Средневековье монастыри. Старейшие средневековые монастыри Европы. Фото, история. Монастырь в Айнзидельне

Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Авторы: Егорова Ксения, Згеря Инесса Руководитель: Загребина Светлана Николаевна 2015г Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Гимназия №3» Проектно - исследовательская работа по истории Тема: Средневековый монастырь 

2 слайд

Описание слайда:

Введение Основная часть 1.1. Первые монастыри в Европе 1.2. Монастырь Санкт-Галлен 1.3. Работа над макетом средневекового монастыря Заключение Содержание 

3 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Создать макет средневекового монастыря. Задачи проекта: 1. Изучить время появления первых монастырей в Европе 2.Рассмотреть особенности средневековых монастырей 3.Выполнить макет монастыря Санкт-Галлен Этапы работы над проектом: 1)Изучение литературы по теме 2)Подбор иллюстративного материала 3)Поиск информации о сохранившихся средневековых монастырях 4)Создание плана макета монастыря 5)Работа над созданием макета 6)Работа над созданием презентации 7)Подготовка к защите проекта Введение

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Вифлеем это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк.2:4−7, Мф.2:1−11), родился Иисус Христос. С первых веков существования христианства и до наших дней к этой святой земле направляются миллионы паломников. В конце четвертого века сюда прибыла последовательница блаженного Иеронима Стридонского - богатая и знатная римская матрона Павла. Собрав вокруг себя довольно большую женскую общину, она открыла в этот день в 395-ом году в Вифлееме первый женский монастырь. Павла стала его настоятельницей, а впоследствии организовала еще два женских монастыря. Вифлием (женский монастырь)

7 слайд

Описание слайда:

Монтекассино Бенедиктинский монастырь Монтекассино возвышается на высоком холме над автострадой в 120 км от Рима. Это один из древнейших монастырей Европы, но судьба к нему была немилосердной, то, что мы видим сейчас относится к XX в. Сюда не стоит ехать, чтобы почувствовать дух старинны или особую атмосферу старых монастырей, в Монтекассино этого не осталось, но, с исторической точки зрения, монастырь представляет интерес. Монтекассино был основан в 529 г. святым Бенедиктом Нурсийским, на том месте, где находился языческий храм Аполлона. Аббатство стало местом рождения Бенедиктинского ордена.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Леринское аббатство Леринское аббатство. Монастырь, расположившийся на островке Сент-Онора, что у побережья Канн - это самая яркая достопримечательность этого города. Считается, что это один из древнейших галлийских построек подобного рода, ведь он был основан примерно в 410 году. Сейчас комплекс принадлежит цистерцианцам. Монастырь имеет регулярное паромное сообщение с побережьем Канн, поэтому добраться до него не составляет труда: нужно лишь посетить старый порт. Святой Гонорат, основатель Леринского аббатства, хотел построить храм, который стал бы местом жительства братии. К VIII веку комплекс уже имел огромное влияние в Европе, и в то время здесь проживало более 500 монахов, которые отличались аскетизмом. Многие из них становились впоследствии епископами или основывали новые обители. Рядом с аббатством в XI веке построили форт, в котором находилась трапезная, капелла и библиотека. Вокруг монастыря расположились часовни, шесть из которых сохранились до сих пор, а от одной остались лишь руины. Основное здание было возведено более 1000 лет назад, но после того, как монастырь был закрыт в XVIII веке, оно было разрушено, а мощи основателя перенесли в собор Грасса. Монашеская возродилась здесь лишь полтора столетия назад, благодаря стараниям ордена цистерцианцев, восстановившим многие постройки, правда не в оригинальном стиле, а в романском, так что внешний облик обители изменился полностью.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Монастырь святого Галла - монастырь, расположенный в центре города Санкт-Галлен, был когда-то одним из крупнейших бенедиктинских монастырей Европы. Монастырь Святого Галла был основан в 613 году монахом-отшельником Галлусом. Монастырь постепенно превращался в раннее территориальное княжество. Важным элементом территориальной реорганизации, проводимой монастырем, стала унификация правил. В 1468 году были собраны и зафиксированы на бумаге все существующие обычаи и порядки. Установленным порядкам отныне должны были подчиняться все верноподданные земли. В отличие от других членов Швейцарского союза монастырь продолжал напрямую подчиняться Священной Римской империи германской нации. В 1525 году в монастырь пришла Реформация, и уже через два года монастырь Санкт-Галлен был распущен, но уже к 1532 году открыт вновь. Спустя тридцать лет все подданные земель монастыря перешли обратно в католическую веру, и к концу 16 века монастырь вновь превратился в современное централизованное территориальное княжество. Санкт-Галлен (Святого Галла)

12 слайд

Описание слайда:

Последний расцвет монастырь пережил в 18 веке - об этом, прежде всего, свидетельствуют обширные строительные работы в период с 1755 по 1767 год. Монастырь был перестроен в стиле барокко под руководством архитекторов Питера Тумба и Иоганна Беера. После Великой французской революции 1789 года приписные монастырские земли потребовали предоставления им свобод и прав, а с отсоединением Тоггенбурга политическое господство монастыря подошло к концу. В 1803 году был образован новый кантон Санкт-Галлен, а два года спустя монастырь был окончательно распущен. Бывшая монастырская церковь святого Галла сегодня является кафедральной церковью епископства Галльского. Церковь занесена в списки культурного наследия ЮНЕСКО. Здание в стиле барокко было возведено в 18 веке (1755) на месте более древнего культового сооружения 9 века. Оно считается одним из последних монументальных культовых сооружений эпохи позднего барокко. Собор разделен ротондой на западную (неф) и восточную (хор) части.

13 слайд

Описание слайда:

Художественным и скульптурным убранством в стиле рококо и классицизма церковь обязана южногерманским мастерам. Фрески были выполнены братьями Иоганном и Матиасом Гиглями, барельефы - Кристианом Венцингером, а картины - Йозефом Ванненмахером. Два ряда деревянных скамей, установленных в хоре, украшены резьбой с изображением сцен жития святого Бенедикта. Башни восточного фасада в высоту составляют 68 метров. Рельеф на фронтоне изображает вознесение девы Марии, под ним установлены статуи святых Дезидерия и Маврикия.

14 слайд

Описание слайда:

В западном флигеле монастыря расположена монастырская библиотека. Помещение библиотеки было создано под руководством архитектора Петера Тумба в 1758 - 1767 годах. В настоящее время библиотека насчитывает около 150 000 томов, среди них около 2 000 рукописей (четыремстам из них более тысячи лет). Например, в библиотеке хранится латинско-немецкий словарь 790 года, самая старая книга на немецком языке. Также в западном флигеле расположен лапидарий, в котором представлены фрагменты каролингского собора 830 - 837 годов, найденные во время археологических раскопок, а также коллекция картин на деревянных панелях. В западной части придворного флигеля сегодня находится резиденция епископа.

