Старейшие средневековые монастыри Европы. Фото, история. Коротко: Роль монастырей в средние века! Роль средневековых монастырей

Великолепной живописи, фрески, записи исторических хроник - все это средневековый монастырь. Те, кто хотят прикоснуться к прошлому и узнать о событиях давно минувших дней, должны начать свой путь именно с изучения поскольку они помнят значительно больше, чем страницы летописей.

Культурно-хозяйственные центры Средневековья

В Темные времена начинают набирать силу монастырские коммуны. Впервые они появляются на территории Прародителем этого движения можно считать Бенедикта Нурсийского. Крупнейший средневековый периода - обитель в Монтекассино. Это мир со своими правилами, в котором каждый член коммуны должен был вкладывать свою лепту в развитие общего дела.

В это время средневековый монастырь представлял собой огромный комплекс построек. В него входили кельи, библиотеки, трапезные, соборы и хозяйственные здания. Последние включали в себя амбары, склады, загоны для животных.

Со временем монастыри превратились в основные центры сосредоточения культуры и хозяйства Средневековья. Здесь вели хронологию событий, проводили диспуты, оценивали достижения науки. Развивались и совершенствовались такие учения, как философия, математика, астрономия, медицина.

Всю физически тяжелую работу предоставляли послушникам, крестьянам и обычным монастырским работникам. Такие поселения имели большое значение в сфере хранения и накопления информации. Библиотеки пополнялись новыми книгами, а старые издания постоянно переписывались. Также монахи сами вели исторические хроники.

История русских православных монастырей

Русские средневековые монастыри появились значительно позже европейских. Изначально монахи-отшельники жили обособленно в безлюдных местах. Но христианство достаточно быстро распространилось в массах, поэтому стационарные церкви стали необходимы. Начиная с 15 века и до правления Петра I наблюдалось повсеместное возведение храмов. Они были практически в каждом селе, а крупные монастыри строили при городах или на святых местах.

Петр I провел ряд церковных реформ, которые продолжили его преемники. Простой народ негативно воспринял новую моду на западную традицию. Поэтому уже при Екатерине II возобновляется строительство православных монастырей.

Большинство этих культовых сооружений не стали местом поломничества для верующих, но некоторые православные храмы известны во всем мире.

Чудеса мироточения

Берега реки Великой и впадающая в нее река Мирожка. Именно здесь много веков назад появился Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

Расположение церкви делало ее незащищенной от частых набегов. Все удары она принимала в первую очередь на себя. Постоянные грабежи, пожары преследовали монастырь на протяжении многих веков. И при всем этом вокруг него никогда не выстраивали крепостные стены. Удивительным остается то, что, несмотря на все беды, он сохранил фрески, которые до сих пор восхищают своей красотой.

Много веков Мирожский монастырь хранил в себе бесценную чудотворную икону Божьей Матери. В XVI веке она прославилась чудом мироточения. Позже на нее возлагали чудеса исцеления.

В сборнике, хранившемся в библиотеке монастыря, была найдена запись. Датирована она 1595 годом по современному календарю. В ней содержалась история чудесного Как гласит запись: «Из глаз Пречистой потекли слезы, как струи».

Духовное наследие

Несколько лет назад монастырь Джурджеви Ступови отметил свой день рождения. А родился он ни много ни мало, а восемь веков назад. Эта церковь стала одной из первых православных на черногорской земле.

Монастырь пережил немало трагический дней. За свою многовековую историю он был разрушен пожаром 5 раз. В конце концов монахи оставили это место.

В течение долгого периода средневековый монастырь пребывал в опустошении. И только в конце XIX века начался проект по воссозданию данного исторического объекта. Восстановлены не только архитектурные сооружения, но и монашеская жизнь.

На территории монастыря находится музей. В нем можно увидеть фрагменты уцелевших построек и артефакты. Сейчас монастырь Джурджеви Ступови живет настоящей жизнью. Проводятся постоянные благотворительные акции и сборы для развития этого памятника духовности.

