Самая старая мечеть российской столицы. Московская соборная мечеть. история становления Соборная мечеть история

Апрельским утром я шагал по Замоскворечью, время от времени смотря по карте-схеме центра Москвы, куда же меня занесло. Увидев, что нахожусь рядом с Исторической мечетью, решил свернуть и заглянуть туда. Идя по переулку - увидел впереди автобус, возле которого толпились вооруженные омоновцы. "Неужели что-то произошло, пока я на поезде ехал?" - возникла неожиданно мысль. Милиционеры перегородили улицу металлическими решетками, сбоку находилась рамка металлоискателя, такой же какие устанавливаются в аэропортах. Меня заставили снять рюкзак и показать его содержимое. "А где здесь мечеть? Из-за чего ограждения установлены?" Милиционер, проверявший мои вещи, посмотрел на меня как на инопланетянина: "Пятничная молитва. А мечеть вот там", - и махнул в сторону двора. Видимо опять меня за турка приняли, как это частенько бывало на Кипре.

Историческая мечеть находилась во дворе. Стоящие у входа во внутренний дворик мечети меня за мусульманина не приняли и подумав, что я просто хочу пройти через двор - показали мне дорогу. Решив, что на самом деле выбрал для посещения не самое удачное время- обошел мечеть и пошел дальше по своим делам. На обратном пути навстречу мне шли люди, бледнолицые и африканцы, с бородами и без, этот поток желающих помолиться постепенно увеличивался.

Когда читаешь исторические книги, то невольно обращаешь внимание на веротерпимость владетелей Золотой Орды. В 1261 году в столице Золотой Орде Сарае митрополитом Киевским Кириллом III была учреждена новая кафедра. Так появились епископы Сарайские. После политических перемен в результате распада Золотой Орды около 1450-х годов Сарайские владыки переехали в Москву на Крутицы на постоянное пребывание. Сарайская епархия была переименована в Крутицкую (ныне Крутицкое и Коломенское наместничество), с правом именоваться архиереем в форме "Сарский и Подонский".

Поэтому я долгое время считал, что мечети в Москве появились в ту же далёкую пору. Но это не так, историки спорят, когда же это произошло. Как всегда не хватает письменных источников. Первым о московских мечетях написал, как это ни странно, итальянский путешественник из Болоньи Зани Ерколе (Ercole Zani, 1634 - 1684), который много путешествовал по Европе и в 1672 году побывавший в составе посольства в Московии. В своей книге "Relazione e viaggio della Moscovia", изданной в Болонье в 1690 году, путешественник написал: "Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть". В те времена Замоскворечье находилось за городом и представляло из себя большую деревню. Многие считают, что самая первая мечеть была примерно на том же месте в Татарской слободе, где находится нынешняя Историческая мечеть, ставшая первой в Москве, дожившей до нашего времени. Разрешение на её строительство было получено в 1823 году, затем она неоднократно перестраивалась и реставрировалась.

До 1904 года мечеть была Соборной, а термин "Историческая" появился уже в постсоветское время, в последнее десятилетие прошлого века.

В советское время здание мечети постигла участь всех культовых сооружений Вот, что об этом говорится на сайте мечети: " В 1937 году мечеть была закрыта. В советское время ее здание передавалось под нужды типографии и штаба гражданской обороны, военкомата и ДОСААФ. В 1967 году были снесены минареты.В ноябре 1990 года было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман. Однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании мечети с начала 1980-х годов, процесс передачи был отложен. Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 года."

Большую помощь в реставрации мечети приняло посольство Саудовской Аравии. Об этом свидетельствует мемориальная доска, расположенная на противоположной от входа стене.

2010 г.

Соборная мечеть Модерн

1909-1913 - Васильев Николай Васильевич, Фон Гоген Александр Иванович, Кричинский Стефан (Степан) Самойлович.

Петербургская Соборная мечеть - самая большая в Европе. Но уникальность этой мечети не столько в ее размере, сколько в синтезе архитектуры северного модерна и традиций культовой архитектуры Азии. Русским архитекторам в этом архитектурном шедевре удалось гармонично сочетать грубый финский камень в отделке стен с витиеватыми изощренными декорами майолик и решеток. Стилизация настолько удалась, что при всей ее уникальности ее естественность не вызывает сомнения.

История постройки Соборной мечети была необычайно продолжительна по времени и не безоблачна.

Комитет по постройке был сформирован собранием прихожан 5 ноября 1905 г. и утвержден министром внутренних дел П. Г. Столыпиным в январе 1906 г. Комитет состоял из 20 мусульман, видных государственных, общественных, военных деятелей, купцов и домовладельцев. Организатором Комитета был писатель и публицист, доктор богословия, Ахун 2-го Санкт-Петербургского мусульманского прихода А. Баязитов (1874-1911), редактор и издатель первой в России мусульманской газеты "Нур". Председателем Комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в сумме до 750.000 руб. в течение десяти лет на всей территории Российской империи.

