Тысячи паломников посетили духовные учения далай-ламы в монголии. Почему Далай - ламу могут не пустить в Калмыкию Его Святейшество подтвердил, что Богдо-гэгэн переродился

12:19 — REGNUM 23 ноября завершился визит Духовного лидера буддистов Далай-ламы в Улан-Батор. По итогам визита состоялась пресс-конференция, где Далай лама ответил на вопросы журналистов монгольских СМИ.

Напомним, накануне визита Далай-ламы монгольские СМИ сообщали, что одна из целей приезда Духовного лидера — нового Богдо-гэгэна. Богдо-гэгэн — исторический глава буддийской сангхи Монголии, третье, послеДалай-ламыиПанчен-ламы, лицо втибетском буддизме. В 1991 годудевятым Богдо-гэгэномофициально провозгласили тибетского ламу Джампэл Намдрола, объявленного перерождением восьмого Богдо-гэгэна Джебцзундамбы, известного также как Богдо-хан. Гражданство Монголии девятыйБогдо-гэгэн получил только в 2010 году, поселился при монастыреГандантэгченлинв Улан-Баторе, где и прожил до своей смерти в 2012 году. ДесятыйБогдо-гэгэн до сих пор не избран. Вопрос о Богдо-гэгэне прозвучал и на пресс-конференции. По словам Далай-ламы, есть признаки рождения нового Богдо-гэгэна в Монголии. Но до достижения ребенком возраста 3−5 лет дать более подробную информацию нельзя.

Также журналистам монгольских СМИ было интересно, как реагирует тибетский духовный лидер на .

Как ранее сообщало ИА REGNUM , власти КНР предупредили Монголию , что визит тибетского духовного лидера может навредить отношениям двух стран. В ответ министр иностранных дел Монголии Мунх-Оргил заявил, что поездка Далай-ламы организована Центром буддистов Монголии, а не правительством.

Об этом напомнил хамбо-лама монастыря Гандантэгчинлэн Чойжамц в начале пресс-конференции. «Нынешний визит Далай-ламы в Монголию стал девятым визитом. Этот визит не имеет политических причин. Монгольские верующие, ламы и монастыри Монголии пригласили его. Народ Монголии сделал все это ради блага человечества», — отметил хамбо-лама Чойжамц.

Далай-лама также подтвердил, что его визит не имел политических целей. «Куда бы я ни ехал, Китай всегда протестует. Сегодня у меня есть возможность посещать только Монголию и Японию среди стран с буддийской религией. В Китае живут более 400 млн буддистов, и они всегда приглашают меня, но у меня нет возможности. Китайские власти называют меня сепаратистом, но на самом деле с 1974 года я не говорил о провозглашении Тибета», — ответил он на вопрос журналиста по поводу заявлений КНР.

Отметим, власти КНР считают Далай-ламу XIV сепаратистом, который не раз высказывался о том, что нужно стремиться к подлинной автономии Тибета. Далай-лама XIV ТэнцзинГьямцхо после провала вооруженного выступления против властей КНР, в 1959 году бежал из Тибета. Вместе со своими сторонниками Далай-лама живет в индийском городе Дхармсала.

После визита Далай-ламы в Монголию в 2006 году Китай отменил авиарейсы между Пекином и Улан-Батором. Позже авиасообщение было восстановлено.

Интервью с представителем Далай-ламы в России, Монголии и СНГ г-ном Таши.

Уважаемый г-н Таши, как вы оцениваете итоги состоявшегося визита Его Святейшества Далай-ламы в Монголию? Насколько важен был этот визит для народа Монголии?

Визит Его Святейшества Далай-ламы в Монголию прошел с колоссальным успехом. Народ Монголии был очень счастлив видеть своего духовного лидера, к которому он испытывает чувство глубочайшей преданности. Это легко заметить даже человеку постороннему – куда бы ни направлялся Далай-лама, повсюду его встречали толпы людей, пришедших взглянуть на него, получить его благословение.

