Конституционные основы общественного и государственного строя России. Социальное государство как основа конституционного строя российской федерации

Это очень хорошо, что люди думают, анализируют, пытаются осмыслить произошедшее и существующее, а не сидят тупо у телевизора, закиснув в своем мещанском болоте. Плохо же то, что в своих рассуждениях они не опираются на научные законы общественного развития, а руководствуются по большей части эмоциями и смотрят не вглубь проблемы, а на внешние формы ее проявления.

Дело в том, что, несмотря на некоторые внешние аналогии, полностью переносить ситуацию начала XX века на нашу сегодняшнюю действительность никак нельзя, поскольку тогда речь шла о революции демократической, буржуазной, задача которой была уничтожить феодальные производственные отношения, мешавшие развиваться русскому капитализму. В царской России того времени действительно практически все слои общества были против царизма, как оплота феодальной власти.

Сейчас у нас в России никакого феодализма нет и в помине. У нас чистый капитализм в стадии империализма. Доказательства можно посмотреть здесь «Какой у нас в России общественно-политический строй?»

Т.е. в России стоит вопрос не демократической (т.е. буржуазной) революции, а революции социалистической, которая уничтожает не феодальные, а капиталистические производственные отношения, заменяя их более прогрессивными - социалистическими.

Вообще говоря, в России прошлого века социалистическая революция не должна была произойти так быстро, как оно случилось на деле. Но в начале XX века условия в России сложились уникальные (о чем Ленин писал, например, в «Детской болезни «левизны» в коммунизме»). Царизм, главная государственная опора феодальных производственных отношений, в начальные этапы развития капитализма в России (вторая половина XIX века) оказался выгоден нарождающейся русской буржуазии, поскольку он очень эффективно сдерживал классовый натиск пролетариата, находившегося под двойным гнетом сразу двух господствующих классов (умирающей феодальной аристократии и растущей буржуазии), что позволяло русской буржуазии богатеть несказанно. Но будучи слишком силен, царизм сумел задержаться в стране настолько долго, что обострил до крайней степени все существующие в русском обществе противоречия между общественными классами сразу двух формаций, как старой, отжившей свой исторический срок – феодальной (помещики и крестьяне), так и новой, развивающейся гигантскими темпами, - капиталистической (буржуазия и пролетариат). Пришедшая к власти в феврале 1917 года русская буржуазия, все время находившаяся под крылышком царского самодержавия, защищавшего ее от пролетариата, оказалась слишком слабой, чтобы разрешить хотя бы часть этих противоречий. Уничтожив самодержавие, она не сумела сделать главное для всякой буржуазной революции – уничтожить остатки феодальных отношений в обществе. Для России это означало уничтожить господствующий класс старого феодального общества – помещиков и аристократов, отобрав у них землю и передав ее крестьянам. В результате чего русское крестьянство полностью поддержало революцию социалистическую, которая вынуждена была доделывать то, что не смогла сделать революция буржуазная (Февральская). Именно поэтому одним из первых декретов Советской власти является «Декрет о Земле», которым была решена вековая проблема безземелья и малоземелья русских крестьян. Декрет о Земле отменял частную собственность на землю и наемный труд на земле, земля стала общенародным достоянием и передавалась в пользование всем тем, кто хотел и мог ее обрабатывать.

Советской власти в то время досталась задача неимоверной исторической трудности - устраняя существующие в обществе феодальные отношения, допустить развитие в деревне отношений капиталистических под жестким контролем советского государства и параллельно им выстраивать в промышленности и сельском хозяйстве отношения социалистические. Как известно из истории, СССР справился с этой задачей прекрасно - всего через 20 лет после социалистической революции страна из отсталой аграрной колонии запада превратилась в одну из сильнейших индустриальных держав мира.

Сейчас у нас в России нет феодальных отношений и нет классов феодального общества – помещиков и крестьян. В России полностью господствуют отношения капиталистические. И соответственно им в российском обществе существуют два основных общественных класса: БУРЖУАЗИЯ (крупная, средняя и мелкая) и ПРОЛЕТАРИАТ. Взаимоотношения между этими двумя классами и определяют всю политическую, экономическую и социальную ситуацию в нашей стране. Пенсионеры, интеллигенция, студенчество и пр. - это не классы, а прослойки, которые серьезного влияния на внутреннюю и внешнюю политику не оказывают, поскольку не участвуют в общественном производстве.

Буржуазия, как видим, неоднородна и делится внутри себя на три группы, внутри каждой из которых имеются еще и свои группировки и кланы, постоянно и довольно жестко конкурирующие между собой. Но, несмотря на свои внутренние противоречия, по отношению к пролетариату буржуазия всегда выступает как единое целое - как класс эксплуататоров к классу эксплуатируемых.

Конкуренция буржуазии между собой и ее противоположность пролетариату отражается и в ее идеологии, которая также внешне разнообразна (от либерализма и национализма до социал-патриотизма и социал-демократии), но, в общем и целом, в любой из своих форм эта буржуазная идеология противоположна идеологии пролетариата, поскольку отражает интересы буржуазного класса как целого.

В чем главный интерес всей буржуазии?

В чем главный интерес класса пролетариев?

Освободиться от всякой эксплуатации и всякого угнетения.

Борьба этих интересов между собой, т.е. борьба классов, победы и поражения каждого из них, и находят свое отражение в политике российского государства, как и всякого другого капиталистического общества.

Теперь по политическим силам в России.

Те, кто называет себя оппозиционными либералами , это часть крупной буржуазии, которая всего лишь хочет завоевать лучшее место у кормушки, отодвинув от нее другую часть нашей крупной буржуазии, так называемую «путинскую группировку». (Кстати, рулит в ней отнюдь не Путин, Путин всего лишь ее ставленник, довольно эффективный менеджер, которому поручено выражать интересы этой группировки). Либеральная оппозиция ни в коем случае не выступает против капиталистического строя и даже не требует расширения политических свобод в стране. Ей нужен лишь повод для народных волнений, на волне которых она хочет просто отодвинуть «путинцев» от государственной власти и сама занять их место. Именно поэтому ее и устраивает лозунг «Честные выборы», который вообще говоря, наивен и утопичен по определению, поскольку ничего по своей сути не означает и ничего конкретного требует.

