Волынь история. Волынская резня. Время между двумя мировыми войнами

волынь

ВОЛЫНЬ (Волынская земля) историческая область 9-18 вв. в бассейнах южных притоков р. Припять и верховьев Зап. Буга (современная территория Волынской, Ровенской, Житомирской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой обл. Украины, восточной части Люблинского воеводства Польши). Древнейшее население дулебы, бужане, волыняне. С 10 в. в Киевской Руси, с кон. 12 в. в Галицко-Волынском княжестве, со 2-й пол. 14 в. в Литве и Польше. С 1793-95 в Российской империи.

Википедия

Волынь

Волы́нь - историческая область на северо-западе современной Украины в бассейне южных притоков Припяти и верховьев Западного Буга.

Волынь (город)

Волынь (Волын , Велынь ,) - один из важнейших червенских городов. Время основания неизвестно. Впервые упоминается в 1018 году, когда Болеслав I Храбрый захватил его. Впервые упоминается в древнерусской летописи под 1018 годом в связи с междоусобной борьбой Ярослава и Святополка Владимировичей за киевский престол на Волынской земле. Волынь - центр восточнославянского племени волынян, столица Волынской земли. В XI веке значение города падает и политическим центром становится Владимир, основанный в княжение Владимира Святославича. В последний раз упоминается в 1077 году. Дальнейшая судьба города неизвестна.

В настоящее время - село Грудек-над-Бугем, Хрубешувской гмины Хрубешувского повята Люблинского воеводства.

Волынь (значения)

Волы́нь :

  • Волынь - историческая область IX-XVIII веков на северо-западе Украины.
  • Волынь - земля в составе УНР.
  • «Волынь» - украинский футбольный клуб из Луцка.
  • Волынь - один из важнейших червенских городов.
  • ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости.
  • «Волынь» - фирменный поезд № 77/78, сообщением Ковель - Москва.
  • Волынь - деревня в Глубокском районе Витебской области Белоруссии.
  • Волынь - деревня в Новгородском районе Новгородской области России.
  • Волынь - деревня в Захаровском районе Рязанской области России.
  • Волынь - село в Рыбновском районе Рязанской области России.
  • Волынь - деревня в Ленинском районе Тульской области России.
  • Волынь - платформа Львовской железной дороги в Волынской области, в городе Владимир-Волынский.
  • Волынь - ежедневная газета (1882-1918 гг.).
  • «Волынь» - батальон территориальной обороны Украины.

Волынь (Новгородская область)

Волы́нь - деревня в Новгородском районе Новгородской области, входит в состав Савинского сельского поселения.

Расположена на правом берегу реки Вишера, в 10 км к северо-востоку от административного центра сельского поселения - деревни Савино. В 1,5 км к юго-западу от деревни проходит федеральная автомагистраль «Россия» . Ближайшие населённые пункты: деревни Лахново и Губарёво.

Имеется прямое автобусное сообщение с областным центром - автобус № 149 и № 149а.

Рядом с деревней расположен детский оздоровительный лагерь «Волынь».

Недалеко от Волыни сохранились участки дубового леса - «Волынские дубравы», имеющие статус памятника природы регионального значения.

Волынь (газета)

Примеры употребления слова волынь в литературе.

На Волыни были пойманы волынской губчека атаманы мелких бандитских шаек -- Ковальчук, Бежевец, Бобчик-Полищук, Антонюк и Яновский, а банды их уничтожены.

Еще при жизни Витеня он подчинил Берестейскую землю и начал наступление на Волынь и Галицию, где правили схизматики - князья Лев и Андрей Юрьевичи.

На Волыни , в Закарпатье, в Крыму и на Житомирщине оказались не только граниты и лабрадориты всевозможных цветов, но также яшма и мрамор, дымчатый кварц, золотистый и голубой топаз, опал, янтарь и драгоценные аквамарин и изумруд.

Но что произошло с той другой, срединной и главной частью державы Киевской - с правобережьем Днепра, густо заселенными и благоденственными Галичем и Волынью ?

Волыни встретились братья и заключили мир: Всеволод уступил Изяславу старшинство и Киев, а сам остался по-прежнему в Чернигове.

Холоп, прискакавший из Весок, служил еще старому Нестеру на Волыни и был предан ихней семье до живота своего.

В истории Галицко-Волынских земель мы видим перемещение исторического центра: в древние времена на первом месте был Дулебский союз племен, находившийся на стыке восточно- и западнославянских племен Прикарпатья и Волыни .

Киева, следовательно, богатство казны великокняжеской, и вот Всеволод принужден был прекратить грабежи Давыда обещанием дать волость и, точно, назначил ему Дорогобуж на Волыни , Но этим распоряжением Всеволод не прекратил, а еще более усилил княжеские распри: Ярополк Изяславич, князь волынский, в отдаче Дорогобужа Давыду видел обиду себе, намерение Всеволода уменьшить его волость, и потому начал злобиться на Всеволода, собирать войско, по наущению злых советников, прибавляет летописец.

Ю р и й Н а р и м о н т о в и ч держал одно время Кременец от князей литовских и короля польского Казимира, а затем был князем в Бельзе и Холме на Волыни .

