Северный дачник - новости, каталог, консультации. Троице-гледенский монастырь в великом устюге Гледенский монастырь иконостас

Троицкий собор считается самым красивым храмом Устюга. Собор – пятиглавый, построен на месте обветшавшей деревянной церкви, в 1659 году. Храм построен на средства купца С. Грудцына. Годом раньше купеческая семья Босых пожертвовала монастырю на строительство церкви 1500 руб. Начатое строительство было впоследствии профинансировано И. Грудцыном. Однако когда братья умерли, работы пришлось приостановить. Тогда старец Филарет, завещал третьему брату, В.Грудцыну достроить храм. Он даже дал ему деньги на строительство. Однако Василий возобновил строительство только после того, как игумен монастыря написал жалобу патриарху Иоахиму. Строительство было закончено в 1690-х годах.

Над строительством собора и всего монастыря работали зодчие, которые ранее возводили Михайло-Архангельский монастырь. Троицкий собор практически аналогичен с Михайло-Архангельским. Почти идентичны композиции находящихся рядом церквей и трапезных. Надо отметить, что Троицкий собор имеет, все-таки, более взвешенные пропорции. Его архитектурная композиция симметрична. Особое внимание заслуживают отдельные части собора, как, например, апсиды. Они имеют плавные, мягкие очертания с изящно украшенным наличниками центральным окном. Изразцы, использованные в декоративной обработке, типичны для вологодско-устюжской архитектуры.

Основной объем храма имеет кубическую форму, с трех сторон к нему пристроена двухэтажная галерея. Храм украшен цветными изразцами, уступчатым карнизом с закомарами и обычными пилястрами. Алтарный придел выстроен с правой стороны основного объема и состоит из волнообразных трехлопастных апсид, плавно примыкающих к основному объему.

Сооружение – стройное, устремленное ввысь, удачно подчеркивающее собранное на граненых барабанах пятиглавие. У основания барабанов выстроен ряд кокошников. Окна храма обрамлены «муравлеными» изразцами зеленого цвета. По верхнему периметру галереи находится ширинчатый пояс. Идентичными мотивами декорирован и четверик колокольни.

Колокольня построена отдельно от храма, что обеспечивает оптическое равновесие объемов. Она поставлена на четверик, состоящий из арок, соединенных мощными четырехгранными столбами. Звон имеет форму восьмерика и увенчан невысоким шатром с двухрядными слуховыми окнами. Нижние окна больше, чем верхние, поэтому создается оптический эффект перспективного сокращения, так что конструкция представляется выше и грандиознее. Колокольня Троицкого собора расположена посередине западного фасада храма, с выстроенным у основания входом, и лестницей, выходящей на паперть. В целом, здание колокольни имеет стройный, законченный вид.

Значительную художественную ценность имеет пятиярусный иконостас в стиле барокко. Он изумляет своей необыкновенной тонкой резьбой. Его создание было возможным благодаря пожертвованиям устюжан, и продолжалось долгие восемь лет – между 1776 и 1784 годами. Строительство иконостаса было задумано игуменом Геннадием, добившимся благословения епископа Иоанна. В архивах монастыря сохранились договора с резчиками и иконописцами, что в значительной мере помогло восстановить историю создания иконостаса и имена мастеров, работающих над ним. Именно тотемские резчики Богдановы придали иконостасу барочный стиль, тогда как в Устюге в эти годы уже увлекались новым стилем, позаимствованным у петербуржцев – классицизмом. Позолота на царских вратах и иконостасе была выполнена под руководством искусного мастера П. Лабзина. Большинство икон написано известным иконописцем А.Колмагоровым. Впечатляющий своим богатством и красотой, иконостас представляет стоящих в царских вратах евангелистов, над которыми парят серафимы, а рядом с ними находятся ангелы. Все эти образы выполнены в виде скульптур, автор которых, к сожалению, не известен. В художественном плане иконостас является образцом итальянской школы.

