Древние славяне: как они жили и во что верили? Славянские приметы – суеверия и поверья про семью, дом, быт Языческие приметы древних славян

Понятия о нечистой силе и об ее разнообразных проявлениях составляют, бесспорно, тот общий фон, на котором, главным образом, покоится наибольшая масса существующих у людей предрассудков и суеверий. Все, что более или менее загадочно и что в то же время является в том или другом отношении вредным для человека, люди обыкновенно приписывают действию какого-нибудь нечистого духа (так как все они имеют свои специальные функции, или, вернее сказать, специальные районы своих действий), то все-таки это не уничтожает общей веры человека, что, во всяком случае, это дело «нечистого».

Впрочем, нельзя сказать, чтобы нечистой силе люди приписывали только вредные для людей проявления, причинение людям зла. Хотя все нечистые духи, по понятиям славян, сами по себе действительно являются существами злыми, но иногда они относятся покровительственно к тем или другим «приглянувшимся» им людям и оказывают своим любимцам различные услуги в их материальной жизни. Не говоря уже о том, что есть целый разряд лиц, которые являются как бы посредниками между людьми и нечистыми духами и у которых эти последние играют почти служебную роль, исполняя их всевозможные желания и прихоти, направленные большей частью, к вреду других людей. Но кроме этих лиц, находящихся в постоянном общении с нечистой силой, по понятиям людей, и всякому вообще человеку представляется возможность задобрить или умилостивить разгневанного почему-либо нечистого духа или заранее предотвратить этот гнев. Для этого существуют известные правила и обряды, которые можно назвать в некотором роде демонологическим культом.

По понятиям славян, происхождение нечистой силы заключается в следующем: вначале был Бог и только добрые ангелы. Но один из них, по прозванью Сатана, преисполнился зависти к Богу, и сам захотел быть таковым. Возгорелась борьба между ним и Богом, и окончилось тем, что Бог низверг Сатану в ил (болото), отчего Сатана с тех пор и стал называться Сатанаил. А его приспешники попадали с неба кто куда пришелся, и стали лешими, водяными, домовыми и прочей нечистью. Таким образом, нечистые духи завладели известными районами, в сфере которых и стараются всячески пакостить людям.

Ниже будут представлены различные обряды современных славян, показанные на примере Сургутского края .

а) Взгляды современных людей на различные церковные праздники и сопровождающие их обычаи и обряды

Святки, и в особенности канун нового года, являются временем гаданий молодежи о своей будущей судьбе. Рассмотрим главнейшие церковные праздники и периоды, начиная с крещенского сочельника.

Вечер крещенского сочельника люди называют «страшным вечером» и говорят, что в это время нужно особенно опасаться нечистой силы, которая, как бы встревоженная предстоящим водосвятием, начинает повсюду метаться и бросаться. Поэтому, придя из церкви, все окна и двери закрещивают углем или мелом. А принесенной из церкви святой водой, окропивши дом, непременно потом окропляют и скотину, потому что, по поверьям, если не окропить святой водой скотину и загородь, то в эту ночь нечистый «шибко» будет мучить скот и на завтра (в Крещение утром) его найдешь в мыле и в поту. Вместе с водой приносят также из церкви и свечку, которую еще в церкви опускают в воду и так в воде и держат все время. Эта свечка также имеет большую предохранительную силу от нечистых духов.

Также в крещенский сочельник люди всячески гадают и пытаются предсказать будущее.

На крещенье , после водосвятия, те, кто ходил на святках ряжеными, купаются в проруби, чтобы смыть с себя этот грех, так как ряженье старыми людьми считается большим грехом.

Следующим за Крещеньем праздником является Масленица - проводы зимы, которая сопровождается устройством «катушки» (ледяной горы) для молодежи и катаньем на лошадях вокруг города, в последние три недели со стороны более солидного люда. Люди пекут блины, сжигают чучело Масленицы. А в «прощенный» день (последний день масленицы) ходят «прощаться» к старшим, а также и на могилки к родственникам. После этого обряда масленица считается законченной.

