Русская православная семинария в париже. Православна ли Парижская семинария МП? Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый. Поступление в семинарию

Séminaire orthodoxe russe en France ) - учебное заведение Корсунской епархии Русской православной церкви , готовящее священно- и церковнослужителей . Центр расположен в городе Эпине-су-Сенар , пригороде Парижа .

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

История

Предыстория

Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской - не первое образовательное учреждение Русской православной церкви во Франции. Помимо созданного в 1925 году трудами видных деятелей русской эмиграции во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) , который с 1946 года является высшим учебным заведением Западноевропейского экзархата русских церквей Константинопольского Патриархата .

В 1944 году клириком Русской православной церкви Евграфом Ковалевским и его сподвижниками в Париже был создан , который в 1953 году вместе с Евграфом Ковалевским покинул Московский Патриархат .

Семинария в Вильмуассоне просуществовала всего несколько лет. Она была закрыта после ухода на покой в 1963 года её основателя митрополита Николая (Ерёмина), позже в 1973 году была закрыта и обитель .

История

После падения «железного занавеса» и открытия значительного числа новых приходов Русской православной церкви в Западной Европе всё сильнее осознавалась необходимость открытия семинарии для подготовки духовенства специально для зарубежных приходов. Идея о создании семинарии Русской Православной Церкви во Франции получила свое развитие вскоре после пастырского визита в Париж в октябре 2007 года Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . По словам иеромонаха Александа (Синякова): «Во-первых, Париж - центр самой крупной епархии Московского Патриархата за пределами СНГ (не считая Берлинской). Во-вторых, в Париже максимально сконцентрированы интеллектуальные ресурсы русской эмиграции. Свою роль сыграло то, что у нас сложились хорошие отношения с Католической Церковью. Наконец, нам было проще наладить отношения со светскими учебными заведениями - с той же Сорбонной, где я преподавал» .

15 апреля 2008 года, заслушав доклад митрополита Кирилла, Священный Синод Русской православной церкви постановил открытие Православной духовной семинарии в Париже . По словам архиепископа Корсунского Иннокентия (Васильева) : «более года понадобилось нам для того, чтобы решить необходимые организационные вопросы, подыскать помещение, сформировать преподавательскую корпорацию» . По словам ректора Александра (Синякова) «Мы не можем игнорировать тот факт, что, несмотря на очевидную секуляризацию, французская культура и история тесно связана с Католической Церковью. Нам не просто было заинтересовать католических собеседников в проекте создания русской православной семинарии во Франции. Но когда нам это удалось, они согласились нам помочь в поиске помещений, что в настоящее время довольно сложно в парижском регионе с теми ограниченными средствами, которыми располагает Корсунская епархия» . Католическая епархия предложила на выбор несколько десятков зданий. Остановились на доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Épinay-sous-Sénart ), в 21 км к юго-востоку от Парижа . Первые занятия в семинарии начались 5 октября 2009 года . Торжественное открытие 14 ноября того же года возглавил председатель ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион (Алфеев) .

В начале 2010 года общественный резонанс вызвало открытое письмо бывшего студента семинарии Андрея Серебрича , критиковавшего порядки, заведённые в семинарии её ректором Александром (Синяковым) .

В ноябре 2013 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл учредил специальную комиссию, ответственную за распределение выпускников Русской духовной семинарии во Франции. Комиссия состоит из Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви , руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям , правящего архиерея Корсунской епархии и ректора Парижской семинарии. Решения комиссии представляются на утверждение Патриарха Московского и всея Руси .

13 февраля 2014 года в Русской духовной семинарии во Франции состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между семинарией и Российским православным университетом .

24 декабря 2015 года Священный Синод Русской православной церкви констатировал: «За годы существования этого учреждения сформировались особенности его функционирования, предполагающие проживание и духовное окормление, слушание небольшого количества лекций при получении основного образования в других учебных заведениях Франции. С учётом принципиального отличия указанного учреждения от духовных семинарий Русской Православной Церкви и по итогам инспекции Парижской духовной семинарии Учебный комитет предложил переименовать Парижскую духовную семинарию» и определил считать Парижскую православную духовную семинарию Духовно-образовательным центром имени преподобной Женевьевы Парижской при Корсунской епархии с сохранением права использовать наименование «семинария» .

В ноября 2017 года при духовно-образовательном центре по инициативе друзей семинарии, пап и мам детей франко-русских семей открылась школа дополнительного образования "Феникс" с уроками по русскому языку, развитию речи и чтению, занимательной логике и математике .

Обучение

Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской - уникальное учебное заведение, позволяющее совмещать обучение и научные исследования в светском университете с духовным образованием и богослужебной практикой. Все учащиеся центра обучаются в одном из университетов Парижа, получая дополнительное образование в стенах духовно-образовательного центра. Таким образом, Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской «не автономное учебное заведение, а коллегиум, существующий при светских и церковных университетах („университетская семинария“)» .

Обучение в образовательном центре ведётся на французском и русском языках.

Поступление в семинарию

Кандидаты на поступление в духовно-образовательный центр должны быть крещеными православными христианами, любой национальности.

Зачисление происходит в два этапа:

Учебные программы

Духовно-образовательный центр предоставляет четыре различные программы обучения: Пастырская, Бакалаврская и Магистерская с проживанием в семинарии, а также трехгодичный экстернат.

Подготовительный курс

Подготовительный курс продолжительностью в один учебный год (два семестра), предназначен выпускникам православных духовных заведений (семинарий и академий), готовящихся к обучению по бакалаврской или магистерской программе.

Основными целями курса являются:

Пастырская программа

Утверждённая в сентябре 2013 г. , пастырская программа продолжительностью в два учебных года адресована двум категориям учащихся:

  1. выходцам из западных стран, не имеющим опыта обучения в семинарии и готовящимся к принятию священного сана;
  2. учащимся из стран СНГ с высшим теологическим или иным образованием, но без опыта обучения в пастырских духовных заведениях Московского Патриархата .

Двухгодичный пастырский цикл является полноценной программой, основная цель которого - подготовить кандидата к пастырскому служению, восполнить отсутствие православного духовного образования, учитывая специфику контекста западных стран.

После его окончания, по личному желанию и по благословению священноначалия, студент может продолжить обучение в рамках стандартной модели Парижской православной семинарии: бакалавриат и/или магистратура в одном из университетов Парижа с дополнительным богословским образованием в самой семинарии.

