Святой великомученик Феодор Тирон: жизнеописание, история и интересные факты

Святой Феодор жил в начале IV века и был воином в г. Амасии. Когда император Максимиан начал гонение на христиан, Феодора стали принуждать принести жертву языческим богам, но он во всеуслышание исповедал себя христианином и отказался участвовать в жертвоприношении. Его осудили на сожжение.

Перекрестившись, святой сам мужественно взошел на костер и с молитвой и благодарением предал душу Богу.

Через пятьдесят лет после кончины святого мученика император Юлиан Отступник, ненавидевший христиан и знавший, как строго они постятся в первые дни святой Четырехдесятницы, велел правителю Константинополя тайно убрать с городских рынков всю обычную снедь. Взамен же положить ту, что накануне была принесена в жертву идолам и считалась христианами оскверненной.

Повеление императора было исполнено, но успеха не имело. В ограждение святого поста Господь явил знамение: Константинопольскому Патриарху Евдоксию явился во сне святой великомученик Феодор Тирон и повелел всем верующим не покупать на рынках оскверненную пищу, а тем, кто не имеет пищевых запасов, сделать коливо (вареную пшеницу с медом).

Христиане всю неделю ели коливо и сохранили себя от осквернения. Святая Церковь до сих пор совершает в пятницу первой недели Великого поста молебный канон святому Феодору Тирону и благословляет в его честь коливо.

Коливом, также именуемым сочиво или кутья, принято поминать усопших и употребляют в сочельник Рождественский или Крещенский. Готовят его из распаренных зёрен пшеницы, риса и других круп с мёдом, орехами, сухофруктами и маком. В конце первой седмицы Великого поста коливом не поминают усопших, а вспоминают чудо, которое совершил святой Феодор Тирон в IV веке при императоре Юлиане Отступнике.

Более полутора тысяч лет отделяют нас от тех событий, но Церковь неизменно напоминает нам о них. Христиане, которых Феодор Тирон спас от осквернения, в знак благодарения благодетелю совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор, доныне мы, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива.

В эти святые дни Великого поста полезно будет еще раз задуматься о необходимости его соблюдения.

Издревле православные христиане чтили пост как божественное установление , признавая его нарушение одним из тяжких грехов. А сейчас говорят, что пост не нужен и вреден для здоровья. Да и много ли сегодня соблюдающих пост среди тех, кто считает себя православным? Предки наши строго постились и были вполне здоровы, и сил хватало им на многие дела и многие годы. Все подвижники Церкви питались очень скудно, но, тем не менее, подвизались в самых великих подвигах и доживали до весьма преклонных лет.

Однако, сам по себе телесный пост не приводит нас ко спасению. «Пища не приближает нас к Богу, – научает нас апостол Павел, – ибо, едим ли мы, ничто не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8). «Царствие Божие, – говорит он же, – не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Но пост телесный необходим для обуздания нашей чувственности. Этим средством пользовались все великие подвижники, праведники и угодники Божии. Например, святой царь Давид свидетельствует о себе, что он «постом изнурял душу» свою (Пс. 34, 13).

Вот какое поучение, касающееся значения поста и, соединенных с ним других добродетелей, содержится в святоотеческих сказаниях. Однажды к преподобному Пимену собралось много простолюдинов, послушать его душеполезные беседы.

Обратившись к одному из них, святой старец сказал: «Теперь ты скажи нам что-нибудь назидательное». Тот сначала не знал, что сказать, а затем вспомнил одну притчу, слышанную им некогда от некоего старца.

«Один человек пожелал увидеть царя и просил одного из друзей проводить его к нему. Друг согласился, но сказал, что может проводить только до половины пути. Тогда этот человек обратился к другому другу, который согласился довести его до царского дворца. Наконец, он обратился к третьему другу, и тот согласился ввести его к самому царю».

«Что же значит эта притча?», – спросили простолюдины у рассказчика.

«Первый друг – это пост, который доводит нас до половины спасительного пути; второй – целомудрие или чистота души, доводящая до небес; третий друг – послушание, которое вводит нас к Самому Богу». Из этого все поняли, что пост необходим, но чтобы им угодить Богу, он должен быть соединяем с другими добродетелями.Будем же, в установленное святой Церковью время, поститься так, чтобы этим способом достигать победы над своей чувственностью, плотоугодием, самолюбием и гордостью.

Но не один пост плоти будем соблюдать, но наложим этот пост на все наши чувства; чтобы глаза наши не взирали с похотью, чтобы уши не слышали ничего нецеломудренного, чтобы язык не произносил слов осуждения, клеветы, брани и, наконец, чтобы все наше тело не предавалось изнеженности, лености, но упражнялось в трудах, молитвенном стоянии и во всякой угодной Богу деятельности.

А слова: «Бог у меня в душе» — сказать легко, не совершая при этом никакой работы над собой, никакого подвига – это пустые слова, и глубокое непонимание того, о чем мы говорим, когда произносим: «Бог у меня в душе», в лучшем случае у человека память о Боге, но не сам Бог. Бог в храме, а чтоб он был в душе – это весь смысл жизни. Чтобы быть христианином человек должен себя духовно обогащать, что немыслимо без молитвы и без поста.

И так, праздник святому великомученику Феодору Тирону связан с тем, что христиане смогли не осквернить себя и соблюсти пост в полноте. «Тирон» переводится с латыни как новобранец. Он и есть воин Христов и, действительно, был римским легионером, который, как истинный христианин, отказался принести жертву идолам, за что был истязаем и сожжен на костре, но тело воина осталось неповрежденным. Тело святого мученика Феодора Тирона покоится в Константинополе, в храме его имени.

Будем же верить и наеяться, что великомученик Феодор Тирон будет нам помогать, когда мы обратимся к нему за помощью, чтобы не осквернить себя никаким прикосновением к идоложертвенному, а служение страстям: чревоугодию, сребролюбию… и есть идолы. Пост – это труд и даже подвиг, но, несмотря на это, все верующие христиане пост ждут, он желанный. Святые отцы называют его «весной для души», когда человек окрыляется, отрывается от земных забот, от суеты мирской и погружается вглубь себя, отдаваясь покаянию и молитве, борьбе со страстями. В этот период актуализируется духовная жизнь верующего человека. Поздравляю всех православных христиан с началом Великого поста!

ФЕОДОРУ ТИРОНУ

Тропарь, глас 2

Велия веры исправления, / во источнице пламене, яко на воде упокоения, /
святый мученик Феодор радовашеся: / огнем бо всесожжегся, /
яко хлеб сладкий Троице принесеся. / Того молитвами Христе Боже / спаси души наша.

Кондак, глас 8

Веру Христову яко щит внутрь прием в сердцы твоем, /
противныя силы попрал еси многострадальче: /
и венцем небесным венчался еси вечно Феодоре, / яко непобедимый.
Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас!

И песнь 6, глас 6

Стра́нному ужаса́яся виде́ния твоего́, / архиере́й проти́во рече́: / ты кто еси́, го́споди, глаго́ляй мне? / Вразуми́ и научи́, ка́ко обря́щем скоре́йшую по́мощь?

Фео́дор рече́: аз есмь я́вственно страстоте́рпец, и слы́ши: / пшени́цу свари́в раздели́ лю́дем, / и та́ко спасу́тся от скве́рных бра́шен преле́стника.

Слава: Коль ве́лие чу́до твое́, / и пресла́вное твое́ заступле́ние, Фео́доре! / Те́мже дерза́юще вси чи́сто к тебе́ прибега́ем, / и мо́лимся, спаси́ рабы́ твоя́.

И ныне, Богородичен: Све́та жили́ще, и прия́телище чи́стое Сло́ва была́ еси́, / Отца́ благоволе́нием, и к Тебе́ посеще́нием Ду́ха Свята́го, / те́мже мя просвети́.


Феодор Тирон. Фреска 13 века , Афон .

Святой Феодор Тирон (+ в 306 году) - великомученик. Феодор Тирон был воином и проходил службу в городе Амасия Понтийская в Малой Азии (ныне город Амасья в Турции) и приходился родным дядей св. воину-мученику Василиску Команскому (память его совершается 3 мартаи 22 мая ст. ст). А византийский писатель епископ Никита Пафлагонянин в «Похвале Св. Феодору» (вторая половина 9 века) называет Св. великомученика Феодора Стратилата племянником Св. Феодора Тирона. Прозвище Тирон по одной из версий означает новобранец. По другой - Св. Феодор получил его по наименованию воинского подразделения (когорты), в котором он служил - Cohors Tyronum (Тиронская когорта, название, вероятно, происходит от названия города Тир, из жителей которого набирался личный состав когорты).

Св. Феодор родился на востоке Римской империи (в качестве возможных мест его рождения указываются Сирия и Армения). Иногда в качестве возможной родины Св. Феодора указывается селение Евхаиты, находившееся недалеко от Амасии.