Я очень ценю ту позицию, которую заняло правительство Монголии, несмотря на жесточайшее давление со стороны КНР. Мне кажется, Монголия подала хороший пример многим странам. Ведь если вы считаете себя независимой страной, то должны сами определять свою собственную судьбу без вмешательства с чьей-либо стороны.

Я весьма удовлетворен тем, как прошел визит, который, откровенно говоря, даже для меня стал большой неожиданностью. Монголия - ближайший сосед КНР, и я до последнего мгновения испытывал сомнения в том, сумеем ли мы его осуществить. Но в конечном итоге визит состоялся и он прошел замечательно.

Далай-ламу связывают с Монголией многовековые исторические связи. Общеизвестным является тот факт, что сам титул «Далай-лама» монгольского происхождения. Он стал следствием перевода на монгольский язык имени его третьего воплощения Гьялвы Сонама Гьяцо. Предыдущий, тринадцатый Далай-лама также бывал в Монголии?

В 1903 Британия ввела войска в Тибет, и Далай-лама был вынужден какое-то время жить в изгнании в Монголии. В главном монастыре Улан-Батора «Гандан Тегченлинг» по сей день сохранился небольшой домик, где он жил в своем тринадцатом воплощении. На этот раз Его Святейшество посетил это историческое место, вспомнив события тех дней. Он взошел на трон, где некогда сидел тринадцатый Далай-лама, и даже позвонил в ритуальный колокольчик.

Программа визита была очень интенсивной – Далай-лама прочитал публичные лекции по буддийской философии на Центральном стадионе Улан-Батора, встретился с интеллигенцией и молодежью, посвятил в монахи свыше пятидесяти монгольских буддистов разных возрастов, дал высшее тантрическое посвящение в монастыре «Гандан Тегченлинг». Какие из этих событий вы считаете наиболее важными?

Все эти события имеют чрезвычайную важность, но мне хотелось бы особенно выделить встречу Его Святейшества с интеллигенцией и молодежью, которая прошла просто блестяще. Свыше трех тысяч представителей интеллигенции и молодежи с огромным вниманием слушали слова Далай-ламы, который говорил о необходимости сохранения традиционных буддийских ценностей, а также о том, что каждый из нас должен стараться быть добросердечным, сострадательным человеком, способным взять на себя ответственность за будущее своей страны.

Не менее важной я считаю церемонию посвящения в буддийские монахи. Она необходима для развития монашеской традиции, и мы надеемся, что монахи, получившие монашеские обеты от Его Святейшества, сумеют сохранить их в чистоте.

Встречался ли Далай-лама с представителями государственной власти?

Многие представители государственной власти, в том числе президент Монголии, Намбарын Энхбаяр, премьер-министр Энхболд, председатель парламента, мэр Улан-Батора и другие высокопоставленные чиновники нанесли визит Его Святейшеству Далай-ламе в дни его пребывания в стране, и все они в один голос говорили, что народ Монголии очень счастлив.

Президент Монголии Намбарын Энхбаяр сказал Его Святейшеству, что его визит объединил весь монгольский народ, и это очень важный фактор.

За последние годы в Монголии произошли ощутимые позитивные перемены. Конечно, остается много нерешенных проблем, прежде всего, социальных, но поступательный характер развития экономики, социальной сферы, культуры и религии налицо.

Есть ли какие-то статистические данные относительно развития буддизма в Монголии?

По статистике, приведенной верховным ламой Монголии Хамбо-ламой Чойчамцемом Дэмбэрэлом, в стране свыше четырехсот монастырей и храмов, а также около четырех тысяч монахов.

Его Святейшество Далай-лама подчеркнул в дни визита, что сегодня Монголия, буддийские республики России и буддийские сообщества гималайских регионов Индии должны взять на себя ответственность за дальнейшее сохранение и развитие буддизма, учитывая тот тяжелый период, который переживает Тибет. В настоящее время у этих регионов гораздо больше возможностей сохранить буддийские религиозные традиции, нежели у коренного населения Тибета.

Естественно, мы, тибетцы, живущие в изгнании, делаем все от нас зависящее, чтобы не утратить это богатейшее наследие, но нас очень мало, и потом в любом случае мы живем в зарубежной стране.