15 слайд

Описание слайда:

С историко-культурной точки зрения наибольшую ценность здесь представляют личная капелла епископа, парадный зал, а также капелла святого Галла. В северном флигеле сегодня заседает кантональный суд. Флигель был возведен в 19 веке и использовался в разных целях - от арсенала до пожарной части. В восточной части бывшего монастыря находятся ворота Карлстор, возведенные в 1570 году. Они названы в честь архиепископа Карла Борромео и являются единственными дошедшими до наших дней внешними воротами города. Парадное здание на восточной стороне монастырской площади называется Новый Дворец (Neue Pfalz). После роспуска монастыря эта бывшая резиденция настоятеля монастыря стала местом заседаний сейма вновь образованного кантона Санкт-Галлен.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

1 - главная церковь; 2 - библиотека и скрипторий; 3 - ризница; 4 - башни; 5 - внутренний дворик; б -зал капитула (место собрания монахов); 7 - общая спальня монахов и купальня; 8 -трапезная; 9 - кухня; 10 - кладовая с погребом; 11 - помещение для паломников; 12 - хозяйственные постройки; 13 -дом для гостей; 14 -школа; 15 -дом аббата; 16 -дом врача; 17 -место для выращивания целебных трав; 18 -госпиталь и помещение для послушников с отдельной церковью; 19 -сад с кладбищем и огород; 20 -гусятник и курятник; 21-амбары; 22 - мастерские; 23 - пекарня и пивоварня; 24 -мельница, молотильня, сушилка; 25 - хлевы и конюшни; 26 -дом для челяди.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Йозеф Антон фон Кох (1768-1839) «Монастырь Сан Франческо ди Чивителла в Сабинских горах». Италия, 1812 г.
Дерево, масло. 34 x 46 см.
Государственный Эрмитаж. Здание Главного штаба. Зал 352.

Звуки времени

Тонкая настройка монашеской жизни была бы невозможна без множества звуковых сигналов — прежде всего звона больших и малых колоколов. Они призывали монахов на службы часов и на мессу, извещали их о том, что пора идти в трапезную, и регламентировали физический труд.

Гильом Дюран, епископ Мендский, в XIII веке различал шесть типов колоколов: squilla в трапезной, cimballum в клуатре, nola в церковных хорах, nolula или duplaв часах, campana — на колокольне, signum — на башне.

Миниатюра из рукописи «Hausbuch der Mendelschen Zwölfbrüderstiftung». Германия, около 1425 года. Stadtbibliothek Nürnberg

В зависимости от задач в колокола звонили по-разному. Например, призывая монахов на службу первого часа и на повечерие, ударяли один раз, а на службы третьего, шестого и девятого часов — трижды. Кроме того, в монастырях использовалась деревянная доска (tabula) — например, по ней били, чтобы возвестить братии о том, что один из монахов находится при смерти.

Расписание

В разных аббатствах был свой распорядок дня — в зависимости от дня недели, простых или праздничных дней и т. д. Например, в Клюни в период весеннего равноденствия, ближе к Пасхе, расписание могло выглядеть так (все привязки к астрономическим часам приблизительны):

Около 00:30 Первое пробуждение; монахи собираются на всенощную.
02:30 Братия снова ложится спать.
04:00 Утреня.
04:30 Снова ложатся спать.
05:45-06:00 Вновь встают с рассветом.
06:30 Первый канонический час; после него монахи из церкви идут в зал капитула (чтения из устава или Евангелия; обсуждение административных вопросов; обвинительный капитул: монахи признаются в собственных нарушениях и обвиняют в них других братьев).
07:30 Утренняя месса.
08:15-09:00 Индивидуальные молитвы.
09:00-10:30 Служба третьего часа, за которой следует главная месса.
10:45-11:30 Физический труд.
11:30 Служба шестого часа.
12:00 Трапеза.
12:45-13:45 Полуденный отдых.
14:00-14:30 Служба девятого часа.
14:30-16:15 Работа в саду или в скриптории.
16:30-17:15 Вечерня.
17:30-17:50 Легкий ужин (кроме дней поста).
18:00 Повечерие.
18:45 Братия отходит ко сну.

IV. Архитектура монастыря

Бенедикт Нурсийский в своем уставе предписывал, что обитель должна быть построена как замкнутое и изолированное пространство, позволяющее максимально отгородиться от мира и его соблазнов:

«Монастырь же, если сие возможно, так должен быть устроен, чтобы все необходимое, то есть вода, мельница, рыбный садок, огород и разные ремесла были внутри монастыря, дабы не было монахам необходимости выходить за стены, что вовсе не служит на пользу душ их».

Если архитектуру романского и тем более готического храма, с их высокими окнами и сводами, устремленными к небесам, часто уподобляли молитве в камне, то планировку монастыря, с его помещениями, предназначенными только для монахов, послушников и конверсов, можно назвать дисциплиной, воплощенной в стены и галереи. Монастырь — это замкнутый мир, где десятки, а порой и сотни мужчин или женщин должны вместе идти к спасению. Это сакральное пространство (церковь уподобляли Небесному Иерусалиму, клуатр — райскому саду и т. д.) и одновременно сложный хозяйственный механизм с амбарами, кухнями и мастерскими.

Конечно, средневековые аббатства вовсе не строились по одному плану и были совершенно не похожи друг на друга. Раннесредневековый ирландский монастырь, где дюжина братьев-отшельников, практиковавших крайнюю аскезу, жила по крошечным каменным кельям, трудно сравнить с огромным аббатством Клюни периода его расцвета. Там было несколько дворов-клуатров (для монахов, послушников и больных), отдельные покои для аббата и гигантская базилика — т. н. церковь Клюни III (1088-1130), которая до строительства нынешнего собора Святого Петра в Риме (1506-1626) была самым большим храмом католического мира. Монастыри нищенствующих орденов (прежде всего францисканцев и доминиканцев, которые обычно строились посреди городов, куда братья шли проповедовать) совсем не похожи на бенедиктинские обители. Последние часто воздвигали в лесах или на горных утесах, как Мон-Сен-Мишель на скалистом островке у побережья Нормандии или Сакра-ди-Сан-Микеле в Пьемонте (это аббатство стало прообразом альпийского монастыря, описанного в «Имени розы» Умберто Эко).

Архитектура монастырских церквей и устройство всего аббатства, конечно, зависели от местных традиций, доступных строительных материалов, размера братии и ее финансовых возможностей. Однако еще было важно, насколько обитель была открыта миру. Например, если монастырь — благодаря хранящимся там реликвиям или чудотворным образам — притягивал массу паломников (как аббатство Сент-Фуа в Конке, Франция), там требовалось обустроить инфраструктуру для их приема: например, расширить и переустроить храм, чтобы пилигримы могли получить доступ к желанным святыням и не передавили друг друга, построить странноприимные дома.

