Храм пророка Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове. Ильинский приход в Черкизове: «Люди, которым небезразлична чистота Илья пророк в черкизове расписание богослужений

Я живу рядом с интересным и старинным храмом, вот его небольшая история...
Московский храм во имя пророка Божия Илии в Черкизово построен в 1690 году на месте сгоревшего деревянного храма, который стоял здесь еще в 1370 году. В XIV веке село Черкизово принадлежало выходцу из Орды царевичу Серкизу, который продал его своему единоплеменнику Илье Азакову.
Последний, по всей вероятности, в честь своего святого и поставил здесь древнейшую Илиинскую церковь.

История храма тесно переплетена с жизнью многих русских митрополитов. Прежде всего, со святителем Алексием. Живописное расположение села пришлось по душе митрополиту, он приобрел его для себя и своих преемников по сану и сделал храм летней резиденцией московских первосвятителей.
Черкизово для митрополита всея Руси было местом уединения и отдыха, где он мог оглянуться на пройденный жизненный путь, собраться с силами на будущее, да и просто повидаться с близкими людьми.

В советское время многие церкви в Москве были варварски снесены с лица земли. А Илиинский храм устоял. В годы Великой Отечественной войны верующие и духовенство храма собрали один миллион рублей на сооружение самолетов (ведь пророк Божий Илия является покровителем авиации) и передали их И.В.Сталину, который в ответ направил благодарственную телеграмму.

В середине XX века в Илиинскую церковь в Черкизове свозились иконы из соседних храмов, подлежавших уничтожению. Настоятелем церкви в то время был протоиерей Павел Иванович Цветков.

Чтимые образы Божией Матери «О, Всепетая Мати», Иерусалимская, Иверская (афонский список), Покрова и Успение, а также иконы: пророка Божия Илии, Семи отроков Ефесских с частицами мощей, св.Симеона Богоприимца, свт.Николая Чудотворца, прп.Сергия Радонежского, прп.Серафима Саровского, свт.Алексия Московского, свт.Петра Московского и иные.

Видите, с каким примечательным и знаменитым храмом находится наш парк, где я обычно гуляю...

Сохранено

Деревянный храм Илии Пророка в Черкизове стоял здесь еще в 1370 году.

Изначально село было собственностью царевича Серкиза, выходца из Орды. Затем тот продал Черкизово Илье Озакову. Вероятно, последний и возвел на этом месте храм во имя своего святого, поскольку всегда был человеком очень набожным.

Из истории церкви на Большой Черкизовской

От Озакова имение перешло митрополиту Алексию. Место было очень живописным, на берегу реки. Митрополит сделал святыню летней резиденцией, где часто собирались московские патриархи.

Когда деревянный храм сгорел в пожаре, на его месте в 1689 году возводят каменный. Новая постройка имеет при себе звонницу, трапезную и придел в честь митрополита Алексия.

В 19 веке церковь перестраивается не раз.

Первая перестройка сделала храм Илии Пророка пятиглавым. После второй реконструкции святыня стала больше и просторнее, ведь возросшее количество прихожан прежнее здание вместить уже не могло.

Храм после революции и сегодня

После революции Ильинский храм оставался действующим.

В годы войны верующие собрали немалые деньги и отправили их Сталину с просьбой использовать эти пожертвования на развитие авиации, покровителем которой и является святой Илия. От вождя пришла благодарственная телеграмма.

Конечно, после этого о закрытии Ильинского храма речь уже даже не шла. Так святыня смогла пережить советское время.

Повезло и самому древнему московскому кладбищу, окружавшему храм. Сегодня это один из редчайших некрополей, который не разорили после революции.

В 1861 году здесь похоронили известного юродивого Ивана Корейшу, считавшегося святым.

К этому человеку всегда шли за помощью и советом. Когда Корейшу определили в сумасшедший дом, поток посетителей не прекращался. Около 60 человек в день могло прийти в келью юродивого, а поскольку за посещения больница стала брать деньги, вскоре условия здесь улучшились, для пациентов было закуплено все необходимое.

