Все цари израиля. Последние цари израиля. Почему Иудейское царство просуществовало дольше Израильского

Цари Израиля и Иудеи: от Ровоама до вавилонского пленения

Сразу после смерти Соломона государство раскололось на две части - Северное царство (Израиль) и Южное царство (Иудея). Иеровоаму, слуге Соломона (3 Цар. 11:26), ставшему царем Иеровоамом I в Израиле, досталось десять колен, а сыну Соломона Ровоаму - только одно, Иудино (3 Цар. 11:30–32). За уменьшением первоначальных двенадцати колен до одиннадцати скрывается запутанная историческая ситуация. Иудея к этому времени поглотила колено Симеона. Левий не учитывается, поскольку не имел никакой территории. С другой стороны, Иосиф довольно рано образовал на севере два колена - Ефрема и Манассии. Вениамин, по–видимому, разделился в соответствии со своими родственными привязанностями; часть его колена принадлежала Иудее, часть отошла к северу, хотя в 3 Цар. 12:21 он фактически причисляется к Иудее. Все это плохо согласуется с цифрами в 3 Цар. 11:31-32. Поэтому «двенадцать частей» Израиля в пророческом акте Ахии, возможно, указывают на некий идеал. Во всяком случае, раздел Израиля после смерти Соломона на две отнюдь не равные части быстро стал реальностью, и такое положение уже никогда не будет изменено.

Отчасти это произошло из–за внутренних разногласий в Израиле, о которых мы уже говорили, обсуждая эпоху судей, отчасти - по причине огромных перемен, вызванных превращением Израиля в могущественное централизованное царство. Вопрос Иеровоама к своим соотечественникам: «Какая нам часть в Давиде?» (3 Цар. 12:16) - основывался на старом представлении о децентрализованном Израиле и к тому же играл на враждебных чувствах северян к иудейскому правлению. Поскольку царь в Иерусалиме (тогда это был Ровоам) контролировал Храм - важнейший символ, связывавший израильтян с их прошлым, Иеровоаму пришлось устроить собственные места для поклонения Богу в Вефиле и Дане (3 Цар. 12:26–29). Эти места по–своему навевали воспоминания о прошлом Израиля, особенно Вефиль, который ассоциировался с патриархами (Быт. 28:17; 31:13).

Результатом Соломонова правления, которое к концу уже нельзя было назвать «мудрым», явилось то, что некогда могущественное царство превратилось в два сравнительно слабых и незначительных. Отныне Израиль и Иудея заняли свое место в ряду прочих мелких государств своего времени, вроде Сирии, и их история - это история переменных успехов и неудач в отношениях с этими государствами. Израиль и Сирия часто воевали (3 Цар. 20), как воевали и две части бывшего единого царства (3 Цар. 15:32), хотя при случае они могли выступать сообща (3 Цар. 22; 4 Цар. 3). Ровоам очень скоро почувствовал свою уязвимость, когда в его страну вторгся фараон Сусаким (Шешонк I; 3 Цар. 14:25–28). Имеются независимые исторические подтверждения этому событию в виде надписи с именем фараона, обнаруженной в Мегиддо, и рельефа в Храме Амона в Фивах, на котором перечислены палестинские города.

Северному царству какое–то время еще удавалось сохранять контроль над некоторыми из своих соседей, например, Моавом. Царь Амврий, отец более известного Ахава, основал единственную династию, которую знало Северное царство, и сделал Самарию его столицей. Относительное могущество этого царства в начале IX века до н. э. засвидетельствовано на знаменитом Моавитском камне, в надписи, оставленной Месой, царем моавитян, где он вспоминает покорение своей страны Амврием. Однако далее Меса прославляет свой бунт против Иорама, сына Ахава, который произошел в том же столетии чуть позднее, о чем рассказано в 4 Цар. 3:4-5. Последовавшая за этим война Иорама против Моава (4 Цар. 3), в которой ему помогал Иосафат, царь Иудеи, была успешной лишь в какой–то мере и омрачилась моральным поражением. Таким образом, девятое столетие было столетием капризов судьбы.

