различными на различных этапах развития общества. В некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Самая древняя правовая система -индусское право, в праве переплетались нормы обычного права, религии, а также морали. В Европе в период феодализма распространенно каноническое право. Каноническое право-право церкви, право верующих, оно действовало только как дополнение к светскому праву в одном обществе и регулировало вопросы (церковная организация, некоторые брачно-семейные отношения).

Говоря о взаимоотношении религии и права, Ю.В. Сорокина справедливо подчеркивает, что связи между этими феноменами кроются в глубине, в истоках их появления и функционирования. В обществе существует многообразие социальных норм. Возможности каждого их вида воздействовать на общественные отношения ограничены. Поэтому право, религия, мораль, корпоративные, этические нормы взаимодействуют друг с другом как особые регуляторы социальной системы.

На первый план во взаимодействии права и религии как регуляторов общественных отношений выступают правовые и религиозные нормы. При совпадении сферы регулируемых отношений правовые и религиозные нормы бывают очень схожими, а иногда и тождественными по характеру своих предписаний, оказывая тем самым согласованное воздействие на социальное развитие. Нормы права и многие принципы согласуются с положением основных источников христианства. Юридические нормы текстуально воспроизводят генетически предшествующие им религиозные нормы.

Религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но и юридических норм. В едином союзе предстают право и религия в процессе социального регулирования.

Взаимодействие права и религии отчетливо выражается в освящении религией санкционируемых правом социальных институтов. Часто действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и религией. И наоборот, религия осуждает преступления; и в этом религия и право едины.

Как фактор формирования того или иного отношения индивида к правовым институтам, формирования противоправного или законопослушного поведения выступает религия.

Являясь нравственно-нормативной системой христианская религия, оказывает огромное влияние на формирование и осуществление светских правовых норм. Бывают ситуации, когда религиозные нормы попадают в правовое поле, это происходит при совпадении правовых отношений и религиозных. Христианство выступает в качестве предмета правовой охраны. Христианские нормы не воплощаются в правовые, но они влияют на их формирование. Эта форма наиболее сложная, поскольку представляется не явной, но значимой для права, учитывается в процессе правотворчества и правоприменения. Значимость правовых норм заключается в том, что они отражают и закрепляют общепринятые и необходимые для существования общества правила поведения, выражают представление общества о том, какими должны быть социальные отношения. Всеми возможными способами государство представить свои правовые решения как справедливые, отражающие нравственные ожидания общества. Такие решения приобретают общественную силу, не только государственную и это повышает их активность. П.И. Новгородцев отмечал, что справедливость как нравственный элемент права есть сама по себе сила, имеющая свойство подкреплять своим авторитетом другие силы, которые с ней соединяются.

Правовая безнравственность лишает норматив духовной силы, не способствует мобилизации общественности на противодействие преступности.

Право, воспринимается лишь как средство осуществления политических целей, не основанное на нравственности, используется государством тогда, когда оно ему понадобится.

Одной из самых важных ролей в формировании государственно-правовой системы, а также в процессе принятия законов, определения порядка получения гражданства, участия в выборах в представительные органы власти, назначения кандидатур на ключевые посты в органы исполнительной и судебной власти, осуществления судопроизводства, воспитания и образования.

С точки зрения эффективности права, не обращая внимания на религиозные аспекты права, мы наверно лишаем его способности вершить справедливость и даже лишаем его будущего.

В будущем скорее всего будут между собой взаимосвязаны право и религия и это будет способствовать переменам в социальных и политических структурах на основе поиска новых решений в области правовых проблем. Право больше связано с общественной деятельностью и с общественной пользой, а религия с личными установлениями и с чувством святого. Разделение религиозных и правовых институтов не требует полного разделения правовых и религиозных ценностей.

Как элементы системы социального регулирования выступают право и религия. Религия в человеческом обществе во многом определяет поведение людей. Носителями религиозной идеи являются носители права и воспринимают мир и общество сквозь призму религиозных установок. Если посмотреть с другой стороны, носители религиозной системы устанавливают правовую систему и вкладывают в неё свои религиозные ценности, а эти ценности носят сакральный характер. У права и религии есть общая цель: нравственное воспитание граждан.

О необходимости взаимодействия права и религии настаивает и американский ученый Гарольд Берман: «Если право помогает обществу создать структуру, в которой оно нуждается для сохранения внутреннего единства; право борется с анархией. А религия помогает обществу обрести веру, которая ему необходима, чтобы смотреть в будущее».

Право и религиозные нормы:

Религиозные нормы - это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями и обязательных для исполнения людьми, исповедующими ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т.п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.

Различие между правом и религией очевидно. Религиозные нормы распространяются только на верующих определенной конфессии (например, предписания Корана -на исповедующих ислам и т.д.). Различен и механизм действия религиозных норм, которые предписывают вести себя, ссылаясь на высший авторитет - Бога, правовые же нормы установлены и гарантированы государством.

Взаимосвязь права и религии:

Законодательством опред-ся правовая основа деятельности религиозных объединений, закрепляется свобода вероисповеданий.

