Сознание как объект философского анализа. Сознание человека как предмет философского анализа Отличие сознания от психики живот-ных

  • 3. Материализм и идеализм как направления в философии, их разновидности. Рационализм и иррационализм как направления в философии.
  • 5. Философские учения Сократа, Платона и Аристотеля.
  • 6. Становление и развитие философской мысли на Востоке: буддизм, конфуцианство, даосизм.
  • 7. Средневековая философия: период патристики. Философия Августина.
  • 8. Средневековая философия: период схоластики. Номинализм и реализм. Философия ф.Аквинского.
  • 9. Рационализм как философское направление эпохи Нового времени. Р.Декарт, г.Лейбниц.
  • 10. Эмпиризм как философское направление эпохи Нового времени. Ф.Бэкон, Дж.Беркли.
  • 11. Вопросы теории познания и этики в учениях Канта.
  • 12. Основные черты философии Гегеля.
  • 13. Особенности развития русской философии 19-20 веков.
  • 14. Позитивизм и его разновидности.
  • 15.Философия жизни: Шопенгауэр, Ницше. Экзистенциализм: ж.-п.Сартр, а. Камю
  • 16.Понятие материи как субстанции. Современные представления о сущности и структуре материального мира.
  • 17.Движение как философская категория. Движение и развитие, виды развития(прогресс, регресс).Движение и покой. Основные формы движения материального мира.
  • 18. Понятие пространства и времени, их характеристика. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Современная наука о пространстве и времени.
  • 19.Сознание как предмет философского исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание
  • 20.Бессознательное как предмет философского исследования: з.Фрейд, к.Юнг
  • 21.Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятие «знание» и «понимание».
  • 22. Чувственное и рациональное познание, их специфика и взаимосвязь. Философские учения сенсуализма и рационализма. Роль интуиции в познании.
  • 23.Понятие истины. Основные концепции: корреспондентская, когерентная, прагматистская.
  • 24.Характерные черты истинного знания: соотношение объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретность. Критерии истинного знания.
  • 25. Понятие и специфика науки. Формы научного познания: проблема, гипотеза, теория. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
  • 27.Эмпиричкские методы научного познания: наблюдение и эксперимент. Виды экспериментов.
  • 26. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.
  • 19.Сознание как предмет философского исследования, различные подходы к решению проблемы природы сознания. Сознание и самосознание

    Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, человеческий разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

    Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

    Философские сознание: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

    Попытки объяснить феномен сознания предпринимались в глубокой древности. Древние люди связывали сознание не с деятельностью тела, а существованием души, то есть бестелесного начала, которое способно на время или навсегда покидать тело человека.

    Основатель идеализма Платон утверждал, что душа бессмертна, а смертное тело является ее рабом. Вне тела душа находится в небесном мире идей.

    В средние века на первый план выдвигалась идея мирового духовного начала, а человеческий разум рассматривался как искра божественного разума. Философы-материалисты рассматривали сознание как функцию человеческого тела. В своих крайних проявлениях метафизический материализм утверждал, что мозг вырабатывает мысли подобно тому, как печень вырабатывает желчь.

    Таким образом, идеалисты утверждали абсолютную независимость мышления человеческого тела, а материалисты - полную зависимость духовного от телесного.

    Происхождение сознания, его сущность и структура

    Материалистическая диалектика, решая вопрос о происхождении сознания, опирается на теорию отражения.

    Отражение - это свойство материальных систем в процессе их взаимодействия воспроизводить особенности друг друга. В неживой природе существует пассивное отражение, которое проявляется в форме механических и физико-химических изменений. С возникновением жизни и появлением простейших организмов и растений возникает раздражимость - способность живого избирательно реагировать на воздействия внешней среды.

    У животных, благодаря наличию психики и нервной системы, существуют более сложные формы отражения, связанные с деятельностью органов чувств.

    1. Ощущение - способность отражать отдельные свойства предметов (цвет, форма, запах и т.д.), в результате их воздействия на органы чувств.

    2. Восприятие - способность к целостному охвату объекта во всей его полноте.

    3. Представление - способность к воспроизведению объекта, который непосредственно не воздействует на органы чувств.