Следующее столетие начинается долгим периодом мира и процветания для обоих царств, возглавляемых Иеровоамом II на севере (793–753 гг. до н. э.) и Озией (Азарией) на юге (791–740 гг. до н. э.). Ввиду относительной слабости Сирии, а также во исполнение пророчества Ионы (4 Цар. 14:25), Иеровоаму удалось отвоевать утраченную прежде территорию.

Но это был период затишья перед бурей, ибо во второй половине столетия ассирийский царь Феглаффелласар III (Тиглатпаласар) начал завоевания в этом регионе, завершившиеся новым подъемом Ассирийской империи. В 722 г. Самария была взята Салманасаром V, Северное царство перестало существовать, а его народ был расселен по всем концам империи, чтобы никогда не вернуться назад (4 Цар. 17:3–6; 24–28). В 701 г. до н. э. царь Сеннахирим (Синахериб) разорил большую часть Иудеи (4 Цар. 18:13). Раскопки в Лахисе, наряду с рельефами, найденными во дворце Сеннахирима в Ниневии, свидетельствуют об осаде и взятии этого важного аванпоста на южной границе Иудеи. Благодаря божественному вмешательству, против Сеннахирима устоял только Иерусалим (4 Цар. 19:35-37). Другая версия этой истории имеется в анналах Сеннахирима, где он похваляется тем, что «запер Езекию, как птицу в клетке». Как ни странно, это подтверждает библейский рассказ, ибо как нельзя лучше передает тот факт, что Сеннахирим сумел только осадить город, но не взять его. Тем не менее впредь Иудея будет не более чем вассальным государством. Когда Ассирия пала под натиском Вавилона - новой грозной силы, объявившейся в регионе, - это было зловещим предзнаменованием для иудеев, пленение которых последовало в 597 и 586 годах.

Эпоха царств изображается в книгах Царств и Паралипоменон как эпоха великих ошибок. В отделении Иеровоама от Иерусалима усматривают прежде всего шаг к идолопоклонству, отказ от завета с Яхве и источник непрерывных прегрешений царей Севера (3 Цар. 12:28-33; ср. 16:26). Книги Паралипоменон просто пренебрегают историей Северного царства, указывая тем самым на незаконность его существования как отдельного царства.

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Из книги Как появилась Библия автора Эдель Конрад

* Время Вавилонского пленения 586-536 г. до Р. X. Во время своего пребывания в Вавилонском плену, пророк Даниил, несомненно, располагал книгами Моисея и другими Писаниями. В одном месте он упоминает лежавшую перед ним книгу Иеремии (Даниил 9:2). Пример, показывающий, что пророки

Из книги Как возникла Библия автора Религиоведение Автор неизвестен -

Дальнейшая история Израиля до вавилонского плена Книга ИИСУСА НАВИНА описывает вхождение Израиля в обетованную чудесную Ханаанскую страну под предводительством преемника Моисея Иисуса Навина. После смерти Моисея Бог вдохновил этого нового вождя народа, и Иисус Навин

Из книги Происхождение христианства автора Каутский Карл

Глава 2. Иудейство после вавилонского пленения 1. Вавилонское пленениеКазалось, что после разрушения Иерусалима Иудею постигнет такая же судьба, как и десять колен Израиля после разрушения Самарии, но та самая причина, которая вычеркнула Израиль из страниц истории,

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Цари Израиля и Иудеи: Саул, Давид и Соломон Следующей эпохой в истории Израиля после судей была эпоха царей. Это было время самых блестящих достижений Израиля и его самых тяжелых унижений. Этот период продолжался примерно с 1050 г. до н.э., когда воцарился Саул, до 586 г., когда

Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест

Цари Израиля и Иудеи: религия Рассказ о религии этого периода сосредоточен на богопочитании и идолопоклонстве. Строительство Храма Соломоном не гарантировало правильности богопочитания, и совершенно ясно, что под давлением окружающего мира израильтяне - как северные,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

10:1 - 36:23 Цари Израиля Едва успели похоронить Соломона, как его славное царство распалось. Царство разделилось вдоль старой племенной линии разлома: линия, ведущая с востока на запад, лежащая выше Иерусалима, оставляет на юге Иуду и Вениамина вместе с Симеоном (давно уже