Комитет приобрел участок в 4-м квартале Петербургской части на углу Кронверкского пр. и Конного пер. N 9 - 1, принадлежавший инженеру И. Долоцкому. Однако для размещения Мечети одного участка оказалось недостаточно. Михраб, - священная ниша, перед которой стоят верующие, должна быть обращена в сторону Мекки, т.е. на юг, в данном случае - к заднему фасаду дома на соседнем участке.

17 ноября 1907 г. Комитет получил разрешение на приобретение смежного участка по Кронверскому пр. N 7. На участке с деревянной застройкой был сохранен двухэтажный флигель, где разместились мастерские архитекторов, строительная контора, приемные комнаты Комитета по строительству, а часть сохранившхся квартир, как при прежних владельцах, сдавалась внаем (деньги перечислялись в банк и использовались на строительство Мечети).

Необходимая на приобретение земельных участков сумма - 312.000 руб. была предоставлена Комитету по строительству Эмиром Бухарским. Под патронажем Эмира был проведен архитектурный конкурс, а в дальнейшем велись все проектные и строительные работы. Специально подготовленные Ахуном Баязитовым рекомендации для конкурса (доклад Баязитова в Обществе архитекторов назывался "О постройке мечети в Петербурге") были учтены при разработке его программы: наличие в мечети двух ярусов хоров, строгость внутреннего убранства, устройство в подвальном помещении дополнительного зала для верующих на время проведения ежегодных общемусульманских праздников.

Для разработки программы конкурса на эскизный проект мечети Обществом архитекторов была избрана особая Комиссия в составе академиков архитектуры А.Н. Померанцева, Л.Н. Бенуа, А.И. фон Гогена, архитекторов Ф.И. Лидваля, А.И. Дмитриева и секретаря комиссии С.В. Беляева. Они составили комиссию судей, куда вошли также три представителя Комитета по постройке, причем один из них был из числа действительных членов Общества Архитекторов. В опубликованной журналом "Зодчий" при объявлении об открытии конкурса программе отмечалось: при проектировании использовать восточный стиль, для облицовки мечети использовать естественный камень, завершение мечети - купол, количество минаретов - от одного до двух, в последнем случае допускалась их разновысотность. В соответствии с требованиями ислама, михраб - священная ниша, должна быть обращена на юг, в сторону Мекки; в декоративном убранстве не допускалось изображение живых существ.

Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 г. Он стал одним из самых представительных в истории Императорского Санкт-Петербургского Общества архитекторов: всего было рассмотрено сорок пять проектов, первые три премии получили работы известных петербургских зодчих Н.В. Васильева, М.С. Лялевича, М. М. Перетятковича; вторую премию получил проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Арабески" (14). Несколько проектов Комиссией судей были рекомендованы Комитету по строительству к приобретению: "2596, 75", "Самарканд", "Джами" (авторы не установлены) и "Тимур" Я.Г.Гевирца.

Соответственно программе конкурса все премированные проекты были ориентированы на использование характерных особенностей средневековых памятников мусульманского зодчества - мавзолея Гур-Эмир в Самарканде (Н.В. Васильев), мечеть Селима в Адрианополе (М.С. Лялевич), мечеть Шахи-Зинда в Самарканде (М.М. Перетяткович).

Для строительства Комиссией судей был рекомендован проект Н.В. Васильева, представленный под девизом "Тимур". Его отличительная особенность - предложение автора использовать для облицовки стен блоки гранита, в отделке куполов мечети, минаретов, порталов применить майолику, промышленное производство которой началось к 1906 г. в керамической мастерской "Гельдвейн-Ваулин", расположенной в Кикерино под Гатчиной (ныне - керамический завод "Горн") на богатых месторождениях синей кембрийской глины. Чтобы исключить произвольность в создании майоликовой декорации, руководитель мастерской, выдающийся художник-керамист П.К. Ваулин командировал в Туркестан художника П.М. Максимова. В результате в Кикеринских мастерских был воссоздан способ изготовления средневековой резной майолики, что способствовало точному в стилистическом отношении следованию прообразу, воспроизведению колорита и духа восточного искусства, расширению опыта в художественной обработке материала.

К доработке проекта Н. В. Васильев привлек своих коллег, А. И. фон Гогена, чей высокий авторитет как в профессиональных, так и в правительственных кругах был настоятельно необходим для решения практических и административных вопросов, и архитектора С.С. Кричинского, члена мусульманской общины (предки его - выходцы из польских татар), что для членов Строительного комитета имело принципиальное значение, как и его большой опыт ведения строительных работ.