Самый древний и самый известный из средневековых планов монастырей был составлен в первой половине IX века в германском аббатстве Райхенау для Гозберта, аббата Санкт-Галлена (в современной Швейцарии). На пяти листах пергамена (общим размером 112 × 77,5 см) изображен не реальный, но идеальный монастырь. Это огромный комплекс с десятками зданий и 333 подписями, которые указывают названия и назначение различных строений: церквей, скриптория, дормитория, трапезной, кухонь, пекарни, пивоварни, резиденции аббата, больницы, дома для монахов-гостей и т. д.

Мы выберем более простой план, который показывает, как в XII веке мог быть устроен типичный цистерцианский монастырь, похожий на аббатство Фонтене, основанное в Бургундии в 1118 году. Поскольку структура цистерцианских аббатств в основном следовала более древним моделям, этот план может многое рассказать о жизни в монастырях и других бенедиктинских «семейств».

Типовой монастырь


1. Церковь
2. Клуатр
3. Умывальник
4. Ризница
5. Библиотека
6. Зал капитула
7. Помещение для разговоров
8. Спальня
9. Теплая комната
10. Трапезная
11. Кухня
12. Трапезная для конверсов
13. Вход в монастырь
14. Больница
15. Другие постройки
16. Большая кладовая
17. Коридор для конверсов
18. Кладбище

1. Церковь


В отличие от клюнийцев, цистерцианцы стремились к максимальной простоте и аскетизму форм. Они отказались от венцов из капелл в пользу плоской апсиды и почти целиком изгнали из интерьеров фигурный декор (статуи святых, сюжетные витражи, сцены, вырезанные на капителях). В их церквях, которые должны были соответствовать идеалу суровой аскезы, восторжествовала геометрия.

Как и абсолютное большинство католических храмов того времени, цистерцианские церкви строились в форме латинского креста (где вытянутый неф под прямым углом пересекала перекладина — трансепт), а их внутреннее пространство было разделено на несколько важных зон.

На восточной оконечности располагался пресвитерий (A) , где стоял главный алтарь, на котором священник служил мессу, а рядом в часовнях, устроенных в рукавах трансепта, помещались дополнительные алтари.

Врата, устроенные на северной стороне трансепта (B) , обычно вели на монастырское кладбище (18) . C южной стороны, которая примыкала к другим монастырским строениям, можно было по лестнице (C) подняться в монастырскую спальню — дормиторий (8) , а рядом располагалась дверь (D) , через которую монахи входили и выходили в клуатр (2) .

Дальше, на пересечении нефа с трансептом, располагались хоры (E) . Там монахи собирались на службы часов и на мессы. В хорах друг напротив друга параллельно стояли два ряда скамей или кресел (англ. stalls, фр. stalles). В позднее Средневековье в них чаще всего делались откидывающиеся сиденья, так что монахи во время утомительных служб могли либо сидеть, либо стоять, облокотившись на небольшие консоли — мизерикорды (вспомним французское слово misericorde — «сострадание», «милосердие» — такие полочки, действительно, были милостью для уставших или немощных братьев).

За хором были установлены скамьи (F) , где во время богослужения располагались больные братья, временно отделенные от здоровых, а также послушники. Далее шла перегородка (англ. rood screen, фр. jubé), на которой устанавливали большое распятие (G) . В приходских церквях, соборах и монастырских храмах, куда пускали паломников, она отделяла хор и пресвитерий, где проводилось богослужение и располагались клирики, от нефа, куда имели доступ миряне. Миряне не могли заходить за эту границу и фактически не видели священника, который вдобавок стоял к ним спиной. В Новое время большинство этих перегородок было снесено, поэтому, когда мы входим в какой-то средневековый храм, нужно представить, что раньше его пространство вовсе не было едино и доступно для всех.

В цистерцианских церквях в нефе мог находиться хор для конверсов (H) — мирских братьев. Из своего клуатра они попадали в храм через специальный вход (I) . Он располагался недалеко от западного портала (J) , через который в церковь могли заходить миряне.

2. Клуатр

Четырехугольная (реже — многоугольная или даже круглая) галерея, которая с юга примыкала к церкви и связывала воедино основные монастырские строения. В центре часто разбивали сад. В монастырской традиции клуатр уподобляли окруженному стеной Эдему, Ноеву ковчегу, где семейство праведника спасалось от вод, посланных грешникам в наказание, Соломонову храму или Небесному Иерусалиму. Название галерей происходит от латинского claustrum — «замкнутое, огороженное пространство». Потому в Средние века так могли называть как центральный двор, так и всю обитель целиком.

Клуатр служил средоточием монастырской жизни: по его галереям монахи переходили из спальни в церковь, из церкви — в трапезную, а из трапезной, например, в скрипторий. Там находился колодец и место для умывания — lavatorium (3) .

В клуатре также проводились торжественные процессии: например, в Клюни каждое воскресенье между третьим часом и главной мессой братья во главе с одним из священников шествовали по монастырю, окропляя все помещения святой водой.

Во многих бенедиктинских монастырях, таких как аббатство Санто-Доминго-де-Силос (Испания) или Сен-Пьер-де-Муассак (Франция), на капителях колонн, на которые опирались галереи, было вырезано множество сцен из Библии, житий святых, аллегорических образов (как противостояние пороков и добродетелей), а также устрашающие фигуры демонов и различных монстров, сплетенные друг с другом звери и т. д. Цистерцианцы, стремившиеся уйти от излишней роскоши и любых изображений, которые могли отвлечь монахов от молитвы и созерцания, изгнали подобный декор из своих монастырей.

3. Умывальник

В Чистый четверг на Страстной неделе — в память о том, как Христос перед Тайной вечерей омыл ноги своим ученикам (Ин. 13:5-11) — монахи во главе с аббатом там смиренно мыли и целовали ноги беднякам, которых приводили в монастырь.

В галерее, которая примыкала к церкви, каждый день перед повечерием братия собиралась, чтобы послушать чтение какого-то благочестивого текста — collatio. Это название возникло оттого, что святой Бенедикт рекомендовал для этого «Собеседования» («Collationes») Иоанна Кассиана (около 360 — около 435) — аскета, который одним из первых перенес из Египта на Запад принципы монастырской жизни. Потом словом collatio стали называть и перекус или стакан вина, который в постные дни выдавали монахам в этот вечерний час (отсюда французское слово collation — «закуска», «легкий ужин»).

4. Ризница

Помещение, в котором под замком хранились литургические сосуды, богослужебные облачения и книги (если в монастыре не было специальной сокровищницы, то и реликвии), а также важнейшие документы: исторические хроники и сборники хартий, в которых перечислялись покупки, дарения и другие акты, от которых зависело материальное благополучие обители.

