Лаппо данилевский биография. Основные принципы неокантианской философии истории А. С. Лаппо-Данилевского. Философские воззрения Лаппо-Данилевского

(1863-01-27 ) Место рождения имение Удачное при сельце Удачном Гуляйпольской волости , Верхнеднепровский уезд , Екатеринославская губерния , Российская империя Известные ученики А. И. Андреев , С. Н. Валк ,
А. А. Введенский ,
Б. Д. Греков , А. Е. Пресняков , Б. А. Романов

Семья

Образование и учёные степени

Автор трудов по социально-экономической, политической и культурной истории России XV-XVIII веков, методологии истории, источниковедению, истории науки. Кроме магистерской диссертации, его основными работами по отечественной истории являются:

  • Разыскания по истории прикрепления крестьян в Московском государстве XVI-XVII веков.
  • Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России.
  • Императрица Екатерина II . Очерк внутренней политики.
  • Русские промышленные и торговые кампании в первой половине XVIII века.
  • Служилые кабалы позднейшего типа.
  • Екатерина II и крестьянский вопрос.
  • Собрание и свод законов Российской империи, составленные в царствование императрицы Екатерины II
  • Идея государства и главнейшие моменты её развития в России со времени Смуты и до эпохи преобразований.
  • The Development of Science and Learning in Russia .
  • Очерк развития русской историографии.
  • История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв.

Академик Лаппо-Данилевский занимался разработкой принципов научного гуманитарного исследования, был сторонником рациональности гуманитарного знания, Теоретические взгляды учёного претерпели эволюцию - первоначально он придерживался позитивистской методологии, затем большое влияние на его творчество оказала философия баденской школы неокантианства . В своём труде «Методология истории» предложил следующую её структуру как особой дисциплины: 1) Теория исторического знания (занимающаяся установлением исходных принципов исторического познания). 2) Методы исторического изучения. 2.1) Методология источниковедения. 2.2) Методология исторического построения. В рамках методологии источниковедения «воссоздавал» источник в культурно-историческом контексте соответствующей эпохи. Методология исторического построения, по его мнению, решала задачу целостной реконструкции эпохи, о которой «рассказывает» источник.

Общественная деятельность

С - член Русского исторического общества, в 1916 стал одним из учредителей и председателем Русского социологического общества. С - председатель Союза российских архивных деятелей, был сторонником масштабного реформирования архивного дела. Член Международного союза академий, председатель отдела культурных связей Русско-Английского общества. Был председателем исполнительного комитета по организации Международного исторического съезда в Петрограде в , не состоявшегося из-за гражданской войны.

Придерживался либеральных политических взглядов. В , вместе с академиком А. А. Шахматовым составил записку «О свободе печати», принятую общим собранием Академии наук 12 марта 1905. В 1906 был избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов, принадлежал к левой группе членов совета, был близок к конституционным демократам. В том же году отказался от этой должности. В 1917 был членом комиссии по выработке избирательного закона в Учредительное собрание.

Смерть

Крайне тяжело воспринял большевистскую революцию и гражданскую войну. Кончина произошла по нелепому случаю. По пути на лекцию в университет учёный упал и повредил ногу. С травмой оказался в больнице. После операции умер от заражения крови.

Основные труды

  • Скифские древности. - СПб.,1887.
  • Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований. // Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Т. 23, 1890.
  • Поверстная и Указная книги Ямского приказа / А. С. Лаппо-Данилевский. - СПб.: Ред. журн. «Библиограф», 1890. - 16 с.
  • Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. СПб.,1898 (последнее издание - Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. // Историческая наука и методология истории в России XX века: К 140-летию со дня рождения академика А. С. Лаппо-Данилевского. Санкт-Петербургские чтения по теории, методологии и философии истории / Отв. ред. А. В. Малинов. СПб., 2003. Вып. I. С.354-413).
  • Собрание и свод законов Российской империи, составленные в царствование императрицы Екатерины II. СПб.,1898.
  • Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. СПб.,1899.
  • Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. М., 1902 (последнее издание: Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. [Под ред. М. А. Колерова]. М., 2002. С.685-794).
  • Материалы для общеобразовательного курса по истории человечества // Памятная книжка Тенишевского училища. СПб., 1902. Ч.I. С.87-101.
  • Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России. СПб.,1905.
  • Печати последних Галичско-Владимирских князей и их советников. СПб.,1906.
  • Служилые кабалы позднейшего типа // Сборник статей, посвящённых Василию Осиповичу Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия его профессорской деятельности в Московском университете. М.,1909. С.719-764.
  • Исторические взгляды В. О. Ключевского // В. О. Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.,1912. С.100-116.
  • Петр Великий - основатель Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. СПб.,1914.
  • Идея государства и главнейшие моменты её развития в России со времен Смуты до эпохи преобразований // Голос минувшего. 1914. № 12. С.5-38 (Последнее издание - Полис. 1994.№ 1).
  • Очерк развития русской историографии // Русский исторический журнал. 1920. Кн.6. С.5-29.
  • Очерк русской дипломатики частных актов. 1920 ; 2-е издание СПб, 2007 (в данном издании восстановлена авторская редакция книги).
  • Правила издания грамот Коллегии экономии. Пг.,1922.
  • Методология истории. М., 2006. 622 с. (Первое издание: Методология истории. Вып. 1-2. СПб., 1910-1913. Методология истории. Выпуск первый. Петроград, 1923 (недоступная ссылка) .
  • Главнейшие направления в развитии номотетического построения исторического знания // Журнал М-ва Народного просвещения. 1917. ч. 72.
  • Основные принципы исторического знания в главнейших его направлениях: номотетическом и идеографическом // Известия Российской Академии Наук. Пг.: 1918. т. 12. № 1.
  • История политических идей в России в XVIII веке в связи с общим ходом развития её культуры и политики. Кельн,2005 (первое издание - История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII в. М., 1990).