Проект мечети и заявка о выдаче разрешения на производство работы были представлены А.И. фон Гогеном в Городскую управу 14 декабря 1908 г. З апреля 1909 г. С. С. Кричинскому было выдано свидетельство на ведение подготовительных работ: разборку деревянных строений, установку забора. Но одновременно, в апреле 1909 г., проект мечети был направлен на экспертизу в Императорскую Академию художеств. В целом проект был одобрен, однако категорическое возражение вызвало избранное для строительства место на Кронверском проспекте, вблизи церкви Св.Троицы - первого из православных Храмов С-Петербурга, поблизости от Домика Петра Великого; эксперты усмотрели в создании здесь монументального нового сооружения угрозу нарушения исторической целостности старейшей части Санкт-Петербурга.

Как отмечала, освещая визит духовенства и членов мусульманской фракции Государственной Думы к председателю Совета Министров, газета "Речь", находя основательными замечания Академии, П.Г. Столыпин не считал, однако, возможным "взять обратно уже данное разрешение" . 8 июля 1909 г. градоначальник К.И. Драчевский уведомил Комитет по строительству о завершении рассмотрения проекта во всех инстанциях, констатируя, что "рассмотрев проект, а равно и отзыв Императорской Академии художеств нашел, что в художественном отношении к постройке мечети по представленному проекту препятствий не встречается.
В техническом же отношении со стороны Технико-строительного комитета также не встречается препятствий, но с тем, чтобы до приступа к работам, размеры всех конструктивных частей были проверены надлежащими расчетами.
Что же касается проектов фасадов мечети, то таковые по Всеподданнейшему докладу Министра внутренних дел 27 июня сего года удостоились Высочайшего Его Императорского Величества утверждения" .

В течение июля - ноября 1909 г. были выполнены работы "нулевого" цикла: отрыт и забутован котлован, подведены свайные основания под столбы центрального зала и под минареты, выполнены ленточные фундаменты. Общая стоимость работ - 28.734 руб. 64 коп. В это же время (до 1 января 1910 г.) Н. В. Васильеву, А. И. фон Гогену и С. С. Кричинскому за разработку проекта и составление рабочих чертежей Комитетом было выплачено по 2.500 руб

В мае 1910 г. под руководством немецкого архитектора и подрядчика Г.-Ф. Канна начались подготовительные работы к облицовке стен Мечети гранитом. В Финляндии им были арендованы разработки месторождений ковантсарского гранита (для облицовки стен) и светло-серых тиурульских гнейсов (для облицовки минаретов и барабана купола). Эти месторождения в Ковантсари (Карелия) и Тиурула (совр. Ленинградская область), в начале ХХ в. находившиеся на территории Великого княжества Финлядского, ныне не разрабатываются.

К отбору облицовочных материалов для Мечети Г.-Ф. Канн подходил с глубоким пониманием ансамблевого значения создаваемых возле Троицкой площади новых архитектурных сооружений. Утвержденные архитекторами-строителями образцы облицовочных плит были опечатаны личной печатью Г.-Ф. Канна и хранились в сейфе Комитета по строительству. Во время строительства подрядчики каменных и железобетонных работ наблюдали за своевременным и качественным устройством штроб, пазов, гнезд, введением разнообразной арматуры для крепления облицовочных плит.

Для скульптурных деталей облицовки - аркатурных поясков, карнизов, медальонов, орнаментальных композиций - предварительно изготавливались гипсовые модели по чертежам авторов проекта.

В 1911 г. было освоено 95.000 руб. (71.000 - поставщикам, 24.000 -подрядчикам). Из наиболее значимых работ отметим монтаж железобетонного купола, начало облицовки гранитом фасадов под руководством Г.-Ф.Канна, были закончены надписи на арабском языке изречений из Корана для украшения фасада - их изготовили в "Первой специальной восточной, артистической и художественной электропечатне" И.Бороганского. Выполненные в масштабе, они передавались затем резчикам Канна для перенесения их на гранитные и мраморные плиты. С 30 октября по договору с А.О. Шульцем началось изготовление "металлических рам для окон и световых проемов по 72 руб. за 1 аршин", все рамы - летние и зимние - изготовлялись по чертежам и рисункам архитекторов, из высококачественного металла, с решетчатыми переплетами. В ноябре 1911 г. Комитетом по строительству заключен контракт с О. Гельдвейном на выполнение майоликовых работ по Мечети.

