Характеристика политической идеологии эпохи возрождения. Политические учения эпохи возрождения. Особенности политико-правовой идеологии эпохи Возрождения

Возрождение и Реформация - самые крупные и значительные события позднего западноевропейского Средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры Античности. Демонстративно обращаясь к Античности, они выражали неприятие, отрицание политикоюридических порядков и доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в Средние века. В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социальнофилософских взглядов, сердцевиной которых являлась мысль о самоценности личности, ее достоинстве и автономии, необходимости обеспечения условий для свободного развития человека. Актуальным стал тезис о том, что важнейший элемент достоинства индивида - гражданственность, служение общему благу. Раннебуржуазные политико-правовые концепции Возрождения и Реформации ускорили возникновение и становление новой эпохи всемирной истории - буржуазного строя.

Основные взгляды Н. Макиавелли о государстве и праве

Никколо Макиавелли (1469-1527) - выдающийся политический мыслитель, дипломат, историк и военный теоретик. Родился во Флоренции, в семье юриста, служил на пике своей политической карьеры государственным секретарем Флорентийской республики. Он написал ряд произведений: «Государь», «История Флоренции», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и др., в которых выражались чаяния нарождающейся буржуазии.

Наследие Макиавелли противоречиво. В главном труде «Государь» не отразились его симпатии к республиканскому строю и демократическим институтам. Основное в этом трактате - выявление природы государства и механизмов государственного управления. Макиавелли считается «отцом» новой науки о политике как особой форме человеческой деятельности.

Автор «Государя» раскрывает наиболее важные черты и закономерности политической деятельности. По существу, Макиавелли отходил от религиозного взгляда на развитие государства и политики. Главный авторитет для него - исторический опыт, на основе которого делался вывод: политические события, изменения в государстве происходят не по воле Божьей, а в силу объективных обстоятельств - «действительного хода вещей, а не воображаемого».

Почти за 150 лет до Гоббса Макиавелли обосновал происхождение государства эгоистической природой человека и необходимостью ее насильственного обуздания. Государство, утверждал он, является высшим проявлением человеческого духа, служение ему - высший смысл, цель и счастье человека.

Все государства, с его точки зрения, можно разделить на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он дополнительно подразделял на «унаследованные» и «новые». Среди «новых» в свою очередь выделялись те, где подданные привыкли повиноваться государю, и те, где они «искони жили свободно». Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех «хороших» форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех «плохих»: самодержавие - в тиранию, аристократия - в олигархию, а народное правление - в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считал губительной: «хорошие» по причине их кратковременности, а «плохие» - «в силу их злокачественности».

Понятие практической пользы в политике решительно отделяются Макиавелли от религиозных и этических норм. Он выводит новый закон: политические события происходят не по воле Божьей и не по прихоти людей, а под воздействием «действительного хода вещей».

Основой всякой власти, считал Макиавелли, являются хорошие законы и хорошее войско. Причем где хорошее войско, там и хорошие законы, и наоборот, где хорошие законы, там и хорошее войско. Опора закона - военная сила. Этот постулат логично переходил в идею о том, что для укрепления и упрочения политической власти все средства хороши, в том числе далекие от христианской морали.

О праве и справедливости в трактате нет речи: власть должна быть твердой и решительной. Самосохранение и упрочение политической власти любой ценой - доминирующий интерес государственности.

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными. В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники. Именно государю принадлежит вся полнота власти, он обязан концентрировать ее только у себя в руках. Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.

Совершенно чуждо Макиавелли (в труде «Государь») представление о народе как носителе, источнике верховной власти. Народ - это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти. Государь должен выступать опекуном народа, защищающим его от произвола чиновников; обеспечивать подданным внешнюю и внутреннюю безопасность.

Людей волнуют не обладание правами и свободами, а возможность сохранения своей собственности. Примиряясь с утратой свободы, люди никому не прощают потери имущества. Обиды следует наносить разом, а благодеяния оказывать малыми порциями, чтобы подданные дольше ощущали благодарность к правителю.