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

7. Последние цари Иудеи После разрушения Самарии в 721 г. до Р.Х. Иудея сохраняла некоторую независимость ещё в течение примерно 125 лет. Отдельные находки, сделанные при раскопках Самарии, свидетельствуют о повторном заселении города; часть керамики, которая считается

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

7. Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя. (В Славянском переводе 70-и вместо "Так

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Цари Иудеи после Давуда 10 Сын Сулеймана Реховоам;его сын Авия;его сын Аса;его сын Иосафат;11 его сын Иорам;его сын Ахазия;его сын Иоаш;12 его сын Амасия;его сын Уззия c;его сын Иотам;13 его сын Ахаз;его сын Езекия;его сын Манасса;14 его сын Амон;его сын Иосия.15 Сыновья

Из книги автора

Жители Иерусалима после Вавилонского пленения (Неем. 11:3-19)Народ Иудеи был уведён в плен в Вавилон за свою неверность. 2 Первыми, кто вернулся к своим владениям в своих городах, были простые исраильтяне, священнослужители, левиты и служители при храме.3 Вот те из родов Иуды,

Из книги автора

Жители Иерусалима после вавилонского пленения (Неем. 11:3-19)Народ Иуды был уведен в плен в Вавилон за свою неверность. 2 Первыми, кто вернулся к своим владениям в своих городах, были простые израильтяне, священники, левиты и храмовые служки.3 Вот те из родов Иуды, Вениамина,

Из книги автора

Семья Ровоама 18 Ровоам женился на своей двоюродной сестре Махалафе, которая была дочерью Давидова сына Иеримота и Авихаиль, дочери Иессеева сына Елиава. 19 Она родила ему сыновей: Иеуша, Шемарию и Загама. 20 Затем он женился на своей двоюродной сестре Маахе, внучке

Из книги автора

Конец правления Ровоама (3 Цар. 14:21–24, 29–31)13 Царь Ровоам утвердился в Иерусалиме и царствовал. Когда он стал царем, ему был сорок один год, и он правил семнадцать лет в Иерусалиме, городе, который Господь избрал среди всех родов Израиля, чтобы там пребывало Его Имя. Его мать

Из книги автора

Возрождение Иудеи и Израиля 1 Просите у Господа дождь весной;это Господь творит грозовые тучи.Он дает вам обильный дождь,каждому - злаки на поле.2 Истуканы a вещают бред,и гадатели видят пустые видения;сновидцы рассказывают лживые сныи утешают впустую.Потому-то народ и

Из книги автора

35. Ироды, цари Иудеи Вместо Хасмонеев В 24-й главе, где речь шла о восстании Маккавеев, говорилось и о династии Хасмонеев, которая пришла к власти в результате этого восстания и стала править Иудеей. Было там упомянуто и завоевание Идумеи (Эдома) с насильственным обращением

Ключевые слова конспекта: Израиль, Иудея, патриархи, пророки, цари иудейские, царство Израильское, Авраам, Сарра, Исаак, Моисей, Давид, Соломон.

Авраам, Сарра и Исаак

Авраам - в Пятикнижии родоначальник еврейского народа, первый из трех патриархов. Считается также родоначальником арабов и арамеев. Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаиетического монотеизма. Послебиблейская традиция приписывает ему открытие существования единого Бога, творца земли и неба и владыки мира.

Потомок Евера (Эвера), правнука Сима, первого сына Ноя. Первоначальное имя его было Аврам , он родился в халдейском городе Ур в Южной Месопотамии. Там он женился на Сарайе, которой позже Бог дал имя Сарра . Живя среди языческого мира, Авраам стал проповедовать веру в Единого Бога.

