Трезвитесь, бодрствуйте, потому что диавол ходит, как рыкающий лев. Желания греховной природы Ходит рыкающий лев ища поглотить

То, что [дьявол] по всей земле под небесами слоняется и рыщет, как бешеный пес, ища, кого бы пожрать, мы узнаем из написанного об Иове.

Проповедь об отвержении мира.

Прп. Нил Синайский

Рыканием означает вредоносное неистовство врага, а словами «противитеся мужественно» показывает, какую силу должны приобрести от подвига борющиеся со зверем, частыми упражнениями ежедневно укрепляя естественную свою силу. Ибо не сказал: «Убегайте или уклоняйтесь от скрежещущего зубами зверя», но повелел противостоять ему, бодро идти против него, зная, что всякий имеет силу защитить свою безопасность и для этой защиты у всех есть природные и неотъемлемые оружия.

К монаху Агафию.

Прп. Исидор Пелусиот

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

Христос именуется львом по царственному достоинству и по неодолимости <…> а праведник по небоязливости и бесстрашию <…> дьявол же - по зверству и кровожадности, ибо ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить .

Письма.

Блж. Августин

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

Кто избежал бы пасти этого льва, если бы не победил Лев от колена Иуды?

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 8-9 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою

На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенными суетой) и чрез то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, то есть ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни. Потому что он, говорит, непрестанно обходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Святой Иустин-мученик причину такого неослабного коварства и наветов со стороны диавола полагает в том, что диавол до пришествия Господня ясно не знал, сколь сильно его наказание, так как святые пророки выражались об этом загадочно (так Исаия всю печальную историю и судьбу диавола прикровенно изобразил в лице ассириянина: (Ис. 18:4-27) , а когда с пришествием Господа диавол ясно узнал, что ему и ангелам его предлежит и уготован вечный огонь (Мф. 25:41) , с тех пор он непрестанно строит верующим ковы, желая многих сделать общниками своего отступления, чтобы не одному терпеть бесславие осуждения, и в этом находить холодное и злобное утешение.

Зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире

Вероятно, много скорбей за Христа претерпевали те, которым писал это апостол Петр; потому-то он и утешает их в начале и в конце послания, - в начале тем, что они становятся общниками в страданиях Господа и наследниками имеющей открыться славы, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и все верующие, живущие в мире.

Экумений

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

Объясняя, почему [дьявол] столь усердно строит нам козни, святой Иустин Мученик говорит, что до пришествия Господа дьявол не знал точно, сколь великое наказание ждет его. Когда же Господь пришел [в мир], дьявол доподлинно узнал что и ему самому, и его ангелам предуготован и предназначен вечный огонь, и с тех пор непрестанно злоумышляет против верующих, желая привлечь как можно больше соучастников своего отпадения, дабы не он один, упорствуя, терпел позор.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.

Аврелий Пруденций

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

С рыком ходит вокруг, пожрать нас хочет, Злые зубы свои острит во гневе, Ведь мы только к Тебе, Господь, взываем.

Гимны на всякий день.

Лопухин А.П.

Ст. 8-9 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире

Но предавать себя воле Божией, Промыслу Божию не значит предаваться беспечности: беспечность противна Божию попечению о людях и крайне гибельна для их нравственного состояния уже потому, что люди окружены темными силами, поставляющими всяческие соблазны и препятствия их спасению. Апостол с отеческою любовью и заботливостью предостерегает читателей от опасной беспечности, которою особенно пользуется на гибель людей диавол. «На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенным суетою) и через то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, т. е. ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни» (блаж. Феофил.). Противник или враг рода человеческого - диавол здесь (ст. 8) за жестокость и лютость сравнивается со львом, который с рыканием ищет добычи своей жадности и с этою целью обходит землю (ср. Иов 1:7) и причиняет гибель и вред всякого рода беспечным и нерадивым. Апостол поэтому сильно возбуждает внимание и энергию верующих к борьбе с исконным врагом людей: «противостойте ему твердою верою» (ст. 9), что близко напоминает соответствующее наставление Ап. Иакова (IV:7). Побуждением к безропотному терпению скорбей и к борьбе с диаволом Апостол указывает и ту мысль, что страдания - общий удел первохристиан. «Вероятно, много скорбей за Христа претерпевали, которым писал это Апостол Петр: потому-то он и утешает их в начале и в конце послания, -там тем, что они становятся общниками в страданиях Господа, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и все верующие, живущие в мире» (блаж. Феофил.).