Прошлое в настоящем

Сегодня православные монастыри продолжают свою активную деятельность. Несмотря на то что история некоторых перевалила за тысячу лет, они продолжают жить по старому укладу и не стремятся что-то менять.

Основные занятия - ведение пособного хозяйства и служение Господу. Монахи стараются постигнуть мир в соответствии с Библией и учат этому других. На своем опыте они показывают, что деньги и власть - это проходящее. Даже без них можно жить и быть при этом абсолютно счастливым.

В отличие от церквей, монастыри не имеют прихода, тем не менее люди с охотой посещают монахов. Отказавшись от всего мирского, многие из них получают дар - возможность лечить болезни или помогать словом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Авторы: Егорова Ксения, Згеря Инесса Руководитель: Загребина Светлана Николаевна 2015г Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Гимназия №3» Проектно - исследовательская работа по истории Тема: Средневековый монастырь 

2 слайд

Описание слайда:

Введение Основная часть 1.1. Первые монастыри в Европе 1.2. Монастырь Санкт-Галлен 1.3. Работа над макетом средневекового монастыря Заключение Содержание 

3 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Создать макет средневекового монастыря. Задачи проекта: 1. Изучить время появления первых монастырей в Европе 2.Рассмотреть особенности средневековых монастырей 3.Выполнить макет монастыря Санкт-Галлен Этапы работы над проектом: 1)Изучение литературы по теме 2)Подбор иллюстративного материала 3)Поиск информации о сохранившихся средневековых монастырях 4)Создание плана макета монастыря 5)Работа над созданием макета 6)Работа над созданием презентации 7)Подготовка к защите проекта Введение

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Вифлеем это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию (Лк.2:4−7, Мф.2:1−11), родился Иисус Христос. С первых веков существования христианства и до наших дней к этой святой земле направляются миллионы паломников. В конце четвертого века сюда прибыла последовательница блаженного Иеронима Стридонского - богатая и знатная римская матрона Павла. Собрав вокруг себя довольно большую женскую общину, она открыла в этот день в 395-ом году в Вифлееме первый женский монастырь. Павла стала его настоятельницей, а впоследствии организовала еще два женских монастыря. Вифлием (женский монастырь)

7 слайд

Описание слайда:

Монтекассино Бенедиктинский монастырь Монтекассино возвышается на высоком холме над автострадой в 120 км от Рима. Это один из древнейших монастырей Европы, но судьба к нему была немилосердной, то, что мы видим сейчас относится к XX в. Сюда не стоит ехать, чтобы почувствовать дух старинны или особую атмосферу старых монастырей, в Монтекассино этого не осталось, но, с исторической точки зрения, монастырь представляет интерес. Монтекассино был основан в 529 г. святым Бенедиктом Нурсийским, на том месте, где находился языческий храм Аполлона. Аббатство стало местом рождения Бенедиктинского ордена.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Леринское аббатство Леринское аббатство. Монастырь, расположившийся на островке Сент-Онора, что у побережья Канн - это самая яркая достопримечательность этого города. Считается, что это один из древнейших галлийских построек подобного рода, ведь он был основан примерно в 410 году. Сейчас комплекс принадлежит цистерцианцам. Монастырь имеет регулярное паромное сообщение с побережьем Канн, поэтому добраться до него не составляет труда: нужно лишь посетить старый порт. Святой Гонорат, основатель Леринского аббатства, хотел построить храм, который стал бы местом жительства братии. К VIII веку комплекс уже имел огромное влияние в Европе, и в то время здесь проживало более 500 монахов, которые отличались аскетизмом. Многие из них становились впоследствии епископами или основывали новые обители. Рядом с аббатством в XI веке построили форт, в котором находилась трапезная, капелла и библиотека. Вокруг монастыря расположились часовни, шесть из которых сохранились до сих пор, а от одной остались лишь руины. Основное здание было возведено более 1000 лет назад, но после того, как монастырь был закрыт в XVIII веке, оно было разрушено, а мощи основателя перенесли в собор Грасса. Монашеская возродилась здесь лишь полтора столетия назад, благодаря стараниям ордена цистерцианцев, восстановившим многие постройки, правда не в оригинальном стиле, а в романском, так что внешний облик обители изменился полностью.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Монастырь святого Галла - монастырь, расположенный в центре города Санкт-Галлен, был когда-то одним из крупнейших бенедиктинских монастырей Европы. Монастырь Святого Галла был основан в 613 году монахом-отшельником Галлусом. Монастырь постепенно превращался в раннее территориальное княжество. Важным элементом территориальной реорганизации, проводимой монастырем, стала унификация правил. В 1468 году были собраны и зафиксированы на бумаге все существующие обычаи и порядки. Установленным порядкам отныне должны были подчиняться все верноподданные земли. В отличие от других членов Швейцарского союза монастырь продолжал напрямую подчиняться Священной Римской империи германской нации. В 1525 году в монастырь пришла Реформация, и уже через два года монастырь Санкт-Галлен был распущен, но уже к 1532 году открыт вновь. Спустя тридцать лет все подданные земель монастыря перешли обратно в католическую веру, и к концу 16 века монастырь вновь превратился в современное централизованное территориальное княжество. Санкт-Галлен (Святого Галла)

