Философия эпохи возрождения. Гуманизм как основа возрождения Политические и правовые учения. Эпохи возрождения и реформации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Идейные основы эпохи Возрождения

1. Гуманизм

культура гедонизм возрождение

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas - это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

Как направление в культуре, гуманизм возник в XIV веке в Италии и распространился в Западной Европе с XV века. Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться) стало одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающей почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма, происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия, формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Идейной основой культуры Возрождения стал гуманизм.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность пред возрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разно племенным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не всегда четкое - некоего духовного и культурного единства, благотворность которого сказывается и в современный наш век. Всемирно известной стала многолетняя история любви Петрарки к Лауре, выраженная поэтом в прекрасном цикле канцон и сонетов, опубликованных под названием «Книга песен». Эта книга, а также другие поэтические произведения Петрарки произвели на современников столь большое впечатление, что еще при жизни он признавался одним из величайших поэтов и был увенчан лавровым венком.

В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени. Однако Петрарки не только поэт, но и своеобразный и интереснейший мыслитель, философ. Именно он первым в Европе сформулировал идеи гуманизма, начал говорить о необходимости возрождения античного духа, идеалов античности. Недаром уже вначале XV в. писали: «Франческа Петрарка был первым, на кого снизошла благодать, он признал и осознал и вывел на свет изящество древнего стиля, утраченного и забытого». Гуманизм принес в этическую мысль признание само ценности человеческой личности и земной жизни. Отсюда постепенно развились идеи счастья, справедливости и равенства людей. Вольно или невольно, но гуманистическое течение эпохи Возрождения способствовало утверждению прав личности и, в частности, признанию права на счастливую жизнь. Не стоит удивляться, что в дальнейшем гуманизм органично трансформировался в человеколюбие, пропагандирующее мягкость в отношениях, сострадание, милосердие, дружелюбие, а со временем и терпимость к инакомыслящим. Многие философские течения впитали в себя черты гуманизма. Гуманизм как явление оказался исторически изменяющейся системой воззрений. Зародившись в искусстве, он открыл дорогу науке, научно-технической революции, способствовал экономическому буму, просвещению, социальным преобразованиям и революциям.

2. Антропоцентризм

Антропоцентризм (греч. anthropos -- человек, и лат. centrum -- центр) - воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания. Наиболее полное развитие антропоцентризм получил в иудаизме, христианстве и исламе, оказывая влияние на космологические, эсхатологические, социальные, этические, правовые и др. концепции этих религий. Например, с антропоцентризмом напрямую связана теория геоцентризма, которая доминировала в сознании верующих на протяжении многих веков. Под влиянием христианского вероучения антропоцентристское воззрение получило широкое распространение в средневековой европейской философии. Его обосновывали крупнейшие представители патристики и схоластики. В философии Возрождения и Нового времени идея антропоцентризма в ее религиозном варианте перестала пользоваться популярностью, что было обусловлено развитием естественных наук и философии.

Появление новых фактов и теорий преодолело традиционную телеологию и тезис о том, что человек занимает уникальное положение в космосе. В философских и теологических кругах термин антропоцентризм начинает использоваться в другом значении. Он истолковывается, главным образом, как способ решения мировоззренческих проблем, когда исследователь идет не от Бога и мира к человеку, а, наоборот, от человека к миру и Богу. Такой способ решения мировоззренческих проблем получил детальную разработку в философских системах Рене Декарта и Иммануила Канта. В 19 веке антропоцентризм получил развитие в философии Людвига Фейербаха (натуралистический антропоцентризм) и Сёрена Кьеркегора (иррационалистический антропоцентризм).

Однако наиболее кардинальный «поворот к человеку» был осуществлен в философских учениях 20 века. Это отчетливо прослеживается в философии жизни, феноменологии, философской антропологии, персонализме, экзистенциализме. «Поворот к человеку» произошел и в христианской теологии 20 века. Многие теологи считают, что в наше время можно сказать нечто значимое о Боге и мире, лишь говоря одновременно о человеке. Более того, они утверждают, что нужно сначала ответить на вопросы о сущности человека, причинах и характере его устремлений, его познавательных возможностях и т.п., а затем уже приступать к конструированию традиционной метафизики, включающей в себя учение о Боге. Признавая, что антропоцентризм является эффективным средством решения мировоззренческих проблем, христианские теологи подчеркивают, что он должен быть теснейшим образом связан с теоцентизмом. Иначе теология лишается религиозного измерения и своей специфики в ряду дисциплин, изучающих человека. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение - эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века - Бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности. В средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, поэтому даже выдающиеся люди выступали, как правило, в качестве представителей той корпорации, той системы, которую они возглавляли, подобно главам феодального государства и церкви. В эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека, который считал себя всецело обязанным традиции, - даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенный вклад в нее, - индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.

3. Оптимизм

Широкий диапазон для творческих порывов был открыт в период первого героического натиска на феодальный мир. Люди данной эпохи уже отрешились от сетей прошлого, но ещё не обрели новых. Они верили в то, что их возможности безграничны. Именно из этого и произошло рождение оптимизма, который столь характерен для культуры Возрождения. Жизнерадостный характер и бесконечная вера в жизнь породили и веру в безграничность возможностей для разума и возможность развития личности гармонически и без барьеров. Изобразительное искусство возрождения по многим параметрам контрастно средневековому. Европейская художественная культура получает своё развитие в становлении реализма. Это накладывает отпечаток как на распространение изображений светского характера, развитие пейзажа и портрета, близкого к жанровому толкованию иногда религиозных сюжетов, так и на радикальное обновление целой художественной организации. Средневековое искусство базировалось на представлении об иерархическом строении мироздания, кульминация которого была вне круга земного бытия, занимавшего в данной иерархии одно из последних мест. Происходило обесценивание земных реальных связей и явлений во времени с пространством, так как основной задачей искусства обозначалось наглядное олицетворение созданной теологией шкалы ценностей.

Мастера возрождения создают образы, воплощающие гордую осознанность своих сил, безграничность человеческих возможностей в области творчества и истинную веру в свободу его воли. Многим творениям искусства Возрождения созвучны данное выражение известного итальянского гуманизма Пико Делла Мирандола: «О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет».

Если определяющим для характера изобразительного искусства в большей мере стало стремление к отображению реальности правдиво, то для формирования новых архитектурных форм важную роль сыграло воззвание к классической традиции. Это заключалось не только в воссоздании античной ордерной системы и в отречении от готических конфигураций, но и в классической пропорциональности, антропоцентрическом нраве новой архитектуры и в проектировке в храмовом зодчестве центрического типа зданий, где пространством интерьера было легко обозримо. В области гражданского зодчества было создано особенного много новых творений. Так, в эпоху Возрождения многоэтажные городские общественные здания: ратуши, университеты, дома купеческих гильдий, воспитательные дома, склады рынки, склады получает более нарядное убранство. Появляется тип городского дворца, или иначе палаццо -- дом богатого бюргера, а также разновидность загородной виллы. Формируются новые системы фасадного убранства, происходит разработка новой конструктивной системы кирпичного здания (сохранилась в европейском строительстве вплоть до XX века), сочетающего кирпичные и деревянные перекрытия. Проблемы планировки города разрешаются новым образом, реконструируются городские центры.

Также изменяется и социальный статус художника. Несмотря на то, что художники в поисках и входят в цехи, но они уже нередко получают награды и высокие почести, занимают места в городских Советах и исполняют дипломатические поручения. Происходит эволюция отношения человека к изобразительному искусству. Если раньше оно находилось на планке ремесла, то теперь оно становится в один ряд с науками, а произведения искусства впервые начинают рассматриваться как результат духовной творческой деятельности.

