Конспект урока "сказка и речевой этикет". рассказа В. Сутеевой «Волшебное слово». Игра «Вежливый ли ты»

Интегрированный урок-игра «Сказка и речевой этикет»

(Межпредметные связи: русский язык, музыка, внеклассное чтение, обществознание и ИЗО)

Цели урока:

1) Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения;

2) Продолжение ознакомления и усвоения основ речевого этикета.

3) Правильно поздравлять друг друга с праздником, познакомить учащихся с правилами речевого этикета

Форма проведения: Урок-игра, соревнование двух команд

Эпиграфы к уроку:

«Если кто-то загрустит, ты его не оставляй

Добрым словом, добрым делом утешай и помогай»

«Среди невезенья иного, среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово, и слово утешит меня.»

Ход урока:

    Вступительное слово.

Сегодня мы проводим необычный урок, урок – игру, поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться по – доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова: ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ, ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ, ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ!

Тема нашего урока «Сказка и речевой этикет». Кто сможет объяснить о чем пойдет речь на уроке. А как вы понимаете слова: этикет, речевой этикет. Давайте запишем эти слова в тетради.

Словарная работа.

Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет – это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

    Конкурс «Давайте говорить друг другу комплементы».

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас находимся в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри у нас: Золушка, Кащей и Баба Яга. Ваша задача – выбрать из предлагаемых комплектов для персонажа такие, которые, ему подходят. Отвечать будет при помощи сигнальных карточек:

Для Кащея; - для Бабы Яги; - для Золушки.

Слайд 1. Комплементы.

1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.

2. Наверно, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая трудолюбивая и ловкая.

3. Ты так долго живешь на свете, и ты, наверное, много видел и много знаешь.

    Конкурс «Вежливая критика».

Наверняка вам не раз приходилось высказывать о человеке, его поступках мнение, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Героев сказки «Лиса и журавль» пригласил к себе Ёжик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг друга. Кто о ком что сказал. Лиса – 1. Журавль – 2.

Слайд 2. Вежливая критика.

Уж не знаю, зачем меня пригласили на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше не просите, не приду (Лиса).

Все было хорошо на обеде, и угощение, и вежливое обращение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде (Журавль).

Как вы думаете, что мог сказать на это Ёжик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.

Слайд 3. Реплика Ёжика.

    Журавль был добрее и вежливее, чем ты, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

    Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля в гости к себе.

    Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду.

Надеюсь, что вы поняли, что критика тоже может быть доброжелательной. Давайте вспомним, народная это сказка или литературная? К какому типу сказок относится? Ну вот, мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним.

Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?

    Конкурс «Утешители».

Представьте, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись. А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поет свою хвастливую песенку. Дед с бабой очень огорчились. Вам надо их утешить. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите ее номер.

Слайд 4. Утешение.

    Горе не беда – с кем не была.

    Нет худа без добра.

    Наши лепешки тоже съели кошки.

Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы, если их знать, помнить и применять в жизни.

К нам попала записка для ослика Иа-иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда – записка порвалась, нам надо ее собрать Для этого на листочках у себя запишите через запятую номера предложений утешительной записки. (Предложения записаны на доске.)

1. Не огорчайся, дорогой Иа – иа!

2. Стоит ли переживать из – за таких пустяков!

3. Полно печалиться, дело поправится.

4. Я обязательно помогу тебе. Мы найдём твою потерю.

5. Нечего искать иголку в стоге сена.

Правильный ответ - 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а вы, конечно, выполните обещание помочь ему.

V. Физминутка. Речевой этикет. Ситуации.

1. В школьном коридоре разговаривают учителя, и среди них Дима увидел свою классную руководительницу. Проходя мимо, он вежливо сказал: «Здравствуйте Елена Александровна!» Допущена ошибка или все в порядке?

2. С вами поздоровался человек, которого вы не знаете. Как вы поступите?

1) Ответите на приветствие.

2) Скажите ему, что он ошибся.

3. Вы звоните, но выясняется, что попали не туда, куда вам надо. Что вы сделаете?

1) Спросите. Это квартира Ивановых.

2) Бросите трубку.

3) Скажете: «Извините за беспокойство, я кажется не туда попал»

VI. Конкурс капитанов.

Задание потрудней. Сейчас вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы помните былину «Садко». Представьте, что вы - Садко. Вы попали в подводное царство и морской царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите оставаться. Какой из вариантов отказа вы выберите? Объясните, почему?

Слайд №6.

1) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!

2) О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.

3) Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, т. к. ждут меня на земле друзья и невеста.

(Правильный ответ: (1) Царь рассердится на тебя и бросит в темницу. Подумай, как ответить ему в следующий раз. (2) Ты не убедишь царя, он не понял, почему ты не можешь остаться. (3) Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье.)

VII. Конкурс «Музыкальная пауза»

1) Какой старинный инструмент упоминается у нас в задании? Запишем его. Гусли.

2) Какие музыкальные инструменты есть у нас в школе? (баян, гитара, пианино, домбра)

3) К какому виду инструментов относится пианино? Гитара?

