Как в вифлееме отмечают рождество. Генеральная уборка в Вифлееме

В Вифлееме. Воздвигнут он на месте рождения самого Спасителя. Ежегодно в этот древний город стекается множество паломников. Помимо пещеры, в которой по прибытии в Вифлеем остановились Мария и Иосиф, здесь можно осмотреть Поле Пастушков, Молочные грот и некоторые другие достопримечательности.

Евангельские события

Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира. Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима. Сделали они это потому, что тогдашний римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.

Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец. Здесь и появился на свет Иисус Христос. Именно сюда пришли поклониться будущему спасителю сначала пастухи, а затем волхвы.

Римское святилище

Разумеется, католические и православные храмы начали строить в Иерусалиме и Вифлееме гораздо позже распятья и вознесения Христа. Во втором веке римляне возвели над местом его рождения храм, посвященный Адонису. Этот бог, наряду с Персефоной, считался олицетворением смены времен года. Конечно, языческий храм на месте рождения основателя новой религии, с точки зрения верующих христиан - это не очень хорошо. Однако именно благодаря этому сооружению, вифлеемская пещера была сохранена для потомков.

Строительство храма

Через пару веков над пещерой, в которой был рожден Спаситель, поставили небольшую христианскую базилику. Возвела ее в 339 году Елена, мать императора Византии Константина Великого, после того, как посетила эти места со святым паломничеством. Прямо над пещерой была сооружена небольшая постройка с конической крышей. Сверху в ней устроили проем. Через него паломники могли осматривать место рождения Христа.

История храма

Очень сильно первый храм пострадал во времена самаритянского восстания. Восстановлен он был примерно в 550 веке императором Юлианом. В ходе реконструкции он был значительно расширен. Помимо этого, в нем был устроен так называемый Святой вертеп - спуск в саму пещеру.

В 1717 году то место, где родился Иисус, было отмечено 14-лучевой звездой, ставшей символом Вифлеемской. Сверху нанесли надпись: «Здесь Дева Мария родила Христа». Над ней в наши дни каждый день совершается божественная литургия. Специально для этого здесь собран мраморный престол. Рядом с ним расположен спуск в ясли, в которые Мария положила Спасителя после рождения.

Храм Рождества Христова (Вифлеем), фото которого вы можете видеть на странице - древнейшее строение с очень интересной историей. Согласно этой легенде, во время вторжения персов (в 12 веке) в стране уцелела только эта небольшая церковь. Завоеватели не стали уничтожать ее из-за того, что на ее стенах были нарисованы волхвы. Они приняли их за жрецов зороастрийского бога солнца. Это случайное спасение храма считается одним из чудес христианства. На настоящий момент базилика над пещерой Спасителя является старейшей в Палестине церковью.

Историческая ценность

Храм Рождества Христова в Вифлееме представляет большой интерес не только для верующих, но и для историков. К примеру, здесь до сих пор сохранились фрагменты напольной византийской мозаики, а потолок поддерживают колонны времен Юстиниана. Последние изготовлены из песчаника и отполированы настолько искусно, что кажутся мраморными. Настенные мозаики и росписи на колоннах сделаны в 1143-1180 гг. Очень хорошо сохранились фрагменты 11

Установленный перед алтарем Амвон датируется временем крестоносцев (12-13 вв.). Имеет историческую ценность и иконостас этого древнего храма. Изготовили его в Греции в 18 веке. Паникадила были подарены храму русскими императорами Николаем Вторым и Александром Третьим. Колокола в церкви также российские.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Подземелье младенцев

Посещают паломники не только храм в Вифлееме, но и еще одну очень интересную христианскую святыню. Рядом с южным входом в базилику находится лестница, ведущая в пещеру, в которой захоронены кости младенцев. По легенде, убить их приказал царь Ирод, прогневавшийся на мудрецов, которые сообщили ему о рождении Христа, но не сказали, где именно это произошло. Когда-то эти дети были захоронены в Вифлееме. Для того чтобы узнать, где находится их могила, Елена послала вифлеемскому раввину вышитое одеяние. Благодарный священник показал ей место захоронения. Узнав о том, где могила детей, Елена поставила над ней гробницу.

Молочный грот

Рядом с храмом находится также так называемый Молочный грот. Принадлежит он католической церкви. По преданию, именно на этом месте Богородица кормила грудью Христа. Одна капля молока упала на землю, и скала в ту же минуту приобрела белый цвет. Это второе, широко известное чудо храма в Вифлееме. В Молочном гроте, помимо всего прочего, можно посмотреть на икону Божьей Матери, кормящей Иисуса.

Врата смирения

На данный момент Храм Рождества Христова в Вифлееме относится к греко-православной конфессии. Как и все патриархата, убран он очень красиво. Главный вход в него назван Вратами смирения. Во времена Средневековья два входа в храм были замурованы, а главный сильно уменьшен по высоте. Сделано это было для того, чтобы внутрь не могли попасть вражеские всадники. С тех пор при входе в храм верующие вынуждены наклоняться. Отсюда и название главных врат.

Чудо спасения от арабов

Храм Рождества Христова в Вифлееме - исторический памятник, о котором существует еще одна очень На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме много веков назад. Однажды, во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи находящимся в нем людям было неоткуда. И тогда они начали молиться. И просьбы их были услышаны. Из одной из колонн вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.