Наступает великий пост. Из всех дней поста больше всего обращает на себя внимание великий четверг , который сопровождается разными обрядами и приметами, имеющими несомненную связь с нечистой силой. Например, в великий четверг, вставши рано утром, после умовения и пр., следует соскочить с трех ступенек крыльца или перескочить через три порога «взапятки» (задом): будешь весь год легким человеком, т. е. не будешь весь год хворать.

Благовещенье (25 марта) считается большим праздником. По поверьям в этот день «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет»… Точно так же спать с женой на Благовещенье считается большим грехом. Были случаи, когда попы накладывали епитимью на мужа, если в Рождество родился ребенок, так как в этом случае думают, что такой ребенок зачат на Благовещенье.

В первый день Пасхи, по поверьям, солнце на восходе «играет» - то увеличивается, то уменьшается. Многие будто бы видели это явление. Если девушка проспит Христовскую заутреню, это служит приметой, что ей достанется плохой муж. С первого дня Пасхи и до Вознесенья Христос ходит под окнами и слушает, что о нем говорят. Поэтому плевать за окно или выливать туда что бы то ни было, хотя бы даже чистую воду, нельзя: можно облить Христа.

В день Ивана-Купала собираются лечебные травы, устраиваются гулянья и гаданья.

б) Обычаи и обряды при рождении и крещении и относящиеся сюда суеверия и приметы

Еще задолго до наступления родов, женщины уже принимают некоторые меры предосторожности как для сохранения своей собственной жизни в период беременности и во время родов, так и, главным образом, для сбережения в целости своего ребенка. Беременным женщинам воспрещается перешагивать через оглоблю, голик или собаку, а равно и «пинать» собаку ногой - у ребенка может образоваться «кучерга», т. е. у ребенка будет болеть спина и гнуться назад. Также нельзя переходить через ноги беременной женщины, женщинам в положении нельзя сидеть на пороге. Беременным нельзя быть у покойника: ребенок умрет в утробе, и также нельзя быть свахой - по той же причине. За месяц или за два перед родами, приглашается бабка, которая «правит» живот и следит за нормальным течением беременности. Когда приходит время рожать, то прежде всего с женщины снимают рубашку, в которой она ходила, и надевают чистую, затем вычесывают у нее голову и волосы заплетают в косы, снимают серьги и кольца, разувают ее. Потом зажигают перед иконами свечку, которая горит все время. Как только родится ребенок и бабка уберет все за роженицей, причем «место» (послед) заворачивают в ветошку с краюшкой хлеба и зарывают в землю в подполье, бабка отправляется ко всем родным и знакомым и приглашает их к новорожденному «на чашку чая».

Пока ребенок не окрещен, в доме нельзя гасить огонь, а матери отворачиваться от ребенка на другой бок. Если новорожденный ребенок беспокоится - это дело нечистого духа, который, по мнению людей, часто подменивает ребят. В этом случае, значит, он подменил спокойного беспокойным.

При крещении ребенка наблюдают: если остриженные священником волосы ребенка, брошенные в купель, тонут - ребенок скоро умрет, а если всплывут наверх - будет долговекий. Когда бабка после крещения возвращается с ребенком из церкви, то какая-нибудь родственница новорожденного встречает их у порога дома и благословляет ребенка хлебом, после чего поднимает руку с хлебом вверх так, чтобы бабка с ребенком прошли под ним. От этого хлеба отрезают краюшку и кладут в люльку: ребенок будет спокойнее и, кроме того, хлеб предохранит его от разных напастей.

в) Свадебные обычаи и обряды

Устройство браков считается делом старших. Лишь только парень вздумает жениться или родные в тех или других видах найдут нужным его женить, собирается совет старших. На этом совете выбирается невеста. Затем на этом же совете старших выбирают сватьей.

С этого момента и начинаются свадебные обряды, которые открываются «сватовством», продолжаются «свиданьем», или «переводинами», и «девишником» и завершаются «пировьем».