До конца своих дней Корейша молитвами помогал людям. Когда же его не стало, многие храмы пожелали похоронить святого у себя. Однако, поскольку племянница юродивого была замужем за диаконом храма святого Илии, решили уважить ее просьбу и упокоить тело старца рядом с этой обителью.

Сегодня к могиле юродивого все так же приходят люди с просьбами заступления и вразумления. Нескончаем поток верующих и к храму святого Илии, двери которого, как и прежде, открыты всем желающим.

Храм Илии пророка в Черкизове расположен по адресу: Москва, Большая Черкизовская, 17 (рядом с одноименной станцией метрополитена).

Храм Илии пророка в Черкизове, его ещё называют храм Воздвижения Креста Господня расположен на возвышенности. Небольшой, неописуемой красоты, с богатейшей историей, он привлекает к себе множество народа. Вот она – улица Большая Черкизовская с шумной дорогой, с кипящей жизнью. Но чуть свернул, поднялся в горку, зашел за ограду и оказался в другом измерении. Вековая тишина, древнейшее в Москве кладбище, благодать…

Кстати, когда-то улица, на которой расположилась обитель, называлась Штатной Горкой. Начиналась она от Большой Черкизовской, в XIX веке проходящей немного южнее, чем сейчас, шла перпендикулярно ей на север, вдоль восточного берега Черкизовского (Архиерейского) пруда. Заканчивалась как раз около церкви. В настоящее время из-за антропогенных изменений рельефа улица исчезла. И числившийся ранее дом 17 (сам храм) по Штатной Горке, теперь значится по Большой Черкизовской улице с тем же номером.

Нужно отметить, что в настоящее время от первоначального строения сохранился лишь двухсветный четверик — престол Воздвижения Креста Господня. Его трёхчастная апсида, боковые приделы — престолы Алексия митрополита Московского и Всея Руси чудотворца и пророка Илии, трапезная и колокольня, образующие симметричную композицию, возводились в несколько этапов — в 1856, 1883 и 1899 годах в формах, имитирующих архитектуру XVII века.

Тогда же первоначальное пятиглавое завершение храма сменила существующая ныне глава на цилиндрическом барабане. Вместо широкого пояса кокошников, проходившего по верху стен, появились штукатурные архивольты; окна второго света получили арочную конфигурацию. Колокольня - 3-ярусная шатровая, выделяется укрупнённой рельефной трактовкой архитектурных деталей. Окна-слухи в основании шатра, угловые пилястры-кубышки и килевидные обрамления проёмов придают колокольне пластичный, почти скульптурный облик.

Перестройки проводили с особой осторожностью

В те стародавние времена перестройки проводились с особой осторожностью, обязательно учитывался тот факт, что церковь является древнейшим памятником русского зодчества. Об этом в частности свидетельствует дошедшее до наших дней архивное дело от 1879 года.

Прежде чем «возвысить на две сажени колокольню», необходимо было собрать все необходимые бумаги на такую переделку. За этот вопрос тогда отвечало Московское Археологическое общество, куда и было адресовано письмо Московской духовной Консистории. Оно было написано от имени священнослужителей, церковного старосты и прихожан Илиинской церкви подмосковного села Черкизово, которое официально относилось к Московскому уезду.

Несколько месяцев спустя был получен ответ за подписью двух архитекторов (к сожалению, подписи неразборчивы). Цитируем: «По поручению Московского Археологического Общества мы осмотрели церковь пророка Илии в селе Черкизове под Москвой и нашли, что главная средняя часть ея принадлежит древнейшим памятникам московской архитектуры и что церковь была перестраиваема не менее двух раз, при которых последняя перестройка должна называться искажением».

К первоначальной постройке, как следует из акта осмотра, относятся четыре стены квадрата церкви. А вот так называемого искажения коснулась ее северная сторона. «Эта церковь по времени своей постройки относится к XVI веку и уцелевшие до наших времен остатки ея должны быть охранены от дальнейших искажений, – писали архитекторы, полагая, что в конце XVII века к древней церкви был пристроен придел с северной стороны и трапезная во всю ширину этого придела и древней церкви. В это же время был перестроен алтарь в теперешний троечастный, – причем два полукружия составили алтарь древней церкви, а одно, северное – алтарь придела. На горнем месте главного алтаря, в простенке между двумя полукружиями, устроена впадина для епископского седалища».