Повиновения и прочности власти можно добиться с помощью любви к государю и страха перед ним. Причем более надежным средством Макиавелли считал страх. Он рекомендовал крепить власть «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь». Эти взгляды вполне соответствовали его убеждению в вечной порочности людей - злобных, непостоянных и склонных к обману существ, которых отпугивает опасность и влечет нажива. Политическим идеалом Макиавелли был Рим республиканского периода, а среди правителей - Цезарь Борджиа, итальянский герцог, сын римского папы, известный своими злодеяниями и цинизмом. Однако в нем мыслитель хотел видеть великого государственного деятеля, объединителя Италии.

В словаре Макиавелли отсутствует понятие государственного суверенитета, однако его трактовка государственной власти показывает, что он совсем близко подошел к этому важнейшему для науки о государстве определению.

«Государь», анализирующий технологию осуществления государственной власти и поставивший политику вне морали и категорий добра и зла, оперирует лишь понятиями пользы и вреда. Заслуга Макиавелли состояла в том, что он одним из первых в эпоху Средневековья стал рассматривать государство человеческими глазами, выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии. Он не побоялся до предела заострить и выразить реально существующее противоречие между политикой и моралью. Это противоречие дает о себе знать и в наши дни.

Эпоха Возрождения ознаменовалась значительной активизацией человеческой деятельности во всех сферах жизни западноевропейских стран. Наряду с выдающимися достижениями в науке и искусстве, великими географическими открытиями активно развивалась политическая жизнь. Она бурлила в итальянских городах-республиках: Генуе, Венеции, Флоренции, в столицах Англии, Франции, Нидерландов, Испании, Португалии и других европейских государств. Во многих из них решались проблемы преодоления феодальной раздробленности и становления сильных централизованных государств. Все более заявляла о себе проблема выбора такой формы государственного устройства, при которой могли бы обрести свободу и достойно существовать большинство граждан страны. Эта потребность нашла свое выражение в новых подходах к политике, в новых концепциях, каждая из которых по-своему отрицала и преодолевала еще господствующую средневековую теологическую концепцию политики и утверждала новый взгляд на политическую жизнь благодаря существенным сдвигам мировоззренческого и методологического характера.

Основания новой науки о политике заложил выдающийся политический мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469-1527). Наука о политике - это холодная инструментальная наука, которая учит тому, как достигать результатов, а не тому, как следовать ценностям. Она вырабатывается людьми, не чувствующими себя связанными заветами и кодексами того или иного общества. Макиавелли борется с воображением как с самым опасным врагом. Он утверждает, что надо видеть вещи такими, каковы они в действительности, а не такими, какими они должны быть. Научную основу его учения составляет "правда настоящая", данная через опыт и наблюдения. О времени, в котором жил Макиавелли, говорят, что искусство там существовало, но не было науки. Благодаря трудам Н. Макиавелли схоластика вытеснялась, умирала, но зато рождалась наука.

Политика, по мнению Макиавелли, - это относительно автономная, рациональная и аналитическая сфера человеческой деятельности. Политические изменения в ней происходят не по воле божьей и по прихоти людей, а совершаются под воздействием действительного хода вещей. Политику он отделял как от морали, так и от религии. Политика основана только на опыте и силе. Цель в политике оправдывает средства, но только тогда, когда народ развращен.

Ключевым термином политической науки Макиавелли является термин "государство", политическое состояние общества. Теократическому государству Макиавелли противопоставляет самостоятельное независимое государство. Но государство не довольствуется тем, что оно самостоятельно. Оно само лишает самостоятельности все и вся, ибо государство наделено правами. Поле деятельности государства - это реальный мир, существующий в конкретных условиях места и времени. Управлять государством - значит понимать силы, движущие миром, и регулировать их. Государственный деятель - это человек, который умеет измерять эти силы, оперировать ими и подчинять их своим целям. Цель должна быть законной.


Человек, по Макиавелли, - это человек политический, активный, деятельный, разумный и одновременно эгоистичный. Макиавелли верит в человека, учит его быть человеком, познающим природу и историю, понимающим смысл своей жизни в созидании ради родины и исповедующим принцип равенства и свободы. На этой основе строится зрелая эпоха жизни человечества, по возможности освобождающая от воздействия воображения и страстей, ставящая перед собой ясную, серьезную цель, достигаемую точными средствами.

