Торквемада - самый жестокий инквизитор за всю историю церковных судов. Великий инквизитор испании томас торквемада Жестокие инквизиторы

Томас Торквемада (1420-1498)

В романе немецкого писателя Лиона Фейхтвангера «Испанская баллада» рассказывается о жизни евреев в Испании во времена арабского владычества. После вытеснения с полуострова мавров евреям тоже пришлось покинуть благословенную страну, многие бежали в Турцию. Это произошло в 1492 году, когда у власти находились «католические короли». Число изгнанных испанских евреев составило около 200 тысяч. Турецкий султан Баязет говорил, что, избавившись от евреев, испанские короли сделали свою страну бедной, а Турцию богатой. Однако главным гонителем евреев были не короли, а основатель испанской инквизиции, первый великий инквизитор Испании Томас Торквемада, который стоял за их спиной.

Историки полагают, что в жилах Торквемады также текла еврейская кровь. Неудачное сватовство к красивой девушке (она выбрала в женихи мавра) вызвало в его душе озлобление и мстительные чувства, которые он перенес затем на всех пришельцев — мавров, евреев и прочих иноверцев. Отсюда его желание искоренить принесенную ими с собой «ересь». Отсюда его жестокость и нетерпимость к инакомыслию.

По одним сведениям, Томас родился и вырос в Вальядолиде на севере Испании, по другим — в Сеговии. Его отец был служителем церкви, и Томас получил дома солидное богословское образование. Но в юные годы религия его не интересовала, он много путешествовал по Испании, побывал в разных городах. В Кордове у него произошла та самая романтическая история, которая во многом изменила его характер, негативно сказалась на мировоззрении. Он собирался покинуть Испанию, уехать в Италию, но заехал в Сарагосу, где как раз проходили публичные диспуты доминиканцев, и выступил на них. Его красноречие, аргументация, познания в теологии изумили отцов церкви. Доминиканцы предложили ему служить в их ордене. Торквема- да отказался, уехал домой, но вскоре стал служить в ближайшем доминиканском монастыре.

Его выбор был не случаен. Герб ордена доминиканцев изображал собаку, несущую в пасти горящий факел, отсюда название доминиканцев «псы Господни» — они должны проповедовать истину и охранять церковь от ереси. Это было то, что отвечало его внутреннему убеждению. Торквемаду считали выдающимся проповедником, он умело обличал тайных и явных врагов церкви, выступал против ереси и инакомыслия. К нему шли толпы верующих — он залечивал душевные раны, помогал словом и делом. Сам он вел аскетический образ жизни и отказывался от всяких благ, почестей и наград.

Однажды его пригласили в монастырь Святого Креста в Сеговии и предложили стать духовником инфанты Изабеллы, будущей королевы Кастильской. Торквемада понял, что ему выпал шанс, и занялся воспитанием Изабеллы в духе ненависти к чужакам, нехристианам. В 1469 году он устроил ее брак с Фердинандом Арагонским. В 1475 году Изабелла стала королевой Кастилии, следом Фердинанд получил корону короля Арагона. Испания объединилась, и Изабелла выдвинула Торквемаду на роль Великого инквизитора. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года.

Торквемада посоветовал Изабелле активнее бороться за чистоту веры. Он говорил, что упрямый еретик должен либо отказаться от своих убеждений и принять христианство, либо его прилюдно казнят, а имущество будет конфисковано в пользу королей. Королева и ее муж — их называли еще «католическими королями» — разрешили ему активизировать эту борьбу. Торквемада написал немало инструкций и правил, по которым определялось, кто еретик, а кто нет. В стране начался процесс доносительства. Иудеев и мавров заставляли принимать христианство насильно: ставили перед костром — или смерть или новая вера.

У уезжавших конфисковывали все имущество. Запылали костры аутодафе. Сколько было сожжено людей, сказать трудно. Сам Папа Римский Сикст IV, напуганный жестокостями Торквемады и многими жалобами, указывал на недопустимость таких действий. Но его мало кто слушал. Фанатик веры и чистоты христианства, Торквемада не знал удержу. Изабелла его не останавливала, ее казна активно пополнялась, а деньги были нужны на организацию путешествий за золотом в другие земли.

