Эпоха возрождения литература писатели. Общая характеристика литературы Возрождения. Итальянская литература Возрождения

Эпоха Возрождения - это время расцвета всех искусств, в том числе и литературы. Литература в этот период базируется на основных его философских положениях. И самая главная черта - невозможность разделить литературные произведения на философские и развлекательные.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте, дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374),олицетворявшего собой новую личность эпохи Возрождения.

Мы начинаем разговор о литературе Возрождения именно с поэзии, потому что как раз в ней Ренессанс обрел особенно раннее и особенно полное выражение. У колыбели новых литератур, на переломе от Средневековья к возрождению, стоят прежде всего поэты: Данте и Петрарка в Италии, Франсуа Вийон во Франции, Чосер в Англии.

Поэзия становится областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность эпохи Возрождения раскрывает свои взаимоотношения с другими людьми, с обществом, с природой.

Однако поэзия не могла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам прокатилась могучая волна народной поэзии; чаще всего это баллады - форма, выросшая из танцевально-песенного народного жанра. В 14 веке, очевидно, сложился основной сюжетный костяк баллад о бунтаре и народном заступнике Робине Гуде.

Начиная с сер. 15 века книгопечатные станки выбрасывают огромное количество образцов народной поэзии: песни, романсы, загадки, «народные книги» (среди них - книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте). Их перерабатывают и исследуют писатели-гуманисты, чувствующие тягу к народным источникам (напр., у Шекспира песня Дездемоны о ивушке-иве - это народная баллада, то же - песня Офелии о Валентиновом дне; из сходных материалов построена грандиозная книга Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», впитавшая в себя французский народный юмор, обогащенный глубокими идеями и острой сатирой ученого-гуманиста.)

Народная поэзия была одним из могучих источников обновления поэзии в целом; вторым источником вдохновения была классическая древность. Искусство художественного перевода в эпоху Ренессанса сделалось почти обязательной стороной деятельности любого поэта, писавшего на живом языке, а подражание древним авторам в той или иной мере стало общей чертой поэтов эпохи Возрождения.

Зачинательницей новой поэзии стала Италия. В к. 13 века появился кружок «поэтов сладостного нового стиля», первый возрожденческий вольный союз поэтов-друзей, связанных общими интересами. Из него вышел молодой Данте - автор книги сонетов и канцон «Новая жизнь». В этих стихах, чаще всего обращенных к прекрасной Беатриче, - первое дыхание всей будущей прелести европейской любовной лирики. Несмотря на все связи со средневековой литературной традицией, Данте - явление поэтического взрыва.

Вслед за Данте выступает другой великий флорентиец, продолживший создание единого итальянского литературного языка и литературы, поэт-философ, ученый и политик, путешественник Франческо Петрарка. Поэт признается, что не может разобраться в противоречиях, раздирающих его душу: что такое поэзия - грех или священное призвание? Что такое его любовь к прекрасной Лауре - мука или счастье? После его «Стихов на жизнь и смерть мадонны Лауры» форма сонета (4+4+3+3) стала знаменем новой поэзии, а изощренный стиль, «петраркизм», - эталоном поэтической формы. Известный в первую очередь стихами к прекрасной Лауре, Петрарка писал и политические стихи (выражение республиканских взглядов и патриотизма).

Рядом - фигура младшего современника Петрарки - Джованни Боккаччо, в стихах которого четко прослеживается путь от поздней рыцарской поэзии (его юность прошла при дворе неаполитанского короля Роберта Анжуйского) до очаровательных пастушеских идиллий.

Если в Италии поэты и поэзия сосредоточивались в замках, где среди патрициев был культ гуманистической образованности, покровительства искусствам, то в Германии все складывалось по-иному. В городах продолжала развиваться древняя городская культура - мейстерзанг, певческое и поэтическое искусство мастеровых людей. Мейстерзанг достиг вершины своего развития в 16 веке в творчестве Нюрнбергского сапожника Ганса Сакса. Он оставил множество стихотворений, поэм и особенно стихотворных текстов для городского самодеятельного театра. Раздумья о своем времени - в цикле стихов, связанных сюжетом об Адаме и Еве. «Когда Адам пахал, а Ева пряла - кто был тогда дворянином?» - такая загадка дается в «Сказании о Петре Пахаре». В стихах - горькие размышления Ганса Сакса о судьбах Адамовых детей, которые рождаются равными, в то время как жизнь их разводит и ссорит. (Эта загадка отозвалась в шутке одного из могильщиков в «Гамлете»: он называет Адама самым первым дворянином рода людского, так как тот копал, а копать нельзя без лопаты, а лопата - оружие, а оружие - первая примета дворянина».)

