Ханука методическая разработка на тему. Ханука. сценарий вечера. подготовительная группа Сценарий на хануку английском языке

Сценарий праздника Ханука в школе «Ор Авнер ХаБаД», 5766 год, г Пермь

Сцена 1.


Выходит раввин, зажигает шамаш, 1 свечу. Музыка, задорный танец «Ханука» в исполнении детей всех возрастов . Все убегают, остаются 2 мальчика Давид (помладше) и Цуриэлъ(постарше и побойчее). Интерьер комнаты

Давид: Ханука!

Цуриэль: Восемь дней подряд не ходишь в школу!

Давид: Каждый день ешь оладьи со свиным салом!

Цуриэль: Играешь в разные игры!

Давид: Зима. На дворе холодно, стоят трескучие морозы, окна замерзли,

Цуриэль: А в доме тепло, уютно. Серебряная ханукальная лампада приготовлена

еще с полудня.

Давид: И получаешь от всех ханукальные деньги. Разве может быть что- нибудь

Цуриэль: Вот я и думаю: сколько, например, у нас соберется ханукальных денег,

если все дяди, все тетки и все родственники дадут нам?

Давид: Перво- наперво дядя Мотл.

Цуриэль: Брат нашей мамы? - Очень скупой!

Давид: Но богач! А тетка Ица и тетя Двойра!

Цуриэль: С ними наши родители уже давно в ссоре!

Давид: Ну а дядя Бейнуш и тетя Ента? А еще моя сестра Эйдл и муж ее Шолом-

Зейдл? А все прочие родственники?

Цуриэль: Давид, ты бредишь?

Давид: Да, а что? А вот, интересно, сколько, по- твоему, даст нам ханукальных

денег дядя Мотл?

Цуриэль: Почем я могу знать? Я не пророк. Давид, ты что?

Сара: Но, мама, в такое ужасное время, когда нам запрещено вести еврейский

образ жизни, нас могут поймать и казнить.

Хана: Деточка, мы должны жертвовать собой ради Торы и заповедей. Я надеюсь,

Вс-вышний смилуется над нами, и ничего плохого с нами не произойдет.

Сара: Как темно в кладовке, и не слышно ни одного звука.

Хана: Ну, вот и хорошо.

(музыка) Сара, зажги свечи и скажи вслух благословение.

Сара: Барух...

Звучит музыка инквизиторская. Медленно подходит инквизитор.

Инквизитор: Свечи, свечи Хануки. Вы сегодня зажгли ханукальные свечи?

Хана: Я, я, я зажгла ханукальные свечи! {смотрит на инквизитора)

Инквизитор: Когда я осиротел, мне было 5 лет. После этого меня воспитывали в

духе христианства. Я достиг высокого уровня и стал главным инквизитором.

(меняет тон) Но когда я увидел свечи, перед моими глазами встал мой отец,

зажигающий ханукию и произносящий благословение.

Не переживайте, вы уедете из страны, и я вам в этом помогу.

Зажигается 2 свечка. Песня радости, 3 свечка

Мотл: Вот такая история произошла в Испании в 16 веке.

Цуриэль: Гм..., хорошо, дядя Мотл. А как же....

Мотл: А? Что?

Давид 0 , (тихо) Ханукальные деньги детям...

Мотл: На что детям деньги? Что вы будете делать с деньгами? А? Истратите,

растранжирите, а? Сколько вам отец дал ханукальных?

Цурнэль: Мне 100, а ему полтинник.

Мотл: Сто...Гм...Балуют детей, сами же губят их. Что ты сделаешь со своими 100

рублями? А? Разменяешь? А? Смотри, не разменяй. Слышишь, что тебе говорю?

Смотри, не разменяй. А может, собираешься разменять?

Цуриэль: Не разменяю. Не разменяю.

Мотл: А то ведь потратишь! Вот куда ты их потратишь? Накупишь на них игрушек,

ножичков, тросточек...Никакой фантазии! Нет бы, спросил меня, что мог

придумать ваш дед Моня! Вот, где была голова...и вера! На какие только

ухищрения не шли, чтобы исполнить заповедь!

(появляются солдаты с Качурой, строевая подготовка)

Служил ваш дед в Литовской дивизии. В самый разгар войны с немцами Сталин

дал приказ прочесать все уголки России и найти литовцев, чтобы создать

национальную литовскую дивизию. Как ни старались политруки, а кроме

литовских евреев никого не смогли набрать (Качура командует. Строевая

подготовка).

Качура: Сегодня, как в каждую пятницу, - политбеседа. Религия- опиум для народа.

Одно из двух: либо вы усвоите, что любая молитва- преступление, равное чтению

вражеских листовок, либо... одно из двух!

Мотл: Как-то в пятницу, после обеда, политрука Качуру вызвали в дивизию, и прошел слух, что, возможно, политбеседа нынче не состоится.


