Еврейская магия чисел. Тайная сила евреев и масонов – магия и колдовство Устранение возможных последствий

Сгибающий ложки силой мысли Ури Геллер, обходящийся 17 минут без воздуха Дэвид Блейн, внушающий мысли Марк Салем и проходящий сквозь Великую Китайскую стену Дэвид Копперфильд - почти половина всех известных сегодня в мире иллюзионистов имеет еврейское происхождение. Разбираясь в вопросе, откуда такая предрасположенность к столь оригинальному жанру, Jewish . ru рассказывает для начала о самых известных еврейских магах от Средневековья до начала XX века.

«Ворожеи не оставляй в живых», «Не гадайте и не высчитывайте времена…» Священные книги иудаизма не допускают компромиссов в порицании мистики. В соответствии с Торой колдовство наказывалось смертной казнью, или «каретом». Возможно, поэтому в средние века большинство евреев, телепатов и экстрасенсов предпочитали дистанцироваться от оккультизма, раскрывая свои таланты на ярмарках и в бродячих цирках. А возможно, и потому, что, с другой стороны, столь же строго к магии относилась католическая инквизиция.

Тем не менее первые упоминания об иллюзионистах и ясновидящих еврейского происхождения в Европе известны со Средневековья. Распространению «еврейской магии» в диаспоре во многом способствовало отношение коренного населения к евреям как к народу богоизбранному и наделенному сверхъестественными силами. Например, в засушливые периоды евреев часто просили вызвать дождь.

Среди еврейской молодежи, несмотря на запреты, было популярно чародейство. Потерявшие надежду на взаимность влюбленные обращались за счастьем в личной жизни к магам, на деле подвергаясь гипнозу и воздействию других психологических практик. Это в принципе была не магия, а актерское искусство на основе различных психологических опытов. И ключевые роли в этом искусстве внезапно заняли евреи. Упоминания о жившем в Италии еврейском чародее по имени Замбрио относятся к IX веку, а у евреев Сицилии привороты на любовь практиковались еще за столетие до него.

Один из самых загадочных предсказателей французский еврей-выкрест Нострадамус жил в XVI веке. Многие его прогнозы сбылись и продолжают сбываться, другие так и не получили подтверждения. Большую часть своей жизни Нострадамус успешно занимался медициной и слыл талантливым врачом. Затем он увлекся алхимией и астрологией, выпустив свой первый астрологический альманах в 52 года. Краткосрочные предсказания Нострадамуса подтверждались, ему стали верить. В итоге в конце жизни Нострадамус, ранее неоднократно допрашиваемый инквизиторами, фактически стал первым в истории известным астрологом и провидцем, обласканным правящей элитой.

Это произошло сразу после того, как в письме к Генриху II Нострадамус предсказал королю его скорую смерть. После действительно произошедшей на рыцарском турнире гибели Генриха II его вдова Екатерина Медичи назначила Нострадамуса придворным медиком и астрологом. До самой смерти ясновидящий ни в чем не нуждался и регулярно выпускал свои катрены и ежегодные альманахи.

По следам Калиостро

Инквизицию сменила еще более лютая к еретикам и колдунам Реформация, к тому же сопровождавшаяся гонениями против евреев. Интерес евреев к магии был отбит лет на сто. Экстрасенсы и медиумы оживились уже только в XIX веке и, подобно мистику и авантюристу Джузеппе Бальзамо (он же граф Калиостро), пустились колесить по Европе.

Россию гастролеры тоже не забывали. Особенно долго гастролировала по двум столицам большая еврейская семья иллюзионистов Германн. Ее родоначальник Самуил был придворным фокусником турецкого султана. Есть мнение, что именно он подарил Пушкину сюжет «Пиковой дамы», за что и был увековечен «солнцем русской поэзии» в образе главного героя, картежника Германна. Среди 16 членов его семьи, тоже работавших фокусниками, особенно выделялись талантливые Карл и Александр. Карл, пожалуй, и вовсе был главным магом своего времени. В какой-то момент он отказался от всех видимых устройств и перешел к программе, в которой всё реализовывалось лишь руками мага. Он покорил придворную Россию своим фирменным фокусом с разрывом и подбрасыванием в воздух утки, из половинок которой появлялись две, целые и невредимые.

Другим примером может служить его знаменитый трюк «Шелковая змея», в котором заимствованный платок превращался в руках зрителя в кучу обрезков, потом - в длинную ленту, которая становилась лимоном. Карл разрезал лимон, чтобы доказать зрителям, что плод - настоящий, но внутри него вдруг оказывался целый платок. «Пропах лимоном», - сокрушался Карл, поджигал его, пепел заворачивал в бумагу, но потом, порвав сверток, вновь извлекал из него целехонький платок.

Его младший брат, Александр Германн, однажды эффектно поставил на место своего тезку - российского царя Александра III . Царь решил бросить иллюзионисту и атлету вызов сравниться силами и порвал целую колоду карт. В ответ же Германн между комплиментами монарху тоже порвал одну из оставшихся в руках царя половинок колоды надвое, что, конечно, было значительно труднее. Ловкость рук и инженерная смекалка постепенно вытесняла мистическое начало. И без того зыбкая грань между магией как колдовством и искусством художественной мистификации стала стремительно стираться.

Жанр же, которому по зрелищности в те времена не было равных, становился всё популярнее. В Румынии прославился менталист, которого звали Авраам-телепат (источники утверждают, что это был псевдоним раввина Авраама Фернбаха), в Галиции - Эфраим Блитман и Самуил Тирсфельд. Последний известен там, что выступал перед кайзером Вильгельмом I и императором Францем-Иосифом. Дошло до того, что на рубеже XIX -XX веков большинство престидижитаторов были евреями. Адам Эпштейн из Варшавы завоевал титул самого оригинального мага Восточной Европы: он читал мысли, двигал по сцене столы, демонстрировал меловые доски, на которых буквы появлялись самостоятельно, резал и колол себя безо всякого ущерба для жизни и здоровья, ходил по иголкам босыми ногами. В западных европейских странах прославился под псевдонимом Джон Вайль еврейский чародей-комик (бывает и такое) Иоахим Лифшиц, «принц иллюзий» Герман Курц собирал полные залы в Бухаресте, а карточный фокусник Фред Ронер стал любимцем высшего света Вены. Им аплодировала не только Европа, бум фокусников и магов в это же время сотрясал и Америку.

Подаривший «Надежду»

Как пишет Ларри Эпштейн в книге «На пороге мечты: история еврейских иммигрантов Нью-Йорка», в начале прошлого столетия «Большое яблоко» ставило рекорды по плотности магов и иллюзионистов на квадратный метр.

Но, пожалуй, ярче остальных свой след в истории оставил еврейский поэт и предсказатель Нафтали Герц Имбер, которого называли еще «Махатмой» и «Апостолом Каббалы». Родившись в семье хасидов в галицийском Золочеве, до семи лет Имбер был глух, нем и парализован. Чудесным образом исцелившись, он за несколько лет наверстал упущенные в развитии годы, проявив себя настоящим вундеркиндом в изучении Талмуда и пробуя сочинять стихи. В 10 лет он уже добился признания, когда написал пафосную поэму к 100-летию присоединения Буковины к Австро-Венгрии. Поэму прочитал Франц-Иосиф, и юный поэт получил от императора награду. В молодости Имбер много путешествовал по Европе. В 1880-х он приехал в Палестину как секретарь знаменитого дипломата, писателя и авантюриста лорда Лоуренса Олифанта, с которым сошелся на почве увлечения оккультизмом: Олифант был одержим мистической идеей переселить евреев на Землю Обетованную с целью приближения апокалипсиса. В Иерусалиме в 1882 году вышла первая книга стихов Имбера, а в ней среди прочих было известное сегодня миллионам людей стихотворение «Тикватейну» («Наша надежда»), которое легло в основу гимна сионистского движения, а позже - гимна Израиля.