Аврам на 75-м году жизни оставил родину и в сопровождении жены и племянника Лота переправился через Евфрат на территорию . От этого пошло его прозвище Аврам-ха-иври - «прибывший с той стороны реки». Неподалеку от Шхема Бог снова явился Авраму и обещал отдать весь Ханаан его потомкам. Затем он обещал ему сделать его потомство бесчисленным, «как песок земной». Обещание было скреплено союзом (заветом ). Но, тем не менее, у Авраама долго не было детей. В библейских сказаниях об Аврааме содержится много сюжетов, ставших основой многих художественных произведений. Это и похищения жены Сарры, и изгнание Агари - наложницы, родившей первенца Авраама Исмаила - после рождения его женой Саррой сына Исаака ; но особенной популярностью пользовалась история о жертвоприношении Исаака , которое должен был совершить отец по приказу Бога; но в последний момент ангел отвел его руку, наказав вместо жертвы первенца делать ему обрезание в знак того, что потомки Авраама помнят завет.

В библейском повествовании ярко выражена беспримерная верность и преданность Авраама только Богу. Несмотря на все испытания он беспрекословно выполняет приказания Иеговы. Смерть постигла Авраама в возрасте 175 лет , и он был погребен Исааком и Исмаилом в пещере Махпела в Хевроне рядом с могилой Сарры.

Моисей

Моисей (евр. Моше) - один из величайших пророков Библии, который вывел израильтян из египетского рабства; на горе Синай Иегова сообщил ему свой Завет : условия, при соблюдении которых он будет покровительствовать народу Израиля. Моисей считается основателем религиозной системы .

Единственным источником информации о Моисее служит только библейский текст. Одни исследователи считают, что его имя египетского происхождения, означает «дитя». В переводе с древнееврейского это «вынутый из воды». В Ветхом Завете есть сюжет о том, как египетская принцесса нашла его в корзине, плывущей по Нилу, и воспитала. Вступившись за соплеменника, он убил надсмотрщика и бежал из страны в пустыню, но должен был вернуться, чтобы выполнить приказ Бога вывести израильтян из египетского пленения . После страданий, которые постигли жителей Египта, и чудес, творимых Богом, чтобы проложить дорогу своему народу к свободе, Моисей выполнил его волю. После получения скрижалей Завета сорок лет бродили израильтяне по пустыне. Но народ Моисеев с трудом принимал новую для них веру, они роптали и возвращались к старым привычный культам. Моисею не удалось дожить до вступления в Землю обетованную, сделал это новый вождь Иисус Навин .

Давид (около 1043 - около 973 до н. э.)

Давид — второй царь всех племен Израиля. Он был младшим сыном Иессея из селении Вифлеем в Иудее. Юношей Давид прославился, одолев филистимлянина Голиафа . Причем развитие библейского сюжета этой битвы очень напоминает фольклорные мотивы. Никто не хотел сражаться с великаном, тогда царь обещал храбрецу дочь и полцарства в придачу. Давид, привезший своим братьям хлеб, вызвался участвовать в поединке. Его высмеяли старшие братья. Но царь разрешил ему принять вызов. Так как Давид победил, то он женился на дочери царя Саула Мелхоле. Его победы в войнах с филистимлянами привели к большой популярности у народа. Но Саул возненавидел Давида, и тот бежал к филистимлянам. После гибели Саула в битве Давид провозгласил себя царем родного племени (колена) Иуды. После междоусобной борьбы уничтожившей всех соперников Давида, он стал царем всех колен Израиля. После этого он одолел филистимлян, сделал Иерусалим , отвоеванный у иевусеев, столицей Израиля .

Давид умер в возрасте 70 лет после тридцати трех лет царствования в Иерусалиме над всем Израилем. Он основал династию, царствовавшую на протяжении почти 500 лет , до времен Зоровавеля , который около 538 до н.э. возглавил возвращение израильтян в Палестину .

Соломон (правил около 973 - около 933 до н.э.)

Соломон - сын Давида от Вирсавии и последний царь единого Израильского царства. При жизни Давида двое из его сыновей, Авессалом и Адония, посягали на трон, но безуспешно. Вирсавия, при поддержке пророка Нафана , убедила Давида объявить наследником престола Соломона и принародно помазать его на царство Израильское. Его тронное имя Соломон переводится как «мир», его царствование действительно было мирным, хотя и началось с казни его брата Адонии и других потенциальных соперников.