12 слайд

Описание слайда:

Последний расцвет монастырь пережил в 18 веке - об этом, прежде всего, свидетельствуют обширные строительные работы в период с 1755 по 1767 год. Монастырь был перестроен в стиле барокко под руководством архитекторов Питера Тумба и Иоганна Беера. После Великой французской революции 1789 года приписные монастырские земли потребовали предоставления им свобод и прав, а с отсоединением Тоггенбурга политическое господство монастыря подошло к концу. В 1803 году был образован новый кантон Санкт-Галлен, а два года спустя монастырь был окончательно распущен. Бывшая монастырская церковь святого Галла сегодня является кафедральной церковью епископства Галльского. Церковь занесена в списки культурного наследия ЮНЕСКО. Здание в стиле барокко было возведено в 18 веке (1755) на месте более древнего культового сооружения 9 века. Оно считается одним из последних монументальных культовых сооружений эпохи позднего барокко. Собор разделен ротондой на западную (неф) и восточную (хор) части.

13 слайд

Описание слайда:

Художественным и скульптурным убранством в стиле рококо и классицизма церковь обязана южногерманским мастерам. Фрески были выполнены братьями Иоганном и Матиасом Гиглями, барельефы - Кристианом Венцингером, а картины - Йозефом Ванненмахером. Два ряда деревянных скамей, установленных в хоре, украшены резьбой с изображением сцен жития святого Бенедикта. Башни восточного фасада в высоту составляют 68 метров. Рельеф на фронтоне изображает вознесение девы Марии, под ним установлены статуи святых Дезидерия и Маврикия.

14 слайд

Описание слайда:

В западном флигеле монастыря расположена монастырская библиотека. Помещение библиотеки было создано под руководством архитектора Петера Тумба в 1758 - 1767 годах. В настоящее время библиотека насчитывает около 150 000 томов, среди них около 2 000 рукописей (четыремстам из них более тысячи лет). Например, в библиотеке хранится латинско-немецкий словарь 790 года, самая старая книга на немецком языке. Также в западном флигеле расположен лапидарий, в котором представлены фрагменты каролингского собора 830 - 837 годов, найденные во время археологических раскопок, а также коллекция картин на деревянных панелях. В западной части придворного флигеля сегодня находится резиденция епископа.