Православные храмы имеются во многих странах мира. И повсюду они поражают своим великолепным убранством и явленными людям чудесами. Вифлеемский храм в этом плане исключением не является. Эта древняя базилика, безусловно, представляет большой интерес как для верующих, так и для историков.

Святой праздник в Вифлееме

Ныне праздник Рождества у всех православных христиан считается самым радостным и значительным; фактически, он является началом и основанием для прочих церковных торжеств и отмечается очень торжественно. В канун праздника Рождества Христова составляет пять дней – с 2 по 6 января; попразднество же продолжается шесть дней и завершается праздником Обрезания Господня. Празднику предшествует подготовительный Рождественский пост, называемый также Филиповым (так как начинается на другой день после дня памяти св. ап. Филиппа) или «малой четыредесятницей» (поскольку длится сорок дней, вплоть до навечерия Рождества Христова – 6 января). В Вифлееме празднование Рождества начинаются задолго до заката. В Палестине к христианским праздникам особое отношение: нередко арабы-мусульмане приезжают на Рождество в Вифлеем, чтобы высказать христианам свое уважение. Да и среди самих палестинцев христиан довольно много. Празднования,где расположена Церковь Рождества Христова, начинаются с музыки. Оркестры обходят несколько кварталов. Такие же мелодии в Средние века здесь исполняли рыцари-крестоносцы. Службу в храме правят сразу несколько священников на разных языках. Вокруг храма собираются несколько десятков тысяч человек.

Утром, 6 января, Иерусалимский Православный Патриарх в сопровождении архиереев и клириков выходит из тронного зала Греческой Патриархии. Процессия следует к Башне Давида у Яффских ворот Старого Города, где Патриарх в сопровождении кортежа автомобилей направляется в сторону Вифлеема. На улицы выходит арабоязычная православная молодежь, одетая в скаутскую форму. У каждой школы есть своя команда скаутов, так что 6-го числа сотни вифлеемских детей шествуют по городу с волынками и барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. От мала до велика заполняют все прилегающие к базилике улицы, устраивают настоящий парад, маршируя и играя на различных духовых и ударных инструментах, виртуозно вертят и ловко подбрасывают в воздух длинные разукрашенные булавы. Волынки завезли на Святую Землю англичане, так что, можно сказать, это напоминание о временах британского мандата - 1917-1948 г.г.


Клирики Святогробского братства в красных праздничных облачениях встречают патриарха на площади Яслей

На площади Яслей в красных праздничных облачениях с иконой Рождества и Евангелием Предстоятеля Иерусалимской православной церкви,Блаженного патриарха Феофила встречают многочисленные клирики Иерусалимской Православной Церкви,члены Святогробского братства,православные паломники со всех частей света. Потому-что именно здесь в Вифлееме рождается Божественный первозданный свет самой яркой звезды рождения Спасителя.

Войдя на площадь Яслей Патриарх облачается в мантию и в сопровождении Губернатора и Мэра Вифлеема, крупных военноначальников и полицейских, старейшин, владельцев крупных магазинов и отелей, проходит по площади ко входу в храм, осеня крестом всю окружающую его бесчисленную арабскую паству, и паломников.

Через главную очень низкую дверь, которая называется «Вратами смирения», Патриарх входит в храм Рождества Христова, поклоняется к Вифлеемской звезде и яслям. Как только Предстоятель вступает на Патриарший трон начинаются Царские часы.


Царские часы в церкви Рождества в Вифлееме

Самая ранняя в православном мире рождественская служба. Патриарх восседает на троне справа от царских врат алтаря. Распевы греческие древнее и монотоннее российских праздничных тропарей, но суть едина - "Рождество твое, Христе Спасе наш, воссияй мир светом разума".

Процессия во главе с настоятелем иерусалимской православной церкви обходит храм. Праздник Рождества начинается. Сначала в Вифлееме, далее по всей православной земле.

На следующий день, в полночь Патриарх совершит здесь праздничную рождественскую Евхаристию, на которую обычно на короткое время посещает Глава Палестинской Национальной Администрации.


Православные паломники в церкви Рождества в Вифлееме

Рождественское богослужение в базилике - большое торжество. Приезжает телевидение, представители палестинской администрации. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме перед алтарем, остальной народ стоит в храме. Приходят не только православные, но и католики: в Вифлееме много смешанных семей, и, например, мама может быть католичкой, а папа - православным. Так что они отмечают Рождество дважды.

Собор Рождества - самый древний христианский храм Святой земли. Сегодня его фасад утяжелен мощными опорами, удерживающими стены. Вход - низкий, но над ним можно разглядеть подкову входа времен крестоносцев, а еще выше - широкую притолоку входа византийской церкви. Одни говорят, что вход был частично заложен, чтобы всем пришлось поклониться, другие объясняют - чтобы грабители не могли украсть церковную утварь; но, скорее всего, это было сделано во избежание обвала..
Первый храм Рождества был маленьким - под стать размерам городка, но уже через сто лет, когда началось паломничество, его стали расширять и украшать. Сегодня это храм-базилика с густым лесом массивных розовых колонн, а на них едва угадываются полустертые временем восковые (в технике энкаустики) изображения святых.