239 . Итак, пока мы здесь, будем блюсти образ, дабы там нам достигнуть истины. Пусть царит (sit) в нас образ справедливости, образ мудрости, потому что настанет день, когда нас будут судить по (этому) образу.

240 . Пусть же враг не найдет в тебе своего образа, (пусть не найдет в тебе) ярости и бешенства, потому что в них образ непотребства. Враг же диавол, как лев рыкающий, ищет, кого бы он мог убить (или) кого поглотить (Ср. , 8). Да не найдет (в тебе) жадности к золоту, (да не найдет) у тебя скопленнаго в большом количестве (acervos) серебра (или) идолов пороков, да не лишит тебя голоса свободы… Голос свободы – это когда ты можешь сказать: «Придет этого мира князь и во мне не найдет ничего» (). Итак, если ты уверен в том, что он ничего не найдет в тебе, когда придет испытать (твои мысли и дела), то ты скажи то, что патриарх Иаков сказал Лавану: Изследуй, есть ли у меня что либо из твоего () . По справедливости блажен Иаков, у котораго ничего из своего не мог найти Лаван! Ибо Рахиль скрыла (принадлежащия ему) золотыя и серебреныя изображения идолов.

241 . Итак, если мудрость, вера, презрение к миру (этому), если любовь (gratia) твоя покроет твою неверность, (проявляющуюся в нарушении заповедей), то ты будешь блажен, ибо ты не обращаещь внимания на суету и неистовство ложныя (). Разве маловажно – лишить врага голоса, чтобы он не имел данных к обвинению тебя, в чем бы то ни было (ut arguendi te non possit habere auctoritatem)? Итак, кто чужд забот о суетном (non respicit in vanitates), тот и не может быть смущен, а кто прилежит суетному, тот смущается, и притом совершенно тщетно. Что же иное, как не суетность – собирать богатства? Ибо искание тленнаго достаточно уж свидетельствует о суетности (vanum est satis). Пусть ты соберешь богатства, но можешь ли ты знать (наверное), что тебе прйдется владеть им?

242 . Разве не суетно, что купец днем и ночью находится в разъездах, чтобы накопить богатства (aggregare possit thesauri acervos), скупает товары, безпокоится о цене, чтобы не пришлось ему продать в убыток, следит за ценами разных рынков (locorum), и вдруг или зависть к его широкой (famosae) торговле понуждает разбойников (к нападению на него) или же сам он, не дождавшись попутнаго ветра, нетерпеливо пускается в поиски за наживой (dum lucrum quaerit) и терпит кораблекрушение?

243 . Не суетно ли также волнуется тот, который с большим трудом собирает (сокровища), о которых он не знает, какому наследнику они достанутся? Часто то, что корыстолюбец собрал с особенной заботливостию, это роскошествующий наследник (быстро) растрачивает своей безумной (praecipiti) расточительностию; и (вот) долго накоплявшееся у безнравственнаго мота, слепого к настоящему и непредусмотрительнаго в отношении к будущему, уплывает как бы в какую бездну (qua dam absorbet voragine). Часто также желанный наследник, почувствовав ненависть к наследству, при скоропостижной смерти, завещает чужим доставшееся ему наследство (aditae succesionis compendia).

