Кто такие ессеи. Жизнь Иисуса Христа. Ессеи. Иоанн Креститель. Искушение. Ессеи и другие секты

ЕССЕИ Эллинизированное слово - от еврейского Аса, "целитель". Таинственная секта иудеев , которая, по словам Плиния, жила поблизости Мертвого моря per millia saeculorum - в течение тысяч веков. "Некоторые считают их крайними фарисеями, а другие - что может быть правильной теорией - потомками Беним-набим Библии, и считают, что они были "кенитами" и назаритами . У них было много буддийских идей и обычаев; и примечательно, что жрецы Великой Матери в Эфесе, Дианы-Бхавани многогрудой, имели тоже имя. Евсевий и после него де Квинси считали, что они и есть ранние христиане , что более чем вероятно. Определение "брат", употреблявшееся в ранней Церкви, было ессеанским; они составляли общину или койнобион - коммуну, подобно ранним новообращенным." ("Раз. Изида".)

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

ЕССЕИ – от Аса, целитель. По словам Плиния – секта иудеев, жившая вблизи Мертвого моря «per millia saeculorum» – тысячи лет. Некоторые думают, что это были фарисеи-экстремисты; другие полагают, что может быть и есть правильная теория, что они потомки библейских Беним набим и считают их «кенитами» и «назареянами». У них было много буддийских идей и обычаев. Следует отметить, что священнослужители Великой Матери в Эфесе, Диана-Бхавани со многими грудями, тоже назывались этим именем. Евсевий и за ним Де Квинси заявляли, что они то же самое, что и ранние христиане, что более, чем вероятно. Обращение «брат», применявшееся в начальной христианской церкви, было ессенианское; они представляли собою братство или койнобион, общину, как первые христиане Примечательно, что только саддукеи или задокиты, каста священнослужителей и их последователи, преследовали христиан; фарисеи, в общем, были схоластичны и мягки и часто становились на сторону христиан. Яков Справедливый оставался фарисеем до своей смерти; но Павел или Ахер считался схизматиком.

«Гностики переняли много идей от ессеев; а у ессеев еще за два века до нашей эры были свои великие и малые Мистерии. Они были Изаримы, или Посвященные, потомки египетских иерофантов, в стране которых они прожили несколько веков до того, как они были обращены в буддийское монашество миссионерами царя Ашоки, и впоследствии слились с ранними христианами; и они существовали, вероятно, до того, как старые египетские храмы были осквернены и разрушены беспрестанными вторжениями персов, греков и других орд завоевателей. У иерофантов был свой обряд искупления, совершавшийся в Мистериях Посвящения за века до того как появились гностики или даже ессеи.

Гностики переняли много идей от ессеев; а у ессеев еще за два века до нашей эры были свои «великие» и «малые» мистерии. Они были изаримы или посвященные, потомки египетских иерофантов, в стране которых они прожили несколько веков до того, как они были обращены в буддийское монашество миссионерами царя Ашоки, и впоследствии слились с ранними христианами; и они существовали, вероятно, до того, как старые египетские храмы были осквернены и разрушены беспрерывными вторжениями персов, греков и других орд завоевателей. У иерофантов было свое искупление, совершавшееся в мистерии посвящения за века до того, как появились гностики или даже ессеи. Оно было известно у иерофантов под названием крещение крови и не считалось искуплением за «грехопадение человека» в Эдеме, но просто как искупление за грехи прошлого, настоящего и будущего невежественного, но тем не менее развращенного человечества.

Старейшие назареи, потомки Назаров Священного Писания, чьим последним выдающимся водителем был Иоанн Креститель, хотя и не считались очень правоверными у писцов и фарисеев Иерусалима, все же уважались и никто им не досаждал. Даже Ирод «боялся масс», так как те считали Иоанна пророком [Матфей, XIV, 5]. Но последователи Иисуса, очевидно, принадлежали к секте, которая стала еще более причиняющим боль шипом у них в боку. Это выглядело, как одна ересь внутри другой, ибо в то время как назары старины, «Сыны Пророков», были халдейскими каббалистами, адепты новой, держащейся особо секты с самого начала показали себя реформаторами и новаторами. Большое сходство, найденное некоторыми критиками между ритуалами и обычаями ранних христиан и ессеев может быть объяснено без малейшего затруднения. Ессеи, как мы только что отметили, были новообращенные буддийских миссионеров, которые со времен царя Ашоки, усердного пропагандиста, исходили Египет, Грецию и даже Иудею в одно время; и хотя очевидно, что ессеям принадлежит честь иметь назаретского реформатора Иисуса в качестве своего ученика, все же последний, как оказалось, разошелся со своими прежними учителями по нескольким вопросам формального ритуала. Его нельзя по-настоящему назвать ессеем по причинам, которые мы укажем в дальнейшем; также он не был назаром или назаритом старшей секты.

< ... >

Но в «Гностиках» Кинга мы находим цитату из другого сообщения Иосифа, из стиха 13-го, в котором говорится, что ессеи поселились на берегах Мертвого моря «за тысячи веков» до времени Плиния.

< ... >

Очевидно, что терапевты Филона являются ответвлением ессеев. На это указывает их название – Έσσαϊοι, Асайа, врач. Отсюда эти противоречия, подделки и другие отчаянные уловки, чтобы приладить пророчества еврейского канона к рождению и божественности Галилеянина. Лука, который был врачом, в сирийских текстах назван Асайа т. е. ессаин или ессеи. Иосиф Флавий и Филон Иудей достаточно описали эту секту, чтобы не оставить в наших умах никаких сомнений, что назарейский реформатор, после того как получил образование в их обителях в пустыне и был надлежащим образом посвящен в мистерии, предпочел свободную и независимую жизнь кочующего назария: и таким образом отделился или отназарился от них, становясь путешествующим терапевтом, назариа, целителем. Каждому терапевту, до того как покинуть общину, приходилось проделать то же самое. И Иисус и Св. Иоанн Креститель проповедовали конец Века; что доказывает их знание сокровенных вычислений жрецов и каббалистов. которые, так же как и главы общин ессеев, единственные знали тайну длительности циклов. Последние были каббалистами и теургами; по словам Мунка – «у них были свои мистические книги, и они предсказывали будущее» .

Данлэп, чьи личные исследования, кажется, были вполне успешны в этом направлении, – установил, что ессеи, назареи, доситеяне и некоторые другие секты, все существовали до Христа:

«Они отвергали удовольствия, презирали богатство, любили один другого и более чем другие секты пренебрегали браком, считая победу над страстями добродетелью», – говорит он [142 . II. предисловие, с. XI].