До сегодняшнего Его Святейшество Далай-лама и тибетское правительство в изгнании были весьма эффективны в сохранении буддийского наследия Тибета. На территории Индии воссозданы все крупнейшие монастырские университеты, которые были разрушены в Тибете во время китайского вторжения, счет монахов идет на тысячи.

Вклад тибетской стороны в сохранение буддийской традиции, которая является общей для Монголии, Калмыкии, Бурятии и Тувы, достаточно велик.

Он впечатляет, особенно если мы посмотрим на то, что стало с Монголией и буддийскими регионами России за годы Советской власти. От многовекового философского наследия к 90-тым годам остались лишь смутные воспоминания и почти инстинктивная вера в Далай-ламу. Вы, действительно, считаете, что Монголия и буддийские регионы России готовы к той высокой миссии, которую сегодня возлагает на них Его Святейшество Далай-лама?

Нужно лишь взять на себя ответственность и идти до конца. Ничто не препятствует вам на этом пути. Вы – граждане своей страны, и у вас есть все права и возможности.

В любом случае, для того, чтобы взять на себя подобную миссию как Монголии, так и буддийским регионам России нужно для начала решить насущные проблемы.

Конечно, проблемы существуют. Например, с монашеской дисциплиной. Его Святейшество неоднократно подчеркивал в эти дни, что качество монахов, гораздо важнее их количества. Демаркационная линяя, отделяющая монаха от буддиста-мирянина рано или поздно должна стать очень отчетливой.

Далай-лама подчеркнул, что если вы – женатый человек, то лучше уйти из монастыря и жить обычной жизнью. К чему притворяться монахом, запутывая окружающих и усложняя собственную жизнь?

В этом смысле мы возлагаем большие надежды на тех монахов из Монголии и буддийских регионов России, которые сейчас обучаются в тибетских монастырях на юге Индии. Закончив обучение, они вернутся в свои монастыри и принесут с собой культуру чистого монашества.

Некоторые из них уже вернулись…

Да, и они разительно отличаются от остальных. Я лично сразу вижу тех монахов, которые проучились в тибетских монастырях Индии пять, семь, девять и более лет. Они более собраны и эффективны в своих действиях. Они – наша главная надежда.

Для меня было абсолютно очевидно, что все монгольские монахи и священнослужители питают глубочайшее почтение к Его Святейшеству Далай-ламе…

Не только монахи, вся страна почитает Его Святейшество, ведь Монголия - прежде всего буддийское государство.

Я говорю это к тому, что иногда приходится слышать о том, что существует некий «монгольский» буддизм, который якобы отличается от тибетского. Но эти дни отчетливо показали, что все монголы преданы Далай-ламе и считают его свои духовным учителем.

Откровенно говоря, я не очень понимаю все эти разговоры о каком-то особенном «монгольском», или «калмыцком», или «бурятском» буддизме. Ведь изначально буддизм пришел из Индии в Тибет, а оттуда распространился на север, в Монголию и Россию.

Монгольские и российские буддисты следуют именно тибетской традиции, тексты молитв и ритуалов они читают на тибетском языке. Быть может, они не говорят на тибетском, но читают и молятся именно на этом языке.

С Монголией граничат две из трех российских буддийских республик, Бурятия и Тува, которые уже 14 лет не могут добиться визита Его Святейшества Далай-ламы. Прибыли ли в Монголию официальные лица и паломники из Бурятии и Тувы?

Да, в эти дни в Улан-Баторе находился с визитом председатель правительства республики Тува Шериг-оол Ооржак, верховный лама Тувы Камбы-лама Джампел Лодой и глава буддистов Бурятии Хамбо-лама Дамба Аюшеев, которые встречались с Его Святейшеством Далай-ламой.