  1. солдат: Тащи ящик и 2 стреляные гильзы от снарядов 45мм пушки, лей керосин,
    сплющи концы. Так... из чего же сделать фитиль ? Давай ремень. Ну вот, все готово.

  2. солдат: Где тут восток? Мы должны повернуться лицом к Иерусалиму.
    Монй: Хорошенькое дело,- из-под русского города Орла увидеть Иерусалим!
3 солдат: Слушайте, нет таких крепостей, которых бы не смогли взять евреи
{снимает с руки компас). Вон там - юг, а Иерусалим- к юго- западу от нас.. .Как раз
там, где вход в блиндаж. Значит, можно встать лицом сюда, и вы не промахнетесь.
Моня: Там - Иерусалим? Подумать только, там - Иерусалим!

  1. солдат: Время! Кто следит за небом? Не упустите появление первой звезды.
    Только не перепутайте, чтоб не вышло греха: не примите сигнальную ракету за
    первую звезду! Ну, есть звезда?

  2. солдат: Звезды еще нет, но к нам бежит Иван Будрайтис.
    Моня: Что тут нужно этому тою Будрайтису?
Командир роты: Должно быть, ко мне,- я его оставил у телефона.

Будрайтис: Ребята! Кончай базар! Товарищ политрук Качура звонили, они идут к

нам проводить политбеседу!


Моня: Я придумал, (все, как по команде, поворачиваются к нему) Главный политрук Качура - не самый храбрый человек в Литовской дивизии. Верно? Командир: Это уж точно .

Моня: Значит, если немцы сейчас откроют сильный артиллерийско- минометный огонь, то старший политрук Качура, уверяю вас, и носа не высунет из своего укрытия при штабе полка.

3 солдат: Хорошенькое дело! Маня, вы, должно быть, родились недоношенным.


Кто же это немцам передаст, что евреи просят их об одолжении: открыть огонь. Не
вы ли?

Моня: Могу и я, но только я приму на себя грех- поработаю в субботу, что еврейским законом возбраняется.. .Хотя стойте! У нас же есть гой Иван Будрайтис. Для него это не грех. Ваня, сделаешь одолжение своим однополчанам? Иван: Смотря какое.

Моня: Пустяк. Возьмешь мину и опустишь ее в миномет. Немцам не понравится, что их потревожили перед ужином, и они ответят. Так, что чертям станет тошно. Тем более, старшему политруку Качуре. Можете не волноваться - его здесь не будет. Иван: Будет сделано! А вам, товарищи, счастливо помолиться!


  1. солдат: Как там? Звезды еще нет? (хлопает минометный взрыв)

  2. солдат: Звезда! Звезда!

  3. солдат: Барух ата адонай.... ве цивану лэадлик нер шел шабат.
7 солдат: Благословен ты, Превечный, Б-же наш, Царь Вселенной, который освятил
нас законами своими и заповедал нам зажигать субботние свечи.

Дядя Мотл: Сотрясалась земля, трещали оревна перекрытий над головами, со стен струился песок, едкий дым из хода сообщений вползал в блиндаж...




8 десять глоток неистово молились евреи Б-гу на древнем языке своих предков в
летний пятничный вечер 1945 года на Русской равнине, отмеченной на военных
картах как Курская дуга.

Зажигается 4 свеча Военный танец.

Сцена 5. Снова в доме у дяди Мотла.

Мотл: Барух ата адонай... элохейну мелех аолям

Цуриэль.: Молитва тянется без конца.

Давид: Хоть бы он закончил и взялся за карман, достал, наконец, кошелек!

Цуриэль: Пойди, попроси у него ханукальные деньги.

Давид: Почему это мне просить?

Цуриэль: Ты же моложе, тебе полагается просить.

Давид: А по- моему, как раз наоборот, ты старший, - тебе и полагается просить.

Цуриэль: Дядя, а ты о ком молишься?

Мотл: А? Что?




Цуриэль: Молишься о ком?

Мотл: Обо всех добрых людях (молитва на иврите)

Заключенные в тюрьме. Звучит советская музыка « Утро

Бандит: Почему такой грустный?

Яков выходит. Звучит еврейская музыка.

Яков: Вот и наступает светлый праздник Ханука. А я сижу в тюрьме среди воров,

убийц. И грустные мысли посетили меня. Во всех еврейских домах сегодня зажгут

свечи и будут радоваться празднику света. И только у меня будет тьма : нет ханукии,

нет свечей! Я должен отмечать Хануку вместе с этими бандитами.

Бандит: Так почему такой грустный?

Яков молчит и смотрит на бандита.

Мы можем тебе чем-то помочь?

Яков: Мне нужно зажигать свечи, но даже если бы у меня были свечи, их

запрещено зажигать в тюрьме.

Бандит: Давай подумаем, что мы для тебя сможем сделать? Ну, во- первых, скажи,

что тебе необходимо, чтобы по закону отметить праздник.?