После переезда в Америку Имбер получил широкую известность как предсказатель и экстрасенс. А после одной истории ему верили практически безоговорочно. Однажды, выступая в Сан-Франциско в 1896 году, Имбер неожиданно посоветовал американцам в ближайшее время держаться подальше от Парижа, предвещая столице Франции страшную катастрофу. Буквально через полгода в здании «Базара Милосердия», где парижская аристократия проводила людную благотворительную акцию, случился страшный пожар, в котором погибло 130 человек и еще 250 оказались в больницах. Почти дотла выгорели несколько окружавших здание кварталов. Американцы были поражены. Хотя были у Имбера и абсолютно вздорные и смехотворные прогнозы. Например, на 2010 год он предрекал гражданскую войну между Востоком и Западом США. Как мы знаем, ее не произошло. Но мы точно знаем и другое. Озвученное в 1897 году предсказание Имбера о создании в Палестине еврейского государства и его войне за независимость в 1950 году подтвердилось. «Ха-Тиква» оказалась пророческой.

http://www.jewish.ru/culture/art/2015/1 2/news994331918.php http://www.jewish.ru/culture/art/2 016/01/news994332163.php

Всем известно, что для того чтобы разбогатеть, нужно много работать. Но многие работают-работают, а денег у них не прибавляется. Для исправления этой несправедливости можно обратиться за помощью к древним магическим ритуалам белой и чёрной магии. Но помогают они лишь тем, кто в них верит.

Люди всегда мечтали обладать богатством, деньгами, известностью. Испокон веков они вели борьбу за обладание богатством, ведь с ним жилось намного легче. Сейчас заклинания и заговоры на привлечение богатства очень популярны.

Вера в заклинания

Издавна чтобы разбогатеть, люди прибегали к разным методам. Самые мудрые обращались к обрядам белой магии. Скептически настроенные люди не верят этому, они посмеиваются и считают, что нашёптыванием в магазине не расплатишься.

Если люди пользуются магическими обрядами либо ритуалами, это не значит, что им не надо работать, и они просто отдыхают на диване и ждут дождя из денег. Трудиться всё равно придётся. А в итоге жизнь не будет состоять из ожидания зарплаты, а материальное положение намного улучшится, деньги будут появляться и задерживаться в доме.

Все экстрасенсы, колдуны, маги придерживаются одного мнения: они утверждают, что человеческой жизнью правят энергетические потоки. Ведь, к примеру, самая красивая и умная девушка будет в одиночестве, если она не будет обладать любовной энергетикой. Она будет краше своих подруг, но мужской пол как будто не видит её и проходит мимо. Точно так и с деньгами. Человек, вокруг которого сосредоточены денежные потоки, всегда будет безбеден, несмотря на то, сколько он зарабатывает.

Зачастую можно наблюдать такую картину, что один человек трудится в поте лица и зарабатывает хорошие деньги, но они ускользают от него. Откуда-то появляются непредвиденные расходы , на которые и уходят все заработанные денежки. Такие люди живут скромненько и не могут выкарабкаться из долгов. А другой человек, зарабатывая небольшие деньги, ни в чём себя не ущемляет, да и ещё умудряется копить.

Поэтому при помощи специальных ритуалов можно немного улучшить своё финансовое состояние и добиться того, чтобы деньги полюбили ваш дом.

Чёрная магия

Она очень эффективна в привлечении денег, однако если этим будет заниматься неумелый человек, чёрная магия может больше навредить, чем помочь. Неимение защитных амулетов приведёт к ещё большим расходам и убыткам, а не к богатству. Человек не улучшит своё материальное состояние, а усугубит ситуацию.

Если у человека не было опыта, связанного с чёрной магией, то для привлечения богатства лучше использовать заговоры белой магии.

Если всё же возникло желание воспользоваться ритуалами чёрной магии, то необходимо выполнять все указанные требования. Во время ритуала нельзя отвлекаться , нужно побороть в себе чувства страха и сомнения.

Опасность ритуалов

Из всех существующих ритуалов денежные - самые безвредные. Используя их, человек не вредит никому. Он не подавляет чью-то волю , как в ритуалах, связанных с приворотами, а также не желает зла, как в случае с порчей. Поэтому после использования белых магических ритуалов не нужно думать о последствиях.

С чёрными же ритуалами, как говорилось выше, нужно быть осторожнее. Тёмные силы всегда требуют расплату за свои услуги и никогда не помогают просто так. Например, если они помогут исправить в лучшую сторону материальное положение, то взамен есть вероятность потерять здоровье, любовь, близкого человека. Исходя из этого, нужно иметь в виду , что при использовании этих ритуалов необходимо быть уверенным в своей сильной защите.

Устранение возможных последствий

Обращаясь за помощью к ритуалам, нужно не забывать о бедных. Часть своего дохода нужно отдавать малоимущим, в особенности людям, просящим на лечение ребёнка, а также подавать милостыню нуждающимся. Эти деньги обязательно вернутся в большем размере.

Не нужно жадничать на чаевые, расплачиваясь за оказанные услуги, нужно обязательно отблагодарить, ведь потом денежки вернутся в большем размере. А жадность не подарит положительных эмоций, и богатство с удачей обойдут вас стороной.

Получать денежки нужно радуясь и всегда благодарить, ведь денежная энергия напрямую связана с энергией радости. Деньги нужно любить, ухаживать, бережно относиться к ним, но ни в коем случае нельзя возводить их в культ и поклоняться им.

Нужно всегда мысленно благодарить судьбу за каждую полученную сумму, даже если были надежды получить большую. В эти моменты не нужно злиться , гневаться, чтобы не блокировать денежную энергию.

Самый простой обряд для привлечения денежных потоков такой: в магазине при совершении покупок либо во время другой финансовой сделки, нужно в мыслях проговорить «В мой кошелёк твоя денежка, твоя казна - моя казна. Аминь».

Этот обряд всегда подскажет, что вы в финансовом потоке, и обязательно сработает, притягивая деньги в дом.

Следующий обряд совершается на молодую луну. Нужно в 12 часов ночи остановиться на дороге, достать 12 монеток и встать таким образом, чтобы лунное сияние падало на них. Произнести семь раз:

«Все, что прорастает и оживает, преумножается от света Солнца, а денежки - от света Луны. Растите, мои денежки . Множьтесь, мои денежки. Прибавляйтесь, мои денежки. Ко мне (имя) придите, меня обогатите. Да будет так!».

Затем монеты сильно сжать в руке и идти домой, а там положить их в свой кошелек. Его нужно всегда брать с собой, собираясь за покупками. Все обряды, совершаемые на молодую луну, очень эффективные.

Для непрекращаемого денежного потока нужно зажать в кулаке деньги, выйти с ними на улицу, найти молодую ель. Затем денежкой постучать по ёлочке и прошептать три раза:

«Как младые иголки вырастают, так мои денежки прирастают, не на сахарном пироге, не на липовом медке, не на вареве, не на пареве, на злате-серебре да меди».

Под елью необходимо зарыть эти деньги .