Торквемада дожил до 78 лет. За свою жизнь он сжег, уничтожил в тюрьмах под пытками многие тысячи ни в чем не повинных людей. Он знал, что его ненавидят в Испании и других странах, но остановить разгоравшийся пожар инквизиции уже не мог. В памяти Европы он остался самым ужасным инквизитором за всю историю существования так называемой «святой инквизиции».

Происхождение.
Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады, который участвовал в знаменитом Констанцском соборе (16 ноября 1414 года - 22 апреля 1418 года) в городе Констанце, на котором посодействовал осуждению Яна Гуса. Единомышленники в какой-то степени… Очень интересно, что его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 - 1468), кардинал и теолог, был крещённым евреем, то есть и сам Томас Торквемада, уничтоживший впоследствии тысячи крещённых евреев, имел еврейские корни. Говорят о еврейских корнях Адольфа Гитлера, но доказательств этому нет, а вот у другого обидчика этой нации Торквемады, еврейская кровь точно была. Монастырь Святого Креста

(Convento de Santa Cruz la Real),

в котором служил Томас Торквемада.

Нынешний вид, тогда он выглядел иначе.

Детство и юношество.

Томас Торквемада родился и вырос в Вальядолиде, Кастилия, город на севере от Мадрида. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, но это как утверждает молва.

Пёс господень.
Начав же служение в ордене (а это 1451 год) Торквемада сразу выделяется - его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии. Сеговия расположена между Мадридом и Вальядолидом и сравнительно недалеко от небольшого местечка Аревало, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас Торквемада. А Изабелле как раз подыскивали духовного наставника.


Духовник Изабеллы Кастильской.

Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в этой роли до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя. Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на тайное венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.

Воцарение Изабеллы Кастильской, Фердинанда Арагонского и Томаса Торквемады.
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой.

Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот

становится королём Арагона, и Испания номинально

объединяется.Вот тут власть получает и Торквемада

- он становится великим инквизитором.

«Аутодафе», 1475 год.

Аутодафе (акт веры)

означало сожжение

на костре еретиков.

Рисунок испанского художника

Педро Берругвете.

Возрождение инквизиции в Испании.
Роль в возрождении инквизиции в Испании (той, которую мы знаем) полностью принадлежит лично Томасу Торквемаде. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года, когда она была учреж

дена папой Григорием IX. Но влияние её было не велико. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора.
И вот он становится великим инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV. Само учреждение этой организации, с бюрократической точки зрения, велось без столь сильного участия Торквемады. В этом преуспевали как папа Сикст IV, так и испанские доминиканцы, причём папа советовал, кого именно назначить судьями, то есть старался усилить своё влияние в Испании, у него это не совсем получилось. Главным действующим лицом суждено было стать именно Торквемаде, потому что именно он был ближе всех к королеве Изабелле I Кастильской. Реконкиста, начавшаяся в Испании в VIII веке - совершенно особенный процесс, потому что он всегда был под флагом христианства.

Папа Римский Сикст IV,

утвердивший

Томаса Торквемаду

главой

Испанской инквизиции.

Отвоевание Пиренейского полуострова у мавров,

шедшее до 1492 года (год взятия Гранады - последнего

оплота мавровна Пиренейском полуострове), было не просто

войной за земли,а отчасти и борьбой с иноверцами.

Учреждение инквизиции- продолжение этого процесса

уже внутри Испании. Инквизиция способствовала усилению

абсолютистской властикатолических королей, как нарёк

Изабеллу и Фердинандапапа Сикст IV. Это и деньги, причём

огромные, требовавшиесяновому объединённому государству

для завершения реконкисты идля последующих великих

географических открытий.

Томас Торквемада в роли великого инквизитора Испании.
Не сразу начались массовые сожжения еретиков. Томас Торквемада

постепенно начинает говорить Изабелле и Фердинанду о том, что

надо бы получше бороться за веру, прочнее её укреплять,

преследовать еретиков. И самое интересное, что он говорит и о

конфискации их имущества - то есть какой-то корыстный умысел,

либо политический расчёт.
Прежде всего, Торквемада вводит множество правил и инструкций:

пыток, всё досконально прописано. Инквизиция карала за помыслы.

Помыслы эти вытягивали из людей на пытках - никто не мог устоять

перед пытками инквизиции. Изначально инквизиция преследовала

ересь внутри христианской веры и её полномочия не «Изгнание морисков».

Рисунок итальянского художника,

жившего в Испании

Винченцо Кардуччи (1585 - 1638 гг.)