Яков: Мне нужно зажигать свечи. 8 свечей.

Бандит: Не переживай! Мы устроим тебе свечи.

Яков: Я стоял и не знал - верить ему или нет!

Бандит: Все будет хорошо. Считай, что свечи у тебя есть. Я поговорю с друзьями, и

Глашатай 1 Что такое Ханука? Это день чудес,

День, когда благословенье шлет Господь с небес.

Глашатай 2 День, когда во Храме Божьем менора горит,

И когда Господь-Всевышний чудеса творит

Глашатай 3 Мы поведаем сегодня вам историю одну,

Где все дюди прославляют этот Праздник - ХАНУКУ!

ВЕДУЩИЙ 1

Ханука - это праздник в честь успешного восстания евреев в эпоху Второго Храма против греков, наследников развалившейся Империи Александра Македонского.

ВЕДУЩИЙ 2

Масло, необходимое для зажигания храмового светильника – Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней! В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней, начиная с 25 дня месяца Кислева.

ВЕДУЩИЙ 1

В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй –две и т.д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму.

ВЕДУЩИЙ 2


Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».

(на сцене мать, отец и два сына)

Мать (накрывает на стол белую скатерть, расставляет приборы для праздничного стола) Отец читает. Младшие дети что-то мастерят на полу.

Отец Сегодня большой праздник. Ты помнишь, как это было в твоем детстве, первый раз...

Мать. (вспоминая, таинственно) Светильник горел всю ночь и не гас. Он горел все 8 дней, пока готовили новое масло.

Старший сын . Подумаешь, какое великое чудо! Ну, горело масло 8 дней! Так ли это важно?

Мать . Чудо всегда важно, а чудо с кувшинчиком особенно.

Младший брат. Почему, мама?

Мать . Так же, как в те давние времена не погас свет Храмового светильника, так в веках не погас свет Торы. Мы ставим Ханукию на окно и стараемся осветить не только свой дом, но и внешнюю тьму всего мира.

Старший брат . Сказки это все, сказки для маленьких детей. Я не верю.

Отец . И напрасно. Очень скоро ты убедишься, что был не прав. (мать и отец уходят

Старший брат (вдогонку) - Я поверю в чудо, когда оно произойдет со мной! А пока, братец, оно не произошло, давай просто зажжем Ханукию.

Младший брат. Давай

(находят спички, чиркают, пытаются зажечь свечи, но свечи не зажигаются)

Младший брат . Братец, что за чудо, свеча не зажигается..

Старший. Никакое это не чудо. Ты просто не умеешь чиркать спичками. Дай-ка я попробую.

(свеча зажигается и гаснет)

Младший брат. Давай позовем маму и папу!

Старший сын . Конечно, не верю. Тоже мне чудо, наверное, спички отсырели.

Старший сын. Хочу, чтобы свечи сами зажглись

Белый ангел

В Хануку мы каждый вечер

Зажигаем в доме свечи.

Почему? Хотите знать?

Я могу вам рассказать.

Огонь священный для евреев

Что нам вернули Маккавеи,

Напомнит всем о чудесах,

О людях, что отвергли страх,

Сложивши голову за веру.

И вот теперь по их примеру

Живет и будет жить еврей,

Будет учить своих детей.

Ханукию зажжём скорей!.

Пока что звёзд на небе нет,

Пусть вспыхнет первой свечки свет\

Девять детей со свечами в руках стоят в ряд, тот, кто стоит в середине - ниже всех ростом, и его свеча, в отличие от других, зажжена. Это - "шамаш". После произнесения текста каждой из "свечей", "шамаш" подходит к ней и зажигает ее свечу от своей. Между выступлениями "свечей" можно вставлять концертные номера.

1-я свеча:

Историю тебе одну
поведаю я... В старину, -
То было в страшную эпоху -
Царем сирийским Антиохом
Евреям дан наказ был строгий:
Забыть обычаи и Бога,
Законам эллинским служить
И идолам поклоны бить.
И старый коhен Матитьяhу
Призвал сынов своих к отваге-
Пять славных братьев Маккавеев
На битву подняли евреев
И войско вражье победили,
Честь, правду, Тору защитили!
За это предкам наш поклон.
В их честь зажгу я свой огонь!

2-я свеча:

О Йеhуде, одном из братьев,
Хочу сейчас я рассказать вам.
Он был отважен и умен
И Божьим даром наделен.
Он в бегство обратил врагов,
Народ избавил от оков,
Йерушалаим освободил
И Храм очистил, освятил.
Зажег лампаду в нем Йеhуда.
Произошло там с маслом чудо!
Зажгу я в честь него огонь -
Пусть никогда не гаснет он.

3-я свеча:

Был самым младшим Эльазар.
И он познал войны кошмар,
И он упал на поле брани,
Слона врагов смертельно ранив.
Благодаря таким, как он,
Израиль снова был спасен.
Зажжем же сыну Матитьяhу
Свечу, как дань его отваге!