Волынь казалась радостной, как бы ни был подозрителен к этой радости любой наистрожайший хозяйский глаз, и не показалось Брусилову ни в малейшей степени неестественным, когда подошла на одной станции к его вагону высокая красивая девушка с большим букетом скромных полевых цветов, шедшая впереди нескольких других сестер милосердия.

Святославичи - Ольгович с сыновьями и родным племянником Всеволодовичем, Давыдович с своим племянником Владимировичем, была любовь великая между ними три дня и дары большие, по выражению летописца: они немедленно отправили послов в Галич и на Волынь объявить тамошним князьям о своем тесном союзе, и это объявление достигло цели: Ярослав и Мстислав отложили поход.

Князья закреплялись в стольных городах и основывали свои местные династии: Ольговичи в Чернигове, Изяславичи на Волыни , Брячиславичи в Полоцке, Ростиславичи в Смоленске, Юрьевичи во Владимиро-Суздальской земле и др.

Это положение Владимиро-Волынской области на отдельной от Днепра речной системе объясняет отчасти, почему Волынь отделяется от собственной Руси и вместе с Галичем образует особую систему княжеств, отдельность речной системы объясняет также и раннюю особность Галицкого княжества, лежащего по вислинской и днестровской системам.

По землям славян от Адриатики и до Дуная, в Болгарии и Сербии, и до Карпатских гор, и за Карпатами, в Галиче и на Волыни , и по всей русской земле до самого моря Полуночного, и оттоле до Волги и до Оки, и под горами Кавказскими, в землях ясов, и в Дагестане - древнем Серире, - и за горами Кавказа, в Грузии, в Великой и Малой Армении, и в Малой Азии - в Киликии, Фригии, Сирии, - и на склонах Ливана, и даже под властью султанов в Месопотамии и Египте, и в дальней Абиссинии, и по всей Греции - в Эпире, Фессалии и Пелопоннесе, во Фракии и Македонии - всюду простерлась православная вера.

Ко мне большой боярин просится с Волыни , Нестер Рябец с сыном Родионом.

Волынь, к которой относятся Волынская, юг Ровенской, север Тернопольской и Хмельницкой областей - пожалуй, самая недооцененная из 5 исторических областей Червонной Руси, то есть Западной Украины. В общем-то и я не ожидал от неё ничего особенного - и может быть поэтому, даже несмотря на отвратительную погоду, Волынь впечатлила меня едва ли не сильнее и . Здесь немало своих красот и древностей, но главное - Волынь совершенно другая. Как и другие области Западной Украины, она выделилась из Червонной Руси, ядром которой была изначально, но только в Средние века судьба связала её не с Польшей, как соседей, а с Литвой. Волынь - этакий гибрид Белоруссии с Украиной, и её облик, в том числе архитектурный, абсолютно неповторим.

В этом посте я расскажу волынскую историю, но в первую очередь сосредоточусь на колорите и особенностях архитектуры. Только предупреждаю сразу о двух вещах: первое - я перелопатил довольно большой объём информации о новом для меня регионе, мог что-то где-то не понять или понять превратно, поэтому если Вас что-то возмущает до глубины души - не спешите ругаться: может, это не имперские абмиции, а просто ошибка? А второе - здесь многабукафф, которые можно ниасилить.

Думаю, не последняя причина того, почему Волынь остаётся в тени своих южных соседей - довольно унылая природа. Здешние пейзажи не запоминаются практически ничем - поля, лесополосы, небольшие участки леса, узенькие речки и вполне привычная для Западенщина перенаселенность, так что даже в чистом поле ощущаешь чуть заметный запах жилья. Единственная, пожалуй, яркая деталь - омела, которой здесь просто неописуемое количество.

Но при всём том эта земля между непроходимыми лесами Полесья и карпатскими предгорьями - одно из древнейших ядер славянского мира. Ещё полторы тысячи лет назад здесь жили дулебы на стыке возникших позднее восточных и западных славян. Центром Дулебии было Зимно, разрушенное в 560-е годы кочевниками-аварами - но сохранилось мощное городище:

Откуда взялось красивое и непонятное название Волынь, учёные спорят по сей день, но ни до чего конкретного пока не договорились - как бы то ни было, к 10 веку основное население этих мест уже называлось волынянами, а их столицей был довольно крупный город Ладомир в 7 километрах от Зимновского городища, в 988 году покоренный князем Владимиром и получивший его имя. Тем не менее, в европейских текстах Волынь вплоть до ХХ века была известна как Лодомерия. В 11-13 веках история Волыни оказалась неразрывно связана с историей её ближайшего соседа - Галиции: обе они были ареной русско-польских войн за Червенские города (к коим относились из ныне существующих Броды и Луцк), обе консолидировались в Галицко-Волынское княжество, ставшее одним из трёх (наряду с Владимиро-Суздальским княжеством и Новгородской республикой) центров гибнущей Древней Руси. Подробнее я уже , повторять не буду.

