Дискретные потоки дхарм. Теория дхарм. Понятие Дхармы. Концепция Дхармы в буддийской традиции

(санскр. ) - закон, религиозный, мирской или естественный; , явления; дао, или Путь; учение; чистая пустота.

(санскрит ) Закон. Долг. Мораль. Обязанность. Предназначение. Сущность. В «Ригведе» термин «дхарма» упоминается в связи с представлением о мировом порядке (). В «Махабхарате» дхарму сравнивают с лодкой, переправляющей на небо. Её трактуют как закон мироздания, имеющий моральный аспект. Каждый человек обязан выполнить свой долг (свадхарма ), оправ дать свое предназначение. Действие, совершенное бескорыстно, даже убийство в бою, не вменяется в грех. Термин синонимичен и имеет значения: справедливость, воздаяние, правосудие, кара, неизбежность, религия, вера. Он связан с представлением о добродетели, заслугах ( , ). Ему противостоит термин «адхарма», означающий «беззаконие», «безнравственность». В термин дхармы трактуется как «множественность природ». В дхарма - единица времени. В он означает психическое качество, носителем (дхармин) которого служит душа (). В Дхарма - учение , нравственный долг, высший закон, путь буддиста к . Кроме того, дхарма - концепт буддийской философии и основополагающее понятие в модели бытия.


Концепт буддийской философии и основополагающее понятие в модели бытия. Будда отказался от представления о субстанциальной душе ( , ), так как оно не может объяснить результаты и дать ответы на множество вопросов. В отличие от агностиков и материалистов, локаятиков и чарваков, он предложил свою модель бытия мира, согласно которой личность () выступает как многоаспектный образ, интегрирующий признаки, обусловленные дискретными элементами бытия (дхарма). Будда объясняет это на примере повозки, которая существует только как совокупность составляющих сс. элементов, деталей. Человек проявляется в пяти аспектах, выступающих как пять групп () отдельных элементов. Только одна из них связана с материальным аспектом, остальные связаны с и . В разных школах считают, что количество дхарм составляет 75, 84 или 100. Они существуют один миг (кшана ) и воспринимаются как импульсы или вспышки. Их комбинация меняется постоянно и образует единый индивидуальный поток (), континуум, воспринимаемый в целом как определенная личность. Мнения о физическом состоянии дхарм различны. Вайбхашики считают все прошлые, настоящие и будущие дхармы реальными (). Саутрантики признают реальность дхарм только в момент вспышки, т.е. в настоящем. Мадхьямики утверждают, что все дхармы пустотны, как и весь мир. О них нельзя сказать, что они есть или что их нет. Как единицы описания дхармы позволяют непротиворечиво описать, объяснить все, что связано с сознанием и психикой. Кроме дхарм, постигаемых сознанием (виджняпти ) как проявленные, информативные, постулируется существование других дхарм, постигаемых только интуитивной мудростью (праджняпти ). Они не-проявленны, неинформативны, их существование выводится как необходимое. Это дхарма эфира (), дхармы, связанные с прекращением волнения, возбуждения дхарм (ниродха-дхарма), и некоторые другие, признанные не во всех школах. Согласно теории дхарм, мир предстает как комбинация их вспышек, что сравнивают с кинофильмом, голограммой, с музыкальным произведением. Вспышки взаимообусловлены и скоординированы. Их называют первоэлементами, элементами бытия или психофизического состояния, импульсами, квантами, вспышками сознания, дхармо-частицами, единицами информации, элементарными состояниями, силами, энергиями, носителями качеств или признаков, совпадающими с этими качествами или признаками, единицами бытия, событиями, элементами присутствия. Истинная природа дхарм непознаваема в обычном состоянии сознания. Её называют сущностью дхарм, сущностью сущностей, дхармовостью, дхарматой. Вспышки дхарм обусловлены аффектами () и кармой. Согласно модели циклического существования, после окончания очередного цикла () и разрушения мира остаточная совокупная карма человечества вызывает в пустоте () волнение, вспышки дхарм и формирование нового цикла бытия. Кроме классификации дхарм по скандхам существуют классификации по базовым сферам сознания (

ПРИНЦИП ТЕКУЧЕСТИ В ТИБЕТСКОМ БУДДИЗМЕ
(из будущего Русско-Тибетского словаря).