Белая магия

Зачастую трудолюбивые и порядочные люди проживают за чертой бедности. Чтобы это исправить, нужно обратиться за помощью к магическим ритуалам, и тогда удача и везение будут сопутствовать им по жизни. Главное требование - вера в удачу и успех .

Древний славянский ритуал для притягивания денег:

Действенное заклинание на богатство

Подготовка к обряду и сам ритуал потребует много времени. Проводят его в домашней обстановке в определённые дни. Существуют такие специальные дни, а, точнее, ночи:

  • ночь с 30.04 на 01.05;
  • ночь с 31.07 на 01.08;
  • ночь с 31.10 на 01.11;
  • ночь с 31.01 на 01.02.

Начинать ритуал необходимо после двенадцати часов ночи. Для его проведения потребуется шестнадцать свечей: одну золотую, девять белых, шесть зелёных. Свечки надо смазать маслом сосны. Свечу золотого цвета установить в центре, вокруг неё выставить свечи зелёного цвета, а свечами белого цвета окружить зелёные.

Сразу после двенадцати часов ночи насыпать соль вокруг белых свечей. Затем зажечь сперва золотую свечу, а затем по часовой стрелке вначале зелёные свечи, а потом белые. Три раза нужно обойти свечи, всё время проговаривая:

«Трижды Юпитер вокруг солнца обойдёт - деньги мне принесёт».

Затем необходимо немного посидеть и представить всё желаемое, чего больше всего не хватает. Затем погасить свечи в обратном порядке. Первой тушить ту свечу, которую зажигали последней.

Лесенка богатства

Это очень древний ритуал. В любом обряде главное - это вера в то, что он поможет. Если всё правильно сделать, то денежек вскоре станет намного больше. Заклинание проводится на молодую луну.

Понадобится: зелёная нить, свеча зелёного цвета, бутончики гвоздики в количестве 9 штук. На нитке нужно завязывать узелки, привязывая бутоны. В итоге получается 9 узелков. Эту нить взять в руки и сказать:

«Лестница из девяти узлов, я создал (а) тебя, чтобы богатство, которое я хочу, стало моим. Чтобы я смог (ла) подняться по тебе к процветанию и благополучию. Такова моя воля, да будет так!».

Эту «лесенкой» обвязать свечу и каждый день зажигать её на протяжении 9 дней. Время горения нужно рассчитать так, чтобы за девять дней свеча полностью сгорела .

Как приманить денежки к себе - уже известно, а теперь необходимо узнать, как сохранить накопленные сбережения:

Денежное благополучие во многом зависит от энергии, которая вас окружает. Скопление положительной энергии, хороших мыслей, пожеланий ведёт к улучшению в финансовой сфере человека. Богатство не является злом , поэтому нельзя мыслить плохо о деньгах и богатых людях. Если думать, что все богатые - скупые и лживые, то разбогатеть вряд ли получится. Негативные мысли будут помехой для прихода финансовой самодостаточности.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Отношение религии евреев к магии.

Еврейская религия, чистейший монотеизм, не признавала никаких духов, ни добрых, ни злых, которые могли-бы иметь значение помимо Иеговы, единого Бога и творца мира. Евреи с древнейших времен были знакомы с магией египтян и соседних с ними народов, которая была тесно связана с религией и богами этих народов, и поэтому занятие магией было для евреев равносильно идолопоклонству и отпадению от Иеговы.

В законе Моисея волшебство приравнено к идолопоклонству, то и другое строго запрещено - “Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник, и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий,делающий это, и за сии то мерзости, Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего.”5 книга Моисея, Х,12.

Таким образом понятия “идолопоклонство” и “волшебство” казалось евреям равносильными. Поэтому и за то и за другое назначается Моисеем одинаковое наказание - побиение камнями.

Это постановление находим мы и в 3 книге Моисея,ХХ,1 сл. и 27.

“И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сие сынам Израилевым; кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти; народ земли да побьет его камнями.”

“Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых, или волховать, да будут преданы смерти; камнями должно побить их, кровь их на них”.

Таким образом в иудействе магия строго запрещена, тогда как в язычестве она естественно вытекает из самой религии, в силу чего ею занимаются и жрецы.

Реальное положение дел с магией у евреев.

Всем хорошо известно, что еврейские цари, а с ними вероятно и весь еврейский народ, часто преступали упомянутые пункты закона. Саул правда изгнал прорицательниц, однако меры предпринятые им не были слишком строгими и по крайней мере одна из них, а именно -волшебница эндорская, осталась и к ней потом не раз обращался и сам Саул.

Многие из последующих царей вообще были идолопоклонники, Ахаз приносил в жертву людей, а о Манасии сказано-“Он же проводил сыновей своих через огонь, в долине сына Енномова, и гадал, и ворожил, и чародействовал, и учредил вызывателей мертвецов и волшебников; многое делал он неугодного в очах Господа, к прогневлению Его.”

Таким образом, колдовство не только было известно евреям и воспрещалось законами Моисея, но они еще и активно использовали его. Однако вся эта магия была не еврейского происхождения, а заимствовалась у халдеев и египтян., она являлась нарушением Закона, а не естественным продолжением иудейской религии.

Происхождение еврейской магии.

В Египте еврейский народ жил изолированно и не общался тесно с другими народами, вероятно лишь немногие были посвящены в египетскую магию, тайны которой строго охранялись жрецами.

Когда же евреи поселились на собственной земле - сношений с другими народами оказалось достаточным, чтобы они познакомились с другими религиями и магией. Однако в те далекие времена от открытого занятия магией евреев еще удерживал Закон.

В Вавилоне дело меняется. Здесь евреи свободно жили между вавилонянами, во дворе Навуходоносора воспитывались еврейские мальчики, а в книге Ездры сказано, что когда евреи получили от царя Кира разрешение вернуться на родину, они обладали большими сокровищами.

Из этого видно, что они вольготно жили среди господствующего народа, а так как аккадийская магия не составляла тайны какого-нибудь класса, подобно египетской, а была достоянием всего народа, то всякий еврей мог познакомиться с ней.

Под влиянием аккадийской и халдейской магии развивается у евреев философия и литература, в в том числе религиозного содержания, поведшая к образованию сект стремившихся примирить халдейскую магию с законом Моисея. И хитроумные евреи преуспели таки в этом казалось бы безнадежном занятии!

Точкой опоры для них послужило следующее изречение Моисея:

“Когда люди начали умножаться на земеле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы и брали их себе в жены, какую кто выбрал. И сказал Господь: не вечно духу моему быть пренебрегаемому человеками сими, потому что они плоть, пусть будут дни их 120 лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рожать им. Это сильные, издревеле славные люди.”

Это место толковали в том смысле, что под сынами Божими следует понимать ангелов, которые смешались с людьми и потому были падшими, отвергнутыми Богом, то-есть они стали демонами и породили демонов. Все это произошло с божественного соизволения по наущению дьявола, который благодаря этому сделался повелителем царства демонов. Ну а раз есть демоны, то они несомненно влияют на человека, вредят ему и человек должен использовать магию для защиты от этих злых существ.

С этих пор халдейская магия процветала у евреев во всех своих формах подобно тому, как она привилась и у других народов, приходивших с ней в соприкосновение. У евреев особенно было распространено искусство заклинания: греческие и римские писатели часто называют еврейских заклинателей в числе кудесников и прорицателей, странствующих по римской империи.

*Все это произошло в те далекие времена, когда евреи еще не открыли для себя каббалистическую магию.