Сердце храма - грот Рождества или пещера, где, по преданию, и произошло рождение Христа. Перед входом в пещеру - алтарь обрезания, где на восьмой день после рождения Богомладенец был обрезан по закону Израиля. Там находится икона улыбающейся Богоматери Вифлеемской - подарок русских царей.


Здесь родился Спаситель

В пещеру ведут ступени, вход обрамлен двумя мраморными колоннами работы крестоносцев. В пещере обычно много людей и мало воздуха, но все искупает возможность припасть к звезде, на которой написано: «Здесь родился Спаситель». Из-за этой звезды, по народному поверию, и вспыхнула Крымская война: турки попытались передать звезду католикам, Россия вступилась за православных, англичане высадили десант в Крыму. После войны турки восстановили довоенный порядок. Этот порядок сохраняется по сей день: у православных, католиков, армян и сирийцев есть определенные часы, когда они могут пройти процессией, кадить, поклоняться и молиться в храме Рождества.

В пещере слева от входа - каменные ясли, куда был положен младенец Христос. Крестоносцы в свое время поставили было деревянные ясли, но со временем те исчезли - да, правду говоря, в Палестине ясли обычно каменные. В глубине - дверь, отделяющая грот Рождества от подземного лабиринта, куда можно попасть через стоящую рядом латинскую церковь Святой Екатерины, где хранится керамическая скульптура Младенца Христа. Ее приносят и кладут в ясли перед латинским Рождеством и уносят обратно после православного. У двери грота - отверстие колодца. Туда, по традиции, упала звезда, за которой шли волхвы, и чистые сердцем могут увидеть ее.


Собор Рождества

Древнее мозаичное изображение волхвов в «персидских одеждах» не сохранилось до наших дней. В каноническом понимании волхвы были царями восточных стран, но у путешественника Марко Поло есть о них своя история, достойная апокрифа. Как рассказали ему в Персии, волхвы были зороастрийскими магами-священниками, которые по звездам узнали о предстоящем Рождестве Спасителя. Они пришли в Вифлеем, неся с собой дары, предназначенные проверить, кто Он. Если родившийся Младенец возьмет смирну - значит, он врачеватель; возьмет ладан - значит, Бог; золото - быть ему царем. Но Младенец принял все три дара, потому что Он исцелял страждущих, был Богом, и Царем не от мира сего.

Иудейский город Вифлеем один из древнейших городов на земле, основанный в 16 – 17 веках до нашей эры. Это маленький городок, близ Иерусалима, скорее пригород Иерусалима, нежели самостоятельный город, но с огромной исторической и религиозной ценностью, идущей корнями в ветхозаветные времена.

Рахиль – жена Исаака (праотца) была похоронена по дороге между Иерусалимом и Вифлеемом. Ее гробница – святыня для иудеев и место постоянного паломничества. Здесь же родился и был помазан на царствование Царь Давид. Его, как правило, упоминают, как автора Псалтыря, однако было бы ошибкой забывать, что это был великий деятель, объединивший Израиль, присоединивший к нему Иерусалим, и сделавший Иерусалим столицей. Здесь же происходили события, описанные в Книге Руфь, посвященной пробабке Давида, язычнице моавитянке, которая приняла Бога Единого и еврейский народ.

Вместе с тем, наиболее значимое событие в истории и жизни города – это рождение Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Ни Мария, ни муж ее Иосиф не были рождены в Вифлееме. Иосиф жил в Назарете, а Мария, по одной их версий, проживала в Иерусалиме, и по другой – в Назарете. Оба они отправились в Вифлеем, так как от туда происходил их род. В то время Римская Империя проводила перепись населения в провинции Иудея, и в целях облегчения работы переписчикам, людям было приказано явиться в те места, откуда шел их род.

История Рождества Христова подробно излагается только двумя Евангелистами: Матфеем и Лукой. После рождения, Иисусу пришли поклониться волхвы, которым, согласно Евангелию от Матфея, указала путь, зажегшаяся в небе, , приведшая и остановившаяся точно над местом, где находилась Мария с Младенцем. Принесенные волхвами дары, должны были определить, Кем родился Господь: если бы он выбрал смирну – был бы признан врачевателем, ладан – Богом, золото – Царем. Младенец принял все три дара, будучи Богом, Царем и исцеляя болеющих.

Празднуется Рождество 25 декабря. Русская Православная и некоторые другие Церкви отмечают праздник 7 января. В православии Рождество предваряется постом и относиться к двунадесятым праздникам. История праздника Рождества Христова (сам факт празднования, а не факт Рождения Иисуса) уходит корнями в 4 век нашей эры. По некоторым данным, формирование отдельного празднования Рождества обязано устремлению христианских церквей вытеснить культ Солнца, крепко укоренившегося в Римской империи, рождение которого отмечали 25 декабря.

Храм Рождества Христова впервые, на месте Рождения Иисуса, в Вифлееме, построила святая царица Елена. Его смогли определить, благодаря капищу Адониса, который установили римляне в пятидесятых годах второго века. Во времена правления императора Андриана, началось восстание Иудеи, подавив которое правитель планировал уничтожить не только Иудею, но и даже память о ней. Иерусалим был практически стерт с лица земли, местность на которой, ранее возвышался город, была переименована в Элию Капиталину. Провинция Иудея стала называться Палестиной, по имени языческого народа, пришедшего с египетской стороны в двенадцатом веке до нашей эры, с которым древние евреи воевали много веков. Вместо христианских святынь, которые язычника воспринимали, как еврейскую секту, стали устанавливать места поклонения римским богам.