В литературе немецкого Возрождения все тянется к грозному 1525 году (крестьянская война), когда создаются многочисленные сатиры на дураков, воплощающих в себе старую феодальную Германию с ее многочисленными пороками. Но после этой войны с великим немецким искусством было покончено надолго.

Удивительным многообразием и яркостью отличается поэзия французского Возрождения. На переломе от Средних веков к Возрождению - ярчайшая своеобразная фигура Франсуа Вийона, наследника лучших традиций средневековых бродячих поэтов-вагантов. Вийон отказался от латинского языка, развивался в русле французской поэтической речи. Его баллады, полные горечи и смеха, вводят нас в мир парижского дна, отворяют двери кабаков и притонов. Глубоко человечная, драматическая лирика «школяра» Вийона полна потенциального бунтарства (близость к тайным плебейским движениям Франции 15 века.)

Одним из любимцев Пушкина был Клеман Маро. Его очаровательные, мастерские по форме и языку стихи воспевают женскую прелесть, дружеское застолье, свежий снег и весеннее тепло, дружеские шутки и смешные выходки. Писал на французском и на греческом языках. Есть в его творчестве и глубокие философские раздумья, и открытый протест против насилия попов, против клерикальной реакции, грозящей его любимому миру буйной плоти и свободной мысли. Маро поплатился за это тюрьмой, вынужденным бегством из Франции и смертью на чужбине, но остался верен своим убеждениям.

В середине века, когда во французской прозе уже взошло светило Рабле, в 1549 году Жоакин дю Белле в сотрудничестве с Пьером Ронсаром напечатал «Защиту и прославление французского языка» - манифест национальной поэзии Франции. Эти поэты возглавили кружок семи друзей-поэтов «Плеяда», который стал первой поэтической национальной школой Западной Европы. Стремясь очистить язык литературы от средневековых пережитков, поэты «Плеяды» отшатнулись от буйной стихии грубой красочной народной речи, из которой неустанно черпал Рабле. Их идеал меры и ясности уже предвещал эстетические принципы классицизма 17 века.

Позднее, чем в других странах, расцвела английская поэзия Возрождения. Здесь существовала могучая национальная поэтическая традиция (англосаксонские фольклорные корни, нормандские сказания - Джеффри Чосер). Ко второй половине 16 века в Англии сложился кружок просвещенных дворян-гуманистов «Ареопаг» (Филипп Сидни - автор любовного романа из цикла сонетов «Астрофил и Стелла»).

Известные авторы испанской ренессансной лирики - Сервантес (автор «Дон Кихота») и Лопе де Вега (драм. Произведения). К лучшим образцам испанской лирики близки сонеты великого португальского поэта Луиса Камоэнса, отмеченные высоким мастерством и страстным трагическим мироощущением. По своему психологизму и глубине мысли сонеты Камоэнса напоминают Шекспира.

Те искания в литературе и искусстве Европы, которые принято относить к эпохе Возрождения, или Ренессанса, в разных странах приходятся на разное время. В каждой стране они имеют свои особенности. Однако можно сказать, что эпоха Возрождения - это время подъема культуры многих европейских стран, которое примерно охватывает два века - XV и XVI, а в Италии еще и XIV в.

В ту пору стремительно росли города, народные массы выступали против феодалов. Развивалась торговля. Купцы отправляли свои корабли в далекие плавания.

Растущей буржуазии очень мешали всякие средневековые запреты. Появились люди, не желавшие соглашаться с церковным учением о том, что жизнь на земле не должна интересовать человека, что его удел - отказываться от земных радостей во имя блаженства в загробном мире.