Появление новых техник и форм искусства спровоцировано расширением спроса и ростом числа светских заказчиков. Монументальным формам сопутствуют станковые: живопись на холсте или дереве, скульптура из дерева, майолики, бронзы, терракоты. Постоянно растущий спрос на художественные произведения обусловил появление гравюр на дереве и металле -- самого недорогого и самого массового вида искусства. Эта техника, впервые позволившая воспроизводить изображения в большом количестве экземпляров.

4. Гедонизм

Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) - тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа - сократика Аристиппа Киренского (435-355 до н.э.), учившего, что добром является все то, что доставляет наслаждение. С самого начала гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.

Вместе с тем, гедонизм мог принимать и крайние формы; так, уже среди последователей Аристиппа - киренаиков - были такие, которые считали, что любое наслаждение оправданно, более того, оправданны любые действия и усилия, если они ведут к наслаждению. В этом киренаики отличались от Сократа, который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что нечто делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий - дурных и хороших, а также истинных и ложных.

Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью. Аристотель считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно избрания само по себе. Умеренный вариант гедонизма был предложен греческим философом Эпикуром, учившем, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутреннюю невозмутимость души. Этическое учение Эпикура получило название «эвдемонизм» (от греч. eudemonia - счастье). Высшим благом Эпикур считал состояние атараксии, т.е. невозмутимости, «свободы от телесных страданий и душевных тревог». Однако разница между гедонизмом и эвдемонизмом несущественна: оба учения ориентируют человека не на добро, а на удовольствие (личное счастье), а если и на добро, то ради удовольствия (личного счастья). В эпоху Возрождения идеи гедонизма, как крайнего, так и умеренного получили новый импульс, явившись важным теоретическим средством гуманистического утверждения ценности человека во всех его жизненных проявлениях.

Для просветителей (Гассенди, Ламетри, Гольбах) гедонизм был средством выражения духовной оппозиции религиозно-догматическому мировоззрению. Наиболее поздней теоретической формой гедонизма был утилитаризм Дж. Бентама и Дж.С. Милля (конец 18-19 вв.) Последовательная критика утилитаризма Г. Сиджвиком и Дж.Э. Муром, наряду с общим развитием наук о человеке, в первую очередь психологии, вскрыла ограниченность гедонистического описания и обоснования поведения вообще и морали, в частности.

5. Противоречивость

Ренессансная культура, стремясь воскресить античность и во всем беря пример с нее, так и не смогла достичь того ясной и спокойной гармонии которая была характерна для античной культуры и в полной мере раскрылась в классической Греции Мировоззрение человека эпохи Возрождения, которая прошла школу средневекового христианства, потерял характерно для античности ощущение гармоничного единства с космосом, природой. Если античного человека природа выступает как объект созерцания - художественного и познавательного, то человек Ренессанса переходит к активной позиции, выступая как завоеватель, и покоритель природы. Для человека Возрождения мир очень быстро теряет свою гармонию. Антропоцентризм как теоретическое лозунг Возрождения в практической плоскости социального поведения нередко проявляет себя как ничем, не ограничен эгоцентризм и субъективизм. На место традиционной, конвенциональной морали, которая требовала от каждого индивида безусловного подчинения обычая, традиции, приходит автономная мораль, которая предоставляет ему полную свободу в самоопределении собственных поступков. Но и степень автономии, к которой стремится личность эпохи Возрождения, начинает уже противоречить самой морали в любой ее форме, грозит деструкцией самому обществу Влияние гуманистов на свою эпоху нашло самый выражение в разрушении средневековой аскетической морали.

Но, как оказалось, результатом этого стало всеобщее падение морали. Обратной стороной ренессансного титанизма была абсолютизация творческой личностью своей исключительности, индивидуальности, вело к унижению другой индивидуальности. В попытке утвердить себя такая конкуренция часто разрушает окружающий мир другого, отрицая его право на самобытность, самостоятельное существование. Начинается война всех против всех, в которой уже не может быть победителей. Даже среди гениальных художников Возрождения шла острая борьба, конкуренция приводила к открытой вражде между ними.

6. Пантеизм

Основной философской системой эпохи Возрождения является пантеизм. Пантеизм - философское учение, исходящее из тождества бога и природы. (Дословный перевод: «пан» - всё, «теос» - бог: «всё есть бог»). Пантеизм мыслит бога и природу единым целым. В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир - живым, саморазвивающимся. Пантеизм, в известной мере, аналогичен античному гилозоизму, но только на основе единобожия. По сути своей пантеизм - один из христианских вариантов переосмысления античного неоплатонизма. Термин «пантеист» был введён английским философом Джоном Толандом (1705).Ученые умы трактовали новое направление философии по-разному. Так, пантеизм был назван религиозным натурализмом, а Шопенгауэр считал, что это, прежде всего, одна из разновидностей атеизма. Несмотря на различные трактовки данного понятия, относительно основной идеи учения споров не возникало. Ей неизменно оставалось мнение о том, что Бог является некой абстракцией, повсеместно нас окружающей и не имеющей воплощения в едином лице. Иными словами, пантеисты отрицали существование некого Бога-творца, Бога-отца, в существование его личностного выражения.

Формы пантеизма:

Физиомонистический пантеизм. Его приверженцы считают, что Бог сам по себе не существует, он воплощается в природе, окружающем мире и Вселенной. Среди ученых, работавших в данном направлении, можно назвать Геккеля, Оствальда и Тэна.

Теомонистический пантеизм. Данное направление по-другому называлось акосмизмом. Его основная идея заключалась в том, что мир, сам по себе, лишен самостоятельного бытия, существует лишь божественное начало.

Трансцендентный пантеизм еще называли мистическим пантеизмом или панентеизмом. Данное учение уходит своими корнями в средневековую философию - вторя былым научным традициям, представители мистического пантеизма считают, что в каждом человеке заложена так называемая божественная искра, посредством которой каждый из нас словно сливается с Богом. Из этого следует, что католицизм не является единственной возможной формой общения в режиме человек-Бог - за данную позицию панентеисты были названы оппозиционерами церкви.

Имманентно-трансцендентный пантеизм. Традиции этого направления были заложены известнейшим нидерландским философом Б. Спинозой. Он считал, что материальная действительность наделена какой-то божественной силой, что она является логичным продолжением некоего запредельного мира. Бог же не существует, как самостоятельная инстанция, а проявляет себя во всех окружающих нас вещах. Представителями данной идеологии являлись также и Гете, Эйкен и Шлейермахер. Основная идея пантеизма сегодня заключается в том, что человек не должен выступать в роли покорителя живой природы и поработителя окружающего мира. Он должен органично вписаться в систему мироздания, жить и творить в согласии и гармонии с природой.

Возвращение к традициям античности. Термин Возрождение возникший в XVI веке, означал возрождение классической античной культуры. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет самоназвание "Ренессанс", то есть "Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура, и философия существенно отличаются от античной. Хотя Возрождение и противопоставляет себя средневековому христианству, оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции; идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью. Главной особенностью Ренессанса были: целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры.

Возродив античные идеалы, оно в то же время отразило ренессансное представление о ценности личности, красоте окружающего его мира. Ценность человека ренессансный гуманизм видел в единстве его нравственного и этического достоинства, в благородстве духа и красоте тела.

7. Формирование буржуазных идеалов

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы - это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов - Крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции. Философская мысль Возрождения возникает в борьбе итальянских горожан за создание и укрепление независимых городов-республик; она развивается в эпоху возвышения абсолютизма, Реформации и католической реакции в Европе.