"Государю" Макиавелли суждено стать настольной книгой не только для Государя, но и для Гражданина на века, ибо природа человека и природа политики в целом остается неизменной.

Политико-правовые идеи Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось антифеодальное и антикатолическое общественное движение за "исправление" официальной доктрины римско-католической церкви.

По своей социальной базе это движение представляло собой совокупность разнообразных общественных сил, объединенных общим стремлением перестройки взаимоотношений церкви и государства, упрощения и демократизации церковного устройства, преодоления традиции толковать Священное писание как единственный источник религиозной истины. Папистская католическая традиция присвоила себе монополию на толкование Священного писания и воли самого Господа Бога. Католическая церковь исходила из невозможности прямого диалога мирян с Богом, утверждая, что самостоятельно миряне не могут выработать "правильного" теистического мировоззрения и потому нуждаются в неустанной опеке церкви. Церковь потому имеет право вести паству, не испрашивая ее согласия, так как лучше знает высшие интересы этой паствы, а это в свою очередь связано с подчинением церкви Божественной воле. На интерпретацию последней имеет право только церковь, - всякий свободный индивидуальный дискурс о Боге и Божьей воле изначально признавался кощунственно-профаническим. Никакие личные подвиги смирения и святости не ведут человека к спасению, если совершаются помимо церкви. Все это означало особый тип неравенства людей, причем в вопросе, касающемся поистине самого главного: спасения души.

Монополия церковного клира на духовно-спасительные вопросы стала вызвать растущее раздражение, завершившееся взрывом Реформации. Реформация - религиозно-политическое движение XVI в. в Европе, родившее протестантизм. Оно ознаменовалась национализацией религии, избавившейся от опеки папского престола, и новым, более независимым отношением верующих с клиром.

Основными направлениями политико-правовой идеологии Реформации были лютеранство и кальвинизм.

Немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1456) стоял у истоков реформации и был идеологом бюргерского крыла этого движения. Восстание Лютера против самоуверенных доктринеров папизма, профанированных душеспасительных практик опиралось на следующие идеи:

1. Принципиальная непознаваемость Божественной воли. Все люди равны в своем полном неведении промысла Божьего.

2. Принципиальное одиночество совести, бремя которой не на кого переложить. Этот тезис по сути излагал ненужность целого класса профессионалов, сделавших свою карьеру на великом учении спасения, "знание" которых обесценивалось.

3. Принципиальная посюсторонность и связанная с ней этика ответственной повседневности. Молчание бога, воля которого не может быть явлена в каких бы то ни было доктринальных откровениях, заставляла протестанта искать подтверждение своей избранности исключительно в успехе своих практических повседневных начинаний. Аскеза при этом не устранялась, а переносилась на мирскую жизнь. Утверждался принцип индивидуального религиозного опыта и индивидуального спасения.

Крестьянско-плебейскую оппозицию католической церкви возглавил Томас Мюнцер (1490-1525). Пик этой борьбы - Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.).

Т. Мюнцер, выступивший против социального неравенства, засилья церкви, тем не менее отрицал лютеровское понимание светского государства, которому все подданные должны быть покорны. Политическая программа Т. Мюнцера носила ярко выраженный демократический характер. Он выступал за государство "общей пользы", где нет классовых и имущественных различий.

Ж. Кальвин (1509-1564) в трактате "Наставление в христианской вере" утверждал о божественном предопределении, что значило: происхождение и привилегии феодалов ничто; долг же каждого трудиться и быть рачительным хозяином.

Таким образом, идеи Реформации, носившие пробуржуазный характер, заложили основу для массового сознания западного человека, где он сам для себя высшая ценность и высший гарант.

Политические идеи "тираноборцев". Этьен де Ла Боэси

Идеологи Реформации с разных сторон и теоретически, и практически расшатывали основы феодального строя, несли в жизнь такие идеи, которые до сих пор являются доминантой массового сознания Запада. Основным достижением политико-юридической мысли того времени является тезис свободы мысли и совести.