распространялись на иудеев и мусульман, но потом они стали

врагами. Начали с иудеев, их заставляли принимать христианство,

кто не хотел этого делатьдобровольно - принуждали силой, прямо

перед костром даваливыбор: либо принимай христианство, либо

мы тебя сейчас сожжёмна костре. Естественно, многие принимали

христианство лишьбы спасти себе жизнь. До этого многие тысячи

евреев простопокидали территорию Испании, опасаясь за свою жизнь.

Но простотак они уехать не могли. Все деньги конфисковывались,

с собой они могли брать только жалкий домашний скарб. Тоже самое произошло и с мусульманским населением.
Обращённые мусульмане получили прозвище мориски, а обращённые евреи - мараны (на староиспанском означает «свиньи»). Если бы они знали, что для них приготовил Торквемада, то они бы ещё раньше уехали из Испании. Начали преследовать морисков и маранов. Основным обвинением было, что они только с виду христиане, а на самом деле придерживаются св оей веры. Арестованные под пытками подтверждали это обвинение. Действия инквизиции в Испании достигло огромного размаха, люди, спасаясь от неё, бежали в Португалию, на север Африки. Римский папа Сикст IV указывал Испании недопустимость таких действий, но колесо уже закрутилось в полную силу. Изображение Фердинанда

и Изабеллы с детьми,

предстоящими перед Богоматерью.


Как только началось преследование иудеев, то еврейская община собрала огромную сумму, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против при нять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.
Торквемада - фанатик или политик?

Многие считают Томаса Торквемаду настоящим фанатиков веры, совершившим все свои многочисленные преступления во имя бога. Но прослеживая его жизнь в этом можно усомниться. Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески способствовал устроению брака с Фердинандом. Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. Конфискация тоже не просто так нужна была: то ли корысть здесь, то ли понимание, что Фердинанд не согласится на такие действия, не видя выгоды. В любом случае - это уже расчёт, а не голый религиозный фанатизм.
Томас Торквемада прожил достаточно долго - 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…
То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании - настоящая тра гедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…

Упоминание:

Секретные материалы. 3 сезон. Файл 304. Последнее откровение Кайла Брукмана

ТОРКВЕМАДА, ТОМАС (Tomas de Torquemada) (1420–1498), основатель испанской инквизиции. Родился в 1420 в Вальядолиде (Кастилия) в христианской семье еврейского происхождения. Племянник известного теолога кардинала Хуана де Торквемады. В юности постригся в монахи; удалился в доминиканский монастырь в Вальядолиде. Ок. 1451 назначен приором монастыря Санта-Крус в Сеговии; занимал эту должность в течение 22 лет; прославился крайним аскетизмом. В начале 1470-х стал духовником кастильской инфанты Изабеллы , а после ее вступления на престол в 1474 – одним из ее самых доверенных советников; однако неизменно отказывался от предлагавшихся ему высоких церковных должностей, предпочитая оставаться простым монахом.

Римский папа Сикст IV (1471–1484) своей буллой от 1 ноября 1478 возложил на «католических королей» Фердинанда II Арагонского и Изабеллу I Кастильскую обязанность ввести в их землях институт инквизиции, но попытки выполнить папский указ оказались неудачными из-за высокой степени децентрализации государств Пиренейского п-ва. В этих условиях Сикст IV решил поручить эту миссию Т. де Торквемаде, пользовавшемуся как духовным, так и политическим авторитетом. 11 февраля он был назначен инквизитором-викарием, в августе 1483 – великим инквизитором Кастилии; 17 октября того же года его юрисдикция была распространена на Арагон. Как представитель папы и высшее должностное лицо инквизиции обладал правом делегировать свою власть другим инквизиторам по своему собственному выбору и рассматривать апелляции, направляемые в адрес Святого Престола. В 1486 Иннокентий VIII (1484–1492), а в 1494 Александр VI (1492–1503) еще более расширили его полномочия.

Уже в 1483 создал инквизиционные трибуналы в кастильских городах Вальядолиде, Севилье, Хаэне, Авиле, Кордове и Вилья-Реале, а в 1484 – в Сарагосе для всего Арагонского королевства. Учредил Высший совет – апелляционный орган из пяти членов. 29 ноября 1484 созвал в Севилье генеральную ассамблею испанских инквизиторов, где ознакомил их с разработанной им инструкцией из двадцати восьми статей, которой они обязаны были руководствоваться в своей деятельности; в 1485, 1488 и 1498 дополнил ее новыми положениями. Инструкция устанавливала порядок судебного делопроизводства и определяла способы получения признательных показаний, в первую очередь с помощью разнообразных пыток.

