Пантеон богов древнего рима. Религия древнего Рима: становление верования как отражение развития цивилизации Какие боги особенно почитались в риме

Юпитер (лат. Iuppiter) - в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния - иды.

Храм Юпитера стоял на Капитолии, где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств.

Янус


Янус (лат. Ianus, от лат. ianua - «дверь», греч. Иан) - в римской мифологии - двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.

Один из древнейших римских богов-индигетов, вместе с богиней очага Вестой, занимал заметное место в римском ритуале. Уже в древности высказывались различные религиозные представления о нем и его сущности. Так, Цицерон связывал его имя с глаголом inire и видел в Янусе божество входа и выхода. Другие полагали, что Янус олицетворяет хаос (Janus = Hianus), воздух или небесный свод. Нигидий Фигул отожествлял Януса с богом солнца. Первоначально Янус - божественный привратник, в гимне Салиев его призывали под именем Clusius или Clusivius (Замыкающий) и Patulcius (отворяющий). В качестве атрибутов Янус имел ключ, которым он отпирал и запирал небесные врата. В качестве оружия привратника ему служил посох, для того чтобы отгонять непрошеных гостей. Позднее, вероятно под влиянием греческого религиозного искусства, Януса стали изображать двуликим (geminus).


Юнона


Юнона (лат. Iuno) - древнеримская богиня, супруга Юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Римляне первые ввели единобрачие (моногамию). Юнона, как покровительница моногамии, является у римлян как бы олицетворением протеста против полигамии.


Минерва


Минерва (лат. Minerva), соответствующая греческой Афине Палладе - итальянская богиня мудрости. Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus.

Диана


Диана - богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны; соответствует греческим Артемиде и Селене.


Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой. Диану еще называли Тривией - богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней Целестой. В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов - «хозяек леса».

Венера

Венера - в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

Флора


Флора (Flora) - древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis).

Церера

Церера (лат. Cerēs, род. п. Cereris) - древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной - покровительницей жатвы). Единственная дочь Цереры - Прозерпина, родившаяся от Юпитера.

Бахус


Бахус - в древнеримской мифологии младший из олимпийцев, бог виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в «Одиссее».В греческой мифологии ему соответствует Дионис.

Вертумн


Вертумн (лат. Vertumnus, от лат. vertere, превращать) - древнеиталийский бог времен года и их различных даров, поэтому он изображался в разных видах, преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов.

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Словно оживший из глубины веков, он воплощает в себе элегантность и гармонию, на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.

Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.


Пришедший к власти император Адриан, прославившийся своей образованностью и неуемной деятельностью, в период 120-124гг. полностью перестроил здание. Новый проект Пантеона начертал гений архитектуры сирийского происхождения Аполлодор из Дамаска, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов. Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы , возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон: кратко о некоторых фактах

Пантеон языческих богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол храма первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. И лишь в 733 году папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов — Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • культовое здание украшала колокольня, возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, возвел две колокольные башни. «Ослиные уши Бернини», как называли их острословы, были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • украшавшие здание фронтона бронзовые скульптуры и элементы крыши над ступенчатым входом в Пантеон пошли на создание величественного полога над алтарем в . В 1625 году, во времена папства Урбана VIII Барберини, в поисках нужного количества бронзы фигуры мучеников были демонтированы и переплавлены;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Храм Пантеон в Риме сегодня: что в нем находится

Начиная с XV века, стены некогда языческого храма стали украшать фресками. В тот период здание христианской церкви было отдано профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca. Именно с тех времен здесь сохранилась великолепная фреска «Annunciazione» (Благовещение), выполненная Мелоццо да Форли (1438-1494), которая находится в первой от входа правой капелле.

Благовещенье. Мелоццо да Форли


В эпоху Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронений выдающихся личностей своего времени в области художественного искусства. В частности, сегодня здесь находятся погребения художников Рафаэля Санти и Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци, а также знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме этого, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии: Виктора Эммануила II и его сына и преемника короля Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне в Пантеоне находится захоронение короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.

Лепестки красных роз ниспадают на верующих каждый год

Чтобы почувствовать всю энергетику античного храма и увидеть его великолепие, достаточно приобрести любой путеводитель по Риму или влиться в разноязычную толпу туристов, которые сами приведут вас туда.

Пантеон находится на Piazza della Rotonda, недалеко от станции римского метрополитена «Barberini», его посещение бесплатно. Чтобы более подробно ознакомиться с его двухтысячелетней историей создания и превращения языческого храма в христианскую церковь, желающие могут скачать аудиогид на русском языке, ссылки на который приведены в информации для туристов .

Мифические имена – это имена, взятые из римской, греческой, скандинавской, славянской, египетской и другой мифологии.

Мифические имена включают в себя: имена мифических существ, имена мифических героев, имена мифических богов, имена мифических животных и др.