15 слайд

Описание слайда:

С историко-культурной точки зрения наибольшую ценность здесь представляют личная капелла епископа, парадный зал, а также капелла святого Галла. В северном флигеле сегодня заседает кантональный суд. Флигель был возведен в 19 веке и использовался в разных целях - от арсенала до пожарной части. В восточной части бывшего монастыря находятся ворота Карлстор, возведенные в 1570 году. Они названы в честь архиепископа Карла Борромео и являются единственными дошедшими до наших дней внешними воротами города. Парадное здание на восточной стороне монастырской площади называется Новый Дворец (Neue Pfalz). После роспуска монастыря эта бывшая резиденция настоятеля монастыря стала местом заседаний сейма вновь образованного кантона Санкт-Галлен.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

1 - главная церковь; 2 - библиотека и скрипторий; 3 - ризница; 4 - башни; 5 - внутренний дворик; б -зал капитула (место собрания монахов); 7 - общая спальня монахов и купальня; 8 -трапезная; 9 - кухня; 10 - кладовая с погребом; 11 - помещение для паломников; 12 - хозяйственные постройки; 13 -дом для гостей; 14 -школа; 15 -дом аббата; 16 -дом врача; 17 -место для выращивания целебных трав; 18 -госпиталь и помещение для послушников с отдельной церковью; 19 -сад с кладбищем и огород; 20 -гусятник и курятник; 21-амбары; 22 - мастерские; 23 - пекарня и пивоварня; 24 -мельница, молотильня, сушилка; 25 - хлевы и конюшни; 26 -дом для челяди.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Монастыри в средние века

Монастыри в Средние Века являли собой хорошо укрепленные церковные центры. Они выполняли роль крепостей, пунктов сбора церковных податей, распространения влияния церкви. Высокие стены защищали монахов и церковную собственность от разграбления во время нападения врагов и во время гражданских конфликтов.

Монастыри обогащали Церковь. Во-первых, им принадлежали обширные земельные угодья, с приписанными к ним крепостными крестьянами. До 40% крепостных в России принадлежали монастырям. И церковники их нещадно эксплуатировали. Быть крепостным при монастыре, считалось среди простых людей, одной из самых тяжелых участей, немногим отличавшейся от каторги. Поэтому на землях, принадлежавших монастырям, часто вспыхивали крестьянские бунты. Поэтому и во время октябрьской революции, крестьяне с радостью уничтожали монастыри и церковных эксплуататоров, вместе с церквями.

«…Наиболее разорительной для крестьян являлась барщина: работа на земле владельца отнимала время, необходимое для обработки собственного участка. В церковных и монастырских землях особенно активно распространялась эта форма повинностей. В 1590 г. патриарх Иов ввёл барщину на всех патриарших землях. Его примеру сразу последовал Троице-Сергиев монастырь. В 1591 г. крупнейший землевладелец - Иосифо-Волоцкий монастырь - перевёл всех крестьян на барщину: «И которые деревни на оброке были, и те ныне пахали на монастырь». Собственная крестьянская запашка неуклонно сокращалась. Статистика по хозяйственным книгам монастырей свидетельствует, что если в 50-60-е гг. в монастырских вотчинах центральных уездов средний размер участка на крестьянский двор был равен 8 четвертям, то к 1600 г. он снизился до 5 четвертей (к. и. н. А. Г. Маньков). Крестьяне отвечали восстаниями…»

«…Любопытна история волнений в Антониево-Сийском монастыре. Царь подарил монастырю 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. «Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» - пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали».

Но далеко не все крестьяне готовы были бежать со своей земли. В 1607 г. монастырский игумен подал царю челобитную:

«Монастырские крестьяне ему, игумену, учинились сильны, наших грамот не слушают, дани и оброку и третного хлеба им в монастырь не платят, как иные монастырские крестьяне платят, и монастырского изделия не делают, и ни в чем де его, игумена с братией не слушают, и в том ему, игумену чинят убытки великие».
У Шуйского и без того хватало проблем с Болотниковым и Лжедмитрием II, поэтому в 1609 г. монастырь принялся решать свои проблемы сам, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки [имущество] в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем…»

Ещё в пятнадцатом веке, когда на Руси, случилась борьба в церковной среде между «нестяжателями» во главе с Нилом Сорским и «иосифлянами», сторонниками Иосифа Полоцкого, нестяжатель монах Вассиан Патрикеев так говорил о тогдашних монахах:

«Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами».

