Томша е.ю. ценности вечные и преходящие (по материалам психологического исследования). Вечное и преходящее Вечное и преходящее в жизни человека

Тема вечного и преходящего в лирической поэзии - одна из самых актуальных в литературе. Ведь разница между этими понятиями довольно спорная: те вещи, которые выглядят в наших глазах преходящими, таят в себе скрытый сакральный смысл, которым наполнена жизнь человека. На примере стихотворений русских классиков, мы попробуем определить вечные и преходящие явления в жизни человека.

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

От первой и до последней строчки стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» пропитанное той будоражащей душу неописуемой радостью, которую испытывает каждый человек, который видит настоящую русскую зиму. На смену морозной пурге, которая еще вечером навевала грусть и уныние, пришло солнечное морозное утро, дарящее вдохновение и хорошее настроение!

Стихотворение представляет собой монолог, в котором автор заставляет своего близкого человека вместе с ним соприкоснуться с величием русской зимы. Этот стих наполненный философским смыслом - ведь человек никогда не сможет полноценно осознать красоту зимнего утра, если в его жизни не было темного вьюжного вечера.

В стихе скрыта очень важная истина: после черного периода жизни, всегда наступает время радости и блаженства, это закономерно как процесс смены ночи и утра.

Ю. Левитанский «Падают листья...»

Стихотворение Ю. Левитанского «Падают листья…» - это настоящая внутренняя дискуссия лирического героя о том, что является вечным, а что - преходящем. На первый взгляд красота осени, желтые листья, кружащиеся в своем последнем вальсе - явления преходящие. Однако они являются частью вечного процесса природы, который заключается в смене сезонов.

И даже одним своим присутствием дополняют все могущество вечности, а значит и есть ее частью. Развеивает сомнения автора птица, которая своим пением словно говорит о том, что все, что человек считает незначимым и преходящим, на самом деле - вечное.

А. Вознесенский «Сага»

Стихотворение А. Вознесенского «Сага» - это громогласная ода любви. Автор описывает расставание с любимой женщиной, лирический герой уверен в том, что никогда в жизни большее ее не увидит. На первый взгляд, подобная ситуация кажется для нас преходящей: оба героя готовы к новой жизни, к расставанию с прошлым.

Но разве святое чувство любви можно назвать преходящим понятием? Оно вечно, как сам мир! Любовь зарождается на небесах, и даже после расставания, она продолжает существовать в пространстве и в памяти самого человека.

Г. Шпаликов «Людей теряют только раз...»

В произведении Г. Шпаликова поднимается острая проблема человечества - расставания с людьми, которых так и не удалось узнать ближе. Действительно, очень часто, когда в нашу жизнь приходят новые люди, мы не придаем этому никакого значения и часто отпускаем их навсегда.

Через определенное время они уходят даже из нашей памяти. Автор объясняет читателю, что ситуацию можно скоординировать по-другому: попытаться узнать человека, сделать для него добрый поступок, раскрыть для себя его душу. Мы жалуемся на свое одиночество, но спокойно игнорируем новых людей в своей жизни, которые могут стать по-настоящему близкими для каждого из нас.

Елена Юрьевна Томша

психолог

Музейная Педагогика в школе

вып.4, СПб., 2005

Ценности вечные и преходящие

(по материалам психологического исследования)

В последние годы в Гимназии при ГРМ проводились различные психологические исследования, основной целью которых было выявить влияние предметов музейного цикла на личностное развитие и становление учащихся. Принадлежность Гимназии к Русскому музею - то, что является ценностью для родителей, приводящих сюда детей, реализуемая в ее стенах программа «Здравствуй, музей!» - главное отличие от других гимназий и школ. Определить, на что влияет музейный компонент, как сказывается он на развитии детей, в каких конкретных чертах выражается - вот задача, которую мы ставили перед собой.

Интеллектуальное освоение музейных дисциплин проверить достаточно просто - результаты контрольных работ, опросов, уровень реферативных работ и ответов на экзаменах являются достоверными показателями. Значительно сложнее определить глубину влияния полученных знаний, найти, как отражаются они на уровне общей культуры учащихся и выпускников, как это выражается в особенностях их мировоззрения и системы отношений.