Мифические мужские имена на букву Б:

Бахус (рим.) – бог вина

Борей (греч.) – сын Астрея и Эос, божество холодного северного ветра

Боян, Баян (слав.) – певец

Мифические мужские имена на букву В:

Вакх (рим.) – бог плодородия и виноделия

Власий (греч.) – созвучно с именем славянского бога домашнего скота Велесом

Вулкан (рим.) – бог огня и кузнечного ремесла

Мифические мужские имена на букву Г:

Гектор (греч.) – один из храбрейших героев битвы под Троей. Убив друга Ахиллеса Патрокла, он был сражен Ахиллесом

Геракл (греч.) – сын Зевса и Алкмены, величайший из греческих богатырей, совершивший двенадцать подвигов, очистивший землю от чудовищ и зла, и получивший от богов бессмертие. Геркулес – римская форма имени Геракла

Гермес (греч.) – сын Зевса и Майи, посланник богов, проводник умерших в подземный мир, ловкий, искусный похититель. Покровитель путешественников, купцов, ремесленников и гимнастов

Гермоген (греч.) – рожденный Гермесом (Меркурием)

Гименей, Гимен (греч.) – бог брака

Гипербореи (греч.) – сказочный народ, по преданию живший на крайнем севере в вечно солнечной стране всеобщего благоденствия

Мифические мужские имена на букву Д:

Дионис (греч.) – бог вина и плодородия

Диор (греч.) – сын Амаринка, предводитель бупрасийцев в походе против Трои

Дмитрий (греч.) – принадлежащий Деметре, богине земли

Зевс (греч.) – бог грома и молнии

Мифические мужские имена на букву Е:

Еремей (греч.) – посвященный Гермесу (Меркурию)

Мифические мужские имена на букву З:

Зефир (греч.) – божество легкого западного ветра

Зиновий (греч.) – сила Зевса

Мифические мужские имена на букву И:

Икар (греч.) – юноша, улетевший вместе со своим отцом Дедалом с острова Крит, где они были в плену, на сделанных из воска крыльях. Несмотря на предупреждения отца, Икар во время полета приблизился к солнцу, которое растопило воск, и юноша упал в море, где и погиб

Илиодор (греч.) – дар Гелиоса (Солнца)

Ираклий (греч.) – из Гераклий, от имени Геракл, означающего: слава Геры (супруги Зевса)

Исидор (греч.) – дар богини Изиды

Мифические мужские имена на букву К:

Кастор (греч.) – сын Леды от Тиндарея, совершивший вместе с братом Полидевком (Поллуксом) ряд подвигов

Клавдий

Купидон (рим.) – бог любви

Мифические мужские имена на букву Л:

Люцифер (рим.) – у римлян древнее название планеты Венеры. В христианской мифологии повелитель ада

Мифические мужские имена на букву М:

Мантий (греч.) – сын Мелампа, предсказатель

Марон (греч.) – внук Диониса и Ариадны, жрец Аполлона в городе Исмаре, во Фракии

Марс (рим.) – бог войны

Меланфий (греч.) – сын Долиона, пастух, раб Одиссея, которому он изменил, служа женихам Пенелопы

Менелай (греч.) – сын Атрея, муж Елены, царь Спарты

Ментор (греч.) – друг Одиссея, воспитатель Телемаха. В нарицательном значении – наставник

Меркурий (рим.) – имя римского бога Меркурия, соответствовавшего греческому Гермесу

Морфей – сын бога сна, создатель сновидений

Мифические мужские имена на букву Н:

Нептун (рим.) – бог морей

Нерей (греч.) – сын Понта и Геи, отец Амфитриты и нереид. Божество, олицетворявшее спокойное море

Нестор (греч.) – сын Нелея и Хлориды, мудрый царь острова Пилоса

Нирей (греч.) – сын царя Харопа и Аглаи, предводитель войск из Симы в походе на Трою

Нот (греч.) – сын Астрея и Эос, влажный южный ветер

Мифические мужские имена на букву О:

Оден (Один) – верховный бог в скандинавской мифологии

Одиссей (греч.) – сын Лаэрта и Антиклеи, царь острова Итаки

Оракул – жрец, прорицатель, гадатель

Орест – сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший мать, мстя за отца. Клитемнестра изменила мужу с Эгистом, вместе с которым умертвила Агамемнона.

Орион – легендарный беотиец, великан-охотник, в которого влюбилась богиня зари Эос, после смерти превращен в звезду.