Со второй половины XIX в. Ренессанс стали связывать с зарождением буржуазных отношений и буржуазной культуры. В многообразии фактов экономической истории, культурной жизни, научной деятельности и художественного творчества стали выделять все то, что могло свидетельствовать о буржуазных корнях Возрождения. Действительно, Возрождение совпадает с началом капиталистического производства и обмена. Наличие капиталистических элементов в экономике эпохи Возрождения, несомненно, но не им принадлежало господствующее положение. Культура Возрождения развивалась не ради власти денег. Политическая теория мыслителей Возрождения не была идеологией одного из сословий. Она стремилась к тому, чтобы защищать интересы человека вообще. Этот идеал нельзя считать исключительно буржуазным.

Все-таки огромная роль в формировании ренессансной культуры по-прежнему принадлежала церкви; особенно в художественном творчестве, архитектуре и музыке. Церковь оставалась крупнейшим заказчиком и богатейшим меценатом. Выдающиеся памятники ренессансной архитектуры -- это католические храмы (Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции архитектора Брунеллески, Собор Св. Петра архитектора Браманте в Риме), живописи -- это алтарные композиции, иконы, храмовые фрески («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо), скульптуры -- это статуи для храмов и усыпальниц («Святой Георгий» Донателло, «Пьета» Микельанджело). Искусство Возрождения многим обязано папскому трону. Глава церкви покровительствовал гуманистам -- мыслителям, поэтам, художникам,-- раздавал им почетные должности при папском дворе. Быть гражданином свободного города, участвовать в его управлении и украшении отвечало честолюбию горожанина. Это горделивое чувство гражданина побуждало выдвигаться среди прочих могуществом и знаниями. Так появлялось множество меценатов, одаренных необыкновенным вкусом дилетантов, просыпалась большая, полная движения культурная жизнь эпохи. Никогда честолюбие не было таким всеобщим двигателем для политика, полководца, ученого, художника. И не было такого времени, когда талант ценился бы так высоко.

Таким образом, эпоха Возрождения была эпохой зарождения и стремительного развития в Европе капиталистических рыночных отношений, складывания науки, возникновения государств и абсолютистских монархий, возвышения буржуазии.

8. Ценностные основы искусства эпохи возрождения

Основой культуры эпохи Возрождения, несомненно, был принцип гуманизма, утверждавший красоту и достоинства реального человека, его воли и разума и творческих сил. Гуманистическая жизнеутверждающая культура этого времени, а отличии от средневековой культуры, носила светский характер. Культурные ценности перестали создаваться анонимными мастерами, ведь покоренное общей цели цеховое мастерство стало уступать место индивидуальному творчеству, в котором человеческая личность высоко возносилась в сознании общества. Творческая индивидуальность художников начала привлекать все больше внимания тех, кому приносило радость их искусство. В отличие от средневековых, культурные ценности Возрождения носили принципиально авторский характер.

Понятие индивидуальной манеры постепенно становилось все более актуальным. Все эти характеристики искусства в разных странах развивались по-своему и в разные временные отрезки. Долгое время точкой отсчета в периодизации искусства Возрождения была история культуры Италии - родины Ренессанса. Культурные ценности Возрождения были освобождены от церковных систем, что в значительной степени способствовало развитию науки. Восхищение реальным миром и страстная жажда его изучения привели к отображению в разных сферах искусства всех сторон действительности. Важнейшую роль в становлении искусства эпохи Возрождения отыграло античное искусство, понятое по-новому. Воздействие античных взглядов и искусства больше всего сказалось на формировании культуры этого времени в Италии, где удалось сохранить большое количество древнеримских памятников. Развивавшаяся гуманистическая направленность, ее оптимизм, общественный и героический характер ее образов интересовал представителей всех слоев общества.

Искусство эпохи Возрождения формировалось, когда еще не начали проявляться последствия капиталистического раздела труда, пагубно влиявшие на процесс развития личности; а находчивость, смелость, сила характера и ум еще не потеряли своего значения. В это время создавались уникальные культурные ценности, вызывавшие иллюзию бесконечных способностей человека. В искусстве все чаще появлялось изображение титанической личности. Удивительная яркость человеческого характера в эпоху Возрождения нашла отражение и в искусстве. Это объяснялось тем, что герои того времени еще не были рабами процесса разделения труда, создававшего однобокость и ограниченность культурных процессов.

Характер прикладного искусства Возрождения, заимствовавшего мотивы и формы орнаментики из античных традиций, был больше связан не с церковными, а со светскими заказами. Новые требования, стоявшие перед искусством, качественно повлияли на обогащение его жанров и видов. В итальянской монументальной живописи широкое распространение получила фреска. Начиная, с пятнадцатого века большой популярностью пользовалась и станковая картина, на развитие которой особенно повлияли нидерландские художники. Наряду с уже известными жанрами мифологической и религиозной живописи новым смыслом наполнились такие культурные ценности, как портрет, пейзажная и историческая живопись. Пытливые умы эпохи Возрождения, обратившиеся к античному наследию, чтобы отыскать идеал, разыскивали обломки древних статуй и колонн, в монастырских хранилищах находили забытые творения древних авторов, открывали классический мир древности, чтобы создать удивительные и оригинальные культурные ценности и произведения искусства до сегодняшнего дня поражающие современников.

9. Итальянское возрождение

Тенденция переосмысления античности в эпоху итальянского Возрождения сильна, но она сочетается с культурными ценностями много происхождения, в частности с христианской (католической) традицией. Именно это сочетание придает культуре Италии XIV-XVI вв. Уникальность и неповторимость. Не потеряв Бога и Веру, деятели эпохи Возрождения по-новому взглянули на самих себя. Они уже начали осознавать себя значимыми, ответственными за свою судьбу, но еще не перестали быть людьми средневековья.

Две эти одинаково значимые тенденции в культуре итальянского Возрождения определили противоречивость этой культуры. С одной стороны, она, может быть, смело, охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой - как эпохи постижения человеком всей трагичности своего существования. Столкновения античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, считал русский философ Н. Бердяев. Великие художники Возрождения, считал он, были одержимы прорывом в иной, трансцендентный мир, мечта о нем была дана им Христом; они были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобными силами творца; ставили перед собой, по существу, онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимы в земной жизни (в мире культуры, по Бердяеву). Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения - в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества».

Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность стала аристократический характер. Ее влияние на широкие слои народа сказалось значительно позднее. Широкой массе итальянского народа была чужда и древняя угасшая культура Рима, и новая, искавшая себе опоры в старой.

Из-за переходного характера эпохи итальянского Возрождения хронологические рамки его установить довольно трудно. Это эпоха отличается и от средневековья, и от нового времени, но в то же время имеет много общего с этими периодами истории. Если основываться на выявленных чертах культуры итальянского Возрождения (гуманизма, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология итальянского Возрождения выступает следующим образом: время, в которое указанные черты только проявляются, характеризуется как Предвозрождение, или дученто (двухсотые годы - XIII в.) и треченто (трехсотые годы, считая от тысячного - XV в.).

Время, когда культурная традиция, отвечающая этим чертам, прослеживается четко, получило название Раннего Возрождения (кватроченто - четырехсотые годы - XV в.). Время, ставшее расцветом идей и принципов итальянской культуры Возрождения, а также кануном ее кризиса, принято называть Высоким Возрождением (чинквеченто - пятисотые годы, XVI в.). Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1375), архитектора Филиппе Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386-1466), живописца Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (1401-1428), гуманистов, писателей Лоренцо Балла (1407-1457), Пико дела Мирандола (1463-1494), философа, гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонарроти (1475-1564), живописцев Джорджоне (1477-1510).