Бакалавриат и магистратура

В декабре 2010 года семинария выпустила последование вседневной вечерни : параллельное издание на славянском и французском языке .

В ноябре 2013 года была опубликована литургия апостола Иакова, брата Господня , также в параллельном издании на славянском и французском языке .

В декабре 2013 года при семинарии было создано Издательство святой Женевьевы (фр. Éditions Sainte-Geneviève ). Издательство ставит перед собой просветительские задачи: познакомить русскоязычного читателя с историей и жизнью Русской православной церкви за рубежом и открыть франкоязычному читателю наследие восточной православной традиции. Издательство публикует книги на французском и русском языках, а также двуязычные издания.

С 2014 года действует интернет-магазин издательства прп. Женевьевы по адресу: www.editions-orthodoxes.fr

В феврале 2014 года в Издательстве семинарии вышла первая книга - «La conversion au Royaume de Dieu. Méditations du Carême» , которая является французским переводом книги Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Тайна Покаяния. Великопостные проповеди» . Презентация книги состоялась 12 марта 2014 года в резиденции Посла Российской Федерации в Париже .

В ноября 2014 года издательство выпустило книгу прот. Сергия Моделя на русском языке о православии в Бельгии: «Всякая чужбина для них отечество»: 150 лет присутствия Православия в Бельгии (1862-2012 гг.) .

Здание

С 1 сентября 2009 года учебные корпуса духовно-образовательного центра располагаются в доме святой Женевьевы в Эпине-су-Сенар (фр. Épinay-sous-Sénart ), в 21 км к юго-востоку от Парижа . Это здание XVII-XVIII века принадлежало католическому монастырю сестёр-помощниц (фр. ) .

Работы по благоустройству домового храма начались в августе 2011 г. Пол в храме был выложен плитами из белого камня. Алтарная часть храма была расписана мастерами иконописной мастерской Трехсвятительского подворья под руководством Эмилии ван Таак. В октябре 2011 г. в семинарию был доставлен и установлен иконостас, выполненный из резного дерева в московской мастерской «Никопея». Группой иконописцев из Москвы под руководством В. А. Ермилова, преподавателя иконописной школы МДА, была расписана основная часть домового храма семинарии.

Южную стену храма украшает уникальная фреска с житием преподобной Женевьевы (благословение св. Германом Ауксерским , исцеление матери от болезни, посвящение в девы св. Маркеллом Парижским, основание базилики в честь священномученика Дионисия Парижского , принесение хлебов в осажденную столицу). На северной стене изображены Пятидесятница , Сретение и Преполовение Пятидесятницы . Западная стена украшена фресками св. первоверховных апостолов Петра и Павла , фреской Христа, окруженного русскими святителями Алексеем и Петром , и фреской с изображением Пресвятой Богородицы в окружении пророков Моисея и Исайи.

14 ноября 2012 г. в день трехлетия со дня открытия семинарии архиепископ Егорьевский Марк совершил великое освящение домового храма .

Богослужения в домовом храме совершаются ежедневно (в будни дни литургия в 7:30, вечернее богослужение в 19:00; в субботу литургия в 9:00 в 18:00 всенощное бдение; в воскресение и двунадесятые праздники литургия в 10:00) и открыты для всех желающих.

Язык богослужения: славянский и французский.

Святыни храма

В домовом храме находятся мощевик с частицей мощей преподобной Женевьевы. Он бы торжественно передан епископом Понтуазским Жан-Ив Риокре Корсунской епархии для храма Русской духовной семинарии во Франции. Церемония передачи мощей состоялась в кафедральном соборе Святого Макловия города Понтуаз 1 июля 2010 года .

В домовом храме также храниться Шип от Тернового венца Господа Иисуса Христа. Торжественная передача Корсунской епархии реликвария с шипом состоялась в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 9 апреля 2011 в домовом храме Парижской православной духовной семинарии . Святыня была дарована русской семинарии Конгрегацией Сестер-помощниц (фр. Société des Auxiliatrices des âmes du Purgatoire ), ранее занимавшей монастырь преподобной Женевьевы в Эпине-су-Сенар, в котором ныне располагается семинария.

Шип от Тернового венца Господня запаян в капсулу из горного хрусталя, которая вставлена в крест из массивного позолоченного серебра. Вместе со святыней сестры передали духовной школе старинные и современные документы, посвященные истории этого Тернового шипа.

Конгрегация Сестер-помощниц получила святыню в дар от архиепископа Венского в 1960 г. Реликварий, содержащий этот Терновый шип, был вывезен из Франции во время революции и в 1790 г. привезен в Прагу, откуда позднее был переправлен в Вену.

Новый реликварий для Тернового шипа был изготовлен в России в декабре 2011 года. Он сделан из дерева, на котором вырезаны изображения Тернового венца, бичевания, крестного пути, и распятия Господа нашего Иисуса Христа, а также четыре евангелиста .

Для поклонения Шип от Тернового венца износится на вечернем богослужении вторника и четверга, а также на божественной литургии в субботу.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы

В сентябре 2012 года в парке духовно-образовательного центра была возведена деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Эта первая церковь Парижского региона, построенная в традициях русского храмового деревянного зодчества, была подарена семинарии А. С. Шаповаловым, меценатом из Тверской епархии.

Во второй половине июля 2012 года начались работы по сооружению фундамента храма , которые были завершены в августе. 6 сентября 2012 г. в разобранном виде храм был доставлен в семинарию. Работы по возведению храма осуществляла бригада мастеров-добровольцев из России под руководством А. С. Шаповалова.

21 сентября 2012 года работы по возведению храма были полностью завершены. На колокольню был установлен набор из шести колоколов, отлитых на Воронежском заводе и подаренных семинарии Е. В. Осадчим.

Общая площадь храма составляет 100 м 2 . Высота храма - 18 метров.

Торжественное освящение храма было совершено 21 сентября 2014 года руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископом Егорьевским Марком (Головковым). На богослужении присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации во Франции А. К. Орлов , мэр города Эпине-су-Сенар Жорж Пюжальс и члены муниципального совета, советник по религиозным делам Министерства иностранных дел Франции посол Жан-Кристоф Посель, глава Агломерации Валь-д’Йер и депутат департамента Эссон Николя Дюпонт-Эньян, депутат местного округа и мэр г. Бюси-Сент-Антуан Роман Коля, генеральный советник округа Моник Нтину, мэры соседних городов, представители местного католического прихода, мусульманской общины, многочисленные православные верующие . Открытие храма вошло в TOP-20 событий «Дней национального достояния» в Парижском регионе по версии радио France Bleu .