Первые владельцы села Черкизово

Что интересно, история храма начинается задолго до появления собственно самих стен и крепко связана с историей Золотой Орды. Переведем часы назад, в далекий XIV век.

Именно к тому времени относится первое упоминание о Черкизове. Жил тогда татарский царевич Серкиз-бей. Случилось настоящее чудо, иначе не скажешь. Серкиз добровольно принял крещение с именем Иван. И стал он коломенским воеводой. Так же и его сын Андрей Иванович верой и правдой служил Руси. Был он уже боярином Серкизовым. Владел селом, которое и назвали его именем. Будучи воеводой Переяславского полка погиб в 1380 году на Куликовом поле.

Видимо, местность эта принадлежала Серкизовым недолго. В книге 1895 года москвоведа Петра Синицына «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек – Илья Озаков (Азаков). И он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, принявшим православие. Являясь набожным человеком именно он выстроил на холме в Черкизове первую деревянную церковь в честь своего небесного покровителя Илии пророка.

Село было отдано по духовному завещанию

Где-то в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту. Среди них упоминается Черкизовское, отданное, в свою очередь, по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда» в 1378 году. Таким образом, село становится одной из главных вотчин кафедрального московского Чудова монастыря с обширным монастырским (владычным) двором и развитым монастырским хозяйством.

Черкизово было весьма отдаленной от шумной Москвы окраиной. Здесь все располагало к уединению и отдыху на природе в окружении лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притока Яузы. Для митрополита Алексия была построена архиерейская дача, куда он обычно приезжал в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников. «Царь Иоанн Васильевич с царевичами в 1564 году ездил в Черкизово на охоту», – упоминает в своей книге Пётр Синицын.

Постройка каменной церкви

В Смутное время польско-литовского нападения на Русь Ильинский храм был сожжен неприятелем, но уже вскоре восстановлен. Постройка каменного черкизовского храма относится ко времени правления приснопамятного патриарха Адриана – последнего патриарха допетровской поры.

Под его мудрым руководством были перестроены все монастырские здания, возведено несколько храмов. Поскольку Черкизово в те годы считалось вотчиной этой московской обители, то, надо полагать, и внимание ему уделялось соответствующее. По всей вероятности, строительство Илиинского храма приходится на 1689– 1690 годы. Так, по свидетельству известного русского писателя XVII–XVIII веков Кариона Истомина, 18 июня 1690 года новопостроенная церковь святого пророка Илии в Черкизове была освящена наместником Чудовской обители архимандритом Иоасафом и келарем Германом Лутохиным соборно и «украшена всякою лепотой». Летописи этого периода сообщают также и о приходском кладбище, где стояла деревянная часовенка.

Надо сказать, что с конца XVII – начала XVIII веков наблюдается рост населения Черкизово, в связи с чем увеличивается число прихожан, а сам храм становится более благолепным. По описи 1701 года: «…каменная во имя Пророка Илии, да в приделе Алексея митрополита с трапезою… в алтаре две оконницы, да в церкви одна оконница стеклянные… да в трапезе в окнах три оконницы стеклянные, печь мурамленая, да на трапезной стене колокольня каменная, а на ней пять колоколов».

По указу императрицы Елизаветы Петровны и по решению Святейшего Правительствующего Синода, монастырь Чуда Святого Архистратига Михаила в Колосах из ставропигиального митрополичьего монастыря с учреждением в нем кафедры московского митрополита превращается в кафедральный московский Чудов монастырь с резиденцией митрополита Московского. В связи с этим возрастает и значение села Черкизова.

С 1764 года церковь во имя Святого пророка Божия Илии выходит из состава подворья и становится приходской.