В XVII в. Рим становиться центром развития нового стиля - барокко. Осуществляется переход к созданию целых архитектурных ансамблей, в которые включаются не только отдельные сооружения, площади, но и система улиц. Главный въезд города благодаря этому соединяется с основными архитектурными ансамблями Рима. Вместо статуи организующим площадь началом становиться обелиск. Сооружают фонтаны, украшенные скульптурами. По мере развития меняется акценты - если на начальном этапе барокко украшается, прежде всего, интерьер здания, внутренний двор, дворцовый парк, то в период позднего барокко усиливается архитектурный декор. Большую площадь украшают фасады, церкви, виллы, палаццо, парки, сады, надгробия, фонтаны.

Крупнейший архитектор столетия Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Главное его творение - грандиозная колоннада на площади собора св. Петра в Риме. Он оформил королевскую лестницу в Ватикане. Бернини - великолепный скульптор, автор многочисленных скульптурных портретов. Стиль его полон экспрессии и драматизма. Замечательный образец - мраморный Аполлон и Дафна, выполнение для кардинала Боргезе. Представитель раннего итальянского барокко в живописи - Гвидо Рени (1517-1642). Особое место в его творчестве занимает фреска «Аврора». Рени - создатель многочисленных религиозных образов, в том числе и Мадонны. Италия стала страной, где в XVI в. был заложен фундамент учения о гармонии Дж. Царлино (1517-1590). В XVI в. это учение развивалось и сформировалось. Появился новый жанр музыкального искусства - опера, драматизм в которую внес композитор К. Монтеверди (1567-1643), достигший подлинной гармонии слова и музыки. Его оперы «Орфей» и «Коронация Поппеи» способствовали становлению этого жанра. В 1637 г. в Венеции открылся первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Происходит смена тем оперных произведений - мифологические сюжеты уступают место историческим, драматическим и героическим, иногда переплетаясь с комедийным и даже фарсовым сюжетом.

Экономический застой, переживаемый Италией, отразился на литературе. В поэзии господствовал вычурный стиль - маринизм по имени неаполитанского поэта д. Марини (1569-1625), хотя передовые люди Италии отстаивали искусство высокого гражданского назначения, например, Томмазо Кампанелла (1569-1625) - автор романа «Город солнца, или Идеальная республика». С резкими сатирами против аристократического стиля выступал художник и поэт Сальватор Роза (1615-1673). Сложился жанр пародийно-бурлескных поэм с нападками на церковь и аристократию, на модный маринизм и академизм. Лучшим произведением этого жанра признано «Похищенное ведро» Алесандро Тассони (1565-1635).

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Почти не было людей, равнодушных к искусству. Художественные произведения наиболее полно выражают и идеал гармонического мира, и место человека в нем. Этой задаче в различной степени подчинены все виды искусства. Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период Раннего, высшего и Позднего Возрождения. Для литературы Раннего Ренессанса характерна новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы. В период Позднего Возрождения развиваются жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни. Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получает яркое выражение в театральном искусстве, испытывающем значительное влияние античной драматургии. Для него характерен интерес к внутреннему миру человека, наделенного яркой индивидуальностью.

Профессиональная музыка в эпоху Возрождения проникается новым гуманистическим мироощущением, перестает быть чисто церковным искусством и испытывает влияние народной музыки. Появляются различные жанры светского музыкального искусства - фроттала и вилланелла, распространившиеся из Италии на все европейские страны. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на органе, лютне. Завершают эпоху Возрождения появление новых музыкальных жанров - сольных песен, оперы, ораторий. Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись, причем живопись в этот период выходит на первый план, оттеснив архитектуру. Это объясняется тем, что у живописи было больше возможностей отобразить реальный мир, его красоту, богатство и разнообразие.

Характерная черта культуры Возрождения - тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь наиболее полно отразить все природные формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается новая система художественного видения мира. Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Это открытие помогло расширить круг изображаемых явлений, включить в живописное пространство пейзаж, архитектуру, превратив картину в своеобразное окно в мир. Соединение ученого и художника в одной творческой личности было возможно только в эпоху Ренессанса.

10. Северное возрождение

Своеобразный характер имело северное Возрождение (Германия, Нидерланды, Франция). Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда Италия вступает в высшую стадию своего развития. В искусстве северного Ренессанса больше средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, менее знакомо с античностью.

Философской основой северного Ренессанса был пантеизм. Не отрицая прямо существование Бога, это учение растворяет его в природе, наделяя ее божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, и делали вывод, что любое проявление природы достойно изображения. Такие представления привели к появлению в художественной культуре Северного Возрождения пейзажа как самостоятельного жанра. Такие представления приводят к появлению пейзажа как самостоятельного жанра. Немецкие художники -- мастера пейзажа А. Дюрер, А. Альтдорфер, Л. Кранах изображали величественность, мощь, красоту природы, передавали ее одухотворенность.

Второй жанр, который получил развитие в искусстве северного Возрождения -- это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, возник в Германии в последней трети XV столетия. Эпоха Дюрера (1490--1530) стала временем его замечательного расцвета. Следует заметить, что немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Итальянские художники в своем преклонений перед человеком создавали идеал красоты. Немецкие художники были безразличны к красоте, для них главное -- передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа, иногда -- в ущерб идеалу, в ущерб красоте. Быть может, в этом проявляются отголоски типичной для Средневековья «эстетики безобразного», где красота духовная могла таиться в безобразной внешности. В итальянском Возрождении на первый план вышла эстетическая сторона, в северном -- этическая. Крупнейшие мастера портретной живописи в Германии -- А. Дюрер, Г. Гольбейн-младший, в Нидерландах -- Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, во Франции -- Ж. Фуке, Ж. Клуэ, Ф. Клуэ. Третий жанр, который возник и получил развитие, прежде всего, в Нидерландах -- это бытовая картина. Крупнейший мастер жанровой живописи -- Питер Брейгель-старший. Он писал достоверные сцены из крестьянской жизни, и даже библейские сюжеты он помещал в деревенскую обстановку Нидерландов того времени. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма, где любая мельчайшая подробность изображалась с крайней тщательностью. Такая картина очень увлекательна для зрителя: чем больше ее разглядываешь, тем больше находишь там интересных вещей.

Давая сравнительную характеристику итальянского и северного Возрождения, следует выделить еще одно существенное различие между ними. Итальянскому Возрождению присуще стремление к восстановлению античной культуры, стремление к раскрепощению, освобождению от церковных догм, к светской образованности. В северном Возрождении главное место заняли вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к Реформации и протестантизму.

Альбрехт Дюрер. Роль Дюрера в истории мирового искусства настолько велика, что искусствоведы с полным правом называют конец XV и первую половину XVI веков «эпохой Дюрера». Искусству Северных Альп и Германии, все еще носившему средневековый характер, Дюрер сумел привить новаторские формы итальянского Возрождения, что позволяет говорить о дюреровском Ренессансе. Дюрер считается самым совершенным мастером гравюры на дереве и на меди. Он достиг единства пространства и телесного объема персонажей, почти фотографической точности. «Сто великих художников». Д.К. Самин. Дюрер в некоторых своих работах выразил гуманистические наклонения (например, «Knight, Death, and the Devil», «St. Jerome in his Cell», «Melencolia I»). Будучи теоретиком, Дюрер написал трактат о человеческих пропорциях, работу по практической геометрии, а также трактат по построению укреплений. В 1502 году Дюрер отправился в Нидерланды, где он был признан как мастер. Таким образом, Дюрер стал первым немецким художником, признанным за пределами своей родины. Во второй декаде 16 века Дюрер сосредоточенно работал над переводом световых и тональных эффектов в графику. http://all-biography.ru/alpha/d/dyurer-albrext-durer-albrecht.