Св. Феодор Тирон пострадал за Христа во время гонений на христиан, устроенных императором Максимианом Галерием (Гай Галерий Валерий Максимиан) и его племянником Максимином Дазой.

Максимиан и Максимин разослали по области Понт повеление всем христианам вкусить от идольских жертв. Св. Феодор, чьё подразделение было тогда расквартировано на зиму в Амасии, отказался выполнить повеление императора Максимиана и принести жертву идолам и, исполнившись Духа Святого, сказал во всеуслышание:

Я - христианин, и мне не подобает приносить жертвы мерзким языческим богам. Я покланяюсь только Иисусу Христу, единственному Истинному Богу и Небесному Царю.

На все убеждения своего военачальника (препосита) Вринки святой Феодор отвечал, что он воин Небесного Царя, и отказывался приносить жертву ложным богам. Тогда Вринка предложил непосредственному начальнику Феодора - сотнику (дукинарию, центуриону) Посидону (Посиданию):

Оставим этого упрямца на несколько дней, может быть, он сам образумится.

Всё то время, которое было дано Феодору для раздумий, святой непрестанно молился и славословил Господа. В те дни были схвачены и отведены в темницы другие христиане. Когда их вели, воин Феодор шёл рядом с ними и подбадривал их, убеждая, чтобы они не отвергались своего Небесного Царя, Христа.

Ночью же, выбрав удобное время, Феодор поджёг языческий храм - капище фригийской богини Реи - Кибелы, поганой «Идейской матери», «великой матери богов», почитавшейся неверными покровительницей городов Малой Азии и подательницей урожая и плодородия земель. Узнав об этом, градоначальник Кронид, испугавшийся, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора, велел арестовать святого и привёл его к игемону Публию (Поплию) и сказал:

Господин, этот человек, ставший недавно воином, сжёг храм Матери богов. Я привёл его к тебе, чтобы ты придумал для него достойную казнь.

Узнав, из какого подразделения Феодор, Публий позвал к себе военачальника Вринку и спросил у него:

Как случилось, что твой подчинённый пошёл на такое страшное преступление?

Вринка отвечал:

Прибыв в мой полк, Феодор отказался принести жертву богам. Я увещевал его и, наконец, назначил ему срок, чтобы он одумался. Но его преступление говорит о том, что он совершенно отступился от наших богов. Поступай с ним так, как велят наши законы.

Тогда игемон призвал к себе Феодора и спросил его:

Ответь мне, почему вместо жертвы богине ты принёс ей огонь?

На это святой отвечал:

Неужели так бессильна ваша богиня, что она боится огня?

Игемон начал угрожать святому мучениями, которые его ожидают, если он не покорится императорским эдиктам и не принесёт жертву богам. Но святой мужественно отвечал:

Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук. Я надеюсь на Господа Бога моего и уповаю от Него получить награду на Небесах. Я готов пострадать за Него.

Тогда Публий приказал запереть святого в темнице, запечатать её и не давать Феодору пищи. Но святой продолжал молиться, невзирая на голод. Однажды ночью явился ему Господь Иисус Христос и сказал:

Дерзай, Феодор, Я с тобой. Не принимай земной пищи и пития. Я укреплю тебя в твоих страданиях, за которые уготована тебе жизнь вечная на Небесах.

Утешенный видением, святой Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душой. Великое множество святых Ангелов явилось ему. Тюремные охранники, услышав пение, подошли к дверям его камеры. Увидев, что двери заперты и печати целы, они посмотрели через окно и увидели множество людей в белых одеждах, молящихся вместе со святым Феодором. В страхе они известили об этом Публия. Он тотчас же отправился к темнице и приказал вооружённым воинам окружить со всех сторон темницу. Он думал, что к Феодору каким-то образом проникли другие христиане. Но, войдя в камеру, где находился мученик, он, к своему удивлению, никого там не нашёл, кроме самого Феодора, да ещё и связанного. Ужас объял игемона и всех бывших с ним. Выйдя из темницы, они опять затворили двери, но разрешили давать святому немного еды. Однако Феодор отказался от пищи, как повелел Господь.

На утро святого Феодора ещё раз привели к игемону, который снова попытался склонить святого воина к жертвоприношению и ласками, и лестью, и угрозами. Но Феодор был непреклонен.

Тогда Публий повелел повесить святого мученика на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили до тех пор, пока не стали видны его кости. Но Феодор терпеливо продолжал славословить Господа, воспевая: «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих». Игемон, удивляясь такому мужеству воина, последний раз попытался склонить его совершить жертвоприношение. Но Феодор воскликнул:

Как можешь ты принуждать меня оставить Живого Бога и поклониться бездушному камню? Со Христом моим я был, есть и буду! Делай со мной, что хочешь.

Видя, что ничто не может одолеть твёрдости святого, игемон огласил смертный приговор:

Феодора, который не повинуется власти великих императоров, не признаёт великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню.

Это приказание было быстро исполнено: слуги собрали большое количество дров и сложили огромный костёр. Подожжённый со всех сторон, костёр быстро разгорелся ярким пламенем. Взойдя на костёр, Феодор перекрестился, и внезапно сошёл на него Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же воспевал и славословил Бога, в мире предал Ему дух свой.

«И мы видели, - пишет один очевидец блаженной кончины великомученика, - его честную и святую душу, вознесшуюся, как молния, на небеса».

Преставился святой великомученик Феодор Тирон около 306 года, 17 февраля старого стиля - согласно греческому месяцеслову. Римский месяцеслов помещает ему память 9 ноября.

Вдохновлённые примером Св. Феодора мученический подвиг совершили в 308 году его сослуживцы Св.Евтропий и Клеоник Амасийские, родные братья а также племянник Св. Феодора Василиск. Евтропий и Клеоник были распяты на кресте, Василиск обезглавлен. С тех времён сохранилась молитва «Евтропия Воина в ранах и страданиях»:

«Боже Вседержителю, благий и милостивый, Помощниче в узах и Податель мужественного терпения в муках! Даждь нам терпение в ранах сих и прииди на помощь к нам, якоже к рабу Твоему мученику Феодору пришел еси и помогл ему, и всесильною Твоею помощью яви всем, яко мы воистину Тя Единаго имамы Господа Спаса и Тебе Единому поклоняемся, славяще Тя со Отцем и Святым Духом во веки. Амин ь

Благочестивая христианка Евсевия (некоторые жития именуют её матерью Феодора Тирона) погребла неповреждённое огнём тело святого воина, помазав миром и обвив плащаницей, в селении Евхаиты (Еухант), недалеко от Амасии. Над его могилой Евсевия построила церковь. Мощи Св. Феодора находились в Евхаитах предположительно до 11 века, затем были перенесены в Константинополь, а впоследствии частицы мощей попали во многие другие города и страны.

1. Честная глава Св. Феодора Тирона находится в Италии, в городе Гаэта.

2. В 12 веке часть мощей была перенесена в Брундизий, Италия, и святой стал почитаться как покровитель этого города.

3. Частица мощей издревле находилась в Венеции. Первоначально Св. Феодор почитался патроном Венеции, однако впоследствии его культ был вытеснен культом Св. Марка и Св. Георгия Победоносца.

4. Часть мощей Св. Феодора хранится в Сербии, в монастыре Хопово (Воеводина) (построен в начале 16 века)

5. Икона Св. Феодора с частицей мощей находится в женском монастыре в честь иконы Божией Матери Всецарица, Екатеринодарской и Кубанской епархии МП РПЦ.

6. Часть мощей Св. Феодора находится в Феодоро - Тиронском женском монастыре, город Кишенёв, республика Молдова, улица Чуфля, 12 (за Академией наук).

7. Крест с мощами Св. Феодора и Св. великомученицы Варвары находился в уничтоженном Екатерининском соборе Царского Села.

Византийский император Константин VII Багрянородный (правил в годах) в своём сочинении упоминает об особой реликвии - щите Тирона, который был подвешен под куполом церкви в Далисандос в городе Селевкии (область Исаврия).


За свой подвиг святой удостоился благодати укреплять верующих во время поста и предохранять от осквернения через пищу. В 362 году император Юлиан Отступник (правил в 361-363 годах) решил надругаться над верой христиан. Призвав константинопольского епарха (градоначальника), богоненавистный Юлиан повелел ему в продолжение первой недели Великого Поста осквернять все съестные припасы, продаваемые на городских рынках, кровью идоложертвенных животных. Приказание императора было исполнено, и на всех рынках были положены осквернённые продукты. В 362 году Пасха была 31 марта, а первое воскресение Великого Поста пришлось на 17 февраля, когда Церковь отмечает память мученической кончины мученика Феодора Тирона. Всеведущий Господь послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, хотя тот и был еретиком - арианином, святого страстотерпца Феодора. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, а наяву и сказал ему:

Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем христианам, чтобы никто из них не покупал на рынках ничего съестного, потому, что всё по приказанию нечестивого императора осквернено идоложертвенной.

Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на рынках продукты людям бедным, у которых нет домашних запасов.

Святой отвечал:

Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений.