Воспользовавшись делом (по всей вероятности, сфабрикованным инквизицией) об убийстве в ритуальных целях несколькими иудеями мальчика-христианина из Ла-Гуардии, в начале 1492 убедил Фердинанда II и Изабеллу I заставить всех иудеев принять христианство; в противном случае они должны были покинуть пределы Арагона и Кастилии. Когда иудеи предложили Фердинанду II отменить это решение за «подарок» в 30 тыс. дукатов, лично явился во дворец и заставил короля отказаться от сделки.

Главным объектом преследований сделал иудеев (марранов) и мусульман (морисков), недавно принявших христианство, которых обвиняли (часто не без оснований) в неискреннем исповедании новой веры и в тайном отправлении запрещенных культов. По подсчетам историков, за время руководства им испанской инквизицией (1485–1498) было сожжено, как минимум, 2000 марранов, морисков, «еретиков» и «колдунов»; некоторые исследователи доводят эту цифру до 9000., а число всех казненных – до 17 000. Имя Т. де Торквемады стало символом жестокостей инквизиции.

Размах репрессий вызвал недовольство в высших светских и церковных кругах Арагона и Кастилии, но попытки умерить рвение Торквемады не увенчались успехом. Более того, великий инквизитор стал готовить процесс против ряда испанских епископов по обвинению в поощрении ереси, однако не получил поддержки Святого Престола.


Очень часто период Средневековья ассоциируется у современного обывателя с мраком, фанатичной набожностью и безжалостным отношением к людям. Не последнюю роль в сложившемся образе сыграла инквизиция. Самым ярым сторонником «борьбы с ересью» считается испанец Томас де Торквемада . За все время его нахождения на посту Великого инквизитора в стране было замучено и убито несколько десятков тысяч человек.




Томас де Токвемада родился в 15 веке в семье священника. Он получил богословское образование. Однако пока юноша был молод, он много путешествовал, не проявляя рвения в служении к Богу.

Существует версия, что ненависть к инакомыслящим у Торквемады проявилась после того, как его отвергла любимая девушка, предпочтя богослову мавра. Но, как бы там ни было, со временем Торквемада стал главным гонителем евреев, мавром и прочих некатоликов.




В начале своего пути Торквемада служил в ордене доминиканцев, где он поражал всех своими ораторскими способностями и умением ловко трактовать католические догмы. Именно поэтому он стал духовным наставником инфанты Изабеллы Кастильской, будущей королевы Испании. Священник воспитывал ее в ненависти ко всем еретикам без исключения. Позже ему удалось выдать ее замуж за Фердинанда Арагонского, тем самым объединив Испанию.



Королева прислушалась к мнению своего духовного наставника, который яростно призывал ее бороться со всеми еретиками, и в 1483 году Торквемада назначается на пост Великого инквизитора Испании. Теперь перед инакомыслящими стоял выбор – или принятие католичества, или смерть. Из-за этого сотни тысяч евреев и мавров были изгнаны из Испании, бесчисленное количество людей томилось в темницах, ожидая смертного приговора. Инквизитор писал множество руководств по определению еретиков.



Кроме пыток в тюрьмах, в стране стали популярны акты веры (аутодафе) или, по простоту, публичные сожжения. Инквизиция настигала всех, кто был не угоден Торквемаде или короне, не зависимо от социального статуса или степени богатства. Человека уничтожали, а его имущество конфисковывали. Сам Папа Римский Сикст IV высказывал осуждение жестоким действиям испанской инквизиции, однако это не возымело никакого эффекта.



Фанатичные суды испанской инквизиции продолжались и после смерти Торквемада, однако они считались уже не такими зверскими и беспощадными, как при первом Великом инквизиторе. Поразительно, но полностью инквизиция была упразднена только в 1834 году.
Ну а до того времени, чтобы еретики были по сговорчивее, к ним применялись

Великий инквизитор Испании, монах Доминиканского ордена.

Tomás de Torquemada

Происхождение.
Родился Томас Торквемада в семье служителя Доминиканского ордена Иоанна Торквемады, который участвовал в знаменитом Констанцском соборе (16 ноября 1414 года – 22 апреля 1418 года) в городе Констанце, на котором посодействовал осуждению Яна Гуса. Его родной дядя Хуан де Торквемада (1388 – 1468), кардинал и теолог.