Альбрехт Альтдорфер. Особое течение немецкого Возрождения, отличающееся ярко выраженным национальным своеобразием, образует творчество мастеров Дунайской школы, главой которой являлся Альбрехт Альтдорфер. Альбрехт Альтдорфер немецкий художник, родился ок. 1480 в Регенсбурге в Баварии и работал там с 1505 до конца жизни. Альтдорфер - наиболее выдающийся представитель так называемой Дунайской школы, для мастеров которой характерна нетрадиционная трактовка христианских и других сюжетов, помещаемых в роскошное пейзажное окружение. Альтдорфер в основном писал картины небольшого размера, в которых присутствует оттенок сказочности; однако он был способен создавать и произведения монументального стиля, например алтарный образ для монастыря св. Флориана в Австрии. Одно из наиболее выдающихся произведений Альтдорфера - картина Битва Александра. Среди его небольших картин - первые в истории немецкого искусства чисто пейзажные композиции. Альтдорфер много работал в технике ксилографии и других видах гравюры; возможно, именно он первым начал делать офорты, печатавшиеся с медных, а не железных досок.

Лукаса Кранаха. Творчество Лукаса Кранаха Старшего является неотъемлемой частью культуры Северного Возрождения. Круг его сюжетов очень широк: распятия, множество триптихов на евангельские темы, Мадонна с младенцем, античные сюжеты, портреты. На искусство Кранаха определенный отпечаток наложили вкусы саксонского двора, с которым художник был связан почти всю жизнь. В его живописи особенно отчетливы готические мотивы. Множество деталей, некоторая манерность нейтрализовались удивительной красотой колорита. Его мадонны и другие библейские героини -- явные горожанки, современницы художника. Они излишне хрупки, но на них роскошные модные платья, прекрасные прически. Тем не менее, его лучшие работы, написанные вначале XVI в., остаются образцом возрожденческой художественной культуры. Среди них -- знаменитое «Распятие».

Иеронимуса Босха. Творчество Хиеронимуса Босха современным зрителем воспринимается как очень сложное и загадочное, поскольку он постоянно прибегал к иносказаниям. Свои картины на темы ада, рая, Страшного Суда, искушения святых художник населил легионами фантастических тварей, у которых самым невероятным образом сочетаются части разных животных, растений, предметов, а иногда человека. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Далим. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» -- алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины -- это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх

11. Социально-политические учения эпохи возрождения

Возрождение и Реформация как антифеодальные, раннее буржуазные течения, подрывающие устои старого средневекового мира. Кризис римско-католической церкви. Формирование гуманистической культуры, искусства, мировоззрения. Влияние духовного наследия Античности. Утверждение само ценности личности. Использование "Священного писания" для обоснования новых требований и ценностей. Соотношение светской и духовной власти и идея народного суверенитета у французских юристов и У. Оккама. Учение о всемирной "светской монархии" Данте: разделение духовной и светской власти, идеи всеобщего мира и человечества. Марсилий Падуанский: государство как совершенное сообщество; законодательствующий народ и принцип верховенства естественного закона. Джон Уиклиф и Ян Гус: человек - правомерный "держатель своего"; принцип достоверности внутренних свидетельств веры и отрицание авторитета клира и его особого статуса. Н. Кузанский и Л. Валла: критика правомочности "Константинова дара" как основоположные теории папской власти. Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Жан Боден, Т. Гоббе, Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза.

Особенности и характерные черты этого периода:

освобождение политической мысли от теологии;

анализ проблемы прав и свобод человека;

анализ закона и государства, демократического устройство общественной жизни.

Социально-политические учения эпохи Возрождения представлены, прежде всего, основными философами, как Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Основы их взглядов составляют идеи утопического социализма:

1) они резко критиковали формирующееся капиталистическое общество с его духом наживы и священности частной собственности;

2) ликвидацию частной собственности они считали первой необходимостью становления будущего коммунистического общества;

3) коммунистическое общество они представляли как общество всеобщего равенства и справедливости, в котором будет отсутствовать эксплуатация человека человеком, рыночные отношения, денежное обращение. Труд будет обязателен для всех, а удовлетворение потребностей будет осуществляться по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям»;

4) общество, по их мнению, должно взять на себя заботу о воспитании и обучении будущих граждан, предоставляя им все средства для всестороннего гармоничного развития. При этом регламентация семейно-брачных отношений отводилась обществу;

5) социалисты-утописты призывали людей к борьбе за лучшее устройство общества, которое должно быть основано на общественной собственности, быть бесклассовым, в котором утвердились бы равенство и справедливость.

Идеи социалистов-утопистов в дальнейшем оказали большое влияние на формирование марксистской философии.

Политические учения Средневековья. Средневековье характерно следующими политическими процессами:

создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;

распад их на раздробленные политические образования;

расцвет сословно-представительных монархий.

Особенности политических учений этого этапа:

безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;

политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;

социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;

обоснование теологической теории политической власти.

Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:

освобождение политической науки от теологии;

развитие гуманистических начал в политической теории;

анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

12. Возрастания роли личности в общественной жизни средневековой Европы

Центром изменений эпохи Возрождения является человек. Изменяется его образ и его позиция в жизни. Важным стало найти себя, найти свою индивидуальность. Появилось огромное стремление реализовать себя в жизни, работать. Ценным стало считаться не просто существовать, не просто жить и действовать определенным традициям, жизненным установкам, а стало принципиально важно, отличатся от всех, если можно так выразиться, то найти себя. Гуревич П.С. Культкрология: Учебное пособие / П.С. Гуревич. - М., 1996 [электрон. ресурс http://www.philosophy.ru/iphras/library/gurevich.html]. Эпоха Возрождения это время поворота к проблемам человеческого бытия, пусть ценою отказа от универсальных онтологических проблем, теснейшим образом связанных с теологическими. Во время Ренессанса особенно выражена обращенность к самому себе, к своему внутреннему миру характерна для ренессансного индивидуализма: путь к новой онтологии, к новому миропониманию шел через антропоцентризм нового толка. Своего рода антропоцентризм был характерен и для средневекового сознания. Прокладывался путь к новой, обмирщенной антропологии, внимание привлекалось к внутреннему миру человеческой личности и через это - к новой трактовке человеческого достоинства, места человека во Вселенной. Обращенность к себе, к своим внутренним стремлениям составляет главное содержание всего многообразного творчества Франческо Петрарки, его стихов, философских трактатов, писем. Одно из ярких произведений этого периода - «Божественная комедия», в которой размышляется на тему места личности в мире, греховности человека.

Подобные документы

    Рост городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца XV и начала XVI века. Эпоха итальянского Возрождения. Ценностные основы искусства эпохи Возрождения. Человек в эпоху Ренессанса как главная тема искусства.

    реферат , добавлен 03.04.2009

    Исследование проблематичных вопросов Ренессанса, главное противоречие эпохи Возрождения - столкновение необъятного нового с еще крепким, хорошо устоявшимся и привычным старым. Истоки и основания культуры Ренессанса. Сущность гуманизма эпохи Возрождения.

    реферат , добавлен 28.06.2010

    Общая характеристика эпохи Возрождения, ее отличительные черты. Основные периоды и человек эпохи Возрождения. Развитие системы знаний, философия Возрождения. Характеристика шедевров художественной культуры периода высшего расцвета искусства Возрождения.

    творческая работа , добавлен 17.05.2010

    Примерные хронологические рамки Северного Возрождения - XV-XV вв. Трагедия гуманизма эпохи Возрождения в творчестве В. Шекспира, Ф. Рабле, М. Де Сервантеса. Движение Реформации и его влияние на развитие культуры. Особенности этики протестантизма.

