Успение Пресвятой Богородицы: окончание поста и начало бабьего лета. Праздник успения богородицы по православному календарю Когда праздник успения богородицы в году

Что значит слово «Успение»

« » - это устаревшее слово. В переводе на современный русский язык значит «смерть, кончина».

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника - . Это один из двунадесятых православных праздников. догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение - Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с . Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Что можно есть на Успение Богородицы

28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения - не постный день.

События Успения Богородицы

Все, что мы знаем о смерти , почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание - один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика - апостола - заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия на апостолов () она тоже получила дар Святого Духа.

В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг - праведный Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было - лишь ее плащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа - она лежит на смертном одре, по сторонам от нее - плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

В XI веке распространился расширенный вариант , так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси - это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.

Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени ; во время нее читают 17-ю кафизму - «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).

Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения Богородицы
глас 2:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.

И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых - Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, - Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Но что же Она оставляет нам? Одну только заповедь и один дивный пример. Заповедь - те слова, которые Она сказала слугам в Кане Галилейской: Что бы ни сказал Христос - то исполните... И они исполнили; и воды омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому из нас: пойми, каждый из нас, слово Христово, вслушайся в него и не будь только слушателем, но исполни его, и тогда все земное станет небесным, вечным, преображенным и прославленным...

И Она оставила нам пример: о Ней говорится в Евангелии, что каждое слово о Христе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала в Свое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что у Нее было...

Станем и мы учиться так слушать, как слушают всей любовью и всем благоговением, вслушиваться в каждое слово Спасителя. В Евангелии много сказано; но сердце каждого из нас отзывается то на одно, то на другое; и на что отозвалось мое или твое сердце - это слово, сказанное Спасителем Христом тебе и мне лично... И это слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами и Богом, как признак нашего родства и близости с Ним.

И если так будем жить, так слушать, так складывать в сердце своем слово Христово, как сеют семя во вспаханную землю, тогда и над нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она к ней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе от Господа... Да будет это и с нами; да будет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ее единственную заповедь, и только тогда прославление Ее нами в этом святом храме, который Ей дан в жилище, будет истинным, потому что мы поклонимся тогда Богу в Ней и через Нее и духом и истиной. Аминь.

Успенский собор Московского Кремля

В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.

Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире построили в 1158-1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.

В 1185-1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили - в частности, он стал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 - фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.

В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки - праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» - в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.

На следующий после Успения день - 29 августа - отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три - после».

«Ореховый, или Хлебный, Спас»

«Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

«Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи и завершать жатву хлебов.

Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Святитель Феофан Затворник

После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила в Иерусалиме, в доме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил Ее Сам Господь со креста. Вот приблизилось время переселиться ей в небесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась на горе Елеонской, Ей, – рассказывает предание, – явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, и известил о Ее кончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, и начала готовиться. Ко дню Ее преставления, по повелению Божию, чудесно явились в Иерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди по всему миру. Они были свидетелями Ее мирной, тихой, святой и блаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, во славе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов и праведных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей и со славой вознес Ее на небо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! С возжженными светильниками и пением псалмов апостолы понесли тело Богоматери в Гефсиманию, где погребены были Ее родители и Иосиф. Неверующие первосвященники и книжники, пораженные величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг и воинов, чтобы разогнать провожавших и сжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но были поражены слепотой. В это время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился ко гробу с намерением повергнуть его на землю; но едва коснулся он руками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части их повисли у одра, а сам Афоний упал на землю с криком.

Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: «Убедись, что Христос истинный Бог». Афоний тут же исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию с усердной молитвой обратиться к Богоматери и приложить останки рук к частям, повисшим у одра. По исполнении этого руки срослись и излечились, а на месте отсечения остались лишь знаки. Ослепший же народ и воины с раскаянием прикоснулись к одру и получили зрение не только телесное, но и душевное, и все с благоговением присоединились к шествию.

