Что нельзя делать в церковные праздники? Православная женщина и… макияж? Почему православной женщине нельзя красить ногти

Впервые прочитанное лет семь назад в одном из русских глянцевых журналов слово «спиритуальность» поставило меня в тупик. Речь шла о каком-то европейском, – кажется, миланском, – спа.

Никакого четкого значения у странного слова «спа» нету. Скажем так: спа-салон – это такое место, куда мирские женщины ходят расслабляться. Расслабление представляется им крайне важной частью их жизни. «От спа-ухода привычно ждут блаженного расслабления и пустой головы», – пишут они в своих журналах и называют происходящее в салонах красоты словом «ритуал».

Весь этот туман напускается для того, чтобы описать процедуры, представляющие собой всевозможные «уходы» и массажи, основанные, как правило, на разных языческих практиках – от индейцев майя до йогических, каких угодно. Современным женщинам все это очень нравится, и, поскольку темная сторона их желаний до поры остается скрытой от них самих, они изо всех сил стремятся к расслаблению.

«Помолчим и расслабимся»

«Мы настаиваем наше масло, выдерживая его на лунном свету», – рассказывает о тибетском массаже высокий худощавый молодой человек, пару лет поживший где-то на Тибете. Практики, которые он применяет, касаются не только физиологии, а и «состояния ума» – и последнего в куда большей степени. Строго говоря, тибетский массаж – это и есть духовная практика, осуществляемая, если можно так сказать, поначалу незаметно для клиентки. Необремененная знаниями, которые она могла бы получить в семье, да вот не получила, эта среднестатистическая клиентка представляет собой «чистый лист» и, как почти любой человек, живущий только материальной жизнью, смутно ощущает в себе некий духовный голод и с готовностью доверяется тому, кто берется его утолить.

«Спиритуальность» – это калька с английского: духовность – вот о чем идет речь, помнится, озарило меня. Подумать только: та девушка, в статье которой я впервые увидела это слово, искала в спа-салоне не чего-нибудь, а духовности!

И можно сказать, что она ее нашла: периодически видя в одной из соцсетей ее новые фотки, сделанные то где-нибудь в Тибете, то запечатлевшие ее красивую фигуру в какой-нибудь замысловатой позе в московской квартире, я думаю с грустью, что принадлежу к тем, кто знает ее ужасную тайну. Наступил момент, когда она угодила в психиатрическую клинику – конечно, в этом была виновата не только йога, но только теперь ей некому помочь. Ее родственники, обычные пост-советские атеисты, в периоды обострений всеми правдами и неправдами загоняют в дурдом свою экзотическую птичку – и это все, на что она может теперь рассчитывать.

Страна же полнится экзотическими салонами. «Каждая деталь интерьера, звуки и запахи погружают в состояние тотального релакса. Но самое главное: здесь работают мастера с Бали – кудесницы, которые к тому же говорят по-русски. Впрочем, слова излишни – помолчим и расслабимся», – пишут об одном из них.

Другая сеть позиционирует один из родов своей деятельности как «близкую к учению индуизма», поясняя, что «дар исцеления дается свыше только по-настоящему верующим людям», и публикует фотографию своих собственных кудесниц, запечатленных не где-нибудь, а на фоне храма святого Симеона Столпника на Поварской. Одна из девушек, сложивших руки в балийском приветствии, стоит точно под образом Богородицы, расположенным на внешней стороне алтаря этого старинного храма.

«Велнес – это философия благополучия человека во всех сферах его бытия: духовной, социальной и физической. Тот, кто живёт согласно с философией велнеса, удачен, полон энергии, оптимистичен и бодр вне зависимости от возраста». Беззастенчиво списав это из «Википедии», тем мы, пожалуй, и ограничим упоминание еще об одной штуке – велнес-индустрии, наряду с восточными методиками прочно завоевавшей немалую территорию на общем рынке индустрии красоты и представляющей собой не только и столько «философию», сколько одну из «религий» новейших времен.

Все эти религии сводятся к одному – к культу тела, возможно такому, каким его не знали ни в одни из древних языческих времен, поскольку никогда еще столько усилий не тратилось на то, чтобы тело не старело как можно дольше.

Наука удовольствий

Это, наверно, не очень смешно, но тем не менее: один из способов омоложения называется Draсula Therapy. Русское название не такое адресное – всего лишь плазмолифтинг: в кожу пациента вводят плазму, полученную из его собственной крови, прошедшей определенную обработку в центрифуге. Говорят, молодеют даже волосы.

Не странно. На страже молодости и красоты в XXI веке стоят передовые научные технологии. «За счет воздействия сетки мощных инфpакpасных лучей достигается активизация фибpопластов и обpазование нового коллагена», – кажется, что это фрагмент из учебника по физики, но нет, всего лишь описание воздействия некоей инфpакpасной насадки, позволяющей «подтянуть» кожу, не прибегая к вмешательству пластического хирурга.

До чего дошел прогресс, – изумляется неискушенный ум, – взять хотя бы пресловутые «уколы красоты». Но сегодня ботокс, лишающий подвижности мышцы в области укола, благодаря чему женщины теряют не только морщины, но и естественную мимику, или рестилайн, заполняющий пустоты в обвисающей коже стареющего лица, выглядят старомодно и даже как-то мило.

Вот, к примеру, методика Silhouette Lift , основанная на использовании инновационных полипропиленовых нитей, позаимствованных у хирургии и офтальмологии: желающим эти нити вводят сквозь микронадрезы в височной области – и девушки молодеют на глазах. Да и не только девушки: процедура, не оставляющая никаких следов, рекомендована и мужчинам. Даже термаж, воздействующий на кожу высокочастотным радиоизлучением, уже кажется вчерашним днем.

Сегодня лазеры могут избавить даже от чрезмерной потливости, носящей почетное название гипергидроза.

Все это и впрямь напоминает наркотик: раз начав «улучшать» себя, трудно остановиться, тем более что мощнейшая индустрия каждый день готова предложить что-нибудь новое, революционное, высокотехнологичное.

И надо сказать, что священники, которые говорят нам на исповедях и в проповедях о том, что, дескать, о теле мы заботимся, а о душе не хотим, даже и представить не могут, какие бездны скрываются сегодня за их простыми словами.

Лучшее – детям

Утро. В салон красоты заходит женщина с белокурой девочкой лет восьми. Сразу видно, что это – капризная девочка: она крутится, хнычет и немножко хамит, но девушки с ресепшена уже слетаются к ней, умиленно складывая руки на груди. Появляется парикмахерша: мужественно взяв девочку за руку, она уводит ее в мир сверкающих зеркал. Через час-полтора девочка снова возникает у стойки ресепшена. Теперь ее белокурые взъерошенные волосы уложены в противные локоны-колбаски, а еще она, как взрослая модница, растопырив пальцы, дует на ногти – ей только что сделали маникюр. «Поздравляем-поздравляем, – щебечут девушки-администраторши салона,– вот ты и сделала свой первый маникюр!» И девочка с мамой гордо удаляются в московскую метель.