Но епископ продолжал высказывать недоумение. Он не знал, что такое коливо, ибо в Константинополе не употребляли такой пищи, а в Евхаитах, где жил святой, варили пшеницу с мёдом и называли это коливом. Так объяснил архиепископу Святой Феодор.

Тогда архиепископ спросил святого:

Кто ты и почему так заботишься о христианах?

На это святой отвечал:

Я - мученик Христов Феодор. Я по повелению Божию послан к вам на помощь.

Сказав это, святой стал невидим. Евдоксий тотчас же собрал всех христиан и рассказал им о том, что случилось. Юлиан, видя, что его планы разрушены, и христиане не покупают себе еды на рынках, отменил своё приказание и повелел доставлять на рынки неосквернённые продукты. А христиане, благодаря Господа за его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика Святого Феодора, в субботу перовй седмицы Великого поста совершили празднование святому.

И с того времени в первую субботу великого поста, чтобы дать верующим постоянное напоминание о милостивом промысле Божием и о помощи святого великомученика Феодора, Церковь прославляет страстотерпца Христова Феодора. В память о чуде в пятницу первой недели Великого поста на литургии по заамвонной молитве совершается благословение колива и читается канон Св. Феодору Тирону: «Коль велие чудо твое и преславное твоё заступление, Феодоре! Темже дерзающее вси чисто к тебе прибегаем и молимся, спаси рабы твоя. Поэтому в Древней Руси первую неделю Великого поста называли Фёдоровой.

Этому чуду Св. Феодора Святитель Нектарий, архиепископ Константинопольский (занимал кафедру в 381 - 397 годах) посвятил похвальное слово (Сказание Константинопольского Патриарха Нектария о Феодоре Тироне (По сербской рукописи XV века)), сохранившееся в древнем переводе. Святитель обращает внимание на значение имени святого (Феодор — Божий дар), "иже вьистину Божий дар на спасение наше и веры". Автор говорит: "Тем же на всяко лето оттоле даже и до днешняго дне, яже о чюдеси приснопаметного мученика Феодора паметь вьсемь верным поставише благочестно почитати, рекше еже мы ныня творим праздник, еже ради сице нам бысть мученик теплый помощник и от злочестивые веры злочестнаго советы потребление". Слово мученику Феодору Константинопольский Патриарх Нектарий заканчивает следующими словами: "Мы же мученику с сими победную песнь воспоим и чюдеси присно обнавляти паметь сами приносеще добропобедному мученику Феодору верно возопиим: О мучеником светлость и святим красота; о Божий дар воистину; о хранителю и предпособниче верным неотступниче. Не забывай нас убогых и смереных, но всегда присно молитисе не престай о нас, пречюдне, ни пакы иже повсегда мысльнаго душам нашим Иулияна, иже тогда и ныня злоначелнаго врага борущаго нас, да не презриши, пречестне".


Чудо Феодора о змие. Русская икона XVII века.

Подвигам и чудесам Св. Феодора Тирона посвящены несколько памятников древнерусской письменности: «Мучение Феодора Тирона», статья в Прологе, а также апокрифическое сказание «Фёдора Тироне еже о Змие». В этом апокрифе— « Чудо бывшее святого Феодора Тирона, како выведе матерь от змеа» (нач.: «Во времена Уалента царя, царствующу в Афимстем граде...») или «Слово святого мученика Феодора Тирона» (нач.: «В время Уалента царя, царьствующе в Афунеистем граде...») рассказывается, как «первый боярин» Феодор Тирон одолел дракона, которому жители города приносили дань, так как, не получив даров, дракон, обитавший в подземелье близ некоего кладязя, «удерживал» воду и жители страдали от жажды. Дракон похитил мать Феодора. Воин проник в змеиное царство, с божественной помощью одолел дракона и его воинство.

Мотивы мучения Феодора оттеснены здесь на второй план: лишь в конце апокрифа упоминается о том, что преемник царя, которому служил Феодор, казнит его и после смерти святого совершаются чудеса. В Златоусты входит статья «Сказание Нектария патриарха, «то ради празднуем суботу 1-й недели поста святого великомученика Феодора Тирона» (нач.: «Приидите, слышите, вернии, како благий Христос наш не остави нас...» или «Яко много множество благостыня твоея, господи…»). В ней повествуется, как император Юлиан, желая оскорбить религиозные чувства христиан, приказывает разрешить продажу в канун поста лишь оскверненной языческими «требами» пищи. Патриарху Нектарию (а не Евдоксию, как в Житии) является в видении великомученик Феодор и советует сварить пшеницу и раздавать ее бедноте, иначе лишенные запасов продовольствия бедняки будут покупать на торжище оскверненную «ядь». С той поры, говорится далее, первая неделя поста и стала именоваться Федоровой.

Помимо змееборчества предание отмечает, что святой имеет благодать помогать от хищений, а также повелевать волками. В связи с этим Св. Феодор пользуется особым почитанием у осетинов (аланов) под именем Тутыр (искажённое Тирон) (под этим именем он вошёл в нартский эпос). Его образ пришёл на смену древнему аланскому языческому божеству (имя которого не сохранилось), покровителю волков. Ему молились, чтобы очищались пища, семена для посева, урожай, скот. Молились о детях, чтобы росли здоровыми и чтобы он ограждал их от всякого зла. Празднованию памяти Тутыра посвящалась у аланов первая неделя Великого поста.

Почитание двух святых воинов - Феодора Стратилата и Феодора Тирона - было очень распространено в Византии, как во времена могущества Империи, так и в более поздний период ее заката. Эти святые считались покровителями военной мощи империи и защитниками ее христианского населения. Центр культа двух святых Феодоров - город Евхаиты, где святой воин был первоначально погребён, носил неофициальное название Феодорополь.

Подборка икон святого великомученика Феодора Тирона.


Память 2 марта (17 февраля) и в субботу первой седмицы Великого Поста.