Tags: Текучесть в Тибетском Буддизме, Анитья, Кшаникавада, Анатман, Несубстанциональность, Природа Будды Татхагатагарбха, иллюзия фиксаций феноменов.

ПРИНЦИП ТЕКУЧЕСТЬ (Тиб. mi rtag pa, མི རྟག པ; Санскр. anitya, अनित्य) постулирует о всеобщей невечности, бренности и непостоянстве через представление об изменчивости (Тиб. sgyur, སྒྱུར) Бытия, об отсутствии постоянства в Мировой и Земной жизни - величайшее из всех зол, это “огонь, пожирающий весь мир”.
Так, текуче всё в Феноменальном мире, явленном нам в чувственном созерцании в рамках Закона природы, Причина которого сокрыта за рамками проявленного, в том числе: наши имена как некие внутренние состояния, доктрины и научные представления… – Ничего фиксированного в проявлениях нет и быть не может.
Анитья (anitya) проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, череды перерождений, страданий (Тиб. Sdud-bsngal, སྡུད བསྔལ; Санскр. duḥkha, दुःख) и разочарований. - Все феномены (или дхармы, Тиб. chos, ཆོས; Санскр. dharma, धर्म) мира непостоянны, порождают движение состояний, называемых ЖИЗНЬЮ. И потому привязанность к ним тщетна и ведёт к страданиям. – Это первая (из четырех) Благородная истина, формулирующая основную характеристику человеческого существования [если Точка Отсчета – Мир пределов]: Жизнь есть страдание или скорбь, ибо страдание – непременное условие Феноменального существования, т.е. “того, чем все является”, [Алмазный путь, интернет].