Перед отправлением к венцу, жениха и невесту благословляют хлебом-солью и иконой. Жених становится посреди комнаты, а его родители, сначала отец, за ним мать, берут поочередно со стола икону и крестообразно благословляют ею жениха. То же проделывают и с хлебом. Вместе с родителями жениха благословляют и его крестные - отец и мать, каждый - со своей иконой. При этом жених кланяется им в ноги и целуется с ними. Затем жених отправляется к невесте. У нее тем же порядком происходит благословение, но не одной невесты, а вместе с женихом. Затем все едут в церковь. Впереди свадебного поезда несут невестину благословенную икону. Когда в церкви зажгут венчальные свечи, замечают, чья свеча больше сгорит, тот раньше умрет.

г) Обычаи и обряды в быту

· Как только выстроенный дом будет окончательно готов, назначается особый день для перехода и приглашаются гости. При этом в новых горницах пол устилается сеном, а у икон зажигаются свечи. Гости собираются в новом доме раньше хозяев и ждут их. Некоторое время собравшиеся молча и с торжественным видом сидят и ждут. Затем появляются хозяева, причем хозяин несет хлеб с солью и икону, а хозяйка - кошку, курицу и квашенку.

· При поездке куда-нибудь считается необходимым присесть на короткое время, причем в тот день, когда кто-то собирается в отлучку, не метут из избы, пока он не уедет и не пройдет после его отъезда часа или двух.

· Во время пожара вокруг горящего дома обносят икону, а в огонь бросают «петушиное яйцо», которое, по поверьям, петух несет перед своей смертью.

· Если потерялась собака, то нужно позвать ее по имени до трех раз через печную трубу в то время, когда из только что затопленной печки выходит первый дым, и собака явится.

· В полночь на Иванов день надо достать совершенно черную кошку, варят ее в котле. Когда кошку разварят до костей, начинают перебирать все ее кости перед зеркалом: возьмут кость, оботрут ее полотенцем, посмотрят через нее в зеркало и откладывают в сторону. Через некоторое время будто бы непременно дойдешь до такой кости, что когда станешь смотреть в зеркало, то ничего не увидишь - ни себя, ни кости. Эту косточку и берут: она имеет свойство скрывать человека вроде шапки-невидимки.

· Во время грозы зажигают свечи у всех икон и молятся Богу, при этом непременно закрывают трубу и выгоняют из дома кошек и собак, а на окна и в продушины кладут камни, т. к. думают, что через камень не может проникнуть в дом «Громова стрела».

д) Погребальные обряды и суеверия о мертвых

· Когда больной умирает, зажигают у передней иконы свечу, а на столе у постели умирающего ставят чашку с чистой водой.

· Когда человек умирает, то проходящие мимо того дома, где он лежит, легко могут заметить, как в переднем углу этого дома стоит кто-то в белом и как будто кого-то караулит… Это смерть поджидает свою жертву. Многие говорят, что видели ее «своими глазами».

· Люди очень боятся покойников и, чтобы не испытывать этого страха, употребляют такой прием: берут покойника за ноги и приговаривают: «Не я тебя, страх, боюсь, а ты меня, страх, бойся», и затем задом отходят к порогу. После этого покойник будто бы уже не будет больше внушать страх.

· Неотпетый мертвый слышит все, что происходит или говорится возле него, и лишь когда над ним в последний раз пропоют вечную память, опуская в могилу, он утрачивает всякое сознание.

· Если сделанный для покойника гроб случайно окажется длинным или если покрывало окажется длиннее гроба, это служит дурной приметой: умрет кто-нибудь из того же дома.

· Когда покойника вынесут из дома, то в передний угол, где он лежал, кладут камень.

· С кладбища обыкновенно все провожавшие тело умершего приглашаются на особое поминальное угощение, причем созывают также и нищих, которым подается три милостыни, например, три каравая, три пирога и т. д.

· В день поминок заказывают панихиду или обедню, ходят на могилы и причитают, а потом обычным порядком созывают гостей и нищих.