Нечестивые цари Максимиан и Максимин разослали по всему царству своему повеление, чтобы все, принявшие закон Христов, были освобождены от казни, если только они вкусят от идольских жертв, тех же из них, кто откажется от сего, предать суду. В то время святой Феодор Тирон, незадолго перед тем избранный в воины, был назначен в мармаритский полк, бывший под начальством препозита по имени Вринка; сей полк стоял тогда в Амасии, городе Понтийском. "Тирон" переводится с латыни как новобранец. Когда святой Феодор был приведён в тот полк, то неверующие стали принуждать его, чтобы он принёс жертву идолам; истинный же воин Христов Феодор, верный Богу, исполнившись Духа Святого, сказал во всеуслышание:
- Я – христианин, и мне велено не приносить жертвы мерзким языческим богам, ибо я покланяюсь Иисусу Христу, Истинному Богу и небесному Царю.
Тогда препозит Вринка стал убеждать святого:
- Послушай меня, Феодор, возьми с собой всё своё оружие и, как воин, приди и принеси жертву богам.
Святой Феодор отвечал ему:
- Я воин моего Царя Христа, и не могу быть воином какого-либо другого царя.
На сие препозит Вринка сказал:
- Вот эти все воины – христиане, и однако же они – воины римского царя".
- Каждый знает, кому он служит, – ответствовал святой Феодор, – я же служу моему Небесному Царю и Владыке – Богу и Единородному Сыну Его – Иисусу Христу.
Тогда сотник Посидоний, стоявший тут, спросил:
- Разве твой Бог, Феодор, имеет и Сына?
Святой Феодор отвечал:
- Он воистину имеет Сына, Слово Истины, чрез Которое Он сотворил всё.
Препозит спросил его:
- Можем ли мы познать Его?
На сие святой ответствовал:
- Я желал бы, чтобы Бог дал и вам такое разумение, дабы вы познали Его.
Тогда Посидоний спросил его:
- Если мы познаем Его, то можем ли мы оставить царей наших и приступить к Нему?
- Ничто не препятствует вам, – отвечал святой Феодор, – оставив тьму и временных земных царей, приступить к живому Богу, Царю и Владыке вечному и быть воинами Его, подобно мне.
Тогда препозит Вринка сказал сотнику:
- Оставим его (Феодора) на несколько дней, пусть он поразмыслит и сам решит, что ему делать.
Во всё то время, которое дано было Феодору для размышления, он молился непрестанно и славословил Господа; а нечестивые, дыша яростью на некоторых других граждан, веровавших во Христа, взяли их и отвели в темницу; когда их вели, святой Феодор, идя вслед за ними, поучал их вере и терпению, и убеждал, чтобы они не отвергались своего Небесного Царя – Христа. Когда они были заключены в темнице, святой Феодор, выбрав удобное время, зажёг ночью капище матери богов. Некоторые граждане видели, как святой поджигал храм, и донесли на него властям. Тогда градоначальник Кронид, боясь, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора, взял его, привел к игемону Публию и сказал:
- Господин мой, сей муж, избранный недавно в воины, человек вредный; с злым умыслом он пришёл в наш город, сжёг храм матери богов наших и обесчестил богов; взяв его, я привёл к твоему величеству, чтобы он по божественному повелению владык вселенной – по приказанию царей, воспринял вполне достойную казнь за свою дерзость.
Игемон, призвав препозита Вринку, спросил его:
- Ты ли позволил воину Феодору сжечь храм матери богов наших?
Тот отвечал:
- Часто я увещевал его, и наконец назначил ему срок, чтобы он, поразмыслив, принёс жертву богам. И если он поступил таким образом, то, значит, он совершенно отвратился от богов наших и презрел царское повеление; посему ты, как судия, исполни то, что приказали цари.
Тогда игемон, воссев на судилище, призвал к себе блаженного Феодора и спросил его:
- Почему, когда нужно было принести богине жертву и кадило, ты принёс ей огонь?
Святой Феодор ответствовал:
- Не стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажёг дрова, чтобы огонь опалил камень. Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться её и опалять её?
Разгневанный этими словами, игемон велел бить его, сказав:
- Моя кротость делает тебя дерзким. Но советую тебе не многословить. Ибо если ты не исполнишь царское повеление добровольно, то мы принудим тебя исполнить его жестокими муками.
На сие святой отвечал:
- Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук, как бы люты они ни были. Делай, что хочешь; я надеюсь на Господа моего, уповаю получить от Него награду себе на небесах и готов пострадать за Него.
- Принеси жертвы богам, Феодор, – сказал судия, – и ты будешь свободен от предстоящих тебе мук, иначе тебя ждёт ужасная смерть.
Но святой Феодор мужественно возразил ему:
- Твои муки мне не страшны. Ибо предо мною – Господь и Царь мой Иисус Христос. Он избавит меня от твоих мук. Но ты не можешь Его видеть, так как ты не можешь смотреть духовными очами.
Судья, исполнившись, подобно дикому зверю, ярости, приказать ввергнуть святого в темницу и, запечатав двери, оставить его там на голодную смерть. Но Святой Дух подкреплял блаженного Своею благодатью. Сверх того, однажды ночью ему явился Господь Иисус Христос и сказал:
- Дерзай, Феодор, Я с тобою; не принимай пищи или питие земного, ибо для тебя уготована жизнь вечная со Мной на небесах.
После сего Господь сокрылся из глаз святого. Утешенный видением, блаженный Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душою. Великое множество святых Ангелов внимало ему. Темничные стражи, услыхав сие сладкопение, подошли к дверям темницы. Увидев, что двери заперты и печать цела, они посмотрели через окно и увидели множество мужей в белых ризах, воспевающих вместе со святым Феодором. В страхе они возвестили о семь игемону Публию. Он тотчас же отправился поспешно к темнице и, придя на место, увидел, что двери на запоре и замок с печатью целы. А так как игемон слышал голоса поющих внутри вместе со святым Феодором, то он приказал вооружённым воинам со всех сторон обступить темницу. Он думал, что вместе с Феодором находятся в темнице некоторые из христиан. Но войдя в темницу, он никого не нашёл там, кроме верного раба Божия святого Феодора, который был связан. Страх и трепет напали на игемона и на всех бывших с ним. Выйдя из темницы, они снова затворили двери и ушли. Судья приказал давать каждый день святому небольшую часть хлеба и немного воды. Но в подтверждение слов Священного Писания: "праведный своею верою жив будет" (Авв.2:4). Святой Феодор не восхотел принимать хлеба и воды, сказав:
- Господь и Царь мой – Иисус Христос питает меня.
Утром судья приказал привести святого на судилище и сказал ему:
- Послушайся моего совета и не заставляй меня приказывать, чтобы тебя пытали и мучили: принеси жертву великим богам. Я тогда напишу о тебе нашим царям – властителям вселенной, и они сделают тебя главным жрецом богов, так что ты получишь тогда почести равные со мной.
Воззрев на небо и осенив себя знамением креста, святой Феодор отвечал своему мучителю:
- Жги моё тело огнем, предавай меня разным мукам, секи меня мечами, отдай меня на съедение зверям, но я не отвергнусь Христа моего, до конца моей жизни.
Посоветовавшись с препозитом, мучитель повелел повесить святого на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили так до тех пор, пока не стали видны кости. Блаженный при сем ничего не говорил своему мучителю, но только воспевал:
"В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет" (Рим. 1:17). "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих" (Пс. 33:2). "Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра" (Притч. 9:16).
Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпению святого Феодора, сказал ему:
- Неужели ты, сквернейший из всех людей, не стыдишься уповать на Человека, названного Христом, Который Сам был казнён безчестной смертью? Неужели ты ради Сего Человека так безрассудно подвергаешь себя мукам?
Христов мученик отвечал на это:
- Пусть выпадет на мою долю и на долю всех призывающих имя Господа Иисуса Христа такое же безчестие!
Тогда народ стал кричать и требовать, чтобы скорее была совершена казнь над святым Феодором. Слыша вопль народный, судья через глашатая спросил Феодора:
- Хочешь ли ты принести жертву богам или же намерен претерпевать ещё большие мучения?
Смело отвечал на сие Христов мученик:
- Нечестивый, всякие скверны и лести исполненный, слуга диавола, разве ты не боишься Бога, давшего тебе такую власть и силу: ибо – Им "цари царствуют и повелители узаконяют правду" (Прит.9:15). Как ты можешь принуждать меня оставить живого Бога и поклониться бездушному камню?
Подумав, судья сказал Феодору:
- Чего хочешь ты: быть ли с нами или с твоим Христом?
С великой радостью святой ответствовал:
- Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь.
Судья, видя, что ничто не может одолеть твёрдости Феодора. произнес смертный приговор.
- Феодор, – сказал он, – который не повинуется власти великих царей, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню.
Сие приказание мучителя было быстро исполнено: слуги его собрали из ближайших домов и бань много дров, сложили огромный костёр и привели к костру святого Феодора. Подожжённый со всех сторон костер разгорелся ярким пламенем. Войдя на костер, святой Феодор перекрестился, и вот внезапно сошел Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же, воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой.
- И мы видели, – пишет один очевидец блаженной кончины великомученика, – его честную и святую душу, вознёсшуюся как молния на небеса.
Одна благочестивая и добродетельная женщина, по имени Евсевия, просила тело святого славного великомученика Феодора. Когда ей отдали неповреждённое огнём тело святого, она помазала их благовонным миром и, обвив чистой плащаницей, погребла в своём доме в городе Евхаитах, в митрополии Амасийской, и ежегодно совершала святую память мученика. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освящённый во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Скончался святой великомученик Христов Феодор 17 февраля около 306 года, в царствование императора Максимиана.
О чуде святого великомученика Феодора Тирона.
После сына Константина Великого Констанция на царский престол вступил Юлиан Отступник. Он отошел от Православия, открыто симпатизировал язычниками. Языческие нравы стали возвращаться.
Понимая, что открытое гонение на христиан не даст ожидаемых плодов, император Юлиан избрал более коварный и изощрённый путь. Преследование стало скрытым. Христиан отлучали от образования, богатых и знатных христиан лишали должностей и имущества, лукаво объясняя, что с евангельской нищетой это несовместимо.
Юлиан отрёкся от Христа, стал поклоняться идолам и воздвиг на христиан великое гонение. Он преследовал христиан не столько открыто, сколько тайно; ибо не решался явно подвергать жестоким и безчеловечным мучениям всех христиан, так как боялся, чтобы многие из язычников, видя мужественное терпение мучимых христиан, не обратились бы сами ко Христу. Посему сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особенную чистоту и каются в своих согрешениях. И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться (Деян.25:29). Приказание царя было исполнено, и на всех торжищах были положены яства, осквернённые неверующими. Но Всеведущий Господь, посрамляя язычников и заботясь об истинных рабах Своих, разорил сие тайное коварство. Он послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию, святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном Царствии. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему:
- Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью.
Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на торжищах яства людям бедным, имеющим недостаток в домашних запасах:
Святой отвечал:
- Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений!
Но епископ продолжал выказывать недоумение, так как, не знал, что такое коливо. Тогда святой Феодор сказал:
- Коливо – это вареная с медом пшеница. Так называется это кушанье в Евхаитах.
Тогда епископ спросил святого:
- Кто ты и почему так заботишься о православных христианах?
На сие святой отвечал:
- Я – мученик Христов Феодор; я, по Божию повелению, послан вам на помощь.
Сказав это, святой стал невидим. Епископ тотчас же собрал всех христиан и рассказал им, что видел и слышал. Приготовив коливо, он сохранил своё стадо от вражеского коварства. Нечестивый царь, видя, что козни его разрушены, весьма устыдился и приказал доставлять на торжища неосквернённые яства. А христиане, благодаря Господа за его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика святого Феодора, в субботу первой седмицы великого поста совершили празднование святому великомученику, благословив в честь и память его коливо в пищу для употребление верным. И с того времени даже до ныне Церковь творит в первую субботу великого поста освящение колива в память бывшего при архиепископе Евдоксии чуда и прославляет страстотерпца Христова Феодора, чтобы дать верующим постоянное напоминание о милостивом Промысле Божием о рабах Своих – и о помощи святого великомученика Феодора христианам.
Это произошло около 306 года при римском императоре Галерии (305 – 311).
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361 – 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам,. чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью, или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование святому великомученику Феодору Тирону в субботу первой недели Великого поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается Канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал Патриарх Константинопольский Нектарий (381 – 397).