«В последнее время становится очень популярен детский маникюр. Совсем не вредно приучать ребенка заботиться о своей внешности, – уговаривает сайт сети, один из салонов которой работает специально для детей. – Наконец, детский маникюр является отличным средством борьбы с онихофагией – обкусыванием ногтей и кожи вокруг них».

Этот лукавый довод сродни тем, что советуют «заниматься сексом для здоровья», но факт есть факт: сегодня московские салоны готовы предложить детям – а вернее, их полоумным мамашам, – и визаж, и «общеукрепляющие и оздоравливающие процедуры по уходу за телом», и «массажи для лица и тела», и «комплексный уход за кожей».

Короче говоря, все то, что как можно быстрее выдвинет «юных леди и джентльменов», как тут называют детей, на дистанцию, которая рано или поздно приведет их к монструозности «Реальных домохозяек Нью-Йорка». Не нужно быть очень внимательным, чтобы заметить: рано или поздно люди, возлюбившие индустрию красоты, становятся похожи друг на друга, как братья и сестры. У них приподнимаются скулы, укорачиваются носы и надуваются губы, ужасно портится характер, и все труднее рассмотреть в них не достижения косметолога и хирурга, а черты Создателя.

Зато эти «спиритуальные» люди очень «успешны» – и в этом им помогает «вера в себя».

«Спиритуальные» люди

Верящие в себя не чужды сердобольности – все-таки женскую натуру не изменить до конца, – но и сердобольность приобретает у них какие-то особенные черты.

Любовь к животным – вот еще одна их подлинная страсть. Например, «спиритуальные» женщины очень волнуются, не тестировали ли их помады на бедных кроликах, но с облегчением узнают, что для создания косметики использовалась специально выращенная для этой цели человеческая кожа, как, например, в случае с группой компаний L"Oréal, все доклинические тестирования средств которой проводятся на культуре кожных тканей Epi S kin . На коллагене выращиваются слои человеческой кожи, что составляет особенную гордость L"Oréal, потратившей на свою уникальную разработку 20 лет.

Еще «спиритуальные» женщины очень беспокоятся об экологии, с возмущением воспринимая вести об изменениях климата и обвиняя в этом кого угодно, только не себя, и охотно занимаются благотворительностью. В основном они борются против рака груди (что не сложно, потому что периодически косметологические гиганты объявляют о том, что часть прибыли от продажи тех или иных средств они направляют на борьбу с этим недугом) и помогают животным. Бездомным или в Африке – особенного значения не имеет: главное, чтобы у «спиритуальной» женщины появилось чувство, что она живет не зря. Зато она никогда не зайдет в дом престарелых или больницу, где лежат раковые больные, – потому что ее сердце «этого не перенесет».

Что тут скажешь? Наверное, ничего, кроме того, что все это является последствиями поиска «личного счастья» – еще одной религии современного мира, о которой, если будет желание, мы поговорим в следующий раз.

Считается, что в наше время человека подстерегает гораздо больше искушений и соблазнов, нежели сто или двести лет назад. Телевидение, Интернет, модель поведения человека в обществе – буквально все дышит грехом и склоняет к нему. Да и сами грехи нынче уже не те, что раньше. Иные и в литературе не описаны, и даже названия им еще не придумали. Об особенностях духовной жизни современного христианина размышляет .

Думаю, что «современные» грехи вряд ли существуют. у нас те же самые, что и сто, и тысячу лет назад. Просто мы можем не замечать, как старое приходит к нам под видом нового.

В моем любимом фильме «Револьвер», который я бы назвал духовным, есть замечательная мысль: чем древнее разводка, тем она удачнее действует. Все-все грехи, пороки и страсти человеческие в мире существуют давно, они описаны, но нам они преподаются в разных оболочках, будь то , или что иное. Грех просто выходит на новую плоскость, представляется в новом контексте. Задача христианина – суметь увидеть этот грех еще до погружения в него.

Например, святые отцы пишут, что не всякий помысел нужно принимать. Выражаясь современным компьютерным языком, мы должны увидеть грех еще в состоянии «zip-архива», стучащегося в наше сознание. Нельзя «распаковывать» его сразу. Любую мысль нужно сперва пощупать. И если она смущает сердце, то и отправить этот «zip» в корзину.

Интернет-пространство и особенно площадки дают всем нам огромный простор для слова. Трибуну получают, в том числе такие ничтожества и невежды, которых в реальной жизни никто бы и слушать не стал. Эта формирует в нас простые и древние страсти: стать учителями жизни, судьями и чуть ли не вершителями судеб и разрешителями всех проблем жизни. «Я имею право говорить, я имею право судить и казнить, я имею право вносить коррективы в любую ситуацию». Этому же вторит и современная медийная культура: передачи типа «Пусть Говорят», «Дом Два», «Фабрика Звезд», «Слабое Звено», «Час Суда» и другие, им же имя легион, заполонили эфир и стали предельно популярны. Тема всех передач одна и та же – разрушить в людях дружбу, коллективизм, вынести самую вонючую грязь человеческой жизни на свет, расшатать исторические понятия правды и чести, сделать черное белым и наоборот, сделать меня судьёй и мерилом правды. На этих виртуальных полях ломаются настоящие копья. Люди хамят друг другу, кричат, оскорбляют. Как не вспомнить Писание: Мир – это «.…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская.…» (1-е Иоанна 2:16). Ничего не поменялось.

Неизменны и принципы противостояния похотям и страстям. Увидеть их, вычленить, отсеять поможет одно – очередная решительная попытка действительно встать на выбранный тобой путь христианской жизни. Современный мир уже и слов таких не знает и не понимает – страсть, похоть…

Не грешит праведник. Мы же, идущие по жизненному пути, часто спотыкаемся и падаем. Но это не самое страшное. Гораздо хуже, когда человек никуда не идет и ничего не делает. Он пребывает в состоянии, которое даже грехом назвать нельзя. Грех – это высокое состояние человека, совершившего промах. Но промах – это удел стреляющего в цель. Как говорят на Афоне, в еще нужно попасть. То есть это настолько высокое состояние, что попасть в него может только делатель. А среди нас делателей мало. Поэтому и исповеди наши, как правило, шаблонные и пустые. А о чем говорить если никто не пытается начать внутреннюю жизнь? Лётчиков нет…

В одной из песен Бориса Гребенщикова, в которой поется о том, что он видит в современном мире, есть замечательная фраза: «…на каждой странице обнаженная Маха, я начинаю напоминать себе монаха. Вокруг нет искушений, которым я хотел бы поддаться». Проще говоря, высокое искушение приходит к человеку, занятому высоким деланием. А людям деградировавшим, культурно опустившимся до самых низов, искушения уже не нужны. Да и не нужно дьяволу пытаться соблазнить тех, кто и так пребывает в соблазне. И это самое страшное в состоянии современного человечества — настоящие искушения как раз кончились, а люди все падают.