    Как показали исследования физиологов, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга, то есть реакции на внешние воздействия, первые из которых передаются по наследству, а вторые формируются в процессе жизни.

    Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов, то есть поведенческих реакций. Наличие у животных ощущений, восприятий и представлений является основой возникновения человеческого сознания. Эта основа имеет биологический, природный характер. В то же время, формирование сознания не возможно без участия социальных факторов. Эти факторы выделил Энгельс в своей статье "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". Решающим социальным фактором возникновения сознания он назвал труд. Труд начинается с использования предметов природы в качестве орудий деятельности. Следующий этап - создание орудий труда из природных форм. Простейшие трудовые навыки способствуют расширению кругозора и совершенствованию мозга. Потребность передачи опыта стала предпосылкой видоизменения гортани и формирования членораздельной речи. Язык стал важнейшим фактором познания мира, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления.

    Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную физиологическую систему, которая функционирует в другой целостной системе - человеческом организме. Между физиологическими и психологическими процессами, происходящими в мозгу человека, существует принципиальная разница. Физиологические процессы - материальны, психические - идеальны. Сознание не сводится ни к отражаемому миру, ни к физиологическим процессам головного мозга.

    Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, которая заключается в активном отражении действительности и ее конструктивно-творческом преобразовании. Структуру сознания можно представить как единство четырех основных сфер.

    I - сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. Она включает в себя ощущения, восприятия, конкретные представления, которые дают информацию об окружающем мире, собственном теле, его взаимоотношениях с другими телами. Назначение этой сферы - выработка целесообразного и полезного поведения.

    II - сфера логико-понятийная включает в себя общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, жесткие логические доказательства. Назначение этой сферы - достижение истины.

    III - эмоциональная сфера состоит из эмоций, чувств, настроений, стрессов, аффектов. Ее назначение - реализация принципа удовольствия, то есть стремление к позитивно-эмоциональным состояниям и блокирование негативных.

    IV - ценностно-мотивационная включает в себя духовные идеалы личности и высшие мотивы деятельности. Ее назначение - выработка поведения, соответствующего представлением человека о справедливости, правде, красоте.

    Эту схему необходимо дополнить такими компонентами сознания, как воля, воображение, память.

    Если эту схему соотнести с межполушарной асимметрией головного мозга, то функционирование I и II сферы будет соответствовать деятельности левого полушария головного мозга, а III и IV - правого полушария головного мозга. Такая "специализация" характерна для "правшей", у "левшей" она обратная.

    Сознание способно не только отражать окружающий мир, но и обращаться к самому себе, то есть выступать как самосознание. Самосознание обеспечивает отделение человека от окружающего мира и соотнесение себя с другими любыми. Это происходит в результате самоанализа, который приводит к самооценке. Выделение себя из мира не означает полного разрыва с ним. Мир по отношению к человеку выступает как своеобразное зеркало, в которое он видит свое отражение.

    Сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Это означает, что сознание принадлежит не окружающему миру, а человеку, субъекту. В то же время содержанием сознания является объективный мир, его различные стороны, свойства. Кроме того, субъективность сознания означает, что оно способно несколько отступать от действительности и образ, созданный сознанием, отличается от оригинала.

    Наряду с сознанием в психике человека присутствуют и элементы бессознательного, которые исследуются с помощью психоанализа. К бессознательным видам деятельности человеческого мозга относят творческое озарение, интуицию, способность к формированию парадоксальных задач, вопросов, решений. Феномен сознания исследуется различными естественными и гуманитарными науками. Философский анализ сознания предполагает определение природных и социальных факторов его формирования, характер их взаимодействия, источник творческой способности личности, переделы возможностей человеческого интеллекта.