В сентябре 2015 года в деревянном храме Рождества Богородицы на этой неделе закончился последний этап крупных работ по внутреннему благоустройству: была установлена лестница на колокольню .

Администрация

  • епископ Корсунский Нестор (Сиротенко) - канцлер, председатель административного совета
  • иеромонах Александр (Синяков) - ректор, председатель педагогического совета
  • протоиерей Антоний Ильин - проректор по связям с общественностью

Примечания

  1. Двое православных с Мартиники проходят стажировку в семинарии // официальный сайт Русской православной семинарии во Франции 15 октября 2015 года
  2. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви
  3. Иоанн-Нектарий
  4. Священник Владимир Голубцов. Русская православная диаспора во второй половине XX века
  5. Православные богословского-пастырские курсы в Париже // «Вестник Русского Западноевропейского патриаршего экзархата», Париж, 1955. № 23. С. 192.
  6. Большаков С. Обитель преподобных Сергий и Германа Валаамских в Вильмуассоне под Парижем: Воспоминания. С. 3.
  7. Большаков С. Обитель преподобных Сергий и Германа Валаамских в Вильмуассоне под Парижем: Воспоминания. С. 9.
  8. Smirnov Victor. Русская православная семинария в Вилльмуасон (Français) = Le séminaire orthodoxe russe de Villemoisson // Slavonika: Lettre aux amis du Séminaire orthodoxe russe en France: Revue annuelle du Séminaire orthodoxe russe en France. - 2014. - № 3 . - С. 26-31 .
  9. https://mospat.ru/ru/2009/10/07/news6227/
  10. http://www.pravoslavie.ru/32150.html
  11. Журнал № 15 заседания Священного Синода Русской православной церкви от 15 апреля 2008 года // Патриархия.Ru
  12. http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=32681
  13. http://www.portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=14453
  14. В Париже состоялось первое заседание Ученого совета Русской духовной семинарии
  15. «Считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным»
  16. Русская духовная семинария во Франции не является православной?
  17. Парижская семинария, или православное МГИМО
  18. Мария Никифорова. Париж таки стоит мессы
  19. Создана Комиссия по распределению выпускников Парижской православной семинарии , Mercredi 11 Décembre 2013
  20. Русская духовная семинария во Франции и Российский православный университет подписали соглашение о сотрудничестве // seminaria.fr, 15 Février 2014
Дата создания: 2009 г. Описание:

Русская православная семинария во Франции, расположенная в г. Эпине-су-Сенар в предместье Парижа, была основана в 2009 г. и является частным учебным заведением Русской Православной Церкви, готовящим будущих священнослужителей.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2015 г. () семинария была переименована в Духовно-образовательный центр имени преподобной Женевьевы Парижской при . Учитывая, что во Франции и в ряде других стран наименование «семинария» применяется к учреждениям подобного рода, за Духовно-образовательным центром сохранено право использовать наименование «семинария» на территории этих стран.

Семинария обучает две категории православных священнослужителей: будущих преподавателей православных духовных учебных заведений, направленных руководством своей школы и желающих получить высшее европейское образование в области богословия, философии, классических языков, патристики; будущих клириков зарубежных православных приходов.

Семинария является специализированным учебным заведением, нацеленным исключительно на образование будущих пастырей Православной Церкви, под руководством Священноначалия и согласно принятым в Московском Патриархате нормам.

Семинария не предлагает собственной программы обучения. Она является центром по организации обучения православных студентов в высших учебных заведениях Парижа. Главной задачей семинарии является обеспечение учащихся жильем и питанием, а также духовным воспитанием и богослужебной практикой.

Студенты, не владеющие французским языком, могут посвятить первый год пребывания в семинарии его изучению.

Учащиеся семинарии обязательно записаны на общих основаниях в светском или частном (православном или католическом) университете, где проходят полный курс бакалавриата или магистратуры (возможно также остаться продолжить докторскую работу). В самой семинарии они получают дополнение в виде нескольких еженедельных занятий и лекций с приглашенными преподавателями.

За распределение выпускников семинарии отвечает специальная комиссия, учрежденная Святейшим Патриархом Кириллом. Состав комиссии: председатель Русской Православной Церкви, руководитель , правящий архиерей и ректор Парижской семинарии. По результатам каждого учебного года комиссия принимает решение о распределении выпускников Парижской православной семинарии и представляет его на утверждение Святейшего Патриарха.

Страна: Франция Адрес: Séminaire orthodoxe russe - 4, rue Sainte-Geneviève - 91860, Épinay-sous-Sénart, France Телефон: +33 9 66 84 04 87 Web-сайт:

Случайно попали на католический телеканал «К.Т.О.» и с некоторым недоумением увидели передачу, где в главных ролях выступал ректор патриархийной семинарии в Париже, иеромонах Александр Синяков. Только потом сообразили, что это связано с пресловутой «Неделей молитв за единство христиан», которая лет 30 назад была очень популярна и которой СМИ, во всяком случае во Франции, уделяли большое внимание, но которая сегодня проходит сравнительно незаметно, оттого мы просто об этом и не думали.

Почему смотрели именно "с недоумением" ? Вполне понятно было бы застать на католическом телевидении интервью Александра Синякова, или его разговор с каким-нибудь собеседником на церковную или духовную тему. Ничего в этом удивительного или предосудительного не было бы. Но тут Александр Синяков был с группой семинаристов-хористов в католическом храме, что тоже не было бы удивительным или предосудительным, если бы он там служил для православной паствы. Но тут о служил ndash; можно именно так без преувеличений сказать, хотя, правда, не в облачении - не перед православными, а перед католическими монахинями. И служил не один, а попеременно с католическим священником. Мы помним, как в "славные" времена проходила эта «Неделя». Главными участниками, как правило, были католики и протестанты, но очень ценилось, и даже необходимо было иметь на таком собрании хоть одного православного, который специально к этому случаю являлся в рясе, даже если обычно всегда ходил в штатском. Сажали этого православного заложника на почётное место, давали ему в руки книжечку с последованием своеобразного экуменического обряда, в определённое время он вставал, шёл к микрофону и читал какой-нибудь отрывок Священного Писания, часто из Ветхого Завета, а в конце мероприятия, все вставали, воздевали руки вверх и все вместе читали молитву Господню. Более менее та тогда тмечалась эта «Неделя». Но то, что нам тут дано было видеть, выглядело совсем по иному.

