Что такое панагия? Панагия: история развития Панагия по сути

Панагия

(греч. «всесвятая»)

1. Молитвенное наименование Богородицы.

2. Просфора, из которой на литургии была изъята частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается в храме до принятия пищи (см. Антидор). Панагия вкушается братией за монастырской трапезой после принятия пищи. Вкушению Панагии предшествует специальный чин ее возношения. Сущность этого чина заключается в том, что из храма, по окончании литургии, всею братией износится со священными песнопениями Богородичная просфора. Ее вносят в монастырскую трапезную, где полагают на особом блюде. По окончании трапезы с молитвами Пресвятой Богородице и прославлением Пресвятой Троицы просфору возвышают (поднимают) пред иконами и вкушают частицы от нее. Смысл чина – живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Его Пресвятой Матери. На такое знаменование чина указывает и предание о его возникновении, по которому этот обычай происходит от апостолов и связан с явлением им Богоматери в третий день после Ее Успения. Когда апостолы по окончании трапезы готовы были преломить часть хлеба, всегда оставляемого ими в честь Иисуса Христа, то увидели Богородицу, радостно приветствовавшую их, и вместо обращения ко Христу обратились к Ней с возгласом: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого апостолы, а затем и многие христиане, в особенности монахи, стали в начале трапезы вкушать хлеб в честь Господа Христа, а по окончании – в честь Матери Божией. Ближайшая цель чина – настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Чин о Панагии совершается только в монастырях ежедневно, как указывает его надписание. 3.


Православие. Словарь-справочник . 2014 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Панагия" в других словарях:

    ПАНАГИЯ - «всесвятая»: образ св. Троицы, Спасителя или Богородицы, носимый архиереями на груди. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ПАНАГИЯ (греч., всесвятая, от pan все, и hagios святой). 1) небольшой… … Словарь иностранных слов русского языка

    панагия - просфора, иконка Словарь русских синонимов. панагия сущ., кол во синонимов: 4 енколпий (2) иконка … Словарь синонимов

    панагия - (неправильно панагия) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    панагия - ПАНАГИЯ, арх., церк. – Сосуд для посвященной Богородице просфоры. Этот сосуд мог использоваться для хранения мощей. В ответных дарах царь передал для Софийского храма серебряную панагию с мощами святого Пантелеимона, святого Иоанна Милостивого и… … Словарь трилогии «Государева вотчина»

    ПАНАГИЯ - (от греч. panagia всесвятая) 1) просфора в честь Богоматери.2) Круглая иконка с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев … Большой Энциклопедический словарь

    ПАНАГИЯ - ПАНАГИЯ, панагии, жен. (греч. panagia всесвятая) (церк.). Нагрудный знак православных епископов с украшениями, носимый на цепи. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПАНАГИЯ - жен., церк. икона, носимая архиереями на груди. | Просфора, возносимая в честь Св. Богородицы: панагиар муж. блюдо, на коем она выносится. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Панагия - (греч. Παναγία «всесвятая»). Религия Один из эпитетов Богородицы, используемый в основном в христианстве восточного обряда. Тип икон Пресвятой Богородицы, называемый также Platytera (греч. Πλατυτέρα), см. Оранта. В православии небольшая… … Википедия

    Панагия - (греч. παναγία всесвятая, пресвятая) 1) Нагрудная икона с образом Богоматери. П. делаются из металла (часто с эмалью, сканью, чернью), из кости, дерева и др. 2) Иконографич. тип Божьей Матери в др. рус. иск ве, пришедший из Византии. Изображает… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Панагия - (от греч. panagía пресвятая) 1) нагрудная иконка в виде медальона с изображением богоматери. П. нередко представляли собой выдающиеся произведения мелкой пластики, исполненные из металла (литые и чеканенные, с эмалью, сканью, чернью),… … Большая советская энциклопедия

    Панагия - мыс в Темрюкском районе Краснодарского края; находится в 12 ти километрах к юго западу от пос.Тамань. Высота скалистого обрыва в районе мыса – 30 метров; сложен он известняком меотского возраста, имеются выходы гипса; развиты процессы карста. По… … Топонимический словарь Кавказа


  • Панагия – один из эпитетов Богородицы
  • , который часто используется во время
  • восточного христианского обряда;
  • Панагия – тип икон Пресвятой Богородицы;
  • Панагия – в православии - это небольшая
  • икона, на которой изображена Богоматерь.