В 1912 г. был выполнен большой объем работ по облицовке гранитнымии плитами фасадов Мечети (выплачено Г.-Ф.Канну 73.255 руб.), вторая артель Канна вела монтаж майоликовой облицовки купола и порталов (за доставленные из Кикерино майоликовые изделия было заплачено 17.000 руб.). Одновременно с продолжением работ по гидроизоляции подвалов велся монтаж центрального водяного отопления и вентиляции по проекту, разработанному инженерами фирмы "Држевецкий и Езиоранский" (с 1913 г. - фирма "С.Ю.Корсак (бывш. Држевецкий и Езиоранский)". Для перекачивания конденсационной воды в кочегарке, устроенной в подвале Дома для омовений, поставили паровые котлы Корнваллийской системы, с насосом системы "Вортингтон". Нагревательные приборы - крупноформатные чугунные гладкие радиаторы, устанавливались в специальные ниши, закрываемые щитовыми экранами. Во избежание осадка конденсата на стенах Мечети, радиаторы установили под окнами главного купола, в нижней части малого купола, под окнами минаретов на площадках для муэдзина. Объем принудительной вентилляции составлял 1 куб.саж. на одного человека, всего - 3.000 куб.саж. Приточная камера была расчитана на нагревание этого количества воздуха до + 18С при наружной температуре -10С. Основная масса воздуха направлялась в гланый зал Мечети. Одновременно фирмой "Чантриль" велся монтаж электрического освещения Мечети.

9 февраля 1913 года Комитет по постройке Мечети получил разрешение Министра внутренних дел на проведение 21 февраля первого богослужения, посвященного трехсотлетию царствования Дома Романовых, "....чтобы предоставить прибывающим в Петербург на эти торжества Эмиру Бухарскому и Хану Хивинскому возможность слушать Богослужение по обрядам своей религии. Храм этот, хотя еше и не закончен постройкой, но уже отапливается и приведен внутри в такой вид, что вполне допускает возможность временного совершения в нем Богослужения". С началом Первой мировой войны ход отделочных работ, естественно, замедлился: сократилось число пожертвований, возросли налоги, многие строители были мобилизованы; с этого времени прекращается публикация цифровых отчетов, единственным источником по этому периоду стали приходно-расходные ведомости из коллекции документов Музея истории религии.

Из них следует, что в 1915 г. фирме "Гельдвейн-Ваулин" было выплачено за майолику 30.000 руб. В сентябре Мечеть открыли для платного осмотра, в том числе - для военнослужащих. В объявлениях говорилось, что деньги необходимы для достройки Мечети. В 1916-1917 гг. продолжались выплаты Стекольно-промышленному обществу (17.500 руб.), Арматурному заводу за осветительную арматуру (3.100 руб.), фирме "Гельдвейн-Ваулин" - за майолику (4.500 руб. 20 декабря 1916 г., и 4.000 руб. - 20 декабря 1917 г.). По-видимому, декорирование порталов велось из заготовленных ранее материалов, т.к. 1915 год был последним в истории керамического производства "Гельдвейн-Ваулин": с 1916 г. на заводе наладили выпуск снарядов для фронта, а в 1917 г. в огне пожара погибло все оборудование и производство было ликвидировано (24). По этим причинам майоликовая отделка интерьера не была закончена; сохранившиеся авторские проекты позволяют, в принципе, воссоздать ее в процессе реставрации интерьер Мечети: бирюзовые изразцы в отделке конхи над михрабом, фриз из стилизованных цветов на барабане купола, антаблементы колонн и пилоны центрального зала должны быть украшены разнообразными плетенками, волновым орнаментом, концентрическими кругами.

В конце 1917 г. завод "Сан-Галли" изготовил чугунную решетку для ограды. В 1918 г. продолжались работы по замене временного остекления на постоянное (оплата счетов Стекольно-промышленного общества 10 апреля - 4.000 руб., 10 сентября - 4.500, 19 октября -5.000 и 10 декабря - 40.000 руб.). В конце года расчетные счета Соборной Мечети в Азовско-Донском и Волжско-Камском банках были арестованы Совнаркомом, все работы прекратились.
Регистрация Советской властью мусульманской "двадцатки" в Петрограде была приурочена к 30 апреля 1920 года, когда с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамадан в Соборной Мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала - последний подарок Эмира Бухарского; площадью около 400 кв.м, ковер, расстеленный на полу молитвенного пространства (паркетом отделать пол центрального зала так и не успели) был важным элементом ритуального убранства интерьера Соборной Мечети.

В беспощадном омуте событий сплелись судьбы людей и зданий: еще в 1914 г. ушел из жизни Александр Иванович фон Гоген, в 1919 г. Николай Васильевич Васильев с женой уехал в Крым к архитектору Юрию Федоровичу Стравинскому, затем - в эмиграцию. Около Мечети остался лишь Стефан Самойлович Кричинский. Есть основания предполагать, что в 1923 г. он был расстрелян вместе с наиболее активно сопротивлявшейся режиму частью "двадцатки" мусульманской общины Петрограда.