Разочарование коренится в нашем нежелании признать тот очевидный факт, что все вокруг нас не вечно и преходяще. «Все вещи возникают и исчезают» - говорил Будда (Тиб. Sangs-rgyas, སངས རྒྱས; Санскр. Buddha, बुद्ध), и в основе учения Буддизма (Тиб. byang-chub-la bstan-pa, བྱང ཆུབ ལ བསྟན པ; Санскр. buddha dharma, बुद्ध धर्म) лежит представление о том, что Текучесть и Изменчивость - основные свойства природы.
Страдание возникает в том случае, если мы начинаем сопротивляться течению жизни и стараемся удержать некие устойчивые формы, которые, будь это вещи, явления, люди или мысли, все является Иллюзией-Майей (Тиб. sgyu-ma, སྒྱུ མ; Санскр. māyā, माया), [Фритьоф Капра. Дао физики, интернет]. –
Эти преходящие состояния – модифицированное (преобразованное) Постоянство [Кришнамурти, с. 134], рожденное из Себя, внутренне присущее существование (способ Бытия). Но ум и мир пребывают в постоянном движении. Существует только одна вещь: Непостоянство, [Кришнамурти. В кн.: Големан. Медитация, с. 93] - один из механизмов возобновления Вечности, наряду с Самоотображением.
Текучесть - состояние временнОго, изменяемого и неизменного, и вечного и вечно меняющегося. Оно НЕ ЗНАЕТ границ и пределов, оно НЕ ЗНАЕТ Измерений, ибо для него мир – Един. [Учитель].
Текучесть истинна (т.е. Едина) [т.е. это тело явлений или 1-ое тело Будды, или 1-ый Логос (Тиб. chos sku, ཆོས སྐུ; Санскр. dharmakāya, धर्मकाय)]. Текучность и вечна (Тиб. bskal-pa chen-po, བསྐལ པ ཆེན པོ; Санскр. mahāкalpa, महाकल्प - 311.040.000.000.000 лет смертных) [т.е. возобновляема] в своих циклических преобразованиях, [Учение Будды, с. 40]. Одновременно она в Корневом состоянии пуста и в проявлениях иллюзорна.
Таковы попытки определения Корневой Реальности Текучесть в терминах Двойственности (Тиб. rnam-par-rtog-pa, རྣམ པར རྟོག པ; Санскр. dvaita, द्वैत) – Текучесть такая-не такая. .
Иллюзорный круговорот Бытия – цикл (Тиб. lo-skor, ལོ སྐོར; ‘khor-ba, འཁོར བ; Санскр. cakraṃ, चक्रं) рождений и смертей, существующий с незапамятных времён, обусловленный невежеством, которое проявляется в виде удовольствия и боли, всё же оставаясь только СНОМ [который “вкушает” внутренние объекты, порожденные своим собственным сознанием] и чем-то нереальным. И раз это так, то Мудрый говорит, что Знание может положить этому конец. Но какое знание? - Это Мудрость, порождённая Самореализацией: то есть, [осознанием] "Я есмь ТО" [Непреходящее Неизреченное ВСЕ, первое истечение или эон, от которого исходят все остальные].
.Ср., согласно [Тибетская Йога и Тайные Доктрины, Т.1, с. 132]: … Познай, ты есть ТО.
Это внекачественное Знание или простой Свет, объекты проявляются через него и в нём.
Если тело и творение превзойдены и Высшая сущность осознана хотя бы единожды, то в результате появляется Мудрость, которая уничтожит невежество и прекратит цикл рождений и смертей. Поэтому исключи Творение как простую мысль или ряд мыслей, и осознай недвойственный (Тиб. gnyis-su med-pa, གཉིས སུ མེད པ; Санскр. Advaita, अद्वैत), остаточный и Чистый разум как Высшую сущность, [Трипура-Рахасья, гл. 17. 24-26, 27-29, гл. 18. 17].
Истинным завершением Анитьи является [состояние отсутствия причин огорчения] Нирвана (Тиб. Mya-ngan -‘das , མྱ ངན ལས འདས པ; Санскр. Nirvāņa, निर्वाण), т.е. запредельное состояние 2-го Логоса или Сферы Форм (Тиб. gzugs.kyi khams, གཟུགས ཀྱའི ཁམས; Санскр. Rūpaloka, Rūpadhātu) относительно 3-го Логоса или Сферы Чувственности (Тиб. ‘dod. khams, འདོད ཁམས; Санскр. Kāmaloka, कामलोक, Kāmadhātu, कामधातु).
Модификация доктрины Анитья - Буддийское Учение о моментальности КШАНИКАВАДА (Тиб.skad cig ma lta ba, སྐད ཅིག མ ཡྟ བ; Санскр. Kşaṇikavāda, क्षणिकवाद) или о мгновенности - онтологическое учение о мгновенности Бытия и непостоянстве любого состояния: мгновенно вспыхивающие элементы тут же гаснут с тем, чтобы на их месте появились столь же мгновенные дискретные сущности.
[Ранняя Веданта – Кашмирский Шиваизм, с. 40].