В 70-е годы 20 века, древний иконостас, как главное достояние Троицкого собора был отреставрирован, и теперь его можно созерцать в первоначальной красе.

Троице - Гледенский монастырь..Памятники Великого Устюга.

Троице - Гледенский монастырь — недействующий православный монастырь в 4 км от Великого Устюга Вологодской области, при слиянии рек Сухоны и Юга. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.Находится на том месте, где в Средние века стоял русский город Гледен, заложенный князем Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же, в конце XII века, появился и мужской монастырь, освящённый в честь Живоначальной Троицы.


Троицкий собор

Ныне существующий ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века: на средства богатых устюжских купцов был построен каменный Троицкий собор, затем — теплая Тихвинская церковь с трапезной, церковь Успения Богоматери и больничная палата. В XVIII веке Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей. Возведение каменной ограды не было завершено из-за нехватки денег. В 1784 г. были завершены работы по созданию нового иконостаса, длившиеся 8 лет. Иконостас сохранился и знаменит своей изумительной резьбой по дереву.


Главная достопримечательность монастыря - великолепный резной золоченый иконостас Троицкого собора, один из красивейших в Устюге.


Царские врата


Саваоф


Евангелисты Иоанн и Матфей


Евангелисты Марк и Лука


Саваоф. Деталь Царских врат


Троица


Иконостас Троице - Гледенского монастыря.
Для выполнения резных работ были приглашены тотемские мастера братья Николай и Тимофей Богдановы.


Сошествие Святого Духа на апостолов

Иконы, отличающиеся изяществом, точностью рисунка, богатой цветовой палитрой, написаны устюжскими иконописцами купцами А.В. Колмогоровым, Е.А. Шергиным и протоиереем устюжского Успенского собора В.А. Аленевым. Композиции икон отходят от традиционных канонов, поскольку писаны с печатных листов (западноевропейских гравюр), и напоминают больше светскую живопись.


Общее впечатление богатства иконостаса усиливается позолотой, выполненной артелью П.А. Лабзина в сложной технике.

Особое очарование иконостасу придает большое количество деревянной скульптуры. На царских вратах расположены фигуры четырех евангелистов, над ними парит в облаках Саваоф. Скульптуры предстоящих у Распятия, ангелов, головок херувимов, органично сочетаясь с резьбой и иконописью, составляют с ними единое целое. К сожалению, имена резчиков фигур остались неизвестными, но это, без сомнения, были необыкновенно талантливые люди, обладавшие незаурядным мастерством и тонким вкусом.





Святой Петр

a>
Троице - Гледенский монастырь 17-18 век






Редкостный по красоте иконостас, возрожденный в 70-е годы ХХ века московскими реставраторами, вызывает восхищение всех, кто приезжает в Троице-Гледенский монастырь.



Евангелист Матфей


Евангелист Иоанн


Иоанн Предтеча


Деревянная резная деталь иконостаса

Троицкий собор монастыря

Монастырь был упразднен в 1841 году и приписан к Михайло-Архангельскому монастырю. Вновь открылся в 1912 году в качестве женской обители. В 1925 году упразднён. Троицкий собор с иконостасом как памятник архитектуры закреплен за музеем, остальные монастырские постройки использовались под колонию для беспризорников, детский дом-изолятор, пересыльный пункт для раскулаченных, дом инвалидов, дом для престарелых.


Двухстолпный Троицкий собор (2-я полов. 17 в.). Возведен на средства видных купеческих фамилий Великого Устюга - Грудцыных и Босых.


Архидиакон Стефан

С начала 1980-х годов архитектурный комплекс Троице-Гледенского монастыря работает в музейном режиме. В настоящий момент сохранились следующие постройки: Собор Святой Живоначальной Троицы (1659-1701 гг.), Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной (1729-1740 гг.), Церковь Успения Пресвятой Богородицы с больничной палатой (1729-1740 гг.), Сторожевая башня (1759-1763), Святые врата обители и Северные хозяйственный ворота.