Люди, не согласные с учением церкви, напротив, считали, что человек должен стремиться здесь, на земле, к настоящей жизни, полной радости и яркого содержания. Гуманисты думали не о божественном, а о человеческом. Они верили в силу человека, призывали уважать его красоту и разум, воспевали отвагу его дел и смелость его мысли, черпали вдохновение в народной поэзии, обращались к своему родному национальному языку.

Современники назвали этих людей «гуманистами» (от латинского слова «гуманус» - человеческий).

Первые гуманисты появились в Италии. И это понятно. В Италии раньше, чем в других странах, отжило свой век крепостное право, начали развиваться торговля и промышленность, выросли сильные города, появились первые наемные рабочие. Именно здесь, в Италии, под натиском нового отступали старые порядки, а вместе с ними и старые средневековые идеи.

На земле Италии сохранилось много памятников культуры древнего Рима, а также древней Греции, которые были вывезены сюда еще во времена античности.

В памятниках искусства и литературы римской и греческой древности гуманисты увидели изображение прекрасного, сильного, гармонически развитого человека. Благодаря деятельности гуманистов были найдены, сохранены, изучены, возрождены произведения искусства и идеи античной древности. Отсюда и происходит слово «Возрождение».

Но вскоре это слово приобрело более широкий смысл. Оно стало означать не только возрождение старых, но и рождение новых культурных ценностей.

Эпоха Возрождения стала временем нового; невиданного расцвета литературы и искусства. Так о ней сказал Фридрих Энгельс. А выдающихся людей эпохи Возрождения он назвал титанами «по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».

Гуманисты были людьми необыкновенной, подчас всеобъемлющей широты интересов. Один из самых замечательных во всей истории человечества примеров этого - Леонардо да Винчи. Гениальный скульптор, художник и теоретик искусства, он был наряду с этим выдающимся механиком и математиком. Леонардо да Винчи проектировал плотины и крепости, размышлял над секретом летания птиц и над устройством летательного аппарата тяжелее воздуха, писал басни и рассказы, высказывал догадки о происхождении гор, изобретал станки и машины. И он был неодинок в своей многосторонности. Эпоха Возрождения знала и других людей, которые совмещали в себе поэта и зодчего, или скульптора и философа, или дипломата и врача.

В этом очерке мы кратко охарактеризуем лишь одну сторону эпохи Возрождения - ее литературу и начнем с Италии - колыбели Возрождения.

Италия была родиной группы прозаиков во главе с Джованни Боккаччо (1313-1375). Они писали рассказы, в которых зло высмеивали поповские выдумки о святых и чудесах, изобличали лицемерие монахов, отвергали средневековую проповедь отречения от жизни. Героями их рассказов были сильные, здоровые, веселые, умные люди, верные дружбе, умеющие постоять за себя и свою любовь. В этих преимущественно сатирических произведениях правдиво и без прикрас изображались быт и нравы Италии тех лет.

Куда более фантастическими, сказочными были итальянские поэмы позднего Возрождения (XVI в.). Но и в них воспевалась любовь, которая проходит через все испытания. Если героями этих произведений выступали прекрасные рыцари, то они были образованны, как гуманисты, и, подобно гуманистам, преклонялись перед красотой человека. В поэмах, особенно в «Неистовом Роланде» Ариосто (1474 - 1533), все было освещено ярким светом жизнерадостных идей Возрождения. (О великом итальянском поэте Данте и о другом замечательном поэте-Петрарке см. ст. «Данте Алигьери» и «Франческо Петрарка».)

В Германии в эпоху Возрождения деятелям новой, передовой литературы пришлось выдержать тяжелые бои с церковниками - врагами гуманистической науки. Группа замечательных немецких писателей объединилась, чтобы в сатирической книге «Письма темных людей» высмеять врагов разума и просвещения. Эта книга представляла собой как бы собрание писем ученых невежд, мракобесов средневековья.

Для народа в эти годы писал свои простые и веселые стихи и пьесы сапожных дел мастер и поэт Ганс Сакс.