Детство и юношество.
Томас Торквемада родился и вырос в Вальядолиде, Кастилия, город на севере от Мадрида. Так как его отец был служителем церкви, то с образованием у Томаса проблем не возникло, а ребёнком он был одарённым, в чём потом многие убедятся. Но в орден Томас Торквемада вступает, когда ему уже был 31 год. До этого времени Томас путешествовал по Испании и за это время имел даже какие-то романтические истории, но это как утверждает молва.

Пёс господень.
Начав же служение в ордене (а это 1451 год) Торквемада сразу выделяется – его ораторские выступления приносят ему известность. Недолго пробыв аскетом, он становится приором монастыря Святого Креста (Convento de Santa Cruz la Real) в Сеговии. Сеговия расположена между Мадридом и Вальядолидом и сравнительно недалеко от небольшого местечка Аревало, где как раз в то время подрастала инфанта кастильского трона Изабелла. Она воспитывалась под надзором своей матери Изабеллы Португальской, довольно мрачной и помешанной на религии женщины. Изабелла Португальская вместе со своей дочерью бывали в монастыре, настоятелем которого был Томас Торквемада. А Изабелле как раз подыскивали духовного наставника.

Духовник Изабеллы Кастильской.
Томас Торквемада был на хорошем счету в Католической церкви Испании, считался хорошим богословом. Именно он стал духовным наставником инфанты. Стоит отметить, что Изабелла воспитывалась под влиянием матери, которая просто была помешана на религии и отчасти переняла у неё эту фанатичность. А Торквемада ухватился за это и пробыл в этой роли до конца своей жизни. Безусловно, что влияние на Изабеллу он имел сильнейшее, будучи фанатичной католичкой, Изабелла Кастильская видела в Томасе Торквемаде нечто большее, чем просто монаха, инквизитора или священнослужителя.
Уже когда он был наставником Изабеллы, Торквемада отказывался от любых постов и назначений. Он хотел сохранить за собой влияние на Изабеллу. Он принимает живейшее участие в организации её брака с Фердинандом II Арагонским. В 1469 году лично сопровождает её в Вальядолид на тайное венчание, улаживает все шероховатости и препятствия к этому.

Воцарение Изабеллы Кастильской, Фердинанда Арагонского и Томаса Торквемады.
11 декабря 1474 года умирает законный монарх Кастилии, родной брат Изабеллы, Энрике IV Бессильный. Придворная борьба за трон была выиграна Изабеллой Кастильской, и она становится королевой. Вскоре умирает отец Фердинанда Арагонского и тот становится королём Арагона, и Испания номинально объединяется. Вот тут власть получает и Торквемада – он становится великим инквизитором.

Возрождение инквизиции в Испании.
Роль в возрождении инквизиции в Испании (той, которую мы знаем) полностью принадлежит лично Томасу Торквемаде. Инквизиция в Испании существовала с 1232 года, когда она была учреждена папой Григорием IX. Но влияние её было не велико. Как только Торквемада получил власть и высокое положение, он начал твердить Изабелле о плохом положении церкви, о том, какую низкую роль играет католическая церковь в жизни государства. Укреплять же положение церкви кроме как через инквизицию Торквемада и не думал. В самом деле, до него инквизиция хоть и существовала, но как-то очень уж слабенько, во второй половине на территории Кастилии вовсе не было ни одного инквизитора.
И вот он становится великим инквизитором, выдвинутую Изабеллой и Фердинандом кандидатуру своей буллой утверждает папа Сикст IV. Само учреждение этой организации, с бюрократической точки зрения, велось без столь сильного участия Торквемады. В этом преуспевали как папа Сикст IV, так и испанские доминиканцы, причём папа советовал, кого именно назначить судьями, то есть старался усилить своё влияние в Испании, у него это не совсем получилось. Главным действующим лицом суждено было стать именно Торквемаде, потому что именно он был ближе всех к королеве Изабелле I Кастильской. Реконкиста, начавшаяся в Испании в VIII веке – совершенно особенный процесс, потому что он всегда был под флагом христианства. Отвоевание Пиренейского полуострова у мавров, шедшее до 1492 года (год взятия Гранады – последнего оплота мавров на Пиренейском полуострове), было не просто войной за земли, а отчасти и борьбой с иноверцами. Учреждение инквизиции – продолжение этого процесса уже внутри Испании.
Инквизиция способствовала усилению абсолютистской власти католических королей, как нарёк Изабеллу и Фердинанда папа Сикст IV. Это и деньги, причём огромные, требовавшиеся новому объединённому государству для завершения реконкисты и для последующих великих географических открытий.