4-я свеча:

Первосвященник Йонатан
Израилю был Богом дан.
Он правил честно, справедливо,
Врагам на зависть, всем на диво!
И стал он жертвою интриг -
Сирийский меч его настиг.
Но славу братьев Маккавеев
Умножил он среди евреев.
Навеет пусть свеча огнем
Воспоминание о нем.

5-я свеча:

Отдали жизнь за свой народ
Все братья Маккавеи.
Лишь Шимон выжил, он живет
Во благо Иудеи:
Изгнал из всей страны врагов,
И зажили счастливо!
И отмечали каждый год
Свечей зажженных диво.
Пусть свечка трепетным огнем
Напоминает нам о нем.

6-я свеча:

Были владыки, были тираны,
Что наносили Израилю раны...
В веке двадцатом, в расплавленной мгле
Рухнули все представленья о зле,
Войны померкли в сравнении с этой:
Лагери смерти, еврейские гетто...
Смерч истребленья витал над народом,
Но не сломились фашистам в угоду.
Жертвам фашизма, жертвам террора,
Жертвам "гулагов", голодоморов
Вечная память! Этот огонь -
Символ надежды, протест против войн.

7-я свеча:

Прошел еврейский наш народ
Сквозь муки и гоненья,
Терпел чужих царей, господ,
Святынь уничтоженья.
Но веры искру зажигал
Огонь священной Торы .
Во тьме веков народ наш стал
Передвижной Менорой!

8-я свеча:

Рассыпаны по всей земле,
По всей планете,
Мы все нуждаемся в тепле,
В свободе, в свете.

Пускай же радость новых дней
Лучами брезжит,
И ханукальный свет огней
Зажжет Ханука

И пусть эти свечи горят в честь победы малого света над бездной тьмы

В честь победы простых, скромных людей, какими были Матитьяху Хасмоней и его односельчане, над грозным и могущественным греческим императором

В честь всех героев еврейского народа, которые несли в себе веру в Единого Бога, несмотря ни на что...

В честь евреев, которые погибли в дни Катастрофы

В честь тех благородных праведников мира, которые пытались спасти или облегчить участь обреченных

В честь павших воинов Израиля

И для того, чтобы не погас в веках свет Торы, как не погас 2 тысячи лет назад свет Храмового светильника.

Пускай не меркнет свет, пускай горит свеча

(исполняется еврейский танец )

Мы на праздник идём
Как красиво кругом
Дружней споём
Веселей споём

Мы на Хануку идём
И кувшинчики несём
Дружней споём
Веселей споём (Дети выстроились полукругом)

Ведущая

Шалом, дорогие дети, уважаемые родители, гости!
Посмотрите, какие буквы у меня есть.
Посмотри и на мои буквы.
Что же здесь написано, кто знает?
Большое чудо было там
А что за чудо?
Дети (хором): это чудо "Хануки"!

Ведущая

Сегодня праздник – праздник света
Священный праздник к нам пришёл
Ведь день сегодня знаменитый
Он хануку к нам в сад привёл.

1 р.: Барух ха – ба, барух ха – ба
Добро пожаловать друзья
Зравствуйте гости папы и мамы
Има ве- аба
Саф та ве – саба
Дедушки, бабушки, дяди и тёти
Все кто на празднике, а не на работе.

2 р.: Праздник сегодня, праздник большой
праздник еврейский полон душой
праздник прадеды дарят сынам
праздник в наследство достался и нам
праздник яркий как солнце
ханукой этот праздник зовётся.
А ханука – ведь это радость,
Сиянье свеч, улыбки, смех
Мы пригласили в садик всех
Пора нам свечи зажигать
И праздник Хануки начать.

Исполняется песня "Дни Хануки":

1. Ханука, а Ханука, праздник весёлый
Все восемь дней на Хануку танцуем поём мы
Наш кружится и ночью и днём
И свечи зажгутся чудесным огнём.
2. Гашем спас евреев
Помог Маккавеям
И празднуем мы Хануку.
3. Гашем спас евреев
Помог Маккавеям
Теперь у нас есть Ханука!

Ведущая:

Так давайте открывать наш праздник, пришло время зажигать свечи.

Звучит молитва, дети встают:

  1. Гори свеча, пусть будет свет

И сохранит она от бед
2. И взрослых всех, и маленьких детей
Пусть будет мир вокруг добрей
3. Любовью, лаской и добром (родители говорят)
Пусть будет полон каждый дом

  1. Пусть Тора учит всех нас жить

Заветы чтить, народ любить
Перед врагами устоять
И в жизни как свеча сиять.

Прочтено: 6565

Для входа детей в зал стоит подобрать музыку "космического" плана. Еще бы, нам предстоит космическое путешествие.