Новое время

Первое десятилетие после Октябрьской революции здесь все было по-старому. В притвор храма под колокольней спускалась веревка от одного из средних колоколов. До 1929 года, пока не запретили колокольный звон, во время службы в этот колокол прямо из притвора звонарь ударял в нужные по церковному уставу моменты. В одно из празднований Пасхи у самого большого колокола, занимавшего почти все пространство центральной части звонницы, сорвался и упал язык, своей тяжестью он проломил пол и застрял там.

В тридцатые годы весь ранее существовавший подбор колоколов был изъят. Но в 2006 году отлитые на заводе ЗИЛ колокола были переданы в дар черкизовскому храму, поэтому сегодня православных жителей Восточного округа Москвы на церковное богослужение вновь созывает колокольный звон. В советские годы черкизовский храм неоднократно собирались закрывать, одна из таких угроз нависла уже во второй половине прошлого столетия, когда на восточную окраину Москвы потянули линию метрополитена. Но чудом Божиим храм и в этот раз устоял.

Миллион на самолет

Хотелось бы упомянуть об очень важном и показательном факте. В годы Великой Отечественной войны прихожане и духовенство храма собрали один миллион рублей на строительство самолета и отправили напрямую верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. В ответ получили от вождя благодарственную телеграмму. Может, и поэтому хоть и собирались несколько раз закрыть приход, службы здесь никогда не прекращались.

Но церковь долго находилась без ремонта. Но когда состояние ее дошло почти до критического, власть, наконец, вспомнила об этом древнем памятнике архитектуры, который, как видно из таблички, прикрепленной к фасаду здания, охраняется государством. В 1982 году силами приходской общины под руководством настоятеля храма митрофорного протоиерея Алексея Глушакова началась внутренняя реставрация черкизовского храма, его росписей и икон, а также строительство рядом с церковью дома причта.

Вместо ветхих деревянных построек 1912 года было отстроено новое кирпичное здание. С 1996 года в нем размещена крестильня с баптистерием для взрослых. Было произведено мощение части территории храма гранитной брусчаткой. Кстати сказать, во время разборки старых строений была найдена утерянная раннее икона святого пророка Божия Илии.

Исцеление ханши Тайдулы

В храме находится очень редкая икона – «Исцеление ханши Тайдулы митрополитом Алексием, всея Руси Чудотворцем». К ней притекают верующие и молятся об исцелении глазных болезней. Много бытует версий историков, легенд и преданий о поездке Алексия в Орду. Мать хана Джанибека царица Тайдула три года страдала слепотой и другими болезнями.

Он, слышав об Алексии, посылает (в августе 1357 г.) к Великому Князю грамоту, в которой просит его прислать к нему человека Божия чтоб он помолился о даровании прозрения его матери. «Если, — писал хан,- по его молитвам исцелеет, то ты в мире со мною будешь; если не пошлёшь его ко мне, то с огнём и мечом пройду по твоей земле». Такое послание хана поставило Святителя в затруднение. Он, естественно, сознавал свою немощь для такого необычайного дела, и вместе с тем, страшился угроз хана.

По усиленным просьбам Великого Князя Святитель решился отправиться в Орду. Собираясь в путь, прежде всего со всем клиром отслужил молебен в соборной церкви Успения Божией Матери. Когда он молился, свеча у гроба Святителя Петра сама собою засветилась в виду всех. Это явление служило ему предзнаменованием, что Господь устроит его путь во спасение. Слепив небольшую свечу из воска от свечи, чудесно засветившейся, Св. Алексий отправился в путь с полным упованием на милость Божию. Прежде чем он достиг места, в котором жил хан, Тайдула видела во сне Святителя Алексия в архиерейском облачении вместе с священниками.

Историки по сей день решают, так ли это было…

Проснувшись, тотчас приказала сделать для Святителя с священниками драгоценное облачение по тому покрою, как она видела во сне. Когда Св. Алексий вошёл в город, его встретил хан с великою честью, как человека Божия; вводит его в свою палату. Святитель, начав петь молебен, велел зажечь свечу, которую слепил. После молебна окропил царицу святой водой; она тотчас прозрела. Это чудо всех поразило удивлением и исполнило радостью. Тайдула, в память своего исцеления молитвами Святителя Алексия, подарила ему перстень, который хранится в Москве в патриаршей ризнице. Хан, осыпав его дарами, отпустил с миром в Россию.