Крупная буржуазия всегда тесно связана с мировым капиталом. Именно поэтому она всегда выступает за либерализацию, безудержную приватизацию всего и вся, за глобализацию и открытость, за отказ государства от какого-либо регулирования в экономике и пр., т.е. за все то, что выгодно, в первую очередь, иностранному капиталу, который желает полностью подчинить российский рынок своим интересам, совершенно не считаясь при этом ни с интересами нашей страны, ни с интересами нашего народа.

Почему либеральной оппозиции так важно отодвинуть «путинцев» от государственной власти? Разве ей не хватает того, что она имеет, той огромной доли российского рынка и тех колоссальных доходов, которыми она уже располагает?

Не хватает. Дело в том, что особенность современной России и ее отличие от России самодержавной начала XX века в том, что основным источником дохода современной российской крупной буржуазии и олигархии является бюрократический капитал, т.е. нажива на государственных средствах (распилы, откаты и т.п., т.е. то, что называется модным ныне словом «коррупция»). Традиционный путь накопления капитала – торгово-промышленный, свойственен ей в гораздо меньшей степени, да и то он полностью связан с функционированием предприятий и отраслей экономики, созданных еще в СССР.

Исходя из чего получается, что та группа крупной буржуазии, которая напрямую связана с государством, имеет неизмеримо большие возможности для своего обогащения. К примеру, коррупционный оборот в России еще в 2010 году составлял около 50% ВВП страны. Надо полагать, что за последующие 2,5 года он только увеличился (одна подготовка к Олимпиаде в Сочи чего стоит!). Вот за право распоряжения этим огромным куском капитала, созданного трудом российских наемных работников, и бьется либеральная оппозиция. А вы что думали, она на «болотные протесты» за просто так ходит?

Теперь несколько слов о другой части нашей российской буржуазии – о средней буржуазии . Положение средней буржуазии в России, как и везде в капстранах, неустойчиво, она постоянно рискует стать добычей крупной буржуазии, и именно поэтому мечтает сама стать крупной. Доступа к государственной кормушке она не имеет, и свое место под солнцем пытается пробить традиционным для капитала путем – участием в торговле и промышленности. Средняя буржуазия позиционирует себя защитницей национальных интересов страны, отечественного производителя, упирает в идеологии на национализм, патриотизм, протекционизм, не возражает против участия государства в экономике, поддерживает антимонопольные законы, будучи в значительной степени ограниченной в своих правах и зависимой от крупного капитала, нередко выступает за расширение демократических буржуазных свобод в стране и т.п.

Мелкая буржуазия - это самый многочисленный и самый неустойчивый слой буржуазии. Она есть нечто среднее между буржуазией и пролетариатом. С одной стороны, она является стороной эксплуатирующей наемный труд, а с другой стороны, она есть слой, который в значительной степени угнетен средней и особенно крупной буржуазией. Это скользкое, неопределенное положение мелкой буржуазии отражается и в ее идеологии. Она в своем мировоззрении все время шатается то туда, то сюда - не против капитализма, но капитализма «с человеческим лицом». То, что такого и не существует, ее не беспокоит, она мечтает о таком капитализме и все тут!

Другая ее часть выступает против капитализма, она за социализм, но не всякий, а такой, который «с человеческим лицом», т.е. разрешающий иметь частную собственность и позволяющий использовать наемный труд. И ее совершенно не интересует тот факт, что по законам рынка этот ее «социализм с человеческим лицом», т.е. рыночный социализм, мгновенно и неизбежно в реале превращается в капитализм.

Все наши существующие левые и «коммунистические» партии это партии вот такой вот мелкой буржуазии, идеологию которой разделяет и большая часть нашего общества, в том числе и наемные работники. Политически позиция мелкой буржуазии лучше всего выражается идеологией социал-демократии и разного рода социалистами. Тесно примыкают к ним и разного рода оппортунисты, партии которых могут содержать наименования «рабочая» или даже «коммунистическая», но на деле они отстаивают интересы именно мелкобуржуазных слоев нашего населения.

Мелкая буржуазия любит рассуждать не о классах, а народе вообще или трудящихся вообще. Чувствуя себя ущемленной политически и экономически, выступает за расширение реальных политических прав и свобод граждан. Не будучи уверенной в своих силах, стремится создать «широкие объединения трудящихся». Не постоянно шатаясь от крупной буржуазии к пролетариату, она не приемлет какой-либо конкретной идеологической позиции, и частенько пытается «объять необъятное», «скрестить ежа с ужом», т.е. согласовать в своей идеологии совершенно противоположные позиции, найди компромисс там, где он невозможен в принципе. Увлекается экономической борьбой с крупной и средней буржуазией и правительством, желая добиться сколько-нибудь надежного для себя существования в условиях буржуазного общества. Боится всяких революций и силовых методов классовой борьбы, предпочитая им спокойные разрешенные протесты в рамках буржуазных законов.

В России к партиям и политическим организациям такого рода относятся КПРФ, отколовшаяся от нее часть с временным названием МОК, «Левый Фронт», РКРП с его «Рот-Фронтом», все возможные осколки бывшей КПСС, объединения троцкистов, анархистов, анархо-синдикалистов, всякие борцы за «рабочий социализм» и т.п. Это все организации, идеологическая основа которых по научному называется оппортунизм и ревизионизм, поскольку все они на деле отказались от классического марксизма, осуществив его «ревизию», т.е. пересмотрев коренные положения этой науки.

Самый многочисленный класс в России – пролетариат , который пока еще не организован и разобщен. Идеология пролетариата может быть только одной – классический марксизм-ленинизм без всяких ревизий и новых прочтений. Задача пролетариата – свергнуть власть буржуазии, уничтожить эксплуатацию человека человеком, для чего в обществе должна быть уничтожена частная собственность как основа всякой эксплуатации. Путь, каким могут быть решены все эти задачи это социалистическая революция и последующая диктатура пролетариата, с помощью которой победивший пролетариат только и сможет построить новое общество – социалистическое. Такую идеологию может выражать только истинно коммунистическая рабочая партия. Но на сегодня такой партии в России нет. Ее только предстоит создать.