Оркан – ураган

Орфей (греч.) – певец и музыкант, муж нимфы Эвридики, очаровывавший своим искусством диких зверей, деревья и скалы

Мифические мужские имена на букву П:

Пан (греч.) – сын Гермеса, бог лесов, покровитель пастухов и стад

Парис (греч.) – сын Приама, похитивший Елену и убивший Ахиллеса

Парнас – гора в Фокиде, на склоне которой находился дельфийский храм Аполлона. В мифах – место обитания Аполлона и муз

Пеан – бог врачевания

Пегас (греч.) – крылатый конь Зевса. От удара его копыта на горе Геликон забил источник Гиппокрена, вода которого давала поэтам вдохновение

Пенаты – в римской мифологии боги-покровители домашнего очага

Персей (греч.) – сын Зевса и Данаи

Перун – в славянской мифологии бог грома и молнии

Пигмалион – царь острова Кипра и легендарный скульптор, создавший из слоновой кости статую девушки необычайной красоты и влюбившийся в нее. Афродита оживила статую, и Пигмалион женился на девушке

Плутон (греч.) – бог подземного мира

Поллукс (греч.) – брат Кастора, сын Леды от Тиндарея, совершивший вместе с братом ряд подвигов

Полидор – младший сын Приама, убитый Ахиллесом

Посейдон (греч.) – в римской мифологии Нептун – бог морей, брат Зевса

Приам последний царь Трои

Протей – прорицатель, отец нимфы Эйдофеи

Мифические мужские имена на букву Р:

Радамант – сын Зевса и Европы, брат Миноса, царь Окалеи в Беотии, прославленный своей справедливостью

Рамзес (егип.) – поклонник бога Ра

Рем (рим.) – один из двух легендарных основателей Рима (брат Ромула)

Мифические мужские имена на букву С:

Самсон – легендарный библейский герой, отличавшийся исключительной силой

Сатиры – в греч. мифологии низшие божества, изображавшиеся в виде полулюдей-полукозлов

Сатурн (рим.) – отец Юпитера. Изгнанный сыном с неба, Сатурн поселился в южной Италии, где установил золотой век

Серафим (евр.) – огненный ангел

Сильван (рим.) – бог лесов

Сильфы (кельтск. и герм.) – духи воздуха

Сизиф – основатель Коринфа, разгласивший среди людей тайны богов и в наказание за это в подземном мире вкатывавший на гору каменную глыбу, которая скатывалась, едва достигнув вершины. Отсюда – сизифов труд

Сим (Сима) – остров у южных берегов Малой Азии, возле Родоса. Сим – старший из трех сыновей Ноя (др.-евр.)

Скальд – древнескандинавский певец

Стрибог – в славянской мифологии бог ветров

Мифические мужские имена на букву Т:

Тантал (греч.) – царь, оскорбивший богов и жестоко наказанный ими. В подземном царстве он, стоя по горло в воде и видя над своей головой спелые плоды, не мог утолить жажду и голод, так как вода и ветки с плодами уходили от него

Тартар (греч.) – ад

Тезей (Тесей ) – сын Эгея, легендарный царь Афин, совершивший ряд трудных подвигов

Теламон – царь острова Саламина, участник похода аргонавтов

Телем – сын Эвримея, старый циклоп, прорицатель

Телемах – сын Одиссея и Пенелопы

Термин (рим.) – бог межи

Тиндарей – царь Спарты, муж Леды

Титаны (греч.) – родоначальники поколения богов, свергнутые последними в тартар (ад)

Тифий, Тифос (греч.) – великан, заточенный богами в подземном царстве, где два коршуна клевали его печень, которая постоянно вырастала вновь

Тритоны – морские божества, изображавшиеся в виде полулюдей-полурыб

Мифические мужские имена на букву У:

Уран – бог неба, муж Геи, отец Крона, Реи, Прометея, Япета и других богов и титанов

Мифические мужские имена на букву Ф:

Фавны (рим.) – лесные божества

Фаэтон – сын Гелиоса, умоливший отца разрешить ему править солнечной колесницей. Не сумев сдержать коней, он приблизился к Земле, на которой стали гореть леса и сохнуть реки. Зевс поразил Фаэтона молнией

Феб (греч.) – одно из имен Аполлона, бога солнца, света, поэзии и искусства

Феникс – сын фессалийского царя Аминтора, воспитатель Ахиллеса

Форк – морской бог, отец нимфы Фоосы

Мифические мужские имена на букву Х:

Хам – в библейском сказании сын патриарха Ноя, проклятый отцом за непочтительность

Хароп – царь города Симы, отец Нирея

Мифические мужские имена на букву Ц:

Цербер (греч.) – трехглавый адский пес, охраняющий вход в подземное царство

Циклоп (греч.) – одноглазый исполин

Мифические мужские имена на букву Э:

Эвмей – сын царя Ктесия, свинопас у Одиссея

Эвр – божество утреннего, теплого восточного ветра

Эгей – легендарный царь Афин, отец Тезея

Эгеон (Бриарей) – сторукий великан, сын Геи

Электрон – янтарь

Эндимион – прекрасный юноша, возлюбленный Селены, которая просила Зевса исполнить любое его желание. Эндимион испросил себе бессмертие и вечную юность

Эней сын царя Анхиза и богини Афродиты, предводитель дарданцев в троянской войне

Энипей – бог одноименной реки в Фессалии

Эол (греч.) – бог ветров

Эрмий, Гермес (греч.) – вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель путешественников, купцов, ремесленников

Эрос (Эрот) – бог любви

Эсон – царь города Иолка в Фессалии, отец Ясона

Ян, Янус (рим.) – бог начала и конца, изображавшийся с двумя обращенными в противоположные стороны лицами. Во время войны храм Януса стоял открытым

Ясон (Язон) – сын Эсона, брат Пелия, предводитель похода аргонавтов в Колхиду за золотым руном.

