Русские патриархи 17 века. Список митрополитов русской православной церкви. Учреждение Патриаршества в России

Подробных биографических статей о русском Патриархе очень много, но мы остановимся только на главных моментах его жизни и на том, что сегодня у православных христиан возникло очень много вопросов и противоречивых мнений, связанных с его встречей с Конечно, и до этого очень многие пытались очернить и обвинить Его Святейшество в измене. Однако обо всем по-порядку.

Патриарх всея Руси Кирилл. Краткая биография

В миру Владимир Гундяев родился в Ленинграде в 1946 году, 20 ноября. Его дед и отец были священниками, мама - учителем немецкого языка. Любовь к православной вере тоже привела Владимира и его брата к священничеству. Сестра Елена стала православным педагогом.

Подумать только, его дед провел в тюрьмах на Соловках 30 лет своей жизни за свою церковную деятельность и борьбу с обновленчеством 20-40 гг. Как бы то ни было, при всем при этом Патриарх всея Руси Кирилл не корит советскую власть, потому как ко всему подходит с умом, глубоким анализом и мудростью. Он считает, что в этот период было много и плохого, и хорошего, и это все надо понимать, а не делать поспешных умозаключений.

Будущий Патриарх всея Руси закончил Ленинградскую духовную семинарию и академию с отличием. В 1969 году постригся в монахи с именем Кирилл. И так, шаг за шагом, в результате постепенной добросовестной работы и искренней веры в то важное, что он несет и проповедует людям, по воле Божьей он добирается до самой высшей ступени священства.

Теперь он святейший Патриарх Московский и всея Руси. Более достойной кандидатуры не нашлось, и в 2009 году 27 января Поместный Собор избрал его на этот пост. Без сомнения, это был очень правильный выбор.

Патриарх и Папа

Серьезные сложности в отношениях между католиками и православными продолжались несколько веков с того самого момента, как католицизм откололся от основной и главной православной христианской ветки в 1054 году. Сегодня противостояния перешли на новый современный, более ухищренный и озлобленный уровень, и если сейчас не начать вести диалоги, то может случиться непоправимое.

Христианские церкви должны научиться вместе противостоять новым вызовам современности. Церкви действительно стали стремиться к единству, но это совсем не говорит о том, что они собираются объединить свои усилия и вести рассуждения на тему спорных вопросов теологии. Совсем нет, посредством единого и нового христианского взгляда на события в современном мире им надо научиться противостоять насилию и лжи и приложить к этому все усилия, чтобы защищать свои традиционные ценности.

Встреча

И вот впервые Святейший Патриарх Кирилл в Гаване встретился с предстоятелем и по итогам встречи в закрытом режиме они подписали обоюдную декларацию, состоящую из 30 пунктов. Это подписание стало новым этапом в развитии отношений двух крупнейших по численности религий.

В этом документе, кроме призыва к межрелигиозному диалогу и веротерпимости, оговаривались вопросы преследования верующих христиан на Ближнем Востоке и в Сирии, где сегодня в военных конфликтах проливается много невинной крови, в том числе и на религиозной почве. Это главный пункт декларации. До войны в Сирии проживало почти два миллиона христиан разных конфессий, но исламисты ИГИЛ «Исламское государство» - запрещенного в России террористического движения - преследуют этих бедных людей, и те вынуждены бежать в Европу и соседний Ливан.

Декларация

Патриарх всея Руси Кирилл и Папа Франциск также затронули тему силового присоединения церквей и противостояния на Украине между греко-католиками, раскольниками Киевского Патриархата и православными РПЦ Московского Патриархата. Эта очень болезненная тема долгое время была преградой для встречи в 90-х годах. Главы также обсудили вопросы эвтаназии, абортов и однополых браков, разрешеных в Европе и США. Хотя подходы к этой проблеме у католиков и православных церквей разные. Ватикан не поддерживает но толерантно воздерживается от комментариев на эту тему, в то время как РПЦ МП имеет более четкую позицию. Была затронута тема мира и религиозной свободы в многострадальной Украине.

Умный диалог

Патриарх всея Руси Кирилл и Его Святейшество Папа Франциск, понимая историю раскола между ними, выступают с уважительным обращением ко всему страдающему миру как проповедники Христа. Важно и то, что католического благословения не получили европейские санкции, направленные против России. В Кремле не скрывали заинтересованности в этой встрече и как в важной составляющей межрелигиозного диалога, и в инструменте налаживания внешней политики, преодоления экономической изоляции России, при всем этом учитывались влияние и авторитет Папы Римского в западных политических кругах.

Эта встреча стала примером для политиков, ведь сегодня как никогда ощутима угроза начала Третьей мировой войны. Православные и католики должны понять, что они братья, а не соперники, и просто обязаны жить в мире и согласии.

Всем нам надо возлюбить Бога и ближнего своего, как проповедовал людям сам Иисус Христос. И не важно, каких взглядов этот человек придерживается, какой он национальности и веры.

Новый труд архимандрита Макария посвящен Всероссийским Митрополитам X-XVI веков. Автор исследует святительское служение всех Предстоятелей Русской Церкви с 988 по 1586 год. Этот отрезок времени можно назвать Митрополичьим периодом, который оказался самым продолжительным в истории Русской Церкви и предшествовал периоду Патриаршему. На первом этапе своей истории Русская Церковь была митрополией Церкви Греческой, а Русские Митрополиты поставлялись Константинопольскими Патриархами. Впоследствии, начиная с 1448 года, Московские Предстоятели становятся автокефальными и поставляются на Всероссийский престол уже в самой Москве. Книга снабжена обширной библиографией и публикациями рукописного наследия русских святителей — духовных грамот, окружных посланий, слов и поучений. Издание представляет интерес для историков Церкви, а также для всех неравнодушных к духовной истории нашего Отечества.

Архимандрит Макарий (Веретенников) родился в 1951 году в городе Магнитогорске. Среднее образование завершил в 1969 году в городе Караганде. В 1972 году по благословению митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Иосифа († 1975) подал прошение о поступлении в Московскую духовную семинарию. В 1974 году окончил МДС и поступил в Академию. В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за представленную работу «Всероссийский Митрополит Макарий и его церковно-просветительская деятельность». С сентября 1978 года преподавал Историю Русской Церкви в семинарии. 17 марта 1982 года наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Иеронимом († 1982) в Троицком соборе пострижен в монашество в честь преподобного Макария Египетского. С сентября 1982 года по июль 1985-го обучался на богословском факультете Университета им. Мартина Лютера в Галле (ГДР) и одновременно служил в храме Святой равноапостольной Марии Магдалины на историческом кладбище в городе Веймаре. По возвращении из Германии преподавал в МДСиА.

В 2004 году архимандрит Макарий был утвержден в звании профессора. С июня 2001 по март 2010 года был Заведующим Регентской школой при МДА. В 2013 году — почетный профессор Екатеринбургской духовной семинарии, в 2014 году присвоено ученое звание доктора церковной истории. Принимал участие в подготовке издания «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), в качестве докладчика участвовал в различных заграничных, международных, Всероссийских и региональных конференциях. Награжден орденами Русской Православной Церкви, с 1989 года член Синодальной литургической комиссии, с началом издания «Православной энциклопедии» — член Научно-редакционного совета Православной энциклопедии, член экспертного совета по Макарьевским чтениям. Библиография автора насчитывает более 750 публикаций. В одной из своих последних публикаций автор предложил новую периодизацию Истории Русской Церкви.