Что касается союзников пролетариата, то тут все зависит от задач борьбы на конкретном этапе, т.е. от стратегии и тактики коммунистической партии, в значительной степени определяемых конкретными историческими условиями. К примеру, в борьбе за расширение буржуазных политических свобод в стране союзниками пролетариата могут стать средняя и мелкая буржуазия. А вот в борьбе за политическую власть союзников у пролетариата не будет. В лучшем случае таким союзником может стать часть мелкой буржуазии, осознавшая безнадежность своего положения и свою неизбежную пролетаризацию, т.е. твердо вставшая на позиции пролетариата. Вполне вероятно, что к пролетариату может присоединиться на таких же условиях и какая-то часть общественных прослоек, например, студенчества или интеллигенции.

Заранее прогнозировать что-либо невозможно, пока вопрос не встал на повестку дня. Будущее покажет, какие задачи придется решать…

1. Определение и структура общественного строя. Общественный строй (или устройство) - это исторически конкретная система общественных отношений, другими словами - организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения ц обмена продуктов, характерными особенностями о6-Тцественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом. Что касается указанных факторов, обусловливающих общественный строй, то следует иметь в виду, что между ними и конкретными формами организации общества в той или иной стране зависимость не линейная. Изменения, например, в производственной сфере отнюдь не всегда немедленно влекут соответствующие изменения в той или иной подсистеме общественного строя. Обычно проходит какое-то время, изменения накапливаются, становятся устойчивыми, и лишь тогда можно обнаружить, что та или иная подсистема общественного строя стала в чем-то иной. Еще медленнее изменяются общественные традиции, которые подчас препятствуют своевременному изменению общественного строя, порождая противоречия и даже кризисы в общественной жизни. В таких случаях изменение общественного строя происходит лишь после преодоления кризиса.

Общественный строй постоянно находится под воздействием государства, которое создается обществом для защиты своих общих интересов, в частности для охраны общественного строя. Нс государство приобретает самостоятельность и зачастую становится над обществом, подчиняя интересы общества интересам аппарата государственной власти, располагающего мощными средствами принуждения^ Государство оказывает воздействие на общественный строй своей политикой, то есть организованной и целенаправленной деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц.

Эта деятельность исходит из определенным образом „ понятых общественных потребностей. Таким образом, форма общественного строя во многом определяется государством, следовательно субъективным факторомд Подчас государство используется для волюнтаристского преобразования общественного строя, когда воздействие оказывается не только на его форму, но и на существо. Коммунистические эксперименты в ряде стран, в том числе, к сожалению, и в нашей, явственно продемонстрировали, насколько это опасно для соответствующего народа и даже для

всего человечества. Во всяком случае влиянием субъективного фактора объясняется то обстоятельство, что при более или менее сходных условиях жизни общества в разных странах мы тем не менее часто наблюдаем заметные различия в общественном строе этих стран.

Структура общественного строя складывается из четырех основных подсистем, которые сами представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими подсистемами являются:

а) экономические отношения,

б) социальные отношения (в узком смысле слова),

в) духовно-культурные отношения,

г) политические отношения.

Эта классификация, как и любая другая, разумеется, условна. Далеко не всегда возможно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический момент при государственной организации общества присутствует практически в большинстве общественных отношений или, во всяком случае, во многих из отношений, отнесенных к другим группам. Но как грубый рабочий инструмент данная классификация может быть использована для характеристики специфики тех или иных отношений в обществе.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами общественного строя, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одной подсистемы (например, экономической) на другие. Взаимодействие подсистем в значительной своей части входит в предмет правового регулирования, а основные его принципы регулируются конституционным правом.

2. Общественный строй и конституционное право. Государство воздействует на общественный строй прежде всего посредством правового регулирования общественных отношений - установления или санкционирования правовых норм и обеспечения их реализации. В современном демократически организованном обществе правовое регулирование опирается на конституцию и на иные источники права, имеющие конституционное значение. При отсутствии демократии или недостаточном ее развитии воздействие государства на общественный строй - исключительно или преимущественно силовое. При этом внешне оно может выглядеть как правовое: издаются конституции, законы и другие нормативные акты, однако содержание их - нередко антиправовое, отражающее интерес лишь узкой правящей группы. Этот интерес может быть замаскирован, однако реализация его неизбежно вредит интересам общества и потому обязательно требует насильственных средств.

Отмеченная в главе I тенденция к социализации конституционного права находит свое выражение прежде всего в том, что консти-

128 Глава IV. Конституционно-правовые основы общественного строя

туции стали регулировать основы общественного строя более или менее целостным образом, то есть включать нормы, обращенные ко всем четырем вышеуказанным подсистемам общественного строя. Эти нормы в большинстве случаев не столько санкционируют или устанавливают определенные правила поведения субъектов конституционного права в их взаимньїх отношениях (не требующих зачастую государственного вмешательства), сколько провозглашают принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, обязывают государство в лице его органов, учреждений, должностньїх лиц действовать в этих сферах определенным образом.

«Социалистические» конституции, начиная со сталинской Конституции СССР 1936 года, в своих первых главах или разделах регулируют именно основы общественного строя (устройства). Это, с точки зрения их составителей, самое главное и основное в конституции, из чего вытекает все остальное, включая права и свободы граждан.

Так, в Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 года три первые главы именуются соответственно «Политика», «Экономика», «Культура». В Конституции Китайской Народной Республики 1982 года в главе I «Общие положения» сосредоточены нормы, регулирующие основы общественного строя (наряду с некоторыми другими нормами). Конституция Республики Куба открывается главой I «Политические, социальные и экономические основы государства».

В большинстве же конституций нормы, регулирующие основы общественного строя, рассредоточены по разным главам и разделам и в значительной своей части находятся в главах и разделах, регулирующих права и свободы человека и гражданина, где они устанавливают обязанности государства (вообще учреждений публичной власти) проводить политику, обеспечивающую реализацию соответствующих прав и свобод.

