Учение Аристотеля о человеке. Психология, этика и политика. Психология у аристотеля Как можно оценить разные эмоциональные характеры аристотель

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Решительный итог размышлений Аристотеля: "Душу от тела отделить нельзя" – противоречил взглядам Платона. "Правильным" Аристотель считал собственное понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Тем самым отвергались версии о прошлом и будущем души, способах ее соединения с внешним для нее материальным телом. Не сама по себе душа, но тело благодаря ей учится, размышляет и действует. Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Применительно к объяснению души Аристотель, вопреки своему постулату о нераздельности души и способного к жизни тела, полагал, что разум в его высшем, сущностном выражении есть нечто отличное от тела. Иерархия уровней познавательной деятельности завершалась "верховным разумом", который не смешивался ни с чем телесным и внешним. Начало познания – это чувственная способность. Она запечатлевает форму вещей подобно тому, как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". В таком процессе уподобления живого тела внешним объектам Аристотель придавал большое значение особому центральному органу.Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Внешние впечатления организм запечатлевает в виде образов "фантазии" (под этим понимались представления памяти и воображения). Они соединяются по законам ассоциации трех видов – смежности (если два впечатления следовали друг за другом, то впоследствии одно из них вызывает другое), сходства и контраста. Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так как рассматривал живое тело и его способности, как целесообразно действующую систему. Его важным вкладом является так же утверждение идеи развития, ибо он учил, что способность высшего уровня возникает на основе предшествующей, более элементарной. Аристотель соотносил развитие отдельного организма с развитием всего животного мира. В отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биологическим законом. Аристотель разграничил теоретический и практический разум. Принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Знание как таковое, само по себе не делает человека нравственным. Его добродетели зависят не от знания и не от природы, которая только потенциально наделяет индивида задатками, из которых в дальнейшем могут развиваться его качества. Они формируются в реальных поступках, придающих человеку определенную чеканку. Это связано также с тем, как он относится к своим чувствам (аффектам).Аристотель впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Он предложил периодизацию, основой которой явилась выделенная им структура души. Детство он разделил на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 и от 14 до 21 года. Для каждого из этих периодов должна быть разработана определенная система воспитания. Аристотель подчеркивал значение стремления к нравственному поведению. Таким образом, он поощрял попытки ребенка, пусть и неудачные, "быть хорошим", создавая тем самым дополнительную мотивацию. Итак, Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма. Душа для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с будущей целью. Аристотель открыл и изучил множество конкретных психических явлений.

По словам Гегеля, "самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля". Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.

Аристотель Страгирит родился в 384 г. до н.э. в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335 г. Аристотель организовал свое учебное заведение в. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название "Перипата". После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. "Его характер, - пишет о нем Эдуард Целлер, - который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению. Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…"

Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений. Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах (описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарзиса - очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере (в трактате "Характеристики" он выделил 30 характеров). Однако наиболее почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое исследование по проблеме души - фундаментальный трактат "О Душе".

Учение Аристотеля о душе является вершиной античной мысли. Оно основано на анализе огромного эмпирического материала. Это учение преодолело ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому "…душа движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью". Аристотель является, по сути, основоположником психологии как науки о душе.

В рамках данной работы предусматривается рассмотрение аристотелевского учения о душе и влияния, оказанного Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и психике. Также один из пунктов работы посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, в котором будет кратко рассмотрена идеалистическая психология Платона и более рационалистический взгляд на те же вещи и явления Аристотеля.

Психологическая концепция Аристотеля была тесно связана и вытекала из его общефилософского учения о материи и форме. Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного начала, названного Аристотелем формой. Материя – это все то, что окружает человека, и сам человек. Все конкретные материальные вещи возникают благодаря форме, придающей им вследствие своей организующей функции качественную определенность. Материя и форма представляют собой начала взаимнопредполагаемые и не отделимые друг от друга. Душа как форма есть сущность всего живого.

Душа, по его мнению, не может рассматриваться ни как одно из состояний первоматерии, ни как оторванная от тела самостоятельная сущность. Душа есть активное, деятельное начало в материальном теле, его форме, но не само вещество или тело.

Выполняя организующую, деятельную функцию по отношению к телу, душа не может существовать без последнего, так же как существование самого организма невозможно без формы или души.

Душа и тело неразрывно связаны, и «души от тела отделить нельзя».

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе. «Душа, – утверждал философ, – никогда не мыслит без образов». В то же самое время мышление проникает в недоступную органам чувств сущность вещей. Эта сущность вещей дана в чувствах лишь в виде возможностей. Мышление – это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое. Вырастая из чувственных форм, мышление не может протекать в отрыве от тела. А что же является причиной, зажигающей индивидуальный разум и актуализирующей заключенные в чувственных образах в виде потенции обобщенные формы в понятия?



Этой причиной Аристотель считает надиндивидуальное, родовое мышление, или верховный разум, который надстраивается у человека над уже известными ему познавательными формами души и завершает их иерархию. Именно под влиянием верховного разума происходит образование или реализация идеальных обобщенных форм, заданных в чувственных формах в виде возможностей.

Нераздельными с познавательными способностями души являются другие ее специфические свойства – стремления и аффективные переживания. Возникновение эмоций и стремлений вызывается естественными причинами: потребности организма и внешние предметы, которые ведут к их удовлетворению. Любое волевое движение, всякое эмоциональное состояние как ведущие движущие силы души, определяющие активность организма, имеют под собой природные основания.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Кровь рассматривалась Аристотелем как материальный носитель всех душевных функций от низших до высших. Растекаясь по всему телу, она дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое и выступало в качестве центрального органа души.

Что касается головного мозга, то он рассматривался Аристотелем как резервуар для охлаждения крови.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. В нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств.

Новизна во взглядах Аристотеля на строение души заключается в двух существенных моментах.

Во-первых, в них нашел выражение целостный подход, при котором душа мыслилась как нечто единое и неделимое на части.

Во-вторых, аристотелевская схема строения души проникнута идеей развития, которая была реализована философом, как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах. С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие. Из учения о трех основных способностях души вытекали и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье.

Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируются наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д.

Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом.

50. Учение Спинозы об аффектах. Проблема свободы воли.

Рационализм, развитый Декартом, хотя и вызывал возражения со стороны сенсуалистов, получил свое дальнейшее развитие в трудах виднейших философов того времени, например, Б.Спинозы (1632 – 1677) – нидерландского философа. Надо сказать, что Спиноза жил и творил в достаточно благодатный для Нидерландов период укрепления буржуазной республики с ориентацией на свободу личности, свободу предпринимательства, научные исследования.