Е. Полетаева. «Деградация» (фрагмент)

Наши слабость и нерешительность сделали все сами, за всех бесов мира. Современный человек легко падает. А когда начинает прозревать, то понимает, что падение было состоянием жизни. Как можно было вляпаться в ЭТО? Чему я поддался? Картинке с голой бабой? Где же были те искушения, которым «я хотел бы поддаться»? Ницше очень точно сказал: «Не ваш грех - ваше самодовольство вопиет к небу; ничтожество ваших грехов вопиет к небу!».

Как христиане, мы деградировали до того, что не интересуемся своим Богом, нашим Христом. Мы превратились всего лишь в одну из религий. Чем мы отличаемся от других? Спроси у современного прихожанина — как пришло наше спасение, что такое Святая Троица – и даже это не всегда услышишь. Современному человеку это малоинтересно. Слово Христа, Евангелие — малоинтересно. Кого бесу искушать? Ему уже не нужно в этом мире появляться. Чего ему идти на , когда там и так полностью его публика? Что ему делать в Интернете, 80% которого забито «порнухой»? Искушения, брань духовная – для сильных борцов. А современного человека не то, что бес – ветер валит. Нас и бороть не нужно – сами падаем.

Господь нас всё еще поддерживает в этом бедствии, дает нам шансы на какие-то прорывы, движения — чтобы мы окончательно не пали, не опустились до безобразия, до бесчеловечности. И в этом я вижу огромную милость Божию к нашему несчастному современному человеческому роду.

Современный мир летит в тартарары, это совершенно очевидно. Передние вагоны поезда уже в пропасти. Мы, может быть, еще не доехали до пропасти, но уже видим, что творится впереди. Мне кажется, что сегодня сбывается то, о чем говорили во все времена святые — последние люди будут спасаться терпением. А больше у нас ничего и нет. Наша задача, как и во все времена, совершить свой христианский путь, сохранить Заповедь. Ничего другого нам не предложат.

Мы должны пытаться сохранить заповедь – так, как мы ее понимаем, как чувствуем, как прозвучала она в Евангелии. Это единственное условие нашего выживания. Сегодня этому нужно учить и себя, и окружающих, и каждого человека в Церкви. Хранить Заповедь не в буквальном понимании декалога, который первым делом приходит на ум современному человеку, а так, как заповедано нам Христом. Я должен хранить то, что я принял от Него в Евангелии, то, что я выбрал на своем жизненном пути, то, через что я понимаю жизнь святых и самой Церкви. Вот эту Заповедь нужно хранить.

У меня была интересная ситуация в этом году. Пришла на исповедь замечательная старенькая женщина, серенькая такая, невзрачная. Обычный набор: красила волосы, ногти… Я ее останавливаю: «Разве это имеет отношение к духовной жизни? Перед Богом, перед Христом что у вас происходит? Хотели вы своего Бога знать?» Она говорит: «А что, это не грех – красить волосы?» Я говорю: «Пока что я не вижу греха, о котором стоило бы разговаривать». Она говорит: «А Вы знаете, я еще и музыку люблю». И, видимо, ждет, что я скажу, что музыка тоже не грех. «При чем здесь музыка?» – «Я люблю Deep Purple, Nazareth, Queen». И тут я понял, что тоже люблю эти группы…

Почему я об этом вспомнил? Во многом какая-то музыка принесла в мир волну негатива, но, в то же время, эта музыка показала серьезные вещи. Все, что происходит в мире даже в области культуры, должно распахивать наше сердце. Вспахивать как ниву, на которой потом что-то сможет прорасти. Мое сердце в свое время во многом вспахал Гребенщиков. Неважно как вспахал, но главное – он как бы заставил меня вглядываться в жизнь, смотреть, искать и находить в ней настоящее.

Современный мир, кроме сора и пошлости, предлагает нам пути и возможности пробуждения. Сколько достойных фильмов рождается даже в западном кинематографе: «Матрица», «Револьвер», «Немыслимое», «Неуместный Человек» и масса других. Они как бы говорят нам: «Человек, а ты уверен, что ты вообще, понимаешь, где ты живешь? Что это реальность, а не матрица? Вот ты ходишь в церковь, считаешь себя верующим, ты спокоен. А ты, вообще, понимаешь, что это все, может быть, вовсе и не так?»

В Евангелии мы находим тот же вопрос, ту же мысль, выраженную Христом по отношению к фарисеям. «Ребята, это матрица. Вы думаете, что у вас есть Бог, храм, вера? Ничего у вас нет. У вас есть форма, внутри которой нет ничего».

Дай Бог, чтобы и в нас родился этот вопрос. И чтобы мы познали настоящие искушения. Это станет свидетельством того, что наша духовная жизнь наконец-то началась.

Тема эта, к сожалению, была и остается одной из самых обсуждаемых в нашем православном сообществе, особенно среди женской аудитории.

Поскольку Ваша покорная служанка закончила курсы макияжа и вообще очень долго фактически занималась визажом, то могу сказать об этом несколько слов.

«Грех ли сейчас краситься?» Это зависит от того, как женщина относится к этому процессу. Иногда его можно озвучить так: «Эх, Господи, как Ты плохо меня сделал, вот, что это за цвет губ? А глаза почему такие невыразительные? Ресницы, что, погуще и подлиннее нельзя было сделать, вот как это делается!» — и женщина исправляет то, что, по ее мнению, не получилось у Всевышнего. В таком случае — это грех, надо исповедовать. Если жена старается своему мужу напомнить, какой прекрасной её создал Господь, и чуть-чуть добавляет где-то «яркости», дабы привлечь внимание мужа, то, по моему мнению, в этом греха нет. — пишет иерей Алексей.»

Когда-то при воцерковлении у меня, семнадцатилетней девушки, возникло желание полностью следовать сути послания апостола Павла — о том, что «жена не должна себя украшать». Я поняла это прямо и перестала носить вообще какие-либо украшения, перестала делать прическу, перестала хорошо одеваться, перестала пользоваться каким-либо макияжем и средствами ухода. Конечно, чувствовала я себя белой вороной, мне было очень плохо и горько. В зеркало смотреть не хотелось. На праздники ходить не хотелось. Молодые люди на меня не смотрели. Вообще, жизнь рушилась! 🙂

В конце концов, я поддалась уговорам подруг и матери и прекратила это безобразие. Я решила для себя, что сейчас такой образ жизни не подходит горожанке, что надо выглядеть прилично, сообразно своему положению, не ввергая окружающих в искушение. Если сейчас считается приличным, чтобы женщина красиво причесывалась, хорошо одевалась и пользовалась макияжем — значит, так и надо делать, соблюдая меру и имея вкус.