ВВЕДЕНИЕ

  • Предисловие
  • Подвиг апостола Андрея
  • Предыстория Русской иерархии

ЧАСТЬ 1. МИТРОПОЛИТЫ ВСЕЯ РУСИ ПОД ОМОФОРОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА

  • ГЛАВА I. НАЧАЛО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В РУССКОЙ ЗЕМЛЕ
    • Святой Митрополит Михаил (988-992
    • Митрополит Леонтий (992-1008
    • Митрополит Иоанн I (до 1018-1035
    • Митрополит Феопемпт (1035-1047
  • ГЛАВА II. МИТРОПОЛИТЫ-БОГОСЛОВЫ
    • Святой Митрополит Иларион (1051-1054)
      • Исповедание веры Митрополита Киевского Илариона
    • Митрополит Ефрем (1055-1061)
      • Написание Митрополита Ефрема
    • Митрополит Георгий (1062-1076
      • Георгия, Митрополита Киевьского, стязанье с латиною; вин числом 70
    • Святой Митрополит Иоанн II (1076-1089)
      • Письмо Митрополита Иоанна Ф. Продрому О указание от правил обличително на ереси латынския Иоанна Митрополита Русскаго ко архиепископу Римскому о опресноцехъ
    • Митрополит Иоанн III (1090-1091)
    • Святой Митрополит Николай (1093-1104)
    • Митрополит Никифор I (1104-1121)
      • Поучение Митрополита Русскаго Никифора в Неделю сыропустную в церкви ко игуменом и ко всему иерейскому и дияконскому чинку и к мирским людем
    • Митрополит Никита (1122-1126)
      • Проложное сказание о принесении перста Иоанна Предтечи из Византии на
    • Митрополит Михаил II (1130-1145)
  • ГЛАВА III. НАРАСТАНИЕ КНЯЖЕСКИХ УСОБИЦ НА РУСИ
    • Митрополит Климент (Смолятич; 1147-1155)
    • Святой Митрополит Константин I (1156-1159)
      • Никита Акоминат (Хониат). Сокровище православной веры. Книга XXIV: Собор
    • Митрополит Феодор (1161-1163)
    • Митрополит Иоанн IV (1164-1166)
    • Митрополит Константин II (1167-1170)
      • Месяца августа въ 1 день слово Великого князя Андрея Боголюбьскаго о милости Божии
    • Митрополит Михаил III (1171-1174)
    • Митрополит Никифор II (1175/76-1202)
    • Митрополит Матфей (1209-1220)
    • Митрополит Кирилл I (1225-1233)
      • Грамота Никейского Патриарха Киевскому Митрополиту Кириллу
    • Митрополит Иосиф (1236-1240)
  • ГЛАВА IV. ПОСЛЕ БАТЫЕВА РАЗОРЕНИЯ
    • Святой Митрополит Кирилл II (уп. 1242-1281)
      • Послание князя Святослава Мизийского Митрополиту Кириллу
      • Ярлык Ордынского хана Менгу-Темира русскому духовенству. Степь
    • Святой Митрополит Максим (1283-1305)
      • Поучение святителя Максима
      • Месяца декабря в 15 день Сказание о святем и блаженнем Первопрестолнике чюдном Митрополите Максиме Владимирском и Московском и всея Росии
  • ГЛАВА V. НАЧАЛО ВОЗВЫШЕНИЯ МОСКВЫ
    • Чудотворец Митрополит Пётр (1308-1326)
      • Поучение смиреннаго Петра, Митрополита Киевского и всея Руси, игуменом, попом и диаконом
      • 1308-1326 гг. — Поучение митрополита Петра духовенству (об епитимиях и вдовых попах) и мирянам (об усердии к церкви)
      • Поучение Петра Митрополита Киевскаго и всея Руси
      • Поучение Петра Митрополита
      • Поучение Петра Митрополита, егда препре Тферьскаго владыку Андрея во Сборе
    • Святой Митрополит Феогност (1328-1353)
      • 1339 г. — Грамота Патриарха Иоанна XIV Митрополиту Феогносту об открытии мощей святителя Петра
      • Поучение Феогноста, Митрополита всея Руси
    • Чудотворец Митрополит Алексий (1354-1378)
      • Поучение Алексия Митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом
      • Поучение смиреннаго Алексия Митрополита всея Руси игуменомь и попом и дьакономь и всем правоверным крестьяном, крестоимянитым людем, пребывающим в правоверьи, всего предела Новгородьского и Городецьского: благодать вам и мир от Бога свыше
      • 1363 г. — Слово пресвещенного Алексея Митрополита
      • 1378 г. — Список з духовныя грамоты иже во святых отца нашего Алексея Митрополита Киевскаго и всеа Руси, нового чудотворца
  • ГЛАВА VI. СМУТА В МИТРОПОЛИИ
    • Архимандрит Михаил († 1379) — кандидат на Русскую митрополию. Митрополит Пимен (1380-1389)
    • Святой Митрополит Дионисий I (1384-1385)
      • 1382 г. — Грамота Суздальского архиепископа Дионисия псковскому Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития
      • 1383 г. — Послание святителя Дионисия князю Димитрию Донскому. От иного послания о повинных
  • ГЛАВА VII. БЕДЫ И УСПЕХИ МОСКОВСКОЙ РУСИ. ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОГО ГРАДА
    • Cвятой Митрополит Киприан (1375-1390-1406)
      • Духовная грамота Митрополита Киприана
    • Святой Митрополит Фотий (1408-1410-1431)
      • [Письмо монаха Исидора] Митрополиту России [Фотию]
      • 1420 г., 24 января. — Жалованная грамота Митрополита Фотия Горицкому монастырю
      • Разрешительная грамота-молитва Митрополита Фотия
  • ГЛАВА VIII. КНЯЖЕСКИЕ УСОБИЦЫ, БОРЬБА ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ
    • Митрополит Герасим (1433-1435)
      • 1414 г. — Настольная грамота Митрополита Фотия епископу Владимиро-Волынскому Герасиму
      • 1434 г., ноябрь. — Грамота Римского Папы Евгения Митрополиту Герасиму
    • Митрополит-кардинал Исидор (1436-1441).
      • Окружное послание Митрополита-кардинала Исидора
      • 1440 г., июля 27. — Грамота Митрополита-кардинала Исидора
      • 1441 г., февраля 5. — Уставная грамота Киевского князя Александра Владимировича собору Святой Софии в Киеве и Митрополиту Киевскому и всея Руси Исидору
      • Послание князя Василия Васильевича инокам-святогорцам
      • Повесть Симеона суздальского об осьмом, Флорентийском Соборе. Исидоров Собор и хожение его