Все эти добродетели проповедовались Иисусом; и если мы должны считать Евангелия содержащими истину, то Христос был верующим в метемпсихоз или перевоплощение – опять как эти же ессеи, которые, как мы видим, были пифагорейцами по всем своим доктринам и привычкам. Ямвлих утверждает, что Самосский философ провел некоторое время на горе Кармил с ними В своих беседах и проповедях Иисус всегда пользовался притчами и метафорами. Это опять-таки была привычка ессеев и назареев; галилеяне, жившие в городах и деревнях, поскольку известно, никогда не прибегали к таким аллегорическим выражениям.

Иисус Христос и библейские тайны Мальцев Николай Никифорович

7. Ессеи, Иегова и Иисус Христос

В чем тут тонкость? Почему общины ессеев и монахи Кумранского монастыря, будучи сами праведными иудеями, ждали Мессию духа и слова, который помог бы изгнать дьявольский фарисейский дух лжи, двуличия и зла из человеческих душ еврейского народа? Ответ заключается в том, что подсознание человеческих душ ессеев было не полностью блокировано сатанинско-бесовскими духами дьявола, и их души получали информацию от трех духовных семян центрального человеческого духа, состоящих из духов Саваофа, Яхве и Иеговы. По сути дела, в документах Кумранского монастыря обязательно должны были быть отражены духовные задачи будущего Мессии, так как готовили Его высшие вселенские духи Саваофа, Яхве и Иеговы. Они и диктовали через своих земных служителей тексты «Свитков Мертвого моря», обнаруженных в 1947 году бедуинами в пещерах рядом с развалинами Кумранского монастыря. Расшифровка этих свитков показала их текстуальную и смысловую близость с Евангелием от Иоанна. Это явилось великой сенсацией для «научных» богословов всего западного и иудейского мира. Используя эти свитки, как доказательство существования христианских идей задолго до прихода Иисуса Христа, такие псевдонаучные богословы опять реанимировали идею, что Иисус Христос не Сын Божий, а камикадзе-самоубийца, специально подготовленный монахами Кумранского монастыря.

Согласно этим псевдонаучным инсинуациям, Иисус Христос не рожден непорочным зачатием от Девы Марии, а является нормально рожденным ребенком, который с малых лет воспитывался монахами Кумранского монастыря как Мессия Иеговы. За тридцать лет жизни в монастыре монахи обучили Иисуса Христа знанию Ветхого Завета, разработали тексты Его проповедей и научили приемам магии и гипноза для обольщения слушателей экспериментами мгновенных исцелений, хождения по воде и другим чудесам, известным из Нового Завета. Воскресение мертвых, излечение больных и насыщение многих тысяч человек несколькими рыбами и хлебами, по мнению этих псевдоученых, являются тщательно разработанными мистификациями, в которых участвовали десятки и сотни, тайных ессеев, которые незримо присутствовали в толпе слушателей. При этом многие ученики Иисуса, если не все сразу, знали тайну происходящего и были сознательными участниками этой мировой мистификации. Предательство, крестное распятие, как и будущее воскресение Иисуса Христа, были главными элементами мистификации, и потому все детали этих операций были заранее отработаны и тщательно спланированы. Иисусу Христу, еще в Кумранском монастыре была внушена мысль о его неизбежном воскресении, поэтому на акт собственного самоубийства Он шел с верой в собственное воскресение и в свою роль Спасителя мира.

По этой версии получается так, что христианская религия порождена ложью и мистификацией в недрах ветхозаветного иудаизма. При этом эту мировую мистификацию организовало не большинство еврейского народа, которое состояло из фарисеев, саддукеев, зелотов и сикариев, а незначительная по численности община иудейских ессеев, праведность, искренность и духовную чистоту которых отмечают абсолютно все историки. Эта ложь, о явлении Иисуса Христа, как мистификации, в настоящее время свободно гуляет по миру, и породила массу всевозможных «бестселлеров», популярных книг и фильмов, которые заполонили не только книжные полки и экраны телевизоров, но и человеческие души христианских народов, отрывая их от истоков истинной веры в Отца Небесного. Превращение Иисуса Христа в поп-звезду, гениального проповедника всех времен и народов, но смертного человека начала христианской эры, это и есть настоящая мистификация дьявола, которая стала возможной из-за деградации и растления душ современно человечества. Я не вижу, чтобы христианские богословы и православные архипастыри активно противодействовали этой мировой лжи и публично обличали хулителей Христа. Но разве можно смириться с тем, что Сына Божия Иисуса Христа обличают в смертном грехе сознательного участия в мировой мистификации и принятия на себя роли лжемессии?

Для того чтобы опровергнуть эти лживые домыслы служителей дьявола, достаточно погрузиться на короткое время в реальную историческую действительность, которая была в Иудее до прихода Иисуса Христа, и которая сложилась после Его телесной смерти и воскресения. Перечислим эту историческую действительность, которая делает невозможным какую-либо мистификацию по пунктам. Во-первых, подсознание человеческих душ основной массы еврейского народа было блокировано от центральных духовных семян высших вселенских духов сатанинско-бесовскими духами, и потому это подавляющее большинство мыслило категориями дьявола. Оно ждало Мессию, который приведет еврейский народ к реальной власти над всеми народами Римской империи. Этот вывод, не пустые слова автора, а результат текстуального анализа независимых вышеприведенных исторических свидетельств современников эпохи. Начиная от верховной власти царя Иудеи, представлявшего собой потомка Каина, и до самого низового уровня «мытарей» или сборщиков налогов, гражданская власть находилась под тотальным контролем и наблюдением видимых и невидимых духовных сынов и помощников дьявола. Мытарь Иуда Искариот потому и «предал» Иисуса Христа, которого он искренне полюбил, за 30 сребреников, потому что это входило в круг его профессиональных обязанностей. Он и раньше регулярно сообщал членам Синедриона о каждом шаге Иисуса Христа. Если бы он этого не делал, то его не просто бы уволили с работы «мытаря», а тайно убили, как сикарии тайно убивали десятки и сотни иудеев по одним им известным причинам.

Та же тотальная власть сынов и сторонников дьявола присутствовала в среде духовных лиц, начиная от рядовых раввинов синагог и кончая учителями фарисейско-зелотских школ и членами Синедриона обеих иудейских храмов. Речь идет не только о явном храме Иеговы в городе Иерусалиме, но и о тайном египетском храме дьявола в дельте Нила или Назарете. Во-вторых, эта реальная тотальная власть дьявола в Иудее времен Иисуса Христа, в первую очередь, и была направлена на то, чтобы не позволить духу Иегове сотворить Мессию вне наблюдения земных сынов и служителей дьявола. Для этих целей был сооружен и Назарет в Галилее. В этот Галилейский Назарет под наблюдение зелотов и сикариев были собраны все прямые и косвенные потомки царя Давида по мужской и женской линии. Перепись нарушила строгую изоляцию Иосифа и Девы Марии. Их отправили для исполнения закона о переписи, в Вифлеем, по месту рождения под строгим наблюдением зелотов и сикариев, которые в Новом Завете названы «пастухами». Только стерегли эти «пастухи» не стадо домашних животных, а непосредственно Деву Марию и Иосифа. Они и не позволили Иосифу и Деве Марии ночевать в нормальных человеческих условиях, а поселили их на ночлег на окраине Вифлеема в хлеву для скота, непрерывно наблюдая, чтобы никто посторонний не мог проникнуть в место их ночлега.