Психологией признается, что одной из важнейших составляющих личности являются ценности, позволяющие прослеживать и анализировать все виды деятельности человека, объяснять смену его психологических побуждений. Они служат ориентиром жизни человека, определяют его поведение. По мнению Ф.Знанецкого, ценности являются основой бытия и создают культурный мир.

Ценности объединяются в систему, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая может меняться с возрастом и обстоятельствами жизни. А первичное оформление взглядов, установок и ценностей в некоторую систему приходится как раз на период завершения школьного образования. «Перемены в психическом созревании старших школьников влекут за собой и потребность в мировоззренческой рефлексии, обдумывании системы ценностей, - отмечает А.И.Копытин. - Этот период связан с выработкой мировоззрения и самосознания на основе полученных прежде знаний» (4). Безусловно, большое значение здесь имеют знания из общественных и гуманитарных дисциплин школьной программы, освещающих многие социальные вопросы. При этом хочется отметить, что в последнее время в отечественной, как, впрочем, и в зарубежной, литературе по педагогике и психологии подчеркивается роль искусства, его влияние на становление взглядов подростка. М.С.Каган в работе «Философия культуры» пишет: «…Искусство расширяет границы познавательной деятельности школьника, несет ему информацию особого рода, служит своеобразным «учебником жизни»«(2). Используя метафору Кагана, можно сказать, что наши гимназисты имеют уникальную возможность с первого класса и до окончания обучения обращаться к знаниям «учебников жизни» - шедевров Русского Музея.

Все вышеизложенное поясняет, почему именно выявление ценностных ориентаций и построение иерархической структуры ценностей учащихся старших классов Гимназии стало задачей психологического исследования, проведенного в 2002/2003 учебном году. Это была совместная работа с факультетом психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, и автор выражает глубокую благодарность Валентине Михайловне Бызовой, профессору, преподавателю Университета, за руководство и творческое сотрудничество.

В исследовании приняли участие 132 учащихся из 10 и 11 классов, 44 юноши и 88 девушек. Гимназистам было предложено выполнить тест, содержащий 2 списка ценностей, а также написать маленькое эссе на тему «Ценности вечные и преходящие». Результаты теста подлежали математической обработке, давали стандартизацию ответов, а эссе позволили увидеть отношение к теме ценностей в свободном изложении. Выбранная методика исследования основана, подобно широко известной методике Rokeach, на выделении двух категорий духовных ценностей: 1) базовые, терминальные (ценности-цели, например, равенство); 2) инструментальные (ценности-средства - свойства личности, способности, такие как честность, обязательность и т.п., - которые помогают достижению цели). В соответствии с этим подходом, методика содержит 2 списка из 30 ценностей, каждую из них предлагается оценить по 9-бальной шкале в зависимости от ее важности.

В получившейся иерархии базовые ценности выстроились в следующем порядке:

2. интересная жизнь

4. смысл жизни

5. свобода

7. самоуважение

8. удовольствие

9. разнообразие жизни

10. благосостояние (деньги, материальное благополучие).

В этом списке представлены «лидеры» - первые 10 ценностей из 30. Отметим, что такие интересующие нас ценности как духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) оказались примерно в середине списка. Здесь же ярко проявились и половые различия - для девушек названные ценности оказались более значимыми, чем для юношей, хотя во многих других вопросах различия практически не заметны. Исключение составляет лишь ценность «власть» (контроль над другими, доминирование, господство), где разность составляет почти 1,5 балла - для девушек эта сторона жизни практически не имеет значения, для юношей она более важна, хотя в целом именно «власть» стоит последней в списке ценностей, т.е. почти игнорируется гимназистами.

Среди ценностей, отражающих принцип жизни, способы поведения в соответствии с ценностями, установилась следующая иерархия:

1. достижение успеха

2. наслаждение жизнью (получать удовольствие от еды, любви, отдыха и т.д.)

3. независимость (уверенность в своих силах, самодостаточность)

4. здоровье

5. выбор собственных целей

6. интеллект

7. верность (преданность друзьям, своим ближним)

8. умелость (компетентность, эффективность, продуктивность)

9. уважение родителей, старших (почтение)

10. честность (подлинность, искренность).