ЧАСТЬ 2. АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

  • ГЛАВА I. УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЫТИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
    • Чудотворец Митрополит Иона (1448-1461)
      • 1459 г. — Послание от Митрополита [Ионы] в Литву ко всем владыкам о православной вере, и о укреплении, и о Григории Митрополите, Сидорове ученице
      • 1459 г., декабря 13. — Посыльная от всех владык рускых к владыцем литовьскым, которые рукоположение приняли от Ионы Митрополита, о Григорьи Митрополите, что вышел из Риму на митрополью Киевскую
      • [Обращение к святителю Ионе иеромонаха Афанасия]
      • До 1461 г. — Отступная запись Л. Корыткова Митрополиту Ионе
      • Благословенная грамота Митрополита [Ионы] прихожанам собора
    • Святой Митрополит Феодосий (1461-1464)
      • 1462 г., январь. — Поучение Митрополита Феодосия о чуде-исцелении у мощей святителя Алексия Московского
      • Слово похвально святым верховным апостолом Петру и Павлу. Творение Феодосия, архиепископа всея Руси
      • 1462 г., августа 4. — Жалованная грамота Митрополита Феодосия игумену Парфению, настоятелю монастыря Архангела Михаила в Суздале 1464 г., апреля 4. — Настольная грамота Митрополита Феодосия митрополиту Кесарии Филипповой Иосифу
      • *Послание* [бывшему Митрополиту Феодосию]
    • Святой Митрополит Филипп I (1464-1473)
      • 1465 г. — Грамота Митрополита Филиппа настоятелю Покровского монастыря «на Богоне» игумену Льву
      • 1467 г. — Лист Дионисия Патриарха Константинопольского до Москвы писаныи
      • [Житие Митрополита Филиппа I]
  • ГЛАВА II. УСИЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КНЯЗЯ НА ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА. БОРЬБА С ЕРЕСЬЮ
    • Святой Митрополит Геронтий (1473-1489)
      • 1480 г., ноября 13. — Соборное послание духовенства Русской Церкви великому князю Иоанну Васильевичу на Угру
      • [Грамота В. Ф. Образца, данная Митрополиту Геронтию]
      • Месяца августа в 27 день пренесение мощем Святейших Митрополитов Феогноста, Киприана, Фотия, Ионы и Филиппа
      • Сказание о блаженном и преосвященном святем Геронтии Митрополите Московском
      • Ересь жидовствующих. Митрополит Зосима (1490-1494)
      • Соборный приговор 1490 года
    • Святой Митрополит Симон (1495 - † 1511)
      • Послание инока диакона, к архиепископу моление
      • 1501 г., 1 февраля. — Ставленная грамота Митрополита Симона, данная преподобному Корнилию Комельскому
      • 1503 г., августа 6. — Соборное определение о невзимании со священнослужителей мзды при хиротонии
      • 1503 г., 12 сентября. — Соборное определение о вдовых попах и диаконах и о запрещении монахам и монахиням жить в одних монастырях
  • ГЛАВА III. СВЕДЕННЫЕ С ПРЕСТОЛА
    • Митрополит Варлаам (1511-1521)
      • 1516 г., июль. — Послание Константинопольского Патриарха Феолипта Митрополиту Варлааму о милостыне
      • 1516-1517 гг. — Послание Афонского Ватопедского монастыря игумена Анфимия Митрополиту Варлааму об отправлении в Москву Святогорского старца Максима Грека со сопутниками
      • 1516-1517 гг. — Послание Афонского Пантелеимоновского монастыря игумена Паисия Митрополиту Варлааму о милостыне
    • Митрополит Даниил (1522-1539)
      • 1537 г., май. — Наказ Митрополита Даниила, данный епископу Сарскому и Подонскому Досифею и архимандриту Симоновскому Филофею о речах к князю Андрею Иоанновичу Старицкому для вызова его в Москву и в случае отказа предать его проклятию
      • Послание Митрополита Даниила
      • 1539 г., марта 26. — Отреченная грамота Митрополита Даниила
    • Святой Митрополит Иоасаф (1539-1542)
      • 1526-1527 гг. — Полюбовная разъезжая Михаила Кузьмина Зубова и его сына Андрея и старцев Троице-Сергиева монастыря Сергия Кузьмина и Иоасафа Скрипицина Зубовской земле сельца Нового с троицкой землей села Скнятинова в Кинельском стане Переяславского уезда
      • 1548 г., ноябрь. — Переписка Митрополитов Макария и Иоасафа
      • Из материалов Стоглавого Собора
  • ГЛАВА IV. РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
    • Чудотворец Митрополит Макарий (1542-1563)
      • 1547 г., января 16. — Поздравительная речь Митрополита Макария нововенчанному царю Иоанну IV
      • 1552 г., ноябрь. — Вкладная запись Митрополита Макария в сентябрьской Успенской Четией Минее
      • 1555 г., август. — Грамота Митрополита Макария Виленскому католическому епископу Павлу
      • Месяца декабря в 31 день сказание вкратце о житии и пребывании иже во святых отца нашего чюднаго Макария, Митрополита Московскаго и всеа Росии чюдотворца
      • Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго чюдотворца и иже с ним во святых отца нашего Макария Митрополита Московскаго и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы
    • Митрополит Афанасий (1564-1566)
      • 1564 г., февраля 2. — Соборная грамота о белом клобуке
      • Послесловие Апостола, изданного в Москве в 1564 году
      • 1564 г., сентября 29. — Богомольная грамота Митрополита Афанасия епископу Сарскому и Подонскому Матфею по случаю войны с Польшею
  • ГЛАВА V. ЦАРСКИЙ ПРОИЗВОЛ
    • Чудотворец Митрополит Филипп II (1566-1568)
      • 1555 г., августа 7. — Грамота Митрополита Макария в Великий Новгород
      • 1566 г., 20 июля. — Приговор об избрании на Московскую митрополию Соловецкого игумена Филиппа
      • 1566 г. — Грамота Митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь
      • 1567 г., ноября 24. — Богомольная грамота Митрополита Филиппа в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю войны с Крымским ханом и Польским королем
    • Митрополит Кирилл III (1568-1572)
      • Отпускная грамота Митрополита Кирилла
      • 1571 г., март. — Грамота Митрополита Кирилла Константинопольскому Патриарху Митрофану
    • Митрополит Антоний (1572-1581)
      • 1578 г. — Послание благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича и всего освященного Собора к великим страстотерпцем и исповедником великому князю Михаилу Черниговскому и боярину его Федору, имеющему образ сицев
      • 1575 г., декабря 20. — Жалованная грамота Митрополита Антония святителю Суздальскому Варлааму
      • 1580 г., декабря 27. — Ставленная грамота Митрополита Антония
    • Митрополит Дионисий II (1581-1586)
      • Чин поставления Митрополита Дионисия
      • 1581 г., августа 1. — Грамота Митрополита Дионисия Смоленскому епископу Сильвестру
      • 1584 г., октября 30. — Царская тарханная грамота Митрополиту Дионисию на слободку Святославлю
      • 1586 г., июня 17. — Грамота Митрополита Дионисия на строительство храмов в монастырских селах Ипатьевской обители
      • Житие Митрополита Дионисия

Имена Митрополитам Киевским от крещения Владимирова

Заключение

Некоторые итоги исследования

Приложение

Древнее «часомерие»

Список сокращений, используемых в библиографических ссылках

Митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей начинается с 15-го века и продолжается по настоящее время. Название «московский» говорит о том, что предстоятели начинали службу именно в этом месте. Но все бумаги подписывались как «Митрополит всея Руси».

1. Феодосий (Бывальцев). Годы службы - с 3 мая 1461 г. по 13 сентября 1464-го. Это был талантливый церковный деятель и публицист. До того, как он вступил в сан митрополита, служил в Чудовом монастыре архимандритом. Но московский князь впервые, самостоятельно, без патриарха Константинополя назначил его митрополитом. Прослужил он всего 4 года, потом по причине недуга был вынужден уйти в отставку. После этого Феодосий прожил еще 10 лет, умер в 1475 году.

2. Филипп первый. Годы службы - с 11 ноября 1464 г. по 5 апреля 1473-го. Был во главе 10 лет. Именно в его правление произошли большие церковные события. Например, строительство Успенского собора. Канонизирован православной церковью.

3. Геронтий. Годы службы - с 29 июня 1473 г. по 28 мая 1489-го. Время его правления охарактеризовано множественным возведением и соборов. Канонизирован русской церковью.

4. Зосима (Брадатый). Служил митрополитом с 1490 по 1495 год. Стал известен тем, что был заподозрен в еретичестве.

5. Симон. Годы предстоятельства - с 22 сентября 1495 г. по 30 апреля 1511-го. При нем много раз собирались Соборы, где решались очень важные церковные вопросы. Но быстро покинул митрополию и скончался.

6. Варлаам. Годы службы - с 3 августа 1511 г. по 18 декабря 1521 г. Активно защищал Феофана Грека, за что впал в немилость и ушел в отставку. Затем был отправлен в Спасо-Каменный монастырь.

7. Даниил. Служил с 1522 по 1539 год. Известен своими литературными трудами. Но за поддержку матери Иоанна Грозного Елены Глинской был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

8. Иоасаф (Скрипицын). Годы правления - с 6 февраля 1539-го по январь 1542-го. За его ходатайство за князя Бельского был низложен и отправлен в Кириллов монастырь.

9. Макарий. Годы службы - с 19 марта 1542 г. по 31 декабря 1563-го. При нем были восстановлены и обновлены многие иконы и фрески, возведен храм святого Николая и открыта первая печатная типография для издания церковной литературы. Помогал в составлении нового владычного свода.

10. Афанасий. Годы правления - с 5 марта 1564-го по 16 мая 1566-го. Автор известных произведений и хороший иконописец. Отказался от службы и ушел в монахи в Чудов монастырь.