4) Что получится, если объединить вместе музыкальные инструменты всех видов? (Оркестр)

5) Как называют людей, играющих на гуслях, пианино, баяне, гитаре?

6) Как образовались эти слова? Гитарист, пианист, баянист, домрист, гусляр.

VIII. Конкурс «Поздравление»

Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки «Золотой ключик». Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. (На доске записано слово и объяснено.) Помогите ему разобраться. Сигнализируем карточками:

1. Мальвина 2. Лиса Алиса 3. Черепаха Тортила

Слайд №7 «Поздравления»

1. Достопочтенная…! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по – прежнему доброй, мудрой и щедрой, как и 300 лет назад. Вы по – прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.

2. Изобретательная…! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло.

3. Милая…! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё - сохранить дружбу со старыми друзьями - Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.

IX . Творческое задание

Представьте себе, что вы Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идете к ней в гости. Напишите текст поздравления, соблюдая знаки препинания. Жюри оценит ваши открытки

Заключение. Сегодня мы вспомнили сказочных героев, научились вежливо обращаться друг с другом, поговорили о музыке, узнали значение и правописание слов, нарисовали прекрасные открытки для бабушки.

X, Подведение итогов.

Конспект занятия

Образовательная область: «Познание».

Тема: «Формирование навыков речевого этикета»

(4 -5 лет).

Программные задачи:

- расширять навыки речевого общения в различных ситуациях

(приветствие, прощание, извинение, благодарность…);

- учить оценивать поступки, исходя из своих представлений о

вежливости;

- продолжать знакомить с элементарными правилами этикета (разговор

по телефону);

- обогащать словарь детей вежливыми выражениями.

Предварительная работа:

- чтение книги Г. П. Шалаевой «Правила поведения для воспитанных

детей»; литературной сказки Э. Машковской «Волшебное слово»;

рассказа В. Сутеевой «Волшебное слово»;

- беседа по картинкам из серии «Уроки вежливости»; обсуждение

ситуаций, возникающих в группе во время общения детей;

- разучивание игры «Пожалуйста», стихотворений «Что такое

здравствуй?», «Важные слова».

Ход занятия.

1. Воспитатель приглашает детей на интересное занятие.

Вбегает Буратино (в руках сломанная игрушка), бросает игрушку в сторону, восклицает:

- Ух ты, какая красивая группа! Сколько игрушек! Я вот эту хочу взять!

Воспитатель:

Стоп, стоп, стоп, Буратино! Какой ты невоспитанный. Вбежал, ни с кем не поздоровался. Берешь чужие игрушки без спроса. Придется тебя перевоспитывать.

Буратино: а как это?

Воспитатель:

Тебе всего лишь надо научиться быть вежливым. Мы с ребятами тебе в этом поможем. Ты будь внимательным, все-все запоминай.

2. воспитатель:

- Знают взрослые и дети

Много слов на белом свете,

И с волшебными словами

Мы идем по свету с вами.

Волшебными словами называют вежливые слова.

-Какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей)

Вежливые слова помогают людям общаться, лучше понимать друг друга, быть внимательнее. Вспомните, пожалуйста, одно из самых добрых слов. Этим словом мы приветствуем друг людей.

Это слово «Здравствуйте»

Буратино: -Что такое здравствуй?

Дети рассказывают стихотворение:

Что такое «Здравствуй»? – лучшее из слов.

Потому что здравствуй – значит будь здоров.

Правило запомни. Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Воспитатель:

- Это простое слово обозначает «желаю тебе здравия, то есть зоровья тебе желаю».

Какие еще слова приветствия вы знаете? (Ответы детей).

Кому вы можете сказать «Привет», «Салют»?

Верно, так можно приветствовать своих друзей, сверстников.

А такие слова, как «Доброе утро», «Добрый день», «Здравствуйте» должны произноситься при встрече со взрослыми людьми.

- Буратино, попробуй поприветствовать всех, кто здесь присутствует вежливо.

3. Разыгрывается сценка: Буратино отбирает у ребенка игрушку.

Воспитатель:

- Буратино, а что случилось?

Буратино: -Я хочу игрушку, дай!

Воспитатель:

- Ребята, что нужно сделать, чтобы тебе дали игрушку?

Дети: - Сказать, дай, пожалуйста.

Буратино: - И всего-то? Это разве волшебное слово?

Воспитатель:

- А ты попроси вежливо.

Физкультминутка «Пожалуйста».

4. Воспитатель:

- Ты что-то, Буратино, совсем загрустил.

Буратино рассказывает историю о том, как он обидел ребят из соседней группы.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, почему ребята прогнали Буратино и не захотели с ним играть? (Ответы детей)

Воспитатель:

- Что же ему теперь делать?

Дети: попросить прощения.

Воспитатель:

- Ребята, кто из вас может сказать, когда нужно просить прощения, а когда извиниться?

Буратино: - Ура,! Я стал самым вежливым. Пойду попрошу прощения у ребят.

Воспитатель:

- Опять ты, Буратино, торопишься, убегаешь, а ведь опять забыл сказать вежливые слова ребятам.