Моление началось со вступительного песнопения исполненного смешанным хором. Оказалось что, переливавшиеся с голосами католических монахинь мужские голоса принадлежали русским семинаристам, а человек стоявший в алтаре в чёрном балахоне, которого только с натяжкой можно было назвать рясой, оказался православным священником, ректором Парижской семинарии, иеромонахом Александром Синяковым. Всё последование припомнить не можем, но "служба" велась то католиком, то православным. Прозвучало пение Блаженств, затем иером. Александр прочёл выдержку из книги Бытия о Вавилонской башне. После чего долго и, надо признаться, умно он проповедовал, часто ссылаясь на св. Максима Исповедника, но предлагая иногда новаторские умозаключения, как например, что св. Максим является самой крепкой связью между Западом и Востоком, направляя как бы мысль аудитории на то, что является он чуть ли не предтечей экуменизма. Нам казалось, что память сего дивного святого, сказавшего однажды своим мучителям «я думаю не об единении и разделении римлян и греков, но о том, чтобы мне не отступить от правой веры», корее ассоциируется с его безстрашным исповеданием веры и безусловной защитой чистоты и единственности церковного учения, за что ему отрезали даже язык и подвергли его разным жутким пыткам. После проповедипочему-то послышалось пение Херувимской песни, затем католик провозгласил на православный манер своеобразную экуменическую ектению, на каждое прошение которой все присутствующие отвечали «кирие элейсон ». Затем хор семинаристов пропел ещё Трисвятое и Отче наш. Александр Синяков провозгласил: «Господу помолимся», прочёл заключительную молитву и экуменическое моление закончилось Богородичным песнопением, исполненным всё теми же православными семинаристами...

Как-то очень странно и неестественно упоминать имя св. Максима Исповедника в рамках такого молебног пэчворка не правда ли? Как и странно видеть такое со стороны православного ректора и семинаристов, будущих православных пастырей...

Это неординарное моление, совершенно выходящее за рамки допустимого в Церкви, тем не менее не является каким-то неожиданным исключением в практике этой семинарии и её молодого ректора. Сразу приходит в память скандал, разыгравшийся всего три месяца после открытия этой семинарии в Париже. В открытом письме, широко распространённом по интеренету в январе 2010 г., один из студентов, Андрей Серебрич, прямо и без прикрас изложил причины своего ухода из семинарии так как считал «продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным и потому неприемлемым». Аргументация семинариста тем более убедительна, что, как он сам пишет в заключении письма, никаких претензий личного характера к руководству семинарии не имеет.

Можно себе представить, что не один молодой русский семинарист внутренне завидовал тем счастливцам, которым удалось пройти строгую селекцию и быть направленным в Париж, что даёт ещё более убедительности и веры в правдоподобность свидетельства этого семинариста.Ведь привлекательная сила Франции, и в частности Парижа, не пустое слово. Помнится воодушевлённое письмо великого Н.М. Карамзина, написавшего 2 апреля 1790 г. : «Я в Париже!» Эта мысль производит в душе моей какое-то особливое, быстрое, неизъяснимое, приятное движение… «Я в Париже!» - говорю сам себе и бегу из улицы в улицу, из Тюльери в поля Елисейские, вдруг останавливаюсь, на все смотрю с отменным любопытством: на домы, на кареты, на людей. Что было мне известно по описаниям, вижу теперь собственными глазами - веселюсь и радуюсь живою картиною величайшего, славнейшего города в свете, чудного, единственного по разнообразию своих явлений».Молодой семинарист Андрей, хоть и с меньшим восторгом, вспоминает с какими надеждами он сюда приезжал: «Мы, когда ехали учиться в семинарию, думали, что эта семинария будет светом православия для западноевропейского католического и протестантского мира, местом проповеди православных ценностей для секулярного европейского общества». Но разочарование пришло очень быстро: «К сожалению, семинария на данный момент не является ни в вероучительных, ни в дисциплинарных, ни в житейско-бытовых вопросах местом православного свидетельства».

Что именно оттолкнуло православную душу от этой семинарии? Именно то, что продолжает безнаказанно творить её ректор вплоть, как мы видим, до этих дней: не только братание с католиками, но как он сам пишет - навязывание учащимся явно неправославных учений и воззрений. Судя по утверждениям семинариста, для ректора нет определённого православного учения об исхождении Святого Духа, и Символ Веры можно произносить filioqu или без. После посещения лекции в католическом парижском университете, ректор согласился с тем, что Введение во храм Пр. Богородицы - всё же один из Двунадесятых праздников! - не имеет исторического обоснования и носит лишь символический характер. Семинаристам вменяется в обязанность при встрече с католическими епископами брать благословение и целовать им руку, им возбраняется свидетельствовать католикам о Православии, в день Рождества Христова, 7 января, им пришлось присутствовать на лекции в Парижском университете, чтобы не обидеть «братьев-католиков».

Скандал, вызванный письмом вышел далеко за стены семинарии и возмутил многих патриархийных прихожан Франции, требовавших разъяснений у иерархии о происходящем в семинарии, но все эти протесты не возымели никакого результата. Надо ли удивляться? Конечно нет, ибо Синяков ничего не делает предосудительного с точки зрения своего патриархийного начальства. Может быть только не осторожен, но его поведение имеет полную поддержку всех ступеней иерархии, вплоть до патриарха.

И эти регулярно повторяемые "неосторожности" только внушают доверие к упрёкам, выдвинутым Андреем Серебричем. Не сам ли Синяков шутя определяет себя в католической прессе «полудоминиканцем, полуправославным». Но шутка ли это? Значительно раньше, в ведущей французской католической газете La Croix, в 1999 году, он сам рассказывает, что, будучи послушником(!) в доминиканском монастыре в Тулузе: «Я, в конечном счёте, причащаюсь совместно с католиками, сохраняя свои православные убеждения» … Сегодня, немного возмужав, не говорит уже открыто о том, что причащается у католиков, зато в интервью газете Le courrier de Russie от 16 января 2013 г. продолжает в том же духе, что его желание это создать смешанную православно-католическую семинарию и возлагает надежды, что раскол между Востоком и Западом скоро кончится, так как это разделение причиняет ему большое страдание, так как не может разделять своё священство с друзьями католическими священниками.