Соломон начал царствовать в 20-летнем возрасте. Укрепив Иерусалим и ряд других городов, он особенно усилил политическое могущество своего царства; заключив торговые соглашения с соседними государствами, а также построив торговый флот в Ецион-Гавере и направив корабли в отдаленные страны. Он укрепил его экономически, но разделив страну на области, которыми управляли его наместники; а также упорядочил его административную систему. Давид воздвиг Иерусалимский храм , хранилище . А также поддерживал тесный союз с Египтом и Финикией. Главной женой Соломона была египетская принцесса. Более того, в качестве приданого фараон дал завоеванный им город филистимлян Газер. снабжал Соломона не только искусными ремесленниками, но и строевым лесом, кораблями и моряками для флота. Чтобы расплатиться за эту помощь, Соломону пришлось уступить Тиру большую часть Галилеи.

К концу правления Соломона большинство израильтян, недовольных непосильным бременем, возложенным на них ради осуществления этих проектов, а также обязанностью содержать Храм и жрецов, было настроено против династии Давида. Сразу после смерти Соломона десять северных колен восстали под предводительством Иеровоама.

В результате они основали новое царство Израиля . Доставшееся сыну Соломона Ровоаму небольшое Иудейское царство было завоевано Египтом, а храм был разграблен.

Это конспект по теме «Израиль и Иудея. Пророки и цари» . Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту:

По данным разных источников, в том числе Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона (ЕЭБЕ), израильское царство было основано в девятом веке до нашей эры пророком Самуилом. Имя этого человека (транск. ивр. Шмуэль) означает «услышанный Всевышним». Он считался последним и знаменитым судьей Израиля. Самуил жил в трудное время, когда у еврейского народа был период межплеменного насилия и конфликтов с другими этносами. В эпоху Судей Израилевых потомки Иоакова распались на дюжину племен, основанных на кровном родстве, что сопровождалось актами взаимных нападений и уничтожения представителей того или иного «колена». К примеру, резня рода Ефима и колена Вениамина привела к гибели более 90 000 израильтян. Племена вели кочевой и частично оседлый образ жизни и имели в качестве своеобразных руководителей судей, которыми могли быть и пророки (первый правитель Израильского царства, Самуил) и даже дамы (Девора).

Эпоха Судей Израилевых

Власть судей была преимущественно основана на моральном авторитете и не имела органов исполнительной власти, регулярной армии и общего налогообложения. Эти «недочеты» попытался исправить основатель и первый правитель Израильского царства, Самуил, который стал преобразователем для своего народа. Атакуемые филистимлянами и побежденные ими (филистимлянами в качестве трофея был забран израильские племена были объединены Самуилом и призваны на покаяние в Массиф. Здесь пророку удалось настолько поднять дух своего народа, что люди сумели сбросить иго филистимлян и получить обратно свою святыню (по легенде, отобранный Ковчег принес столько несчастий новым владельцам, что они предпочли возвратить его обратно).

Народ попросил пророка о царе

Образование израильского царстваэ под руководством Самуила сопровождалось созданием пророческих школ, через которые распространялся патриотизм и народное просвещение. Пророк был правителем до преклонных лет и существенно улучшил положение своих подданных, однако его сыновья Авий и Иоиль оказались мздоимцами, поэтому израильтяне попросили поставить над ними царя «из людей». Самуил, предупредив просящих о возможности деспотии, выбрал для них в цари сына Киса, Саула.

Первый царь израильский был на голову выше остальных людей

Саул, официально первый правитель Израильского царства после самого пророка, по данным Библии, был очень высокого роста, красив собой, отважен и храбр в бою. Он и после помазания на царство оставался прост в обращении, хотя происходил из зажиточного рода, проживавшего в современном Тол-эль-фуре. По преданию, сам Господь объявил Самуилу, что он встретит в определенное время юношу из колена Вениамина (кстати, самого немногочисленного), который и должен будет стать царем Израиля. После назначения пророк предупредил израильтян, что если они не будут противиться воле Всевышнего, то Всевышний не будет против них и против их царя, написал царские обязанности и разместил их в походном храме, скинии.