    реферат , добавлен 16.04.2015

    Ознакомление с особенностями эпохи Возрождения, ознаменовавшей собой наступление Нового времени. Философия, религия, гуманизм, периодизация Ренессанса. Рассмотрение основ итальянского искусства в период Возрождения. Описание Северного Ренессанса.

    курсовая работа , добавлен 07.09.2015

    История возникновения ювелирного искусства. Изделия светского назначения. Искусство эмалевой портретной миниатюры. Ювелирные традиции Ренессанса. Мастерство ювелиров XIV века. Применение стиля времен Эпохи Возрождения в современном ювелирном деле.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Эпоха Возрождения как важный этап развития европейской культуры. Изобразительное искусство в эпоху Возрождения. Развитие вокальной и инструментальной полифонии в музыке. Отрыв поэзии от певческого искусства, богатство литературы позднего средневековья.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2009

    Характеристика эпохи, искусства и культуры Высокого Ренессанса. Основное идейное содержание культуры Возрождения. Творчество великих художников. Ренессансная интеллигенция. Идеал представителей культуры эпохи Возрождения. Абсолютизация власти.

    реферат , добавлен 13.09.2008

    Общественно-экономические предпосылки, духовные истоки и характерные черты культуры Возрождения. Развитие итальянской культуры в периоды Проторенессанса, Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. Особенности периода Возрождения в славянских государствах.

    реферат , добавлен 09.05.2011

    Основные черты и этапы культуры эпохи Возрождения. Данте Алигьери и Сандро Боттичелли как крупнейшие представители раннего Ренессанса. Творчество Леонардо да Винчи. Особенности и достижения литературы, архитектуры, скульптуры и искусства Ренессанса.

Свое название эпоха Возрождения, или Ренессанса , получила из-за широкого освоения античного наследия, которое после многих веков забвения было вновь востребовано и как бы возродилось. Переводятся и издаются произведения древнегреческих поэтов и философов, актуализируются и античные представления о прекрасном и идеальном, о гармонии. Принято различать Итальянское и Северное Возрождение . Если основой первого стало возрождение не только принципов античного гуманизма, но и художественных традиций античности (как части истории своей культуры), то для северных стран античный художественный контекст не был естественным, и художники Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Питер Брейгель Старший, Мартин ван Клеве обращались к собственным истокам и художественным традициям.

Хронологическими рамками Возрождения стали в Италии XIV–XVI вв. , а вдругих странах - конец XV–XVI вв. Несмотря на то что Ренессанс - явление общеевропейское, наиболее заметный след оно оставило в Италии (достаточно сказать, что до конца XV в. он был исключительно итальянским явлением), где прошло ряд этапов развития:

· проторенессанс - конец XIII - первая половина XIV в. («треченто» );

· Раннее Возрождение - вторая половина XIV–XV вв. («кваттроченто» );

· Высокое Возрождение - конец XV - первые три десятилетия XVI вв. («чинквеченто» );

· Позднее Возрождение - вторая половина XVI в.

Рассматривая эпоху Возрождения, К. Ясперс высказал точку зрения, согласно которой все народы, стоящие на аналогичной ступени развития, имеют сходный культурный этап развития. Эпоха Возрождения, по-видимому, отнюдь не принадлежит к одной истории итальянского народа, т. е. это не «частный случай» исторической жизни человечества, это - один из этапов истории древних народов, имевших в прошлом свою древность и свое Средневековье. Эпоха Возрождения у них особая историческая полоса, лежащая на грани между ранним и поздним Средневековьем, т. е. один из этапов феодального периода. Такой эпохой, видимо, надо считать VIII–XV вв. в истории китайского народа, IX–XIII вв. в связанной между собой истории народов Ирана, Средней Азии и Северо-Западной Индии, XIV–XVI вв. в истории Европы...

Гуманисты в разных странах усматривали ценность человеческой личностив разном: в своих воззрениях они, естественно, зависели от своих исторических условий. Деятели китайского Возрождения видели ценность человеческой личности главным образом в способности человека к самосовершенствованию; гуманисты Ирана и Средней Азии - преимущественно в том, что человеку доступны высшие моральные качества: душевное благородство, великодушие, дружба; представители Ренессанса в Италии воспринимали человека главным образом как носителяразума, считая разум высшим проявлением человеческого начала .


Однако общепринятой является точка зрения, согласно которой эпоха Ренессанса - это исключительно европейское явление, получившее именно вследствие этого обстоятельства название Итальянского и Северного Возрождения.

Основой ренессансного движения был начавшийся переход от феодализмак капитализму , что проявилось в высоком уровне урбанизации Северной и Центральной Италии, где деревня была подчинена городу, широком размахе торговли, ремесленного производства, финансового дела . Новая культура стала принципиально иной: в отличие от аграрной религиозной культуры Средневековья культура Ренессанса стала городской, светской по своей общей направленности, отвечающей потребностям общественного развития.

Этот рост светских настроений и интерес к потустороннему миру привел к изменению самоощущения человека и осознанию его личных способностей и, как следствие этого, росту его творческой активности. Теоцентрическоемировоззрение Средневековья сменяется антропоцентризмом Возрождения, и основным принципом становится гуманизм. Гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Эпоха Возрождения отмечена и выдающимися научными достижениями: активно развиваются философия (Р. Декарт, Ф. Бэкон ), физика, математика (Паскаль, Кардано ), астрономия (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей ), химия, биология, медицина и анатомия (Парацельс, Везалий ). Более того, само творчество художников и скульпторов подобно научным исследованиям, предметом которых становится абсолютно новый для этой эпохи объект - человеческое тело, а сами картины выступают как иллюстрации к трудам по анатомии. Порой, как на картине Антонио Поллайоло «Святой Себастьян», сюжет отступает перед творческим поиском художника и его стремлением запечатлеть все особенности возможных поз человека: здесь все фигуры попарно симметричны и изображены в двух ракурсах - в полоборота спереди и сзади. Важнейшим изобретением становится печатный станок И. Гуттенберга , ставший первым шагом на пути к формированию единого информационного пространства; Великие географические открытия способствуют созданию новой картины мира, нанося удар по богословской концепции мироздания.

Однако стремление к самостоятельности социальной и художественной сопрягалось с такими чертами, как рационализм , расчетливость и стремление к чувственным радостям , противостоявшими аскетизму распространенной повсеместно церковной морали. Многочисленные противоречия эпохи Возрождения многими воспринимались как падение духовности , бывшей основой культуры Средневековья.

Подобное восприятие эпохи Возрождения характерно для К. Фулканелли. Он отмечает, что увлеченные потоком декаданса, который при Франциске I стал парадоксально называться Возрождением, неспособные к символике Средневековья художники начали производить безвкусные, ненастоящие, без эзотерической мысли творения. Архитекторы, художники, скульпторы преследовали цель личной славы, а не славы искусства, они обращались к античным образцам, переделанным в Италии.

Строители Средневековья обладали верой и скромностью. Неизвестные создатели отдельных творений, они созидали ради Истины, ради утверждения их идеала, ради передачи их знания. Строители же эпохи Возрождения, занятые своими эгоистическими побуждениями, созидали лишь для того, чтобы их имена сохранились в истории. Средневековье обязано своим великолепием оригинальности творений, Возрождение обязано своей славой рабской верности копированию. В Средние века - мысль, в эпоху Возрождения - мода. С одной стороны - гений, с другой - талант. В готическом искусстве - воплощение подчиненной идее, в искусстве Возрождения - воплощение господствует и перечеркивает идею. Одно говорит с сердцем, мозгом, душой, другое обращается к чувствам: это прославление материального. С XII по XV в. - бедность способов, но богатство выражения, с XV в. - красота формы, но бедность замысла .