Эти «пастухи» и получили первыми Благую Весть о непорочном рождении Богомладенца. Что они сделали после этого? Выполняя указания своих руководителей, они срочно «конвоировали» Святое Семейство в тайный египетский Назарет, подальше от глаз еврейского народа. Это рождение Богомладенца произошло, по крайней мере, через три года, после того, как волхвы с Востока дали Ироду Великому ложные данные о рождении Богомладенца. Представляете себе беснование и гнев Ирода Великого? Служители дьявола просмотрели рождение Мессии, прихода которого больше всех ждал сам дьявол, так как возлагал на него осуществление всех своих стратегических планов. Дьявол привык к тому, что волхвы никогда не лгут. Но здесь был особый случай. Надо было проверить реакцию Ирода Великого на это событие, а если говорить открыто, то надо было заставить Ирода Великого нарушить закон и довести до такого состояния гнева, чтобы он уничтожил невинных младенцев. После того, как посланные за волхвами ищейки и наблюдатели потеряли их из виду, Ирод Великий приказал уничтожить всех еврейских младенцев, рожденных в это время в Иудее. После этого преступления перед Моисеевым законом, дух Иеговы по закону умертвил Ирода Великого, и тем самым нанес первый сокрушительный удар по стратегическим планам дьявола.

Когда действительно родился Богомладенец Иисус, никакого Ирода Великого уже не было в живых. Царствовал в Иудее его сын Ирод Антипа. Он не избивал младенцев и не собирался уничтожать Богомладенца Иисуса, так как если бы он совершил это, то Ирода Антипу убил бы сам дьявол. Богомладенцу в Вифлееме, как и во всей Иудее ничто не угрожало, но, тем не менее, Святое Семейство помимо своей воли было отконвоировано «пастухами» или «ангелами» дьявола в египетский Назарет под строгое наблюдение и неусыпный контроль духовных рабов дьявола. Там Иисус Христос и провел все тридцать лет свой жизни в общении с духовными служителями и рабами дьявола. В возрасте 12 лет,

Его один раз привели под конвоем стражи совместно с родителями в иерусалимский Храм Иеговы, где Он участвовал в богословских диспутах на равных с членами Синедриона и учителями тайных школ зелотов и сикариев. Все это делалось с разрешения и согласия дьявола, и ради духовного подчинения Мессии служителям дьявола.

Совершенно очевидно, что при тотальной системе духовного контроля над человеческими душами еврейского народа, и при полной духовной и гражданской власти служителей дьявола над еврейским обществом Иудеи, Египта и Рима, все тридцать лет своей жизни до начала мессианского служения, Иисус Христос провел в окружении дьявольских учителей Египетского «Назарета». Он не мог без их согласия не только самостоятельно посетить Кумранский монастырь, но и зайти в дома к ессеям или посетить по своей воле дом любого иудея. Проповеди Нового Завета Иисусу Христу никто из живущих в Иудее людей не мог сообщить ни устно, ни письменно. Эти сокровенные знания Иисус Христос получил из непосредственного информационного общения своей человеческой души с духами Саваофа, Яхве и Иеговы. Сам Иисус Христос неоднократно упоминал, что Он говорит не от Себя и не от Своего имени, а от имени пославшего Его Отца, чем лично засвидетельствовал источник получения божественной информации для своих проповедей. Причина, по которой смысл и тексты Евангелие от Иоанна совпадают с кумранскими текстами «Свитков Мертвого моря» проста и заключается в том, что как монахи Кумранского монастыря, так и апостол Иоанн имели духовно-информационную связь с духом Иеговы.

Не сами по себе монахи писали древние манускрипты, а излагали на папирусе то, что им диктовал дух Иеговы. После убийства Иакова его брат апостол Иоанн оставался единственным из учеников Христа, подсознание человеческой души которого изначально было связано с духом Иеговы. За это духовное родство Иоанн и был любимым учеником Иисуса Христа. Конечно, когда апостол Иоанн начал работу над своим Евангелием, то он духовно общался с Иеговой, почему и тексты его Евангелия отчасти совпадают с текстами «Свитков Мертвого моря». У меня нет никаких сомнений, что апостол Иоанн никогда не видел и не читал «Свитки Мертвого моря», и никогда не был в Кумранском монастыре, как и его божественный Учитель Иисус Христос. Известно, что начальной целью земной деятельности Иисуса Христа была цель, с помощью крещения водой и божественного слова, истребить двуличный фарисейский дух из человеческих душ еврейского народа.

Он пришел утвердить первый вариант Моисеева закона, который даже не был доведен до еврейского народа, а уничтожен Моисеем по воле дьявола. Так же, как монахи Кумранского монастыря, Иисус Христос первых лет своего земного служения говорил и делал то, что ему диктовал Иегова. Как и любого иудея из общин ессеев, его мало интересовали вопросы земной власти еврейского народа над эллинскими народами Римской империи, и даже мало интересовали сами гойские народы мира. Вся Его деятельность и все помыслы были направлены на духовное очищение человеческих душ иудеев от фарисейских плевел дьявольского духа.

Вот это духовное родство текстов «Свитков Мертвого Моря» и проповедей Иисуса Христа и породила иллюзию, что Иисус Христос был не Мессией Бога, а воспитанником Кумранского монастыря, осознанно возложившим на себя грех изображать Мессию, чтобы довести идеи «Учителя праведности» и монахов Кумранского монастыря до широких масс еврейского народа. Но мог ли дьявол, при тотальном контроле над человеческими душами еврейского народа, допустить, чтобы по Иудее свободно перемещался с толпой учеников и массой поклонников, его духовный враг и противник? Представить это в реальной действительности невозможно. Тонкость в том, что фарисеи и иже с ними, были подключены своим человеческим подсознанием к духу дьявола и мыслили о понятии добра и зла дьявольскими категориями. Формально опираясь на Моисеев закон, в котором невозможно найти ни одного постулата или догмы о будущем всевластии еврейского народа, большинство еврейского народа подпало под соблазн дьявола. Это большинство жаждало земной власти над народами мира, безбедной и комфортной жизни, абсолютной свободы от человеческих законов гойских народов и права владения всеми богатствами и ресурсами нашей планеты. Иегова, ставший к тому времени святым и праведным духом, не мог им этого ничего дать законными методами. Единственное, что мог сделать Иегова для своего избранного и любимого народа – это духовно усовершенствовать человеческий дух еврейского народа до своей святости и праведности, а значит, и истребить из него плевелы дьявольского зла, ненависти, лжи и всех других отрицательных качеств, которыми наградил дьявол к этому времени подавляющее большинство еврейского народа.