Ведущий: Шалом! Дорогие друзья, в этом году на праздник Ханука мы отправимся в космическое путешествие. Почему бы и нет? В прошлом году мы совершили полет на Машине времени - помните? Так что для нас нет ничего невозможного - тем более, что дни Хануки - дни чудес. Я - ваш капитан корабля. Внимательно слушайте меня и все повторяйте, что скажу:

Экипаж к полету готов? А вы отвечайте: - Готовы!

Включить приборы! (имитирует нажатие кнопок) Чик!Чик!

Дети: Есть включить приборы! Чик! Чик!

a.. Подать напряжение! (имитирует включение рычага) У-У!
b.. Дети: Есть подать напряжение! У-У!
c.. Включить зажигание! (имитирует зажигание спички)Тш-ш!
d.. Включить моторы! (делает руками "вертушку") Ж-Ж-Ж!
e.. Контакт!
f.. Есть контакт!
g.. Пять, четыре, три, два, один (на каждый счет выбрасывает руки: вправо, влево, вверх одну, вверх другую, и медленно опускает крича) -Урра! Ну это был пробный, тренировочный взлет, теперь вы все помните, не ошибетесь и мы сейчас взлетим уже по-настоящему.

Снова играют и на этот раз после "взлета" свет меняется, снова звучит "космическая" музыка.

Ведуший:
Вот мы по небу летим и на Землю вниз глядим.
И вокруг нас все летает, нас едва не задевает!
Вижу летит самолет! - А вы говорите: - И мы видим!
Вижу летит вертолет! - И мы видим!
Летит Воробей!
Летит стрекоза!
Летит Паровоз!
Кто сказал "И мы видим"?
У вас космическая галлюцинация!

Начинается невесомость! Ой-ей-ей! А у нас 1 класс летит без привязных ремней! И они теперь летают по всему космическому кораблю в невесомости, их крутит, разворачивает, иногда несильно сталкивает, и никак они не могут собраться вместе, схватятся за руки и рассыпаются, пробуют в круг собраться, ничего не получается. (Это все, конечно, под музыку происходит, я бы рекомендовал "Арию" Иогана Себастьяныча. Нечеловеческая музыка!) Ну ничего! Сейчас я их соберу с помощью космического пылесоса. Вот они все ко мне собираются, а я теперь пылесос переключаю и он их сдувает на стульчики, где они и усядутся и привяжутся накрепко. А я пока расскажу зачем мы летим.

Нам нужны для школьной ханукии свечи и для шамаша огонек! Накануне Хануки,здесь в космосе возникают ненадолго особенные области, планеты, туманности: Если мы успешно пройдем испытания, то получим то, что ищем. Но кто это приближается к нашему звездолету?

(Приближаются ученики из второго, третьего и четвертого класса, может быть не все - Это буквы Алефбета, о чем говорят их нагрудные повязки.)

Алеф: Мы буквы еврейского алфавита, алефбета!

Бет: По еврейским легендам мы существовали задолго до Сотворения Мира!

Гимел: Когда Гашем решил создать Землю и населить ее, мы буквы, явились к нему!

Тав: Я - буква Тав и я сказала: О Владыка Вселенной! Рукой Моше Ты дашь Израилю Тору! Так Начни Сотворение Мира с меня, с буквы Тав! Но Гашем отказал мне.

Шин: Я- Буква Шин. И я просила: О Владыка мира! Одно из Твоих имен - Шаддай начинается с меня. Сотвори мир мною!Но мне было отказано, так как с Шин начинаются также слова Шав - ложь и Шекер - обман.

Рейш: Я буква Рейш. И мне не разрешили стать началом Сотворения. Потому что Рейш стоит в начале слов Ра-зло и Раша- злодей. Но зато Гашем сделал меня началом своего имени Милосердный - Рахум.

Коф: И мне и мне отказали! А ведь с меня начинается слово Кодеш - святой! Почему?

Ведущий: Почему?

Другие буквы: Почему?

Коф: Потому что мной начинается слово Клала- проклятие.

Цади: Зато я -буква Цади! С меня начинается слово Цадик- праведный.

Пей: Но и тебе было отказано: Слово Царот - Несчастья Израиля тоже начинаются с Цади.

Ведущий: А ты кто?

Дети: А ты кто?

Пей: Я буква Пей. И грустно мне, потому что, хотя слово Подэ- искупитель и начинается с меня, но и слово Пэша -прегрешение- тоже с моей буквы.

Аин: Я - буква Аин. Слово Анава - скромность начинается с меня. Но еще- слово Эрва - срам. (пошатнулась и чуть не упала)

Самех: (поддерживает ее) Я буква Самех. И это одно из имен Всевышнего: Самех - поддерживающий падающих. Но и мне было сказано, что я должен продолжать свое дело.

Нун: Зато с меня начинается слово Нер - свеча Всевышнего, и это душа человека. Но и меня не выбрали.