Ярким был расцвет литературы в эпоху Возрождения во Франции. Здесь жил и творил Франсуа Рабле, создавший знаменитый роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором высказал мечту о сильном, смелом, всесторонне образованном, свободном от средневековых предрассудков человеке (см. ст. «Франсуа Рабле»). Во Франции трудилась группа поэтов, которую называли «Плеядой». Она очень много сделала для совершенствования родного языка, вдохновенно воспела сильные человеческие чувства.

Деятельность гуманистов во Франции, да и не только во Франции, требовала большого мужества. Многие из них подвергались преследованиям со стороны реакционных сил, стоявших на страже прошлого. Особенно преследовала гуманистов церковь. Некоторым из них жажда знаний и стремление распространить эти знания стоили жизни. Французский ученый и книгоиздатель Этьен Доле был сожжен на костре, писатель-сатирик Деперье, затравленный врагами, покончил жизнь самоубийством.

Идеи Возрождения перешагнули и через Пиренейские горы. В романе «Дон Кихот» Мигель Сервантес высмеял пустое фантазерство средневековых сочинений о рыцарях, волшебниках и феях. Но этим не исчерпывается содержание его романа. Пусть Дон Кихот-чудак, мечтатель, фантазер. Сервантес не только смеется над ним. Он прославляет в образе Дон Кихота человека, неутомимого в стремлении к подвигу и справедливости.

Младшим современником Сервантеса был один из самых замечательных драматургов мира - Фелис Лопе де Вега, пьесы которого до сих пор живут на сцене.

Идеи эпохи Возрождения, возникшие на итальянской земле, развившиеся и обогащенные в других странах Европы, с могучей силой прозвучали в творчестве гениального английского драматурга Вильяма Шекспира.

В каждой стране литература эпохи Возрождения принимала свой, особенный, национальный характер, но у самых значительных ее созданий были и сильно выраженные общие черты.

Лучшие писатели эпохи Возрождения стремились глубоко изучить человека и правдиво его изобразить, прославляли красоту его тела и силу души, воспевали его борьбу за земное счастье. Они боролись со всем отжившим, темным, косным, что стояло на пути этого счастья. Писатели эпохи Возрождения стремились изучить и изобразить действительную жизнь человека.

Для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.

Парадигма

Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.

Живопись Джотто (эпоха Возрождения)

Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Микеланджело

Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.

К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.

Рафаэль Санти

Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».

К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.

Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.

Альбрехт Дюрер

Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.

Тициан

Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.

Сандро Ботичелли

Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.

Данте Алигьери

Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.

Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.

Уильям Шекспир

Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.

В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества - Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

Литература эпохи Возрождения, список которой вы можете найти на этой странице, является жемчужиной мировой культуры. Данный период в истории датируется четырнадцатым-шестнадцатым веком. Литература эпохи Возрождения , произведения которой до сих пор считаются эталоном мастерства, составляет значительный пласт культуры того времени.

Отличие ее от средневековой довольно просто. Литература эпохи Возрождения опиралась на гуманистические принципы, почерпнутые из античности. Воспевание красоты, любви к жизни и в целом довольно оптимистический взгляд на мир пришел на смену аскетичному и мрачному Средневековью. Книги эпохи Возрождения смещают центр внимания от церковной и феодальной тематики к самому человеку, его духовному богатству и культуре.

Ренессанс вместе с этими идеями впервые появился в Италии, но довольно быстро захватил все страны Европы. В каждой конкретной стране Возрождение имело свой неповторимый характер и уникальные черты. Книги эпохи Возрождения, список которых вы можете увидеть в этом разделе, отличаются высокой художественностью, концентрации на внутреннем мире человека, следованием античным высоким идеалам и эмоциональностью.

Книги эпохи Возрождения на сайте «КнигоПоиск»

Если вы хотите познакомиться и открыть для себя книги эпохи Возрождения, список, представленный на сайте «КнигоПоиск», вам поможет сделать правильный выбор.