· Чтобы избежать тоски по умершим, берут с их могилок щепотку песка и кладут себе на грудь за пазуху.

· Вдовам не полагается носить серег. Как только умирает муж, жена сейчас же снимает с себя серьги и кольца.

· Относительно самоубийц говорят, что по своей воле человек никогда «не давится»: на него нападают черти. Но это может произойти только тогда, когда на шее у человека нет креста.

· Если покойник долго не гниет, то думают, что это или мощи, или проклятый матерью или Богом человек.

Богатство приносит цветок папоротника, если найти его в ночь на Ивана Купала.

Беременная женщина не должна брать взаймы, если хочет, чтобы ее ребенок был богатым.

Подметать пол можно только одним веником. Одновременно двух веников в доме быть не должно.

В доме нельзя свистеть — денег не будет.

Найти монетку — к богатству. Но если утром и натощак — к бедности.

Вечером долги не возвращают.

В понедельник не должно быть никаких расчетов — ни платить, ни брать.

Выщербленные монеты приносят удачу, такие надо хранить всегда в кошельке.

Если дарят носовой платок, надо платить выкуп, хотя бы копеечку.

Пустую бутылку на столе не держат — денег не будет.

Если брали взаймы посуду, возвращать ее надо полной, иначе ваша посуда всегда пустой будет.

Продав первую вещь, прикоснитесь деньгами к остальным вещам, которые предназначены для продажи — тогда и они будут куплены быстро.
* Первым в новый дом входит старый человек:
Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он с тем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет.

* Первой в новый дом впускают кошку:
В сущности, этот обычай основан на том же, что и предыдущий. Но к нему добавляется еще одно толкование: кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка — колыбель.

* На первую ночь в новом доме надо петуха запереть:
Ясно, что причина этого поверья в том же, что и предыдущих. Главное — принести жертву, и желательно, чтобы она была как можно менее «кровавой», не человеческой. Кроме того, петуху в славянской мифологии приписывалась способность разгонять нечистую силу (три раза петух прокукарекал, возвещая о рассвете, — и черти разбежались). Впускают в дом петуха и по той причине, что он считался одним из символов плодородия. Следовательно, его пребывание в новой избе обеспечивало новоселам появление детей и богатство.

* На Федору не выноси из избы copy:
В каждой избе есть «дедушка», «хозяин» — домовой. Живет он, где сам захочет, — за печкой, или в чулане, или под порогом. Любимый его предмет в доме — веник. В Федорин день домовой из-под веника не выходит, поэтому хозяйке надо быть осторожной, чтобы с мусором не выкинуть и «дедушку», не то он обидится и пакостить начнет.

* Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси:
Это поверье, как и предыдущее, связано с тем, что под веником может жить домовой. Но, кроме того, в народе сложилось непростое отношение к венику в силу его мистической двоякости. С одной стороны, веник и метла — излюбленные орудия ведьм, которые на них и летают, и росу ими стряхивают, и порчу наводят, болезни насылают (швырнули веник вослед или подбросили его под порог — и готово!). С другой стороны, поскольку с помощью веника избавляются от грязи, ему приписывают и возможность избавлять от нечистой силы (метут им дорогу перед молодоженами и т.д.). Если веником выметали солому, на которой обмывали покойника, такой веник обязательно выбрасывают. Но старый веник при переезде в новый дом обязательно брали с собой: во-первых — чтобы перенести домового; во-вторых — чтобы на выброшенный веник не наступили и тем самым не причинили хозяевам неприятностей.

* Не свисти в доме — денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет:
К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист — забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть — на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

* Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя — все равно что вымывать, выметать его из дому:
Поверье, суть которого в мистическом восприятии человека и «следов от него». Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий «духовный след» от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о «следах» врага).