(По мотивам размещенной статьи Рината Птерского)

(статья Витязевой из История Петербурга № 1(5) 2002)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7801089000)

Закрытой на масштабную реконструкцию с полной перестройкой ещё в мае 2005 года.

Обновлённая Соборная мечеть стала одной из крупнейших не только в России, но и во всей Европе. Общая площадь — 18 900 квадратных метров, первое место в нашей стране. Мечеть может вместить до 10 000 молящихся, что, правда, уступает мечети в Махачкале.

И хотя само предназначение мечети не заключается в том, чтобы быть самой крупной, разные города и регионы всё же стараются найти какой-нибудь аспект, в котором религиозные здания, расположенные на их территории, выделялись бы из ряда других. Следуя этой традиции, АиФ.ru решил собрать список из десяти крупнейших российских мечетей, опираясь на количество молящихся, которые могут совершать намаз прямо на территории здания.

Центральная мечеть в городе Назрань была построена порядка 20 лет назад. Названа она в честь Мухамад-Басира Оздоева , погибшего во время осетино-ингушского конфликта в 1992 году. Мечеть рассчитана на то, чтобы единовременно принять порядка 2 тысяч верующих.

Центральная мечеть Назрани. Фото: РИА Новости / Валерий Мельников

На удивление в рейтинг попала и крупнейшая мечеть, расположенная на территории Уральско-Сибирского региона, — Сургутская соборная мечеть, которая, как и назранская, вмещает порядка 2 тысяч человек. Интересно, что при мечети в Сургуте было открыто медресе — мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и духовной семинарии. К росписи молебенного зала привлекались специалисты творческих мастерских из Уфы и Набережных Челнов.

Сургутская соборная мечеть. Фото: www.russianlook.com

8. Центральная мечеть в Алхан-Юрте

В 2012 году открылась одна из крупнейших мечетей Чечни, расположенная в селении Алхан-Юрт Урус-Мартановского района. В мечети одновременно смогут совершать молитву более двух тысяч человек. На нижнем этаже расположено медресе вместимостью до трёхсот человек с отдельными помещениями для юношей и девушек, а также комнаты для совершения пятничной молитвы для женщин. Новой мечети в Алхан-Юрте присвоено имя местного жителя, бывшего муфтия Чечни, богослова Магомед-Бешира-Хаджи Арсанукаева.

Мечеть в Алхан-Юрте. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA 3.0/Simba16

На седьмом месте по вместимости — Самарская собрная мечеть, в которой одновременно совершать намаз могут порядка 5 тысяч человек. В архитектурный комплекс входит медресе «Нур», рассчитанное на 60 учащихся. Общая площадь комплекса — 4800 квадратных метров. Мечеть была открыта для верующих 28 ноября 1999 года. Проект кирпичного здания с минаретом высотой 67 метров и куполом диаметром 13,5 метра подготовил Расим Вальшин.

Самарская соборная мечеть. Фото: www.russianlook.com

6. Нижегородская соборная мечеть

Нижегородская Соборная мечеть — одна из старейших мечетей страны. Она была открыта в 1915 году на Казанской набережной. Здание принадлежит татарской общине города и вмещает до 5000 верующих. В 1994 году по соседству с мечетью было построено здание, в котором открыли медресе «Махинур». До этого уроки проходили на втором этаже мечети.

Медресе и соборная мечеть в Нижнем Новогороде. Фото: Commons.wikimedia.org

5. Мечеть имени Султана Делимханова в селе Джалка

В 2011 году состоялось открытие одной из крупнейших на тот момент мечетей страны, располагающейся в селе Джалка. Она рассчитана на 5 тысяч мест. Открытие мечети приурочено к 60-летию первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова.

Мечеть имени Султана Делимханова. Фото: РИА Новости / Саид Царнаев

Столько же, 5 тысяч человек, вмещает Соборная мечеть Санкт-Петербурга, строительство которой началось ещё при Российской Империи. На протяжении очень долгого времени она являлась крупнейшей мечетью на европейской части страны. Строительство было продиктовано соображениями политкорректности: с присоединением к России при Александре III Средней Азии при дворе стремились соблюдать интересы мусульманской общины. Мечеть выполнена в стилизованных формах самаркандской и каирской архитектурных школ.

Соборная мечеть Санкт-Петербурга. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA 3.0/AlexGusarov

Строительство одной из крупнейших мечетей не только России, но и Европы в столице Чеченской Республики, Грозном, было завершено 16 октября 2008 года. «Сердце Чечни» названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова. Площадь мечети составляет 5000 квадратных метров, а вместимость — более 10 тысяч человек. Столько же верующих могут молиться и в примыкающей к основному зданию летней галерее и площади. «Сердце Чечни», построенная в классическом османском стиле, считается и одной из самый красивых мечетей страны. Центральный зал накрыт огромным куполом диаметром 16 метров и высотой 32 метра. Высота четырёх минаретов — по 63 метра, это одни из самых высоких минаретов на территории России.