Это знак архиерейского достоинства.

Панагия (от греч. panagia – всесвятая) –

нагрудный отличительный епископский знак.

В русских и греческих монастырях, а также в миру, во времена Средневековья на груди было принято носить энколпионы. Это были небольшие ковчежцы с изображениями креста, святых и Богородицы, которые носили на цепочках или шнурках.

Энколпионы также бывают крестообразными или округлыми. В

них хранили часть служебной просфоры, в честь

Богоматери, или мощи святых. Они охраняли человека

от разных жизненных напастей, особенно в походах

или дальних странствиях.

Обычай возлагать при посвящении на

епископа энколпион перешёл в

Русскую Церковь от Православного

Востока. Однако на Руси уже

широко применялись

панагиары, носимые в

виде прямоугольных

ковчежцев с изображениями

святых, Богородицы и

Иисуса Христа. Иногда

один ковчежец с мощами

Христа Вседержителя,

святых, Богородицы

и Святой Троицы.

Иногда создавались украшенные позолотой

Драгоценные каменья, украшающие архиерейскую панагию, напоминают нам о камнях, украшавших облачение ветхозаветного первосвященника и символизировавших двенадцать колен Израиля . Перечень их таков: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий и оникс. Из подобных камней, согласно Откровениюапостола Иоанна Богослова , будут составлены стены Небесного Иерусалима.

Символический смысл имеет не только панагия, но и цепь, на которой ее носят. Составленная из достаточно крупных плоских звеньев, эта цепь имеет перемычку, так что конец ее спускается на спину. Так же выглядит и цепь для ношения наперсного креста. Такая форма цепи, как и архиерейский омофор, и епитрахиль священника, указывает на «заблудшую овцу», которую Добрый Пастырь берет на Свои рамена и несет ко спасению.

Наградные панагии

Как и наперсный крест у священников, панагия может иметь значение награды. В Российской империи Государь жаловал архиереям панагии с украшениями. На оборотной стороне таких панагий обычно помещали портрет Императора, выполненный в технике горячей эмали. Епископы, отличившиеся в деле служения Отечеству на поле брани, награждались панагиями на георгиевской ленте. В 1915 году этой награды был удостоен преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский.

Во время Первой мировой войны владыка Трифон, как простой полковой священник, отправился на фронт, где окормлял 163-й пехотный Миргородский полк 42-й дивизии. Он бесстрашно находился на передовой позиции, укрепляя и наставляя воинов, был контужен, но не оставил своего служения и в результате лишился зрения на одном глазу. За мужество и самоотверженность Государь Николай Александрович пожаловал Преосвященного Трифона панагией на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

Исторические образцы

Сохранились панагии, принадлежавшие древним патриархам Русской Православной Церкви . Среди них панагия Патриарха Филарета Никитича, отца первого Государя из рода Романовых, Михаила Феодоровича . На коричневом агате вырезан образ Пресвятой Богородицы «Оранта». Золотое обрамление украшают две нити крупного белого жемчуга, символизирующего чистоту и святость, и голубые яхонты (голубой цвет - Богородичный, также указывает на небесную чистоту и непорочность). На обратной стороне панагии по золоту искусно вырезан образ Богоявления (Крещения Господня).