Итак, что же такое макияж в историческом плане?

Женщина следит за собой при всех обстоятельствах, даже на войне в окопах, даже переживая тяжелую утрату: ночь напролет рыдает об умершем муже, но затем густо смазывает лицо питательным кремом, а на похороны является во всеоружии тщательного макияжа.

Косметика употреблялась уже в Древнем Египте: применяли сурьму, яркую помаду, глаза подводили зеленым, украшались татуировками, пользовались духами и ароматными маслами, и за века до новой эры, т.е. Рождества Христова, «снадобья для подкрашивания лица» считались злокозненными хитростями, свойственными лживому женскому роду. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) называл обольстительницами тех, кто раскрашивает свое лицо подобно цветущему лугу, румянит щеки разными тонами, белит лицо крахмалом, подводит черным глаза, украшает шею, руки, волосы золотыми украшениями, использует различные благовония. Но, увы, во все времена благочестие терпит поражение в состязании с стремлением женщин к красоте, как они ее понимают.

С другой стороны, на Востоке глаза красили еще со времен древнеегипетских сурьмой (кохлем), так как она, во-первых, дезинфицирует глаза, во-вторых, укрепляет глазной нерв, в-третьих, предохраняет нежную кожу вокруг глаз от солнечного излучения. И делают они там на Востоке так до сих пор, причем не только женщины, но и мужчины!

В Западной Европе первоначально макияжем и помадой начали пользоваться мужчины-аристократы, века начиная с 16-го. Эта мода — белить лицо, подводить глаза, ставить мушки и пользоваться помадой — пришла из Турции. Затем этой моде стали следовать аристократки, а за ними — женщины полусвета. Модно было быть белолицыми, с губками «сердечком», с черными точками, подчеркивающими красоту — «мушками». В дальнейшем, под действием протестантских и лютеранских идей вся мода на роскошь и все, что было связано с аристократическими привычками, подверглась критике. Включая и макияж.

В России мода на макияж, тоже придя с Востока, в городской моде распространилась весьма широко. В 15-м веке женщины из богатых семей, выходя на улицу без густо замазанного белилами лица, красных щек, густо начерненных бровей и ресниц, подвергались общественному порицанию. Это мода прекрасно сочеталась с набожностью и благочестием.

В течении 19-20 веков мода на макияж то приходила, то уходила.

Губная помада, как и многие другие косметические средства, была изобретена в Древнем Египте.
Тогда в ходу была помада ярких и темных оттенков, получаемая из красной охры и натуральных оксидов железа. Она делала губы зрительно тоньше и изящнее. Древние греки позаимствовали помаду у египтян и охотно ее использовали. При этом она была ничуть не менее популярной, чем в Древнем Египте. А вот в годы мрачного Средневековья использование губной помады могло стать поводом для уличения женщины в колдовстве. Возрождение в сфере косметики случилось лишь в эпоху Ренессанса с ее культом человеческой красоты. Причем косметика в то время использовалась настолько интенсивно, что в XVII веке английский парламент принял закон, дававший мужчине право развестись с женой, если после свадьбы он обнаружит, что в действительности она не так красива, как была в период сватовства.
При дворе Людовика XVI красили губы и мужчины — чтобы контуры рта были заметны и не сливались с бородой и усами.

В Советском Союзе женщины до 60-х годов редко пользовались помадой, даже в образованных кругах, так как это считалось вульгарным. Моя бабушка начала краситься после 25-ти лет, когда у нее уже были дети, под влиянием своих подруг. А мода красить глаза стала повсеместной в 1960-х — с ее огромными стрелками и накладными ресницами. Мода на тональные средства и тени для век появилась позже, вместе с импортной косметикой.

Сейчас происходит очередная волна отказа от макияжа в обществе. На западе это связывается с подъемом феминистического движения. В России, наоборот, макияж — спутник феминизма. Как вариант этой тенденции «естественной красоты» — мода на незаметный макияж, а также перманентный макияж.

Иногда новоначальные пытаются соблюдать всю строгость правила, не красясь и не наряжаясь, забросив косметику и парикмахерскую, превращаясь в свою собственную тень. Почему, спрашивается, новоначальная не начала с другого края свой духовный подвиг? Например, раздала бы свое имущество бедным, продала бы квартиру, последние серьги и не имела бы второй одежды, как это напрямую сказано в Евангелии и святоотеческом писании? Потому что подвиг нестяжания труднее и тяжелее, чем формальное соблюдение внешних правил?

Итак, если Вы искорените в своем сердце главную причину греховности — стремление соблазнять, что для замужней женщины вообще грешно, или стремление выглядеть лучше, красивее других, или лгать своей внешностью — что Вам на самом деле не тридцать а сорок, что Вы бледная замученная горожанка, а не полнокровная дева — тогда Вашей душе и макияж, я уверена, не повредит.

Если помнить, что красная помада — это символ сексуально возбужденной женщины, женщины, которая готова к спариванию, то не станешь лишний раз с цветом помады перебарщивать. Крась красной помадой губы дома, для мужа, перед любовью, не будет тебе в том греха 🙂

(Замечу, правды ради, мужчин в женщинах привлекает не лицо, уж тем более не украшения. Соблазняет мужчин запах, тембр голоса, выражение глаз, фигура и какие-то ее детали, общее впечатление от женщины. Походка, манеры. В общем, что-то такое, что от женщин в основном ускользает. Почему ту или иную женщину считают соблазнительной, а другую — нет? Женщинам часто не понять. Или наоборот, красивая женщина остается одинокой, либо к ней липнут только ценители внешности, распутники. Вот эту проблему косметикой не решишь.)

Зачем мы в основном наносим макияж? Юная девушка — для того, чтобы выглядеть взрослее, а также для модного вида. Женщина постарше — чтобы выглядеть прилично и как все. Иногда — чтобы придать своему бледному лицу какие-то краски, чтобы выглядеть ярче. Иногда — чтобы скрыть недостатки. Мудрые женщины макияжем подчеркивают достоинства своего лица и исправляют недостатки. Как правило, чем старше женщина, тем больше ей надо макияжа. Как правило, под макияжем мы скрываем свое недовольство своим внешним видом, свое разочарование в собственной внешности, стремление вернуть ускользающую красоту или придать своей внешности те черты, которыми мы не наделены от природы.

Мне очень нравится высказывание Хакамады — «макияж — средство исправить недостатки прически». Замечали — к прекрасной удачной прическе не нужно много макияжа?

Самое смешное, что как раз тогда, в семнадцать лет, мне и не нужно было особенно макияжа. Это все были надуманные слезы.

Красота женщины идет изнутри. Душой лицо освещается, а следы прожитого в жизни отпечатываются на лице лучше, чем в документах.

Правильно сказано «в двадцать лет женщины то лицо, которое дала природа, в сорок — которое она заслужила».