Мечеть «Сердце Чечни» имени Ахмата Кадырова. Фото: Commons.wikimedia.org / CC-BY-SA 3.0/Салман

2. Московская Соборная мечеть

Официально открытая 23 сентября 2015 года обновлённая Московская мечеть по вместимости занимает лишь вторую строчку. Правда, пока на практике проверить заявленную цифру в 10 тысяч молящихся одновременно не удалось. Возможно, после того, как мечеть будет открыта широкой публике, этот показатель вырастет. Зато Соборная мечеть, без сомнений, является крупнейшей по площади — 18,9 тысяч квадратных метров. Высота купола составляет 46 метров, а минареты возвышаются над городом на 72 метра, что пока является рекордным для нашей страны показателем.






Московская историческая мечеть - один из мусульманских храмов, расположенных в столице России. Ее непростой истории, интересным фактам, с ней связанным, будет посвящена статья.

Этапы строительства

Когда именно появилась мечеть в Замоскворечье, сейчас точно неизвестно. Известно лишь, что с начала XIX века мусульмане Москвы добивались разрешения на возведение мечети. В это время они занимали здание Магометанского молитвенного дома.

Интересно, когда построена Московская историческая мечеть?

В 1823 году столичный генерал-губернатор дал разрешение на сооружение храма из камня. Однако долгожданному согласию сопутствовал ряд строгих требований:

  • не допускалось наличие азана - приглашения к молитве;
  • архитектурная форма здания не должна была напоминать мечеть;
  • построенное здание не могло именоваться мечетью.

Для строительства власти выделили участок во владениях купца Хошалова. Ныне это улица Большая Татарская в Москве. 1823 год и стал датой основания мечети.

Архитектура

Сначала архитектура постройки ничем не напоминала мечеть, а скорее походила на множество других особняков. Позднее здание отремонтировали (в 1858 году). А в 1882 году здание было реконструировано. Проект подготовил архитектор Г. Ивницкий. Причиной тому была просьба старосты Салиха Ерзина, который говорил о том, что численность московских приверженцев ислама выросла, и прежняя мечеть не вмещает всех желающих.

В результате прежнее здание было увеличено по фасаду, также были сооружены минареты. Теперь мечеть могла вмещать 1500 человек (вместо 300, как ранее).

Что означает название?

Московская историческая мечеть в XIX веке обладала статусом Соборной. Но позже этот статус перешел к другой мечети - в Выползовом переулке. С 90-х годов XX века описываемая нами мечеть приобрела наименование Исторической, что подчеркивает ее старейшее происхождение. Считается, что эта мечеть - наследница замоскворецкого храма мусульман XVII-XVIII веков.

Функционирование заведения производилось по законам 1857 года, согласно которым вести богослужение могли только представители высшего духовенства в мечетях, имеющих статус соборных. Поэтому мечеть и стала считаться соборной.

В 1915 году рядом с мечетью возвели каменное здание медресе. Финансированием строительства занимался Садек Ерзин. Сегодня это административное здание.

Имамы

Имамами московской исторической мечети были:

  • С. М. Асханов - в 1826 году.
  • Р. Агеев - с 1833 по 1868 гг.
  • Х. Агеев - до 1913 года.
  • А. Шамсутдинов - с 1913 по 1936 гг.

В 1923-1925 годах М. Биги (общественный деятель и исламский богослов) в мечети преподавал первоосновы исламского учения.

В 1936 году произошло закрытие Московской исторической мечети. Имам был обвинен в антисоветской деятельности, арестован и расстрелян.

В годы советской власти в здании работали:

  • типографский цех;
  • пункт гражданской обороны;
  • ДОСААФ (общественно-государственная организация, цель которой - оборона страны);
  • военкомат.

В 40-х годах XX века мусульмане стремились вернуть здание мечети, но безуспешно. А в 1967 году у здания по распоряжению властей снесли минареты (башни, с которых всех верующих призывают на молитву).

Передача здания мусульманам

В конце 80-х годов лидеры татарской общины снова предприняли попытки вернуть комплекс Московской исторической мечети (фото ее представлено в статье). В 1990 году здание было отдано религиозному обществу мусульман. Его руководителем в то время был М. Велитов.

Но печатный цех, располагавшийся в здании мечети, а также жители близлежащих домов выразили протест, поэтому с процессом передачи пришлось повременить.

Окончательная передача храма мусульманам произошла лишь в 1991 году. В том же году, 17 октября, там провели первый намаз (каноническую молитву ислама).

В 1992 году здание было подвергнуто реконструкции. Финансирование этого процесса принадлежало московскому посольству Королевства Саудовской Аравии.

