Икона «Жены-мироносицы. День Святых Жен-мироносиц в Православии. Икона "Жены-мироносицы у Гроба Господня" Православные жены мироносицы

Жены-мироносицы.… Эти женщины утром, в первый день после субботы, пришли ко гробу воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы ароматами и благовониями умастить Его пречистое тело. Чтобы, как думали они, отдать последнюю дань любви и уважения Тому, Кто теперь мертв и бездыханен, Кого они так любили и почитали, следуя за Ним повсюду. И вместо боли нашли у гроба своего Бога и Учителя радость, удивление и восторг. Христос воскрес! И эти женщины узнали об этом первыми. Мы довольно хорошо знаем это евангельское повествование. Но на вопрос, кто входил в число жен, принесших миро, как правило, можем сперва назвать Марию Магдалину, а остальных – вспомним с трудом…

Так кого же мы называем мироносицами? Воспоминания о чьем самопожертвовании, несравненной и нежной любви ко Христу подают нам пример служить Ему с такой же преданностью?

В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) – Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) – Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

у Луки (23:23-55) – Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) – Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц. А теперь вспомним о каждой из них.

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТАЛЬНАЯ МИРОНОСИЦА МАРИЯ МАГДАЛИНА

На берегу Геннисаретского озера, между городами Капернаумом и Тивериадой, располагался небольшой город Магдала, остатки которого уцелели до наших дней. Теперь на его месте стоит лишь небольшой поселок Медждель.
В Магдале когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов. С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.
Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Вместе с благочестивыми женщинами – Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин. Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.
Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову. Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.
Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело. На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни…
Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.
Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, разойдясь в пятницу вечером по своим домам, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.
Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, когда еще кругом царила тьма, побежала туда, где лежало тело Господа.
Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа – Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему – и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: “Женщина, что ты плачешь?” – она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: “Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его”. Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.
Он спросил Марию: “Женщина, что ты плачешь, Кого ищешь?” Она же, думая, что видит садовника, отвечала: “Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, и я возьму Его”.
Но в этот момент она узнала голос Господа, голос, который был знаком с того самого дня, как Он исцелил ее. Этот голос она слышала в те дни, в те годы, когда вместе с другими благочестивыми женщинами ходила за Господом по всем городам и весям, где раздавалась Его проповедь. Из груди ее вырвался радостный крик: “Раввуни!”, что значит Учитель.
Уважение и любовь, нежность и глубокое почтение, чувство признательности и признание Его превосходства как великого Учителя – все слилось в одном этом возгласе. Она больше ничего не могла сказать и бросилась к ногам своего Учителя, чтобы омыть их слезами радости.
Но Господь сказал ей: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: “Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему”.
Она пришла в себя и снова побежала к Апостолам, чтобы исполнить волю Пославшего ее на проповедь. Снова вбежала она в дом, где еще пребывали в смятении Апостолы, и возвестила им радостную весть: “Видела Господа!” Это была первая в мире проповедь о Воскресении.
Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим Апостолам…
Священное Писание не повествует нам о жизни Марии Магдалины по воскресении Христовом, но можно не сомневаться, что если в страшные минуты распятия Христа она была у подножия Его Креста с Его Пречистою Матерью и Иоанном, то несомненно, что она пребывала с ними же и все ближайшее время по воскресении и вознесении Господа. Так святой Лука в книге Деяний апостольских пишет, что все Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
Священное Предание повествует, что когда Апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь во все концы мира, то вместе с ними пошла на проповедь и Мария Магдалина. Отважная женщина, сердце которой было полно воспоминаний о Воскресшем, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении, а когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения Апостолам: “Я видела Господа”. С этой проповедью она обошла всю Италию.
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37) и благовествовала ему о Христе Воскресшем. По Преданию, она принесла ему красное яйцо как символ Воскресения, символ новой жизни со словами: “Христос Воскрес!” Затем она рассказала императору о том, что в его провинции Иудее был безвинно осужден Иисус Галилеянин, муж святой, творивший чудеса, сильный пред Богом и всеми людьми, казнен по наветам иудейских первосвященников и приговор утвердил назначенный Тиверием прокуратор Понтий Пилат.
Мария повторила слова Апостолов, что уверовавшие во Христа искуплены от суетной жизни не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа как непорочного и чистого Агнца.
Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день Светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуня), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме. Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, “много потрудилась для нас”. Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.
По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия. Там закончила святая земную жизнь и была погребена.
Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи – Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.
Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины – женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.
Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, искренне и бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария возлюбила Господа, призвавшего ее к новой жизни; она была верна Ему не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.