За ширмой - надо признаться весьма прозрачной - официальных слов руководства МП о выходе из экуменического движения, на что клюнули некоторые чрезмерно наивные глупцы, есть факты, неоспоримые факты. Это слова второго лица Патриархии, Илариона Алфеева, открыто признающего полноту благодати у католиков: «У нас (с католиками) фактически существует взаимное признание Таинств. У нас нет общения в Таинствах, но мы признаем Таинства... Если католический священник обратится в православие, мы его принимаем как священника, мы не рукополагаем его заново. А это значит, что де факто мы признаем „таинства“ католической „церкви“». «У нас» это надо понимать у Гундяева, у Алфеева, у Синякова и прочих совершенно сошедших с церковных рельсов патриархийцев, но никак не у Православной Церкви и у православных.

То, что сейчас творится в МП - просто страшно. Это опаснее самого сергианства, это полное извращение православной веры.

Поэтому, то что творится в Парижской семинарии можно считать, как бы лабораторией того, чем является вся МП с Гундяевым во главе. Можно ли упрекать Синякова в том, что его семинаристы должны целовать руку католическим епископам и брать у них благословение, когда каждый может видеть на видео-ролике по интернету, как Гундяев целует руку Папе римскому … В цитируемом выше недавнем интервью, Синяков так и говорит о своём патриархе: «Духовно я очень близок к нему. Он сделал из меня то, чем я являюсь сегодня, благодаря ему я управляю этой семинарией. Я его очень люблю, для меня это отец, он меня родил» …

Не зря, кем-то было очень верно сказано, что эта семинария является своего рода "православным МГИМО". Молодые семинаристы не тольков ней воспитываются в неправославном духе, но и в нерусском духе. На самом деле весьма далёк по м i ровоззрению Александр Синяков от Ф.М. Достоевского, для которого быть русским это быть православным. Для Синякова никак нельзя связывать русскую идентичность с православием, ибо есть множество русских идентичностей, не только православная, а мусульманская, безбожная и такое разнообразие может быть богатством (!) - без всякого стеснения говорит ректор...

В заключение о трагической картине МП, трагической в самую первую очередь для верующих в ней состоящих, а наипаче для тех, кто пять лет назад в неё влился и безумно продолжает представлять это духовное преступление как реализацию Божией воли, процитируем слова Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Митрополита Агафангела: «Признание латинской ереси в МП, к сожалению, носит, как теперь говорят, системный характер. То есть, эту ересь исповедует весь правящий в МП клан Патриарха Кирилла, а они это "исповедание" восприняли от своего учителя Никодима (Ротова). До времени это было в достаточной мере подспудно, а сейчас открыто вышло наружу. Это уже, действительно, настоящий конец МП, без всякой надежды на исцеление. /.../ С таким человеком (Алфеевым), вне всякого сомнения, уже нельзя совместно молиться, поскольку признавая полноту благодати у католиков, он автоматически признает и все их ереси в качествеправославного вероучения. То есть, Иларион (Алфеев) самый натуральный еретик. Помолившийся же с еретиком, по правилам св. отцов, отлучается от Церкви. Это касается как сослужащих с еретиком Иларионом, так и молящихся в храме во время его кощунственного "богослужения"». Добавим от себя - как и сослужащих ему бывших зарубежных епископов с Иларионом (Капралом) во главе, как это имело место в Лондоне, о чём мы писали в предыдущей статье.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Оригинал , прочитал благодаря

Высокопреосвященнейшему ИЛАРИОНУ,
архиепископу Волоколамскому;
Высокопреосвященнейшему ИННОКЕНТИЮ,
архиепископу Корсунскому;
Высокопреосвященнейшему ЕВГЕНИЮ,
архиепископу Верейскому;
иеромонаху Александру (Синякову);
ректору Русской Духовной Семинарии во Франции;
преподавателям и студентам
Русской Духовной Семинарии во Франции
от
студента Русской Духовной Семинарии во Франции
Серебрича Андрея Александровича

Я, Серебрич Андрей Александрович, студент Русской духовной семинарии во Франции, не могу продолжать свое обучение в Русской духовной семинарии во Франции по следующим причинам:

Проучившись почти три месяца в семинарии с 8.10.09‐22.12.09, я увидел, что со стороны руководства семинарии с одной стороны происходит навязывание учащимся явно неправославных учений и воззрений , а с другой стороны - обман по отношению к студентам семинарии.

Не могу разделять догматические взгляды руководства семинарии, которые преподаются как неоспоримые, и не терпят возражений:

1. Ректор семинарии иеромонах Александр (Синяков), на одном из уроков догматического богословия, которое он ведет, заявил, что католическая церковь в своем учении о filioque опирается на трактат св. Василия Великого "О Святом Духе" (хотя при разборе текста это никак не следует), а на вопрос семинаристов, какая же православная позиция по данному вопросу, ректор ответил, что у православных нет никакой позиции , и вообще нет разницы, как читать Символ веры ‐ с filioque или без .

Но в действительности у православных есть позиция по этому вопросу, её выражал, например, святитель Григорий Палама, когда говорил католикам: "Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына", она была выражена и на Контантинопльском Соборе 1583 г., когда было постановлено, что "тот, кто, не исповедует сердцем и устами, что… Святой Дух ипостасно исходит только от Отца… да будет анафема ", её выражает и Послание Восточных Патриархов о православной вере от 1848 г., говоря, что "единая, святая, соборная и Апостольская Церковь, следуя святым Отцам восточным и западным, как древле, так и ныне вновь возвещает соборно, что cиe нововведенное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики… составляющиеся из них общества суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви - беззаконно".

2. В другой раз на очередном уроке догматики обсуждался вопрос исторической подлинности праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Данный вопрос возник после посещения нами очередной лекции в Парижском Католическом Университете, в котором мы, семинаристы, также проходим обучение. Отец ректор, вслед за преподавателем этого университета Yves‐Marie Blanchard, утверждал, что факт Введения во храм Пресвятой Богородицы неисторичен, данный праздник не имеет исторического обоснования и носит лишь символический характер , что противоречит православной традиции. При этом, отец ректор преподносил эти данные не как версию, а как истинное положение дел, о чем говорят mp3‐записи его лекций.