Когда открылась Московская историческая мечеть снова? Это произошло в 1993 году. А в 1998 году она пережила очередную перестройку.

Храм сегодня

Имамами мечети в наше время являются:

  • Х. Ф. Фехретдинов.
  • Р. Садеков.
  • Салех Сейфетдинов.
  • Ахметжанов.

Муэдзином (служителем, призывающим на намаз) является Раис Ханевеев. Он родился в 1959 году в селе Андреевка Нижегородской области.

С 2000 года при мечети действует благотворительная организация «Историческая мечеть». Направлениями ее деятельности являются:


Фонд также шефствует над молельной комнатой в наркологической больнице №17.

При мечети действует медресе, где исследуют исламские азы и арабский. Руководит медресе Х. Ф. Фехретдинов. Учеба осуществляется по-русски и по-татарски.

Где находится Московская историческая мечеть?

Как уже было сказано, мечеть находится в Москве на Б. Татарской улице, д. 28, стр. 1, 2. Это самое сердце татарской общины Замоскворечья.

Добраться до нее можно на метро, ближайшие станции - «Третьяковская», «Новокузнецкая». Если ехать на автомобиле, то нужно доехать до района Замоскворечье, до улицы Большая Татарская.

Имамы мечети ожидают верующих ежедневно с 10.30 до 19.00. Предварительной записи при этом не требуется. Пятничная молитва совершается каждую пятницу в 12.40. Любые изменения в расписании выкладываются на сайте мечети.

На проспекте Мира запомнилась жителям города ее невероятной популярностью в дни главных мусульманских торжеств — Курбан-байрама и Ураза-байрама. В эти дни прилегающие кварталы перекрывались, и их заполняли тысячи молящихся.

И это неудивительно. Прежнее здание храма значительно уступало своими размерами нынешнему. Сегодня мечеть Московская Соборная - один из интереснейших архитектурных объектов столицы. Ее высокие минареты видны далеко за Олимпийским проспектом.

Первая мечеть

Более ста лет назад на месте нынешнего роскошного сооружения находилась мечеть. Московская Соборная церковь была возведена в 1904 году. Здание будет построено по проекту московского архитектора Николая Жукова, в основном на средства известного мецената, купца Салиха Ерзина. Эта мечеть стала вторым мусульманским храмом в столице, но после того, как была закрыта мечеть в Замоскворечье (в 1937 году), адрес переулок Выползов, дом 7, стал символом советского ислама.

Храм получил от самого Сталина, которая представляла собой благодарственную телеграмму за помощь фронту в годы ВОВ. Кроме того, визиты известных лидеров мусульманских государств в послевоенные годы в Выползов переулок надежно защищали религиозную жизнь храма.

Сукарно, и другие известные политики, искавшие благосклонности руководства Советского Союза, во время своих визитов в столицу посещали не только Кремль, но и заезжали на какое-либо передовое предприятие, и в обязательном порядке в мечеть.

Визиты высоких гостей в мечеть проходили довольно сложно и нередко не по сценарию. Например, в 1981 году лидер ливийской Джамахирии, посетивший мечеть, не стал следовать дипломатическому протоколу. Каддафи интересовался у имамов, почему в храме отсутствует молодежь в молельном зале, где в Москве можно купить религиозную литературу, предлагал мечети денежную помощь.

Иранцы оставляли в мечети на подоконниках портреты аятоллы Хомейни, приглашали имама Московской мечети А. Мустафина приехать в Тегеран, хотя ни в Советском Союзе вообще, ни мусульманские религиозные лидеры в частности, к тому времени еще не определились в отношении к произошедшей Исламской революции.

Тем не менее именно благодаря международному статусу мечети она сохранилась. Это позволило в советской столице проводить открытые молитвы. Имамы Московской Соборной мечети становились частыми гостями на правительственных приемах.

Имамы мечети

Среди имамов, служивших в разные годы в мечети, следует выделить таких: Бедретдина Алимова (первого имама), Сафу Алимовова, Абдулвадуда Фаттахетдинова, Исмаила Муштария, Ахметзяна Мустафина Ризаутдина Басырова, Раиса Билялова, Ильдара Аляутдинова.

Сегодня в храме служат шесть имамов. Ильдар Аляутдинов - главный имам Московской Соборной мечети. Ему помогают Мустафа Кютюкчю, Раис Билялов, Анас Садретдинов, Ислам Зарипов и Ваис Билялетдинов - старейший имам (30 лет службы). В советские времена это была единственная мечеть в городе, которая не прекращала своей работы и регулярно проводила богослужения.

Строительство нового храма

К концу ХХ века мечеть все чаще стали называть ветхой и нуждающейся в обновлении либо реконструкции. Под этим предлогом здание пытались снести накануне Олимпиады-80, его спасло лишь вмешательство мусульманской общественности Москвы и послов некоторых арабских стран.