Например, Конституция Итальянской Республики 1947 года содержит нормы, регулирующие общественный строй, как во вводной части «Основные принципы», так и в части I «Права и обязанности граждан», главы которой именуются соответственно: «Гражданские отношения», «Этико-социальные отношения», «Экономические отношения» и «Политические отношения», В этих главах наряду с правами, свободами и обязанностями человека и гражданина записаны и соответствующие принципы государственной политики.

Так, ст. 35 гласит:

«Республика охраняет труд во всех его формах и проявлениях.

Она заботится о подготовке и профессиональном росте трудящихся.

Она содействует международным договорам и организациям, имеющим целью утвердить и урегулировать трудовые права.

§ 1. Понятие общественного строя

Она признает свободу эмиграции при условии выполнения обязанностей, установленных законом в общих интересах, и охраняет труд итальянцев за границей».

Сходным в принципе образом регулируются основы общественного строя Конституцией Испании 1978 года, в которой между прочим в части І «Об основньїх правах и обязанностях» помещена глава третья «О руководящих принципах социальной и экономической политики», где формулируется целый ряд обязанностей публичных властей и государства по отношению к человеку и обществу. Кроме того, в Конституцию включена часть VII «Экономика и финансы», где также установлен ряд обязанностей публичных властей и государства в социально-экономической сфере.

Особенность Конституции Федеративной Республики Бразилии 1988 года заключается в том, что наряду с регулированием отдельных сторон общественного строя и воздействия на него государственной политики в частях I и II, посвященных соответственно основным принципам и основным правам и гарантиям, она содержит часть VII «Экономический и финансовый строй» и часть VIII «Социальный строй», где довольно подробно урегулированы общественные отношения во всех четырех сферах, образующих в своей совокупности общественный строй. Так, в упомянутой части VIII регулируются такие группы общественных отношений, как социальная защищенность, образование, культура и спорт, наука и техника, социальная коммуникация, экология, брак и семья, статус индейцев.

Но сколь бы подробным ни было конституционно-правовое регулирование отношений, составляющих общественный строй, оно не может и не должно быть исчерпывающим. Поэтому конституционно-правовым институтом является не общественный строй в целом, а лишь основы общественного строя, то есть предмет соответствующих конституционно-правовых норм составляют лишь основополагающие экономические, социальные, духовно-культурные и политические общественные отношения. При этом полити-деские общественные отношения регулируются обычно более широко, чем остальные.

Рассмотрим теперь составляющие подсистемы этого института. В предыдущей главе мы уже касались целого ряда институтов, входящих в эти подсистемы, и торопливому читателю может показаться, что мы повторяемся. Например, о собственности говорилось там и будет идти речь в настоящей главе. Однако в предыдущей главе речь шла о праве человека быть собственником, а здесь мы говорим о собственности как институте гражданского общества, как компоненте его экономической системы, что представляет собой иной конституционно-правовой институт, нежели право собственности. Следует подчеркнуть, что нормы конституций, регулирую-

130 Глава IV. Конституционно-правовые основы общественного строя

щие основы общественного строя, включая принципы государственной политики в соответствующих сферах жизни общества, зачастую в судебном порядке не защищаются. В этом их принципиальное отличие от нередко сходных по содержанию норм, провозглашающих права и свободы.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством.

Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальное государство - такое государство, в котором государственная власть ограничивается правами человека и гражданина, а установленный го­сударственно-правовой порядок обеспечивает всеоб­щую свободу, формальное равенство и господство права.

Социальная сущность РФ складывается из : 1) ограничений государственной власти РФ социаль­но-экономическими правами граждан РФ; 2) невме­шательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономи­ческой политики, ограничение монополий в эконо­мической деятельности, производстве.

Социальные гарантии в РФ устанавливаются в целях обеспечения в РФ общественного благополучия, бла­госостояния граждан РФ. В связи с этим РФ гаранти­рует выплату социального содержания нуждающимся членам общества в силу их состояния здоровья и мате­риальной обеспеченности. Социальное содержание в виде установленных федеральными законами посо­бий и иных выплат может предоставляться как работаю­щим гражданам, так и не работающим (если отсутствие работы у лица связано с безработицей, болезнью, инвалидностью, вдовством, старостью и т. д.).

Социальные пособия могут быть: 1) по времен­ной нетрудоспособности; 2) по безработице; 3) семьям, имеющим детей; 4) по беременности и родам. Социальная сущность российского государства на­прямую связана с правом каждого на социальное обеспечение.

Государственное социальное обеспечение - установленные федеральным законодательством РФ в целях осуществления заботы государства о гражда­нах государственные пенсии и социальные пособия.

Социальные выплаты устанавливаются для следующих категорий граждан: 1) пенсионеры (по достижении мужчинами 60 лет, а женщинами -55лет); 2) нетрудоспособные (временно или постоян­но), инвалиды и т. д.; 3) потерявшие кормильца; 4) имеющие детей и др.

Невмешательство РФ в экономические отношения страны не означает полной свободы субъектов ры­ночных отношений. Конкуренция должна быть здо­ровой, запрещается установление в той или иной экономической сфере монополий, государство не должно оказывать поддержку какому бы то ни было субъекту экономических отношений, за исключени­ем случаев, установленных федеральными законами.


Идеологическое и политическое многообразие как основы конституционного строя Российской Федерации. Конституционно-правовой статус политических партий и иных общественных объединений.

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Общественные объединения равны перед законом.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Под понятием «многопартийность» принято понимать один из конституционных принципов в организации политической жизни в современных демократических государствах, являющийся выраже­нием более общего принципа политического и идеологического плюрализма (многообразия).

Возникновение института многопартийности – один из важ­нейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общест­ва, является важным фактором укрепления демократической при­роды государства, обеспечения политических прав его граждан.

Принцип многопартийности означает также законность поли­тической оппозиции. Конституция РФ легализует мирное, нена­сильственное соперничество политических партий за участие в осу­ществлении государственной власти в установленных Конституци­ей РФ парламентских и иных формах.