И здесь пора изложить главный аргумент в защиту истинности Иисуса Христа как Мессии высших вселенских духов и невозможности его «подделки» ни монахами Кумранского монастыря, ни иудейскими общинами ессеев. Ессей, хотя и достигли высочайшей святости и праведности, но оставались по структуре духа своих человеческих душ настоящими иудеями. На деле это означает, что триединый треугольник духовных семян центрального духа их человеческих душ обращен своей вершиной вниз, к дьяволу Как и всем потомкам Адама и Евы, по закону защитную оболочку трех центральных духовных семян высших вселенских духов, им формирует дьявол из принадлежащих ему сатанинско-бесовских духов. Эта оболочка и является подсознанием человеческой души иудея. Через эту оболочку устанавливается неразрушимая информационная связь души иудея с духом дьявола. По божественному закону обратную информационную связь невозможно разрушить во время земной жизни человека, поэтому всякие самые тайные помыслы иудеев, в том числе, и принадлежащих к общине ессеев, изначально известны дьяволу и не составляют для него никакого секрета. По этой причине никакой тайный «заговор» против духа дьявола в среде иудеев невозможен, даже если иудеи числятся не ессеями, а самыми праведными современными христианами.

Во времена ожидания Мессии дьявол «способствовал» духу Иеговы создать общины иудейских ессеев и построить Кумранский монастырь. Это «способствование» выражалось тем, что когда дух Иеговы очищал подсознание иудея от плевел фарисейского духа и добивался информационной связи с его душой, то дьявол не спешил наслать в подсознание такого иудея свои сатанинско-бесовские духи, а терпеливо ждал, как изменится поведение такого «духовного сына» Иеговы в повседневной жизни? Важно понять, что если возникнет необходимость, то, затратив часть своей творческой духовной энергии, дьявол может в любой момент превратить отдельного ессеея или праведного иудейского христианина, в фарисея. Он этого не делал, потому что духовная энергия нужна была ему для других целей, а больше потому, что через поведение и бытие ессеев дьявол хотел понять духовную суть будущего Мессии и найти ему применение в своих корыстных целях. Дьяволу была очевидна «вредность» «духовных сынов» Иеговы в лице иудейских ессеев для подчиненного его воле еврейского народа. Они были «не от мира сего», не бунтовали и не призывали к восстаниям, признавали беззакония дьявольской власти как норму жизни, и готовы были по своему духовному смирению терпеть любую авторитарную власть, которая не мешала им осуществлять свои религиозные ритуалы и покланяться духу Иеговы. Исполняя волю дьявола, царь Иудеи Ирод Великий освободил их от присяги и фактически превратил ессеев в бесправных рабов. Вот это качество ессеев не роптать и терпеливо переносить беззакония любой власти больше всего и понравились дьяволу.

В то же время, затратив часть своей духовной энергии, дьявол легко мог превратить ессеев в бунтарей, и устранить от власти такого императора, который выйдет из подчинения дьявола. Отец Небесный держал в тайне свои знания, что Святой Дух высших вселенских духов превратит будущих христиан гойских народов мира в духовных врагов дьявола и главную удерживающую силу от дьявольских беззаконий не только в духовной и религиозной жизни, но и в земной власти христианских монархов и императоров. Дьявол, наблюдая поведение ессеев и их отношение к власти царя Ирода Великого, пришел к ошибочному выводу, что если все гои будут подобны и похожи на его ессеев, то у духовного ставленника дьявола на троне императора Римской империи не будет никаких проблем и конфликтов между носителями земной власти и их подданными. Основываясь на этом ошибочном выводе, дьявол сам пожелал, чтобы или Мессия или Его ученики помогли ему превратить эллинские народы Римской империи в «духовных сынов» Иеговы. Вот в этом и заключается главная тайна Нового Завета, и главное отличие эллинских христиан от иудейских ессеев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вера Церкви. Введение в православное богословие автора Яннарас Христос

ИИСУС ХРИСТОС Возмутительная несообразность Имя Иисуса Христа, разделяющее надвое человеческую историю, представляет собой наибольшую несообразность, с которой доводилось сталкиваться нашему рассудку. Бог становится человеком! Подобное соединение непостижимо с

Из книги Бог говорит (Учебник религии) автора Антонов Владимир

ИИСУС ХРИСТОС В представлении очень многих людей, считающих себя христианами, по крайней мере в России, Христос - это как бы фамилия Иисуса. Поэтому эти два слова /Иисус и Христос/ в их умах связаны неразрывной связью.Но на самом деле «Христос» - это никак не фамилия, а уж

Из книги Начало пути христианина автора Борисов, священник Александр

Иисус Христос Бог приходит в мирПрошло две тысячи лет со времени Авраама. Умерли великие пророки, умерли великие цари, кончилось время великих первосвященников, а люди все ждали, что явится в мир Мессия, Христос. И Он пришел. Но не так, как думали многие из народа

Из книги Человек Иисус Христос и некоторые вопросы Божьего домостроительства автора Павленко С Б

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

12. Иисус Христос Византийская христология всегда находилась под властью категорий мысли и терминологии великих споров V, VI и VII вв. о Личности и отождествлении Иисуса Христа. Как было показано в части первой, эти споры затрагивали как концептуальные проблемы, так и

Из книги Систематическая теология том 1,2 автора Тиллих Пауль

Из книги Второе послание Петра и Послание Иуды автора Лукас Дик

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

3) Иисус есть Христос Сочетание слов «Иисус» и «Христос» стало настолько обычным, что даже трудно вообразить себе, сколь радикальным оно должно было казаться Петру и другим первым христианам, когда они пользовались им в своем учении и молитвенной практике. Наименование

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

20. Тогда [Иисус] запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. (Мк. 8:30; Лк. 9:21). Марк и Лука, пропуская изложенное у Матфея в ст. 17-19 и связывая 8:30 (Мк.) и 9:21 (Лк.) с предыдущей своей речью, говорят о том же, о чем и Матфей, но выражаются совершенно

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. 31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Здесь Иоанн дает первое заключение к своему Евангелию. Он замечает, имея в

Из книги История религии в 2 томах [В поисках Пути, Истины и Жизни + Пути христианства] автора Мень Александр

Иисус Христос Представление о пришествии Мессии, должно быть, трудно продвигалось в маккавейскую эпоху. Иуда Маккавей проявлял такой героизм, который легко можно было бы приравнять к видению Мессии как царя-победителя. И когда он умер, то это видение легко могло