Он мог опираться в своих идеях на достижения конкретных научных дисциплин, особенно в математике и механике, физике, поэтому его учение носило прогрессивный характер, отвечающий потребностям середины XVII века.

Подобно Ф.Бэкону и Р.Декарту, Спиноза отстаивал и развивал новый взгляд на философию, на знание. Он считал, что философия должна увеличивать власть человека над природой в целях «высшего человеческого совершенства». Основными средствами достижения цели им выдвигались механика, медицина и в особенности «моральная философия», в разработке которой он видел свою главную роль.

Деятельность человека, как и любого модуса абсолютно предопределена всей совокупностью мировых связей, образующих прочные и неизменные законы. Поэтому и по отношению к человеку Спиноза считал принципиально возможным такое универсальное математическое познание, которое объясняло бы существование и деятельность каждого отдельного индивида. Вместе с тем в своем этическом учении он не отвергал возможности свободы человека. Этот вопрос Спиноза отделял от вопроса о свободе воли , отвергая идеалистическое учение. По его мнению, человеческой природе присуща общая черта – ее зависимость от страстей, или аффектов . Решая проблему свободы, он сопоставляет ее с необходимостью. Вещь, существующая необходимо, может в то же время быть свободной, если она существует по необходимости одной лишь собственной природы. В этом смысле свободна, во-первых, субстанция – природа, так как ее существование обусловлено только ее собственной сущностью. Во-вторых, в этом смысле свободен также и человек. Если в четвертой части «Этики» Спиноза говорит о рабстве человека, т.е. о зависимости его от аффектов, то в пятой ее части Спиноза показывает, при каких условиях человек может выйти из этого рабства и в каком смысле он может сделаться свободным. Всякий аффект, то есть пассивное состояние, перестает быть пассивным, как только мы составляем о нем ясную и отчетливую идею, иначе познаем его. Свобода и есть познание необходимости, то есть ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Хотя познание, как таковое, бессильно перед аффектами, оно само может стать аффектом. Радость, сопровождаемая идеей о ее внешней причине, есть ни что иное, как аффект любви. Особый вид любви – любовь к познанию. Вызвав аффект такой любви, познание может вступать в борьбу с другими аффектами и побеждать их. Таким образом, может привести человека к величайшей свободе. Следовательно, свобода для него – только господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию. Такое понимание свободы абстрактно, антиисторично, оторвано от многообразного содержания общественной жизни.

54. Зарождение и развитие ассоцианизма.

Ассоцианизм появился в XVIII в. Термин ассоцианизм был введен Локком, а само понятие использовалось еще Аристотелем как механизм переработки информации.
Английский епископ Джордж Беркли (1685-1753) положил в основу своей концепции теорию Локка о ведущей роли ощущений в формировании понятий и довел ее до абсурда. У Локка идеи (ощущения) отражают объективные свойства предметов окружающего мира, у Беркли идеи (ощущения) есть некая самодостаточная реальность, только и известная субъекту сознания. Т.е. Беркли отбросил идею о связи ощущений внешним миром, поставив во главу угла понятие о внутреннем опыте. «Существовать - значит быть в восприятии», т.е. пока человеку кажется, что он видит или слышит какой-то объект, он реально существует, но стоит закрыть глаза – пропадает не только ощущение, но и объект. Вещь – это комплекс ощущений.
В 18 веке ассоциация стала объяснительным принципов всех познавательных процессов, в частности в работах Давида Юма (1711-1776) , младшего современника Беркли. Он продолжает развивать предложенное предшественниками понимание сознания как непосредственно данной нам реальности. Для Юма характерна жесткая позиция последовательного сенсуалиста: того, чего нет в ощущениях, просто не существует.
Юм делит все состояния на «впечатления» и «идеи», их отражения. Идеи – это более слабые впечатления, которые мы используем в мышлении и рассуждении. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Локк, Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. «Существует принцип соединения различных мыслей, или идей, и при своем появлении в памяти они вызывают друг друга до известной степени методично и регулярно. Даже в самых фантастических и бессвязных мечтаниях, даже в сновидениях ход нашего воображения не был вполне произволен. И здесь существовала некоторая связь между различными следующими друг за другом идеями»
Юм впервые выделяет условия, при которых образуются ассоциации идей. Впечатления и идеи связываются друг с другом в ассоциацию благодаря:
1 – сходству (или контрасту) друг с другом;
2 – играет роль пространственная и временная смежность идей друг с другом;
3 – некоторые идеи связаны отношениями причинности.
Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, у английского врача Давида Гартли (1705-1757 ).

Ассоциация – это результат чисто материальных (физиологических) причин, «вибраций», возникающих в мозгу под влиянием внешних воздействий. Если два раздражения попадают в мозг одновременно, между возбужденными участками мозга возникает связь – она-то и лежит в основе психической ассоциации, которая как тень следует за физиологическим процессом.
Все нервные вибрации Гартли разделял на два вида: большие и малые. Малые возникают в белом веществе головного мозга как миниатюрные копии (или следы) больших вибраций в черепно-мозговых и спинномозговых нервах.
Однажды возникнув, малые вибрации сохраняются и накапливаются, образуя «орган», который опосредует последующие реакции на новые внешние влияния. Благодаря этому организм, в отличие от других физических объектов, становится обучающейся системой, имеющей собственную историю.
Гартли исходил из идеи о прижизненном формировании психики и считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его будущее определяется материалом для ассоциаций, поэтому только от взрослых зависит, каким вырастет ребенок, как он будет мыслить и поступать. Он доказывал, что рефлекс, подкрепленный положительным чувством, более стойкий, а отрицательное чувство, возникающее при определенном рефлексе, помогает его забыванию. Поэтому для формирования идеального человека необходимо только вовремя подкреплять нужные рефлексы или уничтожать вредные.
Взгляды Гартли оказали огромное влияние на развитие психологии, достаточно сказать, что теория ассоцианизма просуществовала почти два столетия и, хотя неоднократно подвергалась критике, основные ее постулаты, заложенные Гартли, стали основой дальнейшего развития психологии.

58. Возникновение психофизики и психометрии.

Важнейшим источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология, явилась психофизика . Г. T. Фехнер (1801-1887) в работе «Элементы психофизики» сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Соответственно он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача - соотношение между психическим и физическим). Фехнер разработал только внешнюю психофизику.

Для работы в этой области Фехнер создал экспериментальные методы. Он сформулировал основной психофизический закон. Все это составило новую самостоятельную область знания - психофизику. Целью Фехнера было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Фехнер предположил, что средством измерения ощущения может быть измерение интенсивности физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Это нижний абсолютный порог. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя.

Для психофизических измерений Фехнер разработал три метода: метод едва заметных различий, метод средних ошибок и метод постоянных раздражителей, или метод истинных и ложных случаев. Эти классические методы измерения используются до настоящего времени.

Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии . Это возбудило огромный интерес и, конечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т. е. если интенсивность раздражителя возрастает, то в конце концов наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Это и ряд других критических замечаний не поколебали уверенности Фехнера в своем законе.

Третьей областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, явилась психометрия . Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в психологии началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия. Разница в показаниях между отдельными наблюдателями была названа Бесселем «личным уравнением».

Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, существенно влияющим на это время, является то обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал. Большой толчок для исследований в этой области был дан изобретением тоже астрономами специального аппарата для измерения времени реакции - хроноскопа.

Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Ф. Дондерса.

Дондерс (1818-1889) изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, т. е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.

Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач.

В настоящее время работа Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивнойпсихологии в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики. В 1969 г. она была переиздана.

Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог 3. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакций и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки.

Исследования количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии.

64. Описательная психология В. Дильтея.

Немецкий философ и историк культуры Вильгельм Дильтей (1833-1911) - представитель «философии жизни», основоположник понимающей психологии и школы «истории духа».

Мыслитель выделял два аспекта понятия «жизнь». Взаимодействие живых существ - это применительно к природе; взаимодействие, существующее между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени, - это применительно к человеческому миру. Понимание жизни (в единстве двух указанных аспектов) лежит в основе деления наук на два основных класса. Одни из них изучают жизнь природы, другие («науки о духе») - жизнь людей. Дильтей доказывал самостоятельность предмета и метода гуманитарных наук по отношению к естественным.

Постижение жизни, исходя из нее самой, считал он, - основная цель философии и других «наук о духе», предметом исследования которых является социальная действительность во всей полноте своих форм и проявлений. Поэтому главная задача гуманитарного познания - постижение целостности и развития индивидуальных проявлений жизни, их ценностной обусловленности. При этом Дильтей подчеркивает: невозможно абстрагироваться от того, что человек - сознательное существо, а это значит, что при анализе человеческой деятельности нельзя исходить из тех же методологических принципов, из которых исходит астроном, наблюдая звезды.

А из каких же принципов и методов должны исходить «науки о духе», чтобы постигнуть жизнь? Дильтей считает, что это прежде всего метод понимания, т. е. непосредственное постижение некоторой духовной целостности. Это проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста создания последнего. В науках о природе применяется метод объяснения - раскрытие сущности изучаемого объекта, его законов на пути восхождения от частного к общему.

Различая сравнительную (естественнонаучную) и описательную психологию , Дильтей считает, что именно последняя является основой для наук о духе. «Природу мы объясняем, душевную жизнь - постигаем». Это «постижение» (понимание) душевной жизни как взаимосвязанной, структурированной и развивающейся - важная задача описательной психологии.

По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный им герменевтикой - искусством понимания письменно фиксированных проявлений жизни. Герменевтику он рассматривает как методологическую основу всего гуманитарного знания. Дильтей выделяет два вида понимания: понимание собственного внутреннего мира, достигаемое с помощью интроспекции (самонаблюдения); понимание чужого мира - путем вживания, сопереживания, вчувствования (эмпатии). Философ рассматривал способность к эмпатии как условие возможности понимания культурно-исторической реальности.

В обоих своих видах понимание - это «процесс, в котором на основе внешних, чувственных данных, постигается внутреннее» - прежде всего внутренняя духовная жизнь человека, ее развитие, специфика и уникальность. Такое понимание - «это не концептуализация, а тотальное осознание духовного состояния и его реконструкция на основе вчувствования». Здесь не нужны ни законы, ни теории, ни даже общие понятия.

Наиболее «сильная форма» постижения жизни, по Дильтею, - это поэзия, ибо она «каким-то образом связана с переживаемым или понимаемым событием». Как бы вторя в этом вопросе Дильтею, современный американский философ Р. Рорти пишет о «секретах поэтического сердца, неизвестных тайной полиции», и о том, что «человеческая жизнь заключается в поэзии, а не просто в размышлении». Один из способов постижения жизни - интуиция. Важными методами исторической науки Дильтей считает биографию и автобиографию. При этом отмечает, что научное мышление может проверить свои рассуждения, может точно формулировать и обосновывать свои положения. Другое дело - наше знание жизни: оно не может быть проверено, а точные формулы здесь невозможны.

Дильтей подчеркивает важную роль идеи (принципа) развития для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм. Философ отмечает, что учение о развитии по необходимости связано с познанием относительности всякой исторической формы жизни. Перед взором, охватывающим весь земной шар и все прошедшее, исчезает абсолютное значение какой бы то ни было отдельной формы жизни.

Если сторонники философии жизни исходили из того, что науки о культуре отличаются от естествознания по своему предмету, то неокантианцы полагали, что эти две группы наук отличаются прежде всего по применяемому ими методу.

76. Генетическая психология Ж. Пиаже.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) – один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике.

После окончания университета Пиаже едет в Цюрих, где знакомится с исследованиями К. Юнга и с техникой психоанализа. Этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.

В 1949–1951 гг. Пиаже создает свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию», а в 1955 г. возглавляет созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. В должности директора этого центра Пиаже состоял до конца жизни.

Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта.

Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития – это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.

Пиаже говорил, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. При этом адаптация является не пассивным процессом, а активным взаимодействием организма со средой. Эта активность – необходимое условие развития, так как схема не дается в готовом виде при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, или, как писал Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия с объектом».

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма ее построения: ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы.

Исследование этапов развития мышления и у самого Пиаже происходило постепенно.

Так, в 20-е гг. он исходя из связи между мышлением и речью построил свои исследования развития мышления через изучение развития речи детей.

Второй этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-е гг., был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он разрабатывает специальные эксперименты. Фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание этой проблеме, так как Выготский, Штерн, Бюлер и др. исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности.

В этот период Пиаже приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, он приводит в качестве примера арифметические действия – сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, т. е. они обратимы.

«Искать истину - и легко, и трудно, ибо очевидно, что никто ее не может ни целиком постигнуть, ни полностью ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему знанию природы, и из совокупности всех этих факторов складывается величественная картина».

Аристотель

(надпись на здании Национальной академии наук в Вашингтоне)

«Хотя мы смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего».

Аристотель

Аристотель - величайший философ и ученый не только Древней Греции, но, по мнению большинства специалистов, всех времен и народов. Его считают создателем логики и основателем психологии, этики, политологии, поэтики как самостоятельных наук (до этого они рассматривались в пределах философии). Им написаны фундаментальные труды по философии, психологии, физике, биологии, логике, этике, политике, поэтике. Трактат Аристотеля «О душе » считается первым трактатом по психологии. Его преимущество перед другими философами было настолько бесспорным, что несколько веков слово «философ» употреблялось только по отношению к нему. В этом случае его писали с большой буквы. Например, если говорили или писали: «как сказал Философ» (без добавления имени), то имели в виду только Аристотеля.