Построенный Еленой Храм, в 529 году почти полностью сгорел, оставив в воспоминаие о себе лишь, выложенные мозайкой полы. Ныне стоящее здание было построено в шестом – седьмом веках нашей эры. Стоит отметить, что это единственный Храм на Святой Земле, который сохранился до наших дней с домусульманских времен.

Важнейшая святыня Храма – Рождественская Пещера, над которой распологается центральный предел. Здесь, так же находится древний колодец, куда по преданию упала , и где сейчас установлена Серебряная Звезда, подаренная Турецким султаном монахам францисканцам. Даже приверженцы протестанского направления, которые не соблюдают традиций иконопоклонничества и паломничества, с большим трепетом прикасаются к Серебряной Звезде.

Здесь, в пещере находятся ясли, куда Боогодица положила новорожденного Иисуса. Пять дощечек (часть яслей) из древесины оливы, из которых была сделана внутренняя часть, с четвертого века находятся в Риме, в церкви Санта-Мария-Маджоре.

У южного входа в Рождественскую пещеру находиться удивительная, чудотворная Вифлеемская икона Божьей Матери. Ее уникальность еще и в том. Что на этом образе Мария счастливо улыбается.

Рождественская пещера – это отнюдь не последняя святыня в Вифлееме. В правой стороне от Храма находится «Молочная пещера». В этом месте Мария кормила Младенца и разбрызгала молоко. Над пещерой возвышается церковь францисканцев от 1871 года.

По левую сторону от комплекса, располагается церковь, относящаяся к католической конфессии, построенная святой Екатериной, с расположенными внутри пещерами, в которых Иероним Стридонский продвизался в переводе Святых Текстов на латынь. Здесь же посещала его ученица Паула, ставшая преподобной и открывшая в Вифлееме женский монастырь.

Во многих отношениях, Вифлеем, как город живет за счет паломников и туристов, приезжающих сюда со всего мира. Центр его – Базилика Рождества Христова, однако символы Рождества встречаются в течении всего года, и далеко за пределами Храмов или церковных лавок. Магазины, , , кафе и пестрят названиями типа «Подарки волхвов», «Прибежище Марии» и т.д. а белки или украшения в виде звездочек или миниатюрных вертепчиков встречаются повсеместно и круглогодично.

Круглый год Вифлеем принимает гостей, приезжающий сюда и с юга и с севера, с Голан и в . В сопровождении отряда полиции, входят в город вереницы, оставивших на время свою привычную жизнь и приехавших поклониться святыне. Сопровождение полиции обусловлено тем, что город относиться к Палестинской автономии, и поскольку отношения между израильтянами и палестинцами не всегда теплые, первые предпочитают принять все меры предосторожности, иногда даже излишние, что бы обеспечить своих туристов абсолютной безопасностью. Вокруг Вифлеема установлена стена (с той же целью), по всему периметру которой располагаются автобусы, машины и , привозящие сюда паломников и туристов.

Вифлеем и Храм Рождества Христова – место, несущее в себе не только историческую и религиозную ценность, здесь абсолютно особая энергетика. Какие то тонкие вибрации расшевеливают даже самые зачерствевшие души, меняя людей в лучшую сторону, зажигая в их сердцах надежду и искорку Любви, мягким светом мерцающей Вифлеемской Звезды.

БОГ ВОПЛОТИЛСЯ, ЧТОБЫ «ПРЕЖДЕ ПАДШИЙ ВОССТАВИТЬ ОБРАЗ...»

ОТ ИЕРУСАЛИМА до Вифлеема - рукой подать: восемь километров на юг, по отличному шоссе. Автобус пролетает их за десять минут... В давние времена, когда не было гудроновых автобанов и паломники по Святым местам передвигались в основном пешком, им постепенно открывался замечательный библейский вид на Вифлеем, лежащий среди живописных холмов...

По-еврейски Вифлеем - Бейт Лехем: «город хлеба». Древнее название этого места Ефрафа - «плодородие». Здесь когда-то собирала на полях колосья благочестивая Руфь, родившая сына, которого нарекли Овид. Это был дед великого царя-псалмопевца Давида ( X в. до Р. X ), из рода которого, по пророчествам, надлежало явиться Мессии, Сыну Божию...

Сам Господь говорит о Себе: «Я хлеб, сшедший с Небес».

Вид на храм Рождества Христова и окрестности Вифлеема.

«ГОТОВИСЯ, ВИФЛЕЕМЕ, ОТВЕРЗЕ ВСЕМ, ЕДЕМЕ, КРАСУЙСЯ ЕВФРАФО, ЯКО ДРЕВО ЖИВОТА В ВЕРТЕПЕ ПРОЦВЕТЕ ОТ ДЕВЫ: РАЙ БО ОНОЯ ЧРЕВО ЯВИСЯ МЫСЛЕННЫЙ,В НЕМ ЖЕ БОЖЕСТВЕННЫЙ САД,ОТ НЕГОЖЕ ЯДШЕ, ЖИВИ БУДЕМ, НЕ ЯКОЖЕ АДАМ УМРЕМ. ХРИСТОС РАЖДАЕТСЯ ПРЕЖДЕ ПАДШИЙ ВОЗСТАВИТИ ОБРАЗ» (Тропарь Предпразднства).