Наследие Галицко-Волынского княжество - это в первую очередь два храма во Владимире-Волынском: Успенский собор князя Мстислава (1190-е) - самый западный уцелевший памятник Древней Руси:

Там же - Васильевская церковь рубежа 13-14 веков, едва ли единственный уцелевший пример древнерусского храма-ротонды - таких в Галицко-Волынских землях в те времена было немало. Правда, в начале ХХ века к церкви пристроили совершенно невтемные звонницу и главку с кокошниками:

Ещё для визуального осмотра доступны руины княжеской церкви Иоанна Богослова в Луцке (1175-80) - где-то 95% домонгольского зодчества Западной Руси выглядит ныне примерно так. Никто не уничтожал эти церкви специально - просто постепенно их передавали униатам и католикам, перестраивали со сносом и без, они горели, ветшали, разбирались на камень для строительства новых храмов... и постепенно перевелись. Если в России сохранилось около половины древнерусских церквей, в Белоруссии и Украине - даже не 1 из 10.

Ещё два памятника княжеской Волыни сохранились в Белоруссии - ведь её северным форпостом было Берестье, или по-нашему говоря Брест. сохранились прямо на территории :

(июль-2008)

В составе России Волынь (кроме Холмщины, входившей в Царство Польское) оказалась целиком по Второму разделу Речи Посполитой (1793), и сразу же получила статус губернии, центром которой с 1804 года был . В 1830 году на территории Российской империи (без Царства Польского) было ликвидировано униатство - причём официально греко-католики имели права выбора, куда перейти - в православие или католичество. На Волыни и в Беларуси это прошло относительно мирно, в отличие от Холмщины, где в 1866 году аналогичного выбора униатам уже не предоставляли, а церкви порой отнимали силой оружия .

Русская деревянная церковь в Кременце

При этом, как ни странно, Волынь сохранила роль образовательного центра Западной Руси: так в 1805 году основан Кременецкий лицей, по статус равный университету, в 1833 году переведенный в Киев и ставший университетом.

В целом же Волынь 19 века, как и Подолия, оставалась незаметным регионом на окраине империи, страной еврейских местечек, русских гарнизонов, польских помещиков и украинских крестьян. Вдобавок, Волынская губерния включала почти всё Полесье - едва ли не самый глухой угол империи к западу от Москвы. Уездные города Волыни не сильно отличаются от уездных городов, к примеру, Поволжья:

Между двумя Мировыми войнами Волынь вновь успела побывать в составе Польши, где также оставалась в общем периферией. Рядом была беспокойная Галичина с украинскими подпольем и возрождающимся униатством, от которой Волынь оградили так называемым "сокальским кордоном" - между двумя воеводствами была охраняемая граница, за пределами Галиции не допускалось открытие греко-католических приходов.
Вид у межвоенных кварталов Волыни очень провинциален, а построек польской эпохи немного (не считая Луцка):

Тем не менее, польский период оставил в здешних пейзажах пару любопытных деталей. Первое - шестигранная "плитка Шаховского" с характерной фактурой, которой по сей день вымощено немало мест в Ровно, Дубно, Луцке и не только:

А второе - вот такие почтовые ящики, которых я в эту поездку видел сотни... впрочем, в их польском происхожлении я как раз не уверен, так как видел подобные и восточнее старой границы - но на два порядка реже:

Дальше - кошмары Второй Мировой, как и в Галиции начавшейся здесь в 1939 году с вторжения Красной Армии, а продолжившейся в 1941 году вторжением вермахта, который в этих краях нанёс СССР несколько тяжелейших поражений (например, в грандиозной танковой битве под Дубно). Относительное спокойную Волынь нацисты сделали центром Рейхскомиссариата Украина - единственного реально существовавшего из нескольких планируемых рейхскомиссариатов (колоний), которые планировалось организовать на захваченных советских землях (правда, около половины этой "Украины", простиравшейся до Волги и Оки, немцы занять не успели). Столицей Украины Третьего Рейха стал Ровно, резиденция гауляйтера Эрика Коха находилась в бывшем поместье Любомирских:

При этом на Волыни особенно интенсивно действовали боевые отряды ОУН-УПА, воевавшие и с красными, и с фашистами, но активнее всего - с поляками. На стыке Ровенской и Тернопольской областей были целые районы, над которыми бандеровцы удерживали контроль вплоть до прихода Красной Армии, но именно в этих краях развернулась "волынская резня " 1943 года - массовое уничтожение польского населения украинским повстанцами. Подробно рассказывать об этом не буду, читайте по ссылке - скажу лишь, что только мирных поляков было убито по разным оценкам от 30 до 80 тысяч. Поляки, конечно, и сами не оставались в долгу, расправляясь не только с бандеровцами, но и с мирными украинцами, но соотношеие потерь было очень неравным, а итогом тех событий стала деполонизация Волыни.

И теперь уже сложно сказать, почему, но и агрессивный нациоанлизм на Волыни перевёлся. Если судить по памятникам и их состоянию, 1944 год здесь - год освобождения, а не новой оккупации. Памятников ОУН-УПА я здесь вообще не припоминаю (наверное, они есть - но раз в сто меньше, чем в Галичине), зато культ Победы вполне достоин Белоруссии - в каждом городе по несколько военных памятников, как правило ухоженных, а зачастую (как на кадре выше) и поставленных уже в эпоху Независимости.