244 . Зачем ты напрасно ткешь паутину, которая (ты знаешь) и безполезна, и безплодна, и, точно ненужныя сети, оставляешь большия богатства. Ведь эти последния, при всем изобилии нисколько не полезны (для тебя), даже, напротив, (вредны, потому что) совлекают с тебя образ Божий и облекают в земной? Если кто имеет изображение тирана, то разве он не подлежит осуждению? Ты отлагаешь образ вечнаго Царя (imperatoris) и принимаешь образ смерти? Извергни же из города твоей души образ диавола и прими образ Христа. Пусть этот последний сияет в тебе, в твоем городе, т. е. пусть блистает твоя душа, забывшая образы пороков, о которых Давид говорит: «Господи, во граде твоем в ничто ты обратишь образы их» () . Ибо когда Господь изобразит Иерусалим по своему образу, тогда погибнет всякий образ врагов.

Николай Водневский

Несколько лет тому назад один из сотрудников «Семейного радио» позвонил мне по телефону:

Брат Николай, не мог бы ты на предпасхальные четверг, пятницу и субботу приготовить три радиобеседы по 15 минут о значении Голгофской жертвы Христа?

Я дал обещание с Божьей помощью это сделать. В ту пору в углу моей спальни я имел примитивную «радиостудию» - обыкновенный магнитофон. И когда дети спали в дальней комнате, а на улице прекращалось движение, я закрывал двери и записывал одну или две беседы.

На этот раз четверговая беседа была записана без всяких звуковых помех. Меня это обрадовало. И начало второй беседы - для пятницы - шло хорошо, но вдруг, в тот момент, когда я говорил о страданиях Христа на кресте, в соседнем дворе неожиданно, чего никогда не было, залаяла собачонка. Я выключил магнитофон, подождал несколько минут, и когда собачонка умолкла, начал повторение прерванного предложения:

«На кресте Иисус был одинок в полном смысле этого слова. Грех мира, ваши и мои грехи были на Нем. Запекшими устами Он взывал к Небесному Отцу: «Боже Мой, Боже, для чего Ты Меня оставил?» Бог отвернул лицо Свое от Единородного Сына, когда наши грехи были на Нем».

В этот момент собачонка снова залаяла и так пронзительно и визгливо, как будто кто-то прижал ей дверью хвост. Я снова остановил магнитофон и прервал запись. Через минуту наступила тишина. Но как только я снова начал повторять это же предложение, собачонка снова взвизгнула и начала лаять еще яростнее прежнего.

Четыре раза приходилось мне прерывать запись на этом предложении. Мне стало страшно, хотя я никогда не был суеверным, но дальше я не мог продолжать этот эксперимент и лег спать, решив ранним утром перед уходом на работу закончить эту запись.

Долго я не мог уснуть, ожидая все время лая этой собачки, но она молчала. И я вдруг вспомнил слова, сказанные по вдохновению Духа апостолом Павлом: «...чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2Кор. 2:11). Вспомнил я также слова Божьи, сказанные через апостола Петра: «...диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8).

Дьявол следит за своей жертвой, чтобы напасть на нее в удобную минуту. Сатана - противник сильный и хитрый, смелый и жестокий. Вспомнил я и о том, как он хотел помешать молитве Даниила (Дан. 10:3), как не побоялся искушать Господа нашего, когда Он был в пустыне. И еще коварнее сатана искушал Христа через Его ученика: «...Господи! да не будет этого с Тобою» (Мф. 16:22). А речь шла о пути Христа на Голгофу для искупления грешников. И Христос назвал врага душ человеческих его именем: «...отойди от Меня, сатана!» (Мф. 16:23).

Вспомнил я также и о том, что писал апостол Павел Фессалоникийской церкви: «...мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1Фес. 2:18). Апостол умел разгадывать его действия.

Сатана имеет целую армию злых духов и через своих последователей ведет войну против Божьего плана спасения души человека. Он действует через людей разного звания и духовного состояния, порой даже через таких, которые на первый взгляд могут показаться ангелами света, как и написано: «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор. 11:14-15).

Как же нам, людям, распознать их? Христос отвечает: «По плодам их узнаете их». Заметьте: не по дарам, а по плодам.

В борьбе против предвечных Божьих планов сатана пользуется разными методами. К Еве в Едемском саду он явился в образе змея. Опыт у него колоссальный! А цель конечная одна - мешать провозглашению Евангелия спасения всеми мыслимыми и немыслимыми способами и извращать учение Христа.