Томас Торквемада в роли великого инквизитора Испании.
Не сразу начались массовые сожжения еретиков. Томас Торквемада постепенно начинает говорить Изабелле и Фердинанду о том, что надо бы получше бороться за веру, прочнее её укреплять, преследовать еретиков. И самое интересное, что он говорит и о конфискации их имущества – то есть какой-то корыстный умысел, либо политический расчёт.
Прежде всего, Торквемада вводит множество правил и инструкций: кого именно считать еретиком, как допрашивать, продолжительность пыток, всё досконально прописано. Инквизиция карала за помыслы. Помыслы эти вытягивали из людей на пытках – никто не мог устоять перед пытками инквизиции. Изначально инквизиция преследовала ересь внутри христианской веры и её полномочия не распространялись на иудеев и мусульман, но потом они стали врагами. Начали с иудеев, их заставляли принимать христианство, кто не хотел этого делать добровольно – принуждали силой, прямо перед костром давали выбор: либо принимай христианство, либо мы тебя сейчас сожжём на костре. Естественно, многие принимали христианство лишь бы спасти себе жизнь. До этого многие тысячи евреев просто покидали территорию Испании, опасаясь за свою жизнь. Но просто так они уехать не могли. Все деньги конфисковывались, с собой они могли брать только жалкий домашний скарб. Тоже самое произошло и с мусульманским населением.
Обращённые мусульмане получили прозвище мориски, а обращённые евреи – мараны (на староиспанском означает «свиньи»). Если бы они знали, что для них приготовил Торквемада, то они бы ещё раньше уехали из Испании. Начали преследовать морисков и маранов. Основным обвинением было, что они только с виду христиане, а на самом деле придерживаются своей веры. Арестованные под пытками подтверждали это обвинение. Действия инквизиции в Испании достигло огромного размаха, люди, спасаясь от неё, бежали в Португалию, на север Африки. Римский папа Сикст IV указывал Испании недопустимость таких действий, но колесо уже закрутилось в полную силу.
Как только началось преследование иудеев, то еврейская община собрала огромную сумму, чтобы откупиться от преследования. Они предложили её Фердинанду. Тот был не против принять деньги. И вот здесь произошёл знаменитый эпизод. Узнав об этом, Торквемада вошёл к королям и швырнул перед ними распятие, закричав, что однажды уже Иуда предал Христа за 30 серебряников, теперь же вы хотите его предать снова. Набожная Изабелла приняла это очень близко к сердцу. А так как Фердинанд не имел полноценной власти и считался с мнением супруги, то и здесь Торквемада победил.

Торквемада – фанатик или политик?
Многие считают Томаса Торквемаду настоящим фанатиков веры, совершившим все свои многочисленные преступления во имя бога. Но прослеживая его жизнь в этом можно усомниться. Во-первых, то, как он держался Изабеллы, был не самым последним участником её воцарения в Кастилии, всячески способствовал устроению брака с Фердинандом. Во-вторых, обязательная конфискация имущества у арестованных инквизицией. Конфискация тоже не просто так нужна была: то ли корысть здесь, то ли понимание, что Фердинанд не согласится на такие действия, не видя выгоды. В любом случае – это уже расчёт, а не голый религиозный фанатизм.

Томас Торквемада прожил достаточно долго – 78 лет. И почти всю жизнь был одинок. И хотя власть его была велика, но и страх его был велик. Личная охрана Торквемады составляла 250 человек: 200 пехотинцев и 50 всадников! Невообразимо, но без этой охраны он нигде не появлялся. Его дом напоминал крепость, сам он постоянно ждал ножа в спину или подсыпанного яда. Его ненавидела вся страна и он знал это. И так до самой смерти…

То, что устроил Томас Торквемада во второй половине XV века в Испании – настоящая трагедия, последствия которой до сих пор ещё чувствуются. Торквемада наверно самый страшный и зловещий инквизитор за всю историю этой ужасной организации. И у него по сей день есть поклонники…

Публикации по теме