На третий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, по воле Божией, апостол Фома, и пожелал видеть Ее гроб. По его желанию гроб был открыт, но в нем не нашли тела Богоматери. Вечером того же дня, во время трапезы своей, апостолы увидели в воздухе Пресвятую Деву на небесах, живую, со множеством Ангелов. Стоящая и неизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: «Радуйтесь! Я всегда с вами»; апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, а через них и всю Церковь в Ее воскресении. В подражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын Ее и Бог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами – посещать святые места.

На заставке: Хайме Серра. Успение Богородицы (фрагмент). 1361-1362

Что означает праздник

Дева Мария, родившая после непорочного зачатия Сына Божьего, славилась в годы жизни своей необыкновенным трудолюбием и кротостью - ни разу не обратилась она с упреком к Всевышнему по поводу судьбы, ей предназначенной. Выйдя замуж за бедного плотника, потому что так повелел Бог, девушка сохранила себя для высшей цели, несмотря на многочисленные соблазны. Также спокойно перенесла женщина упреки супруга в неверности, когда беременность стала заметна всем окружающим.

После рождения сына семья подвергалась всяким гонениям, так как пророки указали властителям об опасности младенца для правителей того времени. Мария приложила немало усилий, чтобы спасти Иисуса и вырастить его до взросления, до того времени, когда Сын Божий открыл миру свои возможности и явил в подтверждение своей божественной сущности большое количество чудес.

Для каждой матери смерть ее ребенка - горе, ни с чем не сравнимое. Святая женщина вынесла с достоинством все страдания, выпавшие на ее долю. После гибели единственного своего ребенка на кресте, она отправилась вместе с апостолами, продолжая дело, начатое Сыном Божьим.

О своей смерти Дева Мария знала заранее, поэтому завещала всем не печалиться, а радоваться в день ее кончины. Согласно библейским сказаниям, накануне Успения она пребывала в особо приподнятом настроении, предчувствуя скорую встречу с любимыми и дорогими ее сердцу людьми.

Священное Писание рассказывает, что после смерти Марии все паломники, пришедшие проводить святую женщину в последний путь, получали исцеление от всех болезней. И даже злые люди, при жизни преследовавшие Матерь Божью, после раскаяния моментально выздоравливали. Ночью Тело исчезло, а наутро апостолам Женщина явилась, будто сотканная из солнечного света в сопровождении ангелов и велела радоваться ее счастью - наконец-то она воссоединилась с Иисусом Христом.

Народная мудрость

Приметы на Успение Пресвятой Богородицы собирались на протяжении многих столетий, олицетворяя собой связь между природными явлениями и деятельностью человека:

После праздника начинается «бабье лето». Если на Успение погода установилась ясная и теплая, до 11 сентября будет прохладно;

Если в этот день наблюдается радуга на небосклоне - осень будет теплой, затяжной;

Когда заморозок появляется в ночь на Успение, следует ожидать раннюю и холодную зиму;

Если паутины много именно в этот день - будут морозы сильные при бесснежной зиме;

Когда в праздник с утра сильный туман, который рассеивается только к обеду - следует ожидать сильный урожай.

В царские времена до Успения следовало свататься - после праздника начинался Мясоед, который использовался для проведения свадеб. Считалось, что молодой человек, не получивший согласия любимой на брак до этого времени, в настоящем году не женится.

По всем канонам - и церковным, и мирским необходимо было собрать основной урожай к Успению. Именно поэтому традиционно 28 августа отмечалось в деревнях, как праздник урожая. Даже советская власть, чтобы народ не взбунтовался, разрешала устраивать по этому поводу «Обжинки» в колхозах и совхозах.

Правила поведения в этот день

Естественно, следует встретить утро в посте и молитве, сходить в церковь и поставить свечку. Нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы все то, что сопряжено с большой физической нагрузкой:

Выполнять столярные и слесарные работы;

Заниматься земледелием;

Прибивать что-то или резать и пилить;

Нельзя разводить огонь и готовить еду, также запрещено резать хлеб - считается, что ломать его нужно руками, чтобы не привлечь к дому всевозможные несчастья;

Незамужним женщинам и девушкам религиозные традиции в этот день запрещают посещение парикмахерского салона - стрижка волос в Успение вызывает слезы Девы Марии;

Обувать в Успение можно только новую, удобную обувь - по всем приметам, мозоль, натертая именно во время похода к заутрене в успение, привлечет трудности и проблемы в жизнь верующего человека.