СВЯТАЯ МИРОНОСИЦА МАРИЯ КЛЕОПОВА

Святая Мария Клеопова, мироносица, по преданию Церкви была дочерью праведного Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии (память 26 декабря), от первого брака и была еще совсем юной, когда Пресвятая Дева Мария была обручена праведному Иосифу и введена в его дом. Святая Дева Мария жила вместе с дочерью праведного Иосифа, и они подружились, как сестры. Праведный Иосиф по возвращении со Спасителем и Божией Матерью из Египта в Назарет выдал замуж дочь за своего меньшего брата Клеопу, поэтому она именуется Мариею Клеоповою, т. е. женой Клеопы. Благословенным плодом того брака был священномученик Симеон, апостол от 70-ти, сродник Господень, второй епископ Иерусалимской Церкви (память 27 апреля). Память святой Марии Клеоповой празднуется также в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц.

СВЯТАЯ МИРОНОСИЦА САЛОМИЯ

Св. прав. Саломия Мироносица была сестрой Пресвятой Богородицы, супругой Зеведея и матерью апп. Иакова и Иоанна. Она вместе с прочими женщинами последовала за Господом и служила Ему и Его ученикам. Движимая материнской любовью она просила Господа о том, чтобы ее сыновья были удостоены особой чести – сели по правую и по левую руку от Христа в Его Царстве. По распятии Господа она в числе прочих жен пришла ко Гробу Господню, чтобы умастить Его тело благовониями. Гонения на Церковь Христову принесло Саломии большую скорбь – Ирод обезглавил ее старшего сына Иакова. С надеждой на жизнь вечную Саломия мирно скончалась.

СВЯТАЯ ИОАННА МИРОНОСИЦА

СВЯТЫЕ МАРФА И МАРИЯ

Праведные сестры Марфа и Мария, уверовали во Христа еще до воскрешения Им их брата Лазаря. По убиении святого архидиакона Стефана, наступили явные гонения на Церковь Христову в Иерусалиме. Праведный Лазарь был изгнан из Святой Земли. Марфа и Мария помогали своему святому брату в благовествовании Евангелия в разных странах. О времени и месте их мирной кончины сведений не сохранилось.

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни - несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.Неделя (воскресенье) жен-мироносиц - это праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Напомним, что советская власть подменила этот праздник на светский 8 марта. Исторически это был день почтения женщины революционерки, борющиеся за свою власть и права, наряду с мужчинами. В православии женщина никогда не ставилась наравне с мужчиной, она кость Адама, она сотворена Богом для служения мужчины. Так было определено Создателем. Все, что начало происходить около 100 лет назад – подмена и попытка отменить Божественное предназначение. Но все возвращается на круги своя: как бы ни была успешна женщина в карьере, бизнесе, если она не стала женой и матерью – это все равно, что дерево без плода, засохшая смоковница. Уже успешная, но обманутая обществом и дьяволом женщина понимает, что она несчастна. Только реализация женщины как матери и жены, или же в высшем предназначении – невесты Христовой (сбережение девства Христа ради) дает ее душе мир, спокойствие, гармонию.

По материалам pravoslavie.ru

(в 2015 году — 26 апреля) Православная церковь чтит память святых жён-мироносиц. Именно они ранним утром направились к гробнице, неся купленное миро, чтобы помазать тело погребённого, именно они принесли весть о Воскресении. Они из любви принимали Его и учеников в своих домах, заботились о них, а позже следовали за Иисусом на Голгофу и были свидетельницами Его крестных мук. Именно одной из них — Марии Магдалине — Воскресший Спаситель явился первой.

Традиции празднования

Этот день и вся неделя после него являются церковным женским праздником, когда родные и друзья поздравляют своих супруг, матерей, сестёр и знакомых.

А в седмицу накануне праздника и в сам праздник вспоминают усопших (в память о том, что жёны несли миро умершему Спасителю): с понедельника в храмах служат сорокоуст по всем покойным прихожанам, а в субботу посещают их на кладбище.