Кшана составляет продолжительность вспышки одной дхармы (элемента Бытия). Ежемгновенно дхармы вспыхивают и исчезают, образуя новый «узор», новую комбинацию, обусловленную Законом взаимозависимого возникновения [изложенного в Пратитьясамутпаде (Тиб. rten-cing-‘brel-bar-‘byung-ba, རྟེན ཅིང འབྲེལ བར འབྱུ བ; Санскр. pratītyasamutpāda, प्रतीत्यसमुत्पाद)], и причинно-следственной связью Карма (Тиб las, ལས; Санскр. Karma, कर्म).
Учение о мгновенности напрямую вытекает из концепции непостоянства. Утверждается, что каждая дхарма (и, следовательно, весь набор дхарм, то есть живое существо) существует только лишь мгновение, а в следующий миг ее заменяет новая дхарма, чье появление обусловлено предыдущей [дхармой]. По сути, в каждый момент времени мы имеем дело с новой личностью, связанной с предыдущей [личностью] Кармическими причинами и обусловленной ею. Так что невозможно не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды это сделать.
Так, согласно этому учению, [до-Материальная вне-временнАя] Реальность состоит из точечных моментов-дхарм. Дхармы находятся в постоянном движении, в потоке становления и разрушения. Каждый элемент существует только один момент (кшана), он становится как бы точкой во Времени-Пространстве. Точечные моменты, как кадры на движущейся кинопленке, так быстро сменяют друг друга, что у человека создается полная иллюзия стабильной и длящейся картины окружающего мира и живущих в нем людей. На самом деле ни материи, ни субстанции, ничего постоянного нет, существуют только отдельные элементы. Причем, поток элементов не является хаотическим, ничем не обусловленным процессом: каждый элемент появляется в соответствии с Законом зависимого происхождения, [Н. А. Канаева, 2009г].
Согласно Кшаникаваде, поток дхарм, составляющий живое существо, одновременно континуален (непрерывен) и дискретен (подвержен прерыванию). Он - словно кинопленка, состоящая из отдельных кадров, которые, однако, зритель не видит, когда смотрит фильм - он воспринимает его как континуум. При этом два соседних кадра отличаются друг от друга весьма незначительно, и представляются неопытному взгляду практически одинаковыми, различия обнаруживаются постепенно. Каждая новая жизнь подобна очередной серии безначального сериала, а Нирвана - концу фильма.
Так теория мгновенности… обосновывает и объясняет Бытие настоящего, не иллюзорного существования потока дхарм…
[С. Б. Бережной. Кшаникавада - учение ранней Буддийской философии о мгновенности бытия, интернет].
Понятие Анитьи ассоциируется с доктриной [безличного принципа] Анатман (Тиб. bdag-med-pa, བདག མེད པ; Санскр. Anātma, अनात्म) [учение Анатмавада (Санскр. anātmavāda, अनात्मवाद)], постулирующей отсутствие у вещей постоянной природы, сущности или самости, отсутствие особого "я", которое было бы субъектом наших изменяющихся впечатлений, постоянным субъектом, ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости. – Это Пустота самости: у каждого феномена нет никакой природы самой по себе, но лишь природа, которую мы вкладываем в него актом восприятия.
Наша уверенность в существовании отдельного индивидуального "я" - еще одна форма МАЙИ, [земное] интеллектуальное понятие, лишенное связи с вне-временнОй Реальностью. Если мы будем придерживаться подобных взглядов, как и любых других устойчивых категорий мышления, мы неизбежно испытаем разочарование.
[Википедия, интернет; Фритьоф Капра. Дао физики, интернет].
Возникает вопрос: если, согласно учению Анатмавады, никакой души или «я» не существует, что же тогда перерождается и получает новую жизнь? - Ни что не перерождается. - В Буддизме, в отличие от Индуизма, нет учения о реинкарнациях. Человек - не воплощенная душа, а поток состояний - дхарм, сериий мгновенных кадров.
Обычно буддисты говорят о чередовании рождений и смертей, или циклическом существовании. Иногда приводят два примера:
- В первом случае речь идет о бильярдных шарах: кий [Кармический импульс мотиваций-самскар (Тиб. ‘du-byed, འདུ བྱེད, "dus-byas, འདུས བྱས; Санскр. Saņskāra, संस्क।र)] ударяет по шару (условная личность, Тиб. gang zag, གང ཟག; Санскр. pudgala), передавая определенное ускорение и определяя траекторию. Этот шар бьет по следующему, передавая ему ускорение и определяя направление его движения, и так далее. Здесь передается только энергия, которая и образует связь между «текущим» существованием и «последующим». По сути, в каждое мгновение нашей жизни происходит подобная «передача заряда». При этом [понятийный] УМ (Тиб. Yid, ཡིད; Санскр. Manas, मनस्) [Эзотерически, Высшее эго, чувственный перевоплощающийся Принцип в человеке], который опирается на предшествующий момент времени, обеспечивает память и ощущение единства и существования личности.
- Во втором случае этот механизм рассматривается на примере калейдоскопа. Определенное сочетание цветных стекол (то есть набор дхарм, который мы воспринимаем как «личность») после движения калейдоскопа (Кармический эффект, определяющий последующую жизнь ) меняется на иное. Новая комбинация определяется исходным положением стекол и Кармическим импульсом, и проявляется в виде живого существа (набора стеклышек - дхарм), связанного с первым Причинами и Следствиями.
[Буддийская энциклопедия, интернет].
Однако Будда проповедовал об отсутствии Я, о том, что во всех веществах нет самости, только ради Спасения всех живых существ. - Прилежно приняв это Учение, они пребывают без какой бы то ни было мысли о своем Я, их тела становятся абсолютно чистыми, и они полностью выходят из страданий.
Но не следует отрицать Природу Будды-Татхагатагарбха [(Тиб. de-bzhin-gshegs-pa’i-snying-po, དེ བཞིན གཤེགས པཞི སྙིང པོ; Санскр. तथागतगर्भ), [Маха-паринирвана сутра].
Ибо природа Будды - чрево Татхагаты, сущность, Мировое яйцо Будды, исходное состояние и первое тело Будды Дхармакайя (Тиб. Chos-sku, ཆོས སྐུ; Санскр. Dharmakāya, धर्मकाय) [или 1-ый Логос], которое есть поток сознания Будды, согласно [Светоч уверенности, с. 17], Реальная потенциальность, наличиствующая во всех существах как потенция Просветления (Тиб. byang-chub-kyi-phyogs, བྱང ཆུབ ཀྱི ཕྱོགས, byang chub, བྱང ཆུབ; Санскр. bodhi-paksa, बोधि पक्ष) или Пробуждения, [Тиб. язык, с. 152].
Ибо все, что ранее Будда проповедовал в [Сводах наставлений] Сутрах совершенства Мудрости (Тиб. Shes-rab-kyi pha-rol-tu phyin-pa, ཤེར རབ ཀྱི ཕ རོལ ཏུ ཕྱིན པ; Санскр. Prajñāpāramitā)] относительно Пустоты (Тиб. Stong-pa-nyid, སྟོང པ ཉིད; Санскр. Çūnyatā, शून्यता), было сказано лишь в отношении Отсутствия независимого существования. Более того, Тело и Просветленность Будды не появляются от практикования Полной (Тиб. ci yang med pa) Пустоты [Абсолютное не-существование Запредельности или Бесконечности Необусловленной Реальности], поскольку результат напоминает причину.
[Маха-паринирвана сутра. В Кн.: Тиб. язык, с. 152-153,181-182, 211].
Но Пустота может быть только полной, если она есть. Если Пустота неполная, значит она, хотя и есть, сталкивается с препятствиями, что-то создает двойственность, трение, напряжение, и это нечто вызывает беспокойство. Вы не можете чувствовать себя легко с этим «нечто».
Полная пустота - это когда все препятствия устранены, когда в вас ничего нет, когда никто не наблюдает за ней. Будда говорит: «Эта пустота - даже не переживание, потому что, если вы переживаете ее, значит ваше эго, переживающее пустоту, сохраняется». Это вы сами, поэтому вы не можете пережить себя. Вы можете пережить то, что не принадлежит вам. Переживание предполагает двойственность Наблюдателя и Наблюдаемого, Познающего и Познаваемого, Субъекта и Объекта, Смотрящего и Видимого. Но есть только Пустота; ни кому видеть, ни кого видеть, нет объекта и субъекта. Эта цельная пустота Полная. Она до краев полна. Ее полноту нельзя улучшить, увеличить. Из нее ничего нельзя взять, потому что ничего нет, и ничего нельзя добавить; она абсолютно полна.
[Раджниш Бхагван Шри. Учение о запредельном. Сутра сердца, гл. 7, интернет].