Особый вклад в развитие политико-юридической теории внесли так называемые политические писатели, выражавшие интересы имущих элементов оппозиции и прежде всего дворянства. В трудах Ф. Гетмана, Юния Брута, Т. Беза, Дж. Бьюкенена обосновывалась идея суверенитета народа (феодальной знати), его верховенство даже над государем, скрепленное договором, делающим власть государя законной. Если же монарх нарушает законы, то народ имеет право сопротивляться тирании. Тираноборцы, как стали называть этих писателей, решительно выступили против институтов старой сословно-представительной системы власти в пользу единой национальной государственности. Дальше всех в своей критике абсолютной власти монархов пошел Этьен де Ла Боэси (1530-1563). В своей работе "Рассуждение о добровольном рабстве" он отвергал монархический строй как античеловеческий, антигуманный, который в свое время был навязан обманом. Причину утраты людьми своей естественной свободы он видит в том, что люди трусливы и готовы подчиниться сильной власти, что люди неоправданно благоговеют перед любой властью, в том числе и тиранической, что людям внушили авторитет власти, предварительно лишив их свободы. Основной пафос Э. де Ла Боэси заключается в том, что люди должны осознать, что живут в добровольном рабстве.

Идеологи Реформации решающим образом расшатывали феодально-церковные порядки, демократизировали политическую мысль, закладывали основу политико-юридической теории, введя в научный обиход такие понятия, как "суверенитет народа", "общественный договор", "законность государственной власти".

Ж. Боден о суверенитете государственной власти и о формах государства

В последней трети XVI в. Франция стала ареной длительной религиозной борьбы между католиками и протестантами, вылившейся в кровавую Варфоломеевскую ночь 1572 г. Ожесточенное религиозное противоборство, экономический упадок страны, недовольство феодальной аристократии высокими государственными налогами, ухудшающееся положение народных масс из-за феодальной и зарождающейся капиталистической эксплуатации создавали реальную угрозу существования самого государства.

В этот период появляются труды Жана Бодена (1530-1596), в которых автор утверждает, что только сильная королевская власть может встать над распрями, установить мир и сохранить государство. Главный труд Ж. Бодена - это "Шесть книг о республике", в котором он изложил свои взгляды на происхождение государства, на его функции, формы государственного правления, а также на другие проблемы политике-правовой жизни общества того времени.

Государство определяется им как правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала способны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства. Государство возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием географии, климата, почвы, что сказывается на форме правления того или иного государства.

Государство - это объединение семейств. Глава семьи является прообразом государственной власти и наделяется статусом гражданина. Прочность института семьи обеспечивает прочность и стабильность самого государства. Поскольку государство - это союзная связь семейств, постольку оно руководствуется общими интересами.

Особое внимание Жан Боден обращает на то, что государственное управление носит правовой характер и соответствует национальной системе положительного права. Основной вклад Ж. Бодена в развитие политико-правовой теории заключается в постановке и решении им проблемы государственного суверенитета. Заслуга его заключается не в оперировании этим понятием, а в том, что он всесторонне разработал теорию суверенитета.

Под суверенитетом Боден понимал определенное свойство государственной власти - ее верховный характер. Речь шла о безусловной независимости государственной власти от какой бы то ни было иной, стоящей над ним или рядом с нею. "Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики", - писал он. При этом республика характеризовалась им как форма государства.

Государственный суверенитет проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства. К ним он относит: право законодательства, право объявления войны и заключения мира, назначение должностных лиц, право последнего решения, право помилования, право на послушание и верность подданных, право чеканки монет, определения веса и мер, право взимания налогов и пошлин.

Данные права не могут быть ни уступлены, ни изъяты, кроме того, никакая давность не может лишить суверена этих полномочий.

Из всех форм правления он отдавал предпочтение монархии. Демократия и аристократия рассматривались им как промежуточные ступени движения к монархии. Монархия, как никакая другая власть, отвечает требованиям суверенитета, который един, неделим, непрерывен и безусловен. Сам монарх - источник права и закона. Ж. Воден рассматривает монарха как абсолютного суверена, но абсолютность правителя при этом ограничена божественным и естественным правом, признанием права частной собственности и принципа веротерпимости Суверенитет не означает произвол власти.

Идеальной формой государства для Франции, по мнению Бодена, является королевская монархия, где суверенитет принадлежит целиком монарху, а управление страной носит аристократический и демократический характер.

Таким образом, Ж. Боден закладывал теоретический фундамент для будущих просвещенных конституционных монархий.