Да и не только войны это касается: я не ожидал, что Волынь произведёт на меня настолько "дружественное" впечатление. В этом она похожа на Буковину - с одной стороны, это регион с чистым украинским самосознанием, местным жителям даже судя по разговорам патриотизма не занимать, судя по результатам выборов и орентация у Волыни сугубо европейская, но... Будучи патриотами Украины, волыняне не воспринимают Россию как врага. Вот эта картинка из музея в Берестечко (где как известно Богдан Хмельницкий потерпел тяжелейшее поражение в 1651 году) очень показательна:

Кроме того, Волынь показалась мне наименее русскоязычным регионом Украины. Это странно, но в греко-католической, дистанцирующейся от России всеми доступными средствами Галичине я слышал русскую речь намного чаще, даже в малых городах и сёлах. Если в Галичине 9/10 встреченных мной людей могли в разговоре перейти на русский, то на Волыни наоборот - дай Бог если один из десяти. По-русски плохо говорили и понимали даже администраторы гостиницы в Дубно и музейные работники в Луцке. Обращает на себя внимание и почти полное отсутствие греко-католиков, и абсолютная невозможность отличить "на глаз", какому патриархату принадлежит православный храм. Вместо характерных для австрийской Украины (Галиция, Буковина) капличек вдоль волынских дорог стоят хорошо знакомые россиянам придорожные кресты, которые здесь очень богато наряжают.

А ещё заметно очень сильное влияние протестантов - говорят, в некоторых районах баптисты составляют уже большинство верующих. В баптистской церкви в Луцке действительно было не протолкнуться. Небольшие новодельные церквушки с "кирочными" шпилями встречаются повсеместно - видимо, это дальнее эхо Литовской Руси, чаще они мне попадались только в изначально мульткультурной :

Городская Волынь больше всего похожа на Беларусь - только без белорусского благоустройства. Но в остальном те же миниатюрные домики пастельных тонов и островерхими крышами, пятиэтажки с характерной раскраской, неоготика из жёлтого кирпича:

Нормальная же волынская деревня выглядит так - победнее галицкой, подобротнее среднеукраинской:

Наконец заснял селянку в традиционной одежде - на самом деле это не волынская особенность, я видел таких в Подолии, и в Галиции:

И ещё одна сущность, без которой сложно считать представление о Волыни полным. Это курица:

Меня ещё в прошлые приезды Западная Украина поразила именно обилием кур, спокойно гуляющих по руинам замков. Но как оказалось, в Львовской, Тернопольской, Хмельницкой областях этих существ не так уж много по сравнению с областями Волыни. Курятники стоят даже во дворах в самом центре Луцка, а в малых городах типа Дубно куры вполне могут что-то клевать даже не во двориках, а в переулках, увёртываясь от машин!

Пастись в городских парках (Острог), а то и на кладбищах:

Даже по меркам Украины Волынь просто ужасает своей нищетой. Я не знаю, беднее ли она той же Галиции реально, но всё-таки за 200 лет мы заразили волынян той привычкой, которую я и в своих-то соотечественниках терпеть не могу - склонностью выставлять свою нищету напоказ. Волыняне наловчились делать это даже без покосившихся халуп и кривых заборов.
А на улицах сёл и даже мелких городков повозки порой обгоняют друг друга:

И существуют практически на равных с автомобилями:

И всё же старая русско-автрийская, или даже польско-литовская граница оказалась важнее для этих различий, чем советско-польская: с Винничиной или Черниговщиной Волынь имеет пусть и не так много общего - но всё же гораздо больше, чем с Галичиной или Буковиной. Да и просто это самая древняя и потому самая усталая от исторических бурь часть Украины, где сильнее всего впечатляет именно это чувство забвения и выпадения из времён.

В следующей части осмотрим Ровно - фактически, нынешнюю столицу Волыни, и уж точно самый богатый её город.

ВОЛЫНЬ-2011 .
Немного Галиции .

Основные данные по географии и истории

Расположена в бассейне южных притоков реки Припять и верховьев Западного Буга.

С 10 века - в составе Киевской Руси, с конца 12 века - Галицко-Волынского княжества, со второй половины 14 века - Великого княжества Литовского, с 1569 - Речи Посполитой.

С 1793 - основная часть в составе Российской империи. С 1921 - в составе УССР и Польши, в 1939-91 - УССР. Ныне - территория Волынской, Житомирской, Ровненской, северных частей Тернопольской и Хмельницкой областей Украины, восточной части Люблинского воеводства Республики Польша.

Еврейское население в средние века

В архиве города Штральзунд (порт на Балтийском море, Германия) до Второй мировой войны хранилось письмо, датируемое XI-XII в., еврейской общины Владимира-Волынского общине Штральзунда об обмене товарами.

Первые сведения о евреях на Волыни в русских источниках содержатся в докладе о трауре евреев города Владимир-Волынский по смерти князя Волыни Владимира Васильковича в 1288 году.

Евреи продолжали жить на Волыни после ее присоединения к Великому княжеству Литовскому в XIV в. Среди общин, которым было предоставлено право жительства от великого князя Витольда, были общины Луцка и Владимира-Волынского .

В первой половине 15-го века богатый еврей арендовал промыслы в городе Владимир-Волынский и даже получил земельную собственность от великого князя. Еврейские землевладельцы в районе Луцка также упоминаются во второй половине этого века.

Евреи Волыни занимались главным образом торговлей, но были среди них и ремесленники (портные, меховщики).

В 1495 г. евреи Волыни были изгнаны вместе с евреями всей Литвы.

В Новое время

В 1503 году евреям было разрешено вернуться, им возвратили собственность (кроме земельных участков).