«...В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов , называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ». В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. (Лука, 2:1-19.)

КОГДА автор этих строк в середине девяностых побывал с группой па-ломников на Святой Земле, то разместили нас именно в городе Рождества Хрис-това, в одноименной гостинице «Бетлехем», недавно построенной и содержащей-ся православными арабами. Она была стилизо-вана под Рождественский вертеп, и ум не вмещал тогда, что мы и вправду на Земле Христа, что здесь где-то совсем рядом, в пещере явился в земной истории, воплотился, родился Бог!..

Поездка была благотворительной, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, в группе насчитывалось более ста человек (в основном священнослужители и монашествующие), со всей матушки России, всех епархий РПЦ... В холле, где сидят администраторы, - образ Пресвя-той Богородицы, на одной из стен - портрет Ясира Арафата, бывшего тогда руководителем Палестинской национальной администрации, председателем исполкома Организации освобождения Палестины.

Гостиница совсем новая, мы, как оказалось, были первыми русскими паломниками, заселенными в нее... Кстати, в 2012 году в Вифлееме появилась улица Путина , после его визита сюда, и началось строительство Русского культурного центра. (Ещё одна улица носит имя нашего Президента и в древнем Иерихоне).

Все дни нашего пребывания на Святой Земле были похожи в одном: поздний ужин и отбой, ранний подъем. В первый день - особенно ранний: уже без четверти четыре - звонок по телефону. В шесть утра автобус трогается в Иерусалим, мы отправляемся на литургию в храм Ус-пения Пресвятой Богородицы. (Поездка была приурочена к этому празднику).

Вот как писал о Вифлееме первый наш паломник, Русской земли игумен ДАНИИЛ в своем «Хождении», состоявшемся в XII веке : « Вифлеем же святой на юге от святого Иерусалима, в шести верстах. По полю - две версты до спешения Авраама, где Авраам оставил слугу своего с ослом, и взял сына своего Исаака для жертвы, и дал ему понести дрова и огонь. И тот сказал ему: «Отец, вот дрова и огонь, а где же овца?». И сказал ему Авраам: «Бог покажет нам овцу, чадо». И Исаак шел, радуясь, путем тем по направлению к Иерусалиму. Ведь на то самое место приведен был Исаак, где Христос был распят.    И оттуда верста одна расстояния до места, где святая Богородица видела два рода людей: одних смеющихся, а других плачущих. И тут была церковь создана, монастырь был Святой Богородицы. Ныне же разорено все от поганых.    А оттуда до гроба Рахили, матери Иосифа, две версты...».

«Гроб Рахили» - на выезде из Вифлеема, прямо рядом с шоссе, у входа во двор, у ворот сто-ят два израильских солдата. Сейчас здесь синагога, над местом, где захоронена Рахиль, супруга Иакова, мать праведного Иосифа. «...И погребена на дороге в Ефрафу, то-есть Виф-леем. Иаков поставил над гробом ее памятник. Это надгробный памятник Рахили до сего дня» (Быт. 35, 19-21).

Это место с глубокой древности почитали и почитают не только ев-реи, но и арабы: у гробницы молились при бездождии, беременные женщины брали камешки отсюда, носили при себе (Рахиль, как мы знаем, долгое время была бесплодна). Рядом, с XVIII века, здесь начались захоронения бедуинов, ныне вокруг обширное мусульманское кладбище.

А вот какой представилась «Гробница Рахили» (так озаглавлено стихотворение) в начале XX века чуткому слуху будущего автора «Окаянных дней» Ивана Бунина :

«И умерла, и схоронил Иаков Ее в пути...».

И на гробнице нет Ни имени, ни надписей, ни знаков.

Ночной порой в ней светит слабый свет,

И купол гроба, выбеленный мелом,

Таинственною бледностью одет,

Я приближаюсь в сумраке несмело

И с трепетом целую мел и пыль

На этом камне выпуклом и белом...

Сладчайшее из слов земных! Рахиль!

1907 г.

Вскоре возникает на пути израильский пост, на границе с палестинской территорией, прове-ряющий выборочно машины и людей, следующих по шоссе в ту и в другую сторону. Отныне мы каждый день будем наблюдать сцены проверок... Здесь на каждом шагу библейская древность сочетается с современно-стью, днем сегодняшним, и очень зримо и ярко видишь, как мало изменился мир человеческий за тысячелетия: те же столкновения, притязания и разделения.

С самых давних времен, от дня Вознесения, христиане приходили покло-ниться местам, связанным с жизнью Спасителя... Гонители же христианства всячески пытались уничтожить все свидетельства о земной жизни Христа. Так, на Гробе Гос-поднем император Адриан (годы правления117-138) поставил языческий храм Венеры. Но результат полу-чился обратный: таким об-разом римский правитель обозначил и сохранил до времени в неповрежденности саму великую святыню.