Политико-правовые идеи раннего социализма. Вопросы государства и права в "Утопии" Т. Мора и в книге Т. Кампанеллы "Город Солнца"

В XVI-XVII вв. заметным критическим направлением политико-правовой мысли стал европейский социализм. Яркими представителями этого антибуржуазного учения были Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1508-1639).

Всемирную известность принес Мору его трактат "Утопия" (1516) - маленькая книга, которая дала начало новому жанру литературы и название методу теоретизирования. "Утопия" Мора - продукт эпохи Ренессанса, когда люди в Западной Европе переосмысливали свои отношения не только с церковью, но с государством и друг с другом. Резко критикуя существующие порядки, государственное устройство, он взамен предлагал идеальное общество фантастического острова Утопия. Общество, которое описывает Мор, авторитарно, патриархально, иерархично, признающее и использующее институт рабства. Все в этом обществе трудятся во имя общего блага. Деньги отсутствуют, собственность общая, нет эксплуатации человека человеком; все подчиняются законам. За работающими наблюдают чиновники, которые также почитают законы и разумно управляют жизнью людей. Общественная модель государства-монастыря изначально обречена, несостоятельна. Ибо жизнь людей в прокрустово ложе экономического равенства и духовной убогости не уложить. Однако, несмотря на это, идеи утверждения общественной собственности взамен частной находили широкий отклик в общественных низах, влачащих жалкое существование и жаждущих социальной справедливости

Форма правления у Т. Мора сочетала в себя черты различных форм правления, т. е. носила смешанный характер.

В "Городе Солнца" Т. Кампанеллы много внимания уделяется детальному описанию жизнеустройства города-государства соляриев. Публичная власть складывается из трех ветвей, которые возглавляют три правителя по имени Мощь, Мудрость, Любовь. Этим правителям подчинены три начальника, каждый из которых распоряжается тремя должностными лицами. Всю управленческую пирамиду венчает верховный правитель - Метафизик, в руках которого сосредотачивается светская и духовная власть, от которой он сам может отказаться, если в обществе, на его взгляд, появился человек, превосходящий его в способностях управлять государством. Нижние этажи власти проходят процедуру избрания и зависят от народа. Вся остальная жизнь общества полностью расписана и регламентирована. В ней также нет места частной собственности, господствует принцип всеобщности труда, равенства и справедливости. Во всем царит угнетающий дух однообразия. Человек со своими индивидуальными интересами и потребностями потерян в таком обществе.

Мечтая об идеальном государстве, представители европейского социализма как бы "забывали" о человеке и всю мощь своего интеллекта направляли на то, как "разумно" управлять этим человеком с помощью государства, и тем самым закладывали теоретические основы для возникновения новой формы всеобщего рабства людей.

История политических и правовых учений: Учебник для вузов Коллектив авторов

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Глава 9 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

1. Общая характеристика

Возрождение и Реформация - самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского Средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.

Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.

Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.

Для Возрождения и Реформации характерны такие общие моменты, как ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях - отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.

Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества. В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.

В процессе выработки последних деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Конечно, такого рода обращения знало и западноевропейское Средневековье. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному Средневековью контекст, а главное - способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.

Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе и т. п. из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации. Демонстративное обращение к эпохе античности являлось у них прежде всего выражением неприятия, отрицания господствовавших и санкционированных католицизмом политико-юридических порядков и доктрин феодального общества. Именно эта установка определяла в конечном счете направление поиска в античном наследии государство- ведческих идей, теоретико-правовых построений (моделей), нужных для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации. Данная установка обусловливала и характер трактовок соответствующих политико-юридических воззрений, влияла на выбор форм практического приложения таковых.

В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной сделалась мысль о необходимости утверждения самоценности личности, признания достоинства и автономии всякого индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья. Такой гуманистический настрой складывающейся системы социально-философских взглядов побуждал находить и в античном мировоззрении прообразы, созвучные упомянутому настрою, «работающие» на него.

В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрел актуальность тезис о том, что одно из главных слагаемых достоинства индивида - гражданственность , бескорыстное инициативное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека. В рамках возрожденческого миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.

Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней, правда, признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Такие и аналогичные им положения позволяют говорить о том, что дохристианские и внехристианские авторы оказали некоторое влияние на политико-юридическую мысль Реформации. Но все же главным ее источником было Священное Писание, Библия (в особенности Новый Завет).

Возвращаясь к общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения и Реформации, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные. Во-первых, «ранняя буржуазность» означает отрицание феодально-средневековых экономических порядков, политико-юридических институтов, духовных ценностей с позиций более высоко стоящего на исторической лестнице общества - с позиций буржуазного строя. Во-вторых, она предполагает совпадение по ряду пунктов жизненных интересов разнородных социальных групп, подвергавшихся в феодальную эпоху эксплуатации, угнетению, притеснениям, ограничениям. В-третьих, «ранняя буржуазность» предполагает неразвитость (либо вообще отсутствие) тех специфических экономических, политических, социальных и других отношений, которые вызревают и становятся господствующими с победой буржуазного способа производства, буржуазного образа жизни. Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Глава 5 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 1. Общая характеристика Государственность в Древней Греции возникает в начале І тысячелетия до н. э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших наряду с городской

Из книги История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. автора Коллектив авторов

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ 1. Общая характеристика История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в социально-экономической и политико-правовой жизни

Из книги автора

3. Политические и правовые идеи Реформации В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической

Из книги автора

Глава 11 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ГОЛЛАНДИИ В XVII в. 1. Общая характеристика Голландия - первая страна в Европе, где в ходе длительной национально-освободительной борьбы против господства феодально-монархической Испании (вторая половина XVI - начало XVII в.) к власти

Из книги автора

Глава 12 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В АНГЛИИ В XVII

Из книги автора

Глава 13 ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Общая характеристика Просвещение - влиятельное обще культурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно было важной составной частью той борьбы, которую молодая тогда буржуазия и

В 1-й пол. XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Оно стало называться Реформацией, так как в основе была перестройка взаимоотношений церкви и государства. С политической точки зрения реформация виделась её идеологам не столько в обновлении церкви и её учения, сколько в совершении социально-экономического переворота. Реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Характерные идеи:

1. Признание единственным источником религиозной истины Священного Писания и отвержение католического Священного Предания;

2. Радикальное упрощение и демократизация церковного устройства.

Реформация породила третью, после православия и католицизма, ветвь христианства–протестантизм. Главное его отличие состоит в учении о непосредственной связи бога и человека. Религиозному культу отводится второстепенное место.

Никколо Макиавелли свои симпатии отдаёт единолично управляемым государствам. Государь поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли. Философ отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Совершенно чуждо ему и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой. По отношению к управляемым мыслитель советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти. Макиавелли склонен считать, что подданные не очень заинтересованы в обладании правами и свободами. Он прекрасно сознаёт, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Осуществлять полное повиновение подданных государю возможно двумя способами: первый–любовь к государю, второй–страх перед ним. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Государи находятся вне юрисдикции суда и им не стоит опасаться ответственности. Философ мало озабочен решением этических вопросов, ибо власть, политика, технология политического господства–изначально явления внеморального плана.

Мартин Лютер –немецкий теолог, стоявший у истоков Реформации. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается мирским порядком. Его действенность связана с опорой учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов. В своей концепции государства мыслитель предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Управляет разумно тот князь (монарх), который уподобляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Идея усиления роли светской власти–её независимость от папства. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом–всё это способствовало насаждению культа государства.

В XVI–XVII вв. социализм стал занимать самостоятельное и достаточно заметное место в жизни европейского общества.

Томас Мор , автор «Утопии» и Томмазо Кампанелла , создатель «Города Солнца»–виднейшие представители утопического социализма. Эти сочинения содержат резкую критику социальных и государственно-правовых порядков современной авторам цивилизации. Предлагавшееся Т. Мором государственное правление представляло собой попытку творческого соединения позитивных черт известных к тому времени его демократической, олигархической и монархической форм. Содержание «Города Солнца» Т. Кампанеллы демонстрирует со всей очевидностью наличие у социалистов этого времени двух противоречивых начал. Верная оценка интеллектуальных, нравственных, профессиональных и прочих качеств человека как факторов, призванных определять его положение в обществе, сосуществует с практически полным пренебрежением к отдельной человеческой личности, его самостоятельности, инициативности, неповторимости и доминированием интересов государства.