5. Библиотека

Рядом с ризницей располагалась библиотека. В небольших общинах она больше напоминала небольшую каморку с книгами, в огромных аббатствах была похожа на величественное хранилище, в котором персонажи «Имени розы» Умберто Эко ищут запретный том Аристотеля.

Что читали монахи в разные времена и в разных концах Европы, мы можем представить благодаря описям средневековых монастырских библиотек. Это списки Библии или отдельных библейских книг, комментарии к ним, литургические рукописи, сочинения Отцов Церкви и авторитетных богословов (Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского, Григория Великого, Исидора Севильского и др.), жития святых, сборники чудес, исторические хроники, трактаты по каноническому праву, географии, астрономии, медицине, ботанике, латинские грамматики, творения древнегреческих и древнеримских авторов… Хорошо известно, что очень многие античные тексты дошли до наших дней только потому, что их, несмотря на подозрительное отношение к языческой мудрости, сохранили средневековые монахи.

В каролингские времена самые богатые монастыри — такие как Санкт-Галлен и Лорш в германских землях или Боббио в Италии — обладали 400-600 томами. Каталог библиотеки монастыря Сен-Рикье на севере Франции, составленный в 831 году, насчитывал 243 тома. В хронике, написанной в XII веке в монастыре Сен-Пьер-ле-Виф в Сансе, приводится список рукописей, которые приказал переписать или отреставрировать аббат Арно. Помимо библейских и богослужебных книг, он включал комментарии и богословские сочинения Оригена, Августина Гиппонского, Григория Великого, страсти мученика Тибуртия, описание переноса мощей святого Бенедикта в монастырь Флёри, «Историю лангобардов» Павла Диакона и т. д.

Во многих монастырях при библиотеке функционировали скриптории, где братья переписывали и украшали новые книги. До XIII века, когда в городах стали множиться мастерские, где работали переписчики-миряне, монастыри оставались главными производителями книг, а монахи — главными их читателями.

6. Зал капитула

Административный и дисциплинарный центр монастыря. Именно там каждое утро (после службы первого часа летом; после третьего часа и утренней мессы зимой) монахи собирались, чтобы прочесть одну из глав (capitulum) бенедиктинского устава. Отсюда — название зала. Помимо устава, там зачитывали фрагмент из мартиролога (списка святых, память которых праздновалась в каждый из дней) и некролога (списка усопших братьев, покровителей монастыря и членов его «семьи», за которых монахи в этот день должны вознести молитвы).

В этом же зале аббат наставлял братию и порой совещался с избранными иноками. Там послушники, которые прошли испытательный срок, вновь просили постричь их в монахи. Там настоятель принимал сильных мира сего и решал конфликты между монастырем и церковными властями или светскими сеньорами. Там же проходил «обвинительный капитул» — после чтения устава аббат произносил: «Если кому-то есть что сказать, пусть говорит». И тогда те монахи, которые знали за кем-то или за собой какое-то нарушение (например, опоздали на службу или оставили у себя хотя бы на один день найденную вещь), должны были при остальной братии в нем признаться и понести наказание, которое назначит настоятель.

Фрески, украшавшие капитулярные залы многих бенедиктинских аббатств, отражали их дисциплинарное призвание. Например, в Санкт-Эммерамском монастыре в Регенсбурге были сделаны росписи на тему «ангелической жизни» монахов, борющихся с искушениями, по образцу святого Бенедикта — их отца и законодателя. В монастыре Сен-Жорж-де-Бошервиль в Нормандии на аркадах капитулярной залы были вырезаны изображения телесных наказаний, к которым приговаривали провинившихся иноков.

Гране Франсуа-Мариус (1775-1849) «Заседание монастырского капитула». Франция, 1833 г.
Холст, масло. 97 х 134,5 см.
Государственный Эрмитаж.


7. Помещение для разговоров

Устав святого Бенедикта предписывал братьям большую часть времени пребывать в молчании. Тишина считалась матерью добродетелей, а замкнутые уста — «условием покоя сердца». Сборники обычаев разных монастырей резко ограничивали те места и моменты дня, когда братья могли общаться друг с другом, а жития описывали тяжкие кары, которые падают на головы болтунов. В некоторых аббатствах различали «великое молчание» (когда вообще запрещено говорить) и «малое молчание» (когда можно было говорить вполголоса). В отдельных помещениях — церкви, дормитории, трапезной и т. д. — праздные беседы и вовсе были запрещены. После повечерия во всей обители должна была наступить абсолютная тишина.

В случае крайней необходимости поговорить можно было в специальных помещениях (auditorium). В цистерцианских монастырях их могло быть два: один для приора и монахов (рядом с залом капитула), второй прежде всего для келаря и конверсов (между их трапезной и кухней).

Чтобы облегчить коммуникацию, в некоторых аббатствах разрабатывали специальные языки жестов, которые позволяли передавать простейшие сообщения, формально не нарушая устава. Такие жесты означали не звуки или слоги, а целые слова: названия различных помещений, повседневных предметов, элементов богослужения, литургических книг и т. д. Перечни таких знаков сохранились во многих монастырях. Например, в Клюни насчитывалось 35 жестов для описания пищи, 22 — для предметов одежды, 20 — для богослужения и т. д. Чтобы «сказать» слово «хлеб», следовало сделать двумя мизинцами и двумя указательными пальцами круг, так как хлеб обычно выпекался круглым. В разных аббатствах жесты были совершенно различны, и жестикулирующие монахи Клюни и Хирсау друг друга не поняли бы.

8. Спальня, или dormitorium

Чаще всего эта комната находилась на втором этаже, над залом капитула или рядом с ним, и в нее можно было попасть не только из клуатра, но и по переходу из церкви. 22-я глава бенедиктинского устава предписывала, что каждый инок должен спать на отдельной кровати, желательно в одном помещении:

«<…> …если же многочисленность их не позволяет это устроить, пусть спят по десяти, или двадцати, со старшими, на коих лежит попечение о них. Лампада в спальне пусть горит до самого утра.

Спать должны в одеждах своих, опоясанные поясами или вервями. Когда спят, ножичков своих, которыми работают, обрезывают ветви и подобное, пусть не имеют при боках своих, чтобы не поранить себя во время сна. Монахи всегда должны быть наготове и, как только дан знак, без промедления вставши, спешить, один другого упреждая, на дело Божие, чинно, однако ж и скромно. Юнейшие братия не должны иметь кроватей друг подле друга, но пусть перемешаны бывают они со старцами. Вставая на дело Божие, пусть друг друга братски поощряют, рассеивая извинения, придумываемые сонливыми».

Бенедикт Нурсийский наставлял, что инок должен спать на простой циновке, укрывшись одеялом. Однако его устав предназначался для монастыря, расположенного на юге Италии. В северных землях — скажем, в Германии или в Скандинавии — соблюдение этого указания требовало гораздо большей (часто почти невозможной) самоотверженности и презрения к плоти. В различных монастырях и орденах, в зависимости от их строгости, дозволялись разные меры комфорта. Например, францисканцы должны были спать на голой земле или на досках, а циновки разрешались только тем, кто был физически слаб.