Похожим об-разом в 135г. Адриан пос-вятил Пещеру Рождества и окружаю-щий лесок богу Адонису, пытаясь насадить и здесь языческий культ. (Нелишне будет сказать, что император Адриан был гомосексуалистом, всегда с ним в походах пребывал милый юноша по имени Антиной, которого после гибели император велел обожествить. Культ Антиноя был широко распространен по всей империи, придворными астрономами было названо его именем созвездие, оно упоминалось до XIX века, ныне отменено. До настоящего времени сохранилось пять тысяч (!) изображений Антиноя, много более, чем великих, знаменитых, куда больше значимых для истории римлян! Император Адриан, по христианскому преданию, был инициатором казни святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии ).

В начале IV века, после Миланского эдикта (313 г.), когда прекратились гонения против христиан, император св. Константин Великий отдал распоряже-ние, после вырубки окру-жающего леска, построить над святым Вертепом грандиозный храм, воздвижение которого ве-лось под наблюдением его матери св. царицы Елены .

Эта базилика (в переводе «царский» дом) - огромный храм, разделенный колон-нами на нефы, был достро-ен впоследствии, после реконструкций, ремонтов и пожара, в VI веке императором св. Юстинианом , и единст-венный в Палестине не пре-терпел значительных разрушений за все 14 столетий.

В 614 году, во время на-шествия персов, когда бы-ли разорены многие христи-анские святыни, храм чудом был убережен от разруше-ния: захватчики останови-лись перед мозаичным изо-бражением волхвов в пер-сидских одеяниях на фрон-тоне. Им объяснили, что са-мые мудрые их соотечественники приходили поклониться Богомладенцу, Которому посвящен этот храм...

Персидские волхвы были люди ученые, облада-вшие большими знаниями, преемники тех мудрецов, над которыми начальство-вал пророк Даниил в стране Вави-лонской, где пребывали во время семидесятилетнего пленения иудеи (VI в. до Р.Х.).Именно от них предки этих волхвов знали, что верующие во единого Бога евреи ждут Ве-ликого Царя, Избавителя, Который станет Владыкой мира.

Пророк Даниил поразительно точ-но предсказал время при-шествия Его: через «семь-десят седмин», т. е. 490 лет.

Бог призвал персидских му-дрецов к поклонению Родив-шемуся Спасителю мира че-рез явление необыкновен-ной звезды, о которой, как знали они, про-рочествовал, помимо своей воли, еще языческий прорицатель Валаам , современник Моисея (1500 до Р.Х.).

На всем Востоке в это время было широко распростране-но убеждение, что в Иудее должен явиться Царь, Вла-дыка мира.

И не только на Востоке. В религиях, священных текстах многих дохристианских народов, в творениях древних философов, мыслителей и государственных деятелей золотой нитью проходила мысль о грядущем приходе в мир вочеловечившегося Бога...

Все народы земли предуготавливались к приятию Благовестия Христова, и первая всеобщая перепись населения, промыслительно объявленная две тысячи лет назад Октавианом Августом , основателем Римской империи, именно этому и содействовала.

Потому, придя в Иерусалим, волхвы так уве-ренно спросили, без тени сомнения: где родив-шийся Царь Иудейский?..

Ирод выпытывает у волхвов время появления Звезды.

Этот вопрос необычайно встревожил Ирода, не име-вшего законных прав на иудейский престол (т. к. был идумеянином). Кровожад-ный и властолюбивый царь (у которого, как сказал сам император Август, быть свиньей лучше, чем сыном!), решивший уничто-жить своего, как он думал, будущего соперника, созвал перво-священников и книжников и спросил о месте ро-ждения Мессии.

Получив ответ, что в Вифлееме, по пророчеству Михея (5, 2), он решил выведать у волхвов о времени явления звезды, а затем отправил их в Виф-леем, чтобы они рассказа-ли потом, вернувшись, о Новорожденном, с целью погубить Его.

Звезда, которая вела их до Вифле-ема, указывая путь, остано-- вилась над местом, где на-ходился Младенец.

Волхвы - предание называет их име-на: Мельхиор, Гаспар и

Вальтазар - принесли Новорож-денному дары: золото, как Царю, ладан, как Богу, и смирну, как долженствую-щему вкусить смерть Чело-веку. С великим благоговением и любовью поклонившись Младенцу и Юной Матери Его, с сердцами, преисполненными «великой радостью», они, получив откровение во сне не возвращаться к Ироду, иным путем ото-шли в свою страну...

ПРАЗДНИК в Вифлееме начинается в сочельник - сценой встречи волх-вов. О том, как он проходит в наши дни, рассказывает опытный гид по Святой Земле диакон Роман Гультяев. В конце 1980-х семья его переехала из Питера, где он родился, в Израиль. Здесь он продолжил учебу, отслужил в армии (спецназ), принял сан диакона в Русской Зарубежной Церкви, в Нью-Йорке. Отец Роман считает, что именно миссионерская, просветительская деятельность отвечает призванию диакона (по материалам сайта Taday. ru ).

В Вифлееме Рождество, - говорит о. Роман Гультяев, - отмечают 2 раза - 25 декабря и 7 января. «25-го декабря празднуют христиане западной, латинской традиции, и это большой праздник, потому что большинство христианского населения Вифлеема - католики. Утром они служат мессу в базилике рождества Христова - главном храме Вифлеема, а потом выходят на улицу, где организуется шествие скаутов.