Дальнейшая обработка данных предусматривает объединение ценностей в группы, отражающие черты личности отвечающих. Здесь мы получили следующие результаты: на первом месте у гимназистов «гедонизм» как направленность на получение от жизни всевозможных удовольствий, на втором - «самостоятельность», затем - «стимуляция», т.е. необходимость испытывать сильные впечатления, «встряски», для ощущения полноты жизни. Сравнение с результатами, полученными сотрудниками Санкт-Петербургского Государственного Университета на большой группе российских школьников - ровесников наших гимназистов, - показывает их значительное отличие. Так в конечном итоге у школьников на первое место выходит «безопасность» (национальная, семьи, личная) как стремление к защищенности и стабильности; на втором - «достижения» (у гимназистов они оказались на пятом месте). Схожи результаты тем, что на третьем месте у российских школьников и на четвертом - у гимназистов оказалась «щедрость» (имеются в виду не материальные аспекты, скорее, за этим термином стоит понятие «широты души»).

Сравнения с другими исследованиями ценностных ориентаций также дали много интересного. В статье В.Н.Козиева, опубликованной в сборнике «Художественный музей в образовательном процессе», приводятся данные, полученные в Гимназии примерно 10 лет назад:

«Обследование 232 учеников 8-11 классов гимназии при Государственном Русском Музее в 1993 году показало, что эстетические ценности в списке 18 основных жизненных ценностей у школьников занимают последние места. Наиболее значимыми ценностями оказались "здоровье", "свобода", любовь", "семья", "друзья", "уверенность в себе" (методика "ценностных ориентаций" М.Рокича)»(3). Там же представлен обзор исследований отношения к художественной культуре и ее места в структуре ценностей за последние 30 лет. Выстраивается картина: «музейный бум» 70-х годов, снижение интереса в начале 80-х, усиление этой тенденции в эпоху перестройки и постсоветский период, падение значимости культуры в 90-е. Автор приходит к выводу: «В постсоветский период "художественная культура" в иерархии жизненных ориентаций заняла прочное периферийное положение…». Заметим, что в нашем исследовании духовная жизнь (акцент на духовных, а не на материальных вещах), творчество, мир прекрасного (красота природы и искусства) находятся уже не на последних местах, а примерно в середине выстроенной гимназистами иерархии. Не будем спешить с выводами, но, возможно, это начало обратного процесса возвращения к культуре, первые проявления тенденции обращения к ценностям культуры как к чему-то вечному, незыблемому, прочному, столь необходимому в постоянно меняющемся современном мире.

И еще одно открытие подарили нам наши учащиеся. В исследованиях ценностных ориентаций, проводимых в 90-х годах, ученые отмечают выраженную разницу в ответах мальчиков и девочек. Так, Е.В.Васина называет следующие половые различия: для девочек ценностью является аффилиация, доверительные отношения, для мальчиков - ориентация на самореализацию и самоутверждение (5). Исследование В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой показало следующее: «Неожиданно здоровье оказалось наиболее значимым для старшеклассников. На второе место десятиклассники поставили "любовь", на третье мальчики - "интересную работу", девочки - "счастливую семейную жизнь"»(1). В нашем исследовании анализ текстов эссе, в которых учащиеся в свободной форме излагали свои взгляды на ценности, показал обратную картину: во всех работах юношей главной ценностью в жизни называлась любовь и хорошие отношения; такие ответы встречаются и у девушек, но более ярко у них прослеживается тенденция самоутверждения в жизни, построения карьеры, обеспечения независимости. Размышления над текстами эссе приводили к предположению о смене традиционных ролей, о появлении энергичных, уверенных, активных и целеустремленных девушек и более мягких и романтичных юношей.