Акафист святому великомученику Феодору Тирону

Кондак 1
Избранному поборнику и великомученику Феодору Тирону, Святыя Троицы исповеднику, заступнику веры Христовой и язычества низложителю, благодарственно воспоем мы вернии в веселии радования, взывая ему от всея души:

Икос 1
Ангели с небес, придите с нами юнаго воина, Феодора Тирона в радости воспоем, ибо он Христа пламенно возлюбив, исповедал Его Господом и Богочеловеком. Сего ради воззовем ему тако:
Радуйся, яко тобою Бог прославлен,
Радуйся, яко тобою сатана посрамлен,
Радуйся, пламенный глашатаю Святыя Троицы,
Радуйся, бездушных идолов великий поборниче,
Радуйся, двух естеств во Христе проповедниче,
Радуйся, истолкователю несмешения их.
Радуйся, возвещающий Марию Девой,
Радуйся, Богородицей Ее (исповедующий) именующий.
Радуйся, испивший чашу Христову,
Радуйся, правыя веры исправление.
Радуйся, яко тобою ко Христу обратися множество.
Радуйся, победителю, увенчанный Христом.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 2
Взирая на мужество твоея души, Господь указует тебе богомудрому знамение поспешати к мученичеству: ты же, вся земная отвергши, Богу взывал: Аллилуиа.
Икос 2
В месте, идежде чудище пребывало, родился еси Феодоре, и подвигом твоим сразил еси его; жена же Евсевия обрадовашеся смерть его узрев, и в песнех взываше к тебе тако:
Радуйся, Христа моего грядущий мучениче,
Радуйся, моея родины славо,
Радуйся, дракона губительнаго победителю,
Радуйся, в мужестве неодоленный,
Радуйся, избранниче Христов в мире,
Радуйся, подвижниче ради славы Его.
Радуйся, Православной веры утверждение.
Радуйся, юных в благочестии наставление.
Радуйся, веры великое ограждение,
Радуйся, над безбожием великая победо,
Радуйся, благодати Божией сосуде,
Радуйся сокровищнице чистыя добродетели.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 3
Гряди же Феодоре, взывал ненавистник Христа Вринка и принеси жертвы идолом якоже и мы; аще же не покоришися, мукам предам тя; ты же, преславне, вознес Богу хвалу: Аллилуиа.
Икос 3
Божественное пламя положил еси, великомучениче, на идольский жертвенник и опалил еси идолов, пламенем любви Божией пречудно движимый к подвигу, посему взываем к тебе тако:
Радуйся, юный воине Царя царей,
Радуйся, словом твоим покоривый Вринку.
Радуйся, подвигом Христа прославивший,
Радуйся, огнем истребивший идолов.
Радуйся, победивший силу пламени.
Радуйся, преславне мучеников красото,
Радуйся, великомучениече, ангелов радование.
Радуйся, сладчайший защитниче церкви.
Радуйся, православных неусыпный престателю.
Радуйся, Феодоре, от Бога нам посланный дар.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 4
Диавольское содружество Публия и Вринки посрамил еси мужеством твоим, великомучениче, и исповедуя Христа Сыном Божиим, осудил еси язычество, взывая Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Ангели воспеша Христа Спасителя, в темнице посетившего тебя. Исполнив тя веселия небеснаго, Господь заповедал тебе: радуйся и не убойся, великомучениче, ибо со мною победиши и венца сподобишися. Сего ради и от нас услыши:
Радуйся, Христа Бога друже,
Радуйся, мужественный исповедниче.
Радуйся, хлебе сладкий Христа.
Радуйся, юных вразумление,
Радуйся, грешных исправление.
Радуйся, яко посетил тебя Христос во узех сущаго,
Радуйся, яко узрел еси небесный свет в темнице.
Радуйся, светлое явление разума.
Радуйся, премудрое обличение безумия.
Радуйся, яко на образ твой взирающе, в нашей вере утверждаемся,
Радуйся, яко твоим заступлением православие ограждается,
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 5
Восхотев Христос преподати тебе, Феодоре, познание благодати, заповеда ти не приятии оскверненныя пищи, ибо благодать Божия обильно напитает тебя. Ты же воспел Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя тя мукам преданнаго, Феодоре Тироне, нечестивый Публий исполнися ярости и удивися твоему долготерпению; дети же, славяще Бога, в веселии взываху:
Радуйся, Христа Бога мучениче,
Радуйся, страстем Его ревнителю,
Радуйся, темницу за Него приявший,
Радуйся, узами окованный ради Господа,
Радуйся, яко хлеб сладкий Троице принесеся.
Радуйся, в мужестве не принявший оскверненныя пищи.
Радуйся, плети нечестиваго Публия ради Бога потерпевший.
Радуйся, православных похвало.
Радуйся, от глада нас хлебом жизни снабдевающий,
Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй.
Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим,
Радуйся, яко верою твоею сокрушаются языческие боги.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 6
Сокрушите пламенем насмешника над идолами, взывал тиран своим воинам, они же ввергоша тя в пещь огненную, преславне, да приимеши блаженную кончину поющее: Аллилуиа.
Икос 6
Дух Святый просвети твое сердце, великомучениче, и даде тебе показание подвига Клеоника. Он же укрепившись в исповединии твоем, взывал тако:
Радуйся, огня угасителю,
Радуйся, сподвижниче великих мучеников,
Радуйся, сообщниче святых Ангелов.
Радуйся, яко твоими подвигами прославился Христос.
Радуйся, в росу обративший силу пламени.
Радуйся, возвышающийся над общею смертию.
Радуйся, наследниче Царствия Христова.
Радуйся, в девстве сохранивший тело.
Радуйся, душу просветивший подвигами.
Радуйся, пламенный ревнителю православия.
Радуйся, защитниче его от еретических козней.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 7
Приял еси муки и ко Христу преставился еси богомудре; твоим предстательством и молением у Престола Всевышняго возжигаешь пламень любве к Богу верующих и воспевающих: Аллилуиа.
Икос 7
Ревнуя мироносиц подвигу, смиренная Евсевия мироносицей соделалась. Тии о мире пещась, купиша миро, она же, купив твои честные останки, пламенно взываше:
Радуйся, мучениче истины,
Радуйся,славо евхаитов,
Радуйся, нашей Церкви благолепие.
Радуйся, родителей твоих радование.
Радуйся, вселивыйся в небесных чертозех,
Радуйся, яко обитаеши ныне в небесном царствии.
Радуйся, яко разумно храм воздвигну тебе,
Радуйся, яко останки твои в него положу.
Радуйся, моего дома освящение,
Радуйся, души моея веселие.
Радуйся, звездо среди мучеников Христа,
Радуйся, наше прославление и любовь.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 8
Укрепивый всяческая Иисус Вседержитель возлюбил красоту души твоея и ты соблюл еси ее непорочной. Преславне, освятив потоком крови твоей, взывая Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Принесл еси яко жертву все сердце и разум и тело Господу. Он же прослави тя на небеси и на земли, Феодоре, даровав Тебе силу чудес. Сего ради услыши от нас:
Радуйся, обогативыйся приятством Бога,
Радуйся, исполнивший землю чудесами,
Радуйся, высокое восприятие благочестия,
Радуйся, славящих тя величайший защитниче.
Радуйся, прошедший преславный путь жизни.
Радуйся, победивый со Христом лукаваго.
Радуйся, мужественно соблюдший веру,
Радуйся, неувядаемый венец правды,
Радуйся, исполненный неизреченной славы.
Радуйся, наш неусыпный предстателю,
Радуйся, ныне хвалящий Бога со ангелы.
Радуйся, собеседниче лика мучеников.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 9
Одержимый злобою диавольскою, отступник Богоборец Юлиан решение нечестивое приял: ко греху подвигнути вкушением оскверненныя пищи верующих, поющих песнь Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Познав лукавство отступника, своим престательством, великомучениче Феодоре, Христовых чад от соблазна избавил еси. Презревый диавольский соблазн, услыши от нас:
Радуйся, православных избавление,
Радуйся, Столпе Христовой Церкве,
Радуйся, врагов Христа победителю,
Радуйся, безбожнаго отступника обличителю.
Радуйся, отгонителю греховных желаний,
Радуйся, посрамление нечестиваго царя.
Радуйся, содетелю преславных чудес,
Радуйся, обличителю лукавства царя.
Радуйся, исполненный божественных даров.
Радуйся, светлый сосуде Святаго Духа.
Радуйся, прославивший Христа в мире,
Радуйся, прославленный Им на небеси.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 10
Восхотев по велицей милости Своей чисты соблюсти от осквернения чада Своя, посла тя Спаситель, великомучениче Феодоре, ко святителю Царя града возвестити ему волю Свою, юже познав, он с тобою воспел: Аллилуиа.
Икос 10
Повеждь верным, о святителю, не прикасатися пищи на торжищи, яко осквернил ю велением своим нечестивый отступник. Сего ради возглашаем ти сице:
Радуйся, исполнителю неписаннаго закона,
Радуйся, вестник божественныя воли.
Радуйся, святительскаго града ограждение,
Радуйся, яко объявил ему божественную волю.
Радуйся, вестниче Христа Бога.
Радуйся, яко победил еси Юлиана безумие.
Радуйся, яко отвергл еси оскверненную пищу,
Радуйся, яко соблюл еси пост верных.
Радуйся, божественное радование мучеников,
Радуйся, нам Богом данный даре.
Радуйся, служителю Всевышняго.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 11
Восхвалил святитель Всевышняго, егда познал козни лукаваго отступника, вопрошая тебя, Феодоре: кто еси ты и како верных и бедных будеши питать, да поем Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Та же ответсвовал святителю: О, Пастыре, уготовав коливо, преподай в снедь верным людем; имя же мученик Христов Феодор от Бога вам помощник посланный. Сего ради взываем сице:
Радуйся, великий наш попечителю,
Радуйся, Православия покровителю.
Радуйся, нечестия искоренителю,
Радуйся, Христианства опора и утверждение.
Радуйся, помощниче от Бога нам посланный,
Радуйся, наставление нам давый о неоскверненной пище.
Радуйся, научивый нас потребляти коливо.
Радуйся, яко присно прославляется явления твоего чудо,
Радуйся, неусыпный Христов посланниче,
Радуйся, мучеников Христовых сожителю.
Радуйся, им же Христос воспевается,
Радуйся, им же верные возвышаются.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 12
Восхотев Господь явити благодать, юже дарова тебе, показа тя избавителя пленных, целителя немощных, спасителя плавающих, наставника согрешающих, изобличителя крадущих, да поем Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Воспевая подвиги и чудеса твои, великомучениче Феодоре, поем тебе во смирении, ибо Господь, приявший страдания твои, вселися в душу твою, наставляя нас взываши тебе тако:
Радуйся, Феодоре, непорочно свою душу соблюдший,
Радуйся, освятивший ее страданиями твоими,
Радуйся, плененных избавителю и предстателю.
Радуйся, ран телесных врачу и болящих целителю.
Радуйся, спасателю в беде на море сущих.
Радуйся, свирель сладкозвучная.
Радуйся, отроческих молений исполнителю,
Радуйся, бедных верное богатство.
Радуйся, вселивыйся в небесныя обители,
Радуйся, немощных укрепление.
Радуйся, старцев утешение.
Радуйся, со ангелы воспевающий трисвятую песнь.
Радуйся, великомучениче Феодоре Тироне.
Кондак 13
О, Предивный великомучениче Феодоре Тироне, Богом данный даре воспевающим тя с любовию. Милостиво приими сие приножение, избави нас от всякия скорби и печали твоим предстательством и будущия изми муки, о тебе вопиющих Богу: Аллилуиа. (Три раза )