Из книги Велик Бог наш автора Сент-Джон Патриция

VII. ИИСУС ХРИСТОС Начало христианства. 7 г. до Р.Х. - 30 г. по

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Иисус Христос- путь, которым Бог приходит к нам. Почему Христос явился нам? (См.Евр. 1:1-2; 2:9-18) 4. Шейх Али и его сын Али, арабский шейх, сидел за столом в своём роскошном кабинете. Это была просторная комната, выходящая окнами в сад, где под сенью раскидистой шелковицы цвели

Из книги Православие и ислам автора Максимов Юрий Валерьевич

Жил ли Иисус Христос? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим, что говорят о Христе исторические памятники первых веков христианства. Ведь если бы Христос на самом доле жил на земле и был тем деятелем, каким изображают его евангелия и церковь, то о нем, несомненно, до нас

Из книги автора

Иосиф и Филон ставили численность современных им ессеев около 4000. Ессеи составили собой замкнутую и сплочённую группу. Рассеянные в Палестине, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев , затем, решив что городская жизнь безнадёжно испорчена, удалились от неё и не посещали Ветхозаветный Храм . Плиний Старший отмечает их проживание в пустыне на северо-западе Мёртвого моря , где, в Кумране , были обнаружены рукописи общины аскетов проживавшей здесь во времена Христа, которую большинство исследователей отождествляют с ессеями. Ессеи, вероятно, были и среди последователей Христа, но многие также не приняли Его, превратились в иудействовавшие гностические секты и вскоре сошли на нет. Многие участвовали в I Иудейской войне .

Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны терапевты (фирапевты) и гемеро-баптисты ; рвение ессеев сравнивают с фарисеями . Степень связи ессеев с этими и другими течениями в иудейской среде времен Христа спорна. Некоторые исседователи предпологали связь ессеев с позднейшим хасидизмом , каббализмом и разнообразными тайными обществами.

Вероучение и устройство

Ессеи верили в необходимость личного благочестия, стремились к аскетизму и жили замкнутым братством. Вступающий в общину должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, достигши власти не превозноситься, не отличать себя от других особой одеждой и украшениями, обличать ложь и любить истину, ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли, догматов ессейского учения никому не передавать, не употреблять клятвы, верно хранить писания ессеев и имена ангелов . Моисея Боговидца они почитали непосредственно после Бога, поэтому особо строго блюли субботу и наказывали смертью хулу на Моисея. Строго соблюдали предписания ритуальной чистоты , тяготели к предельно отягощённому толкованию Моисеева Закона . Верили в физическое воскресение мертвых. Учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни – в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Верили в предопределение .

Согласно Иосифу Флавию одни вступали в брак , другие были безбрачны, но принимали и воспитывали чужих детей. Среди вступавших в брак, как только жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей.

Ессеи презирали украшения, не мазались маслом, носили одну и ту же одежду до её полного износа, но во время трапезы поверх своей одежды, надевали особого покроя белое платье. Отвергали войну и рабство. Ессеи вставали до восхода солнца, приветствовали восход молитвой и не говорили ни о чём житейском. Занимались преимущественно земледелием, все потребное изготовляли сами. По окончании работ купались в холодной воде затем садились за трапезу, причём оба действия имели смысл религизных.

Чтобы присоединиться к ессеям, нужно было пройти 3-летнее испытание, после которой принести клятву верности. В общине было строгое подчинение начальству. Община разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причем они разделялись так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Имелись свои судьи. Доходами распоряжались избранные попечители и священники. Они помогали бедным, включая тех которые не принадлежали к их общине.

Святые о ессеях

1. За этой ересью следует еще некая другая, тесно связанная с прежними, так называемая ересь оссеев. Они, как и прежде исчисленные, иудеи же, лицемеры нравами и страшные выдумщики. Вышли они, как говорит дошедшее до нас предание, из страны набатеев , из Итуреи , из страны Моавитской и Ариэлитидской . Род оссеев, по истолкованию сего имени, означает род крепкий. К ним впоследствии, во времена царя Траяна , по пришествии Спасителя, присоединился так называемый Элксай (Ἠλξαΐ), который был лжепророк. Он написал книгу в виде пророчества или как бы по вдохновенной свыше премудрости. Говорят же и о другом некоем Иексее (Ἰεξαῖον), брате первого. Это был человек непостоянного нрава, обманщик в душе; происходя от иудеев и держась иудейского образа мыслей, жил он не по Закону , вводил одно вместо другого, и сложил собственную свою ересь. Повелевал клясться солью, водою, землею, хлебом, небом, воздухом и ветром, вменяя клятву в служение им; некогда же назначил еще семь других свидетелей, разумею - небо, воду, ветры, святых, как говорит, ангелов молитвы, масло, соль и землю. Он чувствует отвращение от девства, ненавидит воздержание, принуждает к браку. Вводит же какое-то мечтательное сочинение, как бы под именем апокалипсиса. Учит быть лицемерами, сказав, что нет греха, если придется во время наставшего гонения поклониться идолам, только бы поклонение было не по совести, и исповедуемое устами, не было в сердце.

Сей-то еретик первоначально принадлежал к упомянутой выше так называемой ереси оссеев, остатки которой и доныне есть в той же земле набатеев и в Перее , смежной с Моавитскою страною. Род сей ныне называется сампсеями (Σαμψαίων). Мечтают же, что еретик сей именуется сокровенной силой от слов: «эл» - «сила» и «ксай» - «сокровенный». Но все эти горделивые усилия обличены и сильно постыжены людьми, способными уразуметь и в точности исследовать истину. Со дней еще Констанция и доселе до нынешних царей ясно обличаются. Ибо до Констанция некоей Мартус (Μαρθοῦς) и Мартане (Μαρθάνα), двум сестрам из рода сего еретика, в стране их покланялись как божествам, потому что происходили они от семени упомянутого выше Элксая. Мартус умерла недавно, а Мартана жива и доныне. Их слюни и другие телесные нечистоты заблуждавшиеся еретики разносили по той стране для врачевания болезней. Действия от них не было, но заблуждающийся всегда упорен и готов отдаться в обман, потому что порок есть слепота и заблуждение есть недостаток благоразумия. Но долго ли тратить мне время, рассказывая об этом чародее все то, что лгал он против истины?

