Русский космизм как важнейшее направление космической философии. Философия космизма: кратко. Солнечная активность Чижевского

Как философское течение в России космизм объединяет не только философов, но и писателей, поэтов и художников. Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского.

В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма:

    религиозно-философский (Н. Ф. Федоров);

    естественнонаучный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский);

    поэтически художественный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин).

Выделение разновидностей в русском космизме условно, так как идеи его представителей часто противоречат друг другу. И все же для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса, выдвижение на передний план практическидеятельного начала человека. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.

***---***---***---***---***---***---***---***---***

Николай Федорович Федоров (1828 -1903) считается одним из родоначальников русского космизма и самым крупным его представителем.

Идеи Федорова нашли отражение в его труде “Философия общего дела”. Федоров полагал, что неустройство нашей жизни - следствие дисгармонии в отношениях человека к природе. Последняя выступает как враждебная нам сила из-за своей бессознательности. Однако эту силу можно обуздать с помощью человеческого разума. По мнению философа, люди должны “приводить мир в порядок”, вносить в него гармонию. В результате этого эволюция природы будет не стихийной, а сознательно регулируемой.

Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935)

Циолковский считал, что понять наш мир правильно можно только с космической точки зрения. Будущее мира связано с освоением космоса человеком. Деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека с космосом. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной, беспрерывно увеличиваясь.

Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945)

В. И. Вернадский, как и другие космисты, считал, что благодаря науке человечество получает возможность превратиться в силу, подчиняющую себе Космос и становящуюся ответственной за судьбу биосферы и Космоса. Это объясняется тем, что “научная работа становится проявлением геологической работы человечества, создает особое состояние геологической оболочки - биосферы, где сосредоточено живое вещество планеты: биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу”

32. Русская религиозная философия 19 – 20 вв. Философия всеединтсва.

Русская религиозная философия конца XIX - начала XX веков явилась реакцией на негативные стороны антропоцентризма нового времени. Она сделала акцент прежде всего на духовных качествах человека, таких как творчество, добро, любовь. Человек здесь также рассматривается как центр мира (например в творчестве Н.Бердяева), однако он не противопоставляется этому миру. Наоборот, человек исследуется как свободное творческое существо, призванное Богом к собиранию мира в единое целое, к внесению в мир любви и солидарности, к созиданию гармонии.

Для русских религиозных философов (В.Соловьева, П.Флоренского, С.Франка и других) человек есть носитель жизни и ее продолжатель, но не разрушитель Смысл жизни состоит в отрицании Зла посредством творения Добра, которое и есть, по убеждению русских мыслителей, утверждение жизни на планете.

Основные представители русской религиозной философии: Булгаков С., Соловьев Вл., Бердяев, Федотов и др.

Философия всеединства В.С. Соловьева:

Центральной фигурой во всей русской религиозной философии XIX иска является В.С Соловьев - сын известного русского историка, философ, поэт и публицист. В своих произведениях («Оправдание добра», «Смысл любви», «Духовные основы жизни») он излагал «философию всеединства».

Концепция Вл. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества человека и Бога становится основой нового миросозерцания части интеллигенции.

Смысл существования человека - это внутреннее и свободное объединение земной силы и божественного действия.

Философия русского космизма кратко изложена в этой статье. Вы познакомитесь с основными ее представителями и их идеями. Русский космизм - философия, имеющая большие традиции в культуре нашей страны. Это направление мысли объединяет, кроме философов, религиозных мыслителей, ученых, поэтов, писателей, художников. Обстановка, которая сложилась в культурной и общественной жизни России в 19 веке, во многом способствовала появлению такого направления, как русский космизм. Философия эта сегодня приобретает особенную популярность, в том числе и потому, что многие из предсказаний, сделанных космистами, уже сбылись, а другие продолжают сбываться.

Идеи П. А. Флоренского

Флоренский - один из тех, кого считают по праву одним из виднейших представителей "русского космизма". Он полагал, что есть "идеальное родство" человека и мира, их взаимосвязанность, "пронизанность друг другом". Этот мыслитель, подобно древнегреческим философам, человека и мир соотносит как микрокосмос и макрокосмос. Человек является образом и подобием всей Вселенной. Он несет в себе все, что заложено в мире. И человек, и мир внутренне бесконечны и одинаково сложны, поэтому могут считаться частями друг друга. С полным основанием можно утверждать, что биологически мир - это вселенское тело человека, а также то, что экономически он является сферой его хозяйствования.

Христианский космос Соловьева

Тема космизма наиболее полно рассмотрена Соловьевым в трактате под названием "Чтения о Бого-человечестве". Этот мыслитель считал, что человек совмещает внутри себя противоположности, сводящиеся к одной - между условным и безусловным, между вечной и абсолютной сущностью и видимостью, или преходящим явлением. Таким образом, он является и ничтожеством, и божеством.

В божественном существе Соловьев видит двуединство: единство Слова (Логоса), производящее, или действующее; и осуществленное, произведенное единство - единство тела. Вечность Бога, по его мнению, предполагает вечность человечества, однако не природного, возникающего в определенный период на Земле, а идеального, умопостигаемого. В абсолютном и универсальном человеке действительно и существенно коренится и участвует каждый из нас. Люди являются незаменимым и необходимым звеном в абсолютном целом.