Трагична судьба панагии святителя Иова, Патриарха Московского . Эта панагия представляла собой замечательный образец древнерусского церковного искусства: образ Божией Матери, вырезанный на цельном куске сандалового дерева, обрамлялся богатым окладом из червонного золота, который украшали крупные рубины, сапфиры и жемчуга. Император Петр I снял панагию с мощей святителя Иова и, по свидетельству историков, намеревался обратить ее в деньги, в которых государство нуждалось для ведения войны со Швецией. До этого не дошло, но святыня не была возвращена на место, а оказалась в запасниках Грановитой палаты, откуда ее и похитили в годы революции 1917 года. Реликвия сменила несколько владельцев. Последний из них в 1988 году передал святыню одному из храмов Тверской епархии, расположенному неподалеку от Старицы - города, откуда происходил святитель Иов. Но вскоре драгоценная панагия была вновь украдена - уже современными кощунниками, и след ее потерялся.

Как мы видим, древние панагии чаще всего выполнялись в технике рельефной резьбы по камню или дереву, употреблялась и гравюра по драгоценным металлам. В синодальный период были более распространены панагии, созданные эмальерами. Драгоценные камни, украшавшие панагии, в эту эпоху подбирались не столько по символическому значению, сколько в соответствии с модными веяниями, господствовавшими в искусстве. Так, в XVIII веке предпочитали контрастные драгоценные камни: сапфиры, изумруды, рубины. Кстати, эзотерика определяет рубин как камень, символизирующий истину, небесные доблести и непорочность.

На рубеже XVIII - XIX веков, когда воцарился строгий стиль классицизма, панагии стали обрамлять по преимуществу бриллиантами. В XIX столетии ювелиры выбирали для своих работ драгоценные камни нежных и светлых тонов.

Современные мастера используют самые разные техники, вбирая в свою работу опыт различных эпох, так что, оказавшись на торжественном богослужении, совершаемом сонмом архиереев, мы можем увидеть самые разные панагии - от созданных по древнерусским и византийским образцам до выполненных в стиле модерна XIX века и даже несущих в себе лучшие тенденции современного искусства.

Алина Сергейчук

Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».

Греческое слово panagia переводится как «Всесвятая». Если заглянуть в словари, то можно увидеть, что этот христианский термин относится к нескольким объектам. В средневековье панагией обозначался драгоценный ковчежец, где хранились частицы мощей многих святых. Позже в монастырях так называлась возносимая в честь Пресвятой Богородицы просфора. Панагия — это также небольшая искусная иконка с образами Богоматери, она является отличительным знаком сана православных архиереев и носится ими на груди.

Но особое, соотносится с образом Богоматери. Изначально, Панагия и Богородица были эпитетами. А позже так стали называть ее иконописные изображения, посвященные ей монастыри и храмы.

Первые образы Всесвятой в иконографии

Каноны православной иконописи сформировались в Византии. Там же сложилась традиция называть Панагией икону, изображающую Пресвятую Деву. Основным типом стала фигура Оранты (Молящейся), изображающей Богоматерь, с открытыми вперед ладонями и распростертыми руками, словно стремящаяся заступиться за всех страждущих. Перед грудью Оранты — круг, наподобии медальона, в который вписан поясной образ Младенца Христа, что, по существу, символизирует нахождение Спасителя «во чреве».

Такой вид молящейся Богородицы восходит к истории ранней христианской фрески. Одним из первообразов Оранты можно считать настенную живопись IV века в Римских катакомбах Майского кладбища. Это одно из первых изображений Богоматери с характерным, покровительствующим жестом, и Святым Младенцем перед грудью.

Великая Всесвтая

На Руси одним из первых стало знаменитое изображение Оранты в киевском соборе Святой Софии: шестиметровой высоты смальтовая мозаика XI века. Как и весь храм, это произведение было создано константинопольскими мастерами. Позднее, эпитет «Всесвятая» стали прилагать к типам икон Покрова, Знамения, Платитеры. Однако Великой Панагией называется только изображение в полный рост Богоматери Оранты, перед грудью которой — поясной образ Святого младенца, вписанный в круг.