Хочется согласиться с мнением В.В.Барановой и М.Е.Зеленовой: «За последние 10 лет очень изменилась социально-экономическая ситуация в стране, стал иным тот мир, в который должен войти подросток. Изменились нормы и ценности (не только социально-экономические, но и психологические), модели поведения, которые должен освоить ребенок. Вопрос о социализации старшеклассников в современной социально-экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, стал, таким образом, особенно актуальным» (1). Размышления над материалами нашего исследования, попытки рассмотреть полученные результаты с различных точек зрения привели к следующему предположению: в предъявленной картине ценностных ориентаций отражаются столкновения ценностей, происходящие в нашем обществе в последние 15 лет. Они выражаются в противоборстве традиционных, установившихся в советском обществе ценностей и ценностей «западного образа жизни», весьма энергично насаждаемых с помощью СМИ. Ориентация на вечные ценности, такие как культура, красота, знания, любовь, добро, традиционно почитаемая и годами формировавшаяся в нашем обществе, подвергается ежедневной проверке на прочность. Многочисленные слоганы, такие как «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть!», «Ведь ты этого достойна», «И пусть мир подождет!» и т.п., формируют эгоистические установки, направленность на получение всевозможных удовольствий, желание жить одним днем, жажду обладания материальными благами. Об агрессивности рекламы, о ее негативном воздействии, особенно на неокрепшие сознания детей и молодежи, все чаще и все с большей тревогой говорят психологи. Уже известно, что реклама пропагандирует не товар, но определенный образ жизни, образ поведения, образ мысли. И в этой борьбе вечные ценности оказываются в сложном положении: к ним нужно восходить, это требует труда, преодоления себя, самосовершенствования, в то время как идеалы и нормы, пропагандируемые СМИ - в ток-шоу, рекламах, сериалах, - примитивны, а следовательно, очень легки для усвоения и подражания. Так культура сталкивается с культом посредственности, а вечные ценности - с блестящей мишурой псевдоценностей. И подростки, еще не определившиеся во взглядах, должны сделать свой выбор в этой непростой ситуации. В качестве иллюстрации хочется привести небольшие отрывки из эссе - размышлений гимназистов на тему «Ценности вечные и преходящие». Эссе подписаны псевдонимами, избранными авторами.

«Я считаю, что рассуждения о вечных ценностях по большей части бессмысленны. На самом деле большинство людей интересуются своим материальным благополучием, успехом, мнением о них окружающих, а так называемые "вечные ценности" уходят на второй план. Преходящие ценности для людей стали гораздо важнее вечных, потому что именно они могут обеспечить приятную и интересную жизнь…» (Звездочка, 16 лет)

«Для меня важна цель в жизни. Достижение своих желаний и целей. Комфорт и спокойствие. Хорошая семья. Работа. Независимость, уверенность в будущем…» (ПВА, 16 лет)

«В моем понимании вечные ценности - это то, что передается из поколения в поколение, из века в век. Такие как музыка, природа, семейный очаг, искусство, родные и близкие. Эти ценности никогда не должны исчезать, а ценности преходящие, как, например, стремление к славе, удовлетворение своих желаний и т.д., могут пропасть и не иметь никакого значения для человека. Возможно, многие люди считают их важными, но когда они оглянутся и подумают, то поймут, что важнее вечных ценностей ничего нет. Людям без них жить нельзя, иначе они никогда не обретут душевного счастья и радости в жизни.» (Мозг, 16 лет)

«Для меня самыми важными являются любовь, дружба и внутренняя гармония. Стремление к гармонии и красоте, к духовной жизни, к осуществлению своей жизни, к счастью и познанию. Жить для того, чтобы что-то очень важное донести людям, "жить для других", обогащать нашу жизнь светом и красотой, - это здорово.» (Герда, 16 лет)

Литература

1. Баранова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект социализации. / Журнал «Психологическая наука и образование» №1 - 1998

2. Каган М.С. Философия культуры, СПб, 1996 , с.302

3. Козиев В.Н. Школьники, учителя, студенты в Государственном Русском Музее / Сборник «Художественный музей в образовательном процессе», СПб, 1998, с.100-104

4. Копытин А.И. Основы Арт-терапии, СПб, 1999, с.143

5. Психология /под редакцией А.А.Крылова, М, 2000, с.257-259

Разделы: Литература

Владимир Семенович Высоцкий. С его творчеством традиционная программа предлагает познакомиться только в старших классах. В учебном комплексе «Школа-2100» с именем поэта мы встречаемся уже в 7 классе: для чтения и обсуждения даны статья отца поэта С.В.Высоцкого «Жил и пел для нас» и стихотворение В.С.Высоцкого «Я не люблю».