9. Теплая комната, или calefactorium

Поскольку почти все помещения монастыря не отапливались, в северных землях устраивалась специальная теплая комната, где поддерживался огонь. Там монахи могли чуть согреться, растопить замерзшие чернила или навощить обувь.

10. Трапезная, или refectorium

В крупных монастырях трапезные, которые должны были вмещать всю братию, были очень внушительны. Например, в парижском аббатстве Сен-Жермен-де-Пре трапезная составляла 40 метров в длину и 20 метров в ширину. Длинные столы со скамьями размещались в форме буквы «П», и вся братия размещалась за ними в порядке старшинства — так же, как в хоре церкви.
В бенедиктинских монастырях, где, в отличие от цистерцианских, было множество культовых и дидактических образов, в трапезных часто писали фрески с изображением Тайной вечери. Монахи должны были идентифицировать себя с апостолами, собравшимися вокруг Христа.

11. Кухня

Цистерцианская диета в основном была вегетарианской, с добавлением рыбы. Специальных поваров не было — братья по неделе трудились на кухне, в субботу вечером бригада дежурных уступала место следующей.

Большую часть года монахи получали лишь одну трапезу в день, ближе к вечеру. От середины сентября до Великого поста (начинающегося примерно в середине февраля) они впервые могли поесть после девятого часа, а в Великий пост — после вечери. Лишь после Пасхи монахи получали право на еще одну трапезу около полудня.

Чаще всего монастырский обед состоял из бобов (фасоли, чечевицы и т. д.), призванных утолить голод, после которых подавали основное блюдо, включавшее рыбу либо яйца и сыр. В воскресенье, вторник, четверг и субботу каждый обычно получал целую порцию, а в дни поста, понедельник, среду и пятницу — одну порцию на двоих.

Кроме того, чтобы поддержать силы монахов, каждый день им выдавали порцию хлеба и стакан вина или пива.

12. Трапезная для конверсов

В цистерцианских монастырях мирские братья были отделены от полноправных монахов: у них был свой дормиторий, своя трапезная, свой вход в церковь и т. д.

13. Вход в монастырь

Цистерцианцы стремились строить свои аббатства как можно дальше от городов и деревень, чтобы преодолеть обмирщение, в котором за века, прошедшие со времен святого Бенедикта, погрязли «черные монахи», прежде всего клюнийцы. Тем не менее «белые монахи» тоже не могли полностью отгородиться от мира. К ним приходили миряне, члены монастырской «семьи», связанные с братьями узами родства или решившие служить обители. Привратник, который следил за входом в монастырь, периодически привечал бедняков, которым раздавали хлеб и остатки еды, недоеденной братьями.

14. Больница

В крупных монастырях всегда устраивалась больница — с часовней, трапезной, а порой и со своей кухней. В отличие от здоровых собратьев, пациенты могли рассчитывать на усиленное питание и прочие льготы: например, им разрешалось во время еды перекинуться парой слов и не посещать все длинные богослужения.

Все братья периодически отправлялись в больницу, где им делали кровопускание (minutio) — процедуру, которая считалась чрезвычайно полезной и даже необходимой для поддержания правильного баланса гуморов (крови, слизи, черной желчи и желтой желчи) в организме. После этой процедуры ослабшие иноки на несколько дней получали временные послабления, чтобы восстановить силы: освобождение от всенощных, вечерний паек и стакан вина, а порой и деликатесы вроде жареного цыпленка или гуся.

15. Другие постройки

Помимо церкви, клуатра и основных зданий, где проходила жизнь монахов, послушников и конверсов, в монастырях было множество других построек: личные апартаменты аббата; странноприимный дом для бедных странников и гостиница для важных гостей; различные хозяйственные строения: амбары, погреба, мельницы и пекарни; конюшни, голубятни и т. д. Средневековые монахи занимались множеством ремесел (делали вино, варили пиво, выделывали кожи, обрабатывали металлы, работали по стеклу, производили черепицу и кирпичи) и активно осваивали природные богатства: корчевали и валили лес, добывали камень, уголь, железо и торф, осваивали соляные копи, возводили на реках водяные мельницы и т. д. Как бы сказали сегодня, монастыри были одними из главных центров технических инноваций.

Клодт Михаил Петрович (1835-1914) «Швальня в католическом францисканском монастыре». 1865 г.
Холст, масло. 79 х 119см.
Ульяновский областной художественный музей.


Литература:
. Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество, 980-1420 годов. М., 2002.
. Карсавин Л. П. Монашество в Средние века. М., 1992.
. Лев Марсиканский, Петр Дьякон. Хроника Монтекассино в 4 книгах. Изд. подготовил И. В. Дьяконов. М., 2015.
. Мулен Л. Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.). М., 2002.
. Петр Дамиани. Житие св. Ромуальда. Памятники средневековой латинской литературы X-XI веков. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. М., 2011.
. Усков Н. Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. Германские земли II/III — середины XI. СПб., 2001.
. Эккехард IV. История Санкт-Галленского монастыря. Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972.
. Монашеский устав Бенедикта. Средневековье в его памятниках. Пер. Н. А. Гейнике, Д. Н. Егорова, В. С. Протопопова и И. И. Шитца. Под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913.
. Cassidy-Welch M. Monastic Spaces and Their Meanings. Thirteenth-Century English Cistercian Monasteries. Turnhout, 2001.
. D’Eberbach C. Le Grand Exorde de Cîteaux. Berlioz J. (éd.). Turnhout, 1998.
. Davril A., Palazzo É. La vie des moines au temps des grandes abbayes, Xe-XIIIe siècles. Paris, 2010.
. Dohrn-van Rossum G. L’histoire de l’heure. L’horlogerie et l’organisation moderne du temps. Paris, 1997.
. Dubois J. Les moines dans la société du Moyen Âge (950-1350). Revue d’histoire de l"Église de France. Vol. 164. 1974.
. Greene P. J. Medieval Monasteries. London; New York, 2005.
. Kinder T. N. Cistercian Europe: Architecture of Contemplation. Cambridge, 2002.
. Miccoli G. Les moines. L’homme médiéval. Le Goff J. (dir.). Paris, 1989.
. Schmitt J.-C. Les rythmes au Moyen Âge. Paris, 2016.
. Vauchez A. La Spiritualité du Moyen Âge occidental, VIIIe-XIIIe siècle. Paris, 1994.
. Cluny. Roux-Périno J. (éd.). Vic-en-Bigorre, 2008.
. Elisabeth of Schönau. The Complete Works. Clark A. L. (ed.). New York, 2000.
. Raoul Glaber: les cinq livres de ses histoires (900-1044). Prou M. (éd.). Paris, 1886.