Таким образом, эта эпоха смогла совместить в себе несовместимое: тотальная религиозность смогла наложиться на светское содержание , ставшее альтернативой религии как единственной и идеальной системы духовной жизни. Далее это привело к сосуществованию Античности и христианства как на уровне миропонимания, так и на уровне сюжетно-ситуативном, причем самакультура не превратилась ни в ортодоксально-религиозную, ни в языческую. Как отмечают многие исследователи, культура Ренессанса включила в себя элементы и средневековой культуры, и культуры Нового времени, но сама не стала ни феодальной, ни буржуазной.

История эпохи Возрождения начинается в Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI-XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

Немного общих сведений

Представителями эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения - это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

В первый день работы работы XIV Международных Рождественских образовательных чтений Генеральный прокурор РФ В.В. Устинов выступил с докладом в Государственном Кремлёвском дворце.

Ваше Святейшество! Уважаемые участники Рождественских Чтений!

Позвольте от души всех поприветствовать. Поблагодарить организаторов этого крупнейшего образовательного форума.

Значение православного воспитания и образования, взаимодействие церкви и государства в различных сферах общественных отношений трудно переоценить. Не сомневаюсь, что Рождественские Чтения станут неординарным событием. В основе его стало Патриаршее богослужение в Храме Христа Спасителя. Безусловно, это знаменательно для каждого участника Чтений. Подобное начало вселяет надежду на успех нашего общего дела.

* * *
Для меня, как Генерального прокурора, и как мирянина Русской Православной Церкви, а равно для миллионов моих единоверных соотечественников, далеко не безразлична судьба нашей России, которая в моём сознании отождествляется с Православием и верой, с пониманием того, что только обращение к вечным и непреложным христианским истинам способно предоставить подлинные перспективы возрождения народу России, обрести людям подлинный смысл своего бытия и спасение.

Но, к сожалению, ряд ключевых позиций и даже целые пласты современной российской жизни, которые, как мне кажется, уже давно должны быть освоены и облагорожены Православием, остаются пока в запустении и не обогащены нормами христианской нравственности.

Скажу больше: а много ли в России тех, кто готов признать простую истину: большинство наших проблем, какую бы сферу жизни не взяли, связаны с нравственностью. А точнее, — с её отсутствием.

Ответ тоже, к сожалению, известен.

Между тем забвение именно духовности — главный источник наших бед и нашей слабости. Иначе не понять, почему Россия — крупнейшая по численности населения и территории европейская страна, обладающая практически неистощимыми природными, людскими, интеллектуальными ресурсами, пребывает в таком жалком состоянии. Возьмите бизнес, богатство, собственность.

Воинствующий атеизм коснулся трёх поколений. Это привело к тому, что хозяйство перестало быть, по определению русского философа Булгакова, «явлением духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности»... Возобладал культ богатства без чести.

Но возрождение предпринимательской свободы, восстановление безусловного права человека на собственность нельзя вырывать из системы ценностей, в которой богатство есть результат созидательного труда, а труд — это долг перед Богом и людьми. Только тогда естественное стремление к материальному достатку «умеряется» влиянием высших нравственных принципов. В Евангелии недвусмысленно сформирована цель жизни человека: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33). Столь же ясно сформулирован и принцип её достижения: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне (Мф. 6, 24) .

Мы все бываем на Западе. Богатый человек там называется бизнесменом, у нас — олигархом. Спрашивается, — почему?

Да потому, что крупные состояния там зарабатывались либо целыми династиями, как скажем Дюпоны, либо, как в случае с Билл Гейтсом, — уникальными мозгами. Можно было бы гордиться, если бы миллиардером у нас стал известный на весь мир конструктор Калашников.

Однако, увы, в нашем Отечестве многомиллионные суммы подчас являются результатом неправедных дел.

Говоря об этом, я, безусловно, не имею цели стричь всех, что называется, под «одну гребёнку». И рад тому обстоятельству, что сегодня можно привести не один пример поступков и действий представителей современного бизнеса в лучших традициях третьяковых, мамонтовых, морозовых.

* * *
Преступник должен нести ответственность. Прокуратура и другие правоохранительные органы принимают к тому меры. Эти меры не всегда адекватны сложившейся ситуации. Но победить зло можно лишь соединением усилий всего общества и возрождением духовных устоев, которые во все времена скреплялись верой и воспитанием.

Сегодня нужно не просто вести речь о воспитании. Сегодня важно в каждом воспитать гражданина, который понимает и принимает цель своего государства. Если этого нет, нет и гражданина.

Глубоко убеждён в том, что именно такое воспитание должно быть направлением не только системы государственного, но и духовного образования. Начинать его необходимо в семье и в школе.

Семья — единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей жизни. В семье ребёнок учится ответственности за своё поведение. Именно ответственность выступает ограничителем свободы, которая в её сегодняшнем виде нередко выступает как свобода субъективного произвола. Воспитание ответственности помогает не потерять моральные качества личности, необходимые ей для правильного выбора между добром и злом.

Сегодня реализовать идею духовно-здоровой семьи чрезвычайно сложно. Люди часто далеки от сознательного исполнения родительских и гражданских прав. Но это не значит, что надо опускать руки. Система религиозного образования должна начинаться со школы, когда душа ребёнка открыта. Принципиально важно, какие ценности войдут в его духовный мир. Что это будет: бесноватый нацизм, власть золотого тельца? Или, наоборот, ответственное отношение к собственной жизни, умение соотносить её с жизнью других людей.

Правоохранительные органы, в том числе прокуратуру, нередко упрекают в том, что мы слабо противостоим проявлениям экстремизма и ксенофобии. Не могу сказать, что эти упрёки безосновательны. Зачастую правоохранительные органы работают в режиме реагирования на свершившиеся факты.

Но каждому понятно, что силовыми средствами терпимости в межнациональных отношениях не добиться. Поможет духовное воспитание и образование. Между тем противников введения в школьный курс основ религии, как известно, немало. А среди них, как мне кажется, больше всего тех, кто как раз критикует всех и вся за слабость борьбы с экстремизмом.

Огромное значение имеет взаимное проникновение и взаимное обогащение государственного и духовного образования. Не раз высказывались предложения о необходимости через государственную поддержку открыть в университетах теологические факультеты. Это даст молодому поколению россиян в ходе студенческого общения ближе соприкоснуться с богословием и традиционными духовными ценностями. Не лишены практического смысла предложения о введении в учебные планы ВУЗов проблемных курсов, на которых обсуждались бы мировоззренческие, этические, философские и иные вопросы из ряда «в чём состоит смысл жизни».

Давно можно было бы разрешить и проблему признания дипломов и учёных степеней духовных школ Русской Православной Церкви. Это, несомненно, расширит участие священнослужителей в светском просвещении.

Иными словами, духовно-нравственное состояние общественной жизни, образование и воспитание на современном этапе развития — несомненные приоритеты для Государства и Церкви. Ибо пустота и хаос в духовной жизни, которые появились как результат отклонения от традиционных ценностей, привели к духовному обнищанию, упадку религиозного духа, падению нравов.

* * *
В своей горькой прокурорской практике мы сталкиваемся с одной и той же ситуацией. Как только в человеке исчезает духовность, как только его съедает своекорыстие, спекулятивное отношение к миру, он становится на путь преступления.