Мифические женские имена

Мифические женские имена на букву А:

Аврора (рим.) – богиня утренней зари

Амброзия – пища богов, дающая им бессмертие и вечную юность

Аполлинария (греч.) – посвященная Аполлону, богу света

Артемида (греч.) – богиня охоты

Астрея (греч.) – богиня справедливости

Афродита (греч.) – богиня любви и красоты

Мифические женские имена на букву Б:

Беллона (рим.) – богиня войны

Мифические женские имена на букву В:

Валкирии (сканд. миф.) – дочери Одина, девы-воительницы, уносившие в Валгаллу души убитых героев

Венера (рим.) – богиня красоты и любви

Веста (рим.) – богиня домашнего очага

Мифические женские имена на букву Г:

Гальциона (греч.) – дочь бога ветров Эола, превращенная Зевсом в морскую птицу

Геба (греч.) – богиня вечной юности; она подносила на Олимпе богам их напиток – нектар

Геенна (др. евр.) – ад

Гела (сканд.) – богиня смерти

Гера (греч.) – старшая дочь Крона и Реи, сестра и жена Зевса, покровительница брака, помощница при родах

Гестия (греч.) – богиня домашнего очага

Гея (греч.) – богиня земли. Дала жизнь всем богам и всему живущему

Гиады (греч.) – нимфы дождя

Гидра (греч.) – чудовище, убитое Геркулесом

Грации (рим.) – три богини красоты

Мифические женские имена на букву Д:

Дафна (греч.) – нимфа, спасавшаяся от преследований бога Аполлона и превращенная своей матерью в лавровое дерево

Диана (рим.) – богиня охоты

Дидона (рим.) – карфагенская царица, в царство которой попадает во время своих скитаний Эней

Диона (греч.) – мать Афродиты

Дриада (греч.) – лесная нимфа

Мифические женские имена на букву Е:

Европа (греч.) – дочь Феникса и Перимеды, похищена Зевсом и родила от него сыновей Миноса и Радаманта

Елена (греч.) – дочь Зевса и Леды, жена Менелая, похищение которой Парисом вызвало троянскую войну

Мифические женские имена на букву З:

Зинаида (греч.) – рожденная Зевсом, из рода Зевса
Злата (слав.) – богиня Зари

Мифические женские имена на букву И:

Ида (греч.) – гора в Малой Азии, возле Трои

Идофея (греч.) – дочь Протея, богиня моря

Изида (египет.) – богиня жизни, плодородия и материнства, которую почитали также и в Риме

Илифия (греч.) – дочь Зевса и Геры, богиня, помогающая роженицам

Ирида (греч.) – внучка Океана и Геи, богиня радуги

Мифические женские имена на букву К:

Калипсо, Калипса (греч.) – дочь Атланта, нимфа острова Огигии, семь лет державшая Одиссея в плену

Кассандра (греч.) – дочь троянского царя Приама и Гекубы, прорицательница. После взятия Трои досталась в награду Агамемнону и была убита вместе с ним Клитемнестрой и Эгистом

Кера – крылатая богиня смерти, схатывающая душу умирающего человека в момент, когда она покидает тело

Клавдия (рим.) – прилагательное "клаудус" было одним из эпитетов хромоногого бога Вулкана, Гефеста

Клио (греч.) – муза истории

Мифические женские имена на букву Л:

Лада (слав.) – богиня Луны, покровительница любви и семейного счастья

Леля (слав.) – богиня молодости

Леда (греч.) – дочь этолийского царя Фестия, жена спартанского царя Тиндарея, мать Кастора, Клитемнестры. От Зевса она родила Елену и Полидевка

Лидия – область на западном берегу Малой Азии

Мифические женские имена на букву М:

Майя (греч.) – нимфа гор, дочь Атланта, мать Гермеса

Мара (слав.) – покровительница магии, дух Смерти

Мегера (греч.) – одно из божеств ада в античной мифологии, богиня мщения

Мельпомена (греч.) – дочь Зевса и Мнемозины, муза трагедии и печальной песни

Минерва (рим.) – богиня мудрости

Мнемозина (греч.) – дочь Урана и Геи, богиня памяти, мать девяти муз

Мойра (греч.) – рок, судьба. Мойры – три неумолимые сестры-богини, ведавшие судьбами людей и богов. Клото пряла нить человеческой жизни, Лахесис тянула ее, проводя через все превратности судьбы, Атропос обрезала нить, прерывая человеческую жизнь

Муза (греч.) – музами в Древней Греции именовались богини-покровительницы искусств и наук. Слово "музыка" – родственно этому имени

Мифические женские имена на букву Н:

Немезида (греч.) – богиня, олицетворявшая судьбу, справедливость и мщение

Ника (греч.) – имя богини победы

Никса – в германской мифологии – водяной дух

Нимфодора (греч.) – дар нимфы

Нимфы – юные богини, олицетворявшие явления природы. Различались нимфы морской воды (нереиды), источников и рек (наяды), долин (напеи), гор (ореады), лесов (алсеиды), деревьев (дриады)

Мифические женские имена на букву О:

Оры – богини времен года

Мифические женские имена на букву П:

Парки – в римской мифологии богини судьбы

Пенелопа (греч.) – дочь Икария, жена Одиссея, мать Телемаха. В нарицательном значении – верная жена

Поликсена – дочь царя Приама и Текубы

Психея – дочь Гелиоса, возлюбленная Эроса. Олицетворение человеческой души

Помона (рим.) – богиня плодов

Мифические женские имена на букву Р:

Ретра – бухта на Итаке

Рея – дочь Урана и Геи, сестра и жена Крона, мать Зевса, Посейдона, Аида, Гестии, Деметры и Геры

Мифические женские имена на букву С:

Селена – богиня ночного неба, олицетворение Луны, дочь Гипериона и Фейи, сестра Гелиоса и Эос

Семирамида – вавилонская царица, прославившаяся украшением города Вавилона и созданием висячих садов

Серафима (евр.) – огненный ангел

Сирены – кровожадные птицы с женскими головами, пленительным пением привлекавшие мореходов, которых они убивали и пожирали

Мифические женские имена на букву Т:

Терпсихора (греч.) – муза танцев и хорового пения

Тизифона (греч.) – богиня мщения

Мифические женские имена на букву У:

Ундина – волна, в германской мифологии – русалка

Урания (греч.) – муза астрономии

Мифические женские имена на букву: Ф

Федра – жена Тезея, влюбившаяся в своего пасынка Ипполита и покончившая с собой, когда он отверг ее любовь

Фемида (в римской мифологии – Юстиция) – дочь Урана и Геи, богиня правосудия

Фетида (греч.) – морская богиня, мать Ахиллеса

Флора (рим.) – богиня весны, цветов и юности

Фетида (греч.) – богиня моря, дочь Нерея, мать Ахиллеса

Фортуна (рим.) – богиня судьбы, удачи, счастливого случая

Фурии (рим.) – богини мщения

Мифические женские имена на букву Х:

Харита (греч.) – у древних греков хариты – богини радости, любви, красоты

Хриса – мифический остров, на котором находилось святилище Аполлона

Мифические женские имена на букву Ц:

Церера (рим.) – богиня земледелия и плодородия

Циана – василек

Цикада – насекомое

Цирцея – дочь Гелиоса и океаниды Персы, злая волшебница, властительница острова Эи, обольстительница

Цитера – богиня любви и красоты

Мифические женские имена на букву Э:

Эвридика – нимфа, жена Орфея

Эвмениды (греч.) – богини-мстительницы, соответствующие фуриям в римской мифологии

Эгида – щит с изображением головы Горгоны, повергающим людей в ужас. Его носили Зевс, Афина и Аполлон

Эгина – нимфа, дочь Асона, родившая от Зевса Эака

Эллада (Геллада) – Греция в целом

Эолия – легендарный плавучий остров, на котором обитают ветры, окруженный высокой медной стеной

Эос (в римской мифологии – Аврора) – дочь Гипериона и Фейи, сестра Гелиоса и Селены, богиня утренней зари

Эрата, Эрато (греч.) – муза лирической, любовной поэзии

Эхидна – кровожадное чудовище, змея

Эхо (греч.) – нимфа, из-за безнадежной любви к юноше Нарциссу потерявшая телесный облик и превратившаяся в невидимое существо, повторяющее чужие слова

Мифические женские имена на букву Ю:

Юнона (рим.) – покровительница брака и семьи, помощница при родах

Краткая энергоинформационная характеристика некоторых мифических имён

Анга – энергия этого имени преобразует характер человека в хитрый, змеиный, коварный тип. На энергоинформационном плане это имя похоже на большую змею, типа анаконды, только подвижную и опасную, способную очень много проглотить.

Человек с этим именем опасен. Хороший ум в сочетании с сильной интуицией и достаточной силой воли – всё это набор хорошего мага.

Мужчина вряд ли надолго останется рядом с женщиной, носящей имя Анга. После сексуальных отношений с ней мужчина будет ощущать себя высосанным как лимон. Он потеряет очень много энергии.

Единственно, где сможет реализовать себя женщина с этим именем – это магия.

Ни личная жизнь, ни карьера, ни ведение бизнеса – ничего из этого списка не удастся достичь человеку с этим именем.

Вега – энергия этого имени искажает всю энергоинформационную структуру человека. Это имя опасное и ломает судьбу человека.

Лира – это имя делает женщину неуверенной в себе, живущей с постоянным страхом – страхом потерять работу, страхом заболеть. Много фобий дает это имя. Очень печальное имя. Это имя можно посоветовать только врагу.