Сторожевая башня монастыря


Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с трапезной

Святые врата обители

К числу выдающихся ансамблей Великого Устюга относится также и Троице-Гледенский монастырь, расположенный в 4 км от города на противоположном правом берегу Сухоны в том месте, где она, сливаясь с Югом, дает начало Малой Северной Двине. Здесь на высоких отрогах коренного берега некогда стоял древний чудский город Гледен, вблизи которого и был основан Троице-Гледенский монастырь.

Место для монастыря было выбрано необычайно удачно, и вплоть до наших дней этот величественный ансамбль господствует над бескрайней ширью заливных лугов и водных просторов, отмечая важнейший узел пересечения древних торговых путей Северного края. Одна из основных видовых точек на монастырь открывается с Двины, откуда путешественник, подъезжающий к Устюгу по реке, уже на расстоянии 12–15 км видит замечательный ансамбль, как бы представительствующий от города. Удивительно хороши и другие аспекты Троице-Гледенского монастыря и, в частности, его северо-западный фасад, особенно если смотреть на него с устюжской набережной в вечерние часы, когда утопающие в зелени белоснежные постройки вспыхивают багрянцем в последних лучах заходящего солнца.

Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «Летопись великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «... в которые лета постройся о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице-Гледенский монастырь был древнейшим оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так как очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу реки уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, в процессе дальнейшей христианизации Северного края и постепенного обращения в новую веру местного населения, возникали другие монастыри, в числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский. Таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.

Вся с была неразрывно связана с историей древнего города Гледена, о котором из-за отсутствия археологических данных мы, к сожалению, знаем очень мало. Поэтому современному исследователю приходится полагаться в основном на сведения устюжских летописцев, которые сообщают, что в 1438 г., в результате жестокой междуусобной войны, город Гледен был до основания разрушен вятчанами, а жители его переселились в Устюг и в село Морозовицу, основанное в 1440 г. Во время этой катастрофы сильно пострадал и Троице-Гледенский монастырь, однако он был, по-видимому, быстро восстановлен, тогда как сам город так и не поднялся из руин.

К сожалению, устюжские писцы XVII в. не включили в свои книги описания построек Троице-Гледенского монастыря. Не попал этот комплекс и в изображение на иконе «Прокопий и Иоанн Устюжские». Поэтому в настоящее время мы не располагаем материалами, позволяющими представить ранний облик монастыря, и только размещение каменных его зданий, построенных, согласно традиции, на местах старых деревянных сооружений, в известной степени отображает первоначальную планировочную структуру этого ансамбля, очень сходного с ансамблем Михайло-Архангельского монастыря.

Возведение основных каменных зданий Троице-Гледенского монастыря было завершено в 1659 г., через шесть лет после окончания строительства центрального комплекса Михайло-Архангельского монастыря, а общее композиционное сходство главных сооружений этих ансамблей свидетельствует о том, что строителями их были, очевидно, одни и те же мастера. При этом Троице-Гледенский монастырь, как вариант более поздний, представляет дальнейший этап развития общих принципов организации ансамблей этого типа. Так же, как в Михайло-Архангельском монастыре, напротив главных западных ворот здесь разместилось центральное сооружение всего ансамбля – величественный пятиглавый Троицкий собор, окруженный двухэтажными крытыми галереями паперти. Однако шатровая колокольня расположилась здесь не на углу главного объема собора, а прямо над западным его крыльцом, предваряя тем самым симметричные композиции храмов XVIII в. Теплая Тихвинская церковь с трапезной палатой аналогична комплексу Введенской церкви Михаило-Архангельского монастыря, но отличается от последнего своими скромными размерами и более интимной трактовкой основного объема. Значительно усиливали общее сходство центральных сооружений этих монастырей и каменные переходы, связывавшие некогда Троицкий собор с трапезной и Тихвинской церковью, но, к сожалению, в настоящее время утраченные.