Насколько этот факт достоверен, насколько приукрашен, судить не нам. Даже ученые историки не один век ведут дискуссии. Прийти к общему знаменателю мешает то, что при пожаре в 1812 году сгорели многие архивы, в том числе летописи тех времен. Но люди верят в чудо, молятся и по вере получают исцеление.

Иван Яковлевич Корейша

Как говорилось выше – кладбище возле Ильинского храма – самое древнее в Москве, и самое маленькое. Поток народа сюда не иссякает. Одной из причин тому- могила знаменитого Ивана Яковлевича Корейши. Это русский юродивый, почитаемый многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного. Свыше 47 лет провёл в больницах в качестве психически больного, из них почти 44 года в Московской Преображенской больнице.

После смерти тело старца не могли предать земле в течение пяти дней, поскольку сразу несколько обителей претендовали на право похоронить его у себя. Предлагалось сделать это на родине в Смоленске или в Алексеевском женском монастыре. В дело вмешался некто полковник Заливкин, которому удалось уговорить Филарета разрешить похоронить тело Ивана Яковлевича в селе Черкизове, при этом полковник полностью взял на себя все расходы по захоронению. Причина усердия полковника состояла в том, что ему, бывшему ревностному католику, Корейша трижды являлся в видениях, после чего Заливкин (Заливский) принял православную веру и впоследствии был миропомазан самим митрополитом Филаретом.

Другой весомой причиной решения митрополита была просьба племянницы блаженного - Марии, бывшей замужем за дьяконом храма Ильи Пророка в Черкизове. Гроб с телом покойного юродивого из больницы был вынесен с чёрной лестницы в сопровождении персонала во избежание осложнений со стороны душевнобольных, считавших Корейшу своим благодетелем. Множество экипажей провожало усопшего, несмотря на длинный и грязный путь, большое количество приверженцев блаженного следовали в процессии. Похоронен с правой стороны от центрального входа.

Счастливый храм

У храма Илии пророка есть одна особенность. Историки, журналисты, верующие в своих отзывах нередко употребляют эпитет – счастливый. Так и говорят- счастливый храм. Со счастливой историей. Со счастливой атмосферой. Со счастливыми прихожанами. Да будет так!

Дача святителя Алексия, удивительная жизнь прозорливца Ивана Яковлевича Корейши и необычная акция прихожан - уборка берегов Черкизовского пруда - история и современность одного из самых активных московских приходов.

Наследие Серкиз-Бея
И сам возвышающийся на холме белоснежный Илиинский храм, и устроенный у его подножия пруд имеют очень древнюю историю.

Первое упоминание о селе Черкизово относится к XIV веку. Названо оно по имени его владельца, боярина Андрея Серкизова, сына служилого татарского царевича Серкиза (Серкиз-бея), в крещении Ивана, коломенского воеводы. Будучи воеводой Переяславского полка, Андрей Иванович Серкизов погиб как герой в 1380 году на Куликовом поле.

Очевидно, село это принадлежало Серкизовым недолго, потому что в книге «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее», которую составил и издал в 1895 году П.В. Синицын, первым владельцем древнего подмосковного села Черкизово в ХIV столетии назван другой человек - Илья Озаков. Он тоже был выходцем из Золотой Орды, татарином, добровольно принявшим Православие. Именно ему мы обязаны первой построенной, но не дошедшей до наших дней деревянной церковью во имя своего небесного покровителя пророка Божия Илии.

Известно еще, что в 60-х годах XIV столетия Илья Озаков продает свои подмосковные села и деревни святителю Алексию, Московскому митрополиту, выдающемуся русскому церковному деятелю из рода Бяконтов. Среди них упоминается и село Черкизовское, отданное по духовному завещанию митрополита «в монастырь Святого Архангела Чюда», более известный нам по урокам истории как Чудов монастырь, названный так в память о Чуде Архистратига Михаила в Хонех, который, к великому сожалению, был разрушен в 1930 году, в годы богоборчества.