Кроме того, в Монголию съехались многочисленные паломники из этих республик, и я очень счастлив, что Далай-лама нашел возможность уделить им внимание, и все они получили его благословение. Конечно, мне лично хотелось бы, чтобы они провели со своим духовным лидером больше времени, но программа визита была расписана по минутам, и их встреча была очень короткой. Но они были воодушевлены даже этой краткой возможностью, ведь все они проделали долгий путь из Бурятии и Тувы.

Вы сказали, что Далай-лама встречался с председателем правительства республики Тува Шериг-оол Ооржаком. Как прошла эта встреча?

Его Святейшество был рад возможности встретиться с председателем правительства Тувы, ведь в последний раз они виделись очень давно, в 1992 году, когда Далай-лама посещал республику. Шериг-оол Ооржак рассказал Далай-ламе о том, какие изменения произошли в Туве за эти годы, а Его Святейшество подчеркнул, что, являясь буддийской республикой, Тува должна прилагать усилия для сохранения традиционных религиозных и культурных традиций.

Приятно, что руководили двух буддийских республик, Калмыкии и Тувы, оказывают самые искренние знаки почтения Его Святейшеству Далай-ламе…

Безусловно. То, что Кирсан Илюмжинов проявляет самый живой интерес к деятельности Его Святейшества Далай-ламы, широко известно в России.

Он посещает Далай-ламу практически ежегодно…

Насколько я помню, он пять раз приезжал в резиденцию Его Святейшества в Дхарамсале, летал на встречу с ним в Токио и Бельгию. С Далай-ламой его связывают очень теплые и близкие отношения, которые имеют большое значение для обеих сторон.

Что касается главы республики Тува, то хотя в последние годы – возможно, в силу удаленности Тувы от Дхарамсалы – он не встречался с Далай-ламой лично, но он всегда поддерживал с ним связь по электронной почте и через представительство Далай-ламы в Москве.

Я не припомню случая, чтобы он не направил свои поздравления Его Святейшеству по случаю его дня рождения или новогодних празднований. Он всегда проявляет внимание к своему духовному лидеру.

Как вы лично оцениваете темпы развития буддизма в России в целом?

Развитие налицо. Быть может, его темпы не столь высоки, как нам хотелось бы, но если мы сравним ситуацию с буддизмом в начале 90-тых и сегодня, то увидим коренные отличия. Это постепенный процесс, и он обязательно наберет обороты

В последнее время высшее буддийское духовенство Калмыкии, Тувы и Бурятии заняло более активную позицию в вопросе приглашения Далай-ламы в Россию. Они поднимали этот вопрос в открытом письме президенту России Владимиру Путину, вручили письмо с просьбой о содействии председателю Совета Федерации Сергею Миронову, направили письмо в Комиссию по правам человека. Как вы оцениваете эти действия?

Безусловно, глава буддистов Калмыкии Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче, Камбы-лама Тувы Джампел Лодой, председатель ЦДУБ Чой-Доржи Будаев и другие священнослужители Бурятии прилагают значительные усилия для того, чтобы добиться визита Его Святейшества Далай-ламы в Россию. Они гораздо активнее сегодня, нежели в предыдущие годы, это факт.

Но самое главное в этом процессе - это единство взглядов и действий. Если высшее духовенство России будет единым, у него будет гораздо больше шансов достигнуть желаемого. Если буддисты России не будут сотрудничать и координировать свои усилия, если каждый будет тянуть одеяло на себя, едва ли можем надеяться на позитивные результаты.

С вашей точки зрения, насколько визит Далай-ламы в Монголию повышает шансы на то, что голоса буддистов России будут услышаны?

Я настроен оптимистично, ведь, как я говорил выше, Монголия подала прекрасный пример …

… которому Россия должна последовать?

Да, ведь Россия – великая сверхдержава, она должна сама определять свою судьбу, принимать собственные самостоятельные решения. Ведь если кто-то другой решает за вас, то в какой-то степени это свидетельство вашей слабости.

Конечно, России необходимы хорошие отношения с Китаем, никто этого не оспаривает. Но при этом она не должна забывать об интересах собственных граждан, которые придерживаются разных конфессий.

То есть надежда есть?

Я думаю, мы никогда не должны ее терять.