Веста – это имя резко повышает самооценку человека. Человек начинает смотреть на окружающих людей свысока. Это повышает его гордыню.

Это имя негативно влияет на характер женщины. У нее вряд ли будет хорошая личная жизнь, ни друзей, ни подруг, ни постоянной работы. У нее ничего не останется кроме ее большого эго, ее самомнения. Она будет считать себя эталоном во всех отношениях. При этом ее никто не будет любить.

Это имя никому не подходит.

Селена – это имя сильно блокирует работу 4-го энергетического центра. Снижает иммунитет, ухудшает работу сердечнососудистой системы, легких. В человеке развивается грусть и печаль. Женщина становится не способной любить и быть любимой.

Не подходящее имя для женщины.

Исида – это имя активизирует 6-й и 3-й энергетические центры достаточно сильно. Немного активизирует 7-й центр. Имя дает мужской тип энергии, делает характер женщины сухим, необщительным.

Из профессий она могла бы быть хорошим счетоводом на промышленном складе.

Личной жизни с этим именем скорее всего не будет. В карьере и материальном благополучии больших успехов тоже не добьется. На фоне неудавшейся личной жизни может примкнуть к какой-либо секте. В лучшем случае станет приверженцем официальной церкви.

Если женщине дали это имя, значит у нее мало хороших духовных наработок.

Имя материальное.

Ольга-Гера – это имя негативно влияет на работу сердечнососудистой системы, повышает внутричерепное давление. Человек живет в печали. Не самое лучшее сочетание двух имен. Хотя при этом повышает женскую сексуальность.военначальников

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Марс, лат., греч. Арес - римский бог войны и покровитель римской мощи, сын Юпитера и Юноны.

В отличие от , который был у греков богом неистовой войны и не пользовался особым почетом, Марс был одним из самых почитаемых римских богов, выше его стоял только Юпитер. Согласно римским мифам, Марс был отцом Ромула и Рема, основателей Рима. Поэтому римляне считали себя его потомками и верили, что Марс любит их больше всех других народов и обеспечивает им победы в войнах. В архаичные времена Марс почитали также как бога урожая, полей, лесов и весны. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся молитв земледельцев и название первого месяца весны (март).

Супругой Марса была богиня Нерия (Нерио), о которой известно только, что Марсу пришлось похитить ее. Но Ромула и Рема родила ему весталка Рея Сильвия, дочь латинского царя Нумитора. В битвах Марса постоянно сопровождали Паллор и Павор, «Бледность» и «Ужас», соответствовавшие спутникам Ареса и Фобосу. В качестве своего праотца римляне называли его именем Марс Патер или Марспитер, в качестве бога войны, дарующего победу, он назывался Марс Виктор. Свою благосклонность к Риму Марс проявил уже в древнейшие времена, сбросив с неба собственный щит, чтобы он охранял город. По приказу царя Нумы Помпилия впоследствии было изготовлено одиннадцать точно таких же щитов, чтобы злоумышленник, который вздумал бы похитить щит Марса, не сумел опознать его. Весь год эти щиты хранились в святилище Марса на Форуме. Только 1 марта, в день рождения бога, его жрецы (салии) носили их по городу в торжественной процессии, под пляски и пение. Священными животными Марса были волк, дятел, символом - копье.



«Марс и Рея Сильвия», Рубенс

Римляне почитали Марса специальными празднествами. Кроме процессий салиев это были, в частности, конские состязания (еквирии), проходившие ежегодно 27 февраля и 14 марта. Однако самым важным празднеством была так называемая «суоветаврилия», проходившая раз в пять лет по окончании очередной переписи римского населения (ценза). Она заключалась в том, что вокруг римлян, собравшихся на Марсовом поле и построившихся в боевом порядке, трижды проводили свинью, овцу и быка, которых затем приносили в жертву Марсу. Этой жертвой римский народ очищал себя от всех грехов и обеспечивал себе помощь и защиту Марса на будущее.

Кроме Марса римляне знали и чтили других богов войны: в древнейшие времена это прежде всего был , которого впоследствии отождествили с основателем Рима Ромулом; почитали они и богиню войны . Позже под греческим влиянием они перенесли на свою богиню Минерву некоторые свойства , и в результате она тоже стала богиней войны. Однако культ Марса как бога войны решительно преобладал до самого падения античного Рима.



«Битва Марса и Минервы», Жак Луи Давид

В честь Марса римляне возвели в своем городе несколько храмов и святилищ. Древнейший из них стоял на Марсовом поле (на левом берегу Тибра), где проходили военные учения, цензорские смотры и народные собрания, на которых в давние времена решался вопрос об объявлении войны. Очень древним считалось и святилище Марса на Форуме. Отправляясь на войну, каждый полководец приходил в святилище, потрясал щитами Марса, просил у бога помощи и обещал ему часть военной добычи. Самый великолепный храм был посвящен императором Августом Марсу Мстителю (Марс Ультор) в память о возмездии, постигшем убийц его приемного отца, Юлия Цезаря. Храм был освящен во 2 г. н. з. на новом форуме Августа, от него сохранились несколько поврежденных колонн и основание храмовой статуи. Марсово поле в Риме исчезло в результате застройки уже во времена империи. В конце 1 в. н. э. император Домициан велел построить на его месте стадион, контуры которого соответствуют нынешней римской площади Навона. (Столетия спустя новые Марсовы поля возникли в Париже, Петербурге и в других городах - даже в Детройте).