Во-вторых, по церковным законам, все имущество ушедших в монахи людей, переходило в собственность Церкви.
И в третьих, ушедшие в монастырь, сами превращались в бесплатные рабочие руки, безропотно служившие церковным властям, зарабатывали в церковную казну деньги. При этом, не требуя ничего для себя лично, довольствуясь скромной кельей и плохой едой.

Еще в средние века Русская православная церковь была «встроена» в государственную систему исполнения наказания. Нередко в монастыри под строгий надзор направляли обвиненных в ереси, богохульстве и других религиозных преступлениях. В монастыри нередко ссылали политических заключенных, как в Европе, так и в России.
Например, Петр Первый отправил свою жену Евдокию Лопухину в Покровский монастырь, через 11 лет после свадьбы.

Старейшие и наиболее известные монастырские тюрьмы находились в Соловецком и Спасо-Евфимьевском монастырях. В первый традиционно ссылали опасных государственных преступников, второй первоначально предназначался для содержания душевнобольных и пребывающих в ереси, но затем в него стали направлять и узников, обвиненных в государственных преступлениях.

Отдаленность Соловецкого монастыря от обжитых мест и труднодоступность сделали его идеальным местом заточения. Первоначально казематы располагались в крепостных стенах и башнях монастыря. Зачастую это были клетушки без окон, в них можно было стоять, согнувшись, или лежать на коротком топчане, поджав ноги. Интересно, что в 1786 г. архимандрит монастыря, где содержалось 16 узников (из них 15 - пожизненно), не знал о причине заключения семи. Указ о заключении таких лиц обычно был лаконичен - «за немаловажную вину к содержанию до кончины живота».

Среди узников монастыря были и священники, обвиненные в пьянстве и богохульстве, и различные сектанты, и бывшие офицеры, которые во хмелю нелестно отозвались о нравственных качествах очередной императрицы, и крупные сановники, замышлявшие государственный переворот, и «правдоискатели», написавшие жалобы на представителей власти. Пять лет по неизвестному обвинению провел в этой тюрьме французский дворянин де Турнель. Самый юный заключенный попал в тюрьму в 11-летнем возрасте по обвинению в убийстве, в заключении ему пришлось провести 15 лет.

Режим в монастырской тюрьме отличался крайней жестокостью. Власть игумена не только над узниками, но и над охранявшими их солдатами была практически бесконтрольна. В 1835 г. жалобы узников «просочились» за монастырские стены, на Соловки приехала ревизия, возглавляемая жандармским полковником Озерецковским. Даже жандарм, повидавший на своем веку всякого, вынужден был признать, что «многие арестанты несут наказания, весьма превышающие меры вины их». В результате ревизии трое узников были освобождены, 15 отправлены на военную службу, двое переведены из камер в кельи, один принят в послушники, а ослепший заключенный отправлен на «материк» в больницу.

"Тюремный уголок" - место, где, в основном, были сосредоточены камеры заключенных Соловецкого монастыря. Вдали видна Прядильная башня.

Но и после ревизии режим в тюрьме не был облегчен. Узников кормили скудно, им запрещали всякую связь с волей, не давали письменных принадлежностей и книг, кроме религиозных, а за нарушения правил поведения подвергали телесным наказаниям или сажали на цепь. Особенно жестоко обращались с теми, чьи религиозные убеждения не совпадали с официальным православием. Даже искреннее раскаяние и переход в православие таких узников не гарантировали им выход на свободу. Отдельные «пребывающие в ереси» узники проводили в этой тюрьме всю сознательную жизнь.