Учащимся была предложена следующая тема урока: «Владимир Высоцкий: «вечное» и «преходящее».
В начале урока я обратила внимание учащихся на значения слов «вечное» и «преходящее», данные в словаре С.И.Ожегова: «вечное – не перестающий существовать, сохраняющийся на многие века», «преходящий – временный, недолговечный». Прошу ребят высказать свое мнение: что является преходящим, а что по-настоящему вечным. Тринадцатилетние подростки, используя свой небольшой жизненный опыт, к вечным ценностям относят дружбу, любовь родителей, любовь к родному дому, родине, понимание между людьми, природу, человеческую жизнь. «Временным, недолговечным» они называют то, что делает человека счастливым на одно мгновение: купить какую-либо вещь, гордиться превосходством над другим человеком, доказать свою правоту во что бы то ни стало. Я как учитель рада слышать эти слова, потому что они еще раз подтверждают, что наши уроки литературы не проходят даром, наши беседы, порой откровения, помогают образовать единое душевное пространство. Задаю следующий вопрос: «Можно ли искусство, литературу отнести к вечным ценностям?». Ребята отвечают положительно, называя имена великих людей: А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Васнецов, П.И.Чайковский, Рафаэль и Микеланджело, чьи произведения известны людям многих поколений.

Говоря об имени Высоцкого, я рассказываю о том, что первоначальное мое впечатление о поэте и его творчестве было далеко не правильным, так как общепринятое мнение было подчас навязанным и соответственно искаженным. Уже взрослым человеком, в другом времени, читая его стихотворения, книги о нем, я открыла для себя великого поэта, настоящего гражданина.
Среди прочитанного особое место занимает статья отца Владимира Высоцкого, которую авторы учебника литературы включили в программу, - это «Жил и пел для нас». Читая статью, мы рисуем образ поэта, его характер, прослеживаем то, что оказало влияние на становление будущего поэта, на формирование его взглядов. Наша беседа проходит оживленно: семиклассники, может быть, впервые столкнулись с такой ситуацией – отец рассказывает о своем сыне, человеке, известном многим людям. Рассказывает по-доброму, искренне, доверительно, поэтому чтение статьи я беру на себя: необходимо передать ученикам трогательность и искренность интонации, они должны почувствовать ее, ощутить образ поэта, приблизиться к нему.
Обращаем внимание на помещенную рядом со статьей фотографию: Высоцкий исполняет песню. Мы размышляем, о чем он мог петь, какие чувства наполняли его в ту минуту. Может быть, речь идет о песне «Я не люблю» (со стихотворением учащиеся познакомились дома)? Предлагаю ребятам посмотреть фрагмент из кинофильма о Высоцком – исполнение именно этой песни.

Стихотворение «Я не люблю» послужило нам основанием для определения «системы жизненных ценностей» Владимира Семеновича Высоцкого. Просматривая еще раз стихотворение вместе, мы отмечаем, чего не любит лирический герой поэта. Параллельно (очень осторожно) акцентируем внимание на том, что же он тогда любит, принимает. Честь и достоинство, смелость и бесстрашие, искренность и порядочность, тактичность и милосердие. Подростки назвали и умение противостоять жизненным трудностям и, несмотря на ошибки, умение идти дальше. Что дорого для меня, они говорили о человеческом достоинстве, о важности богатства внутреннего мира и о признании другого человеческого пути, о месте творчества в жизни человека. Вот они, вечные ценности, о которых мы говорили в начале урока. Я всматриваюсь в детские глаза: поняли, осознали?..