Как царь поссорился с пророком

Первый правитель Израильского царства, Саул, находился на своей должности около 20 лет. Он создал регулярное войско из 3000 человек, успешно боролся с филистимлянами (одна из битв этого периода знаменита противостоянием Голиафа и Давида), был изначально очень верующим человеком (хотел казнить собственного сына за то, что он единожды нарушил пост). Однако перед битвой в Гилгале он собственноручно принес жертвы, не дожидаясь Самуила (такие действия входили в обязанности самого пророка), а потом отказался выполнить распоряжение Самуила о полном уничтожении амалекитян. Разгневанный пророк объявил о лишении Саула царского титула и возможной гибели всего его потомства. Царь, лишенный поддержки пророка, упал духом, в него вселился злой дух, и он охладел к самодержавной деятельности.

Выбор пророка пал на белокурого юношу

Самуил же, внемля гласу Всевышнего, отправился в Вифлеем, где выбрал и помазал на царство Давида из колена Иуды. Интересно, что, по историческим данным, Давид имел не ближневосточную внешность. Он был приятен лицом, красив глазами и имел белокурые волосы, несвойственные обычно жителям этого региона. Кроме того, он отличался физической силой (побеждал медведя и льва), кротостью. И так хорошо пел и играл на арфе, что у официального царя Саула под звуки его музыки пропадало депрессивное настроение.

Перед свадьбой Давида и дочери Саула было погублено много филистимлян

После победы Давида и его музыкальных успехов при царском дворе, Саул сделал его зятем, выдав за него младшую дочь. Давид при этом перевыполнил царское условие для совершения свадьбы - лишил жизни не сто, а двести филистимлян с помощью войск в очередном сражении. Популярность Давида раздражала мнительного царя, и он попытался его убить, после чего юноша ушел к пророку, проживавшему тогда в Раме. Саул преследовал своего зятя повсеместно, убил почти всех священников, которые помогли ему бежать, и отдал его жену в жены другому человеку. Давид в этом процессе не отвечал ему взаимностью и много раз щадил Саула в моменты, когда мог его убить. Царь Саул покончил жизнь самоубийством, когда в очередном сражении с филистимлянами был окружен и потерял трех сыновей. До этого он обращался к знаменитой Аэндорской волшебнице, чтобы узнать свою судьбу. И, как полагается, за это обращение был оставлен милостями Всевышнего.

Давид и его сын Соломон принесли благоденствие Израилю

Давид же, спасаясь от преследований Саула, перешел к филистимлянам, разбившим впоследствии Саула. В возникшем вакууме власти Давид пришел со своими сторонниками в город Хеврон, где иудеи провозгласили его царем. Так образовалось два царства - Израильское и Иудейское. Первое возглавил Иефосфей (сын Саула), второе - Давид. Эти два государства воевали между собой около двух лет (столько правил Иефосфей), после чего победивший Давид был избран правителем всего Израиля по прошению израильских старейшин. В дальнейшем он завоевал Иерусалим, Моав, некоторые территории Сирии и берега Ефрата и др., подчинил духовную власть светской, поместил Ковчег Завета на сочинял псалмы. В пожилом возрасте он передал власть своему сыну Соломону, рожденному от отношений с Вирсавией, которая была женой другого мужчины.

Историки полагают, что правители и Иудеи, Давид и его сын Соломон, принесли израильскому народу времена «золотого века». Сын Давида сумел развить внутри- и внешнеполитические достижения своего отца. По мнению религиозных источников, он получил благополучное правление, великую мудрость и терпение за то, что не будет отклоняться от служения Всевышнему. При Соломоне был построен объединенные Израиль и Иудея не бедствовали за счет торгового пути из Дамаска в Египет, войны с египтянами прекратились, так как первой царской женой стала дочь фараона. Ежегодный доход царства при Соломоне оценивался более чем в 600 таланов золота (талан - около 26 литров). Но к концу правления государственная казна государства опустела за счет больших расходов на храм и дворец, что повлекло необходимость повышения налогов, против которой восстали подчиненные племена. Единое государство опять распалось на Иудею и Израиль.

Почему Иудейское царство просуществовало дольше Израильского?