Молитва ко святому великомученику Феодору Тирону

О, Преславне, великомучениче Феодоре Тироне. Услыши моление нас верных, величающих тя и в смирении своем взывающих к тебе от всея души.
От юности показавый пламенную веру во Христа Господа и ради нея жизнь свою положивый, подаждь и нам молящимся тебе душевныя силы, во еже блюсти во вся дни чистоту правыя веры.
Запечатлевый мученичеством исповедание веры в пещи огненней, буди нам образом в ревности проповедывания Истины Христовой.
Оградивый верных от греха язычества и отступничества, соблюди и нас чистыми от еретических козней и всякого диавольскаго навождения.
О, Преблаженне, великомучениче Феодоре, своим предстательством у Престола Всевышняго умоли Господа Бога, да подаст нам благодатныя силы, во еже направити пути жизни нашея по Слову Божию во спасение душ наших. Яко да твоими молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго, в Троице Святей Славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СМЫСЛ ПОДВИГА ПОСТА

Событие, происшедшее в Константинополе в четвёртом веке, явно показывает нам, насколько важно для христиан соблюдение поста. Чтобы спасти людей от его нарушения и осквернения, Господь посылает святого угодника. Для наших дней это событие не потеряло своей актуальности. Сегодня многие люди, которые называют себя верующими православными христианами, не понимают смысла поста, не хотят его соблюдать. Они говорят: "Бог у меня в душе!" – и аргументируют свой отказ от поста словами Священного Писания: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст…" (Мф. 15:11).
Слова "Бог у меня в душе" сказать легко, не совершая при этом никакой работы над собой, никакого подвига. Это пустые слова, они показывают глубокое непонимание смысла христианства. Чтобы быть христианином, человек должен постоянно бороться с грехами и страстями, что немыслимо без поста и молитвы.
Пост – это труд и даже подвиг, но, несмотря на это, все верующие христиане ждут его. Святые отцы называли дни поста "весной для души", когда человек окрыляется, отрывается от земных забот, от суеты мирской и отдаётся покаянию и молитве, борьбе со страстями. Надеемся, что по молитвам святого великомученика Феодора мы сохраним себя от идолов страстей и так же сможем достойно провести пост, как и константинопольские христиане.

Нечестивые цари Максимиан и Максимин 1 разослали по всему царству своему повеление, чтобы все, принявшие закон Христов, были освобождены от казни, если только они вкусят от идольских жертв, тех же из них, кто откажется от сего, предать суду. В то время святой Феодор Тирон 2 , незадолго перед тем избранный в воины, был назначен в мармаритский полк, бывший под начальством препозита 3 по имени Вринка; сей полк стоял тогда в Амасии, городе Понтийском 4 . Когда святой Феодор был приведен в тот полк, то неверующие стали принуждать его, чтобы он принес жертву идолам; истинный же воин Христов Феодор, верный Богу, исполнившись Духа Святого, сказал во всеуслышание:

Я - христианин, и мне велено не приносить жертвы мерзким языческим богам, ибо я покланяюсь Иисусу Христу, Истинному Богу и небесному Царю.

Тогда препозит Вринка стал убеждать святого:

Послушай меня, Феодор, возьми с собой всё свое оружие и, как воин, приди и принеси жертву богам.

Святой Феодор отвечал ему:

Я воин моего Царя Христа, и не могу быть воином какого-либо другого царя.

На сие препозит Вринка сказал:

Вот эти все воины - христиане, и однако же они - воины римского царя".

Каждый знает, кому он служить, - ответствовал святой Феодор, - я же служу моему Небесному Царю и Владыке - Богу и Единородному Сыну Его - Иисусу Христу.

Тогда сотник Посидоний, стоявший тут, спросил:

Разве твой Бог, Феодор, имеет и Сына?

Святой Феодор отвечал:

Он воистину имеет Сына, Слово Истины 5 , чрез Которое Он сотворил всё.

Препозит спросил его:

Можем ли мы познать Его?

На сие святой ответствовал:

Я желал бы, чтобы Бог дал и вам такое разумение, дабы вы познали Его.

Тогда Посидоний спросил его:

Если мы познаем Его, то можем ли мы оставить царей наших и приступить к Нему?

Ничто не препятствует вам, - отвечал святой Феодор, - оставив тьму и временных земных царей, приступить к живому Богу, Царю и Владыке вечному и быть воинами Его, подобно мне.

Тогда препозит Вринка сказал сотнику:

Оставим его (Феодора) на несколько дней, пусть он поразмыслит и сам решит, что ему делать.

Во всё то время, которое дано было Феодору для размышления, он молился непрестанно и славословил Господа; а нечестивые, дыша яростью на некоторых других граждан, веровавших во Христа, взяли их и отвели в темницу; когда их вели, святой Феодор, идя в след за ними, поучал их вере и терпению, и убеждал, чтобы они не отвергались своего Небесного Царя - Христа. Когда они были заключены в темнице, святой Феодор, выбрав удобное время, зажег ночью капище матери богов 6 . Некоторые граждане видели, как святой поджигал храм, и донесли на него властям. Тогда градоначальник Кронид, боясь, как бы ему не пришлось отвечать за Феодора, взял его, привел к игемону Публию и сказал:

Господин мой, сей муж, избранный недавно в воины, человек вредный; с злым умыслом он пришел в наш город, сжег храм матери богов наших и обесчестил богов; взяв его, я привел к твоему величеству, чтобы он по божественному повелению владык вселенной - по приказанию царей, воспринял вполне достойную казнь за свою дерзость. Игемон, призвав препозита Вринку, спросил его:

Ты ли позволил воину Феодору сжечь храм матери богов наших?