Православные общины и культовые сооружения

В честь Всесвятой Богородицы возводились здания для богослужений и создавались монашеские обители. Поэтому Панагия — это также наречение православных монастырей и храмов. Много подобных сооружений строилось на византийских землях. Время, войны и религиозные противоречия не пощадили этих фундаментальных построек. Но большинство из древних комплексов, избежавших разрушения в периоды греко-турецких войн, действуют на Кипре и в Греции до сих пор. После того, как часть территорий перешла под власть Турции, многие церкви и монастыри были разрушены. Другие, как Панагия Сумела, остались покинутыми и превратились в памятники православной архитектуры, либо переоборудованы в мечети. Но все равно они остаются объектами паломничества христиан.

Древний скальный монастырь

В Турции, вблизи Трабзона, есть уникальный комплекс. Это Панагия Сумела, православная обитель, покинутая монахами после печальных событий 1922 года. Монастырь выстроен на выступе меловой скалы, и часть его помещений находится в искусственных и естественных гротах. Монастырь основан и строился на рубеже IV—V веков, а неприступная стена и многие здания воздвигались до XIV века.

Монастырю всегда сопутствовала удача и процветание. До 1461 года обитель находилась под особой протекцией византийских императоров. После падения Константинополя, все привилегии и неприкосновенность монастыря, согласно повелению османского султана Селима, сохранились и неукоснительно поддерживались последующими правителями. Возможно, благополучию обители способствовала защита чудотворной иконы «Одигидрии Сумельской», которая хранилась в монастыре со времен его основания. По преданию икону написал В общине находились еще две величайшие реликвии: евангелие и крест императора Мануила Комнина. Кроме того, монастырская библиотека хранила очень редкие древние манускрипты.

Во время жестокого геноцида (1922) турков против понтийских православных греков, монахи, покидая обитель, укрыли в часовне святые реликвии. В 1930 году они были перевезены в Грецию. До сегодняшнего дня в монастыре, по разрешению турецких властей, несколько раз проводились богослужения. С 2015 года начаты реставрационные работы, которые позволят внести монастырь Панагия Сумела в список ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия. Восстановление продолжается, но комплекс открыт для паломников и туристов.

Действующие монастыри

Панагия Сумела - не самый древний монастырь. На греческой и кипрской территориях немало действующих обителей в честь Всесвятой Богоматери, воздвигнутых во времена Византийской империи.

Старейший функционирующий монастырь - это Панагии Хозовиотиссы (1088) на греческом острове Аморгос. Великолепный скальный комплекс привлекает большое количество посетителей и знаменит изготовлением удивительного медово-миндального ликера.

Панагии Амасгу — монастырь начала XII века, где сохранилось много фресок того времени и первозданная церковь конца XI века. До конца XVIII века комплекс действовал, как мужская обитель, после длительного упадка и запустения он реконструирован в конце XIX века в качестве женского монастыря. Объект относится к списку Всемирного наследия.

Обширный комплекс Панагия Малеви живописно расположился в пелопоннесских горах Парнон. Это монастырь Успения Богородицы, основанный предположительно в 1320 году. Помимо окружающих красот, обитель известна чудотворной иконой «Пресвятой Богородицы Малевийской». На ее серебряном окладе обозначен год (1362), когда реликвия попала в монастырь. Считается, что этот образ написан апостолом Лукой. За последние полсотни лет она дважды являла чудо: источала благоухание и мироточила. Ради этой святыни в обитель стекается много верующих.

Церкви Всесвятой Богоматери

Везде, где простиралась власть Константинопольской возводились храмы, скиты и монастыри. Это в основном земли современной Греции, Кипра, Иерусалима и Турции. Многие церкви были основаны в честь Всесвятой Богородицы. После падения земель османской империей и более поздней турецкой экспансии, огромное количество православных храмов оказалось под владычеством ислама. Разрушения миновали большинство культовых православных зданий в пределах Стамбула, поскольку они были переустроены в мечети. Но оставались единичные храмы, в которых османская власть позволила оставшимся византийцам и грекам проводить свои обряды и богослужения.