Мем: (проталкиваясь вперед) Пропустите, пропустите меня: Я Мем, с меня начинается слово Мелех-царь, это одно из достоинств Всевышнего в мире: Мелех ха Олам! С меня, с меня надо начать:Нет? Почему? (вздохнула) С меня начинается слово Мегума - суета. Ведущий: А это что за буква?

Дети: Ламед!

Ламед: Я - Ламед! Я возглавляю слово Лухот- Скрижали завета.

Ведущий: Но ведь со скрижалями не все было благополучно. Что стало с первыми скрижалями?

Дети: Их разбил Моше!

Ламед: Да, я забыла об этом.

Кав: Зато я - буква кав, с меня начинается Кисе - престол Всевышнего, Кавод - слава Всевышнего и Кетер - корона Всевышнего. Вот сколько у меня заслуг!

Йод: Всевышний ответил тебе, что каф- ладони и он горько всплеснет ладонями, видя страдания Израиля, и поэтому ты не подходишь.

А вот я - Йод, я - первая буква тайного имени Всевышнего: Что? Не подхожу? С меня начинается Йецер ха-ра - злое намерение:

Тет: Я - Тет, с меня начинается Тов - добро.

Хет: Я - Хет, с меня начинается Ханун - милосердный.

Заин: Я Заин. С меня начинается Захор - помни, - помни день субботний.

Гей и Вав: Нет,нет, нет! Истинное добро - для грядущего мира!(отошла Тет) В слове Хатаа - грех тоже Хет! (отошла Хет) А твое слово Заин - значит оружие, в тебе образ войны.

Далет: Я Далет - с меня начинается Давар - слово Гашема. А вы кто такие?

Гей и Вав: Мы Гей и Вав. И мы составляем неизреченное имя Гашема. Поэтому нам тоже отказано, но только потому что мы слишком возвышены.

Гимел: А про тебя Далет сказано, что с тебя начинается Дин - суд, а строгий суд без любви и снисхождения не годится для этого мира. А вот я Гимел. Я напоминаю о великом-Гадоль. (вздохнул) Только и Гемуль - воздаяние - это тоже Гимель - вот мне и отказали.

Бет: А я просто сказала: О Владыка мира, все живущие в мире, каждый день возносят к тебе молитвы через меня: Барух! Благословен Всевышний! Амен!

Дети: Амен!

Бет: И моя просьба была принята! Мир начался словами:

Дети: Берешит бара Элохим эт ха шамаим вэ эт ха арец.

Ведущий: Ой кого это не было среди этих букв:

Дети: Буквы Алеф.

Алеф: Меня спросил Гашем: отчего ты не просишь как все буквы? А я и ответила, пока другие буквы просили - у них были высокие заслуги и я молчала, когда уже выбрали букву Бет, что теперь просить? И тогда мне тоже была оказана высокая честь! Какая, кто знает?

Дети: С Алеф начинается первая заповедь: Анохи Адонай элохеха.

Алеф: За то что вы так хорошо знаете буквы мы подарим вам Шамаш - это служебная свеча. А вот эту свечку мы даем вам как первую для ханукии. А если Хотите получить огонек для шамаша, то догадайтесь, какое важное для Хануки слово начинается с буквы Алеф?

Дети: Ор! Свет!

Алеф: Вот вам Огонек для шамаша. Зажигает бенгальский огонь или фонтанчик.

Внимание, внимание, полет продолжается! Перед нами простирается область Силы и Ловкости. Я вижу, что навстречу нам на одиночном космическом корабле летит. Ой кто это?

Судья: Я главный судья космической Маккабиады! Это военно-космические соревнования на приз Братьев Хасмонеев. Будете участвовать?

Ведущий: А ну-ка ребята

Ребята: Будем!

Ведущий: А что от нас требуется?

Судья: Две команды по 10 человек.

(проходит конкурс)

Судья: Вот вам честно заработанные свечи: Эта за победу! А эта за волю к победе! Потому что и у Хасмонеев были и победы и тяжелые поражения, но благодаря воле к победе они все-таки победили.

Ведущий: Всем подняться на борт. Помните за стеной корабля безвоздушное пространство. И космический холод. Мы влетаем в туманность Рассеянной мудрости. Здесь все время борются с рассеянным склерозом. Особенно детским. Нас встречают хахамим - мудрецы.

1 Мудрец: (важно) Мы мудрецы - хранители знаний!

2 Мудрец: У нас не все дома!

3 Мудрец: (почти плача) Мы кое-что забыли!

Ведущий: Много забыли? Может быть мы поможем? У нас то вроде все дома.

Поможем, ребята?

Дети: Поможем!

Мудрецы задают вопросы и предлагают варианты ответов. Дети выбирают правильный вариант, а мудрецы "записывают" его в свои книги.

1 Мудрец: Ученье-свет, А неученье:. Забыл. Что-то нехорошее!