Буратино: Что я забыл сказать?

Воспитатель:

- А как ты думаешь? Ребята тебе помогли, дали полезный совет. А когда тебе помогают, что надо сказать? (Спасибо)

Не торопись, оставайся с нами.

5 Игра «Вежливый ли ты».

Растает ледяная глыба

От слова теплого …(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит …(добрый день)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо)

Когда нас бранят за шалости

Говорим …(простите, пожалуйста)

В разных городах и странах

На прощание говорят …(до свидания)

Стук в дверь. Воспитатель с детьми находит оставленное в раздевалке письмо от ребёнка, который заболел и скучает по детскому саду.


6. Телефонный разговор

Воспитатель «звонит заболевшему ребенку», показывая образец правильного общения по телефону.

На примере воспитателя дети разговаривают по телефону с другими детьми.

7. Работа по картинкам «Уроки вежливости».

За правильный ответ ребёнок получает фишку.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель читает стихотворение «Важные слова»

Слова «До свидания!»,

«Спасибо», «Простите!»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»,

Щедро дарите.

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым,

В автобусе, в парке,

В саду или дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух нужны.

Без них не возможно

На свете прожить.

Слова эти нужно

С улыбкой дарить.

  1. Речевой этикет, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н. И

    Документ

    РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.

  2. «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности»

    Документ

    РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний. Известный исследователь речевого этикета Н.

  3. «Формирование коммуникативной направленности личности на уроках русского языка, литературы и в неурочное время» Учитель русского языка и литературы Кем Елена Геннадьевна

    Урок

    Работая в школе, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижение грамотности, культуры, проявление косноязычия,

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи; сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации; развивать образное и логическое мышление, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха...

Тема урока : Учимся речевому этикету. Уроки вежливости.

Цель урока: ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи; сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации; развивать образное и логическое мышление, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха; воспитывать эстетического отношения к слову, прививать интерес к его познанию, развивать творческие способности школьников.

Оборудование: аудиозапись песни «Радионяни», выставка книг, дерево

Знаний, раздаточный материал, презентация.

Ход занятия

1. Приветствие.

Ребята, что вы сегодня ждете от урока? Как вы думаете, о чем будет идти речь? Вам поможет об этом узнать наша песенка (аудиозапись песни «Радионяня») (слайд №1).

Правильно! Сегодняшний урок посвящен секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой речи? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок, конечно же, невозможно.

2. Ролевая игра.

Послушайте, к нам кто-то стучит. (Заходит мама с пятиклассником).

Здравствуйте, вот пришла к вам за советом: «Что мне делать? Подскажите! Ведь не знает мой сынок правила этикета!

«Спасибо, здравствуйте, простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык,

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»,

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего,

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел. Пока! Всего».

Что же ребята, поможем … стать вежливым школьником, обучим правилам общения и словам вежливости.

II . Объявление темы и цели урока (слайд 2)

(слайд 3)

Нам не дано предугадать.

Как наше слово отзовется.

Ф.Тютчев

Тема сегодняшнего урока «Учимся речевому этикету. Урок вежливости» (запись в тетрадь).

Постановка проблемного вопроса. (слайд 4)

– Почему же такое важное место занимают в нашей жизни формулы речевого этикета, учтивости?

  1. Слово учителя.

Ежедневно нас окружают «волшебные слова»: «спасибо», «извините», «благодарю», «прошу прощения», «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста». Мы приветствуем знакомых, а иногда и незнакомых людей. Общаемся к кому-то, прощаемся, кого-то благодарим, поздравляем. Доброе и сердечное отношение ко всем людям, с которыми приходится сталкиваться в жизни, - вот что важнее всего. Вежливым, практичным, деликатным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Этому выводу можно придать вид формулы, как это делается в книгах по математике и физике:

Д * У + ЗПП =КП (слайд 5)

То есть Доброжелательность, умноженная на Уважение, плюс Знание Правил Поведения составляют Культуру Поведения. Ведь волшебные слова знают все. Когда они говорятся искренно, от всего сердца, тихим голосом и с добрыми намерениями всегда происходит чудо. Помните, как поется в известной песенке об улыбке: «От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей, и она к тете не раз еще вернется». Нам ничего не стоит сказать эти слова доброжелательно, и они могут пустить ростки счастья. Если вы ежедневно сделаете счастливым хотя бы одного человека, в течение 40 лет будут счастливы 14600 человек.

Все это и есть речевой этикет, т.е. культура поведения в речевом проявлении. Сегодня мы поговорим о том, что такое речевой этикет, как правильно пользовать это богатство языка и культуры, почему это важно делать.

  1. Словарная работа.

Прочитайте определение слова «Этикет» (слайд 6).

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления к людям.

Теперь вы знаете, что такое этикет, попробуйте дать определение речевого этикета. (слайд 7).

Речевой этикет - система устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта.