), в индийской философии, ноуменальные, множественные, атомарные (далее неразложимые) носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания-бытия, в обычном опыте воспринимаемый в виде индивидов и вещей. Концепция дхарм составляет то, что может быть названо буддийской метафизикой. Последняя опирается на три основоположения буддизма – учение о всеобщности страдания, учение о преходящести всего сущего и учение об отсутствии Я.

Уже в раннем буддизме предпринимались попытки классифицировать «дхармы». По одной из классификаций палийских, текстов совокупность дхарм делится на обусловленные действием кармических сил (санкхата дхамма) и необусловленные им (асанкхатта дхамма). Первые обладают признаками возникновения, уничтожения и инобытия, тогда как вторые определяются как нирвана. В канонических палийских текстах обнаруживаются и три нормативные классификации дхарм на скандхи (кхандха), аятаны и дхату, которые разрабатывались позднейшими абхидхармистами. Первая из этих классификаций вводится в действие в древней Катхаваттху , в полемике ватсипутриями, вводившими квазиперсону (пудгала) в число компонентов индивида: буддийские «ортодоксы» ставят их перед дилеммой, спрашивая, считают ли они ее реальной в том же смысле, что и скандхи, или в каком-то другом.

Наиболее известный перечень «обусловленных» (санскрита) и «необусловленных» (асанскрита) дхарм представлен в Абхидхармакоше Васубандху и его автокомментарии. Классификация пяти скандх («группы») означает разложение индивида на составляющие: 1) материю (рупа), 2) ощущения (ведана), 3) представления-понятия (самджня), 4) факторы мотивации (санскара) и 5) сознание (виджняна), которые далее делятся на подвиды. В классификации 12 аятан («опор сознания») дхармы распределяются на шесть родовых внешних, объектных опор сознания – цвет-форма, звук, запах, вкус, осязаемое и мыслимое и шесть соответствующих рецептивных способностей (индрии) – зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мышления. В классификации 18 дхату (элементов опыта) к указанным соответствиям добавляются и соответствующие виды сознания – сознание видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, осязаемого и мыслимого. Различные дальнейшие деления этих классов дхарм позволяют установить 75 подвидов (по второй классификации в двенадцатую «опору» – «мыслимое» – включается 64 подвидов, а все предыдущие содержат по одному), из которых вторая и третья классификации позволяют найти три «клеточки» для «необусловленных» дхарм. К ним относятся пространство-акаша, а также две дхармы «прекращения» потока дхарм – разобщение с наличными дхармами, подверженными притоку аффектов, и препятствие для проявления еще не возникших дхарм. Список дхарм, однако, не является в буддизме постоянным: известны исчисления 84 дхарм, 100 и т.д. Варьировали и три «клеточки» для необусловленных дхарм. Сарвастивадины, тхеравадины и, вероятно, дхармагуптаки признавали таковой только нирвану, тогда как другие школы – также пространство, путь к освобождению (марга) и иные реалии. Некоторые школы, в частности вибхаджьявада и дхармагуптака, признавали особый статус и за «силами», ответственными за соединение дхармических потоков в те или иные индивиды.

Вайбхашики-сарвастивадины (само это обозначение связано с их тезисом «все [дхармы] реальны»), отделившиеся от стхавиравады («учение старцев») еще в 3 в. до н.э. и представленные именами Дхарматраты, Гхоши, Васумитры самого Васубандху и его младшего современника Сангхабхадры, считали все дхармы – прошедшие, настоящие и будущие – мгновенными реальностями (дравьясат) и одновременно видели в них (по выражению В.И.Рудого и Е.П.Островской) «единицы описания потока психической жизни индивида». Реалистическую трактовку дхарм отстаивали и названные выше школы традиционного буддизма, для которых дхармы также были конечными реальностями.

Саутрантики, учение которых, восстанавливаемое из текстов вайбхашиков, восходит к деятельности Кумаралаты (2 в.), признавали реальность лишь за дхармами настоящего времени, но не на прошлыми и будущими, а в трех необусловленных дхармах видели единицы описания, номинальные начала (праджняптисат). Их теорию дхарм можно рассматривать как промежуточную между трактовками традиционного буддизма и буддизма махаянского.

Махаянская школа мадхьямики, основанная Нагарджуной (2–3 вв.) и Арьядэвой (3 в.), а затем представленная многими видными философами, наиболее ярким из которых был Чандракирти (7 в.), видела в дхармах лишь номинальные начала (джнея), которым на уровне реальности соответствует то, что находится за пределами всякого описания, «таковость» (татхата). Поскольку дхармы «табличны» и могут быть описаны только во взаимном отношении друг к другу, а также характеризуются возникновением и уничтожением, они лишены собственной сущности (нихсвабхава) и, следовательно, относятся к области «пустоты» (шуньята). Помимо чисто логических аргументов в пользу нереальности дхарм мадхьямики обращались и к сотериологическому: если дхармы, а большинство из них аффектированные, реальны, то освобождение от страданий невозможно и, следовательно, рушится учение Будды о четырех «благородных истинах». Но и необусловленные дхармы, как и сама нирвана, также нереальны. Поскольку учение о дхармах как реальностях было каноничным, Нагарджуна и его последователи вводят учение о двух уровнях истины – конвенциональном (самврити-сатья) и абсолютном (парамартхика-сатья); реальность дхарм может быть отнесена к истинам первого порядка.