Впервые Черкизово встречается нам в духовной грамоте святителя Алексия, найденной митрополитом Платоном в Чудовом монастыре в 1779 году, где сказано, что «сельцо куплено «на мое серебрецо», поэтому неслучайно в переписных книгах XVII века село Черкизово называют «чудотворца Алексия вотчиной». Кстати сказать, недавно вышла в свет книга под таким названием - «Чудотворца Алексия вотчина», изданная на основе исторических фактов под руководством настоятеля Илиинского храма архимандрита Саввы (Тутунова).

Но возвращаясь в те далекие годы, стоит сказать, что Черкизово было весьма отдаленной окраиной, где все располагало к уединению и отдыху. Не случайно это место среди лесных дубрав, расположенных вдоль живописной речки Сосенки, притоке Яузы, митрополит Алексий выбрал для своей архиерейской дачи, куда он обычно перебирался в теплое время года. Это место служило летним пребыванием как для него самого, так и впоследствии для его преемников.

Архиерейская дача

Возрождение и расцвет Илиинского храма и митрополичьей резиденции относится к середине XVIII века. Этот период связан с именами митрополитов Тимофея (Щербацкого), Платона (Левшина), святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Сибири и Америки.

Известный своим изысканным вкусом митрополит Тимофей устроил целый комплекс архиерейского подворья с дворцовой частью, хозяйственными постройками, садово-парковыми затеями.

Позднее, инициативе владыки Платона, построенный митрополитом Тимофеем архиерейский дом был отреставрирован. При нем на архиерейском подворье появились березы и был устроен огороженный каменным заборчиком дивный розарий, ухаживать за которым он предпочитал сам, и где очень любил находиться в часы отдохновения.

30 сентября 1868 года из Чудова монастыря только заступившему на московскую кафедру митрополиту Иннокентию (Вениаминову) был прислан доклад о состоянии этог архиерейского подворья. В нем говорилось, что архиерейский дом в подмосковном селе Черкизово «пришел в такую ветхость, что исправить его починкою уже невозможно». И посему испрашивалось архипастырское разрешение на закладку каменного фундамента под новый дом.

Новый дом, проект которого был выполнен архитектором Василием Николаевичем Корнеевым, был построен в течении двух лет. Оригинальной особенностью этого произведения зодчества является ренессансная трактовка парадного фасада дома с ее четырехгранными колоннами, арками и медальонами.
Вообще надо сказать, что судьба архиерейской резиденции в Черкизове связана с целым рядом выдающихся людей.
Обычно с ранней весны и до поздней осени жил здесь митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков). Здесь он закончил свой фундаментальный богословский труд «История Русской Церкви» в 13-ти томах. Здесь, на даче в Черкизове, 9 июня 1882 года он завершил свой земной путь.

Местом своего летнего пребывания избрал архиерейский дом у живописного пруда митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), когда нес архиерейское служение в Москве. В 1898 году он заступил на московскую кафедру и сразу же деятельно включился в жизнь Чудова монастыря и его архиерейского подворья, большое внимание уделяя сохранности его исторического ландшафта. При нем благоустраивается и принимает нынешний облик церковь пророка Божия Илии: заканчивается ее реконструкция и внутренняя роспись, а также строительство изящной шатровой колокольни. 23 мая 1899 года митрополит Владимир освятил новый, уже трехпрестольный, храм с центральным пределом в честь Воздвижения Креста Господня.

Напомним, что владыка Владимир был зверски убит в 1918 году, став первым священномучеником в ХХ веке из числа иерархов Русской Православной Церкви.

После октябрьской революции к этому месту относились уже без надлежащего благоговения. В советское время в деревянном двухэтажном здании резиденции московских митрополитов находилось ремонтно-строительное управление, а бывшая здесь домовая церковь была разорена. Сохраниться до наших дней этому дому было не суждено: он горел дважды - первый раз в 1992 году, а спустя 7 лет был полностью уничтожен пожаром.