Беседовала Юлия Жиронкина

Фото: Винсет Ю (AP Photo), Люк Дистелхорст (Reuters)

Приезду Далай-лама XIV, мешают не только позиция Китая по Тибету, но и геополитическое противостояние Индии и Китая. Китайское правительство зря обвиняет в финансировании Далай – ламы иностранные разведки. Правительство в изгнании живет на пожертвование верующих и поддержки правительства Индии.

Еще в 1959 г.Далай – лама покинул Тибет и поселился в Индии где правительство оказало ему материальную помощь и предоставила охрану.

Молодой китайский дракон после этих событий предъявил слону свои территориальные требования на спорные территории.

Это вылилось в пограничные споры, в результате которых произошли три крупных военных конфликта: китайско-индийская пограничная война в 1962 году , китайско-индийская пограничная война в 1967 году , китайско-индийская пограничная война в 1987 году . В 2005 году пограничная проблема отчасти разрешилась: КНР признала Сикким индийской территорией, а Нью-Дели назвал Тибет «Тибетским автономным районом». На начало 2010-х годов Индия не признаёт суверенитет Поднебесной над районом Аксай Чина, а Пекин требует, чтобы Нью-Дели передал КНР штат Аруначал Прадеш.

Не смотря на это Китай уважает Индию и не пытается давить на неё дипломатическом уровне в отличии от стран со слабой экономики и внешней политики. С конца 1980-х годов, обе страны начали пытаться расширить дипломатические и экономические связи. В 2008 году Китай стал крупнейшим торговым партнёром Индии.

Обе страны неуклонно укрепляют военную инфраструктуру вдоль приграничных районов. Кроме того, Индию раздражают сильные стратегические отношения Китая с Пакистаном, а Китай выражает озабоченность по поводу индийского военного присутствия в спорных участках Южно-Китайского моря.

В октябре 2005 года официальный представитель МИД КНР Кун Цюань сделал заявление: «Китай и Индия — добрые соседи и хорошие друзья, их отношения стратегического сотрудничества и партнерства, ориентированные на мир и процветание, имеют огромное значение для народов обеих стран и всего мира»

В июне 2012 года Китай заявил, что «китайско-индийские связи» могут стать наиболее важным двусторонним партнёрством века. В том же месяце Вэнь Цзябао и Манмохан Сингх в ходе совещания поставили цель увеличить объём двусторонней торговли между странами до 100 миллиардов долларов США к 2015 году.

Несмотря на такие натянутые отношения Китай не объявляет Индии экономические санкции по причине того, что Индия имеет сильную независимую экономику, армию, огромное количество населения и влияние в мире.

Китай в силу своей военной и экономической мощи использует политику запугивания к более слабым странам.Например, представитель МИДа Китая Шуань направил ноту протеста по поводу приезда Далай – ламы в Монголию. – Не позволяйте Далай-ламе приезжать. Не содействуйте ему и не поддерживайте сепаратистские действия его клики".

С 18 по 23 ноября 2016 года Его Святейшество Далай-лама XIV посетил Улан-Батор (Монголия) по приглашению руководства центрального буддийского монастыря Гандантегченлин. После этого Китай предпринял давление на правительства Китая в виде санкций на покупку Монгольского угля и полиметаллических руд.

После это Монголия пообещала властям КНР больше не приглашать в страну Далай-ламу. Об этом сообщала The South China Morning Post.

Китай считает Далай-ламу сепаратистом после его бегства из Тибета в 1959 году в ходе неудачного тибетского восстания, которое было подавлено войсками Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК), оккупировавшими Тибет за девять лет до этого. И хотя всё это время Далай-лама пытался находить общий язык с китайской администрацией и непосредственного участия в восстании не принимал, в китайской пропаганде его традиционно описывают как предателя, пытающего расколоть единство страны. Сам он настаивает на том, что лишь ратует за большую автономию Тибета в составе Китая.

Это было не один раз 2006 году, власти Китая прервали воздушное сообщение между Пекином и Улан-Батором, однако позднее восстановили его.

Чем опасен для Китая Далай – Лама?