Кем были жёны-мироносицы?

Не все имена жён-мироносиц известны. Евангелисты и Предание сохранили лишь некоторые: Мария Магдалина, Мария — мать Иакова младшего и Иосии; Саломия, мать Иакова и Иоанна; Иоанна, Марфа и Мария — сёстры Лазаря; Сусанна, «другая Мария», «Мария Клеопова»… Среди них были женщины богатые и знатные: Иоанна была женой царского домоправителя. Среди них были девы и вдовы, и матери семейств. Увлечённые словом Спасителя, они сопровождали Христа и апостолов, заботясь о них, а позже стали проповедовать Христа Распятого.

Cвятые жёны-мироносицы у гроба Христа. Фото: -

Мария Магдалина

В православии Магдалину почитают как равноапостольную и мироносицу. В Евангелиях о ней говорят лишь несколько стихов, один из них — как об избавленной Христом от семи бесов. Именно Марии Магдалине Воскресший Спаситель явился первой. В этом — главное событие её жизни, начало её апостольского пути. Когда апостолы приступили к своему служению, Мария тоже вышла на проповедь и обошла многие земли.

Магдалина, как первая благовестница Христова Воскресения, признана Церковью равноапостольной. Придя в Рим, она обратилась к императору Тиверию с проповедью о Христе и поднесла ему простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в Воскресение Христа и воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным!». На глазах у императора яйцо покраснело. С этим рассказом связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца (яйцо — символ таинственной жизни и веры в грядущее воскресение).

Александр Андреевич Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. 1835. Commons.wikimedia.org

Мария Иаковлева и другая Мария

Трудно понять, что значит определение «Клеопова»: «мать Клеопы», «сестра Клеопы» или «жена Клеопы». Решить это однозначно невозможно из-за скудости документальных свидетельств. Женой Клеопы считал её раннехристианский автор Егесипп. Неизвестно, относится ли выражение «сестра Матери Его» именно к этой Марии, или оно указывает на ещё одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста Христова. Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно понимать ещё одну Марию из Магдалы, названую так, чтобы отличить её от Марии Магдалины.

Толкователи спорят и о «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (по греческому тексту — Иосифа), и о женщине, названной Матфеем (7. 61) «другая Мария». Её Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (его упоминает Евангелие от Луки (24. 18)). А Иоанн Златоуст считал, что именно Богородица упомянута среди жён-мироносиц в Евангелии от Матфея как «Мария, мать Иакова и Иосии» (27. 56) и как «другая Мария» (27. 61; 28. 1). Феофилакт Болгарский тоже пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Её так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия». О том, что «другая Мария» и Богородица — одно лицо, говорит синаксарное чтение в Неделю Пасхи.

Псалтирь Ингеборг. Жёны-мироносицы у гроба, Шантильи, Музей Конде. Commons.wikimedia.org

Саломия

Саломия была родом из Галилеи, она была женой рыбака Зеведея и матерью апостолов Иакова и Иоанна. Когда они последовали за Христом, Саломия присоединилась к другим сопровождавшим апостолов женщинам. Когда Христос после воскрешения Лазаря шёл в Иерусалим, Саломия с сыновьями Иаковом и Иоанном просила Его обещать им особую милость в Его царстве. Подобно другим, она неверно понимала значение царства Христова. Саломия была при распятии и погребении Господа и в числе мироносиц, рано утром пришедших на гроб помазать тело Христово.

Иоанна

Иоанна была женой Хузы — одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Она занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя содержание апостольской общины и заботилась о пропитании и всём необходимом для Господа и Его учеников.

Марфа и Мария, сёстры Лазаря

Марфа и Мария, сёстры Воскрешённого Христом Лазаря, жили вместе с братом в Вифании. В их доме останавливался Иисус Христос. Евангелие рассказывает, как Мария, когда Христос с апостолами гостил у них в доме, сидела у ног Иисуса и слушала Его слово, Марфа же, заботясь об угощении гостей, упрекала её; и тогда Иисус сказал ей: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лук.10:39 ,42). Позже Марфа и Мария вместе с Лазарем пребывали на Кипре, где Лазарь нёс служение епископа.