    Понятие сознания. Сознание – предельно широкая и глубокая по объему категория философии, обозначающая субъективную реальность, идеальное отражение человеком, его мозгом и психикой внешнего мира; духовный мир человека, его осознанное переживание собственного бытия в мире, отношение к внешнему миру.
    Человек – существо разумное, мыслящее, наделенное сознанием. При помощи сознания человек активно ориентируется во внешнем мире, познает его, вступает с ним в субъектно-объектные отношения. Благодаря сознанию существуют духовный мир личности, ее эмоции, переживания, тревоги и мечты, надежды, фантазии. Именно благодаря сознанию человек существует как Homo sapiens, существо разумное, мыслящее.
    Сознание человека, внутренний мир его души является объектом изучения философии и многих специальных наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, психиатрии, физиологии высшей нервной деятельности. Науки рассматривают сознание, как фактор человеческой деятельности, как способ регулирования отношений природы и общества, как продукт социального общения. При этом сознание предстает в единстве познавательных (гносеологических), ценностных (аксиологических), волевых и коммуникативных (социальных) параметров.
    Научный анализ человеческого сознания еще далек от своего конечного результата. Сам объект изучения – сознание человека, его внутренний мир, душа – столь сложен, что, несмотря на огромные успехи науки, здесь еще очень много белых пятен, много непознанного, неясного, скрытого от пытливого взгляда ученых.
    Сознание является результатом, историческим продуктом социальной, общественной формы бытия. Ключ к пониманию сознания – в истории человека, человеческого социума, ведь сознание обуславливает активный, творческий характер социальной формы бытия, придает человеческой истории черты самодвижения. Сознание – высшая форма отражения окружающего мира, форма ориентации человека в окружающей среде и в самом себе, результат социального развития. Сознание отдельного индивида неотделимо, немыслимо без развития общественного сознания.
    Проблема сознания – это, в конечном счете, вопрос о соотношении психического, физиологического и социального: если человек разумный – венец эволюции материи, то мысль – высшее свойство мыслящего материала головного мозга человека, коры его больших полушарий. Становление человеческого сознания связано с развитием речи, языка, этого практического сознания, носителя социального опыта человечества.
    Проблема сознания в философии. Вопрос о сознании, его происхождении, сущности и развитии, трактовка этого вопроса в различных философских школах и направлениях различна. При анализе феномена сознания еще в античные времена философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. В связи с этим существуют различные подходы к философскому анализу феномена сознания, такие как материализм, идеализм, дуализм, гилозоизм, пантеизм.
    Большинство представителей материалистических философских систем рассматривают сознание как особую форму отражения. Если отражение – один из атрибутов движущейся, развивающейся, изменяющейся материи, то сознание, с материалистических позиций, – это высшая форма отражения в мозгу человека внешнего мира, итог эволюции живой природы, это способность самого сложного из известных сегодня материальных образований – человеческого мозга – отражать окружающий мир в форме идеальных образов.
    Если материалисты рассматривают сознание в плане эволюции материи и усложнения форм отражения, то философы-идеалисты подходят к анализу сознания с диаметрально противоположной стороны, считая, что сознание – творец, демиург, что не природа в ходе своего развития порождает мысль, а наоборот, мысль порождает природу, что природа – система застывших, окаменевших мыслей или совокупность, комплекс ощущений мыслящего человека, субъекта.
    Идеалистическая философия осмысливает сознание, духовное, идеальное как фактор, независящий от материального, предшествующий и даже порождающий его. Идеальное, говорят представители объективного идеализма, – это подлинное, вечное совершенное бытие, в отличие от бытия материального, которое, по их мнению, конечно несовершенно, иллюзорно. Дух, разум, идеальное предшествует материи или сосуществует с ней. Таков «мир идей» Платона, «абсолютная идея» Гегеля. В идеализме «мир идей», «абсолютная идея» активны; материя, природа – пассивны. Аристотель утверждал, что активный дух оформляет, одухотворяет, придает надлежащий вид инертной, аморфной, равнодушной к собственному существованию материи, наделяя ее внутренней формой, а значит сущностью и смыслом.
    Несколько иначе решают проблему сознания сторонники другого философского направления – субъективного идеализма, считающие неправомерным тезис о существовании объективной реальности, независимой от воли, сознания разума субъекта: мир, в котором живет человек – суть комплекс, совокупность ощущений, представлений, переживаний, настроений, впечатлений мыслящего субъекта. Наиболее крупные представители субъективного идеализма – Д. Беркли, И. Г. Фихте, Д. Юм. Позиции, близкие этому течению, в наше время занимают некоторые сторонники неопозитивизма, критического рационализма, экзистенциализма.
    Своеобразную позицию по вопросу сознания занимает такое философское направление, как дуализм, крупнейшим представителем которого в философии Нового времени был Декарт. Дуалисты утверждают, что в основе бытия существует два независимых, равнозначных, равноправных начала – материальное и духовное. Так, Декарт, в своей философской системе исходит из того, что причина движения – бог, творец всей природы и самого человека – в основе бытия которого два начала – бездушный и безжизненный телесный механизм с волевой, мыслящей и сознающей душой.
    Своеобразную трактовку феномена сознания дает гилозоизм – философское учение, отрицающее грань между живой и неживой природой, полагающие всю материю в той или иной степени живой, одушевленной наделенной чувствами, психикой, душой.
    Близкую к гилозоизму позицию занимают представители философии пантеизма, максимально сближающей друг с другом понятия «бог», «природа», «душа». Идеи пантеизма близки раннему суфизму, ярким представителем которого был выдающийся мыслитель средневекового Востока аль-Газали. В европейской философской традиции Нового времени идеи пантеизма развивали Джордано Бруно и Бенедикт Спиноза.
    Пристальное внимание анализу сознания уделяют многочисленные течения современной, постклассической философии. Например, философия психоанализа, связанная с именами 3. Фрейда, К. Юнга. Э. Фромма, большое внимание уделила изучению бессознательного, его роли в духовном бытии субъекта, влиянию бессознательного на сознание, поведение личности.
    Неотомизм – философия современного католицизма – исходя из теологической концепции божественного сотворения всего сущего, рассматривает душу, сознание человека как основу личности, формообразующую по отношению к телу индивида, смыслом и целью существования которого является созерцание большого блага, откровения божьего
    Интересную трактовку сознанию дает современная философия существования – экзистенциализм. Так, немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс утверждает, что в центре философии лежит некое проявление сознания, как человеческая фантазия, отражающая поиск мыслью человека, его разумом смысла бытия. Французский экзистенциалист Ж. П. Сартр, полемизируя с концепцией бессознательного у 3. Фрейда, считал, что сознание – суть мера бытия психического, это осознание личностью собственного существования, свидетель своего бытия.

    Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени ХVIIXVIII вв. То есть сначала наука занималась сознанием больных людей а затем перешла к сознанию здоровых людей.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    Лекция 9

    Сознание как предмет философского анализа

    План:

    1. Проблематичность философского осмысления феномена сознания ;
    2. История философского осмысления феномена сознания ;
    3. Философские концепции сознания .
    1. Сознание является наиболее сложным и труднодоступным для изучения предметом. В философии сознание начинает рассматриваться только с эпохи Нового времени (Х VII - XVIII вв. ) , в психологии – в конце Х I Х века. Для науки необходимо было выяснить структуру сознания психически больного человека, чтобы предотвращать всевозможные расстройства. В последствие в психиатрии появилась социология, которая начала заниматься исследованием сознания здоровых людей. То есть, сначала наука занималась сознанием больных людей, а затем перешла к сознанию здоровых людей.

    Причины трудностей в изучении сознания:

    А ) Нематериальный характер сознания: сознание является материальной вещью, т.е. его нельзя потрогать, ощутить, попробовать на вкус, взвесить и тому подобное.

    Б ) Парадокс близлежащего. Сознание, с одной стороны, является наиболее близким для нас явлением: всё, что мы воспринимаем, чувствуем, ощущаем, мы знаем только потому, что у нас есть сознание. Но именно поэтому мы не обращаем на сознание особого внимания. Мы обращаем внимание на предметы, события, а на само сознание нет.
    К примеру, мы не обращаем внимания на свет, хотя то, что мы видим, мы видим только потому, что есть солнечный или электрический свет. Если бы не было света, то мы бы вообще ничего не увидели. Тем не менее, мы обращаем внимание преимущественно на предметы, которые видим в свете, а сам свет мы не замечаем. Это делает сознание наиболее сложным и труднодоступным для изучения.