Кювийе Арман (работал ок. 1846 г.) «Монастырь доминиканцев в Вольтри». Франция, Париж, первая половина XIX в.
Китайская бумага, литография. 30 х 43 см.
Государственный Эрмитаж.

Хэниш Алоиз (род. 1866 г.) «Монастырь Мельк». Австрия, конец XIX - начало ХХ в.
Бумага, литография. 564 х 458 мм (лист)
Государственный Эрмитаж.

Дж. Хау «Процессия монахов». Великобритания, XIX в.
Бумага, гравюра на стали. 25,8 х 16 см.
Государственный Эрмитаж.

Это Луи (1858-1919) «Цветок чертополоха с видом монастыря на заднем плане». Альбом «Золотая книга Лотарингии». Франция, 1893 г. (?)
Бумага, перо тушью, акварель. 37 x 25 см.
Государственный Эрмитаж.

Стефано делла Белла (1610-1664) «Вид монастыря Вилламброза». Листы из сюиты иллюстраций к жизнеописанию Св. Иоанна Гуальберта «Виды монастыря Вилламброзо». Италия, XVII в.
Бумага, офорт. 17,4 х 13,2 см.
Государственный Эрмитаж.

Бронников Фёдор Андреевич (1827-1902) «Капуцин». 1881 г.
Дерево, масло. 40,5 x 28 см.
Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко.

Эдуард фон Грютцнер (1846-1925) «Монах с газетой». Германия, третья четверть XIX в.
Холст, масло. 36 х 27 см.
Государственный Эрмитаж.

Калло Жак (1592-1635) «Погром монастыря». Листы из сюиты «Большие бедствия войны (Les grandes miseres de la guerre)». Франция, XVII в.
Бумага, офорт. 9 х 19,4 см
Государственный Эрмитаж.

Неизвестный фламандский художник, кон. XVII в. «Монахи-отшельники». Фландрия, XVII в.
Дерево, масло. 56 х 65,5 см.
Государственный Эрмитаж.

Проект «Средневековый Монастырь»

В период всемирной истории, которую называют Средневековье, возрастает роль церкви.

Педагогические цели

Создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в

политической и экономической жизни Средневековья , объяснить основные понятия христианского

вероучения,создать макет «средневековый монастырь»

Тип урока

Защита проектов

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные : знают , какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья , какие

постройки были в монастыре, как протекала жизнь в монастырях, какие соборы возведенные в средние

века сохранились до наших дней, проводят сравнение западной и восточной церквей ;

умеют работать с историческим источником .

Метапредметные : овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха

Познавательные : осознанно и произвольно строят речевые высказывания , структурируют знания , находят необходимую информацию в тексте , выделяют смысловые части .

Регулятивные : выделяют и сохраняют учебные задачи , адекватно воспринимают оценку учителя ,

учитывая характер допущенных ошибок , проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения ,

принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения .

Коммуникативные : планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками , выражают свои

мысли с достаточной полнотой и точностью , формулируют и аргументируют свое мнение в

коммуникации , допускают возможность существования у людей различных позиций , стремятся к

координации различных точек зрения при совместной деятельности .

Личностные : проявляют положительное отношение к учебной деятельности , проводят осмысление

социально - нравственного опыта предшествующих поколений , следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коррекционные: 1. Усвоение учащимися специальной (коррекционной) школы доступных для них исторических понятий, 2. Овладение учащимися умением применять знания по истории, пользоваться ими при изучении исторического материала (особенно при изучении аналогичных событий), на других учебных предметах (литературном чтении, краеведении и др.), во внеклассной работе, в жизни; умением разбираться в событиях прошлого и современности (анализировать и оценивать их на уровне своих возможностей).3.. Выработка умений и навыков самостоятельной работы с историческим материалом: текстом учебника, историческим документом, научно-популярной и художественной литературой, газетой, различным наглядным материалом.

1. Развитие и коррекция внимания. 2. Развитие и коррекция восприятия. 3. Развитие и коррекция воображения. 4. Развитие и коррекция памяти. 5. Развитие и коррекция речи.

Актуальность данной темы заключается в том, что

1.на всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом.

2.Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. А где как не в монастыре это проявляется в большей степени.

3.Религия в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, при чем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах "третьего мира".

Цель изучить роль церкви и монастырей в средневековой Европе.

З адачи :

    1. Жизнь в средневековом монастыре;

      Роль монастырей в средние века.

      Сравнение католической и православной религии.

      Создание макета.

Гипотеза: Монастырь – это сложная организация, ибо в условиях хозяйственной автономии он должен отвечать всем духовным и материальным потребностям достаточного количества людей.

Предмет работы - средневековый монастырь

Практическая значимость данного исследования заключается в использовании данного материала на классных часах, дополнительной информации на уроках истории средних веков.

Методы исследования :

    Поиск достоверных источников информации с помощью документов, книг, использование компьютерных технологий;

Этапы проведения проекта:

    Подготовительный: - выбор темы и её конкретизация (актуальность - определение целей и формулировка задач).

    Поисково-исследовательский: - обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта; - коррекция сроков и графиков - проведение поисково-исследовательской деятельности.

    Трансляционно - оформительный: - работа над макетом - оформление проекта-предзащита проекта 4. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений: - написание сценария защиты проекта - подготовка к публикации проекта.

5. Заключительный: защита проекта.

План проведения защиты проекта.

Прозвенел звонок для нас.

вы вбежали дружно в класс,

встали все у парт красиво,

поздоровались учтиво.

Сейчас друг к другу повернитесь

и конечно улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям.

И садитесь по местам.

Ребята, к нам пришло письмо, но адресант не известен. Интересно от кого?

Давайте откроем.

Вдали от сел и городов

Один стоишь ты, окруженный

Густыми купами дерев.

Вокруг глубокое молчанье

И только с шелестом листов

Однообразное журчанье

Живых сливается ручьев,

И ветерок прохладный веет,

И тень бросают дерева,

И живописно зеленеет

Полян высокая трава.

О, как сыны твои счастливы!

В твоем безмолвии святом

Они страстей своих порывы

Смирили бденьем и постом.

Их сердце отжило для мира,

Ум с суетою незнаком,

Как будто светлый ангел мира

Их осенил своим крестом.

И внемлет вечное Бог-Слово

Их тяжкий труд благословив,

Святых молитв живое слово

И гимнов сладостный призыв

О чем это письмо? Какая связь с нашим уроком?

На протяжении нескольких уроков мы с вами работали над проектом «Средневековый монастырь»

Какие задачи мы ставили?

1.какую роль играла церковь и монастыри в жизни людей в средние века.

2.какие постройки были в монастыре

3.как протекала жизнь в монастыре(распорядок дня, условия жизни, одежда, еда, занятия монахов)

4.отличия католического и православного христианства.

5 какие монастыри средневековой Европы сохранились до наших дней.