11. Герман (Садырев-Полев). Был назначен митрополитом в июле 1566 года. Почитается как святитель, так как был убит опричником.

12. Филипп II (Колычёв). Правил с 25 июля 1566 года по 4 ноября 1568-го. Обличал опричников Ивана Грозного. По решению церковного суда был отстранен от службы и сослан в монастырь Тверской губернии. Там он был убит Малютой Скуратовым.

13. Кирилл (III/IV). Был митрополитом с 11 ноября 1568 года по 8 февраля 1572-го. Ни во что не вмешивался и ничего не предпринимал. Скончался и похоронен в Москве.

14. Антоний. Вступил в сан в мае 1572 г. О его деятельности сохранилось мало сведений. Известно, что время, в которое ему довелось быть митрополитом, было очень тревожным. Ушел на покой в 1581 году.

15. Дионисий. Годы в сане - с 1581-го по 1587-й. Известно, что это был умный, образованный оратор, который получил прозвище «Премудрый грамматик». За то, что обличил шурина Годунова, был заточен в Хутынский монастырь.

16. Иов. Принял сан 11 декабря 1586 года. Во всем поддерживал Бориса Годунова. Но после его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия. За это с него сорвали патриаршие одежды и отправили в изгнание. Даже после его восстановления в сане Шуйским, Иов больше не стал патриархом, так как был слеп, и вскоре умер.

Патриарший период № 1 (1589-1721 гг.)

  1. Патриарх Иов. В миру Иван. Принял сан 11 декабря 1586 года. Считается первым московским патриархом. Во всем поддерживал Бориса Годунова. После его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия, за что с него сорвали патриаршии одежды и отправили в изгнание. После его восстановления в сане Шуйским Иов больше не стал патриархом, поскольку был слеп, и вскоре умер.
  2. Патриарх Игнатий. Возведен в сан 30 июня 1605. Получил свой сан при Лжедмитрии 2. Но после смены власти был лишен престола в 1634 году.

  3. Гермоген. Годы патриаршества - с 3 июня 1606-го по 17 февраля 1612-го. Был патриархом в эпоху смутного времени. Это был человек выдающихся ума и грамотности. После его правления осталось много сочинений. Умер Гермоген от голода в польском плену.

  4. Митрополит Ефрем. Первым подписал грамоту об избрании царем Михаила Романова. Правил с 17 февраля 1612 года по 26 декабря 1613-го.
  5. Митрополит Иона. Период предстоятельства - с 1614 года по 1619-й. Зарекомендовал себя жестоким человеком, часто предпринимал опрометчивые шаги в правлении.

  6. Патриарх Филарет. Мирское имя - Федор Никитич Романов, родной отец первого царя из рода Романовых. Вместе с женой был насильно пострижен в монахи. Был предстоятелем с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633-го. Большое внимание уделял книгопечатанию. Провел церковную реформу.

  7. Иосаф 1. Был предстоятелем с 1634 года по 1640-й. Приводил в порядок Русскую церковь. За свой короткий срок правления построил 3 храма и восстановил 5 церквей.

  8. Иосиф. 1642–1652 гг. При его правлении было канонизировано большое количество святых и напечатано много книг.

  9. Никон, в миру Никита Минин. Период предстоятельства: 1652–1666 гг. Имел официальный титул «Патриарх московский и всея Руси». Провел масштабные церковные преобразования. Из-за старообрядческих взглядов был лишен сана. Стал простым монахом.

  10. Иоасаф II. Был предстоятелем с 1667 по 1672 год. Помогал издавать сочинения против раскольников.

  11. Патриарх Питирим (1672–1673 гг.) Крестил будущего императора Петра 1.

  12. Патриарх Иоаким. Период предстоятельства - с 26 июля 1674 года по 17 марта 1690-го. При нем были учреждены новые епархии, изданы богослужебные книги. Был против всего иноземного.

  13. Патриарх Адриан. Правил с 1690 по 1700 год. При нем было издано много имевших большое значение проповедей и богослужебных книг.

  14. Стефан Яворский. Не избирался, а лишь выполнял функции блюстителя престола с 1700 по 1721 год.

Патриарший период № 2 (1917 г. и до настоящего дня)

  1. Патриарх Тихон (Беллавин Василий Иванович). Был назначен предстоятелем в 1917 году. Издал знаменитое «Воззвание». Умер в 1925 году.

  2. Митрополит Петр. (Полянский Петр Федорович). Период предстоятельства: 1925–1936 гг. Почти сразу же был арестован, на допросе сказал, что не одобряет революционный строй. Был расстрелян.

  3. Митрополит Сергий (Страгородский Николай Иванович). Годы правления -1936–1943 гг. я. Благословил всех на борьбу с фашизмом. Писал ходатайство о священнослужителях, которые попали под репрессии.

  4. Патриарх Сергий (Страгородский Иван Николаевич). Автор многих церковных сочинений и духовных стихов. Был предстоятелем с 1943 по 1944 год.

  5. Алексий 1 (Симанский Сергей Владимирович). Годы предстоятельства: 1944–1970. Доктор богословия, кандидат юридических наук. Был предстоятелем самый долгий срок - 25 лет. Совершил первое паломничество по святым местам. В период его правления было совершено много церковных дел, которые имели большое значение для государства.
  6. Патриарх Алексий 2 (Ридигер Алексей Михайлович). Годы предстоятельства: 1990–2008. Сблизил интересы государства и церкви.

  7. Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович). С 2008 по 2009 год – патриарший местоблюститель, а с 1 февраля 2009-го и по настоящее время является патриархом всея Руси. Ведет большую государственную и общественную деятельность. Сплотил государство и церковь.

Здесь перечислены все митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей очень подробный - с годами их правления и основными делами, которые были совершены за время несения службы.

Установление Патриаршества в Русской Церкви стало следствием роста ее значения и влияния в православном мире, что к исходу XVI в. обозначилось особенно ярко. В то же время нельзя не видеть в учреждении Патриаршества на Руси несомненного проявления Промысла Божия. Русь не только получала свидетельство своего усилившегося духовного значения в православном мире, но и укреплялась перед лицом грядущих испытаний Смутного времени, в которых именно Церкви будет суждено выступить в качестве силы, организовавшей народ на борьбу с иноземной интервенцией и католической агрессией.

Возникновение идеи Московского Патриаршества тесно связано с установлением автокефалии Русской Церкви. После утверждения независимого от греков статуса Московской митрополии стало осознаваться то исключительное значение Русской Церкви в православном мире, которое она получила как наиболее влиятельная, многочисленная, а главное – связанная с бытием единственного в мире православного государства Поместная Церковь. Было очевидно, что рано или поздно, Патриарший престол будет утвержден в Москве, государь которой стал преемником Императоров Ромеев и уже к середине XVI в. увенчался царским титулом. Однако возведению Московской Митрополии на степень Патриаршества в то время мешали напряженные отношения с Константинопольским Патриархатом, обиженным на Русь за переход к автокефалии и горделиво не желавшим ее признавать. В то же время без согласия Восточных Патриархов самостоятельное провозглашение Русского Митрополита Патриархом было бы незаконным. Если царя на Москве можно было поставить самим, силой и авторитетом православной державы, то учреждать Патриаршество без предварительного решения этого вопроса первенствующими кафедрами было невозможно. Исторические обстоятельства сложились благоприятно для завершения программы автокефалии Русской Церкви через установление Патриаршества лишь к исходу XVI столетия, в правление царя Феодора Иоанновича.

По традиции, идущей от Карамзина, Феодора нередко изображают слабовольным, едва ли не слабоумным и недалеким монархом, что мало соответствует действительности. Феодор лично водил в бой русские полки, был образован, отличался глубокой верой и необычайным благочестием. Отход Феодора от дел управления скорее был следствием того, что глубоко верующий царь не мог примирить в своем сознании несоответствие христианских идеалов и жестоких реалий политической жизни Русского государства, сложившихся в годы жестокого правления его отца – Иоанна Грозного. Феодор избирал своим уделом молитву и тихую, мирную жизнь рядом со своей верной супругой – Ириной Годуновой. Реальным правителем государства стал ее брат Борис Годунов – талантливый и энергичный политик.