    1. В античности как такового представления о сознании не было. Вместо сознания было понятие о душе. Душа – это нематериальная, идеальная субстанция, которая, как правило, противоположна телу.
      С точки зрения идеализма, душа вечная и неизменная. Именно благодаря тому, что есть эта вечная субстанция, тело двигается, выполняет какие-то виды работ и действий. Душа дает цели всему.
      С точки зрения материалистов, душа состоит из материи, она конечна и смертна. Например, Демокрит утверждал, что душа состоит из атомов. Согласно его учению, душа умирает раньше, чем тело. Смерть – это выдох без вздоха. Человек выдыхает и его душа рассеивается в воздухе ; атомы, из которых состоит душа, распадаются и человек умирает.

    В Средние века, душа – это частичка Бога в человеке. Душа, с точки зрения Средневековой философии, бессмертна и вечна, то есть в Средневековой философии господствует идеалистическое представление о душе: тело человека умрет, превратится в прах, а душа останется.

    В Новое время в философии появилось первое представление о сознании. Это напрямую связано с переходом к метафизике познания. Первоначально в метафизике познания сознание отождествлялось как разум. Таким образом, сознание и разум идентичны друг другу.
    В Новейшее время, в связи с переходом к новой метафизике, меняются представления о сознании. Сознание перестает отождествляться с разумом и начинает мыслиться как нечто иррациональное и неразумное. Разум составляет лишь отдельную часть сознания. В новой метафизике было выдвинуто предложение, согласно которому сознание представляет собой лишь поверхностную плёнку в нашем мире. Сознание – это всего лишь « мыльный пузырь » , поверхность ; а бытие человека бессознательно.

    1. Философские концепции сознания:

    А ) Объективный идеализм . Согласно этой концепции, сознание представляет собой некую высшую реальность, которая существует независимо от человека. Сознание есть не что иное, как высший разум (или абсолютный дух ) . Каждый человек является носителем этого высшего разума, только он этого, как правило, не знает. Это незнание происходит от того, что человек поддаётся обманам чувств и, следовательно, его высший разум становится затемненным. Человек должен прорваться сквозь этот обман чувств и открыть в себе понятие высшего разума. Если индивид достигнет этого состояния, то он станет равен Богу (или поймет, что Бога нет ; поскольку только высший разум делает человека Богом ) .

    Наиболее последовательно такой подход представлен в концепции (теории ) Гегеля.

    Б ) Субъективный идеализм . Согласно этой концепции, сознание каждого отдельного человека является единственной реальностью. Нет никакого высшего сознания, есть только множество маленьких отдельных сознаний.
    Общим между объективным и субъективным идеализмом является то, что сознание представляет собой источник бытия. Только в объективном идеализме речь идёт о проблеме высшего разума, а в субъективном – о сознании каждого отдельного человека.
    В ) Метафизический материализм . Согласно этой концепции, сознание рассматривается как пассивное отражение материи. С точки зрения метафизического материализма, первично существует материальный мир, который не зависит от нашего сознания. В свою очередь, наше сознание лишь пассивно отражает этот мир.

    Г ) Вульгарный материализм . Согласно этой концепции, сознание является лишь продуктом деятельности центральной нервной системы (мозга ) . До сих пор у ученых нет точного ответа, каким образом центральная нервная система порождает сознание и порождает ли она его вообще: является ли действительно сознание продуктом мозга или же нет. Существует множество теорий, но к однозначному ответу наука ещё не пришла. В свою очередь, вульгарный материализм этих затруднений не принимает. Для него всё просто: сознание – это продукт мозга.

    Д ) Диалектический материализм . Согласно этой концепции, сознание является продуктом диалектического развития материи. Сущность сознания, с точки зрения диалектического материализма, заключается в переводе материального в идеальное состояние. Таким образом, сущность сознания является обратным действием для деятельности. В свою очередь, деятельность, с философской точки зрения, – это перевод идеального состояния в материальное.
    Простейшим примером перехода из материального в идеальное состояние является какой-либо предмет.
    К примеру, в данный момент мы видим материальный объект – стол. После ухода из учебной аудитории, стол превратится в идеальное состояние, так как он останется в нашей памяти.
    Преимущество сознания по отношению к материи: сознание позволяет сохранять предмет в памяти более длительное время. Материальный предмет может исчезнуть, развалиться, а в сознании он продолжит своё существование.
    Многие исторические предметы, давно ушедшие из жизни, сохранились в сознании и были переданы посредствам летописей, различных записей и прочего.
    Во-вторых, сознание позволяет фиксировать наиболее общие и значимые признаки предметов. Следовательно, сознание улучшает нашу деятельность и практику, поскольку оно сохраняет наиболее общие, наиболее значимые признаки предметов.
    С точки зрения диалектического материализма, сущность сознания заключается в:

    • переводе материального в идеальное состояние, то есть в образ или понятие ;
    • преобразовании предмета в идеальное состояние: выделяет его общие признаки, модифицирует его, пытается найти другие признаки и характеристики.
      Например, рассматриваемый объект – птица. Человек видит птицу и начинает выделять её общие признаки. Одним из таких признаков являются крылья. Затем человек преобразует эти общие признаки и изобретает самолёт.
      Таким образом, с точки зрения материализма, сознание является средним звеном (промежуточным этапом ) .

    6 ) Современные неклассические философские концепции сознания .

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    2460. Общество как предмет философского анализа 2.92 MB
    Основными характеристиками общества являются: А Совместная цель; Б Совместная деятельность. Если нет автономности то это уже не общество а всего лишь группа общества. Основные сферы общественной жизни: Материальнопроизводственная сфера является одной из главных сфер общества.
    2560. ПОЗНАНИЕ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА И КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ 52.77 KB
    Среди различных форм видов уровней организации знания важно выделить три его разновидности: а знание как информация об объективном мире природы и общества знаниеинформация; б знание о внутреннем духовнопсихическом мире человека в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания знаниерефлексия; в знание о целях и идеальнотеоретических программах преобразования природного и социокультурного миров знаниестратегия. Исходя из этого становление и развитие познания необходимо рассматривать в параллели к важнейшим...
    13708. Предмет и объекты анализа финансовой отчетности 37.69 KB
    Предмет и объекты анализа финансовой отчетности Анализ от греч. Экономический анализ это систематизированная совокупность методов способов приемов используемых для получения выводов и рекомендаций экономического характера в отношении некоторого субъекта хозяйствования. Процедура проведения анализа состоит из разделения проблемы на составляющие части более доступные для изучения. Выделяются такие тематические виды экономического анализа как экономический анализ в проектной деятельности инвестиционной деятельности в финансовой и...
    7040. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 12.09 KB
    Раздел философии в котором исследуются проблемы познания его возможностей и границ путей и средств достижения истины называется гносеология от греческого слова гнозис – познание. Для европейской философии гносеологическая проблематика всегда была важнейшей: вспомним античное деление философской мысли или кантовское перечисление основных вопросов философии которое начиналось с формулировки Что я могу знать. Антропология от греческого антропос человек – это раздел философии в котором изучается природа естество человека его...
    8112. Сознание 7.2 KB
    Сознание есть свойство высокоорганизованной материи человеческого мозга в идеальных образах отражать материальный мир. Сознание есть высшая форма свойства отражения присущего всей материи. Сознание есть продукт становления и развития человека и человеческого общества.
    14554. Психика и сознание 13.45 KB
    Нервную систему человека образуют десятки миллиардов взаимосвязанных между собой нейронов. Так возникает головной мозг достигающий своего максимального развития у человека. Развитие мозга человека формирование коры больших полушарий происходило в процессе исторического развития человека. Развитие психики Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем требующих осмысления законов природы.
    1060. Хайдеггеровская концепция природы философского вопрошания 24.2 KB
    Античная психология Душа источник активности тела обладает функциями познания и регуляции поведения Определение основных проблем психологии связанных с исследованием познания активности тела способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа исследование видов активности тела и особенностей познания прежде всего чувствительного познания мира Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его...
    1057. Сознание как высшая форма развития психики 1.36 MB
    Психические процессы как первичные регуляторы поведения человека 6 1. Психика человека представляет собой весьма сложную систему состоящую из отдельных подсистем ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Отсюда и непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Главная идея этой концепции Выготского заключается в том что мысль находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме зарождается в сознании человека как неразличимый сгусток смысла.
    1302. Психологическое воздействие на массовое сознание через формирование общественного мнения 32.68 KB
    Психологическое воздействие на массовое сознание через формирование общественного мнения. Сегодня в начале ХХI века формирование информационного общества невозможно без эффективного взаимодействия системы средств массовой информации массовой коммуникации и массового сознания...
    6889. ПСИХИКА И СОЗНАНИЕ. СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И ЕЕ РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОТРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 7.04 KB
    Итак психика это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой Основным понятием психологии является понятие психического образа Психический образ целостное интегративное отражение относительно самостоятельной дискретной части действительности это информационная модель действительности используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности. С сознанием связана рефлексивная способность человека т....

    Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции - материалистическая и идеалистическая. Идеалистический подход рассматривает сознание в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию. Такой взгляд был у античных философов: Платон – разумная часть души я-я главной, формулировка идеального в противовес материальному (душа, опыт, познание, бессмертие души). Платин- не все в душе осознанно, человеческий разум – функция души. Материализм, исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности не является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым. Значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

    Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое "Я", анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.



    Философские сознание: 1-познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. 2- творчески-конструктивная, проявляющаяся в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании предметов не существующих в природе. 3- регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. 4- прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их

    23. Бессознательное как предмет философского исследования: З.Фрейд, К.Юнг.

    Бессознательное – когда объект не осознает мотив действий (сновидение, гипноз, состояние аффекта, паника). З.Фрейд представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Психика человека состоит из 3 пластов: 1- Оно- самый нижний и самый мощный, в нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти. 2- Я (эго) – небольшой слой сознательного, 3- сверх-Я- идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. Сфера Оно оказывает решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек – существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо). Человек по Фрейду – эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

    Юнг выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, которое я-я отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-родины, богатыря). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного. Человек – прежде всего существо архетипное.

    24. Основные проблемы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Понятия «знание» и «понимание».

    Гносеология – учение о познаваемости мира, рассматривает проблемы человеческого познания, возможности и границы чел-го познания, пути и средства достижения истинных знаний, значение познания в жизни человека.

    Познание- процесс приобретения знания; деятельность, целью которой я-я идеальное восприятие действительности. Результатом познание я-я знание.

    Центральной проблемой познавательного отношения человека к миру является проблема познаваемости мира. Следует отметить, что решение этой проблемы, начиная с древних времен, порождало серьезные трудности, связанные как с реальными сложностями процесса познания, проявляющимися в неполноте знаний и наличии больших массивов непознанного, так и с особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности связаны, с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на различные раздражители. Именно на почве подобных трудностей еще в древности родился скептицизм, сторонники которого выражают сомнение в возможности получения достоверных знаний, а в Новое время, сформировался агностицизм Юма и Канта. И хотя агностицизм имеет основания в сложностях самого познавательного процесса, однако согласиться с его пессимистическими выводами о познавательных потенциях человека было бы ошибкой. В противовес агностицизму диалектико-материалистическая философия проблему познаваемости мира решает положительно. Это решение базируется на том, что наши ощущения, представления, понятия, будучи в конечном счете продуктами развития природы и общества, должны соответствовать им, адекватно отражать природные и социальные объекты. Наконец, самое главное, решающее подтверждение познаваемость мира находит в предметной практической деятельности. Именно в практике, в эксперименте, в индустрии, опредмечивая, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставляя их с объектами, доказывает человек мощь, его способность познавать мир.

    Cущность познавательного отношения человека к миру составляет отражение действительности. Уже происхождение сознания, органически связано с таким всеобщим свойством материи, как отражение. Это свойство в его специфических, развитых формах находит свое проявление в том, что мозг человека, взаимодействуя с внешним миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимодействие предполагает контакт человека с миром, формы и характер которого определяются его опытом, социальной практикой. Иными словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а сам процесс познания представляет собой сложное диалектическое взаимодействие объекта и субъекта. Объектом познания является не только природа, но и общество. субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель.

    Знание- отражение объективных характеристик действительности в сознании субъекта.

    Публикации по теме