Множество сменяющих последовательно друг друга фаз проходит мировой космогонический процесс. Он начинается астральной (звездной) эпохой, когда материя под действием всемирного тяготения стягивается, образуя космические тела. Завершается этот процесс созданием органической жизни и в дальнейшем ее совершенства, которым является человеческий организм. Мировая душа в человеке впервые соединяется с Логосом и осознает себя в качестве чистой формы всеединства. Природа, таким образом, перерастает саму себя. В сознании она переходит в область абсолютного бытия. Нося и воспринимая в сознании божественную вечную идею, и в то же время имея по своему происхождению тесную связь с природой внешнего мира, все мы являемся посредниками между материальным бытием и Богом.

Философия общего дела Федорова

В главном своем философском труде под названием "Философия общего дела" Николай Федоров провозглашает общепланетарные, общечеловеческие задачи эпохи, носящей название "ноосферного выбора". Внесение в природу разума и воли, то есть управление ей, является для этого мыслителя исполнением заповеди об обладании землей, данной в Библии. Управление природой - это победа над различными стихийными силами, над смертью, болезнями и голодом, перевод в мирное и созидательное русло военной мощи. Николай Федоров хорошо понимал, что цивилизация современности движется в катастрофическом направлении, поскольку основана на эксплуатации, а не на восстановлении. Он утверждал, что люди виноваты не только в зле, которое совершают, но и в зле, происходящем по бездействию, которое содействует приближению Конца. Проект "регуляции природы", разработанный в главном труде этого философа, ставит задачу внести гармонию в хаос, порядок в беспорядок, - цель, которую преследует философия русского космизма. Федоров делает конкретные предположения, включая регуляцию погоды с помощью взрыва в облаках, применяющуюся до сих пор. Он также рассматривает некоторые более глобальные проекты: как управлять движением земного шара, магнитными силами, использовать новые источники энергии и др.

В чем состояла заслуга Федорова?

Различные философские школы рассматривали космос обыкновенно как воплощение абсолютного, беспредельного, недоступного пониманию человека. Он оставался предметом восхищения, смешанного с ужасом перед небытием. Многие века созерцательное отношение к нему разделяли различные философские школы. Оно уходит корнями в глубокую древность. Заслуга Федорова состояла в том, что он привнес в науку и философию требование активно преобразовывать макрокосмос. Для мыслителя первым шагом в борьбе со временем является борьба с пространством, разъединяющим все.

Взаимосвязь внешней и внутренней природы

Пророческая идея этого философа о тесной связи человека и космоса подтверждается в научных подходах современности. Рассмотрим, например, антропный принцип, состоящий в том, что если бы в мире не было наблюдателя, то есть людей (мыслящих и чувствующих существ), то он не был бы таким, каков есть сейчас. Если бы мир был хотя бы немного другим, то нас не было бы. Ни сознание, ни жизнь не появились бы, если бы немного сместились параметры его составляющих (исчезла какая-то частица или стала бы другой). Менять человеческую природу возможно лишь, одновременно изменяя в этом же направлении мир. Поэтому когда человек, не встав на путь одухотворения и изменения себя, начинает преобразовывать или покорять природу (или мир), он неизбежно приходит к дисбалансу, к нравственному и экологическому кризису. Произведенное несовершенным человеком одностороннее вмешательство в природу (вместо разумной и сознательной регуляции) приводит к тому, что природа истощается. В итоге она обрушивается бумерангом на самого человека в виде катастрофы.

Путь воскрешения

По мнению Федорова, различные философские направления и наука идут в основном путем расчленения, разделения, анализа. Этому мыслитель противопоставляет иной путь - воскрешения как синтеза, сложения, собирания всего разложенного и разъединенного - от человеческого организма до знания. Аналитический тип мышления, преобладающий сегодня, характеризует различные философские направления и науку. Он связан с промышленной цивилизацией, умерщвляющей живые натуральные продукты земледелия и природы и готовящей из них искусственные, мертвые вещи. Таким образом, преобладание анализа связывается с сознательным или подсознательным согласием на смерть, которая и есть главный анализатор. Именно смерть разделяет на более простые элементы сложное. Напротив, воскрешение, средством которого служит, в частности, космизм в философии, - это воссоединение чего-то простого в одно сложное целое, которое предполагает приобретение преображенного качества. Все возможности и способности человечества следует синтезировать для этой задачи. Основная идея "всеобщего синтеза" заключается, таким образом, в преодолении противоречий: села и города, дела и знания, мысли и чувства, воли и мечты, науки и веры, альтруизма и эгоизма. Сегодня человечество к идее единства еще не готово, и поэтому она вполне закономерно является утопической.

Космическая философия Циолковского

Циолковский - это одна из главных фигур такого направления, как русский космизм. Философия в своей сущности рассматривалась им с опорой на мысль эпохи Просвещения. Циолковский полагал, что философия является вершиной всего научного знания, это наука наук.