Интенсивный расцвет литературы в значительной степени связан в этот период с особым отношением к античному наследию. Отсюда и само название эпохи, ставящей перед собой задачу воссоздать, «возродить» якобы утраченные в средние века культурные идеалы и ценности. На самом деле подъем западноевропейской культуры возникает совсем не на фоне предшествующего упадка. Но в жизни культуры позднего средневековья столь многое меняется, что она ощущает себя принадлежащей к другому времени и чувствует неудовлетворенность прежним состоянием искусств и литературы. Прошлое кажется человеку Возрождения забвением замечательных достижений античности, и он берется за их восстановление. Это выражается и в творчестве писателей данной эпохи, и в самом их образе жизни: некоторые люди того времени прославились не тем, что создавали какие-либо живописные, литературные шедевры, а тем, что умели «жить на античный манер», подражая древним грекам или римлянам в быту. Античное наследие не просто изучается в это время, а «восстанавливается», и поэтому деятели Возрождения придают большое значение открытию, собиранию, сбережению и публикации древних рукописей.. Любителям древних литературных
памятников эпохи Ренессанса мы обязаны тем, что имеем возможность читать сегодня письма Цицерона или поэму Лукреция «О природе вещей», комедии Плавта или роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Эрудиты Возрождения стремятся не просто к знанию, а к совершенствованию владения латинским, а затем и греческим языками. Они основывают библиотеки, создают музеи, учреждают школы для изучения классической древности, предпринимают специальные путешествия.

Что же послужило основой тех культурных изменений, которые возникли в Западной Европе во второй половине XV-XVI вв. (а в Италии - родине Возрождения - на век раньше, в XIV столетии)? Историки справедливо связывают эти изменения с общей эволюцией экономической, политической жизни Западной Европы, ступившей на путь буржуазного развития. Возрождение - время великих географических открытий - прежде всего Америки, время развития мореплавания, торговли, зарождения крупной промышленности. Этот период, когда на основе складывающихся европейских наций формируются национальные государства, уже лишенные средневековой замкнутости. В это время возникает стремление не только укреплять власть монарха внутри каждого из государств, но и развивать отношения между государствами, образовывать политические союзы, вести переговоры. Так возникает дипломатия - тот вид политической межгосударственной деятельности, без которой невозможно представить современную международную жизнь.

Возрождение - это время, когда интенсивно развивается наука и светское мировоззрение начинает в определенной степени теснить мировоззрение религиозное, или же существенно изменяет его, подготавливает церковную реформацию. Но самое главное - этот период, когда человек начинает по-новому ощущать себя и окружающий его мир, часто совсем по-другому отвечать на те вопросы, которые его всегда волновали, или ставить перед собой иные, сложные вопросы. Человек эпохи Возрождения чувствует себя живущим в особом времени, близком к понятию золотого века благодаря своим «золотым дарованиям», как пишет один из итальянских гуманистов XV в. Человек видит себя центром мироздания, устремленного не вверх, к потустороннему, божественному (как в средние века), а широко открытого разнообразию земного существования. Люди новой эпохи с жадным любопытством вглядываются в окружающую их реальность не как в бледные тени и знаки небесного мира, а как в полнокровное и красочное проявление бытия, имеющего собственную ценность и достоинство. Средневековому аскетизму не находится места в новой духовной атмосфере, наслаждающейся свободой и мощью человека как земного, природного существа. Из оптимистической убежденности в могуществе человека, его способности к совершенствованию возникает желание и даже необходимость соотносить поведение отдельного индивида, свое собственное поведение со своеобразным образцом «идеальной личности», рождается жажда самосовершенствования. Так формируется в западноевропейской культуре Возрождения очень важное, центральное движение этой культуры, которое получило название «гуманизма».

Не стоит думать, что значение этого понятия совпадает с общеупотребительными сегодня словами «гуманизм», «гуманный» (означающими «человеколюбие», «милосердие» и т. п.), хотя несомненно, что их современное значение в конечном счете восходит к ренессансным временам. Гуманизм в эпоху Возрождения был особым комплексом нравственно-философских представлений. Он имел непосредственное отношение к воспитанию, образованию человека на основе преимущественного внимания не к прежним, схоластическим знаниям, или знаниям религиозным, «божественным», а к гуманитарным дисциплинам: филологии, истории, морали. Особенно важно, что гуманитарные науки в это время стали цениться как самые универсальные, что в процессе формирования духовного облика личности главное значение придавали «словесности», а не какой-либо другой, может быть более «практической», отрасли знания. Как писал замечательный итальянский поэт Возрождения Франческо Петрарка, именно «через слово человеческое лицо становится прекрасным». Престиж гуманистических познаний был в эпоху Возрождения чрезвычайно высок.