Я всегда негодовала на свою внешность. Бог дал мне бледную кожу, которая краснеет, стоит мне поволноваться, выпить горячего или пройтись по ветренной улице… Светлые бровки и реснички… Светлые глазки… Я всегда видела в своей внешности изъяны, которые надо было закрасить или изменить. Стоит ли говорить, что это в основном были комплексы? 🙂 Выражение лица — вот самое главное, что красит женщин. По утрам, пред тем как нанести макияж у зеркала говорите себе — «слава Богу, что он создал меня такой красавицей!» Вам потребуется гораздо меньше макияжа, чем обычно. Проверено! Подумайте о мужчинах. Почему они кажутся нам красивыми, со своей красной рожей и невыщипанными бровями, морщинистой кожей?

Нам насильно скармливают идеал вечнонакрашенной женщины, нам показывают ведущих, актеров, фотомоделей, над которыми долго работали гримеры, нам показывают ретушированные на компьютере лица, которым нам положено соответствовать. Даже если у человека по роли в фильме нет макияжа, он там на самом деле есть, и толстым слоем. Мы отвыкли видеть ненакрашенное лицо. Более того, нам навязывают образ «новой золушки». То есть, есть некрасивая девица, неуверенная в себе, на которую принц не обращает внимания. Стоит ей сходить к визажисту, одеться помоднее, причесаться, и она — уже «принцесса», и принц бежит к ней в объятья. Я вот думаю, а принц что, не понимает, что когда он ее умоет и разденет, там будет по-прежнему золушка. Катя Пушкарева, красота — страшная сила. В реальной жизни таких случаев я не знаю. Красоту не спрячешь, уродство можно изменить только пластическому хирургу, увы. В эти сказки верят в основном юные девушки. Позор солидной даме, которая по-прежнему верит, что если она купит дорогую помаду, то принц примчится к ней на белом коне.

В прочем, если макияж может помочь Вам быть уверенной в себе (а мне это помогает), то тогда кто же Вам запретит! Если только муж. Вспоминается сцена из фильма «Стояние Зои» — священник говорит матушке «да Вы, сударыня, губы накрасили…» и умывает ее в тазу с полощащимся бельем. Не удивляйтесь, короче, если муж как-нибудь попросит Вас краситься меньше. И уж тем более не оскорбляйтесь. Многие, ой многие мужчины категорически против макияжа. И даже неправославные. У мужчин отношение к макияжу совсем не как у нас.

В завершении — пара советов, касающихся собственно макияжа. Если Вы подбираете каждый раз помаду в тон одежды — у Вас есть вкус. Если Вы подобрали раз и навсегда помаду, под Ваш тип внешности — у Вас вкус отличный! Если Вы делаете акцент на губах, не красьте сильно глаза. И наоборот… Лучше всего следовать восточному принципу. Арабские дамы сильно красят глаза, но помада у них в основном светлая, это при брюнетистой-то внешности! А потому, что у них яркая помада — вульгарной считается. Глаза в пол-лица зато нарисовать там считается нормой… (не призываю этому).

Сейчас в моде всевозможные блески для губ. Вот и возьмите их себе на вооружение! Глаза — зеркало души. Подчеркивайте их. Если у Вас есть время, сделайте лучше себе «японский» макияж. Суть его в том, что его не видно. Главный акцент — на коррекции изъянов кожи и оформлении формы лица.

Главный принцип макияжа, если Вы уж и делаете его, не торопитесь и не перебарщивайте. Профессиональный базовый визаж занимает два часа. Суть в том, что все делается аккуратно. Концертный макияж — щеки красные, глаза черные, длинные наклеенные ресницы и рот малиновой раной сделать — десять минут. Это для того, чтобы было видно издалека. В обычной жизни такая внешность подходит только клоунам.

Во внутрицерковном обществе — будьте готовы — Вам могут поставить условие отказаться от макияжа и вообще приукрашения собственной внешности. Если Вы прихожанка храма, Вам могут и не сделать упрека никакого. А вот если Вы певчая, сотрудница или вообще матушка, чтобы быть принятой во внутрицерковное общество, надо придерживаться достаточно жестких правил поведения и внешнего вида. У нас, например, на приходе и в «среде» это именно так. Как-то я пришла в приходской склад, случайно так получилось зайти, хорошо еще платочек был с собой. О ужас — джинсы, блондинистая челка, помада, пирсинг в ушах. Мне заявили, что я выгляжу неправославно, и чуть было не выгнали вон. Бабульки строгие. Я ничуть их не осуждаю. Сама виновата. 🙂

Тертуллиан, о макияже и вообще об украшении себя — одеждах, украшениях, прическах (ох, обличает же он меня:))

http://aleteia.narod.ru/tertul/zh_ubr2.htm

«Все то, что мною досель сказано, не к тому клонится, чтобы обратить вас к образу жизни, так сказать, мужицкому и отвратительному, или посоветовать вам не соблюдать опрятности в своей особе. Намерение мое состоит только в том, чтобы показать вам, до какой степени и до каких пределов может простираться заботливость ваша о своем теле, дабы целомудрие было неприкосновенно. Не должно выходить из границ скромной благопристойности и приличной опрятности. Надобно начинать с того, чтобы нравиться Богу. Наиболее оскорбляет Его безмерная склонность многих женщин употреблять всякого рода снадобья, чтобы сделать кожу белой и гладкой, чтобы красить лицо и щеки свои румянами, чтобы чернить брови сажею. Видно, что простое творение Божье им не нравится, когда они находят в нем недостатки.

Иные из вас беспрерывно занимаются мазанием своих волос, чтобы доставить им белокурый цвет. Они как будто стыдятся своего отечества, и сердятся, что рождены не в Галлии или Германии. Они стараются насильственно передать волосам своим то, чем природа одарила сии народы. Печальное предзнаменование составляют сии блестящие волосы: суетная и мнимая красота их приводит к безобразию. Действительно, не говоря о прочих неудобствах, не правда ли, что чрез употребление сих благовоний теряются нечувствительно волосы? Не правда ли, что и самый мозг слабеет от сих посторонних влаг и от безмерного солнечного жара, на котором угодно вам палить и сушить свою голову? Можно ли любить прикрасы, производящие столь гибельные следствия? Должно ли называть добром то, что составлено из столь непристойных вещей?