Первый этап философии Циолковского

Три основных этапа можно выделить в концепции Циолковского. Первый - с 1898 по 1914 год. На этом этапе у Циолковского космизм в философии - это направление с опорой на главный принцип, который Константин Эдуардович сформулировал в 1934 году как зависимость судьбы существа от судьбы Вселенной. Не только человек подразумевается под "существом". Масштабные обобщения делает философия русского космизма. Циолковский считает, что "простейшее существо" - "атом-дух". Их совокупность составляет субстанциональную основу мира. По Циолковскому, космос - это иерархия различных существ, в которую включается и человек. Космос также является "живым существом", "воля" и "причина" которого определяет в строгих рамках поведение как человека, так и других "существ".

Второй этап космизма Константина Эдуардовича

Второй этап - с 1915 по 1923 год. Константин Эдуардович в это время уделяет основное внимание уже другим проблемам, не связанным с космосом. В частности, его интересует "научное" понимание текстов Библии, проблемы общества будущего, которые он разрешает в духе социально-утопическом ("Идеальный строй жизни", "Горе и гений" и др.), проблемы жизни и строения человеческого тела. Циолковский подчеркивает несправедливость в обществе, несовершенство отношений между людьми и др.

Заключительный этап философии Циолковского

Третий этап - с 1923 по 1935 год. Основны философии этого мыслителя покоятся на "активно-эволюционном принципе". Смысл его заключается в том, что от космического разума зависит судьба Вселенной, то есть от преобразовательной деятельности человечества и иных космических цивилизаций. Принцип этот обосновывается Константином Эдуардовичем во многих брошюрах и статьях ("Живая вселенная", "Космическая философия", "Монизм Вселенной" и др.).

Интересно, что у Циолковского "активно-эволюционный" смысл сосуществует с более традиционным принципом о том, что от судьбы Вселенной зависит судьба существа. Это создает некоторые трудности, когда изучается философия русского космизма (кратко) Константина Эдуардовича на завершающем этапе. Важнейшие ее принципы, лежащие в основе научной картины мира и метафизики Циолковского, - это принципы атомистического панпсихизма, эволюции, самоорганизации, бесконечности, монизма.

Принцип атомистического панпсихизма

С пониманием материи Циолковским напрямую связан его принцип атомистического панпсихизма. Мыслитель говорил, что все тела во Вселенной имеют одинаковое начало, сущность, называемую духом материи (субстанция, начало, сущность, атом в идеальном смысле). Основные философские теории Платона основывались на подобной идее. По Циолковскому, "атом-дух" ("первобытный дух", "идеальный атом") - сущность или неделимая основа мира. Она одинакова везде. Животное, как и Вселенная, является вместилищем бессчетного числа атомов-духов. Она состоит именно из них, а материи в прежнем ее понимании не существует. Есть лишь нематериальное, неуничтожаемое, всегда чувствующее, созданное раз и навсегда или существовавшее всегда. "Атом-дух", таким образом, - элемент метафизической субстанции, которая лежит в основе мира и отличается от принятых современной физикой элементарных частиц. Материя едина, а значит во всей Вселенной основные ее свойства должны быть одинаковыми. Из этого следует, что существует:

Единство духовного и материального начал всей Вселенной;

Единство неживой и живой материи;

Единство Вселенной и человека, то есть участие людей в космической эволюции;

Выводимость из метафизики космоса этических норм.

Бесконечность Вселенной и эволюция

Циолковский распространял принцип бесконечности на мир как целое, а также на свойства времени и пространства, строение элементарных частиц, ритмы космической эволюции, иерархию уровней систем космоса, отсутствие пределов экспансии во Вселенной. По Циолковскому, Вселенная бесконечна во времени и в пространстве. Она включает в себя иерархию космических структур, также являющуюся бесконечной: от атомов до различного уровня сложности "эфирных островов". Мысль его о том, что во Вселенной возможно существование множества космосов, была намного опережающей свое время. Сегодня она развивается в квантовой космологии.

Ключевыми для космической философии и научной картины мира, вытекающей из нее, являются также принципы эволюции и самоорганизации. "Все живо", то есть все способно к бесконечной эволюции и самоорганизации. Константин Эдуардович не соглашался с рассмотрением космической эволюции как деградации.

Рождение и смерть

Циолковский рассуждает о "воле Вселенной". Так как она является началом всех вещей, все вокруг порождено ею, то и человек зависит от нее. Его воля - это лишь проявление воли Вселенной. Метафизика судьбы человека в контексте так называемой живой Вселенной заключается в том, что смерти не существует. Она "сливается с рождением" в процессе распада и возникновения "атомов-духов". Новая жизнь разрушима, однако разрушение это сливается с новым рождением. Бесчисленное количество раз будут повторяться разрушения и смерти, однако все они являются не просто исчезновениями, но одновременно и возникновениями. Души, согласно этой философии, не существует, однако в ритмах вселенской эволюции жизнь непрерывна, могущественна, счастлива, не прекращалась никогда и никогда не прекратится, ведь субъективного ощущения времени не существует во временно мертвом веществе.