Религиозные объединения иногда приобретают статус юридич лиц. Акты, на основе кот осуществляют свою деятельность эти объединения, определяют их правосубъектность и в силу этого некоторые нормы имеют юридическое значение.

Некоторые религиозные праздники признаны гос-вом официальными национальными праздниками с учетом того, что данной религиозной традиции придерживается больш-во населения.

Право поддерживает религиозные нормы с моральным содержанием, способствующие укреплению правопорядка, организованности, общ-ной дисциплины.

Право и мораль

Мораль - это система норм и принципов, содержащихся в сознании людей, в общественном мнении, в произведениях лит-ры, искусства, в СМИ, о добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Общее: оба регулируют отношения между людьми, имеют общую ценность – это права чел-ка, имеют общую цель – согласовать интересы личности и общ-ва, оба явл-ся ценностными формами сознания, оба входят в кул-ру общ-ва, носят нормативный хар-р.

Отличное:

Происхождение: Нормы морали складыв-ся в общ-ве исторически в процессе жизнедеятельности людей. Правовые нормы устанавливаются, изменяются или отменяются гос-вом.

Форма выражения: Мораль – это неписанный закон, нормы хранятся в общ-ом мнении. Нормы права записаны в законе и установлены гос-вом.

Сфера действия: Мораль носит всеохватывающий хар-р.

Способы обеспечения: Моральные требования исполняются добровольно, регулятором явл-ся совесть и общ-ное мнение. Нет санкций за нарушение норм. Всегда учитываются мотивы и стимул чел-ка. Нормы права исполн-ся в силу осознания их справедливости и с помощью спец. гос институтов. Всегда есть санкции за нарушение. Мотивы и стимул не учитываются, пока не нарушен закон.

Прво закрепляет мораль, а мораль оценивает право.

Назначение религии является выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе освоить и определить свое место в мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповедованиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, организацию и функции религиозных организаций. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были тесно взаимосвязаны. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право . Это право указывает мусульманину соответствующей религии ислама «путь следования». Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна.

В Библии, Коране и других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В «Моисеевых законах» установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитать детям своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 году римско-католическая церковь опубликовала кодекс канонического права.

Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах буддистов и других; выступают в некоторых случаях в качестве источников права. В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы. В то же время между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение свободы совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже сферы действия норм права. Так, предписания «Торы» распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана - соответственно исповедующих ислам и т. д. Различны механизмы действия религии и права.



Влияние права на религию, в известной мере, достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон «О свободе совести» гарантирует свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы «Всеобщей декларации прав человека», Итогового документа Венской встречи представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В принятой в России «Декларации прав и свобод человека и гражданина» говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной и атеистической деятельности, каждый в праве исповедовать любую религию или не исповедывать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

В тоже время право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования свободой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера» и стоящих за ним темных сил. Право в этой ситуации должно быть правом и противодействовать развитию и расширению такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром «Аум Синрике». В частности в УК РФ включена специальная норма, предусматривающая уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с применением насилия, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Чтобы лучше уяснить сущность и специфику юридических норм, как основного регулятора общественных отношений, их необходимо сопоставить и с другими видами социальных норм, которые существуют в социально неоднородном обществе:

Нормы права Другие социальные нормы
1. Возникают с началом формирования государства. 2. Устанавливаются или санкционируются государством. 3. Выражают волю доминирующей части населения. 4. Существуют как единая система норм общества. 5. Формируют правила поведения в виде прав и обязанностей. 6. Формально определены. 7. Имеют определенные формы внешнего выражения. 8. Имеют точные границы действия. 9. Обеспечиваются государственным принуждением. 1. Существуют в любом обществе, в т.ч. и до возникновения государства. 2. Устанавливаются или санкционируются другими субъектами; 3. Выражают волю различных частей общества. 4. Существуют в виде нескольких относительно самостоятельных систем нормативного регулирования. 5. Формируют не только права и обязанности, но и общие принципы, цели, лозунги. 6. Во многих случаях формально не определены. 7. Выражаются во многих, в т.ч. и не фиксированных формах. 8. Не имеют точных, четких границ действия. 9. Обеспечиваются привычками, внутренними убеждениями, моральным общественным влиянием и другими внегосударственными средствами.

Таким образом, необходимо отметить, что эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право, по сути, отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает нормы права, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.

Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.

Общетеоретические аспекты соотношения права и религии получили исследование в трудах Д.А. Вовк , А.Л. Посашковой и др.

Религия это форма общественного сознания, основанная на вере в священное; система духовных представлений и соответствующих им норм поведения верующих, которые направлены на объяснение главных вопросов бытия человека, а также на поддержание в обществе единства и стабильности.

Особенности религии:

Ø ее сакральный характер (от лат. sacer - священный, святой, посвященный божеству, неприкосновенный) – наделение святостью определенных предметов, существ, институтов;

Ø универсальность – она выступает не только регулятором общественных отношений, но и способом постижения целостной картины мира, формирования определенного мировоззрения.

Религиозные нормы – это разновидность социальных норм, которые устанавливают модель поведения, основанную на вере в Бога, и направлены на регулирование как внутренней, так и внешней жизни человека.