Дело в том, что несмотря на свое многолетнее изгнание, Далай-лама продолжает пользоваться огромным влиянием среди тибетцев.

У простых тибетцев мнения разные. Никакой статистики на этот счет конечно нет, но очевидно, что для тибетцев все неоднозначно, есть те, кто за и есть те, кто против.

Однако есть вопрос в котором абсолютное большинство простых тибетцев абсолютно едино – отношение к Далай-Ламе.

Тибетцы любят и уважают Далай-Ламу. Тибетцы не признают фальшивого Далай-Ламу, назначенного из Пекина. У «назначенного» Далай-Ламы нулевой авторитет среди тибетцев. У настоящего же, изгнанного Далай-Ламы, авторитет огромный.

За портрет или фотографию Ламы реально получить срок, но портреты все равно хранят. Спутниковые тарелки нелегальны в Китае, но тибетцы все равно их тайком устанавливают, чтобы слушать проповеди Далай-Ламы.

Тибетцы очень гостеприимный и радушный народ. Одному Тибетологу из США с радостью встретили, накормили, а потом как дорогому гостю показали самое ценное – отвели на второй этаж, где находилась секретная гостиная с телевизором, который принимал сигнал из-за рубежа. И по телевизору Далай-Лама читал проповедь на тибетском языке, и вся семья собралась у экрана и завороженно его слушала.

Он только начал учить тибетский язык, и он не понял слов Далай-Ламы, и он спросил у семьи про что данная проповедь? И они ответили, что они сами не понимают, потому что Далай-Лама говорит на лхасском диалекте тибетского языка, а их собственный диалект отличается. Но они все равно слушали часовую проповедь, хотя не понимали, практически, ни слова из неё, просто из чувства уважения и любви к Далай-Ламе.

Неудивительно что китайские власти очень остро реагируют на все что связанно с тибетским сепаратизмом и Далай-Ламой, в частности. Одного его слова достаточно чтобы поджечь весь Тибет.Тем более его поддерживает вероятный геополитический соперник который имеет огромный политический, экономический, военный вес в регионе ответственности Китая.Китай видит в партнерах только равные по силе государства поэтому Китай не может навредить Далай – Ламе в Индии.

Китай категорически призвал Монголию отменить визит Далай-ламы XIV, который должен начаться в пятницу, 18 ноября. В Пекине отметили, что посещение духовным лидером тибетского буддизма страны, более половины населения которой являются буддистами, может негативно отразиться на добрососедских отношениях.

Китай считает Далай-ламу сепаратистом после его бегства из Тибета в 1959 году в ходе неудачного тибетского восстания, которое было подавлено войсками Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК), оккупировавшими Тибет за девять лет до этого. И хотя всё это время Далай-лама пытался находить общий язык с китайской администрацией и непосредственного участия в восстании не принимал, в китайской пропаганде его традиционно описывают как предателя, пытающего расколоть единство страны. Сам он настаивает на том, что лишь ратует за большую автономию Тибета в составе Китая.

"Мы настоятельно призываем Монголию действовать, держа в голове более широкую картину стабильного развития двухсторонних отношений, и придерживаться своих обещаний в этой области, - заявил пресс-секретарь китайского МИДа Генг Шуань. - Не позволяйте Далай-ламе приезжать. Не содействуйте ему и не поддерживайте сепаратистские действия его клики".

В Пекине не уточнили, какие именно последствия последуют в случае, если визит тибетского лидера в Монголию всё-таки состоится. После его последнего визита в эту страну, который состоялся в 2006 году, власти Китая прервали воздушное сообщение между Пекином и Улан-Батором, однако позднее восстановили его.

Заявление Китайского МИДа не является чем-то экстраординарным: китайские власти регулярно выражают протест против визита 81-летнего лауреата Нобелевской премии, резиденция которого в настоящий момент находится в индийском городе Дарамсала, в другие страны. Буддистский лидер несколько раз бывал и в России - в ходе своего последнего визита в 2004 году он освятил место под строительство Золотого храма Будды Шакьямуни в Элисте, который после своего открытия в 2005 году стал крупнейшим буддийским храмом России. С тех пор российский МИД неоднократно отказывал буддийской общине в организации пастырского визита Далай-ламы, объясняя это политическими заявлениями духовного лидера .