ДХАРМЫ (санскритский dharma, пали dhamma), в буддизме индивидуализированные атомарные события, составляющие опыт живых существ и конституирующие существование как таковое. Учение о дхарме подводило онтологическую базу под основные буддийские принципы изменчивости (анатма), отсутствия неизменной сущности (анитья) и неудовлетворённости (духкха). Развитие теории дхармы относится к периоду расцвета так называемого абхидхармистского анализа в школах «малой колесницы» (хинаяны) - прежде всего в вайбхашике (сарвастиваде). В этих школах изменчивость стала трактоваться как мгновенность, так что понятие «дхармы» эволюционировало от представления о том, что любая вещь или явление имеют начало и конец (в ранних частях палийского канона - Типитаки), до концепции мгновенного события, вспыхивающего и гаснущего как искра (кшаникавада - учение о мгновенности). Дхармы, не будучи ни субстанциями, ни атрибутами, не имеют ни протяжённости, ни временной длительности, но вместе с тем локализованы в пространственных точках и временных моментах; это не столько элементы (частицы), сколько факторы изменчивости - дискретные единицы динамического процесса, отдельные, не связанные отношениями материального «порождения», однако значимые как элементы серии, где одни дхармы, исчезая, обусловливают возникновение других. Всё, включая самих индивидов, представляет собой потоки дхармы, взаимодействующие между собой. Тот факт, что в повседневном опыте вещи воспринимаются как длящиеся целостности, буддийские философы объясняют, во-первых, слишком быстрым чередованием дхармы, которое не воспринимается обычными человеческими чувствами, и, во-вторых, законом взаимозависимого возникновения дхармы (пратитъясамутпада), лежащим в основании упорядоченного характера как самой реальности, так и её восприятия.

Для ранних буддистов анализ опыта в терминах дхармы был тесно связан с составлением классификационных списков дхармы (матрик), главными среди которых были классификации по скандхам, дхату и аятанам. Скандхи (группы) составляют индивида: рупа (материальная форма) объединяет дхармы телесного потока, ведана - дхармы ощущения (приятного, неприятного и нейтрального), самджня - дхармы «концептуализации» (В.И. Рудой), санскара - дхармы намерения (четана), создающие кармические отпечатки, и виджняна - дхармы сознания. Классификация по дхату (элементам) насчитывает 18 видов дхармы: пять органов чувств и манас; пять чувственных объектов и объект манаса; шесть видов сознания («визуальное», «слуховое», «вкусовое», «обонятельное», «осязательное» и чисто ментальное). Классификация дхарм по аятанам (базам) включает шесть познавательных способностей (зрение, слух и др., а также манас) и шесть объектов - «видимое», «слышимое» и т. п.

В вайбхашике появляется деление дхарм на «обусловленные» и «необусловленные». К первой категории относятся «изменчивые», или «волнующиеся», дхармы, образующие опыт существования в череде перерождений (сансара), которые постоянно возникают и исчезают, ко второй - «неизменные» дхармы, соответствующие опыту освобождения (прежде всего нирвана). Известны разные классификационные списки дхарм (исчисления 84 дхарм, 100 дхарм и т.д.).

Списки дхарм предназначались для медитации, которая помогала адептам буддизма вырабатывать психические качества (благоприятные, или нейтральные, дхармы), способствующие духовному развитию, и подавлять препятствующие ему аффекты (неблагоприятные дхармы). Этот практический, сотериологический аспект теории дхарм наиболее разработан в тхераваде, где культивирование одних дхарм и подавление других имело своей целью достижение состояния архата («совершенного»).