Тот отвечал:

Часто я увещевал его, и наконец назначил ему срок, чтобы он, поразмыслив, принес жертву богам. И если он поступил таким образом, то, значит, он совершенно отвратился от богов наших и презрел царское повеление; посему ты, как судия, исполни то, что приказали цари.

Тогда игемон, воссев на судилище, призвал к себе блаженного Феодора и спросил его:

Почему, когда нужно было принести богине жертву и кадило, ты принес ей огонь?

Святой Феодор ответствовал:

Не стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажег дрова, чтобы огонь опалил камень. Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться ее и опалять ее?

Разгневанный этими словами, игемон велел бить его, сказав:

Моя кротость делает тебя дерзким. Но советую тебе не многословить. Ибо если ты не исполнишь царское повеление добровольно, то мы принудим тебя исполнить его жестокими муками.

На сие святой отвечал:

Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук, как бы люты они ни были. Делай, что хочешь; я надеюсь на Господа моего, уповаю получить от Него награду себе на небесах и готовь пострадать за Него.

Принеси жертвы богам, Феодор, - сказал судия, - и ты будешь свободен от предстоящих тебе мук, иначе тебя ждет ужасная смерть.

Но святой Феодор мужественно возразил ему:

Твои муки мне не страшны. Ибо предо мною - Господь и Царь мой Иисус Христос. Он избавит меня от твоих мук. Но ты не можешь Его видеть, так как ты не можешь смотреть духовными очами.

Судья, исполнившись, подобно дикому зверю, ярости, приказать ввергнуть святого в темницу и, запечатав двери, оставить его там на голодную смерть. Но Святой Дух подкреплял блаженного Своею благодатью. Сверх того, однажды ночью ему явился Господь Иисус Христос и сказал:

Дерзай, Феодор, Я с тобою; не принимай пищи или питие земного, ибо для тебя уготована жизнь вечная со Мной на небесах.

После сего Господь сокрылся из глаз святого. Утешенный видением, блаженный Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душою. Великое множество святых Ангелов внимало ему. Темничные стражи, услыхав сие сладкопение, подошли к дверям темницы. Увидев, что двери заперты и печать цела, они посмотрели через окно и увидели множество мужей в белых ризах, воспевающих вместе со святынь Феодором. В страхе они возвестили о семь игемону Публию. Он тотчас же отправился поспешно к темнице и, придя на место, увидел, что двери на запоре и замок с печатью целы. А так как игемон слышал голоса поющих внутри вместе со святым Феодором, то он приказал вооруженным воинам со всех сторон обступить темницу. Он думал, что вместе с Феодором находятся в темнице некоторые из христиан. Но войдя в темницу, он никого не нашел там, кроме верного раба Божия святого Феодора, который был связан. Страх и трепет напали на игемона и на всех бывших с ним. Выйдя из темницы, они снова затворили двери и ушли. Судья приказал давать каждый день святому небольшую часть хлеба и немного воды. Но в подтверждение слов Священного Писания: "праведный своею верою жив будет " (Авв.2:4). Святой Феодор не восхотел принимать хлеба и воды, сказав:

Господь и Царь мой - Иисус Христос питает меня.

Утром судья приказал привести святого на судилище и сказал ему:

Послушайся моего совета и не заставляй меня приказывать, чтобы тебя пытали и мучили: принеси жертву великим богам. Я тогда напишу о тебе нашим царям - властителям вселенной, и они сделают тебя главным жрецом богов, так что ты получишь тогда почести равные со мной.

Воззрев на небо и осенив себя знамением креста, святой Феодор отвечал своему мучителю:

Жги мое тело огнем, предавай меня разным мукам, секи меня мечами, отдай меня на съедение зверям, но я не отвергнусь Христа моего, до конца моей жизни.

Посоветовавшись с препозитом, мучитель повелел повесить святого на дереве и строгать тело его железными зубцами. Святого мучили так до тех пор, пока не стали видны кости. Блаженный при сем ничего не говорил своему мучителю, но только воспевал:

"В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет " (Рим. 1:17). "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих " (Пс. 33:2). "Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра " (Притч. 9:16).

Мучитель, удивляясь такому мужеству и терпению святого Феодора, сказал ему:

Неужели ты, сквернейший из всех людей, не стыдишься уповать на Человека, названного Христом, Который Сам был казнен бесчестной смертью? Неужели ты ради Сего Человека так безрассудно подвергаешь себя мукам?

Христов мученик отвечал на это:

Пусть выпадет на мою долю и на долю всех призывающих имя Господа Иисуса Христа такое же бесчестие!

Тогда народ стал кричать и требовать, чтобы скорее была совершена казнь над святым Феодором. Слыша вопль народный, судья через глашатая спросил Феодора:

Хочешь ли ты принести жертву богам или же намерен претерпевать еще большие мучения?

Смело отвечал на сие Христов мученик:

Нечестивый, всякие скверны и лести исполненный, слуга диавола, разве ты не боишься Бога, давшего тебе такую власть и силу: ибо - Им "цари царствуют и повелители узаконяют правду " (Прит.9:15). Как ты можешь принуждать меня оставить живого Бога и поклониться бездушному камню?

Подумав, судья сказал Феодору:

Чего хочешь ты: быть ли с нами или с твоим Христом?

С великой радостью святой ответствовал:

Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь.

Судья, видя, что ничто не может одолеть твердости Феодора. произнес смертный приговор.

Феодор, -сказал он, - который не повинуется власти великих царей, не признает великих богов и верует в Иисуса Христа, распятого, как говорят иудеи, при Понтийском Пилате, я повелеваю предать огню.

Сие приказание мучителя было быстро исполнено: слуги его собрали из ближайших домов и бань много дров, сложили огромный костёр и привели к костру святого Феодора. Подожженный со всех сторон костер разгорелся ярким пламенем. Войдя на костер, святой Феодор перекрестился, и вот внезапно сошел Дух Святой и посреди пламени дал прохладу святому страстотерпцу. Святой же, воспевая и славословя Бога, в мире предал Ему дух свой.

И мы видели, - пишет один очевидец блаженной кончины великомученика, - его честную и святую душу, вознесшуюся как молния на небеса.

Одна благочестивая и добродетельная женщина, по имени Евсевия, просила тело святого славного великомученика Феодора. Когда ей отдали честные мощи святого, она помазала их благовонным миром и, обвив чистой плащаницей, погребла в своем доме в городе Евхаитах 7 , в митрополии Амасийской, и ежегодно совершала святую память мученика. Скончался святой великомученик Христов Феодор 17 февраля около 306 года, в царствование императора Максимиана.

О чуде святого великомученика Феодора Тирона.

После сына Константина Великого Констанция 8 на царский престол вступил Юлиан Отступник 9 . Он отрекся от Христа, стал поклоняться идолам и воздвиг на христиан великое гонение. Юлиан преследовал христиан не столько открыто, сколько тайно; ибо он не решался явно подвергать жестоким и бесчеловечным мучениям всех христиан, так как боялся, чтобы многие из язычников, видя мужественное терпение мучимых христиан, не обратились бы сами ко Христу. Посему сей нечестивый царь замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу великого поста христиане соблюдают особен-ную чистоту и каются в своих согрешениях. И вот он призвал к себе константинопольского градоначальника и повелел ему ежедневно в продолжение первой седмицы, осквернять припасы, продаваемые на торжищах, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться (Деян.25:29). Приказание царя было исполнено, и на всех торжищах были положены яства, оскверненные неверующими. Но Всеведущий Господь, посрамляя язычников и заботясь об истинных рабах Своих, разорил сие тайное коварство. Он послал к константинопольскому архиепископу Евдоксию 10 , святого страстотерпца Своего Феодора, за много лет пред тем пострадавшего за Христа и пребывавшего во славе в небесном Царствии. Святой Феодор явился Евдоксию не во сне, но наяву и сказал ему:

Собери немедленно Христово стадо и прикажи всем православным, чтобы никто из них не покупал на торжищах яств, ибо они, по приказанию нечестивого царя, осквернены идоложертвенной кровью.

Архиерей в недоумении стал спрашивать, чем же заменить покупаемые на торжищах яства людям бедным, имеющим недостаток в домашних запасах:

Святой отвечал:

Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений!

Но епископ продолжал выказывать недоумение, так как, не знал, что такое коливо. Тогда святой Феодор сказал:

Коливо - это вареная с медом пшеница 11 . Так называется это кушанье в Евхаитах. Тогда епископ спросил святого:

Кто ты и почему так заботишься о православных христианах?

На сие святой отвечал:

Я - мученик Христов Феодор; я, по Божию повелению, послан вам на помощь.

Сказав это, святой стал невидим. Епископ тотчас же собрал всех христиан и рассказал им, что видел и слышал. Приготовив коливо, он сохранил свое стадо от вражеского коварства. Нечестивый царь, видя, что козни его разрушены, весьма устыдился и приказал доставлять на торжища неоскверненные яства. А христиане, благодаря Господа за его неизреченное милосердие и восхваляя Христова великомученика святого Феодора, в субботу первой седмицы великого поста совершили празднование святому великомученику, благословив в честь и память его коливо в пищу для употребление верным. И с того времени даже до ныне Церковь творит в первую субботу великого поста освящение колива в память бывшего при архиепископе Евдоксии чуда и прославляет страстотерпца Христова Феодора, чтобы дать верующим постоянное напоминание о милостивом Промысле Божием о рабах Своих - и о помощи святого великомученика Феодора христианам 12 .