Продолжаем нашу встречу с поэтом. Класс делю на группы и предлагаю каждой одно из стихотворений Владимира Высоцкого: «Песня о новом времени», «Песня о друге», «Кони привередливые», «Баллада о любви». Задание одно: определить главную мысль стихотворения и образ лирического героя. Семиклассники приходят выводу, что образ главного героя близок герою стихотворения «Я не люблю», что созвучны интонации стихотворений, та же решительность и непоколебимость.
Внимательные ученики отмечают (заметили!), что во всех рассмотренных на уроке стихотворениях встречается частица не. Мы находим слова с данной частицей, думаем об их значении, их роли. Предполагаем, что данная стилистическая фигура (антитеза), может говорить о резком противопоставлении лирического героя В.Высоцкого окружающему миру. «А может быть, мир того времени противопоставил себя поэту?» - этот вопрос задаю я ученикам. Ответа не жду, только предположения.
А пока решаем следующее: при каком условии творчество поэта не стареет со временем, нашли ли мы критерии «вечного» в рассмотренных на уроке стихотворениях.

Я рассказываю семиклассникам, что в 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали новую планету, открытую между орбитами Марса и Юпитера, Влад Высоцкий. Значится она под номером 2374. Марина Влади, жена Высоцкого, как-то сказала: «Я часто смотрю на звезды и улыбаюсь при мысли, что среди всего этого сонма блестящая точка парит в бесконечности… Так хорошо». Что можно добавить? Проникновение, уважение, признание.
В 9 классе мы вновь на уроке литературы встречаемся с именем Владимира Высоцкого: сопоставляем стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» со стихотворением В.С.Высоцкого «Памятник». Мы находим разное: интонация, композиция и т.д.. И открываем общее – жизнь во имя свободы и правды. Уроки 7 класса не забылись.
Вновь и вновь урок русской литературы учит нас общечеловеческим ценностям, пониманию вечного.

ЖИЗНЬ ПРЕХОДЯЩАЯ И ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

Жил некогда еврей – человек богатый и ученый. Прожил он отпущенный ему срок в довольстве, в почете, а потом Б-г призвал к себе его душу. Поднялась душа на небо, встретил ее ангел и повел показать место нового обиталища. Видит душа красивый дом, как две капли воды похожий на тот, где жил богач на земле. «Это мне?» – «Нет, твой дом дальше», – отвечает ангел. Идут, видят роскошную виллу. «Это мне?» – снова спрашивает душа. «Нет, твой дом дальше». Подходят к великолепному дворцу. «Неужто это для меня?» – радуется душа. «Нет, тебе вон туда», – Ангел повел головой куда-то в сторону. Смотрит душа – а там стоит крохотная избушка под соломенной крышей. «Да как же так, да за какие грехи мне такая немилость?!» Ангел только руками разводит: «Что попишешь, нам лишь на этот дом деньги доставлены». «А, значит, дело в деньгах! Дайте мне пять минут, – засуетился богач, – спущусь на землю, притащу вам целый сундук золота, у меня его много!» «Извини, – говорит ангел, – ничего не выйдет. Здесь только те деньги в цене, что ты другим давал. А что при жизни накопил да по сундукам распихал, – у нас это в зачет не идет. Поздно…»

Евреи верят в бессмертие человека. В бессмертие дела и бессмертие души.

Что есть бессмертие дела? В Талмуде сказано: Яаков, праотец нашего народа, не умер: раз его потомство живо, стало быть, жив и он. Наши мудрецы толкуют эту мысль следующим образом: если человек учит своих детей всегда поступать по законам праведности, это его великое дело продолжится в детях. И сам человек останется жив в праведных деяниях потомков.

Что есть бессмертие души? Мы верим, что душа спускается в наш мир, дабы, пребывая в человеческом облике, в теле, дарованном ей Б-гом, вершить благородные дела. Когда срок жизни тела заканчивается, душа возвращается туда, откуда явилась. Но коль скоро во время телесной жизни человек с радостью выполнял заповеди Б-жьи, был праведником, – душа его вернется к Создателю, возвысившись еще больше.

Есть люди, срок телесного бытия которых долог, а есть и такие, чье тело умирает молодым. Случается, умирают и дети. Многие поэтому спрашивают: отчего Всевышний одному дал долголетие, а другого обрек на «безвременную кончину»? Этот вопрос, при всей его кажущейся логичности, основан на непонимании смысла телесной жизни и смысла бессмертия души. Что такое «безвременная кончина»? Для кого она «безвременна»? И когда вообще «своевременна» смерть? В шестьдесят лет? В восемьдесят? Может быть, в сто двадцать?