Человек - не вершина эволюции

Константин Эдуардович полагал, как и другие космисты, что человек отнюдь не является вершиной эволюции. Он считал, что человечество должно двигаться вперед, ему предстоит прогресс в отношении ума, тела, нравственности, технического могущества и познания. Нечто невообразимое, блестящее ждет его впереди. На Земле по истечении множества лет не останется ничего несовершенного. Будет лишь хорошее, и к этому неизбежно приведет сила разума. Современный космизм - программа становления всего человечества, а идеи Циолковского можно рассматривать как перспективный вариант ее осуществления. Лишь для Константина Эдуардовича характерен в космизме такой подход к человеческой судьбе. Он является альтернативой подхода активно-эволюционного.

Русский космизм и современная цивилизация

Вышеперечисленные мыслители - это, конечно, не все представители философии русского космизма. Однако мы постарались отобрать самые значимые имена. В наши дни технологии бурно развиваются, что приводит к кризисным явлениям, трансформировавшимся в глобальные проблемы еще в конце 20 века. Они связаны, в частности, с экологией. Философия 20 века уделяет все больше внимания этому вопросу. Научную рациональность всегда включала в себя культура техногенной цивилизации. Она была направлена на то, чтобы преобразовывать внешний мир согласно потребностям человечества. Русский космизм - философия, в которой была предпринята попытка возродить идею о том, что между космосом и человеком существует органичная связь.

Важнейшее в философии космизма

Очень отчетливо в философии космизма обозначились 2 аспекта взаимовлияния космоса и человека. Человек, с одной стороны, воспринимался в качестве неотъемлемой части космоса, которая зависит от космического целого во всех своих проявлениях. Сам человек, с другой стороны, выступал как фактор эволюции. Он таким образом развивал свои способности, что, создавая новую технологию и технику, стал активно воздействовать на внешний мир. Космисты предупреждали последующие поколения о том, что возможны негативные последствия не ограниченной и безудержной эксплуатации природы.

Это направление, тем не менее, широкого распространения не получило. Философия 20 века развивалась в основном в ином русле. А это направление повторило судьбу множества других философских течений - тех, продуктивные идеи которых существенно опережали свое время. Однако в современной ситуации, когда налицо экологический кризис, приобретает все большее значение поиск "общего дела". И тогда приходит на помощь философия русского космизма Вернадского, Федорова, Циолковского и др. Идеям этих мыслителей еще предстоит сыграть свою роль.

Космизм – это религиозно-философское и научное течение. Оно связано с попытками распространения теории эволюции на весь космос. Различают 3 направления русского космизма: 1)Естественно-научное(Вернадский, Циолковский, Чижевский). 2)Религиозно-философское(Федоров, Соловьев). 3)Поэтически-художественное(Одоевский, Заболоцкий, Платонов). В русском космизме выделяются 2 тенденции: 1)Органическая. 2)Проективистская. 1) представлена Вернадским, она воплощена в теории биосферы и ноосферы. 2) представлена Федоровым и Циолковским, она представляет собой ответ человечества на вызов со стороны глобальных проблем: В перспективе человек должен оставить Землю и переместиться в космос.

Федоров. Религиозный философ, родоначальник русского космизма. Философская система Ф. была изложена и отредактирована его учениками и издана после смерти мыслителя под названием «Философия общего дела». Ф. занимался поиском глубинных причин зла и разработал проект его преодоления. Ф. характеризовал историческое прошлое общества как непрерывную цепь истребления одного народа другим, вытеснения младшим поколением старшего. Как совокупность отношений, проникнутых духом взаимной вражды, «неродственности». Причина этого – зависимость жизни человечества от природы, подчиненной законам конечности и смерти. Каждый индивид при этом вынужден решать прежде всего проблему самосохранения. В результате он неизбежно оказывается в самоизоляции. Общественный строй, который основан на подобном эгоизме, является по Ф. отживающей, зооморфической формой Вселенной. Для преодоления безнравственного состояния человечество должно в 1 очередь осознать своего главного врага в лице слепых природных сил и объединиться для борьбы с ними. Основу этого Ф. видит в нравственном долге сынов и дочерей человеческих по отношению к отцам, предкам, всем умершим. Он состоит в патрофикации, воскрешении, возвращении жизни, отнятой у них. По Ф. смерть – это временное явление, оно обусловлено невежеством, несовершеннолетием человеческого рода. Человеческий род потерял свое единство и оказался разделенным на сословия. Человек должен постичь протекающие в природе естественные процессы. По их образу он сможет на более высоком уровне обновлять свой организм, строить себе новые органы, овладеть естественным, направленным тканетворением. Воскрешение отцов предполагает освоение и заселение космоса. Наука должна помочь людям овладеть космосом. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это дает возможность регулировать его движение в пространстве и превратить Землю в космический корабль для полета в космос. По Ф. идеальное общественное устройство – это психократия. В ее основе лежит принцип всеобщей родственности, братства. Конечная цель, которая может быть достигнута на этой ступени – это познание и самопознание во имя преодоления разобщенности и достижения всеобщего воскрешения. Долг воскрешения или «супраморализм» - не только высшая и безусловная нравственность, но и само христианство, превращение его из догматов в заповеди.