Жан Боден –французский политический мыслитель, давший теоретическое обоснование способности королевской власти защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей. Основной труд–«Шесть книг о республике» (1576 г.). В нём раскрывается содержание этого определения. По мнению автора, суверенная государственная власть должна соблюдать определённые требования: следовать законам божественным и естественным, не вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости. Боден–убеждённейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке–абсолютистской) монархической власти. Само право выступает целью бытия государства.

Период Возрождения (XIV--XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т.д. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья.

Родиной Возрождения, или Ренессанса, была Италия. Здесь наряду с развитием светской литературы и искусства формировалась и политическая мысль, защищавшая интересы буржуазии и новый общественный строй. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469--1527). В сочинении "Государь" и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства -- защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. По его мнению, народ нередко ошибается в общих вопросах, но гораздо реже в частных.

Наилучшей формой государственного правления мыслитель считал республику. Именно в ней могут быть обеспечены порядок и свобода, сочетание общих и частных интересов. Но если народ не готов к такой форме правления, то воспитать в нем республиканский дух должно государство с сильным правлением.

Для достижения этой цели он считал пригодными все способы, в том числе и аморальные: подкуп, насилие, обман, убийство. Правитель всегда будет оправдан, если результаты его политики окажутся хорошими. Используя аморальные методы управления, государь должен стремиться делать добро, прикрываться нравственными и религиозными добродетелями. По убеждению Макиавелли, правитель, преследующий цель создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Лев боится капканов, а лисица -- волков. Следовательно, государю надо быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и лисицей, чтобы уметь обходить капканы. Впоследствии безнравственная политика стала называться "макиавеллизмом". Многие государственные и политические деятели в различных странах в своей политической деятельности использовали рекомендации Макиавелли.

Одновременно с политическими учениями, защищающими частную собственность и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший капиталистический строй. Первым таким произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478 -- 1535) " Утопия". Изданное в 1516 г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению -- утопическому социализму.

В книге сделана попытка установить связь государства с интересами эксплуататорских классов, которые используют его для своих личных выгод. Автор противопоставил существующему тогда государству государственное устройство вымышленного острова Утопия, которое носило демократический характер, предполагавший выборность должностных лиц. Основными функциями конструируемого Мором государства являлись руководство народным хозяйством и образованием, организация производства и распределения, Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI --XVIII вв.), в частности Т.Кампанелла, Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицистское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись «исправление» официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестройка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называться Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Германия.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие элементы оппозиции -- масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти элементы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны «оправдываться одною верой» без посреднической роли духовенства в «спасении» верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д. У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483--1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

Один из исходных пунктов лютеровского учения -- тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мирским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право.

В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него богом.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила таким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развертыванию Реформации.

Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490--1525), обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы -- Крестьянская война в Германии (1524--1526 гг.).

Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождем и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчетливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно самими народными массами. В этом ярко выразился демократизм мюнцеровской программы.

К числу виднейших идеологов и влиятельных деятелей Реформации принадлежал Жан Кальвин (1509--1564).

Пробуржуазный характер носила произведенная Ж. Кальвином коренная реформа устройства церкви. Церковные общины стали возглавлять старшины (пресвитеры), избиравшиеся обычно из наиболее богатых мирян, и проповедники, не имевшие специального священнического сана, исполнявшие религиозные Функции как служебные обязанности. Пресвитеры вкупе с проповедниками составляли консисторию, которая ведала всей религиозной жизнью общины. Идея подобного переустройства церкви, воспринятая в учениях о политике, в своем дальнейшем развитии явилась концептуальной базой для разработки республиканских и даже республиканско-демократических программ.

Кальвинистская идеология сыграла в истории заметную роль. Она существенно содействовала совершению первой буржуазной революции в Западной Европе -- революции в Нидерландах и утверждению в этой стране республики. На ее основе возникли республиканские партии в Англии, и прежде всего в Шотландии. Вместе с другими идейными течениями Реформации кальвинизм подготовлял тот «мыслительный материал», на почве которого в XVII--XVIII вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии.

Публикации по теме