Безусловно, Годунов был честолюбив. Но в то же время это был великий государственник и патриот, создавший масштабную программу реформ с целью преобразования Российского государства, усиления его мощи и международного престижа. Но, к сожалению, великое предприятие Годунова не имело под собой прочного духовного основания и далеко не всегда исполнялось приемлемыми в нравственном отношении средствами (хотя доказательств причастности Годунова к убийству царевича Димитрия, как не было ранее, так нет и сейчас), что стало одной из причин краха его замыслов. Кроме того, и сам русский народ после ужасов опричнины сильно оскудел в духовно-нравственном смысле и был весьма далек от блестящих державных замыслов Бориса. Тем не менее, Годунов ревновал о величии России. И идея Русского Патриаршества в значительной степени также укладывалась в разработанную им программу, что сделало Годунова решительным ее сторонником. Именно Борис помог довести программу утверждения Патриаршества на Руси до логического конца.

Первый этап подготовки к установлению Русского Патриаршества был связан с приездом в Москву Антиохийского Патриарха Иоакима в 1586 г. Это событие инициировало активность годуновских дипломатов в достижении Патриаршего достоинства для Предстоятеля Русской Церкви. Иоаким приехал сначала в пределы Западной Руси, а оттуда направился за милостыней в Москву. И если в Речи Посполитой Патриарху пришлось быть свидетелем нового натиска католиков на Православие и практически полного развала церковной жизни Киевской митрополии накануне Брестской унии, то в царственной Москве Иоаким увидел воистину величие и славу Третьего Рима. Когда Патриарх Иоаким прибыл в Россию, его встретили с большим почетом.

Главной целью Патриаршего визита было собирание милостыни. На Антиохийской кафедре висел гигантский по тем временам долг – 8 тыс. золотых. Русских появление Иоакима в Москве весьма заинтересовало: впервые в истории Восточный Патриарх приехал в Москву. Но в сознании Годунова и его помощников этот беспрецедентный эпизод почти мгновенно и неожиданно вызвал к жизни проект, призванный реализовать на практике идею учреждения Московского Патриаршества.

После того, как Иоаким был с почетом принят царем в Кремле, ему, естественно, нужно было встретиться с Митрополитом Московским и всея Руси Дионисием. Но Предстоятель Русской Церкви почему-то не давал о себе знать и никаких шагов навстречу Иоакиму не делал, визита не наносил. Митрополит Дионисий, хотя и конфликтовал с Годуновым позднее, но, вероятно, в это время действовал с ним вполне согласованно.

Иоакима почтили по московским меркам невероятно: пригласили на обед к царю сразу в тот же день, когда состоялся первый прием у государя. В ожидании обеда его отправили в Успенский собор Московского Кремля, где совершал богослужение Дионисий. Похоже, что все было тщательно продумано: Иоаким прибыл как смиренный проситель, а Дионисий вдруг предстал пред ним в блеске роскошных облачений, окруженный многочисленным русским духовенством в блистающем своим великолепии соборе. Его облик вполне соответствовал положению Предстоятеля самой крупной и влиятельной в мире Поместной Православной Церкви, хотя носил он при этом всего лишь скромный сан митрополита.

Далее произошло нечто невообразимое. Когда Патриарх Иоаким вошел в Успенский собор, он был встречен здесь Митрополитом Дионисием. Но Иоаким не успел и рта раскрыть, как вдруг его, Патриарха, благословил Митрополит Дионисий. Митрополит Московский благословил Патриарха Антиохийского. Патриарх, конечно, был удивлен и возмущен такой дерзостью. Иоаким начал было говорить нечто насчет того, что негоже Митрополиту первым благословлять Патриарха. Но слушать его не стали и даже не пригласили служить литургию (иначе, ее пришлось бы возглавлять не Дионисию, а Иоакиму). Более того, Патриарху не предложили хотя бы пройти в алтарь. Бедный восточный проситель простоял у заднего столпа Успенского собора во продолжение всей службы.

Таким образом, Иоакиму было явно показано, кто здесь проситель милостыни, а кто Предстоятель по-настоящему великой Церкви. Это конечно было оскорблением, и нанесено оно было Патриарху вполне сознательно. Похоже, все было рассчитано и продумано до мелочей. Насколько здесь имела место личная инициатива Дионисия, сказать трудно. Вероятнее, что все режиссировал Годунов. Смысл акции был вполне прозрачен: к Русскому государю греческие Патриархи обращаются за помощью, но при этом на Московской кафедре почему-то находится всего лишь Митрополит. Это был явный знак Восточным Патриархам, предложение подумать над устранением этого несоответствия. Иоакиму дали понять: раз уж просите и получаете, то должны и отплатить приведением статуса Предстоятеля Русской Церкви в соответствие с ее реальным местом в православном мире.

Понятно, что больше никакой охоты встречаться с Дионисием у Иоакима не появлялось. Дальнейшее обсуждение проблемы Русского Патриаршества с греками взял на себя Годунов, который и вел тайные переговоры с Иоакимом. Иоаким не был готов к столь неожиданному для него предложению об учреждении в Москве Патриаршего престола. Решить этот вопрос самостоятельно он, конечно, не мог, но обещал посоветоваться об этом с другими Восточными Патриархами. На данном этапе Москва удовлетворилась достигнутым.

Теперь решающее слово было за Константинополем. Но в Стамбуле в это время происходили весьма драматические события. Незадолго до приезда Иоакима в Россию там был низложен Патриарх Иеремия II Транос, на место которого турки поставили Пахомия. Последний, в свою очередь, также вскоре был изгнан и заменен Феолиптом, сумевшим заплатить турецким властям немалую сумму за Патриаршую кафедру. Но и Феолипт недолго пробыл на Патриаршестве. Он также был смещен, после чего из ссылки в Стамбул возвратили Иеремию. Первоначальные хлопоты об утверждении Московского Патриаршества пришлись как раз на время этой смуты на Константинопольской Патриаршей кафедре. Естественно, что послание Московского государя и деньги, посланные Феолипту, где-то затерялись. Феолипт вообще отличался жадностью и мздоимством. После того как он был низложен, и в Константинополе вновь утвердился Иеремия II, обнаружилось, что дела Патриархии находятся в крайне плачевном состоянии. Храмы были разграблены, денежные средства разворованы, Патриаршая резиденция отобрана турками за долги. Патриарший собор Божией Матери Всеблаженной – Паммакаристы за долги Феолипта также был отобран мусульманами и обращен в мечеть. Иеремия вернулся из ссылки на пепелище. Нужно было устраивать новую Патриархию: кафедральный храм, резиденцию. Но денег на все это у Иеремии не было. Однако опыт Иоакима Антиохийского показал: можно обратиться в богатую Москву, которая столь уважает Восточных Патриархов, что в деньгах не откажет. Однако Иеремия был не в курсе уже имевших место переговоров относительно Московского Патриаршества, начатых при его предшественнике.

Иеремия выехал в Москву. Этой поездке суждено было стать судьбоносной для Русской Церкви. Промысл Божий даже беды Православия, как всегда, обернул в конечном счете к его благу. Тяготы Константинопольского Патриархата обратились утверждением Патриархата Московского к вящей славе Божией и укреплению Православия. Иеремия в 1588 г. так же, как и Иоаким, сначала отправился в Западную Русь, откуда поехал далее, в Московию. В Речи Посполитой Патриарху Константинопольскому также довелось стать свидетелем крайнего ухудшения положения православных. Тем большим был контраст, когда Иеремия прибыл в блистательную столицу православного царства.