К.Э.Циолковский. Это русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма. В 20-е годы прошлого столетия он приобрел мировую известность как глава нового научного направления – астронавтики и ракетодинамики. Космическая философия Циолковского представляет собой синтез разнообразных систем западной и восточной мысли. Он считал, что Вселенная, космос – Божественное. Разрабатывая свою философию, он пытался решить такие философские проблемы, как: смысл космоса в целом, место человека в космосе, конечность и бесконечность человеческого существования и т.д. Исходный принцип его – это атомистический панпсихизм. Основой мира е него выступает вечные и неуничтожимые атомы. Они обладают чувствительностью и зачатками духовности. По терминологии Ц. это «атомы-духи». Для него космос – это живое существо, а человек – это союз атомов, блуждающих во Вселенной. «Атомы-духи» бессмертны, они совершают кругооборот, путешествуя от одного организма к другому. По нему жизнь и разум не являются единственными во Вселенной, т.к. она безгранична. По сравнению с Землей, жизнь на других, более старших планетах, гораздо совершеннее. Согласно Ц. космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития, образующих иерархию. Одни из них – «совершенные», опередили другие планеты и достигли высокой ступени по уровню разума и могущества. Они обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах. Со временем, в процессе эволюции, образуется союз всех разумных высших существ космоса. Смысл Вселенной Ц. видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновению более высоких форм космического разума, способных к преобразованию космоса, с целью решения глобальных проблем. В космической этике Ц. центральной стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого. Это ведет к устранению в космосе несовершенства жизни, зла, страданий. Человек ответственен не только перед собой, но и перед будущим, частью которого он является. Ц. был энтузиастом космического расселения человечества не только в солнечной системе, но и в других звездных мирах. Средством решения этой проблемы он считал ракетно-космическую технику. Он считал, что человеческая природа должна в ходе эволюции существенно измениться. Люди в ходе эволюции должны в максимальной мере эмансипироваться от среды обитания. В отдаленном будущем должна произойти полная биохимическая перестройка обитателей Земли. Люди превратятся в разумные «животные-растения», которые будут непосредственно перерабатывать солнечную энергию. Он мечтал о живых существах в открытом космосе, которые воспринимают из вне только лучистую энергию центрального светила, а все жизненные процессы будут происходить в замкнутой системе их организма.

В.И.Вернадский. Русский естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель. С его именем связаны такие новые разделы науки как геохимия, биогеохимия, радиогеология, разработка концепции биосферы и ее перехода в ноосферу. Мировоззренческой основой его творчества космизм. Природные социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами. Согласно ему, жизнь нашей планеты – явление космическое. Поэтому он защищал концепцию вечности жизни, а не ее самозарождение на Земле. Крупным планом мыслителя являлась концепция биосферы. Биосфера – это сфера существование живого на Земле. Неотделимая часть строения ее – это человек. Человек – это деятельное существо, преобразующее с помощью разума природные условия. По мощности своего воздействия антропогенные процессы сравнимы с геологическими силами. Эволюция человека не завершена. Наши потомки будут обладать более совершенным мыслительным аппаратом, чем мы. В. обосновал мысль о том, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации автотрофности человечества, т.е. достижения его независимости от других форм жизни, путем искусственного синтеза жизни. Анализируя антропогенную деятельность, В. пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу. Ноосфера – это царство человеческого разума. Зарождение ее определяется ростом науки и научного труда, охватом научной мыслью всей планеты, свободой научного творчества, достижением единства всего человечества, открытием новых источников энергии, отказом от войн, всесторонним развитием личности, выходом в космос.

I. Зарождение русского космизма

В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивиллизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса. Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Его идеи оказали большое влиятние и привлекли к русскому космизму были самых разных людей - Циолкоский, Соловьев, Чижевский, Л.Н. Толстой, Бердяев, Вернадский, Булгаков и многие другие. Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями. Константин Эдуардович Цеолковский считал себя учеником Николая Федорович Федорова. В основном все свои труды он излгал в устной форме своим ученикам. Философия Н.Ф. Феорова была изложена его учениками в книге «Философии общего дела».

Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний Федоров распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе. «Философия общего дела» ориентирована и на победу человеческого духа на Земле, и на повсеместное, в русле превращение Хаоса в Космос. Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса. Выход в Космос в идеях Н.Ф. Федорова.

Решения проблем истощения ресурсов и перенасленеия, затухания Солнца Федоров, а за ним и Циолковский видели в активном освоении космоса - в завоевании человечеством новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. . C наступлением эры космоса открывается реальная возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации.

Дело активного освоения космоса – одна из основных составляющих философии общего дела, которая сможет объединить все человечество. Федоров осознавал, что: “ Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.”. И Федоров и Циолковский предсказали неизбежность выхода человечества в космос


Приводимые аргументы “за” разнообразны: невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в бесконечных просторах Вселенной разместятся мириады человеческих поколений, так что “отыскание новых землиц” становится приготовлением “небесных обителей” отцам – после их восрешения здесь на земле. “Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства должен сделаться их обитателем и правителем”.

Идеи Н.Ф. Федорова были активно развиты К. Э. Циолковским, которого по праву называют прародителем всей космонавтики, он не только говорил о необходимости освоения космоса но и показывал реалные возможности того как это можно сделать – он предсказал использование ракет. Произвел рассчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи такие как создание поселений на марсе и других планетах безусловно были очень прогрессивными и дальновидными даже для нашего времени.

В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего несовершенного... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила".

Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:

1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.

2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.