Любое учение, как мы уже неоднократно говорили, надо рассматривать с трех позиций: корни, Zeitgeist (дух времени) и личность самого автора.

«Корни» - это Сократ и Платон (Аристотель был лучшим учеником Платона, а тот - Сократа), которые в свою очередь много взяли и от других греческих философов: Фалеса, Пифагора, а те - у египетских жрецов, вавилонских магов, орфиков и др.

Что же касается духа времени, то в этот период происходит распад афинской демократии и становление тирании. Сократ - первый философ, который был казнен за свои убеждения. Надо сказать, что любой философ в Древней Греции считал своим долгом бороться с тиранией как с ограничением прав и свобод граждан, с беззаконием. Однако золотой век афинской демократии уже прошел, и греческие города- государства все чаще оказывались под властью тирании. Термин «тирания» в Древней Греции употреблялся не обязательно в негативном смысле, а означал одну из форм государственного устройства, в данном случае - форму неограниченного и неподотчетного единовластия, тогда как монархия тоже подразумевала единоличное правление, но с ответственной позиции «отца народа». Часто эта грань стиралась, и заботящаяся о благе народа монархия перерождалась в антинародную тиранию.

Аристотель, будучи воспитателем и духовным отцом великого монарха Александра Македонского, был одновременно принципиальным противником тирании, как и Платон, и все великие греческие философы.

Не это ли противоречие в душе Аристотеля заставит Плутарха обсуждать версию о причастности Аристотеля к смерти Александра Македонского, который к этому времени уже выполнил свою прогрессивную роль монарха и стремительно деградировал в сторону тирании, безумно уничтожая вокруг себя малейшие признаки инакомыслия и свободы?

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагире (возле г. Салоники) во Фракии. Отец его был врачом при дворе македонского царя. Аристотель рос и дружил с отцом Александра Македонского Филиппом II. После смерти отца Аристотеля его опекал дядя, который очень любил талантливого юношу и не жалел средств на его блестящее образование.

В семнадцать лет Аристотель уезжает в Афины и поступает в Академию - школу Платона, где пребывает в течение двадцати лет - до смерти Платона в 347 г. до н.э.

И хотя есть версия, что юный Аристотель быстро промотал отцовское наследство, но так же быстро взялся за ум и на протяжении всей дальнейшей жизни не знал материальных нужд и никогда не имел отказа в финансировании любых своих проектов, обязан он этим в первую очередь своему уму, безупречным манерам, разнообразным талантам, энциклопедическим знаниям и умению производить неотразимое впечатление на всех, с кем общался.

Интересно, что, несмотря на физическое несовершенство (слишком тонкие ноги, далеко не идеальные черты лица и шепелявость), он умел производить неотразимое впечатление величаво красивого и обаятельного человека и всегда тщательно следил за своей внешностью, одевался дорого и с тонким вкусом. Платон даже осуждал его за это, считая, что философу не пристало уделять такое внимание своей внешности. Однако Аристотель во всем стремился к совершенству, считая (как Чехов), что «в человеке все должно быть прекрасно ». Это была его философская позиция - он утверждал, что Бог хочет от каждой вещи ее максимальной и всесторонней самореализации в стремлении к своему Благу (по Платону и Аристотелю - к совершенству, а по Фоме Аквинскому - к Богу).

Аристотель основывает в Афинах собственную школу - Ликею (от которой произошло название «лицей») - по наименованию близстоящего храма Аполлона Лакейского неподалеку от Академии Платона.

Принято противопоставлять Платона и Аристотеля чуть ли не как противников. Это совсем не так. Известны слова Аристотеля о том, что «...даже самый злой человек никогда не смог бы обидеть Платона». Есть мнение о том, что Аристотель давно готов был открыть свой Ликей, но сделал это только после смерти Платона, чтобы не переманивать учащихся из Академии Платона.

Аристотель преклоняется перед Платоном и признает большинство его достижений. Однако «Платон мне друг, но истина дороже»-. Аристотель отвергает положение Платона об отдельности идей от вещей.

По Аристотелю, каждая вещь - единство идеи и материи, они одновременно возникают и одновременно разрушаются, как душа и тело.

Но Аристотелю важна не борьба за первенство с Платоном, а истина, и он как ученый не может отмахнуться от главного вопроса всех философий и религий - кто задал изначальную программу, в соответствии с которой все единичные экземпляры всего живого возникают в строгом соответствии с установленными видами растений, животных, людей?

И здесь Аристотель частично возвращается к Платону - он допускает существование первоидей (форм без материи), которые содержат нематериальный энергийный ум, верховный разум. Он - форма (всех) форм. Фома Аквинский убедил теологов, что под этим Аристотель имел в виду того самого Бога, которого признает христианство. Хотя, скорее всего, Аристотель условно обозначил этим существующую, но познаваемую первопричину и разумность функционирования Вселенной.

По этому поводу здесь материалисты снисходительно говорят об отступлении Аристотеля от научного мышления. Но ведь взамен-то так никто и не предложил удовлетворительного естественно-научного объяснения возникновения жизни (тем более разумной) и первоформ всего живого!

Даже Дарвин, объясняя на одном из диспутов эволюционную систему развития мира, на вопрос «Ну а первая-то искра жизни откуда?» полушутя-полусерьезно проворчал: «Откуда, откуда... От Господа Бога», признавая, что его теория на этот вопрос так и не ответила.

Так что выдвинутая за две с половиной тысячи лет до этого гипотеза Аристотеля о вечном бестелесном энергийном уме, содержащем первоидеи (замыслы ) всех форм жизни, ничуть не менее научна, чем современные гипотезы, и пока никем убедительно не опровергнута.

Кстати, она же объединяет науку и религию. Как начинается Евангелие от Иоанна ? «В начале было слово». В древнегреческом варианте, с которого был осуществлен русский и европейские переводы, написано: «Logos», а ведь греки под «логосом» в первую очередь понимали именно идею, высший смысл. Так что в начале была Идея, а потом ее материальная реализация.

Именно об этом за 400 лет до Иоанна говорит и Аристотель, т.е. он оказывается мудрее и шире споров науки и религии, не видя между ними противоречий в гипотезах о главной проблеме бытия. Это позволит Фоме Аквинскому (Святому Фоме) через полторы тысячи лет снять запреты церковных мракобесов с трудов Аристотеля и создать схоластику - синтез христианского учения и идей Аристотеля.