В начале XXI века мечеть получила статус памятника культурного наследия, но ненадолго. Вскоре статус отменили, признав сооружение ветхим и подлежащим сносу. К тому же к этому времени мечеть уже не вмещала всех верующих даже в пятничные молитвы.

В 2011 году старое здание полностью разобрали. На протяжении нескольких лет молитвы проводились во временном помещении. Строительство сопровождалось судебными многочисленными разбирательствами между авторами проекта Алексеем Колентеевым и Ильясом Тажиевым с заказчиком, в лице Духовного управления мусульман. Тем не менее в 2005 году было решено проводить масштабную реконструкцию. А в 2011-м началось строительство здания новой мечети по проекту Алексея Колентеева и Ильяса Тажиева.

Московская Соборная мечеть: открытие

23 сентября 2015 года состоялось долгожданное для всего мусульманского мира России событие. Распахнула свои двери великолепная Московская Соборная мечеть. Адрес храма - Выползов переулок, дом 7. Этот праздник собрал многочисленных гостей. В торжественной и очень запоминающейся церемонии приняли участие президент Путин, политические деятели, известные представители науки и культуры. Надо отметить, что известные и почетные гости в мечети не редкость — как до, так и после реконструкции она остается центром ислама России, ее посещают многие политики, представители культуры со всего мира.

Стоимость строительства

Совет муфтиев сообщил, что мечеть Московская Соборная была построена за 170 миллионов долларов. В эту огромную сумму входят пожертвования рядовых верующих, а также средства крупных предпринимателей. В их честь была выпущена книга, все благотворители указаны поименно.

Нынешнюю мечеть сложно назвать реконструированным сооружением. Ведь от старого здания остались лишь крошечные фрагменты стен.

Архитектура

Мечеть Московская Соборная занимает огромную площадь - 18 900 метров квадратных (до реконструкции она была 964 кв. м). Чтобы укрепить конструкцию, в ее основание была вбита 131 свая, так как рядом проложена линия метро, и несет свои воды Неглинка.

В архитектурном комплексе новой мечети просматриваются несколько культурно-исторических отсылок. К примеру, главные минареты, высота которых более 70 метров, напоминают своей формой Спасскую башню Московского кремля в столице и падающую башню Сююмбике Казанского кремля. Это не случайно. Архитекторы прибегли к такому решению, как к символу единения и дружбы между татарским и русским народами.

Огромный 46-метровый купол мечети, покрытый двенадцатью тоннами сусального золота, удивительно гармонично сочетается с общим обликом «златоглавой» Москвы. Учли архитекторы и первозданный вид мечети. Были собраны заново фрагменты старых стен, и они удачно вписались в новый интерьер, при этом сохранив свой прежний облик. Вершину одного минарета венчает полумесяц, который в свое время украшал старое здание.

Мечеть Московская Соборная имеет определенные черты византийского стиля. Великолепное шестиэтажное здание венчают различные по размерам минареты, купола и башни. Площадь нового строения в 20 раз превысила первоначальный вариант. Сегодня молельные залы для женщин и мужчин вмещают около десяти тысяч верующих. Есть здесь и специальные помещения для проведения ритуала омовения, большой и уютный зал для конференций и организации встреч.

В новой мечети проводят богослужения ведущие мусульманские имамы, они же совершают традиционные обряды.

Внутреннее убранство

Московская Соборная мечеть внутри поражает гостей роскошью и великолепием убранства. Изысканные узоры на стенах храма, продуманные до мелочей элементы декора полностью соответствуют традициям мусульманской архитектуры. В интерьере используются классические цвета для ислама - зеленый, изумрудный, белый, голубой.

Внутреннюю часть купола, как и стены и потолок мечети, украшают росписи. Это священные которые выполнили турецкие мастера. Турецкое правительство подарило соборной мечети великолепные парадные двери, необыкновенные ковры (ручной работы) для залов и роскошные хрустальные люстры.

Мечеть освещают более трехсот двадцати светильников, которые размещаются на потолке и стенах. Основная их часть повторяет форму купола храма. Главная (центральная) люстра - это гигантский светильник. Его высота - около восьми метров, а весит эта конструкция полторы тонны. Ее создавали пятьдесят мастеров из Турции на протяжении трех месяцев.

Необходимо отметить, что совсем не обязательно быть мусульманином, чтобы увидеть мечеть. Здесь, как в мечетях Стамбула и других крупных мегаполисов, двери открыты для представителей разных религий. Но необходимо соблюдать определенные правила.

Женщины должны закрыть волосы, и их одежда должна быть строгой и закрытой. Перед входом следует снять обувь, и постараться не мешать молящимся.

Публикации по теме