3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.

4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое, вечное. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем.

Несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечнымРелигия в идеях Н.Ф. Федорова

Свои идеи Федоров обосновывал с позиций религиозного мировоззрения. Однако он не был в плену какой-то узко конфессиальной традиции. Федоров отвергал догматизированную религию, проповедующую бездеятельность человека, покорность судьбе, смирение. У него довольно сильно выражены деистическая и пантеистическая тенденции. Бога он понимал не как потустороннюю всемирную силу, творящую все «из ничего», а как внутренне присущий бытию верховный Разум, всеобщую мирообъединяющую Любовь. Несводимый к природе, но и неотделимый от нее, Бог действует через волю и разум людей. Боговоплощение понимается им как очеловечивание, т. е. внесение в природу человеческих начал и чувств. «Слово Божие», по Федорову, – есть сам мир, сама взаимосвязь всего в этом мире. Федоров говорит о том, что господь создал человека, как нахначенное стать, сделаться свободным усилиями самого человека.

Т.е. общее дело – это путь, ведущий человечество к единению и обновлению на гуманистической, нравственной основе. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Федоров выступает против разделения познания мира на науки и говорит о необходимости целостного, единогоь восприятия. Он тем самым предвосхитил междисциплинарность, которую приобрели научные исследования в последнее время.

Русский космизм. Федоров, Циолковский, Чижевский, Вернадский.

Одним из наиболее оригинальных направлений в русской философской мысли конца 19 начала 20 в является космическая философия, или русский космизм. Среди истоков возникновения русского космизма можно выделить следующие:

Философским основанием космизма выступают идеи развития и всеобщей диалектической взаимосвязи мира, разрабатываемые философией в ходе всего ее исторического развития.

Религиозные идеи несомненно оказали существенное влияние на формирование и развитие идей русского космизма. Христианская идея о том, что все люди, - братья, дает изначальную установку о единстве всего сущего земного и небесного. Этот постулат лежит в основе русского космизма.

Естественно-научные. Бурное развитие науки и естествознания во второй половине 19в и новые открытия в различных отраслях знания, подтолкнули космистов на гениальные догадки, носящие научно-практический характер и опирающиеся на науку как средство достижения благородных целей.

Исторические корни русского космизма имеют самое непосредственное отношение к России и национальным особенностям русского народа. Один из основных постулатов русского космизма идея единства людей, всего человечества. Идея русской соборности, единения, присущая русским, традиционная сельская община есть тот исторический фундамент, на котором возник и развивался космизм.

Проблематикой русского космизма активно занимались такие мыслители как Н. Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И, Вернадский, Л. Чижевский.

Н.Ф.Федоров по праву считается отцом русского космизма. Вся философия Федорова концентрируется вокруг главной для него идеи победы над смертью, воскрешение мертвых. Федоров философ нравственности. Высший смысл сущего для него есть сама жизнь, а высшая нравственность это деятельность во имя жизни. Величайшей несправедливостью он считал ограничение жизни определенным временем, тот предел, который устанавливает для нее смерть. По мысли, Федорова, главной целью деятельности человечества должна стать борьба за человеческое бессмертие. При чем за бессмертие не личное и не для избранных, а для всего человеческого рода, в том числе давно умерших предков.

Федоров настаивал на необходимости сознательного управления эволюцией природы. Человечество должно перед собой поставить задачу переделать природу согласно нравственным нормам, установить господство над природой. Покорив ее, человечество будет в состоянии победить и смерть. Федоров мыслил глобально. Наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие человечеству. Необходимо также обеспечить его необходимым место для нормального существования. Федоров решает эту задачу очень просто. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых мест обитания. И здесь достойная новая задача для науки помочь людям овладеть космосом. Федоров в своих мечтах предлагал свой вариант решения перемещения в космосе. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это позволит регулировать его движение в пространстве и превратит землю в космический корабль. В перспективе человек объединит все миры и станет планетоводом. В этом особенно тесно проявится единство человека и космоса.

К.Э. Циолковский основанием своей естественной философии считал познание Вселенной. Он разрабатывал собственную космическую философию (монизм), противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с другой пессимистическому материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни. Циолковский считает, что жизнь и разум на земле не являются единственными во вселенной. В качестве доказательства этого утверждения он считает достаточным то обстоятельство, что вселенная безгранична. По Циолковскому, в ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем союза союзов и так далее до бесконечности. Нравственная, космическая задача Земли внести свой вклад в совершенствование космоса. Оправдать свое высокое предназначение в деле совершенствование мира земляне могут, лишь покинув землю и выйдя в космос. Поэтому Циолковский видит свою личную задачу в помощи землянам по организации переселения на другие планеты и расселения их по всей вселенной. Он подчеркивал, что суть его космической философии заключается в переселении с Земли и в заселении космоса.

Чижевский был основоположником гелиобиологии, науке о Солнце и его влиянии на земные процессы. Смысл его концепции состоит в том, что на богатом фактическом материале доказывается существование природных и космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на солнце в силу единства всего существующего в космосе могут серьезно сказываться на проблеме здоровья руководителей государства. Ведь во главе большинства правительств практически большинства стран стоят не молодые люди. Происходящие на земле и в космосе ритмы, влияют на их здоровье и самочувствие. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что солнце существенно влияет не только на физические (биологические) процессы на Земле, но и на социальные (войны, бунты, революции).