Кто был первым царем Израильского северного царства? Эта территория была крупнее отделившегося иудейского юга, здесь жило до двух третей всего населения бывшего единого государства, были самые плодородные земли. Но на юге, у иудеев, оставался Иерусалим с главным храмом и национальными святынями. Поэтому иудейская формация просуществовала дольше, несмотря на худшее экономическое положение. В то время как Северное израильское царство, возглавляемое в первые годы существования Иеровоамом, находилось на политической карте того времени около 250 лет, где на этот период установилась Эпоха царей. Цари израильские от Иеровоама до Осии отступали, как правило, от служения Единому Богу Израиля, воздвигли ряд храмов с или поклонялись божествами финикийского культа. Страна сильно пострадала от множества государственных переворотов и была в 722 году завоевана Саргоном Вторым, царем Ассирии.

Библейская энциклопедия
  • Библейский словарь Нюстрема
  • прот.
  • свящ. Вадим Маркин
  • еп. Вениамин (Пушкарь)
  • проф.
  • Цари́ Изра́ильские - 1) цари, правившие в после периода судей, вплоть до утраты еврейским народом самостоятельности и независимости; 2) цари, правившие в Северном Царстве (образовавшемся в результате раскола единого Израильского государства на две части) вплоть до прекращения его существования.

    Почему, если первоначально Израильским народом управлял Сам Господь, то впоследствии им стали править земные цари?

    Выведя Израильский народ из Египта, освободив его от оков многолетнего рабства, заключил с ним ().

    Одним из условий Завета было то, что Бог взял на Себя обязательство управлять Израилем лично. В свою очередь от евреев требовалось Господу, соблюдение требований Его закона.

    Таким образом, Царем во Израиле считался Сам Бог. Моисей, Иисус Навин, другие вожди, участвовавшие в руководстве обществом, правили не по собственной воле, а по Божественной. Они считались Божьими представителями, посредниками между Небесным Царем и Его народом.

    Несмотря на многочисленные обещания хранить преданность Богу, сыны Израиля регулярно отступали от веры, впадали в тяжкие грехи. Однако Господь никогда не оставлял их без надлежащего попечения.

    Взаимоотношения между евреями и Богом изменились принципиально, когда они захотели поставить над собою земного царя. Бог расценил это хотение не только как очередное отступничество, но и как предательство ().

    Почему? Дело в том, что желанием жить под началом земного царя, как это было у языческих народов, сыны Израиля выказали, что предпочитают Высшему Владыке - земного, а богоучрежденному царству - царство от мира сего. Этим осознанным выбором они обнаружили и своё недоверие Богу.

    Между тем Господь принял их выбор, и не перестал заботиться о них.

    В ряде случаев Он указывал через Своих рабов, кого именно нужно ставить на царство. Так, при Божественной поддержке власти удостоился Давид (), Ииуй () и другие.

    Прошло время и народ понял: жизнь под руководством земных властителей не даёт и не может дать преимуществ перед жизнью под Божьим водительством.

    Как и прежде благосостояние еврейского общества продолжало зависеть от уровня веры и послушания Богу (), а этого-то им и не доставало. Как грешил народ до начала периода царей, так грешил и потом, и даже больше, особенно при нечестивых правителях.

    В результате единый народ разделился. Сперва одна его часть, а затем и другая попала под власть язычников. Так народ Завета утратил свою независимость. Вместе с этой утратой закончился и период царей.

    История царства израильского и всех царей Израиля начинается с царствования первого царя – Саула, которого возвел в царское достоинство на престол помазанием первосвященник и пророк Самуил. Как говориться в книге Царств, первый царь недолго оставался верным божьим слугой и слугой народа Израиля . Он не выполнял приказов Господа, а потому был лишен покровительства Господнего и его ласки.

    Господь Бог повелел Самуилу помазать на царское достоинство молодого пастуха Давида, который в то время пас стада своего отца. После того, как Давид победил в бою великана Голиафа в схватке, которая и предрешила исход сражения между израильским войском и филистимлянами, популярность молодого Давида резко возрастает среди народа израильского. Саул паникует и боится, что Давид, воспользовавшись правом победителя, сместит Саула с царского престола. Однако Давид не стал этого делать. В результате таких противоречий и действий Саула в Израиле израильтянами фактически была пережита первая, но, к сожалению, не последняя гражданская война. Правление первого царя Израиля Саула закончилось тем, что в очередной войне с филистимлянами сын Саула погиб, погиб и сам первый царь Израиля.