Надо отметить, что Иеремия, прибыв в Смоленск, свалился буквально «как снег на голову», к полному изумлению московских властей, потому что здесь еще ничего не знали о переменах происшедших на Константинопольской кафедре. Москвичи не ожидали увидеть Иеремию, о возвращении которого на кафедру здесь не знали. При этом вместо ожидаемого благоприятного ответа на просьбу Московского государя об учреждении на Руси Патриаршества москвичи услышали от Иеремии только разговоры о милостыне. Нетрудно представить себе настроение людей Годунова, столкнувшихся с неизвестным им Первосвятителем, который к тому же ничего не ведал о чаяниях Москвы иметь собственного Патриарха.

Тем не менее, Патриарха Иеремию приняли пышно, с максимальными почестями, которые стали еще большими после того, как разведка донесла: Патриарх настоящий, законный, а не самозванец. Сопровождали Иеремию в его поездке в Россию митрополит Иерофей Монемвасийский и архиепископ Арсений Элассонский, ранее преподававший греческий язык во Львовской братской школе. Оба эти архиерея оставили ценные воспоминания о поездке Иеремии в Москву, по которым мы отчасти можем судить о том, как протекали переговоры об учреждении Московского Патриаршества.

Ввиду перемен на Константинопольской кафедре пришлось все переговоры о Московском Патриархате начинать сначала. Но изменения произошли не только в Стамбуле, но и в Москве. К этому времени конфликт между Годуновым и митрополитом Дионисием закончился в 1587 г. низложением последнего (Дионисий ввязался в боярский заговор и вместе с другими противниками Годунова выступил перед царем Феодором с безнравственным предложением развестись с Ириной Годуновой по причине ее бесплодия). На место Дионисия был возведен Ростовский архиепископ Иов, которому и суждено будет стать первым Русским Патриархом

Иова историки нередко представляют как послушного исполнителя воли Бориса Годунова и чуть ли не соучастника его интриг. Едва ли это справедливо. Иов несомненно был человеком святой жизни. То, что Церковь причислила Иова к лику святых в 1989 г., когда праздновалось 400-летие Московского Патриаршества, – это, конечно, не случайность, связанная с юбилеем. Канонизация Иова готовилась еще в середине XVII в., при первых Романовых, не любивших Годунова, при котором их род сильно пострадал. Но в середине XVII в. прославление не успели подготовить, а при Петре I, когда упразднили Патриаршество, канонизировать первого Русского Патриарха уже было невозможно по политическим мотивам. Так что святость Иова, напротив, может стать отправной точкой для предположения, что, быть может, не все то негативное, что традиционно приписывали Годунову, имело место в действительности? Об этом заставляет задуматься прежде всего та поддержка, которую действительно оказывал Годунову св. Иов в его лучших начинаниях.

Факты подтверждают, что святитель Иов вовсе не был послушным слугой Годунова, а при случае мог и резко возразить Борису. Это подтверждает знаменитый эпизод, связанный с попыткой Годунова открыть в Москве некое подобие университета на западноевропейский манер. Иов решительно воспротивился этому: пример вовлечения тысяч православных недорослей в католичество через иезуитские школы Речи Посполитой был слишком свеж и нагляден. Годунов тогда был вынужден отступить.

Иов был настолько яркой личностью, что еще в молодости был замечен Иоанном Грозным. Будущий Патриарх пользовался огромным авторитетом и у Феодора Иоанновича. Иов отличался огромным умом и великолепной памятью, был весьма начитан. Причем, все это сочеталось с глубоко духовным устроением души святителя. Но даже если предположить, что проводя Иова в Митрополиты, а затем и в Патриархи, Годунов действовал по политическим соображениям, это отнюдь не бросает тени на св. Иова. Ведь Борис выступал за утверждение Патриаршества в Москве, усиление престижа Русской Церкви и Русского государства. Поэтому неудивительно, что в Предстоятели Русской Церкви, которой скоро суждено будет стать Патриархатом, был выдвинут Борисом именно Иов как человек самых выдающихся качеств. Какие бы политические цели Годунов не преследовал, дело утверждения Патриаршества на Руси, совершаемое через него, было в конечном счете проявлением Промысла Божия, а не плодом чьего-либо расчета. Борис Годунов стал по сути орудием этого Промысла.

Иеремия Константинопольский был принят в Москве с большими почестями. Его поселили на Рязанском подворье. Но... облекли не только почетом, но и надзором. Какое-либо общение Патриарха с кем бы то ни было, особенно с иностранцами, категорически воспрещалось. Вскоре Иеремию принял царь. Причем, Патриарх ехал во дворец с почетом – "на осляти". Прием был роскошным. Патриарх Иеремия прибыл не с пустыми руками. Он привез в Москву множество мощей, в том числе: шуйцу апостола Иакова, перст Иоанна Златоуста, часть мощей св. царя Константина и проч. Иеремию одарили ответно кубками, деньгами, соболями и бархатом.

Затем начались переговоры с Патриархом, которые вел Годунов. Прежде всего речь шла о главном – о Русском Патриаршестве. Но каких-либо обязательств на сей счет перед русскими Иеремия не имел. Конечно, это не могло не вызвать разочарования Годунова. Но Борис как тонкий политик решает действовать более настойчиво. Можно было бы, разумеется, вновь писать письма другим Восточным Патриархам, ждать, пока они соберутся и совместно обсудят вопрос и что-либо решат. Но Годунов сообразил, что при умелом подходе все можно сделать гораздо быстрее, так как неожиданно в Москве впервые оказался сам Константинопольский Патриарх. В этом видели несомненный Промысл Божий, о чем прямо сказал царь Федор Иоаннович в своей речи в боярской думе. Теперь предстояло повернуть дело так, чтобы Иеремия согласился на поставление Патриарха Московского. Это была сложная задача для годуновских дипломатов. Но они с блеском с ней справились.

Прежде всего Иеремию просто оставили в покое на его Рязанском подворье на довольно длительное время. Приехавший в Москву в июне 1588 г. Патриарх в итоге вынужден был пробыть в Белокаменной почти целый год. Иеремия жил на царском содержании, в полном достатке и, наверняка, в гораздо лучших условиях, чем у себя в Стамбуле. Но никому из москвичей или иностранцев видеться с Патриархом по-прежнему не дозволялось. Фактически это был домашний арест в самых роскошных условиях.

Горделивые греки не сразу вникли в ситуацию. Поначалу Иеремия, которому через посыльных от царя и Годунова настойчиво предлагали идею Русского Патриаршества, наотрез отказывался, говоря, что без соборного обсуждения сам он такого важного вопроса решить не может. Но томление в "золотой клетке" стало сказываться, и Патриарх ответил, что он, впрочем, мог бы учредить на Москве такую автокефалию, какую имела Охридская архиепископия. При этом от москвичей требовалось поминать Константинопольского Патриарха за богослужением и брать от него Святое Миро. Понятно, что такое предложение в Москве всерьез воспринимать не могли: уже полтора века Русская Церковь была полностью автокефальной, и времена были не те, чтобы получать от греков подобные подачки.

Тем не менее, Иерофей Монемвасийский осуждал Иеремию даже за эту мизерную уступку русским. А дальше в поведении Иеремии появляются весьма своеобразные черты. Иерофей отмечал в своих записках, что Иеремия поначалу заявил о своем нежелании давать Москве Патриаршество, но потом начал говорить, что если русские захотят, то он сам останется здесь Патриархом. Едва ли самому Иеремии принадлежала идея остаться в Москве навсегда. Скорее всего это был хитроумный план Годунова, в основе которого лежала мысль о том, что дело следует начать с предложения Иеремии самому остаться в России. Вероятно, впервые эта мысль была высказана при Иеремии с подачи Годунова теми рядовыми лицами из числа русских, которые были приставлены к Патриарху для услужения (и надзора) – их мнение было неофициальным и ни к чему не обязывало.