Определить космизм в «жанровом» смысле достаточно трудно. Нельзя сказать, что это естественная наука - тем не менее, учёные-космисты внесли существенный вклад в развитие геологии, биологии, астрономии, физики и химии. Также космизм не является духовным учением, хотя в работах отдельных учёных приобретает метафизический смысл.

Главное, что объединяет «космические» течения - отчаянное стремление к воплощению идеала. «Космос» понимается не только как пространство Вселенной, но и как философское представление о структурной гармонии. Таким образом, космос представляет собой упорядоченную вселенную, в эволюции и обустройстве которой людям можно и нужно участвовать, используя возможности разума.

В переводе с греческого «космос» - это «порядок».

Среди русских исследователей, которые разрабатывали космическую проблематику, были Александр Сухово-Кобылин , Николай Фёдоров , Константин Циолковский , Владимир Вернадский , Александр Чижевский , Иван Антонович Eфремов . О некоторых из них мы расскажем подробнее, остановивишись на самых смелых теориях и предоставив вам судить о том, какие прогнозы воплотились в жизнь сто лет спустя.

Николай Фёдоров: мировая библиотека и победа над смертью

Николай Фёдоров, которому принадлежит учение о «философии общего дела», преподавал историю и географию, работал библиотекарем, «дежурным чиновником при читальном зале Московского Публичного и Румянцевского Музеев». Он вёл аскетичный образ жизни, обильно критиковал в своих сочинениях систему образования, ратовал за распространение информации, а также утвержал, что человечеству необходимо, ни много ни мало, раз и навсегда устранить смерть.

Единая библиотека

Фёдоров осуждал стремление людей к обогащению и единоличному владению знанием, поэтому создал проект библиотечной реформы. Он был уверен, что каждый, вне зависимости от материального положения, должен иметь возможность самообразования. Для этого все богатые люди, имеющие в своем распоряжении личные библиотеки, должны объединить свои картотеки и поместить их в общедоступном месте, чтобы любой желающий мог обращаться к книгам из этого собрания. Он составил первый систематический каталог книг Румянцевского музея и предложил наладить обмен книг между библиотеками разных стран и городов, включая частные коллекции.

Конечной целью этого должно стать объединение всех библиотек мира в единую сеть.

Воскрешение предков и регуляция природы

Основное зло для человека, по Фёдорову, заключается в смертности. Человек порабощён слепой силой природы, которая неуклонно ведёт его к умиранию. Весь комплекс бед, которые постигают общество, он называл «небратскими отношениями»: войны, борьба за собственность, ссоры и раздоры, и, в конечном счете, смерть. Наша культура мирится со смертью, каждый занят лишь обеспечением наиболее удачного и удобного существования для себя. В этой ситуации высшая цель и моральная обязанность учёного - воспрепятствовать разобщению и гибели. Если точнее, Фёдоров был уверен, что в будущем станет возможно сделать смерть обратимой и воскресить всех умерших людей.

Идеи Фёдорова о будущем утопическом блаженстве всех людей базируются на христианском учении. Хотя, конечно, с точки зрения классического христианства их следовало бы отнести к разряду еретических, ведь проект воскрешения и Царствие Небесное в фёдоровской системе должны стать делом рук человечества.

«Пока будет смерть, будет и голод, будут и болезни; и наоборот: пока будут болезни и голод, будет и смерть».

Метафизика, по его мысли, должна воплощаться в реальных практических действиях. Путь к воскрешению предков лежит через науку: нужно средствами науки и техники совершать то, что ранее казалось чудесами. Познав связь между атомами и молекулами, возможно будет управлять процессом жизни. В конечном счёте мир должен стать прогнозируемым, понятным, дружественным человеку.

Колонизация космоса

Мёртвых, как известно, всегда больше, чем живых. Поэтому после их воскрешения человечество невероятно увеличится. Понадобится много места - и с этой целью Фёдоров предлагал осваивать космос. То есть расселять «воскрешенных предков» на других планетах, осваивая космическое пространство. Колонизируя Вселенную, человек будет нести свой разум в другие глактики, всё дальше и дальше в глубины космоса.

Философ Алексей Козырев в лекции «Постнауки» рассказывает об общественном идеале и влиянии космизма на космонавтику.

Константин Циолковский: на Марс, на Марс!

В раннем детстве Циолковский частично потерял слух после скарлатины. Из-за этого он плохо успевал в гимназии и со временем был отчислен. Тем не менее, он продолжил образование самостоятельно. Он много читал, интересовался наукой и техникой, изучал физику, химию, астрономию и математику, занимался собственными разработками. Например, построил первый в мире центробежный аппарат (центрифугу), с помощью которого проводил опыты над животными. Первыми подопытными стали таракан и цыплёнок - причём оба выдержали перегрузку и остались живы.

Опыты и курьёзы

Эксперименты, которые проводил Циолковский, вызывали недоумение и ужас обывателей, а его самого обрекли на славу главного отечественного «сумасшедшего учёного». В городе Боровске (Калужская область) он запускал воздушных змеев собственной конструкции, ездил на коньках с зонтом-парусом и сконструировал оснащённые таким же устройством сани.