Также не могу принять правила поведения в семинарии для студентов. Признавая, что строя отношения с представителями католической церкви, необходимо руководствоваться соответствующей главой Основ социальной концепции Русской православной церкви, тем не менее, некоторые действия руководства семинарии вызывали немалое смущение:

1. Распоряжения о необходимости брать благословение у католических епископов и целовать им руки , тогда как 32 правило Лаодикийского собора говорит, что "не подобает от еретиков принимать благословения". К этому же можно отнести и тот факт, что на одном из приемов в нашей семинарии трапезу благословлял католический епископ , приглашённый ректором.

2. Перед занятиями вместе с католиками возносится молитва "Царю Небесный" , тогда как 33 правило Лаодикийского собора говорит, что "не подобает молиться с еретиком или отщепенцем", так же и на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г. принято, что при общении с инославными "наша Церковь не приемлет попыток "смешения вер", совместных молитвенных действий, искусственно соединяющих конфессиональные или религиозные традиции" ("О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви", 36).

3. При том, что жизнь семинаристов проходит в постоянном соприкосновении и диалоге с католиками (они есть среди преподавателей, некоторые лекции для семинаристов проходят в католическом университете), возбраняется свидетельствовать католикам о Православии , под тем предлогом, что у них, якобы "все в порядке с вероучением".

Однако святые отцы учат, что у католиков далеко не всё в порядке с вероучением: "Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики" (свт. Марк Ефесский), латинство откололось от Церкви и "пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания" (прп. Паисий (Величковский)) "со времени разлучения этой церкви от Восточной и отпадения ее в гибельную тьму ересей" (свт. Игнатий (Брянчанинов)), "Римская церковь давно уклонилась в ересь и нововведение" (прп. Амвросий Оптинский).

А запрет проповедовать католикам вступает в явное противоречие с решением того же Архиерейского Собора 2008 г., определившего, что "участие Русской Православной Церкви в межхристианском и межрелигиозном диалоге ведется ради свидетельства об истине Святого Православия " ("О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви", 35).

4. Вызывает недоумение высказывания ректора против того, чтобы мы посещали православные места Парижа, в особенности храм Трех Святителей в Париже.

5. Также произвело смущение прозвучавшее перед каникулами распоряжение о необходимости семинаристам 7 января, на православное Рождество, в обычном порядке ехать на занятия в Парижский университет, поскольку, будто бы, если мы не поедем на занятия, то "братья‐католики" этого не поймут и на нас обидятся . Насколько я знаю, по православной традиции это считается неуважением к церковному празднику, и вряд ли в какой‐либо ещё семинарии нашей Церкви учились и работали на Рождество!

6. Одного из наших студентов выгнали из семинарии просто за инакомыслие. Георгий Арутюнов, так зовут студента, был принят в семинарию как и прочие студенты, занимался со всеми, был активным на занятиях, задавал вопросы, при чем всегда отстаивал православную позицию, никого лично не оскорблял. Тем не менее, его выгнали просто за то, что его воззрения не совпадали с позицией ректора. Не было никакого заседания дисциплинарного совета семинарии, который бы рассматривал его дело, никакого официального обвинения, никакой возможности оправдания - просто сказали, что он больше не студент и все. Другим же студентам, неофициально, в устной форме, запретили с ним даже общаться. Получается, что каждый, кто будет иметь свою точку зрения на тот или иной вопрос, отличную от позиции отца ректора и будет открыто ее отстаивать - будет изгнан .

Мы, когда ехали учиться в семинарию, думали, что эта семинария будет светом православия для западноевропейского католического и протестантского мира, местом проповеди православных ценностей для секулярного европейского общества. К сожалению, семинария на данный момент не является ни в вероучительных, ни в дисциплинарных, ни в житейско‐бытовых вопросах местом православного свидетельства.

В виду всего вышесказанного, считаю продолжение своего обучения в семинарии недушеполезным и потому неприемлемым. Претензий личного характера к руководству семинарии не имею.

8.01.2010 г.
Серебрич А.А.


Неправославные воззрения ректора Русской духовной семинарии РПЦ МП в Париже иеромонаха Александра (Синякова) "логически проистекают из идеи, утверждаемой владыкой Иларионом (Алфеевым) , что Поместной Церковью в странах Европы является Римская Церковь", заявил известный французский православный богослов, клирик Сербского патриархата Жан-Клод Ларше. Как сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru", это заявление содержится в рецензии Ларше на изданный во Франции сборник "Евхаристическая экклезиология", опубликованной на сайте "Orthodoxie".

В своей рецензии Жан-Клод Ларше, в частности, критикует богословскую позицию митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), фактически признающего примат Римского епископа во Вселенской Церкви.

По мнению французского богослова, скандал, связанный с высказываниями и действиями ректора семинарии РПЦ МП, свидетельствует о "такой же сомнительности" экклезиологии Московского патриархата , какая присуща и экклезиологии Константинопольского патриархата, активно практикующего молитвенное общение с Римско-Католической Церковью. Взгляды иеромонаха Александра и архиепископа Илариона Жан-Клод Ларше называет "униатскими", воздерживаясь, впрочем, от прямого утверждения, что таких же взглядов придерживается и нынешний предстоятель РПЦ МП .

Интервью c ректором Парижской духовной семинарии иеромонахом Александром (Синяковым).

— Отец Александр, Парижская духовная семинария, которую Вы возглавляете, занимает особое место среди всех духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В чем, по Вашему мнению, заключается ее уникальность?

— Наша семинария была создана в 2007 году, но открыла свои двери лишь два года назад. Инициатором создания русской семинарии в Париже был митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Идея была следующая: одновременно сочетать обучение в светских учебных заведениях, университетах Парижа (Париж, как известно, богат светскими учебными заведениями, в которых изучаются религиозные науки: патристика, библеистика, история Церкви и т. д.) и одновременно обучение в духовной школе Московского Патриархата, организованной согласно критериям Учебного комитета, по правилам Священного Синода, которая даёт каноническое духовное образование студентам, стремящимся к церковному служению. На основании этого и была создана наша семинария, и она в этом плане остаётся уникальной, потому что всего две семинарии Московского Патриархата существуют вне канонических границ Русской Православной Церкви: одна – в Джорданвилле (в Соединённых Штатах Америки) и наша семинария – в Париже. Но семинария в Джорданвилле сейчас как раз функционирует по российскому дореволюционному образцу, как автономное учебное заведение, в котором студенты обучаются внутри, в стенах монастыря. Наша семинария – не автономное учебное заведение, а коллегиум, существующий при светских и церковных университетах («университетская семинария»). Сейчас мы начали всего лишь третий учебный год, т. о. мы совсем молодое учебное заведение. В настоящее время в нашей семинарии обучается 22 студента. Каждый год мы принимаем в среднем 7 человек. Иногда чуть больше. Студенты в основном из России, Украины, Молдавии, есть студенты из русской иммиграции в Западной Европе, и есть студенты из западных стран, которые приняли Православие. Сейчас у нас три таких студента: один — из Колумбии (уже дьякон), второй – из Ганы, который был только что рукоположен во священники (Александрийский Патриархат) и скоро покинет стены семинарии, чтобы посвятить себя церковному служению, а третий — из Гаити, который сейчас ожидает свою студенческую визу.