Церковь Богоматери Монгольской

В бывшем Константинополе есть небольшой храм, который, в отличие других православных церквей Стамбула, не был никогда мечетью. Это церковь Панагии Мухлиотиссы (1282), основанная Марией — византийской принцессой и внебрачной дочерью императора Михаила VIII. Марию определили в жены Хулагу, монгольскому хану, покорителю Багдада и Персии. Путь к жениху был не близкий, и пока принцесса добиралась, хан скончался. Невеста, согласно брачному договору, стала супругой ханского сына. Когда от белой горячки умер и он, Мария вернулась на родину и основала в Константинополе небольшой монастырь, где и провела остаток своей благочестивой жизни.

Церковь, даже в самые жестокие по отношению к христианам времена, оберегал фирман, письменный указ о неприкосновенности храма, выданный Мехмедом II. Его копия и сейчас бережно хранится. А о периоде безжалостного преследования христиан говорит второе наименование храма: «Кровавая Церковь» (Kanli Kilisesi).

Укрытая Богом

Панагия Теоскепасти — церковь, которая высится на небольшой горе над портовым городом Пафосом на Кипре. Ее история уходит к 649 году, когда арабы напали на город, разрушив его до состояния руин. Посреди городских развалин уцелевшей осталась лишь маленькая церквушка Пресвятой Богородицы, построенная на небольшой скале. По Божественной милости, во время штурма, пелена тумана укрыла храм, и он не был замечен арабами. После этого церковь стала именоваться Богородица Сокрытая Богом. Но целью православного паломничества является находящаяся в храме икона Пресвятой Богородицы. Она считается чудодейственной и ее, согласно преданию, также написал апостол Лука.

Греция, Кипр, Турция располагают множеством православных святынь. Сюда постоянно приезжают путешественники не только для отдыха и осмотра достопримечательностей, но и для того, чтобы преклониться перед христианскими реликвиями. Действующие храмы, особенно отдаленные, таят в себе дух умиротворения и божественной благодати. Кажется, что под этими древними сводами, где сила веры не угасала столетиями, открывается некая сокровенная тайна, таящаяся в ортодоксальных древних обрядах православия.

Что такое панагия?

Панаги я (от греч. panagía — пресвятая), 1) нагрудная иконка в виде медальона с изображением богоматери. П. нередко представляли собой выдающиеся произведения мелкой пластики, исполненные из металла (литые и чеканенные, с эмалью, сканью, чернью), слоновой кости, дерева, мягких пород камня. В России использовались как знак архиереев. 2) Иконографический тип богоматери, изображаемой в виде оранты с младенцем Христом в медальоне на груди.

Яндекс.Словари › БСЭ. — 1969—1978

Пресвятая Богородица великая панагия

Иконки являются особенным изделием Игоря Шишлина, такого Вы не найдете у любого другого производителя или частного мастера.

Каждая часть изделия проработана до самых мелких деталей, несет в себе художественный замысел и техническое совершенство.

Техника и компоновка изделия являются неповторимыми.

Для тех, кто относится к иконке не только как к украшению, важным будет то, что работа над иконкой выполняется по всем православным канонам. Художники, пишущие лики святых, соблюдают посты и следуют иным христианским заповедям.

Золотую подвеску (иконку), которую можно носить у своего сердца,

Вы можете подобрать для себя на этой страничке нашего сайта - олотые нательные иконки Игоря Шишлина .

Надеемся, что Ваш вкус позволит Вам сделать лучший выбор!

Панагии, которые уже увидели свет, Вы можете увидеть ниже:



Феодоровская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери



Изображения панагии других мастеров :

Панаги́я (греч. παναγία — всесвятая ) — небольшой образ Богоматери , чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди.

Первоначально панагией называлась часть из просфоры, изъятая на проскомидии в честь Божией Матери. Она, в особом ящичке, называемом панагиаром, по особому чину («чин возношения Панагии» находится в Часослове, а также в Типиконе), переносилась, в монастырях, в трапезу, где вкушали одну часть её — перед принятием пищи трапезной, другую — по окончании трапезы.