Конституционно-правовой статус политических партий. ПП – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах, референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Основные признаки политических партий :

1. Цель создания – участие граждан в политической жизни общества.

2. ПП – общественное объединение, имеющее индивидуальное членство.

3. ПП представляет собой группу физических лиц (часто только граждан государства), объединенных одной идеей, идеологией.

4. Власть завоевывается ПП конституционным путем, т.е. через выборы.

5. ПП в современных общества выполняют функции:

- представительство – выражение интересов определенных групп населения;

- социализация – вовлечение части населения в число своих членов и сторонников.

- идеологическая функция – разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы.

- участие в борьбе за власть – подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

- участие в формировании политических систем – их принципов, элементов, структур.

ПП действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Членами ПП могут быть только граждане России, достигшие 18 лет. Не вправе быть членами ПП иностранные граждане и лица без гражданства, граждане РФ, признанные судом недееспособными. Членство в ПП является добровольным и индивидуальным. Гражданин РФ может быть членом только одной партии.

ПП может быть создана на учредительном съезде ПП или путем преобразования в ПП общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за 6 мес. до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в ПП.

Российская Федерация – Россия - есть демократическое, федеративное правовое (п. 1 ст. 1 КРФ), суверенное (п. 1 ст. 4 КРФ), социальное (п. 1 ст. 7), светское (п. 1 ст. 14) государство с республиканской формой правления.

Для демократического государства характерно, что единственным источником власти является многонациональный народ России.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.

Народ не только избирает органы власти, но имеет право сам участвовать в их работе, контролировать деятельность органов и должностных лиц государственного аппарата и местного самоуправления.

Россия – федеративное государство , составными частями которого является относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации (республики, края, области и др.).

Федеративное устройство основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Все субъекты РФ между собой равноправны.

Россия – правовое государство. Это такое состояние Российского государства, при котором имеет место максимальная политико-юридическая защищенность законных интересов, чести и достоинства личности, существует наибольшая обеспеченность прав и свобод человека и гражданина РФ.

Российская Федерация – суверенное государство , носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ.

Суверенитет – состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику.

Суверенитет предполагает верховенство и независимость власти.

Россия – социальное государство . Государство берет на себя в объеме своих возможностей обеспечение определенного уровня жизни своих граждан, удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

Россия – светское государство. Отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

Россия государство с республиканской формой правления .

Республика – это форма государства, призванная в максимальной степени обеспечить принцип народовластия, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские, президентские, смешанные.

Российская Федерация – суверенное государство

Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за её пределами, в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости.

В буквальном смысле слово «суверенитет», происходит от латинского слова «supro», означает то свойство власти, в силу которого она является «высшей», т.е. её верховенство. Верховенство государственной власти проявляется в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории страны конституции и других законов, издаваемых высшими органам государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть. Эти органы охватывают все полномочия, необходимые для осуществления всех функций государства.

Независимость государственной власти, которая проявляется в сфере международных, межгосударственных отношений, означает самостоятельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

Сказанное позволяет выделить основные признаки государственного суверенитета. К ним относятся: 1) полновластие в области внутренне и внешней политики; 2) независимость государственной власти от других властей в осуществлении функций государства; 3) равноправие с другими участниками международных отношений; 4) реальные гарантии полновластия государства в лице высших представительных органов: законодательно установленный порядок их отношений с другими государственными органами и общественными организациями, экономические гарантии.

Согласно Конституции РФ (ст.4) суверенитет РФ распространяется на всё её территорию и характеризуется следующими основными чертами:

    Россия является много национальным государством, поэтому носителем суверенитета и единственным источником власти является её многонациональный народ (ч.1 ст.3);

    народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

    высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч.3 ст.3);

    Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей на всей территории России (ч.2 ст.4);

    РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч.3 ст.4);

    Российская Федерация является равноправным членом международных организаций (ООН, Совет Безопасности, ЮНЕСКО);

    Российская Федерация добровольно ограничивает свои полномочия при вступлении в межгосударственные союзы (например, СНГ).

Суверенитет государства должен обеспечиваться определенными гарантиями. Такие гарантии были предусмотрены Декларацией «О государственном суверенитета РСФСР», принятой 12 июня 1990г. Первым Съездом народных депутатов РСФСР. Декларация провозгласила государственный суверенитет РСФСР на всей территории и заявила о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Декларация предусматривала политические, экономические и правовые гарантии суверенитета РСФСР.

31 октября 1990 г. Верховный Совет РФ принял Закон «Об обеспечении экономический основы суверенитета РСФСР». Согласно закону земля, её недра (запасы алмазов, золота, платины, драгоценных и полудрагоценных камней, серебра, нефти, угля, газа, урана, редкоземельных цветных и черных металлов и иных полезных ископаемых), воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир и другие ресурсы, расположенные на территории РФ, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны России, а также образующихся в реках России запасов андромных видов рыб за пределами морской экономической зоны, хозяйственные и культурные ценности являются национальным богатством народов России. Порядок и условия владения, пользования и распоряжения указанными объектами регулируются законодательством РФ и республик, входящих в её состав.

Основные идеи Декларации и закона «Об обеспечении экономической основы суверенитета РФ» получило отражение в Конституции РФ. Защита РФ и её государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной Вооруженными Силами РФ, которые защищают её государственные интересы и территориальную целостность; дипломатической осуществляется Президентом и Правительством России, а также государственными органами, руководящими различными отраслями управления. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы.

15.03.2014

Нас всех в эти дни захлестывают эмоции. А еще мы, наподобие гордых птиц - стерхов? – устремляем свои взоры куда-то в даль, к чужим горизонтам. Давайте остановимся на секунду и посмотрим себе под ноги. В конце концов, для того, чтобы определить направления полета, надо прежде всего понять, где мы находимся в настоящую минуту.

Когда-то в школе, а затем в университете преподаватели истории предлагали начинать изучение целых разделов с определения - общественно-политического строя эпохи. Кому-то это нравится, кому-то нет, но без такого понимания предмет превращается в простой набор событий и фактов без всякой систематизации.