25.10.2017 Тексты / Статьи

​Что такое древнееврейская магия?

Записала: Алена Бондарева

Фотография: предоставлена проектом «Эшколот» / Николай Бусыгин

рассказать друзьям:

0

0

15 октября, в рамках образовательной программы проекта «Эшколот», проходящей при поддержке фонда «Генезис», в библиотеке Достоевского профессор религиоведения Юваль Харари рассказал о заклинаниях, волшебных чашах и магических черепах древних евреев.

В начале выступления Юваль Харари * - исследователь, профессор еврейской мысли и фольклора израильского Университета Бен-Гуриона, автор множества статей о еврейской магии. заметил, что будет говорить в основном о магических предметах и еврейской магии, которые появилась еще до эпохи каббалы (период древней и поздней Античности).

Время

Магия была частью еврейской культуры с древнейших времен, которые зафиксированы в самых старинных памятниках еврейской письменности, в Библии. Но если говорить не о каких-то описательных источниках, а о самих магических предметах и оригинальных текстах, то многие дошли до нас с более позднего времени.

Такие материальные источники, касающиеся еврейской магии, затрагивают период с III-IV по XIII века. Это период до каббалы, ее появление сильно повлияло на еврейскую магию.

Начиная с XIII века магические практики стали называть практически каббалой. Но перемена названия не привела к кардинальным изменениям самих древних магических практик.

Что такое магия?

Я хочу прояснить несколько понятий. Вообще издревле ведутся споры о том, как определить магию, границы магического в культуре, чем магия отличается от религии или науки. «Магия» на иврите обозначается словом kishuf , которое иногда переводят как «колдовство», по поводу этого понятия всегда ведутся споры. Мы в рамках нашей лекции согласимся с тем, что магия - система верований и прежде всего практик, задача которых повлиять на состояние мира, изменить его, обращаясь к средствам, связанным со словом: к заговорам, заклинаниям и прочему. И вот это изменение мира при помощи ритуала, имеющего в своем ядре вербальную формулу, и дает нам определение того, что такое заклинание. На иврите это le-hashbia .

Вообще вся еврейская магия основывается на вере в большие возможности языка, слова и в то, что они могут менять мир. И в этом магия не очень сильно отличается от мейнстрима иудаизма, который считает, что мир был сотворен при помощи слова и что самая важная часть служения - молитва. То есть представление о силе языка и силе слова общее для еврейской магии и иудаизма в целом. Но в чем же тогда отличие? Магия считает, что при помощи определенных святых имен можно повлиять на небесные сущности, прежде всего ангелов и другие небесные силы, чтобы они проявились в мире и принесли определенную пользу людям. Благо тому, кто обладает знанием, тому, кто заклинает.

Еврейская магия XX-XXI веков

Но я хочу подчеркнуть, несмотря на то, что мы будем говорить про древность и древнюю магию, эта магия не осталась только в прошлом. В том обществе, где я живу в Израиле XX-XXI веков, она по-прежнему существует.


Перед вами кусок бумаги, который был написан в начале 1940 годов в Иерусалиме и отправлен человеку по имени Авраам Дехоки. Здесь содержится три магических средства, предназначенных для убийства Адольфа Гитлера. Эта бумага, касается того магического фронта, который открыли иерусалимские каббалисты против Гитлера и немцев в начале 1940 годов, когда Роммель приблизился к Суэцкому каналу и возникла реальная опасность захвата Палестины нацистами. В то время многие каббалисты пытались остановить наступление нацистов и перевернуть ход Второй мировой войны при помощи разных магических средств.

Описываемый ритуал - некоторые агрессивные действия, их задача привести к смерти Адольфа Гитлера. Речь идет о том, что нужно купить петуха, назвать его Адольф Гитлер, растить в своем доме, а потом разными неприятными способами умертвить. Или, другой вариант, сжечь святые имена ангелов, чтобы вызвать их гнев, и направить его на Адольфа Гитлера и так далее.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Еще один пример относится к началу 1960 годов. Тарелка с заговором. В нем говорится о том, что демон женского пола (его имя - Черная дочь черной) должен выпить кровь некой Фрехи (Freha) дочери Рахмы (Rahma). На самом деле перед нами цветочный горшок, на дне которого записали заговор. Горшок был брошен в озеро Кинерет для того, чтобы его не разбили, и тем самым не разрушили заклятие. Озеро Кинерет должно было хранить эту тайну, но мальчики-ныряльщики вытащили этот предмет со дна, увидели надпись. Позже горшок подарили президенту Бен-Цви, который был этнографом и фольклористом. И таким образом, горшок попал в поле зрения ученых.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Другой пример так называемая Таса (Tasa), магическая тарелка, предназначена для исцеления, была найдена на новом кладбище в израильском городе Иерухам (Yeruham) в 1997 году. Вызвала большой интерес и общественную дискуссию на тему современной магии.

Современные маги

Сегодня в Израиле живет Исраэль Мейер Альмагор, он занимается тем, что пишет различные заклинания и заговоры. В 2005 году он издал сборник магических рецептов, которые собрал из древних рукописей. Еще один каббалист Шимон Коэн, он изготавливает разные магические предметы. Его семья, приехав из Марокко, привезла с собой много разных рукописей и книг с магическими рецептами, все ингредиенты североафриканские и марокканские. И вот уже в Израиле он мне с гордостью рассказывал о том, что свои баночки и скляночки заказывает из Марокко.

Он изготавливает тарелки, на которые нанесены заклинания (которые нужно смыть, а воду выпить), магические сервизы, амулеты, предназначенные для разных мест - на каждом написано, куда его класть.

Но я не хочу, чтобы у вас создалось впечатление, будто в современном Израиле все занимаются магией. Это, конечно, не мейнстрим, но магия присутствует, ее можно легко увидеть среди религиозного населения.

Магия и интернет

В интернете множество сайтов, которые предлагают как обычные магические товары, так и более изысканные. Например, микрофильм каббалистической книги «Зогар», который нужно хранить в специальном футляре в доме, и он будет работать как оберег. На другом сайте представлены кольца с надписями, на которых записаны известные магические имена. Есть и более ароматный пример. Дорон Армоза (Doron Armoza) предлагает смеси масел и различных субстанций, которые кодируют на случай любви, защиты и плодовитости.

Источники

Но поговорим о прошлом. Что касается источников древней еврейской магии, очень важно разделять два типа - внутренние и внешние. Внешних, косвенных, источников много. У нас есть вся Библия, где присутствуют упоминания каких-то практик, литература эпохи Второго Храма, есть Иосиф Флавий, раввинская литература, литература караимов, сочинения Маймонида и так далее. Все эти люди не были магами, но им было что сказать про магов и их практику, как правило, что-нибудь критическое. Поэтому мы имеем очень большой корпус литературы о магии.

Однако в последние десятилетия ученые все больше занимаются изучением внутренних источников, то есть тех практиков, которые верили в то, что они пишут. Эти внутренние источники важны для нас, потому что дают нам доступ к внутреннему пониманию механизмов этой магии, которые не видны человеку, пишущему извне. Первичные внутренние источники принято делить на две части. Первая - артефакты, сами магические предметы, которые использовались в том или ином ритуале с той или иной целью для адресата. А вторая - магическая литература, разные сборники магических рецептов, средств, чаще всего это просто списки, но иногда встречаются и рамочные рассуждения о более теоретических аспектах магии, которые написаны самими магами.