Так же не полностью (как часто ошибочно пишут), а частично Аристотель отказывается от положения Платона о бессмертии души. Душа, по Аристотелю, возникает и разрушается вместе с телом, хотя здесь он делает уступку, разделяя душу на два вида: общая душа бессмертна, а индивидуальные души смертны, хотя на протяжении жизни поддерживают контакт с общей душой, как персональные компьютеры - с Интернетом, и «подпитываются» от нее энергией и информацией.

Последующие материалисты «обвиняли» его в идеализме. Но если идеализм спорен с естественно-научной точки зрения, то он бесспорен с точки зрения психологии и психотерапии - ведь наша индивидуальная психология всегда наполнена не объективной реальностью, а нашими субъективными и исключительно индивидуальными представлениями о ней, т.е. не предметами, а идеями (от этого и термин - «идеализм»)! Как скажет позже Марк Аврелий, «Если тебя беспокоят какие-то вещи, измени свое отношение к ним, и они перестанут тебя беспокоить ».

Труд Аристотеля «О душе» обычно называют первым произведением по психологии. Однако дальше этого формального признания никто не идет, переходя сразу к более «научной психологии».

А зря! При внимательном рассмотрении в этой работе Аристотеля можно увидеть предвосхищение практически всех идей и направлений современной психологии, причем в более всеобъемлющем смысле и взаимосвязях.

Непонятно, как многочисленные историки психологии не поняли, что Аристотель, несомненно, крупнейший психолог всех времен и народов. Именно «крупнейший», т.е. он несравненно крупнее, масштабнее всех последующих (в том числе выдающихся) представителей отдельных психологических направлений. Их споры на фоне глобализма (по-нашему - холизма) Аристотеля выглядят дракой котят у подножия его памятника. Его подходы делают смешными споры психоаналитиков и бихевиористов («Что сильнее влияет на человека - внутреннее или внешнее?» - «Важно и то, и то», - говорит Аристотель), сторонников Вундта с гештальтистами («Что исследовать - отдельные психические процессы и функции или целостные структуры?» - «Нужно и то, и то», - говорит Аристотель), «биолигизаторов » и «социоло- гизаторов» («Что больше влияет на характер и поведение - генетика или социальное окружение?» - «И то, и то», - говорит Аристотель).

Аристотель на 25 столетий опережает «открытия» Дарвина, Гольдштейна, гештальтистов, представителей гуманистической психологии и экзистенциалистов о том, что в человеке (да и во всем живом) природой заложена программа самоактуализации, однако он не смиряется с ней как с судьбой, а говорит о возможности, а значит, и личной ответственности каждого человека (в отличие от животных) за разумную коррекцию своей судьбы в пределах заданной программы рода и вида. При этом он допускает и влияние внешних факторов, как случайных, так и целенаправленных (воспитание).

А его понятие «энтелехия », подразумевающее одновременно и запрограммированный во всем живом потенциал, и программу его реализации, не имеет аналогов в современной психологии и показывает бессмысленность словоблудства о задатках и способностях без анализа алгоритма их проявления.

Энтлехия (от греч. entelecheia ) - это то, что имеет в самом себе цель, которая вместе с энергией обеспечивает реализацию возможного в действительное.

Энтелехия - конечный результат реализации потенциала, а энергия - «действие-процесс» этой реализации.

Можно сказать, что энтелехия - целевая причина, т.е. когда запрограммированная в каждой отдельной единице живого цель является причиной развития этого живого, т.е. цветок, корова, человек не просто растут, а реализуют заложенную в них цель. Этот подход мы встретим в учении Лейбница о монадах, у Дарвина, в синергетике у Ильи Пригожина, в биологии у Курта Гольдштейна, в гештальтпсихоло- гии, в целеполагании академика П.К. Анохина (ученика И.П. Павлова ), в самоактуализации А. Маслоу и у многих других. Это близко и к религиозным воззрениям - о «запрограммированном» предназначении всего в этом мире. Поэтому этот подход иногда называют теологическим, или финалистским, отделяющим целевое развитие живой природы от механистической динамики неживого. Эта («целевая») сила принципиально отличается от всех известных в науке сил и называется «жизненная сила» {витализм). Эти целеориентированные программы развития всего живого заставляют живой организм вести себя так, а не иначе. А как мы назовем такую запрограммированность по отношению к человеку? Правильно - судьба!

Однако так как человек в отличие от животных наделен еще и собственным разумом, то его судьба не жестко запрограммирована, а допускает определенную степень свободы решений и действий, но в пределах программы индивида, вида, рода.

Но и среди людей есть врожденные психотипы, например: «свободный » или «раб», по Аристотелю, не социальный статус, а психотип! Есть психотип раба, которому нужен хозяин, его бесполезно стыдить, у него вместо совести - страх, он слушается и уважает только того, кого боится.

Психотип «свободного», напротив, не терпит никакого насилия и ценит уважительное отношение. Это важно учитывать при индивидуализации управления и в современных коллективах.

Например, в своем завещании, которое Аристотель начинает словами «Все будет хорошо, но если все же что-то случится...», он учел эти психотипы и кому-то из рабов дал свободу и средства для начала собственного дела, а кого-то, ради его же пользы, оставил в подчинении. Он задолго до Ницше понял, что свобода не всем нужна, слабым она не по плечу.

Например, когда Александр II отменил крепостное право, многие крепостные, которых было приказано немедленно освободить, кончали самоубийством, целыми семьями отравлялись угарным газом, вешались.

Аристотель за много веков до споров представителей психоанализа, бихевиоризма и гуманистической психологии четко указывает, что каждый человек одновременно и типичен, и неповторимо индивидуален.

А главное-то! Современные психологи забыли, что их наука «психология» родилась от слова «душа» - психея. А ведь после Аристотеля душу-то в психологии никто и не рассматривает, передав это религии. Но ведь это - краеугольный камень, выбросив который психология лишается своего основания.

Практически только Аристотель рассматривает душу не с религиозной, а с естественно-научной точки зрения.

Этим термином он обозначает то, что делает тело живым. Фактически, по Аристотелю, душа - это жизнь, ее причина и проявление. Она - причина дыхания, чувствования, мышления, то есть всего, что отличает живое от неживого. Иными словами, у Аристотеля душа (по крайней мере ее низший тип) понимается не в религиозном смысле, а как то, что отличает одушевленные предметы от неодушевленных. Поэтому Аристотель вполне полноправно наделяет душой не только человека, но и животных, и растения, и все, что живет, дышит, развивается.

У него три ступени жизни:растительная, животная, человеческая. Жизнь высшей ступени включает в себя предыдущие.

Душа (жизненная сила) заставляет тело осуществлять деятельность, заложенную (запрограммированную) в организме. «Природа ничего не создает напрасно, - пишет Аристотель, - все имеет свою цель и программу ее реализации».