    Царей Израиля в дальнейшей истории страны было много. Но, период расцвета государства Израиля и его золотой век пришлись на то время, когда цари Израиля Давид и Соломон правили царством.

    Давид сделал столицей государства город Иерусалим . Он расширяет город, строит новые кварталы и улицы. Но, правление Давида также не безоблачно. И в период царствования Давида начинается новая гражданская война. На этот раз противником царя становится его родной сын Авессалом. Предметом спора и гражданской междоусобной войны становится опять же царский престол.

    Авессалом хотел незаконным путем завладеть властью отца, и взойти на престол. В результате гражданской войны сын Давида трагически погибает. Его убивают слуги правящего царя. Но Давид не хотел убивать сына, он не давал разрешения слугам на этот страшный поступок. После гражданской войны, закончившейся так трагически, израильское государство, тем не менее, продолжает войны с внешними врагами, причем исход битв и сражений – удачный, израильское войско неизменно становиться победителем.

    В то же время в государстве идет обширное и почти никогда не прекращаемое строительство. Давид планирует возвести Храм. Планы Давида по строительству Храма были воплощены в дальнейшем одним из царей Израиля – Соломоном, последователем и преемником Давида. Царствование Давида продолжалось 40 лет. После него на престол царствования в Израиле взошел Соломон. Соломон в истории государства Израиль остался навеки как самый мудрый царь из всех царей Израиля, остался в памяти израильской истории как создатель Иерусалимского храма. Соломон продолжил политику царствования своего предшественника. Им все делалось на процветание и во благо своего народа и государства. Он смог приумножить и развить достижения Давида: внешние и внутриполитические. Сегодня многие признают, что времена правления Соломона – это самые лучшие времена Израильского царства. Именно в этот период оно находилось в зените своей славы и могущества.

    Первый царь Израиля – Сеул, цари Израиля Давид и Соломон – это те цари, которые правили единым Израильским государством. После смерти Соломона единое государство Израиль перестало существовать – его смерть поставила крупную точку во всей истории развития царства Израиля, как одного объединенного, одного целого и единого государства.

    На престол после Соломона восходит сын мудрейшего царя всей истории израильского государства – Ровоам. Его правление отличается тем, что он довольно жестко проводит внутреннюю политику государства, проводя репрессивные методы внутри страны. Ровоаму приписывают такие слова: «Отец наказывал вас бичами, я – скорпионами». В результате политики Ровоама в государстве произошел раскол: десять колен израилевых не признали его власть над собой. Они объединились в единую группу под властью Иеровоама 1, образовав в северной части Израильского государства свое новое государство. Имя новообразовавшемуся государству дали – Иеровоам. Сначала столицей нового царства стал город Шхем, затем ее перенесли в город Тирца, а впоследствии – Шомрон в Самарии. Цари северного государства, отступили даже от единой для всех евреев веры – монотеистической, когда служение только Единому Богу Израилеву. Они построили новые храмы с изваяниями тельцов из золота, затем начали поклоняться финикийским божествам.

    С тех пор цари Израиля правили двумя государствами, в каждом из которых был свой Царь. Правящие династии стали меняться одна за другой в ходе государственных переворотов.

    Два оставшихся израилевых колена, которые остались верными Давидовому сыну и его Дому, образовали другое государство. Центром этого государства остался великий Иерусалим. Это государство стало носить название – Иудейского царства.

    Дальнейшая история царей Израиля носит довольно сложный и запутанный характер. Но, с точки зрения святой Библии и святого писания, ни один из правящих после Давида и Соломона царей Израиля не был «благочестивым царем».

    Впоследствии десять колен израилевых, которые отделились от единого Израильского царства, были пленены, уведены в рабство и до сего дня их судьба неизвестна. Десять колен израилевых были потеряны навсегда. При этом Царство южное, существовало больше 300 лет. В итоге оно было завоевано Навуходоносором. Всех его жителей переселили в Вавилон. Царство северное существовало чуть более 200 лет. Оно также было захвачено и разрушено. Северное Царство пало от ассирийцев.

    Публикации по теме