Методы его войны, его тактика - многообразны. Он не брезгует распространением клеветы на служителей Евангелия. Христос сказал о нем так: «...ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). В притче о сеятеле Христос показал сатану, похищающего «доброе семя» - слово Божие, как противника покаяния и спасения грешников (Лк. 8:5-15).

Было время, когда физическое уничтожение проповедников Евангелия было излюбленным методом сатаны в борьбе против Христа и Его Церкви. Но этот метод разочаровал сатану. Рыкающий лев наконец увидел, что каждый раз, когда он бросал в тюрьму и лагеря одного верующего, их появлялось два, зачастую и больше. Ведь в застенках они не молчат, а проповедуют Евангелие таким же узникам, как они сами.

Время окончательного поражения сатаны еще не наступило, но оно приближается с каждым днем. И, зная это, рыкающий лев ищет более эффективные пути в борьбе против евангелизации мира. Сатана ничего не имеет против обрядовой, формальной религии, но как огня, как удушливого газа боится человека, душа которого действительно открывается Богу и принимает Христа в сердце как личного Спасителя. Он делает все возможное, чтобы не дать человеку услышать Слово Божие. Он знает, что «...вера от слышания, а слышание от слова Божия». Только Слово Божие может помочь человеку разобраться во всем многообразии течений и увидеть истинный путь, ведущий ко спасению.

И еще дьявол боится единства детей Божиих. Он знает, что в единстве - сила, в единстве умножается влияние церкви на мир. Вот почему он расколол церковь на регистрированных и не регистрированных или автономных. Деление лишает церковь авторитета и влияния на мир, а это как раз то, чего хочет сатана.

Перед входом в Гефсиманский сад Христос в молитве к Отцу Небесному говорил: «Да будут все едино!». Кто эти все? Все «верующие в Меня, да будут все едино...» И здесь же Христос дополнил Свою молитву словами: «...да познает мир, что Ты послал Меня...» Некоторые христиане всю вину за неверие мира сваливают на сатану, а в Священном Писании мы читаем, что вина за неверие мира лежит также и на тех христианах, которые носят имя Учителя, но из-за своих делений по несущественным причинам утратили силу свидетельства.

Сатана старается разбить, разделить, разогнать верующих по кустам, как зайцев, но с какой стати многие верующие сознательно или подсознательно стали его союзниками в этом антихристианском деле?

Чем же еще опасен для нас «рыкающий лев»? Нет числа жертвам сатаны, которым нанесены удары смертоносным языком клеветников, сплетников, ябедников, наговорщиков и доносчиков.

По официальным данным, опубликованным в «Огоньке», в начале становления советской власти в 1922 году постановлением суда было расстреляно 2691 церковнослужителей, монахов - 1692, монахинь и послушниц - 3447. Без суда расстреляно не менее 15000 духовных лиц. Ясно, что здесь мы имеем дело с сатанинским разгулом.

Чем же еще опасен верующим «рыкающий лев»?

Нагнетанием страха.

Рыкание «льва» наводит страх на многих верующих. Не приходилось ли вам видеть, как львы охотятся в Африке за антилопами, газелями и бизонами - сильными животными? Приметив льва, они со скоростью ветра убегают от него, вместо того чтобы пойти на него всем стадом и поднять его на рога. Лев старается отбить от стада слабую жертву, вгрызается клыками в горло, валит с ног и упивается кровью жертвы. А стадо в панике убегает дальше.

Единство в борьбе против «рыкающего льва» - вот в чем нуждается сегодня Церковь Христа. Слава Богу за то, что Он дал нам оружие для борьбы с «рыкающим львом», дал Свое Слово и молитву. Сила Божия действует через молитву.

Христос сказал Своим последователям: «Не бойтесь!». Он также сказал: «...и се, Я с вами во все дни до скончания века». Это должно нас радовать. Мы не одни, с нами могучий и сильный Господь. Сатана нас не боится, но он смертельно боится Христа, и потому самое лучшее и надежное укрытие от нападок лукавого - Христос, ибо «рыкающий лев» под Его контролем.