Крестный ход в Вифлееме

Вторая «волна» рождественских торжеств - 6 и 7 января, когда празднуют православные христиане и все, кто живет по юлианскому календарю. Торжества начинаются утром 6 января. Из иерусалимской Патриархии в Вифлеем отправляется крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом.

В древности ходили пешком (от Иерусалима до Вифлеема всего 2 часа ходьбы), а теперь едет вереница машин. Машины священнослужителей никак не украшают, зато остальные вывешивают на них праздничные огоньки.

В сочельник Патриарх служит в Вифлееме, и начинается праздник. На улицы выходит арабская православная молодежь, одетая в скаутскую форму. У каждой школы есть своя команда скаутов, так что 6-го числа сотни вифлеемских детей шествуют по городу с волынками и барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. Волынки завезли на Святую Землю англичане, так что, можно сказать, это напоминание о временах британского мандата - 1917-1948 г.г.

Потом шествие заканчивается, и город начинает готовиться к ночному празднованию. Около часа ночи все собираются в той же базилике Рождества и ждут прихода Патриарха, который служит утреню, переходящую в литургию. Служат две параллельные службы: в самом храме и внизу, в крипте под алтарем, где располагается пещера Рождества...в которую набивается около 50 человек - счастливчиков, которые успели проникнуть туда раньше всех. Конечно, не обходится без столкновений, поэтому все мероприятие тщательно охраняют палестинские полицейские. Службу в крипте возглавляет один из архиереев.

Рождественское богослужение в базилике - большое торжество. Приезжает телевидение, представители палестинской администрации. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме перед алтарем, остальной народ стоит в храме. Приходят не только православные, но и католики: в Вифлееме много смешанных семей, и, например, мама может быть католичкой, а папа - православным. Так что они отмечают Рождество дважды.

Паломники, в том числе из России, стараются приехать заранее - 2-го или 3-го числа, потому что в Рождество все гостиницы в Вифлееме уже переполнены и свободных мест нет. Невольно вспомнится Рождественская ночь, когда Иосиф и Мария не нашли себе пристанище ни в одном из вифлеемских постоялых дворов и домов! Многие вынуждены останавливаться в Иерусалиме, но ведь оттуда до Вифлеема буквально рукой подать...

Рождество - самая прибыльная ночь в Вифлееме: город блестит огнями, все магазины открыты. Улицы и сама базилика Рождества украшены красными пятиконечными звездами...».

О.Роман Гультяев говорит с юмором, что это приводит в ужас некоторых наших туристов, они пугаются: «Неужели здесь советская власть?!». Некоторых русских паломников шокирует, что дети на службу приходят в костюмах: маленькие деды - морозики, снегурки бегают по храму.

«Дело в том, что у нас (имеется в виду в России - С.Р.) Новый год - это такое шумное гулянье, праздник на всю страну, а Рождество - нечто более сдержанное, скромное. А здесь Рождество - самое настоящее веселье: все нарядные ходят, шумят, выпивают. Некоторые, не особенно верующие, даже до службы... Но ночью все идут в храм или, если не заходят, стоят около храма: служба транслируется на улицу и всем всё слышно. Создаётся ощущение массового праздника.

К 5 часам утра, причастившись, люди расходятся по домам или по гостиницам.

Юные вифлеемские православные христианки.

Как правило, в следующие дни паломники осматривают святыни в окрестностях Вифлеема. Обязательно едут смотреть поле, на котором ангелы возвестили пастушкам о рождении Спасителя. А еще идут в Молочную пещеру.

Есть предание, что после Рождества Иосиф с Марией и новорожденным Христом какое-то время (не меньше 40 дней) жили в Вифлееме, правда, уже в другой пещере, точнее, в доме, от которого теперь осталась только пещера... Пещерка - известняковая, белоснежная. По легенде, Богородица кормила Младенца грудью и капелька молока упала на пол, поэтому пещера стала белой. Белый пещерный мел собирают, продают паломникам. Еще в XIX в. известняк размешивали с молоком и продавали паломникам в бутылочках с наклеечкой «Молоко Божией Матери». И люди хранили их как сувенир.

Молочная пещера

Конечно, посещают пещеру Вифлеемских младенцев. Там еще сохранились некоторые детские косточки, но не много... Правда, в пещерке лежат еще и кости взрослых людей - останки монахов, которые подвизались в этом месте. (Есть предположение - и останки родителей, которые защищали своих младенцев, а также иноков, погибших при персидском нашествии в VII в. - С.Р.).

Можно говорить о какой-то конфронтации, пересечении празднований у представителей разных конфессий, но в последнее время открытые столкновения происходят редко. Нервы у всех на пределе, бывает, сдают, но по большому счету всё спокойно.

Мусульмане приходят на праздник с большим удовольствием, заходят в храм. Они приходят поглазеть, им нравится торжество, огоньки, нарядные христиане... Мусульмане ведь тоже почитают Иисуса Христа - Ису, правда, не как Мессию, а как одного из пророков. И по-своему празднуют день Его Рождения. Это тоже своеобразный праздник. Особенно если учесть, что мусульмане составляют 60% населения Вифлеема. Идет сильный отток христиан, миссионерские организации не активны. На этом фоне происходит сильная исламизации населения: строятся мечети, многих обращают в мусульманство.