Единицы речевого этикета устанавливают благоприятный контакт при общении. Вы сказали «Здравствуйте!» Подумайте, это много или мало. Определяет все наше поведение. Это не только те правила, которым мы следуем за столом и в гостях, это все нормы наших взаимоотношений. Этикетным признаком может служить форма (ученика, спортсмена, военного, милиционера и т.д.) или прическа. На Руси в старину девушки носили одну косу. Когда девушка выходила замуж, ее косу расплетали на две.

3. Орфографическая пятиминутка

Изв и ните, здра в ствуйте, пожалу й ста, до св и дания, пр и вет, п оо бщаться, в е жливость, здоров ь е, д о рогой, компл и мент, пр и ятн ого а пп етита.

4. Групповая работа.

Составьте диалоги из 4-6 реплик, используя данные слова при знакомстве с новым одноклассником.

Ребята, а как часто в своей жизни вы используете слова

Вежливости?

Сколько вы их знаете? (запишите в тетрадях)

5. Работа с текстом.

Слушание.

Речевой этикет также содержит информацию, но информацию социальную, о мере уважения к собеседнику, типа: «Я тебя замечаю, вижу, признаю твое человеческое достоинство, уважаю тебя, хочу с тобой контактов, желаю тебе добра». «Извините меня, пожалуйста!» - это значит, что я признаю сворю вину и очень прошу не сердится и простить меня. «Благодарю вас!» - это значит, что я замечаю вашу услугу и, уважая вас, готов к ответному доброму действию.

Если вдуматься в старое значение, в этикетных выражениях выступит на поверхность их глубоко доброжелательный смысл: «Здравствуйте!» - будьте здоровы; «Всего доброго!» - пожелание хорошего, как и в приветствиях «Добрый день», «Доброе утро», «Добро пожаловать», «Спасибо» - спаси Бог за доброе дело.

По Н. Формановской

Какую информацию содержат формулы речевого этикета?

Какой смысл заключен в этикетных выражениях? (слайд 8) Рассмотрим этимологию этикетных слов русского языка. Напоминаю, этимология – раздел языкознания, который изучает происхождение слов.

6. Рассмотрим семантические группы этикетных слов.

(слайд 9)

  • обращение;
  • приветствие;
  • благодарность;
  • просьба;
  • извинение;
  • прощание;
  • пожелание;
  • поздравление;
  • вежливый отказ

Перед вами задание : запишите как можно больше этикетных слов и выражений к каждой группе. Выполнив это задание, вы проверите, много ли этикетных формул знаете. Какими из них чаще всего пользуетесь?

7. Речевая ситуация. (слайд 10)

Произнесите приветствие здравствуйте с разными чувствами

(радости, нежности, разочарования, раздражения, недоброжела-

Тельности, огорчения). (слайд 11).

А как вы отнесетесь к человеку, который при встрече говорит

«здрастье»? (слайд 12).

Ситуация №1.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты видишь своего классного руководителя. Проходя мимо, ты говоришь: «Здравствуйте, Лина Владимировна!». Допущена ли ошибка (какая?). Или все в порядке?»

Ситуация №2.

Ты входишь в класс. Учителя нет, только дети. Какие слова ты произнесешь? Дай побольше ответов. Что с твоей точки зрения, вежливо? Что не совсем вежливо? Какие варианты неприемлемы? (слайд 13). Рассмотрев этот слайд, вы вспомнили, что при переписке Вконтакте вместо приветствия очень часто используются смайлики, которые передают вам настроение, пожелание, слова благодарности.

Рассмотрим этикетные формулы прощания (слайд 14).

Каковы же правила вежливости? (слайд 15-16)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого «Спасибо».

Зазеленеет даже пень

Когда услышит «Добрый день!»

Мальчик вежливый и развитый

Говорит встречаясь: «Здравствуйте».

Когда нас бранят за шалости,

Говорим «Пожалуйста».

И во Франции и в Дании

На прощание говорят «До свидания».

А с просьбой мы можем обратится так! (слайд 17)

Сегодня на уроке я вас хочу еще познакомить с книгой А.С.Валявского «Азбука для стандартных и нестандартных детей, родителей, учителей»

(ст. 98).

Давайте познакомимся с главнейшими волшебными словами – поступками, которые люди говорят чаще всего друг другу. (Какие слова из этих тебе нравятся больше всего?)

А вы любите комплименты?

Что обозначает слово комплимент? (слайд 18).

Комплимент – это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания; приятные, ласковые слова, лестный отзыв.

Давайте говорить друг другу комплименты .

Задание (групповая работа):

1 группа (девочки):

Какими бы вы хотели видеть настоящего рыцаря, защитника?

2 группа мальчики):

Какими бы вы комплиментами одарили представительниц слабого пола

(маму, бабушку, одноклассницу, сестричку).

Для пополнения ваших комплиментов рекомендую прочитать книгу А.С. Валявского

Викторина на закрепление изученного материала.

1. Традиционное приветствие при встрече. (Здравствуйте)

2. Форма вежливого обращения при просьбе. (Пожалуйста)

3. Установленный порядок поведения. (Этикет)

4. Этикетное слово, употребляемое для выражения просьбы о прощении.