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • А. С. Лаппо-Данилевский [Список трудов. Источники для биографии] // Материалы для биографического словаря действительных членов Императорской академии наук. Ч. 1. А - Л. Пг., 1915;
  • Сборник статей, посвященных Александру Сергеевичу Лаппо-Данилевскому. Пг., 1916;
  • Шилов А. А. Список трудов А. С. Лаппо-Данилевского // Историческое обозрение . 1916. Т. XXI;
  • Известия Таврической архивной комиссии. 1919. № 56. [Памяти академика А. С. Лаппо-Данилевского];
  • Русский исторический журнал. 1920. Кн. 6 (посвящён памяти А. С. Лаппо-Данилевского);
  • Пресняков А. Е. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский . - Пг., 1922.
  • Материалы для биографии А. С. Лаппо-Данилевского . - Л., 1929 (Очерки по истории знаний. Вып. 6);
  • Черепнин Л. В. А. С. Лаппо-Данилевский - буржуазный историк и источниковед // Вопросы истории . 1949. № 8;
  • Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Грехова Г. Н. Эпистолярное наследие А. С. Лаппо-Данилевского // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1976;
  • Хмылев Л. Н. Проблемы методологии истории в русской буржуазной историографии конца XIX - начала XX вв. Томск, 1978;
  • Киреева Р. А. Неопубликованные труды А. С. Лаппо-Данилевского по русской историографии // История и историки: историографический ежегодник. 1978 / отв. ред. М. В. Нечкина . - М., 1982. - С. 214-233.
  • Киреева Р. А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины XIX в. до 1917 г. М., 1983;
  • Цамутали А. Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма. Л., 1986;
  • Клибанов А. И. А. С. Лаппо-Данилевский - историк и мыслитель // Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII в. - М., 1990. - С. 249-280.
  • Синицын О. В. Кризис русской буржуазной исторической науки в конце XIX - начале XX века: неокантианское течение. Казань, 1990;
  • Нечухрин А. Н., Рамазанов С. П. Мир абсолютных ценностей: Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский // Историки России XVIII - начала XX века / отв. ред. А. Н. Сахаров . - М., 1996. - С. 512-537.
  • К 75-летию со дня кончины академика А. С. Лаппо-Данилевского // Археографический ежегодник за 1994 год. М., 1996;
  • Дорошенко Н. М. Философия и методология истории в России (конец XIX-XX вв.). СПб., 1997;
  • Берус В. В. Проблемы историографии в русском неокантианстве: А. С. Лаппо-Данилевский. Автореф. дисс. … канд философ. наук. СПб., 1998;
  • Синицын О. В. Неокантианская методология истории и развитие исторической мысли в России в конце XIX - начале XX вв. Казань, 1998;
  • Малинов А. В. , Погодин С. Н. Социология в творчестве А. С. Лаппо-Данилевского // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. № 4;
  • Медушевская О. М. Феноменология культуры: концепция А. С. Лаппо-Данилевского в гуманитарном познании новейшего времени // Исторические записки. М., 1999. [Вып.] 2 (120);
  • Погодин С. Н. История России в трудах А. С. Лаппо-Данилевского (1863-1919) // Клио. 1999. № 2, 3;
  • Рамазанов С. П. Кризис в российской историографии начала XX в. Ч. 1-2. Волгоград, 1999-2000;
  • Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и С. Ф. Платонов (к истории личных и научных взаимоотношений) // Проблемы социального и гуманитарного знания. Вып. I. СПб., 1999;
  • Румянцева М. Ф. Методология истории А. С. Лаппо-Данилевского и современные проблемы гуманитарного познания // Вопросы истории. 1999. № 8;
  • Малинов А. В., Погодин С. Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ / Социологический институт РАН. - СПб. : Искусство-СПб, 2001. - 288 с. - (Территория культуры: история). - 2000 экз. - ISBN 5-210-01552-1 .
  • Ростовцев Е. А. Н. И. Кареев и А. С. Лаппо-Данилевский: из истории взаимоотношений в среде петербургских ученых на рубеже XIX-XX вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т. III. № 4;
  • Ростовцев Е. А. Деятельность А. С. Лаппо-Данилевского в Российской академии наук // Источник. Историк. История. Вып. 1. СПб., 2001;
  • Румянцева М. Ф. «Чужое я» в историческом познании: И. И. Лапшин и А. С. Лаппо-Данилевский //

Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Л аппо-Данилевский, Александр Сергеевич - историк. Родился 15 января 1863 г., образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Будучи студентом, составил обозрение "Скифских древностей", напечатанное в "Записках Отделения русской и славянской археологии" (1887). За диссертацию: "Организация прямого обложения в Московском Государстве со времени смуты до эпохи преобразований" (СПб., 1890) получил степень магистра русской истории. С 1891 по 1905 г. занимал кафедру русской истории в Историко-филологическом Институте. Состоит ординарным академиком Императорской Академии Наук и членом археологической комиссии. В 1906 г. был избран от Академии Наук и университетов членом государственного совета, но вскоре сложил с себя это звание. Научная деятельность Лаппо-Данилевского касается различных сторон и проблем русской истории. По археологии, кроме ряда критических статей и заметок, наиболее крупным трудом его является исследование древностей кургана Карагодеуашх ("Материалы по археологии России" № 13). Из работ Лаппо, касающихся экономического и социального строя древней Руси, наиболее крупные: "Разыскания по истории прикрепления крестьян в Московском государстве XVI - XVII веков" и "Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России" (в издании "Крестьянский Строй"). К трудам его по культурной, экономической и правовой истории России XVIII в. относятся: "Собрание и Свод Законов Российской Империи, составленные в царствование Екатерины II" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1897); "Очерк внутренней политики Екатерины II" ("Cosmopolis", 1897); "Русские промышленные и торговые компании XVIII века" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1898 - 1899); "И.И. Бецкий и его система воспитания" (отзыв о сочинении П.М. Майкова, "Записки Императорской Академии Наук", т. VI, 1904); "L"idee de l"Etat et son evolution en Russie depuis les troubles du XVII siecle jusqu"aux reformes du XVIII-me", в сборнике "Essays in legal history" (Оксфорд, 1913; русский перевод в "Голосе Минувшего" 1914, № 12). Читая в университете с середины 1890-х годов специальные курсы по теории социальных и исторических наук, в духе критической философии, а с 1906 г. - общий курс по методологии истории, Лаппо-Данилевский напечатал следующие труды по этим областям науки: "Основные принципы социологической доктрины О. Конта" (в сборнике "Проблемы идеализма", М., 1902); "Методология истории", вып. I - II (1910 - 1912). - Биографические данные и подробный перечень ученых трудов А.С. Лаппо-Данилевского - в "Материалах для биографического Словаря членов Императорской Академии Наук" (т. I, 1915).

Другие интересные биографии:

Научная сфера: Альма-матер : Известные ученики: Известен как:

один из основоположников методологии исторической науки в России

Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (15 (27) января , имение Удачное при селе Мало-Софиевке Гуляйпольской волости Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии - 7 февраля , Петроград) - российский историк, один из основоположников методологии исторической науки в России, ординарный академик Санкт-Петербургской академии наук ().

Семья

  • Отец - Сергей Александрович Лаппо-Данилевский, был уездным предводителем дворянства, таврическим вице-губернатором.
  • Мать - Наталья Фёдоровна, урождённая Чуйкевич, из дворянской семьи.

Образование и учёные степени

Окончил Симферопольскую гимназию ( , с золотой медалью), историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Ещё будучи студентом, составил обозрение «Скифских древностей», напечатанное в «Записках Отделения русской и славянской археологии» ().

Автор трудов по социально-экономической, политической и культурной истории России XV-XVIII веков, методологии истории, источниковедению, истории науки. Кроме магистерской диссертации, его основными работами по отечественной истории являются:

  • Разыскания по истории прикрепления крестьян в Московском государстве XVI-XVII веков.
  • Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России.
  • Императрица Екатерина II . Очерк внутренней политики.
  • Русские промышленные и торговые кампании в первой половине XVIII века.
  • Служилые кабалы позднейшего типа.
  • Екатерина II и крестьянский вопрос.
  • Собрание и свод законов Российской империи, составленные в царствование императрицы Екатерины II
  • Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времени Смуты и до эпохи преобразований.
  • The Development of Science and Learning in Russia .
  • Очерк развития русской историографии.
  • История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв.

Академик Лаппо-Данилевский занимался разработкой принципов научного гуманитарного исследования, был сторонником рациональности гуманитарного знания, Теоретические взгляды учёного претерпели эволюцию - первоначально он придерживался позитивистской методологии, затем большое влияние на его творчество оказала философия баденской школы неокантианства. В своём труде «Методология истории» предложил следующую её структуру как особой дисциплины: 1) Теория исторического знания (занимающаяся установлением исходных принципов исторического познания). 2) Методы исторического изучения. 2.1) Методология источниковедения. 2.2) Методология исторического построения. В рамках методологии источниковедения «воссоздавал» источник в культурно-историческом контексте соответствующей эпохи. Методология исторического построения, по его мнению, решала задачу целостной реконструкции эпохи, о которой «рассказывает» источник.

Общественная деятельность

Кончина

Крайне тяжело воспринял большевистскую революцию и гражданскую войну. Кончина произошла по нелепому случаю. По пути на лекцию в университет А.С. упал и повредил ногу. С травмой оказался в больнице. После операции умер от заражения крови. По словам И. М. Гревса, «может быть, смерть его, неожиданная и преждевременная, явилась протестом против свершавшегося, разливавшегося кругом зла, мрака, невежества, хаоса, насилия, кровопролития».