В 1507 году старые права жительства евреев были вновь подтверждены властями, и с тех пор до включения Волыни в территорию Короны Польской (1569), произошло значительное увеличение еврейского населения региона. В этот период было 13 еврейских поселений на Волыни, в том числе четырех основные общины (Острог , Владимир-Волынский , Луцк , Кременец), которые вместе насчитывали 3000 человек.

В 1540 году против евреев Волыни было выдвинуто обвинение в похищении христианских детей, обращении их в иудаизм и нелегальной переправке в Турцию. Для отпора этому обвинению была послана делегация к королю Сигизмунду I.

Между евреями и христианами-горожанами возникло напряжение на почве хозяйственных конфликтов и конкуренции. В это время власти, и особенно королева Бона (1493-1557) - в пределах ее поместий - защищали права евреев. Общая политика властей имела тенденцию к росту налогов с горожан (в том числе евреев).

Во второй половине XVI в. евреи начали арендовать постоялые дворы и заниматься разнообразными ремеслами, связанными с хозяйством поместий. Увеличение еврейского населения в этот период и укрепление его экономического положения превратило Волынь в центр еврейской культуры.

В это время там жили выдающиеся ученые:

  • Соломон Лурия - раввин в Остроге ,
  • Исаак бен Бецалель, раввин Владимира-Волынского.

Золотым веком для евреев Волыни считался период между присоединением ее к Польской короне в 1569 г. и «хмельничиной» 1648 г.

После аннексии Волыни евреи там получили правовой статус польских евреев, включавший больше прав, чем в Литве. Евреи Владимира-Волынского в 1570 году и Луцке в 1579 были освобождены от уплаты таможенных пошлин по всему Польскому королевству. В Луцке появились первые на Волыни еврейские ремесленные цеха.

Евреи Волыни пользовались защитой королевских чиновников, которые даже защищали их права перед аристократией и тем более перед другими классами. С ослаблением королевской власти на рубеже 16-17 веков, евреи перешли под защиту крупных землевладельцев, в основном из-за своей важной роли в экономике Волыни.

В конце 16-го века на Волыни получила распространение аренда евреями имений шляхты. Известен некий Авраам Шмойлович из Триска , арендовавший в это время обширные земли, деревни и даже местечко в районе Владимира-Волынского . Но таких было мало.

Многие евреи арендовали гостиницы, отдельные отрасли сельского хозяйства в деревне, или сбор налогов в отдельном городе или местечке. Аренда имений вместе с торговлей сельскохозяйственной продукцией, полученной из них, составляли основной источник средств к существованию евреев Волыни.

XVII век

К середине XVII в. на Волыни жило 15 тысяч евреев в 46 населенных пунктах. Четыре главные общины Волыни (Острог , Владимир-Волынский , Луцк и Кременец) стали важными духовными и общественными центрами. Многие выдающиеся законоучители занимали посты раввинов .

Представители волынских общин участвовали в заседаниях Ваада четырёх земель и локального польского ваада. Центральный бейт-дин Волыни находился в Остроге .

Крестьянско-казачье восстание, возглавляемое Хмельницким , подорвало основу жизни евреев на Волыни. Подавляющее большинство евреев, узнав о поражении польской армии, искало убежище в укрепленных городах. Но после резни евреев в укрепленном городе Полонном, захваченном восставшими в результате предательства горожан-украинцев, началось массовое бегство евреев Волыни на запад.

В 60-х гг. XVII в., когда в Польше было относительно спокойно, численность еврейского населения на Волыни, по-видимому, восстановилась; в конце 70-х гг. XVII в. там жило около 20 тысяч евреев.

На протяжении следующего столетия число евреев на Волыни постоянно росло, и в 1765 г. в 116 городах, селах и местечках Волыни было зарегистрировано 51736 евреев. Фактически их число было, очевидно, еще больше, потому что часть населения уклонился от переписи, которая была проведена в целях сбора налогов. Около 30 % евреев жили в более чем 2000 деревень; в трех общинах насчитывалось от 2000 до 2500 человек, а в шести общинах насчитывалось от 1000 до 2000.

Значительное число их в это время арендовало постоялые дворы и взяло на откуп отдельные отрасли сельского хозяйства. Некоторые евреи вели торговые дела разных землевладельцев, другие вели самостоятельную торговлю с крестьянами.

Часть еврейских торговцев на Волыни вела торговлю с другими областями Польши и даже посещала ярмарки в других странах. Росло число евреев-ремесленников.

В главных (так называемых «королевских») городах горожанам-христианам удалось в значительной степени подорвать экономические позиции евреев, зато их роль возросла в так называемых «частных» городах, которыми владели польские магнаты. Владельцы этих городов обязывали жителей снабжать евреев сельскохозяйственными продуктами.

Вследствие этого многие горожане постепенно переходили в предместья, превращавшиеся в полуаграрные поселения, в то время как в центрах городов продолжало расти еврейское население, сохранявшее свой чисто городской характер. Это привело постепенно к обострению отношений в городах между христианами и евреями, что создавало удобную почву для антиеврейской агитации со стороны духовенства.

XVIII век

Волынь на карте Украины

Начало XVIII в. ознаменовалось возобновлением преследований евреев. В 1702 г. вспыхнул казачий бунт, и несколько банд проникло в Волынь; польские войска и казаки Мазепы, прибывшие на подавление бунта, также грабили и убивали евреев.