— Если позволите, несколько слов о самом здании семинарии. Насколько известно – это бывший католический монастырь?

— Это здание XVII-XVIII вв., которое действительно было католическим монастырём. Символично, что община этого монастыря создавалась для просветительской (преподавательской) миссии. Сестры переехали в другие монастыри, в том числе в Париж. Теперь русская семинария устроилась в этом помещении. Только 1 августа этого года Русская Православная Церковь стала владельцем здания и всей прилегающей к нему территории. Теперь это территория принадлежит Корсунской епархии, представляющей Московский Патриархат на территории Франции. Это большое здание, в котором существует 25 студенческих комнат и пять комнат для преподавателей и священников, приезжающих в семинарию. Сейчас у нас здание заполнено практически полностью, потому что мы стараемся создать такие условия студентам, чтобы у каждого была своя комната. Это необходимо для их научной работы. У нас сейчас 22 студента, это означает, что у нас всего осталось 3-4 свободных комнаты.

— Каков распорядок дня студентов Парижской духовной семинарии? Как строится духовная жизнь студентов?

— Мы стараемся дать студентам широкую свободу для организации распорядка дня, потому что студенты обучаются в разных учебных заведениях. Одни студенты обучаются на подготовительном курсе, другие уже на бакалавриате. Некоторые учатся на факультете философии Парижского университета Сорбонна, некоторые на факультете богословия Католического Парижского университета или в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Есть студенты, которые обучаются на магистратуре, в основном при Сорбонне, или же те, которые приступили к написанию докторской диссертации. Поэтому у каждого студента своё расписание, но есть основные пункты программы, которые обязательны для всех. В частности, особенностью нашей духовной школы является то, что рабочий день семинариста начинается со служения Божественной литургии каждый день, за исключением Великого поста, когда устав не предусматривает ежедневного совершения литургии (в такие дни мы совершаем утреню). Она совершается не долго — около полутора часов, хотя мы служим её целиком. Все студенты по возможности участвуют в литургии. Заканчивается учебный день семинарии вечерней, которая служится каждый день в 7 часов вечера. Кроме того, общими являются у нас трапезы. На обед попадают, естественно, не все, так как многие университеты находятся в Париже, и тогда студенты обедают в университетских столовых, где у них есть возможность пообщаться со светскими студентами и немного заняться христианской миссией. А вечером обычно все присутствуют на ужине. Естественно, в субботу-воскресение мы совершаем положенные службы литургического цикла. Время от времени часть наших студентов ездит помогать приходам Русской Православной Церкви или же приходам других юрисдикций Православной Церкви во Франции, набираясь тем самым опыта пастырства и организации прихода.

— Существует ли в Парижской семинарии такие должности, как проректор по воспитательной работе, инспектор, дежурный помощник инспектора? Несколько слов о самом воспитательном процессе.

— У нас есть инспектор, отец Сергий Борский, — выпускник Смоленской духовной семинарии и Римского Библейского Папского университета. В условиях западного контекста мы с отцом Сергием стараемся развивать у наших студентов не столько страх перед дисциплиной и наказанием со стороны инспекции, сколько ответственность за то, что они — будущие православные священники — в иностранном, инокультурном контексте представляют Русскую Православную Церковь, русскую культуру, Россию вообще или свою страну, и что по ним, по их поведению, по тому, как они учатся и общаются с людьми в Университете, будут судить вообще о Русской Православной Церкви. Именно это чувство ответственности мы стараемся развивать в наших студентах. Мы видим миссию нашей семинарии в том, чтобы помочь студентам, во-первых, познакомится с другой культурой, с другой университетской методологией, встретиться с христианами других Церквей, с представителями других религий, во-вторых, укрепиться в своей собственной духовной культуре, в своих корнях, в своей православной вере, подготовить себя к христианской православной миссии, чтобы рассказывать о Православии на понятном западному человеку языке.

— Каков профессорско-преподавательский состав семинарии?

— Наши студенты приблизительно две трети лекций прослушивают в университетах Парижа, и треть лекций – в семинарии. В самой семинарии у нас преподаёт 14 преподавателей богословско-канонических наук, и около 10 преподавателей французского, английского языков, в основном, это носители данных языков. Среди преподавателей у нас есть представители русской иммиграции, духовенства Корсунской епархии, которые имеют университетский опыт или которые занимаются преподавательской или научной деятельностью, потому что на Западе, как вы знаете, очень часто православные священники имеют светскую работу, в частности, некоторые из них является преподавателями либо работают в научных структурах Французского государства. Кроме того, у нас с прошлого года преподаёт декан Свято-Сергиевского богословского института. Секретарём Учёного совета семинарии является священник Сергий Модель, секретарь Брюссельско-Бельгийской епархии. Каноническое право у нас преподает иеромонах Амвросий (Макар), бывший проректор Киевской духовной академии, а сейчас настоятель православного храма в Милане. Кроме того, мы дополняем еженедельные лекции и ежемесячные семинары субботними лекциями. Каждую субботу мы приглашаем специалистов из разных стран, из разной среды, конфессиональной и университетской, рассказать о своих исследованиях. И эти субботние лекции обязательны для всех семинаристов.

— Посещают студенты семинарии общехристианские святыни Франции?