(Извините)

5. Возглас, который при разговоре по телефону означает «слушаю». (Алло)

6. Просторечное слово, употребляемое в ситуации прощания. (Пока)

7. Личное местоимение, которое используется при обращении к нескольким лицам, а также как форма вежливого обращения. (Вы)

8. Этикетное слово, употребляющееся для выражения благодарности.

(Спасибо)

9. Слово, употребляющееся в качестве приветствия при встрече или расставании. (Привет)

10. Наименование лица по отцу, прибавляемое обычно к имени собственному при обращении к одному человеку. (Отчество)

11. Лестное для кого-либо значение, любезный отзыв. (Комплимент)

12. Личное местоимение, которое употребляется при обращении к близкому человеку. (Ты)

13. Речевая ситуация, состоящая в том, чтобы познакомиться с собеседником. (Знакомство)

14. Традиционное обращение к близкому человеку. (Дорогой)

III . Подведение итогов.

Каковы же коммуникативные функции речевого этикета (слайд 19-20).

Слово учителя .

Конечно же, ребята, мы с вами затронули только маленькую часть речевого этикета. Надеюсь, что вы захватите с урока капельку тепла, счастья, станете добрее, вежливее.

Возвратимся к нашему вопросу, поставленному в начале урока: «Почему же такое важное место занимают в нашей жизни формулы речевого этикета?» (слайд 21)

Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, а поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это вежливо, тактично – значит подарить ему капельку солнца, радости. (слайд 22)

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите: «Добрый день!»

И чаще следуйте хорошему примеру –

Продляйте добрым словом жизнь людей!

IV . Домашнее задание.

Придумать любую ситуацию благодарности и составить по ней диалог.

P . S . Ребята, пока ми с вами работали, у нас выросло дерево. (На доску прикрепляется нарисованное на плакате дерево, рядом лежат вырезанные из цветной бумаги яблоки, листочки и цветочки по количеству учеников в классе). Давайте его оденем. Если занятие прошло для вас с пользой, прикрепите яблоко, если остались сомнения – цветочек, а если совсем ничего не понравилось – зеленый листочек. (Звучит песня «Давайте восклицать!»)

Спасибо за урок, дети!


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62379. Государственная власть. Государственная власть в Республике Беларусь 92.3 KB
Цели занятия: Учебная: формирование знаний о структуре органов государственной власти в Республики Беларусь их функциях и полномочиях роли в управлении обществом и государством Воспитательные формирование высокой гражданской позиции стремления активно участвовать в делах...
62383. Повторение изученного материала. Игра «Информация и мы». «Обо всём понемногу» 49.92 KB
Цели и задачи урока: закрепление представления учащихся о понятии «информация, развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания; развитие познавательного интереса учеников; формирование активности и самостоятельности учащихся...
62384. I AM A STUDENT 97.63 KB
To ask repeatedly; to ease suffering; to gain firsthand experience; to be a volunteer; to deliver to the emergency room; to intend to become a doctor; obliging and grateful patients; a glamorous job; infirm patients; the cause of his death...
62386. Articles (definite, indefinite), nouns (singular, plural), possessives, pronouns 23.88 KB
Множественное число существительных Основным способом образования множественного числа имён существительных является прибавление окончания s или es к форме существительного в единственном числе. Ряд существительных образуют форму множественного числа особым образом.

Тасмагамбетова Б.К., преподаватель русского языка и литературы, профессионального русского языка, гуманитарный колледж имени М. Жумабаева, г. Петропавловск Северо- Казахстанской области.

Тема: Речевой этикет и общение.

Цель: обучение нормам речевого этикета; обогащение нормативного этикетного словаря; развитие умений эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Тип занятия : комбинированный

Методы и приемы: применение и закрепление полученных знаний, метод контроляи оценки знаний.
План занятия:

I. Организационный момент.

Подготовка студентов к работе на занятии.

Взаимное приветствие преподавателя и студентов.

Визуальный контроль готовности к занятию.

Работа с журналом.

II. Проверка знаний студентов.

    Опрос по теме «Техника перевода: общие требования. Виды словарей».

    Работа со словарем: перевод на казахский язык текста.

3.У доски: синтаксический разбор предложения: Все знают, что в общении друг с другом – дома, на работе, в колледже - существуют определенные правила речевого поведения.

4.Обобщение. Подготовка к восприятию новой темы.

III. Изучение нового материала.

1.Актуальность темы «Речевой этикет». Уважение к людям, доброжелательность, терпимость. Умение слушать и понимать – черты характера, возникающие или не возникающие в детстве и юности под воздействием окружающей среды, т.е. – воспитания. «Все добродетели имеют своим источником этикет», - Конфуций. Жить по-человечески – это искусство. Труднейшее умение поступать одновременно целесообразно и нравственно. Для этого надо иметь понятия о долге, справедливости, чести, совести. Моральную опору человек должен искать в самом себе. Сделать выбор – выбрать судьбу. «Посеешь привычку – вырастишь характер, пожнешь характер – найдешь судьбу».

Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни. Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Слово «этикет» пришло в русский язык из французского в XVIII веке. Этикет (франц. etiquette ) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции.

Хорошие манеры один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. С раннего детства нам прививают определённые манеры поведения. Культурному человеку необходимо постоянно следовать закреплённым в обществе нормам поведения соблюдать этикет. Знание и соблюдение норм этикетапозволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе. Речевой этикет это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями формулами речевого этикета. Данные формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни. К формулам речевого этикетаотносятся слова вежливости (извините, спасибо) , приветствия и прощания (здравствуйте, до свидания) , обращения (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков - прощания: всего хорошего, всего доброго.

В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общения складывается из определённых этапов: начало разговора (приветствие / знакомство); основная часть, беседа; заключительная часть разговора.

К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах. В узком смысле слова речевой этикет можно определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы на разных языковых уровнях: на уровне лексики и фразеологии: специальные слова, устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, т.п.). На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти...). На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.). На интонационном уровне:использование спокойной интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения. На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: з дравствуйте вместо здрасте, пожалуйста вместо пожалста и т.д. На организационно-коммуникативномуровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор.

Формулы речевого этикетахарактерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей. Место общения может требовать от участников беседы соблюдения определённых правил речевого этикета, установленных специально для выбранного места. Общение на деловом совещании, светском ужине, в театре будет отличаться от поведения на молодёжной вечеринке и др. Речевой этикет зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы. Форма ты указывает на неформальный характер общения, Вы на уважение и большую формальность в разговоре.

Начало разговора и его завершение. Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника: (Показаны формы приветствия в речевом этикете).

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора. Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Формулы речевого этикета - устойчивые выражения.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре. (Показаны примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете).

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ. Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме. (Показаны примеры согласия и отказа в речевом этикете).

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент . Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской. (Показаны примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете).

Ситуации речевого этикета. Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например: личности собеседников, место, тема, время, мотив, цель.

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата - человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения - на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая - на уважение и большую формальность в разговоре.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

Национальный речевой этикет. Любой национальный речевой этикет предъявляет определенные требования к представителям своей культуры, и имеет свои особенности. Само появление понятия речевой этикет связано с древним периодом в истории языков, когда каждому слову придавалось особое значение, и сильной была вера в действие слова на окружающую действительность. А появление определенных норм речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события.Но для речевого этикета разных народов характерны также и некоторые общие черты, с различием лишь в формах реализации речевых норм этикета. В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению. В замкнутом обществе представитель чужой культуры, не знакомый с особенностями национального речевого этикета, представляется необразованным, плохо воспитанным человеком. В более открытом социуме люди подготовлены к различиям в речевом этикете разных народов, в таком обществе нередко практикуется подражание чужой культуре речевого общения.

Речевой этикет современности. В современном мире, и тем более в городской культуре понятие культуры речевого общения изменяется коренным образом..Изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Однако роль национального речевого этикета остается важной - знание особенностей иностранной речевой культуры является обязательным признаком свободного владения иностранным языком.

Современный специалист должен владеть различными видами аргументации и уместно пользоваться ими. Несмотря на то, что «манипулирование» считается недопустимым в антропологически ориентированных методиках, тем не менее, хороший профессионал должен владеть и данной разновидностью «убеждения», по крайней мере, хотя бы для того, чтобы при необходимости уметь распознать данный вид «деятельности», если он будет иметь место в производственной практике. Аргументация, или её отсутствие, а также необходимость адекватного декодирования речевой посылки партнёра по коммуникации - это важнейший этап в том числе и активизации мыслительной деятельности. По роду своей деятельности современному специалисту нередко приходится произносить речь перед большой аудиторией: выступать с докладом, с отчетом, выступать на конференциях и т.п. Профессиональная публичная речь обычно бывает двух видов: информационная речь и агитационная. Задача информационной речи - дать новое представление о предмете, о задачах и целях труда, а также пробудить любознательность сотрудников. Здесь говорящий использует такие базовые типы высказываний, как повествование, описание, рассуждение, объяснение. Последнее напрямую зависит от адресата, от его подготовленности к восприятию речевой посылки: в отношении адресата информационная речь должна быть ясной и вызывать его интерес. Агитационная речь должна пробуждать у слушателей волю к целеустремленному действию. Достичь этого можно, по мнению П. Сопера, двумя путями: «1) представляя доводы, склоняющие к убеждению и действию, 2)взывая непосредственно к чувствам слушателя». Таким образом, коммуникативная, в том числе и речевая, подготовка специалиста - это многоаспектная задача, решение которой требует реализации разноуровневых программ и планов обучения. Профессиональная деятельность на современном этапе выходит на качественно новый уровень решения коммуникативных задач - уровень коммуникативной деятельности, центральное звено которой составляет высокая культура речевого общения. Владение данной культурой предусматривает следующие коммуникативные умения: 1) владеть различными видами речевой деятельности, уметь квалифицированно вести беседу, переговоры, чувствовать себя уверенно как в обиходно-бытовой, так и в профессиональной сфере общения;2)выражать мысли не только правильно, в соответствии с нормами литературного языка, но и находить для них самые удачные, целесообразные речевые средства; 3) владеть национально ориентированной социально обусловленной системой ценностей; 4) в совершенстве владеть речевым этикетом, правилами коммуникативного кодекса; 5) владеть системой аргументации, правилами убеждения, делать корректные обобщения и выводы; 6) правильно и грамотно составлять любой деловой документ, вести деловую переписку; 7)быть готовым к любым публичным выступлениям.
Итак:1) профессионально-речевая культура - это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие коммуникантов и позволяющая наиболее эффективно организовать производственый процесс и регулировать речевую деятельность в процессе принятия решений; она состоит из профессионального; психологического; риторического компонентов; 2) критерии профессионально-речевой культуры включают в себя культуру языка - (грамотность), собственно культура речи, включая речевой этикет, культуру мышления, культуру соматического поведения.