Дети: Тьма!

2 Мудрец: За ваши знания вручаем вам свечу для ханукии!

3 Мудрец: А если вы споете:

1 Мудрец: А может быть залаете.. А может промычите:(двое других мудрецов начинают его толкать локтями, чтоб в себя пришел)

Ведущий: Да конечно споем! Споем ребята?

Дети: Споем, споем:

Ведущий: Полет продолжается! Занять места по летному расписанию. Приближаемся к Планете: планете: как же ее: склероз - это не инфекционное? Такое квадратненькое - квадратненькое! И крутится!

Дети: Севивон!

Ведущий: Вот. Планета Севивон. Нас встречает человек-оркестр.

Человек-оркестр обвешанный музыкальными инструментами (вдохновенно вещает).

Севивон, дрейдл, волчок! В древние времена еврейские дети с его помощью обманывали греческих солдат, делая вид, что играют, а на самом деле изучая Тору со своим учителем. Теперь севивон снова стал игрушкой, но и напоминанием о том, что во время Освящения Храма случилось чудо. Что написано на севивоне?

Дети: Нес гадоль хайя шам!

Человек-оркестр. Правильно. Играть в севивон можно разными способами. Сыграем так: Четыре группы: Мальчики, девочки, учителя, родители. (можно команды по пять человек) У каждой группы буква с одной из сторон дрейдла. Какая буква выпадет, той команде и отдуваться-выходить на середину и танцевать, какую бы музыку вы не услышали. Хоть рок-н-ролл, хоть лезгинку, хоть фрейлехс.

Играют несколько раз.

Человек-оркестр: Вот теперь я вижу, что вы умеете веселиться, как настоящие хасиды в праздник. Вот вам от меня свеча за музыку и танцы!

Ведущий: По коням! То есть вперед, в ракету! Срочно стартуем на планету поэзии, Будьте готовы к перегрузкам, летим на предельной скорости. Все повторяйте за мной: лавируем в метеоритном потоке, ай-яй-яй, какой нехороший метеор, подрезал: Поехали быстрее: Перегрузки..Право руля! Лево руля!

Отдать концы! А впрочем рано, еще поживем. А вот и планета Поэзии. Здесь притяжение очень слабое. Кто знает стихи о Хануке, может их прочитать?

Дети: Знаем! (читают разные стихи)

Ведущий: Что-то не видно на планете хозяина! Зато свеча стоит, ждет нас. Эй, Тут кто-нибудь есть?

Дети (шепотом): Есть Есть..

Ведущий: Или тут никого нет?

Дети: Нет.. нет.

Ведущий: Какие странные помехи

Дети: Эхо Эхо

Ведущий: Эхо? Много ли еще впереди планет?

Дети: Нет Нет

Ведущий: А что нам приносит рассвет?

Дети: Свет Свет

Ведущий: Так полетели?

Дети: Еле..Еле

Ведущий: Не еле-еле, а полетели! С песней!

Ведущий: Пролетаем Млечный путь. Пахнет очень вкусно. Не могу понять чем.

Кажется: Пончики! А кто у нас умеет готовить пончики? Девочки? А мальчики?

Тогда специально для мальчиков и отдельных отсталых родителей краткий курс по приготовлению. Проводит космический повар-кок.

(имитация приготовления пончиков)

Кок: Вручаю вам еще одну свечу для ханукии. Торопитесь, на земле скоро вечер.

Ведущий: Разворачиваемся к Земле! Нам нужно найти еще только одну свечу и я знаю, где она находится. Мы влетаем в область Милосердия. Вот уж странное место - никто не знает большое оно или маленькое, есть у него границы или их нет: Выполняем ли мы заповедь цдаки - вот что определит - получим ли мы свечу. Кто к нам идет?

Шамаш: Я шамаш - служка в синагоге и служебная свечка на ханукие. Вот что сделано с той цдакой, которая накопилась в школьных коробочках. Я надеюсь, что в дальнейшем вы будете более хорошо выполнять эту заповедь. На Хануку принято давать хануке гелт детям.Мы знаем некоторые семьи, где бы очень пригодились лишние денежки к празднику. Вот коробочка для сбора цдаки!

(проводится сбор цдаки)

Возьмите свечу для вашей ханукии! Дорога на Землю прямо!

Ведущий: Включить моторы! Вперед в Ган-Хаму! Прибавить скорости! Вижу знакомые огоньки! Слышу знакомые голоса! Это же мы песенку поем!

Нас встречает Реб Довид. Мы устанавливаем имитационные свечи с огоньками. И говорим о том, что такой будет наша Ханукия к концу праздника. Но у нас начинаются каникулы, поэтому все вместе мы сможем присутствовать на зажигании первой свечи Хануки. Вот наш Шамаш, а вот и бенгальский огонь от которого мы зажгем его. Теперь пришло время сказать брахот. Зажигаем ханукальную свечу. Все исполняем "Маоз цур"

Ведущий: Внимание, внимание! Из Млечного пути и космического камбуза по межзвездной нуль - транспортировке прибыли пончики! Ханука самеах!