Тропарь, глас 2:

Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. . Того молитвами, Христе Боже, спаси душы наша.

Кондак, глас 8:

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противныя силы попрал еси многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно Феодоре, яко непобедимый.

________________________________________________________________________

1 Под Максимианом здесь разумеется Максимиан Галерий, зять императора Диоклитиана (284-306), соправитель его на Востоке, и после - его преемника (305-311). Максим Дака был соправителем Максимиана Галерия, которому он доводился племянником. От своего дяди он получил во владение Сирию и Египет с титулом цезаря Царствовал почтя одновременно с Галерием (305-313).

2 Тирон - слово римское, значить: новобранец, воин новый.

3 Препозит - слово латинское, значит начальник.

4 Амасия - сильно укрепленный город в Понте, по обоим берегам Ириса, бывшая столица понтийских царей. Понт -северо-восточная область Малой Азии, тянувшаяся по берегу Черного моря или Понта Эвксинского, как это море называлось в древности. Таким образом, Понтийская область от моря получила свое название.

5 Наименование Второго Лиа Святой Троицы Словом заимствовано у Евангелиста Иоанна Богослова. Свое Евангелие евангелист Иоанн начинает, вдохновенными строками о Боге-Слове, прежде век бывшем с Богом Отцом, - Слове, "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Иоан. 1:1-3).

6 Здесь разумеется языческая богиня Цибела, дочь неба (Урана) и земли (Геи); она почиталась как великая матерь богов, так как греческая мифология считала ее матерью олимпийских богов с Зевсом во главе.

7 Евхаиты - незначительный город, находившийся в Понтийской области, близ Амасии.

8 Император Константин Великий царствовал с 306-337, сын его Констанций - с 337 по 361 год.

9 Юлиан вступил на царство в 361 году и царствовал до 363 года. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества. За это он и называется "Отступником".

10 Святитель Евдоксий занимал константинопольскую кафедру с 340-341 год.

11 Коливо, иначе кутия, или сочиво - скудное кушанье. Оно состоит из сухих зерен пшеницы, чечевицы и ячменя, - что размочив водою едят с медом.

12 Празднование в память чудесного явления архиепископу Евдоксию великомученика Феодора начинается в навечерие субботы - в пятницу на литургии по заамвонной молитве. В это время и совершается благословение колива вместе с пением молебного канона великомученику, составленного святым Иоанном Дамаскиным. В субботу Церковь постановила читать похвальное слово святому Феодору и петь канон Иоанна, митрополита Евхаитского.

По месяцам: Январь Февраль Март Апрель

С зарождения православной религии и в последующие времена существовали подвижники, сила духа и вера которых были сильнее земных страданий и лишений. Память о таких людях навсегда останется в Священном Писании, религиозных преданиях и сердцах миллионов верующих. Так, в историю навсегда вписано имя святого великомученика Феодора Тирона - самоотверженного борца с язычеством и горячего ревнителя христианской веры.

Житие

В начале 4-го века все еще продолжалась борьба язычников с проповедниками Евангелия, все жестче происходили гонения. Именно в это нелегкое время, согласно Писанию, и жил Феодор Тирон. Житие его начинается с описания службы в армии (306 г.), которая проходила в городе Амасии (северо-восточная часть Малой Азии). Известно также, что родился он в знатной семье. Отец его занимал высокое положение, потому их семья пользовалась уважением.

По приказу римского императора Галерия в Амасии проходила кампания по обращению христиан в языческую веру. В принудительном порядке они должны были принести жертвы каменным идолам. Тех, кто сопротивлялся, заключали в тюрьму, предавали жестоким мучениям, убивали.

Когда эта новость дошла до легиона, в котором служил Феодор Тирон, юноша открыто выразил протест своему военачальнику Вринку. В ответ ему было дано несколько дней для размышлений. Феодор провел их в молитве и не отступил от веры. Выйдя на улицу, он заметил бурное оживление. Мимо него прошел конвой с вереницей пленных христиан, их вели в темницу. Тяжело ему было смотреть на это, но он твердо верил в Иисуса Христа и надеялся на утверждение истинной веры. На главной площади города Феодор увидел языческий храм. Лукавый жрец зазывал «темный» народ поклониться идолам и принести им жертвы, дабы обрести все желаемые блага. В ту же ночь Феодор Тирон поджег этот храм. Наутро от него остались лишь груда бревен и разбитые изваяния языческих кумиров. Всех мучил вопрос, почему боги предков не защитили себя?

Испытания

Язычники знали, кто поджег их храм, и сдали Феодора начальнику города. Он был схвачен и заточен в темницу. Градоначальник приказал уморить заключенного голодом. Но в первую же ночь ему явился Иисус Христос, который укрепил его в вере. После нескольких дней заключения стражники, надеясь увидеть измученного и обессиленного Феодора Тирона, удивились тому, как бодр и воодушевлен был он.

Позже его подвергали многим истязаниям и пыткам, но благодаря несокрушимой силе духа и молитве он претерпел все страдания и остался жив. Видя это, амасейский градоначальник приказал его сжечь на костре. Но и в этот раз великомученик Феодор Тирон воспевал Христу. Твердо и непреклонно он стоял за святую веру. А в конце все же испустил дух. Однако древние свидетельства говорят о том, что тело его не было тронуто огнем, что, конечно же, явилось для многих чудом и заставило уверовать в истинного Господа.

День ангела

Вспоминают святого Феодора 17 (18) февраля по старому стилю, а по новому - 1 марта в високосный год, 2 марта - в невисокосный. Также в первую субботу Великого поста в православных храмах проходит благодарственное празднование святому великомученику. В эти дни все Федоры празднуют день ангела, желающие заказывают молебный канон. Существуют и молитвы, тропари, которые помогают верующим обратиться за помощью к святому.

Икона

В иконописи Феодор Тирон изображается в военной форме того времени с копьем в руке. Даже после смерти он продолжает помогать верующим: укрепляет их дух, хранит мир и взаимопонимание в семье, удерживает от искушений и злых умыслов.

Существует апокриф о подвигах святого Тирона, где он предстает как герой-змееборец. Это сказание является отрывком, описанием мученичества, которое претерпел Феодор Тирон. Житие его лишь немного затрагивается в начале повествования. Апокриф послужил источником создания иконы «Чудо Феодора Тирона о змие» работы Никифора Савина (нач. 17-го века). Композиция ее, словно мозаика, составлена из нескольких сюжетных моментов. В центре иконы видна фигура женщины в цепких объятиях крылатого змия. Справа изображена мать великомученика в колодце и окружении аспидов, а слева царь с царицей смотрят, как Феодор сражается с многоголовым змием. Чуть ниже автор приводит сцену освобождения матери мученика из колодца и сошествие ангела с короной для героя.

Храм

Православная вера не забывает и чтит память великомученичества, создавая святые образы, сакральные места. Так, в январе 2013 года в Москве (в Хорошево-Мневниках) был освящен храм Феодора Тирона. Это небольшая деревянная церковь, включающая четверик под двускатной крышей с главкой, притвором и алтарем. Ежедневно там проводятся утренние и вечерние богослужения, а в субботу и в воскресенье читается литургия. Горожане и верующие гости столицы могут посещать храм в удобное для себя время.

  • Тирон является прозвищем Феодора. С латинского оно буквально переводится как «новобранец» и дано святому в честь его военной службы. Так как все испытания, которые выпали на долю великомученика, пришлись на время, когда он был новобранцем в легионе.
  • Сначала останки великомученика (по преданию, нетронутые огнем) были погребены некой христианкой Евсевией в Евхаитах (территория Турции, недалеко от Амасии). Затем мощи были перевезены в Константинополь (современный Стамбул). Глава его в настоящее время находится в Италии, городе Гаэте.
  • Существует предание о чуде, которое явил святой Феодор Тирон уже после своей мученической смерти. Римский император-язычник Юлиан Отступник, правящий в 361-363 годах, задумал оскорбить христиан, потому приказал градоначальнику Константинополя во время Великого поста окропить еду, которая продается на рынках города, идоложертвенной кровью. Но в ночь перед осуществлением замысла архиепископу Евдоксию во сне пришел Феодор Тирон и предупредил об императорском коварстве. Тогда архиепископ повелел христианам в эти дни есть только кутью. Именно поэтому в первую субботу Великого поста проводят благодарственное празднование в честь святого, угощаются кутьей и читают хвалебные молитвы.
  • В Древней Руси первую седмицу поста называли Федоровой неделей. Это также является отголоском памяти о чуде Феодора Тирона.

Публикации по теме