Впоследствии название панагии было усвоено панагиару или ящичку. Позже панагия сделалась названием нагрудного знака архиереев и некоторых архимандритов ставропигиальных монастырей и имела сперва вид ящичка или енколпион, на одной стороне которого было изображение Спасителя или Святой Троицы, на другой — Божией Матери ; внутри ящичка полагались иногда частицы мощей. Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа, которая дается ему при посвящении после литургии, содержится в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского (XV век).

Со временем мощи святых перестали быть обязательной принадлежностью панагий, панагия утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери, носимой на груди, как знак архиерейского достоинства.

Епископу, как писал протоиерей Григорий Дьяченко, полагается такое изображение «в напоминание своего долга носить в сердце своём Господа Иисуса и возлагать упование своё на заступление Пречистой Матери Его».

Панаги́я (греч. Παναγία — «всесвятая»).

  • Панагия — один из эпитетов Богородицы, используемый в основном в христианстве восточного обряда.
  • Панагия — Тип икон Пресвятой Богородицы, называемый также Platytera (греч. Πλατυτέρα), см. Оранта.
  • Панагия — небольшая икона с изображением Богоматери, является знаком архиерейского достоинства, носится епископами на груди (во время Богослужения — с наперсным крестом, а вне храма — не обязательно. Есть панагии с изображениями Троицы, Распятия, Вознесения. Бывают различные по форме — круглые, овальные, ромбовидные, квадратные.
  • Панагия — название просфоры в честь Богоматери; употребляется в числе пяти служебных просфор на проскомидии для приготовления Святых Даров.
  • Панагиар — церковная утварь для панагий, иногда также называлась «панагией».

Панагия - носимая на груди иконка (нательная иконка ), ранее большей частью являлась элементом архиерейского облачения. Для изготовления панагии используется золото, слоновая кость, иногда перламутр, дерево. Панагию украшают драгоценными камнями и эмалями. С течением времени образ панагии изменялся. В древности панагиар, как еще именовалась панагия, имел внутреннюю емкость, где носили святыни.

Применялись и панагиары в виде крестов. Эта практика существовала и в Русской, и в Греческой Православной Церкви. Панагиар именовали также энколпионом, а по-русски - нанедренником, наперсником, воротной иконой. Энколпион, как неотъемлемая принадлежность архиерейского облачения, упоминается уже в творениях святого Симеона, архиепископа Солунского, жившего в XV столетии. Писатель XVII века Иаков Герр сообщает, что в Греции посвящаемому во епископа вручался энколпион - драгоценный крест с частицами мощей святых.

На Руси чаще употреблялись панагиары в виде ковчежцев, описанные выше. Форма их из прямоугольной постепенно трансформировалась в округлую. В XV-XVI столетиях были распространены панагии, состоявшие из двух круглых или овальных створок, украшенных священными изображениями не только снаружи, но и изнутри. В то же время до XVIII века наперсные кресты (энколпионы) и панагии употреблялись в равном значении. Эта практика изменилась после указа 1741-1742 годов императрицы Елисаветы Петровны, дозволившей носить наперсные кресты и архимандритам. После этого епископы стали по преимуществу возлагать на себя панагии, которые к этому времени уже украшались самыми разными образами: иконами Пресвятой Богородицы и Спасителя, сюжетами из Священной истории (Распятие, Воскресение, Вознесение Христово и т.п.), ликами святых.

Духовное значение панагии очевидно - она напоминает о Спасителе, благодатью Которого осуществляется жизнь Церкви, совершаются таинства, образом Которого является во время богослужения архиерей, либо о Пресвятой Богородице и угодниках Божиих как заступниках пред Господом за земное колено Церкви.

Драгоценные каменья, украшающие архиерейскую панагию, напоминают нам о камнях, украшавших облачение ветхозаветного первосвященника и символизировавших двенадцать колен Израиля. Перечень их таков: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий и оникс. Из подобных камней, согласно Откровению апостола Иоанна Богослова, будут составлены стены Небесного Иерусалима.