Как укрепленные центры, в которых находилось много образованных людей, монастыри становились очагами религиозной культуры. В них трудились монахи-переписчики религиозных книг, нужных для ведения служб. Ведь печатного станка еще не появилось, и каждая книга была написана вручную, нередко с богатым орнаментом.
Также монахи вели исторические хроники. Правда, их содержание часто менялось, в угоду власти, подделывалось и переписывалось.

Старейшие рукописи об истории России имеют монастырское происхождение, хотя оригиналов их не осталось, есть лишь «списки» - копии с них. Насколько они достоверны, ученые спорят до сих пор. В любом случае, другой письменной информации о происходившем в средние века, у нас нет.
Со временем наиболее старые и влиятельные церкви и монастыри в Средние Века преобразовались в полноценные учебные заведения.

Центральное место в средневековом монастыре занимала церковь, вокруг которой располагались хозяйственные и жилые постройки. Здесь была общая трапезная (столовая), спальня монахов, библиотека, хранилище книг и рукописей. В восточной части монастыря обычно располагался госпиталь, а на севере — помещения для гостей и паломников. Сюда за приютом мог обратиться любой путник, устав монастыря обязывал принять его. В западной и южной частях монастыря находились амбары, конюшни, хлев и птичий двор.

Монастыри современности во многом продолжают традиции средневековья.

Культурными центрами христианского мира в Темные века были монастыри. Монастырские общины как часть католической церкви были довольно богатыми по меркам того времени: они владели значительными земельными угодьями, которые сдавали в аренду местным крестьянам. Только у монахов люди могли найти медицинскую помощь и некоторую защиту и от варваров, и от светских властей. В монастырях нашли прибежище также ученость и наука. В крупных городах церковную власть представляли епископы, но они всегда стремились больше к светской власти, чем к утверждению христианства. Монастыри, а не епископы, вели в эпоху Темных веков основную работу по распространению христианской религии.

Города еще с римских времен были знакомы с христианской верой. В III – V веках во всех крупных городах Западной Римской империи существовали христианские общины, особенно с того момента, когда указ императора Константина возвел христианство в ранг официальной религии. Иначе обстояли дела в сельской местности. Деревня, консервативная по своей природе, с трудом отказывалась от привычных языческих верований и от божеств, всегда помогавших крестьянину в его трудах. Набеги варваров, от которых страдали прежде всего крестьяне, голод и всеобщая неустроенность разбудили в начале Темных веков древнейшие суеверия, против которых официальная христианская церковь зачастую оказывалась бессильна.

В это время монастыри и святые отшельники, ведущие подчеркнуто независимый от мира образ жизни, стали светочем и опорой для сельских жителей, составлявших большинство тогдашнего населения Западной Европы. Где личным примером, где силой убеждения и чудесами, они поселяли надежду в душах простых людей. В условиях полного своевластия варварских правителей, в эпоху нечеловеческих жестокостей монастыри оказались единственным прибежищем порядка. Строго говоря, причину возвышения католической церкви, причину, по которой церковь начала брать на себя роль светского правителя, следует искать как раз в истории Темных веков.

Во времена, когда короли пользовались абсолютной властью в своих землях и попирали даже законы предков, творя разбой и убийства, христианская религия оказалась единственным законом, хоть в чем-то не зависящим от королевского произвола. В городах епископы (в первую очередь те, кто был назначен церковью, а не купил кресло епископа за деньги) стремились ограничить произвол светских властей, вступая в прямую конфронтацию с правителями. Однако за спиной у короля или его вассала чаще всего стояла военная сила, которой не располагал епископ. История Темных веков знает немало примеров того, как короли и герцоги зверски пытали непокорных церковных правителей, подвергая их таким истязаниям, рядом с которыми блекнут издевательства римлян над христианами первых веков. Один франкский майордом выколол епископу в своем городе глаза, заставлял его в течение нескольких дней ходить по битому стеклу, после чего казнил.