В Западной Европе этого времени появляется гуманистическая интеллигенция - круг людей, общение которых друг с другом основано не на общности их происхождения, имущественного положения или профессиональных интересов, а на близости духовных и нравственных исканий. Порой такие объединения единомышленников-гуманистов получали наименование Академий - в духе античной традиции. Иногда дружеское общение гуманистов осуществлялось в письмах, очень важной части литературного наследия эпохи Возрождения. Латинский язык, ставший в своем обновленном виде универсальным языком культуры разных западноевропейских стран, способствовал тому, что, несмотря на определенные исторические, политические, религиозные и прочие различия, деятели эпохи Возрождения Италии и Франции, Германии и Нидерландов чувствовали себя причастными к единому духовному миру. Чувство культурного единства усиливалось и благодаря тому, что в этот период начинается интенсивное развитие, с одной стороны, гуманистического образования, а с другой - книгопечатания: благодаря изобретению немца Гутенберга с середины XV в. по всей Западной Европе распространяются типографии и к книгам получает возможность приобщиться более значительное число людей, чем прежде.

В эпоху Возрождения меняется и сам способ мышления человека. Не средневековый схоластический диспут, а гуманистический диалог, включающий разные точки зрения, демонстрирующий единство и противоположность, сложную многоликость истин о мире и человеке, становится способом мышления и формой общения людей этого времени. Не случайно диалог - один из популярных литературных жанров эпохи Возрождения. Расцвет этого жанра, как и расцвет трагедии, комедии, - одно из проявлений внимания литературы Возрождения к а^ тичной жанровой традиции. Но Возрождение знает и новые жанровые образования: сонет - в поэзии, новелла, эссе - в прозе. Писатели этой эпохи не повторяют античных авторов, а на основе их художественного опыта создают, по существу, другой и новый мир литературных образов, сюжетов, проблем.

Понятно поэтому, что стилевой облик эпохи Возрождения обладает новизной и своеобразием. Хотя деятели культуры этого времени изначально стремились возродить античный принцип искусства как «подражания природе», в своем творческом соревновании с древними они открыли новые пути и способы такого «подражания», а позднее и вступили в полемику с этим принципом. Известно, что именно в период Возрождения в живописи была открыта перспектива, заменившая бытовавшее прежде плоскостное изображение. В литературе же, помимо того стилевого направления, которое носит наименование «ренессансного классицизма» и которое ставит своей задачей творить «по правилам» древних авторов, развивается и опирающийся на наследие смеховой народной культуры «гротескный реализм», и ясный, свободный, образно-стилистически гибкий стиль ренессанс, и - на поздних этапах Возрождения - прихотливый, изощренный, нарочито усложненный и подчеркнуто манерный «маньеризм». Такое стилевое многообразие естественно углубляется по мере эволюции культуры Ренессанса от истоков к завершению.

В процессе исторического развития действительность позднего Возрождения становится все более бурной, неспокойной. Растет экономическое и политическое соперничество европейских стран, ширится движение религиозной Реформации, приводящее все чаще к прямым военным столкновениям между католиками и протестантами. Все это заставляет современников эпохи Возрождения острее чувствовать утопичность оптимистических упований ренессансных мыслителей. Недаром само слово «утопия» (его можно перевести с греческого как «место, которого нет нигде») родилось в эпоху Ренессанса - в названии известного романа английского писателя Томаса Мора. Растущее ощущение дисгармоничности жизни, ее противоречивости, понимание трудностей воплощения в ней идеалов гармонии, свободы, разума приводит в конце концов к кризису ренессансной культуры. Предчувствие этого кризиса проступает уже в творчестве писателей позднего Возрождения.

Развитие культуры Возрождения протекает в различных странах Западной Европы по-разному. Остановимся на краткой характеристике ее этапов в отдельных странах.