Признаки религиозных норм :

1. формируются на основе религиозных представлений;

2. их источниками выступают священные тексты, откровения как особая форма познания и связи с божественным;

5. имеют свою санкцию;

6. стабильны.

Общие черты права и религии:

1. выступают формами правосознания. В структуре правового и религиозного сознания выделяют:

Ø идеологический уровень – систематизированные представления о правовой или религиозной действительности;

Ø психологический уровень – совокупность чувств, эмоций, переживаний по поводу права или религии;

2. выполняют регулятивную функцию, устанавливая общеобязательные правила (модели) поведения, имеющие императивный, безусловный характер;

3. значительная формализация (нормы большинства правовых и религиозных систем закреплены в соответствующих текстах, которые имеют иерархичный характер);

4. возникают в результате распада первичных мононорм;

5. наличие институционных образований, имеющих официальный статус (совокупность государственных управленческих структур и церкви соответственно), которые обеспечивают реализацию правовых и религиозных норм.

Различие права и религии:

Критерии отличия Религиозные нормы Нормы права
1. по формам сознания в религиозном правосознании преобладает психологический аспект , который находит свое проявление в феномене религиозной веры правовая идеология характеризует рациональный, научный подход к осмыслению права; осознание обязательности правовых предписаний
2. по способу оценки индивидуальная ценность ; авторитарность религиозного сознания (верующий человек постоянно ощущает влияние божественного авторитета и религиозной громады) общественная ценность , большинство людей воспринимает право как собственную ценность (право не утрачивает своей общеобязательности в случае непризнания его ценности отдельным индивидом) и обуславливает определенную автономию, свободу субъекта права от внешнего авторитета
3. по способу легитимации автономный регулятор; ощущение индивидом необходимости связи со священным; цель религии – общее единение в священном обеспечивается внешним авторитетом и регулирует конфликтные по своей природе отношения; цель - определить правовой статус человека в обществе и модель должных отношений между людьми
4. по соотношению прав и обязанностей преобладание обязанностей ; личный характер религии (религиозные, культовые действия совершаются исключительно лично) субъекты права наделены корреспондирующими правами и обязанностями (нет прав без обязанностей); преобладание прав над обязанностями
5. исходя из особенностей ответственности религиозная ответственность возникает в случае признания верующим обязательности религиозных предписаний; религиозная санкция связана с духовным миром человека, утратой его связей со священным , выступает проявлением власти религиозной громады юридическая ответственность имеет ретроспективный характер – это реакция государства на уже совершенное индивидом деяние (субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем); наказание не зависит от отношения лица к праву и всегда влечет ограничение социального статуса, возможностей и свобод человека
6. исходя из особенностей формализации религиозные нормы статичны , священные тексты консервативны , они не могут быть изменены и отменены , даже если содержат противоречивые, устаревшие положения правовые нормы – динамичны и подвержены изменениям
7. по особенностям регулирования общественных отношений не только воздействуют на общество и индивида, но и формируют у человека этические ориентиры, мировоззрение; основаны на строго дифференцированной системе ценностей, направлены на преобразование внутреннего мира человека воздействуют на общество и индивида как путем закрепления и регулирования определенных отношений, так и их охраны

Формы влияния религии на право:

1) идейно-моральное влияние (при этом религиозные нормы играют значительную роль в формировании правовой культуры, правового поведения). Религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но правовых норм и способствует тем самым исполнению последних. Так, религия осуждает преступления;

2) реализация религиозных норм в праве в процессе регулирования отношений верующих между собой и со светской властью (предмет регулирования религиозных и правовых отношений может совпадать, например, законодательство охраняет многие освященные религией ценности: семью, детство, собственность, свободу, оплачиваемый труд, равенство людей и т.д.). Религия сама выступает в качестве предмета правовой охраны;

3) опосредованное влияние религиозных норм на право, которое имеет место в процессе правотворчества и правоприменения. Например, христианские каноны служили первоосновой принципов семейного права европейских стран; принцип недопустимости двойной ответственности за одно и то же правонарушение заимствован из канонического права, норма которого «Бог не наказывает за одно и то же преступление дважды» была основана на трактовке принципов наказаний Ветхого Завета.

В настоящее время в мире наблюдаются следующие формы взаимоотношений

государства и религиозных объединений :

ü полное умолчание о статусе религии (Босния и Герцеговина, Венгрия, Венесуэла);

ü в ряде стран употребляется формула «церковь (религиозные организации, учреждения или общины) отделена от государства» (Гондурас, Латвия, Португалия, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Югославия), либо «религия (или религиозные культы) отделена от государства» (Азербайджан, Молдавия), либо «государство и церковь отделены друг от друга» (Словения);

ü в Греции Конституцией установлена господствующая религия;

ü официальная (государственная) религия признается в Великобритании, Дании, Лихтенштейне;

ü статус традиционных религий законодательно оформлен в Андорре, Болгарии, Грузии, Индии, Литве;

ü особую поддержку одной церкви оказывают на законодательном уровне Аргентина, Боливия, Гаити, Испания, Италия, Кипр, Колумбия, Македония, Польша;

Публикации по теме