Во время так называемой Северной войны Польши и России против Швеции, шведские полки вторглись в Волынь (1706) и наложили тяжелые поборы на население. За шведами последовали русские и польские армии, которые продолжали взыскивать с евреев непомерные налоги.

Начиная с 30-х гг. XVIII в. евреи Волыни стали жертвами неоднократных налетов гайдамаков . В 1740-60 гг. участились случаи кровавых наветов , возможно, на почве соперничества между католическим и православным духовенством. В 1747 году был кровавый навет в Заславле; в 1755 году попытка кровавого навета в Кременце ; и в 1756 году кровавый навет в Ямполе.

В течение этого периода, автономная Волынь оставался одной из провинций Ваада четырёх земель , и ее представители присутствовали на заседаниях. Деятельность провинциального совета, который созывался раз в три года с участием делегатов из главных общин, также продолжалась. В течение этого периода, общины Дубно и Ковель были добавлены к провинциальный совет.

Ближе к середине 18-го века на Волыни были частые споры; например, попечители провинции жаловались против общин Острога и Луцка за отказ внести свой вклад в расходы провинции. Споры также вспыхнули между главными общинами и мелкими общинами («пригородами»), которые стремились освободиться от власти больших общин. Стоит отметить, что даже после роспуска Ваада четырёх земель в 1764, главные общины провинции продолжали быть центрами консолидации еврейской жизни.

Хасидизм

Волынь, вместе с соседней Подолией, явилась центром возникновения хасидизма . Несколько выдающихся учеников Исраэля бен Элиэзера Баал-Шем-Това , а также видные руководители хасидизма второго поколения родились и принимали участие в общественной жизни Волыни.

Руководство в общинах Волыни к концу XVIII в. постепенно перешло к хасидам . Для всех назначений на общественные должности требовалось согласие хасидских цадиков . В XVIII в. наряду с главными общинами существовали еврейские центры в Дубно , Ковеле , Ровно и других городах и местечках .

Первый раздел Польши в 1772 году и разделение Волыни и Галиции оставили значительный след в еврейском населении региона. Большая ярмарка из Львова была переведена в Дубно и помогла развитию этой общины. Ярмарки также процветали и в ряде других городов Волыни.

К концу XVIII в., когда значительная часть Волыни была присоединена к России, важным торговым центром всей округи стал Бердичев .

XIX век. Ѓаскала

После окончательного раздела Польши традиционные рынки евреев Волыни (например, Броды) оказались за границей. Люди продолжали торговать, но это воспринималось властями как контрабанда. С 1812 года русские власти стали выселять евреев из 50-километровой полосы вдоль границы для борьбы с контрабандой. Эта практика была распространена на всю западную границу.

Приезд выдающегося писателя-просветителя рабби Ицхака Левинзона в Кременец (1821) положил начало распространению Ѓаскал́ы на Волыни. Этому также способствовала деятельность русского правительства, пытавшегося распространить светское просвещение среди евреев.

В начале 1830-х годов, по инициативе врача Рутенберга из Бердичева на Волыни был организован кружок маскилим под названием «Хеврат шохарей ор ве-hаскала» («Общество искателей света и образования»). В то время на Волыни жил писатель Авраам Бер Готлобер , который оказал влияние на многих молодых людей в духе Ѓаскалы.

Многие евреи торговали сельскохозяйственными продуктами и табаком. В 1885 число евреев Волыни, принадлежавших к купцам 1-й и 2-й гильдий, составляло 113 человек, к 3-й гильдии - 3749 чел.

В 1897 году было 395,782 евреев, живших на Волыни, составляющих 13.21% от общей численности населения; 30% из них жили в городах, 49% в местечках и 21% в селах. Евреи составляли половину населения городов.

40% евреев Волыни зарабатывали себе на жизнь торговлей, 25% от ремеслом, 12.5% работой по найму на государство и частных лиц, 3.7% перевозками и 2.3% - сельским хозяйством.

Отрасли промышленности, в которых они работали, были немеханизированными и состояли в основном из переработки сельскохозяйственной продукции, дерева, шкур, производства мыла и т. д.

В последней четверти XIX в. евреи Волыни, наряду с евреями других областей России, организовали свою общественную жизнь и вступили в политическую борьбу за свои права. В 80-х гг. XIX в. в городах и местечках Волыни были основаны ячейки Ховевей Цион .

В конце XIX - начале ХХ вв. больших масштабов набрала эмиграция еврейского населения Волыни. Основной поток эмигрантов направлялся в США , в меньшей степени - в Канаду , Францию , Великобританию , Аргентину , Австралию и другие страных. Параллельно шёл процесс алии в Эрец Исраэль .

XX век

В начале XX в. были организованы отделения Бунда и сионистские организации . Решающее влияние, однако, оставалось за хасидизмом .

Евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. XIX в. и в 1905-1906 гг., но большие бедствия постигли их в Первой мировой войне и в гражданской войне в России. В 1915 году русские солдаты, учинили погромы на Волыни, как и в других регионах в непосредственной близости от фронта. Военные власти практиковали изгнание евреев из прифронтовой зоны в Россию из-за их предполагаемой неверности.