Древние артефакты

Если говорить о древних артефактах, то до нас дошли предметы из двух регионов: земли Израиля и из Вавилонии, где в древности жили самые большие еврейские общины. Из Вавилонии до нас дошли магические чаши с заговорами, они предназначали для защиты от демонов. В земле Израиля были найдены металлические амулеты, они лучше всего сохранились, и редкие амулеты на обломках керамики. И основная масса таких находок относится к периоду с III по VII века новой эры. У нас почти нет данных об эпохе с VII по X века, а потом возникают предметы, относящиеся к периоду с X-XI и до XIII века, найденные в Каирской генизе.

Каирская гениза

В еврейской традиции запрещено выбрасывать книги, отслужившие свой век, их обычно складируют и захоранивают. И вот такое хранилище вышедших из употребления рукописей и книг называется «гениза». Обычно все, что находят в генизах, не сохраняется, как правило, истлевает из-за погодных условий. Но недалеко от Каира в одной из синагог существует уникальная гениза. Благодаря климату, все находки (написанные на еврейском языке) дошли до наших дней.

То есть все, что было написано в этом регионе с X по XV-XVI века. Это очень большой массив документов, касающийся всех сторон жизни.

Фотография с сайта history.emory.edu


В Каирской генизе сохранилось много амулетов и книг, содержащих различные магические рецепты.

Магические чаши Месопотамии

Большинство найденных чаш были раскопаны не археологами, поэтому мы часто не знаем, где именно была обнаружена та или иная чаша. Но встречались и те немногие, которые открыли ученые. Характерно то, что все они были закопаны перевернутыми, надписью вниз.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


На сегодняшний день в регионе Месопотамии найдено 2500 магических чаш, они относятся примерно к V-VII века новой эры.

Если посмотреть на карту находок (охвачен весь регион), то можно убедиться в том, что это ни какая-то локальная практика одной семьи или одного мага, а особая магическая культура, которая объединяла не только евреев, но и другие народы. Происходило постоянное взаимодействие с представителями разных этнорелигиозных групп в сфере магических практик.

Зачем нужны демоны?

Зачем изготавливали чаши? Это связано с верой в демонов, вообще в древности демоны играли очень важную роль. В иудаизме демонология по-настоящему не вошла в еврейскую теологию. Она осталась за рамками официального богословия в отличие от христианства.

Демоны ассоциировались прежде всего с неудачами, болезнями и неприятными вещами, которые происходят с человеком в жизни. И я верю в интерпретацию реальности через демонов, это особый способ понимания мира. Когда с человеком происходит что-то плохое, у него есть две возможности: считать, что случившееся с ним - совпадение, и это очень тяжело вынести, или это воля Бога-Творца, с чем смириться еще сложнее. А очень по-человечески найти третий путь и объяснить случившееся через демонологию.

И если мы свои несчастия приписываем демонам, которые сокрыты, но тем не менее с ними возможно взаимодействие, то у нас есть способ защититься и что-то предпринять. И эти чаши предназначались для борьбы с бесами. Существовала два способа противостояния.

Если беда еще не проникла, то от демонов нужно было защищать с помощью чаш свой дом, семью, поле, владение. Если были признаки того, что беда пришла и демоны пробрались, то такими магическими чашами демонов можно было изгнать. И это делали двумя способами: вербальным или визуальным.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Когда демона изображают - это магическая практика, которая превращает демона из невидимого существа в видимое. Когда речь идет о вербальном способе - заклинаниях или назывании имени демона - это первое оружие, таким образом можно лишить демона первичного преимущества - невидимости. Вторая важная вещь - демона нельзя убить, не спрашивайте меня, почему, это аксиома.

Демонов можно только изгнать. Может быть, если мы совсем убьем демонов, то они исчезнут, и нам нечем будет объяснять неудачи, которые обрушиваются на нас в этом мире. Поэтому демоны нам нужны, но не здесь.

Существует несколько магических действий. Демонов можно ослабить, связать, сковать, окружить, изолировать и изгнать. Иногда демонов изображают либо в антропоморфном виде, либо в гибридном, где есть элементы зооморфные и антропоморфные. Иногда у них есть половые признаки, можно определить - это демон или демоница. И самое важное - они почти всегда изображаются связанными, на этих рисунках есть цепи, идущие от шеи к ногам, нарисованы демоны, скованные по рукам.

Магия визуальными или вербальными средствами пытается достичь того, чтобы изображенное стало реальностью. Однако, с точки зрения материального носителя, магические чаши не были чем-то исключительным, их не изготавливали специально, это были такие же миски для еды из простой обожженной глины и отличались от бытовых только наличием надписей. Которые писали чернилами, кисточкой из центра к периферии спиралью, это давало большую возможность писцу рассчитать расстояние.

Как сковать демона?

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Главный мотив - это круг. Сам демон изображается внутри круглого сосуда, в центре окружности, потом опять же по кругу пишется заговор и по краям чаша запечатывается кромкой дегтя. Это магическая стратегия изоляции демона внутри концентрических кругов, с целью сковывания, ослабления. Сама практика разделения пространства архаическая: при помощи круга мы выделяем особое пространство.

Кибла

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Я хочу сказать два слова про сосуды, которые называются «кибла». Зеркальные магические чаши, на верхней и нижней написано одно и тоже заклинание, чаши скреплялись ободком из дегтя и связывались веревками - очень важно было, чтобы они не распались. Из надписей понятно - такая зеркальная форма нужна была для того, чтобы вернуть злую магию тому, кто ее задумал. Очевидно, люди считали, что против них кто-то применял черную магию и старались защищаться с помощью киблы. Но самое интересное - полагалось недостаточным просто остановить или изгнать злые силы, которые наслали на человека, важно было развернуть магию против того, кто использовал (то есть действие выражено материально). Форма чаш четко отражает то магическое действие, которое необходимо совершить - они смотрят друг на друга и отражают магическую силу.

Магические черепа

Я хочу закончить этот древний период развития еврейской магии еще двумя артефактами. Существует пять черепов, которые использовались евреями в магических целях. Конечно же, тут начинаются вопросы. Как такое могло быть? Почему евреи занимались чем-то подобным, ведь это было запрещено, и Торой, и иудаизмом, как любая магию и колдовство. Но, как мы знаем, запреты никогда никого не останавливали. Если человек, хочет заниматься магическими практиками, то делает это. Довольно трудно прочитать и расшифровать надпись на этих черепах. Но на одной из находок она читается легко, поэтому подозревают, что это подделка. Здесь написано, что череп предназначен для исцеления. Однако зачем нужно выкапывать череп для исцеления, до сих пор не очень понятно.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»

О заклинаниях

Поскольку в заклинаниях должно быть упомянуто имя адресата - клиента, и имя его матери, то мы очень часто видим, что еврейские маги пишут заклинания для персов (понятно по именам), и это тоже распространенная ситуация, когда религиозная практика не ограничивается твоей этнорелигиозной группой, и тут маги напоминают врачей, которые лечат и своих, и представителей других общин.

Вот пример такой чаши, которая была написана очень подробно.