— Да, это является одним из важных элементов пребывания семинаристов во Франции и их обучения, формирования духовного сознания. Мы очень часть ездим, принимаем участие в паломнических поездках. Хор нашей семинарии очень часто поёт во время паломничеств по святыням Франции. Например, в день памяти святых мучениц Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови, хор наших семинаристов пел на православной литургии в городе Эшо, где хранится небольшая частица мощей мучениц. Это один из примеров таких поездок. Естественно, мы с семинаристами несколько раз в год совершаем паломничество к терновому венцу Спасителя в соборе Парижской Богоматери. С этого учебного года у нас заключено соглашение с руководством собора, согласно которому во всех выносах тернового венца будет обязательно принимать участие студент нашей семинарии и координировать православную часть паломничества, т. к. приезжает много православных священников, в том числе из соседних стран (Германии, Бельгии, Италии, России и др.). Мы стараемся ездить и в другие места и делаем это регулярно.

— Несколько слов об историческом значении визита приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Францию.

— Визит Патриарха Алексия II во Францию стал началом совершенно новой эпохи для жизни Корсунской епархии. Именно с того момента она стала намного более заметна, как в межправославном, так и в межхристианском контексте Франции. Визит приснопамятного Святейшего Владыки дал огромный стимул для развития нашей епархии. Именно тогда зародился проект постройки нового православного собора в Париже, именно тогда впервые обсуждалась идея создания семинарии в Париже. Таким образом, всем нынешним самым важным проектам Корсунской епархии придал импульс именно визит Святейшего Патриарха Алексия, к тому же он вызвал огромный интерес французских христиан по отношению к Русской Православной Церкви, потому что на молебен перед терновым венцом Спасителя в соборе Парижской Богоматери собралось огромное количество людей — около 5 тысяч. Собор был заполнен полностью. Люди стояли и на паперти. Представьте, что значит заполненный Собор Парижской Богоматери. Это говорит о многом. Среди них были православные христиане различных юрисдикций: и Русской Православной Церкви, и Румынской, и Константинопольской и т. д. Это были представители других христианских Церквей, которые пришли поприветствовать Патриарха Московского. Были даже люди, далекие от христианства, но которых заинтересовала историчность этого визита. Это действительно было потрясающе – видеть Патриарха Московского, входящего в главные, центральные врата Собора Парижской Богоматери, которые открываются редко. В прошлом году состоялось еще одно историческое событие – впервые со времён императора Николая II для поклонения терновому венцу Спасителя Собор Парижской Богоматери посетил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Интересно, что настоятель собора по этому случаю даже просмотрел чин, по которому принимали императора Николая, адаптировал его.

— На какой стадии на данный момент находится строительство русского культурно-просветительского центра в Париже?

— Это крупный исторический проект. Российская Федерация приобрела замечательный участок в центре Парижа, прямо на берегу Сены. Сейчас там располагается метеорологическая служба Франции, которая должна переехать к концу этого года. В декабре 2011 года метеорологическая служба переезжает в новое здание. Это здание освобождается. Часть его будет разрушена для постройки храма, который будет собором Корсунской епархии, главным храмом Русской Православной Церкви в странах Западной Европы. Часть здания будет переоборудована под епархиальное управление, под духовно-культурный центр, под аудитории, в том числе и для нашей семинарии, для приходских помещений. Планируется в течение следующего 2012 года получить разрешение на строительство и согласовать все проекты. Ориентировочно, в 2013-14 году планируется провести строительные работы, чтобы к 2014-15 году собор и прилегающий к нему комплекс могли уже использоваться.

— В средствах массовой информации не утихают дебаты по поводу исламизации Западной Европы. Вспомним, например, довольно неоднозначный роман-антиутопию Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери». Так ли это на самом деле?

— Мне кажется, необходимо несколько релятивизировать утверждение об исламизации Европы, которая в разных пропорциях происходит в странах Европы. Во Франции, например, мусульмане присутствуют в большом количестве, но в пропорциональном соотношении их вряд ли больше, чем, например, мусульман в Российской Федерации. Особенность Франции, по отношению к другим странам, заключается в том, что это страна с известным имперским (колониальным) прошлым. Поэтому мусульмане, которые на данный момент присутствуют во Франции, — это не столько эмигранты, приехавшие на заработки во Францию, сколько выходцы из бывших французских колоний. Это люди, которые родились французами. Ситуация, более или менее, похожа на ту, которая существует в Российской Федерации, где большинство мусульман не просто эмигранты, а люди, родившиеся в России. Опыт интеграции мусульман во французское общество на данный момент мне кажется более значительным, чем в соседних европейских странах. Сейчас правительство Франции серьезно взялось за вопрос исламского присутствия в обществе и соотношения между этой религией и французской традицией светскости. Французское государство помогает строить мечети, но в то же время запрещает намаз на улице. Что парадоксально, при католическом университете Парижа по инициативе французского государства было открыто отделение для повышения квалификации будущих или действующих имамов. Франция не любит принимать имамов из-за границы и стремится допускать к проповеди на своей территории только тех, кто прошел обучение на факультете Католического Университета.

— Миллионная месса, двухмиллионный хадж…Вспомним, например Всемирный день молодежи Римско-Католической Церкви, который проходил в августе в Испании, собравший 1,5 миллиона молодых людей. Что же объединяет такое множество молодежи одного вероисповедания в одно время в одном месте и чего не достает нам?

— Я тоже часто задавался этим вопросом. Даже в такой секуляризованной стране, как Франция, где отношение к христианству довольно двойственное, Католической Церкви удается собирать большое количество молодых людей. Я помню, когда умер папа Иоанн Павел II, я в то время преподавал историю русской цивилизации и Русской Православной Церкви в университете Сорбонна, в день его похорон перед папертью собора Парижской Богоматери был установлен огромный экран, и каждый, кто не смог по тем или иным причинам поехать в Рим, мог посмотреть церемонию отпевания. Показательно, что из сорока моих студентов, в которых я был уверен, что они были непрактикующими католиками, на лекцию пришло совсем мало, все остальные были на паперти собора и смотрели церемонию отпевания. Любовь к таким крупным, массовым религиозным мероприятиям очень сильна среди католической молодежи на Западе, но это, к сожалению, отрицательно сказывается на еженедельной церковной практике. В будущем это может распространиться и на молодых людей Православной Церкви. То есть молодые православные будут менее регулярно посещать богослужения, предпочитая участие в крупных религиозных событиях. Это новый вызов для пастырства в Западной Европе, и нам приходится учитывать подобные влияния, напоминая о важности для христианина активного и регулярного участия в Трапезе Господней.

Публикации по теме