Какую пользу приносят спасению вашему украшения вашей головы? Разве не можете вы оставить в покое своих волос? Вы их то завиваете, то развиваете; то подымаете, то понижаете; сегодня их заплетете, а завтра оставляете волноваться небрежно; иногда обременяете их множеством чужих волос, составляя из них или род шапки, которою покрываете голову, или вид пирамиды, чтобы шея была открыта. Какая странность хотеть преступать беспрерывно заповедь Божию! Кто от вас заботясь, говорит Спаситель, может приложити возрасту локоть един (Мф.6.27). А вы хотите непременно прибавить к нему что либо, накопляя на голове своей пуки волос с кучею украшений, которыми обременяете темя головы, как бы средоточение шлема (о, мои залаченные блондинистые патлы!). Если не стыдно вам носить такое бремя: то постыдитесь по крайней мере недостоинства его. Не кладите на голову, освященную крещением, смертных остатков какого либо бедняка, умершего от распутства, или какого ни будь злодея, осужденного умереть на эшафоте. Свободная голова должна устранять себя от рабства всех сих тягостных убранств. Впрочем напрасно стараетесь вы казаться великолепно одетыми; напрасно употребляете искуснейших мастеров для уборки волос; Бог хочет, чтобы вы были под покрывалом. А за чем? вероятно за тем, чтобы никто не видал головы жен, срамляющих себе откровенною головою (1Кор.11.5).

Думаете ли вы что сам Бог научил людей искусству окрашивать шерсть соком известных растений или масляными частями известных рыб? Вероятно вначале мира Он забыл сотворить овец красных или голубых, и потому в последствии открыл тайну придавать разные цветы тканям, дабы их тонину и легковесность сделать ценнее. Вероятно Он же произвел сии золотые игрушки, блестящие множеством драгоценных камней, и проткнул вам края ушей для привески к ним великолепных жемчужин. Не Он ли полно признал нужным мучить Свое творение и утомлять детей, недовольных своею участью, до того, что из прорезов на теле, определенном для работы, висят какие-то зерна, которыми Парфяне, народ варварский покрывают все тело в виде ожерелья? Между тем тоже самое золото, которое приводит вас в восхищение, употребляется иными народами на делание цепей и оков; о чем их же историки повествуют. Видно правда, что вещи сии ценятся не потому, что сами по себе хороши, а потому, что редки. Но кто открыл из? Не иной кто, как мятежные ангелы или клевреты их: они первоначально указали людям сии земные произведения. Потом труд и промышленность, совокупно с их редкостью, соделали их еще драгоценнее от безумного рвения к удовлетворению роскоши женщин. Надобно полагать, что Бог ввергнет в кромешную тьму сих злых духов между прочим и за то, что они указали людям сии опасные вещества, как то: золото, серебро и делаемые из них вещи, и особливо за то, что научили искусству красить ткани и самое лице. Как можем мы угодить Богу, когда любим произведения тех, которых правосудие Его предало вечной казни?

Скажите: какую причину имеете вы являться в великолепном наряде, когда вы разлучены с другими женщинами, имеющими надобность в нем по таким побуждениям которые до нас не касаются? Вы не посещаете языческих храмов, не присутствуете на их зрелищах, не бываете на празднествах богов. Обыкновенные же поводы расточать такую пышность в одежде состоять именно в том, чтобы находиться в собраниях, чтобы видеть других и себя показать, чтобы выставить на продажу целомудрие.

Подлинно великая хула, когда кто скажет о ком либо из вас: эта женщина стала скромнее, сделавшись христианкою! Как! Не уже ли вы боитесь прослыть беднее, сделавшись богаче, или показаться небрежнее, ставши почтеннее? Христианин должен ли следовать правилам языческим, или правилам Божиим?

Простота и целомудрие да будет единственным вашим убранством. Начертите на глазах своих смиренную скромность, происходящую от благоустроенной внутренности. Привяжите слово Божие к ушам, а иго Христово к шее своей. Покаряйтесь мужьям: сего довольно для вашего украшения. Занимайте руки свои прядением, и удерживайте ваши ноги в кругу домов ваших: ноги ваши от того сделаются более красивы, чем от избытка золота. Исполняйтесь радостью мудрости, святости и чистоты. Если вы так себя изукрасите: то Сам Бог будет любить вас верно и вечно.»

Итак, если вы хотите иметь совершенный образ жизни — то вот Вам прямое наставление. На Вашей совести остается — слушать мудреца 3 века н.э или же жить по правилам нашего современного общества. Я даже для себя пока не готова категорически ответить «нет» макияжу, и непрестанно в этом на исповеди каюсь. Тщеславна и люблю привлекать мужчин своей красотой, тем более что не замужем, и не для кого ее хранить и скрывать. А еще не люблю показывать миру изъяны, которые нет нет да случаются с моей внешностью. Но я по крайней мере теперь знаю, КТО придумал макияж и зачем….. Если у Вас, читательницы, хватит смелости и решимости бросить вызов законам века сего, честь Вам и хвала. Понятно, труднее всего отказаться от украшения себя будет тем, кто привык это делать постоянно, и считает это чем то необходимым, более того, приличным для особы своего положения. Я вот не смогла. Пока. Понятно, если Господь подаст мне возможность дожить до преклонных лет, страсть украшать лицо и волосы пройдет сама собой. Хотя, «младостарушек», неумеренно красящих лицо, носящих парики, подтягивающих обвисшую кожу и рядящихся в невест в свои семьдесят мы знаем немало — тут и Светличная, и покойная Гурченко, сколько таких «красоток» ходит по улице?

С другой стороны, дерзну подискутировать с мудрым Тертуллианом. Сейчас условия жизни совсем другие, в западной цивилизации (в патриархальных обществах все так же). Женщины не сидят дома затворницами, они больше не хранительницы домашнего очага. Они каждый день выходят из дома, везде ездят и ходят одни. Они все делают наравне с мужчинами, и иногда за них. Этот образ жизни полностью сменил принципы приличия для женщин. Покрывать голову постоянно не обязательно, также как и кутать тело в балахон. В обществе совсем другое стало казаться соблазнительным. Если во времена Тертуллиана мужчины соблазнялись лицом и голосом женщин, то теперь чтобы иных соблазнить надо раздеться почти до гола. Мы с Вами, взрослые женщины, многие имеют определенный опыт, знаем, что если между двоими возникла какая-то искра, то она возникает от контакта глаз. Это происходит быстро, в течении нескольких секунд, мы подсознательно воспринимаем всего человека, его подсознательные сигналы, запах, голос, и первые несколько минут общения мы уже знаем — нравится нам мужчина или нет. Мужчины же думают еще быстрее. 🙂

Во время службы, иногда находясь обществе молодых монахов, я встречаюсь с ними взглядами — и понимаю, потому что они поспешно отворачиваются — что я возможно стала для них поводом для соблазна. Одного только взгляда достаточно. Даже если в храм я пришла ненакрашенной и со скромным платочком. Со старыми священниками это не происходит. Так что наверное нам не надо бояться случайно кого-то соблазнить своим макияжем, скромными украшениями и одеждой, недостаточно балахонистой. Для соблазна повод найдется всегда. Следите за тем, что происходит в вашей голове.

От себя я могу сказать, что на исповеди каждый раз каюсь в том, что украшаю себя, в том числе плетением волос и краской для лица.