Чаша с заговором для исцеления Махоя, сына Иммы:

«Исцеление с небес для Махоя, сына Иммы, носящего также имя Баршути, и любое другое имя, которым его звали с детства. Да будет он исцелен от баракты (демон катаракты), что женского, что мужского пола, а также от злого духа, являющегося в видениях и от духа ниды, и от дейвы, и от нидры, и от шеда, и от тулинов, и от порчи, и от вредителя, и от всякой напасти, так чтобы они не напали на него, на Махоя, сына Иммы, отныне и вовеки. Амен, амен, сэла. Песнь, хвала и прославление всемогущества Царя всех царей, да будет Он благословен. Его великим именем я связываю и заклинаю вас, баракта мужского и женского пола, шеды, дейвы, злой дух, колдовская нидра и все прочие духи и вредители, которых создал в этом мире Бог Израиля. Да не смеете вы более связывать Махоя, сына Иммы, отныне и вовеки. Амен, амен, сэла. Я связываю заклятием и заклинаю вас, баракта мужского и женского пола, чтобы вы не нападали на Махоя, сына Иммы, не связывали и не сковывали его, чтобы вы не приходили с ним, и не уходили с ним, не сворачивали с ним, чтобы не случилось с ним напасти ни днем, ни ночью, чтобы вы не возобладали над ним, вы, баракта мужского и женского пола, над ним, ни справа, ни слева, и вы не должны обитать в доме... являться ему в страшных образах, страшных мыслях и кошмарах, и вы не должны являться ему ни в каком из видов, в которых вы являетесь людям... и женского пола, от Махоя, сына Иммы, от путей, которыми он входит и выходит, от места, в котором он обитает, и от четырех углов его дома, Баршути, сына Иммы, и вы должны уйти в другое место. Именем... амен, сэла». Перевод: Семен Парижский.

Справка RA:

Мы можем проанализировать весь этот текст подробно, но вы понимаете, речь идет о том, чтобы снять связывание, которым сковывают человека демоны, и заодно связать их самих.

Амулеты

Когда мы переходим на территорию земли Израиля, то картина меняется, там нет никаких магических чаш.

Здесь мы находим в основном металлические амулеты, свернутые в трубочку, похожие на микросвитки. И они хорошо сохранились, потому что были раскопаны учеными.

Подавляющее большинство этих амулетов использовалось единожды с определенной целью. На амулете написано имя адресата и имя его матери.

И здесь нужно напомнить, что магию называют донаучной технологией. Она стремится сделать жизнь человека более комфортной, используя те средства и то мировоззрение, которое было распространено в то время. Люди тогда представляли, что мир функционирует по определенным законам: есть Бог, который управляет всем, ангелы, которые выполняют свои роли, демоны, которые пытаются мешать. И если понимать, как работает такой мир, то можно выработать определенные технологии, при помощи которых нетрудно влиять на ангелов или демонов. То есть древняя магия - это ни какая-то мутная деятельность, ни фокусы, ни абракадабра. Здесь все очень технологично.

Сначала нужно поставить правильный диагноз - понять, в чем причина проблемы. Затем - четко идентифицировать адресата при помощи имени и имени его матери. А потом подобрать средство, которое поможет.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Интересно, что в области практической магии используется другой способ идентификации человека, чем в нормативном иудаизме. В последнем во всех источниках указывается имя отца. Когда в нормативных источниках упоминается имя матери - это, как правило, связано с влиянием магических практик.

Пример целительного амулета:

«Хороший амулет для изгнания сильного жара, лихорадки, хронического жара и полу-лихорадки... и всякого сглаза и дурного глаза из тела этого Симона, сына Кататии, из всех его членов, чтобы исцелить и сохранить его. Во имя всех этих святых имен и букв, записанных на этом амулете, я заклинаю и записываю именем Абрасакса, который хранит тебя, чтобы он искоренил тебя, жар и хворь, из тела этого Симона, сына Кататии, во имя букв высеченного имени... именем сего великого ангела... чтобы были изгнаны злой дух и жар, и лихорадка, и всякий злой дух из тела этого Симона, сына Кататии, и из всех его членов, амен, сэла. И во имя... имени Твоего, я заклинаю и записываю: Ты, исцели этого Симона, сына Кататии, от жара, который в нем, амен, амен, сэла». Перевод: Семен Парижский.

Справка RA:

То есть перед нами медицинский амулет, в котором говорится про разные виды жара и лихорадки (тройного жара, под которым поминает то, что держится трое суток и свидетельствует, скорее всего, о малярии). И мы можем предположить, что этот Симон сын Кататии страдал от малярии и ему нужен был вот такой амулет.

Интересно, что жар и лихорадка субстантивируются и даже персонифицируются, как некие демоны, которых надо изгнать из тела больного.

Но встречаются и редкие типовые, не именные амулеты. Здесь нет имени клиента и его матери, просто написано «носитель данного амулета», он работал как оберег.

Примеры из Каирской генизы

Что касается примеров из Каирской генизы, XI-XIII века, амулеты написаны на бумаге, различие в тщательности написания. Один создан прилежным писцом, другой неровен, магу даже пришлось дописывать что-то по краям.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


В Каирской генизе также были найдены небольшие листочки, на которых люди пытались расшифровать магические знаки * - от греческого «карактер» - характер, символ, рисунок, они использовались еще с поздней античности для магических целей в разных магических культурах, не только еврейских. . Старались соотнести буквы алфавита и прочесть, что написано этими символами. Но им это никогда не удавалось.

Любопытный факт. Существовали амулеты, связанные с толкованием снов.

Например, амулет, связанный с вопрошанием ангелов во сне о месте нахождения клада. То есть человек написал амулет (в котором говорилось, что он просит у Метатрона, высшего ангела, раскрыть ему во сне место нахождения клада с золотыми монетами) и положил его под подушку.

Магическая практика вопрошания во сне была зафиксирована с IX-X веков, очевидно, что она существовала и ранее, но тому очень мало свидетельств.

Если подытожить разговор об амулетах, то существовали амулеты, связанные с защитой, изгнанием демонов, медицинские, предназначенные для исцеления, обеспечивающие благосостояние и связанные с желанием разбогатеть. Мы видели вопрошание во сне и попытки использовать сновидение.

Магические рецепты

Существовали книги, содержащей разные рецепты и магические средства, что-то вроде тетрадей. И если магические предметы - свидетельство тех практик, которые реально происходили, то подобные книги - скорее профессиональная литература самих магов, которые таким образом фиксировали свои знания. И надо сказать, что еврейская магия всегда была очень приземленной и прагматической. Маги пытались добиться того, что можно было достичь немагическими средствами, разумеется, кроме борьбы с демонами, в которой помогала только магия.

Что интересно, эти магические трактаты - раскрытая книга человеческой души. Это своего рода протоколы психотерапевтических сессий: люди делятся всеми своими страхами, сомнениями, рассказывают о комплексах, здесь есть практически все спектры проблем, с которыми сталкивается человек. До историков чаще всего не доходят подобные бытовые подробности, они выбрасываются из высокой литературы, а здесь, в магических рецептах они всплывают.

Яркий пример - 4 рецепта. Рецепты складывались по определенной системе.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Два, что справа, связаны с родами. Первый описывает случай, когда ребенок умер во чреве матери. Мы знаем, что эмбрион довольно сложно достать, и поэтому люди прибегали к магии. Второй рассказывает о том, что делать, если не выходит плацента после родов. Два левых рецепта связаны с разными агрессивными действиями. Например, есть надпись по отношению к связанному человеку. Слово «Связанный» - эвфемизм, использовавшийся для обозначения импотенции. Существовало очень интересное представление о том, что человек, который не может выполнять свой супружеский долг, был кем-то связан, и его нужно освободить. И поэтому второй рецепт должен был в буквальном смысле «заткнуть рот» тому, кто связывает.