«Лазарь с сёстрами Марфой и Марией», неизвестный испанский художник. Commons.wikimedia.org

Сусанна

Сусанна тоже помогала странствующей общине апостолов. О ней упоминает евангелист Лука только однажды: рассказывая о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, в числе сопутствующих ему жён именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.

Почему церковь чтит память жён-мироносиц?

Жёны-мироносицы для православных христиан всегда были примером святости, истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу. При крестной казни, когда ученики оставили Иисуса Христа, жёны-мироносицы оставались рядом, ничего не страшась. Иоанн Златоуст в своём толковании Евангельского рассказа о приходе жён-мироносиц ко Гробу Спасителя подчёркивает «мужество женщин… пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть» призывая христиан подражать им.

В третье воскресенье после Пасхи Православная церковь вспоминает жен-мироносиц . Известно, что в дореволюционной России этот день отмечался, как Женский праздник. Эти женщины сейчас незаслуженно забыты многими. Предлагаю вспомнить их жизнь, чтобы понять, в чем была их святость, чему следует нам у них учиться. Ведь жены-мироносицы – это не абстрактное определение, а реальные женщины, о которых рассказано в Евангелии, в Деяниях Апостолов, в житиях святых, в преданиях.

Итак, в этот день вспоминают Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных.

Жены-мироносицы — верные ученицы Христа

Слушая проповеди Иисуса, наблюдая его жизнь, исцеление больных, слушая мудрые поучения, эти женщины уверовали в Него, как в Сына Божиего. В Евангелии упоминается, что они с плачем сопровождали своего Учителя на Голгофу, они были у креста рядом с Богородицей и Иоанном – единственным из учеников, оставшимся верным до конца. Один из Апостолов Его предал, другой отрекся, все остальные попрятались в ужасе, когда схватили их наставника. А ведь Он открыл им божественные тайны, дал дар исцелять людей и изгонять бесов. Женщинам такого дара не было. Тем не менее, они не предали Его. Присутствовали они и при снятии с креста, и при положении во гроб. Не успели только помазать тело благовониями, так как наступала суббота и праздник Пасхи.

Перед самым рассветом на следующее утро они пришли ко гробу с благовониями, — драгоценным миром для помазания. Поэтому их стали потом называть мироносицами (несущими миро). «Кто же нам отвалит камень?» — печалились они. Да, мужчин опять с ними не было. Но камень был уже отвален, и ангел сообщил, что Иисус воскрес: «Что вы ищете живого среди мертвых?»


В Евангелии сказано, что первой пришла ко гробу, опередив других женщин,

Раскаявшаяся грешница

Она была родом из небольшого города Магдала, стоявшего на берегу Геннисаретского озера. В настоящее время на его месте стоит поселок Медждель. О ее детстве и юности ничего не известно. В церковном Предании упоминается, что это была молодая красавица, которая вела грешную жизнь. После встречи со Спасителем ее жизнь кардинально изменилась.

В Евангелии сказано, что Иисус Христос изгнал из нее семь бесов. С того момента Мария Магдалина раскаялась в своих грехах и стала верной ученицей Спасителя. Именно ей первой явился воскресший Христос, именно с ее слов узнали о воскресении Господа апостолы.

Потом она будет нести эту благую весть многим народам, и Церковь станет называть ее равноапостольной. Это она, подарив императору Тиверию красное яйцо, заложила традицию дарить друг другу на Пасху крашеные яйца.

Родственница святого семейства

Свя­тая Ма­рия Клео­по­ва , ми­ро­но­си­ца, по пре­да­нию Церк­ви была близкой родственницей Иосифа, Обручника Пресвятой девы Марии.

Они некоторое время жили в одном доме и были дружны, как сестры. Потом три сына Марии Клеоповой станут учениками Христа. Иаков и Иосия были в числе первых учеников. Симеон – апостол от 70-ти – был вторым епископом Иерусалимской церкви.

Мария Клеопова была при страданиях Иисуса до конца.

Мать святых апостолов

Святая праведная Саломия мироносица была дочерью Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака.

Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, апостолов Иоанна Богослова и Иакова. Внимательно прочитав Евангелие, мы узнаем, что она вместе с сыновьями ходила за Иисусом, помогая им в странствиях и слушая учение Христа. Саломия так любила своих сыновей, что даже дерзнула просить Иисуса посадить их по правую и левую руку в Царстве Своем. Понятно, это не понравилось другим ученикам. А Иисус терпеливо объяснил, что Царство Небесное отличается от царства мира сего. Ведь Он понимал любящее материнское сердце и не осудил ее. Саломия же до конца была предана учителю. Она находилась при распятии и погребении Господа и была в числе мироносиц, рано утром пришедших на гроб помазать тело Христово.

Сестры близкого друга Иисуса

Праведные Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого Иисус воскресил на четвертый день после его смерти.

Иисус был другом Лазаря и часто останавливался в их доме. Марфа была очень заботливой и гостеприимной хозяйкой. Мария же всегда жадно слушала Его учения.

Именно в честь этих сестер была названа Марфо-Мариинская обитель в Москве. Они – образцы служения и проповеди.

Когда начались гонения, Марфа и Мария сопровождали своего брата Лазаря, помогали ему в благовествовании Евангелия в разных странах.

Придворная дама

Святая Иоанна Мироносица была придворной дамой. Ее муж Хуза, занимал должность домоправителя царя Ирода.

Предание повествует о том, что когда во дворце Ирода убили Иоанна Крестителя, эта женщина спрятала его голову и тайно похоронила ее, чтобы спасти от поругания. Можно предположить, что Хуза развелся с ней за этот поступок. А может быть, она сама покинула дворец и стала следовать за Христом, служа ему и апостолам своим богатством. Некоторые исследователи полагают, что сын царедворца, которого исцелил Иисус, был сыном Хузы и Иоанны. В таком случае не удивительно, что благодарная мать оставила все и стала служить ему до конца.
Она стала свидетельницей явления ангелов, возвестивших о Воскресении Иисуса Христа, и рассказала об этом апостолам.

Богатая женщина

О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.

Вот такими были они, мироносицы. Что примечательно, среди них были молодые и старые, бедные и богатые, праведные и грешные. Это заботливые сестры, дочери, матери первых апостолов и их сподвижников. Им близки и понятны были проповеди Господа, говорившего о любви, смирении, служении людям. Господь не дал им даров, как апостолам. Но именно им первым стала известна благая весть о Его Воскресении.

До революции в России третье воскресение по Пасхе всегда отмечалось, как праздник всех женщин – матерей, сестер, дочерей, бабушек. Он напоминал, какой должна быть женщина – заботливой, любящей, верной до конца. Она должна прощать мужчинам их минутные слабости и помогать в их трудах.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3: 1–2).

Именно чистота, любовь, терпение, постоянство, верность – это то, что способно без лишних слов и уговоров повлиять на мужчину благотворно.

В статье использованы материалы с сайтов:

https://www.pravoslavie.ru

Третья неделя после Пасхи - праздник Жен Мироносиц. В Евангелии они названы не все - перечислив несколько имен, евангелисты добавляют: «и другие». К сожалению, даже по названным нельзя до конца понять, о каком конкретно человеке идет речь.

Как о пришедших ко гробу Спасителя у евангелистов говорится о Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломии и Иоанне. Сусанну, Марфу и Марию церковное Предание также относит к Женам Мироносицам.

Мы собрали некоторые (и даже противоречивые) сведения об этих святых женах и кратко рассказали в .

01

Почему Мироносицы?

От слов «миро» и «носить». По иудейскому обычаю, покойника нужно было помазать ароматной смесью масел - миром. Его женщины и принесли ко гробу Спасителя. Но он был открыт, а находящийся там Ангел рассказал им о Воскресении Христа.

02

Мария Магдалина

Мария была родом из города Магдалы. Она - первый человек в мире, которому явился воскресший Спаситель. Ей же было велено рассказать об этом величайшем событии апостолам. По преданию, после Вознесения Христа Мария Магдалина проповедовала в Риме и встретилась с императором Тиверием, которому в знак истинности Воскресения Христа подарила куриное яйцо, покрасневшее у него в руках, - с этого пошла благочестивая традиция на Пасху красить яйца и освящать их вместе c остальными приношениями. Почитается Церковью как равноапостольная святая.