«Венера, Марс и грации», Жак Луи Давид

Марс давно уже умер вместе с остальными античными богами, но, к сожалению, человечество приносит ему все новые и новые жертвы: Марс - самый известный и все еще живой символ войны. Уже в древнейшие времена Марс перешел из мифологии в астрономию как «кровавая планета». В 1877 г. американский астроном А. Холл открыл два спутника планеты Марс, Деймос и Фобос, существование которых предвидел Свифт за 150 лет до этого открытия. Сохранилось множество античных статуй и изображений Марса, а в новое время их было создано еще больше (см. статью «Apec»).

В ряде городов место военных смотров называли Марсовым полем:

«Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…»
- А. С. Пушкин, «Медный всадник».

Божества древних римлян

Город Рим был основан в VIII в. до н. э. племенем латинов, проживавшим сначала в Центральной Италии, регионе, получившем название Древний Лациум. По свидетельству римского историка Теренция Варрона, это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. А уже в VI в. до н. э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен.

Традиционно история Римского государства делится на несколько периодов, каждый из которых по-своему отражает становление религиозных воззрений римлян и связан с особыми процессами развития культа, что, в свою очередь, непосредственно связано с изменением оценки древними римлянами окружающего мира, переосмыслением ими взаимоотношений с богами и своего места в этом мире.

Ранний период – так называемый царский (VIII-VI вв. до н. э) – связан с возвышением Рима, усилением его значимости в Центральной Италии и укреплением позиции латинов. Период Республики (VI-I вв. до н. э.) был связан с ростом Римского государства и обострением социальных противоречий в римском обществе. Он делится на две части, рубежом между которыми были Пунические воины. Это было время противостояния Рима и Карфагена и период покорения эллинистического Востока, когда становится ощутимым влияние на римскую культуру различных культов покоренных народов.

Эпоха ранней Империи (I в. до н. э. – III в. н. э.), когда четко обозначилось место Рима во взаимоотношениях народов, как входящих в состав империи, так и сохранявших самостоятельность. В этот период Римское государство достигло вершины своего могущества, оформился культ императоров и наметился кризис античной религиозной системы.

Наконец, эпоха поздней Империи (IV-V вв. н. э.), характеризующаяся острым кризисом власти, разложением устоев, укрепляющих власть обожествленного императора, и одновременно растущим влиянием монотеистических тенденций в миропонимании римских граждан. Именно в этот период завершилось становление христианства, в корне изменившее облик Рима и приведшее к созданию универсальной, воспринятой идеи единого бога-спасителя, близкого и понятного каждому.

Территория Древнего Лациума

О наиболее древних верованиях италийских племен известно мало, и интерпретация соответственных археологических данных зависит отчасти от общих точек зрения авторов на этнический состав древнего населения Италии, в частности на соотношение индоевропейцев и предшествовавшего им неиндоевропейского населения. Но, как бы ни решался вопрос об отношении найденных культов к тому или иному этносу, важно, что в древнейшей Италии обнаружены как следы культа богинь-матерей (изображавшие их статуэтки), так и символы солнца (колесо с лучами и крест).

К культу небесного, солнечного и военного бога (или героизированного вождя) относится и найденный на территории племени вестинов «всадник из Капестрина» – бог в военной одежде, в шлеме и с ореолом вокруг головы. Культ животных и пережитки тотемизма засвидетельствованы как статуэтками, так и названиями таких племен, как гирпины (от h?rpus – «волк»), пицены (от picus – «дятел»), бовнапы (от bos – «бык»).

В то же время названия других племен происходили от имен богов: от Марса марсы и мамертипы, от Оне оски, от Весты востины, от Вулкана вольски. Очевидно, сюда же можно причислить арицийскую Диану с ее святилищем на озере Нема, типичную богиню плодородия, леса, «хозяйку зверей» с ее погибшим и воскресшим смертным любовником Вирбием, впоследствии отождествленным с греческим Ипполитом, растоптанным конями, воскрешенным Асклепием по просьбе Артемиды и перенесенным ею в лес, где он почитался как прислуживавшее младшее божество.

Юпитер

Почитание Солнца, видимо, впоследствии большой роли не играло. Согласно традиции, только род Аврелиев имел своим богом Солнце – Sol. Его связывают с сабинами, поскольку Аврелии были сабинским родом. В пользу существования культа Солнца в древнейшей Италии свидетельствует обычай авгуров, членов одной из жреческих коллегий, ориентироваться на восток и юг – например, круговое движение при молитвах справа налево имитировало движение солнца.