О связи практической и теоретической магии

И напоследок у меня любопытный пример. Единственный амулет, написанный на ткани. Пример редкой связи между профессиональной магической литературой и реальной практикой. Сверху идут карактеры, те самые греко-римские символы, а потом просто буквы. Здесь написано: «Вы святые буквы и достославные символы зажгите и воспламените сердце Таршехина бен Амат-Алла к Герев бат Тефаха». То есть упоминается пара влюбленных. И амулет призывает Таршехина бен Амат-Алла влюбиться в Герев бат Тефаха. И мы долго не понимали, почему он написан на ткани, пока не был найден текст в рукописи XV. Тогда стало ясно, что этот амулет создавался согласно определенному рецепту, который существовал довольно давно и в итоге был зафиксирован.

Фотография предоставленапроектом «Эшколот»


Вот этот рецепт: «Для любви напиши на клочке новой льняной одежды, скрути из него фитиль и вставь в новую лампаду, и наполни ее розовым маслом. А напиши вот что: [здесь идут символы], aw ayw hh hhh www zzz. Вы, святые буквы и достославные символы, зажгите и воспламените сердце такой-то дочери такого-то великой любовью, а.а.с» * - Перевод: Семен Парижский .

И теперь понятно, почему этот амулет написан на ткани, но не ясно, почему он не сгорел, а попал в Каирскую генизу. Может быть, произошло что-то непоправимое и Герев бат Тефаха вышла замуж за другого и все было потеряно, а, может быть, они итак влюбились друг в друга, пока готовилось масло и зажигалась лампада...

Магия , или колдовство (чародейство, волшебство ) - под этим понятием понимается определенная деятельность, запрещенная в иудаизме , которая заключается в воздействии на духовные объекты с целью получения результата как на духовном уровне, так и в материальном мире. Как правило, термин «магия» или «колдовство» является собирательным или обобщающим, и в него включаются такие способы и виды магии, как: спиритизм, некромантия и другие виды контактов с душами умерших, различные виды гадания и ворожбы, использование заклинаний, заговор, наведение порчи и приворот, создание и использование различных «колдовских» смесей и снадобий, шаманизм, культы вуду и т. д. До сих пор среди еврейских мыслителей ведутся споры о том, является ли магия выдумкой, или же это - реально действующая практика, известная еще с древних времен. Однако, вне зависимости от этого, магия и все проявления колдовства строжайше запрещены в иудаизме: запрещено как участвовать самому в таких магических обрядах, так и обращаться к другому человеку с просьбой об этом.

Запрещено как участвовать в магических обрядах, так и обращаться к «колдунам»

В отличии от магии и оккультизма, использующих запрещенные способы воздействия на духовные объекты, в иудаизме есть и разрешенные пути воздействия на духовные миры: например, молитва , изучение Торы , многими сюда же относятся различные духовные каббалистические практики медитации. Важно знать, что каждая выполненная заповедь и каждое доброе дело , сделанное в этом мире, имеет свое позитивное влияние на духовные миры, и, в конечном итоге, дает ощутимые плоды и в материальном.

Ниже мы рассмотрим более подробно вопросы о сути колдовства и о том, что разрешено, а что запрещено.

Сущность колдовства

Каждая материальная вещь имеет духовные корни, которые являются основой её существования.

Поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» - тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей - материальный и духовный. «Духовное использование» означает возможность с помощью особых методов повлиять на духовный корень вещи, что повлечёт за собой изменение самой этой материальной вещи. Однако, как материальное использование возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах (так, например, резать можно только твёрдым предметом, с лёгкостью изменять можно только форму мягких предметов и т.д.), так и влияние на духовные корни возможно лишь с помощью определённых способов и в определённых пределах - как их определила Высшая Мудрость. Часть этих методов разрешены евреям, а часть запрещены, как это будет разъяснено в дальнейшем.

Средства, с помощью которых человек может повлиять на духовные корни

Есть несколько возможностей повлиять на духовные мира:

    Путём упоминания имён Б-га.

    Путём упоминания нечистых имён.

    Путём обращения к различным духовным субстанциям, таким как ангелы, черти и т.д.

Упоминание имён Б-га.

Б-г является корнем всего мира и материального мира в частности, Он каждое мгновение оживляет все миры. Его господство над миром проявляется различными путями. Каждое имя Б-га соответствует какому-либо проявлению Творца в Его управлении миром. Это объясняет множественность различных имён Б-га. Воля Творца такова, что, когда сотворённые Им упомянут Его Имя (такие имена известны в каббале), к ним придёт от Него просветление и изобилие, как сказано: «…на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Шмот 20, 20). Однако каково будет Имя, которое упомянут и которым назовут Всевышнего, таково будет и воздействие (влияние), «привлечённое» упоминанием этого Имени. Любое подобное воздействие включает в себе «изобилия» различных видов - святость, чистоту, дух пророчества, а также влияние на материальный мир, в следствии которого часть материальных вещей может выйти за свои природные пределы.

Условия использования Имени Всевышнего

Ясно, что Имена Всевышнего подобны скипетру царя, и не пристало и не следует обычному человеку пользоваться царским скипетром. Об этом сказали наши мудрецы: «Тот, кто пользуется короной, - прейдёт» [тот, кто пользуется короной Царя Царей, Святого, благословен Он, уйдёт из этого мира] (Авот 1, 13). И не разрешено пользоваться этими именами никому, кроме святых, близких к Нему людей. Они могут использовать эти Имена, и благодаря этому будет освящено Его Имя, Благословен Он, и исполнена Его воля, какой бы она ни была. Если же кто-то другой использует Имена Всевышнего, благословен Он, то, хотя и сможет это сделать, если будет действовать по правилам, понесёт тяжкое наказание за своё злоумышление.

Упоминание нечистых имён

Как известно, Всевышний дал человеку возможность свободного выбора. Поэтому в противоположность уровням святости, на которые человек может подняться, Всевышний дал человеку также возможность достичь различных уровней нечистоты, как сказано в Коэлете: «…Это (нечисть) сделал Б-г противоположно этому (духовной чистоте)» (7, 14). Поскольку Он создал для человека путь, на котором можно обрести просветление, постижение Творца и дух святости не через материальную природу, необходимо, чтобы у этого великого блага была противоположность: чтобы человек мог привлекать к себе тьму, и мрак, и дух нечистоты также не через материальную природу. И это - нечистота колдовства и вызывание мёртвых, что запрещено нам Торой.

Влиять на духовные миры можно путём упоминания имён Б-га, нечистых имён или путём обращения к различным духовным субстанциям

Суть колдовства - влияние на материю с помощью упоминания нечистых имён, следуя определённым условиям. Это - наибольшее удаление от Всевышнего, благословен Он, противоположность «прилепления» к Нему.

И эти воздействия исходят от тех сил зла, которые создал Всевышний, чтобы предоставить человеку свободу выбора. Всевышний дал им такие имена, упоминая которые можно привлечь нечистоту сверхъестественным путём. Люди, использующие эти имена, смогут производить сверхъестественные действия, подобно египетским жрецам.

И в той мере, в какой предоставлена им возможность действовать, постановил Господь, благословен Он, чтобы отступали перед ними законы природы, поддерживающие все объекты в этом мире в их природном состоянии, и все ангелы, проводящие установленные воздействия. И об этом сказали наши мудрецы: «Колдовство (кшафим) - потому что отбрасывает (макхишим) высшее воинство (сонмы ангелов)» (Хулин 7). Но это - лишь в разрешённой мере, не более. И даже в той области, где им дозволено действовать, они могут потерпеть поражение от силы, превосходящей их, и их действия окончатся неудачей по воле Всевышнего, благословен Он.