Конечно, в этом деле нельзя отрицать влияние неблагоприятных социально-экономических факторов, не учитывать слабость государственной власти. Но главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души. Из сердца исходят злые мысли, — говорится в Евангелии, — убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19).

Правовое государство неосуществимо, если не будет понятия «неблагородный поступок», который оценивается мерой добра и зла. Давно известно: честный человек останавливается гораздо раньше, чем вступает в силу закон. А благородный человек — ещё ранее.

Не мной сказано: «если у общества утрачено понятие греха и стыда, то порядок в нём может поддерживать только полицейский». Но и сам «полицейский» появляется не из пробирки. Он плоть от плоти представитель того самого общества, у которого нет понятия греха и совести. Отсюда и «оборотни», мздоимство, злоупотребления и другие прегрешения.

В том, что наше общество больно, — не сомневается никто. Общество надо лечить. Лечить самыми разнообразными средства╛ми, среди которых не последнее место должен занимать контроль за соблюдением стандартов поведения человека. Стандартов, которые исключают использование прямо или косвенно должностного положения в корыстных и иных личных целях.

Указами Президента России и другими нормативными актами по каждому ведомству определён перечень должностей госслужбы, квалификационные требования, порядок назначения, аттестации, переназначения и т. п. Это сделано для того, чтобы в ходе административной реформы должности госслужбы заняли не только компетентные, но главным образом чистые помыслом и сердцем люди, действия которых будут прозрачны и контролируемы обществом. И, если недостатка в правовой регламентации нет, то есть, к сожалению, дефицит исполнения требований нормативных актов.

Эта проблема, не сомневаюсь, будет преодолена. Но при условии, что и здесь будет поставлен духовный заслон, если все мы повернёмся к истокам нравственности, к пониманию духовной природы правонарушений. Это даст нашему обществу лекарство для их одоления. Архиважно пастырское попечение о тех, кто находится на государственной службе. При отсутствии у них нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли.

Дорогие друзья! Мне бы очень не хотелось, чтобы участники Рождественских Чтений восприняли моё выступление как констатацию только негативных моментов общественной жизни. (Хотя по долгу службы именно с ними приходится больше всего сталкиваться).

Российское общество в целом отнюдь не утратило своих устоев полностью. Не только социологические исследования, но и практика сегодняшней жизни фиксируют мощную инерцию традиционных ценностей, которые выросли из христианства. В массовое сознание возвращаются установки, утверждающие превосходство духовных начал под внешним устроением жизни и неограниченным стремлением к благам материальным.

Это обстоятельство позволяет надеяться на оздоровление страны тем, кому нужны не великие потрясения, а великая Россия со здоровой экономикой и здоровым обществом, с нацией — творцом собственной истории. Но без деятельного сотрудничества православных мирян, ответственных граждан России — будь то государственный чиновник, учёный, предприниматель, приходской священник, — этого не достичь.

Политики, депутаты, учёные много говорят о необходимости консолидации здоровых сил общества, о единстве. Призывают к единству многие, если — не все. Но, как часто бывает, каждый мнит центром только себя. А ведь требуется иное — объединить вокруг имени Божьего, чтобы с верой делать добрые дела для России, для людей, для самих себя. Вот почему для меня своеобразным девизом являются слова из второй главы Соборного Послания Апостола Иакова: «Вера без дел мертва».

В этой чеканной формуле Священного Писания немалое поприще для приложения сил всякого основательного российского гражданина, всякого православного человека.

Мне представляется, что каждый должен определить для себя: если покаяние — это деятельное покаяние. Если соборность — это деятельная соборность, а не провозглашаемая на словах.

Уверен, — мы не настолько утратили веру и не настолько лишились понимания слов Спасителя, чтобы не применить эти слова в своей жизни.

И несколько слов в заключение.

Рождественские Чтения проводятся в дни празднования Рождества Христова. В тропаре этого праздника красной нитью проходит мысль о том, что благодаря рождению в мир Спасителя людям воссиял «свет разума». То есть человечеству открылась возможность разумного богопознания. Познания, как на основании Божественного откровения, так и естественного порядка вещей.

Так неужели мы эту возможность не используем?

Вводные замечания

На исходе Средневековья, когда еще в Европе господствовали церковные предрассудки, а свободомыслие жесточайшим образом подавлялось, в итальянской Флоренции начало формироваться философское учение, получившее название «гуманизм». Оно заставило посмотреть на человека по-новому. С гуманизмом связана новая эпоха в общественном развитии, известная как эпоха Возрождения .

Под гуманизмом эпохи Возрождения принято понимать все те учения, в которых человек представляется мыслящим, готовым и к сопротивлению, и к самостоятельному действию. Гуманизм проявляет интерес к каждой личности и верит в его возможности, как духовные, так и физические. Гуманисты считают каждую личность особенной, умеющей созидать, деятельной в мыслях и поступках, то есть формирования индивидуума базируется на иных принципах.

Основное содержание гуманизма эпохи Возрождения

Античная культура, его литература и искусство легли в основу нового философского направления, внимание было сосредоточено на духовной сущности личности. В Европе все знания, все достижения культуры были сосредоточены в руках церкви, и она не собиралась делиться ими: потеря доступа к знаниям грозила потерей власти. Однако гуманисты эпохи Возрождения сделали все, чтобы наука стала достоянием всех. В образованных в конце Средневековья частных школах (Англия) ввели светские предметы. То же случилось в университетах, которые стали появляться, буквально, по всей Европе. В них теософские науки стали соседствовать с математикой, анатомией, музыкой и римским правом.

Столько гениев, сколько их было в эпоху Возрождения, не было больше никогда. Имена таких гуманистов, как:

  • Пико делла Мирандола,
  • Данте Алигьери,
  • Джованни Боккаччо,
  • Франческо Петрарка,
  • Леонардо да Винчи,
  • Рафаэль Санти,
  • Микеланджело Буанаротти,
  • Вильям Шекспир,
  • Фрэнсис Бэкон,
  • Мишель де Монтень,
  • Франсуа Рабле,
  • Мигелья де Сервантес,
  • Эразма Роттердамский,
  • Альбрехт Дюрер,
  • Ульриха фон Гуттена

навсегда вписаны в анналы истории.

Замечание 2

Работы этих великих ученых, просветителей, художников изменили и мировоззрение, и сознание людей, показав совсем другого человека – это личность разумная, красивая душой и мыслящая. Они подарили возможность людям всех последующих поколений взглянуть на мир иначе.

Условной границей перехода от старого к новому считается дантовская «Божественная комедия», в которой подчеркивается способность человека собственными силами, по словам Данте, совершить земной подвиг. В своем трактате «О достоинстве и превосходстве человека» Дж. Манетти в полном виде излагает идеи гуманизма.

Основная идея была в том, что человек – это личность вне зависимости о происхождения. В то время вся жизнь определялась именно происхождением, кто ты – аристократ или крестьянин, или вассал. Гуманисты на первое место ставили ум человека, его предприимчивость, волю, чувство собственного достоинства. А идеалом для них был человек-созидатель. Возможности человеческие не имеют предела, потому что разум человека равен разуму божественному, ибо человек – это смертный бог. Отметим, что это положение, как тогда, так и сейчас, критикуется.

С гуманистами связана привнесенная ими в духовную культуру свобода суждений, смелая критика авторитетов. Они считали человека творцом своей судьбы. Гуманизм не только был основополагающим принципом, идеологией эпохи Возрождения, но и мировым общественным движением. Оно охватило буквально все круги общества: от буржуазии до религиозных высших сфер и политиков.

Замечание 3

Гуманисты открывали кружки, читали лекции в университетах, объясняя свои позиции. Гуманизм быстро перешагнул границы Европы.

Публикации по теме