Вифлеем - город на территории Палестинской автономии. Поэтому у паломников, конечно, проверяют паспорта, но в большей степени идет фейс-контроль, а не кропотливая проверка документов. Строже проверяют на выезде из Вифлеема. А в праздничные дни и вовсе дается «послабление» визового контроля, так что город оказывается абсолютно открыт для всех, кто захочет отпраздновать Рождество там, где родился Спаситель».

Обратимся снова к игумену Даниилу, к его рассказу « О ВЕРТЕПЕ, ГДЕ ХРИСТА РОДИЛА СВЯТАЯ БОГОРОДИЦА»: «... И оттуда (от «гроба Рахили» - С.Р.) верста одна до места, где святая Богородица сошла с осла, когда находящееся во чреве ее, желая выйти, принудило ее. И там есть камень большой, на котором отдыхала святая Богородица тогда, сойдя с осла; от того камня, встав, шла она пешком до вертепа святого, и там, в том вертепе, родила Христа святая Богородица. И тут, близко от камня того, Рождество Христово, так что может дострелить хороший стрелок...

И там, над вертепом тем святым Рождества Христова, выстроена большая церковь в форме креста с прямоугольным, высоко поднятым верхом. Покрыта же оловом вся та церковь Рождества Христова, вся украшена мозаикой, столпов же у нее восемь цельных мраморных; вымощена плитами белого мрамора; дверей же у нее трое; в длину она пятьдесят саженей до великого алтаря, а в ширину двадцать саженей».

Мы, хоть и жили рядом с храмом Рождества, попали туда не сразу, лишь через три дня, так был составлен плотный график семидневного пребывания на Святой земле, с выездами в Самарию, на Тивериадское озеро, в Кану Галилейскую и Иерихон, Мертвое море и т.д. С раннего утра до позднего вечера мы пребывали вне Вифлеема, к нашему возвращению храм уже был закрыт .

Но вот настал, наконец, и день посещения... Идти от гостиницы, если быстрым шагом, минут пятнадцать; мы дошли - с экскурсионными рассказами и остановками - за полчаса. Шествовали, как всегда, мимо лавочек, уличных торговцев фруктами, зеленью. Среди жителей немало искусных мастеров, изготавли-вающих предметы христианского культа, повсюду лавки со мно-жеством сувениров, поделок... В одной из них я приобрел неожиданно встретившуюся здесь иконочку - Владимирский образ Божией Матери, запечатанный в целлофановый пакетик, с деревянным крестиком-распятием и вифлеемской землицей.

Пройдя несколько узких проулков, поднимающихся вверх, вышли на простор - к обширной Ясельной площади, где и проходят в праздник торжества. Август, жарища, на солнце под сорок градусов, в затененных углах продают воду, на самой площади несколько групп туристов и паломников во главе с разноязычными экскурсоводами.

Снаружи храм, облицованный тесаным камнем, похож на средневековую крепость.

Вход вовнутрь через «Врата смирения» - проем высотой всего 1 метр 20 см, пройти можно только согнувшись. «Врата» эти сделали, заложив арку камнем, в средние века, чтобы «неверные» не могли въез-жать в храм на лошадях.

Пригибаясь, входим, следуем через небольшой притвор, по ле-стнице спускаемся вниз и неожиданно оказываемся в огромном храме - базили-ке.

Колонны базилики сделаны из красноватого камня (иногда называемого вифлеемитом ), и расписаны были в особой технике воскописи, при которой краска смешивалась с расплавленным воском. Лики на колоннах изображают различных восточных и западных святых.

В центральном нефе вве-рху сохранились остатки мо-заики на золотом фоне, на которой были представле-ны предки Христа (с одной стороны по Матфею, с другой по Луке), семь Вселенских Соборов и ряд Поместных...

Сохранившийся большой фрагмент в восточной части северной стены изображает Соборы в Антиохии (268 г.) и Сердике (по-гречески Сардика) (347 г.). Антиохийский собор на мозаике сохранился почти полностью. Текст гласит: «Святой Собор в Антиохии Сирийской, составленный 33 епископами, проводился до Вселенского Собора в Никее против Павла из Самосаты, утверждавшего догму, по которой Иисус был обычным смертным. Святой собор анафематствовал его как еретика ».

Сардикийский собор сохранился в меньшей степени: не хватает фрагмента внизу с частью текста. Текст гласит: «Святой собор в Сардике, составленный 140 епископами, собрался, чтобы принять в свои святые ряды Афанасия из Александрии ».

Если в прежней базилике мозаика украшала как стены, так и пол, то в новой - только стены. Уровень пола был поднят на два локтя, мозаику заменило мощение мраморными или каменными «под мрамор» плитами. Напольные мозаики Константиновой базилики сохранились во многих местах под современным полом и частично доступны для обозрения в нескольких специально оборудованных раскопах.

В восточной части базилики - греческий храм, солея, возвышение перед ним,значительно поднята - под нею-то и находится са-ма пещера Рождества, свя-той Вертеп, входы в кото-рый справа и слева от ал-таря.

Колонна перед спуском в пещеру. Образ Спаса с закрытыми, но открывающимися кому-то глазами .

(Продолжение следует)

Публикации по теме