Возрождение в Италии. Именно Италия оказалась первой страной, в которой зародилась классическая культура Ренессанса, оказавшая большое влияние на другие европейские страны. Этому причиной были и общественно-экономические факторы (существование независимых, экономически мощных городов-государств, бурное развитие торговли на перекрестке между Западом и Востоком), и национальная культурная традиция: Италия была исторически и географически особенно тесно связана с древнеримской античностью. Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение XIV в. - это период творчества Петрарки - ученого, гуманиста, но прежде всего в сознании широкого читателя замечательного лирического поэта, и Боккаччо - поэта и знаменитого новеллиста. Зрелое и высокое Возрождение XV ъ. - это преимущественно стадия «ученого» гуманизма, развитие ренессансной философии, этики, педагогики. Созданные в этот период художественные сочинения известны сейчас более всего специалистам, но это время широкого распространения по Европе идей и книг итальянских гуманистов. Позднее Возрождение - XVI в. - отмечено процессом кризиса гуманистических идей. Это время осознания трагизма человеческой жизни, конфликта между чаяниями и способностями человека и реальными трудностями их воплощения, время смены стилей, явного усиления маньеристических тенденций. Среди наиболее значительных сочинений этого времени - поэма Ариосто «Неистовый Орландо».

Возрождение во Франции. Гуманистические идеи стали проникать во Францию из Италии еще на рубеже XIV-XV вв. Но Возрождение было во Франции и естественным, внутренним процессом. Для этой страны античное наследие было органичной частью ее собственной культуры. И все же ренессансные черты французская литература приобретает лишь во второй половине XV столетия, когда возникают общественно-исторические условия для развития Возрождения. Раннее Возрождение во Франции - 70-е гг. XV в. - 20-е гг. XVI в. Это время становления во Франции новой системы образования, создания гуманистических кружков, издания и изучения книг античных авторов. Зрелое Возрождение - 20-60-е гг. XVI в. - период создания сборника новелл Маргариты Наваррской «Геп-тамерон» (по образцу «Декамерона» Боккаччо), выхода в свет знаменитого романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Позднее Возрождение - конец XVI в. - это, как и в Италии, время кризиса Возрождения, распространения маньеризма, но это и пора творчества замечательных писателей позднего Ренессанса - поэтов П. Ронсара, Ж. дю Белле, философа и эссеиста М. Монтеня.

Возрождение в Германии и Нидерландах. В этих странах Возрождение не только отличается более поздним моментом рождения, чем в Италии, но и особым характером: «северных» гуманистов (так обычно называют деятелей Возрождения в странах к северу от Италии) отличает больший интерес к религиозным проблемам, стремление к непосредственному участию в церковной реформаторской деятельности. Очень важную роль в развитии ренессансной культуры в этих странах играло книгопечатание и развитие «университетской реформации». С другой стороны, не меньшее значение имели религиозные дискуссии и сформировавшееся в ходе этих дискуссий движение «христианского гуманизма». И немецкая литература, и литература Нидерландов стремились соединять в своем художественном облике сатиру и назидательность, публицистичность и аллегоризм. Обе литературы объединяет также и фигура замечательного писателя-гуманиста Эразма Роттердамского.
Возрождение в Англии. Английское Возрождение началось позднее, чем в других европейских странах, но оно было чрезвычайно интенсивным. Это было для Англии временем и политического, и экономического подъема, важных военных побед и укрепления национального самосознания. Английская культура активно впитывала достижения ренессансной литературы других стран: здесь очень много переводят - и античных авторов, и произведения итальянских, французских, английских писателей, увлеченно развивают и преображают национальную поэзию, драматургию. Особенный подъем английская культура Возрождения переживает в так называемый елизаветинский период - годы царствования королевы Елизаветы (1558-1603). В этот период появляется целое созвездие замечательных имей английских писателей - поэтов Спенсера и Сидни, прозаиков Лили, Делони и Нэша, драматургов Кида, Грина, Марло. Но главное» ярчайшее явление театра этой эпохи - творчество Уильяма Шекспира, одновременно и кульминация английского Возрождения и начало кризиса гуманизма, предвестье новой эпохи.

Публикации по теме