Освящение

Греки изгнаны из храма,
Торжествует весь народ!
Только радоваться рано.
Нас еще уборка ждет.
Ведь лежат повсюду валом,
Громоздятся по углам
Кучи мусора и хлама -
И работы хватит нам.
Нужно мыть и нужно красить
Шить, скрести, полировать.
В каждый угол с тряпкой лазать,
Все до крошки выметать.
Так в душе еврейской каждой
Жив поныне скрытый Храм.
И для Хануки однажды
Стоит подмести и там.
Зависть, страх, обида злая-
Выметаем не спеша,
Чтоб сверкала и сияла -
Храм - еврейская душа.
Нужно масла для Меноры
Хоть немного отыскать.
Освященье Храма скоро,
Что мы будем зажигать?
Ищут взрослые и дети,
Все собрались как один,
Обыскали все на свете,
А нашли один кувшин.
Вот теперь,
Хоть это мало
Начинается обряд.
И идут к ступеням Храма
Все евреи - стар и млад!
Кто молчит, кто громко спорит,
Кто смеется, кто ворчит.
Зажигается Менора!
И горит, горит, горит!
И теперь о чуде этом
Вспомнить мы хотим, друзья!
В праздник наш - свободы, света! -
Пусть горит Ханукия!

Действующие лица - ханукальные свечи

Девять детей со свечами в руках стоят в ряд, тот, кто стоит в середине - ниже всех ростом, и его свеча, в отличие от других, зажжена. Это - "шамаш". После произнесения текста каждой из "свечей", "шамаш" подходит к ней и зажигает ее свечу от своей. Между выступлениями "свечей" можно вставлять концертные номера.

1-я свеча:

Историю тебе одну
поведаю я... В старину, -
То было в страшную эпоху -
Царем сирийским Антиохом
Евреям дан наказ был строгий:
Забыть обычаи и Бога,
Законам эллинским служить
И идолам поклоны бить.
И старый коhен Матитьяhу
Призвал сынов своих к отваге-
Пять славных братьев Маккавеев
На битву подняли евреев
И войско вражье победили,
Честь, правду, Тору защитили!
За это предкам наш поклон.
В их честь зажгу я свой огонь!

2-я свеча:

О Йеhуде, одном из братьев,
Хочу сейчас я рассказать вам.
Он был отважен и умен
И Божьим даром наделен.
Он в бегство обратил врагов,
Народ избавил от оков,
Йерушалаим освободил
И Храм очистил, освятил.
Зажег лампаду в нем Йеhуда.
Произошло там с маслом чудо!
Зажгу я в честь него огонь -
Пусть никогда не гаснет он.

3-я свеча:

Был самым младшим Эльазар.
И он познал войны кошмар,
И он упал на поле брани,
Слона врагов смертельно ранив.
Благодаря таким, как он,
Израиль снова был спасен.
Зажжем же сыну Матитьяhу
Свечу, как дань его отваге!

4-я свеча:

Первосвященник Йонатан
Израилю был Богом дан.
Он правил честно, справедливо,
Врагам на зависть, всем на диво!
И стал он жертвою интриг -
Сирийский меч его настиг.
Но славу братьев Маккавеев
Умножил он среди евреев.
Навеет пусть свеча огнем
Воспоминание о нем.

5-я свеча:

Отдали жизнь за свой народ
Все братья Маккавеи.
Лишь Шимон выжил, он живет
Во благо Иудеи:
Изгнал из всей страны врагов,
И зажили счастливо!
И отмечали каждый год
Свечей зажженных диво.
Пусть свечка трепетным огнем
Напоминает нам о нем.

6-я свеча:

Были владыки, были тираны,
Что наносили Израилю раны...
В веке двадцатом, в расплавленной мгле
Рухнули все представленья о зле,
Войны померкли в сравнении с этой:
Лагери смерти, еврейские гетто...
Смерч истребленья витал над народом,
Но не сломились фашистам в угоду.
Жертвам фашизма, жертвам террора,
Жертвам "гулагов", голодоморов
Вечная память! Этот огонь -
Символ надежды, протест против войн.

7-я свеча:

Прошел еврейский наш народ
Сквозь муки и гоненья,
Терпел чужих царей, господ,
Святынь уничтоженья.
Но веры искру зажигал
Огонь священной Торы.
Во тьме веков народ наш стал
Передвижной Менорой!

8-я свеча:

Рассыпаны по всей земле,
По всей планете,
Мы все нуждаемся в тепле,
В свободе, в свете.

Пускай же радость новых дней
Лучами брезжит,
И ханукальный свет огней
Зажжет надежды!

Публикации по теме