Можем ли мы с уверенностью сказать, при какой общественно-политической системе мы живем сегодня? Вот в этом и попробуем, как говорится, без истерик, спокойно и объективно разобраться.

Становление Новой России

С чего начинается Родина? Если говорить о современной России, то скорее всего, мнения разделятся. Кто-то скажет, что день рождения страны - дата принятия Декларации о независимости, 12 июня 1990 года. Другие справедливо возразят, что еще целый год после этого события никакой независимой России не было и в помине - она оставалась одной из братских республик Советского Союза.

Возможно, с точки зрения логики, правильнее было бы определить, что стана родилась после августовского путча 1991 года, когда Союз распался. Но даже тогда - мало что изменилось. По крайней мере, можно с уверенностью сказать, что до января 1992 года Россия жила по прежним стандартам - при пустых прилавках и старых ценах, с гиперинфляцией и все еще социалистической системой в своем фундаменте.

Может быть, рождение Новой России - результат столкновения президента Бориса Ельцина и Верховного совета в 1993 году, когда возник вопрос о принятии новой конституции и страна определила свой дальнейший путь?

На самом деле, правильного ответа на вопрос, в какой день родилась страна, которую мы знаем, просто не существует. Это происходило постепенно, шаг за шагом. Основой исторического момента было - противостояние прежней коммунистической системы и нарождающейся новой формации. Этапами борьбы явились путчи и референдумы, обращения Ельцина к народу и проваленный импичмент, танки в столице и многочисленные митинги.

На Красной площади

Более того, противостояние коммунистического прошлого и некоего будущего продолжалось и после 1993 года. Каждые последующие выборы превращались в интригу. В 1996 дряхлеющий Ельцин смотрелся героем - он продержался при инаугурации, а мы тогда засекли по секундомеру, ровно 16 секунд. Но при этом если бы он не смог победить на выборах, для России представлялся вполне возможным как минимум длительный период ленинского коммунистического реванша.

Нужно сказать, что новое поколение - конечно, сегодня уже с трудом себе представляет, кто такие большевики и что такое коммунизм. В начале девяностых это была вовсе не карманная партия, занимающая некоторое количество мест в парламенте, иногда требующая что-то «для людей» на словах и поддерживающая действующую власть и даже олигархов на деле.

Настоящий большевизм, если бы он победил в полной мере, как это было в истории и нашей страны, и других, обязательно начал бы с репрессий и с того, чтобы загнать народ в стойло. Но на самом деле, важно совершенно другое. Становление сегодняшней политической системы было построено на антикоммунизме , на разрушении коммунистических принципов Советского Союза. Запомним это, отложим на полочку своей памяти до тех пор, пока мы перейдем к определению сегодняшнего политического строя.

Возрождение и возвращение к традициям

На смену коммунистической идеологии в стране первым делом пришел… вакуум. Сейчас мало кто вспомнит, но в те годы “крышеванием” бизнеса занимались не полицейские и другие государственные структуры, а сколоченные наспех шайки - причем в каждом районе была своя.

Венчание

Следует отметить, что на самом деле, демократические ценности - по большому счету так и не привились. Власть металась из стороны в сторону, между рынком, народом и красными директорами, все еще сохранявшими свои позиции.

А если не уважение к собственности и личности вообще, то что же становится самым важным? Наверное, не случайно власть быстро поняла, что лучший вариант заполнить пустоту - православная религия. Причем источником средств для восстановления храмов в беднейшей стране стало тогда – без шуток!- право церкви беспошлинного ввоза сигарет и алкоголя.

Возвращение народу веры, возврат к традициям - в начале все это было тем, что должно было заполнить пустоту в душах бывших советских граждан. А сегодня это направление «государственной деятельности» пошло еще дальше - по всей стране действуют казачьи объединения. Церковь защищена законом от какой бы то ни было критики. Возрождаются и даже навязываются «семейные ценности». Иногда это принимает гипертрофированные и безграмотные формы - например антигейские законы, но в целом смысл ясен, и отметим это: еще одна черта нашего сегодняшнего общества - опора на возрождение нации и на традицонализм . Запомним и это свойство системы.

Национальная идея

Развал Страны Советских Социалистических Республик - серьезный удар по российскому самосознанию. Причем не только из-за сокращения империи. Параллельно с разделением, Россия потеряла производство, экономическую и военную мощь.

Ни для кого не секрет, что на определенном этапе территории заводов стали использоваться почти исключительно под конторы посреднических фирм. Можно сказать, что фабрики выпускают офисы, а на полях выращиваются – одни коттеджи.

Концлагерь в Гольяново

И вот тут вот перед действующей властью открывается не паханное поле идеи национального возрождения, реванша, постепенного возврата былого могущества.

Если еще несколько лет назад «Русские идут!» скандировал лишь определенный и в конечном счете узкий круг экстремалов, то сегодня этот лозунг - мало кого шокирует на каком-нибудь официальном мероприятии.

Одновременно можно отметить, что идея национального единства вплотную подошла к черте за которой начинается национализм. Пожалуй, даже перешла ее на государственном уровне - иначе как объяснить открытые летом 2013 года лагеря для мигрантов?

Самое интересное, что если сегодня провести опрос, поддержат ли граждане России повсеместное введение подобных учреждений, то нет сомнений, что большинство - не просто поддержит, но и будет призывать власть сделать это.

В итоге приходится признать, что национализм из разряда дурного тона и идеологии низших сословий постепенно становится составной частью взглядов истеблишмента, ответственного за принятие решений.

Это наиболее острый пункт анализа, поэтому несложно предположить: возрождения будут. Но спорить здесь, на самом деле, не о чем: на фотографии рядом изображен лагерь для мигрантов в Москве в Гольяново. Его создали не экстремисты, его, разумеется, открыло государственные органы власти. Еще есть по этому поводу вопросы?

Экстремизм и экстремисты

Если говорить просто, экстремисты нужны и используются там, где политические силы не могут действовать в открытую и в рамках закона. В украинском языке в последние годы появилось емкое слово «титушки» – своего рода провокаторы.