В первой четверти XVIII в. в монастыре было завершено строительство каменных зданий и весь ансамбль приобрел тот облик, который он в основном сохранил до наших дней. В это время в северо-западном углу монастыря была построена одноглавая больничная Успенская церковь, получившая типичную для культовых сооружений XVIII в. форму восьмерика на четверике и связанная в единый комплекс с низким одноэтажным корпусом больничных палат и братских келий. Ближайший к реке северо-восточный угол монастыря был закреплен восьмигранной каменной башней, от которой к Успенской церкви и далее на юг протянулась каменная монастырская стена. В этой стене были устроены двое одинаковых ворот, обращенных на запад и на север и выполненных в сдержанных и строгих формах, хорошо гармонирующих с общим характером архитектуры этого ансамбля. Остальные стены неправильного многоугольника территории монастыря остались деревянными, так же как и все его хозяйственные, подсобные и жилые постройки.

Троице-Гледенский монастырь был беднее Михайло-Архангельского и значительно уступал ему в размахе хозяйственных и торговых операций. В начале XIX в. доходы монастыря еще больше сократились, а в 1841 г. он был «приписан» к Михайло-Архангельскому монастырю. С этого времени ведение строительных работ здесь совсем прекратилось. Вот почему этот монастырь почти не знал поздних переделок, так сильно исказивших общий облик большинства старых устюжских ансамблей, а его каменные постройки вплоть до наших дней сохранили почти неизменными свои первоначальные формы. Это обстоятельство еще больше повышает художественную ценность Троице-Гледенского монастыря, который подобно Михайло-Архангельскому монастырю может быть отнесен к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей всего Северного края.

Троице-Гледенский монастырь - недействующий православный монастырь. В настоящий момент входит в состав Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