Относительную независимость от светских властей сохраняли только монастыри. Монахи, декларировавшие отказ от мирской жизни, не представляли явной угрозы для правителей, а потому их чаще всего оставляли в покое. Так что в Темные века монастыри были островками относительного мира посреди моря человеческих страданий. Очень многие из тех, кто в Темные века уходил в монастырь, поступали так лишь для того, чтобы выжить.

Независимость от мира подразумевала для монахов необходимость самостоятельно производить все, в чем они нуждались. Монастырское хозяйство развивалось под защитой двойных стен – тех, что ограждали владения обители, и тех, которые воздвигала вера. Даже во времена варварских нашествий завоеватели редко осмеливались трогать монастыри, опасаясь ссориться с неведомым богом. Это уважительное отношение сохранилось и позднее. Так что хозяйственные постройки монастыря – скотный двор, огороды, конюшня, кузница и другие мастерские – оказывались порой единственными на всю округу.

Духовная власть монастыря базировалась на власти экономической. Только монахи в Темные века создавали запасы продовольствия на черный день, только у монахов всегда имелось все необходимое для изготовления и ремонта скудного сельскохозяйственного инвентаря. Мельницы, распространившиеся в Европе лишь после Х века, также впервые появились в монастырях. Но еще до того, как монастырские хозяйства разрослись до размеров крупных феодальных усадеб, общины по священной обязанности занимались благотворительностью. Помощь нуждающимся была одним из первоочередных пунктов в уставе любой монастырской общины в Темные века. Эта помощь выражалась и в раздаче хлеба окрестным крестьянам в голодный год, и в лечении больных, и в организации странноприимных домов. Монахи проповедовали среди полуязыческого местного населения христианскую веру – но проповедовали делами, в той же степени, как словами.

Монастыри были хранителями знания – тех его крупиц, которые уцелели в огне варварских нашествий и становления новых королевств. За монастырскими стенами могли найти приют образованные люди, в чьей учености никто более не нуждался. Благодаря монастырским писцам сохранилась часть рукописных сочинений еще римского времени. Правда, серьезно этим занялись лишь ближе к концу Темных веков, когда Карл Великий повелел собирать по всей Франкской империи старые книги и переписывать их. Собирательством античных рукописей занимались также ирландские монахи, путешествовавшие по всей Европе.

Учителю и ученику
До исследователей более поздних веков дошла, очевидно, лишь небольшая часть античных рукописей, некогда хранившихся в монастырях. Виной тому – сами монахи-переписчики.

Пергамент, на котором писали с античных времен, был дорог, а в Темные века его производилось очень мало. Так что, когда перед писцом оказывалось пришедшее в негодность сочинение кого-то из отцов церкви, он частенько брал хорошо сохранившийся пергамент с «языческим» текстом и безжалостно соскабливал с пергамента поэму или философский трактат, чтобы записать на его место более ценный, с его точки зрения, текст. На некоторых из таких переписанных пергаментов до сих пор можно разглядеть плохо соскобленные строки на классической латыни, просвечивающие сквозь более поздний текст. К сожалению, восстановить такие стертые произведения совершенно невозможно.

Монастырская община в Темные века представляла собой модель христианского общества, каким ему следовало бы быть. Внутри монастырских стен не существовало «ни эллина, ни иудея» – все монахи были братьями друг другу. Не было разделения на «чистые» и «нечистые» занятия – каждый брат занимался тем, к чему имел склонности, или тем, что было определено ему как послушание. Отказ от радостей плоти и от мирской жизни полностью соответствовал умонастроениям всего христианского мира: следовало ожидать второго пришествия Христа и Страшного Суда, на котором каждому воздастся по заслугам его.

С другой стороны, замкнутый монастырский мирок был уменьшенной копией христианской Европы, сознательно ограничивавшей контакты с внешним миром, обходившейся в повседневной жизни тем немногим, что можно было произвести или вырастить своими силами. Основатели монастырских общин стремились ограничить контакты монахов с мирянами, дабы уберечь братьев от соблазнов – и весь христианский мир старался как можно меньше общаться с «язычниками», как можно меньше черпать из сокровищницы чужих знаний и культуры (безразлично, римского или исламского мира).