Только к 2012 году дом был отстроен заново, завершена внутренняя отделка первого этажа. По решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, теперь резиденция стала местом проведения заседаний Общецерковного суда, созданного Архиерейским Собором в июне 2008 года.

Не стоит село без праведника

Рассказывая об этом удивительном месте, нельзя не упомянуть о том, что и в безбожное советское время в храме Илии пророка не прерывалась молитва. Сюда свозились святыни из закрывающихся московских храмов, а поэтому сегодня там сохранились уникальными старинные иконы. И еще хочется напомнить о том, что у его стен похоронен Иван Яковлевич Корейша - личность уникальная и очень известная.

В ХIХ столетии о нем знали не только в златоглавой Москве, столичном Санкт-Петербурге или губернском городе Смоленске, где родился этот праведной жизни человек, пострадавший за свою любовь к ближнему. Более сорока лет находился он в сумасшедшем доме на Преображенке, из них первые три года был прикован цепями к стене в холодном сыром подвале. И только благодаря тому, что в московскую Преображенскую больницу был назначен доктор Василий Федорович Саблер - известный психиатр, доктор медицины и просто добрый человек, Иван Яковлевич был переведен в светлое большое помещение. Но и здесь он умудрился занять совсем немного места - всего лишь уголок большой комнаты.

К Ивану Яковлевичу Корейше ходила буквально вся Москва. В течение его продолжительного пребывания Преображенская больница расцвела, ее капитал, поскольку с каждого приходящего было установлено брать по 20 копеек на улучшение быта больных, составил несколько тысяч рублей. Причем с бедных по просьбе Ивана Яковлевича за вход не брали. Между ними он делил все, что ему приносили.

Корейша был настолько популярен, что вошел в произведения выдающихся русских писателей как под фактическим, так и под вымышленными именами. О нем писали Федор Михайлович Достоевский в «Бесах», Николай Семенович Лесков в «Маленькой ошибке», Алексей Николаевич Островский в «Женитьбе Бальзаминова».

Умер Иван Яковлевич Корейша 19 сентября (6 сентября по ст. ст.) 1861 года в день памяти Чуда Архистратига Михаила в Хонех. По благословению митрополита Московского Филарета (Дроздова), Корейшу решили похоронить в Москве, в ограде Черкизовского храма. И в этом также прослеживается связь с Чудовым монастырем, которому раньше принадлежало Черкизово. Владыка уважил просьбу родной племянницы почившего Марии, которая была замужем за дьяконом этого храма Никифором, причем дьяконское место им было получено по ходатайству Корейши к тому же митрополиту Филарету.

Как при жизни Иван Яковлевич привлекал к себе множество людей, так и сейчас на могилу к нему приходят его многочисленные почитатели. Они с благодарностью приносят цветы, молятся. По молитвам угодника Божия многие получают помощь и утешение в житейских и семейных нуждах, в скорбях и болезнях, исцеление от различных недугов, в том числе неизлечимых, освобождение от пагубных страстей, включая алкоголизм и наркозависимость, о чем многие прихожане оставляют свои письменные свидетельства.

Как вернуться к истокам?

Обычно в праздник Крещения Господня на архиерейский пруд, где сооружалась Иордань и освящалась вода, ходили Крестным ходом. В течение всего года в пруду ловили рыбу, которая водилась там в большом количестве, а воду жители близлежащих домов использовали как питьевую.
Правда сегодня не только пить из некогда замечательного водоема нельзя, но и купаться в нем строжайше запрещено. Вся береговая зона завалена строительным мусором и бытовыми отходами. Собственно, поэтому и решили в Илиинском приходе своими силами спасать это уникальное место, которым наградил их Господь.

Тем более что и священноначалие призвало православных христиан внимательнее относиться к окружающей среде. В феврале этого года на Архиерейском Соборе был принят документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», где особо подчеркнуто, что долг христианина трудиться в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды, думая о сохранении здоровья и нормальной жизни людей.