Государственный экстремизм

Не только когда группа молодых людей забрасывает тухлыми яйцами политика, но и когда группа выряженных в традиционные национальные костюмы избивает нагайкой певиц - это все одинаковый экстремизм.

Провокации движения «Наши» в супермаркетах, даже если нам вовсе не нравится покупать просроченные продукты - тоже экстремизм.

Когда власть хочет ввести войска для контроля ситуации в Крыму, но не желает признавать начало войны, – это экстремизм. Да, одураченные солдаты, чуть что не подпадающие даже под действия Женевской конвенции об обращении с военнопленными, без знаков отличия на чужой земле - это государственный экстремизм.

С каким-то экстремизмом государство жестко борется, какой-то считает допустимым, в в каком-то, давайте называть вещи своими именами, само участвует.

Есть ли закон, поощряющий полицейских избивать демонстрантов? Разумеется нет, официально государственная система подобные действия не поддерживает. Однако на практике она за них - и не особо наказывает. А это и есть - государственный экстремизм , также, как и любые другие проявления частной инициативы людьми как в форме так и без - для поддержания государственных идеологических целей. Запомним и эту характерную черту для нашего анализа сегодняшней политической системы.

Возрастающая роль государства

Пожалуй, мало кто станет спорить, что основной и главный участник российского общества - это государство. Именно оно определяет политику и основные направления развития экономики, устанавливает правила и нормы для общества.

Вряд ли можно найти хотя бы одну сферу деятельности, в которую не вмешивалась бы сегодня государственная система: образование и медицина, наука, предпринимательство, даже семья!

Более того, государство - не только регулятор некоторых отраслей экономики, но и прямой участник. Так, с одной стороны, Центральный Банк проводит кредитно денежную политику, определяет правила игры для банков. С другой стороны, такие крупнейшие банки страны с государственным участием, как Сбербанк, ВТБ и так далее - сами же и работают в этой сфере: аккумулируют средства, кредитуют, ведут расчеты.

А в других отраслях? Ни для кого не секрет, что основные предприятия нашей основной - сырьевой - отрасли находятся в руках государства: Газпром и так далее.

Такая идеология, когда главенствующая роль в обществе возложена на государство во всех сферах, научным языком называется этатизмом . Отложим этот пункт для нашего анализа также, как и другие.

Госкорпорации и корпоративизм

Основную и ведущую роль в экономике России играют государственные корпорации. У этих гигантов есть сразу несколько серьезных особенностей. Прежде всего, хотя формально они и принадлежат государству, на практике они действуют как акционерные общества. Во-вторых, при необходимости госкорпорации получают финансирование и поддержку вовсе не на рыночных условиях. В третьих, когда уже денежные средства освоены (а порой и просто присвоены), фактически проверить это ни Счетная палата, ни кто-то еще не может - достаточно пройти формальный аудит.

В результате в основе экономики - малоэффективные государственные монстры - монополии, официальный бизнес которых - лишь одно из направлений деятельности. Тот же «Газпром» имеет свой интерес в средствах массовой информации, банковской сфере и так далее.

Но и частные корпорации - не могут действовать в России без слияния с государственными структурами. Ни для кого не секрет, что в итоге почти все крупные предприниматели в той или иной степени стремятся… оказаться сотрудниками государственных органов, даже тогда, когда приходится переписывать бизнес на родственников.

С другой стороны, проведение выборов, сохранение власти требуют немалых расходов, причем из негосударственных источников. И здесь мы наблюдаем - обратную тенденцию, когда государственные деятели, наоборот, финансируют свое избрание или сохранение позиций - за счет частных вкладов. Этакие инвестиции в будущий благоприятный климат.

Порой создается иллюзия - вроде бы, формально государство не при чем, но на самом деле - оно опять играет главную роль. Так получилось например с большинством каналов телевидения.

Более того, сама государственная власть - тоже своего рода корпорация, объединяющая близкий круг людей. Более того, эти внутригосударственные корпорации даже в той или иной степени конкурируют друг с другом. И иногда уступают место более сильным и влиятельным! Как это произошло например в Москве с корпорацией Юрия Лужкова и его приближенных.

Обобщив эту систему, ее можно назвать корпоративизмом, когда общественно-политическую жизнь определяют вовсе не люди, а крупные корпорации. А корпоративность - неотъемлемый признак нашего сегодняшнего строя.

Фундамент пирамиды - популизм

Группа людей, объединившись в корпорацию, становится распорядителем всех ресурсов и возможностей страны и общества. Что-то перетекает непосредственно через частные компании, что-то - с использованием государственных монстров. Как же такую систему создать и сохранить? Конечно, при помощи иллюзии заботы о стране и обществе.

Народный фронт

Никто не скажет, что нужна труба, что надоело перекачивать нефть и газ в Европу, каждый раз торгуясь с Украиной, что рыночные условия ухудшаются и время не терпит. А что услышит народ?

Обществу, как кусок мяса голодной собаке, выбрасывается идея, что надо срочно защищать русских, соотечественников на чужой вражеской земле. И вот уже весь народ воспылал под огнем телевизионного бреда ненавистью к заклятым врагам - вчерашним братьям и сестрам.

На самом деле, вранье появилось не сегодня и даже не вчера. На нем с самого начала строится существующая система. Представители власти восстанавливают одну больницу перед телеэкраном втихую закрывая сотни. Повышают зарплату одному учителю, сокращая по штату двух. Раз в год, как деды морозы, отвечают на вопросы зрителей из залов, раздавая щедрые дары - тем, кто случайно дозвонился, кому повезло.

Между тем за этой иллюзией в стране царствует ни с чем не сравнимая бедность, достойная развивающейся страны - типичного представителя третьего мира.

А ведь и не знают россияне, получающие ипотечный заем у государственного банка под 10-15 процентов, что тот же канадец платит 3-4% годовых! Что iPhone в США стоит не дороже 200 долларов, а остальное - стоимость дальнейшей поддержки и обслуживания.

Лет двадцать назад мы включали телевизор и видели, что у нас все плохо. Но - нам при этом было, куда стремиться. А сейчас - в «ящике» все хорошо, в отличие от жизни, но стремиться нам больше - в действительности не к чему.