В ходе массовых убийств, практиковавшихся всеми сторонами гражданской войны в Украине, на Волыни погибли тысячи евреев. Во время польско-советской войны 1920 г. евреи Волыни пострадали от обеих воюющих сторон.

Время между двумя мировыми войнами

По Рижскому мирному договору между Польшей и Советской Россией (1921) большая часть Волыни отошла к Польше, а города Житомир , Овруч и их окрестности стали советскими. По переписи 1926 г., в советской Волыни насчитывалось 65,589 евреев; в польской Волыни в начале 30-х гг. проживало около 300,000 евреев.

Экономически евреи польской Волыни страдали от явной дискриминации, проводившейся польским правительством, как и в остальной Польше, но еврейская культурная и общественная жизнь процветала.

Евреи польской Волыни, как и всей Польши, играли важную роль в алие и укреплении ишува . Там сионистская молодёжь создала целую сеть организаций «Ѓе-Халуц ».

Ситуация в советской части Волыни была несколько иной. За кратким периодом культурного пробуждения в 1920 последовал спад и апатия 1930-х годов, когда многие активные евреи уехали из местечек в крупные города Украины и внутренней России.

Вторая мировая война и Холокост

После раздела Польши в сентябре 1939 г. вся Волынь отошла к Советскому Союзу , который немедленно стал проводить политику ликвидации еврейских партий, организаций и учреждений, продолжавшуюся вплоть до нападения немцев на СССР (июнь 1941 г.).

В первые дни войны между Германией и СССР началось истребление евреев Волыни. Во многих местах украинцы уничтожали евреев еще до прибытия немцев.

Волынь была ареной деятельности бандеровских отрядов УПА , вобравшей в себя с 1942 года украинскую полицию,

ВОЛЫНЬ (Волынская земля) — историческая область 9-18 вв. в бассейне южных притоков р. Припять и верховьев Западного Буга (Украина, восточные части Люблинского воеводства Полыни). Древнейшее население — дулебы, бужане, волыняне. С 10 в. в Древнерусском государстве, с конца 12 в. в Галицко-Волынском княжестве, со 2-й половины 14 в. в Литве и Польше. С 1793-95 в Российской империи.

Волынь на карте Украины

Золотым веком для евреев Волыни считался период между присоединением ее к Польской короне в 1569 г. и резней, учиненной Б. Хмельницким в 1648 г. К середине 17 в. на Волыни жило 15 тысяч евреев в 46 населенных пунктах. Четыре главные общины Волыни (Острог, Владимир-Волынский, Луцк иКременец) стали важными духовными и общественными центрами. Многие выдающиеся законоучители занимали посты раввинов.

Крестьянско-казачье восстание, возглавляемое Хмельницким, подорвало основу жизни евреев на Волыни. Подавляющее большинство евреев, узнав о поражении польской армии, искало убежище в укрепленных городах. Однако после резни евреев в укрепленном городе Полонном, захваченном восставшими в результате предательства горожан-украинцев, началось массовое бегство евреев Волыни на запад. В 60-х гг. 17 в., когда в Польше было относительно спокойно, численность еврейского населения на Волыни, по-видимому, восстановилась; в конце 70-х гг. 17 в. здесь жило около 20 тысяч евреев.

На протяжении следующего столетия число евреев на Волыни постоянно росло, и в 1765 г. в 116 городах, селах и местечках Волыни было зарегистрировано 51736 евреев (фактически их число было, очевидно, еще больше). Значительное число их в это время арендовало постоялые дворы и взяло на откуп отдельные отрасли сельского хозяйства. Некоторые евреи вели торговые дела разных землевладельцев, другие вели самостоятельную торговлю с крестьянами. Часть еврейских торговцев на Волыни вела торговлю с другими областями Польши и даже посещала ярмарки в других странах. Росло число евреев-ремесленников.

В главных (так называемых «королевских») городах горожанам-христианам удалось в значительной степени подорвать экономические позиции евреев, зато роль последних возросла в так называемых «частных» городах, которыми владели польские магнаты. Владельцы этих городов обязывали жителей снабжать евреев сельскохозяйственными продуктами. Вследствие этого многие горожане постепенно переходили в предместья, превращавшиеся в полуаграрные поселения, в то время как в центрах городов продолжало расти еврейское население, сохранявшее свой чисто городской характер. Это привело постепенно к обострению отношений в городах между христианами и евреями, что создавало удобную почву для антиеврейской агитации со стороны духовенства.

Луцкий замок, построенный во второй половине XIV века литовским князем Любартом

Начало 18 в. ознаменовалось возобновлением преследований евреев. В 1702 г. вспыхнул казачий бунт, и несколько банд проникло в Волынь; польские войска и казаки Мазепы, прибывшие на подавление бунта, также грабили и убивали евреев. Во время так называемой Северной войны Польши и России против Швеции, шведские полки вторглись в Волынь (1706) и наложили тяжелые поборы на население. За шведами последовали русские и польские армии, которые продолжали взыскивать с евреев непомерные налоги. Начиная с 30-х гг. 18 в. евреи Волыни стали жертвами неоднократных налетов гайдамаков. В 1740–60 гг. участились случаи кровавых наветов, возможно, на почве соперничества между католическим и православным духовенством.