И вот 16 июня этого года более двадцати энтузиастов, приготовив мусорные мешки и рабочие перчатки, вышли к пруду на воскресник. Одна из молодых прихожанок храма Ольга Куликовская рассказала, что выросла у этого пруда и конечно же его нынешнее состояние не может оставить ее равнодушной. «Хотя отдыхающих такое состояние пруда не отпугивает, - удивляется Ольга, - и общую картину дополняют еще брошенные пакеты и горы мусора, которые они оставляют после посиделок на природе. Поэтому мы и вышли в июньский день на воскресник для возвращения пруду былого вида, хотелось личным примером засвидетельствовать необходимость заботы о нашей малой родине».

Девушка считает со временем такие воскресники из разовой акции могут перерасти во что-то более определенное, стать повседневной заботой местных жителей о том месте, где они живут. И очень надеется, что в следующий раз в уборке примут уже не 20 человек, а гораздо больше. Ведь и в этот раз некоторые отдыхающие, воодушевленные добрым примером, стали убирать вокруг себя.

Один мужчина из компании рыбаков долго наблюдал за нашими действиями и через какое-то время решил к нам подойти. А, узнав, что мы убираем пруд по собственной инициативе, начал нам помогать, - с улыбкой заметила Ольга.

Причем в уборке пруда участвовала не только молодежь храма, но и прихожане постарше, и дети с родителями. И не только жители близлежащего столичного района Черкизово.

«Кого-то привели с собой друзья. И хотя некоторые прихожане добираются к нам из другого района Москвы, но и они не остались равнодушными, что очень нас порадовало. Я считаю, наш христианский долг не оставаться равнодушным к природным проблемам, и начать нужно со своей малой родины, со своего района, тем более, когда потребность в помощи уже видна невооруженным глазом», - сказала Ольга Куликовская.

Конечно же, мероприятие это не возникло само собой, поясняет еще один его активный участник Кирилл Егоров.

Мы живо откликнулись на обращение нашего настоятеля отца Саввы выйти на уборку, потому что все живем бок о бок и надо друг другу помогать. И показывать другим, что мусорить нельзя и есть люди, которым небезразлична чистота, - заметил Кирилл.

«Оказывается, навести вокруг себя порядок можно и малыми силами?» - спросила я у Кирилла, однако с таким заключением он позволил себе не согласиться.

Не могу сказать, что «малыми», - ответил он, - если учесть, что мы там трудились порядка трех часов. Как раз сил достаточно много было потрачено. Было видно, как все устали. Это была очень серьезная работа. Все увлеклись и тщательно стали убирать территорию, хотя не всю убрали, в основном, прогулочные места. Но наша инициатива произвела эффект на окружающих: многие люди, которые отдыхали, тоже воодушевились и начали сгребать вокруг себя мусор. Считаю, такая акция очень полезна, ее надо шире освещать, рассказывать о ней на приходе. После мы сделали фотоотчет об этом мероприятии, который разместили на стенде у храма. Кроме того у нас появилась идея подготовить плакаты и укрепить их в местах, где народ отдыхает. Смысл их в том, что нам небезразлично место, где мы живем. Чтобы все видели, что здесь убирались, и не дворники, которым платят, а обычные люди, которые здесь живут. Такая социальная инициатива в любом случае принесет пользу и, может быть, люди станут по-другому к этому относиться.

«Не надо бороться за чистоту - надо подметать», - сказал однажды известный писатель Михаил Зощенко. И правда, разве сложно, как метко подметил прихожанин черкизовского храма Кирилл Егоров, просто собраться вместе тем, кому небезразлична чистота и, засучив рукава, навести вокруг себя порядок. Ведь эта удивительная природа дана нам самим Создателем, а сохранена заботой многих поколений, как показывает история, замечательных людей, которые не только любовались ею, но берегли и преумножали ее красоту. Так почему бы и нам не последовать их примеру?! Ведь сколько радости приносит такое по-настоящему хорошее дело, не передать словами!

Публикации по теме