Согласно учению школы тибетского буддизма, Далай-лама является 14-м по счёту воплощением бодхисатвы сострадания Авалокитешвары, который, достигнув просветления, вернулся на Землю для спасения оставшихся там живых существо из бесконечного круга перерождений - сансары. Долгое время Далай-лама также исполнял обязанности руководителя Тибетского правительства в изгнании, однако в 2012 году отказался от всех политических функций, оставив себе лишь духовную. Тем не менее, у него сохраняются противоречия с китайским правительством относительно нарушения прав человека в Тибете, а также дискуссии вокруг того, после его смерти.

По тибетской традиции, после смерти душа Далай-ламы переживает реинкарнацию и перерождается в теле ребенка, которого другие ламы могут вычислить по совокупности особых признаков. Однако сам Далай-лама неоднократно заявлял, что вопрос о реинкарнации будет решать лишь он сам и его соратники, причем, его душа может вселиться в ребенка, родившегося за пределами Тибета. Такой подход вызывает недовольство у китайских руководителей, которые требуют его проявить уважение к древней традиции и указывают на то, что следующий Далай-лама не сможет считаться лидером тибетцев без согласия Пекина.

МОСКВА, 23 ноя - РИА Новости. Тысячи верующих прибыли в Монголию на учения Далай-ламы, несмотря на то, что визит не был анонсирован, заявил представитель Далай-ламы XIV в России, странах СНГ и Монголии, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

"Несмотря на то, что решение о поездке духовного лидера в Монголию было принято в последнюю минуту, и визит не был анонсирован заблаговременно, из сопредельных республик Бурятии и Тувы приехало довольно много паломников… В Монголии нет возможностей для размещения значительного числа зрителей, но спорткомплекс "Буянт Ухаа", вмещающий 10 тысяч зрителей, был заполнен до отказа. Многие желающие не сумели попасть внутрь и оставались на улице", — приводит слова Тэло Тулку Ринпоче Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет".

По его словам, визит в Монголию планировался давно, но в силу целого ряда обстоятельств он постоянно откладывался. В результате он состоялся в холодное время года, когда температура опустилась ниже минус 20 градусов по Цельсию. "Далай-лама внутренне готов к встрече с трудностями — его согревала вера людей, их преданность и почтение. Погода холодная, но прием был оказан очень теплый", — отметил верховный лама Калмыкии.

Хотя дарование буддийских учений и общение с широкой общественностью было главной целью визита Далай-ламы, он также успел посетить многочисленные храмы главного монастыря Монголии — Гандан Тегченлинг и другие святыни страны. Духовенство монастыря Гандан Тегченлинг совершило ему традиционное подношение мандалы (чистой вселенной) и ритуальное подношение яств (цог), свидетельствующие об отношениях "учитель — ученик", на протяжении веков связывающих различные воплощения Далай-лам с жителями Монголии.

"Далай-лама был очень рад тому, что диалог между представителями буддийской и современной научной мысли, который был инициирован им более 30 лет назад и с большим успехом осуществляется в Индии, Японии, странах Европы и США, теперь происходит и в Монголии. Он охватывает четыре основные области: нейробилогию, квантовую физику, космологию и психологию", — добавил Тэло Тулку Ринпоче.

ДАЛАЙ-ЛАМА И РОССИЯ

Верховный лама Калмыкии также выразил надежду, что рано или поздно состоится визит тибетского духовного лидера в Россию.

После включения Тибета в состав Китая Далай-лама XIV в 1959 году переехал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. Там же обосновалось "тибетское правительство в изгнании". За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.

В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками. Последний раз он посетил Россию в 2004 году, тогда он провел в Калмыкии всего один день. В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть его в своих регионах с более продолжительным визитом, однако вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая. Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы "тибетского правительства в изгнании", Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.

Публикации по теме