На связь Солнца и Юпитера указывают обычный символ Солнца, колесо, помещавшееся в храме Юпитера, и то, что жрец, принося жертву, держал в руке круг, причем и колесо, и круг были символами союза, скрепленного клятвой. На то же указывает и лучистая корона, которую, по свидетельству римского поэта Вергилия, носил царь Латин в знаменитой поэме «Энеида».

Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации».

Вакх, бог виноделия, у подножия Везувия

Например, описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Исследователь Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в древнейшей римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика).

Само основание Рима уже носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти.

Божества более позднего происхождения, даже самые важные – такие, как Юнона Регина – помещались вне померил, главным образом на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в. до н. э.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик – богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и другие.

Между тем традиционные верования римлян не оставались неизменными. Древняя триада Юпитер Марс Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и богиней Вестой, еще в царскую эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер-Оптимус Максимус, Юнона, Минерва. Этим богам, соответствующим греческим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. В период III в. до н. э., эпоху войн с Карфагеном за господство в Средиземноморье, произошла окончательная эллинизация римской религии.

Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам – ларам и пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших – майи и лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.

Воинственный Марс

Часто для обозначения божеств используется понятие «гений». Слово это употреблялось в единственном или во множественном числе. Гений считался духом-защитником каждого отдельного человека. Под особой защитой гения находилось брачное ложе. Но кроме этого, гении были хранителями определенных мест и предметов. Их символом была змея, а позже их изображения получили человеческий вид.

Любопытно, что как муж имел своего гения, так и жена имела свою юнону (juno), своего рода женского гения. Не только отдельные люди и места, но и семейства, города и народы имели своих гениев.

Хранительница очага Веста

При этом иноземные влияния всегда были очень сильны. У этрусков римляне заимствовали Менрву (Минерву), богиню разума и искусств. Выработанные религиозные греческие понятия, сливаясь с родственными образами или вовсе вытесняя бледные римские представления, в конце концов совершенно подчинили себе римскую мифологию. Юпитер слился с Зевсом, Юнона – с Герой, Вулкан – с Гефестом, Диана – с Артемидой и так далее. Греки принесли в Рим не только своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, но и научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, создали более сложный, чем примитивные магические обряды, культ.

Наименее ясно и, вероятно, наиболее сложно происхождение образа главного римского бога классической эпохи – Юпитера. По-видимому, в основе своей это олицетворенное сияющее небо, или Небо-отец, образ, параллельный санскритскому и греческому. Но это вряд ли позволяет считать его просто древним индоевропейским божеством. У римлян его имя употреблялось и нарицательно, в значении просто неба. Юпитера почитали и как бога грозы.

Одним из самых древнейших богов, культ которого ввел, возможно, еще легендарный основатель Рима Ромул, был Янус bifrons («двулобый») или geminus («двойной»). Его храм, расположенный вблизи центральной площади – Форума – отпирался на время войны и был закрыт во время мира. Янус считался богом дверей и вообще всякого начала.

Бог Марс сначала был, по-видимому, покровителем земледелия у сабинян, но со временем он превратился в бога войны и отождествлялся с греческим Аресом. Возможно, это произошло потому, что землю жителям Рима приходилось добывать силой оружия, отвоевывая у соседей. Воинственные свойства Марса становились тем важнее, чем больше места занимала война в жизни самих римлян. Его священными животными были прорицатель-дятел (picus) и волк. В календаре Марсу посвящался месяц март.

С. Byэ. Диана

Очень важным у римлян был культ богини Весты. Весте в качестве богини и домашнего, и общественного очага отводилось центральное место как в религии семьи, так и в культе государства. Она была главной богиней дома, и вся жизнь семьи состояла под ее покровительством. Но и общественное благо в государстве считалось связанным со служением ей.

Ларарий в доме Веттиев в Помпеях украшает изображение гения места (в центре). I в. н. э.

Зловещим предзнаменованием для государства было угасание священного огня богини. Если случалось такое несчастье, то нерадивая жрица – весталка – строго наказывалась, а огонь должен был вновь добываться древним способом, через сверление плодового дерева или же, может быть, от солнечных лучей. Весталки молились о благе римского народа, поэтому и сами они, и культ, которым они заведовали, находились под особенным надзором pontifex maximus – верховного жреца, главы римского культа.

Таким образом, Веста принадлежала к главным божествам римлян; она действительно была Веста-мать (Vesta-mater), потому что важнейшие культовые боги в Риме назывались отцами и матерями. Веста при этом была девственная богиня, и известно, что целомудрие было главной обязанностью весталок. Нарушительниц этого обета погребали заживо.

По мнению исследователя С.А.Токарева, каково бы ни было происхождение отдельных образов римских богов, культ их по мере образования и расширения Римского государства принял характерную для античных обществ форму – почитания богов-покровителей полиса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Публикации по теме