А макияж предпочитаю такой, чтобы точно нельзя было сказать, есть он меня или нет, пока вплотную не подойдешь. Хотя на праздники, да, размалевываюсь по всем правилам. Однажды, на выезде на природу, мой родной брат попросил меня краситься. У меня обгорело лицо на солнце, от дыма кострового это еще усугубилось, и моя внешность стала просто уродливой. Он попросил меня как то привести себя в порядок. И подумав сказал… «Не ходи ненакрашенной вообще. Тебе макияж идет. Только не перебарщивая….»

Еще один плюс в защиту макияжа и прически. Я не знаю, как следует выглядеть правильной христианке. Будет ли польза православной вере, если я превращусь в неухоженную женщину? Не будет ли это соблазном для окружающих? Они скажут себе в сердце своем » вот эта Елена кичится своим православием, она выглядит как сектантка помешанная, все православные на голову двинутые»…. Мне кажется, не будет от этого пользы окружающим и имиджу православной церкви. С другой стороны, многие богословы как нашего времени, так и древние, пишут что-то в смысле «вы должны показывать, что вы не принадлежите остальному миру, что Вы отличаетесь поведением, в том числе и внешним видом, от язычниц и неверующих…»

Тогда получается, что правы и те и другие — и те кто призывает дев и женщин носить платки и балахоны, забыть о косметике и краске для волос. И те, кто пытается не оттолкнуть своей внешней набожностью общество от церкви.

А Вам желаю быть счастливыми, какой бы внешностью Вас не наградил Бог.

протодиакон Андрей Кураев «о женской косметике»

В основном я с ним согласна. Он сказал правильную вещь. Есть ли святые женщины в нашей православной церкви, которые точно пользовались косметикой? Конечно! Например, императрица страстортерпица Александра Романова с дочерьми, святая княгиня Елизавета. Это было признаком приличия и традиции того общества.

Теперь по поводу комментариев. Уважаемые читательницы! я с удовольствием отвечу Вам на вопросы о моем опыте, подскажу какое-то решение в случае практических вопросов макияжа. Вступать же в пререкания меня батюшка не благословил (на написание этой статьи я взяла благословение). Так что не обижайтесь, если я не буду отвечать на некоторые комментарии.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

28 Comment threads

20 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 1 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вопрос (Наталья) 14 октября 2015г. Здравствуйте, батюшка, помогите. Мой бывший муж и его родители одержимы желанием, что бы наш сын проживал с ними, а со мной встречался. 2 года назад, когда ребенку был еще год, муж захотел развестись, тк я оказалась плохая жена и мать. С начала нам с сыном пришлось снимать квартиру, сейчас живем в своей. Препятствий для общения отца с сыном не оказывала, они очень любят друг друга. Сейчас сыну 3 с половиной года. После одного не красивого поступка с их стороны, я подала в суд на определение места жительства ребенка (до подачи иска предлагала сходить вместе к психологу - резко отказались). Месяц назад отец выкрал ребенка и сообщил, что даст увидеться с ним только после решения суда. Сказали, что и дальше пойдут на всё. Несмотря на то, что они внешне положительные люди вероятность моего выигрыша очень высока. Мой вопрос: забрать иск и проявить смирение или продолжать судебное дело? Боюсь, если я выиграю процесс, их одержимость ни куда не денется, будут продолжать усиленно баловать, настраивать. Нивелировать этот процесс, можно уехав в мой город, но тогда я почти лишу ребенка отца. Молюсь за всех, для себя прошу о мудрости и вразумлении. Советы пока получаю разные. Один православный психолог посоветовала отступиться (это же руководство вижу в евангелие), но батюшки в церкви советуют бороться за сына (даже единственный друг мужа говорит судись с ним). Но моя цель не просто "отвоевать" сына, а вырастить его гармоничным, духовно здоровым и самой спастись. Спаси Бог.

Я бы тоже посоветовал не отступать, но вы смотрите сами. Судя по всему вы уже решили для себя. Молитесь, чтобы Бог все устроил.

Вопрос (людмила) 14 октября 2015г. Добрый день. О. Роман, как молиться за своих предков, не знаю были ли они крещеными. Какие требы можно за них подавать в церкви? Можно ли заказывать сорокоуст за крещенного чел-ка, но не ходящего в церковь? Где проводится чин покаяния?

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) За тех, про которых не знаете, можно подавать простые записки. За близких - заказные. Подавать сорокоуст можно. Таинство Покаяния проходит в любом храме.

Отец Роман, добрый день! Ответьте пожалуйста, а можно ли верующей крещеной женщине красить ногти? Когда я была в Сергиев Посаде, отец Герман, заметив мои накрашенные ногти на ногах, сделал мне замечание и сказал, что вот поэтому они у Вас плохо и ходят(я жаловалась ему на плохую ходьбу). Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому вопросу (относительно крашения ногтей на руках и ногах). Спасибо.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Это вопрос личного благочестия и решается с духовником. Если для вас ясен смысл женского прихорашивания, то вопросов - можно красить или нельзя - возникать не должно. Кажется Иоанн Златоуст сравнивал женщину с накрашенными ногтями с хищной птицей с кровавыми когтями. Мое мнение - можно в меру. Но, по большому счету, это от недостатка духовной жизни. Например, женщина, которая познала радость Иисусовой молитвы, трепет от осознания присутствия Божия уже не будет красить ногти, ей это незачем. Там уже совсем другие интересы.

Вопрос (Юлия) 14 октября 2015г. Здравствуйте, отец Роман! С праздником Покрова Пресвятой Богородицы! Ответьте пожалуйста: 1. Можно ли мыться в Покров и другие церковные праздники, кроме Пасхи (в этот праздник я знаю, что нельзя); 2. Можно ли в стиральной машине в такие праздники стирать белье?; 3. Что делать с остатками свечек, которые не догорели до конца в подсвечнике? Или обязательно надо до конца им догорать? Спасибо за ответы. Храни Вас Господь!

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) 1. Что касается мытья, то это частные мнения отдельных священнослужителей. Церковь никогда не выставляла запрета на мытье в праздники. Подробнее мы уже рассуждали об этом в ответе от 5 сентября 2011 года Юлия (можно набрать в строке поиска слово - мыться). По-хорошему это нужно спрашивать у своего духовника. 2. Стирать тоже можно, как и мыться. Главное - не нужно этого делать в ущерб богослужению. Смысл праздника - провести день свято, по-Божьи. После посещения богослужения вполне можно (а в некоторых случаях и нужно) заняться домашними делами, ведь никто кроме вас детей и мужа не накормит и не помоет. 3. Огарки либо сжигать, либо выбрасывать в церковные колодцы (непопираемые).

Вопрос (Евгений) 14 октября 2015г. Добрый день отец Роман! Можно ли захоронить умершую домашнюю птичку на территории человеческого кладбища? Само собой не в могилу а где то в уголке в сторонке но на территории...мотив такой... Мы живем в Москве и тут постоянно проводятся строительства облагораживание территорий и иные земельные работы по этому места нормального нет для захоронения...думали это сделать за городом на территории кладбища где покоятся родственники. Можно ли так поступить? Спасибо Вам за ответ.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Можно. Только отпевать не надо.