Иеремия, по словам укорявшего его за это Иерофея, увлекся этим предложением и, не посоветовавшись с другими греками, действительно решил остаться в России. Но Патриарх обманулся приманкой – на деле то была лишь затравка, с которой начались уже настоящие переговоры не о переезде в Москву Патриарха из Стамбула, а об учреждении нового Патриаршества – Московского и всея Руси. Хотя, быть может, москвичи в качестве запасного варианта все же были готовы и на то, чтобы Константинопольский Патриарх остался жить в Москве. Такой вариант мог оказаться очень ценным и для Москвы, и для Православия в целом. Москва получила бы фактическое подтверждение своего преемства от Царьграда и буквальное основание для именования Третьим Римом. При этом Западная Русь, находившаяся в юрисдикции Константинополя, автоматически переходила бы в ведение Патриарха, переезжавшего в Москву. Тем самым создавалась реальная основа для воссоединения воедино двух половин Русской Церкви (кстати, наличие именно такого варианта – перенесения Вселенского Патриаршества в Москву, ставшего известным в Риме и Речи Посполитой, подстегнуло в дальнейшем действия западнорусских епископов-предателей к заключению унии с Римом). Москва в данном случае могла бы полностью подтвердить свое реальное первенство в православном мире, получив первое место в диптихах Патриархов.

Но у этого проекта были и отрицательные стороны, которые в конце концов перевесили его преимущества и заставили Годунова добиваться создания нового, именно Русского Патриархата в Москве, а не довольствоваться переносом Патриаршей кафедры из Стамбула. Во-первых, неизвестно было, как на все это отреагируют турки и греки: вполне возможно было, что почин Иеремии не нашел бы отклика в Константинополе, и там могли просто избрать на его место нового Патриарха. Россия при таком повороте событий осталась бы ни с чем. Во-вторых, сказывалось уже ставшее на Руси традицией подозрительное отношение к грекам, истоки которого восходили к Флорентийской унии. При всем уважении к достоинству Восточных Патриархов русские по-прежнему не доверяли грекам. Здесь было и некоторое сомнение в их Православии, и политическое недоверие как к возможным агентам Османской империи. Кроме того, Вселенский Патриарх-грек был бы в Москве фигурой, влиять на которую царю было бы намного труднее: а власть на Руси к этому времени уже привыкла держать под своим контролем дела церковные. И наконец, можно было опасаться, что Патриарх-грек будет больше печься о делах своих соотечественников, чем о Русской Церкви. Сбор милостыни для Восточных кафедр в таких условиях грозил вылиться в серьезное перераспределение русского золота в пользу греческих Патриархатов.

Поэтому правительство Годунова решило все же добиваться своего, Русского Патриаршества. И тогда в ход пошла хитрая дипломатическая комбинация: ссылаясь на то, что на Московской Митрополичьей кафедре уже пребывает Иов, Иеремии было предложено жить во Владимире, а не в Москве. При этом русские дипломатично ссылались на то, что Владимир – это формально первая кафедра на Руси (если не считать потерянного к этому времени Киева).

Но как ни велико было желание Иеремии жить в России, в почете и богатстве, без страха пережить от турок новые гонения и унижения, Патриарх прекрасно понимал, что предложенный ему вариант абсолютно неприемлем. Владимир был весьма захолустным городишком. Древняя столица, центр Русской Церкви – все это было в прошлом. К концу XVI в. Владимир стал заурядной провинцией. Поэтому естественно, что Иеремия дал отрицательный ответ на это предложение. Он говорил, что Патриарх должен быть рядом с государем, как это издревле было в Константинополе. Иеремия настаивал на Москве. Завязались новые переговоры, во время которых Иеремия, очевидно, поставил себя в безвыходное положение, сгоряча дав какие-то обещания, от которых ему затем неудобно было отказаться. В конце концов посланцы царя Феодора завили Иеремии что, если он сам не хочет быть Патриархом на Руси, то должен поставить на Москву Патриарха из русских. Иеремия пытался возражать, заявляя, что он не может этого решить самолично, но все же в итоге вынужден был дать обещание поставить Иова Патриархом Московским.

17 января 1589 г. царь созвал боярскую думу вместе с Церковным Собором: в Москву прибыли 3 архиепископа, 6 епископов, 5 архимандритов и 3 соборных старца монастырских. Феодор объявил о том, что Иеремия не желает быть Патриархом во Владимире, а свести ради него с Московской кафедры такого достойного Митрополита, как Иов, невозможно. Кроме того, Иеремия в Москве едва ли, как сказал Феодор, смог бы исполнять при царе свое Патриаршее служение, не зная ни языка, ни особенностей русской жизни. Поэтому царь объявил о своем решении просить у Иеремии благословения на поставление Иова в Патриархи града Москвы.

После заявления царя в думе уже началось обсуждение таких тонкостей, как вопрос о необходимости участия Иеремии в чине поставления Иова и возведении ряда русских епархий на степень митрополий и архиепископий. Судя по всему, вопрос об учреждении Патриаршества на Руси сочли окончательно решенным. Речь царя доказывала, что Иеремия в ходе переговоров с Годуновым полностью сдался на требования Москвы и готов поставить Русского Патриарха.

Так все было решено. Конечно, у всей этой затеи был сильный политический привкус, и в нажиме на Иеремию можно усмотреть много моментов, способных вызвать смущение. И все же устроение Патриаршества на Руси было не какой-то пустой игрой амбиций, а делом, крайне важным для Русской Церкви и мирового Православия. И это подтверждается исключительно высоким авторитетом тех людей, праведных и святых, которые выступили инициаторами этого начинания – царя Феодора Иоанновича и будущего св. Патриарха Иова.

С самого начала царь и Годунов, вероятно, не мыслили иных кандидатов на Патриаршество помимо Иова. И хотя Московский Синодальный Сборник говорит о том, что Патриархом решено было поставить "кого Господь Бог и Пречистая Богородица, и великие чудотворцы московские изберут", в том, что именно Иов будет возведен в сан Патриарха, сомнений ни у кого не было. Но такой выбор был вполне оправдан: Иов наиболее подходил на роль Патриарха, что было особенно важно при учреждении нового Патриаршего устроения Русской Церкви. Впрочем, в данном случае нельзя говорить о какой-либо неканоничности: ведь и в Византии было в порядке вещей назначать Патриарха одним лишь императорским указом.

В то же время 17 января была собрана дума совместно с Освященным Собором, и государь предложил обратиться к Иову, спросив Митрополита, как он размыслит относительно всего дела с учреждением Патриаршества. Иов ответил, что он вместе со всеми архиереями и Освященным Собором «положили на волю благочестивого государя царя и великого князя, как о том благочестивый государь, царь и великий князь Феодор Иоаннович произволит».

После этого заседания думы вопрос об учреждении Патриаршества казался уже настолько решенным, что царь послал к Патриарху Иеремии думного дьяка Щелкалова за письменным изложением константинопольского чина Патриаршего поставления. Иеремия чин представил, но он показался русским чрезвычайно скромным. Тогда решено было создать свой собственный чин, переработав константинопольский Патриарший и московский Митрополичий чины интронизации. Причем, в новый московский Патриарший чин ввели характерную особенность старого русского чина, которая, конечно, была совершенно нелогичной и ненужной: стало традицией, что Митрополита Московского на Руси при настоловании повторно хиротонисали. Этот обычай появился скорее всего по той причине, что в XVI столетии было немало случаев, когда на Митрополию избирали игуменов и архимандритов – лиц, не имевших архиерейского сана, которых затем рукополагали вместе с интронизацией.

Прошло полгода со времени приезда Иеремии в Москву, прежде чем все дело установления Русского Патриаршества успешно завершилось. На 23 января 1589 г. было назначено избрание Патриарха, что было соблюдено уже почти что как формальность. Решено было избрать трех кандидатов, на которых указали власти: Александра, архиепископа Новгородского, Варлаама, архиепископа Крутицкого и Иова, Митрополита Московского и всея Руси.