Если вайбхашики утверждали, что дхармы реально существуют во всех трёх временах - прошлом, настоящем и будущем, хотя обладают активностью, т. е. способностью обусловливать другие дхармы, только в настоящем, то их оппоненты саутрантики считали, что реальны только «активные» дхармы настоящего, остальные же дхармы лишь номинальны. В отличие от абхидхармистов, видевших в дхармах реально существующие элементы, представители махаяны рассматривали все дхармы либо как одинаково лишённые какой-либо сущности и в конечном счёте «пустые» (смотри Мадхьямика), либо как структурные составляющие «зависимой реальности», преодолеваемой в опыте высшей реальности «только-сознания» (смотри Йогачара).

Вслед за Ф. И. Щербатским и О. О. Розенбергом многие буддологи стали толковать концепцию дхармы как своего рода буддийскую метафизику («метафизику процесса», по выражению Инады). Современные исследователи видят в ней скорее феноменологию, основанную, однако, на особом психическом опыте, вырабатываемом с помощью техники медитации.

Лит.: Warder А. К. Dharmas and data// Journal of Indian Philosophy. 1971. Vol. 1. Р. 272- 295; Williams Р. On the Abhidharma ontology // Ibid. 1981. Vol. 9. Р. 227-257; Cox С. Disputed dharmas: Early Buddhist theories on existence. Tokyo, 1995; Rospatt А. von. The Buddhist doctrine of momentariness: а survey of the origins and early phase of this doctrine up to Vasubandhu. Stuttg., 1995.

Кшаникавада - учение о мгновенности, одно из основополагающих учений буддизма.

Учение о мгновенности напрямую вытекает из концепции непостоянства. Утверждается, что каждая дхарма (и, следовательно, весь набор дхарм, то есть живое существо) существует только лишь мгновение, а в следующий миг ее заменяет новая дхарма, чье появление причинно обусловленная предыдущей. По сути, в каждый момент времени мы имеем дело с новой личностью, связанной с предыдущей кармическими причинами и обусловленная ею. Так что невозможно не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды это сделать.

Согласно кшаникаваде, поток дхарм, составляющий живое существо, одновременно континуален (непрерывен) и дискретен (подвержен прерыванию). Он - словно кинопленка, состоящая из отдельных кадров, которые, однако, зритель не видит, когда смотрит фильм - он воспринимает его как континуум. При этом два соседних кадра отличаются друг от друга весьма незначительно, и представляются неопытному взгляду практически одинаковыми, различия обнаруживаются постепенно. Каждая новая жизнь подобна очередной серии безначального сериала, а нирвана - концу фильма.

Возникает вопрос: если, согласно учению анатмавады , никакой души или «я» не существует, что же тогда перерождается и получает новую жизнь? Ответ достаточно парадоксален: ни что не перерождается. Вопреки расхожему мнению, в буддизме, в отличие от индуизма, нет учения о реинкарнациях . Человек - не воплощенная душа, а поток состояний - дхарм, серия мгновенных кадров.

Обычно буддисты говорят о чередовании рождений и смертей, или циклическом существовании. Здесь иногда приводят два примера. В первом случае речь идет о бильярдных шарах: кий (кармический импульс самскар) ударяет по шару (условная личность – пудгала), передавая определенное ускорение и определяя траекторию. Этот шар бьет по следующему, передавая ему ускорение и определяя направление его движения, и так далее. Здесь передается только энергия, которая и образует связь между «текущим» существованием и «последующим». По сути, каждое мгновение нашей жизни происходит подобная «передача заряда». При этом «ум» (манас), который опирается на предшествующий момент времени, обеспечивает память и ощущение единства и существования личности.

Во втором случае этот механизм рассматривается на примере калейдоскопа. Определенное сочетание цветных стекол (то есть набор дхарм, который мы воспринимаем как «личность») после движения калейдоскопа (кармический эффект, определяющий последующую жизнь) меняется на иное. Новая комбинация определяется исходным положением стекол и кармическим импульсом, и проявляется в виде живого существа (набора стеклышек - дхарм), связанного с первым причинами и следствиями.

Публикации по теме