Нами была выдвинута гипотеза: Монастырь –это сложная организация, которая должна была отвечать всем духовным и материальным потребностям большого количества людей.

Сейчас мы проверим, как были реализованы наши задачи и доказана гипотеза.

Работа велась индивидуальная, в парах и группах.

Но прежде чем начнем защищать свои работы вспомним, что все население в средневековье делилось на Духовенство (священники и монахи) и Мирян.(все те люди, которые не входили в церковную организацию, т. Е. жили в миру. Но и те и другие были верующими поэтому церковь играла ключевую роль в жизни не только людей, но и государств того времени

1.роль церкви и монастырей в средние века (Филиппова Света (монастырь) - Мочалова Алена (церковь).

2 .Постройки в монастыре (макет)-Васильев С, Вагин С., Суклетов А., Бердников Д. ,Агеев, Русанов В.

3. Жизнь монаха Прокопенко С.(8 вид) Второй частью духовенства было черное духовенство – монашество (от греч. Монахос – одинокий). Так называли людей, бежавших от повседневной мирской суеты, чтобы молиться и готовиться к вечной жизни. Как вы думаете, почему люди становились монахами? В Средние века жизнь потерять было гораздо легче, чем теперь; люди жили рядом со смертью и постоянно ощущали зыбкость земного существования. Христианство давало веру в жизнь вечную, однако приносило с собой не только надежду на вечное спасение в раю, но и страх вечных адских мук, спастись от которых смогут только живущие праведно. Посвятив себя Богу и добровольно отказавшись от радостей жизни, монахи приобретали особое положение в обществе; считалось, что их молитвы имеют такую силу, что позволяют замаливать как свои, так и чужие грехи.

Одни монахи селились в одиночестве, их называли отшельниками, другие – совместно, основывали свою обитель. Монашество возникло на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре оно появилось и на Западе, и большую роль здесь сыграл святой Бенедикт, который основал монашеский орден, позже названный его именем. Бенедикт создал для него устав, т.е правила монашеской жизни.

4 Сравнительный анализ Криницин Н., Лесова А.

Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.

В тетрадь:

5.Средневековые монастыри в наши дни Гулидов В.

Возвращение к гипотезе!

Рефлексия. кроссворд на тему.(в парах)

Материал для защиты

Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между Богом и людьми.

Церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Более 1/3 всех возделываемых земель в Европе и более тысячи зависимых крестьян принадлежали ей.

Она взимала десятину со всего населения Западной Европы - это особый налог на содержание духовенства и храмов. о? Церковь обладала правом индульгенции, то есть милости, - продавала специальные грамоты, отпускающие грехи.

Заполнение таблицы Только в монастырях люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту от варваров и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука.

В монастырях создавали книги, содержали школы и писали хроники. Давали приют странникам и паломникам.

Монастыри с средневековье вели основную работу по распространению христианской религии.

Таком образом, монастырь в средние века выполнял весьма важные и многообразные функции: он был религиозным, административным, судебным, культурным центром, давал приют обездоленным, утешение – отчаявшимся.

Жизнь монахов .

Мы живем по уставу. В нем прописывается необходимость беспрекословного послушания и отказа от всякой собственности. Определяются часы для физического труда, молитв, чтения книг, отдыха и сна. Став Монахом я, как и все остальные,дал обет- отказывался от имущества и семьи. Подчиняемся аббату.

Молимся 7 раз в сутки,(начиная с полночи). а в остальное время – работаем в монастыре. Мы должны были молиться в то время, когда не молится никто другой. Но были и нарушения правил Устава, за которые предусматривались наказания. Например, выражение толочь воду в ступе, которое означает пустое времяпровождение, возникло в монастыре как реальное наказание.

Еще одной особенностью нашей монашеской жизни было время трапезы – вкушать пищу дозволяется не раньше полудня.а в некоторых монастырях предусматривалось одно единственное вкушение пищи в течение суток: в 3 часа дня зимой, а в пост в 6 часов вечера. А летом распорядок предусматривал две трапезы.: обед в полдень и легкий ужин около 17-18 часов.

Дозволялся дневной сон, что объясняется краткостью сна ночного.

Меню составлялось из следующих продуктов: яйца, сыр, лук, рыба, хлеб, специи, овощи (спаржа, капуста, листовая свекла, шпинат ит.д.)фрукты, Одна из принципиальных особенностей всех монашеских уставов – это запрет на мясо, ибо мясо разжигает страсти и сластолюбие. К тому же оно дорого стоит и поэтому противоречит обету бедности. Короче, оно мешает вести жизнь, исключительно духовную и молитвенную.

Монастыри окружались стеной.. Монахи не должны были выходить за порог монастыря. Общение с внешним миром было для них нежелательно, ибо отвлекало от мыслей о спасении души. Поэтому монастырь жил замкнутой жизнью, вдалеке от обжитых мест.

Церковь утверждала, что все несчастья посылаются за грехи, и поэтому богачи, «спасая души», завещали земли и богатство монастырям.

Постройки монастыря.

Все необходимое для существования обители находилось в ее пределах.

1 - главная церковь ; 2 - библиотека и скрипторий; 3 - ризница; 4 - башни ; 5 - внутренний дворик; б -зал капитула (место собрания монахов); 7 - общая спальня монахов и купальня; 8 -трапезная; 9 - кухня; 10 - кладовая с погребом; 11 - помещение для паломников; 12 - хозяйственные постройки; 13 -дом для гостей; 14 -школа; 15 -дом аббата; 16 -дом врача; 17 -место для выращивания целебных трав; 18 -госпиталь и помещение для послушников с отдельной церковью; 19 -сад с кладбищем и огород; 20 -гусятник и курятник; 21-амбары; 22 - мастерские; 23 - пекарня и пивоварня; 24 -мельница, молотильня, сушилка; 25 - хлевы и конюшни; 26 -дом для челяди.

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. Однако Западная Европа подчинялась папе римскому, а Византия (и ряд стран, принявших от нее христианство) - константинопольскому патриарху.

Западная и восточная церковь боролись друг с другом за сферы влияния, и после очередного конфликта в 1054 г. папа и патриарх предали друг друга проклятию. Таким образом произошло разделение церкви на западную (католическую, то есть «всемирную»), во главе с папой римским, и восточную (православную, то есть «правильно славящую Бога») - во главе с византийским патриархом.

Между церквями существуют различия в обрядах и учении, хотя обе церкви - это ветви одной христианской религии. Так, в Западной Европе богослужение велось на латинском языке, а в Восточной - на греческом (хотя допускалось ведение службы и на местных языках).