Основные труды

  • Скифские древности. СПб.,1887.
  • Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований. // Записки Историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета. Т. 23, 1890.
  • Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. СПб.,1898 (последнее издание - Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. // Историческая наука и методология истории в России XX века: К 140-летию со дня рождения академика А. С. Лаппо-Данилевского. Санкт-Петербургские чтения по теории, методологии и философии истории / Отв. ред. А. В. Малинов. СПб., 2003. Вып. I. С.354-413).
  • Собрание и свод законов Российской империи, составленные в царствование императрицы Екатерины II. СПб.,1898.
  • Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия. СПб.,1899.
  • Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. М., 1902 (последнее издание: Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. [Под ред. М. А. Колерова]. М., 2002. С.685-794).
  • Материалы для общеобразовательного курса по истории человечества // Памятная книжка Тенишевского училища. СПб., 1902. Ч.I. С.87-101.
  • Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России. СПб.,1905.
  • Печати последних Галичско-Владимирских князей и их советников. СПб.,1906.
  • Служилые кабалы позднейшего типа // Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому его учениками, друзьями и почитателями ко дню тридцатилетия его профессорской деятельности в Московском университете. М.,1909. С.719-764.
  • Исторические взгляды В. О. Ключевского // В. О. Ключевский. Характеристики и воспоминания. М.,1912. С.100-116.
  • Петр Великий - основатель Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. СПб.,1914.
  • Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времен Смуты до эпохи преобразований // Голос минувшего. 1914. № 12. С.5-38 (Последнее издание - Полис. 1994.№ 1).
  • Очерк развития русской историографии // Русский исторический журнал. 1920. Кн.6. С.5-29.
  • Очерк русской дипломатики частных актов. 1920; 2-е издание СПб, 2007 (в данном издании восстановлена авторская редакция книги).
  • Правила издания грамот Коллегии экономии. Пг.,1922.
  • Методология истории. М., 2006. 622 с. (Первое издание: Методология истории. Вып. 1-2. СПб., 1910-1913. Методология истории. Выпуск первый. Петроград, 1923 .
  • Главнейшие направления в развитии номотетического построения исторического знания // Журнал М-ва Народного просвещения. 1917. ч. 72.
  • Основные принципы исторического знания в главнейших его направлениях: номотетическом и идеографическом // Известия Российской Академии Наук. Пг.: 1918. т. 12. № 1.
  • История политических идей в России в XVIII веке в связи с общим ходом развития ее культуры и политики. Кельн,2005 (первое издание - История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII в. М., 1990).

Библиография

  • Пресняков А. Е. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский. Петроград, 1922.
  • Клибанов А. И. А. С. Лаппо-Данилевский - историк и мыслитель // Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII в. М., 1990. С. 249-280.
  • Нечухрин А. Н., Рамазанов С. П. Мир абсолютных ценностей: Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский // Историки России: XVIII-начала XX века. М., 1996. С. 512-537.
  • Малинов А. В., Погодин С. Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ / Социологический институт РАН. - СПб. : Искусство-СПБ, 2001. - 288 с. - (Территория культуры: история). - 2 000 экз. - ISBN 5-210-01552-1 (в пер.)
  • Ростовцев Е. А. А. С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань, 2004. 352 c. (Сер. «Новейшая Российская история: исследования и документы» Т. 7)

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич - статья из Большой советской энциклопедии
  • Профиль Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского на официальном сайте РАН
  • Некоторые работы А.С. Лаппо-Данилевского на сайте Math-net.ru

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 27 января
  • Родившиеся в 1863 году
  • Родившиеся в Екатеринославской губернии
  • Умершие 7 февраля
  • Умершие в 1919 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Историки Российской империи
  • Выпускники СПбГУ
  • Преподаватели Тенишевского училища
  • Преподаватели СПбГУ
  • Действительные члены Санкт-Петербургской академии наук
  • Действительные члены РАН (1917-1925)
  • Члены Государственного совета Российской империи
  • Археографы
  • Выпускники историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета

Wikimedia Foundation . 2010 .

Семинарское занятие:

1. Методология истории и проблема исторической действительности.

2. Источниковедческие работы.

3. Историографические проблемы.

4. Исторические исследования. Новизна проблематики и концептуальных подходов.

Источники:

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Петроград 1923.

Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II.// Историческая наука и методология истории в России ХХ века: К 140-летию со дня рождения Лаппо-Данилевского. СПб. 2003.

Литература:

Историческая наука и методология истории в России ХХ века: К 140-летию со дня рождения Лаппо-Данилевского. СПб. 2003.

Малинов А., Погодин С. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб.2001.

Ростовцев Е.А. А.С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань.2004.

Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. М.,1993.

Контрольные задания, проблемные вопросы и упражнения:

1.Почему А.С. Лаппо-Данилевского называют философствующим историком?

2.Как Лаппо-Данилевский обосновывает возможность истории в качестве науки?

3.Что такое историческая действительность, исторический факт по мысли Лаппо-Данилевского?

4.Каков порядок воссоздания исторической реальности (исторического построения) по Лаппо-Данилевскому? Что такое «историческое целое» и какова его роль в историческом построении?

5.Согласны ли вы с оценкой методологических воззрений Лаппо-Данилевского как «движением от позитивизма к неокантианству»?

6. Какое выражение находят теоретико-методологические позиции Лаппо-Данилевского в его исторических работах?

7. Охарактеризуйте научную школу Лаппо-Данилевского?

Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863 - 1919)

Краткая биография. Родился 15 января 1863 г. в Екатеринославской губернии в богатой дворянской семье.

Окончил Симферопольскую гимназию с золотой медалью.

Увлекался историей, философией, математикой и музыкой, много читал.

В 1882 – 1887 гг. учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, серьёзно занимался научной работой, был участником студенческого научно-литературного кружка.

1890 г. – магистерская диссертация («Организация прямого обложения в Московском государстве со времён Смуты до эпохи преобразований»).

После защиты диссертации читал лекции и вёл практические занятия по русской истории XVIII в., истории сословий, дипломатике частных актов, русской историографии. Методика преподавания Лаппо-Данилевского была своеобразной и новаторской, поэтому не всегда пользовалась популярностью у студентов. Руководил студенческим научным кружком.

1891 – 1905 гг. – занимал кафедру русской истории в Историко-филологическом институте.