Вопрос (Александра) 14 октября 2015г. Отец Роман, Добрый день. С праздником Покрова Вас. Спасибо за ответ. Если у Вас есть информация, скажите пожалуйста. Завтра возможен приём отца Власия. И если не получится попасть завтра, можно ли где-то у Вас остаться на ночь. Я в положении и поеду своим ходом, без машины. Благослови Вас Господь.

Вопрос (Надежда) 14 октября 2015г. Здравствуйте батюшка Роман. у сына не складывается личная жизнь и с работой тоже не очень. Я за него молюсь, очень часто подаю в монастыри сорокоусты. Недавно записала в монастырь на Афоне. И это длится не один год. Почему сыну не везёт? Он помаленьку начинает как бы обижаться на Бога. Я говорю, что это делать нельзя. Что делать. Ведь я за него молюсь.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Пусть не дует губы на Бога, а лучше прилежнее верит, ищет и молится, потому что всем с верой просящим Бог посылает ответы. Обижаться на Бога имеют права те, кто полностью выполнил Его закон, соблюл заповеди до йоты. А нам, ничего не делающим для спасения, надо обижаться только на себя, так как Бог со Своей стороны сделал для нас все. Продолжайте молиться и искать.

Вопрос (Нина) 14 октября 2015г. Здравствуйте, отец Роман. Бог в помощь. В жизни много искушений, но самое тяжелое это искушение веры. Мне бывает очень страшно, что я потеряю веру не справлюсь с каким то искушением -наваждением. Я очень хочу чтобы было именно так как проповедует нам православие. Я не хочу ни чего другого. Я изучла, хоть и поверхностно, другие религии и все они не имеют Жизни. Они как бы бездушны, безосновательны. Там везде пустота. А здесь Свет и Жизнь. Но эти помыслы так тяжелы. А вдруг не так все как есть, а вдруг откроется какое-то ранее неведанное понимание бытия... Ненавижу эти мысли, гоню их от себя не хочу беседовать с ними. Но они так настойчивы. Страшно, батюшка. Если найдется слово ободрения или совет буду благодарна.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Не пугайтесь. Это искушение такое. Вера - бесценный дар от Бога, потому не удивительно, что за него ведется такая брань. Ведь достаточно разубедить человека в Православии, как он переходит на совершенно другие рельсы ведущие в пропасть. Вспоминайте те основания, обстоятельства, благодаря которым вы пришли в Церковь. Воскрешайте в памяти чудеса, приведшие вас к Богу, постоянные милости Божии к вам. Главное проявить смирение и терпение. Сильные искушения не бывают продолжительны.

Вопрос (Светлана) 14 октября 2015г. Отец Роман, здравствуйте! У меня такой вопрос: в годовщину смерти бабушки она мне приснилась и сказала, что у нее мерзнут ноги, а я во сне подумала о носочках которые недавно купила. Что надо ей принести. Вот проснулась и не знаю, как быть. Сходила в церковь, поставила свечку. А где-то слышала, что надо эти носочки нуждающимся отдать. Так ли это? Понимаю, что это всего лишь сон, но все же.

Ответ (Роман (Кропотов), иеромонах) Никто в Церкви вам не скажет, что если во сне вам вспомнились носочки, то нужно их отдать нуждающимся. Сонники Церковь не выпускает. Милостыню сделать можете, но не нужно слишком доверяться снам. Закажите литургическое поминовение бабушки (если крещена).

Вопрос (Светлана) 14 октября 2015г. Здравствуйте отец Роман! Подскажите пожалуйста, 17 октября (суббота), есть ли праздник, будет ли принимать отец Власий?

Митрополит Афанасий Лимассольский

Оставайтесь такими, какими Бог вас создал, чтобы мы красиво относились в первую очередь к самим себе, чтобы начинали с самих себя, чтобы нам не хотелось унижать и осмеивать самих себя. Иногда спрашивают:

– А грех ли краситься?

Это не грех, красься как хочешь! Но проблема в чем? В том, что ты подменяешь себя. Или вот носишь серьгу – а другой смотрит на тебя и спрашивает себя: а как ты это выдерживаешь? И зачем нацепил ее себе на бровь? Ну хорошо, но разве это не мешает тебе, будто муха сидит у тебя на лбу?

Или приходит, чтобы сказать что-нибудь, а у нее с волос свисает что-то и входит ей в глаз. Ну зачем это всё, дети? Или какие-нибудь ботинки, и тебе нужно прилагать особые усилия, чтобы удержать равновесие.

Я и в самом деле иногда так спрашиваю себя. Сижу и смотрю на них сверху из монастыря, где царит тишина, и вот издали слышно, как останавливается автомобиль, и она стук-стук-стук каблуками, пока не войдет в храм. Внутри, может, читают Евангелие и царит полная тишина. А потом она говорит:

– Я не хожу в церковь, потому что, когда войду внутрь, все оборачиваются и смотрят на меня!

Ну, конечно же, смотрят, если ты переполошила людей! Как человеку не посмотреть, что ты обула и на чем сюда пришла! У них при виде этого аж голова закружилась!

Дети, уважение начинается с себя. Ну хорошо, у женщины в природе заложено украшать себя, это так, и, конечно же, надо носить хорошую одежду. Но только нужна мера. Красота – в меру. Крайности излишни, потому что потом человек теряет меру и уже не может понять, что тут правильно, а что нет, потому что у него нет чувства меры, он утратил ощущение того, что тем самым он бросит вызов другим людям. Когда говоришь ему:

– Дитя мое, это вызывающе! – он спрашивает тебя:

– А почему? Как это может быть вызывающим?

Он этого не понимает, потому что у него уже нет меры.

Надо научиться ценить других и Самого Бога. Благодарность к Богу приходит постепенно: сначала начнешь ценить себя, уважать себя, свое тело, лицо, заботиться о нем, но по-красивому, с уважением к себе, не изменяя своего лица. Потом, когда уважаешь себя, ты уважаешь и своих родителей, учителей, брата, соседей, дядю, супругу.

Так наша жизнь становится красивой, ведь что дашь другому, то он и вернет тебе. Если ты варвар, тогда и к тебе будут относиться так же. Поэтому нам надо поработать над собой, и когда мы делаем что-нибудь, то сесть и спросить себя: «А зачем я это делаю, по какой причине? Нацепила на себя 15 серег, обвешалась ими сверху донизу. А зачем? Для красоты? Но это же некрасиво. В чем же тогда причина? Что меня к этому побуждает?» Мы должны увидеть побуждение, то есть исследовать себя, однако не с душевным надрывом, а чтобы поработать над собой.

Публикации по теме