Особо тяжким грехом считается ругань, бранные слова, произнесенные 28 августа. По этому поводу все православное духовенство читает проповеди в храмах, предостерегая прихожан и наставляя их на путь истинный.

Язык дан человеку для произнесения молитвы и прославления Бога, а не для гневливых фраз и оскорблений ближнего своего. Поэтому Успение Пресвятой Богородицы следует проводить в кротком веселье, не имеющем ничего общего со светскими тусовками и вечеринками.

Поддержите проект, сделав репост данного материала! Давайте становиться лучше вместе!

28 августа православные верующие отмечают праздник – Успение Пресвятой Богородицы 2017. В это день заканчивается Успенский пост в честь перехода Богородицы из одной жизни в другую. рассказывает про историю и главные традиции праздника.

Успение Пресвятой Богородицы 2017: традиции праздника

По церковной легенде, Богородица точно знала время своей смерти и готовилась к этому дню молитвой и постом. Впоследствие пост назвали Успенским, и все верующие каждый год придерживаются его, отдавая дань Деве Марии.

По преданию, в этот день апостолы собрались в Иерусалиме для совершения обряда погребения Девы Марии.

Успение Пресвятой Богородицы: традиции праздника

В этот день обязательно нужно посетить литургическую службу в церкви, а также поставить свечку.

На Успение заканчивалась жатва. В честь праздника принято было печь пироги и собирать гостей в доме.

Существует примета, что в этот день молодым девушкам легко найти суженого, с которым она проведет всю жизнь. Традиционно, на Успение парни ходили свататься к тем, кого они хотели бы взять в жены.

На Успение Богородицы люди ходили в церковь святить колосья и семена, а после пекли хлеб, которые раздавали бедным и нуждающимся.

Также в этот день хозяйки начинали делать заготовки на зиму.

Митрополит Антоний (Паканич) о сокровенном смысле праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Отмечают праздник ежегодно в один и тот же день – 28 августа. Так как Успение Пресвятой Богородицы приходится в 2017 году на понедельник, то, согласно Уставу Православной Церкви, этот день не постный. Разрешено вкушать любую пищу.

Запреты

Существует множество суеверий и народных обычаев, связанных с Успением. Многие из них «запрещают» людям заниматься обычными домашними делами. Прижившиеся языческие страшилки вносят смуту в умы даже православных людей, которые годами ходят в храм.

Ничем этот день не отличается от других дней, за исключением того, что мы особо почитаем Пресвятую Богородицу, прославляем Ее Успение.

«Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое», – поется в тропаре праздника.

Главное, что должен вынести из этого события каждый верующий, – возможность победы жизни над смертью, добра над злом, веры над неверием. Именно об этом говорит Святая Церковь своим чадам посредством праздничного богослужения.

Образ Успения Пресвятой Богородицы – это квинтэссенция земной жизни, это личная Пасха… Это возвращение к Богу.

Совершая разные чудеса, Господь указывал, что истинное чудо для человека – возвращение к Богу, обожение, потому что наша подлинная родина – Небо, а не эта временная земля.

В ранних христианских сочинениях подчеркивается: «Бессмертная душа обитает в смертном жилище – так и христиане находятся среди тленного мира, ожидая небесного нетления».

Земная жизнь дана человеку как некий экзамен перед входом в Вечность. И от того, как человек подготовится к этому экзамену, зависит его будущая бессмертная жизнь.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что главным критерием последнего Страшного суда, который ожидает каждого человека перед входом в Вечность, будет только любовь. С человека не спросится, сколько он прочитал молитв, сколько соблюдал постов, сколько сделал поклонов. С каждого из нас будет спрошено, помогли ли мы ближнему, накормили ли голодного, одели ли нагого, ведь в зависимости от того, как в своей жизни мы проявили свою любовь к ближним и в какой мере, Бог так же засвидетельствует Свою любовь и к нам. И если в нас не было любви, мы, к сожалению, никак не сможем войти в любовь Божию и пребывать в ней.

Именно об этом нам напоминает праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, являясь по сути праздником величайшей радости, утверждения вечной жизни с Иисусом Христом.