3. Во-первых, учил отрицаться от веры, говоря, что в скверных идольских жертвах можно участвовать лицемерно; потом к обману слушателей утверждал, что можно от собственной своей веры отрекаться устами - и не иметь греха. Посему болезнь еретиков была неисцелена и не оставалось возможности их исправить. Ибо если уста, исповедующие истину, предуготованы на ложь, кто поверит им, что сердце их не исполнено обмана, когда Божие слово, поучая Духом Святым, ясно говорит: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10)? Кроме того, он исповедует, правда, Христа по имени, говоря: Христос - великий Царь; но по причине хитрого и сбивчивого словосочинения в книге его пустословий мало понял я, о Господе ли нашем Иисусе Христе говорит он? Ибо не определяет этого, но просто называет Христом, как будто, сколько поняли мы, означает или ожидает некоего другого. Он запрещает молиться на восток, говоря, что должно не восток иметь в виду, но из всякой страны обращать лице к Иерусалиму , и кто молится с востока, тому иметь в виду Иерусалим, обращаясь на запад, а кто с запада, к нему же должно обращаться на восток: а с юга и полдня - на север, и с севера - на полдень, чтобы везде лице было прямо против Иерусалима. И смотри, какое сумасбродство у обманщика! Проклятию предает жертвы и жертвоприношения, как чуждые Богу, и вовсе никогда не приносившиеся Богу отцами и по Закону, и говорит, что должно молиться там в Иерусалиме, где были жертвенник и жертвы, отрицая между тем и ядение мяса иудеями, и иное, и жертвенник, и огонь как чуждый Богу. А что угодна Богу вода, огонь же чужд, сие выражает он следующими словами: не идите, чада, на вид огня, потому что вы в заблуждении; такой вид есть заблуждение; ибо видишь, говорит он, что огонь весьма близко, а он далеко от тебя; не идите на вид его, а идите лучше на глас воды. И мифологии его многочисленны.

4. Потом изображает Христа, что Он есть некая сила, и означает меру Его: длину двадцати четырех схин, то есть девяноста шести миль, ширину шести схин - двадцати четырех миль; а подобно сему придаст чудесную толщину, мифословя о ногах и о прочем. Говорит, что есть и Дух Святой, и что Он женского пола, подобен Христу, в виде кумира, стоит на облаке между двух гор. О прочем умолчу, чтобы слух читателей не приучить к мифословию. Некими же словами и пустыми звуками обманывает, напоследок в книге говоря: никто не доискивайся толкования, но произноси только это в молитве; сами же речения перенес из еврейского языка; почему понимаем отчасти, что ничего не значат его мечты. Ибо приказывает говорить: абар анид моиб нохилэ даасим анэ даасим нохилэ моиб анид абар селам (ἀβὰρ ἀνὶδ μωῒβ νωχιλὲ δαασὶμ ἀνὴ δαασὶμ νωχιλὲ μωῒβ ἀνὶδ ἀβὰρ σελάμ). Слова эти в переводе объясняются так: да мимо идет унижение, последовавшее от отцов моих, по причине осуждения их, попрания их и труда их, попранием в осуждении ради отцов моих, от мимошедшего унижения в апостольстве совершенства. На нем же исполняется все сие, потому что истощаются сила его и заблуждение. Если же кто из любви к утонченным исследованиям пожелает слышать перевод каждого слова одного за другим; то не замедлим сделать и это, и, удовлетворяя во всем тех, кому угодно с мелочною требовательностью слышать самые речения еретика, рядом с каждым из сих речений выставим и перевод. Он таков: «абар» - «да мимоидет», «анид» - «унижение», «моиб» - «которое от отцов моих»; «нохилэ» - «осуждения их»; «даасим» - «и попрания их»; «ани» - «и труда их»; «даасим» - «попранием», «нохилэ» - «в осуждении»; «моиб» - «ради отцов моих»; «анид» - «от унижения»; «абар» - «мимошедшего»; «селам» - «в апостольстве совершенства».

5. Такова упомянутая выше ересь оссеев: она держится иудейского образа жизни в том, что субботствует , обрезывается и делает все, требуемое Законом, а отвергает только, подобно назареям , книги. Но в этом расколе есть разности с другими из сих шести ересей. В опровержение ее достаточно будет сказать, что она чужда Богу, потому что Господь ясно говорит: «священники в храме нарушают субботу» (Мф. 12:5). Какое же это осквернение субботы? То, что в субботу никто не делает никаких дел, а священники, совершающие в храме жертвы, нарушали субботу, оскверняя непрестанным приношением в жертву животных.

Миную и эту ересь, потому что этот Элксай сходится еще с эбионитами , бывшими по Христе, и с назареями , появившимися еще позднее. Им пользовались четыре ереси, потому что обольщены его заблуждением, именно: эбиониты, потом назареи, оссеи, прежде него и с ним вместе бывшие, и назареи , выше мною представленные.

А чудные ессеи, разве не жили они, по свидетельству пророка Иеремии , именно иноческой жизнью? Иосиф евреин пишет, что они презирали брак и отвращались, как от зла, от наслаждений, живя в целомудрии и воздержании, приходящих же к ним и желающих подражать их житию принимали не просто так, но сначала требовали от них страшных клятв среди народа в храме. Приходящие прежде всего клялись жить благочестиво и служить всей чистой душой и телом Богу, затем – быть справедливыми с людьми и до самой смерти отвращаться от сладостной и приятной жизни. Кроме того, клялись не забывать ни одного предания, во всем придерживаться этих боголепных начинаний. Ессеи принимали чужих малолетних детей, учили их своему образу жизни и обходились с ними как с родными. Они возносили молитвы и пение Богу, от полночи до зари; когда же восходило солнце, старший посылал их, и они работали до шестого часа, с трезвением и благословением. Этой премудрости и сам Иосиф приобщился: услышав о некоем человеке, который проводил постническую жизнь в пустыне, носил одежду из ветвей и вкушал то, что выросло само по себе, – Иосиф пришел к нему и провел с ним в пустыне три года. Итак, разве не иноческую жизнь проводили эти дивные подвижники, еще во времена

Ессеи (ессены, эссены) - члены предхристианских тайных организаций, существовавших на территории палестинских государств. Историки связывают зарождение этих общин со вторым веком до рождения Христа. Большинство ессеев жило на западном берегу Мертвого моря. Многими исследователями они идентифицированы с Кумранской общиной, которая создала "Свитки Мертвого моря".

Ессеи (от арамейских "хасен, хассия" - слуги Божии, святые, благочестивые, или "асен, ассия" - целители) в талмудической литературе именуются "первыми хасидами". Позднее хасидами стали называть иудейских мистиков, мудрых и проницательных учителей-рабби.

Отсутствие торговли, занятие ремеслом и земледелием, умение защитить себя - обеспечивали полную самостоятельность ессейских общин. Члены ессейских орденов, связанных между собой, селились в пустынях, окрестностях городов и селений. У них не было своих городов, но рядом с каждым жили многие. Путешествующие ессеи всегда могли найти кров и поддержку в любом из домов единоверцев.