1899 г. – избран членом Императорской академии наук.

Был ординарным академиком, членом Археологической комиссии Министерства народного просвещения, Особой комиссии при Императорском Русском историческом обществе, большое количество времени уделял работе по изданию архивных документов.

1906 г. – избран членом Госсовета от Академии наук и университетов, но вскоре сложил с себя это звание.

В 10-е гг. взгляды Лаппо-Данилевского во многом эволюционировали в сторону неокантианства от позитивизма, идеи которого он разделял в начале своей творческой деятельности.

Был членом кадетской партии, после Февральской революции 1917 г. входил в комиссию Ф. Ф. Кокошкина по выработке избирательного закона Учредительным собранием, был организатором Союза архивных деятелей.

Октябрьскую революцию не принял, отошел от общественно-политической деятельности, полностью посвятив себя науке.

Основные труды. «Скифские древности» (1887),

«Организация прямого обложения в Московском государстве со времён Смуты до эпохи преобразований» (1890),

«Собрание и свод законов Российской империи, составленное в царствование императрицы Екатерины II» (1897);

«Очерки внутренней политики императрицы Екатерины II» (1898);

«Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия» (1899),

«Основные принципы социологической доктрины О. Конта» (1902),

«Методология истории» (1910 - 1912).

Историческая концепция.

Теоретико-методологические взгляды. Для Лаппо-Данилевского было важно широкое и общее понимание самой истории, даже не исторического процесса, а самого исторического предмета. Его научный интерес был сосредоточен на исторической науке в целом, на её принципиальных, теоретических основах и методах. Даже при изучении частных проблем русской истории он старался исходить из общего представления о задачах и целях исторического исследования.

1. Предмет истории: изучение духовных, хозяйственных и правовых явлений, взаимодействующих в пределах разнородных социальных групп (народов), а также отношений, в которых народы находятся друг к другу.

2. Задачи исследования национальной истории: конкретизация подобного понимания истории, подход к частным историческим проблемам со стороны обобщающего взгляда на саму историю, обоснованно мировоззренчески и гносеологически.

3. Всеобщая и национальная история – два дополняющих друг друга вида истории. Всеобщая история изучает нормы общественного развития, общие всему цивилизованному человечеству, а национальная история занимается изучением видоизменений, которыми подвергаются общие нормы под влиянием специфических особенностей изучаемой народности, и т. о., проверяет, исправляет и дополняет выводы всеобщих историков. Наибольшее внимание национальный историк должен обращать на периоды наиболее резкого проявления специфических черт изучаемого народа.

Ранние исторические работы:

«Скифские древности». Произведение, которое должно было раскрыть дух народа. В этой работе Лаппо-Данилевский даёт картину жизни и быта, обычаев и общественного устройства различных скифских племён. Большое внимание уделено «истории повседневности».

«Организация прямого обложения в Московском государстве со времён Смуты до эпохи преобразования». Данный труд основан преимущественно на идеях «юридической» школы русской историографии. Основной задачей исследования было обнаружение национального типа, характерные черты которого проявлялись в государственном строе. Лаппо-Данилевский считал, что движущей силой исторического процесса в России была «идея государства», время её наиболее резкого развития – это время наиболее резкого развития специфических особенностей русского национального типа. Исторический процесс совершается, т. о., движимым развитием идей.

XIV - XV вв. – время начала складывания Московского государства.

XVI в. – время формирования его как целостного явления.

XVII в. – государственный строй приобретает определённые и устойчивые взаимоотношения, регулируемые преимущественно правительственной деятельностью. Поэтому правительственной деятельности при изучении XVII в. должно придаваться особое значение.

В своей работе историк исследует финансовую политику России как одну из сторон её общегосударственной жизни и делает следующие выводы:

1). Строго определённая налоговая система сложилась в Московском государстве только к посл. четверти XVII в.;

2). Складывание общины было в немалой степени вызвано полицейскими и фискальными интересами государства;

3). Была дана характеристика единицам измерения налогообложения (соха, «живущая четверть», двор) и была объяснена причина возникновения каждой из них;

4). Финансовая система XVII в. носила чисто репарационный характер, она была направлена не на поощрение предпринимательства, а на пополнение казны любыми способами, которое реализовывалось, в первую очередь, с помощью прямого налогообложения;

5). Была установлена связь между общей государственной жизнью того времени и финансовой системой, выразившейся в постепенном поглощении частных интересов государственными, в усилении централизации и милитаризма.

Исследования русской истории и культуры XVIII в. В Екатерининской эпохе ученый видел истоки формирования в русском образованном обществе под влиянием западноевропейского просвещения идеи эмансипированной личности. Лаппо-Данилевского изучал эволюцию русского законодательства, становления правосознания; одним из первых сумел показать влияние законотворчества на развитие национального самосознания. Важнейшим моментом екатерининской эпохи для него был созыв Уложенной комиссии – русского парламента. Её деятельность оказала заметное влияние на законодательное и юридическое творчество русского правительство и после её роспуска.

«Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II». Внутренняя политика Екатерины II сосредоточилась вокруг проблем «самодержавного правления и сословного строя», а также о положении лиц в государстве и о сословной организации русского общества. Решение этих вопросов было взаимосвязано. Развитие сословности было прогрессивным явлением для того времени. Государством были признаны права личности, хотя и в пределах её сословного положения. Также Лаппо-Данилевский был дан полный обзор внутренней политики Екатерины II.