IV. Работа по закреплению основных понятий темы.

1).Оценивание собственной коммуникабельности, задать себе следующие вопросы:
1. Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?
2. Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?
3. Если с вами грубы, находите ли вы ответную реакцию помимо собственной грубости? Есть ли у вас способность спокойно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливее?
4. Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?
5. Умеете ли вы прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?
6. Умеете ли вы отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при этом враждебности?
7. Умеете ли вы попрощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще раз?

2) Проанализировать себя, в каких ситуациях вы чувствуете себя скованно, неуверенно: при публичном выступлении, в обществе незнакомых людей, беседах с руководителями, при знакомстве с лицами противоположного пола и т.д. Подсчитать количество «да» или «нет».
В качестве примера - образец официального знакомства.
Разрешите (позвольте) с вами познакомиться (вам представиться). Далее – произносятся имя, имя-отчество, фамилия, если знакомство официальное. Если вы хотите, чтобы называли по имени – дайте собеседнику эти координаты, по имени-отчеству – эти.
Нельзя пользоваться формой звать – это просторечная форма слова.
Следующая фраза официального знакомства – выражение радости: Очень приятно с вами познакомиться! Очень рад(а)! Возможны и другие фразы.
Если знакомство происходит через посредника, то говорят: Познакомьтесь, пожалуйста, и называют имена, имена-отчества, в зависимости от ситуации.
Прощание так же связано с удовлетворением по поводу знакомства.
Определенную трудность вызывает общение с незнакомыми людьми на бытовом уровне (в магазине, на транспорте, в жилищной конторе и т.д.) .

3. Самостоятельно определиться с формой просьб, обращений, привлечения внимания. (Записи корректируются): Если вам это не трудно; Вас не затруднит?; Пройдите, пожалуйста; Скажите, пожалуйста; Простите за беспокойство; Будьте добры и т.д.
-А как обращаться к незнакомым людям?
(О некоторых изменениях в сфере делового общения рассказывают студенты).
В последние годы произошла замена обращения товарищ обращением господин-госпожа, вытеснение при обращении отчеств. Весьма интересный процесс идет в сфере личных имен. Раньше при официальном представлении требовалось обращение по имени-отчеству, то в настоящее время ситуация изменилась, употребляются полные формы личных имен, ранее не употреблявшихся: Мария! Владимир!
Например, в ряде телевизионных программ приглашенный в студию гость имеет высокий социальный статус, но ведущий обращается к нему по имени-отчеству. Однако для представления и называния его в речи, обращенной к зрителям, используется имя без отчества, правда вместе с фамилией. Безусловно, полного отказа от использования отчеств в публичной коммуникации не произойдет, но изменения налицо.

4).Вспомнить формулы извинений, отказа и сделать соответствующие записи. Записи корректируются: Извините, пожалуйста; Виноват (а); Не сердитесь; Извините за поздний звонок; Простите за беспокойство; и т. д. В ответ на извинения говорят: «Пожалуйста, ничего не случилось».
Это называется правилом обратной вежливости.
Невозможно представить современную жизнь без телефона, но и здесь следует соблюдать этикетные требования: не звоните без дела; представляйтесь, если телефонный звонок не носит личного характера; не спрашивайте: «Кто говорит?» Только в случае необходимости: «Извините, пожалуйста, с кем я говорю?», если телефон отключился, перезванивает тот, кто позвонил первый; заканчивает разговор тот, кто позвонил первым; лучше личных разговоров по служебному телефону не вести; не решайте личных вопросов по мобильному телефону в местах скопления людей очень громко; передавать чужой личный номер можно только с согласия его владельца и т. д.
5) Анализ делового телефонного разговора: выделить его части, завершить разговор самостоятельно.
Студенты самостоятельно завершают деловой разговор, варианты зачитываются.
6) Проверка уровня коммуникативного контроля в общении: оценить каждое из предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации: верное (В) или неверное (И) применительно к вам.
1. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.
2. Я бы, пожалуй, мог валять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.
3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.
5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.
8. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
9. Я могу быть дружелюбным с человеком, которого я не выношу.
10. Я не всегда такой, каким кажусь
По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 6, 7 вопросы и за ответ В на все остальные.
Ключ
0…3 – низкий коммуникативный контроль; 4…6 – средний коммуникативный контроль;