На самом северо-восточном краю Вологодской области расположен древний город Великий Устюг. А на другом берегу находится один из самых древних на севере России Троице-Гледенский монастырь. Летописи рассказывают нам, что названием своим это место обязано тому, что расположено на пригорке, сам виден издалека, и с него открывается красивый вид на слияние рек Сухоны и Юг, воды которых теперь образуют Северную Двину. Летописец, восхиящаясь силой Северных рек писал: «Слившись, две реки расширяются пространством великим и широко начинают течь в великое море-океан, в Соловецкую пучину». Тот же летописец рассказывает нам, что владели этой местностью князья Святослав, Владимир, а потом владимиро-суздальские князья. О самом городе Гледен известно мало, знаем только, что заложен он был князем Всеволодом Большое Гнездо в 1178 году, и здесь же возник монастырь Живоначальной Троицы, который все древние летописцы называют не как иначе, как Лаврой. И только спустя примерно 40 лет на другом берегу Сухоны появляется град Устюг. Но не мирная жизнь ждала эти места, а постоянные набеги и битвы. Особенно пострадали здешние места от набегов золотоордынских татар, а позже и от междоусобицы русских князей. Всем им надо было одно - богатства здешних лесов пушниной и рыбой. И Троицкий монастырь не один раз сжигали и грабили. В середине XV века и город Гледен и монастырь разрушили, но будучи известен по всей округе, монастырь быстро восстанавливался. В 1597 году в летописи упоминается, что помогали его строить архангелогородцы, на постройку давали хлеб и работников, которые валили лес и возили его на Гледен. В 1613 году польско-литовский отряд хотел сжечь только что отстроенный монастырь, но отряд легких лыжников, отправленный из Устюга выкрал польского пана, и в Устюге, после страшных пыток его казнили. Ансамбль строений монастыря сложился в конце XVII – первой половине XVIII века, когда на средства богатых устюжских купцов перестроили в камне сначала Троицкий собор, затем – теплую Тихвинскую церковь с трапезной, а рядом церковь Успения Богоматери и больничную палату. Немного позднее Тихвинская церковь была соединена с Троицким собором крытой галереей, которая сейчас не сохранилась. Как и соседний Великий Устюг, Гледенский монастырь с тех пор почти не претерпел изменений. Каменные постройки не подвергались поздним переделкам и сохранили неизменными свои первоначальные формы. Искусствоведы относят его к числу наиболее совершенных монастырских ансамблей Русского Севера. Классическая для Руси шатровая колокольня, венчающая вход в храм, массивный куб собора, окруженный крытой галереей, стена с необычными низкими башенками и больничной палатой. Игумены монастыря с конца 17 века получили чин архимандрита, а число братии доходило до 40 монахов, а всего насельников и работников насчитывалось больше ста. За монастырем некогда находилась пристань, а монастырь торговал зерном и солью. И только в начале XIX века, во время одного из очередных половодий, река Юг сменила русло и пристань потеряла свое значение. Но что же тогда делает этот монастырь одним из самых известных среди специалистов по древнему искусству? - Чтобы понять это, достаточно зайти внутрь Троицкого собора. «Невероятный, захватывающий дух и впечатляющий своим мастерским исполнением» - так отзываются искусствоведы о резном иконостасе, скрывающем алтарь древнего храма. Неслучайно Президент Российской Федерации Владимир Путин побывал здесь на Рождество 2008 года. Иконостас Троицкого Гледенского собора - одна из жемчужин русского зодчества, и равного ему по сложности исполнения просто нет. В 1772 году у плотника Прокопия Старостина монастырь закупил липовые кряжи, а у купца Василия Курочкина краски, листовое золото и осетровый клей. Особая делегация ездила зарисовывать оформление Спасо-Яковлевского собора Зачатия святой Анны. И лишь после нескольких лет подготовки работы были заказаны тотемским мастерам-резчикам Николаю и Тимофею Богдановым. Более 8 лет ушло у мастеров на резьбу всех этих деталей, соединение и укрепление элементов. Работы пришлось распределить между артелями и объемные фигуры вырезали уже не Богдановы, а другие мастера. Золочение и роспись деталей выполняла отдельная артель. Иконы писали устюжане Алексей Колмогоров и протоиерей Василий АлЕнев, а затем и другие мастера. Ведь наполнить пять ярусов иконостаса единым живописным ансамблем образов было крайне непросто. Даже при беглом взгляде на иконы, заметен европейский стиль живописи. И это не случайно. Предполагается, что образцы брались из иллюстраций Виттенбергской Библии, отдельные листы которой продавались в то время в Москве как картины. Еще более необычным были упоминавшиеся в 1785 году зеркала, вставленные сзади резных царских врат, для усиления эффекта роскоши. Никогда и нигде более мы не увидим зеркал в православных храмах, и эти тоже спустя некоторое время были сняты, очевидно, чтобы не нарушать церковную традицию. Необычны и сюжеты живописи. Слева от царских врат расположена икона Божией Матери с Младенцем. На Ее главе венец из 12 звезд, Она стоит на лунном полумесяце, а ногами попирает красного дракона, исполняя слова Откровения апостола Иоанна Богослова - «И явилось на небе великое знамение - Жена, облеченная в солнце: под ногами Ее луна, и на главе Ее венец из двенадцати звезд...» А весь образ символизирует Богородицу, попирающую диавола. Иконостас собора уникален еще и тем, что это один из немногих памятников церковной старины сохранившийся до наших дней в неизменном виде. Образы, исполненные торжественности и тайных символов, когда каждый взгляд, мановение руки или мерцающая на небе звезда имеют сокровенное значение... Вырезанные со старанием и терпением ветви виноградных лоз, и диковинных плодов, словно вышедшие из детской мечты человечества о потерянном рае... Совершенное творение северных мастеров,- источник любви к нашим прапрадедам и вдохновение для будущих поколений. В храме тишина, горят лампады, прямо впереди иконостас, и Спаситель ясными очами смотрит в душу каждому из нас. И под этим взглядом ощущаем всю греховность трепетной души, не случайно видно повторяем: "Господи, помилуй и спаси" (Стихи неизвестного автора).