* Забыть какую-либо вещь в чужом доме — к скорому возвращению туда:
Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время — телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

* Выпал кирпич из печи — добра не жди:
Это связано с отношением к печи как к одному из самых главных символов дома (не говоря уж о бытовой опасности такого повреждения). Печь в сознании народа — это не только тепло и горячая еда, но и место, через которое дом связан с внешним миром (мы помним сюжеты о ведьмах, вылетающих из печной трубы). Раньше на печи еще и спали, поэтому сновидения и образ печи тоже совмещались. Выпавший кирпич нарушает целостность печи как границы между домом и открытым миром. Через образовавшуюся дыру в дом может попасть нечистая сила, душа умершего, болезнь, насланная порча и т.д. Некоторые поверья связывают выпавший кирпич с проникновением в дом мифического огненного змия. Думается, в этом сокрыт и бытовой смысл, поскольку речь идет об увеличивающейся возможности пожара.

* Здороваться и прощаться на пороге — к ссоре:
Смысл этого поверья восходит к особой роли порога в доме (как и печи) — мистической границы между внешним миром и жилищем (о чем мы уже говорили). Но и бытовой смысл достаточно ясен: негоже начинать приветствия, еще не пригласив человека войти, или продолжать разговор, когда гость уже уходит. То есть речь идет о правилах приличия, вежливости.

* Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза:
Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник — и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз — значит, использовать его защитную функцию, а именно — призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.

* Хранить разбитую посуду — к несчастью:
Разбитая посуда символизирует ущербность, нецелостность (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна — можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется — к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте, и повторяют, просто чтобы не омрачать себе настроение из-за разбитой чашки.

* Двери начали скрипеть — к несчастью:
Это поверье может быть объяснено так же, как и поверья о печи или пороге. Дверь — не только реальная защита от посторонних, но и символическое препятствие для нечистой силы. Естественно, что ее скрип воспринимается как своего рода предупреждение. Реально же скрип двери нагнетает обстановку больше, чем любое его мистическое толкование. И чем дольше дверь будет оставаться несмазанной, тем больше вероятность взаимных претензий и возможной ссоры, что и есть одно из проявлений «несчастья».


Повреждение бороды мужчины или насильственное отрезание её в древние времена считалось тягчайшим преступлением против своего древнего Рода и оскорблением Небесных Богов, покровительствующих этому Роду.


Первые серебряные ложки на Руси были изготовлены в 998 г. Владимиром Святославичем своей дружине по ее требованию.


Согласно древнеславянскому учению, ношение юбок и платьев восстанавливает связь с энергией рода по женской линии.

Казаки носили серьги в ушах не просто так. Серьга в левом ухе означала, что казак был единственным сыном в семье, а в правом – последний.


Радинец - изображался на люльках и колыбелях. Считается, что Радинец даёт малым детям радость и умиротворение, а также защищает их от сглаза и призраков.


В древней Руси венок всегда был главным украшением девиц и являлся обязательным атрибутом во время проведения языческих праздников. На венок возлагали большие надежды: в завимости от желяния девушки, венок урашали разными цветами.


Древние славяне верили, что одна семья со всеми родовыми ответвлениями образует огромный фамильный род, объединенных одной духовной связью, одной фамилией. И эта семья со временем начинает олицетворять собой единое энергоинформационное пространство – эгрегор.

А вы знали как у славян отличались женские и мужские пояса? Отличие заключалось в длине: мужские - однорядные, женские - двухрядовые (обвивали талию два раза).


У древних славян была примета - пускать первой в новый дом кошку. Потому что кошка способна найти в жилище самое здоровое, уютное место. В дом входят после того, как кошка уляжется на этом месте. Обычно там ставят кровать для молодых, а после рождения ребенка - колыбель.

В Древней Руси бытовало поверие, что злые духи могут воздействовать на любого человека, если тот не защищён специальными оберегами. Тело всегда защищено рубахой, платьем с вышитыми на них обережными символами, на запястьях рук браслеты, на шее ожерелья, на лбу специальная повязка.