Вспомним эпизод, описанный Джоном Буньяном в знаменитом «Путешествии пилигрима». Во время своего путешествия Христианин перед чертогом увидел двух львов - опасность, о которой говорили ему Робкий и Недоверчивый. Страх овладел Христианином, но присмотревшись, он увидел, что львы были прикованы к дереву тяжелыми цепями, хотя хорошо рассмотреть цепи было невозможно. Привратник, заметив испуг Христианина, закричал ему: «Ужель вера твоя так слаба? Не бойся львов, они прикованы цепями и находятся здесь для испытания веры странствующих. Иди по самой середине дороги, и они тебя не тронут!».

Христианин последовал совету, хотя и не без страха. Львы ревели, но не тронули его. Значит, «рыкающий лев» не может подойти к нам ближе, чем дозволит Господь.

По слабости веры мы часто забываем об этом, впадаем в сомнения и страх, а Господь говорит: «...не бойся, только веруй» (Мк. 5:36). Это говорит о том, что если бы Господь не был верен Своему обетованию о вечной жизни и не защищал бы Своих детей, не охранял бы их, никто из нас не устоял бы. «Рыкающий лев» повалил бы самого сильного за первым поворотом.

Но благодарение Богу за то, что «Он Начальник (Начало) и Совершитель нашей веры». Благодарение Богу за Его обещание начатое дело спасения довести до конца. Вспомним, что писал апостол Павел по вдохновению Духа Святого церкви в Коринфе: «Христос утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Кор. 1:8).

Если бы в нас не рождались желания греховной природы , нам все равно было бы необходимо иметь дело с врагом, который пытается уничтожить наши души . Я, конечно же, говорю о сатане , заклятом враге Бога, приговоренном на вечность в аду. Он хочет забрать с собой туда как можно больше людей. Апостол Петр предупреждал нас: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5:8).

Мы можем быть уверены, что каждый раз, когда мы испытываем искушение удовлетворить законную потребность незаконным способом, один из ангелов сатаны подмигивает нам, настойчиво предлагая сделать неправильный выбор .

Как работает дьявол и его "любимцы"? В общем, если бы люди знали, что он стоит за их спиной, то большинство из них, а особенно мы, христиане, безусловно, бежали бы подальше от него. Сатана это знает, и он достаточно умен, чтобы работать на волне нашего естественного и вполне обоснованного отвращения к нему.

Подумайте о том, как произошло искушение Адама и Евы в Эдемском саду. Пытался ли он приказать им грешить? Нет. Предупредил ли он их, что если они не повинуются Богу, то они разрушат свою дружбу с Ним, непомерно отяготят свою собственную жизнь и навлекут проклятие на все человечество? Безусловно, нет. Он обманул их. Он солгал. Он внушил им мысль, что Бог скрыл от них что-то хорошее, оберегая от них плод того дерева; он внушил им веру в то, что для них лучше всего сделать то, что Бог запретил. И они приняли эту ложь .

Иисус сказал о сатане, что он "не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44). Апостол Павел писал о нем: "Потому что сам сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды" (2Кор.11:14-15).

Когда мы послушны Богу и поступаем правильно, живем в свободе от господствующих греховных желаний, дьявол и его когорта пытаются убедить нас, что плохо - это хорошо, что черное - это белое, и неправильные дела могут быть оправданы "попыткой угодить Господу". Все это ложь, и он законченный лжец. Он, должно быть, самый искусный в этом деле, "потому что сначала диавол согрешил" (1Иоан.3:8).

"У каждой развилки дорог, - сказал однажды мудрец, - дьявол соблазняет морковкой на неправильный путь". Он отделает эту морковку так, что покажется, будто это самая вкусная еда на свете. Но путь, на который она нас выведет, когда мы попытаемся получить ее, ведет в ад, а не на Небеса.