Волынь, вместе с соседней Подолией, явилась центром возникновенияхасидизма. Несколько выдающихся учеников Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това, а также видные руководители хасидизма второго поколения родились и принимали участие в общественной жизни Волыни. Руководство в общинах Волыни к концу 18 в. постепенно перешло к хасидам; для всех назначений на общественные должности требовалось согласие хасидскихцаддиков. В 18 в. наряду с главными общинами существовали еврейские центры в Дубно, Ковеле, Ровно и других городах и местечках. К концу 18 в., когда значительная часть Волыни была присоединена к России, важным торговым центром всей округи стал Бердичев. В середине 19 в. некоторые зажиточные евреи взяли на откуп у правительства производство алкогольных напитков; вследствие этого возросло количество евреев-шинкарей.

Приезд выдающегося писателя-просветителя рабби Ицхака Левинзона в Кременец (1821) положил начало распространению Хаскалы на Волыни. Этому также способствовала деятельность русского правительства, пытавшегося распространить светское просвещение среди евреев. Важным центром Хаскалы на юго-западе России стал Житомир, в котором находилась одна из двух разрешенных правительством типографий, печатавших книги наиврите (с 1845 г.), и правительственная раввинская семинария (открыта в 1848 г.). В последней четверти 19 в. евреи Волыни, наряду с евреями других областей России, организовали свою общественную жизнь и вступили в политическую борьбу за свои права. В 80-х гг. 19 в. в городах и местечках Волыни были основаны ячейки Ховевей Цион, а в начале 20 в. были организованы отделения Бунда и сионистские организации (см. Сионизм). Решающее влияние, однако, оставалось за хасидизмом.

Почаевская лавра

Евреи Волыни непосредственно не пострадали от погромов в России в 80-х гг. 19 в. и в 1905–1906 гг., но большие бедствия постигли их в Первой мировой войне и в гражданской войне в России. Во время польско-советской войны 1920 г. евреи Волыни пострадали от обеих воюющих сторон. По Рижскому мирному договору между Польшей и Советской Россией (1921) большая часть Волыни отошла к Польше, а города Житомир, Овруч и их окрестности стали советскими. По переписи 1926 г., в советской Волыни насчитывалось 65 589 евреев; в польской Волыни в начале 30-х гг. проживало около 300 000 евреев.

Экономически евреи польской Волыни страдали от явной дискриминации, проводившейся польским правительством, как и в остальной Польше, но еврейская культурная и общественная жизнь процветала. Евреи польской Волыни, как и всей Польши, играли важную роль в алие и укреплении ишува. После раздела Польши в сентябре 1939 г. вся Волынь отошла к Советскому Союзу, который немедленно стал проводить политику ликвидации еврейских партий, организаций и учреждений, продолжавшуюся вплоть до нападения немцев на СССР (июнь 1941 г.).

В первые дни войны между Германией и СССР началось истребление евреев Волыни. Во многих местах украинцы уничтожали евреев еще до прибытия немцев. В Житомире в последнюю неделю июля 1941 г. было истреблено 2,5 тыс. евреев, тысячи были заключены в гетто, ликвидированное 19 сентября того же года (в основном украинцами). Гетто, организованные в различных районах бывшей польской Волыни, существовали до осени 1942 г.; в сентябре–ноябре евреи были истреблены, а гетто Ровно, Кременца и Дубно ликвидированы. О современном положении еврейства Волыни.

Исторические земли Волыни сейчас в ходят в состав разных областей Украины, это собственно Волынская область,
части Львовской, Тернопольской и Ровенской областей.
Волынь - такое место, где вместе существуют памятники разных культур и религий.
Земли Волыни в разное время принадлежали разным государствам и империям,
поэтому на ее территории можно увидеть и замок польского шляхтича и царскую крепость,
православный храм и католическую церковь, немецкую кирху и еврейскую синагогу.
Город Луцк - столица современной Волынской области.
Основная достопримечательность Луцка - это замок Любарта, заложенный им в эпоху княжества Литовского.

Замок Любарта:


Немецкая кирха:

Домик местного чудака-архитектора:


Почаевская Лавра. Находится на территории современной Тернопольской области. Второй по значимости монастырь на Украине
после Киево-Печерской Лавры:

Недалеко от Лавры находится источник Святой Анны, где в любое время года паломники совершают омовения
в надежде на исцеление от своих телесных и душевных болезней. Температура постоянная около 10 градусов.

Острог - город в современной Ровенской области. Здесь первопечатник Федоров напечатал свою первую Библию.
Острожская крепость:


Евангелие Ивана Федорова:


Доминиканский монастырь в селе Подкамень (современная Львовская область):

Замок в селе Подгорцы. Здесь снимали эпизоды "Три мушкетера":


Владимир-Волынский. Успенский собор:

Зимненский женский монастырь:

Збаражский замок. Тернопольская область:


Тараканов форт. Брат знаменитой Брестской крепости. Так и не испытал ни одной осады. Сейчас мирно разрушается и зарастает.


Олеский замок. (Львовская область). Здесь родился один из Польских королей Ян III Собеский:

Межыричский монастырь. (Ровенская область):


Кременец. Городок в Терноаольской области. Вид с горы Бона. Бона - польская королева итальянского происхождения.
Замок на горе представляет сейчас только руины.


Замок в Дубно. (Ровенская область):


Такие вот раньше мельницы стояли. Музей под открытым небом:

Публикации по теме