Здесь та же схема, что и с соотношением идей и вещей (душа - это та же идея - запрограммированная потенциальность, тело - ее реализация). Души первой ступени (как и идеи) возникают и умирают вместе с телом и отдельно не существуют. Но есть и душа (жизнь) в более высоком смысле, она бестелесная, вечная, разумная, идеальная (от слова «идея»). После смерти тела (и души первой ступени) она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир. Видно, не случайно в народе говорят:«Отдал Богу душу», - ведь отдать можно только то, что взял. Точнее сказать, «вернул Богу бессмертную часть души, поносив ее в смертном теле».

Именно Аристотель дает классификацию ощущений, которую применяют до нашего времени: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

Однако в отличие от последующих психологов Аристотель выделял общее чувство (по нашей терминологии - «чувство холизма»),

позволяющее воспринимать общие качества и осознавать не только отдельные ощущения, но и их восприятие, сравнение и объединение ощущений в образ предмета. К этому придут только в XX в. гештальт- психологи.

Аристотель описывает чувства удовольствия и неудовольствия, как показатели процветания (самоактуализации ) или задержки в функциях душевных и телесных: удовольствие означает беспрепятственное их протекание, неудовольствие - нарушение. (Как в игре «горячо - холодно», только в данном случае «приятно - неприятно».)

Можно предположить, что природа, стремящаяся к наиболее эффективной реализации всего живого, наделила его индикаторами- путеводителями, указывающими положительными и отрицательными эмоциями правильное или неправильное направление развития (в терминах бихевиоризма - это положительные и негативные подкрепления желательной ши нежелательной модели поведения).

Кто-нибудь скажет: но ведь бывают же греховные наслаждения. Не забывайте, что мы уже смотрим на жизнь через призму последующей религиозной морали. У Аристотеля Бог выше человеческой морали («Бог свободен от добродетели и порока»). Благо, по Аристотелю, как и по Платону, это не христианская добродетель, это максимальная самореализация всего живого в пределах своего вида и рода, т.е. волк не преобразуется в ягненка, а каждый будет стремиться к максимальной реализации заложенной в нем «волчьей» или «ягнячьей» программы.

Однако человек, в отличие от животного, наделен собственным разумом и моральной ответственностью, он может и должен поступать в соответствии с общественной добродетелью и совершенствоваться (но!) в пределах своих возможностей. Аристотель не требует «прыгнуть выше головы», но призывает максимально реализовать свой индивидуальный потенциал. Вот как он пишет:

«Хотя мы смертны, мы не должны подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего».

Не только отклонения от программы, но и задержка ее реализации получает от природы санкции негативных ощущений.

Как тут не вспомнить Абрахама Маслоу, говорившего, что человек, отказавшийся от реализации своих способностей, будет несчастен, т.е. получит подсказку: «Действуй!» - а уж если не воспримет ее, сам виноват - оставайся несчастным!

Не в обиду поклонникам великого Фрейда будет сказано, что первым научным исследованием бессознательного нужно признать работы Аристотеля по изучению аффектов (термин Аристотеля), т.е. бессознательного проявления эмоций. Это непроизвольные влечения, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, зависть, жалость, т.е. все, чему сопутствует удовольствие или страдание.

Аффект (по Аристотелю) - это «...страдательное состояние», вызванное в человеке каким-то воздействием, возникает без намерения и обдумывания, под его влиянием человек меняет свои прежние решения. (Психоаналитики добавят, что при этом эти изменения ложно обосновываются сознанием - психологические защиты Эго.)

Аристотель указывал, что любой аффект сопровождается телесными изменениями (это будет подтверждено физиологами, биохимиками и эндокринологами).

Аристотель считал, что аффекты сами по себе ни хороши и ни плохи: «О человеке судят по его делам, а по аффектам - о его характере». На этом принципе основаны характерологический анализ и телесная терапия Вильгельма Райха и многочисленные популярные книжки и семинары из цикла «Язык мимики и жестов ».

Можно сказать, что психосоматика тоже начинается с Аристотеля, который показывает, что душа и тело едины, поэтому душевные изменения обязательно будут отражаться на физических, а физические - на душевных.

Составной частью учения об аффектах является понятие катарсиса. Катарсис, по Аристотелю, - это сильное очистительное эмоциональное переживание (разрядка напряжения) под влиянием искусства (в частности, классической греческой трагедии).

Этот термин Аристотеля стал одним из ключевых и в современной психотерапии и психиатрии, особенно в психоаналитической, и подразумевает очищение через мучительное признание сознанием истинной психотравмирующей причины. Этот эффект близок к разрядке верующего через покаяние на исповеди.

Аристотель считал, что управление аффектами должно происходить путем воспитания характера в интересах общества, так как «человек - общественное животное ». Можно сказать, что чем больше аффектов, несдержанных эмоций, тем хуже воспитанность, отсутствие системы четких принципов и дисциплины (режима) в родительском доме, потакание капризам. Невоспитанность (по Аристотелю) - это не только грубость и плохие манеры, но и отсутствие самоконтроля за проявлениями эмоций, которые могут создавать неудобство другим.

Поэтому нередко вместо того, чтобы говорить: «Онау нас такая нервная», надо говорить:«Она у нас такая невоспитанная ».

Однако Аристотель, в отличие от тупых и ленивых преподавателей, под воспитанием подразумевает не подавление страстей («на уроке - не вертись!», «на переменке - не бегай!»), а формирование способности направлять их ценную энергию в правильное русло.

«Властвует над страстями не тот, кто воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, т.е. направляет их туда, куда нужно и полезно ».

Но чтобы направлять страсти, надо сначала научиться их контролировать. Любимые девизы Аристотеля: «Ничего слишком», «Каждая добродетель - середина между двумя крайностями».

Воспитание позволяет наилучшим образом осуществить энтелехию - самореализацию человека.

Ведь человек, говоря словами Аристотеля, «общественное животное» и в отличие от нижестоящих животных наделен разумной душой и личной ответственностью за максимальное раскрытие своего потенциала не только ради себя, но и в интересах общества.

Важнейшей характеристикой человека Аристотель (как и его ученик Александр Великий) считал любовь к учению. Аристотель презрительно говорил:

«Образованный человек отличается от необразованного так же, как живой от мертвого ».

К сожалению, сейчас более чем достаточно «мертвецов» с дипломами, с тоскливой или агрессивной тупостью в глазах, особенно у нас. Не зря Пушкин при всем его патриотизме с грустью сказал: «Мы ленивы и нелюбопытны », и хотя это не относится ко всем и тем более к самому Пушкину, приходится признать слишком широкое распространение этой нашей «национальной болезни».