23 января в Успенский собор прибыли Иеремия и члены Освященного Собора. Здесь в Похвальском приделе – традиционном месте избрания кандидатов в Митрополиты, было совершено избрание кандидатов на Патриаршество. Интересно, что в выборах не участвовали Иеремия и сами кандидаты, уже заранее знавшие о том, что их изберут. Затем все участвовавшие в выборах архиереи во главе с Патриархом Константинопольским прибыли во дворец. Здесь Патриарх Иеремия доложил царю о кандидатах, и Феодор из троих выбрал на Московское Патриаршество Иова. Только лишь после этого избранного Патриарха Московского призвали во дворец, и он впервые в жизни встретился с Иеремией.

Наречение Иова в Патриархи было произведено в царских палатах, а не в Успенском соборе, как ранее планировал Иеремия. Это было сделано умышленно. Если бы наречение совершалось в соборе, то царь и Иов должны были бы благодарить Иеремию всенародно за оказанную им честь. Но чтобы избежать этого и не поднимать авторитет Константинопольского Патриарха слишком высоко, наречение было произведено в царских палатах, а само поставление совершено в Успенском соборе Московского Кремля 26 января 1589 г.

В Успенском соборе посредине храма были поставлены сидения для царя (в центре) и Патриархов (по бокам). Первым прибыл и облачился Иов, затем – Иеремия, после этого в храм торжественно вошел царь Феодор. Иеремия благословил его, после чего государь сел на свое место и пригласил Иеремию также сесть рядом, справа о себя. На скамьях воссело духовенство. Затем ввели Иова, который, как при архиерейской хиротонии, прочел исповедание веры и присягу. Затем Иеремия объявил его Патриархом Московским и всея России и благословил. После этого Иов также благословил Иеремию. Затем они облобызались, и Иов обошел с целованием других архиереев. Затем Иеремия вновь его благословил, и Иов удалился в Похвальский придел. Началась литургия, которую возглавлял Патриарх Иеремия. Центральным моментом поставления было следующее действие: Иеремия после Малого входа стоял у престола, а Иов по окончании Трисвятого был введен в алтарь через Царские врата. Иеремия совершил над ним вместе с всеми присутствовавшими архиереями полное епископское рукоположение вплоть до произнесения молитвы "Божественная благодать...". Далее литургию возглавляли уже два Патриарха вместе. После совершения литургии Иова вывели из алтаря на середину храма и произвели собственно настолование. Его трижды сажали на Патриаршее место с пением "Ис полла эти, деспота". После этого Иеремия и царь вручили разоблачившемуся Иову по панагии. Иеремия также передал ему роскошный клобук, украшенный золотом, жемчугом и каменьями, и не менее драгоценную и изукрашенную бархатную мантию. Все это богатство должно было еще раз наглядно показать Иеремии, где теперь воистину пребывают Рим и империя. После взаимных приветствий все трое – царь и два Патриарха – воссели на своих тронах. Затем царь, встав, произнес речь по случаю настолования и вручил Иову посох святого Петра, Митрополита Московского. Иов отвечал царю речью.

Интересно отметить, что Иов получил уже третью в своей жизни архиерейскую хиротонию, так как его уже рукополагали при поставлении на Коломенскую епископскую кафедру, затем – при поставлении в Московские Митрополиты, и вот теперь – при возведении на Патриаршество.

Затем был дан парадный обед у государя, во время которого Иов отлучался для того, чтобы совершить объезд Москвы «на осляти» с окроплением града святой водой. На следующий день Иеремия был впервые зван в палаты к Иову. Здесь произошел трогательный казус: Иеремия не хотел благословить Иова первым, ожидая благословения от нового Патриарха. Иов настаивал на том, что Иеремия как отец должен его благословить первым. Наконец, Иеремию удалось уговорить, и он благословил Иова, а затем сам принял благословение от него. В этот же день обоих Патриархов приняла у себя царица Ирина Годунова. Иеремию осыпали богатыми подарками и царь, и Иов, и прочие.

Вскоре после Патриаршей интронизации состоялось поставление в митрополиты Александра Новгородского и Варлаама Ростовского. Затем на степень митрополий были возведены также Казанская епархия, где митрополитом стал будущий святитель Ермоген, и Крутицкая епархия. Архиепископиями должны были стать 6 епархий: Тверская, Вологодская, Суздальская, Рязанская, Смоленская, а также еще не существовавшая к этому времени Нижегородская (но открыть ее в то время не удалось, и она была учреждена только в 1672 г.). К двум прежним епископиям – Черниговской и Коломенской – было решено добавить еще 6: Псковскую, Белозерскую, Устюжскую, Ржевскую, Дмитровскую и Брянскую, что, правда, выполнить при Иове так и не удалось (из названных кафедр открылась только Псковская).

С началом Великого Поста Иеремия стал проситься назад, в Стамбул. Годунов отговаривал его, ссылаясь на весеннюю распутицу и необходимость оформить документ об учреждении Патриаршества на Москве. В итоге была приготовлена т.н. "уложенная грамота". Характерным моментом этой грамоты, составленной в царской канцелярии, является упоминание о согласии всех Восточных Патриархов на учреждение в Москве Патриаршества, что вообще-то пока не соответствовало действительности. Устами Иеремии грамота вспоминает идею Москвы – III Рима, что не было одним лишь «красным словом». Следующим шагом утверждения авторитета Московского Патриархата должно было стать внесение его в Патриаршие диптихи на определенное место, соответствующее положению России, достаточно высокое. Русь претендовала на то, чтобы имя Московского Патриарха поминалось на третьем месте, после Константинопольского и Александрийского, перед Антиохийским и Иерусалимским.

Лишь после подписания грамоты обласканный и щедро одаренный царем Иеремия уехал в мае 1589 г. домой. По дороге он устраивал дела Киевской митрополии, и лишь весной 1590 г. вернулся в Стамбул. В мае 1590 г. там был собран Собор. На нем предстояло задним числом утвердить Патриаршее достоинство Московского Первосвятителя. На этом Соборе в Константинополе было только три Восточных Патриарха: Иеремия Константинопольский, Иоаким Антиохийский и Софроний Иерусалимский. Сильвестр Александрийский был болен и к началу Собора скончался. Замещавший его Мелетий Пигас, вскоре ставший новым Александрийским Папой, Иеремию не поддерживал, а потому не был приглашен. Но зато на Соборе было 42 митрополита, 19 архиепископов, 20 епископов, т.е. он был достаточно представителен. Естественно, что Иеремия, совершивший такой беспрецедентный в каноническом отношении акт, должен был оправдывать свои совершенные в Москве действия. Отсюда его ревность в защите достоинства Русского Патриарха. В итоге Собор признал Патриарший статус за Русской Церковью в целом, а не за одним лишь Иовом персонально, но утвердил за Московским Патриархом только пятое место в диптихах.

С критикой действий Иеремии вскоре выступил новый Александрийский Патриарх Мелетий, который считал неканоничными действия Константинопольского Патриарха в Москве. Но Мелетий все же понял, что происшедшее послужит благу Церкви. Как ревнитель православного просвещения он весьма надеялся на помощь Москвы. В итоге он признал за Москвой Патриаршее достоинство. На состоявшемся в Константинополе в феврале 1593 г. новом Соборе Восточных Патриархов Мелетий Александрийский, председательствовавший на заседаниях, выступил за Патриаршество Московское. На Соборе еще раз со ссылкой на 28 правило Халкидонского Собора было подтверждено, что Патриаршество на Москве, в городе православного царя, целиком законно, и что в дальнейшем право избрания Московского Патриарха будет принадлежать российским архиереям. Это было очень важно потому, что тем самым наконец-то был окончательно исчерпан вопрос об автокефалии Русской Православной Церкви: Константинопольский Собор признал ее законной. Но третьего места Московскому Патриарху все же не предоставили: Собор 1593 г. подтвердил только пятое место Русского Первосвятителя в диптихах. По этой причине в Москве на отцов этого Собора обиделись и положили его деяния под сукно.

Таким образом, учреждение Патриаршества в Москве завершило растянувшийся на полтора века период обретения Русской Церковью автокефалии, которая теперь уже становилась совершенно безупречной в каноническом аспекте.

Публикации по теме