Славяне издревле отмечали смену времён года и смену фаз солнца. А потому за каждое время года был ответственна своя ипостась бога Солнца. В период между летним солнцестоянием и осенним равноденствием (с 22 июня по 23 сентября) поклонялись солнцу-мужу Даждьбогу (Купайле).

Цветок папоротника или Перунов цвет способен защитить своего обладателя от всевозможных недугов, порч и сглазов. Славяне полагали, что цветок папоротника разрушительно воздействует на все без исключения темные силы, поэтому обладатель этого артефакта непроницаем и неуязвим для зла. Его искали в ночь на Купала и верили, что он сможет исполнить самые заветные желания.

Пожалуй, нет такого народа, у которого не имеется целого арсенала поверий и , припасенных еще с незапамятных времен. Эти поверья бережно пронесены сквозь века и даже в наш просвещенный век тесно связаны с повседневной жизнью. Суеверия и поверья касаются самых разных аспектов, например, погоды, одежды, еды, людей и т. д.

Вполне вероятно, что с помощью поверий наши предки старались обезопасить себя, ведь вокруг было так много пугающего и необъяснимого. Особого внимания заслуживают славянские народные приметы и поверья. Все знакомы с поверьями о черной кошке, перебегающей дорогу, о рассыпанной соли, которая якобы приводит к ссоре, о зеркалах, которые нельзя разбивать. Помимо вышеперечисленных, есть много поверий, которые невозможно объяснить с точки зрения логики и науки, но тем не менее, мы продолжаем с суеверным страхом им следовать.

Говорят, что если птицы летают низко, то это к дождю. Эту примету можно объяснить тем, что на насекомых давит атмосферное давление и они «прижаты» к земле, отчего и птицы летают поближе к пище. А такие поверья, как, например, «не целовать пятки ребенку, он вырастет непослушным и избалованным», «не гладить головку ребенку, он станет сиротой», «для легких родов нужно надевать верхнюю одежду мужа», «встретить сапожника — к беде, неприятностям», невозможно объяснить при помощи науки.

Самые интересные и распространенные славянские поверья и приметы

1) Связанные с венчанием:

На венчание и жених, и невеста должны идти совершенно здоровыми, иначе болячки будут преследовать всю жизнь;

У кого свеча в церкви дольше горит, тот и проживет на свете дольше супруга;

Когда невеста покидала дом, родители мыли полы, чтобы она больше не вернулась в отчий дом;

Невесте нельзя показываться жениху в свадебном платье до венчания.

2) Связанные с баней:

Женщинам нельзя мыться в бане раньше мужчин;

Нельзя мыться в бане после полуночи;

Уходя, нужно оставить после себя пригоршню воды.

3) Связанные с хлебом и солью:

Нельзя убираться в доме, пока не выпечется хлеб;

Нельзя втыкать нож в буханку хлеба;

Хлеб нельзя выбрасывать, нужно бросить его птицам;

Рассыпать соль — к ссоре, а если рассыпали, нужно посыпать соль сверху сахаром.

4) Связанные с жилищем:

Веник нужно хранить в углу метелкой вверх;

Нельзя делать уборку в доме сразу после ухода гостей, иначе можно вымести их след;

Нельзя свистеть в доме, это ведет к нищете.

5) Связанные с зеркалами:

Не смотреться в зеркало ночью;

Нельзя пользоваться зеркалом, которое кому-то принадлежало, оно может нести в себе отрицательную энергетику;

В доме, где кто-то умер, зеркала нужно закрывать полотном, чтобы душа умершего не застряла в них;

Нежелательно смотреть в зеркало нескольким людям одновременно;

Нельзя смотреться в осколки разбитого стекла, их нужно сразу же закопать в землю.

6) Связанные с деньгами:

Нужно как можно чаще пересчитывать деньги, чтобы их приманить;

Для того, чтобы их было побольше, нужно хранить деньги в кошельке красного цвета;

Нельзя давать деньги в долг в понедельник;

Оставлять деньги на столе — к слезам;

Хранить деньги под скатертью — к богатству и благополучию.