«Екатерина II и крестьянский вопрос». Крепостной строй не был реформирован Екатериной II, а получил дополнительные гарантии и распространился на новые территории. Произошло это по той причине, что Екатерина II видя в дворянстве опору монархии, боялась затрагивать его интересы. Восстание Пугачёва вызвало ответное насилие, а не реформу, и привело к усилению реакции.

«Русские промышленные и торговые компании в первой половине XVIII столетия». Лаппо-Данилевский стал первопроходцем в изучении истории русских промышленных и торговых компаний. Им было дано определение понятия «компания», разобраны основные виды компаний (фабричные ассоциации, коммандитные товарищества, ассоциации) и их отличие от других форм капиталистических предприятий (товарищества). Появление компаний было не случайным результатом правительственной политики, а было закономерным итогом взаимодействия условий, которые коренились в народной жизни. В торговых и промышленных компаниях Историк усматривал одну из форм организации общественных сил, в которой проявлялось начало «личности» и её взаимодействия с государством.


Похожая информация.


Место рождения

Имение Удачное при сельце Удачном Гуляйпольской волости Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии

Место смерти

Петроград

Место захоронения

Смоленское православное кладбище

Образование

Санкт-Петербургский университет, Историко-филологический факультет (1886)

Годы работы в университете

Этапы карьеры в университете

Основные вехи жизни, карьера вне университета

Экстраординарный, а, затем, ординарный профессор Историко-филологического института (1891-1900), действительный член Археографической комиссии (с 1894 г.). Действительный член Российской академии наук: с 1899 г.- адъюнкт, с 1902 г. – экстраординарный академик, с 1905 г. – ординарный академик. Член и заведующий делами Постоянной исторической комиссии РАН (ПИК)с 1902 г., председатель ПИК (с 1916 г.). Член комиссии РАН по охране памятников (с 1914 г.). Председатель комиссии РАН по изданию сборников «Русская наука» (с 1916 г.). Заведующий Нумизматическим кабинетом РАН (с 1916 г.). Л. был членом и руководителем ряда формальных и неформальных научных сообществ и организаций рубежа XIX – ХХ вв. так или иначе связанных с Петербургским университетом. Л. - член Исторического общества при Петербургском университете (с 1889 г.), руководитель Секции русской истории (с 1903 г.) данного общества, член Студенческого научно-литературного общества при Санкт-Петербургском университете (1882-1887), секретарь секции исторических наук данного общества (1885-1887), руководитель «Бесед по проблемам факультетского преподавания» историко-филологического факультета Петербургского университета» (1895-1903), член Философского общества при Петербургском университете (с 1897 г.), председатель Студенческого научно-литературного общества при Петербургском университете (1904), руководитель Исторического кружка студентов Петербургского университета (с 1909). В 1880-е г. Л. участник таких известных неформальных объединений как Кружок русских историков (лидер С.Ф.Платонов) и Ольденбургский кружок (лидер С.Ф. Ольденбург). В 1900-е гг. Л. руководил семинаром по изучению русских частных актов, переросший в научный кружок по дипломатике русских частных актов, работа которого во второй половине 1900-х -1910 гг. шла как при университете, так и при Историко-филологическом отделении РАН (кружок при неформальном лидерстве А.И.Андреева продолжал действовать после кончины Л.). Вне университета общественно-научная активность Л. также была разнообразна. Л. - председатель Исполнительного комитета по подготовке Международного IV конгресса историков (1913-1918); член Русского исторического общества (РИО) с 1914 г., секретарь Особой комиссии РИО по сохранению местных архивов (с 1915 г.); председатель Русского социологического общества (с 1916 г.); председатель Союза российских архивных деятелей (РАД) с 1917 г., член Центрального комитета по управлению архивами (с 1918 г.), член многих других научных и благотворительных обществ. Л. принимал определенное участие в политической и государственной жизни России: член партии к-д с 1905 г. (?), член Государственного совета (1906), член Совещания по подготовке университетской реформы (1917), член Особого совещания для изготовления положения о выборах в Учредительное собрание (1917)

Премии

Л. – обладатель Уваровской премии за работу «Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований» (1892)