Символический смысл имеет не только панагия, но и цепь, на которой ее носят. Составленная из достаточно крупных плоских звеньев, эта цепь имеет перемычку, так что конец ее спускается на спину. Так же выглядит и цепь для ношения наперсного креста. Такая форма цепи, как и архиерейский омофор, и епитрахиль священника, указывает на «заблудшую овцу», которую Добрый Пастырь берет на Свои рамена и несет ко спасению.

Наградные панагии

Как и наперсный крест у священников, панагия может иметь значение награды. В Российской империи Государь жаловал архиереям панагии с украшениями. На оборотной стороне таких панагий обычно помещали портрет Императора, выполненный в технике горячей эмали. Епископы, отличившиеся в деле служения Отечеству на поле брани, награждались панагиями на георгиевской ленте. В 1915 году этой награды был удостоен преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский.

Во время Первой мировой войны владыка Трифон, как простой полковой священник, отправился на фронт, где окормлял 163-й пехотный Миргородский полк 42-й дивизии. Он бесстрашно находился на передовой позиции, укрепляя и наставляя воинов, был контужен, но не оставил своего служения и в результате лишился зрения на одном глазу. За мужество и самоотверженность Государь Николай Александрович пожаловал Преосвященного Трифона панагией на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

Исторические образцы

Сохранились панагии, принадлежавшие древним патриархам Русской Православной Церкви. Среди них панагия Патриарха Филарета Никитича, отца первого Государя из рода Романовых, Михаила Феодоровича. На коричневом агате вырезан образ Пресвятой Богородицы «Оранта». Золотое обрамление украшают две нити крупного белого жемчуга, символизирующего чистоту и святость, и голубые яхонты (голубой цвет - Богородичный, также указывает на небесную чистоту и непорочность). На обратной стороне панагии по золоту искусно вырезан образ Богоявления (Крещения Господня).

Трагична судьба панагии святителя Иова, Патриарха Московского. Эта панагия представляла собой замечательный образец древнерусского церковного искусства: образ Божией Матери, вырезанный на цельном куске сандалового дерева, обрамлялся богатым окладом из червонного золота, который украшали крупные рубины, сапфиры и жемчуга. Император Петр I снял панагию с мощей святителя Иова и, по свидетельству историков, намеревался обратить ее в деньги, в которых государство нуждалось для ведения войны со Швецией. До этого не дошло, но святыня не была возвращена на место, а оказалась в запасниках Грановитой палаты, откуда ее и похитили в годы революции 1917 года. Реликвия сменила несколько владельцев. Последний из них в 1988 году передал святыню одному из храмов Тверской епархии, расположенному неподалеку от Старицы - города, откуда происходил святитель Иов. Но вскоре драгоценная панагия была вновь украдена - уже современными кощунниками, и след ее потерялся.

Как мы видим, древние панагии чаще всего выполнялись в технике рельефной резьбы по камню или дереву, употреблялась и гравюра по драгоценным металлам. В синодальный период были более распространены панагии, созданные эмальерами. Драгоценные камни, украшавшие панагии, в эту эпоху подбирались не столько по символическому значению, сколько в соответствии с модными веяниями, господствовавшими в искусстве. Так, в XVIII веке предпочитали контрастные драгоценные камни: сапфиры, изумруды, рубины. Кстати, эзотерика определяет рубин как камень, символизирующий истину, небесные доблести и непорочность.

На рубеже XVIII - XIX веков, когда воцарился строгий стиль классицизма, панагии стали обрамлять по преимуществу бриллиантами. В XIX столетии ювелиры выбирали для своих работ драгоценные камни нежных и светлых тонов.

Современные мастера используют самые разные техники, вбирая в свою работу опыт различных эпох, так что, оказавшись на торжественном богослужении, совершаемом сонмом архиереев, мы можем увидеть самые разные панагии - от созданных по древнерусским и византийским образцам до выполненных в стиле модерна XIX века и даже несущих в себе лучшие тенденции современного искусства.

Алина Сергейчук

Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».

Публикации по теме