«По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругались матерным гласом. Но по глухоте я долго об этом не догадывался».

Не обходилось и без курьёзов научного свойства - как-то Циолковский отправил в Русское физико-химическое общество свою рукопись, в которой описывал разработанную им кинетическую теорию газов . Вскоре он получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта 25 лет назад! Во многом эта неудача была обусловлена тем, как трудно было обмениваться информацией. Для учёных поиск данных был затруднён бытовыми препятствиями (отсутствие нужных книг, несовершенство почтового сообщения). Учитывая это, можно заново оценить проект Николая Фёдорова по усовершенствованию библиотечного дела.

Пресечение автогонии

К сомнительным идеям Циолковского можно отнести его атомистический панпсихизм . Он полагал, что материя, как и атомы, образующие её, «одухотворены», подвержены психическим законам. Одной из главных причин страдания в мире он считал автогонию - самопроизвольное неконтролируемое зарождение жизни.

«Страдание» и «разумность» для Циолковского существовали объективно, как природное свойство материи.

Именно автогония привела к появлению жизни на Земле. Однако не все существа оказались достаточно совершенны; многие продолжают оставаться на низком уровне, нарушая стройную картину разумного мироздания. Дальнейшее заселение Вселенной должно осуществляться не путем стихийного, слепого самозарождения и неуправляемой эволюции, которая множит страдания, а путем продуманного и целенаправленного расселения лучших, разумных существ.

«Отец русской космонавтики»

Циолковский занимался вопросами воздухоплавания, аэродинамики, авиастроения и строительства ракет для межпланетных путешествий, сделав существенный вклад в теорию реактивного движения и во многом опередив своё время. Он предложил конструкцию поезда на воздушной подушке и выдвинул идею космического лифта, продумал способ дозаправки ракет во время полёта, разработал и сам сконструировал аэродинамическую трубу. В научно-фантастической повести Циолковского «На Луне» даётся описание поверхности спутника Земли, которое впоследствии было подтверждено опытным путём.

Константин Циолковский считал, что люди смогут расселиться по Вселенной, а начальным этапом покорения космоса должно стать конструирование орбитальных станций, пригодных для обитания человека. Всего через три десятка лет после его смерти такая станция действительно вышла на орбиту.

Владимир Вернадский: биосфера Земли

Вернадский окончил физико-математический факультет Петербургского университета, изучал кристаллографию, был академиком и директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. Его научные интересы, оставаясь обширными, - геология, химия, история - всегда были привязаны к теме Земли как планеты и целостности.

Биосфера Земли

Термин «биосфера», который использовал Вернадский, был введён Жаном-Батистом Ламарком в начале XIX века. Под биосферой имеется в виду вся поверхность Земли, заселённая живыми организмами, глобальная экологическая система планеты. Эту совокупность организмов Вернадский называл «живым веществом». Кроме него существует и «косное вещество». Его составляют минералы и горные породы. В единую систему два вида материи соединяются благодаря постоянному обмену, «биогенному току атомов». Изучая биосферу, Вернадский пришёл к соображению о том, что осуществляется важный, прежде невиданный процесс.

Происходит переход от биосферы к новому миру, в котором ведущая и преобразующая роль отводится человечеству.

Теория ноосферы

Ноосфера - новый вид планетарной цивилизации, где человек, вооруженный средствами науки, станет новой самостоятельной геологической силой - разумной и творческой. То есть будет способен менять облик планеты, создавая новые «косные тела» и подвергая изменениям живое вещество. Надо сказать, что слово «ноосфера» также принадлежит не самому Вернадскому, а французским учёным - профессору математики Эдуарду Леруа и Пьеру Тейяру де Шардену, биологу, геологу, палеонтологу и религиозному мыслителю. Вернадский же активно разрабатывал эту теорию, дав своё видение новой эпохи Земли.

В эту эпоху деятельность людей и научная мысль приведут к изменению облика планеты. Ноосфера возникнет после резкого скачка в науке и технике, после заселения человеком всей планеты и развития средств сообщения. Также условиями её формирования станут глобализация, выход человека в космос, развитие образования, прекращение конфликтов и войн, коллективное принятие решений, равенство и победа над нищетой.

Перспективы развития ноосферного общества представлялись Вернадскому радужными.

То, что сейчас называется глобальными проблемами современности, не вызывало у него опасений. Действуя как природная сила, человечество не может совершить ничего, что не было бы частью общей эволюционной программы.

Сегодня многое в теориях космистов выглядит наивным, однако общий настрой поражает оптимизмом и верой в возможности человека. Эти учения были созвучны эпохе прогресса и безграничных надежд. Именно поэтому позже космизм был забыт. Советская имперская культура потребовала другой науки (генетика, например, встретила травлю) и другой философии, поддерживающей интересы власти.

Многие предположения космистов не подтвердились, оставшись сегодня разве что в арсенале лженаук. В то же время, гипотезы, которые современники считали нереальными и совершенно безумными, оказались не так уж далеки от действительности. Теперь они стали полноправной частью современной научной практики или сбываются прямо на наших глазах.

Публикации по теме