Область научных интересов, значение в науке

Сфера научных интересов Л. была обширна: русская и всеобщая история, археология, философия, социология. Как историк Л. известен, прежде всего, как основатель школы дипломатики русских частых актов, выдающийся археограф (в частности, автор классических «Правил издания грамот Коллегии экономии»), специалист в области русской истории XVII – XVIII вв. и автор классических трудов по методологии истории (включая теорию истории и методологию источниковедения). В среде историков Петербургского университета Л. занимал обособленное положение: «теоретическое» направление его научных занятий шло вразрез с факультетскими традициями, в частности, с доминирующей в области истории России школой С.Ф. Платонова. Сверхзадачей, которую пытался решить Л., было создание научного аппарата истории как «строгой науки», что обусловило, с одной стороны его обращение к философским основаниям исторического знания, с другой стороны, тщательную регламентацию всех аспектов методики и техники исторического исследования. После определенных колебаний к началу 1900-х Л. примкнул к неокантианскому направлению русской историографии. В то же время основные конструкты неокантианской теории истории (абсолютные, общепризнанные ценности, «историческое целое» и т.п.) использовались Л. инструментарно в целях создания аппарата для исследования общественного сознания определенной исторической эпохи, в котором он видел основу для построения и объяснения исторического процесса. Теоретические установки Л. предопределили и выбор ученым (со второй половины 1890-x) основного предмета исследования – XVIII в. – эпохи, когда, по его мнению, в России происходило становление нового «исторического типа», связанное со сменой ориентиров и ценностей общественного сознания под влиянием «европейских идей». Историософская концепция Л. исходила из тех же теоретических установок: всемирный исторический процесс ученый рассматривал как систематическое (историческое) целое, в котором происходит сближение «исторических рядов» - различных линий общественного развития (в том числе сближение России и Европы) по мере наиболее полной реализации в нем абсолютных ценностей. Отражением этого процесса, по мнению Л., служило постепенное торжество «идеи личности» в общественном мировоззрении различных народов и государств. Таким образом, Л. дал одно из наиболее системных обоснований хода русского и мирового исторического процесса в российской либеральной историографии. Между тем, неокантианский подход Л. к теории истории в корне отличался от подходов московской исторической школы, основанной на позитивистских традициях, отсюда критическое восприятие Л. теоретических построений и схем русской истории, разработанных ее крупнейшими представителями (С.М. Соловьевым, В.О.Ключевским, П.Н. Милюковым). Теоретические подходы Л. нашли отражение в его историографических штудиях – историография рассматривалась с точки зрения истории «народного самосознания» и «истории идей» и в этой связи в контексте истории науки в целом. Современный Л.-му период развития исторической науки определялся как время «борьбы между научно-механическим и научно-идеалистическим направлением в истории», где Л. очевидно выступал на стороне последнего. Усилия Л. как организатора науки были направлены прежде всего на реализацию теоретических установок его научного направления и, главным образом, проходили в стенах Академии наук. В то же время научная школа Л. , естественным образом, формировалась за счет его университетской деятельности. Важно подчеркнуть, что влияние Л. на университетскую молодежь не ограничивалось его непосредственными учениками, на протяжении 90-х – 1910-х гг. Л. являлся руководителем студенческих научных объединений, связанных с изучением русской историей и занятиями методологией социальных наук. Учениками Л. являлись В.И. Веретенников, А.И. Андреев, С.Н. Валк, В.Н. Кун, Г.М. Котляров, А.А. Введенский, М.Ф. Злотников, А.А. Шилов и другие участники его дипломатического семинария. Также сильное влияние Л. на себя признавали историки и социологи, самых разных направлений, вышедших из его университетских семинаров и научных кружков. В их числе – А.Е.Пресняков, Б.Д.Греков, М.Д.Приселков, Н.Д.Кондратьев, Н.В.Болдырев и другие.

Диссертации

Основные курсы

18901891Историко-филологическийОбщественный строй Московского государства до эпохи преобразований1890 189118911892Историко-филологическийИстория сословий в России XVIII века1891 189218921918Историко-филологическийГлавнейшие направления русской историографии XVIII – XIX вв.1892 1893 1896 1897 1899-1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1908 1909 1911 1912 1914 1915 1917 191818931899Историко-филологическийИстория России в XVIII столетии1893 1894 1897 1898 189918941895Историко-филологическийМетоды изучения источников и явлений русской истории1894 189518951896Историко-филолгическийИстория древнерусского народного хозяйства1895 189618951896Историко-филологическийПрактические занятия по русской истории (по Русской Правде и наказу Екатерины II)1895 1896 18971898Историко-филологическийСистематика социальных явлений разных порядков1897 189818981902Историко-филологическийПрактические занятия по систематике социальных явлений1898 1899 1901 190218991901Историко-филологическийПрактические занятия по VI книге «Системы Логики» Д.С. Милля1899 1900 190119001901Историко-филологическийМетодология источниковедения1900 190119001901Историко-филологическийПрактические занятия по истории крепостного права в Московском государстве XV –XVII вв.1900 190119021903Историко-филологическийОсновные принципы обществоведения1902 190319021903Историко-филологическийПрактические занятия по «Учреждению о губерниях»1902 190319031904Историко-филологическийПрактические занятия по анализу простейших социальных взаимодействий 1903 190419041905Историко-филологическийПрактические занятия по теории ценности в ее приложении к обществоведению1904 190519041919Историко-филологическийПрактические занятия [семинарий] по дипломатике частных актов1904 1905 1906 1907 1908 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 191919051906Историко-филологическийПрактические занятия по логике обществоведения 1905 190619061919Историко-филологическийМетодология истории1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 191919061907Историко-филологическийПрактические занятия по теории эволюции в применении ее к обществоведению и истории1906 190719081910Историко-филологическийПрактические занятия (семинарий) по логике общественных наук и истории 1908 1909 191019091910Историко-филологическийСеминарий: анализ и интерпретация актов, касающихся истории прикрепления крестьян в Московском государстве 1909 191019101918Историко-филологическийСеминарий по теории исторического знания: критический разбор важнейших учений о ценности 1910 1911 1913 1914 1917 191819111912Историко-филологическийСеминарий: Критический разбор важнейших учений о развитии1911 191219121913Историко-филологическийСеминарий: критический разбор важнейших учений о случайности 1912 191319141915Историко-филологическийПрактические занятия: критический разбор важнейших учений, касающихся проблемы «чужого я» 1914 191519151916Историко-филологическийСеминарий по методологии социальных и исторических наук1915 191619171918Историко-филологическийСеминарий по логике социальных и исторических наук1917 1918
Факультет преподавания Наименование курса