Холизм Аристотеля проявляется и в том, что, показывая влияние «видовых» и «родовых» (в каком-то смысле генетических) программ в самореализации индивида, Аристотель придавал важнейшее значение воспитанию, считая, что это - первейшая задача и забота государства.

При этом он рекомендовал целенаправленно использовать в воспитании то, что оказывает сильное эмоциональное воздействие на человека, например, музыку, но именно ту, которая способствует воспитанию культуры, вкуса и характера (здесь он близок Пифагору).

Аристотель встал над спором науки и религии, что позволило Святому Фоме гармонично объединить идеи Аристотеля и христианства в схоластику - основу католической теологии.

Согласно Аристотелю, мир - бытие вечное. А если это так, то возникает вопрос о вечной причине мира и вечного двигателя мира (пер- водвигателя). Без перводвигателя не может быть никаких других двигателей, никакого движения.

«Видя каждый день, как солнце обходит небесный свод, а ночью стройное движение других светил, нельзя не счесть, что существует некий Бог, виновник этого движения и стройности».

«То, чем является для корабля рулевой, для песни запевала, для войска полководец, для государства закон, то же самое для мира есть Бог. Бог наполнил целое, создав в нем непрерывное становление».

Аристотель (а впоследствии и Леонардо да Винчи ) часто употребляет термин «перводвижителъ».

Аристотель пишет:

«Если движение вечно, будет вечен и первый двигатель... и скорее следует признать одного, который... существуя вечно, будет началом жизни всего прочего» (Физика, 259а, 7-14).

(Правда, на этом рассмотрение Аристотелем роли Бога и заканчивается. По его мнению, Бог, дав первый толчок движению жизни во Вселенной, далее в нее не вмешивается.)

Фома Аквинский «доказал», что «перводвижителъ» Аристотеля есть не что иное, как Бог, который и есть «перводвижителъ» жизни.

Трудно переоценить роль Фомы Аквинского в спасении европейской и мировой науки от средневекового церковного мракобесия. Ему удалось доказать, что идеи Аристотеля, а значит, и все производные от них науки не противоречат канонам христианства и поэтому могут и должны развиваться. А ведь это касалось почти всех наук!

Именно благодаря гениальности Аристотеля Фоме Аквинскому через полторы тысячи лет удалось снять церковные запреты на развитие науки, показав, что мудрость Аристотеля не только не противоречит вере, но и подкрепляет ее философскими аргументами.

Созданный святым Фомой сплав идей Аристотеля и догматов христианства получил название схоластики и до сих пор является основой теологии католицизма - самой крупной ветви христианства.

А так как Аристотель создал систему развития всех наук, то этот подвиг святого Фомы снял запреты церковных мракобесов почти на все научные направления и спас жизнь многим ученым и их идеям.

Фома Аквинский считал аристотелевскую этику с ее четырьмя основными добродетелями - благоразумием, справедливостью, умеренностью и мужественностью - основой для христианской этики с ее тремя дополнительными богословскими добродетелями - верой, надеждой и любовью.

Как истинный ученый, Аристотель не пытается подгонять факты под свою гипотезу, а мучается в разрешении возникающих противоречий. Например, в определении приоритетов между индивидом, видом и родом.

Если у Платона этого противоречия нет, так как все формируется под изначальные идеи, то Аристотель, считая, что форма и сущность (душа и тело) возникают одновременно, должен разобраться, кто же диктует эту форму. По Аристотелю, не абстрактные идеи вещей, а их «виды» продуцируют (в пределах своих принципиальных схем) конкретных представителей данных видов, имеющих между собой индивидуальные различия. Но кто задает идеи видов?

Это явление природы не может не занимать самые выдающиеся умы: с одной стороны, ни одна травинка, букашка и тем более человек в мире не повторяются (да к тому же постоянно изменяются), а с другой стороны все всегда сохраняют четкие общие признаки принадлежности к конкретному виду себе подобных!

Это очень важно учитывать в психологии и психотерапии", с одной стороны психотипы и особенности их проявления, как внешнего (поведение), так и внутреннего (психические состояния), могут быть систематизированы. Это позволяет тестировать, ставить диагнозы. Но при этом надо помнить, что каждый индивидуум и его ситуация всегда являются уникальными и неповторимыми. Умение найти это соотношение общего и индивидуального, повторяющегося и изменчивого - важнейшая характеристика профессионального мастерства психолога и психотерапевта.

Аристотель выделяет четыре основных начала бытия.

  • 1) материя - то, в чем реализуется понятие;
  • 2) форма - понятие, которое принимается материей;
  • 3) причина движения;
  • 4) цель, ради которой происходит действие.

«Причина в одном смысле обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает, каковы, например, медь для статуи и серебро для чаши, а также их общие роды. В другом смысле так называются форма и образец, иначе говоря - понятие сути бытия и более общие роды этого понятия, а также части, входящие в состав такого понятия. Далее, причина - это источник, откуда берет первое свое начало изменение или успокоение: так, например, человек, давший совет, является причиною, и отец есть причина ребенка, и вообще: то, что делает, есть причина того, что делается».

Аристотель считал, что в форме и материи следует видеть причины и принципы, исходя из которых мог бы быть объяснен весь мировой процесс в его целом. Это холистический подход. Он показывает взаимосвязь всего со всем, что есть какие-то закономерности, характерные и для молекулы, и для Вселенной, общие законы мироздания.

Аристотель вводит понятие первой и последней материи. При этом свойства последней материи могут быть выражены словами, ее можно охарактеризовать. Окружающие нас предметы, например, стол, стул и т.п., имеют определенные признаки, воспринимаются непосредственно нашими органами чувств. Напротив, первая материя (это и есть «метафизика ») нигде и никогда не может восприниматься посредством чувств, она только мыслится, это высшее знание. Например, это понятие Бога как некоторого безусловно существующего Высшего разума, которого мы никогда не сможем познать.

«Но при этом есть ряд вещей, которые существуют, но при помощи науки мы их доказать не можем».

«Процесс знания ведет от вещей, познаваемых через свое отношение к нам, от понятий, первых для нас, к понятиям, которые являются первыми сами по себе и постигаются только умом».

Так, ребенок сначала познает мир, изучая окружающие предметы посредством органов чувств, а затем постепенно постигает все более условные знания посредством интуиции, ума.

Аристотель первым создал классификацию наук, сводящую их в определенную систему и единство.

Эта классификация направляла развитие практически всех наук две с половиной тысячи лет.

Он рассматривал науки не как набор отдельных знаний, а как ступени к познанию высшего смысла бытия, считая, что знание едино.