Поверий, суеверий и примет великое множество, и каждый сам для себя выбирает, следовать им или же игнорировать как пережитки прошлого.

Хотите ещё больше интересных и полезных статей? В этом случае вам обязательно придётся по душе интернет-энциклопедия 4Дамки . Необычные рецепты блюд, советы по уходу за красотой и здоровьем, туризм, мода и многое другое.

Славянские поверья гласят, что, когда человек появляется на свет, к его ко колыбели приходят три духа: горе, недоля и кручина и насылают на ребенка страдания. Они не щадят ни бедных, ни богатых. Вот только они сладкоежки, и если у колыбели новорожденного или на шкаф в той же комнате поставить блюдце с медом, сладкую булочку и чарку с красным вином, то горе, недоля и кручина набросятся на сладости и пощадят новорожденного
. Впоследствии злобные духи каждый год приближаются к столам людей, празднующих день рождения, чтобы напакостить. Поэтому на столе обязательно должны быть мед или медовуха, сладкие пироги и красное вино. С появлением злых духов связана примета, по которой нельзя отмечать день рождения раньше или позже, а только в тот день, когда родился. Ведь если празднование переносят, то горе, недоля и кручина, явившись к праздничному обеду, останутся голодными.

После того, как злобные духи полакомились и убрались по своим демоническим делам, к новорожденному прибывают добрые духи: воля, доля и услада. Они величественны, прекрасны и никогда не спешат, поэтому злые духи всегда и успевают подсуетиться раньше. Но не стоит думать, что если воля, доля и услада прибыли, то сразу одарят новорожденного покровительством. Их покровительство заслужить еще нужно. Для этого именинник должен быть красиво одет, желательно в красный цвет. В комнатах должны царить чистота и порядок, звучать музыка струнных инструментов, а сам новорожденный - пребывать в прекрасном расположении духа. Таким образом, если он не в духе, то, посмотрев на мрачную физиономию, духи могут уйти. Отсюда и примета, что в день рождения нельзя предаваться грустным мыслям и ссориться. Существует и другая примета: если именинник не отблагодарит гостей, то добрые духи могут не послать ему прибыли. Раньше существовал обычай, по которому празднующий день рождения должен был сделать каждому гостю подарок. В наше время этот обычаи утрачен и сохранился только в некоторых странах Востока.

Над головой празднующего день рождения разламывают пирог с яйцами и гречневой кашей. Помимо удачи этот обряд приносит деньги, прибыль, здоровье. Пирог потом не едят. В старину после праздника его отдавали нищим или уносили на перекресток. Дело в том, что, по поверьям, слева у человека обитает злой дух, а справа - добрый. Перекресток - место их встречи, и оба получат там по своей половинке пирога.

Традиция, заставляющая выслушивать множество поздравлений в день рождения, относится к временам, когда у колыбели новорожденного требовалось многословно восхищаться: "Умный, Красивый, Счастливый". Такое нахваливание малыша было заклятьем его на удачу: не нахвалишь - вырастет несчастливым. Но когда ребенок подрастет, похвалы, конечно, нужно умерить. Обряд нахваливания касается только очень маленьких детей. Взрослому в день рождения также необходимо слышать добрые слова в свой адрес. Лучше всего - в стихах, потому что рифмы и ритм гораздо активней привлекают положительные энергии, чем краткое пожелание: "Удачи Тебе и Здоровья".

"Когда родился человек, на небе загорается новая звезда, чтобы освещать ему путь, - гласит поверье. Звезда - символ души человека, надежда и сила, ведущие за собой. Это ангел - хранитель, оберегающий от несчастий, дающий силы к жизни и исполняющий заветные желания.
На земле символом путеводной звезды является пламя свечи. С этим преданием связан обычай зажигать на день рождения свечи и тушить, загадывая желание, своим дыханием. Количество свечей, равное числу исполняющихся лет, показывает накопленный потенциал, опыт, без которого исполнение желания невозможно. Свечи, расположенные по кругу, создают "Кольцо Силы" и наделяют энергией, необходимой для выполнения желания. Ну а если человек затушил свечи - желание начало исполняться.
Плохой приметой считается, когда одна или две свечи не гаснут, хотя человек дует и дует. Можно списать неудачу на качество свечей, наличие сквозняков, но в действительности это показывает, что исполнение желания откладывается.
Сейчас некоторые авторы пишут, что нельзя ставить в пирог свечи, если человеку исполняется 3, 9, 12 или 18, 40, 95 или 100 лет. Эта весьма спорная примета действует, если в нее поверить. В таком случае можно купить одну свечку, написав на ней число прожитых лет.