Вступающие в ордена проходили испытательный срок в течение трех лет, переходя на скромное "безубойное" питание и изменяя свой образ жизни. Посвящая себя совершенствованию, давая обет, который подразумевал преданность общине, они руководились тремя основными принципами: любовью к Богу, любовью к добродетели, любовью к человеку. Нарушившие подвергались осторожному и выверенному наказанию.

Этическое развитие было основой их духовного продвижения. Воздержание от клятв, лжи, равнодушие к наслаждениям, умеренность, скромность, постоянство входили в "нравственный кодекс общины". Ношение белых одежд было символом духовной чистоты (часто ессеев называли "братство чистых"). Отказавшись от храмовых жертвоприношений и посещения синагог, они создавали "храм человеческий", где "воскурения пред Богом" совершались в виде добрых дел. Высшим наказанием считалось изгнание из ордена.

Учение ессеев говорило о "тленности" тела и всего материального. Человеческие души - бессмертны имеют преджизненное существование. Они, воплощаясь, соединяются с телами, как с темницами. После смерти тел очищенные души попадают в "мягкий эфир", для дурных душ уготована "мрачная бездна". Знания философии, логики и физики ессеи подчиняли бытию Бога.

О духовных упражнениях ессеев, использовавшихся учениками, можно судить лишь из кратких литературных упоминаний. Применялись глубокие медитации, посты, специальные молитвы.

Иоанн Креститель, по прозвищу Ха-Матбил - "тот, кто омывает", был одним из ессеев. Покинув кумранский орден, он поселился на берегу Иордана: "был послан всему народу израилеву". "Покаянной тевиллой" назвал Иоанн Креститель ессейский ритуал омовения, символизирующий внутреннее очищение. Прежде, чем зайти в воду, приходившие исповедовали свои грехи. Наставник требовал переоценки всей жизни, полного внутреннего переворота. Буквальный смысл его возгласа: "Исуву!" таков: "Опомнитесь, обратитесь, покайтесь!". Близкие ученики Иоанна Крестителя, Андрей и Иоанн по прозвищу "Сын грозы", были призваны Иисусом за свои пламенные натуры и стали Его апостолами.

Г.И. Гурджиев, путешествовавший по Востоку, упоминает посещение монастырей ессеев. В частности, он описывает их "бдение", которое, по-видимому, было общим приемом их работы. "Бдение" - это "самоосознание", "самовспоминание" себя всегда, в т.ч. в критических ситуациях.

А вот свидетельство о ессеях времен иудейского восстания (ок. 68 г. н.э.): "Улыбаясь в мучениях и насмехаясь над теми, кто их пытал, они испускали дух в радостной уверенности, что снова его обретут".

Ессеи селились общиной в удаленных местах, стараясь почти никак не контактировать с окружающим миром. Имущество у них было общим, жен они не имели, считая, что этим они связали бы себя с грешным миром. Правда, пребывание женщин и детей в общине категорически не запрещалось. Ессеи строго соблюдали букву закона, которая, согласно их мнению, только и могла спасти человека. Основателем учения был учитель праведности, живший во втором веке до Р. Х., разошедшийся в свое время с религиозными кругами Израиля и учредивший свою общину на монастырский лад. Ессеи верили в грядущую гибель Израиля и ожидали прихода Мессии.

Как правило, ессеи руководствовались солнечным 364-дневным календарем, в отличие от иудеев, ориентирующихся на лунный. Общинные трапезы-сисситии начинались и заканчивались у ессеев молитвами к Богу. Также и вставая до рассвета в полном молчании, обращаясь на восток, каждый ессей возносил молитвы. Встающее утреннее солнце символизировало для ессеев Божественную Мудрость. В их практику входило исполнение священных гимнов и мантр, сопровождавшихся жестикуляцией и плавными движениями.

Одним из направлений их совершенствования было целительство. Их успехи в терапии были более сильными, чем у городских врачей, поскольку ессеи лечили не только тело, но и душу, увязшую в страхе, наслаждениях и желаниях. Они большое значение придавали чистоте души и тела, давали людям практические указания - как поддерживать в хорошем состоянии свой организм.

В манускрипте "Евангелие Мира Иисуса Христа" от ученика Иоанна, врачеватель из секты ессеев-терапевтов в I веке н. э. так обращается к больным людям:

"Сыны человеческие, Вы забыли, чьи Вы дети. Ваша мать - Земля. И все, кто живут на земле, должны жить по законам Природы. Здоровье - естественное состояние Человека. Болезнь - это ответ Природы на неразумное поведение человека. Чтобы стать на путь здоровья, попросите у Матери-Земли, трех помощников - Ангела Воды, Ангела Воздуха, Ангела Света. Первым придет на помощь Ангел Воды. Найдите большую тыкву с полым стеблем в рост человека, обчистите ее изнутри, заполните ее водой, прогретой в реке Солнцем. Повесьте тыкву на дерево, а полый стебель вставьте себе в кишечник сзади. Станьте на колени и преклоните голову низко к земле. Молите Мать-Землю избавить Вас от грехов, что нажили вы в обжорстве. Когда вода, омыв кишечник, выйдет из вас, вы своими глазами увидите, вы своим носом ощутите, вы своими пальцами можете попробовать, какие омерзительные камни носили вы в себе. Как быть вашему телу здоровым, а разуму незатуманенным? И так продолжайте всю неделю, воздерживаясь от сытой пищи. Только тогда вы познаете, какое это счастье - жить в чистом теле. И сделайте один, единственно возможный для разумного человека вывод: человек, омывающий себя только снаружи, подобен гробнице, заполненной зловонными камнями и украшенной дорогими одеждами".

Ессеи широко использовали покаяние, как метод этического очищения души. На общих собраниях "близких по духу" кающийся адепт искренне рассказывал о своих ошибках и несовершенствах. Очевидцы также утверждают, что они редко ошибались в предсказаниях.

Ессеи деятельно занимались изучением и переписыванием Священного Писания, а также составлением различных комментариев на его отдельные книги. Дело в том, что до этого открытия самый древний оригинал Писания относился к Х веку по Р. Х., что и дало повод критикам утверждать, что за тысячу лет, прошедших со времени падения Иудейского царства, текст резко изменился. Но открытие в Кумране заставили замолчать даже самых рьяных противников Библии.

В один из летних дней 1947 года бедуинский мальчик Мухаммед эд-Дхиб пас стадо и случайно обнаружил древние кожаные свитки в одной из пещер, которая располагалась в 2-х километрах от северо-западного побережья Мертвого моря, в местечке Кумран. Эти несколько кожаных свитков, проданных за бесценок маленьким пастухом, послужили толчком к началу раскопок, которые, поистине, стали сенсационными.

Планомерные раскопки начались в 1949 году и продолжались до 1967 года под руководством Р. Де Во. В ходе них было откопано целое поселение, погибшее в первом веке по Р. Х. Это поселение и принадлежало иудейской секте ессеев, которые наряду с фарисеями и саддукеями, представляли собой одно из направлений иудаизма.