Он поднимает вопрос о вероятностном знании, на две с лишним тысячи лет опережая Юма и Канта. Цель знания, по Аристотелю, - верное отражение реальности. Но в большинстве случаев мы получаем лишь вероятное знание. С точки зрения когнитивной психотерапии, мы видим объективный мир через систему наших конструктов. Задача психотерапевта - показать, что психотравмирующая позиция клиента - это лишь вероятное знание, на проблему можно взглянуть и по- другому.

В сочинении «О категориях» Аристотель рассматривает категории как высшие роды бытия, к которым восходят все его частные проявления, и как различные точки зрения, с которых рассматриваются предметы. Он выделяет десять категорий: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действование, страдание.

Это послужило началом утверждения обязательного для каждой науки категориального аппарата.

К сожалению, и здесь среди последователей Аристотеля не обошлось без тех, кого «заставь Богу молиться - они себе лоб разобьют », - категории стали абсолютизироваться как нечто вечное и неизменное, а научные факты и явления подгоняться под прокрустово ложе незыблемых категорий. Так, у нас до сих пор будущие психологи раздельно и невзаимосвязанно изучают память, мышление, ощущения и восприятия, которые изолированно не функционируют!

Но это уже не вина Аристотеля, который постоянно подчеркивал необходимость одновременного учета общей типологии и индивидуальных особенностей, а также их взаимосвязей и взаимовлияния.

Аристотель считал, что деятельность человека должна быть направлена на достижение нравственного совершенства, основным условием которого является добродетель. Под добродетелью Аристотель понимает умение правильно ориентироваться и совершать поступки, порождающие добро.

«Каждый знающий избегает излишества и недостатка, ищет среднего пункта и стремится к нему, и именно среднего не по отношению к делу, а по отношению к себе самому. И если всякая наука хорошо достигает своих целей, устремляет взор к среднему пункту и направляет к нему свою работу, если хорошие искусники также работают, имея в виду средний пункт, то добродетель, которая точнее и лучше всякого искусства, должна стремиться, подобно природе, к среднему ».

«Не может быть в умеренности или мужестве избытка или недостатка, ибо здесь именно середина и есть, в известном смысле крайнее совершенство, точно так же и в указанных пороках не может быть избытка или недостатка, но всякое порочное действие ошибочно ».

Аристотель, как и все его предшественники, вводил культ разума:

«Созерцательная деятельность разума отличается значительностью, существует ради самой себя, не стремится ни к какой внешней для нее цели и заключает в себе ей одной присущее наслаждение, которое усиливает энергию».

Аристотель считал дружбу важнейшим и ценнейшим видом взаимоотношений. Однако, будучи человеком государственного мышления, он придавал большое значение и более широким кругам социального общения и взаимодействия.

Аристотель рассматривает государство как высшую форму общения между людьми и основным его критерием называет способность приносить общественную пользу. Он выделяет шесть форм правления:

монархия - правление одного;

аристократия - правление лучших;

полития - правление большинства, когда высшей верховной властью признаются лица, имеющие право владеть оружием;

тирания - отличается от монархии тем, что учитывает интересы только одного правителя;

олигархия - правление богатых;

демократия - выражает интересы неимущих классов.

Аристотель отдавал предпочтение просвещенной монархии, считая, что найти одного умного и порядочного властителя легче, чем найти нескольких.

Затем следует аристократия (дословно - правление лучших, а не просто знатных), так как найти нескольких достойных легче, чем многих.

Как все философы Греции, он ненавидел тиранию - безответственное и бесконтрольное правление одного в своих личных интересах.

Хуже всех, по Аристотелю, демократия (власть большого числа представителей малообеспеченного и малообразованного большинства), потому что невозможно найти многих умных и порядочных людей, которые будут избираться толпой.

Аристотель считается отцом логики, хотя сам термин «логика» появился позже, Аристотель называл ее «аналитика ». Он ее рассматривал как теорию доказательств, в которой присутствуют индукция - вывод общего из частного и дедукция - вывод частного из общего. И хотя логика стала основой почти всех наук, но и она уязвима. Вот известная шутка в адрес формальной логики:

«Один грек сказал, что все греки лгуны. Но он сам грек, значит, и он лгун. Значит, греки не лгуны, но и он грек, значит, и он не лгун. Значит, он прав и все греки лгуны, но и он грек... и т.д. - „сказка про белого бычка"».

Аристотель хорошо знал медицину и в необходимых случаях оказывал врачебную помощь афинянам.

Теперь о знаменитой «Метафизике » Аристотеля. Принято повторять версию о том, что этот термин был выбран случайно. Считается, что в I в. до н.э. Андроник Родосский, последний руководитель Ликея, систематизировал труды Аристотеля и, закончив эту систематизацию разделом «Физика», остальные труды, не имеющие четкого отношения ни к одному из разделов, поставил дальше, отгородив их для удобства табличкой «Метафизика », т.е. то, что следует искать на полках за трудами по физике.

Слишком примитивная версия. Андроник Родосский был крупным ученым, посвятившим всю жизнь изучению трудов Аристотеля. Его систематизация была не просто наведением порядка в библиотеке, а кропотливым научным трудом, и термин «Метафизика » не только удачно обозначает место поиска определенных книг, но имеет и более глубокий смысл, гениально объединяя за Аристотеля его различные (в том числе незавершенные) труды и мысли о философских проблемах естествознания, выходящих за пределы задач, которые Аристотель сформулировал для физики.

Большинство современных авторов сами не четко понимают термин «Метафизика» и прикрывают свое незнание наукообразными рассуждениями, запутывая читателя (забывая завет Аристотеля: «Ясность - главное достоинство речи »). Действительно, под этим понятием рассматривается слишком много разных и туманных вопросов и еще более противоречивых ответов. Однако оказывается, что все они гениально объединяются именно под «крышей» удачно выбранного термина - «Метафизика ». Попробую сформулировать.

В раздел Метафизики Аристотеля были отнесены его гипотетические рассуждения о недоступных экспериментальному исследованию основополагающих причинах, началах и регуляторах бытия. Аристотель рассматривает их не как абстрактные понятия, а как реально существующие, но недоступные точному познанию отдельные неподвижные и неизменные субстанции, от которых «отталкивается» движение (функционирование) всего во Вселенной и далее развивается по доступным познанию законам. Практически размышлениями над этими первопричинами и их толкованием занимаются все основные философии и религии. В философии этот раздел со времен Аристотеля так и называется: «Метафизика».

Великий Авиценна (Ибн-Сина ) говорил, что мудрость ученого можно оценивать по тому, насколько он понимает «Метафизику » Аристотеля, и день, когда сам Авиценна, будучи к тому времени высшим авторитетом науки и философии, постиг как откровение один из скрытых уровней «Метафизики », он считал величайшим днем в своей жизни.

Публикации по теме