03

Марфа и Мария

Сестры праведного Лазаря, которого воскресил Спаситель. Традиционно причисляются к Женам Мироносицам, хотя их имена не упоминаются в Евангелии среди жен, пришедших к гробу Христа. О них же рассказывается в Евангелии (Лк 10:38–42) как о людях с разными характерами: во время домашней проповеди Спасителя Мария сидела у Его ног и слушала, а Марфа хлопотала по хозяйству. По преданию, после Вознесения Христа сестры вместе с Лазарем переехали на Кипр, где помогали брату нести епископское служение.

04

Иоанна

Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе.

05

Мария Клеопова

Есть несколько версий, кто эта жена. По одной Мария Клеопова - дочь Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. По другой - жена или дочь Клеопы, о котором упоминает Евангелист Лука (Лк 24:18).

06

Сусанна

Об этой жене практически ничего не известно. Есть лишь небольшое упоминание в Евангелии от Луки о том, что она служила Спасителю вместе с другими женщинами «имением своим» - то есть была состоятельным человеком и помогала материально.

07

Мария Иаковлева

Нельзя точно сказать, кто эта жена. Блаженный Иероним Стридонский отождествляет ее с Марией Клеоповой, а святитель Иоанн Златоуст - с Богородицей .

08

Саломия

Дочь Иосифа Обручника и мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова. О ней практически ничего не известно, евангелист Матфей лишь упоминает о ней, называя ее матерью сыновей Зеведеевых. Она вместе с другими женами служила Спасителю при земной жизни. Во время Его распятия они «смотрели издали» (Мф 27:55–56).

* - Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2. О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, с. 802-812.

Жены-мироносицы.… Эти женщины утром, в первый день после субботы, пришли ко гробу воскресшего Господа Иисуса Христа, чтобы ароматами и благовониями умастить Его пречистое тело. Чтобы, как думали они, отдать последнюю дань любви и уважения Тому, Кто теперь мертв и бездыханен, Кого они так любили и почитали, следуя за Ним повсюду. И вместо боли нашли у гроба своего Бога и Учителя радость, удивление и восторг. Христос воскрес! И эти женщины узнали об этом первыми. Мы довольно хорошо знаем это евангельское повествование. Но на вопрос, кто входил в число жен, принесших миро, как правило, можем сперва назвать Марию Магдалину, а остальных - вспомним с трудом...

Так кого же мы называем мироносицами? Воспоминания о чьем самопожертвовании, несравненной и нежной любви ко Христу подают нам пример служить Ему с такой же преданностью?

В евангелиях имена жен-мирносиц и их количество различаются. После субботы ко гробу пришли: у Матфея (28:1-10) - Мария Магдалина и другая Мария (вероятно, Матерь Божия); у Марка (16:1-13) - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (мать Иакова, апостола от 70-ти), Саломия (мать сынов Зеведевых Иакова и Иоанна);

justify;line-height:13.5pt;background:white"> у Луки (23:23-55) - Мария Магдалина, Иоанна (жена Хузы), Мария (мать Иакова), «и другие с ними»;
у Иоанна (20:1-18) - Мария Магдалина. Священное Предание Церкви говорит также о Марии и Марфе, Марии Клеоповой и Сусанне. Эти женщины вошли в гимнографию и литургические тексты под общим именованием жен-мироносиц. А теперь вспомним о каждой из них.

Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина Святая мироносица Мария Клеопова
Святая мироносица Саломия
Святая мироносица Иоанна

Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, исконно русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси.

Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротко терпелива, всепрощающа.

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах — святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу.

Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей.
Неделя (воскресенье) жен-мироносиц — это праздник каждой православной христианки, православный женский день.


Напомним, что советская власть подменила этот праздник на светский 8 марта. Исторически это был день почтения женщины революционерки, борющиеся за свою власть и права, наряду с мужчинами. В православии женщина никогда не ставилась наравне с мужчиной, она кость Адама, она сотворена Богом для служения мужчины. Так было определено Создателем. Все, что начало происходить около 100 лет назад - подмена и попытка отменить Божественное предназначение. Но все возвращается на круги своя: как бы ни была успешна женщина в карьере, бизнесе, если она не стала женой и матерью - это все равно, что дерево без плода, засохшая смоковница. Уже успешная, но обманутая обществом и дьяволом женщина понимает, что она несчастна. Только реализация женщины как матери и жены, или же в высшем предназначении - невесты Христовой (сбережение девства Христа ради) дает ее душе мир, спокойствие, гармонию.

Публикации по теме