На Западе запрещалось вступать в брак всему духовенству, а на Востоке - только монахам и епископам. Восточные священники, в отличие от западных, не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

Западная церковь

Восточная церковь

Богослужение велось на латинском языке

Богослужение велось на греческом языке

Запрещалось вступать в брак всему духовенству

Запрещалось вступать в брак только монахам

Брили бороды и выстригали волосы на темени

Не брили бороды, не выстригали волосы на темени

Культурными центрами христианского мира в Темные века были монастыри. Монастырские общины как часть католической церкви были довольно богатыми по меркам того времени: они владели значительными земельными угодьями, которые сдавали в аренду местным крестьянам. Только у монахов люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту и от варваров, и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука. В крупных городах церковную власть представляли епископы, но они всегда стремились больше к светской власти, чем к утверждению христианства. Монастыри, а не епископы, вели в эпоху Темных веков основную работу по распространению христианской религии.

Города еще с римских времен были знакомы с христианской верой. В III – V веках во всех крупных городах Западной Римской империи существовали христианские общины, особенно с того момента, когда указ императора Константина возвел христианство в ранг официальной религии. Иначе обстояли дела в сельской местности. Деревня, консервативная по своей природе, с трудом отказывалась от привычных языческих верований и от божеств, всегда помогавших крестьянину в его трудах. Набеги варваров, от которых страдали прежде всего крестьяне, голод и всеобщая неустроенность разбудили в начале Темных веков древнейшие суеверия, против которых официальная христианская церковь зачастую оказывалась бессильна.

В это время монастыри и святые отшельники, ведущие подчеркнуто независимый от мира образ жизни, стали светочем и опорой для сельских жителей, составлявших большинство тогдашнего населения Западной Европы. Где личным примером, где силой убеждения и чудесами, они поселяли надежду в душах простых людей. В условиях полного своевластия варварских правителей, в эпоху нечеловеческих жестокостей монастыри оказались единственным прибежищем порядка. Строго говоря, причину возвышения католической церкви, причину, по которой церковь начала брать на себя роль светского правителя, следует искать как раз в истории Темных веков.

Во времена, когда короли пользовались абсолютной властью в своих землях и попирали даже законы предков, творя разбой и убийства, христианская религия оказалась единственным законом, хоть в чем-то не зависящим от королевского произвола. В городах епископы (в первую очередь те, кто был назначен церковью, а не купил кресло епископа за деньги) стремились ограничить произвол светских властей, вступая в прямую конфронтацию с правителями. Однако за спиной у короля или его вассала чаще всего стояла военная сила, которой не располагал епископ. История Темных веков знает немало примеров того, как короли и герцоги зверски пытали непокорных церковных правителей, подвергая их таким истязаниям, рядом с которыми блекнут издевательства римлян над христианами первых веков. Один франкский майордом выколол епископу в своем городе глаза, заставлял его в течение нескольких дней ходить по битому стеклу, после чего казнил.

Относительную независимость от светских властей сохраняли только монастыри. Монахи, декларировавшие отказ от мирской жизни, не представляли явной угрозы для правителей, а потому их чаще всего оставляли в покое. Так что в Темные века монастыри были островками относительного мира посреди моря человеческих страданий. Очень многие из тех, кто в Темные века уходил в монастырь, поступали так лишь для того, чтобы выжить.

Независимость от мира подразумевала для монахов необходимость самостоятельно производить все, в чем они нуждались. Монастырское хозяйство развивалось под защитой двойных стен – тех, что ограждали владения обители, и тех, которые воздвигала вера. Даже во времена варварских нашествий завоеватели редко осмеливались трогать монастыри, опасаясь ссориться с неведомым богом. Это уважительное отношение сохранилось и позднее. Так что хозяйственные постройки монастыря – скотный двор, огороды, конюшня, кузница и другие мастерские – оказывались порой единственными на всю округу.

Духовная власть монастыря базировалась на власти экономической. Только монахи в Темные века создавали запасы продовольствия на черный день, только у монахов всегда имелось все необходимое для изготовления и ремонта скудного сельскохозяйственного инвентаря. Мельницы, распространившиеся в Европе лишь после Х века, также впервые появились в монастырях. Но еще до того, как монастырские хозяйства разрослись до размеров крупных феодальных усадеб, общины по священной обязанности занимались благотворительностью. Помощь нуждающимся была одним из первоочередных пунктов в уставе любой монастырской общины в Темные века. Эта помощь выражалась и в раздаче хлеба окрестным крестьянам в голодный год, и в лечении больных, и в организации странноприимных домов. Монахи проповедовали среди полуязыческого местного населения христианскую веру – но проповедовали делами, в той же степени, как словами.

Монастыри были хранителями знания – тех его крупиц, которые уцелели в огне варварских нашествий и становления новых королевств. За монастырскими стенами могли найти приют образованные люди, в чьей учености никто более не нуждался. Благодаря монастырским писцам сохранилась часть рукописных сочинений еще римского времени. Правда, серьезно этим занялись лишь ближе к концу Темных веков, когда Карл Великий повелел собирать по всей Франкской империи старые книги и переписывать их. Собирательством античных рукописей занимались также ирландские монахи, путешествовавшие по всей Европе.

Учителю и ученику
До исследователей более поздних веков дошла, очевидно, лишь небольшая часть античных рукописей, некогда хранившихся в монастырях. Виной тому – сами монахи-переписчики.

Пергамент, на котором писали с античных времен, был дорог, а в Темные века его производилось очень мало. Так что, когда перед писцом оказывалось пришедшее в негодность сочинение кого-то из отцов церкви, он частенько брал хорошо сохранившийся пергамент с «языческим» текстом и безжалостно соскабливал с пергамента поэму или философский трактат, чтобы записать на его место более ценный, с его точки зрения, текст. На некоторых из таких переписанных пергаментов до сих пор можно разглядеть плохо соскобленные строки на классической латыни, просвечивающие сквозь более поздний текст. К сожалению, восстановить такие стертые произведения совершенно невозможно.

Монастырская община в Темные века представляла собой модель христианского общества, каким ему следовало бы быть. Внутри монастырских стен не существовало «ни эллина, ни иудея» – все монахи были братьями друг другу. Не было разделения на «чистые» и «нечистые» занятия – каждый брат занимался тем, к чему имел склонности, или тем, что было определено ему как послушание. Отказ от радостей плоти и от мирской жизни полностью соответствовал умонастроениям всего христианского мира: следовало ожидать второго пришествия Христа и Страшного Суда, на котором каждому воздастся по заслугам его.

С другой стороны, замкнутый монастырский мирок был уменьшенной копией христианской Европы, сознательно ограничивавшей контакты с внешним миром, обходившейся в повседневной жизни тем немногим, что можно было произвести или вырастить своими силами. Основатели монастырских общин стремились ограничить контакты монахов с мирянами, дабы уберечь братьев от соблазнов – и весь христианский мир старался как можно меньше общаться с «язычниками», как можно меньше черпать из сокровищницы чужих знаний и культуры (безразлично, римского или исламского мира).

Публикации по теме