Суть в том, что, отпуская душу на землю, Б-г поручает ей определенную миссию; каждой – свою. Соответственно Он отмеряет каждой душе и срок пребывания в теле – тот срок, что необходим для выполнения миссии. Кому-то дается три дня, кому-то – три месяца, кому-то – десятилетия. Потом каждый посланец возвращается домой, к семье – к своему небесному Отцу. Главное, таким образом, не в том, сколько прожил человек в своей телесной ипостаси, а в том, сумел ли он за время земного существования исполнить все, ради чего Б-г отрядил его в этот мир.

Конечно, наше общее желание – чтобы человек жил долго. Это естественно: мы ведь не знаем, какое «задание» дал ему Б-г, так пусть же будет у него побольше времени, чтобы как следует справиться со своим делом. Важно, чтобы жизнь человека была наполненной, чтобы он выполнял заповеди, чтобы был счастлив. Но всего важнее, чтобы отпущенная ему Г­сподом земная жизнь стала залогом достойного существования его в жизни вечной. Разумеется, для людей смерть близкого человека всегда невыразимо тяжела, однако понимание того, что смерть тела не есть смерть души, должно облегчить их страдания.

Мудрецы еврейского народа говорили: «Мир земной подобен прихожей перед тронным залом». Смысл их метафоры в том, что телесная жизнь – всего лишь подготовка к вечной жизни души в чертогах Б­жьих. Известно: многие наши праведники обращались к Б-гу с особой молитвой – чтобы за их поступки воздалось им не в здешнем мире, а в будущем. Ибо пребывание бессмертной души на земле преходяще, а жизнь ее в мире грядущем, пред лицом Отца небесного, вечна. Зачем же менять награду временную на ту, что будет с тобой всегда?!

В Торе, в книге «Дворим», приводится одна необычная заповедь – «отсылание от гнезда». Если человек видит птицу, сидящую на яйцах, и хочет взять яйцо, он должен сначала отогнать птицу подальше, чтобы она не видела и не страдала. Про того, кто выполнит эту заповедь, в Торе сказано: «…Продлятся дни его». На первый взгляд тут звучит обещание долгой жизни. Однако Талмуд трактует эту фразу по-иному. В нем рассказано о человеке, который, решив выполнить заповедь «отсылания от гнезда», полез на дерево, но сорвался, разбился и умер. Где ж тут долгая жизнь? Согласно Талмуду, слова «…Продлятся дни его» означают, что за исполнение заповеди человек получит награду не здесь, а «там, где дни длятся без конца» – в вечной жизни. Стало быть, награда тоже станет вечной.

И еще одно. Мы все ждем прихода Мошиаха. В Талмуде говорится, что в дни Мошиаха усопшие восстанут из могил. Наши мудрецы объясняют: речь идет о возрождении души. Душа вновь возродится в теле, и уже навсегда. В области затылка у каждого из нас есть кость под названием «луз»: когда придет Мошиах, Б-г «нарастит» вокруг нее прежнее тело. И тело это будет здоровым, сильным, и больше уже не постареет.

Маловеры долго насмехались над предсказанием Талмуда, называя его «выдумкой темных людей». Еврейские мудрецы отвечали им: Всевышний смог сотворить человека из ничего, из праха; неужели же ему не под силу воссоздать его из его собственных останков?

Маловеры, мнившие себя некогда «передовыми людьми», ныне оказались невеждами, а наши мудрецы были абсолютно правы. Посмотрите – ученые выращивают человеческие органы из стволовых клеток, клонируют животных! Если даже людям под силу «нарастить» тело из одной клетки, – что же тогда говорить о Творце всего живого…

Итак, наша нынешняя жизнь – всего лишь краткий промежуток времени в преддверии жизни вечной. Но это безмерно важный промежуток. Именно свершения в преходящей жизни определяют наше вечное будущее. Праведные дела в мире смертных не останутся без воздаяния от Б-га в мире грядущем. Однако тот, кто не использует данный ему Отцом шанс здесь и сейчас, кто гонится за мимолетными «радостями», больше берет, чем дает, – тот рискует на веки вечные остаться в избушке, крытой соломой. Как тот недальновидный богач…

Главный раввин России Берл Лазар

Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Публикации по теме