7…10 – высокий коммуникативный контроль.
(Тесты взяты из книги: Основы психологии. Практикум / Ред.–сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов на/Д.: «Феникс». – 2000. – с. 542)

7). Контрольные вопросы и задания.
1. Что включает в себя понятие речевой этикет? 2. Перечислите ситуации речевого этикета.
3. В каких ситуациях в русском речевом этикете используется форма ты, вы?
Вывод: Язык – удивительный дар, которым наделен человек. И каждому человеку необходимо хорошо владеть этим бесценным даром – языком, его культурой. Каждый человек, кем бы он ни был, должен говорить и писать ясно, просто, владеть навыками устной и письменной речи.
Хочу закончить занятие словами знаменитого римского оратора Марка Цицерона: "Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и старания".

V. Задание на дом.1. Составить выступления по темам (по выбору): «Этикетное обращение сегодня», «Как правильно разговаривать по телефону», «Правила электронного общения», «Что следует избегать в разговоре».

Конспект занятия по речевому этикету для 3 класса по теме: "Этикет"

Ежедневно - в школе и дома, на улице и в гостях - мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определенными правилами поведения. И то, что на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказывается не таким уж легким.
Данный материал может пригодиться учителям начальных классов во внеурочное время, в группах продленного дня, во время классных часов.
Цель: формирование у ребенка умения выбрать нужный стилевой уровень и употребить соответствующие выражения речевого этикета.
Задачи:
-образовательная: дать представление о понятии "этикет";
-развивающая: развивать внимание, познавательный интерес, память, речь, активный словарный запас;
-воспитательная: воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим собеседникам.

Оборудование:

карточка со словом "этикет", карточка со словом "этикетка", доска.

Ход занятия.

Учитель:
- Здравствуйте, ребята! (Пауза. Дети отвечают приветствием)
- Я вижу, что вы уже знакомы с той наукой, которую мы будем изучать, ведь некоторые уже показали мне, что умеют ответить, когда с ними здороваются.
- Вы скажете мне: "Какая же это наука? Любой первоклассник умеет здороваться! А иногда не только по-русски, но и по-английски!"
- Но надо уметь не только здороваться, но и делать многие другие вещи, которые люди умели делать не всегда.
Например...разговаривать с королем. Или с послом из другой страны. Иногда человеку казалось, что он выражает свои мысли правильно, ведет себя вежливо, а король или посол почему-то обижаются...
И вот давным - давно во Франции придворные ученые решили записать правила поведения при королевском дворе. Они записывали что нужно говорить и что нужно делать в самых разных ситуациях. Они назвали эту книгу "Этикет".
Учитель показывает карточку со словом "Этикет" и прикрепляет ее на доску. Дети хором еще раз проговаривают слово.
Учитель:
- А вот первая загадка для вас. Не для учеников 3 класса, а для ученых - исследователей. Чтобы ее отгадать, надо подумать.
Послушайте меня.
Слово "этикет" появилось во Франции. Но мне стало интересно, как оно пишется по - английски. Посмотрела в русско - английский словарь и удивилась. Слово писалось так же. Посмотрела в русско - немецкий словарь. То же самое. В русско - испанский - так же! О чем это говорит? (Ответы детей.)
- Да, правильно, молодцы. Правила из книги так быстро разлетелись по миру, что люди не успели придумать для этой науки свое собственное название! А почему так быстро? Да потому, что эти правила были всем очень нужны! Чтобы короли и послы, крестьяне и воины, женщины и мужчины, служители церкви и торговцы больше друг на друга не обижались!
Загадка вторая. В русском языке есть слово, которое вы все знаете. Оно родилось от слова "этикет". Угадайте его.
Этикетка! А зачем она? Странный вопрос.
Учитель предлагает нескольким детям баночку с шоколадом, коробку с соком, пачку печенья и просит назвать каждого у кого что.
- Как вы узнали, что у вас? Правильно! Конечно, по этикетке. Вот и мне хочется наклеить на вас невидимую этикетку. Посмотрят на вас люди и сразу увидят - вот идет приятный, воспитанный человек. Я хочу с ним общаться и даже дружить.
- Но этого хочу я. Хотите ли этого вы? Давайте поиграем в такую игру. Я разделю доску на две части. В одной поставлю знак "+", а в другой знак "-".Вы будете называть качества, которые любите и не любите в людях. Я запишу их в ту или иную графу. Начали!доброта
ум
аккуратность
воспитанность
веселостьзлоба
глупость
грубость
невоспитанность
жестокость
Учитель:
- Теперь пусть каждый выберет одно "положительное" слово. Самое главное. Я поставлю рядом галочку - балл для вашего слова.
Дети по очереди называют слово.
Учитель:
- Подсчитаем какие слова самые главные для нашего класса. Первое место - .., второе - .., третье -..
Теперь мы можем договориться.
Быть добрым, умным, аккуратным, вежливым классом!
- Молодцы! Спасибо за приятное общение!

Публикации по теме