Один из самых древних монастырей на севере России - монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы, расположенный вблизи города Гледен. Этот город заложил в конце 12 века князь Всеволод. Расположен он был на холме, вблизи перекрестка речных путей. Примерно в то же время возле города был построен и монастырь.

От места, где находился Гледенский монастырь видно, как соединяют свои воды реки Сухона и Юг. В двадцати километрах от этого места в древности проходила главная дорога Русского Севера. На Сухоне стоит город Устюг. Название города произошло именно от его расположения: Усть-Юг. Благодаря своему расположению, на перекрестке всех путей, когда-то он был одним из главных городов России.

А вот у Гледена, история более запутанная и загадочная. Об этом городе сохранилось мало сведений. Предания и легенды представляют Гледен славным и богатым городом. Говорят, что погубили его татары, которые польстились на золото и богатства устюжан. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что он был разгромлен в середине 15 века, как следствие жестоких междоусобиц и войн между русскими князьями. После этого город так и не был восстановлен, но мужской Троице-Гледенский монастырь был восстановлен устюжанами. Его буквально возродили из пепла.

Он просуществовал долго, и в течении нескольких веков был свидетелем еще многих событий, которые происходили в этих местах: реформы Петра I, секуляризация при Екатерине II и.т.д. В 1841 году монастырь был упразднен, а в 1912 году он был вновь открыт как женская обитель. Окончательное закрытие произошло в 1925 году. После закрытия, монастырские строения использовались колонией для беспризорников, потом здесь был устроен детский дом-изолятор. Еще в зданиях монастыря был пересыльный пункт, где держали раскулаченных, и дом престарелых.

Монастырь строился в конце 18 века. Тогда богатые устюжские купцы выделили средства на реконструкцию Троицкого собора, затем были перестроены церкви Успения Богоматери и Тихвинская, больничная палата. Позже, в начале 19 века, Троицкий собор был соединен крытой галереей с Тихвинской церковью, и началось строительство каменной ограды. К сожалению, из-за нехватки денег, ограждение осталось незавершенным. Надо отметить, что почти все каменные строения монастыря не были подвергнуты последующим переделкам, поэтому сохранили свои первоначальные формы неизменными. Этот факт придает комплексу особенную ценность и очарование. Искусствоведы единодушно относят его к наиболее совершенным монастырским ансамблям Российского Севера.

Главной монастырской достопримечательностью является восхитительный золоченый резной иконостас находящийся в Троицком соборе. Резные работы иконостаса были выполнены тотемскими мастерами, братьями Николаем и Тимофеем Богдановыми. В оформлении иконостаса они использовали традиционные мотивы 18 века: рокайли, завитки, гирлянды, волюты и т.п. Резьба, выполненная ими, поражает своим богатством и удивительным разнообразием форм.

Иконы отличаются изяществом и точностью рисунка. Они были написаны местными мастерами и умельцами и отличаются богатой и необыкновенной цветовой палитрой. Часть икон были написаны В. А. Аленевым, протоиереем Успенского собора. Композиция ликов отличается от общепринятых канонов. Ввиду того, что они были списаны с печатных образцов западноевропейских гравюр, они больше напоминают светскую живопись. Позолоченное одеяние иконостаса придает ему особенно богатый и нарядный вид. Оно было выполнено местной артелью, в очень сложной технике, и свидетельствует о высоком мастерстве исполнителей.

Деревянная скульптура иконостаса изображает четырех евангелистов, стоящих перед царскими вратами, над которыми высоко в облаках парит Саваоф. Скульптурная композиция состоит из головок херувимов и ангелов, предстоящих у Распятия. Резьба, скульптуры, иконы и позолота органично сочетаются в одно целое и представляют подлинное произведение искусства. Можно с уверенностью сказать, что мастера, выполнившие иконостас обладали тонким вкусом и незаурядным мастерством.

Публикации по теме