Ни в коем случае нельзя покупать подарок самому себе, а потом отдавать его кому-то, чтобы человек подарил как бы от своего лица. Это стирает энергию удачи, заложенную в каждом подарке. Существуют вещи, которые дарить запрещено, так как это может привести к несчастью.
Безусловно, в день рождения ни в одной из ваз не должно быть четного количества цветов. А нечетное количество цветов, преподнесенное имениннику, символизирует собой изменения к лучшему в его судьбе, удачное преодоление трудностей.

Разбитую во время празднества посуду выбрасывают не раньше, чем последний гость покинет дом. Этот обычай связан с представлением о том, что разбитая посуда, просыпавшаяся соль означают, что кто-то из гостей принес с собой беду. Поэтому немедля после ухода последнего гостя разбитую посуду выносят из дома, чтобы вместе с нею покинули дом и неприятности.
И наконец, о тех "Мерах Безопасности", которые желательно принять, чтобы ваш день рождения не был омрачен досадными неприятностями. Лишь в том случае, если человеку нужен комплект постельного белья или набор полотенец, он может попросить, чтобы подарили эти предметы, но тогда нужно отдать за подарок символическую сумму денег - "Пятачок". Когда-то давно пятачок был талисманом удачи и аналогом, неразменного рубля из сказок, приносящего прибыль и нейтрализующего злую волю.
К слезам и беспокойству - дарить носовые платки, зубные щетки, мыло, мочалки, щетки, швабры, стиральный порошок и другие моющие и чистящие средства.
К ссорам - дарить острые, колющие и режущие предметы, в том числе вилки и электрические бритвы.
К разлуке - дарить часы, включая электронные, декоративные водяные и песочные.
К расставанию - дарить украшения с аметистом, ониксом, лунным камнем.
Опять же, если за такие дары будет отдано пять копеек то приметы могут и не подействовать.
В день рождения имениннику нельзя ни занимать денег, ни давать в долг. Согласно народному наблюдению, "в Долг Даешь - Свое Отдаешь (Подразумевается Благополучие), в Долг Занимаешь - Чужую Беду Принимаешь".
Нельзя справлять день рождения заранее или позже действительной даты.
Не справляют многолюдно для мужчины сорокалетие, для женщины пятьдесят три года, для ребенка тринадцать лет.
Никогда не зовут гостей в количестве девяти, тринадцати, восемнадцати, двадцати одного, пятидесяти, девяноста девяти и ста человек. Эти числа жизнь имениннику сокращают.
Таким образом, если вы захотите поставить на стол свечи для красоты, избегайте такого количества: три, девять, двенадцать и восемнадцать свечей. Лучше уж не ставить свечи вовсе!
Не советуют на именинах подавать блины на стол, если на горячее запланировано блюдо из риса (плов.
Не ставят на стол свиную голову, не едят голубей. Эти блюда - к погибели именинника.
Таким образом, если у вас в квартире есть собака, то учтите следующее: гости могут запеть, а некоторые собаки имеют привычку подвывать, когда люди поют или играют на музыкальных инструментах. В любой другой день это бы умилило: дескать, собачка тоже поет. Однако знайте - воющая собака зазывает погибель к имениннику. Лишь в том случае, если вы решили отметить день рождения в кафе или столовой, по интересуйтесь, не справляли ли здесь накануне помины после похорон. Коли справляли, ищите другое место или празднуйте дома.

Публикации по теме