Для жителей нашей страны шаг за шагом год за годом создается особая, виртуальная счастливая реальность. Имя которой - дешевый популизм . Не моргнув глазом власть апеллирует сегодня - к худшим проявлениям человеческой сущности - национализму, ущемленной гордости, жадности - ради пропаганды своих идей. А конечная цель – достижение вполне определенных, но скрытых от большинства коммерческих интересов.

Ставка на армию

Надо сказать, что экономика под руководством государства никогда в жизни и ни в одной стране мира хорошо не работала. Причем даже не потому, что государство не может нанимать эффективных менеджеров, а просто вследствие известного факта: только спрос и предложение, баланс цены могут правильно определить, что и в каком количестве следует производить.

Высокий уровень монополизации основных отраслей еще более усугубляет ситуацию: пропадает всякий стимул думать об улучшениях, о снижении издержек.

Затем, чтобы находить покупателей по завышенным ценам одной монополии мало - требуется еще и государственный заказ. И именно отсюда возникают идеи безумных по масштабам и затратам проектов - от Азиатско-Тихоокеанского форума с мостами и другими сооружениями до пресловутой олимпиады в Сочи. Не важно, что делать - главное, много тратить!

Мы можем быть уверенными, что следующей идеей хронического слива бюджетных средств станет модернизация армии.

Почему мировое сообщество до сих пор не дало по зубам России - просто и определенно, сразу, без раздумий и политического торга - за Крым? Потому что сдерживающим фактором оказалось наличие ядерного оружия. Но сколько его надо? Китаю достаточно 50 боеголовок. У России - в десятки раз больше. Казалось бы, безопасность гарантирована?

Мы практически все время - хотя бы на локальном уровне - с кем-то воюем. С одной стороны, конечно, может, и меньше, чем многие развитые страны. Но с другой - явно не как развивающиеся, заботящиеся о своей экономике.

Из года в год расходы на армию возрастают и возрастают - правда, сильнее она от этого не становится. Секрет, на самом деле, прост: милитаризм - одна из важных составляющих политической системы, сложившейся в нашей стране.

Наш кормчий

Ну и последнее, хотя, возможно, самое важное. Можно предположить удивление читателя - политическая статья и ни слова о Владимире Путине. Не будем распространяться о тоталитаризме, о том, что свободный выбор граждан нарушен самым изощренным образом.

Оставим иллюзии - никакой возможности просто и мирно переизбрать Путина - нет. В условиях, когда все телеканалы к выборам обслуживают интересы одного единственного кандидата, когда не согласных сажают уже даже не на 15 суток, а на более длительные сроки, когда шоу президента и премьера, решающих в интимной обстановке, кто на этот раз будет сверху, представляется народу как достойное политическое шоу…

В общем, давайте назовем вещи своими именами. И попробуем найти общее определение, которое устроит и оппозицию, и не обидит сторонников. Владимир Путин - не просто президент, он Вождь. Лидер нации, не правда ли? И вождизм - еще одна черта нашей политической системы.

Политическая система России

А теперь подведем итоги и соберем в единое целое элементы, характеризующие сложившуюся в России политическую систему. Вот эти черты, выведенные в одну колонку для наглядности:

  • антикоммунизм
  • традиционализм,
  • национализм
  • экстремизм,
  • этатизм,
  • корпоративизм,
  • элементы популизма,
  • милитаризм,
  • вождизм.

Правильно, мы выписали все рассмотренные понятия-признаки? Так что же это за политический строй, в котором присутствуют названные признаки?

Поздравляю: этот строй называется ФАШИЗМОМ . Не верите? Заходите в Википедию и смотрите определение, а особенно внимательно - раздел “Основные признаки фашизма”.

Хунвэйбины Путина

Нас дурят, когда показывают на русских националистов, “зигующих” и орущих «Слава России». Нас обманывают, показывая нам ролики с молодыми людьми, требующими «Москалей на ножи». Это не фашисты, это отморозки, играющие в зарницу - по сравнению с настоящим, государственным фашизмом, втихую ставшим преобладающей политической и экономической системой огромной страны, к тому же обладающей ядерным оружием.

А как же тот фашизм, с которым воевали наши деды? Да, а вот он - как раз и есть тот самый государственный фашизм, возникший в Италии, Германии и других странах в 30-х годах 20 века. Но мы знаем эту систему уже на последней стадии - когда внутренний крах экономики поставил того же Гитлера перед выбором - или честно признать себя банкротом, или обвинить во всем евреев и пойти покорять мир.

Фашизм в Италии и Германии начинался не с Освенцима и Дахау. Он начинался с национальной идеи возрождения, государственных заказов - на военную технику и на все остальное, необычайного всеобщего подъема и непоколебимой веры в великого вождя. С освоения и приращения национальных территорий. С видимости подъема производства и существенного роста уровня жизни самих немцев.

Но по счетам в конце концов приходится платить. Наступление на Европу и Россию было прежде всего - попыткой отсрочить, отложить окончательный расчет за все.

Подошли ли мы сегодня к той черте, когда без попытки восстановить былое могущество СССР, то есть, в действительности, без агрессивной войны со всем миром мы уже не можем - не лопнуть, как простой мыльный пузырь?..

Выводы

Берлин, 1945.

В общем, пока нам рассказывают сказки, пугают ужасами фашизма он, на самом деле, уже здесь. Он в полной мере наступил. Еще не тот, который сжигал миллионы людей в крематориях, но уже тот, который строил Муссолини, Гитлер или Пиночет. Именно такая экономическая и политическая система.

Вопрос в том, что буде завтра. Сложно сказать, есть ли у нас выбор. Фашизм никогда не побеждает окончательно. Это тупиковая и отвратная ветвь эволюции. Фашизм не пройдет.

Но вопрос, чем он закончится в этой стране - возможно, в какой-то мере зависит от нас. Или, поздно или рано, нашу систему сравняют с землей, превратят в пепел как Берлин 1945 года и весь цивилизованный мир будет праздновать великую победу. Или мы соберемся с силами и сделаем сами - что-то еще. Чтобы избежать этого неминуемого будущего позора.

Публикации по теме