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира, создано оно в 1133 году. Расположен монастырь в 25 км от Вены, на краю Венского леса.

Монастырский двор (Stiftshof), фото Pavel Mondialus

История аббатства

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц (монастырь Святого Креста) считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира. Аббатство создано в 1133 году. Это старейшая обитель цистерцианского ордена, зародившегося, как ветвь ордена бенедиктинцев, в XI столетии. Девять веков существует обитель и никогда она не была закрыта – даже в периоды турецкой осады и Реформации.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz) расположен в 25 километрах к юго-западу от центра Вены. Он стоит на краю , в одноимённом посёлке Хайлигенкройц. Светлые здания монастырского комплекса и высокая колокольня возвышаются среди зелёных холмов и могучих деревьев.

Архитектура главного храма

Церковь и колонна Св. Троицы, фото Anu Wintschalek

Орден цистерцианцев называют Белым монашеством: братия традиционно носит белые одежды. Согласно строгому монашескому уставу, храм – это «хвала Господу на Земле». В архитектуре собора, да и во всём облике монастыря – сдержанное величие и никаких излишеств. Строгий фасад храма, скромная колокольня и чистые линии светлых барочных галерей контрастируют с затейливыми скульптурами и ярким золотом чумной колонны в монастырском дворе. Хвала Господу за избавление от чумы!

Монастырское кладбище, фото Friedemann Hoflehner

В главном храме обители сочетаются элементы романской и раннеготической архитектуры. Вход ограждён красивым порталом с колоннами и стрельчатыми архивольтами. Фасад, главный неф и трансепт собора – образец романского стиля, редкого для Австрии. Хоры – готические, создавались они в XII веке. С 1290 года сохранились витражи (половина существующих витражных окон — подлинные).

Интерьер храма

Неф монастырской церкви, фото Patrick Costello

Во внутреннем убранстве монастырской церкви нет ни орнаментов, ни фресок. Монотонно серые стены переходят в серые же своды на нервюрах. Скульптурное оформление выполнено венецианцем Джулио Джулиани (он же изваял чумную колонну в 1739 г.). Доминанта убранства храма – расписной крест над барочным алтарём, изображающий воскресшего Иисуса. Это копия романского креста, созданного в 1138 году.

Могила Фридрих II в Зале Собраний, фото Anu Wintschalek

Роскошный орган собора изготовил Игнац Кобер в 1804 году. На этом инструменте играли Франц Шуберт и Антон Брукнер. Вообще с монастырём Хайлигенкройц связаны многие известные имена: здесь бывали живописец Мартин Алтомонте, богослов Вильгельм Нойманн, композитор Альберих Мазак. В Зале Собрания обители захоронены тринадцать представителей династии Баренбергов; в часовне покоятся мощи святого Отто Фрейзинского. Хранится в обители и другая реликвия – частица Животворящего креста от святого распятия.

Богословский институт

Аббатство переживало разные времена. Были периоды, когда братия находилась на грани нищеты; обители не раз угрожало закрытие. Однако избежать роспуска удалось, благодаря открытию Богословского института. Монахи всегда опекали отдалённые епархиальные приходы, занимались благотворительностью. Приход и сейчас оказывает психологическую помощь семьям, поддерживает престарелых, занимается добрачным воспитанием молодёжи.

Хор Хайлигенкройца

Монахи отреставрировали все строения, собрали огромную библиотеку из 50 тысяч томов, ведут собственное хозяйство. А ещё аббатство славится традициями григорианского пения. Хор Хайлигенкройца записал несколько альбомов, общим тиражом более 500 000 CD. Диски имели большой успех.

Хайлигенкройц - действующий монастырь. 86 человек насчитывает монашеская братия. Туристы могут осматреть монастырь только в установленное время.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz), фото Patrick Costello

Двор монастыря, фото Anu Wintschalek

Публикации по теме