Основные труды

1. Скифские древности // Записки отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. СПб.,1887. Т.IV. С. 352-543 (Отд. изд.: СПб.,1887); [Электронный ресурс]
2. Организация прямого обложения в Московском государстве со времен Смуты до эпохи преобразований. СПб.,1890 (Записки историко-филологического факультета Т.XXIII);[Электронный ресурс ]
3. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. СПб., 1898 (Послед. издание: Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II. Историческая наука и методология истории в России ХХ века: К 140-летию со дня рождения академика А.С. Лаппо-Данилевского. Санкт-Петербургские чтения по теории, методологии и философии истории / Отв. ред. А.В.Малинов. СПб., 2003. Вып.I. С.360-413); [Электронный ресурс ]
4. Основные принципы социологической доктрины О. Конта // Проблемы идеализма. Сб. статей под ред П.И. Новгородцева. М., 1902. С.394-490. (Отд. изд.: М., 1902; послед. изд.: М., 2002. С.685-794) ; [Электронный ресурс ]
5. Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России // Крестьянский строй. Сб. статей. СПб., 1905. Т.I. (Отд. изд.: СПб.,1905) ; [Электронный ресурс ]
6. Печати последних Галичско-Владимирских князей и их советников // Болеслав-Юрий II, князь всей Малой Руси. СПб., 1907. С.211-311. (Отд. изд.: СПб.,1906) ;
7. Служилые кабалы позднейшего типа // Сборник статей, посвященных Василию Осиповичу Ключевскому. М.1909. С.719-764. (Отд. изд.: М.,1909) ; [Электронный ресурс ]
8. Методология истории. СПб., 1910. Ч.I; СПб., 1913. Вып.II; Пг.,1923. Вып.1 (Послед. изд.: М., 2011) ;
9. Очерк русской дипломатики частных актов. Подготовка текста А.И. Андреева. Пг.,1920 (Послед. изд.: СПб.,2007);
10. История политических идей в России в XVIII в. в связи с общим ходом развития ее культуры и политики. Подготовка текста М.Ю.Сорокиной при участии К.Ю.Лаппо-Данилевского. Кельн,2005.

Основная биобиблиография

Биобиблиография: А.С. Лаппо-Данилевский [Список трудов. Источники для биографии] // Материалы для биографического словаря действительных членов Императорской академии наук. Пг., 1915. Ч.1. С.409-413; Список трудов А.С. Лаппо-Данилевского. Составлен А.А.Шиловым // Историческое обозрение. 1916. Т.XXI. Сборник статей, посвященных Александру Сергеевичу Лаппо-Данилевскому. С.VII-XVI; Шилов А.А., Андреев А.И. Список трудов А.С. Лаппо-Данилевского // Русский исторический журнал. 1920. №6. Памяти академика А.С. Лаппо-Данилевского. С.29-41; Материалы для биографии Лаппо-Данилевского (Очерки по истории знаний. Вып.6). Л.,1929; Библиография основных работ о А.С.Лаппо-Данилевском. Список трудов А.С. Лаппо-Данилевского // Малинов А.В., Погодин С.Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб.,2001. С.252-283;
Лит.: Известия Таврической архивной комиссии. 1919. №56. [Памяти академика А.С. Лаппо-Данилевского]; Русский исторический журнал. 1920. № 6. Памяти академика А.С. Лаппо-Данилевского; Пресняков А.Е. Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский Пг., 1922; К 75-летию со дня кончины академика А.С. Лаппо-Данилевского // Археографический ежегодник за 1994. М.,1996. С.229-280; Берус В.В. Проблемы историографии в русском неокантианстве: Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский. Автореф. дисс. …канд философ. наук. СПб.,1998; Малинов А.В., Погодин С.Н. Александр Лаппо-Данилевский: историк и философ. СПб.,2001; Историческая наука и методология истории в России ХХ в.: к 140-летию со дня рождения А.С.Лаппо-Данилевского / Сб. статей. СПб. 2003. Николаи Ф.В. Методологические идеи А.С. Лаппо-Данилевского в отечественной историографии. Автореф. дисс. …канд. ист. наук. Казань, 2003. Ростовцев Е.А. А.С. Лаппо-Данилевский и петербургская историческая школа. Рязань, 2004. (Сер. “Новейшая Российская история: исследования и документы” Т.7) [Электронный ресурс

Сетевой биографический словарь профессоров и преподавателей Санкт-Петербургского университета (1819-1917). СПб., 2012-.
Ред. коллегия: проф.Р.Ш. Ганелин (руковод. проекта), проф. А.Ю. Дворниченко /отв. ред/, доц. Т.Н.Жуковская, доц. Е.А.Ростовцев /отв. ред./, доц. И.Л. Тихонов. Авторский коллектив: А.А. Амосова, В.В. Андреева, Д.А. Баринов, Ю.И. Басилов, А.Б. Богомолов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, А.Л. Корзинин, Е.Е. Кудрявцева, С.С. Мигунов, И.А. Поляков, И.П. Потехина, Е.А. Ростовцев, А.А. Рубцов, И.В. Сидорчук, А.В. Сиренов, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов, А.К.Шагинян, В.О. Шишов, Н. А. Шереметов и др.

Петербургская историческая школа (XVIII - начало XX вв.): информационный ресурс. СПб., 2016-.
Ред. коллегия: Т.Н. Жуковская, А.Ю. Дворниченко (руковод. проекта, отв. ред.), Е.А. Ростовцев (отв. ред.), И.Л. Тихонов
Авторский коллектив: Д.А. Баринов, А.Ю. Дворниченко,Т.Н. Жуковская, И.П. Потехина, Е.А.Ростовцев, И.В. Сидорчук, Д.А. Сосницкий, И.Л. Тихонов и др.

Публикации по теме