Воздействие на мир при помощи ангелов и демонов

Кроме материального мира Творец создал духовные создания, которые делятся на две основные категории - ангелы и различные духовные силы. Ангелы это духовные создания, ответственные за что-либо духовное, либо материальное. Помимо ангелов и различных духовных сил, есть создание, которое частично материальное и частично духовное. Эти создания называются «шедим» - черти, демоны. Шедим с одной стороны не ощутимы нашими физическими чувствами и не подчиняются всем материальным законам природы, а с другой стороны не являются полностью духовными существами.

Согласно свободе выбора, которую Творец предоставил людям, Б-г дал возможность, обращаясь к ангелам или демонам, либо принося им различные жертвоприношения или воскурения, влиять в определённых рамках на материальный мир.

Нет ничего, кроме Него

Но после всего сказанного следует не забывать, что нет в мире никаких независимых сил, но всё, что происходит, - по Его воле происходит. И все законы использования имён или колдовские методы имеют силу, только пока Всевышний, благословен Он, этого желает. Когда же Он не желает, чтобы что-то «сработало», - оно не «сработает». И об этом сказали наши мудрецы: «Нет ничего, кроме Него, - и даже колдовства» (Хулин 7 б).

В чём различие между каббалой и колдовством

«Колдовством» называется использование нечистых имён для воздействия на материальный мир. Такое колдовство строго запрещено иудаизмом . Использование Имён Б-га для воздействия на духовное не запрещено Торой. В нескольких местах в Талмуде рассказывается о праведниках, которые пользовались именами Б-га, чтобы изменить законы природы:

В трактате Йевамот (49 б) рассказывается о том, как пророк Йешаягу, пользуясь Именем Б-га, смог спрятаться от Менаше внутри кедра.

В трактате Сангедрин (95 а) рассказано об Авишае, слуге царя Давида, который с помощью Имени Б-га «задержал» царя Давида в воздухе ради того, чтобы он не упал на вражеское копьё.

В трактате Бэхорот (8 б) говорится о рабби Йешоуа, который, пользуясь Именем Б-га, повлиял на законы природы, а в трактате Шаббат (81 б) - про рава Хосду и Раббу бар рав Уна. Подобное же сообщается в трактате Мегила (16 а) про царицу Эстер (согласно комментарию Виленского Гаона, Эстер 7:11).

Виды колдовства

В Торе упоминаются различные виды колдовства и гадания и, соответственно, колдунов и гадателей:

Меонен - «толкователь времён» , т.е. человек, умеющий определять по звёздам , благоприятствует ли данное время тому или иному предприятию.

Йидони - человек, узнающий будущее, бросая кость животного, называемого Йидоа .

Ховер хавер - человек, который с помощью определённой колдовской техники соединяет двух различных животных .

Нахаш - гадание (Берейшит 30, 27; 44, 5).

Кешеф - колдовство.

Особый род колдовства составляло во все времена заклинание ядовитых змей посредством «заговаривания» (лахаш - «нашёптывание»); это было очень распространено и среди евреев (Йешаягу 3, 3; Ирмиягу 8, 17; Коэлет 10, 11). Заклинатель назывался «опытный в нашёптывании» (Йешаягу, там же). Чтобы уберечься от несчастья, носили амулеты, содержащие заклинания, которые назывались лехашим , «нашёптывания» (Йешаягу 3, 20). Раны также заговаривали.

История чародейства

Как упоминалось выше, колдовство связано с «мудростью», т.е. знанием различных имён, с помощью которых можно воздействовать на материальный мир, и методов использования этих имён. Несомненно, уже Адам знал мудрость колдовства в совершенстве. Однако первый человек, о котором мудрецы упоминают как о знатоке колдовства, - это наш праотец Авраам. Талмуд (Сангедрин 91а) рассказывает, что Авраам, не желая, чтобы дети наложниц дурно влияли на Ицхака, сообщил им «имя, [привлекающее] нечисть», и отправил их подальше от Ицхака, на восток. В книге Зоар (Берешит 133 б) сказано, что то место, куда пришли дети наложниц, стало мировым центром колдовства, и люди приходили туда, чтобы научиться колдовской мудрости. И Лаван, и Беор, и его сын Билам, а также все прочие знаменитые чародеи получили там свою мудрость.

Наибольшего расцвета колдовство достигло в Египте. Сказали мудрецы (Авот дэ-раби Натан 1, 28): «Нет колдовства, подобного колдовству Египта». Царь Соломон, который был величайшим мудрецом, которые когда-либо существовали в мире, как свидетельствует о нём Танах (Мелахим 1 5:11), знал мудрость колдовства лучше, чем народы востока и чем египтяне, как свидетельствует следующий стих (Млахим I; 5, 10): «И мудрость Шломо была больше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египта» (Зоар Хаей Сара 133 б).

Хотя евреям было запрещено колдовать, колдовство было распространено и в их среде. Пророки обличали евреев за это (см. Йешая 2, 6; Ошеа 4, 12).

Запрет колдовства для евреев

Тора запрещает различные виды колдовства. За большинство видов колдовства, если человек занимался ими умышленно и его предостерегли (сказав, чтобы он не делал этого и что за это полагается наказание), по Торе положена смертная казнь . За нарушение большинства запретов Торы, которое, если бы человек был предупреждён, каралось бы смертной казнью, полагается карет (см. Что такое карет?), если он предупреждён не был. Но карет полагается только за два вида колдовства: ведовство и ов (вызывание мёртвых) .

Карет (отсечение души) полагается за два вида колдовства: ведовство и вызывание мёртвых

Кроме собственно запрета колдовать существует также запрет учиться колдовству, чтобы заняться им позже. Об этом сказано в Торе (Дварим 18, 9): «не научись делать». Из того, что в Торе сказано именно «делать», мудрецы сделали вывод (Талмуд, трактат Шабат 75а, Сифрей Дварим 171), что запрещено учиться колдовству именно для того, чтобы «делать», т.е. колдовать. Но разрешено изучать колдовство, чтобы преподавать, чтобы судить колдунов и чтобы разбираться в колдовских методах преступников. Пишет Рамбам (Законы Сангедрина 2а): «В Сангедрин - как в Большой, так и в Малый - назначают только людей мудрых и здравомыслящих, обладающих глубокими познаниями в Торе, большим умом и определёнными знаниями в других областях, например, в медицине, математике, и астрономии, и созвездиях, и астрологии, и обычаях гадателей, и чародеев, и колдунов, и тщете чуждого служения, и т.д. - чтобы могли судить об этом». Рав Исраэль из Шклова в своей книге Пеат а-Шульхан (Предисловие) приводит слова Виленского Гаона, своего учителя: «Все мудрости (науки) необходимы для [изучения] нашей святой Торы и заключены в ней’. Сам Виленский Гаон свидетельствует, что удостоился постичь все эти мудрости полностью, мудрость алгебры и геометрии, мудрость музыки и медицины… а также мудрость колдовства, которая была известна членам Сангедрина и мудрецам Мишны и которую они повелели учить, как упоминается в Талмуде. Он не достиг только знания о травах, потому что это дано деревенским жителям».

Сэфер а-Йашар (респонс 65), Мишнэ лэ-мэлех (Законы о неумышленных нарушениях 1, 2).

Меири (Санедрин 56 б).

Публикации по теме