Кумраниты спрятали свою библиотеку в пещерах, спасая ее от римлян, опустошивших страну в ходе Иудейской войны (около 73 гг. н. э.), когда община погибла, но свои свитки успела укрыть в потаенных местах, где они и пролежали до 1947 года. Именно эти свитки и произвели своего рода взрыв в научном мире.

В были найдены сотни текстов всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь. При проведении сравнительного их анализа с современным текстом Библии выяснилось, что они являются полностью тождественными. За тысячу лет ни одна буква в Писании не изменилась. Кроме этого было доказано авторство книг Библии, которые стоят в их заглавиях. Даже многие места и хронология Нового Завета были подтверждены, как, например, датировка послания апостола Павла к Колоссянам и Евангелие от Иоанна.

Заметим здесь в дополнение, что еще в 19 веке в манускриптах библиотеки буддийского монастыря Химис (Гималайские горы) было найдено Повествование о неизвестном периоде жизни Иисуса Христа. По этому преданию, "Исса - человек, благословленный Богом", в 13 лет, тайно оставив дом, ушел из своей страны с купцами. Знакомившись с различными учениями, священными писаниями - Ведами, Пуранами, Сутрами, - Он начал проповедовать новое знание среди языческих народов, говоря о существовании Единой Вселенской Силы - Бога-Отца. К 30 годам Иисус вернулся в Иудею, где затем был распят. Так следует из Повествования.

В общинах ессеев было достаточно много записей, изречений Иисуса, описаний Его биографии и проповедей Его последователей. Начиная с 4 века церковное христианство стало заботиться о "чистоте" письменной традиции, устранив все нежелательные для чтения тексты. Лишь 27 произведений были признаны каноническими. Но многие апокрифические (не вошедшие в число тех 27) произведения впоследствии были найдены в библиотеке гностиков (Наг-Хаммади, Египет, 1945) и в библиотеке кумранской общины.

Кто такие Ессеи? Они представляли собой членов кумранской общины. Известно об этом от Филона Иудейского или Александрийского (25 до н. э. - 50 н. э.) и Иосифа Флавия (37-100). Об общине также упоминает Плиний Старший (23-79). По сути, община являлась иудейской сектой. Её возникновение датируется 20-ми годами II века до н. э.

Представители секты жили в городах и селениях на землях Иудеи. Объединяло этих людей единство религиозных взглядов и образ жизни. Они оказывали яростное сопротивление эллинизму. То есть выступали против распространения греческого языка и насаждения греческой культуры в тех странах, которые после смерти Александра Македонского стали вотчинами его военачальников (диадохов).

Проповедник ессей призывает людей к праведной жизни

Видимо борьба ессеев не увенчалась успехом, так как они вынуждены были покинуть города и деревни. Чтобы сохранить самобытность и традиции, этот древний народ основал отдельную колонию на северо-западном берегу Мёртвого моря. На новых землях переселенцы жили замкнутой жизнью, не пуская к себе чужаков.

Во главе сообщества стоял праведный учитель. В его задачу входило подготовить путь для мессии. Последний должен был появиться в «конце дней». Конец же наступал после 40-летней войны. Её исходом должна была стать победа «сынов света» над «сынами тьмы».

Все представители общины давали обет безбрачия. Но чтобы сообщество, в конце концов, не выродилось, ессеи брали на воспитание чужих детей. Им с детских лет прививалось соответствующее мировоззрение. В коллектив колонии мог также попасть любой желающий, разделяющий взгляды её членов. При этом назначался испытательный срок. Продолжался он три года.

При вступлении в сообщество давалась клятва. Новичок торжественно обещал почитать Бога, не приносить никому вред, не выделяться среди других одеждой и не носить украшения. Он также заверял членов братства, что неустанно будет обличать тех, чьи уста глаголют ложь, и искренне любить истину. Никогда не посмеет воспользоваться незаконной прибылью и ни слова не скажет посторонним о делах и устремлениях сообщества.

Человек, нарушивший клятву, изгонялся из колонии. В этом случае он не имел права принимать пищу, так как это категорически запрещалось делать вне сообщества. Умирая от голода, несчастный просил, чтобы его взяли обратно. В большинстве случаев просьба удовлетворялась. Нарушитель возвращался в родной коллектив, и считалось, что он искренне раскаялся.

Всё сообщество делилось на общины. Это были как бы отдельные семьи. Каждая из них жила в одном доме. В большинстве случаев членов общины не связывали родственные отношения. Просто люди объединялись в группу и сосуществовали вместе. В таких семьях столовались все за одним столом, а дети почитали старших, как своих отцов, оказывая им соответствующие почести.

Безбрачие члены общины считали выше по статусу, нежели брак. Поэтому семьи создавались лишь в те годы, когда пожилых людей становилось слишком много. В этом случае половые отношения продолжались лишь до тех пор, пока женщина не беременела. После этого всякие интимные контакты прекращались.

Ессеи чётко разделялись на четыре касты. Совершенствуясь душой, любой член сообщества мог подняться от самой низшей касты до высшей. Пройдя весь путь и оказавшись на вершине иерархической лестницы, человек обретал определённые способности и мог предсказывать будущее. Эти люди также становились странниками. Шли они в города и деревни, чтобы обратить в свою веру заблудших.

Ярким представителем кумранской общины являлся , живший в 6 году до н. э. - 30 году н. э. Именно он крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа. В это можно верить, можно не верить, но в любом случае что-то было в то далёкое время. И именно это что-то оставило неизгладимый след на всей дальнейшей истории человеческой цивилизации.

Иоанн Креститель входил в высшую касту ессеев. Он оставил общину и пошёл к людям. Призывал их к раскаянию, убеждал смирить гордыню и умерить алчность. Долго жил в пустыне, довольствуясь малым. Конец его жизненного пути был трагичен. Благодаря козням царицы Иродиады, Иоанну Крестителю отрубили голову. Он считается последним из пророков, предвещавших появление мессии.

Трагически сложилась судьба и всей кумранской общины. Она также носит названия общины Мёртвого моря и общины обновлённого завета . В 37 году до н. э. римляне захватили Иерусалим. В 66 году вспыхнуло восстание против захватчиков. Ессеи принимали в нём активное участие.

Римские легионеры значительно превосходили по численности восставших, и те были вытеснены из своих поселений. Спасались они в пещерах, но, в конечном счете, были все истреблены. Память об общине померкла, и вообще исчезла бы из памяти людей, если бы не мальчишки пастухи. Они абсолютно случайно обнаружили пергаментные свитки в пустынной местности Вади-Кумран в 1947 году. Именно эти древние манускрипты и раскрыли тайну загадочного народа.

Публикации по теме