Поймите также, что сатана прекрасно всех нас знает . Он знает наши нужды - он наблюдал за человечеством еще со времен Адама и Евы. Он смотрит в наше естество и видит, какая потребность является нашим слабым местом , какая из них не удовлетворена и не подчинена господству Иисуса Христа. Если у нас есть такие сферы в жизни, то мы можем быть уверены, что он обнаружит их и будет искушать нас именно в этом месте .

Два последних романа Фрэнка Перетти "Тьма века сего" и "Пронзая тьму" были очень популярны в основном благодаря тому, что они показывают, как сатана и его бесы атакуют и контролируют людей в наше время . Хотя эти романы невозможно сравнить с Писанием, ведь они созданы воображением одного христианского писателя, они тем не менее убедительно описывают реальность бесов и духовной войны . Сатана жив и действует в нашем мире, пытаясь обмануть и уничтожить всех, кого возможно. Не давайте ему одурачить вас.

Как доктору, который ставит диагноз болезни своему пациенту, нам необходимо найти причину проблемы, прежде чем пойти дальше и выписать необходимое лекарство. И теперь, зная, почему греховные желания могут порабощать нас, рассмотрим следующую часть картины - как они порабощают.

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.» (1 Пет. 5:8)

Толкования на стих

Проф. Иванов А.В.

Трезвитеся, бодрствуйте. Апостол призывает Христиан к борьбе с диаволом, указывая таким образом на главную причину страданий их в его вражде к Христианам и научая их искать помощи свыше, в Боге, раскрывает в то же время те опасности, которыя им угрожают во время борьбы, противопоставляя им те средства, при помощи которых они могут успешно вести борьбу с диаволом. Эти средства - трезвение, бодрствование и твёрдая вера.

Необходимость этих средств открывается из того, что грех прежде всего опьяняет человека, рисуя в его уме и воображении соблазнительныя сцены и возбуждая в сердце страстную жажду нечистаго наслаждения. Далее, грех усыпляет совесть человека, притупляя внутреннее чувство осторожности и разслабляя деятельныя силы человека, делает его вялым, безпечным, сонным.

Поэтому Апостол советует Христианам трезвиться и бодрствовать.

Но так как во время самой борьбы, при тягости ея и неуспешности, человек часто теряет веру в помощь Божию, приходит в уныние и отчаяние, то Апостол настаивает, чтобы Христиане были твёрдыми в вере и терпеливо переносили страдания, указывая им на то, что те же страсти случаются и их братству, еже в мире (стих 9) - то есть, что и братья или единоплеменники Христиан, не вошедшие в Церковь, но оставшиеся вне Ея, в мире, не свободны от страданий. Таким образом, Апостол возбуждает Христиан к терпению и обращает их взоры и упования к Богу, призвавшему их в вечную Свою славу о Христе Иисусе (стих 10).

Больше важных новостей в Telegram-канале «Православное слово» . Подключайся!

Блж. Феофилакт Болгарский

На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенными суетой) и чрез то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, то есть ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни. Потому что он, говорит, непрестанно обходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Святой Иустин-мученик причину такого неослабного коварства и наветов со стороны диавола полагает в том, что диавол до пришествия Господня ясно не знал, сколь сильно его наказание, так как святые пророки выражались об этом загадочно (так Исаия всю печальную историю и судьбу диавола прикровенно изобразил в лице ассириянина: Ис. 18:4-27), а когда с пришествием Господа диавол ясно узнал, что ему и ангелам его предлежит и уготован вечный огонь (Мф. 25:41), с тех пор он непрестанно строит верующим ковы, желая многих сделать общниками своего отступления, чтобы не одному терпеть бесславие осуждения, и в этом находить холодное и злобное утешение.

Свт. Василий Великий

То, что [дьявол] по всей земле под небесами слоняется и рыщет, как бешеный пес, ища, кого бы пожрать, мы узнаем из написанного об Иове.

Прп. Исидор Пелусиот

Христос именуется львом по царственному достоинству и по неодолимости а праведник по небоязливости и бесстрашию дьявол же — по зверству и кровожадности, ибо ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

Публикации по теме