История праздника: что произошло в этот день

После вознесения Христа Спасителя Пресвятая Богородица жила в Эфесе в доме родителей апостола Иоанна Богослова.

Пресвятая Дева денно и нощно молилась о том, чтобы поскорее встретиться со своим Божественным Сыном. И вот однажды во время уединенной молитвы Богородице явился Архангел Гавриил с вестью, что через три дня наступит конец ее земной жизни и она встретится с Господом.

Перед переходом в мир иной все апостолы чудесным образом оказались возле ложа Матери Божией, где она, молясь, ожидала долгожданной Встречи. И сам Господь с сонмом Ангелов явился, чтобы забрать ее душу.

Апостолы похоронили тело Богородицы в пещере в Гефсимании и три дня пребывали подле пещеры в молитве. Опоздавший апостол Фома очень сокрушался, что не успел поклониться святым останкам Приснодевы. Апостолы решили приоткрыть могилу, чтобы утешить Фому. Открыв гроб, все были изумлены: тела Богородицы не обнаружили. Таким образом, они убедились в Ее чудесном телесном вознесении на Небо.

В тот же день Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

Записала Наталья Горошкова

Православные верующие отмечают 28 августа день Успения Пресвятой Богородицы. По народному календарю в этот день начиналось молодое Бабье лето.

Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных православных праздников, это двунадесятый праздник, он всегда отмечается на 28 августа, а 27 августа заканчивается двухнедельный .

"В этот день в храмах совершаются Божественные литургии, а накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы совершается всенощное бдение, во время которого вспоминается Ее земной путь", — сообщили Sputnik в Белорусском Экзархате.

Святые отцы говорят, что верующие должны молиться Царице Небесной, чтобы она "покрывала Своим Честным Омофором всех грешных чад ", помогала в жизни и вела их по тернистому жизненному пути.

История праздника

Говоря о высшем смысле дня Успения Пресвятой Богородицы, священнослужители отметили, не смотря на то, что он посвящен скорбному событию — кончине Богородицы, у верующих светлое настроение — потому что Матерь Божия воскресла из мертвых.

"Царица Небесная жива, Она предстоит пред Престолом Сына Своего и молится за всех нас", — сказали священнослужители.

Церковное предание гласит о том, что Богородица отошла в мир иной вскоре после того, как ей явился архангел Гавриил, который сообщил о ее скором успении.

© Sputnik / Владимир Вдовин

"Голубое Успение" ("Успение Пресвятой Богородицы"), XV век. Фрагмент. Государственная Третьяковская галерея

Сохранились свидетельства о том, что Святая Дева отошла в мир иной без телесных страданий, во сне она предала душу в руки своего Сына и Бога, рассказали священнослужители.

Богородица была похоронена в Гефсиманском саду, но через некоторое время вознеслась на небеса. Согласно преданию, через три дня апостолы открыли ее гроб, то нашли в нем только погребальные одежды — Господь вознес на небо не только душу, но и тело Марии.

Успение, то есть кончина Богородицы, датируется 48-м годом нашей эры. Она пережила своего сына Иисуса на 15 лет.

Богородичная иконография

Говоря об иконах, на которых изображено Успение Пресвятой Богородицы, священнослужители рассказали, что, как правило, они вертикальные и как бы тематически разделены на две смысловые части — верхнюю и нижнюю.

В нижней части всегда изображено тело умершей Божией Матери на смертном одре, Богородица возлежит, окруженная апостолами, сказали собеседники агентства. В верхней части иконы изображен Христос в окружении, у него в руках душа Богородицы.

© Public Domain.

Икона "Успение Богородицы", ок.1200 г., Новгород

"Успенские богородичные иконы символизируют внизу — земную скорбь, вверху — радость будущего", — сказали священнослужители.

В день Успения Пресвятой Богородицы священнослужители облачаются в голубые одежды.

Народные традиции

Праздник Успения Богородицы совпадал с народным праздником сельскохозяйственного календаря — в этот день было принято праздновать , заканчивать жатву. По народному календарю, после Успения Пресвятой Богородицы начинается "молодое бабье" лето.

Публикации по теме